Методика
составления расписания уроков
(в
помощь заместителю директора по УВР)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РАСПИСАНИЯ
УРОКОВ
Известно, что работоспособность
учащихся не остается неизменной в продолжение дня и недели. Причем характерно,
что она зависит и от возраста ученика. Эти колебания работоспособности отражены
в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.
Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня.
Классы |
Продуктивные |
Непродуктивные |
1-2 |
1 (), 2(¯), 4(¯) |
3(¯) |
3-5 |
1 (¯), 2(¯), 3(¯) |
4(¯) |
6-7 |
1 (¯), 2(¯), 3(¯),5(¯) |
4(), 6(¯) |
8 |
1 (), 2(¯), 3(¯),5(¯) |
4(), 6(¯) |
9 |
1 (¯), 2(¯), 3(¯),5(¯) |
4(), 6(¯) |
10 |
1 (¯), 2(¯), 3(¯),5(),6() |
4() |
11 |
1 (), 2(¯), 3(¯),4(), 5(¯),6(¯) |
Примечание: Стрелки после цифр означают падение (¯) или рост ()
работоспособности учащегося на соответствующем уроке.
Таблица 2. Наиболее благоприятные и неблагоприятные
дни недели.
Классы |
Благоприятные дни |
Неблагоприятные |
1-4 |
Вторник, среда, |
Понедельник, |
5 |
Понедельник, |
Среда-пятница |
6 |
Вторник, четверг, |
Понедельник, |
7-8 |
Вторник, среда, |
Понедельник, |
9-11 |
Среда, четверг, |
Понедельник, |
Из данных о дневном и недельном циклах
изменения работоспособности учащихся составитель расписания должен сделать
соответствующие выводы и принять меры, направленные на сохранение ее высокого
уровня во время учебного процесса.
При составлении расписания занятий вся трудность состоит в том, что степень
утомляемости учащихся определяется множеством социальных и психологических
факторов, совместное влияние которых может как усилить, так и ослабить ее или
оставить на прежнем уровне.
Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного
дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока одного
предмета или даже уроки двух близких предметов быстрее вызовут утомление, чем
те же уроки, но разделенные уроком предмета другого содержания.
То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета
в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится
к предметам с малым количеством часов.
Кроме этого, следует учесть, что снижению утомляемости способствуют и
правильное чередование так называемых «трудных» и «легких» уроков. Хотя надо
отметить, что понятия эти весьма относительны и в ряде случаев субъективны.
Тем не менее, при всей условности и относительности этих понятий, в педагогической
практике школьные учебные предметы по степени трудности принято делить
на четыре группы:
1 группа |
– – – – – – |
2 группа |
– – – – – – |
3 группа |
– – – – |
4 группа |
– – – – – |
При составлении расписания необходимо
учитывать степень профессионального мастерства учителя, стиль и методы его
работы, микроклимата, складывающегося на каждом уроке, «направленность»
конкретного класса на предметы гуманитарного или естественно-математического
цикла.
Гигиенические требования к
составлению расписания занятий в школе сводится к обязательности учета динамики
изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении
рабочего дня и недели, а также «трудности» учебных предметов и преобладания
статического или динамического компонентов во время занятий.
Динамический компонент преобладает на уроках
физкультуры, трудового обучения, музыки и ИЗО. Это наименее
утомительные уроки, и при правильном чередовании их с уроками предметов
гуманитарного и естественно-математического цикла они снимают возникшее на
предшествующих занятиях утомление. Такое переключение деятельности служит
активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение
учебного дня, так и всей учебной недели.
Также большое значение для снижения
уровня утомляемости учащихся и создания комфортных условий для их обучения
имеет рационально организованный режим учебного дня.
Как показывает практика работы школ,
питание учащихся начальной школы, как правило осуществляется на первой
перемене, а всех остальных учащихся – на второй. В соответствии с этим
длительность первой перемены должна быть не менее 15 минут, а второй – 20-30
минут, исходя из конкретных условий образовательного учреждения.
Следует отметить, что длительность
перемены менее 10 минут не целесообразна и не оправдывает себя. Это, во-первых,
вызывает трудность в реализации кабинетной системы, во-вторых , не дает
учащимся отдохнуть, а следовательно, способствует повышению уровня утомляемости
и снижению качества обучения.
Кроме того, большое значение для
снижения уровня утомляемости учащихся имеет выполнение санитарных норм. Сюда
относятся: соответствие наполняемости классов кубатуре классного помещения,
соблюдение норм освещения, своевременное проветривание учебных классов,
соответствие типов и размеров мебели росту учащихся и т.д.
Следует отметить, что при составлении
расписания исключительно важную роль играет возможность свободного
маневрирования факторами, влияющими на работоспособность учащихся.
Исходя из конкретных условий
образовательного учреждения можно так их сочетать, чтобы в итоге получить положительный
эффект. Так, например, уроки начинающего учителя целесообразно поставить в
более благоприятные условия, чем уроки опытного учителя.
В любом случае при столкновении
разных мотивов предпочтение следует отдать тому, что имеет большее значение для
нормальной организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:
1.
Создание оптимальных условий для
обеспечения высокоэффективного труда учащихся.
–
Обеспечить строгий учет гигиены умственного труда
учащихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики их
работоспособности;
–
Учесть сложность учебных предметов для восприятия
обучаемыми во взаимосвязи с эффективностью их работоспособности в течение
каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом.
2.
Создание оптимальных условий для обеспечения
единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.
3.
Обеспечение высокого уровня эффективности
труда учителя, профилактики снижения его работоспособности как в пределах
одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели.
–
Предусматривать в расписании «окна» для
рационального использования сил педагогов, организации взаимопосещения уроков
преподавателями с целью обмена педагогическим опытом, для работы учителя на
случай замены заболевшего учителя (в тоже время создание оптимальных условий
для УВП в школе требует ограничения количества «окон» в расписании до минимума);
–
Предоставлять по возможности учителю методический
день для повышения его педагогического мастерства;
–
Учитывать психологический настрой учителя при
чередовании параллелей и классов в течение дня и всей рабочей недели;
–
Обеспечить единство работы учителя-предметника и
учителя-классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя ГПД.
4.
Учет материально-технических условий.
–
Предоставить всем учащимся и учителям равные
возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах школы, спортивном
зале, учебных мастерских, кабинете музыки и т.д.;
–
Создать условия для активного использования на
занятиях ТСО, в том числе ПК.
5.
Соблюдение требований нормативных документов,
регулирующих работу школы (как собственных, так и вышестоящих организаций),особенно касающихся норм, регулирующих учебную нагрузку, ибо превышение
временных норм ведет к неоправданной перегрузке учащихся как уроками, так и домашними
заданиями.
При составлении расписания уроков в школе
недопустимо учитывать не столько интересы учащихся, сколько интересы учителей.
Решение каждого
частного вопроса в ходе работы над расписанием необходимо рассматривать с точки
зрения целесообразности организации УВП. Это должно быть критериями при оценке
пожеланий и предложений учителей к расписанию.
Составитель
расписания всегда должен помнить, что расписание уроков преследует прежде
всего цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий
для ученика и учителя и составляется толь исходя из требований организации
нормального режима работы школы.
Методика составления расписания уроков.
На первом этапе работы подготовим все
необходимые документы для составления расписания:
1.
Рабочий учебный план.
2.
Сведения о количестве классов в школе и
распределении их по сменам (приказ).
3.
Сведения о наличии учебных кабинетов и о
закреплении их за определенными преподавателями (приказ).
4.
Распределение учебной нагрузки преподавателей по
классам и ГПД по сменам в недельных часах (приказ).
5.
Распределение классного руководства (приказ).
6.
