Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2010 г. N 13-312 “О подготовке Публичных докладов”
24 ноября 2010
В соответствии с Планом подготовки актов по реализации в 2009 – 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р, Департамент стратегического развития направляет для использования в работе рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений.
Настоящие рекомендации подготовлены с учетом замечаний и предложений, поступивших от органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений, на материалы, направленные Департаментом государственной политики в образовании письмом от 12 мая 2010 г. N 03-940.
Приложения: на 23 л.
И.М. Реморенко |
Приложение 1
Общие рекомендации
по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений
I. Общие положения
Публичный доклад – аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.
Основными целями Публичного доклада являются:
обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности;
обеспечение прозрачности функционирования региональной (муниципальной) системы образования и образовательных учреждений;
информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития региональной (муниципальной) системы образования или образовательного учреждения, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.
Особенности Публичного доклада:
аналитический характер текста, предполагающий представление фактов и данных, а также их оценку и обоснование тенденций развития;
ориентация на широкий круг читателей, что определяет доступный стиль изложения и презентационный тип оформления;
регулярность предоставления Публичного доклада (раз в год).
II. Основные требования к Публичному докладу
Решение о подготовке Публичного доклада принимается руководителем органа управления образованием (образовательного учреждения), либо вышестоящим органом, либо учредителем.
Рекомендуемые даты опубликования (размещения на сайтах) Публичного доклада: для муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений всех типов – не позднее 1 августа; для региональных органов управления образованием – не позднее 1 сентября.
Порядок подготовки Публичного доклада регламентируется:
для органов, осуществляющих управление в сфере образования, – соответствующим законодательным актом органа законодательной власти, либо нормативным правовым актом вышестоящего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), либо локальным нормативным правовым актом органа, осуществляющего управление в сфере образования, согласованным с организацией (органом) общественного участия*(1);
для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, – нормативным правовым актом государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования, либо локальным нормативным правовым актом образовательного учреждения, согласованным с органом государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением, зарегистрированным в его уставе (совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет, родительский комитет и т.д.), ученым советом (для учреждений высшего профессионального образования);
для муниципальных образовательных учреждений – нормативным правовым актом органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласованным с муниципальным советом по образованию, либо локальным нормативным правовым актом образовательного учреждения, согласованным с управляющим советом, советом образовательного учреждения.
Регламентирующие подготовку и публикацию Публичного доклада локальные нормативные правовые акты должны включать следующие основные позиции:
утверждение состава рабочей (редакционной) группы по подготовке Публичного доклада;
утверждение сетевого графика по подготовке Публичного доклада, включающего разработку структуры доклада и ее утверждение, сбор и обработку необходимых для доклада данных, написание доклада, обсуждение проекта доклада, доработку проекта доклада по результатам обсуждения и его утверждение;
утверждение перечня мероприятий, связанных с распространением Публичного доклада.
Основными информационными каналами для публикации Публичного доклада являются:
официальный сайт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
официальный сайт органа управления образованием;
сайт образовательного учреждения;
отдельное (печатное или электронное) издание;
средства массовой информации.
Наряду с распространением Публичного доклада должно быть организовано его обсуждение с привлечением общественных организаций и объединений.
С целью совершенствования качества Публичных докладов на региональном (муниципальном) уровне целесообразно вводить в практику мероприятия по оценке опубликованных докладов с привлечением потребителей образовательных услуг (конкурсы Публичных докладов, сайтов образовательных учреждений).
Требованиями к качеству информации, включаемой в Публичный доклад, являются:
актуальность – информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования;
достоверность – информация должна быть точной и обоснованной. Сведения, содержащиеся в докладе, подкрепляются ссылками на источники первичной информации. Источники информации должны отвечать критерию надежности;
необходимость и достаточность – приводимые данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада. Дополнительная информация может быть приведена в приложении.
Решение о том, является ли та или иная информация актуальной, основывается на консультациях с потребителями образовательных услуг и выборе вопросов, представляющих общественный интерес.
Публичный доклад должен включать аналитическую информацию, основанную на показателях, содержательно характеризующих состояние и тенденции развития системы образования или образовательного учреждения.
Основными источниками информации для Публичного доклада являются: государственная статистическая отчетность сферы образования и смежных областей, официальные региональные и муниципальные мониторинговые исследования, репрезентативные социологические и психологические исследования, данные внутреннего мониторинга образовательных учреждений*(2).
Представляемые в публичном докладе данные должны быть интерпретированы и прокомментированы с точки зрения их значения для участников образовательного процесса. При этом необходимо использовать как динамические сравнения (в том числе по месяцам и годам), так и самую актуальную на момент составления доклада информацию о деятельности системы образования или образовательного учреждения.
Одним из важных требований к Публичному докладу является доступность изложения – соответствие характера предоставления информации (язык, стиль, оформление и др.) возможностям восприятия потенциальных читателей.
Структура Публичного доклада включает в себя два основных блока:
обязательную часть (приложение N 2 к настоящим рекомендациям);
вариативную часть, содержание которой диктуется спецификой региона (муниципалитета) или образовательного учреждения.
Объем печатного издания Публичного доклада не должен превышать 2,5 печатных листов (без учета приложений).
III. Использование опыта подготовки публичных докладов региональными (муниципальными) органами управления образованием, а также образовательными учреждениями
Одним из условий обеспечения качественной подготовки Публичных докладов является использование имеющихся разработок в данной области, прошедших успешную апробацию и получивших одобрение со стороны органов государственной власти и экспертного сообщества. В частности, заслуживают внимания разработки, которые велись под руководством А.А. Пинского*(3), а также методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (приложение к письму Минобразования России от 14.05.2004 N 14-51-1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного письма следует читать как “N 14-51-131/13”
Эффективный опыт разработки, обсуждения и представления публичных докладов имеется у ряда общеобразовательных учреждений, например, красноярской университетской гимназии “Универс” (www.gimnaz.univers.krasu.ru), муниципального образовательного учреждения г. Екатеринбурга гимназии N 210 “Корифей” (www.koriphey.ru), центра образования N 548 “Царицыно” г. Москва (www.mhs548.ru) и др.
В рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации и Всемирного Банка “Поддержка реформы системы образования”, реализованного Национальным фондом подготовки кадров, в 2006 году были подготовлены “Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики”*(4).
Важным стимулом к внедрению публичной отчетности стал Приоритетный национальный проект “Образование” (ПНПО), а затем региональные комплексные проекты модернизации образования (КПМО). В результате их реализации в большинстве субъектов Российской Федерации было утверждено примерное положение о публичных докладах, подготовленное в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России участникам КПМО (письмо Минобрнауки России от 13.11.2006 N МОН-П-2333).
В Ханты-мансийском автономном округе – Югре, Пензенской области, Республике Саха (Якутия) и Астраханской области публичная отчетность получила закрепление в региональных законах о государственно-общественном управлении в системе образования.
С успешной практикой внедрения публичных докладов всех уровней образования можно ознакомиться на портале “Общественное участие в управлении образованием” (www.gouo.ru).
______________________________
*(1) Организацией (органом) общественного участия в Российской Федерации признается не имеющее членства образование, созданное гражданами Российской Федерации на основе Федерального закона “Об общественных объединениях” или уполномоченными органами государственной власти на основании Федерального закона, Законов субъектов Российский Федерации, местных законов и (или) Положений об этих органах. Организация (орган) общественного участия помимо иных целей, предусмотренных ее учредительными документами, создается в целях участия граждан Российской Федерации в деятельности органов государственной власти.
