Как составить рабочий план учителю

«Только тот учитель может стать подлинным мастером своего дела, который хорошо изучит, что должны знать ученики и каким путем добиться этих знаний».

В.А.Сухомлинский

Памятка по составлению рабочего плана урока

Общей функцией урока является целостное формирование  и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Ежедневное планирование занятий крайне необходимо для эффективного воплощения в жизнь ваших замыслов. Составляя план урока, в первую очередь обращайте внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь. В произвольной форме составьте список целей, решению которых будет посвящено занятие, и, основываясь на этих целях, продумайте, какой материал и каким образом преподнести учащимся на уроке.

Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попа не туда.» Марк Твен.

Конспекты уроков по данному разделу составляются с указанием:

  • № урока;
  • его целей (образовательной, развивающей и воспитательной);
  • типа урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала);
  • распределения основных этапов урока по времени;
  • содержания;
  • этапов формирования базовых понятий (введение понятия; приведение примеров, к которым применимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанного на существенных признаках);
  • методов обучения: устный (индивидуальный, фронтальный) или письменный (самостоятельная, контрольная работа, диктант) опрос; лекция, объяснение, проблемное объяснение, рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с источником информации, упражнение, ролевая игра, выполнение упражнений и заданий в обычной или игровой форме и т.д.;
  • приемов работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания и т.д.

К разработанным урокам необходимо подготовить (или подобрать) демонстрационные и дидактические, возможно электронные, материалы.

Приступая к созданию плана-конспекта урока, следует помнить, что планируемые задачи отдельных уроков должны выступать как составная часть общей задачи изучаемой темы. Компоненты знаний, раскрываемые на уроке, должны обеспечивать часть решения той или иной целостной задачи. Конкретные задачи отдельных уроков должны рассматриваться во взаимосвязи с другими.

Поурочное планирование занятий необходимо составлять таким образом, чтобы оно не только позволяло сообщать учащимся определенные знания, формировать умения, но и обеспечивало их прочность, давало возможность некоторые умения «сделать» навыками.

При составлении планов-конспектов отдельных уроков необходимо учитывать, что активность мыслительной деятельности по ходу ознакомления с материалом возрастает, если одновременно учащийся выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал, и при этом соблюдаются следующие условия:

1) поставленное задание направляет усилия учащегося на использование определенного мыслительного приема;

2) учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема;

3) этот прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере соответствует, тем сильнее активизирует деятельность.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятии можно, и при использовании дидактического правила, гласящего, что сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать объяснение учителя, вызванного ученика.

Подбирая задания к занятию, важно учитывать, что они должны быть посильными для всех учащихся, иначе у них теряется уверенность и ослабляется внимание. Все учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задания, в противном случае часть класса не принимает участия в работе. Все учащиеся должны быть уверены в том, что справятся с заданием.

Если понимать методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средство образования и воспитания, то описание каждого метода обучения должно включать описание:

1) обучающей деятельности учителя;

2) учебной (познавательной) деятельности ученика;

3) связи между ними или способы, какими обучающая деятельность учителя управляет познавательной деятельностью учащихся.

Такой подход должен найти свое отражение в планировании отдельных уроков, ставящих в центр внимания личность ученика.

Для планирования отдельных уроков можно использовать следующие структурные единицы урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.
  3. Работа над изучаемым материалом.

– Знакомство с новым материалом.

– Обеспечение планируемого уровня знаний (повторение, совершенствование и применение знаний и умений).

  1. Систематизация и обобщение знаний.
  2. Организация работы дома.

Дидактическая цель этапа урока «Выявление имеющихся знаний, умений и навыков» – анализ знаний, умений и навыков учащихся.

Дидактической целью этапа урока «Работа над изучаемым материалом» является ознакомление учащихся с новым материалом. Задачи этапа – сообщение новых, расширение и углубление имеющихся знаний. Для решения этих задач необходимо выделять предпочтительные методы обучения, продумывать соответствие методов и средств познания конкретным условиям работы, определять пути активизации деятельности учащихся.

Дидактической целью этапа урока «Обеспечение планируемого уровня знаний» является усвоение знаний и умение пользоваться знаниями, осознание практической значимости изучаемого материала в науке и жизни.

Дидактической целью этапа «Систематизации и обобщение знаний» является выделение главного и установление связей в изучаемом и изученном ранее материале. Основные функции – ценностно-ориентационная, обучающая, контрольно-проверочная. На данном этапе урока подводится итог работы учащихся, выделяется главное в изучаемом материале, подчеркиваются связи между отдельными вопросами изучаемого материала; раскрывается значимость изучаемого ранее в системе усвоенных знаний, данного предмета и других дисциплин; практическое применение знаний в науке, технике, общественной жизни.

Создавая планы уроков, необходимо добиваться того, чтобы планируемые результаты обучения оказывали существенное влияние на повышение качества обучения и более эффективно реализовывали все возможности программы курса. Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям: быть конкретными, реалистичными и открытыми, т.е. ученик должен понимать, что от него требуют и как это выполнить.

При составлении планов-конспектов рекомендуется выделять такие графы, как «Структурные элементы урока», «Деятельность учителя», «Деятельность учащихся».

План-конспект каждого урока должен тщательно разрабатываться, а также должен готовиться дидактический материал, продумываться меры-задания. В конспекте каждого урока необходимо указать формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности, формы и средства контроля, деятельность учителя и учащихся.

Деятельность учителя заключается в постановке цели перед учащимся, обеспечении ее достижения в ходе обучения, опираясь на методическую поддержку: требования к содержанию обучения и выделенные типы учебных задач, комплект заданий, тематическое и поурочное планирование, план действий учителя.

Способы взаимодействия педагога и ученика:

а) общедидактические методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, лекция;

б) организационные формы обучения – урок, практические занятия, организация работы дома, зачет, консультации;

в) общие формы организации обучения – фронтальная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.

Контроль знаний и педагогическая диагностика – завершающий элемент структуры процесса обучения. Они позволяют вносить коррективы в учебный процесс, изменять формы обучения, вводить новые методы, подтягивать отстающих. Как средства проверки могут применяться следующие проверочные задания: фронтальные опросы, тесты-задания с выбором ответов, практические работы, самостоятельные работы и др. Особое внимание следует уделять содержанию заданий, формулировке вопросов в них, форме предъявления заданий. Учащимся должны даваться четкие, краткие и нацеливающие на главное формулировки заданий и устных вопросов.

Из психолого-педагогической литературы известно, что:

1) забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первый день, в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется;

2) повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде;

3) рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное.

С помощью проверки перед изучением нового материала выявляются знания и умения, которые должны были стать опорными для его полного понимания и усвоения. При объяснении нового материала проверка является «обратной связью» между учениками и учителем, играет важную обучающую роль. Для концентрации внимания учеников на основных вопросах, выделения ими главного в изучаемом материале им задаются нацеливающие вопросы.

При повторении и закреплении знаний, умений и навыков проверка играет не только выявляющую, контролирующую роль, но и служит для уточнения и расширения знаний. Практические и самостоятельные работы, зачеты должны стать видом отчетности школьников о своих учебных успехах. Основные виды деятельности учащихся при текущем опросе следующие: составление алгоритмов и программ, выполнение упражнений и практических работ.

Не забывайте о темпе занятия. Лучшие результаты достигаются в том случае, если виды деятельности чередуются.

Образец плана:

ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная: 

  • знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т.п., более мелкие по планам изложения)
  • умения:
  • специальные (решение задач, проведение, измерений и т.п.)
  • общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т.п.
  • навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: 

  • нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
  • потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.( строение материи, вещество – вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т.п.)

3. Развивающая: 

  • развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально- волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля)и потребностей- мотивационной области.
  • Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть — 2—3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8—10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 20—26 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.
5. Завершение урока — 1—2 мин.
Указывается
домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

ХОД УРОКА – основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

Анализируйте рабочие планы прошлых лет, сопоставляйте их с нынешними. Это дает возможность совершенствовать этапы урока.

