Как составить пятистишье

Самой распространённой формой строфы в русском стихосложении является четверостишие. Это неудивительно, ведь объём такого отрезка наиболее удобен для законченного высказывания, а чётное количество строк располагает к аккуратной рифме. Однако всё это не значит, что другие виды строф менее красивы. Подтверждением этой идеи являются пятистишия. Они менее популярны, но некоторые поэты, тем не менее с успехом применяют их и создают интересные произведения. Рассмотрим это на примерах.

Как следует из самого термина, пятистишие – это строфа, состоящая из пяти стихов или строк. Отсюда другое название, иногда встречающееся в литературе, – пятистрочник. У обычного пятистишия нет фиксированной формы. Схема рифмовки может быть свободной. Чаще всего встречаются такие: abaab, aabba и ababa. Как видим, пятистишие можно представить как четверостишие с дополнительной первой строкой. Но эта строфа допускает и другие варианты. Также свободным может быть стихотворный размер, поскольку пятистишие не является твёрдой формой.

Из пятистрочников могут состоять целые стихотворения. Такие произведения встречаются в поэзии А. С. Пушкина («Прощание»), Ф. И. Тютчева («Люблю глаза твои, мой друг…»), М. А. Кузмина («Бисерные кошельки»), А. М. Майкова («Летний дождь») и других авторов.

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

«Люблю глаза твои, мой друг…», Ф. И. Тютчев.

Множество примеров произведений, составленных из пятистиший, можно обнаружить в творчестве современной российской поэтессы Веры Полозковой. Вот несколько отрывков из её стихотворений.

А где я? Я дома, в коме, зиме и яме.
Мурлыкаю в ванной медленно Only you,
Пишу себе планы, тут же на них плюю;
А кожа сидит на креме как на клею
И, если не мазать, сходит с тебя слоями.

А он где? Никто не знает; по веществу ведь
Он ветер; за гранью; без вести; вне игры.
Пусть солнце бесстыдно лижет ему вихры,
Пусть он устаёт от женщин и от жары, –
Его, по большому счёту, не существует.

«А где я? Я дома, в коме, зиме и яме…».

Я могу быть грубой – и неземной,
Чтобы дни – горячечны, ночи – кратки;
Чтобы провоцировать беспорядки;
Я умею в салки, слова и прятки,
Только ты не хочешь играть со мной.

Я могу за Стражу и Короля,
За Осла, Разбойницу, Трубадура, –
Но сижу и губы грызу, как дура,
И из слёзных желёз – литература,
А в раскрасках – выжженная земля.

«Детское».

Такая ночью берёт тоска,
Как будто беда близка.
И стоит свет погасить в квартире –
Как в город группками по четыре
Заходят вражеские войска.

Так ночью эти дворы пусты,
Что слышно за три версты, –
Чуть обнажив голубые дёсны,
Рычит земля на чужих как пёс, но
Сдаёт безропотно блокпосты.

«Такая ночью берёт тоска…».

Фильм, в котором почти непроизводима речь.
Она пишет ему откуда-нибудь «тут сыро» –
Он ей очень рекомендует себя беречь.
И они никогда не осуществляют встреч –
А на сэкономленные отапливают полмира.

«Я специалист по бесперебойной подаче слёз…».

Пятистишие может быть одной из частей стихотворения, состоящего из других видов строф. Вот отрывок из стихотворения С. Я. Маршака, в котором пятистишие окружено четверостишиями:

Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы,
И, у платформы выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне в сотый раз подробно рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.

«Всё то, чего коснётся человек…», С. Я. Маршак.

Пятистишие может функционировать как самостоятельное произведение.

А вода? Миг – ясна…
Миг – круги, ряби: рыбка…
Так и мысль!.. Вот – она…
Но она – глубина,
Заходившая зыбко.

«А вода? Миг – ясна…», А. Белый.

Эхо стонало, шумела река,
Ливень стучал тяжело,
Луч серебристый пронзил облака.
Им любовались мы долго, пока
Солнышко, солнце взошло!

«Луч серебристый», М. И. Цветаева.

