Содержание
- Разбор № 7.Пунктуационный разбор простого предложения.
- Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения
- Что такое пунктуационный разбор
- Пунктуация конца речевой единицы
- Пунктограммы ПП и СП
- Пунктуация при наличии однородных членов
- Выделение на письме прямой речи
- Пунктограммы русского языка
- Пунктуационный разбор предложения схема и образец
- Порядок пунктуационного разбора простого предложения
- Вывод
- Пунктуационный разбор
Разбор № 7.Пунктуационный разбор простого предложения.
Порядок пунктуационного разбора простого предложения.
- Назвать и объяснить знаки в конце предложения (знаки завершения).
- Назвать и объяснить знаки на уровне предложения (выделительные, разделительные).
- Составить схему.
Порядок разбора.
1.Пронумеровать все знаки препинания.
2. Объяснить пунктограмму в конце предложения.
Пунктограмма – это знак препинания, постановка которого осуществляется по определённому правилу.
Пунктограммы в конце предложения:
— точка ставится в конце повествовательного по цели высказывания предложения;
— вопросительный знак ставится в конце вопросительного по цели высказывания предложения;
— восклицательный знак ставится в конце восклицательного по интонации предложения;
— вопросительный и восклицательный знаки одновременно ставятся в конце повествовательного по цели высказывания и восклицательного по интонации предложения.
3. Объяснить все пунктограммы в предложении по порядку.
Виды пунктограмм:
— знаки при однородных членах;
— знаки при обособленных членах;
— знаки при уточняющих членах;
— знаки при вводных словах и предложениях.
4.Составить схемы.
ПРИМЕРЫ СХЕМ:
— знаки при однородных членах;
(обобщающее слово обозначается кружком с точкой внутри).
— знаки при обособленных членах;
— знаки при уточняющих членах;
— знаки при обращениях;
— знаки при вводных словах и предложениях.
Образцы пунктуационного разбора простого предложения.
Образец письменного разбора.
Образец устного разбора.
По вечерам мы зажигали свечи,(1) разговаривали обо всём на свете,(2)мечтали о путешествиях и новых встречах.
В конце предложения – точка.
Точка ставится, так как это предложение по цели высказывания повествовательное.
1.2 – знаки при однородных подлежащих.
Запятая ставится между однородными членами, не имеющими союзов.
Внутри кружочка нужно графически показать, что однородные члены – сказуемые, то есть начертить по два черты.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения
Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….
Что такое пунктуационный разбор
Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:
- пунктуационного,
- синтаксического,
- графического.
Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.
Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.
Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.
Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:
- Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
- Объяснение их постановки.
Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:
- Пронумеровать каждый символ пунктуации.
- Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
- Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
- Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).
Пунктуация конца речевой единицы
Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:
- повествование,
- вопрос,
- восклицание,
- недосказанность.
В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.
В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:
Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.
Пунктограммы ПП и СП
В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.
Тире следует ставить:
- Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), инфинитивами, количественными числительными.
- Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения неопределенная форма глагола, а другой существительное (в Им.пад.).
- Перед указательными местоимениями: это, вот.
- Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.
Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.
Пунктуация при наличии однородных членов
- между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
- перед союзами противительного вида,
- при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
- парное соединение (между парами).
- перед второй частью двойных союзов.
Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:
Точка с запятой , необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.
Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:
Выделение на письме прямой речи
Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):
- В начале: А: «П!», А: «П?», А: «П».
- В конце: «П», – а., «П!» – а., «П?» – а.
- В центре: «П, – а, – п».
Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.
Пунктограммы русского языка
Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:
- обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств,
- уточняющие члены,
- выделение сравнений и оборотов,
- конструкции с союзом «как»,
- обращения, вводные слова, междометные выражения.
Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:
- сочинительная связь частей,
- подчинительная,
- без помощи союзов.
Пунктуационный разбор предложения схема и образец
[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)
Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:
7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !
1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.
1 – запятая отделяет придаточное «который знал».
3 – продолжение основной главной части.
4 – начало третьего придаточного.
5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».
6 – не требуется выделение: есть союз «и».
[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)
Точка – завершение повествовательного предложения.
Начало придаточного. Всего 4 придаточных.
Начало второго придаточного.
5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.
Начало и конец придаточного.
Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.
Порядок пунктуационного разбора простого предложения
Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:
Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4
4 – Точка. Высказывание повествовательное.
