Системы розыгрышей: круговая, с выбыванием, смешанная.
Круговая система. Сущность проведения данных соревнований заключается в том, что участники встречаются друг с другом. Круговая система проведения соревнований позволяет не только наиболее точно выявить победителя, но и определить места всех других участников, дает точное представление о состоянии морально-волевой, психической, физической, технической и тактической подготовки соревнующихся команд.
Главным недостатком круговой системы соревнований является то, что она требует большого количества времени. Соревнования по круговой системе обычно проводят в один или два круга, чтобы создать одинаковые условия для соревнующихся команд. В этом случае команды встречаются между собой 2 раза: на поле противника и на своем поле.
Для определения количества игровых дней и игр, необходимых для проведения соревнований по круговой системе в один круг, существуют определенные формулы.
Так, определяя количество игровых дней, следует знать общее число команд, участвующих в соревнованиях. Если оно четное, то число игровых дней будет на единицу меньше числа играющих команд. В том случае, если оно нечетное, то число игровых дней будет равно числу команд, участвующих в соревнованиях, т.е. Х = А – 1 (при четном числе команд) и Х = А (при нечетном числе команд), где: Х – количество игровых дней соревнований; А – число команд, участвующих в соревнованиях.
Количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг определяется по следующей формуле:
где Х – количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг;
А – общее число команд, участвующих в соревнованиях;(А – 1) – число игр, которые должна провести каждая команда в ходе соревнований;2 – показатель того, что в игре одновременно принимают участие две команды.
Если соревнования по круговой системе проводятся не в один, а в два, три или четыре круга, то количество игровых дней и игр соответственно возрастает в два, три или четыре раза.
После рассеивания команд по подгруппам жребием или способом «змейка» в них проводится дополнительная жеребьевка. Способ рассеивания команд по подгруппам и количество команд, подвергающихся рассеиванию, предусматриваются Положением о соревнованиях.
Места команд в результате проведенных соревнований определяются по сумме очков, набранных ими в играх всех календарных дней. Начисление очков командам в ходе соревнований производится в соответствии с оценочной шкалой, предусматривающей начисление определенного количества очков за победу, поражение и неявку команды на соревнования в соответствии с Положением о соревнованиях.
Система с выбыванием. Сущность проведения соревнований по системе с выбыванием заключается в том, что команда после проигрыша (первого, второго или третьего поражения) выбывает из соревнований. В настоящее время наиболее распространена система проведения соревнований с выбыванием после первого поражения, по которой разыгрываются кубки. Эта система дает возможность при большом количестве команд проводить соревнования в более короткие сроки, чем круговая система. Основным недостатком ее является то, что она не дает полного представления о силах команд, не позволяет определить места всем командам, участвующим в соревнованиях. При проведении соревнований по данной системе возможен элемент случайности, т.е. слабая команда может стать даже победительницей соревнований.
В соответствии с общепринятыми положениями в играх первого дня соревнований участвуют команды, имеющие согласно жеребьевке средние номера. Команды, не играющие в первый день соревнований, распределяются в верхней и нижней частях сетки игр поровну (если общее число команд четно).
Для определения количества игровых дней и игр при проведении соревнований по системе с выбывание пользуются формулой: Х = n, где Х – количество дней, необходимое для проведения соревнований по системе с выбыванием после первого поражения, n – степень четного числа из общего количества участвующих команд. Например, если число команд 8, то количество игровых дней будет 3, так как 8 является третьей степенью числа 2, т.е. Х = n = 3.
Соревнования по смешанной системе. Смешанная система проведения соревнований представляет собой сочетание двух систем розыгрыша: круговой и с выбывание. При этой системе часть соревнований (предварительная или заключительная) проводится по круговой системе, а другая часть – по системе с выбыванием.
Иногда систему с выбыванием применяют в предварительной части розыгрыша среди команд, разбитых на подгруппы, а из оставшихся команд составляют группы сильнейших, встречающихся в заключительной части соревнований по круговой системе. Иногда же, в зависимости от числа участвующих команд или от других каких-либо условий, соревнования по смешанной системе проводят следующим образом. Команды распределяются на две подгруппы, в каждой из которых проходят соревнования по круговой системе в один круг. После окончания соревнований в подгруппах и определения мест, занятыми командами, проводятся стыковые игры (по системе с выбыванием) между командами, занявшими первые места в подгруппах, в результате которых определяются 1-е и 2-е места среди всех команд, участвующих в соревнованиях. Таким же образом определяются все последующие места.
Преимущество смешанной системы заключается в том, что она позволяет при большом количестве участвующих команд провести соревнования в сравнительно небольшой срок и довольно точно определить соотношение сил команд-участниц. В настоящее время по данной системе проводятся наиболее крупные международные соревнования, например,Олимпийские игры или первенства (чемпионаты) мира.
Подготовка и проведение соревнований. (Этапы).
Спортивные соревнования — это целая система мероприятий по физическому воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работы со студентами в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплин, честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных морально-волевых и нравственных человеческих черт.
Спортивные соревнования являются важной формой учебно-спортивной работы, продолжением учебно-тренировочного процесса.
Во время соревнования осуществляется совершенствование общей физической и специальной спортивно-технической подготовленности студентов, улучшения их техники и тактики.
В то же время соревнования — наиболее эффективное средство проверки качества учебно-тренировочной работы отдельных спортивных организации и педагогического мастерства преподавателей-тренеров и тренеров и общественных инструкторов. Это своего рода общественный отчет о работе по тому или иному виду спорта.
По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.
По форме проведения соревнования могут быть: открытыми, закрытыми, очными и заочными, одноразовыми однодневными и многодневными, официальными (тренировочными), классификационными.
В системе физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают большое место.
Структура студенческих спортивных соревнований состоит из:
Практикой определено несколько способов проведения спортивных соревнований, обусловленных их правилами и положениями.
В нашей стране используются следующие способы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием и смешанный.
Прямой применяется при проведений большинства личных и лично-командных соревнований, в которых результаты оцениваются метрическими единицами или баллами (л/атлетика, лыжи, гимнастика, акробатика и т.д.).
Круговой — последовательно встречаются каждый с каждым. Используется в спортиграх.
Способ с выбыванием (олимпийский, кубковый).
Смешанный — круговой с выбыванием (два этапа).
Соревнования способствуют обмену передовым опытом тренеров-преподавателей и самих студентов, распространению новой высокой техники и наиболее совершенных методов тренировки. Они являются средством агитации и пропаганды спорта среди студентов.
Педагогическое значение спортивных соревнований заключается в том, что они приучают спортсменов применять приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий двигательные навыки и умения в сложной й постоянно меняющейся обстановке спортивной борьбы и максимального напряжения сил.
Основными задачами любых соревнований являются:
· содействие воспитанию спортсменов;
· демонстрация социально ценных качеств личности (мужества, смелости, уважения к партнерам й противникам);
· совершенствование двигательных способностей.
Осуществляя правильную педагогическую организацию соревнований в Вузе, следует предусматривать распределение участников по полу и физическому развитию.
Плановость в проведении спортивных соревнований является непременным условием успешной спортивно-массовой работы в Вузе. Следует всячески избегать внеплановых (внезапных) соревнований. Плохо организованное и проведенное соревнование не только теряет всякое положительное воспитательное значение, но, наоборот, нередко приводит к отрицательным результатам, может оттолкнуть участников от занятий спортом и даже навредить их здоровью.
Участие в соревнованиях позволяет в значительной мере мобилизовать физические и функциональные возможности спортсмена, чем любая тренировочная программа. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной.
Соревнования бывают разными по цели, масштабу и степени физической напряженности. В связи с задачами подготовки и состоянием тренированности спортсмена преимущественная направленность соревнований может быть различной: на победу, рекорд, контрольная, тренировочная, тактическая, приучение к условиям соревнований.
Участие в состязаниях с любой целью оказывает многостороннее воздействие на физические и психические качества спортсмена, дает знания и опыт.
Соревнования принято также делить на тренировочные, подводящие и главные. К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Серии соревнований неодинаковой направленности на определенных этапах подготовки могут играть сначала тренировочную, затем подводящую роль к главным состязаниям. Количество стартов в этих сериях определяется из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.
Невозможно достичь высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно на соревнованиях проявляются потенциальные возможности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки в технике, воспитываются волевые качества. Вот почему отличительной чертой современной методики тренировки является значительное увеличение числа соревнований вголу, что, естественно, удлиняет соревновательный период.
При определении для спортсмена количества соревнований в году предусматриваются ответственные соревнования (1 — 4) и менее ответственные (их должно быть больше), а также участие в соревнованиях по другим видам спорта, исходя из задач подготовки.
К главным состязаниям спортсмен стремится достигнуть высшей спортивной формы, подходя к этому через серию менее ответственных соревнований. Вхождение в спортивную форму во многом зависит от количества и характера этих соревнований. С приближением главных соревнований непременно должна возрастать острота спортивных встреч, но обязательно следует чередовать более напряженные соревнования с менее трудными.
Успех в соревнованиях обеспечивается многолетней тренировкой, в которой предусматривается и подготовка к соревнованиям. Она осуществляется постоянно в процессе годичной тренировки. Наряду с этим, необходима специальная, в том числе и психологическая подготовка. Наибольшее значение имеет приучение к условиям соревнований -тренировки в условиях, моделирующих соревновательные. Необходимо также подготовить спортсменов к возможным отклонениям от моделируемых условий, к неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям.
Исходя из выше сказанного, соревновательная подготовка является одновременно и средством и методом форсированной физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсменов.
Источник
Способ с выбыванием
Способы проведения соревнований по спортивным играм (системы розыгрыша)
В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов),
спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и др.
Каждому способу (системе) присущ порядок составления календаря (расписания) встреч участников соревнования — команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календаря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каждый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) получает определенный номер. Для удобства далее применяется термин «команда».
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном — на один день меньше этого числа (х = п; х — п — 1, соответственно), где х — количество игровых дней, п — число участвующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле
где х — количество встреч; п — количество команд; (л -1) — число игр, которое должна провести каждая команда; 2 — показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может составляться с учетом этого, требования — с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если число команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную циф-
ру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, т.е. с 5:
При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) — следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае — 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:
Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показывают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозна-
чают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева — номера команд, играющих на полях соперников.
Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями — команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.
Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.
Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера попарно составляют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят передвижение номеров против
часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).
При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 — команда в этой паре не играет (выходная).
При большом количестве команд и ограниченном времени соревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыгрывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места — с 13-го по 18-е. Результаты предварительных игр засчитываются в финале.
Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие команды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения последующих мест.
Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змейкой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошлогодних и др.).
Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.
Рассеивание змейкой производится следующим образом: на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).
В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возможны варианты: первый — за победу — 3 очка, ничью — 2, поражение -1 и неявка — 0; второй — за победу — 2, ничью — 1, поражение и неявка — 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу — 2 очка, поражение — 1 и неявка — 0.
В спортивных играх проводятся соревнования, в которых участвует несколько команд («клубный зачет») — две и больше, например студенческих; детско-юношеских — несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается коллектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.
При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовленности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая — 3, третья — 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется половина очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).
Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же очков, сколько взрослым и т.п.
Для учета результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается вся необходимая информация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).
При проведении соревнований в два круга каждая клетка делится горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются результат встречи двух команд и положенные очки, первым проставляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Например, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3
и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в соответствующих клетках проставляются аналогичным порядком результаты всех команд.
При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.
Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т.д.), то названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенным жребием. Первая команда играет со второй, третья — с четвертой и т.д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 7). Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфи-
налом; этап встреч четырех команд — полуфиналом и, наконец, решающие матчи двух лучших команд — финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.
Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьевке) вступает в игру со второго этапа. Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле (п — 2 х ) 2, где п — число команд-участниц; л: — степень, дающая число, максимально приближенное к п. Например, если в соревнованиях участвуют 11 команд (рис. 8), то в первый день встречаются 6 команд: (11-8)2.
Количество игр при способе с выбыванием определяют по формуле х = (п — )т, где х — количество игр, п — число участвующих команд, т — количество поражений, при котором команда выбывает из соревнований. Например, при 8 командах: с выбыванием после одного поражения будет 7 игр, после двух поражений — 14 и т.д.
Количество игровых дней определяется по формулам: первая х = и, где х — количество дней при способе выбывания после одного поражения, п — степень числа 2 из общего количества участвующих команд. Например, при 4 командах количество игровых дней будет 2 (вторая степень числа 2); вторая х = п +1, где х — количество дней при способе после одного поражения, и + 1 — степень числа 2 плюс единица, при 6 командах количество дней будет 2 + 1 = 3.
Для команд, вступающих в игру со второго этапа, отводят крайние верхние и нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих на первом этапе, поровну между командами из верхней и нижней половин таблицы. Если число участвующих команд нечетное, то команд, вступающих в игру со второго этапа, в нижней
половине таблицы будет на одну больше, чем в верхней. Пар, игра^ ющих на первом этапе, наоборот, будет на одну больше в верхней половине таблицы.
Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.
При проведении жеребьевки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильнейшим командам по жребию определяют первый и последний номера таблицы).
В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечетными номерами, во второй на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они провели на своем или «чужом» поле. Место финальной игры определяется положением о соревновании.
Календарь игр по способу выбывания после второго положения состоит из основной и дополнительной сеток (рис. 9). Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнительной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.
Таблицей учета результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд согласно жеребьевке и проставлением результата встреч (см. рис. 6 — 8).
Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С определенной долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр, как это показано на рисунке 10.
Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша
Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования -предварительная или заключительная — проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.
Возможны несколько вариантов смешанного способа. Первый вариант: команды делятся на две подгруппы, в которых игры проводятся по круговому способу (предварительная часть), затем в заключительной части проводятся стыковые игры, где определяются 1-2, 3-4, 5-6 и 7-8-е места. Второй вариант: команды делятся на
4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводится по способу выбывания, заключительная — по круговому способу для четырех команд, занявших первое место в подгруппах. Третий вариант: предварительная часть в четырех подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырех победителей — по способу с выбыванием.
Контрольные вопросы и задания
1.Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх?
2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх (основные компоненты)?
3. Назовите факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.
4. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?
5. Назовите способы проведения соревнования (розыгрыша).
6. Как составлять календарь игр для различного количества команд (круговой способ и с выбыванием после поражения)?
Глава 3. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ,
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 5» (МБОУ ДО г. Иркутска ДЮСШ № 5)
664082, г. Иркутск, м-он Университетский, 2. Тел. 31-02-44, 46-59-83E-mail: [email protected] |
Принято на заседании Педагогического совета Протокол № ________ От «__» _______________ 2016 года |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДО г.Иркутска ДЮСШ №5 ______________ Костяева Е.С. «___» _____________ 2016г. |
Годовой календарный учебный график
по баскетболу
для группы начальной подготовки 1-ого года обучения
Составитель:
тренер-преподаватель Поларшинова.Е.О.
г. Иркутск
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: Создание условий для укрепления и сохранения физического здоровья детей, формирования активной жизненной позиции и потребности в физических упражнениях, формирование сборной команды для участия в соревнованиях
Задачи:
Обучающие:
-
овладение приемами техники на уровне умений и навыков;
-
овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями;
повышение общей физической подготовленности (особенно ловкости, скоростно-силовых способностей, координации);
-
обучение технике стоек и перемещений, ловли и передач мяча, ведению мяча, броскам мяча;
-
привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.
Развивающие:
-
укрепление здоровья;
-
укрепление опорно-двигательного аппарата;
-
всесторонняя физическая подготовка, развитие и совершенствование физических качеств (быстроты, ловкости и специальной тренировочной выносливости).
Воспитательные:
-
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-
воспитание волевых качеств (преодоление трудностей, как во время игры, так и во время тренировочного процесса).
Возраст детей: Программа по баскетболу для занятий в рамках дополнительного образования рассчитана на занимающихся 7—18 лет. Желающие записаться в объединение должны получить разрешение врача. Наполняемость учебной группы: 10-12 человек.
В учебные группы зачисляются учащиеся общеобразовательных учреждений, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача для занятий баскетболом. Набор производится до 10 сентября текущего года. Возможен добор отдельных обучающихся в случае отчисления детей по каким-либо причинам.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение обучающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Группа |
Кол-во учащихся |
Понедельник |
Среда |
Пятница |
Место проведения занятий |
НП-1 |
15+15 (2 группы) |
14:00-15:30 15:30-17:00 |
18:00-19:30 19:30-21:00 |
18:00-19:30 19:30-21:00 |
МБОУ СОШ №5 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Ежемесячный учебный план на 2016-2017 учебный год
содержание занятий |
сен |
окт |
ноя |
дек |
янв |
фев |
март |
апр |
май |
июн |
июл |
авг |
всего |
Теоретическая подготовка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
||||
офп |
13 |
8 |
6 |
6 |
5 |
2 |
6 |
3 |
5 |
13 |
7 |
74 |
|
сфп |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24 |
||||
Техническая подготовка |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
51 |
|
Тактическая подготовка |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
38 |
|
Техник-такт.подготовка |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
38 |
|
участие в соревнованиях |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
20 |
|||||
Инстр.суд. практика |
0 |
||||||||||||
Медико-Восстановительные мер. |
1 |
1 |
1 |
3 |
|||||||||
Всего час. в ДЮСШ |
26 |
26 |
24 |
26 |
20 |
22 |
26 |
24 |
24 |
24 |
0 |
14 |
256 |
самостоятельная работа |
2 |
6 |
2 |
2 |
4 |
2 |
26 |
12 |
56 |
||||
Всего фактически |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
24 |
28 |
24 |
28 |
26 |
26 |
26 |
312 |
всего по плану |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
24 |
28 |
24 |
28 |
26 |
26 |
26 |
312 |
Календарно-тематический план занятий на 2016-2017 учебный год
№ п/п |
Дата |
Тема занятия и краткое содержание |
Часы |
1 |
Сентябрь |
Техника безопасности на занятиях |
2 |
2 |
02.09 |
Ведение мяча на месте |
2 |
3 |
05.09 |
Бросок мяча одной рукой с места |
2 |
4 |
07.09 |
Ловля и передача мяча двумя рукам от груди на месте |
2 |
5 |
09.09 |
Вырывание мяча |
2 |
6 |
12.09 |
Повороты на месте с мячом |
2 |
7 |
14.09 |
Передвижение приставными шагами правым-левым боком |
2 |
8 |
16.09 |
Ведения мяча в движении шагом |
2 |
9 |
19.09 |
Бросок мяча двумя руками от груди баскетбольную корзину после ведения |
2 |
10 |
21.09 |
Ловля и передача мяча от груди в движении |
2 |
11 |
23.09 |
Выбивание мяча |
2 |
12 |
26.09 |
Ловля мяча двумя руками в движении при встречном движении |
2 |
13 |
28.09 |
Ведение мяча с изменением направления, передачи в парах |
2 |
14 |
30.09 |
Ведение-остановка прыжком-передача, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
Итого за сентябрь |
26 |
||
15 |
03.10 |
Передачи во встречных колоннах, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
16 |
05.10 |
Ведение-остановка прыжком – бросок, 40-сек. бег |
2 |
17 |
07.10 |
Упражнения с мячом в парах, ведение-остановка прыжком – бросок |
2 |
18 |
10.10 |
Упражнения для развития прыгучести, ведение левой рукой |
2 |
19 |
12.10 |
Передачи мяча в движении в парах, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
20 |
14.10 |
Ведение «восьмёркой», упражнения для развития координации |
2 |
21 |
17.10 |
Вырывание и выбивание в парах, передача двумя руками снизу |
2 |
22 |
19.10 |
Ведение с пассивным сопротивлением, 40-сек. бег |
2 |
23 |
21.10 |
Поднимание туловища лёжа, 40-сек. бег, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
24 |
24.10 |
Подтягивание в висе, ведение «восьмёркой», броски из-под кольца. |
2 |
25 |
26.10 |
6-мин. бег, выпрямление рук в упоре лёжа, броски из-под кольца. |
2 |
26 |
28.10 |
Ведение-остановка прыжком – бросок, игра «Собачка» |
2 |
27 |
31.10 |
Прыжки в длину, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
Итого за октябрь |
26 |
||
28 |
01.11.16 |
Серийные прыжки, передача от груди после ведения |
2 |
29 |
03.11.16 |
Вырывание мяча, передачи в парах, игра «Выбей мяч» |
2 |
30 |
05.11.16 |
Выбивание мяча, бросок после ведения |
2 |
31 |
08.11.16 |
Упражнения для развития прыгучести, передача с отскоком |
2 |
32 |
10.11.16 |
Передачи в движении в парах, броски после ведения |
2 |
33 |
12.11.16 |
Передачи с отскоком, лазание по канату |
2 |
34 |
15.11.16 |
Бег 8 мин., передачи в движении в парах, игра «Салки с мячом» |
2 |
35 |
17.11.16 |
Ведение без зрительного контроля, броски с 3-4 м. |
2 |
36 |
19.11.16 |
Ведение с изменением направления, игра «Сторожа» |
2 |
37 |
22.11.16 |
Прыжковые упражнения, бросок после ведения |
2 |
38 |
24.11.16 |
Ведение с пассивным сопротивлением, штрафные броски |
2 |
39 |
26.11.16 |
Ведение-два шага-бросок, передача одной рукой |
2 |
Итого за ноябрь |
24 |
||
40 |
02.12 |
Ведение-два шага-бросок, передача одной рукой |
2 |
41 |
05.12 |
ОРУ с набивными мячами, штрафные броски |
2 |
42 |
07.12 |
ОРУ в парах, передачи в парах, штрафные броски |
2 |
43 |
09.12 |
ОФП на станциях, комбинация «тройка» |
2 |
44 |
12.12 |
Прыжковые упражнения, передачи в тройках |
2 |
45 |
14.12 |
Перемещения в защитной стойке, серийные броски |
2 |
46 |
16.12 |
Перемещения в защитной стойке, серийные броски |
2 |
47 |
19.12 |
ОФП на станциях, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
48 |
21.12 |
Передачи с отскоком от пола, бросок после ведения |
2 |
49 |
23.12 |
Вырывание и выбивание, учебно-тренировочная игра 3х3 |
2 |
50 |
26.12 |
Перемещения в защитной стойке, ведение слабой рукой |
2 |
51 |
28.12 |
Серийные броски из-под кольца, ведение с изменением направления |
2 |
52 |
30.12 |
Лазание по канату, ловля и передача в движении, учебно-тренировочная игра. |
2 |
Итого за декабрь |
26 |
||
53 |
09.01 |
Лазание по канату, ловля и передача в движении, учебно-тренировочная игра. |
2 |
54 |
11.01 |
Бросок по кольцу от груди, серийные броски, учебно-тренировочная игра. |
2 |
55 |
13.01 |
Бросок по кольцу от груди, бросок после ведения, учебно-тренировочная игра. |
2 |
56 |
16.01 |
Ловля и передача в движении, лазание по канату, учебно-тренировочная игра. |
2 |
57 |
18.01 |
Бросок по кольцу от груди, выбивание мяча, учебно-тренировочная игра. |
2 |
58 |
20.01 |
Беседа «Что такое самочувствие», бросок после остановки, учебно-тренировочная игра. |
2 |
59 |
23.01 |
Прыжок в глубину, совершенствование бросков, учебно-тренировочная игра. |
2 |
60 |
25.01 |
Бросок после остановки, ведение без зрительного контроля, учебно-тренировочная игра. |
2 |
61 |
27.01 |
Бег 10 мин., ведение «восьмёркой», игра «Сторожа», учебно-тренировочная игра. |
2 |
62 |
30.01 |
Бег 11 мин., совершенствование бросков, учебно-тренировочная игра. |
2 |
В ДЮСШ за январь |
20 |
||
Самостоятельная работа |
6 |
||
Итого за январь |
26 |
||
63 |
01.02 |
Ускорение 30 м., игра «Догоняшки парные», учебно-тренировочная игра. |
2 |
64 |
03.02 |
Подтягивание в висе, прыжки в глубину, учебно-тренировочная игра. |
2 |
65 |
06.02 |
Совершенствование ведения с изменением направления, учебно-тренировочная игра. |
2 |
66 |
08.02 |
ТБ на уличной площадке, комбинации из пройденных элементов, учебно-тренировочная игра. |
2 |
67 |
10.02 |
Азбука баскетбола, дриблинг, штрафные броски, учебно-тренировочная игра. |
2 |
68 |
13.02 |
Вырывание и выбивание, серийные броски, учебно-тренировочная игра. |
2 |
69 |
15.02 |
Бег 60 м., упражнения на уличных тренажёрах, учебно-тренировочная игра. |
2 |
70 |
17.02 |
ОРУ в парах, беговые упражнения, учебно-тренировочная игра. |
2 |
71 |
20.02 |
Комбинации из пройденных элементов, учебно-тренировочная игра. |
2 |
72 |
22.02 |
Беговые упражнения, упражнения на тренажёрах учебно-тренировочная игра. |
2 |
73 |
27.02 |
Бег 60 м., полоса препятствий, учебно-тренировочная игра. |
2 |
В ДЮСШ за февраль |
22 |
||
Самостоятельная работа |
2 |
||
Итого за февраль |
24 |
||
74 |
01.03 |
Ускорение 30м., комбинация «тройка», учебно-тренировочная игра. |
2 |
75 |
03.03 |
10-миню бег, упражнения на тренажёрах, учебно-тренировочная игра. |
2 |
76 |
06.03 |
Прыжок в длину с разбега, ускорение 30м учебно-тренировочная игра. |
2 |
77 |
10.03 |
ОРУ в парах на сопротивление, серийные броски, учебно-тренировочная игра. |
2 |
78 |
13.03 |
Бег с ускорением, бросок после остановки, учебно-тренировочная игра. |
2 |
79 |
15.03 |
Бег 1000м(д), 1500м(м), учебно-тренировочная игра. |
2 |
80 |
17.03 |
Подтягивание в висе, челночный бег 10х10м., учебно-тренировочная игра. |
2 |
81 |
20.03 |
Комбинации из пройденных элементов, учебно-тренировочная игра. |
2 |
82 |
22.03 |
Комбинации из пройденных элементов, учебно-тренировочная игра. |
2 |
83 |
24.03 |
Заключительное занятие, дом. Задание на летние каникулы, учебно-тренировочная игра. |
2 |
84 |
27.03 |
Вводное занятие |
2 |
85 |
29.03 |
Ведение мяча с изменением направления, передачи в парах |
2 |
86 |
31.03 |
Ведение-остановка прыжком-передача, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
Итого за март |
26 |
||
87 |
03.04 |
Передачи во встречных колоннах, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
88 |
05.04 |
Ведение-остановка прыжком – бросок, 40-сек. бег |
2 |
89 |
07.04 |
Упражнения с мячом в парах, ведение-остановка прыжком – бросок |
2 |
90 |
10.04 |
Упражнения для развития прыгучести, ведение левой рукой |
2 |
91 |
12.04 |
Передачи мяча в движении в парах, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
92 |
14.04 |
Ведение «восьмёркой», упражнения для развития координации |
2 |
93 |
17.04 |
Вырывание и выбивание в парах, передача двумя руками снизу |
2 |
94 |
19.04 |
Ведение с пассивным сопротивлением, 40-сек. бег |
2 |
95 |
21.04 |
Поднимание туловища лёжа, 40-сек. бег, броски по кольцу с 2-3 м. |
2 |
96 |
24.04 |
Подтягивание в висе, ведение «восьмёркой», броски из-под кольца. |
2 |
97 |
26.04 |
6-мин. бег, выпрямление рук в упоре лёжа, броски из-под кольца. |
2 |
98 |
28.04 |
Ведение-остановка прыжком – бросок, игра «Собачка» |
2 |
Итого за апрель |
24 |
||
99 |
03.05 |
Прыжки в длину, игра «Догоняшки с мячом» |
2 |
100 |
05.05 |
Серийные прыжки, передача от груди после ведения |
2 |
101 |
10.05 |
Вырывание мяча, передачи в парах, игра «Выбей мяч» |
2 |
102 |
12.05 |
Выбивание мяча, бросок после ведения |
2 |
103 |
15.05 |
Упражнения для развития прыгучести, передача с отскоком |
2 |
104 |
17.05 |
Передачи в движении в парах, броски после ведения |
2 |
105 |
19.05 |
Передачи с отскоком, лазание по канату |
2 |
106 |
22.05 |
Бег 8 мин., передачи в движении в парах, игра «Салки с мячом» |
2 |
107 |
24.05 |
Ведение без зрительного контроля, броски с 3-4 м. |
2 |
109 |
26.05 |
Совершенствование техники в игре Баскетбол |
2 |
110 |
29.05 |
Совершенствование техники в игре Баскетбол |
2 |
111 |
31.05 |
Итоговое занятие |
2 |
В ДЮСШ за май |
24 |
||
Итого в ДЮСШ |
256 |
||
Итого самостоятельная работа |
56 |
||
Всего |
312 |
Участие в соревнованиях по баскетболу .
.Сентябрь . внутри -школьный этап соревнований .
Октябрь . окружные соревнования по баскетболу .
Ноябрь .городские соревнования
Март . Баскетбол соревнования на лучший класс .
Апрель . мини – баскетбол 4-5 класс
Апрель. Первенство иркутской области по 2005-2006 году рождения .
Стрит –бол на баскетбольных площадках
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется тренером.
№ п/п |
Тесты |
Баллы |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1 |
Подтягивание на перекладине (количество раз) |
8 и выше |
6 – 7 |
3 – 5 |
1 – 2 |
0 |
2 |
Отжимание от пола (количество раз) |
35 и выше |
32 – 34 |
29 – 31 |
23 – 28 |
22 и ниже |
3 |
Бег 30 м/сек. |
5,0 и выше |
5,05- 5,25 |
5,3 – 5,6 |
5,7 – 5,9 |
6.0 и хуже |
4 |
Бег 1000 м/мин. |
4.05 и выше |
4.06 – 4.20 |
4.21 – 4.35 |
4.36 – 4.50 |
4.51 и хуже |
5 |
Поднимание туловища (количество раз) |
44 и выше |
41 – 43 |
38 – 40 |
34 – 39 |
33 и хуже |
Проходной балл для зачисления в группу начальной подготовки:
2000 – 2001 г.р. – 16 баллов.
2002 – 2003 г.р.- 12 баллов.
2004 – 2006 г.р .- 8 баллов.
ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ
Спортивно – оздоровительный лагерь «Героев Космонавтов» – 18 день. Июнь.
САМОСТЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Повышение общей и специальной физической подготовки.
Учебный план курса
№ |
Учебный |
17 |
Лекция № 1. Роль |
18 |
Лекция № 2. Планирование |
19 |
Лекция № 3. Контрольная работа № 1 |
20 |
Лекция № 4. |
21 |
Лекция № 5. Контрольная работа № 2 |
22 |
Лекция № 6. |
23 |
Лекция № 7. |
24 |
Лекция № 8. Итоговая работа |
Лекция № 2. Планирование баскетбольной
работы
Начало работы с командой. Ответственность
тренера. Общие цели при создании команды.
Организация команды: состав команды; обязанности
игроков; внутренние правила; условия проведения
тренировок. Планирование спортивной
деятельности: периоды и сроки планирования
занятий; периодизация тренировочного сезона.
Постановка спортивных задач: задачи на результат
и задачи действий; преимущества задач действий;
повышение эффективности; выбор наиболее
подходящих задач; выбор содержания тренировок.
Начало работы с командой
Перед началом работы с командой
тренер-преподаватель должен четко представлять
себе, какую команду он собирается тренировать, и
поставить ключевые вопросы:
– Это команда по мини-баскетболу?
– Это детская команда?
– Это школьная команда?
– Это клубная команда?
– Что это за клуб?
– Какая это школа?
– Это команда перспективных молодых игроков?
– Это команда специалистов высокого класса?
– К какой организации относится эта команда?
– Каков уровень подготовки игроков?
– Как долго они уже играют вместе?
– Каков их потенциал?
Ответы на эти вопросы помогут определить ее
содержание работы, составить план, календарь
соревнований, а также решить многие проблемы,
возникающие в самом начале.
Ответственность тренера
Как только тренер ответил на все вопросы, он
должен теперь спросить себя:
– Какова моя ответственность перед командой?
– Должен ли я дать игрокам общее развитие?
– Должен ли я сосредоточиться на том, чтобы
помочь им стать отличными игроками и хорошими
людьми?
– Могу ли я помочь им добиться высоких
результатов в спорте?
– Какое из этих направлений самое важное?
Очевидно, что тренер, работающий с молодыми
игроками, должен чувствовать ответственность за
развитие своих подопечных как в спортивном, так и
в человеческом плане. Он не должен играть роль
наставника, если работает с мастерами, основная
цель работы которых – высокие результаты встреч.
Общие цели при создании команды
Принимая во внимание все вышесказанное, тренер
должен определить общие цели работы команды.
Если, например, он работает со школьной командой
по мини-баскетболу, то вполне возможно, что
некоторые дети никогда прежде не занимались
баскетболом, некоторые играют всего год, т.е. в
целом уровень их игры невысок. Главная задача
тренера здесь состоит в том, чтобы обеспечивать
их физическое развитие, прививать основные
спортивные навыки (умение работать в команде,
уважительное обращение с людьми и т.д.), интерес к
занятиям баскетболом, проводить общую и
специальную физическую подготовку, обучение
основам игры (ведение мяча, передачи и т.д.).
Организация команды
Следующим шагом является организация команды.
Здесь тренер должен поставить следующие вопросы:
– Сколько в команде игроков?
– Какие у них обязанности?
– Какие внутренние правила должны соблюдаться в
команде?
– Какими средствами располагает команда (место
проведения занятий, оборудование, инвентарь)?
Состав команды
При работе с молодыми спортсменами тренер
должен обеспечить каждому игроку нормальные
условия для занятий. В группе должно быть
достаточное количество участников для
проведения занятий, но не так много, чтобы это
могло создать сложности, и не слишком мало. В
первом случае необходимо организовать еще одну
или несколько групп.
Для проведения тренировок и соревнований
желательно, чтобы уровень подготовки игроков был
примерно одинаков; хорошо, если детей или
подростков, играющих в команде по
мини-баскетболу, кроме спорта, объединяет
что-нибудь еще (например, они учатся в одном
классе или одной школе, живут в одном доме и т.д.).
Обязанности игроков
При определении обязанностей игроков и главных
целей работы команды тренер должен задать себе
несколько главных вопросов:
– В какие месяцы будут проходить занятия?
– Сколько дней в неделю команда будет
тренироваться?
– Сколько будет игр?
– Будет ли команда играть по выходным? – и т.д.
Обязанности должны быть четко сформулированы и
доведены до сведения игроков.
Одним из главных моментов при работе с молодыми
спортсменами является понимание ими своих
обязанностей. Часто бывает так, что обязанности
сформулированы недостаточно конкретно либо
игроки не хотят их выполнять. Рано или поздно это
создаст проблемы. Поэтому тренер должен
определять такие обязанности, характер которых
соответствовал бы возрасту игроков и их
физическим возможностям. Трудно создать хорошую
команду, если игроки будут работать в ней только
тогда, когда они этого захотят, или только потому,
что им больше нечем заняться.
Нельзя также ставить недостижимые задачи.
Тренер вместе с игроками должен обсудить круг их
обязанностей. Если они будут приняты игроками, то
команда будет чувствовать ответственность за их
выполнение. Однако тренер обязательно должен
сформулировать для молодых спортсменов тот
минимум обязанностей, который позволит
обеспечить нормальную работу команды (это больше
всего относится к командам 13–14-летних и
15–17-летних игроков). Если, например, он считает,
что команда должна заниматься три дня в неделю
вместо ранее запланированных двух, и убежден, что
это возможно и необходимо, следует предложить
такой вариант ребятам (а возможно, и их родителям)
и объяснить причину такого изменения.
Внутренние правила
Правила работы, так же как и обязанности
игроков, являются ключевым моментом в
организации команды. Очевидно, что правил не
должно быть слишком много. Они должны быть четко
определены и не давать повода для сомнений,
спорной трактовки, чтобы не провоцировать
конфликты. Правила должны соответствовать
условиям проведения учебно-тренировочных
занятий и игр, уровню команды, устанавливать
обязанности и степень ответственности каждого
игрока.
Пример. Тренировка начинается в строго
определенное время. Игроки должны приходить в
спортивный зал за час до начала игры, решить
между собой, кто из них в какие дни собирает мячи
после занятий, и т.д.
Следует также условиться о минимальном
количестве игр и минимальном игровом времени для
каждого члена команды по мини-баскетболу.
Полезно также установить правила для
родителей.
Пример: во время игры они не должны говорить
детям, что и как надо делать; сидеть на скамейке
запасных вместе с командой; громко обсуждать
действия и решения судей.
Условия проведения тренировок
Тренер должен знать все о месте проведения
занятий, оборудовании и инвентаре, находящемся в
его распоряжении (площадки, мячи, кольца и т.д.),
для наиболее эффективного их использования.
Прежде всего, тренер должен активно применять
все имеющиеся средства. Например, если имеется
четыре кольца, разумнее будет использовать их
все, чем только два.
Часто средства молодых игроков бывают
ограничены (мало мячей, недостаток времени для
тренировок, баскетбольная площадка имеется
только на улице и т.д.). В этом случае тренер
должен применить все свое воображение, чтобы
компенсировать недостаток, ни в коем случае не
смиряясь с трудностями.
Пример: в распоряжении тренера имеется
всего несколько мячей. Можно организовать
круговые упражнения для обучения разным
элементам игры, комбинируя упражнения с мячом и
без него и стараясь сделать интересными
упражнения без мяча.
Если средств недостает, то необходимо изыскать
возможности для их компенсации.
Пример: команда имеет возможность
тренироваться на баскетбольной площадке два
раза в неделю, но тренер хочет предложить команде
заниматься еще один день. Есть возможность
проводить третью тренировку в неделю на площадке
без колец, выполняя упражнения, для которых они
не нужны.
Чем более ограничены возможности, тем более
важно найти решение. Тренер, не воспринимающий
трудности как должное и неизбежное, никогда не
станет хорошим наставником для молодых игроков.
Планирование спортивной деятельности
Планирование спортивной деятельности является
важным элементом работы тренера. Если он не
планирует работу с командой в соответствии с
поставленными задачами, могут возникнуть
большие сложности. В начале сезона игроки полны
эмоций, энергии, уверенности в себе, хотят
сделать все сразу. Однако с течением сезона их
энергия убывает, уверенность уменьшается, новых
идей не возникает, занятия становятся
монотонными и менее эффективными.
Когда предстоит важный матч, тренер вновь
испытывает подъем сил и предлагает игрокам много
нового учебного материала, стараясь устранить
недостатки в предшествующей подготовке команды,
но располагая ограниченным количеством времени
для тренировок. Он может совершить большую
ошибку, если будет жить лишь сегодняшним днем,
думая только о сиюминутном результате и забывая
о плановой работе на перспективу, необходимой
для успешного развития в будущем.
Тренер при составлении плана работы должен
видеть, какие задачи имеют первостепенное
значение, а какие предстоит решить в будущем. В
этот момент он сможет лучше организовать работу
команды, определить главные и промежуточные цели
и средства для их достижения, четко представляя
себе, что и когда надо делать, с какими проблемами
может столкнуться команда, и найти пути их
решения.
Периоды и сроки планирования занятий
Тренер может составлять планы на длительный
или краткосрочный период (на несколько лет, на
сезон, на время от одного до нескольких месяцев,
от одной до нескольких недель и, конечно, на
каждую тренировку). Если он планирует работать с
командой несколько лет, имеет смысл составить
общий план работы с молодыми спортсменами (этап
мини-баскетбола) и более конкретные – для работы
с молодыми спортсменами в возрасте 13 лет и
старше. В этом случае он будет проводить работу,
больше ориентируясь на общий план действий и на
решение главной задачи. Любой тренер, работающий
с молодыми игроками, независимо от того, есть ли у
него долгосрочный план работы или нет, должен
четко представлять себе, каковы его цели в
будущем и в данный момент.
Периодизация тренировочного сезона
Обычно тренер команды по мини-баскетболу или
баскетболу работает с данным составом в течение
сезона, длящегося от 6 до 10 месяцев. Поэтому для
реализации общих задач необходимо планировать
именно такой период времени, называемый макроциклом
или просто циклом. Затем в
зависимости от особенностей работы с командой
тренер делит сезон на более короткие периоды,
называемые мезоциклами, после чего
рассматривает одно-двухнедельные периоды в
каждом мезоцикле – микроциклы – и,
наконец, переходит к планированию каждого
отдельного занятия.
Каждый период (сезонный макроцикл, мезоцикл,
микроцикл и отдельную тренировку) нужно
планировать заранее (см. табл. 1). Очевидно,
что долгосрочные планы должны быть более общими,
чем краткосрочные: например, план работы на
сезон – более общим, чем план, составляемый на
любой мезоцикл, микроцикл или отдельное занятие.
Конкретный план каждой тренировки должен
находиться в структуре плана на микроцикл,
который, в свою очередь, должен быть в контексте
плана на мезоцикл, согласующегося с общим планом
на сезон.
Таблица 1
Пример периодов в сезоне
Месяц |
Мезоциклы |
Микроциклы |
Сентябрь |
1.1 |
|
1.2 |
||
Октябрь |
1.3 |
|
1.4 |
||
Ноябрь |
1.5 |
|
2.1 |
||
2.2 |
||
Декабрь |
2.3 |
|
2.4 |
||
2.5 |
||
2.6 |
||
2.7 |
||
Каникулы |
||
Январь |
3.1 |
|
3.2 |
||
Февраль |
3.3 |
|
3.4 |
||
3.5 |
||
4.1 |
||
Март |
4.2 |
|
4.3 |
||
4.4 |
||
Каникулы |
||
Апрель |
5.1 |
|
5.2 |
||
5.3 |
||
Май |
5.4 |
|
5.5 |
||
5.6 |
Постановка спортивных задач
Теперь, оценив план работы сначала на весь
сезон, а затем на остальные периоды (мезоциклы,
микроциклы и отдельные тренировочные занятия),
первое, что должен сделать тренер, – это решить,
какие задачи стоят перед командой в целом и
перед каждым игроком в отдельности в конкретные
периоды, и поставить перед собой следующие
вопросы:
– Какова задача команды на сезон? на мезоцикл?
на микроцикл? на тренировочное занятие?
– Каковы задачи каждого игрока на данный сезон?
на мезоцикл? на микроцикл? на тренировочное
занятие?
Задачи на результат и задачи действий
Для того чтобы поставить задачи на каждый
период сезона, тренер должен классифицировать их
как задачи на результат и задачи действий.
Задачи на результат могут быть командные и
индивидуальные. Команда стремится выиграть
турнир или чемпионат, уменьшить количество
персональных замечаний – это командные задачи.
Игрок должен повысить процент попадания с
дистанции и уменьшить количество штрафных
бросков в игре – это индивидуальные задачи.
Задачи действийвключают в себя цели, стоящие
перед игроками, способы и средства их достижения,
например совершенствование передачи мяча двумя
руками от груди, выполнения остановки прыжком,
бросков с определенной позиции, блокирования
нападающего при борьбе за отскочивший от кольца
или щита мяч и т.д. Решение этих задач не
гарантирует выполнение задач на результат в
данный момент, но способствует этому в будущем.
Пример: увеличение количества бросков с
хорошей позиции (задача действия) не гарантирует,
что будет набрано большее количество очков в
следующей игре (задача на результат), но повышает
возможность достижения этой цели в перспективе.
Выполнение задач на результат интереснее для
игроков, а выполнение задач действий
способствует лучшему пониманию смысла и цели
решаемых в конкретный момент задач. Те и другие
задачи способствуют повышению мотивации
игроков. Невыполнение задачи на результат может
негативно отразиться на молодых игроках и
вызвать у них неуверенность в себе.
Следовательно, надо ставить перед игроками оба
вида задач в зависимости от возраста. Задачи на
результат лучше ставить перед 15–17-летними
игроками и в меньшем объеме – перед 13–14-летними.
Постановка задач на результат не рекомендуется в
мини-баскетболе. Индивидуальные и командные
задачи действий рекомендуются для игроков любой
команды.
Преимущества задач действий
Задачи действий очень важны для любой
юношеской команды (равно как и для команды
взрослых) по следующим причинам: они
предполагают конкретные действия спортсменов, а
не результат этих действий; облегчают простые и
реальные оценки результатов; дают возможность
игрокам сопоставлять свои усилия с результатом
работы; повышают уверенность в себе и интерес к
игре.
Тренеры по мини-баскетболу, работающие с
6–7-летними и 8–9-летними игроками, должны
пользоваться только задачами действий, избегая
постановки задач на результат, а работающим с
10–12-летними лучше сосредоточиться на задачах
действий, но можно включать и некоторые легкие
задачи на результат, связанные с задачами
действий.
Пример: для работы над индивидуальной
задачей действий, направленной на улучшение
качества выполнения проходов, тренер может
поставить и задачу на результат, состоящую из
определенного числа попыток, для того чтобы
набрать конкретное количество очков в тестовом
упражнении.
При работе с 13–14-летними и 15–17-летними
игроками тренер может ставить задачи на
результат, не исключая при этом и задачи
действий. Фактически важна постановка задач
действий, связанных с решением задач на
результат, таким образом, чтобы игроки всегда
знали, что они должны сейчас предпринять, чтобы
улучшить результат работы.
Учитывая, что работа с этими спортсменами
рассчитана на несколько лет, тренер должен
ставить перед игроками этих возрастных групп
задачи действий, которые могут и не быть связаны
с задачами на результат в данном сезоне, но
помогут в процессе совершенствования игроков,
давая возможность добиваться в будущем высоких
спортивных результатов.
Пример: тренер может поставить задачу
улучшить перемещения игрока без мяча (задача
действий), что, возможно, незначительно повлияет
на результаты игры в данном сезоне, но повысит
вероятность достижения более высоких
результатов в следующем сезоне (перспективная
задача на результат).
Повышение эффективности
Для более эффективного решения задач
необходимо учитывать: взаимосвязь между
финальными задачами и промежуточными с
определением времени решения каждой из них;
постановку окончательных задач, так же как и
промежуточных, необходимую для поддержания
высокой стабильной мотивации; постановку
промежуточных, краткосрочных задач, повышающую
заинтересованность игроков в достижении
результата, так как они видят реальную
перспективу их решения. Поэтому в первую очередь
надо ставить именно краткосрочные задачи,
которые должны быть конкретными и четко
сформулированными, а не общими, основанными лишь
на амбициях.
Примеры краткосрочных четко определенных
задач: броски левой рукой; контакт с мячом при
ведении только пальцами; перемещение в
конкретное положение в защите, позволяющее
одновременно видеть мяч и соперника. Примеры
общих больших задач: бросать мяч или защищаться
лучше.
Поставленные задачи должны соответствовать
физическим и техническим возможностям игроков.
Слишком легкие задачи, требующие небольших
усилий, либо, наоборот, чересчур трудные,
требующие слишком больших усилий, не годятся.
Молодые спортсмены должны чувствовать, что они
могут их решить, и тогда их уверенность в себе и
желание работать еще лучше для достижения
результата возрастут, в то время как
привлекательные, но нереальные для выполнения
задачи способствуют появлению психологических
проблем и значительно снижают интерес.
В командных видах спорта надо ставить перед
игроками и коллективные, и
индивидуальные задачи. Если ставятся только
коллективные задачи, снижаются индивидуальная
ответственность и мотивация. При работе с
молодыми игроками важно, чтобы каждый спортсмен
мог добиваться лучших результатов, поэтому
постановка индивидуальных задач очень важна.
Выбор наиболее подходящих задач
После того как тренер определит круг задач,
необходимо решить, какие из них являются
первостепенными (требующими скорейшего решения),
а какие – второстепенными. После определения
данной последовательности тренер должен решить,
выполнимы ли эти задачи за то время, которое
отведено для этого. Во многих случаях из-за
недостатка времени тренер вынужден отказаться
от решения ряда второстепенных задач и
сосредоточиться на главных. Для этого следует
воспользоваться следующими критериями: важность
задачи, принимая во внимание уровень
подготовленности команды (общие задачи команды в
этом отношении обычно получают приоритет); время
решения каждой задачи относительно конкретной
ситуации (если степень важности задач примерно
одинакова, предпочтение отдается тем, которые
быстрее и легче решаются в данный момент, а в
будущем помогут в решении более сложных).
Тренер часто имеет возможность совмещать
разные задачи (пример: работа над основами
нападения один на один и над основами защиты один
на один). И на индивидуальном, и на коллективном
уровне вопросы нападения и защиты можно решать
одновременно (см. табл. 2).
Существует ряд несовместимых задач,
концентрация внимания на решении одной из
которых приведет к плохому решению другой (пример:
одновременная работа над обучением технике
броска и улучшением результативности попадания).
Очевидно, что если их важность одинакова, то те
задачи, решение которых не противоречиво, имеют
приоритет; если поставленные задачи
приблизительно одинаковы по значимости,
сложности решения, физическим и психологическим
затратам, приоритет получает та, решение которой
требует меньших усилий.
Таблица 2
Форма постановки индивидуальных
задач
Период |
|||
Фамилия, имя игрока |
Задачи действий |
Другие |
|
защита |
нападение |
||
Выбор содержания тренировок
Содержание тренировки и упражнений –
конкретный учебный материал, необходимый для
решения поставленных задач, который тренер
определяет после постановки задач. На этом этапе
он также задает себе вопросы:
– Готовы ли игроки к такому содержанию
физически, технически и тактически?
– Если готовы, то подходит ли оно команде?
– Располагает ли команда необходимым временем?
Для решения поставленных задач и определения
содержания тренер должен учитывать уровень
подготовки игроков. Индивидуальная работа,
включающая определение конкретных задач, подбор
специальных упражнений для каждого члена
команды, знание особенностей их развития, умение
тренера объяснить, как лучше выполнять то или
иное задание, – основа роста мастерства молодых
спортсменов. (Примеры индивидуальной работы:
ведение мяча слабой рукой; техника выполнения
броска с дистанции; выбор наилучшей позиции в
ситуациях два на два, три на три и т.д.)
Задачи в соответствии с содержанием можно
разделить на три категории: защита, нападение и
другие (см. табл. 3).
Таблица 3
Задачи тренировок
Задачи |
Содержание |
|
Защита |
||
Нападение |
||
Другие |
Чтобы определить приоритеты содержания
тренировок, тренеру следует придерживаться
следующих критериев: конкретность (тренер должен
основываться только на конкретных составляющих
содержания); отношение к задаче (приоритет
получает содержание, наиболее необходимое для
решения задачи); простота (более простое
содержание должно преобладать над более
сложным); актуальность (приоритет имеет более
актуальное для решения задачи содержание);
расчет на будущее (содержание, облегчающее
работу в будущем, должно преобладать над
нейтральным); затраты усилий (приоритет имеет
содержание с меньшими затратами физических и
психологических усилий).
Поэтому, для того чтобы решить задачи
составленного плана, тренер должен определить
содержание, наиболее подходящее для решения
задач и далее исходя из этих принципов выбрать
простейшее, наиболее актуальное для достижения
результата.
Вопросы и задания для самостоятельной
работы
1. В чем состоит специфика организации
тренировочного процесса с детскими командами?
2. Что нужно учитывать при постановке цели работы
с командой?
3. Подумайте, какие обязанности должны быть у
игроков детской команды? Должны ли быть у них
права?
4. Сколько человек может приходить на тренировку?
5. Кто должен составить внутренние правила
команды?
6. Подумайте, как можно организовать тренировку,
если в зале только два мяча и два баскетбольных
кольца?
7. Почему важно планировать тренировочный
процесс?
8. В чем разница между мезоциклом, микроциклом и
макроциклом?
9. Что важнее для тренера: решение командных задач
или индивидуальных задач игроков?
10. Приведите примеры краткосрочных и общих задач.
11. Приведите примеры индивидуальных задач игрока
в защите и нападении.
12. Чем должен руководствоваться тренер,
определяя содержание тренировок?
Литература
1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке
юного бавскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007 –
(Серия «Шаг за шагом»).
2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола
от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
3. Гомельский Е.Я. Игра гигантов. – М.:
Вагриус, 2004.
4. «Клайд» Фрейзер У., Сэчер А. Баскетбол. –
М.: АСТ, Астрель, 2006.
5. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и
методика обучения. – М.: Академия, 2007 – (Серия
«Высшее профессиональное образование»)
6. Парсель М. Баскетбол. Научись играть и
стань звездой! – М.: МАК Медиа, 2001. – (Серия
«Спортклуб»).