Слайд 1
Особенности написания рабочих учебных программ по предметам начальной школы, отвечающих требованиям ФК ГОС и ФГОС 2 поколения Районное августовское совещание педагогических работников Троицкого муниципального района Подготовила учитель начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ «Бобровская СОШ» Шестокрыл Ю.Ф. 2013год
Слайд 2
Инструктивно- методическое письмо, регулирующее структуру рабочей учебной программы (ФК ГОС) Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03 августа 2009г. №103/3431 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году» стр. 14 « Рекомендации по разработке рабочих учебных программ представлены в Письме Министерства №103/3404 образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». Для учителей начальных классов может быть рекомендован следующий подход к составлению рабочих программ предметов (модулей):
Слайд 3
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы. Календарно-тематический план реализации рабочей программы Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Слайд 4
Данная структура + коррективы: внесена подробная сетка материала НРК, перестановка графы тематического планирования «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта», добавление критериев оценивания по предметам, Внесена подробная сетка КИМ, Включено приложение.
Слайд 5
Структура РУП (по ФК) Титульный лист (оформляется единый на все предметы, преподаваемые учителем, имеет грифы «рассмотрено», «согласовано», «утверждено») 1 П ояснительная записка 1.1. Наименование рабочей программы. 1.2. Нормативно правовая база (все нормативные документы указаны на едином для всех предметов начальной школы листе, а авторские программы указаны в пояснительных записках к каждому конкретному учебному предмету).
Слайд 6
Пример: нормативная база 2012-13 уч.год Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы ( распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р) Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ( с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643 и от 24 января 2012 г. № 39) Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области » Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12. 2011г № 2885 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013учебный год» Областной базисный учебному план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012 – 2013 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области 24 февраля 2012 г. № 24 – 370; Программы по учебным предметам, рекомендованным (допущенным) Министерством образования и науки Российской федерации (приложения 1 – 2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 922; Инструктивно – методическое письмо МО и Н Челябинской области от 03августа 2009г.№ 103/3431 « Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010учебном году» Инструктивно – методическое письмо МО и Н Челябинской области от 10 июля 2012г.№ 24/5135 « Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013учебном году» Учебный план МКОУ « Бобровская СОШ» на 2012-2013 учебный год.
Слайд 7
1.3. Основные цели и задачи предмета. При определении целей учитываются общие цели изучения предметов, определенные в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Наряду с этим отмечаются задачи предмета, характерные для данного года обучения. Цели указываются с учетом специфики образовательного учреждения, обосновывают выбор образовательной программы (системы). В данном разделе рекомендуется указать количество часов по базисному плану.
Слайд 8
1.4. Тематика содержания национально-регионального компонента. Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета) и формы проведения: № П.п Дата Раздел № Урока Тема урока Региональное содержание изучаемых вопросов Количество времени Форма проведе ния
Слайд 9
2 Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы. Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы. Может быть представлено в таблице. Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение Учебник Рабочие тетради (если есть) Хрестоматия (если есть) и т.д. Программа Методическое пособие (авторское или рецензированное автором)
Слайд 10
3 Календарно-тематический план реализации рабочей программы В данном разделе указывается содержание предмета: тематическое планирование с указанием часов на изучение различных разделов и федеральный компонент государственного образовательного стандарта (который в программах 2011-12 учебного года и ранее был внесен в сетку КТП) Примерная форма календарно-тематического планирования: № п / п Наименование раздела программы Тема урока Количество часов Дата проведения НРК (если есть) Примечание ( практич . часть только для предмета «Окружающий мир» ЦОР ИКТ
Слайд 11
4 Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета. Учащиеся должны: знать/понимать – перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся; уметь – владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для… (предметные и ключевые компетентности).
Слайд 12
5 Характеристика контрольно-измерительных материалов и критерии оценивания по предмету В данном разделе необходимо определить количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля. Обосновать способы контроля, дать краткую характеристику контрольно-измерительных материалов. Рекомендуется включить описание критериев оценивания по предмету . Рекомендуемая сетка КИМ (обоснованием выбора является цель проведения, сходная с целью изучения конкретных разделов курса) Форма КИМ Кол-во Тема Цель проведения дата
Слайд 13
Приложения (В данном разделе на усмотрение педагога могут быть указаны межпредметные связи, преемственность, формы проведения занятий, информационно-коммуникационные средства)
Слайд 14
Инструктивно- методические письма, регулирующее структуру рабочей учебной программы (ФГОС НОО) Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2010г. №103/3073 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году» ( структура) Приложение 21 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г. №103/4275 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» (можно внести изменения в КТП + таблицы) Приложение 21 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012г. №24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» ( брали нормативные документы, дидактическое обеспечение для НРК) Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июля 2013г. №03-02/5639 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (нормативные документы, варианты тематического планирования)
Слайд 15
Структура Структура рабочих программ определена в пункте 19.5 «Программы отдельных учебных предметов, курсов» Стандарта. Программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Слайд 16
Разделы 1, 2, 3 и 6 разрабатываются на основе примерных программ начального общего образования с учетом специфики авторской программы
Слайд 17
В пункт 7 «Тематическое планирование» рекомендуется включить название крупных тем, разделов с указанием часов на изучение и кратким содержанием. Подробное содержание и основные виды деятельности учащихся рекомендовано указывать в календарно-тематическом планировании в отдельной графе. Примерная форма календарно-тематического планирования: № п / п Раздел. Тема урока. Кол-во часов Содержание урока. Планируемые результаты (УУД) Виды деятельности учащихся Дата
Слайд 18
Пункт 8 «Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса» рекомендуется оформлять в виде таблицы или в свободной форме (по выбору учителя)
Слайд 19
В 1 классах на основе Письма Министерства образования РФ от 20.04.01 № 408/13-13 “Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период” рекомендовано включить в календарно-тематический план уроки в нестандартной форме . Первая четверть по учебному плану длится 9 недель, что равно 45 урокам в нестандартной форме: – физическая культура- 27 уроков (3часа в неделю – 9недель), -окружающий мир – 5 уроков, – изобразительное искусство – 4 урока. – труд – 4 урока, – музыка – 5 уроков.
Слайд 20
Для проведения уроков рекомендуется выбрать разнообразные формы: урок-игра, урок-соревнование, урок-эстафета, урок-сказка, урок-путешествие, урок викторина, урок-экскурсия, урок – виртуальная экскурсия, урок-путешествие и другие. Формы уроков следует указывать в графе «тема урока» КТП и в классном журнале в графе «что пройдено на уроке».
Слайд 21
В рабочую программу следует включить тематику содержания национально-регионального компонента. Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета) и формы проведения: № П.п Дата Раздел № Урока Тема урока Региональное содержание изучаемых вопросов Количество времени Форма проведения
Слайд 22
В рабочую программу рекомендуется внести характеристику КИМ, может быть предложена следующая форма: это проверка предметных результатов Форма КИМ Кол-во Тема Цель проведения дата
Слайд 23
Новое в рабочих программах: В приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июля 2013г. №03-02/5639 «Об организации образовательного процесса в начальной школе и общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» говорится о системе оценки, описывающей подходы к оценке трех групп результатов: личностных, метапредметных , предметных
Методические рекомендации по
составлению рабочей программы учебных предметов, курсов
согласно требованиям
Федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования
Рабочие
программы – это программы, разработанные на основе
примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной
дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения.
Рабочая
программа учебного курса – документ, предназначенный
для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки
обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного
учреждения».
Авторские
программы – программы обучения, которые не имеют
аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного
курса по данному предмету. Включение авторской программы в образовательный
процесс школы предполагает проведение следующих процедур: рецензирование,
апробация, утверждение.
Рабочая
программа
разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета
в конкретном классе конкретного образовательного учреждения. Этот документ –
индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого учитель определяет
оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы
и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения
результата, определенного ФГОС НОО.
Рабочая
программа учителя начальных классов формируется на основе авторской учебной
программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.
Рабочая программа
является нормативно-правовым документом, который необходимо соблюдать в
полном объеме. Требования к рабочей программе по ФГОС 2017 сформированы
согласно результатам и условиям образования, реализуя требования госстандарта
образования второго поколения.
Главная задача данного документа – обеспечение
достижения поставленных целей по освоению основного образовательного материала.
Разработка
рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный
учебный
и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня
квалификации.
Недостаточная
готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является
причиной серьезных недочетов в них.
Наиболее
типичные недочеты в рабочих программах:
ü
не учитываются цели и задачи
образовательной программы школы;
ü
недостаточно обосновывается необходимость
их разработки;
ü
отсутствуют некоторые обязательные
разделы;
ü
не всегда предусматривается обеспечение
предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
ü не
соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной
области.
Структура документа должна сформировать понимание
практического внедрения компонентов стандарта для изучения заданной дисциплины,
регламентировать порядок, суть, объем курса согласно поставленным задачам и
целям.
Рабочая программа выполняет следующие функции:
нормативную, то есть является
документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания,
то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту
или иную образовательную область;
определения
содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих
усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их
трудности;
процессуальную,
то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочную, то есть выявляет
уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня
обученности учащихся.
Требования к составлению рабочей программы по
ФГОС адресованы образовательным учреждениям, которые формируют и утверждают
документ, составлением которого может заниматься как группа преподавателей, так
и один педагог.
Приказом Минобрнауки России № 1576 от 31.12. 2015
г. были закреплены новые требования к рабочим программам на 2017-2018 учебный
год. На законодательном уровне закреплено упрощение структуры составления
программы по стандартам второго поколения.
Связано это с тем, что учителя редко существенно
перерабатывают примерную программу, зачастую добавляя к ней только тематическое
планирование. Составленный таким образом документ не является эффективным
инструментом реализации ФГОС, а остается формальностью.
Структура рабочей программы упрощена (вместо
восьми пунктов, согласно новым требованиям в ней должно быть только три):
ü планируемые результаты освоения учебного курса
или предмета,
ü содержание учебного курса или предмета,
ü тематическое планирование с фиксацией часов на
изучение каждой темы.
Рабочая программа внеурочной деятельности
аналогично должна состоять из трех пунктов:
ü результатов освоения программы внеурочной
деятельности,
ü содержания программы с перечислением видов
деятельности и форм организации,
ü тематическое планирование.
Структура рабочей программы по ФГОС 2017-2018
года ФГОС второго поколения обязует образовательные учреждения сделать рабочие
программы по предметам частью школьной документации.
Рабочая программа составляется на базе примерной
программы учебного курса, стандартов нового поколения ФГОС, комплекта
учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской
Федерации.
При написании документа автору следует принимать
во внимание учебный план образовательного учреждения и положение ОУ.
Документ состоит из нескольких
учебно-методических разделов. Важные составляющие документа согласно новым требованиям к рабочим программам
по ФГОС:
Титульный лист, на котором указывается наименование учебного
заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается
программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста,
срок, на который утверждается программа.
Пояснительная записка, в которой перечисляется информация об авторе
документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели
педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке
занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе
должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы
корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного
года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень
развития учащихся в процессе изучения курса).
Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из:
названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем
разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать
количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо
прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое
или практическое занятие, нестандартный урок.
1. Титульный лист
Титульный
лист содержит:
1.
Полное наименование образовательного учреждения.
2.
Гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим
объединением школы и директором школы с указанием даты).
3.
Название учебного курса, для изучения которого написана программа.
4.
Указание параллели, на которой изучается программа.
5.
Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)
6.
Название города, в котором подготовлена программа.
7.
Год составления программы.
Разработка
и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к
компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об
образовании в РФ»).
Это
не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу.
Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных
методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные
программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения
рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
2. Пояснительная записка
Назначение
пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
•
кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его
функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования,
определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
•
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах
показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении
предмета, описать средства их достижения.
В
пояснительной записке указывается, в какую образовательную область входит
данный учебный предмет, и кратко формулируются цели учебного предмета для
каждой ступени обучения.
Пояснительная
записка к авторской программе (например, регионального компонента) должна
содержать обоснование актуальности разработанной программы, описание концепции
и основных идей изучаемого курса. В ней указываются причины, в силу которых
существующие программы не удовлетворяют образовательные запросы и
познавательные потребности обучающихся.
В
модифицированной программе уточняется суть изменений, которые внесены в
содержание типовой программы. В тексте пояснительной записки также содержатся:
1.
Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения,
включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному
предмету (при наличии таковых).
2.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения.
3.
Методические рекомендации по изучению рабочей программы.
4.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного
плана, ресурсное обеспечение курса.
Формулирование
целей, понимаемых как «нормативное представление о результате деятельности», и
задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При
постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования
государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся
и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые
характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы
деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и
задачи
понимались
однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы
необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени
достижения целей и задач.
Не
допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу
работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например,
«познакомить…», «рассказать…», «сообщить…» и тому подобные).
Задачи
предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические,
теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в
качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей
(подцелей).
При
формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности
учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса.
3. Учебно-тематический план.
В
учебно-тематическом плане отражены
ü темы
курса,
ü последовательность
их изучения,
ü используемые
организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение
всего курса, так и на отдельные темы.
Учебно-тематический
план может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 1 или 2 или 3).
Приведенные в таблице организационные формы обучения и контроля носят примерный
характер. Он определяется особенностями класса, в котором преподается предмет,
спецификой самого учебного курса (например,необходимостью проведения
практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла),
особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Кроме
того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и
другие формы проведения занятий.
4. Содержание тем учебного курса
Формирование
содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;
отражения
в содержании обучения задач развития личности;
научности
и практической значимости содержания обучения; доступности обучения.
При
описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая
последовательность
изложения:
1.
Название темы.
2.
Необходимое количество часов для ее изучения.
3.
Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и
лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие
формы
занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Контроль
знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и
выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В
структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с
содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности
предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков;
проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как
планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в
виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей
программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или
самостоятельной
разработке
проверочных материалов.
В
данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для
итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и
фиксироваться в учебно-тематическом плане.
После
завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое
планирование. Можно предложить к использованию следующие варианты такого планирования
(см. таблицу).
№ |
Тема |
Количество |
Дата (указывается номер недели) |
Дата (указывается фактическая дата проведения) |
Раздел |
||||
Подраздел программы + |
||||
1. |
5.
Планируемые результаты освоения учебного курса или предмета.
В
данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета/курса,
согласующиеся с поставленными ранее
целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные,
общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать
необходимые контрольно-измерительные
материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
В
рабочей программе по учебному предмету/курсу необходимо разбивать результаты по годам обучения.
Здесь большую помощь может также оказать авторская рабочая
программа, если автор позаботился и прописал все
результаты по годам обучения так, как заложено
в его учебнике по годам обучения.
Во избежание
разночтений на уровне общеобразовательного учреждения (организации) необходимо
разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив
их локальным актом – Положением о рабочей программе.
Рабочие программы
рассматриваются органом самоуправления, которому в соответствии с уставом
общеобразовательного учреждения (организации) делегированы данные полномочия.
По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает
решение: «рекомендовать к использованию». Рабочие программы утверждаются
приказом общеобразовательного учреждения (организации).
Общеобразовательное
учреждение (организация) может вносить изменения и дополнения в содержание
рабочих программ, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. Корректировка
тематического (или поурочно-тематического) планирования осуществляется по
согласованию с методическим объединением.
Рекомендации по составлению
рабочих программ учебных предметов в соответствии ФГОС НОО
Общие положения
Настоящие рекомендации разработаны в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями).
В основу рекомендаций по составлению рабочих программам учебных предметов положены нормы Федерального Закона от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон):
статья 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»:
п.2. образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
п.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
пп.3.6 разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
пп.3.7 разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
п.6. образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
пп.6.1 обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
п.7. образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Рекомендации по рабочим программам учебных предметов разработаны также с учетом Приказа Минздравсоцразвития России
от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Напоминаем, что в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в должностных обязанностях Учителя регламентировано следующее:
осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета… используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения…
планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся…
…организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
Рабочая программа, утвержденная образовательным учреждением, – это локальный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с ФГОС в условиях конкретного образовательного учреждения.
Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:
- требований ФГОС общего образования,
- основной образовательной программы школы,
- примерной образовательной программы по учебному предмету,
- с учетом планируемых к использованию учебно-методических комплексов (далее – УМК), включающих в себя авторскую программу по предмету.
Рабочая программа составляется на один учебный год.
Рабочая программа учебных предметов разрабатывается группой учителей или учителем индивидуально в соответствии с требованиями ФГОС НОО, целями и задачами основной образовательной программы школы и спецификой класса.
Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля степени освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.
Структура рабочей программы
Структура программ отдельных учебных предметов, курсов приведена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). В структуре рабочей программы по всем учебным предметам 8 обязательных пунктов.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО (пункт 19.5.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) начального общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
6) содержание учебного предмета;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рекомендации по разработке и оформлению отдельных разделов рабочей программы
- Пояснительная записка конкретизирует:
- нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС НОО, Примерная основная образовательная программа начального общего образования (автор А.М.Кондаков), примерная программа по учебному предмету, авторская программа);
- общие цели образования с учетом специфики учебного предмета;
- роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
2) Общая характеристика учебного предмета
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию ФГОС НОО), современных требований к выпускнику.
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Показать классы, в которых планируется освоение данной рабочей программы и количество часов, выделяемое на освоение программы.
4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Включаем формулировки из следующих документов: Примерная основная образовательная программа начального общего образования (автор А.М.Кондаков), примерная программа по учебному предмету, авторская программа, УМК «Школа 2100», основная образовательная программа начального общего образования «Кадетская школа №14» г.Чебоксары);
5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП начального общего образования. В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
6) Содержание учебного предмета включает:
- наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
- перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
- направления проектной деятельности обучающихся,
- использование резерва учебного времени.
7)Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий):
- разделы программы;
- темы, входящие в данный раздел;
- основное содержание по темам;
- характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный. Указывается разбивка содержания образования по часам.
8)Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- печатные пособия;
- экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);
- технические средства обучения (средства ИКТ);
- цифровые и электронные образовательные ресурсы;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- демонстрационные пособия;
- музыкальные инструменты;
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов должны содержать тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
В связи с этим целесообразно календарно-тематическое планирование (далее – КТП) не включать в состав рабочей программы и делать приложением к ней.
КТП составляет учитель на основе рабочей программы учебного предмета. Классный журнал заполняется в соответствии с КТП.
КТП должно быть оформлено в соответствии с прилагаемым образцом, плановые даты проведения уроков проставляются на весь учебный год.
Приложение №1
Тематическое планирование
по _____________________________ _______ класс
по учебнику _______________________________
______ часов в неделю, всего _____________ часов в год
№ урока |
Тема |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Количество часов |
Дата |
Примечание |
|||
Предметные |
Метапредметные и личностные (УУД) |
||||||||
По плану |
Фактически |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.
На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.
Содержание:
- Что такое рабочая программа
- К рабочим программам относятся
- Рабочая программа – определение
- Как утверждается рабочая программа
- Какова структура программы
- Этапы составления рабочей программы
- Вывод
Что такое рабочая программа
Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.
К рабочим программам относятся
- рабочая программа по предмету;
- рабочая программа дополнительного образования;
- рабочая программа факультативных занятий;
- рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа – определение
Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).
Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.
В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:
- последовательность изучения учебного материала;
- вносить изменения и дополнения в содержание;
- распределять количество часов по темам, разделам;
- включать материал регионального компонента;
- использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.
Как утверждается рабочая программа
Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:
- Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
- Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
- После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.
Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.
Образец титульного листа рабочей программы
Какова структура программы
С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.
- Пояснительная записка.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Список литературы (основной и дополнительный).
На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) – в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.
Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.
Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.
В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.
Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.
Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.
В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.
Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.
В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).
Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Этапы составления рабочей программы
Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.
Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.
Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.
Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.
Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.
Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.
Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.
Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).
Вывод
Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.
В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания.
ВАЖНО |
Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) |
Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.
Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.
Ознакомьтесь с документами
Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.
Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.
Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Оформите структуру рабочей программы
Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.
Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021
Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.
Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.
Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей
Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.
По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Подготовьте раздел «Планируемые результаты»
В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).
Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.
Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.
Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.
Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021
Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.
Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021
Составьте раздел «Тематическое планирование»
В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).
Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»
Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.
Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование
Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Учитывайте рабочую программу воспитания
Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.
Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.
Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
Источник: vip.1obraz.ru
Контакты для связи