*(2) Орган управления образованием субъекта Российской Федерации должен обеспечить органы управления образованием нижестоящего уровня и образовательные учреждения сведениями о наличии информации, в первую очередь статистических данных и данных о результате различных обследований, а также обеспечить доступ к информации, имеющейся в распоряжении органа управления образованием.
*(3) Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. – М.: Альянс Пресс, 2004.
*(4) Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики / М.Л. Агранович и др. – М.: Аспект Пресс, 2006 – 133 с. (ISBN 5-7567-0419-1 УДК 37 (470+571) ББК 74.04). С полным текстом можно ознакомиться на сайте www.mamso.ru.
Приложение 2
Информация
для включения в Публичный доклад регионального (муниципального) органа управлением образования
Название раздела |
Содержание |
Введение |
Общая социально-экономическая характеристика региона (муниципалитета) как фактор, определяющий условия функционирования территориальной образовательной системы и внешний запрос к системе образования. Демографическая ситуация (возрастная структура, миграция, динамика численности населения по возрастам). Занятость населения (уровень и структура безработицы по возрастам, по уровню образования, по сфере занятости, динамика) и другие социально-экономические показатели, оказывающие влияние на систему образования. |
1. Цели и задачи региональной (муниципальной) системы образования |
Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона. Общая характеристика системы образования региона (муниципального образования) вне зависимости от системы подчинения и формы собственности. Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране (в чем особенности реализации федеральной и региональной образовательной политики в регионе, что наиболее важно и актуально для данного региона). |
2. Доступность образования |
Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений. Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста образованием (по программам, по форме получения образования). Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование, дистанционное образование). Обеспечение равного доступа к качественному образованию (дошкольный уровень: обеспеченность местами в ДОУ, очередность в сфере дошкольного образования, развитие альтернативных форм, способствующих повышению доступности дошкольного образования. Школьный уровень: распределение общеобразовательных учреждений на территории региона (муниципального образования), обеспечение транспортной доступности. Уровень профессионального образования: структура сети с позиции удовлетворения запроса населения и экономики региона, вариативность образовательных программ и форм получения образования). Информация о дополнительном образовании детей и подростков. |
3. Результаты деятельности системы образования |
Участие в международных сопоставительных исследованиях. Учебные результаты (результаты сдачи ЕГЭ, государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов, результаты региональных (муниципальных) мониторинговых исследований образования). Внеучебные достижения обучающихся (участие в конкурсах и олимпиадах). Социализация (доля детей в возрасте 7 – 15 лет, не посещающих школы, трудоустройство, преступность, безнадзорность и беспризорничество), социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Востребованность выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. |
4. Условия обучения и эффективность использования ресурсов |
Финансирование образования (используемые методы и механизмы финансирования образовательных учреждений, динамика, структура по направлениям и источникам финансирования: расходы на одного учащегося в динамике). Условия обучения (состояние зданий образовательных учреждений, учебные площади в расчете на одного обучающегося, наполняемость и т.д.). Условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в том числе организация питания и медицинского обслуживания. Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий. Кадровый потенциал – качественный и количественный состав (возраст, образование, переподготовка, освоение новых технологий), динамика изменений, вакансии, соотношение обучающихся и работников образования. |
5. Меры по развитию системы образования |
Принятые за последние 2 – 3 года меры по развитию системы образования в рамках федеральных, региональных, муниципальных программ развития, их фактическая и ожидаемая результативность. |
6. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения |
Информация, связанная с исполнением решений, которые приняты органом управления образованием с учётом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего доклада. Информация о решениях, принятых органом управления образованием в течение отчетного года по итогам общественной оценки его деятельности, и их реализации. |
Заключение. |
Выводы по проведенному анализу и перспективы развития: по результатам сравнительного анализа данных по разделам 2 – 6 формируется набор приоритетных задач по улучшению региональной (муниципальной) системы образования с учетом ключевых направлений развития системы образования. Контактная информация. |
Информация
для включения в Публичный доклад дошкольного образовательного учреждения
Название раздела |
Содержание |
1. Общие характеристики заведения |
Тип, вид, статус. Лицензия на образовательную деятельность, государственная аккредитация. Местонахождение, удобство транспортного расположения. Режим работы. Структура и количество групп. Количество мест и воспитанников. Наполняемость групп. Наличие групп кратковременного пребывания, инновационных форм дошкольного образования, консультационных пунктов для родителей и т.д. Структура управления, включая контактную информацию ответственных лиц. Органы государственно-общественного управления. План развития и приоритетные задачи на следующий год. Наличие сайта учреждения. Контактная информация. |
2. Особенности образовательного процесса |
Содержание обучения и воспитания детей (методики и педагогические программы), наличие экспериментальной деятельности, авторских программ. Охрана и укрепление здоровья детей (развитие здоровьесберегающих технологий и среды в ДОУ, мероприятия и программы, направленные на укрепление здоровья детей, наличие инклюзивных программ). Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (деятельность психологов, логопедов, дефектологов и т.д.). Дополнительные образовательные и иные услуги. Программы предшкольного образования. Преемственность дошкольных образовательных программ и программ начального общего образования, взаимодействие с учреждениями общего образования. Совместная работа с организациями дополнительного образования, культуры и спорта. Основные формы работы с родителями (законными представителями). |
3. Условия осуществления образовательного процесса |
Организация предметной образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях и материальное оснащение (наличие специальных помещений, оборудованных для определенных видов образовательной работы (музыкальной, физкультурно-оздоровительной, познавательной и т.п.), обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками и игровыми предметами, наличие детских библиотек. Использование компьютера в образовательной работе с детьми и т.д. Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья). Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к ДОУ территории. Медицинское обслуживание. Материально-техническая база (состояние зданий, наличие всех видов благоустройства, бытовые условия в группах и специализированных кабинетах). Характеристика территории ДОУ: наличие оборудованных прогулочных площадок в соответствии с СанПиН, спортивной площадки, эколого-развивающего комплекса (уголки леса, сада, поля, цветники и т.д.). Качество и организация питания. |
4. Результаты деятельности ДОУ |
Результаты работы по снижению заболеваемости, анализ групп здоровья в сравнении с предыдущим годом. Достижения воспитанников, педагогов, образовательного учреждения, результаты участия воспитанников в городских и окружных мероприятиях. Мнение родителей и представителей органов общественного управления о деятельности педагогов, функционировании ДОУ и качестве предоставляемых им услугах. Информация СМИ о деятельности ДОУ. |
5. Кадровый потенциал |
Качественный и количественный состав персонала (возраст, образование, переподготовка, освоение новых технологий), динамика изменений, вакансии. Развитие кадрового потенциала (профессиональные достижения отдельных педагогов, научная и экспериментальная деятельность, участие в профессиональных конкурсах). Соотношение воспитанников приходящихся на 1 взрослого (воспитанники/педагоги, воспитанники/все сотрудники, включая административный и обслуживающий персонал). |
6. Финансовые ресурсы ДОУ и их использование. |
Бюджетное финансирование. Распределение средств бюджета учреждения по источникам их получения. Структура расходов ДОУ. Расходы на 1 воспитанника – в динамике, в сравнении с другими ДОУ (при наличии информации, предоставленной муниципальным органом управления образования). Внебюджетная деятельность. Наличие фонда поддержки ДОУ, объем средств фонда, структура доходов и расходов фонда. Наличие и стоимость дополнительных платных услуг. Льготы для отдельных категорий воспитанников и условия их получения. |
7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения |
Информация, связанная с исполнением решений, которые принимаются образовательным учреждением с учётом общественной оценки её деятельности по итогам публикации предыдущего доклада. Информация о решениях, принятых образовательным учреждением в течение учебного года по итогам общественного обсуждения, и их реализации. |
8. 3аключение. Перспективы и планы развития |
Выводы по проведенному анализу и перспективы развития. План развития и приоритетные задачи на следующий год. Планируемые структурные преобразования в учреждении. Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году. |
Информация
для включения в Публичный доклад общеобразовательного учреждения
Название раздела |
Содержание |
1. Общая характеристика учреждения |
Тип, вид, статус учреждения. Лицензия на образовательную деятельность, государственная аккредитация. Экономические и социальные условия территории нахождения. Филиалы (отделения). Характеристика контингента обучающихся. Основные позиции плана (программы) развития образовательного учреждения (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году). Структура управления, включая контактную информацию ответственных лиц. Органы государственно-общественного управления и самоуправления. Наличие сайта учреждения. Контактная информация. |
2. Особенности образовательного процесса |
Характеристика образовательных программ по ступеням обучения. Дополнительные образовательные услуги. Организация изучения иностранных языков. Реализация прав детей на обучение на родном (нерусском) языке и изучение родного языка. Образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе. Основные направления воспитательной деятельности. Виды внеклассной, внеурочной деятельности. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции. Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (деятельность педагогов-психологов, педагогов-логопедов, дефектологов и т.д.). Характеристика внутришкольной системы оценки качества. |
3. Условия осуществления образовательного процесса |
Режим работы. Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность. IT-инфраструктура. Условия для занятий физкультурой и спортом. Условия для досуговой деятельности и дополнительного образования. Организация летнего отдыха детей. Организация питания, медицинского обслуживания. Обеспечение безопасности. Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Кадровый состав (административный, педагогический, вспомогательный; уровень квалификации; система повышения квалификации; награды, звания, заслуги). Средняя наполняемость классов. Обеспечение транспортной доступности и безопасности детей при перевозке к месту обучения. |
4. Результаты деятельности учреждения, качество образования |
Результаты единого государственного экзамена (для специальных (коррекционных) учреждений используются данные государственной (итоговой) аттестации). Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах. Результаты мониторинговых исследований качества обучения муниципального и регионального уровней. Результаты внутришкольной оценки качества образования. Достижения обучающихся в олимпиадах (региональных и всероссийских). Данные о поступлении в учреждения профессионального образования. Данные о достижениях и проблемах социализации обучающихся (правонарушения, поведенческие риски). Данные о состоянии здоровья обучающихся (в динамике по группам здоровья). Достижения обучающихся и их коллективов (объединений, команд) в районных, областных, федеральных конкурсах, соревнованиях и т.п. Достижения учреждения в конкурсах. Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг. |
5. Социальная активность и внешние связи учреждения |
Проекты и мероприятия, реализуемые в интересах и с участием местного сообщества, социальные партнеры учреждения. Партнеры, спонсоры учреждения, благотворительные фонды и фонды целевого капитала, с которыми работает учреждение. Проекты и программы, поддерживаемые партнерами, спонсорами, фондами. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования. Участие учреждения в сетевом взаимодействии. Членство в ассоциациях, профессиональных объединениях. |
6. Финансово-экономическая деятельность |
Годовой бюджет. Распределение средств бюджета учреждения по источникам их получения. Направление использования бюджетных средств. Использование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств спонсоров, благотворительных фондов и фондов целевого капитала. Стоимость платных услуг. |
7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения |
Информация, связанная с исполнением решений, которые принимаются образовательным учреждением с учётом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего доклада. Информация о решениях, принятых образовательным учреждением в течение учебного года по итогам общественного обсуждения, и их реализации. |
8. Заключение. Перспективы и планы развития |
Подведение итогов реализации плана (программы) развития учреждения за отчетный год. Задачи реализации плана (программы) развития образовательного учреждения на следующий год и в среднесрочной перспективе. Новые проекты, программы и технологии. Планируемые структурные преобразования в учреждении. Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году. |
Информация
для включения в Публичный доклад учреждения дополнительного образования детей
Название раздела |
Содержание |
1. Общая характеристика учреждения |
Тип, вид, статус учреждения. Лицензия на образовательную деятельность, государственная аккредитация. Местонахождение, удобство транспортного расположения. Филиалы (отделения). Характеристика контингента обучающихся. Основные позиции плана (программы) развития образовательного учреждения (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году). Структура управления, включая контактную информацию ответственных лиц. Органы государственно-общественного управления и самоуправления. Наличие сайта учреждения. Контактная информация |
2. Особенности образовательного процесса |
Наименование и характеристика программ дополнительного образования детей. Сроки реализации программ дополнительного образования детей. Используемые инновационные образовательные технологии. Экспериментальная деятельность. Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (деятельность педагогов-психологов, педагогов-логопедов, дефектологов и т.д.). Наименование и характеристика платных образовательных услуг. Характеристика системы оценки качества освоения программ дополнительного образования детей. |
3. Условия осуществления образовательного процесса |
Режим работы учреждения. Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность. IT-инфраструктура. Условия для занятий физкультурой и спортом. Условия для досуговой деятельности. Организация летнего отдыха детей, наличие профильных лагерей. Организация питания, медицинского обслуживания. Обеспечение безопасности. Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Кадровый состав (административный, педагогический, вспомогательный; уровень квалификации; система повышения квалификации; награды, звания, заслуги). Средняя наполняемость групп. |
4. Результаты деятельности учреждения, качество образования |
Результаты оценки качества образования, принятой в учреждении. Достижения обучающихся и их коллективов (объединений, команд) в районных, областных, федеральных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п. Достижения учреждения в конкурсах. Данные о достижениях и проблемах социализации обучающихся (правонарушения, поведенческие риски). Данные о состоянии здоровья обучающихся (в динамике по группам здоровья). Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг. |
5. Социальная активность и внешние связи учреждения |
Проекты и мероприятия, реализуемые в интересах и с участием местного сообщества, социальные партнеры учреждения. Партнеры, спонсоры учреждения, благотворительные фонды и фонды целевого капитала, с которыми работает учреждение. Проекты и программы, поддерживаемые партнерами, спонсорами, фондами. Взаимодействие с другими образовательными учреждениями (детскими садами, школами, учреждениями НПО и СПО и др.). Участие учреждения в сетевом взаимодействии. Членство в ассоциациях, профессиональных объединениях. |
6. Финансово-экономическая деятельность |
Годовой бюджет. Распределение средств бюджета учреждения по источникам их получения. Направление использования бюджетных средств. Использование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств спонсоров, благотворительных фондов и фондов целевого капитала. Стоимость платных услуг. |
7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения |
Информация, связанная с исполнением решений, которые принимаются образовательным учреждением с учётом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего доклада. Информация о решениях, принятых образовательным учреждением в течение учебного года по итогам общественного обсуждения, и их реализации. |
8. Заключение. Перспективы и планы развития |
Подведение итогов реализации плана (программы) развития учреждения за отчетный год. Задачи реализации плана (программы) развития образовательного учреждения на следующий год и в среднесрочной перспективе. Новые проекты, программы и технологии. Планируемые структурные преобразования в учреждении. Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году. |
Информация
для включения в Публичный доклад учреждений начального и среднего профессионального образования
Название раздела |
Содержание |
1. Общая характеристика учреждения |
Тип, вид, статус учреждения. Экономические и социальные условия территории нахождения. Лицензия, государственная аккредитация. Характеристика контингента обучающихся. Структура учреждения (филиалы, отделения, центры, учебные фирмы и пр.). Формы обучения, специальности, профессии. Наличие системы менеджмента качества. Форма и содержание вступительных испытаний. Конкурс при поступлении (динамика за последние три года). Соотношение бюджетных и мест на контрактной основе (для учреждений СПО). Программа (план) развития образовательного учреждения (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году). Структура управления, включая контактную информацию ответственных лиц. Органы государственно-общественного управления и самоуправления. Наличие сайта учреждения. Контактная информация. |
2. Условия осуществления образовательного процесса |
Режим работы. Численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника. Учебно-материальная база (ТСО, библиотечный фонд, приборы, инструменты, компьютерная техника, Интернет, наличие спец. кабинетов, лабораторий, мастерских). Наличие производственной базы для прохождения практических занятий. Кадровый потенциал (состав и квалификация педагогов, активность педагогов в различных акциях, конкурсах, научно-практических конференциях, выставках, семинарах, повышение квалификации педагогических работников, стажировки; награды, звания, заслуги). Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Наличие и число мест в общежитии. Организация питания и медицинского обслуживания. Условия для занятий физкультурой и спортом. Условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья. Стоимость обучения (для учреждений СПО). Характеристика и стоимость дополнительных платных образовательных услуг. |
3. Особенности образовательного процесса |
Уровень и направленность реализуемых профессиональных образовательных программ. Региональный компонент реализуемых программ. Научно-исследовательская, экспериментальная работа ССУЗа (результаты, внедрение). Используемые современные образовательные технологии (модульное обучение и др.). Возможности получения дополнительного профессионального образования. Использование информационных технологий в образовательном процессе. Используемые технологии и процедуры оценки качества образования (достижений) обучающихся, наличие практики дополнительной сертификации квалификации с участием работодателей. Основные направления воспитательной деятельности. Организация досуга (наличие и направленность творческих коллективов, студий, клубов, спортивных секций, баз отдыха и др.). Органы самоуправления, общественные объединения обучающихся, действующие в учреждении. Стипендиальное обеспечение, формы социальной поддержки (компенсации, пособия и др.). |
4. Результаты деятельности, качество образования. |
Результаты итоговой аттестации обучающихся. Сведения о трудоустройстве выпускников. Достижения обучающихся в олимпиадах и конкурсах. Оценки и отзывы работодателей о качестве подготовки выпускников. Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг. Характеристика социализации обучающихся (правонарушения, поведенческие риски и т.д). Место учреждения в рейтингах. Достижения, победы учреждения в конкурсах, проектах (сертификаты, награды (дипломы, грамоты учреждения). |
5. Финансово-экономическая деятельность |
Годовой бюджет. Распределение средств бюджета учреждения по источникам их получения. Направление использования бюджетных средств. Использование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств спонсоров и благотворительных фондов. |
6. Социальное, государственно-частное партнерство |
Социальные партнеры, меценаты и спонсоры учреждения, направления взаимодействия, договоры. Благотворительные фонды с которыми работает учреждение. Проекты и программы, поддерживаемые партнерами, спонсорами, фондами, результаты их реализации. Участие работодателей в разработке программ, в образовательном процессе и оценке качества образования. Сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников, а также с органами государственной и муниципальной власти, службой занятости и другими заинтересованными сторонами. |
7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения |
Информация, связанная с исполнением решений, которые принимаются образовательным учреждением с учётом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего доклада. Информация о решениях, принятых образовательным учреждением в течение учебного года по итогам общественного обсуждения, и их реализации. |
8. Заключение. Перспективы развития учреждения |
Подведение итогов реализации Программы (плана) развития учреждения за отчетный год. Задачи реализации Программы (плана) развития образовательного учреждения на следующий год и в среднесрочной перспективе. Планируемые структурные преобразования в учреждении (создание ресурсных центров, учебных полигонов, учебно-производственных площадок, учебных фирм и др.). Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году. |
Информация
для включения в Публичный доклад учреждения высшего профессионального образования
Название раздела |
Содержание |
1. Общая характеристика учреждения |
Тип, вид, статус учреждения. Лицензия на образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации. Структура учреждения (филиалы, отделения/факультеты, институты, центры, учебные фирмы и пр.). Направления подготовки, формы обучения. Контингент (численность) обучающихся (по формам обучения). Наличие направлений повышения квалификации и переподготовки кадров. Наличие аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов. Наличие подготовительных курсов. Участие вуза в рейтинговых исследованиях, в том числе международных. Миссия учреждения, программа (план) развития образовательного учреждения (приоритеты развития, задачи, решавшиеся в отчетный период). Наличие системы менеджмента качества. Достижения, победы учреждения в конкурсах, проектах. Структура управления, включая контактную информацию ответственных лиц. Органы государственно-общественного управления и самоуправления. Наличие сайта учреждения. Контактная информация. |
2. Условия осуществления образовательного процесса |
Количество бюджетных мест и мест на контрактной основе по каждой программе. Средний и минимальный проходной балл на бюджетные места (по ЕГЭ) по каждой образовательной программе. Стоимость обучения. Характеристика и стоимость дополнительных платных образовательных услуг. Численность студентов в расчете на одного педагогического работника. Наличие читального зала, открытого доступа к книгам библиотеки, наличие электронного библиотечного ресурса (доступа к полнотекстовым базам данных, в том числе международным). Использование информационных технологий. Учебные помещения: наличие, объем, оборудование, загруженность. Кадровый потенциал (состав и квалификация педагогов, активность педагогов в различных акциях, конкурсах, научно-практических конференциях, выставках, семинарах, повышение квалификации педагогических работников, стажировки: награды, звания, заслуги). Организация студенческого досуга и создание условий для развития творческого и спортивного потенциала обучающихся (наличие и направленность творческих коллективов, студий, клубов, спортивных секций, баз отдыха и др.). Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Наличие и число мест в общежитии. Организация питания и медицинского обслуживания. Условия для занятий физкультурой и спортом. Условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Стипендиальное обеспечение, система стимулирования достижений студентов в учебной, научной, внеучебной деятельности (стипендии, гранты и т.п.) и формы материальной социальной поддержки (компенсации, пособия и др.). |
3. Особенности образовательного процесса |
Характеристика образовательных программ и их учебно-методического обеспечения. Характеристика учебных планов. Используемые современные образовательные технологии. Использование информационных технологий в образовательном процессе. Участие работодателей в образовательном процессе. Места проведения производственной практики, стажировок. Наличие и деятельность центра карьеры (занятости), трудоустройство выпускников. Используемые технологии и процедуры оценки качества образования (достижений) студентов. Участие работодателей в итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения. Основные направления деятельности по воспитанию и социальной защите в ВУЗе. Органы самоуправления, общественные объединения студентов, действующие в учреждении. |
4. Результаты образовательной деятельности |
Место учреждения в российских и международных рейтингах. Достижения студентов в олимпиадах, конкурсах. Сведения о трудоустройстве выпускников (места работы, уровень заработной платы). Оценки и отзывы работодателей о качестве подготовки выпускников. Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг. |
5. Научная и инновационная деятельность вуза |
Направления научных исследований и инновационной деятельности. Ведущие научно-педагогические коллективы (научные школы). Статус и тематика научных мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.), проводимых учреждением. Деятельность аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов. Участие студентов в научной и инновационной деятельности. Участие учреждения и преподавателей в научно-исследовательских проектах, программах, грантах (российских, международных). |
6. Социальное, государственно-частное партнерство |
