Как составить рабочую программу с учетом программы воспитания

В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. 

oQPpKW3erWo.jpg

ВАЖНО

 Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.


В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Матяшова Галина Андреевна

В материале приводится материал в помощь учителю при составлении рабочей программы по предмету по обновленным ФГОС 2021. Основа для составления материала взята сайте электронного журнала Завуч.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обновленным ФГОС, 5 класс

Модульная рабочая программа по предмету «Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных резуль…

  • Мне нравится 

 

С 1 сентября 2022 года начнется прием учащихся в первый и пятый классы по Стандарту третьего поколения. Школам предстоит серьезная работа по разработке новых образовательных программ для начального и основного общего образования. Существенные изменения коснулись и программы воспитания.

В соответствии с государственным заданием Минпросвета Российской Федерации на 2021-2022 гг. в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования проведено обновление примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной в 2020 г.

Значительные изменения внесены в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей в ОО с учётом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное, а также в связи с существенным обновлением нормативно-правовой базы воспитания в Российской Федерации:

  • принятие значимых для воспитания изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 г.;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020-2021 гг.;
  • Новые ФГОС начального общего и основного общего образования в 2021 г.

В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Разработка и совершенствование ФГОС третьего поколения продолжается, результатом и главным отличием от ФГОС второго поколения станет конкретизация и четкость требований.

Как изменилась структура программы

ФГОС третьего поколения содержит новые требования как к структуре программы воспитания, так и к ее содержанию. Изменения коснулись непосредственно самой структуры программы, поэтому просто поправить названия разделов не получится.

Сравнениеразделов рабочей программы воспитания по старому и новому ФГОС

Изначальный вариант

Изменения

Раздел 1: «Описание особенностей воспитательного процесса»

Раздел 1: «Анализ воспитательного процесса в организации»

Раздел 2: «Цели и задачи воспитания обучающихся»

Раздел 2: «Цели и задачи воспитания обучающихся»

Раздел 3: «Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность»

Раздел 3: «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей»

Раздел 4: «Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность»

Раздел 4: «Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учащихся»

Как изменилось содержание программы

В ФГОС третьего поколения произошли изменения в требованиях к содержанию рабочей программы воспитания. Так, новый стандарт определяет рабочую программу воспитания как методический документ, который содержит комплекс основных характеристик воспитательной работы в школе.

Согласно изменениям программа воспитания должна создать целостную образовательную среду, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, в программе остается актуальным реализация личностно развивающего потенциала школьных уроков.

Изменения

1. «Личностные результаты».

По ФГОС третьего поколения личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. При этом они разделены по основным направлениям:

  • Гражданское;
  • Патриотическое;
  • Духовно-нравственное;
  • Эстетическое;
  • Физическое;
  • Трудовое;
  • Экологическое воспитание;
  • Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • Ценности научного познания.

Все воспитательные мероприятия программы должны соответствовать данным направлениям и должны быть нацелены на достижение личностных результатов.

2.Учет специфики региона и единство воспитательной деятельности.

По новым требованиям программа воспитания должна обеспечивать целостность и единство воспитательных воздействий на учащихся, реализацию возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию учащихся, практическую подготовку.

Помимо этого, при разработке программы обязательно учитываются социальные потребности семей, а также историко-культурная и этническая специфика региона.

3. Нормативные документы для разработки программы воспитания

Основой для разработки новой рабочей программы воспитания должен быть ФГОС для НОО и ООО (от 31.05.2021 № 286 и 287).

В соответствии с новым ФГОС наличие модульной структуры программы теперь является необязательным. Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для начального образования может, но не обязана включать модули, и описали (п. 31.3 ФГОС НОО).

Для общего образования модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания: она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)

Вариативные модули

Было

Стало

Детские общественные объединения

Детские общественные объединения

Ключевые общешкольные дела

Добровольческая деятельность

Школьные медиа

Школьные медиа

Экскурсии, экспедиции, походы

Школьный музей

Организация предметно-эстетической среды

Школьный театр

Школьный спортивный клуб

Инвариантные модули

Было

Стало

Работа с родителями

Работа с родителями

Классное руководство

Классное руководство

Курсы внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность

Школьный урок

Школьный урок

Профориентация

Профориентация

Самоуправление

Самоуправление

Предметно-пространственная среда

Внешкольные мероприятия

Социальное партнерство

Профилактическая безопасность

4. Содержание календарного плана воспитательной работы

В соответствии со Стандартом нового поколения в план воспитательной работы школы необходимо включать не только мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых школа просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п.33 ФГОС ООО).

5. Нестыковки новых ФГОС НОО и ООО

Законодательные нестыковки в ФГОС третьего поколения касаются программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Но это не означает, что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Также в Стандартах не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план – это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.

5. Что поправить в разделах программы

Изменения касаются четырех разделов программы воспитания. Правки затрагивают личностные результаты учащихся, цели и задачи воспитания, формы и содержание воспитательной деятельности и систему поощрений.

Раздел 1. «Анализ воспитательного процесса в организации».

В этот раздел включаются результаты ежегодного анализа воспитательной работы школы. Направления анализа определяются в соответствии с календарным планом школы . В конце раздела делаются выводы, а также описываются проблемы, над решением которых школе предстоит работать.

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания обучающихся».

Формулируются цели и задачи воспитания в соответствии с новыми личностными результатами, которые прописаны в ФГОС третьего поколения.

Раздел 3. «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей».

В данном разделе можно оставить модули или вернуться к традиционному описанию содержания по направлениям воспитания, утвержденным в ФГОС нового поколения.

Однако если выбирается модульная структура, то содержание предыдущей версии программы воспитания оставить не получится, поскольку в Стандарте нового поколения заложены качественно новые результаты воспитания. Кроме того, предыдущий ФГОС не предусматривал обязательный учет специфики школы, а также интересов субъектов воспитания и тематики учебных модулей.

Работа по описанию раздела может начинаться с анкетирования, чтобы выявить интересы учащихся и родителей, а также социальные потребности семей. При определении видов, форм и содержания воспитания необходимо учитывать результаты анкетирования, а также специфику школы, историко-культурную и этническую специфику региона. При описании формы и содержания воспитания в урочной деятельности нужно ориентироваться на тематику учебного предмета.

Раздел 4. «Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учащихся».

При разработке и описании системы поощрения учащихся должны учитываться различные особенности, а порядок поощрения должен быть объективным, понятным.

Процедура награждения должна соответствовать школьному укладу и символике, само награждение должно быть открытым и публичным. Частота награждений и количество поощряемых должны быть оптимальны, необходимо соблюдение сочетания индивидуального и коллективного поощрения.

К системе поощрений, дифференцированных по уровню и типу наград, должны привлекаться учащиеся, представители ученического самоуправления, родители, статусные представители сторонних организаций.

Формы поощрения должны быть конкретизированы: это могут быть как традиционные (портфолио, рейтинги, награждение благодарственными письмами, подарки и ценные призы, благотворительная поддержка), так и нетрадиционные формы (мастер-классы активных учащихся, назначение учащихся на ведущие исполнительские роли, публикация в СМИ о достижениях учащихся и пр.)

Также при разработке рабочей программы воспитания не необходимо учесть, что в соответствии со Стандартом воспитательная деятельность реализуется совместно с семьей и иными институтами воспитания. Для этого в программе нужно указать механизмы взаимодействия с семьями учащихся и сторонними организациями.

6. Разработка календарного плана воспитательной работы

ФГОС нового поколения предъявляет требования и к календарному плану воспитательной работы:

  • во-первых, по новому ФГОС календарный план воспитательной работы становится частью ООП и входит в состав организационного раздела программы;
  • во-вторых, календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся школой, а также в которых школа принимает участие.

Поэтому, прежде чем включить какое-либо мероприятие в план, следует тщательно оценить возможности школы по его реализации. Это связано с тем, что теперь все мероприятия плана становятся обязательными для исполнения, а любые изменения в плане нужно будет утверждать на педагогическом совете как изменения, вносимые в ООП.

7. Основные направления воспитательной работы.

Во избежание перегрузки календарно-тематического плана школы, в него нужно включать только обязательные мероприятия, которые школа проводит в соответствии со Стандартом нового поколения.

В ФГОС НОО обозначены лишь основные направления воспитательной деятельности, поэтому ориентироваться можно на ФГОС ООО, в котором указаны требования к содержанию воспитательных мероприятий.

Для этого необходимо предусмотреть мероприятия на совместную деятельность учащихся и родителей, а также на развитие педагогической компетентности родителей в целях осуществления социализации учащихся в семье. Эти мероприятия являются обязательными, так как это требование ФГОС третьего поколения.

7. Обязательные образовательные события.

Министерство просвещения Российской Федерации рекомендует включать в программу воспитания образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздниками РФ, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям согласно примерному календарному плану воспитательной работы на учебный год.

8. Перечень олимпиад.

В календарный план воспитательной работы можно включить мероприятия из перечня олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие способностей в научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах, а также муниципальные и региональные мероприятия, в которых учащиеся ежегодно принимают участие.

В заключение нужно отметить, что у программы воспитания в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения есть важная цель:

  • она должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала;
  • создать собственные действенные программы воспитания, которые позволили бы учесть специфику каждой образовательной организации.
  • решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает;
  • развить креативную компетентность личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.

Усиление воспитательной работы – одно из направлений государственной политики в сфере образования и требование Закона об образовании.

Добавить комментарий