Как составить психолого педагогическую характеристику семьи

Педагогическая или любая другая характеристика на членов семьи, неважно куда она предоставляется (в органы опеки, для награждения, для суда или на конкурс) – должна характеризовать: положительные и отрицательные стороны взаимоотношений в семье, ее социальный и психологический статус, возможности для развития человека и его самореализации.

Содержание:

  • 1 Общая социально психологическая характеристика благополучной семьи
  • 2 Готовая характеристика семьи ученика от классного руководителя
  • 3 Характеристика на семью воспитанника детского сада от воспитателя
  • 4 Пример характеристики взаимоотношений членов патриархальной семьи
  • 5 Образец характеристики на неблагополучную семью несовершеннолетнего ребенка
    • 5.1 Краткий вывод
  • 6 Дополнительные образцы семейных характеристик

Общая социально психологическая характеристика благополучной семьи

Характеристика на семью

Состав семьи:

Отец – Петр Нестеров (43 года), образование – среднее специальное, работает в строительной компании начальником цеха.

Мать – Мария Нестерова (38 лет), образование – высшее педагогическое, работает в гимназии учителем начальных классов.

Ребенок – Андрей Нестеров (12 лет), обучается в гимназии.

Семья Нестеровых характеризуется как полная с одним ребенком. Обязанности внутри семьи четко распределены в равных долях: отец глава и кормилец семьи, на нем лежат финансовые и воспитательные функции, мать главенствует на бытовом и психологическо-эмоциональном уровне.

У семьи Нестеровых стабильное материальное обеспечение. Родители работают и получают официальную заработную плату, ребенку за хорошую учебу и помощь по дому дают карманные деньги. Андрей обеспечен всеми необходимыми вещами – у него много игрушек, развивающих учебных принадлежностей, разнообразный выбор одежды. У ребенка есть своя комната, в которой он по просьбе родителей может самостоятельно навести порядок.

Воспитание ребенка в семье реализовывается по демократическому типу. Психологический климат стабильный и спокойный. В семье Нестеровых преобладают положительные эмоции во время взаимодействия членов семьи друг с другом. Конфликтные ситуации практически отсутствуют. При возникновении таких, проводятся семейные советы, где решаются все недопонимания и острые вопросы.

Можно сделать вывод, что семья Нестеровых относится к числу благополучных семей. Отклонения не найдены.

Готовая характеристика семьи ученика от классного руководителя

Характеристика

на семью учащегося Средней общеобразовательной школы № 471 г. Санкт-Петербург, Преображенского Василия Михайловича, 15.07.2012 года рождения.

Состав: полная семья.

Отец – Преображенский Алексей Юрьевич, 1977 года рождения, высшее образование, место работы – ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Мать – Преображенская Людмила Сергеевна, 1979 года рождения, среднее специальное образование, место работы – ресторан «Балкан».

Адрес проживания – Санкт-Петербург, улица Жуковского, 29.

Семья живет в трехкомнатной квартире, у родителей и Василия собственные комнаты. Организовано рабочее пространство, квартира обустроена новейшими бытовыми приборами и всеми удобствами.

Ребенок воспитывается в доверительных и заботливых отношениях. Родители следят за поведением и успеваемостью Василия, контролируют выполнение домашних заданий. Также, Василий посещает секцию по теннису и ходит на дополнительные занятия по французскому языку.

В школе Василий общается со всеми одноклассниками, в некоторых ситуациях проявляет лидерские качества. В конфликтах с другими детьми замечен не был.

Алексей Юрьевич и Людмила Сергеевна участвуют в жизни класса и школы. Регулярно посещают родительские собрания и школьные мероприятия. Своевременно дают обратную связь педагогам на замечания и просьбы.

Семья Преображенских заявляет о себе только с хорошей стороны, замечаний и пожеланий не имеется.

Характеристика на семью воспитанника детского сада от воспитателя

Характеристика на семью Петровых г. Нижний Новгород

Состав семьи: полный.

Отец – Сергей Валентинович Петров, место работы – Управление ФСБ РФ по Нижегородской области.

Мать – Раиса Федоровна Петрова, место работы – Городская клиническая больница № 5.

Ребенок – Алиса Сергеевна Петрова, 2016 года рождения, обучается в МАДОУ «Радуга».

Алиса способный ребенок: умеет читать, писать и считать, занимается танцами. Во время занятий проявляет усидчивость и внимательность, редко отвлекается. Выстраивает дружелюбные отношения со сверстниками, имеет зачатки лидерских навыков. Хорошо развита память и эрудированность. Алиса с удовольствием играет в игры и выполняет поставленные задачи.