Сведения об обязательных свободных днях:
–
Администрации;
–
Председателя ПК;
–
Руководителей ШМО;
–
Преподавателей, занимающихся в вечерних и заочных
ВУЗах (личное заявление);
–
Преподавателей, совмещающих работу в школе с
работой в других организациях (личное заявление);
–
Преподавателей – внешних совместителях (личное
заявление).
7.
Личные пожелания учителей к расписанию уроков
(личное заявление).
8.
Сведения о делении классов на подгруппы при
изучении отдельных предметов (приказ).
9.
Расписание звонков в школе.
10. Заготовленные формы таблиц.
Желательно,
и даже необходимо, организовать сбор пожеланий преподавателей к расписанию
(свободный день, спаренные уроки и т.д.). Все эти предложения изучаются с точки
зрения целесообразности и оптимизации УВП в школе и, по возможности,
удовлетворяются.
Второй этап – заполнение справочной таблицы
(таблица 1).
Вносим
сначала справочные данные об учителях:
–
№ по порядку;
–
ФИО;
–
Учебный предмет (если их несколько, то каждый
отдельно);
–
Недельная нагрузка (по каждому предмету отдельно и
общая);
–
Классы, в которых работает данный учитель;
–
№ закрепленного кабинета.
Затем
переносим в таблицу из учебного плана количество часов по каждому предмету и
каждому классу.
И,
наконец, в графу «Примечание» вносим информацию об обязательных свободных днях (жирный
шрифт) и результаты обработки пожеланий преподавателей к расписанию уроков
(обычный шрифт). Причем дни работы совместителей отмечаем жирным подчеркнутым
шрифтом (для большей наглядности можно использовать цветовое выделение).
В
итоге справочная таблица приобретает вид, представленный в таблице 1.
Таблица1. Справочная таблица (при односменной работе школы)
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Число часов недельной нагрузки по |
Примечания |
||||||||||||||
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
||||||||
1 |
Иванова А.М. |
Русский яз. Литература |
12 6 |
21 |
5, 8а |
23 |
4 2 |
4 2 |
4 2 |
Среда |
|||||||||||
2 |
Панова Н.И. |
Русский яз. Литература |
6 14 |
20 |
9,10 |
24 |
2 3 |
2 3 |
1 4 |
1 4 |
ВторникПятница |
||||||||||
3 |
Фролов М.К. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
6,7а |
25 |
5 2 |
5 2 |
5 2 |
Четверг |
|||||||||||
4 |
Федорова А.Н. |
Русский яз. Литература |
10 12 |
22 |
7б,8б,11 |
26 |
5 2 |
3 2 |
1 4 |
1 4 |
– |
||||||||||
5 |
Бирюкова В.Б. |
Математика Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
5,10 |
31 |
5 |
5 |
3 2 |
3 2 |
Вторник |
||||||||||
6 |
Сидоренко К.К |
Математика Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
6,7 |
32 |
5 |
5 |
3 2 |
3 2 |
Пятница |
||||||||||
7 |
Булатова М.В. |
Алгебра Геометрия |
14 8 |
22 |
8,9 |
33 |
4 2 |
4 2 |
3 2 |
3 2 |
Вторник Пятница |
||||||||||
8 |
Казаков М.Н. (директор) |
Алгебра Геометрия |
4 4 |
8 |
11 |
32 |
2 2 |
2 2 |
Понедельник Пятница Среда |
||||||||||||
…. |
…… |
……. |
…. |
.. |
… |
.. |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
21 |
Сокова А.П. |
Биология |
8 |
8 |
10,11 |
18 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Среда (1-5) Пятница (1-5) |
||||||||||
…. |
…… |
……. |
…. |
.. |
… |
.. |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
ИТОГО: |
28 |
28 |
29 |
29 |
30 |
30 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Таблица1а. Справочная таблица (при двусменной работе школы)
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Число часов недельной нагрузки по |
Примечания |
||||||||||||||
І смена |
ІІ смена |
||||||||||||||||||||
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
11а |
11б |
5а |
5б |
5в |
||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Переходим
к третьему этапу составления расписания. Исходя из данных справочной таблицы,
начнем заполнение вспомогательной таблицы (таблица 2).
В
нее вносятся:
–
№ по порядку;
–
ФИО;
–
Учебный предмет (если их несколько, то каждый
отдельно);
–
Недельная нагрузка (по каждому предмету отдельно и
общая);
–
Классы, в которых работает данный учитель;
–
№ закрепленного кабинета;
–
распределение уроков по классам в течение недели.
Колонка
«Резерв» имеет вспомогательный характер и служит для отработки расписания
занятий.
В этой таблице отражается распределение уроков в количественном отношении:
нагрузка преподавателя распределяется равномерно по дням недели, причем каждый
урок отмечается 1 или 2 (лучше всего использовать хорошо отточенный карандаш и
хороший мягкий ластик). Распределять уроки необходимо так, чтобы у одного
преподавателя в данный день не было больше 6-7 уроков 9по горизонтали), а в
каждом классе не было более 6-7 уроков в день (по вертикали). Кроме этого,
следует помнить, что число преподавателей, имеющих 6-ые –7-ые уроки, должно
быть больше, или в крайнем случае, равно числу, имеющих 6-7 уроков в данный
день.
Работа
с таблицей начинается с переноса левой части справочной таблицы. Далее
производится расстановка обязательных свободных дней администрации, свободных
дней преподавателей (обязательные – сплошной чертой, желательные – пунктиром).
Здесь следует пояснить, что желательные свободные дни могут быть
предоставлены, исходя из необходимости рациональной организации учебного
процесса, и в другие дни недели или вообще не предоставлены.
Также
следует напомнить преподавателям, что свободный от уроков день является
методическим днем и предназначен для самостоятельной работы по повышению
педагогического уровня и в случае необходимости в этот день учитель может быть
вызван на работу, например, для замены заболевшего коллеги (конечно, если
учитель не посещает в этот день курсы повышения квалификации и т.п.)
Затем
отмечаются дни работы внешних совместителей, уроков преподавателей,
совмещающих работу в школе с работой в других организациях.
После этого распределяются часы каждого учителя равномерно по дням недели,
по возможности учитывая «благоприятные» и «неблагоприятные» дни.
1.
Начинаем расстановку с уроков
учителей-совместителей и учителей, чьи уроки по разным причинам жестко зафиксированы
по дням недели.
2.
Затем приступают к расстановке уроков физической
культуры, трудового обучения, ИЗО и музыки, следя за тем, чтобы ни в одном
классе эти занятия не проводились в один день. При этом надо предусмотреть часы
по спортивному залу для организации занятий начальной школы (выделять
специальные дни или предусмотреть необходимое количество «окон»).
Таблица 2. Вспомогательная таблица.
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
|||||||
1 |
Иванова А.М. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
5, 8а |
23 |
1 |
1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Панова Н.И. |
Русский яз. Литература |
6 14 |
20 |
9,10 |
24 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 1 |
1 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Фролов М.К. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
6,7а |
25 |
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
1 1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Федорова А.Н. |
Русский яз. Литература |
10 12 |
22 |
7б,8б,11 |
26 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Бирюкова В.Б. |
Математ-ка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
5,10 |
31 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Сидоренко К.К |
Математка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
6,7 |
32 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Булатова М.В. |
Алгебра Геометрия |
14 8 |
22 |
8,9 |
33 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Казаков М.Н. |
Алгебра Геометрия |
4 4 |
8 |
11 |
32 |
|
2 |
2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Сокова А.П. |
Биология |
8 |
8 |
10,11 |
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Четверг |
Пятница |
Резерв |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
|||||||
1 |
Иванова А.М. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
5, 8а |
23 |
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
1 |
1 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Панова Н.И. |
Русский яз. Литература |
6 14 |
20 |
9,10 |
24 |
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Фролов М.К. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
6,7а |
25 |
|
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Федорова А.Н. |
Русский яз. Литература |
10 12 |
22 |
7б,8б,11 |
26 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Бирюкова В.Б. |
Математ-ка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
5,10 |
31 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Сидоренко К.К |
Математка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
6,7 |
32 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Булатова М.В. |
Алгебра Геометрия |
14 8 |
22 |
8,9 |
33 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
|
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Казаков М.Н. |
Алгебра Геометрия |
4 4 |
8 |
11 |
32 |
2 |
2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Сокова А.П. |
Биология |
8 |
8 |
10,11 |
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
3.
