Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.
На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.
Содержание:
- Что такое рабочая программа
- К рабочим программам относятся
- Рабочая программа – определение
- Как утверждается рабочая программа
- Какова структура программы
- Этапы составления рабочей программы
- Вывод
Что такое рабочая программа
Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.
К рабочим программам относятся
- рабочая программа по предмету;
- рабочая программа дополнительного образования;
- рабочая программа факультативных занятий;
- рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа – определение
Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).
Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.
В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:
- последовательность изучения учебного материала;
- вносить изменения и дополнения в содержание;
- распределять количество часов по темам, разделам;
- включать материал регионального компонента;
- использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.
Как утверждается рабочая программа
Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:
- Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
- Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
- После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.
Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.
Образец титульного листа рабочей программы
Какова структура программы
С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.
- Пояснительная записка.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Список литературы (основной и дополнительный).
На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) – в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.
Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.
Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.
В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.
Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.
Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.
В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.
Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.
В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).
Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Этапы составления рабочей программы
Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.
Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.
Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.
Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.
Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.
Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.
Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.
Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).
Вывод
Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.
В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания.
ВАЖНО |
Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) |
Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.
Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.
Ознакомьтесь с документами
Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.
Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.
Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Оформите структуру рабочей программы
Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.
Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021
Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.
Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.
Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей
Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.
По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Подготовьте раздел «Планируемые результаты»
В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).
Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.
Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.
Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.
Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021
Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.
Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021
Составьте раздел «Тематическое планирование»
В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).
Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»
Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.
Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование
Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Учитывайте рабочую программу воспитания
Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.
Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.
Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
Источник: vip.1obraz.ru
Контакты для связи
Здравствуйте, друзья!
В статье «Рабочие программы по ФГОС-3» мы обсудили с вами, какие требования предъявляет ФГОС к Рабочим программам предметов, к их содержанию и структуре.
Напомню, что в соответствии с ФГОС-3 РП должны включать следующие обязательные компоненты:
· содержание учебного предмета, курса, модуля,
· планируемые результаты учебного предмета, курса, модуля,
· тематическое планирование, в котором из обязательных компонентов должны быть темы с указанием часов и возможности использования ЭОР,
· рабочая программа должна отражать связь с рабочей программой воспитания.
Сегодня мы вместе составим рабочую программу, опираясь на «Конструктор» и «Примерные программы» (не зря же умные люди сайт создавали). Я буду составлять Рабочую программу учебного предмета «Русский язык» основного общего образования. Вы по аналогии вместе со мной составите свою программу.
Ну, ФГОС нам в помощь!
Регистрируемся на сайте «Единое содержание общего образования».
В меню находим «Конструктор рабочих программ», входим, выбираем предмет и шаблон. Нажимаем «Создать рабочую программу».
Заполняем ТОЛЬКО титульный лист, все поля, отмеченные красным цветом. Титульный лист мы с вами обязательно подкорректируем. Но пока для скачивания файла необходимо заполнить все поля.
После того как поля титульного листа заполнены, нажимаем на вкладку «Создать файлы». В открывшемся окошке нажимаем на «Завершённые рабочие программы».
Нажимаем «Создать DOC».
Документ скачается в формате Word, с ним мы и будем работать дальше. Для удобства сделайте сразу копию документа.
Уважаемые коллеги, напомню вам, что в каждой школе есть Положение о рабочих программах, в нём должна быть закреплена структура РП. Если вашим Положением единая структура не закреплена, вы имеете право создать свою программу, опираясь только на требования ФГОС.
Я предлагаю вам следующую структуру Рабочих программ предметов, эту структуру мы закрепили в своём локальном акте (Положении о РП):
· титульный лист,
· планируемые результаты учебного предмета, курса, модуля,
· содержание учебного предмета, курса, модуля,
· тематическое планирование,
· перечень оценочных процедур.
Планируемы результаты можно оставить после содержания (как в Конструкторе), но это несколько нелогично, так как содержание должно выстраиваться под прогнозируемые результаты, а не наоборот.
1. Корректируем титульный лист. Он должен содержать следующие компоненты:
Полное наименование ОО
Название программы
Составитель (составители)
2. Удаляем из программы ВСЁ до раздела «ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ». Не забудьте перед этим сделать копию документа.