В английской поэзии существует такая твёрдая форма, как лимерик. Это тоже пятистишие, традиционно рифмующееся по схеме aabba, имеющее абсурдистское содержание и определённую композицию. Признанным мастером лимериков считается знаменитый поэт XIX века Эдвард Лир. Вот несколько его произведений:

Безутешная мисс из Манилы
Непрестанно рыдала и выла.
        Кто услышал впервой
        Тот немыслимый вой,
Чуть живой убегал из Манилы.

Перевод М. И. Фрейдкина.

Жил-был старичок из Гонконга,
Танцевавший под музыку гонга.
        Но ему заявили:
        «Прекрати это – или
Убирайся совсем из Гонконга!»

Перевод Г. М. Кружкова.

Таким образом, пятистишие – это интересный вид строфы, достаточно распространённый в творчестве многих поэтов разных эпох. Он позволяет экспериментировать с рифмой, ритмом стихотворений и получать новое звучание строк.

Барышни и кавалеры, рады всех приветствовать!  

И мы продолжаем!

И мы переходим к пятистишиям!
Оказывается там тоже есть что выбрать и с чем поиграть.

На этой неделе  нас ждут –  пятистишия всех видов, лимерики и мухаммасы! 

Чувство юмора обязательно захватите с собой!  

Краткая мат/часть с примерами  

Пятистишие – это строфа, состоящая из пяти стихов или строк. Отсюда другое название, иногда встречающееся в литературе, – пятистрочник. У обычного пятистишия нет фиксированной формы. Схема рифмовки может быть свободной. Чаще всего встречаются такие: abaab, aabba и ababa. Как видим, пятистишие можно представить как четверостишие с дополнительной первой строкой. Но эта строфа допускает и другие варианты. Также свободным может быть стихотворный размер, поскольку пятистишие не является твёрдой формой.

Из пятистрочников могут состоять целые стихотворения. Такие произведения встречаются в поэзии А. С. Пушкина («Прощание»), Ф. И. Тютчева («Люблю глаза твои, мой друг…»), М. А. Кузмина («Бисерные кошельки»), А. М. Майкова («Летний дождь») и других авторов.

Примеры

***

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

«Люблю глаза твои, мой друг…», Ф. И. Тютчев.

***

Фильм, в котором почти непроизводима речь.
Она пишет ему откуда-нибудь «тут сыро» –
Он ей очень рекомендует себя беречь.
И они никогда не осуществляют встреч –
А на сэкономленные отапливают полмира.

«Я специалист по бесперебойной подаче слёз…». В. Полозкова

***

А вода? Миг – ясна…
Миг – круги, ряби: рыбка…
Так и мысль!.. Вот – она…
Но она – глубина,
Заходившая зыбко.

«А вода? Миг – ясна…», А. Белый.

***

Эхо стонало, шумела река,
Ливень стучал тяжело,
Луч серебристый пронзил облака.
Им любовались мы долго, пока
Солнышко, солнце взошло!

«Луч серебристый», М. И. Цветаева.

Лимерик. Это тоже пятистишие, традиционно рифмующееся по схеме aabba, имеющее абсурдистское содержание и определённую композицию. Признанным мастером лимериков считается знаменитый поэт XIX века Эдвард Лир.

 Вот несколько его произведений:

Безутешная мисс из Манилы

Непрестанно рыдала и выла.

        Кто услышал впервой

        Тот немыслимый вой,

Чуть живой убегал из Манилы.

Перевод М. И. Фрейдкина.

***

Жил-был старичок из Гонконга,
Танцевавший под музыку гонга.
        Но ему заявили:
        «Прекрати это – или
Убирайся совсем из Гонконга!»

Перевод Г. М. Кружкова.

Мухаммас – (араб., буквально – упятерённый), – пятистишия – пожалуй, наиболее популярная из “наращенных форм”. Это строфическая форма в поэзии Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии , а также у некоторых народов Кавказа (например, у армян – мухаммаз).
Каждая строфа стихотворения состоит из 5 строк, из которых первые 3 принадлежат автору Мухаммаса, а последние 2 являются цитатой из какого-либо стихотворения.

Мухаммас – своего рода поэтический комментарий, толкование стихотворения, взятого за основу; в некоторых литературах может быть самостоятельным произведением, преимущественно пессимистическим.

Схема рифмовки:
Первая строфа: ааааа
Вторая строфа: бббба
Третья строфа: вввва
и т.д.