1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.
2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.
- Выписать предложение.
- Объяснить завершающий знак.
- Найти и выделить грамматическую основу.
- Объяснить причины постановки символов.
- Составить схему.
Как разбирать сложную конструкцию:
- Выписать предложение.
- Объяснить конечный знак.
- Выделить грамматические основы.
- Объяснить причины необходимости знаков между частями.
- Объяснить каждый знак в ПП.
- Составить графическую схему.
Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:
Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3
3 – Точка, предложение повествовательное.
2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.
Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6
6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.
1 – начало первого придаточного.
2 начало второго придаточного.
3 – разграничение однородных придаточных.
4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».
5 – выделение деепричастия.
Пример пунктуационного разбор предложения
Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор
Вывод
Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.
Источник
Пунктуационный разбор
Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 5)
Схема пунктуационного разбора предложения
- Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
- Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
- Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образцы пунктуационного разбора предложения
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 1 [который, 2 (чтобы не бегать очень быстро), 3 привязывает к ногам пудовые гири] (Солоухин).
Грамматические основы:
- бегун участвует – грамматическая основа главного предложения
- который (=бегун) привязывает
- не бегать (главный член односоставного безличного предложения)
Объяснение знаков препинания
- Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
- Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение
Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное
Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 3 — запятые выделяют придаточное внутри придаточного.
Я слышал, 1 (как Гайдар чистил котелок песком 2 и ругал его за то,) 3 (что у того отвалилась ручка) (Паустовский).
Грамматические основы:
- Я слышал – грамматическая основа главного предложения
- Гайдар чистил и ругал
- ручка отвалилась
Объяснение знаков препинания
- Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
- Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:
Я слышал – главное предложение
Слышал что? Как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то – первое придаточное
За что именно ругал? Что у того отвалилась ручка – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
3 — запятая отделяет второе придаточное, которое зависит от первого придаточного.
- Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
2 — запятая не ставится, т.к. однородные члены предложения соединены одиночным союзом
Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)
Грамматические основы:
- Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения
- которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).
- очки спадают
- он не в силах отнять
Объяснение знаков препинания
- Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
- Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;
- Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Пари заключается в том, 1 [что (если ваш повелитель останется здесь на три дня), 2 то вы без всяких отговорок должны исполнить то, 3 (что я вам скажу), 4 а (если он не останется), 5 то я исполню любое приказание, 6 (какое вы мне дадите)]. (Лесков)
Грамматические основы:
пари заключается – грамматическая основа главного предложения
Объяснение знаков препинания
- Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
- Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с шестью придаточными:
Пари заключается в том – главное предложение
Говоря условно: в том, что /если так, то эдак, а если так, то эдак/
При первом условии в том, что вы без всяких отговорок должны исполнить то – первое придаточное
При втором условии в том, что я исполню любое приказание – второе придаточное
Вы должны исполнить при каких обстоятельствах? Если ваш повелитель останется здесь на три дня – третье придаточное
Исполнить что? То, /что я вам скажу/ — четвертое придаточное
Я исполню при каких обстоятельствах? Если он не останется – пятое придаточное
Исполню приказание какое? Какое вы мне дадите – шестое придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 6 — запятая не ставится, т.к. при встрече двух союзов запятую нужно ставить только в том случае, если при изъятии придаточного смысл не теряется. (/в том, что то…/ и /а то я…/ — в обоих случаях смысл теряется)
3, 4, 5, 7, 8 — запятые выделяют придаточные внутри придаточного
- Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
В составе сложного предложения нет осложненных простых.
Примечание:
Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:
Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):
Учтите и что он сказал, и как он это сделал;
— если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова:
Он ушёл и не сказал куда.
Образцы анализа:
1. Чтобы быть хорошим преподавателем, 1
1 2 нужно любить то, 2 2 3 что преподаёшь, 3 3 2 и любить тех, 4 2 4 кому преподаёшь (В. Ключевский).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предло-
жение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения;
это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 – запятая выделяет 1-е придаточное П (первой запятой нет,
так как совпадает с началом предложения);
2 и 3 – запятые выделяют 2-е придаточное П;
4 – запятая выделяет 3-е придаточное П (второй запятой нет,
так как совпадает с концом предложения);
2. В любви, 1 /как и в грамматике/, 2 смысл зависит от окончания (Г. Ландау).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 — запятая выделяет обособленное обстоятельство,
выраженное сравнительным оборотом.
