Как составить рабочий план по русскому языку



Скачать материал

1Рекомендации по
 составлению рабочих
 программ по русскому языкуМОУ ДПО ЦИМП...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 271 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 389 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1Рекомендации по
 составлению рабочих
 программ по русскому языкуМОУ ДПО ЦИМП...

    1 слайд

    1
    Рекомендации по
    составлению рабочих
    программ по русскому языку
    МОУ ДПО ЦИМПО
    Автор проекта: Прокофьева Н.В.методист МОУ ДПО ЦИМПО
    С
    С

  • 2Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержд...

    2 слайд

    2
    Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден
    федеральный компонент государственных стандартов
    на основе которого разработаны:
    -Примерная программа основного общего образования по русскому языку;
    -Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень);
    -Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).
    В соответствии со статьей 32 (п.7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»
    к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

    Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob edu/noc/rub/standart

  • 3Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательног...

    3 слайд

    3
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

    Разработанные примерные программы служат ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников.
    Примерные программы не отдают предпочтения какой-либо одной концепции преподавания русского языка в ущерб другим. На их основе создаются авторские программы и учебники, в которых отражены различные теории и практические методики.
    Основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам определяется в конкретных авторских программах.

  • 4Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного
ку...

    4 слайд

    4
    Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного
    курса.
    Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

  • 5(2) Рабочая 
учебная программа
(«школьная»)

    5 слайд

    5
    (2) Рабочая
    учебная программа
    («школьная»)

  • 6При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качес...

    6 слайд

    6
    При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из авторских программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного)
    общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

  • 7Составление рабочей программы учебного курса регламентируется Положением о р...

    7 слайд

    7
    Составление рабочей программы учебного курса регламентируется Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, в котором определены
    структура и требования к разработке Рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.

  • 8Структура Рабочей программы составляется с учетом:
- требований федеральных...

    8 слайд

    8
    Структура Рабочей программы составляется с учетом:
    – требований федеральных государственных образовательных стандартов;
    – обязательного минимума содержания учебных программ;
    – требований к уровню подготовки выпускников;
    – объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
    – познавательных интересов учащихся;
    – выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

  • 9Примерная структура Рабочей программы включает следующие компоненты:
1. Титу...

    9 слайд

    9
    Примерная структура Рабочей программы включает следующие компоненты:
    1. Титульный лист;
    2. Пояснительная записка;
    3. Требования к уровню подготовки учащихся;
    4. Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);
    5. Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
    6. Формы и средства контроля;
    7. Перечень учебно-методических средств обучения

  • 10Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне,...

    10 слайд

    10
    Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
    Рабочая программа составляется с учетом требований к примерным (типовым) учебным программам.
    Учитель составляет Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых ) учебных программ, авторских рабочих учебных программ. При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %.
    Титульный лист Рабочей программы должен содержать:
    – наименование образовательного учреждения;
    – гриф утверждения и согласования программы (таблица №1);

  • 11

  • 12- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дис...

    12 слайд

    12
    – Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
    – класс (параллель), в котором изучается учебный курс,
    – предмет, курс, дисциплина (модуль);
    – год составления программы.
    В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
    – название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
    – цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений;
    – изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу, и их обоснование;
    – название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения;
    – количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований.

  • 13количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч.
к...

    13 слайд

    13
    количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч.
    количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
    формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие
    формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

  • 14Компонент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащи...

    14 слайд

    14
    Компонент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» включается, если:
    – в авторскую учебную программу внесены значительные изменения,
    авторская учебная программа отсутствует, а Рабочая программа составлена на основе примерной (типовой) учебной программы и авторскому учебно – методическому комплекту.

    Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов.

    Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

    Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32)

  • 15Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

    15 слайд

    15
    Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

  • 16Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Рабочей программы...

    16 слайд

    16
    Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения).

    Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

    Структурный компонент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала.

    Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.

  • 17Перечень учебно-методических средств обучения как компонент Рабочей програм...

    17 слайд

    17
    Перечень учебно-методических средств обучения как компонент Рабочей программы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.
    Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно – методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
    Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на две группы: «Литература (основная и дополнительная)»,
    «Оборудование и приборы».

  • 18«Основные компетенции филологического образования» заполняется в течение...

    18 слайд

    18

    «Основные компетенции филологического образования»
    заполняется в течение учебного года перед началом изучения темы

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII,VIII-IX классы).

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

  • 19Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национа...

    19 слайд

    19
    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
    национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
    специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
    межнационального общения.

