Мы посчитали, сколько денег ежемесячно уходит на новый автомобиль в течение трёх лет после покупки.
Какие машины мы изучили
Структура расходов
Мы учитывали расходы, актуальные для большинства автовладельцев: амортизацию (снижение стоимости автомобиля), траты на топливо, страховку (включая каско), техобслуживание, мойку, сезонную смену шин и транспортный налог
. Расходы на ремонт, парковку и возможные штрафы в стоимость владения не закладывали, так же как и проценты по кредиту на покупку машины.
Почти у всех изученных машин самая большая статья расходов — амортизация, в среднем на неё приходится 53 % потерь. На втором месте — каско (22 %). Затраты на топливо — только на третьем (13 %, исходя из среднего для России годового пробега
).
Структура расходов за первые три года владения автомобилем
Учитывались только обязательные расходы или актуальные для большинства автомобилистов.
По данным сервисов Яндекса и иных источников
Структура расходов за первые три года владения автомобилем
Учитывались только обязательные расходы или актуальные для большинства автомобилистов.
По данным сервисов Яндекса и иных источников
Стоимость владения
Амортизация составляет основную часть расходов и зависит от цены автомобиля, поэтому чем дороже машина, тем выше стоимость владения. Самая дорогая машина в нашем списке, Mercedes-Benz G-класса AMG, стоит 17,4 млн рублей — в среднем в месяц её владелец теряет примерно 357 тысяч рублей, из них 272 тысячи на амортизации.
Меньше всего теряют владельцы LADA Granta — самая популярная машина в России обходится всего в 13 тысяч рублей в месяц.
По данным сервисов Яндекса и иных источников
Интерактивную диаграмму с данными по всем изученным моделям можно увидеть в десктопной версии исследования.
Структура расходов на дорогие и бюджетные машины выглядит по-разному. Чем дороже автомобиль, тем ниже доля затрат на техобслуживание, ОСАГО и особенно на топливо. Так, у владельцев десяти самых дешёвых машин на топливо уходит в среднем 5400 рублей в месяц, это треть от общей суммы расходов. Владельцы десяти самых дорогих заправляются в среднем на 5800 рублей в месяц, но для них это составляет всего 4 % от всех затрат.
По данным сервисов Яндекса и иных источников
Три модели «Нивы» — ВАЗ 2121, 2131 и Chevrolet Niva — имеют необычную структуру расходов: на топливе их владелец потеряет больше, чем на амортизации. Дело в относительно небольшой стоимости автомобиля и высоком расходе топлива на километр.
Снижение стоимости с годами
Как мы прогнозировали амортизацию
За три года стоимость машин падает более чем на треть, за пять лет — примерно вдвое. Самое сильное снижение происходит в первый год, в среднем на 18 %. Дорогие машины теряют в цене быстрее.
Альтернативы
Мы использовали данные Яндекс.Такси и каршеринговых сервисов, чтобы оценить, насколько дешевле или дороже этих альтернатив обходится владение личным автомобилем.
Например, в Москве машины, которые стоят до миллиона рублей, получаются выгоднее и такси, и каршеринга. Владеть машиной стоимостью от двух до трёх миллионов — уже дороже, чем ездить на каршеринге, если пользоваться автомобилями экономкласса, но дешевле, чем на такси по тарифу «Комфорт». Это если исходить из среднего годового пробега для России. Чем меньше общая протяжённость поездок, тем более привлекательными альтернативами становятся такси и каршеринг.
На картинке ниже можно сравнить расходы на личный автомобиль и на альтернативы — в разных городах и при разном пробеге.
Стоимость альтернатив посчитана по данным Яндекс.Такси, Яндекс.Драйва и открытой информации о тарифах каршеринговых сервисов. Стоимость владения посчитана по данным сервисов Яндекса и иных источников
.
Стоимость альтернатив посчитана по данным Яндекс.Такси, Яндекс.Драйва и открытой информации о тарифах каршеринговых сервисов. Стоимость владения посчитана по данным сервисов Яндекса и иных источников
.
Какие данные мы использовали
Прежде чем купить машину, важно понимать, будет ли сумма на ее содержание комфортной для вашего бюджета.
Мы попросили читателей прикинуть, сколько они тратят на личный автомобиль. Получились очень разные цифры — от 40 тысяч до 700 тысяч рублей за год. В подборке — 10 историй автомобилистов с разным отношением к средствам передвижения и стилем жизни.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
40 000 Р за год
Автомобиль: Subaru Outback
У меня Субару Аутбэк. Налог — 7500 Р в год, страховка — 7000 Р, ТО — 10 000 Р раз в год, бензин — тысяч 15. Езжу мало, только на дачу, а зимой не езжу вообще. Дача без машины — это невозможно, тем более с пожилыми родителями. На работу на машине не добираюсь: пробки, парковка, через всю Москву долго.
Итого — 40 тысяч в год. Напомню строки из поучения одного средневекового японского дайме (князь в феодальной Японии — прим. ред.) своему сыну: «Не следует стремиться иметь меч, коня или доспехи дороже, чем у соседа. Пока они выглядят прилично, они годятся. А если впадешь в долги и утратишь независимость, то тебя будут презирать».
41 800 Р за год
Автомобиль: Lada Priora
В небольшом городе без пробок владение автомобилем обходится дешевле. Моя старенькая Приора обошлась мне за год владения в 41 800 Р. Из них 8900 Р — это техобслуживание, 7000 Р — страховка и техосмотр, 1000 Р — мойка. Остальное — это бензин. Езжу я не каждый день. В основном в соседние города на выходные, еще на рынок и иногда в большой магазин в другом районе города. На работу — пешком.
Расходы на личное авто однозначно будут. Не стоит ожидать, что они окажутся меньше, чем в моем примере, если собираетесь каждый день ездить на работу. Но комфорт и свобода передвижения, которые получаешь за эти деньги, решают в пользу машины.
Однозначно автомобиль нужно покупать, исходя из финансовых возможностей. Зарабатывая 20—30 тысяч рублей, не стоит рассматривать привлекательные премиум-кары былых годов за 400 тысяч вроде БМВ Х5 или всяких Кайенов. Такой поступок просто оставит без штанов. Мой доход — 75—80 тысяч рублей в месяц, могу откладывать 25—30 тысяч с каждой зарплаты. При схожей ситуации считаю адекватным иметь авто экономкласса: отечественное, бюджетного «японца» или новый Солярис, Рио, Рапид, Поло. Это будет адекватный выбор, который однозначно принесет удовлетворение и радость.
75 536 Р за год
Автомобиль: Lada Vesta
Владею Ладой Веста 2016 года выпуска с двигателем 1,6 л. Купил подержанную в 2018 году.
За 2019 год пробег — 13 315 км. Режим: каждый день по маршруту работа — дом, это около 18 км. Дальних поездок почти нет. На бензин уходит 51 234 Р. Средний расход по городу — 8,2 л на 100 км.
ТО раз в год — 10 000 Р: колодки, масло, фильтры, работа и расходники в официальном дилерском центре. Шиномонтаж два раза в год — 4000 Р. Транспортный налог — 1989 Р. Страховка ОСАГО — 5613 Р. Штрафы за год — 500 Р. На парковку потрачено 1000 Р. Мою машину редко — раз в несколько месяцев кузов и коврики за 400 Р, салон сам протираю. В год уходит около 1200 Р.
Итого: 75 536 Р за год. Стоимость километра пробега — 5,67 Р.
80 000 Р за год
Автомобиль: Honda Accord VI
Хонда Аккорд VI 2001 года, владею шесть с половиной лет. Пользуюсь преимущественно в теплое время года, а в холодное — в основном по выходным. Пробег уже 46 000 км, то есть около 7000 км за год. Средний расход топлива — 10,5 л на 100 км.
ОСАГО стоит от 4150 до 5000 Р (КБМ — 0,5). Налог — 3822 Р. Платными парковками не пользуюсь, имею гараж и плачу за него 3000 Р в год. Приобрел два комплекта новой резины и один комплект литых дисков, поставил хорошую аудиосистему с камерой заднего вида, блютус и сабвуфер. На автомойку езжу только в холодное время года. Штрафы — всего 3500 Р.
Обслуживаю скрупулезно — каждый год ТО, а также по мере необходимости все, что требует внимания. И самое сладкое. Я покупал автомобиль за 290 000 Р — искал в хорошей комплектации и состоянии. Но за это время машина не потеряла в стоимости, а даже наоборот — в хорошем состоянии такие появляются редко, и их сразу покупают.
Если суммировать абсолютно все затраты на авто, то получается почти 80 000 Р за год.
82 400 Р за год
Автомобиль: Honda Civic 4D
Автомобиль довольно демократичный — Хонда Цивик 4D 2009 года. Покупал машину в 2016 году за 500 тысяч с пробегом 87 тысяч километров. Сейчас могу продать за эти же деньги.