3. После личностных результатов вставляем фрагмент, отражающий связь с рабочей программой воспитания:
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных результатов в рамках реализации модуля «Школьный урок» Рабочей программы воспитания:
· формирование у обучающихся основ российской идентичности;
· готовность обучающихся к саморазвитию;
· мотивацию к познанию и обучению;
· ценностные установки и социально-значимые качества личности;
· активное участие в социально-значимой деятельности.
4. Из дубликата нашего первичного документа копируем раздел «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА» и вставляем его в программу после планируемых результатов.
5. Удаляем все таблицы: «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» и пр.
6. Вставляем свою сетку темплана, в которой будет только то, что требует ФГОС-3:
7. На сайте «Единое содержание общего образования» находим вкладку «Рабочие программы», примерную программу своего предмета. Из примерной программы нам понадобятся только темы и количество часов на их изучение, поэтому программу скачиваем, находим тематическое планирование, разворачиваем лист и работаем: заполняем нашу таблицу темами и количеством часов на их изучение. Например, «Общие сведения о языке» – 2 часа, «Язык и речь» – 6 часов и т.д.
Уважаемые коллеги, при составлении тематического планирования вы можете столкнуться с тем, что количество часов, выделенных на изучение тем, меньше общего количества часов по предмету на год обучения. Эти часы вы распределяете сами на повторение изученного в начале и в конце года.
8. Заполняем графу «Электронные образовательные ресурсы». Уважаемые коллеги, ЭОР в ваших программах обязательно должны быть верифицированными. Каждая школа сама решает, какой перечень ЭОР будет включать в РП. Перечень должен быть закреплён в Положении о РП.
9. Никакого поурочного планирования в РП быть не должно, если только это не утверждено вашим Положением о РП.
10. Последняя часть – «Перечень оценочных процедур»:
В таблицу включаем только контрольные работы.
11. Создаём оглавление из 4 частей, корректируя их названия:
· планируемые результаты учебного предмета, курса, модуля,
· содержание учебного предмета, курса, модуля,
· тематическое планирование,
· перечень оценочных процедур.
12. Обязательно проверяем свою программу на наличие в ней слова «примерная» через функцию «Найти». Все найденные слова удаляем, так как у вас программа уже не примерная, а созданная вами Рабочая программа предмета.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, моя инструкция поможет вам быстро и просто создать свои рабочие программы. Удачи!
Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.
#рабочие программы по обновлённым ФГОС
Основные этапы составления плана работы школы
Процесс подготовки годового плана работы школы осуществляется в течение
текущего учебного года и проходит в основном в 8 этапов:
1. Подготовка к планированию работы школы:
– Изучение научно-методической литературы;
– Изучение опыта планирования в других школах;
– Разработка (уточнение) структуры плана. Срок: январь – март
2. Комплектование творческих (рабочих) групп по подготовке разделов
проекта плана. Группы возглавляют заместители директора. Численность групп
зависит от количества педагогических и руководящих работников школы. Срок: март
3. Инструктирование творческих групп:
-Разработка памяток для анализа основных направлений и итогов работы;
-Проведение инструктивно-методического
совещания с членами всех творческих групп.
Срок: весенние каникулы.
4. Анализ планирования работы в творческих группах:
-Анализ основных направлений деятельности школ и ее предварительных
результатов;
-Определение основных задач деятельности на новый учебный год;
-Составление перечня основных целевых мероприятий по каждому разделу плана.
Срок: до 10 мая
5. Обсуждение проектов разделов плана работы, представленных творческими
группами, на совещании при директоре:
-Представление проекта раздела плана руководителем группы и его защита;
-Выработка рекомендаций по дальнейшей работе над проектом.
Срок до 20 мая.
6. Доработка проекта плана работы руководителем школы: координация всех
мероприятий по срокам, исполнителям, сведение представленных творческими
группами разделов плана в единый проект плана.
Срок: до 30 мая
7. Обсуждение проекта плана работы школы на новый учебный год на педагогическом
совете. Выработка рекомендаций по его доработке с учетом результатов учебного
года, социализации учащихся, организации летнего труда и отдыха. Срок: июнь.
