Как составить рабочую тетрадь по фгос

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС:

 правила, требования, примеры

2470213

В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, к одним из основных учебных действий относится умение правильно оформлять письменные работы. На данный момент не существует единых нормативных требований к оформлению тетрадей в начальной школе по ФГОС. 

Для соблюдения единого орфографического режима в образовательных учреждениях на основе методических рекомендаций федерального и регионального уровня, ранее действующих нормативных документов и передового педагогического опыта по данному вопросу разрабатываются Положения, касающиеся правил оформления тетрадей в начальной школе.

Сколько должно быть тетрадей у ученика начальных классов?

В начальной школе ученики должны иметь тетради для выполнения всех видов обучающих, проверочных, творческих и контрольных работ по каждому базовому предмету, у которого есть соответствующие программные требования.

Согласно правилам оформления тетрадей в начальной школе по ФГОС, их количество должно быть следующее:

  • математика и русский язык — по две рабочие тетради и по одной тетради для контрольных работ (со 2 класса);

В 1 классе используются прописи на печатной основе* (в I – II четверти) и одна-две рабочие тетради.

Со 2 класса необходимо иметь тетрадь для творческих работ по русскому языку.

  • литературное чтение и окружающий мир — допускается использование рабочей тетради на печатной основе*;
  • иностранный язык — допускается использование прописей и рабочей тетради на печатной основе*, возможно наличие одной обычной тетради.

* все тетради на печатной основе должны входить в состав УМК.

Требования к ведению тетрадей

В соответствии с правилами ведения тетрадей в начальной школе все записи ученик должен делать ручкой с синими чернилами. Для выполнения других операций в тетрадях может быть использован простой карандаш. Проверка тетрадей осуществляется с помощью ручки с красными чернилами (иногда по решению педколлектива возможно использование для этих целей ручки с зелеными чернилами).

Правилами ведения тетрадей в начальных классах предусмотрена обязательная ежедневная проверка всех видов работ учащихся.

Контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку. В тетрадях для контрольных работ после проверки необходимо проводить работу над ошибками.

Записи в тетрадях нужно вести аккуратно, с соблюдением норм каллиграфии. В течение всех лет обучения в начальной школе необходимо вести в тетради работу по выработке каллиграфического почерка.

Оформление обложки тетрадей

Ученические тетради в 1 классе подписываются учителем, во 2-4 классах подписываются учениками по образцу учителя.

Надписи на обложках делаются по единому образцу, который утвержден в требованиях к оформлению тетрадей в начальной школе.  

Требования к оформлению письменных работ в тетрадях в начальной школе

Согласно правилам ведения рабочих тетрадей, необходимо записывать название каждого вида работы. Между классной и домашней работой нужно делать отступление — 2 линии или 4 клетки вниз. В ходе работы строки не пропускаются.   

Дата урока, названия работ, номера упражнений и заданий пишутся по центру строки. Дата записывается цифрами (с 3 класса допускается запись прописью). «Шапка» записывается на той же странице, где располагается первая строка  работы.

Оформление работ по русскому языку

В соответствии с правилами ведения тетрадей по русскому языку, при оформлении записей на новой странице следует начинать писать на самой верхней строчке и дописывать до конца страницы. На каждой строке слева делается отступ (до 5 мм) по единой для всей страницы вертикальной линии, а справа дописывается до конца строки, применяя правила переноса слов.

Для оформления «красной строки» нужно делать отступ слева от начала строки на 2 см. Соблюдение абзацев является обязательным уже начиная с 1 класса.  

Образец оформления тетради по русскому ученика начальной школы

http://pedsovet.su/_pu/63/s59605596.jpg

Оформление тетрадей по математике

Согласно требованиям к оформлению в тетради работ по математике в начальной школе необходимо делать отступ между разными видами заданий в 2 клетки, на третьей начинать писать. Между столбиками делается отступ вправо на 3 клетки. Слева по горизонтали должен быть обязательный отступ на 1 клетку.

В  правилах ведения тетрадей по математике указывается на необходимость соблюдения соответствия между количеством цифр в числе и количеством клеток для его записи.

Рекомендуется в тетрадях отмечать виды заданий. При работе над задачей записываются только слова «Задача» и «Ответ».

При оформлении записи задач геометрического типа чертить фигуру нужно только в том случае, если этого требует условие задачи.

Образец оформления тетради по математике начальной школы

http://pedsovet.su/_pu/63/s72437712.jpg

Соблюдение правил оформления тетрадей в начальной школе способствует воспитанию у школьников культуры оформления письменных работ и формированию навыков по правильному ведению тетрадей.

Литература:

1. https://videouroki.net/razrabotki/triebovaniia-k-oformlieniiu-konspiektov-po-fgos.html 

2. http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200502008 

Рекомендации
по структуре

и
содержанию рабочей тетради

Рабочие тетради получили широкое
распространение в современном образовании, т.к. играют особую роль в решении
проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.

Рабочие тетради способствуют:

        
формированию и развитию у студентов учебной деятельности,
интеллектуальных умений;

        
обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний по конкретной
учебной дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю.

Цель создания рабочей тетради:

        
выявить уровень знаний, умений и навыков студентов;

        
способствовать осознанному и прочному усвоению учебной информации через
овладение навыками самостоятельной работы с учебной литературой.

Рабочая тетрадь может быть использована
студентом:

        
в процессе обучения под руководством преподавателя;

        
при самостоятельном изучении теоретического материала, а также при
закреплении, обобщении и систематизации изученных знаний.

Содержание рабочей
тетради
учебной дисциплины, междисциплинарного цикла (МДК), профессионального
модуля (ПМ) должно соответствовать требованиям ФГОС, содержанию рабочей
программы и календарно-тематического плана.

Уровень заданий должен соответствовать
требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным
стандартом СПО по конкретной специальности.

Виды рабочих тетрадей:                  

        
тематическая;

        
рабочая тетрадь для проведения и выполнения практических,
лабораторно-практических работ;

        
рабочая тетрадь (сборник ситуационных задач с алгоритмами их решения);

        
рабочая тетрадь (сборник контролирующих материалов).

Какой вид рабочей
тетради выбрать?
Выбор вида рабочей тетради напрямую зависит от:

        
специфики учебной дисциплины;

        
типа учебного занятия;

        
формы проведения учебного занятия (теоретическое или практическое), его
дидактических целей;

         
методики преподавания конкретной учебной дисциплины.

Для чего необходима
тематическая рабочая тетрадь на теоретическом занятии?

        
во избежание монотонного переписывания содержания учебников на лекциях
под диктовку преподавателя или с интерактивной доски;

        
для активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе
усвоения нового учебного материала и повышения эффективности процесса обучения.

Основой для создания
тематической рабочей тетради
теоретического занятия является дидактическая
структура комбинированного занятия, которая состоит из 5-ти структурных
элементов или этапов:

        
организационная часть занятия;

        
контроль знаний;

        
изучение нового материала;

        
закрепление изученных знаний;

        
домашнее задание.

При разработке рабочей
тетради необходимо:

        
выделить раздел учебной дисциплины, МДК, ПМ и определить темы раздела;

        
уточнить соответствие тем раздела содержанию рабочей программы учебной
дисциплины, МДК, ПМ;

        
структурировать и систематизировать дидактический материал
учебно-методического комплекса для составления рабочей тетради;

        
изучить и выбрать разновидность заданий, приемлемых для включения в
рабочую тетрадь;

        
разработать задания для различных этапов учебных занятий;

        
дифференцировать задания по уровням их сложности.

К  
каждому   этапу   учебного   занятия   необходимо
продумать
дидактический материал, который будет способствовать:

        
восприятию,  осмыслению,  запоминанию,   воспроизведению учебного
материала;

        
переработке учебной информации в знания;

        
закреплению, обобщению и систематизации знаний;

        
приобретению знаний в процессе самостоятельной познавательной
деятельности студентов.

Провести градацию заданий по критериям:

        
уровень познавательной активности;

        
временные рамки выполнения задания;

        
развитие и формирование отдельных умений и навыков;

(последовательность
заданий в рабочих тетрадях должна совпадать с последовательностью изучения
учебного материала конкретной дисциплины).

В рабочей тетради вопросы и задания должны быть
расположены по степени нарастания сложности: от заданий, требующих простой
репродукции знаний, к заданиям, требующим знаний, предполагающим элементы
аналитической, творческой работы.

Задания, имеющие
стандартное решение, должны чередоваться с заданиями, требующими нестандартного
решения.

Общие результаты и
способы выполнения заданий будут отражать в целом
уровень развития
индивидуальных способностей студента.

В рабочей тетради
могут быть представлены различные варианты заданий (
на воспроизведение
изученного материала, для практического применения полученных теоретических
знаний, для развития мыслительных операций):

        
контрольные вопросы;

        
вопросы для самоконтроля;

        
задания в тестовой форме;

        
схемы, таблицы, графики, рисунки, логико-дидактические структуры;

        
ситуационные задачи разного уровня сложности;

        
типовые, развивающие и творческие задания;

        
алгоритмы решения заданий, ситуационных задач;

        
алгоритмы манипуляций;

        
инструкции для проведения самостоятельных, лабораторно-практических
занятий.

Рекомендуется включить
в
рабочую тетрадь:

         
опорные конспекты;                                                     

         
критерии оценивания выполненных заданий;

         
список рекомендуемой литературы;

         
систему чистых листов, которая позволит студентам делать пометки
непосредственно на страницах рабочей тетради.

Рабочая тетрадь для
проведения практических занятий
создается с учетом дидактической структуры
практического занятия и должна быть представлена в виде
практико-ориентированного учебного пособия, в котором дается описание
профессиональных компетенций по конкретной специальности, должны быть
представлены нормативно-правовые документы и инструкции по технике
безопасности.

Структура изложения
учебного материала
в практико-ориентированных учебных пособиях
существенно отличает их от традиционных.

Это практикумы, где
дается описание выполнения профессиональных приемов, манипуляций, единиц
работы.

Преимуществом этих
пособий является большое количество иллюстраций, которые представляют описание
медицинских манипуляций более ярким, конкретным, точным и дают возможность
использовать учебные пособия во всех структурных элементах практического
занятия, на всех его этапах, при применении различных методов обучения.

Текстовая часть
рабочей тетради
для практических занятий должна быть краткой и
доступной, понятной для восприятия и понимания, сопровождаться большим
количеством дидактического материала: таблицы, схемы, алгоритмы выполнения
манипуляций, примеры практических ситуаций, образцы выполнения
лабораторно-практической работы, образцы решения ситуационных задач, образцы
заполнения таблиц, схем, опорных сигналов.

При   создании  
рабочих   тетрадей   для   практических занятий

рекомендуется включить информационный материал
по каждой теме курса
«Краткие теоретические сведения».

Преподавателю
необходимо структурировать, систематизировать обобщить изученный теоретический
материал и отразить его в таблицах, схемах, опорных сигналах, т.е. создать
дидактический материал для проведения актуализации опорных знаний на
практическом занятии.

Таким образом, рабочие тетради
являются средством управления учебно-познавательной деятельности студентов. Они
способствуют формированию и развитию у студентов учебной деятельности,
интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и
усвоение знаний по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу и
профессиональному модулю.

Примерная дидактическая
структура рабочей тетради

1. Титульный лист

2. Аннотация.

3. Введение

4. Тема

5. Основные вопросы темы.

6. Требования
Федерального государственного образовательного стандарта.

7. Контроль
исходного уровня знаний студентов.

8. Актуализация
опорных знаний

9. Изложение
нового материала.

10.Закрепление
изученного материала.

11.Выводы

12.Домашнее задание.

13.Приложения

14.Оглавление.

Дидактический материал должен быть разработан
к каждому этапу учебного занятия.

Выступление на II краевой практической конференции «ФГОС –
реалии нового времени. Опыт работы». (06.04.17)
«Рабочая тетрадь как средство обеспечения требований ФГОС нового
поколения»
(из опыта работы преподавателя английского языка системы СПО)
 
Осипова Т.Н., 
преподаватель английского языка
В   условиях   перехода   профессионального   образования   на   федеральные
государственные   образовательные   стандарты   нового   поколения   происходит
смена образовательной парадигмы, ­ от парадигмы знаний, умений и навыков к
парадигме развития личности. Главная цель образования сегодня состоит не в
передаче знаний и социального опыта, а в  формировании умения учиться,
что,  в   свою   очередь,   обеспечивается   системно­деятельностным   подходом,
лежащим  в основе стандарта.      
Кроме   того,   в   концепции   ФГОС   СПО   ведущей   формой   организации
учебного   процесса   становится   самостоятельная   работа.   Это   требует
разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного
освоения учебного материала.       
  Дисциплина   «Английский   язык»   является   общеобразовательной
дисциплиной, в   учреждениях   профессионального   образования   изучается   с
учетом   профиля.   При   освоении   профессий  
  естественнонаучного   и
технического   профилей   английский   язык   изучается   как   базовый   учебный
предмет в объеме 171 часа.    
 Наряду с изучением теоретического материала большое внимание должно
быть   уделено   практическим   занятиям,   которым   за   весь   курс   обучения
отводится 165 часов: на первом курсе 74  часа, на втором ­91 час.
Но,   к   сожалению,   на   сегодняшний   день   для   преподавания   и   изучения
английского языка в системе СПО в соответствии с новыми требованиями
ФГОС имеется только лишь учебник “Planet of English” с аудиоматериалами.
Причем  в учебник включены темы основного содержания программы. 40 тем
профессионально   ориентированного   содержания   приходится   искать
самостоятельно.   Не   говоря   уже   о   практических   занятиях,   которые   на
сегодняшний день нигде не представлены. 
Для решения данной проблемы мною были разработаны рабочие тетради,
предназначенные     для   практических   занятий     по   ОУДБ.03   «Английский
язык» для специальностей естественнонаучного и технического профиля: для
студентов   1,   2   курсов   по   профессиям   «Повар,   кондитер»   и   «Тракторист­
машинист с/х производства». Рабочие тетради соответствует   рабочим учебным программам ОУДБ.03
«Английский язык» и   включают в себя 165 практических занятий.  Учебное
пособие составлено в соответствии с учебником английского языка Planet of
English:   учебник   английского   языка   для   учреждений   СПО/   Г.Т.
Безкоровайная,   Н.И.Соколова,   Е.А.Койранская,   Г.В.   Лаврик.­М.:   изд.центр
«Академия» , 2015.
Материал   рабочей   тетради   структурирован   следующим   образом:
предисловие, пояснительная записка, критерии оценки по всем видам речевой
деятельности по иностранному языку, практические занятия, литература. 
Каждое   практическое   занятие   включает   цель,   перечень   необходимых
материалов  
  для   работы,   при   необходимости   –краткие   теоретические
положения (в основном это касается грамматики и творческих заданий, таких
как   написание   эссе,   оформление   презентации,   составление   родословной),
раздаточный  материал  (например, тексты или упаковки из­под продуктов).
Ряд заданий предполагает работу на компьютере (поиск информации, видео
просмотр   рецептов,  
  оформление   презентаций,   заполнение   таблиц).
Некоторые занятия предполагают работу с ресурсом Learning Apps. Для этого
у каждой группы есть свой класс с папками –заданиями, пароли для входа в
систему. Студентам даются задания как выполнение готового, так и создание
собственного упражнения (например, кроссворд по теме).
В целом, задания могут быть разными:
­вставить пропущенный термин;
­дописать определение;
­ответить на вопрос;
­заполнить таблицу;
­построить схему;
­отметить последовательность;
­найти соответствие;
­решить терминологический кроссворд;
­сделать вывод;
­написать эссе и т.д.
Рабочая   тетрадь   является   индивидуальной   для   каждого   студента.
Предусмотрено   выполнение   как   письменных,   так   и   устных   заданий.
Письменные задания выполняются в тетради, устные сдаются в ходе монолога
и/или диалога преподавателю. При выполнении письменных заданий студент
заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, дополняет, отвечает на
вопросы,   зарисовывает,   выстраивает   последовательность   и   т.д.).   Часть
заданий в рабочей тетради сопровождаются рисунками.  Примеры вы видите
на экране.
Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение процесса
изучения английского языка студентами. Своим содержанием, построением,
конструированием   она   направлена   на   «соавторство»   и   «сотворчество».   На смену   заучиванию   и   репродукции   приходит   самостоятельное   добывание
знаний. Что соответствует требованиям стандарта. 
Рабочую тетрадь можно будет применять на любом этапе учебного занятия.
Пособие позволит установить «обратную связь» с обучающимися, проверить
эффективность   проделанной   работы,   потребует   от   студентов   активных
мыслительных   действий,   поможет   более   качественно   подготовиться   к
промежуточной   аттестации   и   позволит   развить   самостоятельность   как
профессиональное и личностно­значимое качество.
Таким   образом,   к   преимуществам   использования   рабочей   тетради   в
учебном процессе можно отнести следующие:
­существует возможность провести определенную подготовку студенту на
занятии;
­позволяет студенту осознать теоретический материал;
­с   помощью   иллюстраций   способствует   более   полному   восприятию
получаемой   информации,   а   вследствие   этого   более   прочному   усвоению
знаний;
­по мере изменений требований сферы труда в рабочую тетрадь могут быть
оперативно внесены необходимые изменения;
­рабочие тетради формируют у студентов мыслительные навыки и умения;
помогают   разрабатывать   умение   преодолевать   трудности   для   достижения
намеченных целей
­способствует более качественному усвоению изучаемого материала, т.к.
работая   с   каждым   заданием   самостоятельно,   у   студента   появляется
возможность максимально приложить свои способности для его выполнения;
­преподаватель   становится   организатором   процесса   обучения   и
консультантом в ходе выполнения работ студентами.
Таким   образом,   рабочая   тетрадь   является   средством   обеспечения
требований   ФГОС   нового   поколения.   Включение   студентов   в   работу   с
тетрадями   значительно   увеличивает   объем   самостоятельной   деятельности
всех   студентов.   Индивидуальные   задания   вызывают   у   каждого   студента
чувство   ответственности,   удовлетворения,   способствуют   формированию
познавательных   интересов,
  умения   оценивать   и   соизмерять   свои
индивидуальные   способности   и   возможности,   проявлять   инициативность,
самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Перспективы   работы:  разработка   разноуровневых   заданий   и   оформление
методичексого пособия для преподавателей по работе  с рабочими тетрадями.

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, к одним из основных учебных действий относится умение правильно оформлять письменные работы. На данный момент не существует единых нормативных требований к оформлению тетрадей в начальной школе по ФГОС.

Для соблюдения единого орфографического режима в образовательных учреждениях на основе методических рекомендаций федерального и регионального уровня, ранее действующих нормативных документов и передового педагогического опыта по данному вопросу разрабатываются Положения, касающиеся правил оформления тетрадей в начальной школе.

Сколько должно быть тетрадей у ученика начальных классов?

В начальной школе ученики должны иметь тетради для выполнения всех видов обучающих, проверочных, творческих и контрольных работ по каждому базовому предмету, у которого есть соответствующие программные требования.

Согласно правилам оформления тетрадей в начальной школе по ФГОС, их количество должно быть следующее:

  • математика и русский язык — по две рабочие тетради и по одной тетради для контрольных работ (со 2 класса);

В 1 классе используются прописи на печатной основе* (в I – II четверти) и лдна-две рабочие тетради.

Со 2 класса необходимо иметь тетрадь для творческих работ по русскому языку.

  • литературное чтение и окружающий мир — допускается использование рабочей тетради на печатной основе*;
  • иностранный язык — допускается использование прописей и рабочей тетради на печатной основе*, возможно наличие одной обычной тетради.

* все тетради на печатной основе должны входить в состав УМК.

Требования к ведению тетрадей

В соответствии с правилами ведения тетрадей в начальной школе все записи ученик должен делать ручкой с синими чернилами. Для выполнения других операций в тетрадях может быть использован простой карандаш. Проверка тетрадей осуществляется с помощью ручки с красными чернилами (иногда по решению педколлектива возможно использование для этих целей ручки с зелеными чернилами).

Правилами ведения тетрадей в начальных классах предусмотрена обязательная ежедневная проверка всех видов работ учащихся.

Контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку. В тетрадях для контрольных работ после проверки необходимо проводить работу над ошибками.

Записи в тетрадях нужно вести аккуратно, с соблюдением норм каллиграфии. В течение всех лет обучения в начальной школе необходимо вести в тетради работу по выработке каллиграфического почерка.

Оформление обложки тетрадей

Ученические тетради в 1 классе подписываются учителем, во 2-4 классах подписываются учениками по образцу учителя.

Надписи на обложках делаются по единому образцу, который утвержден в требованиях к оформлению тетрадей в начальной школе.

Требования к оформлению письменных работ в тетрадях в начальной школе

Согласно правилам ведения рабочих тетрадей, необходимо записывать название каждого вида работы. Между классной и домашней работой нужно делать отступление — 2 линии или 4 клетки вниз. В ходе работы строки не пропускаются.

Дата урока, названия работ, номера упражнений и заданий пишутся по центру строки. Дата записывается цифрами (с 3 класса допускается запись прописью). «Шапка» записывается на той же странице, где располагается первая строка работы.

Оформление работ по русскому языку

В соответствии с правилами ведения тетрадей по русскому языку, при оформлении записей на новой странице следует начинать писать на самой верхней строчке и дописывать до конца страницы. На каждой строке слева делается отступ (до 5 мм) по единой для всей страницы вертикальной линии, а справа дописывается до конца строки, применяя правила переноса слов.

Для оформления «красной строки» нужно делать отступ слева от начала строки на 2 см. Соблюдение абзацев является обязательным уже начиная с 1 класса.

Образец оформления тетради по русскому ученика начальной школы

Оформление тетрадей по математике

Согласно требованиям к оформлению в тетради работ по математике в начальной школе необходимо делать отступ между разными видами заданий в 2 клетки, на третьей начинать писать. Между столбиками делается отступ вправо на 3 клетки. Слева по горизонтали должен быть обязательный отступ на 1 клетку.

В правилах ведения тетрадей по математике указывается на необходимость соблюдения соответствия между количеством цифр в числе и количеством клеток для его записи.

Рекомендуется в тетрадях отмечать виды заданий. При работе над задачей записываются только слова «Задача» и «Ответ».

При оформлении записи задач геометрического типа чертить фигуру нужно только в том случае, если этого требует условие задачи.

Образец оформления тетради по математике начальной школы

Соблюдение правил оформления тетрадей в начальной школе способствует воспитанию у школьников культуры оформления письменных работ и формированию навыков по правильному ведению тетрадей.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. Фото автора. Материал составлен с использованием источника: Вера Илюхина, Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Критерии оценивания 1 класс и требования к оформлению письменных работ

Текущая проверка в 1-ом классе

В 1-ом классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) следует проводить «срезовую» работу в виде:

Формы контроля в 1-ом классе:

— письменный опрос (самостоятельные проверочные работы).

Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.

В 1-ом классе в течение 1-го полугодия не проводятся контрольные работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.

По окончании учебного года все учащиеся переводятся во 2 класс не основе характеристики учителя на каждого ученика. Исключение составляют учащиеся, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких учащихся во 2 классе решает медицинская комиссия.

В течение учебного года осуществляется текущая проверка знаний, умений, навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений и рукописного, и печатного шрифтов.

В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не расходится с произношением.

Объем диктантов и текстов для списывания должен быть следующим: в начале года составлять 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов, 3-6 слов или 1-2 предложения из 2-4 слов.

В 1-ом классе используется только словесная оценка , критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.

При выявлении уровня развития умений и навыков по письму необходимо учитывать развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии, сформированность устной речи.

Общая продолжительность письма на уроке не должна превышать 5-7 минут, а длительность непрерывного письма 4-х минут.

В 1-ом классе в конце учебного года должны при проверке отслеживаться следующие требования:

— объем словарного диктанта 8-9 слов, диктанта 19-20 слов, написание которых не расходится с произношением;

— устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

— записывать по памяти небольшой текст (1-2 предложения);

— писать печатным и рукописным шрифтом, соблюдая правила каллиграфии.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.

Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине) и 1-2 негрубых недочета.

Низкому уровню развития каллиграф навыка соответствует письмо, которое в целом, не соответствует многим из перечисленных выше требования, небрежное, неразборчивое, с помарками.

К числу негрубых недочетов относятся :

— частичное искажение формы букв;

— несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;

— наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;

— выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;

— крупное и мелкое письмо;

— отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

Высокому уровню развития навыков, умений по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и предыдущему материалу.

Среднему уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.

Низкому уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.

Критериями оценки сформированности устной речи являются:

— полнота и правильность ответа;

— степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи.

Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний или предложений.

При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень: 10-15 слов в минуту

2 уровень: 20-30 слов в минуту.

II полугодие . Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень: 20-30 слов в минуту

2 уровень: 30-40 слов в минуту.

Продолжительность чтения на уроке составляет 5-7 минут.

Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ чтения при темпе не менее 30-40 слов в минуту (на конец учебного года); понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений, подтверждающих эту мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-30 слов. Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного; умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту, без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.

Единый орфографический режим

Порядок ведения тетрадей.

1. В тетрадях писать аккуратно, разборчиво.

2. Единообразно выполнять надписи на обложках тетради:

по математике (русскому языку)

ученика (цы) ___ «____» класса

средней школы №____

3. В 1-м классе тетради подписываются учителем.

4. Соблюдать красную строку.

5. Между датой и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 1 клетку, а между столбиком примеров пропускать по 3-4 клетки.

6. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркнуть косой линией; часть слова, предложение – тонкой линией. Вместо зачеркнутого написать нужные нужные буквы, слова, предложения. Не заключать неверные написания в скобки.

7. Выполнять подчеркивания простым карандашом, а в случае необходимым, с применением линейки.

8. Орфограммы выделять простым карандашом.

9. Со II полугодия 1 класса записывается дата: числа арабской цифрой, а названия месяца прописью.

10. Тетради, в которых выполняются письменные работы, проверяются ежед невно.

Единый орфографический режим в начальной школе
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Единый орфографический режим в начальной школе

Скачать:

Вложение Размер
polozhenie_o_eor.docx 60.82 КБ

Предварительный просмотр:

директор МКОУ Семилукской СОШ №1

Протокол № от г. (приказ № от г.)

о едином орфографическом режиме в начальной школе по ФГОС НОО

Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224. На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы убрали. При составлении данных рекомендаций учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;

б) рекомендации методистов;

в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;

г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;

д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

По данному пункту мы также учли положительные позиции по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его (Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М)

Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя. Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:

а) отсутствие на местах всяких требований;

б) отсутствие системы требований;

в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;

г) практическая реализация «Единых требований. », официально утративших силу;

д) наличие разумных требований вне системы.

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;

б) воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;

г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

  1. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

Математика и русский язык:

Тетради для текущих работ.

Тетради для контрольных работ.

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради по развитию речи (3-4кл).

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Тетради для контрольных работ хранятся в классе в течение одного года.

Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей

Допускается наличие тетрадей на печатной основе

В соответствии с программными требованиями

Допускается наличие тетрадей на печатной основе

Рабочие тетради на печатной основе

Период обучения грамоте

Допускается наличие 1 – 2 тетрадей

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

В соответствии c программными требованиями

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

В соответствии c программными требованиями

При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

  1. Порядок ведения и оформления тетрадей.
  • Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
  • Пользоваться ручкой с пастой синего цвета. Все подчеркивания выполняются простым карандашом, начертания геометрических фигур — простым карандашом.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.

При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.

Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как: а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени; б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся; в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв; г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов. Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка. На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детой 20–25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения . Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают исследования специалистов (директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), мальчикам «неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытывают большие трудности при работе на конвейере». «Графологи давно научились отличать почерк мужчины от почерка женщины. Женский почерк обычно более «правильный”, красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк мужчины чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты». Поэтому необходимо это учитывать учителю и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих механизмов. А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

Оформление надписей на обложке тетрадей.

Тетради учащихся для 1-го класса подписывает сам учитель. Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу

по математике (русскому языку)

ученика (цы) II класса

МКОУ Семилукской СОШ №1

Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.

источники:

http://infourok.ru/kriterii-ocenivaniya-klass-i-trebovaniya-k-oformleniyu-pismennih-rabot-3498928.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/12/18/edinyy-orfograficheskiy-rezhim-v-nachalnoy-shkole

Положение
о ведении и проверке рабочих тетрадей обучающихся

1. Общие положения

1.1. Данное Положение о ведении и проверке рабочих тетрадей обучающихся общеобразовательной организации разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 7 июня 2017 года), а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение о ведении и проверке рабочих тетрадей обучающихся школы устанавливает требования к ведению и формированию тетрадей обучающихся, определяет количество и назначение тетрадей по предметам, порядок проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений обучаемых, а также установление и размер доплат за проверку тетрадей.
1.3. Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета.
1.4. Тетрадь ведется каждым обучающимся по всем предметам учебного плана. Вид, оформление, технология ведения тетрадей определяется учителем в рабочей программе и утверждается вместе с ней.
1.5. Ведение тетрадей обучающимися является обязательным по всем предметам и во всех классах с 1 по 11 класс. Записи в тетрадях делаются пастой (чернилами) синего (фиолетового цвета), использование пасты (чернил) другого цвета при оформлении тетрадей (для выделения орфограмм или заголовков) осуществляется по согласованию с учителем. Проверка тетрадей является одним из возможных способов контроля знаний обучающихся.
1.6. Проверка тетрадей является обязательной для каждого учителя.
1.7. При проверке тетрадей учитель имеет право делать записи только пастой (чернилами) красного цвета.
1.8. Учитель имеет право, помимо выставления (или не выставления) оценки, делать в тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы.
1.9. Запрещается делать в тетради записи, касающиеся поведения обучающихся.
1.10. В качестве оценки может быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5». Допускается выставление нескольких оценок за каждый вид деятельности (в том числе и через дробь).
1.11. С целью повышения качества проверки и оценки уровня усвоения обучающимися изученного материала учителю-предметнику необходимо ознакомить обучающихся с критерием выставления оценок.
1.12. Учителя-предметники обязаны следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

2. Виды письменных работ обучающихся в образовательной организации

2.1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы, к которым относятся:

  • упражнения по русскому языку, иностранному языку, математике, физике, химии;
  • конспекты первоисточников и рефераты по истории, обществознанию, истокам, географии, литературе в 5-11 классах;
  • планы и конспекты лекций учителей по предметам на уроках в 9-11 классах;
  • планы статей и других материалов из учебников;
  • сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и литературе;
  • составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).

2.2. По русскому языку, литературе, математике (алгебре, геометрии), иностранному языку, физике, химии проводятся текущие письменные контрольные работы.
2.3. По русскому языку и математике (алгебре) проводятся итоговые письменные контрольные работы.
2.4. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения, изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
2.5. Итоговые контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значимых тем программы;
  • в конце учебной четверти, полугодия.

2.6. Запрещается проводить контрольные работы в первый и последний день четверти, в предпраздничные и послепраздничные дни и в первый и последний день учебной недели.

3. Количество и назначение рабочих тетрадей обучающихся

3.1. Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ обучающиеся должны иметь следующее количество тетрадей:

Предмет Количество рабочих тетрадей
1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы
Русский язык Две рабочие тетради и одна тетрадь для диктантов и изложений Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ (диктантов) Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ (диктантов)
Литература Одна тетрадь Одна рабочая тетрадь и одна тетрадь для творческих работ (сочинений)
Математика Две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ Две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ
Алгебра Две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ Одна рабочая тетрадь и одна тетрадь для контрольных работ
Геометрия Две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ Две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ
Иностранный язык Одна тетрадь и словарь Одна тетрадь и словарь Одна тетрадь и словарь
Физика, химия Одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ и одна тетрадь для лабораторных и практических работ Одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ и одна тетрадь для лабораторных и практических работ

По остальным предметам учебного плана по 1 рабочей тетради на каждый предмет.
3.2. Тетради для лабораторных, практических и контрольных работ хранятся в кабинете в течение года.
3.3. Рабочей программой учителя могут быть предусмотрены и иные виды тетрадей обучающихся:

  • тетради на печатной основе;
  • контурные карты;
  • тетради для нот;
  • тетради по развитию речи обучающихся и т.д.

3.4. Обучение в 1 классе осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся.
3.5. Затраты времени на выполнение домашней работы по всем предметам в день не должны превышать (в астрономических часах):

  • в 1-ом классе – 1,0 час;
  • во 2-3 классах – 1,5 часа;
  • в 4-5 классах – 2 часа;
  • в 6-8 классах – 2,5 часа;
  • в 9-11 классах – до 3,5 часов.

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся.
3.6. Рабочей программой учителя может быть предусмотрено выполнение обучающимися некоторых видов работ в электронном виде с размещением выполненных заданий в информационной системе, обеспечивающей хранение таких работ и их оценивание учителем (например, в системе дистанционного обучения).
3.7. Периодичность проверки заданий, выполненных в соответствии с настоящим Положением пп.3.3. и 3.6., осуществляется в зависимости от частоты выполнения заданий при помощи таких инструментов обучения и их количества. В случае применения различных инструментов общая периодичность их проверки вместе с тетрадями обучающихся, указанными в пп.3.1, устанавливается в соответствии с п. 5.

4. Порядок ведения тетрадей обучающимися в школе

4.1. Обучающиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-24 листов.
4.2. Общие тетради (48-96 листов) могут использоваться лишь в 7-11-х классах по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ.
4.3. Все записи в тетрадях обучающихся должны проводиться с соблюдением следующих правил и требований:

  • писать аккуратным, разборчивым почерком;
  • единообразно выполнять надписи на обложке, указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, по математике), класс, номер и название школы, фамилию и имя обучающегося.

4.4. Тетради для обучающихся первого класса подписываются только учителем.
4.5. Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке.
4.6. Все обучающиеся 1-11 классов должны беречь тетради, не допускать вырванных листов, не начинать новую тетрадь до тех пор, пока не будет исписана старая.
4.7. Во всех тетрадях писать разборчиво и аккуратно, соблюдая поля с внешней стороны.
4.8. В тетрадях по русскому языку, английскому языку, литературе число и месяц выполнения работы записываются словами в форме именительного падежа; в тетрадях по остальным предметам дата выполнения работы указывается цифрами на полях.
4.9. Все обучающиеся 2-11 классов обязаны единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь.
4.10. Обучающиеся всех классов должны писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и других работ); обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.); указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
4.11. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку необходимо пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
4.12. Обучающиеся должны выполнять: аккуратно подчёркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости – с применением линейки и циркуля.
4.13. Исправлять ошибки обучающиеся должны следующим образом:

  • неправильно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией;
  • часть слова — тонкой горизонтальной линией;
  • вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, предложения, не заключать неверные написания в скобки.

4.14. После каждой проверки тетрадей учителем обучающиеся должны выполнять работу над ошибками в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

5. Порядок проверки рабочих тетрадей учителем

5.1. Задачи проверки тетрадей учителем:

  • контроль выполнения обучающимися классных и домашних работ;
  • соблюдения порядка ведения тетрадей;
  • проверка контрольных, лабораторных и других работ в соответствии с рабочей программой по предмету.

5.2. Порядок проверки тетрадей в начальных классах:

  • все тетради обучающихся проверяются ежедневно;
  • ошибка подчеркивается и исправляется учителем.

5.3. Виды ошибок выносятся на поля тетради:

  • | – орфографическая ошибка;
  • V – пунктуационная ошибка.

5.4. Контрольные работы, изложения и сочинения проверяются и возвращаются обучающимся в срок не более трех рабочих дней.
5.5. После каждой проверенной работы обучающимися выполняется работа над ошибками.
5.6. Учитель обязательно прописывает в тетрадях упражнения для формирования навыков чистописания.
5.7. Тетради по русскому языку проверяются:

  • в 5-6 классах ежедневно, каждая работа;
  • в 7-9 классах  наиболее значимые работы, но не реже одного раза в неделю;
  • в 10-11 классах  на усмотрение учителя, но не реже двух раз в месяц;
  • у слабоуспевающих обучающихся проверяются один-два раза в неделю.

5.8. При проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (которые подчеркиваются волнистой линией) и грамматические. На полях тетради учитель обозначает фактические ошибки символом «ф», логические – знаком «л», речевые – знаком «р», грамматические – знаком «г».
5.9. Тетради по литературе проверяются:

  • в 5-9 классах не реже двух раз в месяц;
  • в 10-11 классах не реже одного раза в месяц.

5.10. Контрольные работы проверяются в срок не более трех рабочих дней, изложения и сочинения – не более пяти рабочих дней. Ошибка подчеркивается учителем, на полях отмечается вид ошибки. После каждой проверенной работы обучающимися выполняется работа над ошибками.
5.11. Тетради по математике проверяются:

  • в 5-6 классах – ежедневно, каждая работа;
  • в 7-9 классах – наиболее значимые работы, но не реже одного раза в неделю;
  • в 10-11 классах – наиболее значимые работы, но не реже двух раз в месяц;
  • у слабоуспевающих обучающихся — два раза в неделю.

5.12. Контрольные работы проверяются в срок не более трех рабочих дней.
5.13. Проверка остальных предметов 5-11 классов зависит от количества часов на предмет в учебном плане:

  • 1 час в неделю — не реже одного раза за учебный период (четверть, семестр);
  • 2 часа в неделю — не реже двух раз за учебный период (четверть, семестр);
  • 3 и более часов в неделю — не реже одного раза в месяц.

5.14. Контрольные, лабораторные, практические и другие наиболее значимые работы проверяются у всех обучающихся в срок не более трех рабочих дней.
5.15. У слабоуспевающих обучающихся проверяется большее число работ.
5.16. Оценки за контрольные работы выставляются всем обучающимся в журнал и дневник, за иные виды работ — по усмотрению учителя.
5.17. При проверке соблюдения порядка ведения тетрадей учитель выставляет оценку за ведение тетради, при необходимости указывает ошибки в ведении тетради.
5.18. Тетради для лабораторных работ по всем предметам во всех классах проверяются у всех обучающихся в течение недели после проведения работы.
5.19. Тетради для изложений и сочинений по русскому языку и литературе, а также для лабораторных и контрольных работ по всем предметам проверяются у всех обучающихся после каждой работы.
5.20. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

  • контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 5-9-х и контрольные работы по всем предметам в 1-4 классах проверяются к следующему уроку;
  • контрольные работы по математике в 10-11-х классах и по остальным предметам во всех классах, кроме 1-4-х, проверяются в течение недели;
  • изложения и сочинения в 5-7-х классах проверяются не позже чем через урок;
  • изложения и сочинения в 8-9-х классах проверяются в течение недели;
  • изложения и сочинения в 10-11-х классах проверяются в течение 10 дней.

5.21. Проверка тетрадей обучающихся заместителем директора по УВР регламентируется Положением о внутришкольном контроле образовательной организации.

6. Оценивание проверки письменных работ обучающихся

6.1. Учителя школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся по своему предмету.
6.2. Учитель обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету обучающихся на начало учебного года, своевременно довести до обучающихся отметку текущего контроля, обосновав ее и выставить оценку в журнал и дневник (электронный журнал и электронный дневник) обучающегося.
6.3. В первом классе текущая аттестация в форме словесных качественных оценок на критериальной основе оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательной организации».
6.4. Для обучающихся 2-4 классов в соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» используется четырех-балльная шкала оценивания: «5», «4», «3», «2».
6.5. Успешность освоения учебных программ обучающихся с 5 по 11 класс определяется по пятибалльной шкале оценивания:

  • «5» (отлично);
  • «4» (хорошо);
  • «3» (удовлетворительно);
  • «2» (неудовлетворительно).

6.6. Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с 3-мя уровнями успешности (необходимый/базовый, программный и максимальный). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы Уровень успешности Отметка по 5-ти балльной шкале
95-100% максимальный «5» и «5»
86-94% программный/повышенный «5»
66-86% программный «4»
50-65% необходимый/базовый «3»
меньше 50% ниже необходимого «2»

6.7. Система оценки образовательных результатов предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достигнутых результатов:

Уровни успешности Критерии и показатели Оценка результата Отметка в баллах
Высокий уровень полнота освоения планируемых результатов;
высокий уровень овладения учебными действиями;
сформированность интересов к предметной области.
отлично отметка «5»
Повышенный уровень полнота освоения планируемых результатов;
достаточный уровень овладения учебными действиями;
сформированность интересов к предметной области.
хорошо отметка «4»
Базовый уровень обучающийся демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. удовлетворительно отметка «3»
Пониженный уровень отсутствие систематической базовой подготовки;
обучающийся освоил меньше половины планируемых результатов;
имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено.
неудовлетворительно отметка «2»
Низкий уровень наличие отдельных фрагментарных знаний по предмету;
обучающемуся требуется специальная помощь в освоении учебного предмета и в формировании мотивации к обучению.
неудовлетворительно отметка «1»

6.8. При оценивании практических и лабораторных работ, тематических проверочных работ, контрольных работ, проектов и творческих работ используется четырех-балльная шкала оценивания: «5», «4», «3», «2».
6.9. Письменная работа проверяет усвоение обучающимся материала темы, раздела программы изучаемого предмета, основных понятий, правил, степень самостоятельности обучающегося, умения применять на практике полученные знания, используя, в том числе ранее изученный материал.
6.10. Грубыми считают следующие ошибки при проверке:

  • орфографические, фактические, терминологические, пунктуационные и лексические ошибки в предметах филологического направления;
  • ошибки в вычислениях;
  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории;
  • незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделять главное в ответе;
  • неумение применять знания для решения учебных задач и объяснения явлений;
  • неумение делать выводы и обобщения; неумение читать и строить графики, диаграммы, схемы, таблицы;
  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочником;
  • нарушение техники безопасности.

6.11. К негрубым ошибкам следует относить:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, правил, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или замена 1-2 из этих признаков второстепенными;
  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы приборов, оборудования;
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы с учебной и справочной литературой.

7. Порядок проверки тетрадей обучающихся администрацией школы

7.1. Контроль за ведением тетрадей обучающихся осуществляется заместителем директора по УВР в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательной организации.
7.2. В необходимых случаях проверка осуществляется внепланово, оперативно.
7.3. Предметом проверки рабочих тетрадей обучающихся является наличие следующих записей:

  • оформление обложки;
  • наличие даты и вида работы, соответствие даты работы в тетради дате, указанной в электронном журнале;
  • аккуратность ведения тетрадей;
  • оценивание работы в соответствии с нормами оценки, соответствие оценки в тетради, выставленной в электронный журнал;
  • частота проверка работы каждого обучающегося.

7.4. По итогам проверки рабочих тетрадей составляется справка, в которой указываются выявленные нарушения, даются рекомендации по устранению замечаний.
7.5. В случае выявления недостатков работы учитель-предметник ставится на индивидуальный контроль заместителя директора по УВР. При этом учитель-предметник обязан предоставить объяснительные о причинах недобросовестного отношения к работе с тетрадями и исправления замечаний.
7.6. По итогам справки директор вправе издать приказ с указанием принятых мер:

  • за недобросовестное исполнение должностных обязанностей вправе объявить учителю-предметнику замечание;
  • за ответственное исполнение должностных обязанностей — благодарность.

8. Установление доплат за проверку тетрадей обучающихся

8.1. За проверку тетрадей учителям устанавливаются доплаты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оплате труда.
8.2. Размер доплаты может быть отменён либо уменьшен в случаях:

  • неисполнения порядка проверки тетрадей;
  • ухудшения качества проверки тетрадей.

8.3. Учителям-предметникам, которым за проверку тетрадей не устанавливаются доплаты в соответствии с действующим законодательством об оплате труда, могут выплачиваться доплаты из стимулирующего фонда оплаты труда образовательной организации по решению соответствующей комиссии.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение о ведении и проверке рабочих тетрадей обучающихся является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение о ведении и проверке рабочих тетрадей обучающихся общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Перейти к разделу:
Положения для школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий