СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 23.05.2023 15:15
Голикова Ирина Владимировна
Учитель истории
8 лет
3 299
11 468
Рабочий лист на уроках истории
При работе с рабочими листами на уроке есть возможность включать задания разного уровня и вида; есть возможность интеграции материала и рефлексии
Рабочий лист содержит 9 заданий (блок-схемы, работа с текстом учебника, ребус, логические задания + РЕФЛЕКСИЯ, которые помогут увлекательно провести урок …
01.05.2023 02:49
655
18
Рабочий лист содержит задания для самостоятельного изучения материала по теме “Наука.Образование” и практические задания для закрепления изученного. Задания составлены к учебнику “Обществознание. 10 класс” Л.Н.Боголюбова …
20.01.2019 13:17
3076
321
В рабочем листе представлены задания по теме “Дворцовые перевороты” 7 класс. Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения. …
03.04.2016 04:49
5422
238
В рабочем листе представлены задания по теме “Завоевание Римом Италии” в 5 классе. Задания разного уровня и вида. Есть рефлексия. …
03.04.2016 04:44
4715
329
Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.
С 1 сентября 2015 года, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, столкнулась с необходимостью поиска таких средств обучения, которые бы способствовали формированию у обучающихся УУД, в том числе и метапредметных. Обеспечивая качество формирования общеучебных умений у обучающихся, активно применяю средства информационных и коммуникационных технологий, что позволяет осуществлять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения за счет использования выбора заданий разного уровня сложности, организации самостоятельного продвижения по темам учебного курса. Созданию развивающей среды для формирования у обучающихся универсальных учебных действий способствует и организация внеурочной деятельности, которая обеспечивает условия для достижения личностных и метапредметных результатов.
Безусловно, на результат освоения основной образовательной программы нацелены все УМК комплексы различных издательств, важное место в них занимают рабочие тетради, но… Практика применения рабочих тетрадей на уроках истории показала: во-первых, не все родители обеспечивают для своих детей покупку рабочих тетрадей, выполнение ДЗ в рабочих тетрадях, при условии доступа в интернет и наличии ГДЗ по всем предметам, сводит дидактическое значение использование таких тетрадей к минимуму, а выполнение всех заданий к теме на уроке – невозможно.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы достаточно высоки, их достижение предполагает, помимо урочной деятельности, ещё и самостоятельное изучение учебного материала. В связи с этим возникла необходимость в овладении обучающимися навыками самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности. Но анализ ситуации показывает наличие противоречия между требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и низким уровнем сформированности самоорганизации учебной деятельности и мотивации обучащихся группы риска (потенциальная отметка «2» по предмету).
Решая возникшую проблему, пришла к выводу о необходимости создания раздаточного материала на уроке при изучении темы – Рабочие Листы, на основе рабочих тетрадей и с учетом индивидуального образовательного уровня класса. Использование принципа «Здесь и сейчас», позволяет говорить об объективности оценки знаний обучащихся, а тот факт, что ученики работают в своем удобном для них ритме , дифференцированность заданий Рабочего Листа, обеспечивает «индивидуальную образовательную траекторию».
Большую помощь в разработке темы Рабочих Листов на уроках истории мне оказала статья «Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности учащихся
с трудностями в обучении». Автор: Уманец С.А., учитель истории и обществознания МБУ «Школа № 89» г. Тольятти.
Обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации с трудом воспринимают большой объем печатного текста, он навевает на них тоску и заранее позицию «не хочу, не буду». В рабочих листах же, в основе заданий лежит метод нагляно – образного мышления, поэтому задания вызывают у них интерес, а небольшой объем задания – уверенность в собственных силах. На основе этого принципа изложения материала строится дальнейшая работа по формированию метапредметных УУД. Так, использование рабочих листов на уроках истории способствует формированию у обучающихся навыков самоорганизации учебной деятельности.
Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:
– умение определять цель учебного задания;
– умение планировать учебное задание;
– умение целесообразно выполнять учебное задание;
– умение контролировать ход и результаты учебного задания;
– умение оценивать ход и результаты учебного задания, практической деятельности.
В развитии самоорганизации у детей выделяют несколько этапов. Как правило, дети с трудностями обучения находятся на нижних ступенях развития самоорганизации учебной деятельности:
– дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (1 этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна;
– обучающиеся, которые уже усвоили работу по алгоритму и в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (2 этап частичной самоорганизации).
Рабочие листы помогают сформировать у обучающихся конкретные способы учебной деятельности, создать условия для индивидуального развития учащихся, помочь в реализации способностей каждого ребёнка.
Учитель создает рабочий лист в соответствии с возрастом и интересами учащихся. Преимущество рабочего листа ещё и в том, что его можно использовать на разных этапах урока. Рабочий лист помогает активизировать учеников на этапе вызова, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, является замечательным средством получения обратной связи.
