Рабочая программа по внеурочной деятельности.
Методические рекомендации
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, «основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» [9;25]. Исходя из этого, рабочая программа по внеурочной деятельности соответствует структуре, предъявляемой федеральным государственным образовательным стандартом к программам и отдельным учебным предметам [9;31].
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
3. Описание места учебного предмета, курса.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предметного курса, курса.
5. Содержание учебного предмета, курса.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета курса.
Основными документами, на основании которых составляется программа по внеурочной деятельности. Являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Основная образовательная программа образовательного учреждения, которая составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
5. Авторская программа[1].
6. Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта[2].
А также на методические пособия:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя
Примечания:
В связи с тем, что рабочая программа является составной частью основной образовательной программы, она прописывается на ступень обучения. Если рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на 5 лет (5-9 класс), то пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, курса, личностные и метапредметные результаты, содержание учебного предмета, курса указываются на ступень (на конец 9 класса). Тематическое планирование и планируемые результаты изучения учебного предмета, курса прописывается на каждый год.
Структура рабочей программы:
1. Титульный лист (приложение 1)
При оформлении титульного листа учитывается:
1) полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с уставом ОУ);
2) гриф утверждения рабочей программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения)[3];
3) название программа;
4) направление внеурочной деятельности;
5) указание возраста обучающихся, для которых предназначена программа;
6) срок реализации программы;
7) сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд, ученая ступень или звание);
8) год составления рабочей программы.
2. Пояснительная записка
2.1.Перечисляются нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа по внеурочной деятельности.
2.2. Определяются цели и задачи конкретной программы по внеурочной деятельности.
Цель должна быть сформулирована кратко, отражать специфику программы и отражать предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.
Формулировка задач – это, по сути дела, конкретизация цели программы. Они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами
3. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
3.1. Указывается информация о назначении программы, к какому типу программ относится (комплексные образовательные программы, тематические образовательные программы, образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (приложение 2)), какое направление реализует (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное направление), какова его структура.
3.2. Необходимо указать, на основе какой программы составлена рабочая программа (автор, наименование, год издания)[4].
К общей характеристике программы по внеурочной деятельности следует отнести сведения о логических связях данной программы с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана[5]
В соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы развития универсальных учебных действий (18.2.1) последняя должная содержать «описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений» [9;30].
В основной образовательной программе основного общего образования указывается достижение планируемых результатов по формирования ИКТ-компетентности не только на предметном уровне, но и во внеурочной деятельности, например [7;27-28]:
«Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.
3.3. В связи с этим в рабочей программе по внеурочной деятельности может содержаться:
а) описание реализации основных направлений проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по программе;
б) примерные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по программе;
в) состав и характеристики основных компонентов формирования ИКТ-компетенций в соответствии с содержанием программы [6];
г) описание условий формирования ИКТ-компетенций обучающихся» [5]
3.4. Описание особенностей организации учебного процесса по программе; предпочтительные формы организации воспитательного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.),
4. Описание места программы по внеурочной деятельности
4.1. На какой возраст рассчитана программа, какие характерные возрастные особенности учитываются.
4.2. Недельное и годовое количество часов, в т.ч. количество часов для аудиторных и внеаудиторных занятий. При этом количество часов аудиторных не должно превышать 50% от общего количества занятий.
5. Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
Фундаментальное ядро содержания общего образования указывает на то, что «универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов и форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса» [выделено нами][10,53-54].
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. «18.2.1 программа развития универсальных учебных действий» указывается, что «программа должна содержать описаний понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью…»[выделено нами] [9;30]
Поэтому в рабочей программе по внеурочной деятельности прописываются личностные и метапредметные универсальные действия в соответствии с теми, которые указаны в основной образовательной программе основного общего образования и которые необходимо формировать и развивать на ступени обучения.
6. Содержание программы
Это краткое изложение основных изучаемых вопросов по теме в заданной последовательности с делением на аудиторные и внеуадиторные занятия. Также указываются основные способы и формы работы с обучающимися (индивидуальные, групповые), практические и теоретические; конкретных форм занятий (игра, беседа, диспут, экскурсия, конференция и т.д.).
Следует учитывать, что внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочной.
Содержание программы может быть включено в тематическое планирование. Тогда данный раздел содержит информацию на конец 9 класса, а в тематическом планировании содержание программы дается на один год.
7. Тематическое планирование
При переходе на новые стандарты учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальную структурную единицу – характеристику деятельности учащихся [2]. Поэтому тематическое планирование дается с характеристикой видов деятельности.