В каждой строфе Мухаммаса 5 стихов. Стихи первой строфы имеют общую рифму или общий редиф. Вторая и последующие строфы имеют свою рифму или редиф для всех строк, кроме конечной, которая обязательно завершается рифмой или редифом первой строфы (а иногда – повторяет последний стих первой строфы целиком).

Реди́ф — в восточной поэзии слово, группа слов, повторяющаяся после рифмы. Цель редифа состоит в том, чтобы каждый раз представить повторяющиеся слова в новом контексте, выделив новый смысл. В русской и западноевропейской поэзии редиф рассматривается как вариант рифмы, близкий к припеву и эпифоре.

Ну, не всё так загадочно, как в теории. 😉  

Примеры

Вот, например, Мухаммас из дастана туркменского поэта Молла Непес ”Зохра и Тахир”:

Сон видала: плыл рекою в клетке тесной молодец.
С чудной речью соловьиной неизвестный молодец.
Ах, откуда он, тот стройный, тот прелестный молодец?
Чтобы сжечь меня, явился в поднебесной молодец.
Захватил мою он душу, тот чудесный молодец!

С плеч его бегрес спадает: кто он – бек или султан?
Он отшельник иль безумец, или страстью обуян?
Он волшебник ли, Юсуп ли, что покинул Ханаан?
Все слова его как жемчуг – так и просятся в дастан.
Даже пери не приснился б тот чудесный молодец.
(Пер. Нат. Коровенко)

Надира
МУХАММАС НА ГАЗЕЛЬ НАВОИ

По тебе томясь и маясь, я влачусь в пустынном доле,
Прах свой к небесам взвивая, смерчем вьюсь я в диком поле.
Ты едва уйдешь – мне душу муки страсти побороли!
Сердце и душа – с тобою, я ж – у бед моих в неволе,
Я тебе вручаю сердце, а тебя – господней воле.

Как прощалась я с тобою – пламя мук меня налило,
Туча стонов моих жгучих небеса совсем закрыла.
Темен мир от этих стонов – все вокруг черно,уныло,
Закатилось, видно, в темень счастья моего светило,-
По ночам от ран разлуки тело ноет в жгучей боли.

Что влюбленному укоры – злых соперников упреки!
Злые речи бесполезны, как ни злы и ни жестоки.
Время, Надира, приспело снять с главы венец высокий.
Навои в огне безумья сжечь себя приспели сроки,
И грозит набег безумья черным мраком смертной доли!

Есть, конечно, ещё виды пятистиший, но в похожее мы уже писали.))

Мы по-прежнему экспериментируем, пробуем разные правила для именно мини-конкурсов с целью поиска оптимальных.  Поэтому, новый вариант таков.

Правила для тех, кто хочет участвовать в конкурсе

1. Пятистишие пишется в новом посте/комментарии. Одно.   Пятистишие, лимерик, мухаммас –  на ваш выбор.  

!!! В конкурсе участвуют только авторские пятистишия. И да, нумеруйте конкурсные пятистишия, пожалуйста.))

2. Каждый день любой желающий/участник может опубликовать  от 1 до 5 новых конкурсных постов. Ответы на комментарии других участников внутри цепочки и флуд – без ограничений! 

3. Если вы хотите, чтобы в конкурсе поучаствовал ваш остроумный ответ кому-нибудь, то оформляете его вместе с цитатой, на которую отвечали. Да, делаете это  новым постом/комментарием. Пример

4. Ответы в цепочках расцениваем, как игровой и поощряемый (великий и весёлый) флуд. То есть, приветствуется, но в конкурсном голосовании не участвует. Также, как и любой неформат. Зато авторы могут блеснуть своим остроумием на всю катушку. Ведь, это всё-таки игра! 

5. Да. Поставьте галочку, чтобы не потерять пост.  ️ ✅

6. По итогам народного голосования формируется ТОП-10 лучших пятистиший. Если их будет очень много и сложно будет уместить в один пост, то будут перечислены только авторы второй половины списка.)

7. Результаты будут считаться с 00. до 12.00 воскресения. (Следовательно, плюсы поставленные после 00 – не считаются.)  А про итоги после 18.00 расскажет Ярослав . И после этого  поздравления и чепчики в воздух! 😉 

8. Победители смогут добавить стикер конкурса в ленту.