Далее производится расстановка уроков
иностранного языка, а затем русского языка (если есть деление на
группы). Здесь очень важно сделать так называемую «плотную упаковку» (уроки
иностранного языка расставляются максимально плотно, без «окон») и максимальное
количество уроков иностранного языка ставятся в те дни, когда учащиеся
занимаются вне школы, а также – когда в школе много уроков физической культуры
и трудового обучения, ибо уроки иностранного языка требуют удвоенного
количества учебных кабинетов в связи с делением каждого класса на подгруппы.
4.
Далее расставляются уроки:
–
Уроки преподавателей, работающих по «верхней» или
«нижней» недели;
–
Преподавателей, работающих в две смены (их уроки по
возможности, сближаются по времени в течение одного рабочего дня или
разводятся на разные рабочие дни недели);
–
Преподавателей, имеющих сдвоенные уроки;
–
Остальных преподавателей (по убыванию их нагрузки).
5.
Последними расставляются уроки преподавателей, не
имеющих закрепленных за ними кабинетов. При этом желательно максимальное число
их уроков разместить в соответствующих предметных кабинетах и исключить положение,
при котором этот преподаватель вынужден был бы переходить из одного классного
помещения в другое на каждом уроке.
Выполняя эту
расстановку, мы имеем возможность выровнить количество уроков по дням недели по
каждому классу в соответствии с учебным планом школы. Так, например, в
параллели 9-х классов недельная нагрузка составляет 33 часа. Это означает, то
при пятидневной рабочей недели количество уроков составит 3 дня по 7 уроков, 2
– по 6 .
Следует
отметить, что при расстановке уроков каждой последующей параллели зачастую по
разным причинам приходится изменять расстановку уроков предыдущих параллелей за
счет перестановки уроков внутри одного дня или даже переноса уроков на другие
дни недели, изменять свободные дни преподавателей (желательные). Этого не надо
бояться: самое главное для составителя расписания – после каждой такой
перестановки делать проверку количества часов в данном классе по данному
предмету и общей недельной нагрузки преподавателя (графа по горизонтали) и
количества часов у каждого класса в один день (колонка по вертикали).
В
случае двусменности занятий в школе работа по составлению расписания
проводится таким же образом, но отдельно по каждой смене.
Четвертый этап – проверка правильности
расстановки уроков по классам (по вертикали в каждой колонке – количество
уроков в классе в один день), соответствие расписания учебному плану (в каждой
графе по горизонтали для данного класса – количество уроков данного предмета в
неделю в данном классе) и нагрузке каждого преподавателя (сумма уроков по горизонтали
в каждой строке – недельная нагрузка преподавателя).
Здесь
следует отметить, что на практике проверку и составление вспомогательной
таблицы проводят одновременно, хотя, конечно, после окончания работы необходимо
еще раз тщательно проверить правильность ее составления.
Пятый этап – составление рабочего расписания
администрации (таблица 3).
Таблица 3. Рабочее расписание уроков администрации
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Кл.рук-во |
понедельник |
вторник |
Середа |
Четверг |
Пятница |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Казакова И.А. |
Крюкова Н.И. |
Казакова Н.А. |
Казаков М.Н. |
Крюкова Н.И. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||
1 |
Иванова А.М. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
5, 8а |
23 |
5а |
5а |
5б |
8а |
8а |
5а |
5б |
5а |
5б |
8а |
|
8а |
5а |
5б |
5а |
5б |
5а |
8а |
5а |
5б |
8а |
||||||||||||||||
2 |
Панова Н.И. |
Русский яз. Литература |
6 14 |
20 |
9,10 |
24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Фролов М.К. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
6,7а |
25 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Федорова А.Н. |
Русский яз. Литература |
10 12 |
22 |
7б,8б,11 |
26 |
11б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Бирюкова В.Б. |
Математ-ка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
5,10 |
31 |
10а |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Сидоренко К.К |
Математка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
6,7 |
32 |
6а |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Булатова М.В. |
Алгебра Геометрия |
14 8 |
22 |
8,9 |
33 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Казаков М.Н. |
Алгебра Геометрия |
4 4 |
8 |
11 |
32 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Сокова А.П. |
Биология |
8 |
8 |
10,11 |
18 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свободные кабинеты |
18,20,28 |
Здесь
надо на основании вспомогательной таблицы расставлять предметы по урокам,
учитывая, по возможности, данные о «трудных» и «легких» предметах, о
«продуктивных» и «непродуктивных» уроках в течение рабочего дня и недели.
1.
Расстановку учебных предметов по урокам делаем
в рамках каждого дня.
–
Расстановку уроков внутри одного дня можно начинать
с любой параллели и в любой очередности (если в какой-то параллели есть
жесткие требования к расстановке уроков, то начинать необходимо именно с нее).
Например, сначала расставляют уроки параллели 5х классов, затем 6-х и т.д. Следует
отметить, что составление рабочего расписания можно начинать с любого дня недели.
–
Если учебное заведение функционирует в две смены,
то сначала расставляют уроки преподавателей, работающих в первой смене, а затем
– работающих во второй смене. Однако при этом надо, по возможности, сблизить
уроки преподавателей, работающих в две смены, в первой и второй сменах во
времени или разнести их на разные дни недели.
–
В ходе расстановки при добавлении каждой следующей
параллели происходит частичная перестановка уроков, т.е. идет постоянная
коррекция расписания данного дня.
2.
После расстановки уроков всех параллелей в
расписании данного дня следует откорректировать «окна» у преподавателей,
занятость учебных кабинетов, более удобно и рационально расположить уроки в
течение дня.
Проделав
вышеуказанные операции для каждого дня недели, получаем рабочее расписание
уроков администрации (таблица 3.)
3.
Теперь следует еще раз проверить расписание на его
рациональность и комфортность для учащихся и преподавателей. Здесь иногда
возникает необходимость и возможность переноса одного или нескольких уроков на
другой день или становится очевидной необходимость дополнительной корректировки
того или иного дня недели.
Шестой этап работы – составление расписания
уроков для учащихся (таблица 4).
Таблица
заполняется автоматическим переносом уроков из вспомогательной таблицы. В нее,
кроме уроков, вносятся классные часы, факультативы, кружки, спортивные секции,
консультационные часы и т.д., причем отмечается, для какой категории учащихся
предназначено данное мероприятие: одного класса, всей параллели или нескольких
параллелей.
Необходимо отметить, что все оплачиваемые часы учебного
плана, в том числе и ИГЗ, нетрадиционные предметы, кружки, факультативы, проектная
и научно-исследовательская деятельность, должны быть включены в
расписание учебных занятий.
Кроме
того, в расписание может быть внесена циклограмма постоянных мероприятий школы,
имеющих недельный цикл.
Для удобства
использования целесообразно разделить расписание на 2 части: расписание уроков
(таблица 4) и расписание ИГЗ, факультативов и т.д. (таблица 4а).
Таблица 4. Расписание занятий для учащихся.
СОГЛАСОВАНО:__________ УТВЕРЖДЕНО:____________
Председатель ПК Иванова А.М. Директор
школы Казаков М.Н.
(протокол № ___ от ________200_ г.)