    Дидактическое обеспечение учебного процесса включает:
    · учебники и учебные пособия;
    · учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
    · учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации
    самостоятельной работы учащихся);
    · инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания филологического образования);
    · варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
    · материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

  • 20Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета должно
б...

    20 слайд

    20
    Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета должно
    быть ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного
    образовательного стандарта по русскому языку и литературе и соответствовать требованиям к оснащению образовательного процесса, изложенным в письме МОиН РФ от 01 апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

    Документ расположен на сайте http://www.school.edu.ru/

  • 21Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской...

    21 слайд

    21
    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов, в том числе:
    в 5 классе – 210 часов,
    в 6 классе – 210 часов,
    в 7 классе – 140 часов,
    в 8 классе – 105 часов,
    в 9 классе – 70 часов.

    При составлении календарно-тематического планирования необходимо ориентироваться на следующее распределение часов:

  • 22

  • 23Тематический перспективный план по теме _______________________ (указать...

    23 слайд

    23

    Тематический перспективный план по теме _______________________
    (указать общую тему, класс)

    6. Средства обучения:
    а) наглядные пособия;
    б) ТСО
    7. Внутрипредметные и межпредметные связи
    8. Дидактический материал
    9. Характер тренировочных упражнений
    10. Упражнения по развитию речи (РР)
    11. Повторение
    12. Домашнее задание

    Порядковый номер урока
    Название раздела 1 урок
    2 урок 3 урок 4 урок
    5 урок 6 урок

    1. Тема урока
    2. Цели и задачи урока:
    а) учебная (образовательная), определяющая языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции, формируемые на уроке;
    б) воспитательная;
    в) развивающая
    3. Тип урока
    4. Методы и приемы
    5. Формы работы с учащимися на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная

  • 24Рекомендации по планированиюСм. примерное планирование: Обучение русскому я...

    24 слайд

    24
    Рекомендации по планированию
    См. примерное планирование: Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений (Г.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова – М., Просвещение, 2000. – С. 5-53.
    Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. – М., 2000. – Ч. 2.
    Таблица 2. Рекомендации журнала «Русский язык в школе» по примерному (ориентировочному) планированию работы по русскому языку для V-IX классов на основе параллельного учебного комплекса «Русский язык» под ред. В.В. Бабайцевой

  • 25Полный вариант примерного (ориентировочного) планированиясм.: «Методические...

    25 слайд

    25
    Полный вариант примерного (ориентировочного) планирования
    см.: «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 5 кл.»/Сост. А.Ю. Купалова. 1992. – С. 111-142. См. также: Поурочное планирование: К учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой «Русский язык: 5-9 кл.»/А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. – М.: Дрофа, (Библиотека учителя. Русский язык).
    Таблица 3. Рекомендации журналов «Русская словесность» и «Русский язык в школе» по примерному (ориентировочному) планированию по русскому языку для V-IX классов на основе параллельного учебного пособия (комплекса) «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта

  • 26Рекомендации по подготовке поурочных планов-конспектов Насколько подробным...

    26 слайд

    26
    Рекомендации по подготовке поурочных планов-конспектов
    Насколько подробным должен быть план урока?
    В этом вопросе следует исходить из принципа: план должен помогать учителю в четкой организации и проведении урока. Его следует составлять так, чтобы эта помощь была оптимальной.
    Структура плана, его объем, степень подробности зависят от особенностей личности учителя, его опыта и стажа работы.
    Начинающему учителю необходимо составлять подробные поурочные планы-конспекты, в которых должны отражаться структура урока, содержание учебного материала, а также методы преподавания и приемы учебной деятельности школьников.
    Последнее позволяет учителю тщательно продумывать методику урока.

  • 27Условно в плане-конспекте урока можно выделить три структурные части: а) «ш...

    27 слайд

    27
    Условно в плане-конспекте урока можно выделить три структурные части: а) «шапку» конспекта, б) описание хода (структуры, этапов) урока, в) содержательно-методическую часть урока.
    1. «Шапка» плана-конспекта включает следующие пункты:
    Дата _______ Класс ______ Номер урока ______ Тема урока ________
    Цели и задачи урока:
    а) дидактические, образовательные;
    б) воспитательные;
    в) задачи развития личности учащегося (развивающие).
    Тип урока …
    Основные методы и приемы, применяемые на уроке ….
    Оборудование урока (наглядные пособия, ТСО).

  • 282. Ход урока отражает состав и последовательность основных его этапов, стру...

