Как составить расписание занятий в автошколе

Как автоматизировать создание расписания для учебной группы в автошколе для категорий «А», «В», «С», «D» и т.д.? На видео ниже показана доработка программы Автошкола, облегчающая составление расписаний в MS Word.

Расписание занятий на учебную группу создается заранее в Ворде и сохраняется в формате .dot, т.е. создается шаблон расписания уже заранее отформатированный. Дальше этот шаблон должен быть скопирован в папку Word. Как найти папку Word? Надо в папке программы Автошкола открыть папку Шаблоны, а затем открыть папку Word и скопировать в эту папку наш шаблон. Имя этого шаблона расписания должно быть Raspisanie B. Это для категории В. Для других категорий просто в имени файла меняем последнюю букву на категорию Например, для категории D имя шаблона расписания будет Raspisanie D. Если шаблону дать другое имя, то программа его  не найдет. Имя файла шаблона должно быть на латинице, т.е. не сдержать русских букв!
Затем работаем с этим документом как показано на видео выше. В том месте, где должны выводиться какие-то данные, ставим специальные закладки, ограниченные с двух сторон символом решетки #. Примеры этих закладок для других категорий такие же как и для категории В. Возьмите эти закладки из шаблона расписания для категории В.
Например, вместо закладки #d1# программа подставит дату первого занятия, которая отмечена в календаре, показанном на видео выше или на рисунке ниже.

Календарь учебной группы автошколы

Изменение (редактирование) расписания учебной группы

После того как шаблон расписания был скопирован в папку Word, редактировать этот шаблон необходимо только как показано на видео выше. Для редактирования шаблона в меню Правка выбираем пункт меню Шаблоны документов и выбираем подпункт меню Для MS Word. В открывшемся окне выбираем нужный нам шаблон расписания и нажимаем кнопку «Открыть для редактирования». Дальше работаем с шаблоном расписания на учебную группу как с обычным документом Ворд. Главное при закрытии не забыть сохранить документ. Если какая-либо закладка вам не нужна, вы просто не вносите её в документ.

Шаблоны документов для автошколы

Как работать с расписанием занятия, которое формируется на основании шаблона FastReport смотрите на странице Расписание занятий.

Сроки и стоимость обучения в автошколе

Все статьи

Все статьи

Экзамен

Международные права

Обучение

Получение документов

Общие сведения

obuchenie-v-avtoshkole

Содержание

  • Сколько учиться на права в 2023 году
  • Сроки обучения на разные категории
  • Как сократить срок обучения
  • От чего зависит стоимость обучения
  • Как можно сэкономить на обучении в автошколе

В этой статье расскажем не только о том, сколько часов и рублей уйдет на обучение в автошколе, но и о том, как сэкономить свои деньги и время.

Многие задаются вопросом: «Сколько месяцев учиться на права?». Этот вопрос является не совсем корректным, так как обучение засчитывается в часах, а не днях или неделях. Нужно отучиться определенное количество часов, а уж как быстро вы пройдете программу обучения зависит от ваших возможностей и автошколы, которую вы выберете.

В 2014 году Министерство образования и науки внесло изменения в программу обучения водителей. Если раньше обучение на категорию «B» занимало 156 часов, сейчас эта цифра поднялась до 190 часов. Из них практике уделяется 56 часов, теории — 130, 4 часа отведено для сдачи экзамена.

В теоретическую часть теперь не входит полный курс по оказанию первой медицинской помощи, он сокращен с 24 до 16 часов. Также был сокращен материал по изучению различий между автоматической и механической коробкой передач.

Точные сроки обучения зависят от недельной нагрузки. Как правило, расписание для занятий составляется по графику 4 часа 4 раза в неделю. То есть обучиться на права удастся за 11-12 недель (3 месяца). Если записаться в группу с посещением занятий два раза в неделю, то продолжительность обучения увеличится до 5,5 месяцев.

Сроки обучения на разные категории

sroki-obucheniya-na-prava-v-avtoshkole

Также сроки обучения зависят от того, какую категорию прав вы планируете получить.

  • «А», «В», «М» — до 4 месяцев;
  • «С» — до 6 месяцев;
  • «D» — до 7,5 месяцев;
  • «DE», «CE» — до 1 месяца.

Быстрее всего выучиться на права категории «DE» и «CE». Cамый продолжительный период — обучение на категорию «D».

Как сократить срок обучения

Если у вас уже имеются водительские права какой-либо категории, получение другой категории (переподготовка) займёт 84 часа. При этом водить автомобиль с механической коробкой передач может только тот, кто обучался на аналогичном транспортном средстве.

sokrashchenie-sroka-obucheniya

При переподготовке учитывается, что кандидат уже имеет опыт вождения, знает ПДД и основы законодательства по безопасности дорожного движения. По новым правилам остается изучить только материальную базу нового вида транспорта, особенности его управления и получить навык его вождения.

Управление мопедами и скутерами — это наиболее короткий курс вождения. Он длится 122 учебных часа, 18 из которых отводится практике.

От чего зависит стоимость обучения

Если не учитывать ценовую палитру Москвы и Питера, средняя стоимость обучения в автошколе составляет 25 000 руб. Но цена обучения в автошколе по мере удаления города от Москвы снижается, поэтому, если есть возможность обучиться в другом городе 3-4 месяца, вполне можно сэкономить.

По данным сайта «Автогаи.ру», цены на обучение в автошколе в 2023 году составят:

  • До 20 000 рублей: Челябинск, Омск, Ульяновск, Астрахань, Курск, Улан-Удэ, Таганрог, Старый Оскол, Прокопьевск, Каменск-Уральский, Пятигорск.
  • До 40 000 рублей: Санкт-Петербург, Волгоград, Красногорск.
  • Свыше 40 000 рублей: Москва, Южно-Сахалинск, Северодвинск, Норильск.

Чем дальше в провинцию, тем ниже цены. За Уралом и далее на восток обучение в автошколе может составлять и менее 15 000 рублей. В деревнях и вовсе можно выучиться «по договорённости», и ценник там может быть очень разным, вплоть до нескольких тысяч рублей.

Как можно сэкономить на обучении в автошколе

ehkonomiya-na-obuchenii-v-avtoshkole

Способов сэкономить не так много, но всё же они есть:

  • За учебными заведениями оставлено право самостоятельно определять стоимость услуг, поэтому есть шанс найти предложение со скидкой от автошколы, например, по случаю её открытия.
  • Если необходимо получить права на несколько категорий, то значительно дешевле будет учиться единовременно, так как в этом случае практически все автошколы предоставляют скидку.
  • Для экономии можно самостоятельно выбрать учебное транспортное средство и категорию инструктора — то и другое отражается на цене.
  • Если необходимо только подтянуть теорию или несколько улучшить навыки вождения, можно отказаться от части занятий, выбрав сокращенный, а не расширенный курс.

При необходимости есть возможность скорректировать как срок обучения, так и стоимость услуги. Наиболее простой и подходящий для всех способ — это выбрать для обучения автомобиль с механической коробкой передач. В этом случае стоимость обычно ниже. Если же права на другую категорию уже есть, можно сэкономить время и деньги, оплатив лишь курс теории.

ноутбук

Если вы уже приступили к поиску своего первого автомобиля, воспользуйтесь сервисом «Автокод». Введите гоcномер, чтобы узнать историю машины — от ограничений ГИБДД до аварий, ремонтов и пробега авто. Не дайте продавцу автомобиля себя обмануть! 

Для профессиональных продавцов авто мы разработали сервис безлимитных проверок авто «Автокод Профи». «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Когда вы найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Удачи в получении прав!

Оцените материал:

Профессиональное образовательное учреждение

«Слободская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации

«Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»

(ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России»)

_______________________________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ПОУ «Слободская

                                                                                               автошкола ДОСААФ России

_______________ А.А. Большаков

«_27_» _февраля_ 2018 г

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ПОУ «СЛОБОДСКАЯ АВТОШКОЛА ДОСААФ РОССИИ»

г. Слободской

2018

Настоящие методические рекомендации определяют основы учебно-воспитательного процесса в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России». В методических рекомендациях рассматриваются вопросы подготовки по военно-учетным специальностям граждан, которые подлежат призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также освещаются вопросы подготовки специалистов массовых технических профессий.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие методические рекомендации определяют основы организации учебно-воспитательного процесса в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России», которая реализует программы профессиональной подготовки (переподготовки). Профессиональная подготовка (переподготовка) имеет целью приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся.

1.2. Учебно-воспитательный процесс организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом ДОСААФ России, руководящими документами Центрального совета ДОСААФ России, Уставом ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» и другими локальными нормативными актами.

Основными задачами учебно-воспитательного процесса являются:

– удовлетворение потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения и совершенствования профессионального образования;

– удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда с профессиональным образованием;

– формирование у лиц, обучающихся в образовательном учреждении, гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

1.3. Профессиональная подготовка (переподготовка) в автошколе организуется по программам подготовки граждан по военно-учетным специальностям и по программам подготовки (переподготовки) по специальностям массовых технических профессий.

Основой учебно-воспитательного процесса являются практическая подготовка (переподготовка) обучаемых, выработка у них умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

1.4. Основными задачами профессиональной подготовки граждан по военно-учётным специальностям являются:

обучение граждан, подлежащих очередному призыву в Вооружённые Силы, другие войска и воинские формирования, военным специальностям, отвечающим требованиям войск, привитие им практических навыков по эксплуатации техники и вооружения, изучение стрелкового оружия, практическая отработка вопросов защиты от оружия массового поражения; физическая подготовка к предстоящей военной службе;

формирование у курсантов чувства высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России, любви к военной службе и своей военной профессии.

1.5. Основной задачей профессиональной подготовки (переподготовки) граждан по специальностям массовых технических профессий является обучение специалистов, отвечающих требованиям современного производства, научно-технического прогресса, перспективам их развития, удовлетворение потребностей государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений, отдельных граждан в обучении техническим профессиям и специальностям.

1.6. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям для Вооружённых Сил Российской Федерации из числа призывников осуществляется по направлениям военных комиссариатов, а профессиональная подготовка по специальностям массовых технических профессий – по направлениям государственных и негосударственных предприятий и организаций, а также в порядке свободного набора по личным заявлениям граждан на договорной основе.

1.7. К подготовке специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации в образовательных учреждениях привлекаются юноши, которым на момент сдачи выпускных экзаменов исполнится 18 лет и подлежащие очередному призыву на военную службу.

1.8. Граждане Российской Федерации, подлежащие призыву на военную службу, обучающиеся по военно-учётным специальностям, именуются курсантами, а составленные из них группы – учебными взводами. Каждый учебный взвод включает три отделения.

Граждане, зачисленные на обучение в порядке профессиональной подготовки (переподготовки) по специальностям массовых технических профессий, именуются учащимися, а составленные из них группы – учебными группами.

1.9. ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» несет непосредственную ответственность за выполнение полноту выполнения образовательных программ профессиональной подготовки (переподготовки), организацию и качество подготовки специалистов, обучающихся по данным программам.

II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Общие положения

2.1.1. Образовательная деятельность является основным видом деятельности ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» и включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.

Цель образовательной деятельности состоит в том, чтобы подготовить в установленный срок выпускника, обладающего высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками по специальности, высокой духовностью, развитым чувством любви и преданности своему Отечеству.

2.1.2. ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» может реализовывать образовательные программы профессиональной подготовки (переподготовки) при наличии у нее соответствующей лицензии и заключения ГИБДД.

Подготовка граждан по специальностям должна соответствовать образовательным программам профессиональной подготовки (переподготовки),  утверждённым  начальником ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России», согласованным с ГИБДД.

Лицам, завершившим обучение по указанным образовательным программ профессиональной подготовки (переподготовки), прошедшим итоговую аттестацию (успешно сдавшим выпускной квалификационный экзамен) выдается документ о профессиональной подготовке (переподготовке) установленного образца.

2.1.3. ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» путем целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности создает обучающимся условия, необходимые для освоения образовательных программ профессиональной подготовки (переподготовки).

2.1.4. Учебно-воспитательный процесс организуется по следующим формам:

при подготовке граждан по военно-учетным специальностям:

в вечернее время без отрыва от места работы и обучения – не более 24 часов в неделю;

с отрывом от места работы – не более 36 часов в неделю;

при подготовке специалистов массовых технических профессий:

в соответствии с учебными планами профессиональной подготовки (переподготовки).

ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» должна обеспечивать высокое качество подготовки (переподготовки) специалистов путём формирования у курсантов и учащихся устойчивых профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно и осознанно выполнять обязанности по полученной специальности.

Обучение в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

2.1.5.Учебный год в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» по профессиональной подготовке граждан по военно-учетным специальностям начинается 1 октября и заканчивается согласно календарному учебному плану по конкретной профессии и форме получения образования, но не позднее 30 сентября.

Учебный год по подготовке специалистов массовых технических профессий начинается с учётом продолжительности новогодних праздников, но не позднее 10 января, и заканчивается 31 декабря.

В ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» сроки обучения по образовательным программам профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения.

2.1.6. Организация учебно-воспитательного процесса в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» осуществляется в соответствии с образовательными программами профессиональной подготовки (переподготовки), расписанием учебных занятий для каждой профессии и формой получения образования. Образовательные программы профессиональной подготовки (переподготовки) разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе примерных образовательных программ профессиональноеподготовки (переподготовки), утвержденных Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 “Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий” (Зарегистрированным в Минюсте России 09.07.2014 N 33026)

2.1.7. Обучение организуется в несколько потоков с учётом полного и своевременного выполнения установленного задания, равномерной нагрузки преподавателей и мастеров производственного обучения на протяжении всего учебного года и максимального использования учебно-материальной базы.

2. Планирование и учёт результатов образовательной деятельности

2.2.1. Планирование образовательной деятельности представляет собой целенаправленную работу по определению основных целей, конкретных задач, важнейших организационных и методических мероприятий образовательной деятельности, их всестороннему обеспечению, согласованию по объему, месту и срокам проведения, организации руководства ею в процессе подготовки (переподготовки) граждан по военно-учетным специальностям и массовым техническим профессиям.

Основные принципы планирования образовательной деятельности:

научность, реальность и оперативность планирования;

комплексность планирования мероприятий образовательной деятельности;

обеспечение организации и содержательной направленности обучения на подготовку специалистов в строгом соответствии с заданными требованиями;

систематичность и последовательность подготовки специалистов;

максимальная эффективность использования объектов учебной материально-технической базы, лабораторного и кабинетного оборудования, специализированных аудиторий, обеспечение их рациональной загруженности в ходе учебно-воспитательного процесса при подготовке различных специалистов;

правильность подбора и грамотной расстановки руководящего и обучающего состава;

непрерывность повышения научного уровня, культуры, профессиональной этики всех категорий руководящих работников и педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения через систему повышения квалификации;

установление рационального распорядка дня образовательного учреждения и четкая организация всех видов его деятельности;

использование наиболее целесообразных технологий обучения путем правильного выбора и грамотного использования форм и эффективных методов обучения, рациональных методических приемов и средств воздействия на обучающихся, внедрения инновационных методик обучения;

создание благоприятных психологических, гигиенических и эстетических условий для проведения всех видов занятий на высоком методическом уровне и организация целенаправленной творческой самостоятельной работы обучающихся по усвоению программного материала, руководство этой работой и систематический контроль за ней;

обеспечение согласованности мероприятий образовательной и повседневной деятельности;

удобство повседневного использования планирующих документов.

Исходными документами при планировании являются:

организационно-методические указания Председателя ДОСААФ России по профессиональной подготовке специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации, профессиональной подготовке по специальностям массовых технических профессий;

приказы Председателя  ДОСААФ России, постановления Президиума ДОСААФ России об итогах профессиональной подготовки специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации, а также массовых технических профессий в истекшем году и задачах на новый учебный (календарный) год;

плановые задания Центрального совета ДОСААФ России на подготовку специалистов;

постановление (решение) руководителя органа местного самоуправления, выписки из плана основных мероприятий по подготовке специалистов военного комиссариата и график проведения выпускных экзаменов по потокам обучения;

планы проведения учебно-методических сборов, соревнований по техническим и военно-прикладным видам спорта Центрального совета ДОСААФ России и отделений региональных организаций;

примерные образовательные программы подготовки (переподготовки), утвержденные Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408

выписки из планов военных комиссариатов по военно-шефской работе.

Планирование образовательной деятельности осуществляется в региональных отделениях и в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

2.2.2. Планирование в региональных отделениях ДОСААФ России должно учитывать особенности и специфику ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России», осуществляющей образовательную деятельность и подготовки специалистов конкретного субъекта Российской Федерации, на территории которого находится автошкола.

В региональных отделениях ежегодно издаётся приказ об итогах подготовки специалистов за истекший учебный год и задачах на новый учебный год, составляется годовой план подготовки специалистов и контроля за её состоянием. Кроме этого, разрабатываются планы проведения учебно-методических сборов с руководящим и обучающим составом, комплексных проверок подготовки специалистов в автошколе, повышения квалификации руководящего и обучающего состава ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

В годовом плане подготовки специалистов и контроля за её состоянием отражаются следующие вопросы:

сроки начала и окончания занятий в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России», количество взводов в потоках обучения, распределении, задания на подготовку специалистов по образовательным учреждениям;

подготовка специалистов массовых технических профессий в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России»;

сроки подготовки и проведения учебно-методических сборов с руководящим и обучающим составом ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России»;

оказание помощи ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» по вопросам комплектования;

контроль за ведением учёта и отчётности, техническим состоянием техники и вооружения, за работой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

проверка техники по результатам перевода её на зимний (летний) период эксплуатации;

мероприятия по военно-патриотическому воспитанию курсантов и спортивно-массовой работе;

мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы.

2.2.3. В ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» осуществляется непосредственное планирование, которое является одним из основных элементов организации подготовки специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации и массовых технических профессий.

Планирование в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» должно дать возможность руководящему и преподавательскому составу, мастерам производственного обучения глубже уяснить цели и этапы выполнения своей работы, полнее учитывать межпредметные связи и необходимость взаимодействия при изучении отдельных тем разных предметов, увязывать теоретический материал с практикой, чётко и продуманно строить весь учебно-воспитательный процесс, правильно расставить силы и средства.

Планирование должно основываться на глубоком анализе основных итогов прошедшего года, что способствует выявлению достигнутых в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» положительных результатов и определению путей их дальнейшего развития, помогает выявить недостатки и найти средства их устранения в ходе последующей работы.

Постоянный контроль за выполнением намеченных мероприятий обеспечивает своевременное внесение изменений, вызванных складывающимися обстоятельствами, с целью оперативной коррекции планирующих документов с целью обеспечения качественного выполнения задач по подготовке специалистов и недопущения формализма в проведении мероприятий.

Текущая работа в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» строится на основе годовых планов подготовки специалистов, воспитательной, военно-патриотической, методической и спортивно-массовой работы, совершенствования учебно-материальной базы и составленных на их основе месячных планов.

Учебные и воспитательные мероприятия, предусмотренные в планах, должны согласовываться между собой по времени и обеспечивать своевременную и качественную их реализацию, выполнение установленных заданий и требований учебных программ, рациональное использование учебно-материальной базы и рабочего времени руководящего и обучающего состава.

2.2.4. Для непосредственной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» разрабатываются:

приказ об итогах подготовки граждан по военно-учетным специальностям за истекший год и задачах на новый учебный год;

приказ об итогах подготовки специалистов массовых технических профессий за истекший год и задачах на новый календарный год;

приказы о зачислении на обучение специалистов;

приказы о выпуске специалистов;

приказ о создании педагогического совета и предметных комиссий;

план подготовки граждан по военно-учетным специальностям на учебный год, согласованный с комплектующими военкоматами;

план подготовки специалистов массовых технических профессий на очередной календарный год,

образовательные программы профессиональной подготовки (переподготовки), утвержденные начальником ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России», согласованные с ГИБДД;

план воспитательной работы (включает мероприятия военно-патриотической, спортивно-массовой, военно-шефской работы и культурно-досуговой направленности) на учебный год;

план методической работы на учебный год;

план спортивно-массовой работы на учебный год;

планы совершенствования учебно-материальной базы (перспективный – на 5 лет и на календарный год);

план повышения квалификации руководящего и обучающего состава Слободской автошколы;

месячный план работы ПОУ « Слободская автошкола ДОСААФ России»;

распорядок дня;

календарные учебные графики прохождения образовательной программы профессиональной подготовки (переподготовки) обучения учебными взводами (группами) по каждой специальности;

расписания занятий;

расписание занятий учебного взвода (группы) на неделю;

график очередности обучения вождению машин (работы на технике, аппаратуре);

журнал  учета занятий с постоянным составом автошколы.

2.2.5. Приказы об итогах подготовки специалистов за истекший год и задачах на новый учебный (календарный) год, планы подготовки специалистов по военно-учётным специальностям, годовые планы работы должны быть составлены и утверждены не позднее, чем за 10 дней до начала нового учебного (календарного) года. Приказы о зачислении на обучение издаются до начала занятий, а о выпуске специалистов – после сдачи экзаменов внутренней комиссии.

По результатам повторных экзаменов издаются дополнительные приказы.

Месячный план работы составляется в конце предшествующего месяца.

Проекты годовых планов работы, планов подготовки специалистов до их утверждения рассматриваются на педагогическом совете ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

2.2.6.  Приказы по итогам подготовки специалистов за истекший и задачах на новый учебный (календарный) год издаются в региональных отделениях и в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» раздельно: по подготовке граждан по военно-учётным специальностям и подготовке (переподготовке) специалистов массовых технических профессий.

В констатирующей части приказов подводятся итоги подготовки (переподготовки) специалистов, выполнения планов, результатов сдачи выпускных экзаменов, отмечаются лучшие преподаватели и мастера производственного обучения, основные положительные стороны, недостатки в подготовке специалистов и их причины, анализируются результаты эксплуатации техники, даётся анализ состояния воспитательной, военно-патриотической, спортивной и рационализаторской работы, состоянию учебно-материальной базы.

В приказной части приказов ставятся общие задачи на новый учебный (календарный) год, даются конкретные указания по повышению качества подготовки специалистов, улучшению воспитательной и спортивной работы, состояния учебно-материальной базы, определяются источники финансирования поставленных задач для ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

2.2.7. В приказах о зачислении на обучение (по военно-учётным специальностям и массовым техническим профессиям) указываются:

наименование образовательной программы профессиональной подготовки (переподготовки) и количество учебных часов, фамилия и инициалы ведущего преподавателя, мастеров производственного обучения, начало и конец периода обучения, состав учебных взводов и групп с объявлением фамилии, имени и отчества каждого обучаемого, командиров отделений из числа курсантов и старших учебных групп, порядок и место проведения занятий.

Запрещается доукомплектование взводов курсантов по военно-учётным специальностям в процессе обучения.

2.2.8. В приказе о выпуске специалистов указывается фактический период обучения учебного взвода (группы), объявляются фамилии и инициалы лиц, закончивших обучение, с указанием против каждой из них серии и номера выданного им свидетельства (удостоверения).

К приказу о выпуске специалистов прилагается копия экзаменационной ведомости. По специальностям, предусматривающим получение водительского удостоверения на право управления транспортным средством, прилагается копия протокола сдачи экзаменов в подразделениях ГИБДД МВД РФ.

2.2.9. При отчислении курсанта по представлению начальника автошколы издаётся приказ военного комиссара района, которым оно комплектовалось. В приказе указывается причина отчисления: по неуспеваемости, по недисциплинированности, по состоянию здоровья, переезду к новому месту жительства, по другим причинам. Выписка из приказа высылается в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

2.2.10. План подготовки по военно-учётным специальностям на учебный год. Для составления плана определяют количество учебных взводов, которые необходимо подготовить в течение учебного года. Учебные взводы комплектуются из расчёта выпуска  25-30 человек, количество взводов определяется путём деления установленного задания на это число.

При разработке плана основное внимание обращается на равномерное распределение учебных групп по потокам в течение года для того, чтобы установить одинаковую ежемесячную нагрузку преподавателям и мастерам производственного обучения.

План подготовки специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации после его составления согласовывается с военным комиссариатом, комплектующим учебные взвода, подписывается начальником ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» и утверждается председателем регионального отделения ДОСААФ России.

2.2.11. План подготовки специалистов массовых технических профессий на очередной календарный год составляется на основании анализа результатов подготовки специалистов за предыдущий год с учётом увеличения объёмов и доходов от данного вида деятельности.

2.2.12. План воспитательной работы включает мероприятия военно-патриотической, спортивно-массовой, военно-шефской и культурно-досуговой направленности на учебный год.

При разработке плана учитываются характер и объём задач автошколы по профессиональной подготовке специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации и профессиональной подготовке (переподготовке) по специальностям массовых технических профессий, образовательный уровень курсантов и учащихся, состояние трудовой и учебной дисциплины.

План обсуждается на заседании педагогического совета и при необходимости согласовывается с местными органами власти, шефствующими воинскими частями, другими заинтересованными организациями и утверждается начальником ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

В составлении плана и выполнении намечаемых мероприятий принимают участие преподаватели, мастера производственного обучения, что позволяет выбрать наиболее рациональные формы и методы воспитательной работы с постоянным и переменным составом, более тесно увязывать военно-патриотическое воспитание курсантов и учащихся с их практической выучкой, анализировать эффективность проводимой ранее воспитательной работы, учитывать имевшиеся недостатки.

План должен быть конкретным и целенаправленным. В нём выделяются разделы: организационные мероприятия, военно-патриотическое воспитание, спортивно-массовая, военно-шефская и культурно-досуговая работа, работа с постоянным составом и другие.

В раздел организационных мероприятий включаются пункты по отбору и изучению граждан в период комплектования учебных взводов и групп очередного потока, размещению курсантов, ознакомлению их с целями и задачами учебно-воспитательного процесса, традициями ДОСААФ России и ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

В разделе предусматриваются общие собрания коллектива ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России», собрания курсантов в учебных взводах. Планируются мероприятия по обучению постоянного состава практике воспитательной работы, повышению ответственности преподавателей и мастеров производственного обучения за качество практической выучки курсантов.

Главным содержанием раздела военно-патриотического воспитания должно быть разъяснение курсантам положений о выполнении гражданского долга и конституционных обязанностей, защите Отечества, мероприятиях, проводимых Президентом и Правительством Российской Федерации по укреплению экономического и оборонного могущества государства. Важное место следует уделять пропаганде требований Конституции Российской Федерации, военной присяги и воинских уставов, боевых и трудовых традиций российского народа и его армии, задач оборонного общества. Для этой цели необходимо планировать такие формы военно-патриотического воспитания как лекции, доклады и беседы, тематические вечера, диспуты, вечера вопросов и ответов, экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами военной службы и труда, участниками войн и военных конфликтов, передовиками производства, военнослужащими, проходящими службу в армии.

2.2.13. Планирование методической работы на учебный год осуществляет заместитель начальника  ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» по учебно-производственной (учебной) части.

При составлении плана методической работы на учебный год в него включаются только те мероприятия, которые готовятся непосредственно в автошколе.

Планируемые мероприятия должны быть направлены на улучшение учебно-воспитательного процесса и качество занятий, совершенствование знаний и методического мастерства, установление единства в понимании и применении методов обучения и воспитания курсантов и учащихся, обобщение опыта учебно-воспитательной работы и внедрение передовых методов обучения в практику подготовки специалистов.

Методическую работу целесообразно планировать не менее чем по 6-8 часов в месяц регулярно на протяжении всего учебного года.

Зная общее время на проведение методической работы в автошколе, необходимо правильно распределять его по отдельным мероприятиям, исходя из их необходимости и имеющихся возможностей.

Планируемыми формами методической работы для учебной организации являются: заседания педагогического совета, методические инструктажи, инструктивно-методические занятия, открытые занятия, показные занятия, пробные занятия.

При составлении плана методической работы на учебный год планируется деятельность предметных комиссий, которые в основном решают те же вопросы, что и педсовет, но по своим предметам.

План методической работы обсуждается на заседании педсовета, подписывается заместителем руководителя образовательного учреждения по учебно-производственной части и утверждается начальником автошколы.

2.2.14. План совершенствования учебно-материальной базы составляется на календарный год. В него включаются все мероприятия, предусматривающие создание новых и реконструкцию существующих элементов учебно-материальной базы, а также мероприятия, обеспечивающие внедрение современных и более перспективных технических средств обучения.

План разрабатывается по разделам: строительство, реконструкция и оборудование объектов УМБ (кабинетов по теории, лабораторно – практических кабинетов, автодрома, автопарка, спортивной базы), оснащение их современными техническими средствами обучения и прочие мероприятия. К плану прилагаются чертежи (эскизы) по оборудованию каждого учебного объекта с ориентировочными расчетами по расходу материалов и денежных средств.

Перспективный план совершенствования учебно-материальной базы составляется на пять лет по тем же разделам, как и годовой.

Планы совершенствования учебно-материальной базы рассматриваются на педсовете, подписываются начальником автошколы и утверждаются председателем регионального отделения.

2.2.15. Месячный план работы является основным рабочим документом для автошколы. Его составляют единым для всех направлений деятельности ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

План включает в себя следующие разделы: организационные мероприятия, контроль занятий, учебную и методическую работу, военно-патриотическое воспитание, культурно-массовую, военно-шефскую и спортивно-массовую работу, совершенствование учебно-материальной базы, мероприятия по оказанию помощи подшефным первичным организациям ДОСААФ России, хозяйственную деятельность.

Основа для его составления – мероприятия, предусмотренные на это время соответствующими годовыми планами и вызванные жизненной необходимостью.

2.2.16. Расписание занятий составляется в соответствии с календарными графиками прохождения образовательной программы профессиональной подготовки для всех учебных взводов (групп), обучающихся в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

Расписанием занятий предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более 36 часов в неделю.

В расписании указываются подразделение курсантов (группы), дисциплина, вид занятия и номер темы, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие. Для проведения практических занятий одновременно указываются фамилии преподавателей и мастеров производственного обучения.

Расписание составляется заместителем руководителя автошколы по учебно-производственной части, утверждается руководителем ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» и доводится до преподавательского состава, подразделений курсантов (групп) не позднее четверга текущей недели.

2.2.17. График обучения вождению автомобиля составляется заместителем руководителя автошколы по учебно-производственной части для каждого учебного взвода (группы) на период обучения и утверждается начальником ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

График составляется на основании сводного расписания и времени, отведённого распорядком дня. В графике указываются фамилии и инициалы всех курсантов (обучающихся), прикреплённых к определённому мастеру производственного обучения, и номера учебных взводов (групп), в состав которых они входят. В соответствующих графах дней занятий против фамилий курсантов (обучающихся) в числителе проставляются номера планируемых к отработке упражнений, а в знаменателе – время их выполнения.

2.2.18.  Для учёта проведения занятий, посещаемости, оценки знаний, умений и навыков обучаемых в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» ведётся следующая документация:

журнал учёта занятий;

индивидуальная книжка учёта обучения на тренажёрах, транспортных средствах и практической работы на транспортных средствах и спецоборудовании;

путевой лист на транспортное средство;

2.2.19. Журнал учёта занятий является основным первичным документом, отражающим ход выполнения образовательной программы профессиональной подготовки.

Журнал ведётся в каждом учебном взводе (группе) и содержит разделы: указания по ведению журнала; сведения об обучаемых; названия предметов обучения с отражением в них даты проведения занятий, учёта посещаемости и текущих оценок, номеров тем, занятий, их наименований, количества отведённых часов и подписей руководителя занятий; учёта практических занятий; сводного учёта вождения транспортных средств; записи проверяющих; итоговых результатов обучения.

Ответственность за правильное ведение журнала занятий возлагается на ведущего преподавателя.

2.2.20. Индивидуальная книжка учёта обучения вождению на транспортных средствах и практических занятий на транспортных средствах ведётся на каждого курсанта (учащегося). Она предназначена для учёта выполнения образовательной программы профессиональной подготовки соответствующей категории по вождению транспортных средств. В течение всего периода обучения она находится у мастера производственного обучения. Заполнение книжки производится мастером производственного обучения после окончания каждого практического занятия (вождения).

2.2.21. Путевой лист на транспортное средство выдается на один день и заполняется на каждую машину в отдельности. Ежедневное задание мастеру производственного обучения устанавливается на основании графика обучения вождению автотранспортных средств.

2.2.22. Сроки хранения планирующей и учётной документации в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России»: – годовые и месячные планы работ, сводные расписания занятий на неделю – 1 год;

– планы по подготовке специалистов, журнал учёта занятий, индивидуальные книжки учёта вождения автомобиля, протоколов заседаний педагогического совета – 3 года;

– приказы и акты по образовательному учреждению – 5 лет с последующей передачей в региональные отделения ДОСААФ России для дальнейшего хранения.

3. Учебная работа

2.3.1. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России». Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, а также итоговой аттестации (сдачи квалификационного экзамена).

2.3.2. Учебные занятия проводятся в одну или две смены в зависимости от возможностей учебно-материальной базы ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» и местных условий. Продолжительность занятий во взводах (группах), обучающихся с отрывом от производства, как правило, не должна превышать 8 учебных часов, а во взводах (группах), обучающихся без отрыва от производства, – 4 учебных часа в день.

Основными формами обучения являются теоретические, практические занятия и тренировки.

Основным методом проведения теоретического занятия является лекция с демонстрацией (показом) на материальной части и с использованием мультимедийных и технических средств обучения.

Теоретические занятия по каждому предмету должны планироваться, как правило, не более 2 часов в день, практические занятия – 4 часов в день.

Продолжительность одного теоретического, практического часа занятия – 45 мин., а вождения (в том числе на автотренажёре) и работы на технике – 60 мин.

В целях оптимизации образовательного процесса, повышения качества подготовки обучаемых по решению педагогического совета время на изучение отдельных тем каждого предмета, а также последовательность их изучения могут быть изменены при условии полного выполнения образовательной программы профессиональной подготовки (переподготовки) соответствующей категории.

Не допускается замена практических занятий теоретическими и наоборот.

При подготовке специалистов применяются следующие основные методы обучения: устное изложение (объяснение, рассказ, лекция), беседа, показ видеофильмов (демонстрация, наблюдения), упражнения (тренировки), самостоятельная работа. Указанные методы, как правило, применяются комплексно.

Преподаватель (мастер производственного обучения) обязан для каждого занятия выбрать наиболее целесообразные методы обучения, исходя из требований образовательной программы профессиональной подготовки и условий его проведения: состава и уровня подготовки обучающихся, степени сложности учебного материала, наличия и состояния учебного оборудования, места и времени проведения занятия, рекомендаций педсовета и предметных комиссий.

Самостоятельная подготовка (консультация) курсантов и учащихся организуется и проводится под руководством ведущих преподавателей, мастеров производственного обучения.

Каждое занятие должно состоять, как правило, из вступительной, основной и заключительной частей.

Организационная часть любого занятия должна начинаться с проверки количественного состава взвода (группы) согласно журнала, проверки готовности взвода (группы) к занятиям. В этой части занятия преподаватель делает в журнале учёта посещаемости занятий отметки об отсутствующих, затем переходит к последующим элементам занятия в соответствии с его планом.

Теоретические занятия проводятся в составе учебного взвода (группы) с целью повторения пройденной темы на предыдущем занятии и изучения нового материала. Основной формой организации теоретического занятия является кабинетно-урочная система (урок). В основной части сообщается тема, учебные цели и учебные вопросы, выносимые на занятие, излагается новый материал.

Излагая новый материал, преподаватель должен увязывать его с ранее изученными темами, иллюстрировать (демонстрировать) основные положения примерами из практики. Объяснения (рассказ) вести с использованием имеющихся мультимедийных и видео средств обучения, учебных пособий (оборудованных стендов, схем и плакатов), моделей и действующих агрегатов, узлов, механизмов, демонстрацией фрагментов учебных кинофильмов, широко использовать имеющиеся технические средства обучения.

В ходе занятия следует строго соблюдать логическую последовательность изложения, принятую техническую и военную терминологию. Необходимо обращать особое внимание на культуру речи, темп изложения материала, дикцию, эмоциональность и рациональное использование учебного времени.

При обучении курсантов по военно-учётным специальностям особое внимание следует уделять военной направленности применительно к условиям исполнения обязанностей в войсках и выполнению курсантами требований общевоинских уставов.

При проведении теоретических занятий по устройству и техническому обслуживанию изучаемой техники учебный материал следует излагать в следующей последовательности:

название агрегата (механизма, системы, прибора, сборочного узла);

назначение, расположение и крепление, устройство и принцип действия (работы);

основные характеристики, параметры регулировок и контроля;

характерные эксплуатационные неисправности, их признаки, возможные причины, способы обнаружения и устранения;

периодичность технического обслуживания.

Особое внимание следует обращать на знание обучаемых перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

В заключительной части теоретического занятия преподаватель отвечает на вопросы обучаемых, подводит итоги занятия, даёт задание на самостоятельную подготовку.

Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний обучающихся по изученной теме и привития им умений и навыков по выполнению практических работ по обслуживанию, выявлению и устранению простейших неисправностей изученных систем, агрегатов, приборов.

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя с привлечением мастера производственного обучения. Все практические занятия, выполняемые обучаемыми, записываются в журнале.

Занятия по вождению автотранспортных средств проводятся индивидуально с каждым обучаемым. Начальные занятия проводятся сначала на тренажёрах либо учебных автомобилях, затем на автодроме (площадках для учебной езды и т.п.), и после выполнения контрольных упражнений – на городских маршрутах (в населённых пунктах), утвержденных начальником ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

Занятия по обучению вождению проводятся лично мастером производственного обучения, имеющим среднее профессиональное либо высшее профессиональное образование, педагогическое либо соответствующее профилю обучения. При проведении занятий по вождению он должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортным средством соответствующей категории, водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, схему учебных маршрутов, свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис ОСАГО на данный автомобиль, индивидуальную книжку по вождению на курсанта (учащегося), путевой лист, график вождения, план проведения занятия.

Учёт выполнения упражнений по вождению производится в Индивидуальной книжке учёта вождения. В книжку записываются дата и номер отработанных упражнений, время практического вождения при выполнении упражнения (в часах, минутах), оценка, полученная обучаемым за выполнение упражнения. Эти записи скрепляются подписями мастера производственного обучения вождению и обучаемым.

Занятия по предмету «Оказание первой медицинской помощи» проводятся врачом или медицинским работником, имеющим среднее или высшее медицинское образование, прошедшим специальную подготовку (переподготовку) при медицинском учебном заведении и имеющим соответствующее удостоверение (свидетельство) на право преподавания предмета.

Качественное проведение занятий требует от преподавателя (мастера производственного обучения) тщательной подготовки. Подготовка к проведению занятия включает ознакомление с программой и методическими указаниями по данной теме (упражнению), анализ результатов предыдущего занятия, отбор необходимого учебного материала, подготовку учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, проверку готовности учебно-материальной базы и подготовку места проведения занятия, выбор методов и приёмов обучения, определение мероприятий по обеспечению соблюдения мер безопасности и охраны труда при проведении занятия, составление задания обучаемым для самостоятельной подготовки.

Для проведения каждого теоретического, практического занятия преподаватель (мастер производственного обучения) должен иметь план проведения занятия, в котором предусматриваются название темы, цели, учебные вопросы, определенные программой на данное занятие, расчёт учебного времени, краткое содержание и порядок использования учебных пособий и технических средств обучения, действия преподавателя (мастера производственного обучения) и обучаемых, при необходимости контрольные вопросы для обучаемых при закреплении пройденного материала и задание для самостоятельной работы.

План проведения теоретических, практических занятий утверждается заместителем руководителя автошколы по учебно-производственной части (работе), а там, где его нет – начальником учреждения. 

В течение периода обучения преподаватель (мастер производственного обучения) обязан проверять знания, умения и навыки обучаемых с объявлением и выставлением оценок в журнале учёта занятий.

На теоретических занятиях оценки выставляются за знание ранее пройденного материала, практических занятиях – за выполненную практическую работу (норматив), при вождении машин – за выполнение контрольной проверки и каждого упражнения.

Промежуточная аттестация по предметам проводится по билетам, рассмотренным на педагогическом совете автошколы и утвержденных начальником учреждения.

В конце курса обучения на основании текущих оценок и по результатам сдачи квалификационного экзамена по предметам, предусмотренным образовательной программой профессиональной подготовки (переподготовки) соответствующей категории выставляются итоговые оценки.

4. Контроль успеваемости и качества подготовки

курсантов и учащихся

2.4.1. Контроль успеваемости и качества подготовки курсантов и учащихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию (квалификационный экзамен).

2.4.2. Текущий контроль успеваемости предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем (мастером производственного обучения) или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий.

2.4.3. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебному предмету и проводится в форме экзаменов или зачетов.

Знания, умения и навыки обучающихся при сдаче экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», а при сдаче зачета – «зачтено» или «незачтено».

2.4.4. Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) организуется и проводится в установленном порядке по предметам, предусмотренным образовательной программой профессиональной подготовки (переподготовки) соответствующей категории.

2.4.5. Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) организуется и проводится с целью проверки качества знаний и умений курсантов и учащихся в соответствии с требованиями образовательной программы профессиональной подготовки (переподготовки) соответствующей категории.

К сдаче квалификационного допускаются лица, прошедшие полный курс обучения, выполнившие все практические занятия по вождению автомобиля и получившие положительные оценки по всем предметам, по которым предусмотрена промежуточная аттестация.

К экзаменам не допускаются курсанты (учащиеся), пропустившие более 20 % занятий или не полностью выполнившие предусмотренные программой практические занятия по вождению автомобиля.

Квалификационные экзамены у граждан, направленных на учебу военными комиссариатами, проводятся военно-экзаменационной комиссией, назначаемой приказом командующего военного округа.  Её состав, организация и порядок проведения экзаменов, выставление оценок курсантам, а также оформление результатов экзаменов определяются приказом Министра обороны Российской Федерации и Инструкцией по подготовке граждан Российской Федерации по военно-учётным специальностям.

Проводить квалификационный экзамен без председателя (офицера – специалиста) военно-экзаменационной комиссии, на неисправной аппаратуре и технике, при необеспеченности мест проведения экзаменов материальной частью, инструментом и приспособлениями запрещается.

Квалификационный экзамен у граждан, обучавшихся по образовательным программам профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов массовых технических профессий, принимают комиссии, назначенные приказом начальника ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России». Председателем комиссии назначается заместитель начальника по УПЧ, Персональный состав экзаменационной комиссии определяется приказом начальника автошколы и состоит из преподавателей и мастеров производственного обучения.

2.4.6. Порядок проведения квалификационного экзамена.

Перед началом экзамена председатель экзаменационной комиссии объявляет курсантам (учащимся), допущенным к экзаменам, порядок их проведения. Кабинет для проведения квалификационного экзамена определяется начальником автошколы либо его заместителем по УПЧ. В кабинете должны быть учебно-наглядные пособия, мультимедийные и другие технические средства, используемые для сдачи экзамена.

Для подготовки к ответу вызываются 3-4 человека, в последующем перед ответом каждого экзаменуемого вызывается очередной обучаемый. Прибывший для сдачи экзамена докладывает председателю комиссии. По разрешению председателя комиссии он берёт билет, называет его номер, знакомится с содержанием билета и, получив разрешение, готовится к ответу.

Каждый курсант (учащийся) готовится к ответу за отдельным столом. Курсантам (учащимся) разрешается пользоваться материальной частью, плакатами, схемами и таблицами. Запрещается пользоваться учебниками, конспектами, описаниями, руководствами и другими справочными материалами, не допускаются также взаимные консультации.

О готовности к ответу курсант учащийся докладывает председателю комиссии и, получив разрешение, отвечает по существу вопросов экзаменационного билета.

Приём экзаменов от курсантов (учащихся) проводится в присутствии всех членов комиссии.

На теоретические вопросы экзаменационного билета курсанты (учащиеся) отвечают, используя учебно-наглядные пособия, материальную часть, макеты, плакаты, схемы. Макеты, плакаты и схемы используются в тех случаях, когда объяснить устройство агрегата, узла или аппарата на материальной части не представляется возможным.

Члены комиссии после ответа сдающего экзамен на все вопросы экзаменационного билета в целях полного выяснения знаний и практических навыков обучаемого могут задавать ему дополнительные вопросы в пределах программы обучения.

Билеты, на которые были даны ответы, повторно в экзаменуемой группе не используются.

2.4.7. Знания и практические навыки сдающих квалификационный экзамен оцениваются по пятибальной системе.

При выставлении частных оценок членов комиссии по ответам на вопросы экзаменационного билета необходимо руководствоваться следующим:

«отлично» – если экзаменуемый исчерпывающе и чётко ответил на поставленные вопросы, технически грамотно выполнил практическое задание на материальной части в соответствии с нормативами, установленными для оценки «отлично»;

«хорошо» – если экзаменуемый полно ответил на вопросы билета без наводящих вопросов, полностью выполнил практическое задание на материальной части в соответствии с нормативами, установленными для оценки «хорошо»;

«удовлетворительно» – если экзаменуемый ответил на вопрос правильно, но недостаточно полно и для выяснения знаний ему задавали наводящие вопросы; делал незначительные ошибки в практических действиях на материальной части, выполнил нормативы, установленные для оценки «удовлетворительно»;

«неудовлетворительно» – если экзаменуемый не мог правильно ответить на поставленный вопрос, неправильно действовал на материальной части, не выполнил нормативы, установленные для оценки «удовлетворительно».

На основании частных оценок членов комиссии сдавшему квалификационный экзамен выводится итоговая оценка;

«отлично» – если в оценках членов комиссии больше половины оценок «отлично», а остальные – «хорошо»;

«хорошо» – если в оценках членов комиссии больше половины оценок «отлично» и «хорошо», а остальные – «удовлетворительно»;

«удовлетворительно» – если в оценках членов комиссии по теоретическим вопросам не более одной оценки «неудовлетворительно»;

«неудовлетворительно» – если в оценках членов комиссии более половины оценок «неудовлетворительно».

2.4.8. Закончившими обучение считаются лица, получившие на квалификационном экзамене положительную итоговую оценку.

Лицам, окончившим обучение, выдается Документ установленного образца за подписью председателя экзаменационной комиссии, начальника автошколы, скреплённый печатью ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

Обучаемые, не сдавшие экзамены в связи с болезнью или по другим уважительным причинам, к итоговой аттестации (квалификационному экзамену) допускаются с очередным учебным взводом (группой) данной специальности. Обучаемые, получившие неудовлетворительные оценки, к повторному экзамену допускаются после дополнительной подготовки.

В случае разногласий между членами комиссии председателю предоставляется право окончательного решения об оценке знаний и выпуске каждого обучаемого.

2.4.9. Результаты экзаменов оформляются протоколом, который подписывается председателем комиссии, членами комиссии, начальником учреждения, скрепляется печатью и подлежит хранению в автошколе в течение 5 лет, с последующей передачей в региональное отделение ДОСААФ России, где хранится в течение 10 лет.

2.4.10. Документ о прохождении профессиональной подготовки (переподготовки), выдаваемый обучаемым, прошедшим подготовку по специальностям, связанным с управлением транспортных средств, является основанием для сдачи квалификационных экзаменов в ГИБДД на присвоение квалификации водителя транспортных средств соответствующей категории и получение соответствующих водительских удостоверений.

2.4.11. Порядок сдачи квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений определяется руководящими документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

5. Методическая работа

2.5.1. Методическая работа в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» организуется и проводится в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и качества подготовки специалистов.

2.5.2. В автошколе создается система методической работы, которая представляет собой совокупность мероприятий, проводимых руководящим и педагогическим составом по автошколе совершенствования знаний и педагогического мастерства обучающего состава, содержания, форм и методов обучения, методического обеспечения учебно-программной документацией и литературой в интересах качественной подготовки специалистов по специальностям подготовки.

Она включает в себя следующие элементы:

планирование методической работы;

организация работы педагогического совета и предметных комиссий;

организация и проведение всех видов методических занятий и инструктажей;

организация контроля учебно-воспитательного процесса и оказание методической помощи педагогическим работникам;

анализ результатов методической работы на заседании педагогических советов, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, внесение уточнений и коррекция ее мероприятий.

2.5.3. Основными задачами методической работы являются:

совершенствование знаний и методического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, установление единства в понимании и применении методов обучения и воспитания курсантов и учащихся, обобщение опыта учебной и воспитательной работы, внедрение передовых методов обучения в практику подготовки специалистов;

совершенствование содержания, форм и методов обучения;

методическое обеспечение учебно-программной документацией, учебно-методической литературой и пособиями, другими средствами обучения;

использование в учебно-воспитательном процессе новых педагогических и информационных технологий, передового педагогического и производственного опыта.

Планирование методической работы на учебный год осуществляет заместитель начальника автошколы по учебно-производственной части. План методической работы обсуждается на заседании педагогического совета и утверждается начальником ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

В плане на месяц отражаются примерные повестки дня педагогического совета, методические инструктажи, инструктивно-методические занятия, открытые и показные занятия, индивидуальные задания, а также другие мероприятия, направленные на улучшение учебно-воспитательного процесса и качества занятий, совершенствование методического мастерства, обобщение и распространение передового опыта преподавателей.

2.5.4. Ответственность за организацию и качество методической работы возлагается на начальника ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России». При этом непосредственное руководство методической работой осуществляет его заместитель по учебно-производственной части.

Для всех преподавателей и мастеров производственного обучения участие в методической работе должно быть обязательным и являться составной частью педагогической деятельности.

2.5.5. С целью выработки единства взглядов и требований, предъявляемых к обучению специалистов, и обеспечению коллегиальности в решении вопросов совершенствования организации образовательного и воспитательного процессов, создаются и объявляются приказом начальника ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» педагогический совет и предметные комиссии.

2.5.6. Педагогический совет является коллегиальным органом самоуправления автошколы, определяющим перспективы его развития и координирующим вопросы учебно-воспитательной, производственной и методической деятельности. Председатель и секретарь педагогического совета избираются на первом заседании путём тайного голосования.

Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» и Положением о педагогическом совете автошколы, которое является локальным актом, разработанным образовательным учреждением в соответствии с Типовым положением о педагогическом совете.

 В состав педагогического совета могут входить начальник образовательного учреждения, педагогические работники образовательного учреждения, занятые в учебно-воспитательном процессе, мастера производственного обучения.

В работе педагогического совета могут участвовать представители регионального отделения, органов местного самоуправления и местных общественных организаций.

Педагогический совет организует свою работу по плану, разрабатываемому на учебный год.

План должен охватывать весь перечень возложенных на совет задач и обязательно предусматривать рассмотрение следующих вопросов методической работы: повышение качества учебно-воспитательного процесса; изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта обучения; составление и внедрение методических разработок; совершенствование учебно-материальной базы и информационного обеспечения; определение направлений работы предметных комиссий. План работы утверждается на заседании педсовета.

Заседания педагогического совета проводятся не реже одного раза в месяц при обязательном присутствии не менее половины постоянных членов и оформляются протоколами, которые хранятся 3 года.

Каждый член педагогического совета имеет право участвовать в обсуждении любого вопроса, свободно высказывать свои суждения и предложения.

Решения педагогического совета учреждения принимаются большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов и оформляются протоколом. При равном количестве голосов решающим является голос председателя педагогического совета.

Решения педагогического совета после их утверждения начальником ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» являются обязательными для исполнения.

2.5.7. Задачами предметных комиссий являются совершенствование методического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, изучение и пропаганда передового опыта лучших преподавателей (мастеров производственного обучения), обсуждение путей совершенствования учебно-материальной базы, форм и методов работы.

Предметные комиссии создаются по каждому профилю подготовки специалистов (устройство, эксплуатация, ПДД и ОБДД). В их состав входят: председатель (штатный преподаватель или мастер производственного обучения, имеющий высшее или среднее профессиональное образование и опыт педагогической работы) и не менее двух членов из числа преподавателей и мастеров производственного обучения, ведущих подготовку по данному предмету.

Содержание, формы и методы работы предметных комиссий определяются их членами в зависимости от конкретных условий автошколы и индивидуальных способностей преподавательского состава и мастеров производственного обучения.

Основным содержанием работы предметных комиссий является:

повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями программ;

разработка рабочей учебно-программной документации;

анализ учебно-программной документации, внесение (при необходимости) изменений или добавлений без изменения общего количества часов по предметам обучения;

изучение и использование в учебном процессе новых педагогических и информационных технологий;

разработка учебно-методических комплексов учебных предметов и профессий и информационного обеспечения (учебно-методические пособия, частные методики, конспекты лекций, различные дидактические материалы, методические рекомендации и т. д.);

разработка тестовых и других заданий для контроля качества обучения;

изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

оказание помощи начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении занятий и внеурочных мероприятий, организация взаимопосещения занятий, открытых уроков и их обсуждение;

2.5.8. Проведение мероприятий методической работы осуществляется как перед началом учебного года в ходе проведения учебно-методических сборов и занятий по наиболее сложным темам, так и в ходе учебно-воспитательного процесса.

Наиболее важными формами методических занятий являются методические инструктажи; инструкторско-методические занятия; открытые занятия; пробные занятия; показные занятия.

2.5.9. Основными формами индивидуальной методической работы в ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» являются:

самостоятельная подготовка;

выполнение индивидуальных заданий;

взаимное посещение занятий с целью обмена опытом работы.

2.5.10. Самостоятельная подготовка – основной метод повышения теоретического уровня, знаний по специальности, педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, она является составной частью непрерывного самообразования руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения автошколы.

Направления самообразования:

повышение педагогической квалификации путём изучения новейших знаний и передового опыта в области педагогики, психологии, методики организации процесса обучения и воспитания;

совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности и предмету;

расширение общекультурного кругозора и уровня общей образованности.

Конкретное содержание самообразования определяется спецификой деятельности каждого работника, задачами, которые он решает, а также целями самообразования.

Основные методы самообразования:

самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;

участие во всех формах методической работы автошколы;

изучение передового педагогического опыта, накопленного в НОУ ДПО Слободская автошкола ДОСААФ России;

взаимопосещение занятий, участие в разборе открытых занятий;

анализ своей работы и её результатов, участие в экспериментальной работе и проведении педагогических экспериментов;

разработка материалов по комплексному информационно-методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов и т. д.

Самообразование своим содержанием должно способствовать достижению конечных положительных результатов в практической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения автошколы.

Самостоятельная подготовка проводится по личным планам преподавателей (мастеров производственного обучения), утверждённым заместителем начальника автошколы по учебно-производственной работе. Помощь в самостоятельной подготовке и контроль за ней осуществляют начальник ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России».

2.5.11. Взаимные посещения занятий – одна из форм изучения и распространения передового опыта учебно-воспитательной работы. Они проводятся по договорённости между преподавателями (мастерами производственного обучения), а также по указанию начальника автошколы и его заместителя по УПЧ.

2.5.12. Контроль хода учебно-воспитательного процесса проводится начальником учреждения, его заместителем по УПЧ, преподавателями и мастерами производственного обучения. Для проверки состояния учебно-материальной базы и качества проведения занятий привлекаются председатели предметных комиссий, наиболее квалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения.

2.5.13.  В ходе контроля перед началом учебного года проверяется готовность планирующих документов, объектов учебно-материальной базы и обучающего состава к началу учебного года. Проверка осуществляется комиссией под руководством начальника автошколы или его заместителя по УПЧ.

Особое внимание при этом обращается на:

разработанность планирующих документов, их согласованность между собой, обеспеченность спланированных учебных занятий;

готовность объектов учебно-материальной базы и обеспечение ее необходимой пропускной способности;

наличие и качество методических разработок по всем занятиям, учебников и учебных пособий в необходимом количестве по всем предметам обучения.

2.5.14. Особую значимость в системе контроля имеет контроль учебных занятий.

Начальник ПОУ «Слободская автошкола ДОСААФ России» обязан осуществлять проверку не менее двух занятий в месяц (его заместитель по УПЧ – не менее одного занятия в неделю), а также постоянно проверять готовность преподавателей и мастеров производственного обучения к проведению занятий.

2.5.15. В учебном взводе (группе) контролируются:

посещаемость занятий;

качество проведения занятий обучающим составом;

качество усвоение программного материала по изучаемым предметам;

приобретение умений и практических навыков;

выполнение учебных планов и образовательных программ профессиональной подготовки (переподготовки);

соблюдение календарного графика и графика вождения;

последовательность изучения и полнота выполнения учебной программы;

военная направленность в обучении и воспитании курсантов;

ведение учебной (учётной) документации преподавателями и мастерами производственного обучения;

организация и эффективность самостоятельной работы обучаемых (проведение консультаций);

соответствие технического оснащения кабинетов, и учебно-материальной базы учебным программам;

использование в учебном процессе мультимедийных и других технических средств обучения;

выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и охраны труда.

2.5.16. Проверки учебных занятий должны планироваться и проводиться с учётом охвата в течение учебного года всех преподавателей и мастеров производственного обучения. Вновь принятый на работу педагогический состав обязательно проверяется в период испытательного срока.

2.5.17. При контроле любого вида учебного занятия проверяются:

тема занятия (соответствие ее названия и учебных вопросов расписанию занятий);

подготовленность преподавателя (мастера производственного обучения) к проведению данного занятия;

обеспеченность занятия учебной литературой, учебно-наглядными пособиями и правильность их использования;

соответствие преподаваемого материала требованиям образовательной программы профессиональной подготовки (переподготовки);

методика проведения занятия;

знания и уровень практической выучки курсантов (учащихся).

2.5.18. Проверенное теоретическое, практическое занятие оценивается по пятибальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

«Отлично» – если занятие достигло цели, материально обеспечено, проведено на высоком методическом уровне, преподаватель обладает глубокими знаниями предмета, легко и непринуждённо, доходчиво и полно изложил материал занятия, умело использовал материальную часть, технические и программные средства обучения, в ходе занятия поддерживалась дисциплина, активно осуществлялась взаимосвязь с обучаемыми.

«Хорошо» – если занятие достигло цели, материально обеспечено, проведено на хорошем методическом уровне, преподаватель обладает глубоким знанием предмета, материал занятия излагал уверенно полно и доходчиво, материальная часть, технические и программные средства обучения использовались неполностью, недостаточно активно осуществлялась взаимосвязь с обучаемыми, в ходе занятия поддерживалась дисциплина.

«Удовлетворительно» – если занятие достигло цели, материально обеспечено, в основном проведено методически правильно, материал изложен полностью, преподаватель показал знание предмета, но в ходе занятия материал излагал неуверенно, допускались некоторые неточности, слабо использовал технические и программные средства обучения и имеющуюся материальную часть. В ходе занятия мало уделялось внимания поддержанию дисциплины, взаимосвязи с обучаемыми.

«Неудовлетворительно» – если занятие проведено на низком методическом уровне, преподаватель плохо знал предмет обучения, материал занятия излагал неуверенно, не использовал технические средства обучения и материальную часть, дисциплина на занятии неудовлетворительная.

2.5.19. Результаты проверок занятий заносятся в журнал учёта занятий, объявляются проверявшимся преподавателям, мастерам производственного обучения, при необходимости они обсуждаются на педагогическом совете. По результатам проверки навыков вождения курсантов (учащихся) производится запись в индивидуальные книжки учёта обучения вождению.

Добавить комментарий