8. Обсуждение и принятие плана работы школы на новый учебный год на заседании
педагогического совета. Срок:
август.
План работы школы на 2016-2017 учебный год
Направление деятельности школы
повышение качества
образования через развитие информационно- коммуникативной грамотности учителя,
реализацию здоровьесберегающей среды, обеспечение индивидуального саморазвития
личности обучающихся.
Цель:
создание на уровне
школы оптимальных социально-педагогических условий для формирования и
самореализации духовно богатой, толерантной, физически здоровой, граждански
сознательной, социально активной личности.
Задачи:
1. Определить и
использовать наиболее продуктивные формы интеллектуального развития ребёнка,
профессионального роста педагога.
2. Активно внедрять
в образовательно-воспитательный процесс информационно – коммуникационные
технологии как средство повышения мотивации к обучению обучающихся; вовлекать родителей
в образовательно-воспитательный процесс.
3. Создать условия
для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательно-образовательного
процесса.
4. Формировать
благоприятную нравственную и эмоциональную среду для становления личности
ученика и педагога.
I. Управленческая
деятельность
Педсовет
Цель:
совершенствование образовательной среды на
основе новых информационно- коммуникационных технологий.
Основное содержание программной деятельности |
|
Август |
Педсовет № 1 Об организованном начале учебного года, Об утверждении годового календарного 3.Анализ работы по итогам 2015-2016 учебного Об утверждении учебного плана школы и |
Сентябрь |
Педсовет № 2 «Организация комплексной безопасности ОУ». |
Октябрь |
Педсовет № 3 «Введение программы «Электронная школа» как |
Ноябрь |
Педсовет № 4 «Адаптация учеников 1-го класса. Анализ |
Декабрь |
Педсовет № 5 «Использование на уроках интерактивной доски |
Январь |
Педсовет № 6 «Выполнение ООП» 1. Анализ работы за первое 2 Итоги успеваемости за 1 полугодие во 2-4 |
Февраль |
Педсовет № 7 «Планирование Месячника |
Март |
Педсовет №8 ««Организация совместной работы педагогов и |
Апрель |
Педсовет № 9 « Результаты внеурочной деятельности |
Май |
Педсовет № 10 1. Диагностика УУД, ЗУН по результатам 2.Об окончании учебного года обучающихся |
Организация
работы с кадрами
Тема:
«Совершенствование информационно- коммуникативной
компетентности учителя в условиях современной школы».
Цель:
повышение качества образования через развитие
информационно- коммуникативной грамотности учителя.
Задачи:
– перейти на качественно новый уровень в
подходах к использованию компьютерной техники и инновационных технологий в
школе;
– совершенствование образовательной среды на
основе новых информационно-коммуникационных технологий.
– повышение уровня сотрудничества между
администрацией и учителями, между педагогами и учащимися.
Основное содержание деятельности |
|
Август |
– Педагогические приоритеты в области – Справка о наличии УМК педагогов – Распределение функциональных обязанностей |
Сентябрь |
1.- Обеспечение безопасности жизни и – Степень готовности, наличия учебных – Организация горячего питания. 2. Отчеты ОШ-1, ОШ-9, РИК. 3.Тарификация. 4. Штатное расписание. |
Октябрь |
– Стартовая диагностика физического развития – Преемственность обучения и адаптации к |
Ноябрь |
– Определение уровня воспитанности учащихся |
Декабрь |
1. Анализ уровня ЗУН по итогам контрольных 2. Реализация учебных программ (практическая 3.Анализ техники чтения (1-4 класс.) 4. Об итогах посещения уроков в 1 – 4 |
Январь |
1. Реализация программ внеклассной |
Февраль |
1. Единство требований педколлектива в УВП. 2. Работа детских школьных объединений. |
Март |
1. Предварительная расстановка кадров. |
Апрель |
1.О результатах контроля информационно- 2.О подготовке к итоговой аттестации 3. Об участии учащихся в |
Май |
1. Обсуждение проекта плана работы школы на 2. Проект учебного плана на 2017-2018 уч. 3. Планирование летнего отдыха, 4. Итоговая проверка ЗУН учащихся 4 кл. |
Июнь |
1. Прием учащихся в 1 класс. 2. Анализ пед. деятельности. Результаты за прошедший 2. Участие педагогов в муниципальных и |
Реализация
права граждан на образование.
Цель:
Создание условий, способствующих эффективности
процессов обучения и воспитания.
Основное содержание деятельности |
|
Август Сентябрь |
Проверка обеспеченности учащихся учебниками |
Сентябрь |
Выявление детей, нуждающихся в дотациях на |
Сентябрь |
Выявление детей-сирот, опекаемых, детей из |
В течение года |
Контроль за посещаемостью обучающимися |
В течение года |
Выявление и работа со слабоуспевающими и |
Мониторинг
образовательного процесса
Задача:
повышение качества обучения и уровня
воспитанности учащихся через различные технологии оценивания достижений
школьников.
Основное содержание деятельности |
Где слушается |
Ожидаемые результаты |
|
Август – октябрь |
Выявление уровня развития учащихся 1-х |
Педсовет |
Оказание помощи педагогам в изучении |
Конец октября, декабря, марта, мая |
Определение уровня воспитанности учащихся |
Педсовет |
Корректировка воспитательных планов классных |
Конец октября, декабря, марта, мая |
Проверка уровня обученности учащихся 2-4 |
Педсовет |
Сравнение с результатами прошлого года |
Конец октября, декабря, марта, мая |
Анализ заболеваемости обучающихся |
Педсовет |
Сравнительный анализ |
Ноябрь |
Участие в мониторинге достижений в 1-4 |
Педсовет |
Сравнение с результатами прошлого года |
Ноябрь Январь Март Май |
Экспертная оценка ЗУН учащихся по итогам |
Педсовет |
Проверка сформированности ЗУН учащихся. |
Апрель |
Участие в мониторинге достижений в 2-4 |
Педсовет |
Отчет кружков. |
Май |
Итоговая проверка УУД (1,2 кл), ЗУН учащихся |
Педсовет |
Сравнительный анализ |
Май |
Анкетирование «Удовлетворенность школьной |
Педсовет |
Определить уровень Удовлетворенности участников УВП |
.
Работа по преемственности ДОУ и начальной школы.
Основное содержание деятельности |
Форма проведения |
Примечание |
|
Сентябрь Октябрь |
Изучение личностных особенностей учащихся 1 |
Наблюдение Анкетирование |
|
Сентябрь Октябрь |
Посещение уроков в 1 классе воспитателями |
Корректировка методов и приемов работы |
|
Октябрь |
Контроль уровня ЗУН по предметам. |
Промежуточные контрольные работы по итогам |
|
Ноябрь |
Проведение Педагогического совета. «Адаптация учеников 1-го класса. Анализ |
Выработка рекомендаций учителям по работе в |
|
В течение года |
Работа с родителями 1-классников |
Классные родительские собрания. |
Доведение информации об особенностях |
март |
Подведение итогов работы по преемственности |
Педсовет |
Работа
с педагогами
Цель: Работа по повышению профессионального
мастерства,
квалификации и внедрению передового
педагогического опыта.
Задача:
развитие педагогического коллектива,
профессионального роста каждого учителя через использование новейших
технологий в работе школьных учителей.
Основное содержание деятельности |
|
сентябрь – ноябрь |
«Сентябрьский старт» Проблема внедрения информационных и Взаимодействие учителя и интерактивных |
май |
«Майская копилка» Систематизация и обобщение |
В течение года |
Оказание индивидуальной методической помощи |
В течение года |
Контроль за курсовой переподготовкой |
В течение года |
Участие в конкурсах педагогического |
План внутришкольного контроля
Цель ВШК:
1. Осуществление
контроля над исполнением законодательства в области образования.
2. Получение полной и
всесторонней информации о состоянии учебно-воспитательной работы в школе и
своевременное внесение корректив в ход учебно-воспитательного процесса.
3. Повышение
профессиональной компетентности учителей.
4. Повышение качества
образования в школе.
Задачи ВШК:
1. Выявить случаи нарушения
законодательства.
2. Обеспечить
безопасность и сохранность здоровья учащихся.
3. Достичь
положительных результатов обучения, воспитания и развития учащихся, адекватных
их индивидуальным возможностям и способностям.
4. Провести мониторинг
знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся на базовом и
повышенном уровнях.
5. Изучить результаты
педагогической деятельности, выявить положительные тенденции в организации
образовательного процесса с целью распространения педагогического опыта.
6. Оказать
методическую помощь молодым специалистам и вновь прибывшим учителям.
7. Проанализировать
финансово-материальное обеспечение образовательного учреждения.
Виды контроля:
1. Тематический
2. Комплексный
Формы контроля:
1.
Тематически-обобщающий (ТОК)
2.
Предметно-обобщающий (ПОК)
3. Классно-обобщающий
(КОК)
4. Персональный (ПК)
План
ВШК на 1 полугодие 2016-2017 учебного года
№ п/п |
Содержание контроля |
Цель контроля |
Форма контроля |
Методы |
Ответственный |
Выход |
СЕНТЯБРЬ |
||||||
1. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль посещаемости учащимися занятий. |
Проверить явку учащихся |
ТОК |
Анализ ежедневного в классе. |
Зам. по УВР |
Ежедневный отчёт в УО |
2 |
Работа с «трудными» |
Своевременное |
ПК |
Наблюдение Беседа |
Зам. директора по классные руководители |
Справка. Акты. Совещание при директоре |
3 |
Контроль за работой |
Выполнение плана работы |
ТОК |
Обсуждение на СП. |
Зам. по УВР |
Протоколы заседаний СП. |
4 |
Контроль |
Проверка деятельности |
ТОК |
Изучение |
Директор школы |
Отчётность. Совещание при |
2. Контроль за уровнем |
||||||
1 |
Обеспечение безопасности |
Проверить документацию |
ТОК |
Проверка журналов по ТБ, |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при директоре. |
2 |
Проверка состояния (Болкунов А.П.) |
Выполнение нормативов |
ТОК |
Анализ нормативов, |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при директоре. |
3. Контроль |
||||||
1 |
Проверка рабочих |
Поверить соответствие |
ТОК |
Проверка рабочих |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при |
2 |
Входные контрольные по |
Выявление стартового |
КОК |
Контрольные работы |
Зам. по УВР Руководители ШМО |
Мониторинг, справка, анализ на ШМО. |
3 |
Проверка личных дел 1–9 классов. |
Проверка правильности |
ТОК |
Проверка личных дел. |
Зам. по УВР |
Беседа с классными |
4 |
Проверка планов |
Проанализировать работу |
ТОК |
Проверка планов |
Зам. по УВР |
Справка. Анализ на ШМО классных |
5 |
Проверка классных |
Соблюдение единого |
ТОК |
Классные журналы 1–9 классов. |
Зам. по УВР |
Замечания в журнале. Планёрка |
6 |
Проверка дневников |
Соблюдение правил |
ТОК |
Дневники учащихся |
Зам. по УВР |
Справка. Планёрка |
7 |
Контроль организации и |
Организовать работу |
ТОК |
Проверка программ, |
Зам. по УВР |
Приказы, расписание |
8 |
Методическое |
Составление Совместная работа |
ТОК |
Собрание, собеседование и изучение |
Зам. по УВР |
Материал для |
4. Контроль |
||||||
1 |
Контроль организации |
Проконтролировать |
ТОК |
Составление графика дежурства |
Зам. по УВР |
Анализ на планёрке. |
5. Контроль кадрового и |
||||||
1 |
Контроль комплектования |
Проверить соответствие |
ТОК |
Формирование банка |
Зам. по УВР |
Банк данных. |
2 |
Контроль планирования |
Проанализировать план работы. |
ТОК |
Анализ плана работы ШМО. |
Зам. по УВР |
Индивидуальные беседы. |
6. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль за работой |
Организация питания в |
ТОК |
Наблюдение за раздачей |
Завхоз, члены бракеражной |
Акт. |
7. Контроль финансового |
||||||
1 |
Контроль за состоянием |
Анализ состояния |
ТОК |
Проверка документации. |
Завхоз |
Анализ на планёрке |
План
ВШК на октябрь
№ п/п |
Содержание контроля |
Цель контроля |
Форма контроля |
Методы |
Ответственный |
Выход |
ОКТЯБРЬ |
||||||
1. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль посещаемости учащимися занятий. |
Проверить явку учащихся |
ТОК |
Анализ ежедневного в классе. |
Зам. по УВР |
Ежедневный отчёт в УО |
2 |
Контроль за работой |
Выполнение плана работы |
ТОК |
Обсуждение на СП. |
Зам. по УВР |
Протоколы заседаний СП. |
3 |
Контроль |
Проверка деятельности |
ТОК |
Изучение |
Директор школы |
Отчётность. Планёрка |
2. Контроль за |
||||||
1 |
Контрольные работы по |
Определить уровень |
КОК |
Проведение контрольных |
Зам. по УВР Руководители |
Мониторинг, анализ на ШМО. |
2 |
Проверка классных |
Занятость учащихся во второй |
ТОК |
Проверка классных |
Зам. по УВР |
Справка. Планёрка |
3 |
Контроль дозировки домашнего |
Предотвращение |
ТОК |
Проверка школьной |
Руководитель ШМО |
Справка. Заседание ШМО. |
4 |
Контроль работы с |
Изучение работы с данной |
ТОК |
Отчеты классных |
Зам. директора по УВР. |
Собеседование с |
5 |
Проверка состояния |
Проанализировать |
ТОК |
Посещение уроков, |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при |
6 |
ФГОС НОО: проверка в 3 классе |
Проанализировать |
ТОК |
Посещение уроков, |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание |
3. Контроль |
||||||
1 |
Контроль организации |
Проконтролировать |
ТОК |
Составление графика |
Зам. по УВР |
Анализ на планёрке |
2 |
Контроль |
Проанализировать уровень |
ТОК |
Проверка документации, |
Зам. по УВР |
Справка. Протоколы |
4. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль за выявлением |
Анализ участия в |
ТОК |
Наблюдение. Составление |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при |
5. Контроль кадрового и |
||||||
1 |
Контроль за творческой |
Выявить творчески |
ТОК |
Посещение открытых |
Зам. по УВР |
Обобщение опыта. Творческие отчеты |
6. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль за проведением |
Выполнение графика |
КОК |
Посещение родительских |
Зам. по УВР |
Протоколы родительских |
2 |
Контроль за работой |
Организация питания в |
ТОК |
Наблюдение за раздачей |
Завхоз, члены бракеражной |
Акт. |
6. Контроль финансового |
||||||
1 |
Методическое |
Анализ реализации ФГОС в |
ТОК |
Обследование ОО. |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при директоре. |
2 |
Контроль за состоянием |
Анализ готовности ОУ к |
ТОК |
Обследование ОО. |
Завхоз |
Анализ на планёрке. |
План
ВШК на ноябрь
№ п/п |
Содержание контроля |
Цель контроля |
Форма контроля |
Методы |
Ответственный |
Выход |
НОЯБРЬ |
||||||
1. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль посещаемости учащимися занятий. |
Проверить явку учащихся |
ТОК |
Анализ ежедневного в классе. |
Зам. по УВР |
Ежедневный отчёт в УО |
2 |
Контроль за работой |
Выполнение плана работы |
ТОК |
Обсуждение на СП. |
Зам. по УВР |
Протоколы заседаний СП. |
3 |
Контроль |
Проверка деятельности |
ТОК |
Изучение |
Директор школы |
Отчётность. Планёрка |
3. Контроль за обеспечением |
||||||
1 |
Проверка классных |
Итоги 1 четверти, |
ТОК |
Классные журналы |
Зам. по УВР |
Справка. Планёрка |
2 |
ФГОС НОО: проверка во 2 кл. |
Выявить уровень проанализировать |
ПОК |
Посещение уроков |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при |
3 |
Проверка состояния |
Проанализировать |
ТОК |
Посещение уроков, |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при |
4. Контроль |
||||||
1 |
Контроль организации |
Проконтролировать |
ТОК |
Составление графика |
Зам. по УВР |
Анализ на планёрке |
2 |
Проверка работы кружков |
Проконтролировать |
ТОК |
Проверка планов, |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при директоре. |
5. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль за выявлением |
Анализ участия в |
ТОК |
Наблюдение. Составление |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при |
2 |
Контроль за вовлечением |
Анализ участия |
ТОК |
Наблюдение. Составление списков |
Зам. по УВР |
Анализ на заседаниях |
6. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль за работой |
Организация питания в |
ТОК |
Наблюдение за раздачей |
Завхоз, члены бракеражной |
Акт. |
2 |
Контроль за посещением |
Профилактика и |
ПК |
Посещение семей с |
Зам. по УВР, члены |
Акт обследования, |
3 |
Контроль за организацией |
Проанализировать работу |
ТОК |
Посещение классных |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при |
План
ВШК на декабрь
№ п/п |
Содержание контроля |
Цель контроля |
Форма контроля |
Методы |
Ответственный |
Выход |
ДЕКАБРЬ |
||||||
1. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль посещаемости учащимися занятий. |
Проверить явку учащихся |
ТОК |
Анализ ежедневного в классе. |
Зам. по УВР |
Ежедневный отчёт в УО |
2 |
Контроль за работой |
Выполнение плана работы |
ТОК |
Обсуждение на СП. |
Зам. по УВР |
Протоколы заседаний СП. |
3 |
Контроль |
Проверка деятельности |
ТОК |
Изучение |
Директор школы |
Отчётность. Планёрка |
2. Контроль за |
||||||
1 |
Проверка классных |
Контроль посещаемости, выявление пропусков |
ТОК |
Классные журналы |
Зам. по УВР |
Справка. Планёрка |
2 |
Контрольные работы по |
Определить уровень |
КОК |
Проведение контрольных |
Зам. по УВР Руководители |
Мониторинг, анализ на ШМО. |
3 |
Работа со |
Изучение работы с данной |
ТОК |
Посещение уроков, |
Зам. по УВР Директор школы |
Справка. Совещание при директоре. |
4 |
Административные – по физике, 7 кл. – по химии, 8 кл. |
Определить соответствие |
КОК |
Проведение |
Зам. по УВР |
Мониторинг, Совещание при |
5 |
Диагностические |
Определить уровень ЗУН |
КОК |
Проведение контрольных |
Зам. по УВР учителя-предметники. |
Мониторинг, справка, анализ на ШМО. |
6 |
ФГОС ООО: проверка |
Выявить уровень |
ПОК |
Посещение уроков, срез |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при директоре. |
7 |
Контроль выполнения |
Проанализировать |
ТОК |
Проверка журналов, отчёт |
Зам. директора, |
Справка. Планёрка |
8 |
Контроль работы с |
Изучение работы с данной |
ТОК |
Отчеты классных |
Зам. директора по УВР. |
Собеседование с |
3. Контроль |
||||||
1 |
Контроль организации |
Проконтролировать |
ТОК |
Составление графика |
Зам. по УВР |
Анализ на планёрке |
2 |
Контроль состояния |
Проанализировать |
ТОК |
Посещение внеклассных |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при директоре. |
4. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль за выявлением |
Анализ участия в |
ТОК |
Наблюдение. Составление |
Зам. по УВР |
Справка. Совещание при |
5. Контроль кадрового и |
||||||
1 |
Контроль за проведением |
Выполнение графика |
КОК |
Посещение родительских |
Зам. по УВР |
Протоколы родительских |
6. Контроль за |
||||||
1 |
Контроль за работой |
Организация питания в соответствии |
ТОК |
Наблюдение за раздачей |
Завхоз, члены бракеражной |
Акт. |
В материале приводится материал в помощь учителю при составлении рабочей программы по предмету по обновленным ФГОС 2021. Основа для составления материала взята сайте электронного журнала Завуч.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обновленным ФГОС, 5 класс
Модульная рабочая программа по предмету «Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных резуль…
- Мне нравится