    28 слайд

    28
    2. Ход урока отражает состав и последовательность основных его этапов, структурных элементов, из которых складывается урок (его макроструктру).
    Следует помнить, что макроструктура урока не является застывшей, она подвижна, динамична и зависит от типа урока, этапа изучения темы, решаемых дидактических задач.
    Описывая ход урока, следует указать время, запланированное для каждого этапа (элемента) урока из расчета 40-45 минут, отводимых на урок.

  • 293. Содержательно-методическая часть (собственно конспект урока) должна вклю...

    29 слайд

    29
    3. Содержательно-методическая часть (собственно конспект урока) должна включать в себя:
    подробную поэтапную запись содержания основных частей урока;
    методы и приемы изложения нового материала, его закрепления и усвоения;
    формулировки основных правил, определений, а также основные понятия, вводимые на уроке;
    номера страниц в учебнике (учебном пособии), которым учащимся следует проработать самостоятельно;
    точные формулировки всех вопросов для учащихся (без предполагаемых ответов);
    номера упражнений, а также виды и тексты заданий (упражнений), не содержащихся в стабильных учебниках и предназначенных для закрепления полученных знаний, выработки умений и навыков;
    дидактический материал, тексты обучающих диктантов, материл для развития речи, карточки для индивидуальной работы, опроса, используемые на уроке и т.д.
    домашнее задание с указанием того, что и как делать;
    с дополнительным заданием для сильных учеников, с заданием творческого характера.
    итоги урока: краткие выводы о проделанной работе, анализ выставленных на уроке оценок с небольшими комментариями, общая перспектива на следующий урок.

  • 30Необходимые документы:
Методические рекомендации по Рабочим программам.
БУП...

    30 слайд

    30
    Необходимые документы:
    Методические рекомендации по Рабочим программам.
    БУП, Учебный план МОУ.
    Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
    Сборник примерных программ по предметам 2004г. (федеральный компонент Государственного стандарта).
    Авторские программы по предметам.

  • 31Структура рабочих программтитульный лист
пояснительная записка 
содержание...

    31 слайд

    31
    Структура рабочих программ
    титульный лист
    пояснительная записка
    содержание курса
    календарно-тематическое планирование
    требования к уровню подготовки выпускников
    литература

  • 32Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего...

    32 слайд

    32
    Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
    Допускается:
    расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
    конкретизация и детализация дидактических единиц;
    определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала» (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования)

  • 33Если программа расширенная:
Изменяем пояснительную записку (что поменяли в...

    33 слайд

    33
    Если программа расширенная:
    Изменяем пояснительную записку (что поменяли в содержании курса и зачем);
    Изменяем содержание курса и количество часов на тему;
    Изменяем календарно-тематическое планирование;
    Изменяем набор дидактических единиц в уровне подготовки выпускников

  • 34Процедура утверждения рабочей программы:
Рабочая программа, подготовленная...

    34 слайд

    34
    Процедура утверждения рабочей программы:
    Рабочая программа, подготовленная педагогом, рассматривается на заседании методического объединения (рассмотрено).
    Рабочая программа анализируется заместителем директора на предмет соответствия содержания программы тому количеству часов, что отводится на ее изучения в учебном плане школы; на соответствие учебника, предполагаемого для использования, федеральному перечню рекомендованных учебников (согласовано).
    Утверждение рабочей программы директором ОУ (утверждаю).

  • 35Классификация учебных программ:Примерные программы по учебным предметам фе...

    35 слайд

    35
    Классификация учебных программ:

    Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
    Авторские программы
    Рабочие программы
    Базовый уровень
    Профильный уровень
    Углубленное изучение предмета
    Расширенное изучение предмета

  • 36Сведения о программно-методическом обеспечении учебного процесса

    36 слайд

    36
    Сведения о программно-методическом обеспечении учебного процесса

  • 37Приложения…Контакты: МОУ ДПО ЦИМПО, ул. Ленина, 26, каб. №6, т.34-37-05 Про...

    37 слайд

    37
    Приложения…
    Контакты: МОУ ДПО ЦИМПО, ул. Ленина, 26, каб. №6, т.34-37-05 Прокофьева Н.В.
    E-mail moucimpo@yandex.ru
    prokofeva07@yandex.ru,
    Успешной работы!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 576 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 21.12.2020
  • 104
  • 0
  • 18.12.2020
  • 118
  • 0
  • 14.12.2020
  • 82
  • 0
  • 09.11.2020
  • 157
  • 0
  • 08.11.2020
  • 151
  • 0
  • 23.10.2020
  • 203
  • 1
  • 02.10.2020
  • 76
  • 0
  • 26.09.2020
  • 118
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Структура рабочей программы по русскому языку, реализующей ФГОС НОО  

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО). [«Школа России»]. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. –М.: «Просвещение».2009

В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 675 часов (115 ч – обучение грамоте, 560 ч – систематический курс) в 1-4 классах:1 класс – 33 учебные недели (165 ч),  2 класс – 34 учебные недели (170 ч), 3 класс – 34 учебные недели (170 ч),  4 класс – 34 учебные недели (170 ч).