НЕДОПУСТИМО  неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку – это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно  заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Есть учителя, хорошо работающие, но не умеющие оценить свой труд и недооценивающие его.

Есть учителя  (и таких, к сожалению, большинство), переоценивающие свою работу и не умеющие замечать собственные недостатки.

Анализ собственной работы должен превратиться в органическую часть системы работы учителя, тогда новый учебный год будет приносить ему новые успехи.

КАК НАПИСАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА ИЛИ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ?

Общие методические положения по планированию уроков математики.

Содержание педагогической деятельности по планированию уроков.

Понятие планирования

Планирование урока – это определение темы, целей, содержания урока; методов, приемов, форм организации деятельности детей на уроке; средств обучения. Причем, определяющим элементом планирования урока является постановка целей урока, которые, в свою очередь, зависят от того, что дети знают о намеченном для изучения объекте и что они умеют к моменту знакомства с этим объектом.

Цель урока определяет его содержание (внутреннюю структуру урока, т.е. задания в процессе выполнения, которых будут реализованы намеченные цели).

Методические приемы, рациональные формы организации учебной деятельности, средства, помогающие учителю раскрыть математическую сущность изучаемого объекта, призваны обеспечить достижение намеченных целей на возможно более высоком качественном уровне.

Виды планирования:

План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок (последовательность) и время выполнения заданий, соответствующих намеченным целям.

Содержание плана:

•тема урока (объект изучения)

•цели урока (мотив учебной деятельности, ее предполагаемый результат), учебные задания, каждое из которых сопровождается информацией о методах, формах и средствах, обеспечивающих их выполнение учащимися

•образцы выполнения заданий в той последовательности, в которой они будут выполняться детьми на уроке.

Конспект отличается от плана подробным описанием педагогических действий учителя, включая содержание его речи (формулировки вопросов и заданий; сообщений, объяснений) и учебных действий учащихся.

Сценарий урока то же, что сценарий спектакля, фильма; содержит информацию обо всем, что будет происходить на уроке, включая предполагаемые ответы детей на вопросы учителя, их рассуждения по поводу выполнения заданий.

Формы планирования

Содержание плана, конспекта или сценария можно структурировать и фиксировать по-разному (в различной форме).

•традиционная форма – изложение на естественно – символическом языке (сплошной текст).

•форма модуля, содержащего тематические блоки (текст, состоящий из

отдельных частей)

•технологическая карта (табличная форма).

•«раскладушка» – форма, удобная тем, что каждое отдельное задание

описывается на отдельном листе небольшого формата, который может подстраховать начинающего учителя в проблемной ситуации.

•творческая (художественная) форма планирования используется для

оформления открытых, показательных уроков.

Примечание:

Форма плана, конспекта или сценария принципиального значения не имеет.

Конспект – это помощник начинающего учителя, служащий своеобразным проводником в пути, по которому предстоит вести детей в мир знаний, которыми они должны овладеть, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности и интересы.

Каждое задание в уроке прорабатывается по одной схеме:

– Формулировка задания (что делать?)

– Целеполагание, мотивация (зачем это делать?)

– Подготовка к выполнению (как делать?)

– Выполнение задания

– Проверка правильности

– Вывод о реализации цели

– Оценка результатов

Главная задача начинающего учителя – усвоить общие методические положения организации учебного процесса, чтобы каждый раз «не изобретать велосипед самому». Надо научиться планировать и осуществлять процесс обучения математике в начальных классах. Для этого надо стремиться стать профессионалом, хотеть быть учителем. Но самое важное, надо в каждом ребёнке видеть своего собственного. Надо не только учить и воспитывать его, но любить и уважать. Тогда всё получиться.

Учитель – это не профессия, это образ жизни.

Общий способ деятельности учителя при планировании урока

(педагогические действия по планированию)

Проектирование (обдумывание) урока.

Определение места данного урока в системе всех уроков (по тематическому

плану, составленному в соответствии с образовательной программой и учебно –

методическим комплектом для начальной школы, по которому работает учитель).

Определение темы урока – объекта изучения: какие понятия, свойства,

способы действий (правила, вычислительные приемы, текстовые задачи и т.п.)

будут рассматриваться на уроке?

– Тема урока это – предложение, называющее объект изучения, формулируется на основе содержания учебного материала, отобранного учителем для данного урока. Это либо новые понятия, их свойства или способы действий.

Определение содержания урока – подбор заданий для учащихся, в процессе выполнения которых будет происходить овладение учебным материалом, отражающим сущность темы данного урока

Формулирование целей урока.

– Цель любого урока – это обучение (формирование знаний, умений и навыков) развитие и воспитание учащихся. Цель – это предполагаемый результат взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения предмета.

•Обучающие цели формулируются для всех заданий, которые будут включены в урок. Цель может быть сформулирована в виде безличного предложения, которое начинается со слов:

– Познакомить … Показать … Дать представление о новом понятии или свойстве, о новом способе действий… Научить … Формировать умения… Закрепить … Отработать … Совершенствовать … Повторить … Обобщить … Проверить …

•Формулирование развивающих целей основано на логическом содержании заданий, включенных в урок. Эти цели могут быть определены таким образом:

– Развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности;

– Формировать умения совершать умственные действия: анализ, синтез, сравнение,

классификацию, обобщение.

– Формировать устойчивый интерес к науке и учебному предмету.

•Формулирование воспитательных целей основано на нравственном содержании заданий (текстовых задач) и на формах организации учебной деятельности.

– Воспитывать нравственные качества личности: культуру общения; трудолюбие; дисциплинированность; аккуратность; бережное отношение к окружающему миру..

– Формировать умение соблюдать этические нормы поведения.

– Формировать эстетический вкус.

Определение типа урока:

– изучение нового материала

– закрепление знаний и умений

– совершенствование умений и навыков

-обобщение и систематизация ЗУН.

– контроль и учет ЗУН.

– коррекция знаний и умений

– комбинированный урок

В начальной школе уроки преимущественно комбинированные, т.е. включают в

себя элементы указанных типов уроков, которые в свою очередь определяют

внешнюю структуру традиционных уроков.

Определение формы урока:

– традиционный (см. выше);

– нетрадиционный: экскурсия; путешествие; сказка; деловая игра; интеллектуальная игра, урок с применением инновационных технологий обучения (интеграция,

дифференциация, адаптация, и т.п.)

Выполнение всех заданий, отобранных к уроку. Актуализация знаний и

умений, необходимых для этого (что известно учителю об объекте задания; что известно детям к моменту изучения данного объекта).

Выбор форм организации учебной деятельности (для каждого задания).

– фронтально (коллективно)

– в группах (взаимодействие)

– индивидуально (самостоятельно)

*Выбор форм выполнения задания:

– устно – полу письменно (тест, перфокарта, диктант и т.п.) – письменно

Определение методических приемов, которые будет использовать учитель при работе с каждым заданием:

•словесные (объяснение, рассказ, беседа, диалог, полилог)

•практические (работа с книгой, лабораторная работа, моделирование, решение задач)

•демонстрация наглядных пособий, наблюдения, умственные действия

Определение наглядных пособий и иных средств обучения (для тех заданий, которым это необходимо).

Описание урока (написание конспекта).

-Планы уроков могут себе позволить только опытные учителя, владеющие

методикой обучения, развития и воспитания на высоком профессиональном

уровне.

-Сценарий урока обычно пишут для открытых уроков.

– Студенты – практиканты и начинающие учителя пишут конспекты уроков.

Оснащение урока необходимыми средствами обучения:

– подбор или изготовление наглядных пособий; приборов, инструментов, ТСО, различных материалов и т.п.

В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. 

oQPpKW3erWo.jpg

ВАЖНО

 Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.


В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Методические рекомендации по
составлению рабочей программы учебных предметов, курсов

согласно требованиям

Федерального государственного
образовательного стандарта

начального общего образования

Рабочие
программы
– это программы, разработанные на основе
примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной
дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения.

Рабочая
программа учебного курса
– документ, предназначенный
для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки
обучающегося по конкретному предмету учебного плана  образовательного
учреждения».

Авторские
программы
– программы обучения, которые не имеют
аналогов. Они основаны на  авторской концепции построения содержания учебного
курса по данному предмету.  Включение  авторской программы в образовательный
процесс школы предполагает проведение следующих  процедур: рецензирование,
апробация, утверждение.

Рабочая
 программа
разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета
в конкретном классе конкретного образовательного учреждения. Этот документ
индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого учитель определяет
оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы
и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения
результата, определенного ФГОС НОО.

Рабочая
программа учителя начальных классов формируется на основе авторской учебной
программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта
.

Рабочая программа
является нормативно-правовым документом, который необходимо соблюдать в
полном объеме. Требования к рабочей программе по ФГОС 2017 сформированы
согласно результатам и условиям образования, реализуя требования госстандарта
образования второго поколения.

Главная задача данного документа – обеспечение
достижения поставленных целей по освоению основного образовательного материала.
 

Разработка
рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный

учебный
и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня
квалификации.

Недостаточная
готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является
причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее
типичные недочеты в рабочих программах:

ü   
не учитываются цели и задачи
образовательной программы школы;

ü   
недостаточно обосновывается необходимость
их разработки;

ü   
отсутствуют некоторые обязательные
разделы;

ü   
не всегда предусматривается обеспечение
предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;

ü    не
соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной
области.

Структура документа должна сформировать понимание
практического внедрения компонентов стандарта для изучения заданной дисциплины,
регламентировать порядок, суть, объем курса согласно поставленным задачам и
целям.

Рабочая программа выполняет следующие функции:

нормативную, то есть является
документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

целеполагания,
то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту
или иную образовательную область;

определения
содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих
усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их
трудности;

процессуальную,
то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия обучения;

оценочную, то есть выявляет
уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня
обученности учащихся.

Требования к составлению рабочей программы по
ФГОС адресованы образовательным учреждениям, которые формируют и утверждают
документ, составлением которого может заниматься как группа преподавателей, так
и один педагог. 

Приказом Минобрнауки России № 1576 от 31.12. 2015
г. были закреплены новые требования к рабочим программам на 2017-2018 учебный
год. На законодательном уровне закреплено упрощение структуры составления
программы по стандартам второго поколения.

Связано это с тем, что учителя редко существенно
перерабатывают примерную программу, зачастую добавляя к ней только тематическое
планирование. Составленный таким образом документ не является эффективным
инструментом реализации ФГОС, а остается формальностью. 

Структура рабочей программы упрощена (вместо
восьми пунктов, согласно новым требованиям в ней должно быть только три):

ü    планируемые результаты освоения учебного курса
или предмета,

ü    содержание учебного курса или предмета,

ü    тематическое планирование с фиксацией часов на
изучение каждой темы. 

Рабочая программа внеурочной деятельности
аналогично должна состоять из трех пунктов:

ü    результатов освоения программы внеурочной
деятельности,

ü    содержания программы с перечислением видов
деятельности и форм организации,

ü    тематическое планирование. 

Структура рабочей программы по ФГОС 2017-2018
года ФГОС второго поколения обязует образовательные учреждения сделать рабочие
программы по предметам частью школьной документации.

Рабочая программа составляется на базе примерной
программы учебного курса, стандартов нового поколения ФГОС, комплекта
учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской
Федерации.

При написании документа автору следует принимать
во внимание учебный план образовательного учреждения и положение ОУ.

Документ состоит из нескольких
учебно-методических разделов
. Важные составляющие документа согласно новым требованиям к рабочим  программам
по ФГОС: 

Титульный лист, на котором указывается наименование учебного
заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается
программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста,
срок, на который утверждается программа.

Пояснительная записка, в которой перечисляется информация об авторе
документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели
педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке
занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе
должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы
корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного
года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень
развития учащихся в процессе изучения курса). 

Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из:
названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем
разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать
количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо
прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое
или практическое занятие, нестандартный урок. 

1. Титульный лист

Титульный
лист содержит:

1.
Полное наименование образовательного учреждения.

2.
Гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим
объединением школы и директором школы с указанием даты).

3.
Название учебного курса, для изучения которого написана программа.

4.
Указание параллели, на которой изучается программа.

5.
Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)

6.
Название города, в котором подготовлена программа.

7.
Год составления программы.

Разработка
и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к
компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об
образовании в РФ»).

Это
не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу.
Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных
методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные
программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения
рабочей программы руководителем образовательного учреждения.

2. Пояснительная записка

Назначение
пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:


кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его
функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования,
определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;


дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах
показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении
предмета, описать средства их достижения.

В
пояснительной записке указывается, в какую образовательную область входит
данный учебный предмет, и кратко формулируются цели учебного предмета для
каждой ступени обучения.

Пояснительная
записка к авторской программе (например, регионального компонента) должна
содержать обоснование актуальности разработанной программы, описание концепции
и основных идей изучаемого курса. В ней указываются причины, в силу которых
существующие программы не удовлетворяют образовательные запросы и
познавательные потребности обучающихся.

В
модифицированной программе уточняется суть изменений, которые внесены в
содержание типовой программы. В тексте пояснительной записки также содержатся:

1.
Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения,
включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному
предмету (при наличии таковых).

2.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения.

3.
Методические рекомендации по изучению рабочей программы.

4.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного
плана, ресурсное обеспечение курса.

Формулирование
целей, понимаемых как «нормативное представление о результате деятельности», и
задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При
постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования
государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся
и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые
характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы
деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и
задачи

понимались
однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы
необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени
достижения целей и задач.

Не
допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу
работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например,
«познакомить…», «рассказать…», «сообщить…» и тому подобные).

Задачи
предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические,
теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в
качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей
(подцелей).

При
формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности,  компетентности
учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса.

3. Учебно-тематический план.

В
учебно-тематическом плане отражены

ü темы
курса,

ü последовательность
их изучения,

ü используемые
организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение
всего курса, так и на отдельные темы.

Учебно-тематический
план может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 1 или 2 или 3).
Приведенные в таблице организационные формы обучения и контроля носят примерный
характер. Он определяется особенностями класса, в котором преподается предмет,
спецификой самого учебного курса (например,необходимостью проведения
практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла),
особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Кроме
того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и
другие формы проведения занятий.

4. Содержание тем учебного курса

Формирование
содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;

отражения
в содержании обучения задач развития личности;

научности
и практической значимости содержания обучения; доступности обучения.

При
описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая

последовательность
изложения:

1.
Название темы.

2.
Необходимое количество часов для ее изучения.

3.
Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и
лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие

формы
занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Контроль
знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и
выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В
структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с
содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности
предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков;
проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как
планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в
виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей
программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или
самостоятельной

разработке
проверочных материалов.

В
данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для
итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и
фиксироваться в учебно-тематическом плане.

После
завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое
планирование. Можно предложить к использованию следующие варианты  такого планирования
(см. таблицу).


п/п

Тема
урока

Количество
часов

Дата
план

(указывается номер недели)

Дата
факт

(указывается фактическая дата проведения)

Раздел
программы + количество часов

Подраздел программы +
количество часов

1.

5.
Планируемые результаты
освоения учебного курса или предмета.

В
данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета/курса,
согласующиеся с поставленными
ранее
целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные,
общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной
форме, что позволяет затем разрабатывать
необходимые контрольно-
измерительные
материалы для оценки степени достижения запланированных ре
зультатов.

В
рабочей программе по учебному предмету/курсу необходимо разбивать результаты по годам обучения.

Здесь большую помощь может также оказать авторская рабочая
программа,
если автор позаботился и прописал все
результаты по годам обучения так, как за
ложено
в его учебнике по годам обучения.

Во избежание
разночтений на уровне общеобразовательного учреждения (организации) необходимо
разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив
их локальным актом – Положением о рабочей программе.

Рабочие программы
рассматриваются органом самоуправления, которому в соответствии с уставом
общеобразовательного учреждения (организации) делегированы данные полномочия.
По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает
решение: «рекомендовать к использованию». Рабочие программы утверждаются
приказом общеобразовательного учреждения (организации).

Общеобразовательное
учреждение (организация) может вносить изменения и дополнения в содержание
рабочих программ, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. Корректировка
тематического (или поурочно-тематического) планирования осуществляется по
согласованию с методическим объединением.

Как составить рабочую программу от А до Я - план

Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.

На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.

Содержание:

  • Что такое рабочая программа
    1. К рабочим программам относятся
    2. Рабочая программа – определение
  • Как утверждается рабочая программа
  • Какова структура программы
  • Этапы составления рабочей программы
  • Вывод

Что такое рабочая программа

Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.

Что относится к рабочим программам - наглядная схема

К рабочим программам относятся

  • рабочая программа по предмету;
  • рабочая программа дополнительного образования;
  • рабочая программа факультативных занятий;
  • рабочая программа внеурочной деятельности.

Рабочая программа – определение

Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).

Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.

В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:

  • последовательность изучения учебного материала;
  • вносить изменения и дополнения в содержание;
  • распределять количество часов по темам, разделам;
  • включать материал регионального компонента;
  • использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.

Как утверждается рабочая программа

Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:

  1. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
  2. Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
  3. После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.

Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.

Образец титульного листа рабочей программы

Образец титульного листа рабочей программы

Какова структура программы

С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.

  • Пояснительная записка.
  • Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  • Список литературы (основной и дополнительный).

На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) – в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.

Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.

Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.

В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.

Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.

Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.

В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.

В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.

Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.

В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).

Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Этапы составления рабочей программы

Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.

Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.

Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.

Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.

Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.

Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.

Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.

Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).

Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).

Вывод

Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.

Рабочие программы, методические материалы, доклады на заказ «Ступенька знаний»

Как составить рабочую программу учителя

В последнее время с учителей стали требовать иметь в работе авторскую программу по каждому предмету. Эта авторская программа, она же рабочая, составляется с учетом специфики преподаваемого предмета в каждом конкретном классе. Программа призвана более рационально использовать отведенное на курс время. Любая программа имеет ряд требований к составлению и должна иметь некоторые обязательные атрибуты. Я постараюсь дать примерный план, по которому можно составить авторскую рабочую программу по любому школьному предмету.

1.Статус документа. Раскрывается общая сущность рабочей программы как документа.
2.Структура документа. Перечисляются все разделы, входящие в рабочую программу с небольшой расшифровкой.
3.Пояснительная записка. Один из важнейших разделов рабочей программы. Первым делом раскрываются цели данной рабочей программы. Затем идет общая характеристика учебного предмета. Здесь не надо выдумывать пятое колесо, просто берете уже готовые программы по своему предмету и копируете все оттуда, поскольку это и требуется.
4.Основное содержание. В этом разделе как раз и должна быть показана ваша специфика преподавания предмета, которая должна учитывать такие важные моменты, как: особенности умственного развития учащихся, структура класса (отличникитроечники), наполняемость класса. Данный раздел имеет вид простого тематического планирования. Другими словами, вы должны просто распланировать какие темы и когда вы будете проходить в течении года. Также необходимо указать количество учебных часов на каждую тему. Также в этом разделе возможно указать все те пункты, которые вы используете в тематическом планировании (цели урока, оборудование, дополнительный материал и т.д.), но можно это и не делать.
5.Требования к уровню подготовки. В этом разделе вы определяете, что должны учащиеся освоить по предмету за год и каким материалом овладеть. Данный раздел также можно взять из уже готовых программ, но немного переделать по конкретный класс с учетом его специфик.
Все. Рабочая программа готова. Примерный объем должен получиться 7-10 листов в WORDе.

Также при составлении нужно учитывать некоторые требования, которые могут быть составлены администрацией школы или, к примеру, районо. Уделите внимание оформлению. Все заголовки разделов и пунктов должны быть выделены, обязателен отступ абзацев. Тематическое планирование в основном содержании лучше всего выполнить в виде таблицы. Для повышения удобочитаемости текста рекомендуется выделять ключевые фразы и слова курсивом.

Добавить комментарий