(На всякий случай. Минусы ставить смысла нет. Они считаются для игроков, как плюсы.))

П.С. Правила публикаций на АТ у нас тоже действуют.)) Пожалуйста, без обсценной лексики, порнографии и всего такого. 

П.С. Если у кого-то есть желание нарисовать картинки, эмблему конкурсов или памятный знак победителям, будем рады, пишите в ЛС.)

Вооружайтесь юмором, вдохновением и… поехали!

Слагаемые стиха

Пятистишие – очень красивый вид строфики. Его дисгармоничность, в отличие от трехстишия, гораздо мягче. Протяженность фразы позволяет высказать мысль без внутреннего напряжения. Легкая недосказанность остается, но оборванности, раздробленности не ощущается благодаря рифмующимся в пределах строфы строкам.

Здесь мы сталкиваемся с многовариантностью рифмовки.

Вспомним. У двустишия вариантов не было. Только смежная рифмовка.

У трехстишия, по существу, вариант тоже один, ААА, сквозная рифма. А для других вариантов рифмовки приходилось связывать строфы попарно или вообще цепочкой.

У четверостишия уже три варианта рифмовки, которые мы уже рассматривали: перекрестная АВАВ, смежная ААВВ и кольцевая АВВА.

А вот у пятистишия таких вариантов уже гораздо больше. Попробуем в них разобраться. Поскольку количество строк нечетное, то и срифмованных строк получится нечетное количество. И нам придется разделить варианты рифмовки на две группы: с тремя рифмами А и с тремя рифмами В.

Прямо математическая задачка.

Вот вопрос, а какое вообще это имеет отношение к поэзии? Как-то скучно смотреть на это количество формул.

Имеет отношение примерно такое же, какое имеют к картине художника названия использованных им красок. Все в курсе, что для каждого цвета радуги могут быть использованы краски с особыми оттенками и совершенно разными названиями?

Обратите внимания на формулы рифмовок пятистишия. Узнаете знакомые по четверостишиям сочетания? Жесткость смежной рифмовки, гибкость и динамичность перекрестной рифмовки, объемность и выразительность кольцевой рифмовки?

Используя тот или иной вариант рифмовки, поэт подобен художнику, смешивающему краски на палитре, чтобы получить единственно нужный оттенок.

Давайте посмотрим, как меняется  настроение стиха в разных вариантах рифмовки.

Для этого эксперимента я слепила маленькое пустенькое весеннее пятистишие.

Начнем с самого простого  варианта.

АВАВА

Вроде все бы хорошо, но этот казалось бы самый гармоничный вариант рифмовки оставляет ощущение лишней строки, которой не нашлось ответа. И сильно ощущается излишество в рифме, как-то слегка назойливо это звучит.

А теперь поколдуем. Будем менять строки местам. Кое-что, конечно, придется изменять и в словах, чтобы не разрушить смысл и ритм.

АВААВ

Перед нами самый популярный вид рифмовки пятистишия. Наиболее выразительный и гармоничный. Первые четыре строки – перекрестная, динамичная рифмовка. Последние четыре строки – объемная кольцевая рифмовка. Вот так они друг на друга накладываются в строфе. А в результате получаем легкое гармоничное начало и в конце красивое замедленное движение, как внезапный рапид в кинокадрах.

ААВАВ

     А вот этот вариант менее гармоничен. Начинается он со смежной рифмовки АА и далее обычное движение. Как будто споткнулись мы в самом начале. Это очень яркий и эмоциональный оттенок, если его использовать обоснованно.

АВВАА

По-своему выразительный вариант. Первые четыре строки – красивая, объемная кольцевая рифмовка. И в конце две смежные строки ставят сильную точку. Делают внушительный вывод.  Как видите, я сместила первую строку начального варианта в конец — она более всего годится для внушительного вывода.

Так играть со стихом можно бесконечно, выбирая вариант, который покажется вам самым правильным для создания нужного образа.

А теперь давайте посмотрим, как используют пятистишие поэты Серебряного века.

Перед нами маленькое стихотворение К. Бальмонта «Другу». Рифмовка АВААВ. Стихотворение колдовское по своему воздействию на наше восприятие. А попытайтесь найти в нем какой-либо внятный смысл. Не получится. И если мы начнем логически выискивать содержание и идею, то найдем лишь набор красивых образов.