3. Французский символизм, 1 /родоначальник всего символизма как школы/, 2 выдвинул на передний план чисто литературные задачи, 3 свободный стих, 4 более своеобразный и зыбкий слог, 5 метафору, 6 /вознесенную превыше всего/, 7 и пресловутую «теорию относительности» (Н. Гумилев).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 – запятые выделяют обособленное определение – приложение, стоящее после определяемого слова.
3, 4, 5 – запятые разделяют однородные дополнения, связанные без союзов.
6 и 7 – запятые выделяют обособленное опреде ление, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
какой? что за? какую?
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Знаки в соответствии с интонацией
Контрольный тест по синтаксису
Контрольный тест по пунктуации
Тест на тему Пунктуация в сложносочиненных предложениях
Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях
Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными
Тест на тему Запятая на стыке союзов
Тест на тему Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Тест на тему Сложные предложения с разными видами связи
Тест на тему Употребление знаков препинания
Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом как.
Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом и.
Диктант по пунктуации
Тест на тему СПП без запятой
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на главную, перейти на стр. «Перечень пунктограмм«, «Пунктуация в таблицах«
© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
Пунктуационный разбор простого предложения.
Порядок пунктуационного разбора простого предложения.
- Назвать и объяснить знаки в конце предложения (знаки завершения).
- Назвать и объяснить знаки на уровне предложения (выделительные, разделительные).
- Составить схему.
Порядок разбора. |
Пояснения. |
1.Пронумеровать все знаки препинания. |
|
2. Объяснить пунктограмму в конце предложения. |
Пунктограмма – это знак препинания, постановка которого осуществляется по определённому правилу. Пунктограммы в конце предложения: – точка ставится в конце повествовательного по цели высказывания предложения; – вопросительный знак ставится в конце вопросительного по цели высказывания предложения; – восклицательный знак ставится в конце восклицательного по интонации предложения; – вопросительный и восклицательный знаки одновременно ставятся в конце повествовательного по цели высказывания и восклицательного по интонации предложения. |
3. Объяснить все пунктограммы в предложении по порядку. |
Виды пунктограмм: – знаки при однородных членах; – знаки при обособленных членах; – знаки при уточняющих членах; – знаки при обращениях; – знаки при вводных словах и предложениях. |
4.Составить схемы. |
ПРИМЕРЫ СХЕМ: – знаки при однородных членах; [О,О, О- обобщ.слово] (обобщающее слово обозначается кружком с точкой внутри). – знаки при обособленных членах; [,обособл. обст.,] – знаки при уточняющих членах; [,уточн.чл.,] – знаки при обращениях; [,обращение,] – знаки при вводных словах и предложениях. [,вв.сл.,] |
Образцы пунктуационного разбора простого предложения.
Образец письменного разбора. |
Образец устного разбора. |
По вечерам мы зажигали свечи,(1) разговаривали обо всём на свете,(2)мечтали о путешествиях и новых встречах. |
|
В конце предложения – точка. |
Точка ставится, так как это предложение по цели высказывания повествовательное. |
1.2 – знаки при однородных подлежащих. |
Запятая ставится между однородными членами, не имеющими союзов. |
[О,О,О] |
Внутри кружочка нужно графически показать, что однородные члены – сказуемые, то есть начертить по два черты. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….
Что такое пунктуационный разбор
Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:
- пунктуационного,
- синтаксического,
- графического.
Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.
Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.
Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.
Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:
- Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
- Объяснение их постановки.
Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:
- Пронумеровать каждый символ пунктуации.
- Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
- Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
- Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).
Пунктуация конца речевой единицы
Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:
- повествование,
- вопрос,
- восклицание,
- недосказанность.
В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.
В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:
- ? !,
- ? …,
- ! …
Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.
Пунктограммы ПП и СП
В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.
Тире следует ставить:
- Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), инфинитивами, количественными числительными.
- Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения неопределенная форма глагола, а другой существительное (в Им.пад.).
- Перед указательными местоимениями: это, вот.
- Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.
Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.
Пунктуация при наличии однородных членов
Запятые обязательны:
- между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
- перед союзами противительного вида,
- при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
- парное соединение (между парами).
- перед второй частью двойных союзов.
Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:
- [Ο да (= «и») Ο].
- [Ο да и Ο].
Точка с запятой , необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.
Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:
- [Θ: Ο, Ο, Ο].
- [Ο, Ο, Ο — Θ].
- [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ].
- [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — …].
Выделение на письме прямой речи
Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):
- В начале: А: «П!», А: «П?», А: «П».
- В конце: «П», – а., «П!» – а., «П?» – а.
- В центре: «П, – а, – п».
Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.
Пунктограммы русского языка
Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:
- обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств,
- уточняющие члены,
- выделение сравнений и оборотов,
- конструкции с союзом «как»,
- обращения, вводные слова, междометные выражения.
Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:
- сочинительная связь частей,
- подчинительная,
- без помощи союзов.
Пунктуационный разбор предложения схема и образец
[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)
Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:
7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !
1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.
1 – запятая отделяет придаточное «который знал».
2 – завершает придаточное.
3 – продолжение основной главной части.
4 – начало третьего придаточного.
5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».
6 – не требуется выделение: есть союз «и».
[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)
Точка – завершение повествовательного предложения.
Начало придаточного. Всего 4 придаточных.
2, 3. Деепричастный оборот.
3.Продолжение придаточного.
Начало второго придаточного.
5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.
Начало придаточного.
Начало и конец придаточного.
Уточнение.
Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.
Порядок пунктуационного разбора простого предложения
Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:
Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4
Объяснение:
4 – Точка. Высказывание повествовательное.
1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.
2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.
Примерный план разбора:
- Выписать предложение.
- Объяснить завершающий знак.
- Найти и выделить грамматическую основу.
- Объяснить причины постановки символов.
- Составить схему.
Как разбирать сложную конструкцию:
- Выписать предложение.
- Объяснить конечный знак.
- Выделить грамматические основы.
- Объяснить причины необходимости знаков между частями.
- Объяснить каждый знак в ПП.
- Составить графическую схему.
Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:
Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3
Пояснения:
3 – Точка, предложение повествовательное.
1 – запятая между ПП.
2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.
Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6
Анализ:
6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.
1 – начало первого придаточного.
2 начало второго придаточного.
3 – разграничение однородных придаточных.
4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».
5 – выделение деепричастия.
Пример пунктуационного разбор предложения
Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор
Вывод
Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.
Пунктуация – ( от лат. «пунктум» – точка) |
раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их постановки. |
Существует 10 знаков препинания
. , ; : – … ! ? ( ) « »
Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчёркивается автором. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложений и текста в целом.
Функции знаков препинания.
Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: знаки завершения (ставятся в конце предложения); разделительные и выделительные (в предложении). Помимо данных функций, многие знаки препинания имеют дополнительное смысловое и интонационное значение.
Пунктограмма – постановка или непостановка знака препинания по пунктуационному правилу. Это ошибкоопасное место.
Пунктуационное правило объясняет постановку или непостановку знаков препинания.
Пунктограммы, изученные в 5 классе.
1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Запятая ставится между однородными членами,
1. если они соединены только интонацией перечисления (бессоюзная связь): |
|
Мама купила яблоки, груши, сливы. |
|
2. если они соединены противительными союзами а, но, да (=но), зато, однако (запятая ставится перед союзом!) |
|
Мама купила не яблоки, а груши. , а Мама купила яблоки, но нам не отдала. , но |
Мама купила яблоки, да нам не отдала. , да |
3.если они соединены повторяющимися союзами и – и, или – или, то – то, ни – ни, либо – либо, не то – не то (запятая ставится после каждого однородного члена предложения!) |
|
Мама купила и яблоки, и груши, и сливы. |
Мама купила яблоки, и груши, и сливы. |
4.если они соединены двойными союзами не только – но и, как – так и, не столько – сколько (запятая ставится перед второй частью двойного союза!). |
|
Мама купила не только яблоки, но и груши. не только, но и |
Запятая не ставится между однородными членами, если они соединены одиночными, (неповторяющимися) соединительными или разделительными союзами и, да (= и), или, либо. |
|
Мама купит яблоки и груши. и Мама купит яблоки или груши. или |
Мама купит яблоки либо груши. либо |
Примечание. 1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к сказанному раньше. Он хорошо рисовал, да и чертил неплохо.
2.Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря и т. п.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания.
Схема. |
Примеры. |
: , , |
Мама купила фрукты: яблоки, груши, сливы. |
, , – |
Яблоки, груши, сливы – разные фрукты купила мама. |
:,, – … |
Разные фрукты: яблоки, груши, сливы – купила мама. |
3.Запятая и восклицательный знак при обращении.