 Реализация рабочей программы обеспечивается завершенной предметной линией учебников «Русский язык» под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (УМК «Школа России»), утвержденной приказом по школе от 30.03.2013 г. № 57 в списке   учебников, используемых 2013-2014 учебном году:

1)  Канакина В.П.,  Горецкий В.Г.  Русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение , 2011.

2) Канакина В.П.,  Горецкий В.Г.  Русский язык: Учебник: 2 класс. – М.: Просвещение , 2011.

3) Канакина В.П.,  Горецкий В.Г.  Русский язык: Учебник: 3класс. – М.: Просвещение , 2012.

4) Канакина В.П.,  Горецкий В.Г.  Русский язык: Учебник: 4 класс. – М.: Просвещение , 2013.

Цели  курса:

  1. познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково –  символического и логического мышления учащихся;
  2. социокультурная цель  – изучение русского языка –  включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:  

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по русскому языку:  

Личностные:

  1. осознание языка как основного средства человеческого  общения;

2)  восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3)  понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

4)  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  1. умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  2. способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  3.  умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  4.  понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  5.  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  6.  умение задавать вопросы.

Предметные:

  1.  овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  2. умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
  3.  умение проверять написанное; 
  4.  умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  5.  способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом

  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

  Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.  /[М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.,Волкова и др.]. – 4-е изд. – М. :  Просвещение, 20011. 

1 класс

1.  Канакина В.П.,  Горецкий В.Г.  Русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение , 2011.

2.   Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Прописи. 1 класс. В 4 ч. /– 14-е издание  Пособие для учащихся образовательных учреждений. – М : Просвещение,  2012 – .1, 2, 3, 4 части к «Азбуке» для 1 класса.  – М.: «Просвещение», 2012.

3.Горецкий  В. Г.,Кирюшкина В. А. и др. Обучение грамоте. 1 класс. Поурочные планы по учебнику «Русская азбука» в 3 частях. Автор-составитель С. А. Левина, изд. «Учитель», Волгоград, 2009.

4.Обучение чтению и письму в букварный период. Методические рекомендации: пособие для учителей начальных классов /под ред. А. А. Штеца.  – М.: АРКТИ, Рольф, 2008.

5.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: «Просвещение», 2009.

6.Информационно – коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD)   

2 класс

  1.Канакина В.П.,  Горецкий В.Г.  Русский язык: Учебник: 2 класс. – М.: Просвещение , 2011.

   2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: «Просвещение», 2009.

   3.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. К учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г./ – Москва «ВАКОК, 2010.

   4 В помощь преподавателю начальной школы. Диктанты. 1-4 классы. /сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград, 2009.

   5.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

   6.Ушакова О.Д. Тесты по русскому языку. 2 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.

3 класс

   1.Канакина В.П.,  Горецкий В.Г.  Русский язык: Учебник: 3класс. – М.: Просвещение , 2012.

    2.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. К учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г./ – Москва «ВАКОК, 2010.

    3.Уроки обучения русскому языку. Поурочное планирование. 3 класс. /В.Т.Голубь.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010.

    4.В помощь преподавателю начальной школы. Диктанты. 1-4 классы. /сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград, 2009.

    5.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

     6.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

      7.Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

     8. Ушакова О.Д. Тесты по русскому языку. 2 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.

4 класс

    1..Канакина В.П.,  Горецкий В.Г.  Русский язык: Учебник: 4класс. – М.: Просвещение , 2012.

    2.Гараева Я.Ш.Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой. 4 класс.-М., «ВАКО», 2009

    3. Уроки обучения русскому языку. Поурочное планирование. 4 класс. /В.Т.Голубь.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010.

    4. В помощь преподавателю начальной школы. Диктанты. 1-4 классы. /сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград, 2009.

     5.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

      6..Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

      7.Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий  на разных этапах обучения  (Приложение 1)

К концу обучения  в начальной школе 

будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

– достаточный уровень знаний о структуре русского языка; умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

– умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, письменные тексты;

– умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

– сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся.  

II. Учебно-тематический план. 1-4 класс

Предмет

Подготовительный период (4 учебные недели)

Букварный период

(16 учебных недель)

Послебукварный период

(3 учебные недели)        

Итого

Обучение грамоте

20 часов

80  часов

15  часов

115 часов

Русский язык

(1 класс)

Систематический курс

50 часов

560 часов

Русский язык

(2 класс)

Систематический курс

170 часов

Русский язык

(3 класс)

Систематический курс

170 часов

Русский язык

(4 класс)

Систематический курс

170 часов

Учебно-тематическое планирование в 4 классе (Приложение 2

III. Содержание ФГОС НОО по русскому языку.  1-4 класс (675 часов)  (Приложение3)

IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Библиотечный фонд

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.).Примерная программа начального общего образования по русскому языку

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний (по возможности). Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор,  аудиоцентр/магнитофон. Мультимедийный проектор,  компьютер, сканер,  принтер лазерный.  Фотокамера цифровая. Интерактивная доска.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программ по русскому языку. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

V. Календарно – тематическое планирование в 4 классе.  Фрагмент. (Приложение 4)

Планирование уроков русского языка

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Основы планирования уроков русского языка

Замечание 1

Планирование урочной деятельности – обязательный элемент образовательного процесса. Наряду с проведением уроков, их рефлексией и оценкой результативности планирование составляет целостный учебно-методический процесс преподавания дисциплины.

Цели, которые выполняет планирование уроков, заключаются в следующем:

  1. Определение основных направлений обучения предмету.
  2. Распределение тем и объема учебной нагрузки, отводимой на их изучение, по разделам программы.
  3. Уточнение содержания изучаемого материала и его объема.
  4. Структурирование изучаемого материала в соответствии с принципами логичности и последовательности.
  5. Определение количества контрольных точек, их места и значения в логике освоения учебного материала.
  6. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Основные этапы планирования включают:

  1. Определение содержания учебного материала, который необходимо усвоить за определенный период обучения.
  2. Структурирование тем в соответствии с принципами доступности и последовательности: вначале изучаются более простые темы, затем происходит их постепенное усложнение и увеличение объема и трудности усваиваемых сведений.
  3. Определение целей и задач изучения курса, раздела, темы.
  4. Соотнесение изучаемых тем с уже пройденным материалом, установление перспективных целей и направлений текущего повторения материала.
  5. Мониторинг учебно-методический литературы (авторских программ, методических рекомендаций, поурочных разработок, контрольно-измерительных материалов) и образовательных стандартов с целью приведения содержания планирования к современным дидактическим требованиям.
  6. Выявление круга планируемых результатов обучения для каждого раздела и темы и формулировка их в виде системы универсальных учебных действий, личностных и предметных навыков.

При составлении планирования необходимо учитывать ряд требований к организации урочной деятельности:

«Планирование уроков русского языка» 👇

  • Принцип целенаправленности и результативности.
  • Принцип опережающего обучения: уровень усваиваемого материала всегда выше уровня наличных знаний учеников.
  • Принцип систематичного и последовательного изучения тем от простого к сложному, от частного к общему, от известного к неизвестному.
  • Принцип сознательного освоения учебного материала.
  • Принцип наглядности, доступности и связи с практикой.
  • Принцип индивидуализации педагогического процесса.

Виды планирования и их характеристики

Поскольку планирование представляет собой сложный процесс структурирования учебного материала, оно подразделяется на несколько видов, каждый из которых решает определенные задачи:

  • Тематическое планирование. Это самый общий и первичный вид планирования, позволяющий педагогу распределить содержание изучаемого материала в соответствии с календарным графиком работы. Осуществляя данный вид планирования, учитель определяет количество разделов, объем учебного времени, отводимого на их изучение, и общие цели и задачи изучения каждого раздела. В этот же вид планирования входит распределение учебного времени, отводимого на уроки контроля, развития речи, повторения и обобщения.
  • Календарное тематическое планирование. Данный вид планирования используется при необходимости более детально определить содержание материала и распределить его во времени. От тематического планирования оно отличается более подробным распределением тем внутри каждого раздела с указанием планируемой даты его освоения. Также в процессе данного планирования могут формироваться предполагаемые образовательные результаты в виде системы учебных действий, домашнее задание, виды учебной деятельности на уроках и проч. Данное планирование отражается в классном журнале и подвергается корректировке в процессе изменения учебного графика (например, при выпадении уроков на праздничные дни).
  • Поурочное текущее планирование -это система работы по созданию конспектов уроков. Оно должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к современным урокам, и содержать перечень целей, предметных, личностных и метапредметных результатов обучения, характеристику применяемых методов и приемов обучения, дидактический материал, характеристику средств наглядности и технических средств обучения.