Содержание и результаты реализации проектов социального и частно-государственного партнерства учреждения. Доноры и спонсоры учреждения, благотворительные фонды и фонды целевого капитала, с которыми работает учреждение. Проекты и программы, поддерживаемые партнерами, спонсорами, фондами, результаты их реализации. Членство учреждения в ассоциациях, сетевых объединениях. Международное сотрудничество. |
7. Финансово-экономическая деятельность |
Годовой бюджет. Распределение средств бюджета учреждения по источникам их получения. Направление использования бюджетных средств. Использование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств спонсоров, благотворительных фондов и фондов целевого капитала. |
8. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения |
Информация, связанная с исполнением решений, которые принимаются образовательным учреждением с учётом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего доклада. Информация о решениях, принятых образовательным учреждением в течение учебного года по итогам общественного обсуждения, и их реализации. |
Заключение. Перспективы развития учреждения |
Подведение итогов реализации Программы (плана) развития учреждения за отчетный период. Задачи реализации Программы (плана) развития образовательного учреждения на следующий год и в среднесрочной перспективе. Направления (специальности), по которым учреждение планирует начать подготовку в предстоящем учебном году. Планируемые структурные преобразования в учреждении (создание новых кафедр, центров, лабораторий и др.). Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году. |
Информация
для включения в Публичный доклад учреждения дополнительного профессионального образования
Название раздела |
Содержание |
Введение |
Общая характеристика системы образования края как фактор, определяющий условия функционирования и внешний запрос к системе ДПО на повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Ситуация с педагогическими кадрами в регионе. |
1. Общая характеристика учреждения |
Тип, вид, статус учреждения. Лицензия на образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации. Структура учреждения (филиалы, отделения/факультеты, центры, и пр.). Направления повышения квалификации и переподготовки кадров, формы обучения. Контингент (численность) обучающихся (по формам обучения). Наличие аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов. Участие в исследованиях, в том числе международных. Миссия учреждения, программа (план) развития образовательного учреждения (приоритеты развития, задачи, решавшиеся в отчетный период). Наличие системы менеджмента качества. Достижения учреждения в конкурсах, проектах. Структура управления, включая контактную информацию ответственных лиц. Органы государственно-общественного управления и самоуправления. Наличие сайта учреждения. Контактная информация |
2. Доступность повышения квалификации и переподготовки кадров. |
Количество заявок на повышение квалификации за счет регионального бюджета (объем госзадания) и заявок на внебюджетной основе по каждой программе ДПО. Стоимость обучения. Стоимость платных услуг. Структура сети ММС, ММЦ, базовых учреждений и динамика ее изменений. Контингент слушателей, по формам повышения квалификации и профпереподготовки. Структура сети с позиции удовлетворения запроса населения и экономики региона, вариативность образовательных программ и форм повышения квалификации и профпереподготовки. |
3. Условия организации образовательного процесса и быта слушателей |
Режим работы. Учебные помещения: наличие, объем, оборудование, загруженность. IT-инфраструктура. Наличие читального зала, открытого доступа к книгам библиотеки, наличие электронного библиотечного ресурса (доступа к полнотекстовым базам данных, в том числе международным). Места проведения выездных занятий, практики, стажировок. Кадровый потенциал (состав и квалификация педагогов, освоение новых технологий, активность педагогов в различных акциях, конкурсах, научно-практических конференциях, выставках, семинарах, повышение квалификации педагогических работников, стажировки; награды, звания, заслуги). Численность слушателей в расчете на одного педагогического работника. Наличие и число мест в общежитии. Условия для внеаудиторной деятельности. Организация питания и медицинского обслуживания. Условия для обучения слушателей с ограниченными возможностями здоровья. |
4. Содержание образования |
Характеристика образовательных программ и их учебно-методического обеспечения. Учебные и учебно-тематические планы. Используемые современные образовательные технологии. Использование информационных технологий в повышении квалификации работников образования. Участие работодателей в образовательном процессе. Используемые технологии и процедуры оценки качества образования (достижений) слушателей. Участие работодателей в итоговой аттестации слушателей. |
5. Результаты образовательной деятельности |
Место учреждения в российских и международных рейтингах. Достижения слушателей в олимпиадах, конкурсах. Сведения о трудоустройстве выпускников (места работы, уровень заработной платы). Оценки и отзывы работодателей о качестве подготовки выпускников. Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг. |
6. Научная и инновационная деятельность института |
Направления научных исследований и инновационной деятельности. Ведущие научно-педагогические коллективы (научные школы). Статус и тематика научных мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.). Деятельность аспирантуры, докторантуры и диссертационных советов. Участие слушателей в научной и инновационной деятельности. Участие учреждения и преподавателей в научно-исследовательских проектах, программах, грантах (российских, международных). |
7. Социальное, государственно-частное партнерство |
Содержание и результаты реализации проектов социального и частно-государственного партнерства учреждения. Доноры и спонсоры учреждения, благотворительные фонды и фонды целевого капитала, с которыми работает учреждение. Проекты и программы, поддерживаемые партнерами, спонсорами, фондами, результаты их реализации. Членство учреждения в ассоциациях, сетевых объединениях. Международное сотрудничество. |
8. Финансово-экономическая деятельность |
Годовой бюджет. Распределение средств бюджета учреждения по источникам их получения. Направление использования бюджетных средств. Использование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств спонсоров, благотворительных фондов и фондов целевого капитала. |
9. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения |
Информация, связанная с исполнением решений, которые принимаются образовательным учреждением с учётом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего доклада. Информация о решениях, принятых образовательным учреждением в течение учебного года по итогам общественного обсуждения, и их реализации. |
Заключение. Перспективы развития учреждения |
Подведение итогов реализации программы (плана) развития учреждения за отчетный период. Задачи реализации программы (плана) развития образовательного учреждения на следующий год и в среднесрочной перспективе. Направления (специальности), по которым учреждение планирует начать подготовку в предстоящем учебном году. Планируемые структурные преобразования в учреждении (создание новых кафедр, центров, лабораторий и др.). Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году. |
Как написать публичный доклад
Публичный доклад — это способ информирования общественности о том, что было сделано за прошедший период, какие цели достигнуты, какие планы намечены на следующий период. Можно сказать, что публичный доклад сродни отчету, но, как правило, составленный в более свободной форме.
Инструкция
Предположим, задача написать публичный доклад (и выступить с ним же) поставлена перед руководителем образовательного учреждения. Прежде всего, в самом начале вы должны четко указать необходимые сведения об учреждении: его точное название, юридический адрес, количество обучающихся детей. Желательно также привести статистические данные: сколько детей обучается в младших классах, сколько, соответственно, в средних, сколько в старших.
Затем с максимальной точностью обрисуйте, в каких условиях осуществляется образовательный процесс. То есть имеется ли в учреждении все необходимое для полноценного обучения, ведется ли внеклассная работа, полный ли комплект учителей, какова их квалификация. Если среди педагогов есть лица, награжденные почетными грамотами, носящие звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», лауреаты премий, или государственных наград, это также следует указать.
Не обходите «острые углы» если, например, школа расположена далеко от мест проживания части учеников, и есть проблемы с их доставкой школьным автобусом, или случались конфликты между учениками и педагогами, или среди учащихся есть так называемые «трудные» подростки, регулярно нарушающие дисциплину.
Также подробно расскажите о результатах, достигнутых в ходе осуществленного учебного процесса. Например, сколько школьников участвовало в олимпиадах всех уровней, какие места занимали, насколько процентов можно оценить успеваемость детей. Особое внимание уделите результатам выпускных экзаменов и поступлению бывших школьников в вузы, тем более, если в перечне этих вузов есть наиболее известные, престижные.
В заключении укажите, какие перспективы развития образовательного учреждения представляются наиболее вероятными, а также поблагодарите тех, кто оказывает ему помощь (местную администрацию, руководителей организаций-спонсоров, родительский актив).
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
26.06.2020
Как быстро подготовить публичный доклад: семь советов, которые сэкономят время
Публичный доклад – необязательный документ, но учредитель может обязать вашу школу или детский сад подготовить его и разместить на сайте, чтобы показать результаты деятельности и обозначить перспективы развития на следующий год. Многие образовательные организации должны сделать это до 1 августа. Как подготовить доклад быстро, используя готовые данные, и какие поручения дать работникам, чтобы оптимально организовать процесс, – узнайте из статьи.
Чтобы быстро подготовить публичный доклад, оптимизируйте подготовку к нему. Сверьтесь с требованиями к порядку подготовки доклада, который установлен региональными или муниципальными нормативными актами вашего региона. Уточните требования учредителя. Создайте рабочую группу, определите ее задачи, цели и результаты, обязательно назначьте координатора – централизация нужна для эффективной, быстрой работы и контроля результатов. Советы по работе над публичным докладом помогут вам быстро его подготовить и сэкономить время для других дел.
Создайте рабочую группу и издайте приказ
Издайте приказ о подготовке доклада с планом-графиком>>. В приказе пропишите состав рабочей группы и график подготовки доклада. Рабочую группу формируйте из работников, которые владеют сведениями для подготовки публичного доклада. Это могут быть ваши заместители, делопроизводитель, кадровик, руководители структурных подразделений. Руководство деятельностью группы оставьте за собой или возложите на руководящего работника. Например, на заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школе и заместителя заведующего по воспитательной и методической работе в детском саду. В графике перечислите мероприятия по подготовке доклада, сроки их исполнения. Чтобы контролировать реализацию графика, за каждым мероприятием закрепите ответственного исполнителя. График представьте в виде таблицы.
Уточните требования учредителя
Пусть координатор рабочей группы проверит, какие требования к публичному докладу образовательной организации определил учредитель. Если учредитель не установил таких требований, вы можете разработать их самостоятельно. Для этого подготовьте, составьте и утвердите положение о публичном докладе (абз. 5 и 6 раздела 2 рекомендаций к письму Минобрнауки от 28.10.2010 № 13–312). В положении о публичном докладе нужно описать его структуру, порядок разработки и оформления. Также нужно зафиксировать сроки, в которые доклад необходимо составить, и способы его презентации. Например, можно опубликовать доклад в СМИ, презентовать на первом родительском собрании в новом учебном году и разместить на сайте школы.
Систематизируйте сведения для доклада
Поручите членам рабочей группы подготовить для доклада информацию, которая покажет, как образовательная организация развивалась за последний учебный год. Для этого выдайте работникам перечень источников информации для доклада (таблица 1).
Таблица 1. Источники информации для публичного доклада
Измените отчетный период публичного доклада
Измените отчетный период публичного доклада на календарный, а не учебный год. Предварительно убедитесь, что на уровне региона или учредителя не закреплена иная норма. Раньше отчетные периоды для самообследования и публичного доклада совпадали – это был учебный год. Теперь отчетный период для самообследования изменился. Это предшествующий календарный год. Целесообразнее и публичный доклад тоже готовить за календарный год, то есть совместить подготовку доклада с подготовкой отчета. Это удобно и потому, что в состав публичного доклада входят сведения статистической и финансовой отчетности, которую готовят за календарный год. Если образовательная организация изменит отчетный период, то в будущем получит сопоставимую информацию для анализа своей деятельности.
Определите структуру доклада
Составляйте доклад по структуре, которую регламентирует орган власти. Если требований от него не поступало, используйте структуру, предложенную Минобрнауки в письме № 13–312. Ведомство предложило делить публичный доклад на две части: обязательную и вариативную. В обязательной части надо описать аналитические сведения об образовательной организации. Содержание обязательной части по рекомендации Минобрнауки смотрите в полезной таблице 67. Содержание вариативной определите самостоятельно, исходя из особенностей деятельности, социального заказа региона и задач, которые стоят перед детским садом или школой.
Определите смежные данные доклада и отчета о самообследовании
Нужную аналитическую отчетность и другие сведения для публичного доклада возьмите из отчета о самообследовании вашей школы или детского сада, который сдали учредителю в апреле. Смежные разделы отчета и доклада смотрите в таблицах 2 и 3.
Таблица 2. Смежные разделы публичного доклада и отчета о самообследовании детского сада
Таблица 3. Смежные разделы публичного доклада и отчета о самообследовании школы
Оформите доклад для официального сайта
Обяжите членов рабочей группы подготовить доклад, чтобы опубликовать его на официальном сайте. Для этого можно выложить его в виде текстового документа и связать гиперссылками с дополнительной информацией школьного сайта.
Если доклад объемный и его трудно воспринимать с экрана, опубликуйте его в формате .pdf или .doc. Также вы можете разбить доклад на отдельные тематические разделы и создать для него интерактивное оглавление.
Минобрнауки рекомендует разместить публичный доклад на сайте школы до 1 августа (абз. 2 раздела 2 рекомендаций к письму Минобрнауки № 13–312). При этом поместить его нужно в подраздел «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации».
Лесных Н.В.
Чтобы оптимизировать и упорядочить процесс, необходимо издать приказ, в который будет включен план-график. В нем также необходимо обозначить, кто будет в составе рабочей группы, сформировать график подготовки публичного доклада.
В составе рабочей группы могут быть:
‣ заместители директора/заведующей образовательной организации;
‣ делопроизводители;
‣ сотрудники кадровой службы;
‣ руководители структурных подразделений.
Координацией рабочей группы должен заниматься либо директор (заведующая) образовательной организацией, либо руководители других уровней (директор по УВР в общеобразовательной организации, либо заместитель заведующего по воспитательной и методической работе в дошкольной образовательной организации). В план-графике целесообразно указать перечень мероприятий по формированию доклада и временные рамки, в которые они должны быть исполнены. Кстати, сформированная рабочая группа поможет руководителю решать различные задачи, например, внедрить инновации в организацию.
Сегодня многие говорят о том,
что публичный доклад практически невозможно
прочитать не посвященному в вопросы
образования человеку. Он большой по объему,
пересыщен профессиональной терминологией и,
самое главное, освещается
один-единственный раз. В лучшем случае
издается брошюрка, в худшем – где-то
хранится просто напечатанный текст. Своим опытом
подготовки публичной отчетности
на региональном и муниципальном уровнях
делятся представители Ханты-Мансийского
автономного округа (Югры).*
Статья подготовлена при поддержке ресторана «BELLAGIO». При выборе ресторана, где вы будете проводить банкет, требуется учитывать разнообразие и оригинальность кухни. Итальянский ресторан «BELLAGIO» отвечает данным условиям. Перейдя по ссылке: «ресторан для банкета в Москве», вы сможете, не потратив много времени, узнать цены и меню итальянского ресторана «BELLAGIO». Более подробную информацию Вы сможете посмотреть на сайте www.BellagioMoscow.Ru.
Первоначально интерес лежал вне
плоскости публичной отчетности органов
государственно-общественного управления (ГОУ).
Чуть раньше, в рамках административной реформы,
здесь стартовал проект предоставления
муниципальных докладов об итогах и основных
направлениях деятельности на ближайшие три года.
Эта отчетность предназначалась как для
исполнительных органов, так и для населения. Были
определены показатели, структура, то есть
проведена определенная стандартизация.
Но во время работы межведомственной
комиссии по оценке этих докладов стало ясно, что
информация крайне сложна для восприятия
непрофессионалов в области педагогики.
Оказалось, людям трудно понять, насколько
результативно работает система образования,
несмотря на то что информация вроде бы
подавалась «прозрачно». К тому же доклады порой
насчитывали более 200 страниц – очень хотелось
рассказать обо всех своих достижениях сразу.
Поэтому первое, о чем тогда задумались в регионе:
качественный документ невозможно подготовить
без обучения специалистов.
Тогда же, в 2006 г., в округе был принят
закон о ГОУ в сфере общего образования, согласно
которому оно должно было прийти во все ОУ. В
течение 2007 г. приняли необходимые подзаконные
акты, в том числе и постановление о региональном
публичном докладе, в котором определили все, на
чем он должен основываться.
И на уровне региона зародилась идея
реализовать проект, знакомящий с правилами
подготовки публичной отчетности.
На сегодняшний день в Югре есть
подготовленная команда тьюторов, которая будет
распространять накопленный опыт. Здесь
существует региональный
государственно-общественный совет. В прошлом
году совместно с ассоциацией мониторинга и
статистики образования публичный доклад был
впервые представлен на конференции региональных
общественных управляющих.
На сайте Департамента образования
Ханты-Мансийского автономного округа открыт
раздел, посвященный
государственно-общественному управлению. Там
размещено много нужной информации – начиная от
приказа, структуры, перечня показателей и
заканчивая самими докладами. Краткая версия
регионального публичного отчета, представленная
государственно-общественному совету, в прошлом
году составила всего 7 страниц!
Чем же публичный доклад отличается от
годового отчета, кому он адресован, как его
написать, чтобы состоялся информационный диалог,
и какую роль играет орган ГОУ при его подготовке
и дальнейшем распространении?
Каковы этапы подготовки публичного
доклада?
1. Разработка нормативной базы.
2. Формирование рабочей группы.
3. Разработка структуры.
4. Формирование базы данных.
5. Создание текста.
6. Обсуждение.
7. Согласование и утверждение.
8. Публикация.
9. Распространение.
Как разработать нормативную базу?
1. Необходимо проанализировать
имеющуюся нормативную базу на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях.
2. Внести изменения и дополнения в муниципальные
нормативные акты.
3. Разработать недостающие документы на
муниципальном уровне.
Чем отличается публичный доклад
от обычных отчетов о состоянии развития
системы образования?
При подготовке публичного доклада
очень важен кадровый ресурс. Костяк рабочей
группы Комитета образования и науки
администрации г. Нягани составили сотрудники
информационно-аналитического отдела:
программист, экономист-статист, психолог.
Помимо руководителей временных
рабочих групп по проведению различных
мониторингов к работе над публичным докладом
подключились члены городского совета по
развитию образования. «Если в 2007 г. мы, комитет
образования, отчитывались перед этим городским
советом, который был для нас контролирующим
органом, то в 2008-м он превратился в нашего
“сотрудника”», – говорит начальник
информационно-аналитического отдела Комитета
образования и науки Любовь Шушпанова.
Как привлечь общественность к
подготовке публичного доклада?
Для того чтобы доклад стал
информативным, интересным, необходимо наладить
диалог с общественностью и учесть ее мнение при
подготовке текста этого документа.
В Березовском районе ХМАО действуют
определенные формы
государственно-общественного управления –
это и муниципальный совет по образованию, и
управляющие советы в школах, и публичная
отчетность, и районные родительские собрания, и
родительский комитет. Система образования
включает здесь достаточно большое количество
малокомплектных школ. Маленькие родительские
комитеты, небольшие собрания порой дают больший
результат, чем те формы, которые присущи крупным
силам. В этом году все перечисленные
общественные органы были вовлечены в подготовку
публичного доклада.
Информации о сфере образования,
получаемой родителями и остальной
общественностью, очень много. Она поступает из
разных источников: в основном это телевидение,
Интернет, массовая печать и даже общение по
телефону. Однако публичный доклад, в составлении
которого в равной степени принимают участие и
специалисты, и непрофессионалы, является
наиболее достоверным источником.
По словам зампредседателя Комитета
образования администрации Березовского района
ХМАО Ирины Лебедевой, «самое главное
впечатление от участия в проекте – полное
изменение подходов к написанию документа. Мы
осмыслили, что он пишется, прежде всего, не для
себя, не для педагогов, работающих в наших
образовательных учреждениях, а именно для
общественности. И поэтому, рассмотрев, кто же
будет его адресатом, выдвинули три основных
требования: чтобы он нес достаточно информации о
системе образования, был понятен и доступен, так
как если не привлечь родителей и общественность,
доклад будет просто очередным аналитическим
отчетом».
Таким образом, в составе рабочей
группы появились специалисты комитета
образования, руководители образовательных
учреждений, представители общественности и т.д.
Посмотрите на карту Березовского
района (рис.). Специфика этой территории
такова, что организовать рабочую группу было
очень сложно. Точечное размещение ОУ, их большая
удаленность друг от друга и от комитета
образования и отсутствие постоянного
транспортного сообщения стали препятствием для
регулярных встреч. Поэтому в программу
подготовки публичного доклада были включены
разнообразные формы работы с членами рабочей
группы: налажено электронное общение,
проводились индивидуальные консультации… Одним
словом, использовались все возможные пути, чтобы
доклад готовился не только силами специалистов
комитета образования.
Рис. Особенности образовательной
системы Березовского района
Чем занимается рабочая группа?
1. Анализирует проблемы, возникшие в
ходе подготовки предыдущего доклада.
2. Изучает комментарии, замечания,
предложения, полученные от читателей и
слушателей в ходе обсуждения прошлого документа.
3. Выявляет вопросы, наиболее
актуальные для адресатов.
4. Формирует карты информационных
потребностей.
5. Планирует дополнительные
мониторинги.
Кому может быть адресован публичный
доклад о состоянии и результатах деятельности
системы образования?
-
Учащимся и/или их родителям;
-
работникам системы образования
города; -
органам законодательной и
исполнительной власти; -
общественности;
-
общественным организациям и
политическим партиям; -
социальным партнерам.
Какая информация нужна адресату, где
ее можно получить?
«В 2008 г. составить карту
информационных потребностей нам помогли члены
государственно-общественного совета по развитию
образования, – вспоминает Любовь
Шушпанова. – Конечно, нельзя сказать, что они
сразу с огромным удовольствием принялись за
обсуждение. Когда им преподнесли структуру
доклада, сначала было молчание. Затем мы
разделили всех на группы – по разделам нашего
отчета – и дали задание написать основные
вопросы, ответы на которые они хотели бы
услышать. И вот здесь появились ценные
предложения.
Когда на следующем заседании
вручались благодарственные письма отдельным
участникам за хорошие идеи, то в глазах людей
появился блеск».
На что обращают внимание родители при
выборе образовательного учреждения?
-
Доступность образовательных услуг;
-
месторасположение;
-
безопасность;
-
режим работы ОУ;
-
организация и качество питания и
медицинского обслуживания; -
сохранение здоровья ребенка;
-
программы и профили обучения;
-
обеспеченность учебниками;
-
качество подготовки учащихся;
-
взаимоотношения в коллективе;
-
занятость учащихся во второй
половине дня, работа ГПД; -
уровень преступности;
-
возможности для получения
профессионального образования.
Что важно социальным и
бизнес-партнерам?
-
Успехи системы образования;
-
достижения и результаты,
работающие на имидж социального партнера; -
расходование средств;
-
реальные возможности
сотрудничества.
Что требуется для разработки
структуры публичного доклада?
1. Назначить ответственных и сроки
исполнения.
2. Утвердить график работы по подготовке доклада.
3. Издать соответствующий приказ.
Какой может быть его структура?
-
Обращение к читателю.
-
Введение.
-
Цели и задачи муниципальной системы
образования. -
Общая характеристика муниципальной
системы образования. -
Доступность:
– дошкольного образования;
– школьного образования;
– обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья;
– дополнительного образования.
-
Ресурсы и эффективность их
использования:
– финансирование образования (в
частности, динамика);
– материально-техническая база образовательных
учреждений;
– кадровый потенциал.
-
Качество образования (результаты
деятельности муниципальной системы
образования). -
Основные проблемы развития
образования в городе и пути их решения.
А ТАКЖЕ…
Нормативная база подготовки
публичной отчетности на муниципальном уровне
-
Закон Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «О государственно-общественном
управлении в сфере общего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»,
принят Думой ХМАО – Югры 29.09.2006 г. (в ред.
Закона ХМАО – Югры от 28.06.2007 г. № 64-оз). -
Постановление Правительства
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О
форме публичного доклада в сфере общего
образования ХМАО – Югры» от 09.08.2007 г.
№ 200-п. -
Приказ Департамента образования и
науки ХМАО – Югры «О подготовке публичного
доклада в сфере общего образования ХМАО –
Югры» от 13.11.2007 г. № 1515. -
Приказ Департамента образования и
науки ХМАО – Югры «О внесении изменений в
приказ Департамента образования и науки
ХМАО – Югры от 13.11.2007 г. № 1515» от
28.12.2007 г. № 1686. -
Приказ Комитета образования и науки
администрации г. Нягани «О подготовке
публичного доклада в сфере образования
г. Нягани за 2008 год» от 11.02.2008 г. № 73.
Локальные акты, регламентирующие
порядок подготовки
1. Положение о публичном докладе
Комитета образования и науки администрации
города.
2. Структура публичного доклада.
3. График подготовки.
4. Макет.
5. Положение о мониторинге качества образования в
городе.
6. Положение о структуре, порядке заполнения и
использования информационного банка
«Муниципальные образовательные учреждения».
7. Перечень показателей для публичного доклада.
8. Программа распространения.
Каковы шаги по формированию
базы данных?
1. Определить показатели для оценки
состояния и развития системы образования города.
2. Составить базы данных «Муниципальные ОУ»,
«Статистика», «Рейтинг».
3. Провести мониторинги в соответствии с приказом
Комитета образования и науки.
4. Провести соцопросы.
5. Проанализировать полученные данные, выявить
динамику в показателях.
6. Сопоставить показатели с результатами прошлых
лет (в том числе по округу, России).
7. Написать выводы и рекомендации.
С 2005 г. в Нягани реализуется проект
«Мониторинг качества образования на
муниципальном уровне». В городе создана
компьютерная программа «Информационный банк». В
ней определены показатели развития
муниципальной системы, индикаторы и источники
предоставленных сведений. Благодаря этому
отобрать нужные цифры не составило большого
труда.
Кроме того, Департаментом образования
и науки округа была внедрена новая
информационная система: рейтинг и статистика
позволяют рассчитать данные каждого
муниципалитета, а затем сравнить их с
сопоставимыми территориями (округ разделили на
группы – главным показателем при этом
выступала численность и плотность населения, а
также доля сельских жителей).
Как создается текст публичного
доклада?
1. Для членов рабочей группы готовится
макет с основными вопросами, требующими ответа, и
диаграммами, их проясняющими.
2. Собирается информация по направлениям и
разделам от участников рабочей группы.
3. Выбирается стиль изложения в соответствии с
целевой группой.
4. Подбирается дизайн, доклад дополняется схемами
и графиками.
5. Составляется перечень приложений.
После подготовки первого варианта
доклад поступает на обсуждение к членам рабочей
группы, специалистам комитета образования,
руководителям ОУ и на рабочее заседание
городского совета по развитию образования. «В
процессе обсуждения директора школ потеряли
интерес к нашему докладу, потому как многие
показатели не отражали деятельность
образовательных учреждений. Это натолкнуло нас
на мысль сделать еще одно приложение, –
вспоминает итоги обсуждения публичного доклада
няганского Комитета образования и науки Любовь
Шушпанова. – А городской совет по развитию
образования был не удовлетворен, как мы раскрыли
вопрос о мерах, принимаемых администрацией для
решения проблем. Нам пришлось удовлетворить этот
запрос».
Действия после написания текста
документа:
1. Разделы доклада обсуждаются с
ответственными членами рабочей группы.
2. Выводы, проблемы и пути их решения
рассматриваются на расширенном заседании
(рабочая группа и аппарат Комитета образования и
науки).
3. Текст проходит редакторскую и корректорскую
правки.
4. Для оценки содержания текста привлекаются
независимые эксперты.
5. Проект доклада размещается на сайте Комитета
образования и науки с целью получения замечаний
и предложений.
Порядок согласования и утверждения
публичного доклада:
1. Председатель Комитета образования и
науки согласовывает итоговый вариант текста с
разработчиками.
2. Проект обсуждается на коллегии комитета и
рабочих заседаниях городского совета по
развитию образования.
3. Происходит утверждение распространения на
заседании городского совета по развитию
образования.
В каких формах осуществляется
оформление доклада?
1. Брошюры с полной версией (41 страница,
включая приложения).
2. Краткая версия (8 страниц).
3. Электронная версия для распространения на
дисках.
4. Презентация.
Схема распространения.
В Березовском районе очень тщательно
подошли к программе распространения публичного
доклада. В связи с тем что этот документ
рассчитан на разных читателей, была продумана
целая программа, учитывавшая запросы каждой
категории адресатов. Для учащихся и родителей
выпустили брошюры в полном и кратком вариантах.
Во все образовательные учреждения разосланы
электронные версии. Для общественности краткая
версия доклада опубликована в местной газете,
«вывешена» на сайте.
Как осуществляется обратная связь?
Первая страница публичного отчета
«Состояние и развитие муниципальной системы
образования Березовского района» – это
приглашение читателя к диалогу и список
контактных телефонов. В средствах массовой
информации указан режим работы «телефона
доверия» для общественности. В образовательные
учреждения направляются анкеты для проведения
социологического исследования по материалам
текста документа.
В публичном отчете Комитета
образования и науки администрации Нягани
обращение выглядит таким образом: «Уважаемый
читатель! Вы знакомитесь с содержанием
публичного доклада. Это говорит о том, что вам
интересна сфера образования по каким-либо
причинам: как родителю, педагогу, ученику,
администратору, работодателю, члену
общественной организации или просто
заинтересованному человеку. Благодарим вас за
внимание и готовы рассказать о состоянии
образования в городе, наших целях и задачах,
достижениях и проблемах, перспективных планах.
Приглашаем вас к диалогу. Выслушаем
замечания, предложения, конструктивные решения и
ответим на вопросы. Ждем вашего участия в
развитии системы образования.
Наши координаты (телефон…, факс…,
электронный адрес…).
Спасибо!»
Что дает работа по подготовке
публичного доклада?
1. Через публичный доклад, выступления,
встречи с родительской общественностью
происходит информирование обо всех изменениях в
системе образования.
2. Такая отчетность позволяет выстраивать диалог
с общественностью и участниками
образовательного процесса. Родители стали
меньше жаловаться и чаще обращаются по поводу
разъяснения вопросов в сфере образовательной
политики.
3. Внимание общественности и органов власти
привлекается к проблемам и успехам
образовательной системы.
4. Благодаря отчету можно соотнести интересы
целевых групп и оценить информационные
потребности.
______________
*Подготовлено по
выступлениям на Всероссийской конференции
«Лучшие практики общественного участия в
формировании и реализации политики в сфере
образования».