Девочка всегда приходит опрятной и аккуратно одетой, с красивой прической. Полностью себя обслуживает, самостоятельна, правильно пользуется кухонными принадлежностями. Родители вовремя привозят и забирают ребенка. Без уважительной причины не пропускают посещения МАДОУ.

Взаимоотношения между родителями и дочерью абсолютно положительные, видна любовь и забота. Ребенку уделяется достаточно внимания.

Родители участвуют в жизни дочери и интересуются ее достижениями, посещают дошкольные мероприятия, всегда находятся на связи.

Пример характеристики взаимоотношений членов патриархальной семьи

Характеристика

Состав семьи: полный с выраженным патриархальным направлением.

Отец – Кузнецов Александр Михайлович, 1976 года рождения, имеет высшее юридическое образование, место работы – юридическая организация ООО «Закон и право».

Мать – Кузнецова Елена Павловна, 1981 года рождения, имеет среднее специальное образование, домохозяйка.

Дети – Марина и Дмитрий Кузнецовы, 2003 и 2005 года рождения. Марина учится на 1 курсе в университете, Дмитрий – в школе.

Семья Кузнецовых живет в частном доме, в котором есть все необходимые условия для комфортной и удобной жизни. У каждого члена семьи своя комната.

Александр Михайлович является главой семьи и авторитетом, он полностью несет ответственность за жену и детей. Александр руководит финансами и хозяйством, занимает высокую позицию в социуме.

Елена Павловна ведет быт и занимается воспитанием детей. С супругом имеет теплые и доверительные отношения, они всегда проводят время вместе и не ссорятся. В браке царит взаимное уважение и гармония.

Для детей модель поведения родителей является примером. У Марины и Дмитрия хорошие взаимоотношения друг с другом, они практически никогда не конфликтуют.

Семья Кузнецовых не заявила о себе в плохом ключе. Отклонений от нормы нет.

Образец характеристики на неблагополучную семью несовершеннолетнего ребенка

Характеристика

на семью учащегося 5 класса МОУ СОШ №3 г. Москва, Иванова Никиты Артемовича, 2009 года рождения

Никита воспитывается в неполной семье с мамой и бабушкой. Мать – Иванова Анна Николаевна – в данный момент не трудоустроена из-за отсутствия профильного образования (в наличии общее образование 9 классов). Основной доход семьи идет за счет пенсии бабушки – Яковлевой Антонины Семеновны.

Отец Никиты в 2011 году подал на развод, алименты не платит. Анна Николаевна, в свою очередь, в суд не обращалась.

Квартира, в которой проживает ребенок, имеет скромный вид. Нет ремонта и современной бытовой техники, мебель старая. У мальчика нет собственной комнаты, он спит вместе с мамой. Однако, место для выполнения домашних заданий в квартире имеется.

Одежда и обувь у Никиты не новые, также у него нет телефона для связи с родителями.

Анна Николаевна занимается воспитанием ребенка поверхностно. В основном, эту роль выполняет бабушка. Она ходит на родительские собрания и делает с Никитой уроки.

Никита замкнут в себе, у него есть пару друзей. На контакт идет тяжело, успеваемость удовлетворительная, может отказать учителю в выполнении просьбы или задания.

Краткий вывод

Обстановка в семье Ивановых неблагоприятная. Проживание в вышеописанных условиях может усугубить психологическое состояние Никиты Иванова.

Дополнительные образцы семейных характеристик

Смотрите и используйте дополнительные примеры семейных характеристик.

Продолжение темы . . .

Смотрите – Архив различных (положительных и отрицательных) характеристик

Характеристика
семьи (Образец характеристики на семью)

В своей
деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с
разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и
порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать.
Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того
чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные
нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать
выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя
образец характеристики на семью.

Характеристика
семьи: с чего начать?

Перед тем
как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных
этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

1. Провести беседу с
учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики,
направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им
психологического климата внутри семьи.

2. Посетить место
проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.

3. Побеседовать с
родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия
родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях,
проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для
получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не
проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета,
социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные
(формальные) данные о семье

Характеристика
семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

1. Ф.И.О., год
рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери,
отца или людей, которые их заменяют.

2. Информация о
других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности,
контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.

3. Информация о
других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают
в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам
семьи, контактные данные).

4. Адрес, по которому
проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые
характеристики семьи

Следующим
этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их
основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там
ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

1. Количество комнат,
наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.

2. Соблюдение
санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность
помещения и т. д.

3. Наличие
необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники
и учебных принадлежностей или игрушек.

4. Вывод о том, насколько
место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные
особенности семьи

Социальная
и психологическая характеристика семьи ребенка – наиболее важная и массивная
часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

1. Статус: полная,
неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над
ребенком.

2. Материальная
обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он
зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность
членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен
необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли
семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на
психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности,
конфликты).

3. Социальная
устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной,
наркотической, азартным играм) или правонарушениям.

4. Распределение
обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых,
эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).

5. Кому принадлежит
формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут
выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители
формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции
выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в
непосредственной близости от ребенка.

Психологические
характеристики семьи

К
психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят
такие основные моменты:

1. Тип воспитания
(авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека,
попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.

2. Описание
психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность
обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия,
безразличие, страх, спокойствие и т. д.).

3. Степень
заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его
достижениями, успехами в учебной деятельности.

4. Наличие совместных
с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на
успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из
этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными
являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка
влияния семьи на ребенка

В этом
блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной
жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную
деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не
интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично
к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота
посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов
(адекватная и неадекватная).

Общие
выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или
неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане,
какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет
порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание
работ, проведенных с семьей

В этом
блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые
проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога,
социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть
все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены
семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате
всех мероприятий.

Данный
образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает
все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается
ребенок.

Особенности
характеристики семьи в работе психолога

Психологическая
характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания,
психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

·   кто выполняет роль
главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);

·   структура семьи:
открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по
большей части только друг с другом), смешанная;

·   наличие традиций;
кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько
реализована его потребность в защите и любви;

·   совместимость
членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого
вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник
родительского отношения» Варга и Столина.

Карта
обследования семьи ученика

Более
короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет
собой бланк, включающий такие основные моменты:

1. Данные о родителях
и других проживающих с семьей людей.

2. Адрес и общая
характеристика помещения.

3. Социальный статус
семьи.

4. Материальная
обеспеченность ее членов.

5. Какая помощь
необходима (материальная, психологическая, медицинская).

6. Какие виды работ с
семьей проводились.

Карта
обследования – это тоже характеристика семьи. Образец отличается только
отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о
социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика
неблагополучных семей

Характеристика
на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста,
занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места
проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и
выводов.

Однако в
этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей
относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на
развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане
(потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального
обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная
помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья
неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие,
тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных
семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана
ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему
справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что
включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно
добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи,
за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это
связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности
адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на
успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое
внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных
специалистов.

Если
характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие
трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна
показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее
настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность,
желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям
и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие
вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика
семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только
выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего
поколения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области

ХАРАКТЕРИСТИКА

на семью ФИО, г.р.,

обучающегося № класса проживающую по адресу:

Семья обучающегося ФИО состоит из 5 человек:

Мать ФИО,  г.р.,  место работы или домохозяйка;

Отец ФИО,  г.р., место работы (работает по найму, временно не работает и дт.)

Брат ФИО,  г.р., обучающийся № класса МБОУ СОШ № »;

Сестра ФИО, г.р., обучающаяся МБДОУ «Детский сад № ».

Многодетная семья проживает в квартире/доме, где у детей оборудован детский уголок для занятий и отдыха/ имеется отдельная комната. Санитарное состояние жилья удовлетворительное/неудовлетворительные/хорошие.

Семью можно отнести к категории семей с низким/средним/высоким материальным достатком.

Психологическая обстановка в семье устойчивая/не устойчивая. Мать проводит достаточно/недостаточно времени с ребенком, старается /не имеет желания контролировать посещаемость ребенка в школе, досуг и круг общения.

 Подросток спокойный, уравновешенный/агрессивный, не уравновешенный. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы полностью/недостаточно полно. Подросток активно/не имеет желания работает на уроке. Содержит в надлежащем порядке /не аккуратно собственные вещи. Со сверстниками общителен/замкнут, предпочитает подвижные игры/ быть один. В игровой деятельности подчиняется общим правилам игры/ пытается быть лидером. Помогает товарищам, когда его просят. Принимает активное/ не имеет желания участие в классных и общешкольных мероприятиях. Любит уроки ИЗО, труда, физкультуры и др. Мама постоянно интересуется/не интересуется успехами подростка, поддерживает связь /не идет на контакт с учителями и специалистами сопровождения.