1.Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
2.Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается.
Например: «Что, царевич, ты не весел?»
3.При обращении могут быть зависимые слова. Такое обращение называется распространённым. Обращение без зависимых слов – нераспространённое.
Бабушка, приезжай к нам в гости. (Нераспространённое обращение).
Дорогая бабушка, приезжай к нам в гости. (Распространённое обращение).
4.Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Обращение в предложении выделяется!
Знаки препинания при обращении.
1.Если обращение стоит в начале предложения, то оно отделяется запятой.
Бабушка, приезжай к нам в гости. [ O, ].
2. Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с обеих сторон запятыми.
Приезжай, бабушка, к нам в гости.[ ,O, ].
3. Если обращение стоит в конце предложения, то оно отделяется запятой.
Приезжай к нам в гости, бабушка.[ ,O].
4. Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.
Бабушка! Приезжай к нам в гости.[O! ].
5.Примечание. Перед обращением может стоять частица о, которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.
4. Запятая в сложных предложениях.
Сложные предложения (начальная школа и 5 класс).
Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.
1) Бессоюзные сложные предложения (БСП) – это такие сложные предложения, в которых части соединены только смыслом и интонацией, а
2) союзы и союзные слова не используются.
3)На схеме каждая часть заключена в квадратные скобки.
4) Части БСП могут отделяться друг от друга по-разному: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.
1 2
Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.
[1 ] – [2 ].
1)Сложносочинённые предложения (ССП) – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами и интонацией.
2)Части ССП связывают союзы и, а, но, и другие.
3)На схеме каждая часть заключена в квадратные скобки, союз записывается между скобками.
4) Обычно между частями ССП ставится запятая.
1 с. 2
Солнца мне не виден свет, и для корней моих простора нет.
[1 ], и [2 ].
Сложноподчинённые предложения (СПП)– это такие предложения, в которых простые предложения объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов или союзных слов, а также интонации.
1)Сложноподчинённые предложения состоят из главного и придаточного предложений.
2)Части СПП связывают союзы что, чтобы, потому что, если и др. и союзные слова где, когда, который и др.
3) На схеме главная часть заключена в квадратные скобки, а придаточная – в круглые скобки, при этом союз или союзное слово находится внутри круглых скобок (Иногда лишь по союзу или союзному слову можно определить придаточное предложение и его вид).
4) Обычно между частями СПП ставится запятая.
1 2
Счастье даётся тем, кто много трудится.
[1 ], (2кто ).
5. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь – точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал.
Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».
Слова автора Прямая речь
А : «П».
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: прямой речи («Все мы на свете друг другу нужны») и слов автора, которые сопровождают прямую речь (Л.Н. Толстой писал). Слова автора часто содержат слова-сигналы: глаголы говорения (сказать, спросить, ответить и др.), глаголы мыслительной деятельности (читать, слышать, думать и др.), существительные (слова, восклицание, вопрос, шёпот и др.).
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.
Схема |
Примеры |
1) А: «П». |
Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны». |
2) А: «П?» |
Л.Н. Толстой спрашивал: «Все мы на свете друг другу нужны?» |
3) А: «П!» |
Л.Н. Толстой утверждал: «Все мы на свете друг другу нужны!» |
4) «П», – а. |
«Все мы на свете друг другу нужны», – писал Л.Н. Толстой. |
5) «П?» – а. |
«Все мы на свете друг другу нужны?» – спрашивал Л.Н. Толстой. |
6) «П!» – а. |
«Все мы на свете друг другу нужны!» – утверждал Л.Н. Толстой. |
Если прямая речь разрывается словами автора. 7) «П, – а,- п». |
«Люди должны любить друг друга, – считал Л.Н. Толстой, – и уважать». |
8) «П, – а. –П». |
«Люди должны любить друг друга, – считал Л.Н. Толстой. – Люди должны друг друга уважать». |
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Слова каждого лица в диалоге называются репликой. Реплики пишутся с новой строки и с большой буквы. Перед репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.
Девочка спросила:
– Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?
– Иохим выучил, – ответил Петрусь.
– Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?
Данная часть диалога соответствует схеме:
А:
– П?
– П, – а.
– П! П?
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.