Когда есть дача и дети, без личного авто не обойтись. Но езжу я мало, около 5000—8000 км в год, в основном по выходным, периодически пересаживаемся на каршеринг и такси.
По затратам в год:
- 4900 Р — налог;
- 8000 Р — ОСАГО — пока еще много платим, так как вписываем жену, а у нее небольшой стаж;
- 40 000 Р — бензин (средний расход — 9,5 л);
- 5000 Р — мойка;
- 10 000 Р — ТО;
- 2000 Р — шиномонтаж;
- 2000 Р — парковка;
- 500 Р — штрафы;
- 10 000 Р — всякие непредвиденные траты: аккумулятор, дворники, случайно неоплаченная парковка.
Итого 82 400 Р и около 10 Р за километр.
Иногда хочется купить что-то более приличное и быстрое, но как только задумываюсь о ежегодных тратах, амортизации, каско и прочем, желание пропадает. А вообще, по опыту, самый лучший автомобиль — корпоративный.
80 000—100 000 Р за год
Автомобиль: Ford Focus II
What It
владеет автомобилем с солидным пробегом
Форд Фокус II 2007 года, пробег сейчас — 150 000 км.
В среднем, если считать все расходы — страховку, ТО, ремонты, бензин, — получается около 80—100 тысяч в год. Машина в силу возраста уже начинает требовать к себе больше внимания. Я, наверное, буду продолжать вкладываться в ремонт, потому что, даже если мне придется серьезно что-то ремонтировать, это все равно будет выгоднее покупки новой машины, которая стоит от миллиона рублей, или другой подержанной, на покупку которой мне нужно будет добавить еще одну-полторы цены, за которую смогу продать свой Форд.
Другой вопрос — это диагностика проблем в автосервисе, которая зачастую выливается в гадание. Об этом был мой комментарий, который превратился в дискуссию.
90 000 Р за год
Автомобиль: ВАЗ-21093
ВАЗ-21093, среднегодовой пробег — 15 000 км, средние годовые затраты, включая ОСАГО, бензин и все остальное, — 90 000 Р.
За парковки и стоянки не плачу. Цена одного километра пробега получается в районе 6 Р. После покупки моноколеса пробег на авто и, соответственно, затраты на его содержание уменьшились — по предварительным оценкам процентов на 30.
Самый крупный ремонт машины обошелся в 30 тысяч — когда вышел из строя масляный насос, я попал в итоге на капиталку. А так в среднем ремонт укладывается в сумму от 2 до 5 тысяч — ну, подшипники поменять, сцепление или еще что по мелочи.
341 500 Р за год
Автомобиль: Lexus LX 450d
Balera
любит путешествовать с комфортом
Владею Лексусом LX 450d 2017 года выпуска. Эксплуатирую в Москве и области. На автомобиле до карантина часто ездили в Европу, очень удобно.
Пробег за последний год без Европы — 22 000 км. Расход — 15 л на 100 км. Всего дизель — на 141 900 Р. Каско с франшизой — 87 300 Р, ОСАГО — 6300 Р, два ТО — 14 000 Р и 24 000 Р. Колодки — 3700 Р, два шиномонтажа по 4000 Р, 15 комплексных моек на 12 000 Р, резидентное разрешение — 3000 Р, парковки — 500 Р, транспортный налог — 40 800 Р.
Итого 341 500 Р за год, 28 458 Р в месяц и 15,52 Р за километр пробега.
352 000 Р за год
Автомобиль: BMW X3
Собственный автомобиль — БМВ X3. Стоимость нового — 2 800 000 Р, потеря стоимости в год — 8%, это 224 000 Р.
Трачу на топливо 3000 Р в месяц, то есть 36 000 Р в год — дизель. ТО два раза в год — по 50 000 Р первые два года, так как учитываю еще колодки и тормозные диски, а далее — по 20 000 Р в год. Усредним и получим около 32 000 Р каждый год. Каско — 80 000 Р, если кредитная, и 40 000 Р, если купил за наличные. В среднем 60 000 Р в год.
Получаем затраты за год — 352 000 Р, не считая мойки, так как каршеринг тоже надо мыть либо платить за грязную машину.
702 000 Р за год
Автомобиль: Alfa Romeo 159
Автомобиль Альфа Ромео 159 2007 года, 2,4 л турбодизель, полный привод, спорт-пакет. Куплена полтора года назад почти не глядя, ибо очень редкий зверь именно в такой комплектации — продавалась одна на всю страну, а хотелось именно редкую и безумно красивую машину. За год пришлось сделать капитальный ремонт двигателя и топливной аппаратуры, немного работ по подвеске, восстановление электрики, частичный перешив салона и прочие мелкие ремонты и доделки — итого около 600 тысяч. А еще:
- страховка — около 17 000 Р в год;
- дизель — примерно 40 000 Р в год;
- ТО — 10 000 Р в год;
- мойка — 350 Р раз в две недели — 9000 Р в год;
- новая зимняя резина — 40 000 Р на ближайшие четыре года, то есть 10 000 Р в год. Ну и летнюю к следующему сезону бы тоже обновить;
- примерно на 1000 Р в год штрафов — обычно за превышение скорости за городом;
- примерно 20 000 Р — транспортный налог.
За год я проезжаю примерно 10 000 км, стоимость километра выходит около 70 Р. Много? Да просто дохренища. Но! Удовольствие от обладания редким автомобилем в хорошем состоянии бесценно. Приводить его в порядок и смотреть, как он хорошеет, потрясающе! Получилось не столько средство передвижения, сколько крутое хобби.
У нас в провинции вызвать такси с детским креслом — целый квест: можно 40 минут ждать и оно еще не приедет. А если нужно с двумя детскими креслами — проще единорога встретить. Ездить есть куда: в больницу, садик, к бабушкам-дедушкам в гости, к друзьям на дачу. С детьми и сумками в душном автобусе? Ну уж нет, тем более в наше ковидное время. Так что выбора нет, автомобиль необходим. А если так, то расслабляемся и получаем удовольствие!
- Расходы на автомобиль в месяц
- Топливо
- Автомойка и незамерзайка
- Расходы на авто за год
- Страховка и налог
- Техобслуживание
- Приложения для учета расходов на машину
Расходы на автомобиль в месяц
Алексей, водитель с 10-летним стажем:
Я купил свою машину Honda Civic в 2016 году за 520 000 рублей. Год выпуска — 2010. Объем двигателя — 1,8 л; мощность — 140 л. с. Пробег был всего 79 000 км.
Тогда я работал торговым представителем: постоянно ездил по городам, селам и деревням Ивановской области. Сейчас пробег составляет 300 000 км.
В целом я езжу аккуратно. Были моменты, когда в мою машину врезáлись на парковке у дома и у офиса, но все траты покрывала страховка.
Для удобства я разделил расходы на личный автомобиль на два больших блока: в месяц и за год.
Топливо
Алексей провел расчет за последние три месяца — декабрь 2022, январь и февраль 2023 года. У него машина с бензиновым двигателем. Обычно он заправляет автомобиль на АЗС Газпрома.
Траты на топливо перестанут опустошать карман, если заправляться с картой «Халва». Среди партнеров популярные АЗС — Газпром, Лукойл и Татнефть. На любые покупки в партнерской сети действует рассрочка.
Халва знает, как заставить цвести ваше «денежное дерево» в любых условиях: покупать в беспроцентную рассрочку товары в более чем 250 000 магазинах-партнерах на сумму до 500 000 рублей, получать кешбэк до 10% и приумножать сбережения в удобной онлайн-копилке до 8% годовых. Оформите карту и получите «золотой ключик» финансового благополучия!
У Honda Civic приблизительный расход топлива — 9,5 л на 100 км. Для заправки подходит только бензин АИ-95.
В декабре Алексей потратил на АЗС 10 900 рублей. В январе расход был выше из-за поездок в Москву, Иваново и Ярославскую область — 11 600. В феврале было много праздничных дней без вылазок из дома, поэтому чек вышел на 6500
Расходы на топливо за три месяца составили 29 000 рублей.
Автомойка и незамерзайка
Грязная машина — опасность на дороге. Другие водители ее плохо видят в темное время суток, а инспекторы ДПС часто останавливают и могут выписать штраф 500 рублей за испачканные номера и фары.
В дождливое и снежное время года эксперты советуют мыть автомобиль чаще, чем летом. Дорожные службы посыпают трассы реагентами, которые могут повредить ЛКП.
Я езжу на автомойку два раза в месяц. С пылесосом, мытьем ковриков и протиркой выходит 600 рублей. Ежемесячно на это я трачу 1200.
Осенью, зимой и весной, когда на дорогах слякоть и реагенты, я могу заехать на мойку самообслуживания. Это не так дорого — 250 рублей за 10 минут.
Незамерзайка — еще одна статья расходов у Алексея. Омывающая жидкость для стекол в Иванове и Ярославле, где сейчас он живет, стоит 160 рублей за 5 л.
В среднем, за зиму Леша покупает шесть бутылок за 1120 рублей. В месяц две пятилитровых емкости выходят на 960 рублей.
Расходы на мойку машины и омывайку — 2160 ± 250 рублей.
Расходы на авто за год
Личный автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения. У владельца есть ряд преимуществ:
- Чувство собственности. Человек знает, что у него есть машина и он может поехать куда угодно в любое время. Старшее поколение воспринимает автомобиль как признак финансового благополучия.
- Комфортное перемещение. Сейчас не про пробки, а про удобство. Пользователи соцсетей часто жалуются на городской транспорт — то душно, то холодно, неудобно, автобусы разваливаются, где-то на ходу отваливаются стекла и колеса.
Автовладельцы выигрывают в этом плане: их никто не раздражает; ничего не мерзнет и не потеет.
- Поездки на дачу. Не каждый таксист отвезет вас с семьей, котом, собакой и багажом за город. То же самое с каршерингом — программа действует только в крупных городах России. Жители Иванова и Ярославля пока незнакомы с этим новшеством.
- В путешествие на личном авто. Пока одни думают, как сэкономить на авиабилетах, водители садятся в машину и едут.
Основные статьи расходов за год — транспортный налог, ОСАГО, техобслуживание (ТО) и штрафы. В расчет не попали траты на стоянку и городские парковки.
Страховка и налог
Герой нашего рассказа прописан в городе Иваново. Машина зарегистрирована там же.
Транспортный налог у него выходит на 2800 рублей. За год не такая уж и значительная сумма.
Свою «Хонду» он покупал у друга, поэтому не оформлял каско. Обычно этот вид страховки навязывают банки, где покупатели берут автокредит.
В Совкомбанке вы можете взять кредит на автомобиль без оформления каско. Ниже вы найдете онлайн-калькулятор, который рассчитает ежемесячный платеж, исходя из суммы и срока кредитования.
Страховка — боль автовладельцев и страховых компаний. В первом полугодии 2022 года средняя сумма выплаты по ОСАГО составляла 71 561 рубль. Проблема возникает, когда водитель хочет оформить страховку, но не может. Компании отказывают тем, у кого в прошлом периоде уже была выплата.
В 2022 году Алексей оказался в трудной ситуации. Прошлый страховой полис перестал действовать, а новый получить он не мог. Почему?
Его авто всегда стоит на парковке у офиса, который расположен рядом с заводом газовых машин. Туда часто приезжают фуры на разгрузку. Один раз такой большегруз зацепил автомобиль Алексея.
Невероятно, но страховые компании после этого инцидента отказали Леше в ОСАГО: дескать, тебе недавно выплатили крупную сумму, значит, ты плохой водитель. В итоге Вселенная все-таки сжалилась, и Алексей оформил страховку. Полис обошелся ему в 10 000 рублей.
Расходы на страховку и транспортный налог за год составили 12 800 рублей.
Техобслуживание
Гарантия официального дилера Honda уже не распространялась на машину Алексея. Поэтому ТО он делал в проверенных сервисах.
Замена масла и фильтров. За год машина проехала 30 000 км. Моторное масло, воздушный и масляный фильтры надо менять в 10 000 км. В связи с прекращением поставок обслуживание выходит в два раза дороже по сравнению с 2021 годом.
Масло и оба фильтра Алексей покупает за 5000. Работа мастера в автосервисе — 800 рублей. За год «набегает» сумма 17 400.
Салонный фильтр. Некоторые автолюбители забывают про него, пока окна не начинают «потеть» изнутри. Еще на выход прибора из строя указывают свистящая печка и некорректно работающая система климат-контроля.
Алексей самостоятельно проводит замену фильтра в салоне два раза в год. Каждый раз он платит за него 700 рублей (1400 ежегодно).
Тормозные колодки Алексей меняет каждые 30 000 км пробега. В автомагазинах они продаются парами. Передние стоят 1300, задние — 2000 рублей. Итого 3300 в год.
Непредвиденные расходы. Мелкий ремонт ходовой стоит недорого. Дополнительно на него можно выделить 5000 рублей.
Штрафы ГИБДД — сюрприз для многих. У Алексея за последний год не было никаких эксцессов на дороге. Но на всякий случай он держит в запасе 2000 рублей.
В январе я выехал с работы домой. На улице шел снег, который моментально скрывал под собой машины.
Я включил песни рок-группы Nautilus Pompilius, и на словах «Гибралтар-Лабрадор» один из «дворников» благополучно улетел в никуда. Купил новый за 1000 рублей.
Так же неожиданно для меня машина задымилась, пока я утром добирался до офиса. Запах антифриза дал понять, что под капотом что-то произошло.
В автосервисе обнаружили, что лопнул один из патрубков отопителя салона (печки). Замена вместе с работой стоила 4000 рублей.
Чек на техобслуживание и запасные траты вышел на 32 100 рублей.
Годовое обслуживание в цифрах:
- Бензин. Для расчета среднемесячной суммы на топливо взяли показатели за декабрь 2022, январь и февраль 2023. Вышло 9700. За год — 116 400 рублей.
- Автомойка — 14 400 рублей.
- Незамерзайка. За зиму ушло шесть пятилитровых канистр — по 160 рублей каждая. В ноябре, марте и апреле Алексей покупал еще по две бутылки. Всего за полгода он потратил 12 канистр и 1920 рублей.
- ОСАГО — 10 000 рублей.
- Транспортный налог — 2800 рублей.
- ТО с непредвиденными затратами — 32 100 рублей.
Итого: 177 620 рублей и 5,9 рубля за километр.
Приложения для учета расходов на машину
На примере Алексея стало понятно, что автомобиль требует постоянных вложений. Все расходы в голове не удержишь. Подобрали для вас пять приложений, которые решат эту проблему.
«Мой авто». Программа рассчитает расход топлива, напомнит о техобслуживании, за доплату будет вести учет замененных деталей и проверит штрафы. Дополнительные функции — найдет ближайшую заправку, шиномонтаж и автомойку.
Drivvo. С бесплатной версией вы сможете управлять тремя категориями расходов. Платная подписка открывает доступ к ведению учета доходов, выгрузке данных в Excel и разрешает добавить второго водителя.
My Car — Vehicle Manager. Ведет статистику расходов и составляет графики. Рассчитывает, сколько стоит километр пробега, и позволяет владельцу машины самостоятельно вносить заметки и добавлять фотографии.
DriverNotes. Бортовой журнал автомобиля. Пользователь сам задает категории трат. Приложение расскажет, сколько стоит километр пробега у других водителей и сравнит с показателями вашей машины. Встроенная карта поможет найти нужные СТО или АЗС.
Simply Auto. Ежедневник автовладельца. Пользователь может отслеживать расход топлива, исходя из октанового числа и заправочной станции.
Автомобиль можно сравнить с домашним питомцем, который требует постоянного ухода. Если водитель не будет обслуживать машину, она быстро станет «ведром с гвоздями». Подробный расчет расходов поможет сделать выбор — купить личное авто или продолжить ездить на общественном транспорте и такси.
Вся информация о ценах актуальна на момент публикации.
Калькулятор расходов на автомобиль
Маршруты
{{head}} | ||||
---|---|---|---|---|
{{Auto.subTotalLength(route)}} | ||||
Годовой пробег, км: | {{Auto.routeTotalLength()}} |
Топливо
{{head}} | |||
---|---|---|---|
{{Auto.gasolineTotalConsumption()}} | {{Auto.gasolineTotalCost()}} |
Обслуживание
{{head}} | ||||
---|---|---|---|---|
{{Auto.subTotalMaintenance(maintenance)}} | ||||
Итого затраты на обслуживание: | {{Auto.TotalMaintenance()}} |
Итого затраты за год:
{{Auto.TotalConsumption()}}
Классификация автопарка предприятия и транспортных расходов
Формирование детального плана транспортных расходов по видам перевозок и техники исходя из оптимальных маршрутов, времени движения, продолжительности технологических простоев, утвержденных норм расхода топлива и расценок для оплаты труда
Корректировка разработанного плана по фактическим перевозкам и сравнительный анализ фактических затрат на эксплуатацию автомобильной техники и скорректированных на факт плановых транспортных расходов
Зачем планировать и контролировать транспортные расходы?
Практически на каждом крупном и среднем производственном предприятии есть парк автомашин, посредством которых осуществляется доставка сырья, материалов, готовой продукции, а также перевозка персонала. Доля затрат на эксплуатацию транспорта в общих расходах организации в большинстве случаев достаточно велика, а рост цен на ГСМ еще и постоянно увеличивает ее. Чтобы снизить расходы на ГСМ, оптимизировать затраты на запасные части и оплату труда водителей, необходимо корректно и детально планировать транспортные расходы и контролировать выполнение такого плана в разрезе «план-факт».
Отметим, что часто транспортные расходы по доставке материалов превышают стоимость самих материалов. Но при этом расход материалов всегда планируется и контролируется как бухгалтерией, так и планово-экономическим отделом, и это несмотря на большой объем необходимых расчетов. В то же время на многих предприятиях транспортные расходы должным образом не планируются и не контролируются, а если и планируется, то формально.
Как на большинстве предприятий планируют транспортные расходы?
Часто транспортные расходы планируют от достигнутого уровня прошлого месяца, а процент планируемой динамики их изменения совпадает с процентом роста или снижения планового выпуска продукции относительно факта (табл. 1). Аналогично осуществляется и контроль. Однако достичь эффекта от планирования расходов на эксплуатацию техники и содержания автопарка в этом случае очень сложно или даже практически невозможно.
Итак, упрощенный метод планирования транспортных расходов не учитывает:
- колебания цен на ГСМ в плановом и отчетном периоде;
- заданное изменение маршрутов движения автотранспорта при доставке сырья, материалов и готовой продукции;
- необходимую оптимизацию загрузки автомобильной техники;
- изменение часовых тарифных ставок, окладов или фиксированной оплаты за совершенные рейсы, связанное с инфляционными процессами или условиями труда;
- изношенность автомобильной техники и возможное изменение расходов на ремонт;
- запланированные колебания размера накладных расходов автопарка.
В конечном итоге подобное планирование транспортных расходов ведет к тому, что плановая прибыль и рентабельность предприятия рассчитываются некорректно. А значит, руководитель, фактически не зная ожидаемого размера плановой прибыли, не может принять правильное управленческое решение. Не может быть достигнута и цель планирования (контроль над расходами). А значит, детальное и корректное планирование транспортных расходов так же необходимо, как и планирование выпуска готовой продукции, расхода сырья и материалов.
Кроме того, при упрощенном планировании мало внимания уделяется затратам на эксплуатацию машин и механизмов, входящим в состав общецеховых и общезаводских расходов, в частности на легковой и спецтранспорт. Бесконтрольный рост этой части расходов может значительно усугубить динамику роста постоянных затрат предприятия. А при более чем существенном росте цен на автомобильное топливо эта часть расходов при отсутствии планирования и контроля может негативно сказаться на общих финансовых результатах деятельности предприятия.
При этом всем знакомо стремление ИТР и служащих предприятий при поездках всегда пользоваться только служебным транспортом. Кроме того, на предприятиях эксплуатируются мусоровозы, поливомойки, служебные автобусы для доставки работников до/от места работы, «Газели» для перевозки канцелярских и хозяйственных товаров и т. д. Поэтому планировать и контролировать расходы на эксплуатацию всего автопарка предприятия просто необходимо.
С чего начать, если поставлена задача сформировать план расходов на эксплуатацию автомобильной техники?
Прежде всего нужно классифицировать состав автопарка предприятия по назначению (рис. 1). Необходимость классификации связана с тем, что каждая группа автомобилей может иметь определенный режим работы и особенности эксплуатации, которые во многом определяют методику расчета затрат на содержание данных автомобилей.
Так, например автобетоносмесители могут работать в пределах городской черты или осуществлять перевозки на не отдаленные от производства расстояния. Это связано с вероятностью потери качества бетона при длительной перевозке.
Самосвалы и бортовые автомобили предприятия могут перевозить грузы как в пределах городской черты, так и за город. А это является немаловажным фактором, определяющим размер затрат на содержание и эксплуатацию автомобилей. Так, при установлении норм расхода ГСМ для автомобилей, работающих по городу, учитывается городская надбавка.
Скоростной режим автомобилей в городе и за городом также разный. Кроме того, при осуществлении междугородних перевозок на предприятиях часто устанавливается оплата за рейс, в то время как при поездках в черте города оплата почасовая.
Может кардинально отличаться и время погрузки-разгрузки бортовых машин, самосвалов и других спецавтомобилей.
К сведению
Согласно классификации автомобилей для планирования расходов рекомендуем создать несколько таблиц Excel и внести в них данные по автомобилям с аналогичными режимами работы и системой оплаты труда. Это упростит процесс расчетов.
Далее по назначению классифицируем и транспортные расходы.
К транспортным расходам предприятия можно отнести не только затраты на содержание и эксплуатацию собственного автотранспорта, но и деньги, перечисленные сторонним организациям за оказанные транспортные услуги.
Чтобы определить рентабельность оказания услуг по доставке готовой продукции клиентам или предоставления прочих услуг, оказываемых предприятием посредством собственных транспортных средств, необходимо в общих транспортных расходах выделять и затраты на оказание услуг «на сторону» (рис. 2).
Теперь определим, какова же структура расходов на эксплуатацию собственного автотранспорта (рис. 3).
Планирование транспортных расходов
Рассмотрим последовательность планирования транспортных расходов на примере предприятия по производству бетона.
В первую очередь классифицируем состав автопарка предприятия.
Грузовые автомобили:
Самосвал с прицепом — спецтехника, 5 ед. Междугородние рейсы (перевозка отсева и щебня).
Автобетоносмеситель — специальный автомобиль с миксером, 4 ед. Работа по городу. Доставка бетона заказчикам.
Цементовоз — специальный автомобиль с прицепом-бочкой, 1 ед. + дополнительный прицеп-бочка. Междугородние рейсы.
Легковой автотранспорт:
«Волга» — 1 ед. Работа по городу.
«Тойота» — 1 ед. Работа по городу.
«Газель» — 1 ед. Работа по городу и за город.
Теперь перейдем непосредственно к планированию транспортных расходов.
Транспортные расходы напрямую связаны с планом производства. План производства — источником информации о том, сколько и какой продукции будет произведено в планируемый период.
Если договорами предусмотрена доставка продукции до покупателей транспортом производителя, то на основании плана производства можно сформировать план расходов на доставку продукции покупателям.
Кроме того, исходя из плана производства определяется количество сырья, необходимого для выполнения плана и которое посредством транспортных средств должно быть доставлено на предприятие. Исключение — затраты на содержание легкового транспорта и техники, эксплуатирующейся на работах, напрямую не связанных с производством и реализацией продукции.
Итак, при планировании транспортных расходов необходимо помнить о том, что:
- планирование производства продукции в большинстве своем строится на договорах с заказчиками этой продукции. Потребность клиентов в продукции предприятия на планируемый период подтверждается заявкой (заказом), оформленной в виде документа, или, в крайнем случае, устной договоренностью.
Безусловно, в планируемый период могут появиться разовые заявки, могут быть заключены новые договоры с клиентами. Но это не значит, что их вероятное появление нужно учитывать при планировании. Скорее это внеплановые заказы, а значит, и выпуск продукции по данным заказам будет сверхплановым;
- в договорах с клиентами или в дополнительных соглашениях оговариваются адреса объектов, куда должна доставляться продукция предприятия. То есть изначально мы можем определить оптимальный маршрут движения автомобилей, доставляющих продукцию заказчику.
Чаще всего для определения планового пробега до объекта используются данные анализа путевых листов (или данные навигации) за предыдущие периоды.
При планировании пробега автомобиля рациональнее всего использовать минимальные показатели, хотя нужно учитывать и время доставки груза. Например, если ехать через центр города по самому короткому пути, можно попасть в пробку, и время доставки необоснованно увеличится;
Обратите внимание!
Выбранный маршрут должен быть проработан логистами с учетом не только краткости расстояния и продолжительности рейса, но и:
-
загруженности дорог, в том силе по времени суток;
-
состояния дорог и перспективы проведения ремонтных работ;
-
ограничений по скоростному режиму и весу, в том числе нагрузки на оси автомобиля.
- если объект новый и расстояние до него неизвестно, в качестве ориентира при планировании можно взять величину пробега до ближайшего к нему места, куда или откуда доставлялась продукция предприятия. Также первоначальную информацию о расстоянии до точки разгрузки (погрузки) можно взять из интернет-ресурсов. Далее плановый пробег корректируют исходя из фактических данных путевых листов (навигации) по оптимальным показателям времени и километража.
Обратите внимание!
Если автомобиль имеет дополнительное оборудование, на которое нормами предусматривается дополнительный расход дизтоплива, не зависящий от пробега автомобиля, необходимо планировать и время работы подобного оборудования (автономный двигатель миксера автобетоносмесителя, насосы у илососов и т. д.).
Теперь выясним, какие данные нужны нам для расчета плановых транспортных расходов, и займемся самими расчетами.
Для расчета плановых транспортных расходов в разрезе каждой единицы автопарка необходима следующая информация:
- план производства;
- план-график отгрузок и рейсов;
- оптимальное расстояние до объекта и обратно;
- оптимальное время рейсов;
- утвержденные нормы расхода ГСМ;
- нормы времени на погрузку, разгрузку и маневрирование;
- расценки оплаты труда;
- плановые расходы на запчасти и ремонт.
Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 10, 2018.