Ох, сколько же доставалось за это Бальмонту и от современников, воспитанных на глубоко идейной и гражданственной поэзии середины 19 века! Досталось его памяти и от теоретиков советской эпохи.

Да, вот так и создан этот стих, как создает художник мозаичную картину. Берет кусочки камня, смальты, металла, совершенно друг с другом не связанные в природе, и соединяет в одному ему известном порядке на некоей вязкой, застывающей основе. В результате — из кусочков родилась картина.

Здесь у Бальмонта все кусочки мозаики скрепил ритм. И нежный задумчивый ритм анапеста. И загадочная, завораживающая строфика пятистишия в самой гармоничной своей форме. И ритм синтаксических конструкций, однородных членов «будь», быть», «всюду». И особая звуковая организация стиха. Звонкая, многоголосная в первой строфе и на полушепоте согласных «с» и «ш» во второй строфе.

А вот еще один стих К. Бальмонта под названием «Как ночь».

Рифмовка АВВАА использована здесь мастерски, создавая впечатление тайны, неразгаданности, прекрасной и опасной одновременно.

Здесь любимый прием К. Бальмонта. Стих буквально пронизан внутренними рифмами, повторами, создающими впечатление околдовывающей медитативной мелодии.

А посмотрите, как использовал пятистишие другой классик Серебряного века Михаил Кузмин. Вот одно из известнейших его стихотворений, которое несомненно вдохновило нашего нашего современного поэта Виктора Пеленягрэ на создание своего шедевра «Как упоительны в России вечера».

Рифмовка ААВАВ. 2-5 строки в каждой строфе — живая, динамичная перекрестная рифмовка. А в начале маленькая запинка, остановка на первой строке, срифмованной со второй смежно. Томно замедленный жест, перед тем, как начать движение. Образ легкой жеманности, легкомыслия, кокетливого обаяния.

И эта смежность первых двух строк  и перекрестность дальнейших трех строк еще и усилена внутренними  рифмами:  «найду/во льду», «агат/закат/рад». Тонкий узор, вязь на обложках поэтических журналов «Весы», «Аполлон».

Вот таким выразительным, роскошным и колдовским может быть пятистишие.

Продолжение цикла:  Что такое эпическая поэзия?



Ученик

(12),
закрыт



9 лет назад

Дополнен 9 лет назад

Написать пятистишье о теме ” Дисциплина”. Алгоритм составления пятистишья: 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (о теме) 3 строка – 3 глагола (о теме) 4 строка – предложение из 4-х слов (о теме, предлоги можно не считать) 5 строка – синоним, или ассоциация (о теме) Рифмы может не быть.

Серго

Гуру

(2761)


9 лет назад

В школе уже и сенканы разучивают?
Лови:
1.Дисциплина.
Жесткая, суровая.
Определяет, формирует, сдерживает.
По нраву не всем, но это необходимость.
Порядок.
2.Дисциплина.
Излишняя, обременительная.
Подавляет, обезличивает, насаждается.
Превращает человека в послушного робота.
Безысходность.
Вариант выбери сама.

Предложения

Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) – 200 руб.

Дистанционные уроки английского языка, современные методики.

Курсовые, контрольные работы, тесты – на заказ. Проверка на антиплагиат.

Создание сайтов на заказ.

Календарь

«  Май 2023  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Статистика


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Счетчик

Яндекс.Метрика

Правило составления пятистишия (синквета)

Правило составления пятистишия (синквета)

В первой строке всегда 1 слово. Это предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка – 2 слова. Эта два прилагательных или причастия, которые обозначают свойства предмета речи, указывают на его характерные особенности.

Третья строка – 3 слова. Это 3 глагола или деепричастия, которые рассказывают о действиях, характерных для этого предмета речи.

Четвертая строка – 4 слова. Это предложение, часто афористичное, выражающее мое отношение к предмету речи. М.б. фразеологический оборот.

Пятая строка – 1 слово. Это эмоциональный вывод. Прелесть. Ужас. Черт.

Предложения

Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) – 200 руб.

Дистанционные уроки английского языка, современные методики.

Курсовые, контрольные работы, тесты – на заказ. Проверка на антиплагиат.

Создание сайтов на заказ.

Добавить комментарий