Предлагаем несколько вариантов оформления тематического планирования
Вариант 1
№ п/п |
Название раздела |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
Формы контроля |
Кол-во часов, в том числе |
|
Аудиторных |
Внеаудиторных |
||||
Вариант 2.
№ |
Наименование разделов / модулей, тем |
Всего, час |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||||
Ауд |
Внеауд |
Ауд |
Внеауд |
Ауд |
Внеауд |
||||
Вариант 3.
№ |
Название разделов и тем |
Характеристика основных видов деятельности |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных занятий |
Вариант 4.
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
|||||
Вариант 5[7].
№ учебной недели в течение года |
Поурочное планирование (номер занятия внеурочной деятельности) |
Формы работы |
Характеристика основных видов деятельности |
Методы оценки достижений |
Поурочное планирование[8]
№ п/п |
Тема занятия |
Дата проведения |
8. Учебно-методическое[9] и материально-технического[10] обеспечения образовательного процесса:
Формой представления данной информации может стать следующая:
Необходимое оборудование и оснащение |
Количество |
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты: 1. 2. |
|
Учебно-методические материалы: 1. 2. |
|
Дидактические и раздаточные материалы по программе: 1. 2. |
|
Аудиозаписи, слайды по содержанию программы: 1. 2. |
|
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства: 1. 2. |
|
Учебно-практическое оборудование: 1. 2. |
|
Оборудование (мебель): 1. 2. |
9. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням[11].
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты прописываются в соответствии с программой по внеурочной деятельности.
10. Список литературы
Может быть представлен в двух видах. В первом представлены те источники, которыми может пользоваться учителем, а во втором – книги, цифровые образовательные ресурсы, альбомы, предназначенные для обучающихся. Формой представления данного пункта может быть любая.
Источники
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
2.Леонтьева, М. Р. Основная образовательная программа образовательного учреждения и рабочие программы [Видеофильм] // http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29360
3. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Вестник образования, 2011, июнь, с. 4-20
4 Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Казанский образовательный портал: Городской методический центр Управления образования г. Казани : http://www.kazanobr.ru/node/78 (дата обращения: 20.03.2011).
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. : просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения)
6. Феденко Л.Н. Разработка основной образовательной программы образовательного учреждения //
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 59 с. – «Стандарты второго поколения)
10. http://mek.kpmo.ru/mek/workshop/dview/17.html
11. http://zhakulina20090612.blogspot.com/2011/05/blog-post_02.html
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ (№1)
ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
___________________________________________________
(полное наименование ОУ)
«Утверждено»
Директор _____________
________________ (ФИО)
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по направлению
________________________________________________________
(название)
________________________________________________________
(класс)
_______________________________________________________
(срок реализации программы)
Составитель: ФИО
20__ – 20__ учебный год
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ (№2)
ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
___________________________________________________
(полное наименование ОУ)
«Согласовано»
ШМО __________
дисциплин
Протокол №____ от
«_» _________ 20__г.
_____ /___________ /
ФИО
«Принято»
научно-методическим
советом ____________
Протокол №____ от
«___» _________ 20__г.
«Утверждено»
Директор ____________
_____________ (ФИО)
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по направлению
________________________________________________________
(название)
________________________________________________________
(класс)
_______________________________________________________
(срок реализации программы)
Составитель: ФИО
20__ – 20__ учебный год
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ (№3)
ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ[12]
(название учреждения, пишется полностью – по центру)
Печать УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ _______________Ф.И.О. № ______ от «___» ___________ 200 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
__________________________________________________________________
(наименование вида внеурочной деятельности, указать какого года обучения)
возраст обучающихся
Педагог (учитель)
Фамилия Имя Отчество
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
Город – год
Обратная сторона титульного листа
Образовательная программа: (название, вид, уровень и направленность программы внеурочной деятельности, на основании которой была разработана Рабочая программа)
Автор программы: _____________________________
Фамилия Имя Отчество (педагог, разработавший данную
программу внеурочной деятельности)
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 200 г., протокол № _
Председатель _______________ _____________________________
подпись Ф.И.О.
Приложение 2
Типы образовательных программ внеурочной деятельности[13]
Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности т. п.);
Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для первого класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2—3 классов – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса – образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;
Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
Возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
Индивидуальные образовательные программы для учащихся.
[1] Если учитель берет ее за основу
[2] Например, Положение о разработке программ учебных предметов, курсов.