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ
На 1 полугодие 20__ – 20__ учебного года
Классы |
5а |
5б |
6а |
6б |
… |
… |
11а |
11б |
|||||||||||||
Кл. руководитель |
Иванова А.М. |
Сучкова К.М. |
Сидоренко К.К. |
Конов В.П. |
Сергеев И.А. |
Федорова А.Н. |
|||||||||||||||
Закрепленные кабинеты |
23 |
21 |
32 |
36 |
22 |
26 |
|||||||||||||||
День недели |
Уроки |
Свободные кабинеты |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
|||||||
ПОНЕДЕЛЬНИК |
Дежурный |
||||||||||||||||||||
1 |
18,20,28 |
Природовед. |
22 |
||||||||||||||||||
2 |
18,19,28 |
Русск.язык |
23 |
||||||||||||||||||
3 |
16,19 |
Физкультура |
|||||||||||||||||||
4 |
16,19 |
Математика |
31 |
||||||||||||||||||
5 |
16,18,23,28 |
Иностр.язык |
34/35 |
||||||||||||||||||
6 |
16,18,23-26 |
||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
ВТОРНИК |
Дежурный |
||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
СРЕДА |
Дежурный администратор Казакова |
||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
ЧЕТВЕРГ |
Дежурный |
||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
ПЯТНИЦА |
Дежурный |
||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
Составитель _________ Казакова Н.А., зам.директора по УВР
Таблица 4а. Расписание индивидуально-групповых занятий,
факультативов, кружков, спортивных секций
СОГЛАСОВАНО:__________ УТВЕРЖДЕНО:____________
Председатель ПК Иванова А.М. Директор
школы Казаков М.Н.
(протокол № ___ от ________200_ г.)
РАСПИСАНИЕ
индивидуально-групповых занятий,
факультативов, кружков, спортивных секций
На 1 полугодие 20__ – 20__ учебного года
Классы |
5а |
5б |
6а |
6б |
… |
… |
11а |
11б |
||||||||||||
День недели |
Название занятий |
Время занятий |
№ каб |
Время занятий |
№ каб |
Время занятий |
№ каб |
Время занятий |
№ каб |
Время занятий |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
|||||||
понедельник |
ИГЗ (математика) |
14.00-15.00 |
21 |
|||||||||||||||||
Природа и творчество (фак-в) |
14.00-15.00 |
16 |
||||||||||||||||||
Английский язык (кружок) |
14.00-15.00 |
Для учащихся 5-6х классов |
18 |
16.00-17.00 |
Для учащихся 11х классов |
18 |
||||||||||||||
Волейбол (спортивная секция) |
17.00-18.00 |
Для учащихся 9-11-х классов |
Сп.зал |
|||||||||||||||||
вторник |
||||||||||||||||||||
СРЕДА |
||||||||||||||||||||
четверг |
||||||||||||||||||||
пятница |
||||||||||||||||||||
Составитель _________ Казакова Н.А., зам.директора по УВР
Расписание
уроков утверждается директором школы (правый верхний угол листа) и согласуется
с ПК школы (левый верхний угол листа). В правом нижнем углу листа расписания
подписывает составитель.
В
расписании также целесообразно указать дежурного администратора по школе на
каждый день, классного руководителя класса, закрепленный за классом кабинет.
Особое
удобство для составления расписания представляет графа «Свободные кабинеты»,
ибо это позволяет легко и быстро найти свободное помещение для какого-либо
незапланированного мероприятия, совещания, собрания, дополнительных занятий и
т.д. Целесообразно такую же строку ввести и в «Рабочее расписание уроков
администрации» (таблица 3).
Для
преподавателей и администрации школы удобнее пользоваться «Рабочим расписанием
уроков администрации»(таблица 3). «Рабочее расписание уроков администрации»
утверждается директором школы (правый верхний угол листа) и согласуется с ПК
школы (левый верхний угол листа). В правом нижнем углу листа расписания
подписывает составитель. В данном расписании четко видна занятость
преподавателя по дням недели, и по нему легко проводить замену уроков
заболевшего или выбывшего преподавателя, а также, при необходимости, –
коррекцию расписания уроков. Кроме того, по нему легко определить занятость
учебных кабинетов с целью размещения уроков преподавателей, не имеющих закрепленных
за ними кабинетов.
К
расписанию занятий прикладывается график проведения контрольных, лабораторных и
практических работ» (таблица5). Данная таблица заполняется следующим образом:
учитель против своей фамилии в соответствующей клетке указывает класс и вид
работы. Например:
v
5а-К – контрольная работа в 5а классе
v
7б-П – практическая работа в 7б классе
v
9б –Л – лабораторная работа в 9б классе.
Можно использовать
условные обозначения видов работ, например цветовое, как указано в таблице 5.
Следует
иметь в виду, что в первую неделю четверти по понедельникам и пятницам
проведение контрольных работ не рекомендуется. Также не
рекомендуется в один день проводить две (или более) контрольные
работы по разным предметам.
В случае
совпадения контрольных работ учителя должны взаимно откорректировать их
проведение в разные дни.
График заполняется учителями и вывешивается в учительской.
Таблица 5. График проведения контрольных,
лабораторных и практических работ на 1 семестр 200_ -200_ учебного г.
№ пп |
ФИО |
Учебный предмет |
Сентябрь |
Октябрь |
Декабрь |
|||||||||||||||||||||||
1-я неделя |
2-я неделя |
5-я неделя |
16-я неделя |
|||||||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
………. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
…… |
… |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
||||||
5а |
||||||||||||||||||||||||||||
8а |
||||||||||||||||||||||||||||
7б |
||||||||||||||||||||||||||||
5а |
Контрольная работа в 5а |
|||||||||||||||||||||||||||
7б |
Лабораторная работа в 7б |
|||||||||||||||||||||||||||
8а |
Практическая работа в 8а |
|||||||||||||||||||||||||||
ПРОВЕРКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ И ОЦЕНКА ЕГО
КАЧЕСТВА
Для окончательной проверки расписания уроков, прежде
всего следует по рабочему расписанию администрации проверить по горизонтали
недельную нагрузку каждого преподавателя, а по вертикали – отсутствие «окон» в
расписании каждого класса; проверить нет ли совпадения уроков по дням (когда в
одном и том же классе одновременно должны давать уроки разные преподаватели). С
этой целью удобно использовать таблицу 6. Хотя в принципе именно проверка по вертикали
с использованием таблицы 6 проводится одновременно с расстановкой уроков по
дням при составлении рабочего расписания уроков администрации.
Затем надо внимательно проверить и откорректировать
расписание уроков с точки зрения устранения излишнего числа «окон» у
преподавателей, более рационального размещения «трудных» уроков, а также
наличие обязательных свободных дней для преподавателей, обоснованность и
наличие спаренных уроков по предметам, возможность проведения лабораторных
работ по физике, химии и другим предметам (для этого хотя бы раз в неделю в
какой-либо день в расписании должна быть представлена вся параллель) и т.д.
Оценить качество составленного расписания уроков довольно
сложно. С одной стороны, это некоторые формальные требования, о которых шла
речь выше – их выполнять несложно. С другой стороны, это психологические
требования, создающие определенные комфортные условия работы ученического и
педагогического коллективов, что учесть гораздо сложнее.
До сих пор теста для полной, всесторонней оценки
расписания уроков не существует. Расписание занятий считается
удовлетворительным, если оно в основном соответствует формальным требованиям,
предъявляемым к нему, и создает более или менее комфортные условия для работы
ученического и педагогического коллективов.
В качестве примера можно привести один из возможных
способов оценки расписания, встречаемый в педагогической литературе.
Один из способов оценки расписания уроков.
В качестве одного из возможных способов оценки уроков
можно использовать ранговую шкалу трудности:
v
Математика, украинский язык …………………………………………….. 11
v
Иностранный язык …………………………………………………………. 10
v
Физика, химия ………………………………………………………………. 9
v
История, человек и общество, философия …………………………………
8
v
Русский язык, литература ………………………………………………….. 7
v
Естествознание, география ………………………………………………… 6
v
Физическая культура ………………………………………………………. 5
v
Трудовое обучение …………………………………………………………. 4
v
Черчение ……………………………………………………………………. 3
v
ИЗО …………………………………………………………………………. 2
v
Музыка ……………………………………………………………………… 1
Шкалой трудности уроков можно воспользоваться для
гигиенической оценки расписания уроков. При этом подсчитывается сумма баллов по
дням недели в отдельных классах. Эти цифровые данные можно изобразить
графически.
Школьное расписание оценивается положительно в том
случае, если образуется кривая с одним подъемом (во вторник или среду) или с
двумя подъемами (вторник, четверг).
Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при
наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу , а также при равномерности
нагрузки в недельном цикле.
Таблица 6.
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
5-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9-В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10-В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-В |
Загрузить PDF
Загрузить PDF
График учебных занятий — это удобный и недорогой способ организации учебного времени. Такой подход позволяет понять, что и когда нужно делать. Если вы хотите структурировать свои занятия и мотивировать себя работать с полной отдачей, то попробуйте составить индивидуальный график учебы.
-
1
Составьте список своих обязанностей. Вспомните и запишите все свои обязанности, которые нужно учитывать при составлении расписания. Если обдумать все заранее, то процесс работы непосредственно над расписанием пройдет более гладко.[1]
- Список должен охватывать все ваши занятия в учебном заведении, работу, домашние дела, тренировки, занятия спортом и другие регулярные обязанности во время учебного года.
- Не забывайте про дни рождения и важные праздники.
- Не страшно, если не получится вспомнить все сразу, — список всегда можно дополнить позже.
-
2
Соберите всю информацию о занятиях и заданиях. Для этого наверняка придется изучить свое расписание занятий в учебном заведении, указать все домашние задания, проекты и работы или даже найти подходящую систему управления обучением в сети (Blackboard, Moodle, Edmondo и многие другие).[2]
-
3
Выберите оптимальное время дня для занятий. Подумайте, в какое время ваша эффективность или желание учиться находится на максимальном уровне. Вы жаворонок или сова? Если подумать об этом заранее, то можно запланировать важные задачи на оптимальное время.[3]
- При выполнении этого шага старайтесь не думать о других своих обязанностях вроде работы. Просто выберите оптимальное время дня, будто у вас больше нет других задач.
-
4
Выберите формат. График занятий можно составить на листе бумаги или в электронном виде в формате таблицы либо использовать приложение для смартфона.
- Очевидным решением станут программы для работы с таблицами, например Microsoft Excel или Apple Numbers. Также шаблоны таблиц можно встретить во многих текстовых редакторах.[4]
- Можно использовать онлайн-решение. Так, сервис My Study Life предлагает веб-интерфейс и мобильное приложение, а также может похвастаться высокими оценками пользователей.
- Даже если вы часто используете смартфон или проводите много времени онлайн, расписание на бумаге все равно может оказаться удобным решением. Например, если на занятиях не разрешено использовать электронные устройства.
- Оба варианта имеют свои преимущества. Электронное расписание удобно составлять, а также вносить масштабные изменения, хотя бумажный вариант допускает множество мелких поправок и его всегда можно взять с собой. Также расписанию на бумаге проще (или увлекательнее) придать индивидуальный дизайн по своему вкусу.
- Также можно сочетать оба варианта: составьте на компьютере сетку таблицы с днями, уроками и временем, а затем напечатайте необходимое количество копий (зависит от количества учебных недель) и заполните от руки.
- Очевидным решением станут программы для работы с таблицами, например Microsoft Excel или Apple Numbers. Также шаблоны таблиц можно встретить во многих текстовых редакторах.[4]
-
5
Создайте сетку. Любой график или расписание представляет собой таблицу с ячейками «Дата» и «Время», при этом дни недели указываются в верхней строке, а время — в боковом столбце.
- При составлении расписания на листе бумаги придется начертить таблицу от руки. Используйте тетрадный лист или нелинованную бумагу. Для аккуратности чертите таблицу с помощью линейки.
- Главный недостаток варианта от руки — в такое расписание сложно вносить изменения в будущем. Даже если использовать карандаш, изменения количества строк или столбцов окажутся очень сложной задачей. Если потребуется несколько страниц (например, одна на каждый месяц), каждую копию придется составлять и исправлять вручную.
Реклама
-
1
Выберите единое или изменяемое расписание. Можно создать единый график, который будет неизменным каждую неделю, или индивидуальное расписание для каждой недели с особыми параметрами. Все индивидуальные графики можно составлять в одно время.
- В случае с еженедельным индивидуальным расписанием следует начинать от обратного. Нужно начать с больших заданий или экзаменов и возвращаться назад во времени. Расписание занятий будет меняться в зависимости от предстоящих больших заданий.[5]
- Не забудьте отразить в таблице все ранее перечисленные обязанности. Это следует сделать до указания времени занятий. Запишите все регулярные обязательные занятия, например спортивные тренировки. Начинайте с общих обязанностей, чтобы четко знать, на какое время назначить учебные занятия.
- При составлении изменяемого еженедельного расписания не забывайте об исключениях вроде дней рождений и праздников.
- В случае с еженедельным индивидуальным расписанием следует начинать от обратного. Нужно начать с больших заданий или экзаменов и возвращаться назад во времени. Расписание занятий будет меняться в зависимости от предстоящих больших заданий.[5]
-
2
Определите временные блоки занятий. Стремитесь планировать временные блоки достаточной продолжительности (около 2–4 часов подряд). Это поможет вам погрузиться в учебу и эффективно использовать время.[6]
- Не нужно отказываться от занятия, если не удается выкроить несколько часов подряд. Иногда полезно заниматься в свободные временные блоки продолжительностью 45 минут или час.
- Лучше планировать больше времени для более сложных предметов.[7]
-
3
Планируйте перерывы. Они необходимы для успешной работы. Человек не робот и не может работать часами без перерыва. Регулярные перерывы позволяют эффективнее справляться с задачами.[8]
- Многие специалисты рекомендуют работать 45 минут каждого часа, а затем устраивать перерыв на 15 минут. Все люди разные, поэтому экспериментируйте, чтобы найти оптимальный вариант.[9]
- Многие специалисты рекомендуют работать 45 минут каждого часа, а затем устраивать перерыв на 15 минут. Все люди разные, поэтому экспериментируйте, чтобы найти оптимальный вариант.[9]
-
4
Будьте предельно конкретны. Помните, как вы составляли перечень всех заданий и расписания занятий в университете? Пришло время использовать список по назначению. Запланируйте время конкретных занятий и запишите все задания, а также укажите промежутки времени для работы над такими заданиями.
- Обстоятельства меняются со временем, и иногда планы двухмесячной давности становятся уже не актуальными. Это не должно вас останавливать. Используйте график как удобный ориентир, который поможет вам не сбиться с пути и разделять масштабные задания на меньшие задачи.
- Если вам еженедельно задают определенный объем домашних заданий, следует отразить этот момент в таблице. Например, если каждую неделю нужно решить 20 задач по математике, тогда внесите такой пункт в график.
-
5
Планируйте несколько предметов на каждый сеанс занятий. Работа над разными предметами во время одного сеанса занятий позволяет избежать выгорания и не выбиться из сил, когда остаются еще другие предметы.[10]
- Конечно, ситуация изменится перед экзаменом, когда нужно будет посвящать свое время и силы одному предмету!
-
6
Украсьте свой график. Используйте цветовые метки для занятий и обязанностей — так вам будет проще ориентироваться в графике. Такой подход также позволит снизить нагрузку на зрение, а вам придется много и часто смотреть в расписание!
- В случае с бумажным расписанием можно использовать цветные карандаши. На компьютере используйте выделения и заливки, а позже печатайте график на цветном принтере. В приложениях расписание уже имеет цветовые метки, которые можно настроить по своему вкусу.
Реклама
-
1
Соблюдайте график. Может потребоваться время, чтобы привыкнуть к расписанию. Не спешите сдаваться. Он начнет приносить пользу, как только станет частью привычного уклада.
-
2
Не придавайте расписанию чрезмерного значения. Не нужно считать, что вы обязаны следовать графику поминутно. Это всего лишь помощник, который призван облегчить учебу. Используйте его как основу, но не стремитесь неукоснительно соблюдать все пункты.
-
3
Пересматривайте график. Оценивайте действенные и неэффективные решения и исправляйте недостатки! После стольких трудов и усилий нет смысла отказываться от графика, когда несколько простых изменений могут все исправить. Всегда старайтесь следовать расписанию.
Реклама
Советы
- Если прямо сейчас вы не готовы начинать от обратного и составлять индивидуальное расписание с еженедельными изменениями, то остановитесь на простом стандартном графике. Он принесет немало пользы, даже если не будет отражать все нюансы каждой недели.
- Используйте поиск по картинкам в сервисах Flickr или Pinterest, чтобы найти примеры и шаблоны бесплатных таблиц.
- При изменении расписания занятий в учебном заведении отражайте такие изменения в графике.
- Если вам удалось посвятить учебе целый час, нарисуйте звездочку на листе бумаги. Стремитесь собрать хотя бы 7 звездочек в день.
- Не откладывайте работу на завтра, поскольку завтра могут возникнуть новые дела и такая работа превратится в бремя.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 16 748 раз.
Была ли эта статья полезной?
В образовательном учреждении
связующим звеном всей урочной и внеурочной
деятельности педагогического коллектива,
фундаментом для развития творчества в
совместной работе “учитель + ученик” является
расписание занятий – один из основных
организационных документов, определяющий работу
ОУ
Режим работы по пятидневной или
шестидневной неделе определяется ОУ
самостоятельно [1]. В практической работе
образовательных учреждений используется
федеральный базисный учебный план,
разработанный на основе федерального компонента
государственного стандарта общего образования,
в котором устанавливается соотношение между
федеральным компонентом, региональным
(национально-региональным) компонентом и
компонентом образовательного учреждения (Приложение 1):
федеральный компонент – не менее 75
% от общего нормативного времени, отводимого на
освоение основных образовательных программ
общего образования;
региональный компонент – не менее 10 %;
компонент ОУ – не менее 10 %.
При имеющейся в современных условиях
возможности инновационной деятельности,
создания авторских программ, изменения набора
предметов и введения новых дисциплин, включаемых
в учебный план образовательного учреждения, а
также изменения количества часов на изучение
традиционных курсов за счет часов регионального
и школьного компонентов примерного базисного
учебного плана возникает опасность перегрузки
учащихся. В связи с этим возникает проблема
поиска научно обоснованных путей и средств
повышения эффективности
учебно-воспитательного процесса, проблема
оптимизации учебных занятий.
Практическое осуществление этого
принципа находится в зависимости от целого ряда
дидактических, методических,
психолого-педагогических,
санитарно-гигиенических, медицинских и прочих
условий. Важным элементом организации работы
образовательного учреждения является научный
подход к составлению расписания занятий.
Рационально составленное расписание
способствует эффективности
учебно-воспитательного процесса, снижению и
ликвидации перегрузок учащихся, повышению
работоспособности обучающихся и педагогов,
оптимальному использованию учебных помещений
образовательного учреждения.
Таким образом, расписание занятий в
образовательном учреждении является одним из
важнейших и действенных видов планирования
учебно-воспитательной работы, основным
организационным документом, определяющим работу
администрации ОУ, ученического и
педагогического коллектива, всего учреждения в
целом. Оно устанавливает распорядок занятий в
течение дня, недели, учебного года. На его основе
организуется внеклассная и внешкольная работа,
дежурство администрации и учителей, работа
библиотеки и проведение классных и общешкольных
родительских собраний, деятельность ученических
организаций и связь с общественностью, работа
кружков и секций дополнительного образования.
Для создания оптимальных условий
деятельности педагогического и ученического
коллективов и эффективности работы
образовательного учреждения необходимо
учитывать требования к санитарно-гигиеническому
режиму образовательного процесса и составлению
расписания.
Требования к режиму образовательного
процесса
В соответствии со ст.28 Федерального
закона “О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения” программы, методики и
режимы воспитания и обучения в части
гигиенических требований допускаются при
наличии санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии их санитарным
правилам:
- гигиенические требования к максимальным
величинам образовательной нагрузки:
Классы |
Максимально |
|
При 6-дневной неделе |
При 5-дневной неделе |
|
1 |
– |
20 |
2 – 4 |
25 |
22 |
5 |
31 |
28 |
6 |
32 |
29 |
7 |
34 |
31 |
8 – 9 |
35 |
32 |
10 – 11 |
36 |
33 |
- часы факультативных, групповых и
индивидуальных занятий должны входить в объем
максимально допустимой нагрузки; - продолжительность урока не должна превышать 45
минут; - прием в ОУ осуществляется при достижении к 1
сентября возраста ребенка не менее 6 лет 6
месяцев; - учебные занятия следует начинать не ранее 8
часов; - в общеобразовательных учреждениях, работающих
в несколько смен, обучение первых, пятых,
выпускных классов должно быть организовано в
первую смену; - в классах компенсирующего обучения количество
обучающихся не должно превышать 20 человек; - в начальных классах плотность учебной работы
обучающихся на уроках по основным предметам не
должна превышать 80 %. С целью профилактики
утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся
на уроках проводятся физкультминутки и
гимнастика для глаз при обучении письму, чтению,
математике; - расписание уроков составляется отдельно для
обязательных и факультативных занятий; - факультативные занятия следует планировать на
дни с наименьшим количеством обязательных
уроков; - между началом факультативных занятий и
последним уроком обязательных занятий
устраивается перерыв продолжительностью 45
минут; - в начальных классах сдвоенные уроки не
проводятся; - для обучающихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки
допускаются для проведения лабораторных,
контрольных работ, уроков технологии,
физкультуры целевого назначения; - сдвоенные уроки по основным и профильным
предметам для обучающихся в 5–9-х классах
допускаются при условии их проведения следом за
уроком физкультуры или чередованием предметов; - в 10–11-х классах допускается проведение
сдвоенных уроков по основным и профильным
предметам; - для предупреждения и сохранения оптимального
уровня работоспособности в течение недели
обучающиеся должны иметь облегченный учебный
день; - при составлении расписания уроков следует
чередовать в течение дня и недели для
обучающихся I ступени основные предметы с
уроками музыки, изобразительного искусства,
технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III
ступени обучения – предметы
естественно-математического и гуманитарного
циклов; - расписание уроков строится с учетом хода
дневной и недельной кривой умственной
работоспособности обучающихся; - расписание составлено неправильно, когда
наибольшее число баллов приходится на крайние
дни недели или когда оно одинаково во все дни
недели.