Задачи, которые можно решить при помощи рабочего листа, многогранны:
формирование навыков самоорганизации учебной деятельности учащихся;
формирование навыков использования различных приёмов обработки информации;
формирование логических умений;
интенсификация урока, обеспечение дифференцированного подхода в уроке.
В завершении работы с рабочим листом, обучающиеся на этапе Рефлексии проводят самооценку проделанной работы. Например:
«Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):
– Я выполнил цель урока ___
– я легко заполнил таблицу 1____
– я легко заполнил таблицу 2 _____ (мои затруднения____________________________)»
В зависимости от поставленных задач учитель определяет форму рабочего листа и способы работы с ним.
Автор: Учитель истории и обществознания г.о.Сухой Лог, МАОУ «Лицей 17» Втюрина О.С.
Приложение № 1.
Рабочий лист к § 1.
Тема: Образование Германских королевств.
Задание № 1. Прослушав учителя и одноклассников, сформулируйте цель урока: ___________________________________________________________________ (если затрудняетесь, начните со слов:
– Узнать…..
– Познакомиться…..
– Определить ……)
Задание № 2. Рассмотрите рисунки и опишите вооружение франков. По каким признакам можно определить, кто из них вождь?
*Обратите внимание, что у одного из изображённых воинов короткие волосы, а у другого – длинные. – Это случайно или что-то означает?
В документе рассказывается, как, вероломно захватив одного из вождей франков и его сына, Хлодвиг, связав обоих, остриг им волосы.
– Почему Хлодвиг так поступил? Предположите, кто по обычаям фраков мог иметь длинные волосы.
Задание № 3. Какие из признаков характерны для государства франков времён Хлодвига, а какие нет? Объясните почему.
1) Выбор правителя народным собранием франков.
2) Сбор налогов для содержания дружины.
3) Создание письменных законов.
4) Народное ополчение – постоянная военная сила.
5) Появление крупных землевладельцев и зависимых крестьян.
6) Разделение государства на области во главе с графами, подчинявшимися Хлодвигу.
7) Передача власти по наследству.
Задание № 4.Заполните ( Перепишите) таблицу «Организация войска франков при Хлодвиге Меровинге и при Карле Мартелле»
Задание № 5. Выберите правильный ответ “Что такое феод?” и выпишите его в тетрадь.
Что такое феод?
А) Земельный надел, передаваемый в собственность крупному землевладельцу мелким земельным собственником за защиту от притеснений знатных соседей.
Б) Земельное владение с зависимыми крестьянами, жалованное сеньором своим вассалам за конную военную службу. Передавалось по наследству.
В) Земельное владение, передаваемое сеньором своим зависимым крестьянам в собственность.
Задание № 6. «Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):
– Я выполнил задание 1, сформулировал цель урока ___
– я легко выполнил задание 2(сравнение)____
– я легко выполнил задание 3 (выбор и соотнесение признаков) _____ (мои затруднения____________________________)»
– я легко заполнил таблицу в задании 4(способ представления информации, анализ учебного материала)___
– я легко выполнил тест задания № 5(работа с определениями) ____
С такими видами учебных пособий и методических
материалов работает учитель истории?
Материалы УМК |
|||||||
Учебник | Рабочие тетради к учебнику | Хрестоматия | Исторические карты | Контурные карты | Тесты | Печатные методические пособия для учителя |
ЦОР |
В данное время, когда учащиеся 11 классов сдают
итоговый экзамен в формате ЕГЭ, работа на уроках
с листами “Рабочей тетради” занимает на уроке и
при подготовке домашнего задания особое и важное
место.
Практически ко всем учебным курсам истории
разными издательствами изданы рабочие тетради.
Все эти учебные пособия объединяет общее:
Рабочая тетрадь. | ||||
Что это | Для кого | Как | Зачем | Решает педагогические задачи |
система текстов, статистической, графической живописной информации, вопросов и заданий |
Задания, обращены к ученику | В процессе выполнения предложенных заданий, ученик, работая самостоятельно качественно и количественно преобразовывает |
В результате этого обретает новые знаний, умения и навыков |
формирование исторического мышления за счёт применения источниковедческого, историографического, методического и подходов |
Учитель современной формации, активно
использующий возможности компьютера и
Интернета, изменяет технологию образовательного
процесса. Большой положительный результат дает
организация уроков с использование рабочих
листов, которые составляет сам учитель. Он
выступает и как педагог (каждый класс – уникален),
как методист (важен положительный результат), как
художник и полиграфист (рабочий лист – уникален
по оформлению и подборке материалов).
Организуя работу на уроке с рабочей тетрадью,
учитель решает несколько педагогических задач:
Обучения. | Психологической поддержки. | Организации учебного процесса. |
Контроля. | Организации дистанционного обучения. |
Формирование предметных знаний и общеучебных умений. |
Развитие внимания.
Работая над |
Вести записи нужно аккуратно, чётким подчерком, ведь при повторении необходимо обратиться у материалу. |
Контроль знаний и умений возможен на всех этапах урока или определённых этапах урока. Задания |
Учитель, используя электронную почту или пространство сайта (учителя или образовательного учреждения), помогает учащемуся, который не посещает занятия, осваивать учебный материал. |
При систематической работе по решению заданий рабочего листа, идёт формирование навыков самоконтроля. |
При систематической работе по решению заданий рабочего листа, идёт формирование навыков самоконтроля. |
Рабочий лист может включать материалы: тесты,
логические схемы, опорные конспекты.
Поэтому виды рабочих листов бывают:
Информационные. | Тестовые. | Интегрированные. |
Предложенные материалы помогают при изучении нового материала. Включены карты, |
Задания, подобные заданиям ЕГЭ (А,В,С), контурные карты. |
Листы включают:
|
Примерная структура интегрированного рабочего
листа:
Материал на повторение изученного на прошлом задании. |
Краткий информационный материал по новой теме. |
Задания для самостоятельной работы: типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения. |
Обобщение и заключение по каждой теме урока: выводы, контрольные вопросы. |
Достоинства авторских рабочих листов и в том,
что:
- Учитель учитывает состав класса, уровень его
подготовки; - При составлении рабочих листов есть
возможность включать задания разного уровня и
вида; - У учителя, ведущего в классе, также уроки
обществознания, есть возможность интеграции
материала; - Учитель создаёт пакет рабочих листов;
- Учитель может, комбинируя или заменяя задания
на листах, использовать материал на уроках
повторения; - Материалы рабочих листов легко преобразуются в
материалы презентаций в формате Power Point.
На каком этапе урока используется рабочий лист:
Этап урока. | Вариант задания. | Тема, параграф. |
Повторение изученного на прошлом уроке. | Подберите слова по теме “Восточные славяне. Киевская Русь”. В них должна быть одна из предложенных букв. Р У С
Ь |
П.2 |
Тест. | Соотнести имя, дату, событие.
Рюрик 945 год Гибель во время сбора дани Олег 957 год Поход на Царьград и подписание ыгодного для Игорь 862 год Начало княжения в Новгороде Ольга 907 год Поездка в Царьград и принятие православной Найдите лишнее имя или год в ряду. Свой выбор Рюрик, Игорь, Ольга Лишнее имя Лишнее имя Лишнее имя 862, 941, 944 год Лишняя дата Лишняя дата Лишняя дата |
П.3. |
Изучение нового материала. | Южное направление внешней политики
“Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Почему Святослав, оставив стольный Киев, |
П.4. |
Схема. | Факторы, обусловившие кризис Римской республики. Господство Рима над |
Всеобщая история
П.10 |
Таблица. | Народы Европы в начале н.э.
Численность Названия народов – соседей римлян, территории Климат Центральной и Восточной Европы. Занятия населения Общественный уклад варваров |
Всеобщая история
П.11 |
Документ. | “:Набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал: что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади себя, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря:” |
П.3. |
Проблемные задания. | Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И, тем не менее, Ольга Православной церковью канонизирована. Почему? |
П.4. |
Закрепление. | Значение крещения Руси.
Составьте |
П.5 |
Технические и организационные вопросы.
Подготовка учителем рабочих листов. |
Тиражирование рабочих листов. |
Знание особенностей учебников для базовой и профильной школы |
Ксерокс или принтер в кабинете |
Знание материалов ГИА и ЕГЭ (кодификатор) |
1 тема урока – 1 печатный лист |
Использование учителем дополнительного времени для подготовки листов |
|
Ученик ведёт папку, в которой и хранятся листы (Портфолио работ) |
Рабочие листы делаются в программе Word, в
таблицу вставляются фото, карты, иллюстрации,
добавляются задания.
Источником новой информации являются копии тех
картин, гравюр, икон, фотографий, которые не
использованы авторами учебников, но интересны
для изучения.
Я надеюсь, что такая форма работы с
использованием авторских листов даст
положительные результаты, уроки истории станут
ещё интереснее и я, как учитель, поднимаюсь на
новую ступень педагогического мастерства!
Приложение:
Мною сделаны рабочие листы к учебнику
Н.В.Загладина “Всемирная история с древнейших
времен до конца ХIХ в.”
Приложение. | Тема занятия. |
Приложение 1. | Первые государства Древнего мира.
