Как составить работу по методической теме

Как
написать методическую разработку?

Методическая разработка – это
письменная работа, представляющая опыт педагогической
деятельности аттестуемого педагога (или управленческой деятельности
руководящего работника), который может быть использован в практической
работе
участниками образовательной деятельности.

Методическая разработка – вид методической
продукции, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных
педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания
применительно к конкретной теме урока, мероприятия, дополнительной
общеразвивающей программы.

Методическая разработка позволяет
педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт,
представить свои предложения по совершенствованию образовательной деятельности.

Методическая разработка должна
соответствовать должностным обязанностям педагогического работника (в
соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников
образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н от
26.08.2010 года), а также требованиям Профессионального стандарта.

Методическая разработка может быть как
индивидуальной, так и коллективной работой.

Классификация методических разработок:

·       
разработка серии уроков (занятий );

·       
разработка конкретного урока (занятия);

·       
разработку темы программы;

·       
описание новых форм, методов или средств
обучения ( словари, справочники, альбомы, плакаты, таблицы, схемы, средства ИКТ
и др.);

·       
сборник практических заданий и упражнений,
способствующих достижению современных целей образования;

·       
комплект диагностических материалов и
инструкцию по их использованию, контрольно- измерительных материалов;

·       
программа воспитания обучающихся;

·       
программа объединения в рамках
предпрофильной подготовки;

·       
программа дополнительного образования
детей;

·       
разработка проведения
воспитательно-развивающего мероприятия (конкурс. фестиваль, олимпиада,
соревнования и др.)

Требования,
предъявляемые к методической разработке.

Содержание методической разработки должно
четко соответствовать теме и цели. Оно должно быть таким, чтобы педагоги могли
получить сведения о наиболее рациональной организации образовательной 
деятельности, эффективности методов и методических приемов, формах изложения
учебного материала, применения современных технических  и информационных
средств обучения. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально
просто и четко, не должен повторять содержание учебников и учебных пособий.

Язык методической разработки должен быть
четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Рекомендуемые методы, методические
приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой
педагогический опыт. Методическая разработки должна учитывать конкретные
материально-технические условия осуществления образовательной деятельности,
ориентировать на широкое применение активных форм и методов обучения.
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать
конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе
(карточки-задания, планы занятий, тесты, разноуровневые задания и т.п.)

Выбор темы

К методической разработке предъявляются довольно
серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к её написанию,
необходимо:

·       
тщательно подойти к выбору темы;

·       
определить цель методической разработки;

·       
внимательно изучить литературу,
методические пособия, положительный опыт по выбранной теме;

·       
составить план и определить структуру методической
разработки;

·       
определить направления предстоящей работы;

Методическая
разработка представляет собой результат педагогического исследования. в основе
которого лежит решение проблемы.

Тема исследования должна быть современной ,известной
учителю. По данной теме у него должен быть накоплен определенный опыт. Тему учитель
выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки педагог
может ориентироваться на:

·       
тему методической работы ОУ, методического
объединения;

·       
противоречие, возникшее в ходе
практической деятельности самого педагога;

·       
противоречивые результаты и утверждения,
обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не
должна быть слишком широкой. Предпочтительнее выбрать узкую тему. Автор
методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными
исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об
изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать
самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.

Выбранная тема должна быть значимой, её
ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует
исследовательского поиска решения. Выявляя проблему, не следует слишком
углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из
которой будет просматриваться её актуальность.

Например, «Использование методического
приема ….. как средства…. для формирования….»

Структура методической разработки.

Методическая разработка обязательно должна
иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть,
заключения, список литературы, при необходимости – приложения.

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводится

·       
наименование учреждения в соответствии с
уставом (вверху страницы);

·       
название работы ( в центре листа);

·       
сведения об авторе (ФИО, должность)
(справа внизу;

·       
место и год написания разработки (по
центру внизу) ( см. Приложение 1)

Название
методической разработки – максимально информативная часть текста, словесная
формулировка, отражающая тематику методической разработки. По своему характеру
название методической разработки должно раскрывать основной результат,
полученный педагогом в образовательной деятельности в педагогические средства
(методические приемы, формы и т.п.), используемые в работе.

Аннотация ( на обороте титульного листа)

Указываются:

·       
проблема, которой посвящена методическая
разработка;

·       
вопросы, которые она раскрывает;

·       
потенциальные пользователи (кому может
быть полезна разработка).

Рекомендуемый
объем – до 10 предложений.

Содержание.

Оформляется в
стандартной форме с обязательным указанием страниц. ( см. Приложение 2)

Введение

Раскрываются:

·       
актуальность данной работы (автор отвечает
на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково её место в содержании образования,
что является положительным в опыте, какие возникают трудности (проблемы,
противоречия) в деятельности педагога или детей. Ответы на данные вопросы
позволят подчеркнуть практическую значимость педагогического опыта);

·       
новизна методической разработки;

·       
цель и задачи методической разработки. Цель
методической разработки
– основной результат, который должен быть
достигнут в образовательной деятельности: новые состояния, являющиеся
результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме).  Она
должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы её можно было
разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.

Например,
цель может быть следующей:

1) 
определение форм и методов изучения содержания темы;

2)
раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной
программы;

3)
описание видов деятельности ;

4)
описание методики использования современных технических и информационных
средств;

5)
использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках
и т.д.

Задачи
конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при её
достижении. Задачи должны указывать на те изменения, которые должны произойти с
учеником и проявиться в его результатах работы. Задачи описываются глаголами
совершенного вида: научить составлять загадки типа….; научить различать…

Алгоритм,
позволяющий сформулировать цели и задачи:

1)     Ответьте
на вопрос: «Что собираюсь изменить с помощью своей разработки.

Опишите ожидаемый результат: БЫЛО….- СТАЛО. А затем уберите те изменения,
которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только
то, что напрямую касается вашей работы. (Например, БЫЛО: обучающиеся дают
устный ответ о природном объекте бессистемно, пользуясь штампами. – СТАЛО:
обучающиеся составляют связный эмоциональный рассказ о природном объекте,
рассматривая их с разных сторон, используя собственные сравнения)

2)     Составьте
цепочку «Для чего?»
(Например, обучающиеся
умеют составлять связный целостный рассказ – Для чего?- Чтобы целостно
воспринимать окружающий мир- Для чего? – Чтобы осознанно относиться к
окружающему миру.- Для чего – Чтобы уметь изменять окружающий мир)

3)     Составьте
цепочку «Для этого?» (
Например, дети составляют
образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят
метафоры…)

·       
условия применения (что нужно для того,
чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);

·       
трудоемкость, ограничения, риски.

Новизна
методической разработки.
Различают три степени
новизны:

1)     методическая
разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или
практические рекомендации;

2)     методическая
разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо
теоретические положения и практические рекомендации;

3)     методическая
разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации,
отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый
объем – до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Учитываются:

·       
специфика методической разработки (в
соответствии с приведенной классификацией);

·       
существующие требования (рекомендации) к
методической разработке с учетом её специфики (например, требования к плану-конспекту
урока, по ФГОС- технологическая карта урока);

·       
замысел автора и логика разработки (на
усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на
составляющие части). Основная часть методической разработки может разделяться
на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые
арабскими цифрами. Наименование разделов в тексте оформляют в виде заголовков.
Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется
полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка
пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце
заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел
рекомендуется начинать с нового листа. В конце каждого раздела необходимо сформулировать
выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более
высокие результаты.

Рекомендуемый
объем – не менее половины общего объема работы.

Заключение.

Приводятся:

·       
основные выводы по теме разработки;

·       
информация о том, где, когда и в какой
форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

·       
информация о рассмотрении методической
разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания.
(Выписка из протокола помещается в приложении).

В заключении
формулируются выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую
можно осуществить на основе самоанализа педагогической деятельности.

Например,

·       
изменения в качестве знаний, в овладении
практическими умениями;

·       
изменения в уровне воспитанности;

·       
изменения в развитии интереса к предмету.

Диагностика

Диагностика – тема,
требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках
учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских
работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более
читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по
развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не
говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут
ярко и без специального обучения.

Если результат вашей
методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся,
необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что
вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми
задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии.

Другой вариант –
использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо
сослаться на источники.

Если вы решились
предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за
что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить
на два вопроса:

1. По каким объектам вы оценивали
результаты своей работы?
Это могут быть

·       
наблюдаемое поведение детей (дети просят
почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в
предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о
повышении мотивации);

·       
продукты творческой деятельности детей (сочинения,
выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

·       
результаты выполнения специальных заданий
и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете
оценивать?

Это могут быть

·       
наличие определенных  высказываний
учащихся в процессе работы

·       
определенные виды поведения учащихся
(например, если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить
о сформированности умения такие сравнения составлять);

·       
количество правильных ответов на
предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.

Рекомендуемый
объем – до 1 страницы машинописного текста

Список
использованных источников  (см. Приложение 3)

Оформляется в
стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями. Список
литературы строится по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.
Записи рекомендуется располагать следующим образом:

·       
если указано несколько работ одного
автора- по алфавиту заглавий;

·       
при совпадении первых слов в названиях
источников – по алфавиту вторых.

 Список
использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая
Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не
требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно
опустить.

Приложения

Формируются на
усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об
иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:

·       
приложения пронумеровать;

·       
указать название каждого приложения;

·       
каждое приложение начинать с новой
страницы (Приложение 1 и т.п.)

Объем приложений
не лимитируется, но они должны соответствовать тексту

( ссылки на них в
тексте обязательны). Это могут быть схемы, таблицы, рисунки описание творческих
заданий, тесты, карточки для индивидуальной работы, вопросы, викторины, технологические
карты, сценарии и др.

Требования
к оформлению текста методической разработки.

При оформлении
методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению
текста:

·       
формат А4

·       
поля: верхнее- 2,5, слева- 3,0, справа-
1,5, снизу -2,0

·       
номера страниц – арабскими цифрами, внизу
страницы, выравнивание по центру, титульный лист и оглавление включаются в
общую нумерацию, но на них не указывается номер;

·       
шрифт – Tims New Roman;

·       
высота шрифта – 14 ( в таблице можно 12);

·       
междустрочный  интервал – одинарный;

·       
выравнивание текста – по ширине страницы;

·       
переносы слов в заголовках и подзаголовках
не делаются.

Общий объем
методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного
текста.

Иллюстрации обозначаются
словом «Рисунок» и нумеруются в пределах раздела. Номер иллюстрации должен
состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных
точкой.

Методические
разработки уроков –
вид методической
разработки, в систематизированном виде отражающий содержание и ход урока.