[3] Если в ОУ имеются школьные методические объединения, кафедры, научно-методические советы, и в их функции входит согласование и принятие программ, то на титульном листе следует отметить «Согласовано» и «Принято»
[4] Если в основе рабочей программы лежит авторская программа
[5] Если программа направлена на расширение предметного содержания
[6]Эта информация указана в основной образовательной программе основного общего образования
[7] school77izh.ucoz.ru
[8] Данный пункт – компетенция образовательного учреждения. В рабочую программу он может быть включен, а может и отсутсвовать.
[9]Эта информация указана в основной образовательной программе основного общего образования
[10]Эта информация указана в основной образовательной программе основного общего образования
[13] См. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников – М., 2010
Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности (далее – программа) должна соответствовать локальному акту своей образовательной организации.
В соответствии с ФГОС НОО п. 19.5 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576) и ФГОС ООО п. 18.2.2 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577) программа должна включать в себя обязательные структурные элементы:
- результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
- тематическое планирование
На основании вышеизложенного программа внеурочной деятельности может содержать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
4. Содержание программы.
5. Тематическое планирование.
6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы (не является обязательным).
7. Список литературы.
1. Титульный лист должен содержать информацию:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена программа;
- название программы;
- направление (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
- класс;
- составитель, его должность;
название населенного пункта, год.
Наименование образовательного учреждения (по уставу)
Утверждаю
__________ / /
Название программы
Направление
класс
Составитель:
Фамилия, имя, отчество
должность
Населенный пункт
Год разработки программы
2. Пояснительная записка должна раскрывать:
– общая характеристика программы курса внеурочной деятельности;
Например: Программа «Умелые руки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития Лыковой И.А «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2015г., модифицирована с учетом собственных возможностей и опыта.
– описание места программы в структуре основной образовательной программы;
Например: «Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности плана внеурочной деятельности ОО».
– описание ценностных ориентиров содержания программы курса по внеурочной деятельности
– цель и задачи реализации программы
Цель должна отражать направление развития личности. Например: Формирование общекультурных навыков обучающихся средствами кукольного театрального искусства.
Задачи:
- обучающие задачи: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;
- развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
- воспитательные задачи: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.
Формулировка задач не должна быть абстрактной, они должны быть соотнесены с планируемыми результатами.
– возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
– сроки реализации программы.
3. Планируемые результаты включают в себя:
– описание предметных результатов (что к окончанию обучения должны знать и уметь учащиеся), а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов освоения программы
– диагностика результатов освоения программы (указать перечень диагностических материалов, методы диагностики, формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования и т.д.))
4. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане.
Для этого необходимо:
- указать название раздела, темы;
- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
- указать формы организации и виды деятельности
Раздел 2. Культура общения (5 час)
Тема 1. Приветствие (1 час)
Приветствие, как обычай. Значение слова «здравствуйте». Формы приветствия. Слова приветствия. Правила приветствий для мужчин и женщин.
Форма организации: беседа, игра
Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций
5. Тематическое планирование – содержит название разделов и тем программы, количество часов. Оформляется в табличной форме.
№ п/п |
Дата |
Название разделов, тем программы |
Количество часов |
ИТОГО: |
6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы включает в себя описание методического и материально-технического обеспечения программы внеурочной деятельности. Данный раздел программы не является обязательным.
7. Библиография (список литературы) оформляется в соответствии с требованиями библиографического стандарта:
- список литературы для педагога;
- список литературы для обучающихся.
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Школа
№10 города Белогорск»
Утверждено:
И. о. Директора МАОУ «Школа №10 города
Белогорск»
_____________________/
Приказ от «30» августа 2022г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ |
«ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС» |
наименование уровень |
(уровень 2022 |
(срок реализации программы)
Рабочую |
Ульченко |
Рассмотрено: Руководитель ___________________/ Протокол |
|
г.
Белогорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Геометрия
вокруг нас» разработана в соответствии с
1. Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
3.
Положение о порядке разработки рабочей программы по
учебным предметам (курсам) в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.
4.
Основная образовательная программа начального
общего образования в соответствии с ФГОС НОО
5.
Волкова
С.И «Геометрия вокруг нас», М.: Просвещение, 2019 года и соответствует
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
6.
Концепция преподавания учебного предмета
«Математика»
7.
Учебный план МАОУ «Школа №10 города Белогорск» на
2022/23 учебный год.
8.
Положение о рабочей программе МАОУ «Школа №10
города Белогорск» на 2022/23 учебный год.
Программа
рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Планируемый
результат освоения курса
Личностные,
метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
Развитие любознательности, сообразительности
при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Развитие
внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Воспитание
чувства справедливости, ответственности;
Развитие
самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
результаты
Ориентироваться
в
понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться
на
точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по
заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру
заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать
расположение
деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять
фигуры
из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности
в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром
конструкции.
Сопоставлять
полученный
(промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять
(доказывать) выбор
деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные
возможные варианты верного решения.
Моделировать
объёмные
фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять
развернутые
действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные
результаты
Пространственные
представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,
указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические
узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько
осей симметрии.
Расположение
деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение
деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких
возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу.
Разрезание
и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск
заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение
задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с
использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные
фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус,
усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Должны знать термины: точка, прямая,
отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч,
четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение
инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
1. Иметь представление и узнавать в фигурах
и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол,
ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
2. Учащиеся должны уметь: измерить длину
отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные
фигуры по заданию учителя.
Универсальные
учебные действия
Сравнивать разные приемы
действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе
совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его
в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы
учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать
в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую
работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное
действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в
коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования
своего суждения.
Сопоставлять полученный
(промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать
свою
деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание изучаемого курса
«Путешествие в страну Геометрию» 24 ч. Формирование
основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка,
луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой
линии.
Углы. Луч, угол,
вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение
углов.
«В городе треугольников» 4 ч. Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение
треугольников, составление из треугольников других фигур.
«В городе четырёхугольников» 5 ч. Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат.
Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника
и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема направления деятельности |
Кол-во |
1. |
«Путешествие в страну Геометрию» |
24 |
2. |
«В городе треугольников» |
4 |
3. |
«В городе четырёхугольников» |
5 |
Итого |
33 |
Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема является актуальной и в ее успешном решении заинтересованы не только педагоги и администрация образовательных организаций, но и сами учащиеся и их родители. В статье даны методические рекомендации по разработке этих программ.
Ключевые слова:внеурочная деятельность, рабочая программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы, технология разработки программы.
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) ввели «новое» понятие — внеурочная деятельность, которая, по замыслу разработчиков стандарта, позиционировалась как образовательная инновация, но оказалась проблемой, которую никто не ждал.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [5], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.
Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:
части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;
деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;
необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются:
в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7];
в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [2], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [3] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [4].
с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [6] и иных нормативных правовых документов.
Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273-ФЗ) [7] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее — рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [7, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:
нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);
информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);
организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий [2, п.19.5] или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы [3, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2].
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:
регламентирующим организацию и фиксирующим содержание обучения по конкретной дисциплине (то есть определяющим содержание изучаемого курса, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, формы и методы контроля знаний учащихся, а главное — взаимосвязь данного курса и других дисциплин учебного плана);
содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.
Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:
учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;
системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;
последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
учет логических связей с основными предметами учебного плана;
фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;
наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;
оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
Требования к структуре рабочей программы содержат ФГОС всех уровней, но структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определяется только в Федеральном государственном образовательном стандарте [4, п. 18.2.2] и должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности;
5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Рассмотрим содержание всех структурных элементов рабочей программы курса внеурочной деятельности.
Необходимый атрибут любой образовательной программы — титульный лист (лат. Titulus — «надпись, заглавие»), который предваряет текст этого документа и служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующих в рассмотрении (принятии) и утверждении программы с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
Раздел «Пояснительная записка» содержит:
указание на направление развития личности, в рамках которого разработана программа;
ссылку на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа;
цель программы, которая должна быть конкретизирована с учетом специфики курса внеурочной деятельности (цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе);
задачи программы — это конкретные результаты реализации программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать);
формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т. д.) и виды занятий по программе, которые определяются содержанием и методикой реализации программы.
Раздел «Общая характеристика курса внеурочной деятельности» содержит:
актуальность программы — роль и значимость курса внеурочной деятельности с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС); соответствие программы современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие запросам родителей и детей (обоснование актуальности должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);
описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации;
адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);
объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
срок освоения программы — определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.
Раздел «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» содержит:
перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);
формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).
оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [7, ст.2, п.9; ст. 47, п.5];
Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит:
реферативное описание разделов и тем программы, перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);
перечень теоретических и практических занятий, направлений проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в соответствии с последовательностью, заданной тематическим планированием.
характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся» оформляется в виде таблицы (таблица 1), составляется на каждый год обучения и содержит:
наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел,
общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля.
Таблица 1
Примерная структура тематического планирования рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Дата |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Основные виды деятельности учащихся (УУД) |
Особенности реализации (сетевая форма реализации, использование ДОТ) |
Формы аттестации (контроля) |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
Раздел 1. |
|||||||
Тема 1. |
… |
||||||
Тема 2… |
… |
||||||
Раздел 2. |
|||||||
Тема 1. |
… |
||||||
Тема 2… |
… |
||||||
Раздел «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности» содержит:
указание учебных пособий, методических и дидактических материалов, используемых при реализации программы;
перечень учебного оборудования, технических средств обучения, цифровых и электронных образовательных ресурсов, демонстрационных пособий и пр.;
описание материально-технической базы, необходимой для реализации программы (информационно-образовательная среда, кабинеты, мастерские и др.).
В заключение программы обязательно приводится «Список литературы» — включает перечень основной и дополнительной литературы; может быть составлен для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.
Разработка и утверждение рабочей программы курса внеурочной деятельности является исключительным правом образовательной организации [7, ст.12], включая определение порядка/регламента этих процессов. При этом организация самостоятельно определяет, как оформить этот порядок/регламент — отдельным локальным нормативным актом или в составе положения о разработке и утверждении основной образовательной программы [7, ст. 28].
Процедура разработки и утверждения рабочей программы курса внеурочной деятельности включает:
разработку проекта программы;
проведение экспертизы проекта программы на предмет соответствия требованиям ФГОС и основной образовательной программе образовательной организации;
рассмотрение и принятие проекта программы органом коллегиального управления образовательной организации, в компетенцию которого входит решение вопроса, связанного с определением содержания образования и организацией образовательной деятельности;
утверждение рабочей программы в комплекте с другими документами, составляющими основную образовательную программу, руководителем организации.
Кадровое обеспечение разработки рабочей программы внеурочной деятельности осуществляется в порядке, установленном образовательной организацией: педагогические работники привлекаются к разработке этих программ на основании их академических прав и должностных обязанностей, закрепленных ФЗ «Об образовании в РФ» [7, ст.47, п.3,5], Профессиональным стандартом педагога [1] и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими трудовые отношения. Особо подчеркнем, что в Профессиональном стандарте содержится трудовая функция по проектированию и реализации образовательного процесса, которая включает: разработку и реализацию программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей) в рамках основной общеобразовательной программы; проектирование и реализацию воспитательных программ; разработку (совместно с другими специалистами) и реализацию совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
Лицензирование внеурочной деятельности осуществляется в рамках лицензирования образовательной деятельности образовательного учреждения по программам общего образования. Программы внеурочной деятельности дополнительно не лицензируются.
ФГОС в рамках основной общеобразовательной программы допускает использование во внеурочной деятельности дополнительных общеразвивающих программ, которые относятся к образовательным программам другого вида [2, п.17; 3, п.16; 4, п. 21]. Но при этом важно понимать, что у дополнительного образования детей есть собственные цели, задачи и функции, которые находятся за рамками стандарта.
В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС, которые закрепили обязательность ее организации, приобретает новую актуальность и позволяет учащемуся определить область интересов, осуществить «пробы» в различных видах деятельности, сделать выбор (самоопределиться) и развить свои способности. А правильное и продуманное использование этого ресурса позволит школе достичь нового качества образования.
Литература:
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (Дата обращения 06.07.2015)
2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (Дата обращения 03.08.2015)
3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015)
4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015)
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ (Дата обращения 03.03.2015)
6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/962912/ (Дата обращения 03.08.2015)
7. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (Дата обращения 03.03.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, программа, рабочая программа, образовательная организация, образовательный процесс, РФ, тематическое планирование.
В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания.
ВАЖНО |
Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) |
Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.
Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.
Ознакомьтесь с документами
Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.
Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.
Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Оформите структуру рабочей программы
Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.
Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021
Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.
Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.
Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей
Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.
По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Подготовьте раздел «Планируемые результаты»
В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).
Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.
Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.
Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.
Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021
Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.
Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021
Составьте раздел «Тематическое планирование»
В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).
Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»
Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.
Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование
Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Учитывайте рабочую программу воспитания
Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.
Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.
Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
Источник: vip.1obraz.ru
Контакты для связи