Основные требования к составлению
расписания уроков
Расписание занятий должно обеспечить выполнение
следующих требований:
- необходимо создать наилучшие условия для
обеспечения эффективного труда учащихся:
обеспечить учет санитарно-гигиенических норм,
динамики дневной и недельной работоспособности
учащихся, сложности учебных предметов для
восприятия обучаемыми; - необходимо обеспечить высокий уровень
эффективности труда учителя: - обеспечить учет требований к расписанию,
отраженных во внутришкольном коллективном
договоре, - создать оптимальные условия для
учебно-воспитательной работы учителя в качестве
учителя-предметника и в качестве классного
руководителя, учителя-предметника и воспитателя
группы продленного дня, учителя-предметника и
педагога дополнительного образования; - необходимо учесть требования нормативных
документов, регулирующих работу ОУ: исполнять
требования нормативных документов как
вышестоящих организаций, так и внутришкольных; - необходимо создать оптимальные условия для
обеспечения единства урочной, внеурочной работы
и условий для развития дополнительного
образования: обеспечить целостную взаимосвязь
урочной системы ОУ с внеурочной (совещания,
классные часы, мероприятия, факультативы,
спецкурсы, индивидуально-групповые
консультации, профориентационная работа, кружки,
секции, работа психологической и логопедической
служб, медицинское обслуживание); - необходимо учесть материально-технические
возможности:
- предоставить равные возможности для занятий в
соответствующих учебных кабинетах, спортивных
залах, танцевальном зале, для пользования
библиотекой, - создать условия для эффективного использования
технических средств и игровых комнат.
При составлении расписания в
образовательном учреждении учитываются и
интересы учащихся, и социальный заказ родителей,
и интересы учителей, и интересы младшего
обслуживающего персонала. Разрешение проблем в
ходе работы над составлением расписания
нацеливать на целесообразность организации
учебно-воспитательного процесса.
Цель расписания уроков – триедина: это
- создание наиболее оптимальных условий
обучения, воспитания и развития обучающихся; - создание комфортных условий деятельности
обучающихся и учителей; - организация нормального эффективного режима
функционирования образовательного учреждения.
Учет работоспособности учащихся и ее
динамики процессе учебной деятельности
Работоспособность учащихся не
остается неизменной в течение дня или недели.
Заместителю директора по УВР – составителю
расписания необходимо знать о дневной и
недельной кривой изменения работоспособности
учащихся и учитывать эти знания при составлении
расписания уроков.
По данным врачей представлена
следующая таблица (Приложение
2):
Наиболее благоприятные и
неблагоприятные дни недели
Классы |
Благоприятные дни |
Неблагоприятные дни |
1 – 4 |
Вторник, среда, |
Понедельник, пятница, |
5 |
Понедельник, вторник |
Среда – суббота |
6 |
Вторник, четверг, |
Понедельник, среда |
7 – 8 |
Вторник, среда, |
Понедельник, пятница |
9 – 11 |
Среда, четверг, |
Понедельник, вторник, |
Общеизвестный факт, что
работоспособность второй половины дня и недели
больше подвержена колебаниям и ниже, чем в первой
половине.
Предметы по степени “трудности”
(“трудность” – довольно условное и
относительное понятие) в педагогической
практике принято делить на 4 группы:
1 группа – русский язык, родной язык (в
национальной школе), математика, химия, физика,
иностранный язык;
2 группа – природоведение, биология, география,
астрономия;
3 группа – литература, история, экономическая
культура, черчение;
4 группа – технология, изобразительное
искусство, музыка, физическая культура, ОБЖ.
“Трудными” предметами являются и те,
с которыми учащиеся встречаются впервые: химия
(8кл.), физика (7кл.), иностранный язык (5кл.) и т.д.
На утомляемость учащихся влияют и
следующее “семейство” факторов:
- объем информации;
- степень новизны изучаемого материала;
- мастерство учителя;
- методическая структура урока;
- психологический климат класса и
взаимоотношения с учителем; - интерес к предмету;
- материально-техническое оснащение урока.
На степень утомляемости с позиции
медицинских работников влияет и учет
продуктивных и непродуктивных уроков (– рост
работоспособности от начала к концу урока, – падение
работоспособности к концу урока):
Наиболее продуктивные и
непродуктивные уроки в течение дня
Классы |
Продуктивные уроки |
Непродуктивные уроки |
1 – 2 |
1 , 2 , 4 ? | 3 |
3 – 5 |
1 , 2 , 3 | 4 |
6 – 7 |
1 , 2 , 3 , 5 | 4 , 6 |
8 |
1 , 2 , 3 , 5 | 4 , 6 |
9 |
1 , 2 , 3 , 5 | 4 , 6 |
10 |
1 , 2 , 3 , 5 , 6 | 4 |
11 |
1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 |
Основные этапы работы над составлением
расписания уроков
1 этап (подготовительный,
аналитический):
- анкетирование учителей по вопросам нагрузки
на новый учебный год (февраль, март); - анкетирование родителей и учащихся по вопросам
организации учебно-воспитательного процесса
(январь – март); - сбор необходимых документов и материалов.
Методика составления расписания
уроков и оптимальная организация
учебно-воспитательного процесса должны находить
свое отражение в диагностике выстраивания
работы ОУ, в учете пожеланий всех участников
образовательного процесса. Этому способствует
анкетирование учащихся, родителей,
педагогических работников.
Кроме аналитических данных,
необходимы рабочие материалы для практической
части составления расписания уроков.
Перечень материалов, необходимых для
составления расписания:
- учебный план ОУ, согласованный с вышестоящими
инстанциями; - сведения о количестве классов и наполняемости
классов (согласно ОШ); - сведения о делении классов на подгруппы,
паспорт класса; - сведения о классных руководителях и
закрепление классов за учебными кабинетами; - сведения о количестве учебных кабинетов, их
вместимости, закрепление за учителями; - распределение классов и параллелей по сменам с
учетом возможностей размещения классов по
учебным кабинетам; - расписание звонков;
- информация от директора ОУ об обязательных
методических днях администрации, об организации
преподавательской деятельности администрации; - анкеты учителей с пожеланиями по организации их
деятельности, сдваивании уроков; - сведения об обязательных днях для организации
предпрофильной и профильной подготовки учащихся
9–11- х классов на основании договоров ОУ с вузами,
ссузами; - сведения о совместителях;
- сводная информация по нагрузке учителей.
2 этап (практический):
- заготовки форм необходимых таблиц,
- одновременное заполнение таблиц детского и
взрослого расписаний и их постоянная
корректировка во время заполнения, - выверка учебной нагрузки по учителям и по
классам, - расстановка кабинетов и заполнение таблицы
занятости кабинетов;
3 этап (оценочный):
- проверка рационального использования сил
педагогов, ограничение количества “окон” до
минимума, - проверка обязательных методических дней
учителей и администрации, количества часов
дневной нагрузки (не должно превышать 8 уроков), - гигиеническая оценка расписания;
4 этап (информационный):
- сообщение расписания всем участникам
образовательного процесса, - получение и переработка информации по
корректировке расписания уроков, - регулярная своевременная информация об
изменениях в расписании уроков.
Оценочная шкала расписания уроков
В качестве гигиенической оценки
расписания уроков можно использовать ранговую шкалу трудности:
Предмет |
Количество баллов |
Математика |
11 |
Иностранный язык, |
10 |
Физика, химия |
9 |
История, |
8 |
Русский язык, |
7 |
Естествознание, |
6 |
Физическая культура |
5 |
Трудовое обучение, |
4 |
Валеология, |
4 |
Черчение |
3 |
Изобразительное |
2 |
Музыка |
1 |
Школьное расписание оценивается
положительно, если выполнены основные требования:
- неравномерность распределения
учебной нагрузки в течение недели; - один или два “пика” (не более двух)
распределения недельной нагрузки, исключая
понедельник и субботу; - один день с наименьшей учебной
нагрузкой, минимальная нагрузка в конце недели (в
субботу).
Замена уроков –
ежедневное изменение режима учебной
деятельности с учетом:
- нахождения учителей на больничном, на курсах
повышения квалификации, на семинарах, конкурсах
и т.д. - проведения областных, городских,
внутришкольных мероприятий, конкурсов,
семинаров.
Замена уроков качественна, если она:
- рациональна,
- своевременна,
- доступна и учителям, и обучающимся.
Перечень, необходимых материалов:
- расписание звонков;
- расписание уроков по учителям;
- расписание уроков по сменам и параллелям;
- таблица занятости учебных кабинетов и
спортивных залов; - таблица свободных учебных кабинетов;
- таблица замены (Приложение
3); - стенд по организации режима работы для
размещения оперативной информации; - список учителей, отсутствующих в данный учебный
день.
[1] Типовое положение об общеобразовательном
учреждении, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001
г. № 196.
После поступления в универ первокурсник сталкивается с новыми понятиями: ему надо разобраться, что такое кафедра и деканат, познакомиться с уставом вуза и пр. Мы хотим облегчить жизнь студента, поэтому объясняем, что и как устроено в вузе. Сегодня расскажем, кто оставляет расписание в университете и какие правила для есть для его написания.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше полезной информации, которая пригодится и новичкам, и старшекурсникам, можно найти в нашем телеграм-канале с советами по успешному обучению. А подписавшись на специальную группу, вы всегда будете в курсе наших акций и выгодных предложений.
Кто составляет расписание в вузе
Сначала ответим на самый главный вопрос — кто же занимается составлением расписания занятий в вузе. Как правило, за это отвечают сотрудники специального отдела — диспетчерской. Диспетчерская обычно входит в состав учебной части и в ней работают от 2 до 5 человек (в зависимости от структуры вуза).
Сотрудники кафедры или деканата приносят в диспетчерскую специальный документ — ведомость учебных поручений, которую составляют на основе учебного плана. В нём указаны важные данные: какие предметы будут у студентов в следующем семестре, и какой преподаватель их ведёт.
Разработка расписания для осеннего семестра учебного года начинают в конце июля-начале августа, для весеннего — в декабре-январе.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Инструкция по составлению расписания занятия в вузе
Существуют определённые правила составления расписания в вузе:
- У студентов не может быть больше 4-х или меньше 2-х пар в день.
- Если дисциплина предусматривает и лекции, и лабораторные/практические, то сначала должны стоять именно лекции.
- Цикл занятий по дисциплине не должен заканчиваться лекционным занятием, если есть практические или лабораторные занятия.
- У групп одного потока должно быть одинаковое количество лекционных, практических и лабораторных занятий.
- «Окна» между парами крайне нежелательны (это значит, что у вас не может стоять, например, первая и третья пары, а вторая отсутствовать).
- Если в вузе несколько корпусов, допускается только один переход в день, остальные занятия должны стоять в одном корпусе.
Обычно этот переход между корпусами приходится на большую перемену, чтобы студенты точно успели добраться до другого здания.
Процесс составления расписания в вузе обычно начинают с потоковых лекций, а потом подстраивают под них лабораторные и практические.
Также сотрудники диспетчерской учитывают:
- время начала и конца занятий;
- наличие свободных аудиторий;
- загруженность и распорядок преподавателей (у них тоже не может быть больше 4-х занятий в день).
Специфику предметов в расчёт обычно не принимают, поэтому бывают дни, загруженные сложными дисциплинами, а бывают и наоборот.
Программы для составления расписаний уроков в вузах
Сотрудники диспетчерской сами выбирают, как составить расписание занятий в вузе. Некоторые делают это вручную, используя таблицы и графики (бумажные или компьютерные).
В некоторых учебных заведениях решение этой задачи автоматизировано: там используют специальные информационные системы и программы, например «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет».
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, кто и как пишет расписание для студентов в институте. А если предметы в нём оказались слишком сложными, вы всегда можете обратиться за помощью в образовательный сервис. Его эксперты умеют справляться с самыми сложными учебными работами.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Автоматизированные системы управления сегодня – обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?
Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.
Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный.
1. Составление расписания вручную
Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.
Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой “Наука составлять расписание”. Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.
В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. “Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов”. В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.
Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд “Алгоритм составления расписания занятий” раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения. Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.
2. Автоматизированный метод
Суть метода заключается в том, что диспетчер по расписанию использует специальные программы. Преимущество автоматизации – возможность быстро составить предварительное расписание с учетом всех критериев. Далее вручную остается лишь скорректировать этот план по необходимости. Но при этом объемы информации, с которыми работает специалист, невозможно поместить на монитор компьютера, чтобы ими комфортно было оперировать.
Мы хотим рассказать про такой сервис, “Составитель расписания”. Уже много лет сотни завучей считают его незаменимым помощником в составлении расписания уроков.
Приложение разработано для образовательных учреждений: школ, лицеев, колледжей и т.д. Но также с его помощью можно составить расписания для каких-либо дополнительных занятий, например, спортивных секций или работы кружков. Возможности программы позволяют вручную разбивать группы (классы) на подгруппы, автоматически или вручную расстанавливать предметы, без ограничений добавлять предметы и группы.
Для работы Составителя расписания необходим компьютер с любыми настройками. Минимальный набор данных образовательного учреждения для работы приложения:
- Список дисциплин (предметов в школе);
- План занятий на определённы период;
- Преподавательский состав;
- Место для проведения занятий.
Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами. Начинается это с заполнения справочников: Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).
Следующий шаг: формирование учебного плана. Если у пользователя уже есть учебный план, его можно скопировать и взять за основу для нового. На этом этапе выбираются конкретные предметы для классов и их сложность. Для предметов можно выбрать ограничения, например, чтобы математика всегда стояла первой.
Далее заполняется список преподавателей, где указываются все данные о педагогах: график работы, профиль и нагрузку.
Список помещений предполагает заполнение данных о кабинетах, лабораторных, актовых залах и др. Нужно выбрать тип помещения, график его работы или закрепить за ним определенную группу.
Только после заполнения предыдущих пунктов рекомендуется переходить к заполнению списков классов. Для касса можно установить количество учащихся, классного руководителя, закрепить за ним помещение. За базовую единицу в программе “Составитель расписания” взята группа, соответственно, группы можно делить на подгруппы. Класс может быть разбит по количеству учащихся (для иностранных языков, например) или по половому признаку (мальчики/девочки для уроков труда). Также классы могут быть объединены в потоки, если:
- Группы имеют один и тот же предмет;
- Группы, входящие в поток д.б. одного уровня (подробнее здесь).
После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. “Составитель расписания” предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е. расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз. Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.
Если при формировании расписания происходят конфликты данных и возникают ошибки, приложение оповестит об этом. Изменения и исправления в расписании можно внести вручную после получения результатов автоматической обработки данных.
А затем – визуализация.
Итак, расписание составили, откорректировали. А дальше? Распечатать и вывесить. Однако, в среднем на одно расписание уходит около 20 листов бумаги формата А4. А если изменения? Это же сколько бумаги уходит на то, чтобы внести какие-то правки в расписание…
В решении этой проблемы призваны помогать другие приложения – визуализаторы. С их помощью можно отказаться от бумажных носителей, а внесение корректировок не займет много времени. У нас таких приложения целых два: “Интерактивное расписание” и “Электронное расписание”. С их помощью можно быстро разместить расписание на сенсорных панелях или обычных телевизорах, а любые изменения отображаются мгновенно. С помощью приложений-визуализаторов можно отказаться от использования большого количества бумаги, а также качественно и интересно преподнести расписание учащимся. Ведь детей намного больше привлечет яркое и понятное расписание, чем куча неудобных для восприятия черно-белых таблиц, не так ли?
А теперь, благодаря интеграции с сервисом “Составитель расписания”, сформированное расписание можно сразу перенести в наши приложения! Подробнее об акции на странице продукта.
Поделиться материалом: