Как составить рабочую программу по предмету по фгос ноо

Методические рекомендации по
составлению рабочей программы учебных предметов, курсов

согласно требованиям

Федерального государственного
образовательного стандарта

начального общего образования

Рабочие
программы
– это программы, разработанные на основе
примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной
дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения.

Рабочая
программа учебного курса
– документ, предназначенный
для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки
обучающегося по конкретному предмету учебного плана  образовательного
учреждения».

Авторские
программы
– программы обучения, которые не имеют
аналогов. Они основаны на  авторской концепции построения содержания учебного
курса по данному предмету.  Включение  авторской программы в образовательный
процесс школы предполагает проведение следующих  процедур: рецензирование,
апробация, утверждение.

Рабочая
 программа
разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета
в конкретном классе конкретного образовательного учреждения. Этот документ
индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого учитель определяет
оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы
и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения
результата, определенного ФГОС НОО.

Рабочая
программа учителя начальных классов формируется на основе авторской учебной
программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта
.

Рабочая программа
является нормативно-правовым документом, который необходимо соблюдать в
полном объеме. Требования к рабочей программе по ФГОС 2017 сформированы
согласно результатам и условиям образования, реализуя требования госстандарта
образования второго поколения.

Главная задача данного документа – обеспечение
достижения поставленных целей по освоению основного образовательного материала.
 

Разработка
рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный

учебный
и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня
квалификации.

Недостаточная
готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является
причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее
типичные недочеты в рабочих программах:

ü   
не учитываются цели и задачи
образовательной программы школы;

ü   
недостаточно обосновывается необходимость
их разработки;

ü   
отсутствуют некоторые обязательные
разделы;

ü   
не всегда предусматривается обеспечение
предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;

ü    не
соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной
области.

Структура документа должна сформировать понимание
практического внедрения компонентов стандарта для изучения заданной дисциплины,
регламентировать порядок, суть, объем курса согласно поставленным задачам и
целям.

Рабочая программа выполняет следующие функции:

нормативную, то есть является
документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

целеполагания,
то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту
или иную образовательную область;

определения
содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих
усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их
трудности;

процессуальную,
то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия обучения;

оценочную, то есть выявляет
уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня
обученности учащихся.

Требования к составлению рабочей программы по
ФГОС адресованы образовательным учреждениям, которые формируют и утверждают
документ, составлением которого может заниматься как группа преподавателей, так
и один педагог. 

Приказом Минобрнауки России № 1576 от 31.12. 2015
г. были закреплены новые требования к рабочим программам на 2017-2018 учебный
год. На законодательном уровне закреплено упрощение структуры составления
программы по стандартам второго поколения.

Связано это с тем, что учителя редко существенно
перерабатывают примерную программу, зачастую добавляя к ней только тематическое
планирование. Составленный таким образом документ не является эффективным
инструментом реализации ФГОС, а остается формальностью. 

Структура рабочей программы упрощена (вместо
восьми пунктов, согласно новым требованиям в ней должно быть только три):

ü    планируемые результаты освоения учебного курса
или предмета,

ü    содержание учебного курса или предмета,

ü    тематическое планирование с фиксацией часов на
изучение каждой темы. 

Рабочая программа внеурочной деятельности
аналогично должна состоять из трех пунктов:

ü    результатов освоения программы внеурочной
деятельности,

ü    содержания программы с перечислением видов
деятельности и форм организации,

ü    тематическое планирование. 

Структура рабочей программы по ФГОС 2017-2018
года ФГОС второго поколения обязует образовательные учреждения сделать рабочие
программы по предметам частью школьной документации.

Рабочая программа составляется на базе примерной
программы учебного курса, стандартов нового поколения ФГОС, комплекта
учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской
Федерации.

При написании документа автору следует принимать
во внимание учебный план образовательного учреждения и положение ОУ.

Документ состоит из нескольких
учебно-методических разделов
. Важные составляющие документа согласно новым требованиям к рабочим  программам
по ФГОС: 

Титульный лист, на котором указывается наименование учебного
заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается
программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста,
срок, на который утверждается программа.

Пояснительная записка, в которой перечисляется информация об авторе
документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели
педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке
занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе
должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы
корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного
года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень
развития учащихся в процессе изучения курса). 

Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из:
названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем
разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать
количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо
прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое
или практическое занятие, нестандартный урок. 

1. Титульный лист

Титульный
лист содержит:

1.
Полное наименование образовательного учреждения.

2.
Гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим
объединением школы и директором школы с указанием даты).

3.
Название учебного курса, для изучения которого написана программа.

4.
Указание параллели, на которой изучается программа.

5.
Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)

6.
Название города, в котором подготовлена программа.

7.
Год составления программы.

Разработка
и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к
компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об
образовании в РФ»).

Это
не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу.
Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных
методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные
программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения
рабочей программы руководителем образовательного учреждения.

2. Пояснительная записка

Назначение
пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:


кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его
функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования,
определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;


дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах
показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении
предмета, описать средства их достижения.

В
пояснительной записке указывается, в какую образовательную область входит
данный учебный предмет, и кратко формулируются цели учебного предмета для
каждой ступени обучения.

Пояснительная
записка к авторской программе (например, регионального компонента) должна
содержать обоснование актуальности разработанной программы, описание концепции
и основных идей изучаемого курса. В ней указываются причины, в силу которых
существующие программы не удовлетворяют образовательные запросы и
познавательные потребности обучающихся.

В
модифицированной программе уточняется суть изменений, которые внесены в
содержание типовой программы. В тексте пояснительной записки также содержатся:

1.
Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения,
включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному
предмету (при наличии таковых).

2.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения.

3.
Методические рекомендации по изучению рабочей программы.

4.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного
плана, ресурсное обеспечение курса.

Формулирование
целей, понимаемых как «нормативное представление о результате деятельности», и
задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При
постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования
государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся
и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые
характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы
деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и
задачи

понимались
однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы
необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени
достижения целей и задач.

Не
допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу
работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например,
«познакомить…», «рассказать…», «сообщить…» и тому подобные).

Задачи
предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические,
теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в
качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей
(подцелей).

При
формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности,  компетентности
учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса.

3. Учебно-тематический план.

В
учебно-тематическом плане отражены

ü темы
курса,

ü последовательность
их изучения,

ü используемые
организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение
всего курса, так и на отдельные темы.

Учебно-тематический
план может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 1 или 2 или 3).
Приведенные в таблице организационные формы обучения и контроля носят примерный
характер. Он определяется особенностями класса, в котором преподается предмет,
спецификой самого учебного курса (например,необходимостью проведения
практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла),
особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Кроме
того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и
другие формы проведения занятий.

4. Содержание тем учебного курса

Формирование
содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;

отражения
в содержании обучения задач развития личности;

научности
и практической значимости содержания обучения; доступности обучения.

При
описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая

последовательность
изложения:

1.
Название темы.

2.
Необходимое количество часов для ее изучения.

3.
Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и
лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие

формы
занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Контроль
знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и
выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В
структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с
содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности
предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков;
проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как
планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в
виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей
программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или
самостоятельной

разработке
проверочных материалов.

В
данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для
итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и
фиксироваться в учебно-тематическом плане.

После
завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое
планирование. Можно предложить к использованию следующие варианты  такого планирования
(см. таблицу).


п/п

Тема
урока

Количество
часов

Дата
план

(указывается номер недели)

Дата
факт

(указывается фактическая дата проведения)

Раздел
программы + количество часов

Подраздел программы +
количество часов

1.

5.
Планируемые результаты
освоения учебного курса или предмета.

В
данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета/курса,
согласующиеся с поставленными
ранее
целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные,
общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной
форме, что позволяет затем разрабатывать
необходимые контрольно-
измерительные
материалы для оценки степени достижения запланированных ре
зультатов.

В
рабочей программе по учебному предмету/курсу необходимо разбивать результаты по годам обучения.

Здесь большую помощь может также оказать авторская рабочая
программа,
если автор позаботился и прописал все
результаты по годам обучения так, как за
ложено
в его учебнике по годам обучения.

Во избежание
разночтений на уровне общеобразовательного учреждения (организации) необходимо
разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив
их локальным актом – Положением о рабочей программе.

Рабочие программы
рассматриваются органом самоуправления, которому в соответствии с уставом
общеобразовательного учреждения (организации) делегированы данные полномочия.
По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает
решение: «рекомендовать к использованию». Рабочие программы утверждаются
приказом общеобразовательного учреждения (организации).

Общеобразовательное
учреждение (организация) может вносить изменения и дополнения в содержание
рабочих программ, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. Корректировка
тематического (или поурочно-тематического) планирования осуществляется по
согласованию с методическим объединением.