Структура
плана-конспекта урока:

·       
дата проведения, его номер по
тематическому планированию;

·       
тема урока;

·       
цель и задачи урока;

·       
тип урока;

·       
структура (сценарий) урока с указанием
последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим
этапам;

·       
методы и приемы работы учителя на каждом
этапе;

·       
учебное оборудование, необходимое для
проведения урока;

·       
содержание учебного материала (фрагменты
речи учителя или полный текст нового материала);

·       
задания для детей на каждом этапе;

·       
алгоритмы выполнения заданий.

Методическая
разработка мероприятий –
разновидность
методической разработки, содержащая логично структурированный и подробно
описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического
вечера, викторины, конкурса, игры и т.п.). Наряду с описанием
последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом
целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается
соответствую0щими методическим советами.

Структура
методической разработки мероприятий:

·       
дата проведения с указание возраста детей;

·       
тема;

·       
цель и задачи внеклассного мероприятия;

·       
тип мероприятия;

·       
структура (сценария) мероприятия с
указанием последовательности его этапов в примерного распределения времени по
этим этапам;

·       
методы и приемы работы педагога ,
использованные в ходе мероприятия;

·       
оборудование, необходимое для проведения
мероприятия;

·       
содержание использованного материала
(фрагменты речи педагога)4

·       
задания для детей  на каждом этапе и алгоритмы
выполнения заданий.

Методическая
разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не
 копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своей
профессиональной деятельности, не нарушая предложенную вами технологию.

                                                                                                             
             Приложение 1

Титульный
лист методической разработки

МБОУ
«……..СОШ»

Название
методической разработки

Методическая
разработка

                                                                                              
Автор-составитель: ФИО (полностью), должность , 

                                                                                              
квалификационная категория   

                                                                                             
Например, Иванова Анна Ивановна,

                                                                                            
  учитель русского языка и литературы

                                                                                            
 первой квалификационной категории
               

с.
Каракулино

2017
год

Методическая разработка

Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного занятия;
  • разработку серии занятий;
  • разработку темы программы;
  • разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;
  • разработку общей методики преподавания дисциплин;
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины;
  • методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями;

Схема методической разработки может включать:

  • название разработки;
  • сведения об авторе;
  • цель;
  • перечень используемого оборудования и материалов;
  • описание хода проведения мероприятия;
  • методические советы по его организации и подведению итогов;
  • список использованной литературы;
  • приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки)

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт; определить цель методической разработки;
  • внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме; составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  • Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  • Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  • Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?». 
  • Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки:

Общая структура:

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • Содержание.
  • Введение (пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические  структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения (дополнительный материал).

В аннотации (рецензии) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна (1 страница).

Во введении (пояснительной записке) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования (1-2 страницы).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Общие требования к оформлению методической разработки

  • Общий объем методической разработки (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14 Times New Roman ). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
  • Объем основного содержания – не менее половины всей рукописи.
  • Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  • Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  • Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  • Количество и объем разделов не лимитируется.

Методические рекомендации

Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе – мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом). Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Общая структура:

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • Содержание.
  • Введение (пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические  структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения (дополнительный материал).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

                На титульном листе должны быть обозначены:

  • название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
  • название;
  • фамилия, имя, отчество автора;
  • название города;
  • год разработки.

                На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

  • сути рассматриваемых вопросов;
  • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);
  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные метод.рекомендации);
  • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

                Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

  • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
  • определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);
  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

                        Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

  • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
  • дать советы по решению:
  • организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
  • финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
  • кадровому обеспечению (требования к экспертам);
  • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

                Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

                Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;
  • тестовые задания;
  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
  • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Общие требования к оформлению методических рекомендаций

  • Общий объем методических рекомендаций (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14 Times New Roman ).
  • Объем основного содержания – не менее половины всей рукописи.
  • Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  • Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  • Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  • Количество и объем разделов не лимитируется.

Методическое пособие

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Типовая структура методического пособия включает:

  • введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу студентов, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
  • теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
  • практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;
  • дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ.

Структура  методического пособия:

Общая структура:

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • Содержание.
  • Введение (пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические  структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения (дополнительный материал).

Структура пособия (разработка)

  1. Титульный лист
  2. Рецензия
  3. Содержание
  4. Пояснительная записка
  5. Стандарт
  6. Памятка для студентов

( если методическое пособие для студентов)

  1. Технологическая карта

(если методическое пособие для преподавателей)

  1. Граф-логические структуры
  2. Работа
  3. Тестовые задания
  4. Эталоны ответов
  5. Глоссарий
  6. Литература

Как написать методическую разработку

Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.

ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.

Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ

Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.

Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?

  • Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.

В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.

Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.

Методическая разработка для разных видов занятия

Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:

  • план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
  • разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
  • разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
  • программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:

  • лекция;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • конференция;
  • семинар;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • деловая игра;
  • экскурсия;
  • смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).

О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки

Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.

Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.

Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно. 

Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.

Зачем создавать методические разработки

Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.

Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.

Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.

Понравился ли Вам материал?

Что такое методическая часть в дипломной работе

Требования к наличию, содержанию и структуре методической части дипломной работы различаются не только в разных вузах, но и на разных кафедрах одного и того же вуза. Иногда наличие методологической главы и вовсе не требуется. Если же требования вуза и кафедры включают методическую часть, то часто это отдельная глава в основной части дипломной работы. В ней студент должен продемонстрировать умение ориентироваться в современных методах исследования и прикладных методах решения поставленных задач, умение привлекать необходимые методы для решения поставленных задач.

Из чего состоит база исследования

Методическая база исследования это, как правило, один из элементов введения. Именно во введении студент впервые обозначает круг инструментов, которыми будет пользоваться для достижения цели. В дальнейшем, студент должен продемонстрировать владение данными методами, умение с их помощью решать поставленные научные задачи. Раскрывается методическая база исследования в отдельной главе дипломной работы.

Методическая основа исследования может включать теоретические и практические методы, необходимые для решения поставленной проблемы и разработки инновационного подхода, соответствующего поставленной цели дипломной работы. Также в дипломной работе могут быть использованы количественные и качественные методы.

Методы для дипломной работы

Рисунок 1. Методы для дипломной работы

Примеры количественных и качественных методов

Рисунок 2. Примеры количественных и качественных методов

Как написать методическую часть в дипломной работе

План работы

Методическая глава в дипломной работе является тоже общей, но с акцентом на особенности проводимого исследования, изучаемого предприятия. В ней важно не просто обосновать используемые методы, но и наполнить их фактическим содержанием, продемонстрировать основания для применения конкретных методов. Чтобы правильно описать методическую базу исследования, необходимо прежде определить цели и задачи научной работы. Это поможет представить, как именно будут выполняться поставленные задачи.

Для реализации методической части в дипломной работе можно пользоваться следующим планом:

1. Составить и описать программу эмпирического исследования – описать цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования.

2. Дать характеристику применяемым методикам и методам, описать методологическую основу – перечислить и кратко описать основные методологические принципы, заложенные в основу эмпирического исследования. Важно описание принципов связать с темой. В этом абзаце нужно ответить на вопрос, почему для темы подходят именно эти принципы, методики и методы. Вводная фраза может быть, например, такой:

«В соответствии с целью и задачами работы для эмпирического исследования (такой-то темы) были подобраны следующие методики».

Описания методик могут быть реализованы по следующему плану:

  • Предмет измерения методики;
  • Автор методики, варианты адаптации;
  • Материал для исследования (вопросы и т. д.);
  • Задачи для испытуемых;
  • Порядок обработки результатов обследования;
  • Шкалы методики и их краткое описание;
  • Нормативы и интерпретация результатов.

3. Описать объекты исследования и полученные результаты – это можно сделать только после выполнения исследования. Описывается и анализируется полученная статистика, качественная информация, выявляются различные зависимости.

Выбор методов в зависимости от темы работы и поставленной цели

Рисунок 3. Выбор методов в зависимости от темы работы и поставленной цели

Фразы-клише для начала методической части

Основные речевые шаблоны:

  • В основу этой дипломной работы легли положения…методологии;
  • Выпускная квалификационная работа базируется на положениях…методологии;
  • Методологическую основу составили следующие положения… методологии;
  • В исследовании были использованы следующие методы исследования…
  • В нашем исследовании используются следующие методы…
  • Методическая база нашего исследования включает…
  • Перечислим методы исследования…
  • В методологическую базу исследования входят такие методы, как…

Как оформить методологическую основу в дипломной работе

При оформлении методической основы в дипломной работе руководствуются требованиями ГОСТа, которые предъявляются к оформлению дипломной работы. Как правило, эта часть работы выделяется либо в самостоятельную главу, либо является частью практической главы, включающей в себя анализ результатов исследования и формулирование рекомендаций.

Примеры и образцы методической части

На рисунке 4 представлен вариант описания методической части во введении к дипломной работе. В этом случае уже во введении применение методов описано с учетом темы работы.

Образец описания методов во введении

Рисунок 4. Образец описания методов во введении

На рисунке 5 представлен вариант методической части как самостоятельной главы дипломной работы. Методическая часть раскрывается посредством реализации содержания эмпирического исследования. При описании используемого метода дана характеристика выборки, описан применяемый метод.

Образец методической главы в дипломной работе

Рисунок 5. Образец методической главы в дипломной работе

На рисунке 6 показан вариант анализа проведенного исследования.

Вариант анализа проведенного исследования

Рисунок 6. Вариант анализа проведенного исследования

Ответы на вопросы

Каков должен быть средний объем методической части дипломной работы?

Это зависит от требований конкретного вуза: минимальный объем – 1 страница во введении, максимальный – самостоятельная глава объемом 10-15 страниц.

Сколько методов исследования нужно использовать в дипломной работе?

Количество методов определяется темой дипломной работы и поставленными задачами. Не имеет смысла указывать большой список методов и потом их не реализовать в работе. Все перечисленные во введении методы должны быть обоснованы и описаны в методической части.

Могут ли методы в дипломной работе быть только теоретическими и описательными?

Дипломная работа предполагает не только всестороннее изучение предмета, но и проведение практических исследований, реализацию экспериментов. Для обзора источников используются методы теоретического плана: анализ, синтез и т. п. Для экспериментальной части подбираются методы, связанные с получением и анализом эмпирических данных.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детско-юношеская спортивная школа»

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК»

Педагог-организатор:

Дресвянина

Нина Михайловна

п.Ревда

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Общие положения………………………………………………………………..4

Требования, предъявляемые к методической разработке……………………..5

Требования к структуре и оформлению методической разработки……….…6

Общие правила оформления…………………………………………………..11

Изложение текста разработки…………………………………………………12

Оформление иллюстраций и приложений……………………………………13

Заключение……………………………………………….……………………..14

Список литературы……………………………………….…………………… 16

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

ВВЕДЕНИЕ

Качество педагогической деятельности во все времена имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. В современном обществе к педагогу предъявляются очень высокие профессиональные требования и чтобы им соответствовать, необходимо постоянно находиться в творческом поиске новых знаний, возможностей, новых идей.

Хороший специалист, обладающий педагогическим мастерством, умеет не только набрать детей, но и постоянно поддерживает их интерес, увлекает своим творчеством и заинтересовывает родителей, может организовать в учреждении результативно работающее объединение, и, как следствие, – «продвигает» своё учреждение в социуме. Современные условия требуют от педагогов не только профессиональных (педагогических и психологических) знаний, но и теоретического осмысления практических результатов, решения комплекса проблем, возникающих в процессе организационной и педагогической деятельности. Актуальность данной работы состоит в значимости презентации педагогического труда, так как современные формы демонстрации профессиональной компетенции педагога дополнительного образования, качество их применения являются показателем конкурентоспособности на рынке дополнительных образовательных услуг.

Цель методической работы– оказание помощи педагогу в обобщении и презентации своего педагогического опыта. Ожидаемый результат – повышение качества работы педагога.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методическая разработка– это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной образовательной программы.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия;

разработку серии занятий;

разработку темы (раздела) образовательной программы:

разработку авторской методики преподавания;

разработку общей методики преподавания;

 разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

 разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2. Определить цель методической разработки.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методической разработки.

5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель, например:

 определение форм и методов изучения содержания темы;

 раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы (раздела) образовательной программы;

 описание видов деятельности педагога и учащихся;

 описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

 осуществление связи теории с практикой на занятиях;

 использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации образовательного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

5. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

6. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

7. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Методическая разработка темы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

 характеристика темы;

 планирование изучение темы;

 рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

 Образовательные цели и задачи темы;

 Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

 Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

 Место и роль темы при изучаемой программы;

 Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

 Дидактический анализ содержания материала;

 Уровни изучения и усвоения учебного материала;

 Сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.

При планировании необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 1.

В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы.

Пример оформления содержания приведен в Приложении 2.

Во введении (не более 0,1% от объема разработки) отражается обоснование актуальности темы, определяются области применения данной разработки, цель, задачи и предполагаемый конечный результат работы.

Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.

Задачи образования подразделяются на задачи:

– обучения (формирование знаний, умений и навыков),

– воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности)

– развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.) Пример задач образования приведен в Приложении 3.

Как правило, методической разработкой педагога дополнительного образования является разработка конкретного занятия.

Рекомендуемый план-конспект занятия:

 Тема программы.

 Тема занятия.

 Тип занятия.

 Вид занятия.

 Цель методическая.

 Цели образования (обучения, воспитания, развития).

 Содержание занятия.

 Материально-техническое обеспечение занятия.

Межпредметные и внутрипредметные связи. Раздел «Содержание занятия» можно выполнить в виде таблицы. Пример таблицы приведен в Приложении 4.

Тип занятия определяется целью его проведения.

Пример типов занятий приведен в Приложении 5.

Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся, которая преобладает на занятии.

Пример видов занятий приведен в Приложении 6.

Этапы проведения занятия:

1. Организационный (Подготовительный) (активизация деятельности, психологический настрой: приветствие, вступительное слово).

2. Основной (решение поставленных цели и задач, практическая деятельность).

3. Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Примерная схема методической разработки:

 Название разработки.

 Название и форма проведения мероприятия.

 Пояснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения.

 Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

 Методические советы на подготовительный период (распределение поручений).

 Сценарный план, ход проведения мероприятия.

 Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

 Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

 Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

 Список литературы.

В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки в алфавитном порядке.

Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку. При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии.

Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Остальные прописные буквы пишутся в соответствии и с нормами русского языка. Название научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращение отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с ГОСТом 7.12 –77. 11

Выделяют следующие элементы библиографического описания.

Для книг

– Заголовок описания (фамилия и инициалы автора или авторов – одного, двух или трех); если авторов более трех, то описание начинается с заглавия. Основное заглавие приводится в том виде, в каком оно на титульном листе.

– Сведения об авторстве приводятся, если описание начинается с заглавия.

К ним относится:

а) фамилии авторов, если их более трех; при этом указываются три первые фамилии и дальше ставится и «др.»;

б) сведения о других лицах, принимавших участие в создании книг (составителях, редакторах и т.п.).

– Сведения о повторности издания (порядковый номер, кроме первого).

– Место и год издания (название города дается без сокращения, за исключением названий Москва, Санкт-Петербург, Ленинград, приводимых в сокращенном виде; соответственно М., СПб., Л.).

– Порядковый номер выпуска или части.

– Количество страниц

Для статей и частей изданий

При описании статей из журналов или сборников, а также произведений, являющихся частью какого-либо издания, сначала приводят сведения о самом описываемом произведении, а затем сведения об издании, в котором оно опубликовано. Элементы описания даются в следующем порядке:

– заголовок описания (фамилия, инициалы автора или авторов);

– основное заглавие;

– сведения об издании, в которых помещено произведение: (для журнала – наименование журнала без кавычек, год, номер, номера страниц, на которых оно размещается). Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно Приложению 7.

 Автор разработки, должность, место работы.

На квалификационное испытание можно представить методическую разработку занятия в детском творческом объединении, материалы для которой даны в Приложение8.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

Оформляют разработку с применением технических средств на одной стороне листа формата А4.

Количество знаков в строке должно составлять 60-70, межстрочный интервал – полуторный компьютерный. Расстояние от левого края листа до начала текста 30 мм, от правого края 10 мм, сверху и снизу – 20 мм от края листа. При компьютерном наборе используется гарнитура шрифта TimesNewRoman, размер – 14.

Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по всему тексту. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях. Для этого можно применять: разное начертание шрифта (курсивное, полужирное, курсивное полужирное), выделение с помощью разрядки, подчеркивания и др.

Текст разработки при необходимости разделяют на главы, пункты, подпункты и абзацы.

Главы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание.

Пункты и подпункты могут иметь заголовки при необходимости.

Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами без каких-либо знаков препинания. Номера страниц проставляются по центру нижнего поля. Титульный лист включается в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставится.

Нумерация листов работы и приложений, входящих в нее, должна быть сквозная.

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА РАЗРАБОТКИ

В методической разработке должны применяться термины и определения, установленные действующими стандартами специальности и терминологическими словарями.

В тексте не допускается:

  • применять обороты разговорной речи;

  • применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

  • применять произвольные словообразования;

  • применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии.

В разработке допускаются ссылки на стандарты и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

Ссылки следует давать на документ в целом или на его разделы и приложения.

Ссылки на подразделы, пункты, подпункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

Ссылки в тексте на использованные источники даются в соответствии с номером в списке источников. Ссылка оформляется следующим образом: после использования источника ставится квадратная скобка, указывается порядковый номер источника и через запятую буква «с» и номер страницы источника, на которую делается ссылка, после чего опять ставится квадратная скобка, например [8, с.25]. Если нужно сделать ссылку на несколько источников без обозначения страниц, то разделителем между ними будет служить точка с запятой, например [6; 8; 12; 15]. Если ссылка делается на несколько источников с обозначением страниц, то ссылка будет выглядеть следующим образом: [5, с.68; 12, с.24].

При ссылке на стандарты указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в Списке использованных источников.

ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстрации могут быть расположены как по тексту разработки (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Например – Рисунок А.3.

Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1.

При ссылках на иллюстрацию следует писать «в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый педагог должен осознавать важность презентации своего труда. Важно не только уметь организовать работу в объединении, грамотно и эффективно реализовывать свою дополнительную программу, важно уметь рассказывать об этом, заинтересовать своей работой, убедить всех, особенно детей и родителей, в её актуальности, нужности, доказать её эффективность.

Если педагог будет четко фиксировать свои педагогические достижения и находки, успех применяемых им методик, постоянно применять и анализировать эффективность работы своей педагогической системы, то он без труда будет управлять качеством учебного процесса – сможет видеть, с одной стороны, недочеты и возможности их исправления, а с другой стороны, – отмечать свои успехи и достижения и активнее продвигать и популяризировать их. В результате этого процесса складывается модель работы педагога, понятная и интересная детям и их родителям, а также коллегам в плане возможности обмена педагогическим опытом.

Грамотно используемые формы демонстрации профессиональной компетенции педагога позволяют показать его неравнодушное отношение к своей профессии, повысить его конкурентоспособность. Всё это позволяет педагогу получать большое удовлетворение от своей работы и стимул для дальнейшего профессионального самосовершенствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2001.

2. Буланова Е.В., Небахарева Э.В. Формы работы с педагогическими кадрами. Государственное образовательное учреждение Ярославской области Центр детей и юношества, информационно-методический центр, 2001- 2002.

3. Березина В.А. Воспитание в системе ДОД.- М.:ЭСЛАН, 2005.

4.Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие.- М.: АНО «Диалог культур», 2007.

5. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. М., 2003.

6. Писарева С.А. Современные научные исследования в области дополнительного образования: возможности использования в практике работы педагога. СПб, 2003.

7.Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

8.Дополнительное образование детей: словарь-справочник/ авт-сост. Д.Е.Яковлев. – М.: Аркти, 2002.

9.Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов. М.: Академия, 2008.

10. festival.september.ru

Приложение 1

Форма титульного листа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центр детского творчества»

НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ

Разработал должность

И.О.Фамилия

п.Ревда

2022г.

Методическая разработка рассмотрена на заседании (название) комиссии. Рекомендована к использованию в (область использования)

Протокол от «____»__________20___г. №______

Председатель комиссии И.О.Фамилия

Приложение 2

Примерный макет содержания

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….4 2……………………………………………………………………………………6 2.1 ……………………………………………………………………………….11 2.2 и т.д.

Заключение ……………………………………………………………………..21

Список использованных источников……………………………………….…22 Приложение 1 Название приложения………………………………………….23 Приложение 2 Название приложения…………………………………………25 и т.д.

Приложение 3

Пример задач обучения

Примеры образовательных задач:

– «Выявление и закрепление знаний по теме № …, устранение пробелов в знаниях обучающихся».

– «Введение новых понятий… (идет их перечень)…»

– «Обучение чтению (пению и т.п.) на…»

– «Изучение схем включения …»

– «Расширение знаний о …»

– «Выявление знаний обучающихся по теме № …, умения их работать с …»

– «Изучение способов определения …»

– «Изучение новых схем …»

– «Расширение знаний о работе …»

– «Изучение особенностей явления, процесса, устройства…»

– «Изучение принципа действия и устройства…»

– «Изучение работы …»

– «Знакомство с порядком выполнения действий …»

– «Изучение способов изменения …»

– «Изучение последовательности действий …»

– «Проверка и закрепление знаний обучающихся по теме …»

– «Изучение режима работы …»

– «Изучение назначения различных …»

– «Изучение явлений …»

– «Обеспечить в ходе занятия усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов, приемов …»

– «Овладение обучающимися алгоритмом решения поставленных задач …»

– «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …»

– «Восполнять следующие пробелы в знаниях, умениях и навыках…»

Примеры воспитательных задач:

– «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся…»

– «Воспитание творческого отношения к деятельности …»

– «Воспитание бережливости и экономии при …»

– «Формирование умений и навыков самоконтроля при …»

– «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …»

– «Воспитание сознательной дисциплины при работе с …»

– «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

– «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде …»

– «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …»

– «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

– «Воспитание творческого отношения к избранной профессии …»

– «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности …»

– «Формирование необходимых коммуникативных качеств …»

Примеры развивающих задач:

– «Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы …»

– «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…»

– «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно- технической информации, выделять главное и характерное …»

– «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …»

– «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли …»

– «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического…) мышления…»

– «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

– «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач…»

Приложение 4

Содержание занятия

Этапы занятия

Действия педагога

Действия детей

Примечания

Приложение 5

Примеры типов занятий

 Занятие по изучению нового учебного материала.

 Занятие по первоначальному формированию умений и навыков.

 Занятие совершенствования знаний, умений и навыков.

 Занятие обобщения и систематизации знаний.

 Занятие контроля знаний, умений и навыков.

 Комбинированное занятие.

Приложение 6

Примеры видов занятий

 Лекция.

 Беседа.

 Самостоятельная работа.

 Практическая работа.

 Конференция.

 Семинар.

 Контрольная работа.

 Зачет.

 Деловая игра.

 Экскурсия.

 Деловые или ролевые игры.

 Соревнования и конкурсы.

 Занятия-аукционы.

 Творческие отчеты.

 Занятия-игры: «Суд», «Поле чудес» и др.

 Концерт.

 Выставка работ.

 Турнир.

 Занятие-путешествие и т.д.

Приложение 7

Примеры оформления источников

Список литературы должен быть свежим, источники 5-7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.

Источники указываются в следующем порядке:

  • законодательная литература, если есть;

  • основная и периодическая;

  • интернет-источники, если есть.

Пример оформления списка литературы:

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. – 2002. – №22. – Ст. 2031.

Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. – М.: Проспект, 2010. – с. 55-56

Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – №4. – с. 3-4.

Остапов А. И. Компрессоры и их устройство // Интернет ресурс: compresium.ru

Макаров. В.М. Новые машины и аппараты. Исследования. Расчеты [Текст]/ В.М. Макаров// Химическое и нефтяное машиностроение. – 1992. – № 12. – С. 2 – 5.

Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интерактив, учеб.]. – Электрон, дан.ипрогр. – СПб.: ПитерКом, 1997. – 1 электрон, опт.диск (СОКОМ) +

Приложение8

Материалы для методической разработки

«Занятие в детском творческом объединении учреждения дополнительного образования детей»

Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы педагога.

Но в отличие от школьного урока в УДО существенно меняется форма организации занятия: главным становится не просто сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение.

Отсюда вытекают главные задачи педагога дополнительного образования при проведении занятия:

 добиться максимальной активности детей,

 включить в творческий процесс всех воспитанников,

 сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,

 побудить получать знания и приобретать конкретные умения.

Занятие является частью квалификационных или конкурсных испытаний, а также формой выявления передового педагогического опыта и обмена им. Занятие – праздник для детей, родителей и педагогов.

При методической разработке занятияпедагог должен показать как свои профессиональные, так и личностные качества:

 знание преподаваемого предмета;

 умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными целями;

 коммуникативные способности, ораторское искусство, актерское мастерство;

 способность к импровизации;

 умение слушать учащихся, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог;

 способность управлять своими эмоциями.

Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и планировании.

Для этого необходимо:

– определить тему занятия;

– поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);

– отобрать соответствующие поставленным целям и особенностям детского коллектива содержание обучения и способы работы;

– четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;

– правильно решить методическое и техническое обеспечение;

– создать благоприятный микроклимат на занятии;

– пробудить активность каждого воспитанника.

Всё это отражается в плане (плане-конспекте). План представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

При составлении плана-конспекта педагог имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель занятия; главное – чтобы занятие отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности педагога и воспитанников. В плане указываются:

– название объединения, в котором проводится занятие

– Ф.И.О. педагога,

– дата и время проведения,

– возраст учащихся,

– тема занятия,

– цель занятия и задачи (обучающие, воспитательные, развивающие),

– тип занятия,

– форма проведения занятия,

– формы организации занятия,

– методы обучения,

– средства обучения,

– оснащение занятия,

– литература,

– ход проведения занятия,

Рассмотрим более подробно некоторые моменты плана занятия.

Цель занятия и задачи

Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. В педагогике можно говорить об общей цели (цель-ориентир) и конкретизированной цели (цель-результат).

Общая цель является долгосрочной, чаще всего она описывает процесс – воспитывать, формировать и т.д. (например – в образовательной программе).

Конкретизированная цель рассчитана на короткий промежуток времени, представляет собой конкретные и измеряемые индикаторы достижения общей цели.

Когда мы говорим о занятии, правильнее иметь в виду конкретизированные цели.

Цель занятия достигается путем решения задач обучающих, развивающих и воспитательных.

Задачи обучающие предполагают четкое определение объема и уровня знаний, достижение которых планируется на занятии.

Задачи воспитательные (для занятия правильнее говорить о воспитательном эффекте) включают в себя формирование основных личностных качеств (гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.), общечеловеческих ценностей. Задачи развивающие предполагают формулирование конкретных требований к умениям и навыкам воспитанников, которые легко проверить и определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть отнесено к задачам развития.

Целеполагание достаточно сложный вопрос. Умение формулировать цели и задачи приходит с опытом, чем чаще мы ставим перед собой какие-либо цели, тем проще мы сможем их описать.

Нет необходимости на одном занятии ставить и решать как можно больше проблем, стремясь за короткое время показать всё своё профессиональное мастерство. Умение поставить конкретную цель, определить задачи – залог успешности педагога при конструировании открытого занятия.

Тип занятия

Следующим шагом при планировании открытого занятия является определение его типа. В современной педагогике выделяются следующие типы занятий:

– занятия усвоения нового материала,

– занятия по закреплению изучаемого материала,

– занятия повторения, занятия систематизации и обобщения,

– занятия проверки и оценки знаний комбинированные.

В зависимости от типа ход проведения занятия будет включать в себя следующие этапы:

Занятие усвоения нового материала

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап усвоения новых знаний, умений и навыков,

– этап закрепления новых знаний,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Занятия по закреплению изучаемого материала

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап закрепления изучаемого материала,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Занятия повторения

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап повторения,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Занятия систематизации и обобщения

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап систематизации и обобщения изученного материала,

-этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Занятия проверки и оценки знаний

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Комбинированное занятие

– организационный этап,

– этап всесторонней проверки знаний или домашнего задания,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап усвоения новых знаний, умений и навыков,

– этап закрепления новых ЗУН,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и решением конкретных задач.

Наиболее сложная работа на занятии – организация обратной связи, то есть обращение к воспитанникам, выяснение понимания ими учебного материала. Опыт показывает, что при отсутствии такой обратной связи дети расхолаживаются, теряют интерес к происходящему.

Формы проведения занятия

Формы проведения занятия могут быть следующими:

– традиционная,

– беседа,

– экскурсия,

– лекция,

– консультация,

– семинар,

– дидактическая сказка,

– игра,

– встреча с интересными людьми, мастерами и т.п.

Формы организации занятия

От выбранной формы проведения занятия зависит выбор форм организации учебного процесса:

 коллективная (фронтальная),

групповая (более 2-х человек),

 парная,

индивидуальная (ребенок работает самостоятельно).

Методы обучения

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много.

Выделяем наиболее традиционные для дополнительного образования:

 Словесный (объяснение, лекция, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация)

Наглядный (картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные опыты и т.п.)

Аудиовизуальный (видео- и аудиоматериалы)

Работа под руководством педагога

Дозированная помощь педагога

 Инструктивно-продуктивный метод (работа над изделием по инструкциям, схемам)

 Самостоятельная работа

 Метод практико-ориентированной деятельности (упражнение, тренинг, тренировка, репетиция, письменные работы)

Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на поставленную проблему)

 Проектные методы (разработка проектов и программ, моделирование ситуаций, создание творческих работ и произведений декоративно-прикладного искусства, планирование конкретных дел, разработка сценариев спектаклей и праздников).

Средства обучения

Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса и возможностями учреждения образования:

 Простые:

– учебники, книги

– раздаточные материалы (схемы, карточки с заданиями, упражнениями или описаниями и т.п.)

– визуальные (модели, макеты, муляжи, рисунки, карты, коллекции и т.п.)

 Сложные:

– механические (диаскоп, микроскоп и т.п.)

– аудиальные (проигрыватель, магнитофон)

– аудиовизуальные (телевизор, видеомагнитофон, DVDпроигрыватель и т.п.)

– средства автоматизации (компьютеры, телекоммуникационные сети и информационные системы).

Оснащение занятия

Имеются в виду оснащение кабинета и рабочего места воспитанников на занятии, а также материалы, приспособления и инструменты, необходимые в процессе практической работы.

Литература

План должен обязательно содержать перечень использованной для конструирования занятия литературы. В план можно также включать перечень литературы для воспитанников.

Ход занятия

Структура занятия зависит от типа занятия. В ходе занятия расписывается содержательная часть каждого этапа. Указывается количество минут, отводимого на этапы занятия.

Вспомним, что при описании хода проведения занятия обязательны для любого типа занятий:

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению знаний,

– этап подведения итогов, на котором создается ситуации успеха,

– рефлексия – анализ воспитанниками собственного состояния, чувств, переживаний по завершении какой-либо деятельности. Может проводиться между любыми этапами занятия или внутри них.

Рефлексия является одним из главных условий современного обучения и воспитания.

По определению рефлексия – это способность человека к самопознанию, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности.

Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал?, что чувствовал?, что приобрел?, что меня удивило?, что я понял и как оценил свою деятельность? В содержание рефлексии входят размышлении по поводу того, что значило для меня быть с другими людьми, как я воспринимал и реагировал на поведение окружающих меня людей.

Рефлексия может быть проведена:

 в форме опроса,

с использованием подручных средств или специальных карточек, в письменной форме (воспитанникам может быть предложена недописанная фраза, задающая направление их мыслям. Например «на протяжении занятия я чувствовал себя …, потому что …», «Если бы я был педагогом, то включил бы в занятие …», «Считаю, что занятие удалось (не удалось) потому, что…». Так же в рефлексивных целях возможно проведение различных диагностик, анкетирований, тестирований.)

в устной форме индивидуально (проводиться в случае, когда между педагогом и воспитанником достигнут определенный уровень доверия.Педагогу следует помнить о том, что во время рефлексии следует соблюдать негласное правило: нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка, спрашивать о сокровенном, выуживать его тайны и секреты, провоцировать распахнутость души. Нельзя превращать рефлексию в мучение ребенка. Он говорит то, что думает и никто не вправе оценивать его мнение. Он также имеет право на молчание или сознательное умолчание.)

Суть рефлексии не в организации духовного стриптиза, а в приучении к самоконтролю, к самооценке и формировании общей привычки к осмыслению протекающей жизни.

Очень важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и учащихся в душе каждого остался праздник творчества.

Добавить комментарий