Предпосылки |
Приложение 2. | Города – государства Греции и Италии.
Античная |
Приложение 3. | Война за независимость в Северной Америке. |
Приложение 4. | Урок итогового повторения. |
Рабочие листы к учебнику “История России с
древнейших времён до конца XIX века”, Сахаров А.Н.:
Учебник для 10 класса средних
общеобразовательных учебных заведений.
-
Прочитать п.1 (стр 119-121), объяснить понятия и имена:
Моноглы – ………………………………………………………………………………………………….
Темучжин – ……………………………………………………………………………………………….
Нукеры – ……………………………………………………………………………………………………
Тумен – ……………………………………………………………………………………………………
Темники – ……………………………………………………………………………………………….
Татары – ………………………………………………………………………………………………….
Камикадзе – ……………………………………………………………………………………………
Котян – ………………………………………………………………………………………………………
-
А) Прочитать стр 119- 120, назвать причины успеха монгольского войска
– ……………………………………………………………………………………………………………….
– ………………………………………………………………………………………………………………
– ………………………………………………………………………………………………………………
– использование технических новшеств завоеванных стран
Б) Перечислите завоеванные страны и народы (на основе п.1)
…………………………………………………………………………………………………………………….
-
Прочитать стр 119 и определить причины завоевательных походов монгольских племен.
…………………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………….
-
1223 г. – битва на р.Калке, первая встреча русских дружин с монголами
Прочитать п2. (стр 121-123) и ответить на вопросы:
А) участники битвы: ……………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………….
Б) причины поражения :
– …………………………………………………………………………………………………………………..
– …………………………………………………………………………………………………………………
– ……………………………………………………………………………………………………………………..
– …………………………………………………………………………………………………………………………
Прочитайте п3 и ответьте на вопросы:
1235 г. – начало походов Батыя на запад.
21.12.1237 – ……………………………………………………………………………………….
04.03.1238 – ……………………………………………………………………………………………
1239 г. – ………………………………………………………………………………………………………..
1240 г. – ………………………………………………………………………………………………………….
Перечислите города, подвергшиеся нападению и разорению
…………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………..
-
Прочитать п.1 (стр 119-121), объяснить понятия и имена:
Моноглы – ………………………………………………………………………………………………….
Темучжин – ……………………………………………………………………………………………….
Нукеры – ……………………………………………………………………………………………………
Тумен – ……………………………………………………………………………………………………
Темники – ……………………………………………………………………………………………….
Татары – ………………………………………………………………………………………………….
Камикадзе – ……………………………………………………………………………………………
Котян – ………………………………………………………………………………………………………
-
А) Прочитать стр 119- 120, назвать причины успеха монгольского войска
– ……………………………………………………………………………………………………………….
– ………………………………………………………………………………………………………………
– ………………………………………………………………………………………………………………
– использование технических новшеств завоеванных стран
Б) Перечислите завоеванные страны и народы (на основе п.1)
…………………………………………………………………………………………………………………….
-
Прочитать стр 119 и определить причины завоевательных походов монгольских племен.
…………………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………….
-
1223 г. – битва на р.Калке, первая встреча русских дружин с монголами
Прочитать п2. (стр 121-123) и ответить на вопросы:
А) участники битвы: ……………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………….
Б) причины поражения :
– …………………………………………………………………………………………………………………..
– …………………………………………………………………………………………………………………
– ……………………………………………………………………………………………………………………..
– …………………………………………………………………………………………………………………………
Прочитайте п3 и ответьте на вопросы:
1235 г. – начало походов Батыя на запад.
21.12.1237 – ……………………………………………………………………………………….
04.03.1238 – ……………………………………………………………………………………………
1239 г. – ………………………………………………………………………………………………………..
1240 г. – ………………………………………………………………………………………………………….
Перечислите города, подвергшиеся нападению и разорению
…………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………..
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.
Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц.
При подготовке к егэ использую так называемые Скрипт листы – это документ, с которым мы работаем на занятиях.
Благодаря скрипту мы:
• тратим гораздо меньше времени на запись
• запоминаем лучше по картинкам
• аккуратно делаем конспект
Итак, задания по прочитанному тексту могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей.
Рабочие листы можно использовать для контроля знаний и повышения познавательного интереса. С помощью разнообразных форм рабочего листа, интерес учащихся повышается.
Комплект рабочих листов помогает систематизировать знания, полученные на уроках истории и обществознания. Предложенные задания помогут оценить уровень подготовки школьников и выявить пробелы в знаниях.
Достоинства авторских рабочих листов:
при составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;
учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;
вовлеченность каждого ученика в активную деятельность;
повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;
облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;
возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения).
Недостатки:
большое количество бумаги и краски.
Таким образом, каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.
Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.