Проектирование рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего выступления «Проектирование

рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО». Данная тема всем известна и всем знакома, хочется немного напомнить о требованиях ФГОС НОО к рабочим программам по предметам

          Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

           Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. слайд 2

 Функции рабочей программы: слайд 3 

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ (общеобразовательного учреждения) в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся: слайд 4

  • программы по учебным предметам;
  • программы по внеурочной деятельности;

          Разработка рабочих программ по учебным предметам начальной школы основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (личностным, метапредметным, предметным).

1.Разработка рабочей программы

Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

Рабочая программа  разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету или курсу

Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование). Рабочая программа учителя начальных классов разрабатывается на 4 года

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: слайд 5

  • федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;
  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программе формирования универсальных учебных действий;
  • основной образовательной программе начального общего образования;
  • примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ;
  • федеральному перечню  учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;  
  •  Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений;  
  • требованиям к оснащению образовательного процесса.

Рабочая программа разрабатывается  на все образовательные предметы, курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки.
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования.
 

Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия требованиям положения о рабочей программе

Первичная экспертиза проводится в электронном виде.

Экспертиза проводится  с привлечением руководителей методических объединений школы, членов методического совета или внешних экспертов.

При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.  При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется    заместителем    директора    по    учебно-воспитательной    работе        и утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 30 августа.  При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.
слайд 6

В соответствии с  Приказом Минобрнауки РФ №1576  от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.  внесены изменения в структуру рабочей программы.

пункт 19.5 изложить в следующей редакции:

«19.5. Рабочие программы учебных предметов , курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру. Рабочие программы учебных предметов , курсов должны содержать: слайд 7

 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2.Содержание учебного предмета, курса;

3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

Данные изменения сохранены в Приказе Минобрнауки России
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (по состоянию на 04. 04. 2018)
(подготовлен Минобрнауки России)
 Стандартом устанавливаются требования к структуре образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации. 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2018 года. Министр О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

Рассмотрим  изменения в содержании рабочей программы. Слайд (распечатка 1)

Рабочая программа включала следующие разделы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизировались общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально технического обеспечения образовательной деятельности;

9) планируемые результаты освоения программы по учебному предмету, курсу

Рабочая программа включает следующие разделы:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2.Содержание учебного предмета, курса;

3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

Как вы видите структура содержание рабочей программы существенно изменилось. Она стала более компактной, но не менее функциональной.

    Учитель, разрабатывая рабочую программу, может  определять новый порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки обучающихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными (если  изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).

Рассмотрим первый пункт рабочей программы:

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Требования разрабатываются в соответствии с ФГОС, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.  В соответствии с ФГОС должны быть отражены группы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС   конкретизируются для каждого класса; и дифференцированы по уровням. слайд 8

Каждая группа планируемых результатов должна быть представлена двумя уровнями: уровнем актуальных действий и уровнем зоны ближайшего развития.

Первый уровень планируемых результатов относительно универсальных учебных  действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) описывается  в блоке « Первоклассник (второклассник, третьеклассник, но выпускник)  научится».

Второй уровень планируемых результатов описывается в блоке «Первоклассник (второклассник, третьеклассник, но выпускник)    получит возможность научиться». 

Требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС НОО и примерной  программой по предмету.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Например   слайд 9 выписка из программы по математике и информатике, вы видите, что соответствие ФГОС, планируемым результатам-100% слайд10-12

Следующий пункт программы 2.Содержание учебного предмета, курса слайд 13

Содержание учебного предмета, курса – структурный элемент рабочей программы, включающий:

–  перечень и название разделов и тем курса;

– необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

– содержание учебной темы:

-темы практических и лабораторных работы;

-творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

-краеведческий материал;

-возможные виды самостоятельной работы обучающихся;

Обязательно прописываем в программах по факультативам: в конце изучения курса за год ставится зачёт или незачёт по результатам обучения

     Обратите внимание формулировку тем уроков берём только  из примерной ООП НОО и ООП НОО ОУ «Основное содержание учебных предметов» Проверяющие сравнивают.

приложение 3  

русский язык слайд 14

Примерная ООП НОО

Рабочая программа 2 класс

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу

Раздел «Состав слова (морфемика)» (4ч)

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.  Корень слова (первое представление).    Работа со словарём однокоренных слов.  Различение однокоренных слов   и синонимов, родственных слов    и слов с омонимичными корнями. Однокоренные слова.          

Третий раздел программы:

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы слайд 14

Тематический планирование – структурный элемент рабочей программы, содержащий:

– перечень разделов, тем,  последовательность их изучения;

– количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

-в том числе контрольных, практических работ

– Основные виды учебной деятельности обучающихся

приложение показать на примере математики, музыки.

Оформление и хранение рабочей программы  в соответствии с положением о рабочей программе в ОУ

Текст набирается в редакторе Word  for Windows шрифтом Times New Roman, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля: верхнее, нижнее — 1.5 см, правое — 2см, левое — 1,5см; центровка заголовков  выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Ориентация страниц – везде книжная  (тематическое планирование  – можно альбомная).

Начинать все разделы с новой страницы

Один экземпляр рабочей программы в печатном и электронном виде сдается администрации ОУ, второй экземпляр хранится у учителя.

Таким образом, используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус (особенно – вид) и обеспечивают реализацию Государственного образовательного стандарта.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им.Ляпидевского муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

Методическая разработка

на тему:

« Создание рабочих программ,

согласно требованиям ФГОС

начального общего образования»

Составитель: Закалина Ирина Александровна

учитель физической культуры МБОУ СОШ №1 им.Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Содержание

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1 Рабочая программа

2.2 Особенности рабочей программы.

2.3Составление рабочей программы

2.4 Методическая основа для составления рабочей программы по предмету

2.5 Алгоритм составления рабочей программы

2.6 Примерная структура и наполнение рабочей программы

3.Заключение.

4.Литература.

5.Приложения.

1.Введение.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Согласно рекомендациям министерства образования РФ, на уровне начального общего образования обучающихся следует обеспечить возможность формирования познавательных интересов к занятиям физической культурой.

И от того как будет спланирована система физического воспитания в школе зависит формирование разносторонне физически развитой личности. способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

В Стандарте подробно изложены требования к структуре ООП НОО, основой которого должны стать разработанные педагогами рабочие программы по предмету.

Таким образом, рабочие программы включены в структуру основной образовательной программы конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При разработке рабочих программ учебного курса, предмета большинство образовательных организаций и педагогов испытывают, как показывает практика, серьезные трудности, которые обусловлены лаконичностью рекомендаций по их составлению.

Цель методической разработки: Оказать методическую помощь учителям физической культуры в составлении рабочей программы на ступень обучения.

Задача: ознакомить с понятийной базой, с особенностями и структурой рабочей программы.

2.Основная часть.

2.1 Рабочая программа

В методической разработке используются следующие понятия: «примерная основная образовательная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Программа – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме. Программа фиксирует цели, объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы по конкретному предмету, определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся.

Какие есть виды программ:

1. В примерных основных образовательных программах детально раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная часть), параметры качества освоения содержания конкретного предмета учебного плана, указываются необходимые формы и средства обучения, приводятся методические рекомендации общего характера. Данные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. В примерных программах не всегда фиксируется распределение учебного материала по отдельным темам. ( Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании в РФ»)

2.Авторские программы учебных предметов разрабатываются авторами УМК на основе ФГОС, примерных основных образовательных программ и авторской концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Данная программа может быть разработана как одним автором, так и группой авторов с учетом различных подходов к структурированию учебного материала, последовательностью изучения отдельных тем. Внедрению авторской программы в практику работы образовательного учреждения предшествует, как правило, ее апробация и экспертиза, проводимая издательствами.

Существует несколько определений рабочих программ:

Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Рабочая программа – это программа, разработанная на основе примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательной организации.

(Законом РФ «Об образовании в РФ» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса).

Таким образом, рабочая программанормативно-управленческий документ конкретной образовательной организации, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

2.2.Особенности рабочей программы.

Рабочие программы разрабатываются педагогами на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, отраженным в ФГОС ООО, примерной программы по учебному предмету.

Требования, предъявляемые к рабочей программе:

– учет основных положений основной образовательной программы образовательной организации (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательной деятельности, особенностей учебного плана школы т.д.);

– отражение взаимосвязи программ, определяющих содержание начального общего образования образовательной организации и ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (программы развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации обучающихся, коррекционной работы), а также взаимосвязи учебных программ в рамках образовательной области;

– наличие признаков нормативного документа;

– последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса, методов, организационных форм и средств обучения;

– полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания;

– конкретность представления элементов содержания образования.

2.3Составление рабочей программы:

1. Рабочая программа по учебному курсу должна быть составлена на весь период начального общего образования (1-4 классы).

2.Утверждение рабочих программ по предметам осуществляется до начала учебного года (но не позднее 31 августа до начала реализации учебного предмета, курса) приказом руководителя образовательной организации.

3. Ежегодная коррекция рабочей программы осуществляется ее составителем (педагогом) и оформляется в виде приложения к первоначальному варианту программы к началу учебного года.

4. Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ (в структуре ООП ОО) хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр находится у учителя для осуществления учебного процесса (на бумажном носителе).

5. Календарно-тематическое планирование составляется учителем отдельно на каждый класс или параллель по усмотрению администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность и утверждается самостоятельным локальным актом (приложение 2).

6. Администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, ведется систематический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования.

2.4.Методическая основа для составления рабочей программы по предмету

3.1. Рабочая программа по учебному предмету составляется на основе:

а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

б) материалов авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);

в) с учетом авторских программ;

г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

2.5 Алгоритм составления рабочей программы

  • Выбрать примерную программу по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России.

2. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной основной образовательной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Сопоставить цели изучения учебного курса в учебной программе (в соответствии с УМК) с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретной образовательной организации. Убедиться в их соответствии требованиям ФГОС ООО, а также заказу на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий.

5. Сопоставить содержание рабочей программы с примерной программой, с требованиями ФГОС ООО и с учетом рекомендаций УМК. Выделить дидактические единицы, не включенные в программу УМК. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в рабочую программу соответствующие коррективы.

6. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.

7. Определить основную/дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др.

8. Подобрать или разработать средства контроля освоения обучащимися содержания рабочей программы.

9. Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.6 Примерная структура и наполнение рабочей программы

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.

Однако, поскольку рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.

В рабочей программе графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Не изменяется учителем, прописывается в соответствии со Стандартом.

Могут быть внесены изменения в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, возможна разбивка по классам.

2. Содержание учебного предмета, курса.

В разделе в формате списка раскрываются названия тем/разделов курса и их краткое содержание с разбивкой по классам (годам изучения).

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование выполняется с разбивкой по классам (годам изучения).

Тематическое планирование представляется в виде таблицы, например:

Предмет « ____________» ____ класс

Раздел (общее количество часов)

Элементы минимального содержания образования (в соответствии с ФГОС)

Дидактическая единица)

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Количество часов

Кол-во часов на контрольные, лабораторныепрактические работы

Примерная образовательная программа

Программа УМК (тема)

Необходимость включения в тематическое планирование основных видов деятельности обучающихся обуславливается требованием стандарта к структурным элементам программ по учебным предметам, курсам.

3.Заключение

Рабочая программа является обязательной составной частью образовательной программы школы. Методическая разработка позволит учителям ознакомиться с понятийной базой, с особенностями и структурой рабочей программы. Позволит сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы. Дополнить рабочую программу темами, вопросами содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента. Провести организацию и структурирование отобранного содержания. Разработать тематическое планирование и определить результаты усвоения программы. Согласовать рабочую программу с наличием учебников и других компонентов УМК, оформить соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.

Возможно, обратиться за необходимой информацией на личный сайт

Учителя Закалиной И.А. по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

Литература

  1. Авторская программа. Методические рекомендации по разработке программ Ильдар Латыпов, к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва http://spo.1september.ru/view_article.php?ID=200901514

  2. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников.- Вологда:ВИРО,2013.

  3. Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении, Казань, http://www.kazanobr.ru/node/78

  4. Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО – Разработчики рекомендаций: М.Г. Волчек, канд.пед.наук, начальник центра н.-м. сопровождения деятельности ММС НИПКиПРО; A.M. Валов, канд.пед.наук, зав. каф. ИТвО НИПКиПРО; А.Н.Величко, канд.пед.наук, зав. каф. ЕНО НИПКиПРО.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов- по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

2.Тематическое планирование для 1 класса- по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

2.Календарно-тематическое планирование для 1 класса 1-4 четверть- по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

3. Календарно-тематическое планирование для 2 класса 1-4 четверть- по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

4.Презентация «Техника безопасности для начальной школы»-https//infourok.ru/prezentaciya-tehnika-bezopasnosti-dlya-nachalnoj-shkoly2-4350218.html

5.Презентация для начальной школы «Метание мяча»

Возможно обратиться за необходимой информацией на личный сайт

Учителя Закалиной И.А. по ссылке https:prodlenka.org/profile/108273

11

Добавить комментарий