Как составить рабочую программу учителя логопеда

Слайд 1

Как писать рабочую программу учителя-логопеда Составила: Крылепова Т.В.

Слайд 2

1. Титульный лист Наименование образовательного учреждения; Где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ; Полное название программы (например, «Рабочая программа совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с ТНР, ГКН») ; Составлена на основе Примерной адаптированной основной образовательной Программы для дошкольников с ТНР под редакцией профессора Л. В. Лопатиной; Срок реализации программы (учебный год) ; Ф. И. О. и должность автора (авторов) ; Название города; Год разработки программы.

Слайд 3

2. Содержание. Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы

Слайд 4

3. Целевой раздел: 1) Пояснительная записка Рабочая программа по …. группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей ГКН обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по (направлениям) коррекции тяжелых нарушений речи.

Слайд 5

Используются парциальные программы : название программы, автор Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Слайд 6

Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами : Конституция РФ, ст. 43, 72. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) . Закон РФ «Об образовании» Типовое положение о ДОУ. СанПиН 2.4.1.3049-13 Устав ДОУ. ФГОС ДО.

Слайд 7

Цель и задачи рабочей программы учителя-логопеда из примерной программы Лопатиной Л.В. или Нищевой Н.В.: проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Слайд 8

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Слайд 9

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы Например: Анализ состояния здоровья детей группы компенсирующей направленности за последние три года показал: С I группой здоровья – 8,3 % детей, со II группой – 75, 1% детей, с III группой – 8, 3 % детей, c I V группой – 5 детей; Речь детей осложнена различными нарушениями нервно-психической деятельности: ММД, ГГС, резидуальная энцефалопатия, СДВГ, церебрастенический синдром, нарушение осанки,дизартрия .

Слайд 10

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

Слайд 11

4. Содержательный раздел: У чебный план реализации Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы .

Слайд 12

Информация о количестве часов, на которые рассчитана программа Учебная программа является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение НОД.

Слайд 13

Инвариантная и вариативная части реализуются во взаимодействии друг с другом 1. Инвариантная (обязательная) часть составляет не менее 80 % от общего времени пребывания детей в группе, в ней определены образовательные области и продолжительность совместной деятельности взрослого и детей. Инвариантная (обязательная) часть обеспечивает результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2. Компонент МБДОУ ( составляет не более 20 %

Слайд 14

Инвариантная часть содержит: Календарно-тематическое планирование; Расписание НОД; Режим дня; Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды; Перечень учебно-методической литературы;

Слайд 15

В план образовательной деятельности включены следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Слайд 16

Ч асть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально – культурные и другие)

«Основные
подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с
требованиями ФГОС дошкольного образования»

Составила:

 учитель-логопед

МБДОУ
«ЦРР д/с «Мечта»

Бохан
О.А.

         
На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых
учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной
рабочей программой. Законом устанавливается значение рабочей программы в
системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как
составная часть комплекса основных характеристик образования (ст. 2 –ФЗ-№ 273).
Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом образовательной
организации данного документа.

    
   В группе компенсирующей направленности разработчиками рабочей программы
являются педагоги образовательной организации: воспитатель, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель – логопед,
учитель-дефектолог  и другие категории педагогов образовательной организации (в
соответствии со штатным расписанием образовательной организации). Воспитатели,
работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно. С целью
реализации единого подхода к разработке и оформлению рабочей программы в
образовательной организации   разрабатывается  Положение о рабочей программе.   Рабочие
программы педагогов, разработанные и оформленные в соответствии с утвержденным
Положением о рабочей программе, рассматриваются ежегодно коллегиальным органом
образовательной организации.  

       Рабочая
программа – это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он
определяет оптимальные и наиболее эффективные для данной  группы 
воспитанников  содержание, формы, методы, и приемы организации образовательного
процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами
обучения. Рекомендуемая структура рабочей программы учителя
– логопеда педагога определена в контексте Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования и в соответствии с разработанной и
утвержденной в образовательной организации   адаптированной основной  образовательной
программой дошкольного образования.

Рекомендуемая
структура рабочей программы:

Титульный
лист
  (указываются полное наименование образовательной организации,
название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей,
грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города, год составления
программы). Далее следует лист с оглавлением (содержанием) программы с
указанием страниц.

– Целевой раздел (пояснительная записка; психолого-педагогическая
характеристика  воспитанников (конкретно вашей группы); планируемые результаты 
реализации программы;
 оценивание
качества образовательной деятельности по Программе (мониторинг)).

1. Пояснительная записка включает: 

— Документы,
на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о
программах, на основании которых разработана данная рабочая программа (адаптированная
основная  образовательная программа дошкольного образования, методические
пособия и др.);

–  Сроки
реализации рабочей программы;

–  Цели
и задачи коррекционной работы с учётом специфики реализуемой адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования, особенностей образовательной
организации, психолого-педагогических условий, принципы и условия  реализации
программы.

2. Психолого-педагогическая
характеристика  воспитанников.  Характеристика речевого развития  детей
с ОВЗ  (возрастные и индивидуальные особенности  речевого  развития детей вашей
группы).  

 3. Планируемые
результаты  реализации программы.  Целевые ориентиры освоения
воспитанниками   программы определяются в соответствии с реализуемой в
образовательной организации адаптированной  основной  образовательной
программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями имеющихся
нарушений в развитии, индивидуальными особенностями и возможностями каждого
воспитанника.

4.  Оценивание
качества образовательной деятельности по Программе (педагогические наблюдения,
педагогическая  диагностика, связанная  с оценкой эффективности педагогических
действий с целью их дальнейшей оптимизации.)

       Содержательный раздел представляет общее содержание программы, обеспечивающее  речевое
 развитие    детей и раскрывает особенности организации коррекционно –
образовательного процесса.

– Содержательный
раздел (содержание образовательной работы, тематическое (календарно-тематическое)
планирование, модель организации образовательного процесса, формы работы   и
др.). Например, такие как:

1) Содержание
коррекционно – развивающей деятельности;

2) Планирование
коррекционно – развивающей работы согласно тематическому,  календарно-тематическому
планированию;

3) Описание
вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;

4) Особенности
взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников.  

         Организационный раздел рабочей программы. (Структура
реализации образовательного процесса; организация  развивающей  предметно – пространственной
среды, методическое обеспечение программы).

   1.В
организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного
процесса: формы образовательной деятельности (подгрупповые, индивидуальные
занятия), образовательную нагрузку (количество занятий, длительность и время
проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН
2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 15.05.2013г.

2. Организация 
развивающей  предметно – пространственной среды.

 Описывается
  необходимое для логопедической работы с детьми оборудование и материалы:
настенное зеркало, индивидуальные зеркала  пособия для логопедической работы с
детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития
дыхания и пр.   

3. Методическое
обеспечение программы. Список методического обеспечения данной программы по
направлению работы учителя – логопеда.

         Рабочая
программа учителя – логопеда позволяет составить целостную систему работы и
добиться полной согласованности тематического  и календарно – тематического  планирования
работы педагогов группы компенсирующей направленности. В зависимости от того,
насколько грамотно учитель – логопед сможет проанализировать, спрогнозировать,
спроектировать, организовать коррекционно – развивающий процесс, зависит
результат коррекционной работы в целом.

4 990 руб.

2 490 руб.

✅ Для работы с детьми 1-4 класса.

✅ Предполагает реализацию на
логопедическом пункте или во внеурочной деятельности.

✅ Предназначен для детей с ФН,
ФФН, ОНР, дисграфией.

Рабочие программы учителя-логопеда:

  • «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
  • «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи, обусловленных общим недоразвитием речи» 2 и 3 классы 
  • «Коррекция дисграфии, обсуловленной общим недоразвитием речи»
  • «Коррекция аграмматической дисграфии»
  • «Коррекция дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания»
  • «Коррекция оптической дисграфии»
  • «Коррекция дисграфии дисграфия, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза»

Пакет документов для организации работы.

4 990 руб.

2 490 руб.

✅ Для работы с детьми 1-4 класса.

✅ Предполагает реализацию на речевом классе.
✅ Предназначен для детей с ТНР (ФН, ФФН, ОНР), дисграфией.
✅ Рабочие программы учителя-логопеда:

  • «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся в период обучения грамоте»
  • «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи, обусловленных общим недоразвитием речи» 2 и 3 классы
  • «Коррекция дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи»
  • «Коррекция аграмматической дисграфии»
  • «Коррекция дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания»
  • «Коррекция оптической дисграфии»
  • «Коррекция дисграфии дисграфия, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза»

✅ Пакет документов для организации работы.

Лекция «Основы разработки рабочих программ логопедической работы в соответствии с ФГОС третьего поколения»

Автор: ООО «Современный урок»

Организация: ООО «Современный урок»

Населенный пункт: г. Москва

Содержание: требования Федерального государственного образовательного стандарта. Основные направления деятельности  учителя-логопеда согласно требованиям ФГОС ДО.  Формы работы учителя-логопеда в ДО. Основы разработки коррекционно-развивающей программы.

Лекция

Требования Федерального государственного образовательного стандарта

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.

Детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать этот время более счастливым и ярким. Педагоги, работающие с детьми, выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.

Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО даст возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог –ведущая фигура реформирования образования. Хочется сказать словами К.Д. Ушинского. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым МППк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.

Основные направления деятельности учителя-логопеда согласно требованиям ФГОС ДО

Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Поменялась целевая установка мониторинга

Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка);
  2. повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Во ФГОСе написано, что – «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учителю-логопеду необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Главная цель работы учителя – логопеда – развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

  • создания развивающей образовательной среды;
  • учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
  • непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;
  • формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
  • осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;
  • единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
  • разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

В своей профессиональной деятельности учителю – логопеду необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Таким образом, работа учителя-логопеда видоизменилась, как по форме, так и по содержанию.

Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

Формы работы учителя-логопеда в ДО

В логопедические занятия рекомендуется включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.

Для формирования правильного звукопроизношения используются упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Физкультминутки помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

Некоторые формы работы детям наиболее интересны. Помимо обучающих технологий, используются здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Детям очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).

В работе рекомендуется применение метод су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. Рекомендуется в работе отводить много времени логопедической и фонетической ритмике. Применять ее, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В последнее время в логопедической работе особое место занимает работа с интерактивной доской. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.

Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком разрабатывается с учетом компьютерной и логопедических технологий. Опыт использования логопедических компьютерных программ показывает, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Разработка коррекционно-развивающей программы

 Структуру программы можно представить по следующим разделам.

В концептуальном разделе представлена пояснительная записка, в которой раскрыты основные цели и задачи коррекционной работы на данной группе.

В диагностико-консультативном разделе отражено содержание работы по психолого-медико-педагогическому сопровождению ребёнка группы всеми специалистами ДОУ.

Коррекционно-развивающий раздел включает в себя проведение коррекционного процесса.

В лечебно- профилактическом разделе прописывается проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Социально-педагогический раздел отвечает за повышение уровня образования учителя-логопеда, а так же координирование социально-педагогической помощи родителям, чьи дети посещают группу.

Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по – новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями. Таким образом, можно сказать, что работа учителя-логопеда существенно изменяется.

По определению М.И. Еникеева, потребность — это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. В связи с этим особые образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющею преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к. усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей
Особые образовательные потребности имеют социогенный характер.

2. Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н.М Назарова, включают в себя:

наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развиваюших); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;

адекватную среду жизнедеятельности; проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательною процесса специальными психологами;

предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

3. Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования — это зависит: от имеющихся интеллектуальных возможностей; качества и своевременности получения специальных образовательных условий.

Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптация. Другие категории лиц с отклонениями в развитии (слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование.

4. Содержание специального образования — педагогически адаптированная система умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребности.

Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.

5. Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья — нормативный документ, определяющий и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактикой и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М. Назарова).

Стандарт включает два компонента:

  • федеральный — обязательный минимум содержания образовательных программ;
  • национально-региональный — устанавливает конкретные условия и особенности образования.

Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с ограниченными возможностями.

При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития:

  • общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями;
  • характерные для определенной категории данных лиц.

Общие нарушения:

  • замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики;
  • недостатки речевого развития;
  • недостатки развития мыслительной деятельности;
  • недостаточная познавательная активность;
  • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире,
  • межличностных отношениях;
  • недостатки в развитии личности.

Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются:

  • изменения в содержании общеобразовательных предметов;
  • специфические учебные предметы (например, для слепых детей — занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).

Дополнительные материалы:

1. Юдина Л.В. Использование интерактивного оборудования в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в условиях ДОО: сборник трудов конференции. / Л.В. Юдина, Н.В. Кранина, Э.Н. Провозина // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 10 авг. 2022 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2022. – С. 200-202. – ISBN 978-5-6048183-7-4. https://interactive-plus.ru/e-articles/827/Action827-557272.pdf

2. Василенко Л.С. Сценарий интегрированного музыкально-логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Этот загадочный подводный мир»: сборник трудов конференции. / Л.С. Василенко, С.В. Мешкова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 янв. 2022 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2022. – С. 64-66. – ISBN 978-5-6047220-9-1. https://interactive-plus.ru/e-articles/794/Action794-555799.pdf

3. Викторова О.В. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с использованием технологии В.В. Воскобовича «Путешествие в Простоквашино»: сборник трудов конференции. // Педагогические технологии в системе образования: инновации и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2021 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – С. 34-36. – ISBN 978-5-6045909-3-5. https://interactive-plus.ru/e-articles/741/Action741-553229.pdf

Опубликовано: 10.03.2023

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 24.07.2022 10:33

ГАРИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Учитель-логопед

61 год

рейтинг534
место70 752

Местоположение

Российская Федерация, Партизанск

Структура рабочей программы учителя-логопеда

09.10.2021 13:38

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Структура рабочей программы учителя-логопеда»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Добавить комментарий