В ходе совместной работы классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога и заместителя директора по ВР у подростка произошли положительные/незначительные/нет изменения.

Регулярно проводились с родителями профилактические работы, которые дали положительные/незначительные/нет изменения в семье ребенка.

Дата заполнения

Директор школы                                                               ФИО

Социальный педагог                                                        ФИО

Характеристика неблагополучной семьи: образцы, примеры и советы по написанию характеристики

Что такое неблагополучная семья? Это, прежде всего, семья с низким социальным статусом, которая не справляется с возложенными на нее обществом функциями, в первую очередь, с воспитанием детей.  Процесс социализации несовершеннолетнего ребенка в такой семье происходит намного сложнее, а процесс семейного воспитания снижен и протекает с большими трудностями, медленно и безрезультатно. Читать далее >>>

Данный материал предназначен для классного руководителя. Это характеристика семьи учащегося, находящегося в трудной жизненной ситуации.


24.03.2018

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Примерная схема составления характеристики семьи учащегося, а также социальный паспорт учащегося и его семьи, который заполняется в начале учебного года классным руководителем.


05.03.2017

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный материал предназначен для классных руководителей, социальных педагогов составляющих характеристики на семьи обучающихся, для представления в комиссию по делам несовершеннолетних. Здесь предоставлен образец характеристики семьи из 3 человек, в которой мать одна воспитывает 2 детей, описывается положение в семье, положительные и отрицательные стороны, а также представлено ходатайство администрации школы о снятии с учета КДН семьи.


26.08.2015

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Документ-характеристика на неблагополучную семью. Ребенок проживает с одним из родителей.


25.08.2015

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Материал будет интересен в первую очередь классным руководителям. Характеристика семьи ученицы 8 класса. В ней отражается роль каждого из членов семьи в воспитании и обучении ребенка, а также описываются бытовые условия, в которых растет девочка. Пытаясь создать точную картину, были описаны все детали быта.


25.04.2015

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный образец характеристики предназначен для классных руководителей.В классах всегда встречаются семьи которые стоят на особом контроле, это неблагополучные семьи. Руководство требует посещение, отслеживание и характеристики этих семей. Данная работа поможет в написании такой характеристики.


14.04.2015

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Характеристика неблагополучной семьи: образцы, примеры и советы по написанию характеристики

Что такое неблагополучная семья? Это, прежде всего, семья с низким социальным статусом, которая не справляется с возложенными на нее обществом функциями, в первую очередь, с воспитанием детей.  Процесс социализации несовершеннолетнего ребенка в такой семье происходит намного сложнее, а процесс семейного воспитания снижен и протекает с большими трудностями, медленно и безрезультатно.

Работа с такой семьей проходит обычно в несколько этапов.

  • Первый этап — знакомство, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, беседа о воспитании ребенка, о его успехах (или неуспехах) в школе, о поведении и общественных нагрузках.
  • Далее к работе подключаются специальные психолого-педагогические службы, которые пытаются установить контакт со всеми членами семьи.
  • Следующий этап  — выявление существующих семейных проблем, причин их появления и внутренних ресурсов неблагополучной семьи.
  • Далее, если возможно, организация необходимой помощи семье, рассмотрение стимуляции родителей к самопомощи.

На всех этапах постоянно составляется и заполняется множество документов:  характеристика и на неблагополучную семью, и на ребенка из неблагополучной семьи, и другие.

Как писать характеристику на неблагополучную семью?

В самом начале характеристики следует указать полное имя, фамилию и отчество, дату  и место рождения, состав семьи, их возраст, образование, специальность и профессию.

Далее обязательно следует указать причины неблагополучия данной семьи: отсутствие постоянного места работы, пьянство, дебоши, равнодушие к детям и их проблемам и т.д.

Затем нужно подробно остановиться на школьных проблемах и успехах ребенка: его успеваемость, интерес к различным предметам, участие в общественной жизни школы, классные обязанности и т.д.

Далее описываются личностные характеристики ребенка: раскрыть сильные и слабые стороны, неплохо при этом опираться на результаты психолого-педагогического обследования и т.д.

В конце текста характеристики нужно осветить отношения ребенка с педагогами и учащимися класса. Есть ли у ребенка близкие друзья, с кем он может находить общий язык. Одинок ли он в коллективе и отвергает всякую помощь извне. Пользуется ли авторитетом среди сверстников.

Если ребенок состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, то нужно указать причины, с какого периода и отношение родителей к данной проблеме. Являются ли они на заседания комиссии. Как относятся к проблемам ребенка. Как собираются их решать.

Если ребенок отличается девиантным поведением, то следует выявить его причины, поскольку оно может являться прямым следствием неправильного поведения старших членов семьи.

В заключение можно сделать прогноз о дальнейшей судьбе ребенка, если помощь своевременно не будет оказана.

Образцы характеристик на неблагополучную семью вы найдете в этом разделе сайта: они написаны учителями-практиками. Эти готовые характеристики вы можете изменить под себя и использовать в работе.

Понятие «Семья»

Определение 1

Семья – это базовая ячейка общества, социальный институт, характеризующийся добровольным вступлением в брак, общностью быта, брачными отношениями.

Человек, существо социальное, поэтому всегда стремится быть частью группы. Удовольствие от одиночества мало кто может получить, поэтому люди выстраивают тесные связи с другими людьми. Данное обстоятельство обуславливается устройством психики человека на уровне инстинктов. Таким образом, семья является одним из способов быть с кем-то в этом мире.

Предки человека, как говорят ученые, жили большими общинами, в которых постепенно стали появляться семьи. Со временем первобытная семья изменила свою организацию, обросла новыми условиями существования, внутренними обязанностями.

Современные научные течения по-разному трактуют определение семьи, социологи, например, под семьей понимают объединение нескольких человек, связанных кровным родством или свои отношения узаконивших в ЗАГСе. По их мнению, семья – это муж и жена. Причем, молодая пара вместе с родителями и детьми тоже называется семьей.

Семья в юриспруденции – это люди, состоящие в официальном браке и совместно проживающие.

Замечание 1

Объединив данные определения, можно сказать, что семья – это отдельная ячейка общества, подтвержденная на уровне государства, связанная общим бытом, схожими целями, интересами и мировоззрением.

Семья имеет свои признаки:

  • зарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной;
  • совместное проживание и совместный быт;
  • совместно приобретенные материальные ценности;
  • близкие интимные отношения;
  • совместные дети (супруги, не имеющие детей, тоже считаются семьей).

Семья выполняет важные функции и, прежде всего, рождение детей в браке, что обеспечивает продолжение рода. Совместно муж и жена создают и накапливают материальные блага, ведут общее хозяйство, что дает возможность достичь более высокого жизненного уровня.

«Психологическая характеристика семьи» 👇

Очень важной является воспитательная функция, родители должны воспитать в детях морально-нравственные ценности и обучить правилам жизни в обществе. Маленький человек впервые в семье узнает, что значит хорошо и что плохо, учится доброте, справедливости, ответственности, учится ценить поддержку и самому оказывать её. Семья передает ребенку накопленные культурные ценности и семейные традиции, обеспечивая тем самым связь поколений.

Замечание 2

В психике человека заложены стремления любить и быть любимым и если эти важные потребности в семье не удовлетворяются, человек сильно страдает.

Психологические особенности семьи

Форма семейной жизни является естественной не только для человека, но и для большинства животных. О сущности семьи и её природе думали мыслители древности, а одна из первых попыток определить характер семейно-брачных отношений принадлежит Платону. Он считал, что государства возникают в результате объединения семей. Подобной точки зрения придерживался и Аристотель.

В современном мире, считает В. Сатир, существует два типа семей – зрелая и проблемная.

Для зрелой семьи характерна особая и неповторимая жизнь. Атмосфера в зрелой семье характеризуется ощущением естественности, честности и любви. Члены такой семьи всегда готовы считаться друг с другом, готовы поделиться чем-то своим и прийти на помощь, если это будет необходимо. Радость и боль проявляются открыто и каждый член такой семьи чувствует себя полноценной личностью и проявляет особую жизненную силу.

Зрелые семьи могут плодотворно и согласовано планировать свою жизнь, а при каких-либо нарушениях плана, спокойно принимают и оценивают эти изменения. На различные жизненные ситуации члены зрелой семьи реагируют без паники и хорошо понимают, что чувства и человеческая жизнь являются самыми важными, чем что-либо другое.

Для детей родители в такой семье не авторитарные руководители, а лидеры-вдохновители, которые свою задачу видят в том, чтобы научить детей оставаться человеком в любой жизненной ситуации. Поведение родителей не расходится со словами, они сообщают детям как негативные, так и позитивные оценки, могут огорчаться, расстраиваться, так же как радоваться и веселиться.

Для благополучных семей, по мнению американского психотерапевта К. Роджерса, положительными характеристиками являются преданность и сотрудничество, открытое самовыражение, самостоятельность и гибкость отношений. В укреплении семейных отношений важным он считал совместное переживание радости, толерантные отношения друг к другу.

Психологическое здоровье семьи – это её важнейшая интегральная характеристика. Психологическое здоровье, считает он, это показатель социально-психологической активности членов семьи, как внутри семьи, так и в социальной и профессиональной сфере. Психологическое благополучие семьи обеспечивает адекватную регуляцию поведения и деятельности. Психологическое здоровье семьи отражает качественную сторону социальных и психолого-педагогических процессов, протекающих в ней.

Для проблемной семьи характерна атмосфера неудобства и дискомфорта, члены семьи могут быть слишком вежливы друг с другом, но сильно холодны и всем тоскливо.

В проблемной семье царит ощущение тяжести, напряженности, неустойчивости, скрытности, что хорошо отражается на лицах, которые чаще всего бывают угрюмыми, печальными, глаза смотрят в пол и не видят никого вокруг себя. Родители часто противоречат своим ловам и действиям, например, объясняют детям, что нельзя огорчать и обижать друг друга, но сами постоянно шлепают или, даже, бьют детей.

Психологическая характеристика семьи

Характеристика семьи является важным документом для педагогов, психологов, социальных работников, и имеет свою структуру, соблюдение которой позволит оформить её правильно и грамотно.

Существует ряд подготовительных этапов, в результате которых собирается необходимая информация для окончательного варианта.

На первом этапе проводится беседа с учеником, проводится наблюдение за его поведением. Для этого используются психологические методики, цель которых в изучении восприятия ребенком своей семьи, его оценка психологического климата в семье.

Следующий этап связан с посещением этой семьи, обследованием жилищных условий, составлением акта. Во время посещения ребенка важно побеседовать с родителями, оценить их степень участия в школьной жизни ребенка, их заинтересованность в успехах или взволнованность в учебных неудачах.

В беседе с родителями необходимо затронуть и такие вопросы, как участие в родительских собраниях, проверке дневника ребенка. Беседа с родителями строится таким образом, чтобы не вызвать негативную реакцию с их стороны, поэтому изучение места жительства семьи классный руководитель проводит в одиночку и только иногда может привлечь к такому посещению представителя родительского комитета, социального педагога или психолога.

Характеристика начинается с общих данных о семье – ФИО родителей, год рождения, образование, место работы, занимаемая должность, контактные данные. Из других членов семьи называются бабушки, дедушки, братья, сестры, их место жительства.

На основании описания жилищных условий проживания ребенка можно сделать вывод, насколько комфортно ему в этих условиях – есть ли комната для ребенка, место для отдыха. В каком санитарно-гигиеническом состоянии находится жилище, чистота или захламленность помещения, регулярность уборки.

Исходя из этих требований, можно сделать вывод о том, насколько жилище ребенка влияет на успешность его развития.

Важной и более массивной частью характеристики семьи является социальная и психологическая характеристика.

Социальная часть её включает сведения о статусе семьи – полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке.

Материальная обеспеченность зависит от многих факторов и связана с источником дохода – стабильный заработок, выплата алиментов, сезонный труд, наличие безработных в семье, трудоспособность или нетрудоспособность её взрослых членов.

Обеспеченность ребенка необходимыми вещами, едой, школьными принадлежностями. Также важно выяснить наличие финансовых трудностей, хотя не все семьи об этом будут говорить.

Материальное состояние оказывает большое влияние на психологический климат семьи – это удовлетворенность, конфликтность, чувство неполноценности.

Насколько семья устойчива в социальном плане, имеет ли склонность к алкогольной, наркотической зависимости, склонность к правонарушениям, азартным играм.

Кому в семье принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании, например, родители работают за границей, формально являясь воспитателями своего ребенка, а фактически эту роль выполняет бабушка с дедушкой.

К психологической составляющей характеристики относится тип воспитания – либеральный, авторитарный, демократический.

К психологическому климату в семье относится устойчивость, напряженность, стабильность, агрессия, апатия, радость, безразличие, страх, спокойствие и др. Совместный досуг, есть-ли он в семье.

Анализируя данный этап можно сделать вывод – являются ли методы воспитания эффективными и правильными, есть ли педагогическая запущенность.

В блоке оценки влияния семьи на ребенка есть данные об участии родителей в школьной жизни и могут ли родители постоянно контролировать учебную деятельность.

На основании полученных данных делается общий вывод о благополучии или неблагополучии семьи в материальном, психоэмоциональном, социальном плане и на какие моменты родители должны обратить свое внимание.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий