Как составить расходное обязательство

Методические рекомендации по составлению реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по составлению реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Правилами составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2018 № 326, и пунктом 14 графика подготовки и рассмотрения в 2021 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, доведенного поручением Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 № 1637п-П13 (далее – График), в целях формирования и ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – реестр расходных обязательств федерального бюджета) и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – реестр расходных обязательств бюджетов фондов) (далее при совместном упоминании – реестр расходных обязательств).

2. Реестры расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов составляются с целью учета расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, и определения объема средств федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, необходимого для их исполнения.

II. Порядок составления и ведения реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации)
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

3. Реестр расходных обязательств включает в себя информацию:

а) о законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих правовые основания для возникновения и (или) принятия расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

б) об объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, распределенных по главным распорядителям средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов.

4. Реестр расходных обязательств состоит из двух частей:

реестр расходных обязательств, не содержащий сведений, отнесенных
к государственной тайне;

реестр расходных обязательств, содержащий сведения, отнесенные
к государственной тайне.

5. Реестр расходных обязательств формируется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – информационная система) в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя главного распорядителя средств федерального бюджета (органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) (уполномоченного лица).

Реестр расходных обязательств, содержащий сведения, относящиеся к государственной тайне, формируется с использованием специального программного обеспечения информационной системы, предоставляемого Министерством финансов Российской Федерации.

6. Реестр расходных обязательств составляется по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2017 № 24н «Об утверждении формы реестра расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации)», в тыс. рублей до одного знака после запятой с учетом следующих рекомендаций:

6.1. Заголовочная часть реестра расходных обязательств не заполняется.

В информационной системе данные о наименовании и коде главного распорядителя средств федерального бюджета (органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) по классификации расходов бюджетов указываются автоматически и не подлежат изменению.

6.2. В реестре расходных обязательств сведения о законодательных и иных нормативных правовых актах, обусловливающих публичные нормативные обязательства или правовые основания для иных расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, отражаются в виде двух уровней:

федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие правовые основания возникновения (принятия) расходных обязательств Российской Федерации или определяющие расходное обязательство, соответствующее направлению расходов по целевой статье классификации расходов бюджетов (далее – НПА первого уровня);

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и (или) государственного органа Российской Федерации, определяющие расходное обязательство, соответствующее направлению расходов по целевой статье классификации расходов бюджетов[1] (далее – НПА второго уровня).

6.3. В графах 1-19 реестра расходных обязательств указываются в разрезе разделов, подразделов и целевых статей классификации расходов бюджетов:

код строки (графа 1);

реквизиты и ссылка на НПА первого уровня (графы 2-10);

реквизиты и ссылка на НПА второго уровня (графы 11-19);

6.4. В графах 2-10 реестра расходных обязательств в обязательном порядке должны быть указаны соответственно вид нормативного правового акта, наименование, дата, номер, а также раздел (глава), одна или несколько статей, частей (пунктов), подпунктов, абзацев НПА первого уровня.

6.5. В качестве НПА первого уровня в графах 2-10 реестра расходных обязательств указываются:

6.5.1. В части расходных обязательств по обеспечению функций государственных органов (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации); выплатам по оплате труда работников государственных органов (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации); страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации; закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд; предоставлению межбюджетных трансфертов; осуществлению бюджетных инвестиций; предоставлению субсидий на осуществление капитальных вложений; исполнению судебных актов; уплате налогов, сборов и иных платежей; предоставлению субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям – законодательные акты, регулирующие правоотношения в сфере профильной деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) («отраслевые» законы) и определяющие уполномоченный орган исполнительной власти (орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации), осуществляющий функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (при наличии таких норм в «отраслевом» законе).

6.5.2. В части расходных обязательств по обеспечению функций находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти федеральных государственных организаций науки и образования, осуществляющих научно-исследовательскую и образовательную деятельность в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти – федеральные законы, предусматривающие возможность создания федеральными органами исполнительной власти научных и образовательных организаций (Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

6.5.3. В части публичных нормативных обязательств, обусловленных законодательными актами Российской Федерации или Указами Президента Российской Федерации – законы и Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие соответствующие публичные нормативные обязательства.

В части публичных нормативных обязательств, обусловленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также иных расходных обязательств по социальному обеспечению и осуществлению выплат населению – законодательные акты, регулирующие вопросы предоставления соответствующим категориям лиц социальных пособий, компенсаций или иных выплат, например:

в части социальной поддержки граждан, имеющих детей – Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

в части социальной поддержки инвалидов – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

6.5.4. В части обеспечения реализации международных обязательств Российской Федерации, в том числе связанных с осуществлением взносов в международные организации, обусловленных международными договорами Российской Федерации, – «отраслевые» законодательные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в конкретной сфере деятельности, федеральные законы о ратификации международных договоров в случае, если соответствующие договоры подлежат ратификации.