В последнее время дополнением к поурочному планированию стали технологические карты уроков, которые тоже являются разновидностью планов.

В отличие от поурочного планирования технологические карты – это более обобщенные алгоритмы уроков, содержащие конкретный перечень видов деятельности, осуществление которых обеспечивает образовательный результат.

Замечание 2

Планирование уроков русского языка – часть методической работы учителя и основной отчётный документ, входящий в структуру рабочей программы предмета.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 15.10.2022

  1. Планирование учебной работы по русскому языку. Виды рабочих планов учителя: календарный, тематический, поурочный.

Планирование работы в учебном процессе
необходимо, во-первых, для организации
равномерной работы, во-вторых, для
видения перспективы в изучении предмета.
В зависимости от единиц учебного процесса
выделяются три вида учебных планов:
календарный, тематический и план урока.

Календарный
план
.Этот вид плана
представляет собой перечень программных
тем, распределенных по неделям данного
учебного года. Таким образом, учитель
получает путеводную звезду, ведущую
его к равномерной реализации целей,
сформулированных для конкретного
класса. При составлении календарного
плана необходимо учитывать следующие
факторы: школьные каникулы; количество
недельных часов в данном классе;
особенности календаря данного года (в
одни годы учебных дней может быть больше,
в другие – меньше в связи с совпадением
или несовпадением праздничных дней с
выходными днями); наличие специальных
часов на развитие связной речи, которые
в программе даются отдельно в конце
курса каждого класса. Чтобы учесть
последний фактор, необходимо высчитать,
сколько часов на развитие связной речи
приходится на каждую из грамматико-правописных
тем, так как уроки развития речи проводятся
параллельно с ними. Для равномерности
в работе по развитию связной речи часы
на нее целесообразно распределить
пропорционально.

Тематический план.На каждую программную тему в целом
отводится то или иное количество времени;
это время необходимо распределить по
частным вопросам данной темы. При этом
следует учитывать наличие тем, связанных
с формированием умений и навыков, на
которые нужно отводить не менее двух
уроков. Так, частный вопрос о роде
несклоняемых имен существительных
включает в себя сведения о литературной
норме – согласование с ними прилагательных
и глаголов в прошедшем времени.
Следовательно, на изучение рода
несклоняемых имен существительных
целесообразно отвести не один, а по
крайней мере два урока.

Изучение той или иной программной темы
сопровождается написанием контрольной
работы и работой над ошибками, допущенными
учащимися, поэтому в тематическом плане
(т. е. в плане работы по той или иной теме)
должны быть выделены часы на контрольную
работу и ее анализ. Кроме того, в
тематический план необходимо включить
часы на развитие связной речи учащихся.

План урока. Этот
вид плана составляется на каждый урок
или уточняется ранее использованный.
Он служит учителю руководством для
организации деятельности как своей,
так и учащихся. План урока отражает тип
урока (см. об этом ниже), но во всех случаях
в нем должны быть следующие элементы:
тема, цели, элементы повторения, средства
обучения, последовательность работы
учителя, итоги урока, домашнее задание.

Тема урока представляет собою формулировку
либо программы, либо параграфа учебника.
Темой урока может быть то или иное
специально формируемое умение, а также
контрольная работа, ее анализ (работа
над ошибками).

Цели урока соотносятся с темой и
дидактическим материалом, который
используется учителем. Если изучается
новый материал, формулируются конкретные
познавательные цели. Например, при
изучении темы “Безличные глаголы”
ставится следующая познавательная
цель: ознакомление со значением и формами
безличных глаголов. Знания служат
основой развития умений, поэтому
формулируются практические цели.

Используемый учителем дидактический
материал определяет общепредметные
цели. Он обеспечивает учителю возможность
сформулировать одну из них: либо
воспитание учащихся, либо развитие их
логического мышления, либо формирование
у детей умения самостоятельно пополнять
свои знания по русскому языку. Повторение
пройденного – важнейший элемент урока.
Повторяются две группы изученного
материала: смежный с новой темой и
правописный. Смежный материал является
фоном изучения новой темы. Он служит
ассоциативной основой, обеспечивая
лучшее усвоение изучаемого. Смежный
материал повторяется на уроке либо
перед знакомством с новой темой, либо
в процессе выполнения упражнений.
Правописный материал, если он не связан
по смежности с новой темой, включается
для повторения главным образом при
выполнении упражнений. Для него учитель
отбирает наиболее трудные орфограммы
и трудные случаи в применении
соответствующих орфографических или
пунктуационных правил

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Требования к рабочей программе по русскому языку в соответствии с ФГОС

(источник: Ряш 2013 №9,ст. Нарушевич А.Г.)

Рабочая программа по русскому языку

в соответствии с требованиями ФГОС

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения касается различных сторон учебно-воспитательного процесса, в том числе и составления рабочей программы по предмету. Что такое программа учебного предмета? Каковы её цель и задачи? Каковы требования новых стандартов к программам? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на примере анализа содержания закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Что такое рабочая программа?

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям и результатам образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения.

Какова основная цель рабочей программы?

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Каковы основные задачи рабочей программы?

Можно сформулировать следующие задачи, которые призвана решить рабочая программа:

  • дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Каковы функции рабочей программы?

Функции рабочей программы:

  • нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания: определяет цели образовательной деятельности, на достижение которых ориентировано проектирование педагогического процесса;

  • определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

  • процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Кто разрабатывает рабочие программы?

Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

Какими документами должен руководствоваться учитель, составляющий рабочую программу?

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

    • федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;

    • основной образовательной программе основного общего образования, составной частью которой является данная рабочая программа;

    • федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждается приказом Министерства образования и науки РФ каждый год).

Опубликованные примерные программы по предметам не являются нормативными документами, но в то же время будут хорошим подспорьем для учителя, поскольку они разработаны с учетом требований ФГОС определенной ступени, а также Фундаментального ядра содержания общего образования. Так, в книге Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011 впервые описаны формы учебной деятельности школьника по каждому разделу курса.1

Особо следует сказать о так называемых «авторских программах». Ни закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ни ФГОС не содержат этого понятия, которое широко используется в сфере образования. Обычно под «авторскими программами» или «программами в авторской редакции» понимают рабочие программы, составленные авторами широко используемых учебно-методических комплектов и отражающие специфику преподавания предмета с использованием конкретных учебников и учебных пособий. Например:Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы.Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС/Тростенцова Л.А., Шанский Н.М., Баранов М.Т. и др. М.:Просвещение, 2011; Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2011; Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2009.

Учитель, работающий по конкретному УМК, может использовать «авторскую программу»целиком или взять ее за основу, изменив не более 20 % содержания.

Каковы требования ФГОС к структуре и содержанию рабочей программы?

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 содержание образования определяют образовательные программы. Обеспечение реализации федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартов призваны осуществить основные образовательные программы (ООП), в том числе основные образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего, основного общего исреднего общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, содержательный раздел которой включает:

  1. программу развития универсальных учебных действий;

  2. программы отдельных учебных предметов, курсов;

  3. программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

  4. программу коррекционной работы.

Таким образом, программа отдельного учебного предмета (рабочая программа) является составной частью комплексного документа – основной образовательной программы, разработанной в конкретном образовательном учреждении.

В п.18.2.2. ФГОС ООО описаны требования к программам отдельных учебных предметов:

«Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Схема 1. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие целиосновного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

  2. общую характеристику учебного предмета, курса;

  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияконкретного учебного предмета, курса;

  5. содержание учебного предмета, курса;

  6. тематическое планирование с определением основных видовучебной деятельности;

  7. описание учебно-методического и материально-техническогообеспечения образовательного процесса;

  8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса»2.

Прокомментируем содержание основных компонентов рабочей программы.

Пояснительная записка содержит следующие сведения:

  • название, автора и год издания учебно-методического комплекта и «авторской программы», на основе которой составлена рабочая программа учебного курса (гриф Министерства образования и науки РФ «Рекомендовано» свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами, действует 5 лет, гриф «Допущено»– о разрешении на апробацию – дается на 4 года.);

  • цель и задачи учебного курса;

  • особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;

  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса;

  • характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;

  • специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).

Общая характеристика учебного предмета, курса.

  • Значение русского языка как учебного предмета (метапредметная роль).

  • Формируемые компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая).

  • Направленность на формирование универсальных учебных действий.

  • Реализация системно-деятельностного подхода в рамках изучения данного предмета.

Требования ФГОС к обучению русскому языку связаны с актуализацией подхода, который в современной методике преподавания русского языка существует под разными названиями: коммуникативно-деятельностный, системно-деятельностный, наконец, когнитивно-коммуникативный. Общим для всех этих концепций преподавания является поступательное движение от грамматико-правописной направленности как основного аспекта преподавания и изучения русского языка к ориентации на коммуникативное развитие личности ученика на основе изучения системы языка и речи.

Компетентностный подход в преподавании русского языка предполагает взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. При изучении каждого раздела курса учащиеся получают не только соответствующие знания, касающиеся системы и структуры языка, речи и речевой деятельности, овладевают необходимыми учебными умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают жизненно необходимые коммуникативные умения, углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В этом разделе указывается количество часов по учебному плану, который входит в состав ООП, разработанной в данном образовательном учреждении.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.(Указаны в Федеральном государственном образовательном стандарте3.)

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении

моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:

Русский язык. Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального инеформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,

основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков про ведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,

расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и

фразеологии языка, основными нормами литературного языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных

высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как

общечеловеческую ценность.

Содержание учебного предмета, курса.

В этой части программы перечисляются дидактические единицы, т.е. термины, определения, понятия и т. п., подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины и составляющие содержание учебного предмета.

Обычно при описании содержания курса русского языка разделы группируются по трем содержательным линиям:

  1. содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  2. содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции;

  3. содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности может включать:

  • название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;

  • количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;

  • виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;

  • направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;

  • пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Основные виды деятельности

Планируемый результат

Вид контроля

План

Факт

1-2

Введение. «Язык и языкознание»(§1)

2

Вводные уроки

Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средства человеческого общения. Основные разделы языкознания (лингвистики).

Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации

Осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; красоты, богатства, выразительности языка.

Составление схемы и рассказ по ней, выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы.

Структура календарно-тематического планирования может быть определена локальным актом на уровне образовательного учреждения, управления образованием или министерства образования субъекта федерации.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса может включать:

  • литературу (основную и дополнительную);

  • дидактические материалы;

  • учебное оборудование;

  • компьютерное оборудование;

  • программное обеспечение;

  • цифровые образовательные ресурсы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Планируемые результаты изучения учебного предмета оформляются с использованием формулировок ученик научится и ученик получит возможность научиться.

Первая формулировка отражает знания и учебные действия, которые принципиально необходимы для обучения в школе и могут быть освоены подавляющим большинством учеников.

Вторая формулировка связана со знаниями и учебными действиями, которые смогут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся или которые имеют пропедевтический характер. Например:

Раздел «Морфемика и словообразование».
Планируемые результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования;

  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;

  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Оформление программы обычно конкретизируется локальными актами образовательных учреждений, поэтому целесообразно ориентироваться на требования и образцы, разработанные в конкретной школе.

Титульный листрабочей программы обычно включает:

  • полное наименование образовательного учреждения;

  • гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);

  • название учебного курса, для изучения которого написана программа;

  • указание параллели, класса, где реализуется программа;

  • фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационную категорию;

  • название города, населенного пункта;

  • год разработки программы.

Можно предложить следующий алгоритм создания и утверждения рабочей программы учебного предмета.

  1. Выбрать учебно-методический комплект по учебному предмету(«авторская» рабочая является частью УМК).

  2. Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей и задачосновной образовательной программы, разработанной в данномобразовательном учреждении.

  3. Определить планируемые результаты освоения программы к концу изучения курса в соответствии с требованиями, сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте, и с требованиями, сформулированными в основной образовательной программе (ООП).

  4. Сформулировать цели-ориентиры освоения учебного курса обучающимися, используя формулировки: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».

  5. Сформулировать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках изучения данного учебного курса.

  6. Подготовить краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, включенных в примерную программу по учебному курсу.

  7. Определить последовательность изучения тем, рассчитать количество часов на их изучение, составить календарно-тематический план.

  8. Составить перечень дидактических, справочных материалов, используемых в образовательном процессе в рамках учебного курса.

  9. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимого для реализации рабочей программы учебного курса.

  10. Определить средства контроля освоения обучающимися рабочей программы учебного курса.

  11.  Представить рабочую программу учебного курса на экспертизу внешним экспертам и (или) методическому объединению учителей русского языка и литературы образовательного учреждения.

  12. Представить рабочую программу учебного курса на утверждение руководителю образовательного учреждения.

  13. Использовать рабочую программу учебного курса в практике преподавания предмета после приказа о ее утверждении руководителем образовательного учреждения.

  14. Разместить рабочую программу учебного курса на сайте образовательного учреждения илив любом другом информационном источнике, открытом для родительской общественности.         

Литература

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. //минобрнауки.рф/документы/2974

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

  4. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2011.

1Обращаю ваше внимание на то, что на данный момент Министерство образования и науки РФ не утвердило ни одной примерной программы по предмету, так что все опубликованные примерные программы имеют статус проектов и не являются нормативными документами.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М.: Просвещение, 2011. С. 31.

3 См, например,Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М.: Просвещение, 2011. С. 4-8.

Добавить комментарий