6.6. Не допускается приведение в качестве НПА первого уровня законодательных актов, носящих процедурный характер или определяющих правовые основы, общие подходы и принципы регулирования (за исключением положений, устанавливающих полномочия органов государственной власти):

– определения стратегических приоритетов (национальных целей развития) документами стратегического планирования в рамках целеполагания (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»);

– правового положения участников гражданского оборота (Гражданский кодекс Российской Федерации);

– бюджетных правоотношений (Бюджетный кодекс Российской Федерации);

– трудовых отношений (Трудовой кодекс Российской Федерации);

– отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (Налоговый кодекс Российской Федерации);

– деятельности и общих полномочий Правительства Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации»);

– обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

– общего порядка заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации (Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»);

– отношений, связанных с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).

Также не допускается приведение в качестве НПА первого уровня федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период; документов, не являющихся нормативными правовыми актами: распоряжений и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, писем, протоколов, стенограмм, решений, соглашений и иных.

В случаях, когда вышеуказанные акты, наряду с общими положениями, содержат отдельные нормы, предусматривающие необходимость осуществления конкретных расходов федеральными органами (органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) и учреждениями, они могут быть указаны в качестве НПА первого уровня (с обязательным приведением ссылок на конкретные разделы/главы, статьи, части/пункты, подпункты, абзацы указанных НПА). Например, Трудовой кодекс Российской Федерации может быть указан в качестве НПА первого уровня в случае применения положений его статьи 325, предусматривающей необходимость оплаты федеральными государственными органами и федеральными государственными учреждениями работникам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающим членам их семей стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно.

6.7. В случае наличия нескольких НПА первого уровня, обуславливающих правовые основания для принятия расходных обязательств, отражаемых по одному коду классификации расходов бюджетов, в реестре расходных обязательств в обязательном порядке должны быть указаны все соответствующие НПА первого уровня. Например, в части расходов на содержание специальных объектов в рамках мобилизационной подготовки органов государственной власти в качестве НПА первого уровня должны быть указаны Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».

6.8. В графах 11-19 реестра расходных обязательств в обязательном порядке должны быть указаны соответственно вид нормативного правового акта, наименование, дата, номер, а также раздел (глава, приложение), одна или несколько статей, частей (пунктов), подпунктов, абзацев НПА второго уровня.

6.9. В качестве НПА второго уровня указываются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и (или) государственного органа Российской Федерации, которыми закреплены конкретные направления финансирования в рамках целевой статьи классификации расходов бюджетов. Указанные акты должны содержать положения, позволяющие установить, что соответствующие главные распорядители средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) наделены полномочиями или функциями по принятию и исполнению конкретных расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на очередной финансовый год и на плановый период, с приведением ссылок на положения данных нормативных правовых актов, устанавливающие их полномочия и (или) определяющие полномочия по осуществлению ими расходов в соответствии с установленными видами деятельности.

При этом полномочия, функции главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), установленные указанными нормативными правовыми актами, не должны противоречить полномочиям, обусловленным законодательным актом, приведенным в качестве НПА первого уровня.

При отсутствии указанных нормативных правовых актов в реестре расходных обязательств федерального бюджета приводятся постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие положения о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в конкретной сфере деятельности.

При этом полномочия, функции и права главного распорядителя средств федерального бюджета как федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности, определенные указанным положением, не должны противоречить полномочиям, обусловленным законодательным актом, приведенным в качестве НПА первого уровня.

6.10. В таблице ниже приведены типовые примеры указания норм акта, утверждающего положение о федеральном органе исполнительной власти, в качестве НПА второго уровня при отсутствии постановления Правительства Российской Федерации, определяющего федеральный орган исполнительной власти в качестве уполномоченного на исполнение расходного обязательства.

Таблица

Вид расходов

Норма положения о ФОИВ, определяющая:

выплаты по оплате труда, по судебным искам, уплата налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и иных обязательных платежей

1) функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФОИВ и реализацию возложенных на него функций;

2) финансовое обеспечение расходов на содержание ФОИВ за счет средств федерального бюджета.

выплаты по оплате труда, по судебным искам, уплата налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и иных обязательных платежей по смете подведомственных казенных учреждений

1) функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФОИВ и реализацию возложенных на него функций;

2) полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных организаций.

предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям

1) функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФОИВ и реализацию возложенных на него функций;

2) полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных организаций

субсидии иным НКО, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям

функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФОИВ и реализацию возложенных на него функций

закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд

осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд

дополнительное профессиональное образование

организация дополнительного профессионального образования

взносы в международные организации

международное сотрудничество

6.11. В отношении расходных обязательств, связанных с финансовым обеспечением деятельности подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета государственных учреждений, а также расходных обязательств, исполняемых государственными учреждениями как главными распорядителями средств федерального бюджета, в реестре расходных обязательств федерального бюджета в качестве НПА второго уровня могут быть приведены постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие уставы соответствующих государственных учреждений.

6.12. В отношении расходных обязательств, связанных с осуществлением бюджетных инвестиций и предоставлением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации и предоставлением юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий или бюджетных инвестиций, предусмотренных пунктом 8 статьи 78, подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3, абзацем первым пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – расходы на капитальные вложения), в реестре расходных обязательств федерального бюджета в качестве НПА второго уровня указываются принятые в установленных Правительством Российской Федерации порядках решения в форме:

нормативных правовых (правовых) актов Правительства Российской Федерации (правовых актов главных распорядителей средств федерального бюджета) об осуществлении расходов на капитальные вложения;

постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении федеральных целевых программ, предусматривающих расходы на капитальные вложения.

6.13. В случае если имеется несколько нормативных правовых актов, наделяющих главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) полномочиями или функциями по принятию и исполнению конкретных расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), то в графах 11-19 реестра расходных обязательств в обязательном порядке указываются все соответствующие НПА второго уровня.

6.14. Не допускается приведение в качестве НПА второго уровня:

– документов, не являющихся нормативными правовыми актами: распоряжений и поручений Президента Российской Федерации (Правительства Российской Федерации), писем, протоколов, стенограмм, решений, соглашений и иных;

– постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.12 Методических рекомендаций, а также случаев, когда указанными постановлениями Правительства Российской Федерации утверждаются правила предоставления субсидий из федерального бюджета, определяющие в том числе главных распорядителей средств федерального бюджета, уполномоченных на предоставление данных субсидий (в этом случае в качестве НПА второго уровня могут указываться постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие правила предоставления соответствующих субсидий);

– нормативных правовых актов общего методического характера (например, постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716 «Об утверждении правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы», от 09.01.2014 № 13 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета», от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и т.п.);

– договоров (в том числе международных), соглашений, государственных контрактов, заключаемых при осуществлении федеральными органами государственной власти (органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) их полномочий, договоров (соглашений), заключаемых федеральными казенными учреждениями от имени Российской Федерации.

6.15. Допускается временное приведение в качестве НПА первого и второго уровней проектов нормативных правовых (правовых) актов, предусматривающих возникновение (принятие) новых расходных обязательств Российской Федерации в планируемом периоде.

В этом случае в графе «Вид» реестра расходных обязательств указывается вид разрабатываемого нормативного правового (правового) акта и – в скобках – слово «проект», в графе «Наименование» приводится наименование проекта нормативного правового (правового) акта, в графе «Дата» указывается предполагаемая дата принятия нормативного правового (правового) акта, в графе «Номер» указываются прочерки «—». Приведение ссылки на положения проектов актов (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) не требуется.

После утверждения нормативного правового (правового) акта информация о НПА соответствующего уровня подлежит уточнению путем направления в Министерство финансов Российской Федерации предложения на изменение (дополнение) элементов справочника в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующего нормативного правового (правового) акта.

6.16. Графы 2 и 11 реестра расходных обязательств заполняются на основании справочника «Виды нормативных документов», ведение которого осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

6.17. В случае если нормативный правовой (правовой) акт содержит сведения, составляющие государственную тайну, в соответствующих графах 3, 5, 12 и 14 реестра расходных обязательств, не содержащего сведения, отнесенные к государственной тайне, указывается слово «секретно» (в графах 5, 14 допускается указание номера нормативного правового (правового) акта), при этом графы 6-10, 15-19 не заполняются.

В случае если нормативный правовой (правовой) акт имеет гриф «для служебного пользования», в реестре расходных обязательств, не содержащем сведения, отнесенные к государственной тайне:

в графах 5, 14 указывается номер нормативного правового (правового) акта с аббревиатурой «ДСП» (в формате «№ ХХХ ДСП»);

в графах 3, 12 указывается наименование нормативного правового (правового) акта. При этом с целью ограничения раскрытия основной информации (объем финансирования, цель расходования средств, объект финансирования, главный распорядитель средств, осуществляющий расходы и т.п.) допускается сокращение наименования акта или указание вместо наименования акта аббревиатуры «ДСП».

В реестре расходных обязательств, содержащем сведения, отнесенные к государственной тайне, реквизиты соответствующих нормативных правовых (правовых) актов указываются полностью, при этом допускается незаполнение граф 6-10 и 15-19.

6.18. Для целевой статьи классификации расходов бюджетов, соответствующей публичному нормативному обязательству Российской Федерации, в реестре расходных обязательств указываются реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего публичное нормативное обязательство, номера его разделов (глав), статей, частей (пунктов), подпунктов, абзацев, соответствующие правовому основанию возникновения данного публичного нормативного обязательства, указанному в перечне публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на соответствующий финансовый год и плановый период.

6.19. Отсутствие в реестре расходных обязательств данных о НПА первого и (или) второго уровней по конкретному расходному обязательству свидетельствует о недостаточной обоснованности правомерности осуществления данных расходов за счет средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) (за исключением случаев в отношении НПА второго уровня, приведенных в пункте 6.20 Методических рекомендаций). В этой связи главным распорядителям средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) необходимо своевременно принять меры по внесению требуемых изменений в законодательные и иные нормативные правовые (правовые) акты, подлежащие дальнейшему отражению в реестре расходных обязательств в качестве правовых оснований для их возникновения (принятия).

6.20. В следующих случаях графы 11-19 реестра расходных обязательств могут не заполняться (НПА второго уровня может не приводиться):

– если НПА первого уровня, приведенный в реестре расходных обязательств, устанавливает конкретное расходное обязательство органа государственной власти (органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации), то есть содержит норму прямого действия (не требующую дополнительного правового регулирования подзаконными актами), в соответствии с которой бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства должны быть предусмотрены конкретному главному распорядителю средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации). Данное положение распространяется только на расходные обязательства постоянного действия (исполнение которых не ограничено определенным периодом времени). Например, законодательные акты и Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие публичные нормативные обязательства;

– если положение о федеральном государственном органе утверждено Указом Президента Российской Федерации (допускается приведение такого указа в качестве НПА первого уровня в дополнение к соответствующему законодательному акту), и при этом отсутствуют акты Правительства Российской Федерации и ведомственные акты нормативного характера, определяющие указанный орган государственной власти в качестве уполномоченного на исполнение соответствующего расходного обязательства.

6.21. В графах 20-32 реестра расходных обязательств указываются в разрезе расходных обязательств Российской Федерации, исполняемых в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов:

код главного распорядителя средств федерального бюджета (органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) по классификации расходов бюджетов (графа 20);

код раздела по классификации расходов бюджетов (графа 21);

код подраздела по классификации расходов бюджетов (графа 22);

код и наименование программного (непрограммного) направления деятельности целевой статьи классификации расходов бюджетов (графы 23 и 24);

код и наименование типа структурного элемента (элемента непрограммного направления деятельности) целевой статьи классификации расходов бюджетов (графы 25 и 26);

код и наименование структурного элемента целевой статьи классификации расходов бюджетов (графы 27 и 28);

код и наименование направления расходов целевой статьи классификации расходов бюджетов (графы 29 и 30);

код и наименование вида расходов классификации расходов бюджетов (графы 31 и 32) с детализацией до подгруппы и элемента вида расходов.

6.22. Графы 20-32 реестра расходных обязательств заполняются в информационной системе автоматически.

6.23. В графах 33-35 реестра расходных обязательств:

указывается в разрезе расходных обязательств Российской Федерации, исполняемых в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов, объем бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства соответственно в очередном финансовом году, первом и втором годах планового периода;

приводится распределение бюджетных ассигнований на очередной 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по коду классификации расходов бюджетов, сведения о котором приведены в графах 20-32 реестра расходных обязательств.

Графы 33-35 реестра расходных обязательств в информационной системе заполняются автоматически по результатам заполнения соответствующих обоснований бюджетных ассигнований по коду классификации расходов бюджетов, сведения о котором приведены в графах 20-32 реестра расходных обязательств.

6.24. В графе 20 строки «Итого по коду главы» реестра расходных обязательств приводится код главного распорядителя средств федерального бюджета (органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации).

6.25. Графы 33-35 строки «Итого по коду главы» реестра расходных обязательств заполняются в информационной системе автоматически как сумма значений по всем кодам классификации расходов бюджетов соответствующей графы реестра расходных обязательств.

7. Объемы бюджетных ассигнований на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов формируются по результатам заполнения обоснований бюджетных ассигнований на соответствующий период, порядок составления которых определен приказами Министерства финансов Российской Федерации от 17.06.2021 № 86н «О Порядке формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований» и от 14.05.2021 № 69н «О Порядке формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»[2].

8. Для формирования реестра расходных обязательств используются классификаторы, реестры и справочники, ведение которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

9. Изменение (дополнение) отдельных элементов классификаторов, реестров и справочников осуществляется на основании заявок, формируемых главными распорядителями средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) и направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, определенном в разделе III Методических рекомендаций.

10. Реестры расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов подлежат направлению в Министерство финансов Российской Федерации одновременно с направлением в Министерство финансов Российской Федерации предложений по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммные направления деятельности в соответствии с пунктом 24 Графика.

Реестры расходных обязательств главных распорядителей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов подлежат направлению в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (в части Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) и Министерство здравоохранения Российской Федерации (в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования) в соответствии с пунктом 27 Графика.

Согласованные с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (в части Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) и Министерством здравоохранения Российской Федерации (в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования) реестры расходных обязательств главных распорядителей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов подлежат направлению в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 33 Графика.

11. Реестр расходных обязательств, содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне, представляется в Министерство финансов Российской Федерации в форме бумажного документа, подписанного руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета (органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) (уполномоченным лицом), и в электронном виде с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

12. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет проверку и принятие реестра расходных обязательств в соответствии с пунктами 16 и 17 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2014 № 621.

13. При осуществлении проверки реестра расходных обязательств Министерство финансов Российской Федерации осуществляет проверку:

заполнения всех полей реестра расходных обязательств;

актуальности НПА первого и второго уровней;

правильности указания реквизитов (вида, наименования, даты принятия, номера), правильности и полноты указания применяемых положений (разделов (глав, приложений), статей, частей (пунктов), подпунктов, абзацев) НПА первого и второго уровней;

соответствия объемов бюджетных ассигнований, приведенных в реестре расходных обязательств федерального бюджета, предельным базовым объемам бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на реализацию государственных программ Российской Федерации (непрограммные направления деятельности), по главному распорядителю средств федерального бюджета, расчет которых доведен в соответствии с пунктом 14 Графика (с учетом перераспределения бюджетных ассигнований в соответствии с порядком, установленным Методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по кодам классификации расходов бюджетов).

III. Порядок изменения (дополнения) нормативно-справочной информации, используемой при составлении реестров расходных обязательств

14. Изменение (дополнение) нормативно-справочной информации, используемой при составлении реестров расходных обязательств, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) (далее – главные распорядители) в составе предложений:

на изменение (дополнение, исключение) справочников направлений расходов и целевых статей расходов классификации расходов бюджетов, справочников типов структурных элементов (элементов непрограммного направления деятельности) и структурных элементов целевой статьи, справочников, используемых при формировании реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

на новый код классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

на редактирование нормативных правовых актов кода классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

(далее – предложения).

15. Предложения, не содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, формируются главными распорядителями в информационной системе в разделе «Документы и справочники / Предложение по внесению изменений в НСИ» в форме электронного документа, удостоверенного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя главного распорядителя (уполномоченного лица), и направляются в Министерство финансов Российской Федерации.

16. Предложения, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, формируются и направляются в департамент Министерства финансов Российской Федерации, курирующий соответствующие расходы, в форме документа на бумажном носителе, оформленного на бланке организации, подписанного руководителем главного распорядителя (уполномоченным лицом) в установленном законодательством порядке.

17. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет рассмотрение предложений в информационной системе в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня их получения.

При положительном результате рассмотрения предложения Министерство финансов Российской Федерации осуществляет изменение (дополнение) нормативно-справочной информации.

При отрицательном результате рассмотрения предложения Министерство финансов Российской Федерации формирует соответствующую резолюцию с указанием причин отклонения.

18. Результаты рассмотрения предложений, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, направляются Министерством финансов Российской Федерации главному распорядителю в форме документа на бумажном носителе в установленном законодательством порядке.

Нормативно-справочная информация, используемая в специальном программном обеспечении информационной системы, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, доводится до главных распорядителей в установленном порядке с учетом согласованных Министерством финансов Российской Федерации изменений (дополнений).

19. Ведение справочника нормативных правовых актов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании предложений с учетом сведений о нормативных правовых актах, размещаемых на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Федеральным законом
от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Включение в справочник нормативных правовых (правовых) актов, имеющих гриф «Для служебного пользования» или содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований к наименованию акта, номеру и дате принятия акта, установленных подпунктом 6.17 Методических рекомендаций.

IV. Информационное обеспечение при работе в информационной системе

20. Министерством финансов Российской Федерации обеспечивается техническое сопровождение главных распорядителей по телефону службы поддержки 8-800-350-02-18 или путем направления заявки в разделе «Техническая поддержка / Обращения в техническую поддержку» информационной системы.

21. В подпунктах «Часто задаваемые вопросы» и «Документация» Справочной информации разделов «РРО и ОБАС / Реестры расходных обязательств» и «Документы и справочники / Предложения по внесению изменений в НСИ» содержится необходимая информация по работе в данных реестрах и соответствующие руководства пользователя.


[1] Допускается приведение правовых актов Правительства Российской Федерации (главных распорядителей средств федерального бюджета) в случаях, установленных пунктом 6.12 Методических рекомендаций.

[2] Приказы находятся на государственной регистрации в Минюсте России, размещены на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе Деятельность> Бюджет> Обоснования бюджетных ассигнований> Нормативные правовые акты

Расходные обязательства

принятия федеральных законов и (или) нормативных
правовых актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации

заключения Российской Федерацией
(от имени Российской Федерации) договоров
(соглашений)

заключения от имени Российской
Федерации договоров (соглашений)
федеральными казенными учреждениями

Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет:

Собственных доходов
Источников финансирования дефицита федерального бюджета
Средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

1

2

3

Российская Федерация
(

ст. 84 БК РФ

)

Субъекты Российской Федерации
(

ст. 85 БК РФ

)

Муниципальные образования
(

ст. 86 БК РФ

)

принятия федеральных законов и (или)
нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, предусматривающих
предоставление из федерального бюджета
межбюджетных трансфертов

Расходные обязательства
Российской Федерации
возникают в результате:

с изменениями от 22.12.2022

Смотрите статьи:
  • “Принятые и денежные обязательства: учет при аренде и по авансовым платежам”
  • “Принимаемые обязательства при закупках: учет и отражение в 1С: БГУ 8”

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанные с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Также понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции N 157н.

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Кроме того с 2022 года для учреждений – заказчиков всех уровней бюджетов обязательной стала электронная приемка результатов заключенных контрактов и договоров. В этой связи осуществляется формирование уже электронного документа о приемке. Так вот Федеральное казначейство указывает, что именно документ о приемке в электронной форме подтверждает возникновение денежного обязательства (см. письмо Федерального казначейства от 19.11.2021 N 07-04-05/14-28375).

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов – оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 “Обязательства” (п. 318 Инструкции N 157н). Причем в данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N3 к приказу Минфина России от 30.10.2020 N 258н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

      • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
      • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом “Красное сторно” на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако необходимо иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов, за исключением отдельных единичных случаев, недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с нормами действующего законодательства, в частности, с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств.

За санкционирование отвечает Казначейство России или финорган. В эти ведомства учреждения предоставляют документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета закреплен приказом Минфина России от 30.10.2022 N 257н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после прохождения соответствующего контроля, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия распоряжениями согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

      • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 140 Инструкции N 162н на счете 0 502 01 000 “Принятые обязательства”.
      • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 141 Инструкции N 162н на счете 0 502 02 000 “Принятые денежные обязательства”.

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Представляем наш полезный сервис – Онлайн-школа Компании «Учет в БГУ».
Онлайн-школа – это комплексная поддержка бухгалтеров казенных, бюджетных, автономных учреждений, которая включает ежеквартальные вебинары и еженедельные видеоматериалы. В материалах наши эксперты доступно и понятно:

  • рассказывают о всех важных изменениях в учете и отчетности,
  • делятся секретами работы в программах 1С и помогают осваивать новые сервисы,
  • учат грамотно и эффективно использовать возможности 1С:БГУ 8.

Выбирайте подходящий для Вас тариф по ссылке — ВЫБРАТЬ ТАРИФ.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.


Опубликовано 25.05.2017

Бюджетный кодекс РФ, N 145-ФЗ | ст. 84 БК РФ

1. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации” к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации” к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

2. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

3. Положения федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета (бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) бюджетам субъектов Российской Федерации (бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования), должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 84 Бюджетный кодекс РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-ЭС16-1095, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Иное толкование заявителями положений гражданского и бюджетного законодательств, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права…

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС15-17422, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суды руководствовались статьями 16, 539, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 «Об образовании» и исходили из того, что финансирование расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не относится к полномочиям субъекта Российской Федерации…

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС15-8493, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Возложение на Российскую Федерацию обязательств по возмещению расходов по выплате денежной компенсации указанной категории противоречит положением статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Минфин России полагает, что действующим законодательством не установлена обязанность Российской Федерации по возмещению расходов по выплате денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг вышеуказанным категориям граждан…

Приложение № 7

к учетной политике для целей бухучета,

утвержденной Приказом №   от

Порядок принятия обязательств

1. Бюджетные обязательства (принятые, принимаемые, отложенные) принимать к учету в пределах плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД).

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относить расходные обязательства, предусмотренные к исполнению в текущем году, в том числе принятые и неисполненные учреждением обязательства прошлых лет, подлежащие исполнению в текущем году.

К принимаемым бюджетным обязательствам текущего финансового года относить обязательства, принимаемые при проведении закупок конкурентными (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений) способами в порядке, установленном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

К отложенным бюджетным обязательствам текущего финансового года относить обязательства по созданным резервам предстоящих расходов (на оплату отпусков, на ремонт основных средств и т. д.).

Порядок принятия бюджетных обязательств (принятых, принимаемых, отложенных) приведен в таблице № 1.

2. Денежные обязательства отражать в учете не ранее принятия бюджетных обязательств. Денежные обязательства принимаются к учету в сумме документа, подтверждающего их возникновение. Порядок принятия денежных обязательств приведен в таблице № 2.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению.

Таблица № 1

Порядок учета принятых (принимаемых, отложенных) бюджетных обязательств 


п/п

Вид обязательства

Документ-основание/первичный учетный документ

Момент отражения в учете

Сумма обязательства

Бухгалтерские записи

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

1. Обязательства по госконтрактам

1.1

Обязательства по контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Заключение контракта на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (организацией или гражданином) без проведения закупки конкурентным способом в порядке, установленном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Государственный контракт/ Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Дата подписания государственного контракта

В сумме заключенного контракта

На текущий финансовый период

КРБ.0.506.10.ХХХ

КРБ.0.502.11.ХХХ

На плановый период

КРБ.0.506.Х0.ХХХ

КРБ.0.502.Х1.ХХХ

1.2

Обязательства по госконтрактам, заключенным путем проведения конкурентных закупок (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений)

1.2.1

Размещено извещение об осуществлении закупок в единой информационной системе

Извещение о проведении закупки/ Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Дата размещения извещения о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru

Обязательство отражается в учете по максимальной цене лота, объявленной в документации (с указанием контрагента «Конкурентная закупка»)

На текущий финансовый период

КРБ.0.506.10.ХХХ

КРБ.0.502.17.ХХХ

На плановый период

КРБ.0.506.Х0.ХХХ

КРБ.0.502.Х7.ХХХ

1.2.2

Принятие суммы расходного обязательства при заключении государственного контракта по итогам конкурентной закупки (конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений)

Государственный контракт/ Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Дата подписания государственного контракта

Обязательство отражается в сумме заключенного контракта с учетом финансовых периодов, в которых он будет исполнен

На текущий финансовый период

КРБ.0.502.17.ХХХ

КРБ.0.502.11.ХХХ

На плановый период

КРБ.0.502.Х7.ХХХ

КРБ.0.502.Х1.ХХХ

1.2.3

Уточнение принимаемых обязательств на сумму экономии при заключении госконтракта по результатам конкурентной закупки

Государственный контракт/ Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Дата подписания государственного контракта

Корректировка обязательства на сумму экономии в результате проведения закупки

На текущий финансовый период

КРБ.0.502.17.ХХХ

КРБ.0.506.10.ХХХ

На плановый период

КРБ.0.502.Х7.ХХХ

КРБ.0.506.Х0.ХХХ

1.2.4

Уменьшение принятого обязательства в случае:– отмены закупки;– признания закупки несостоявшейся по причине того, что не было подано ни одной заявки;– признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта

Протокол подведения итогов конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений. Протокол признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта/ Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Дата протокола о признании конкурентной закупки несостоявшейся. Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта

Уменьшение ранее принятого обязательства на всю сумму способом «Красное сторно»

На текущий финансовый период

КРБ.0.506.10.ХХХ

КРБ.0.502.17.ХХХ

На плановый период

КРБ.0.506.Х0.ХХХ

КРБ.0.502.Х7.ХХХ

1.3

Обязательства по госконтрактам, принятые в прошлые годы и не исполненные по состоянию на начало текущего финансового года

Госконтракты, подлежащие исполнению за счет бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году

Заключенные контракты

Начало текущего финансового года

Сумма не исполненных по условиям госконтракта обязательств

КРБ.0.502.21.ХХХ

КРБ.0.502.11.ХХХ

2. Обязательства по текущей деятельности учреждения

2.1

Обязательства, связанные с оплатой труда

2.1.1

Зарплата

Расходное расписание (ф. 0531722)

Начало текущего финансового года

В объеме утвержденных плановых назначений

КРБ.0.506.10.211

КРБ.0.502.11.211

2.1.2

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Расчетные ведомости (ф. 0504402). Расчетно-платежные ведомости (ф. 0504401).Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов

В момент образования кредиторской задолженности – не позднее последнего дня месяца, за который производится начисление

Сумма начисленных обязательств (платежей)

КРБ.0.506.10.213

КРБ.0.502.11.213

2.2

Обязательства по расчетам с подотчетными лицами

2.2.1

Выдача денег под отчет сотруднику на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет

Авансовый отчет (ф. 0504505)

Дата утверждения авансового отчета (ф. 0504505) руководителем

Сумма начисленных обязательств (выплат)

КРБ.0.506.10.ХХХ

КРБ.0.502.11.ХХХ

2.2.2

Начисление штрафных санкций и сумм, предписанных судом

Исполнительный лист. Судебный приказ. Постановления судебных (следственных) органов. Иные документы, устанавливающие обязательства учреждения

Дата поступления исполнительных документов в бухгалтерию

Сумма начисленных обязательств (выплат)

На текущий финансовый период

КРБ.0.506.10.290

КРБ.0.502.11.290

На плановый период

КРБ.0.506.Х0.290

КРБ.0.502.Х1.290

2.3.

Публичные нормативные обязательства (социальное обеспечение, пособия)

2.3.1

Все виды компенсационных выплат, осуществляемых в адрес физических лиц, –пособия и т. д.

Расходное расписание (ф. 0531722)

Начало текущего финансового года

В объеме утвержденных ЛБО

КРБ.0.506.10.ХХХ

КРБ.0.502.11.ХХХ

3. Отложенные обязательства

3.1

Принятие обязательства на сумму созданного резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время

Бухгалтерская справка (ф. 0504833) с приложением расчетов

Дата расчета резерва, согласно положениям учетной политики

Сумма оценочного значения, по методу, предусмотренному в учетной политике

КРБ.0.506.90.211

КРБ.0.506.90.213

КРБ.0.502.99.211

КРБ.0.502.99.213

3.2. Принято обязательство по оплате компенсации за неиспользованный отпуск за счет ранее созданного резерва ( с учетом начислений по обязательным взносам в государственный внебюджетные фонды РФ (ГВФ РФ):

3.2.1

Принято обязательство текущего финансового года по оплате компенсации за неиспользованный отпуск

Расчетно-платежная ведомость

Дата расчета компенсации за неиспользованный отпуск

     

В сумме начисленной компенсации за неиспользованный отпуск

КРБ.0.506.10.211

КРБ.0.506.10.213

КРБ.0.502.11.211

КРБ.0.502.11.213

3.2.2

Уменьшено отложенное обязательство текущего финансового года по оплате отпуска за фактически отработанное время

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Дата расчета компенсации за неиспользованный отпуск

В сумме начисленной компенсации за неиспользованный отпуск, но не более суммы ранее созданного резерва методом «Красное сторно»

КРБ.0.506.90.211

КРБ.0.506.90.213

КРБ.0.502.99.211

КРБ.0.502.99.213

Таблица № 2

Порядок принятия денежных обязательств текущего финансового года

№п/п

Вид обязательства

Документ-основание

Момент отражения в учете

Сумма обязательства

Бухгалтерские записи

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

1. Денежные обязательства по госконтрактам

1.1

Оплата госконтрактов на поставку материальных ценностей

Товарная накладная и (или) акт приемки-передачи

Дата подписания подтверждающих документов

Сумма начисленного обязательства за минусом ранее выплаченного аванса

КРБ.1.502.11.ХХХ

КРБ.1.502.12.ХХХ

1.2.

Оплата госконтрактов на выполнение работ, оказание услуг, в том числе:

1.2.1

Госконтракты на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, услуг связи

Счет, счет-фактура (согласно условиям контракта). Акт оказания услуг

Дата подписания подтверждающих документов. При задержке документации – дата поступления документации в бухгалтерию

Сумма начисленного обязательства за минусом ранее выплаченного аванса

КРБ.1.502.11.ХХХ

КРБ.1.502.12.ХХХ

1.2.2

Госконтракты на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, расширению, модернизации основных средств, текущему и капитальному ремонту зданий, сооружений

Акт выполненных работ. Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)

КРБ.1.502.11.ХХХ

КРБ.1.502.12.ХХХ

1.2.3

Госконтракты на выполнение иных работ (оказание иных услуг)

Акт выполненных работ (оказанных услуг). Иной документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг)

КРБ.1.502.11.ХХХ

КРБ.1.502.12.ХХХ

1.3

Принятие денежного обязательства в том случае, если госконтрактом предусмотрена выплата аванса

Госконтракт. Счет на оплату

Дата, определенная условиями госконтракта

Сумма аванса

КРБ.1.502.11.ХХХ

КРБ.1.502.12.ХХХ

2. Денежные обязательства по текущей деятельности учреждения

2.1

Денежные обязательства, связанные с оплатой труда

2.1.1

Выплата зарплаты

Расчетные ведомости (ф. 0504402).

Расчетно-платежные ведомости (ф. 0504401)

Дата утверждения (подписания) соответствующих документов

Сумма начисленных обязательств (выплат)

КРБ.1.502.11.211

КРБ.1.502.12.211

2.1.2

Уплата взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Расчетные ведомости (ф. 0504402) Расчетно-платежные ведомости (ф. 0504401)

Дата принятия бюджетного обязательства

Сумма начисленных обязательств (платежей)

КРБ.1.502.11.213

КРБ.1.502.12.213

2.2

Денежные обязательства по расчетам с подотчетными лицами

2.2.1

Выдача денег под отчет сотруднику на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет

Авансовый отчет (ф. 0504505)

Дата утверждения авансового отчета (ф. 0504505) руководителем

Сумма начисленных обязательств (выплат)

КРБ.1.502.11.ХХХ

КРБ.1.502.12.ХХХ

2.2.2

Иные денежные обязательства учреждения, подлежащие исполнению в текущем финансовом году

Документы, являющиеся основанием для оплаты обязательств

Дата поступления документации в бухгалтерию

Сумма начисленных обязательств (платежей)

КРБ.1.502.11.ХХХ

КРБ.1.502.12.ХХХ

Добавить комментарий