Как составить распорядок дня ребенку 6 лет

Рекомендуемый режим дня для детей 6-7 лет (дома)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендуемый режим дня

(дома)

  • 07:00–8:00 — пробуждение, водные процедуры, утренняя зарядка, закаливающие процедуры;
  • 08:00–08:30 — завтрак;
  • 08:30–09:30 — время для самостоятельных игр  (предложите ребенку книжку или тетрадь для рисования, другие варианты — пластилин или конструктор);
  • 09:30–10:00 — посильный труд по дому;
  • 10:00–10:20 — второй завтрак, подготовка к прогулке;
  • 10:20–12:30 — прогулка и игры на свежем воздухе;
  • 12:30–13:00 — обед (например: легкий супчик дополните вторым блюдом, в качестве питья можно предложить компот из свежих или засушенных фруктов, зимой — витаминный напиток из шиповника);
  • 13:00–15:00 — дневной сон;
  • 15:00–15:30 — полдник;
  • 15:30–16:00 — развивающие игры вместе с мамой, чтение или развивающие самостоятельные игры;
  • 16:00–18:00 — вторая прогулка;
  • 18:00–19:00 — творческое развитие, возможные варианты: аппликации, рисование, изучение песен и стихотворений;
  • 19:00–19:30 — ужин;
  • 19:30–20:30 — водные процедуры, массаж, подготовка по сну;
  • 20:30–21:00 — вечерняя сказка;
  • 21:00 — ночной сон.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режим дня жизни детей в детском саду и дома

Одним из важнейших условий воспитания здоровых, жизнерадостных детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка дня.Если жизнь ребенка проходит по режиму, т.е. играет, ест и спит…

  • Мне нравится 

 

О пользе режима как для ребёнка, так и для взрослого человека говорят и врачи, и психологи, и педагоги. От режима питания, сна и отдыха зависят наше физическое здоровье, психологический и эмоциональный статус. А если мы говорим о ребёнке, то режим – это ещё и основа правильного воспитания.

Получается, что для ребёнка-дошкольника понятие режим – это режим дня, который включает в себя распорядок сна, питания, занятий и отдыха, игр и прогулок. Родители детей 5-7 лет, которые посещают дошкольное учреждение, меньше задумываются о режиме. А вот у родителей дошкольников, не посещающих детский сад и соблюдающих домашний режим, вопросов возникает больше.

Зачем нам режим?

В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:

  • гиперактивность
  • гипервозбудимость
  • ухудшение памяти
  • снижение работоспособности
  • быстрая утомляемость
  • частые респираторные заболевания

Отчего это происходит? Режим дня для малыша – это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.

Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Азбука режима

Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.

Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:

  • не менее 4-х раз в день;
  • горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
  • по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
  • по суточной норме калорий: 5 лет – 2000 ккал, 6 лет – 2200 ккал, 7 лет – 2400 ккал;
  • по количеству – не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).

В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.

По времени режим строится так:

  • завтрак в 8-9 часов,
  • обед в 12-13 часов,
  • полдник в 15-16 часов,
  • ужин в 18:30-19:30 часов.

Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.

Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.

Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.

  • Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
  • Недельная физическая нагрузка для детей 5-7 лет составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
  • Обязательна утренняя гимнастика.
  • Физкультурные занятия в дошкольном учреждении – 3 раза в неделю: дети 5 лет – 25 минут, дети 6-7 лет – 30 минут.
  • Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
  • Физкультминутки между умственными занятиями.
  • Гимнастика после дневного сна.
  • Умеренно активные игры на второй прогулке.

Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.

Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон – это сильный иммунитет. А теперь по порядку.

  • Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет – 12 часов, 7 лет – 10-11 часов. Но многое индивидуально – в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
  • Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
  • Дневной сон у детей 5-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.
  • Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 5-6 лет ложиться спать в 20:30 – 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.

Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями. Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:

В утреннее время после завтрака – два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет – 20-25 минут на один вид; 6-7 лет – 30-35 минут.

Если прогулка отменяется, то можно добавить ещё одно творческое занятие или развивающую игру.

Примерный распорядок дня дошкольника

7:00-8:00 – утренний подъем

7:30-8:30 – гигиенические процедуры, гимнастика

8:00-8:30 – завтрак

9:00 -10:30 – развивающие занятия

10:45 -12:15 – прогулка

12:30 -13:00 – обед

13:00 -13:30 – начало дневного сна (до 15:00 – 15:30)

15:30 – 16:00 – полдник

16:30 -18:00 – прогулка с активными играми

18:30-19:00 – ужин

19:00-20:30 – самостоятельные игры и занятия

20:30-21:00 – укладывание на ночной сон

Когда малышу не спится

Для соблюдения режима большое значение имеет распорядок детского сна. Многие родители сталкиваются с проблемой позднего засыпания и, как следствие, трудного утреннего пробуждения. Это существенно отвлекает от выполнения режима. Чем помочь в такой ситуации ребёнку и самим себе? Попробуйте выполнять ряд несложных условий.

Вечерние:

  • перед сном минимум подвижных активных занятий;
  • мягкий свет и отсутствие посторонних звуков за полчаса до того, как малыш ложится в кровать;
  • ритуал, который вы придумали и соблюдаете: песня либо определенная книжка со стихами, или одна особенная сказка, – главное, чтобы это повторялось каждый вечер;
  • тёплый душ или ванна на 5-7 минут помогут малышу легче уснуть.

Утренние:

  • за 10-15 минут до пробуждения приоткройте шторы и дверь;
  • включите негромкую музыку;
  • придумайте ритуал для того, чтобы проснуться: потешка или короткий стишок одновременно с поглаживанием или поцелуем помогут малышу встать в хорошем настроении;
  • мотивируйте ребёнка проснуться на 10 минут раньше для того, чтобы успеть посмотреть утренний мультфильм.

В завершение хочется родителям напомнить, что при организации режима необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, присутствие дополнительных эмоциональных или физических нагрузок, а также сезон за окном и состояние иммунитета малыша. Все эти факторы могут повлиять на баланс прогулок и домашних занятий, а также общую продолжительность сна.

Софья Рогозинская

16 февраля 2021

Режим дня – это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предотвращает переутомление.

У ребёнка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Известно, что в каждом учреждении дошкольного образования есть распорядок дня. Сон, игры, прием пищи и занятия проводятся в строго определенные часы. Перед тем, как отдавать малыша, родителям следует устроить распорядок дня дома таким образом, чтобы время сна и еды приходилось на те же часы, что и в детском саду. Для этого папам и мамам необходимо знать, какой распорядок в учреждении дошкольного образования.

Организация распорядка дня в учреждении дошкольного образования производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Распорядок дня ребенка может быть различным, но каждое учреждения дошкольного образования придерживается единых общих правил.

Время свободной деятельности предусмотрено для самостоятельных игр. Также дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе.

Огромное значение в распорядке дня играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном учреждении.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 2,5 часов.

Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома в выходные дни. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий очень важно для дошкольника.

Одним из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего является режим жизни. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает ребёнка к аккуратности, точности, порядку. Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима детского сада. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй и третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Уважаемые родители, помните, что правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием является залогом нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т. д. Вам, родителям остается следить лишь за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным. Если сын или дочь воспитываются дома, также надо выработать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и вставать, ходить гулять – это важно для нормального, гармоничного развития вашего ребёнка.

Если ваш ребёнок не ходит в детский садик и остается дома, то вариаций дня может быть множество. Так или иначе, график дня ребенка делится на две части: «до обеда» и «после обеда». В дообеденное время ребенку полезно поиграть в активные развивающие игры, а после обеда мы рекомендуем вам почитать книги, посмотреть мультфильмы или детские передачи. Вечернее время лучше всего отвести для общения ребёнка с родителями: в этом возрасте потребность ребёнка в общении с мамой и папой очень велика. Истории, не всегда правдивые, но поучительные, заинтересуют вашего ребенка и, при помощи ярких образов, которые так впечатляют детей, отложатся на всю жизнь как правила и стереотипы поведения в тех или иных жизненных ситуациях.

Удачи вам в воспитании вашего ребёнка!

Мы предлагаем вашему вниманию примерный режим дня дома:

  • Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры 7.00-8.00
  • Завтрак 8.00-9.10
  • Игры и занятия дома 9.10 -10.00
  • Прогулка и игры на свежем воздухе 10.00-12.30
  • Обед 12.30-13.20
  • Дневной сон 13.20-15.30
  • Свободное время для спокойных игр 15.30 -16.00
  • Полдник 16.00-16.30
  • Прогулка и игры на свежем воздухе 16.30-18.30
  • Ужин 18.30-19.00
  • Свободное время, спокойные игры 19.00 -21.00
  • Ночной сон

Источник

Что такое режим дня ребенка? Это расписание мероприятий в течение дня, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Режим дня меняется в течение жизни в зависимости от возраста. Он обусловлен физиологическими особенностями и потребностями детского организма в тот или иной период. При этом идеальный режим дня получается при учёте индивидуальных черт маленького человека и его условий жизни.

Основные составляющие режима дня детей разного возраста

Режим дня ребёнка должен включать в себя следующие обязательные элементы:

  • время приёма пищи. Ребёнок в зависимости от возраста должен определённое количество раз в день принимать пищу. Важное значение имеют также интервалы между кормлениями;
  • время сна. Нервная система ребёнка, по сравнению со взрослой, находится в стадии формирования, поэтому быстрее наступает истощение, требующее восстановления. Также маленький организм затрачивает на все процессы жизнедеятельности больше энергии, чем взрослый. Потребность во сне снижается по мере роста ребёнка.
  • время нахождения на свежем воздухе. Оно может включать в себя прогулки, сон, игры;
  • время на обязательные образовательные занятия. В детском коллективе и в домашних условиях с ясельного возраста;
  • свободное время. Оно приобретает значение, когда малыш уже что-то умеет делать самостоятельно. Ребёнок в это время сам выбирает род своей деятельности. Свободное время важно для обработки полученной информации, реализации творческих способностей.

Есть ли минусы у режима дня

Минусы режима дня или, точнее сказать, возражения против соблюдения строгого распорядка дня таковы:

  • малыши часто выбиваются из привычного распорядка, нарушая последовательность и время мероприятий. Их сон и питание легко нарушаются под действием внешних факторов (погода, дискомфорт физический или психический, изменение типа и способа вскармливания);
  • дети на интуитивном уровне могут следовать своим потребностям. На этом основано возражение против насильственного подчинения расписанию;
  • строгое следование распорядку дня, игнорирование индивидуальных условий жизни, особенностей личности и возраста может приводить к косности мышления, неспособности подстраиваться под изменения обстановки, лишению индивидуальности и также к нарушению состояния здоровья.

Чем полезен режим дня для ребенка?

Польза распорядка обусловлена физиологическими и психологическими аспектами, которые и являются основанием для создания режима дня:

  • польза с физиологической стороны — это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к существующим условиям. Ребёнок оказывается подготовленным к выполнению необходимых задач и делает их без лишнего напряжения. Т.е. происходит экономия энергии и равномерное её распределение для всех нужных видов деятельности;
  • с психологической точки зрения — детская нервная система нуждается в стабильности обстановки, которая своей предсказуемостью даёт ощущение покоя и надёжности. Это, в свою очередь, создаёт благоприятный фон для развития ребёнка, более глубокого осмысления совершаемых действий и становления навыков.

Как приучить малыша к режиму?

Чтобы приучить ребёнка к режиму, нужно следовать следующим несложным рекомендациям:

  • начинать приучение ребёнка к режиму можно после выписки из роддома. Родителю нужно распланировать, в первую очередь, свою жизнь, учитывая прогулки и приёмы пищи. Но подготовиться, что сразу гладко пойдёт не всё. Чаще всего дети входят в режим к 3 месяцам.
  • вводить какие-то новые этапы надо постепенно во время полного здоровья и в момент удовлетворения от осуществления насущных желаний;
  • нужно учитывать возраст ребёнка, характер вскармливания, время года, состояние здоровья, особенности личности;
  • стремиться соблюдать регулярность мероприятий и их последовательность;
  • вводить ритуалы, что подготавливает ребёнка к выполнению того или иного действия. Они облегчает внедрение новых компонентов режима.

Распорядок дня ребенка

Режим дня ребёнка зависит в первую очередь от его возраста.

До года

Начав говорить о режиме детей до 1 года, правильно будет отдельно выделить период новорождённости.

Режим дня новорождённого состоит из чередования периодов кормления и сна. Между ними вклиниваются в идеальном случае только гигиенические процедуры: умывание-подмывание, купание, одевание.

Естественное вскармливание

Естественное вскармливание происходит по требованию младенца. Это важно, поскольку малыш и мама в этот период приспосабливаются друг ко другу.

Есть важные моменты:

  • ограничивать время пребывания у груди ребёнка нельзя, т.к. темп сосания у малышей разный и в случае медленного «сосунка» при сокращении времени кормления существует риск лишить его своей порции «заднего» молока, богатого белком и лактазой. Как итог — недобор веса, колики в животе, пенистый стул со всеми вытекающими последствиями. Среднее время кормления 30-40 мин (в жарком климате время кормления ребёнок может сокращать сам, потребляя только переднее молоко, богатое водой, и утоляя таким образом свою жажду). Ценное заднее молоко вырабатывается примерно на 20 минуте кормления;

Мама должна уделять внимание правильному захвату соска малышом, чтобы при длительном кормлении грудь не травмировалась. Также не нужно пересушивать кожу ореолы чрезмерным мытьём и различными антисептиками, т.к. это способствует образованию трещин и занесению инфекции.

  • кормление по часам при грудном вскармливании ушло в  советское прошлое, но следует обратить внимание на «слишком» хорошо спящего младенца. Желательно, чтобы регулярные перерывы на сон между кормлениями не составляли больше трёх часов. Это в первый месяц очень важно, т.к. частое кормление через 2-3 часа способствуют хорошему становлению лактации у матери, что, в свою очередь, обеспечивает рост и развитие ребёнка, профилактику маститов у кормящих.

Ночные кормления должны быть обязательно, т.к. они стимулируют выработку пролактина, что, в свою очередь, поддерживает дневную лактацию.

Поэтому, при необходимости, для соблюдения этих условий успешного вскармливания иногда необходимо даже будить младенца.

Кормление по часам

При искусственном вскармливании необходимо придерживаться кормления по часам, чтобы избежать перекармливания, т.к. смеси требуют больше времени на переваривание, чем грудное молоко.

Интервалы  между кормлениями — 2,5-3 часа, после 5 месяцев — 4-4,5 часа.

Кратность кормлений: от 8 раз в сутки на первом месяце и 5 приёмов пищи к году.

Разница по возрасту

Режим сна и бодрствования у новорождённого ребёнка отличается от старшего возраста очень коротким периодом бодрствования. В это время ребёнку, помимо гигиенических мероприятий, можно сделать гимнастику и лёгкий массаж.

Время прогулки и пребывания на свежем воздухе

Оно совпадает со временем сна. Когда миновал период новорождённости, распорядок дня ребёнка начинает меняться в сторону удлинения времени бодрствования и укорочения времени сна.

Время бодрствования ребёнка по месяцам: в возрасте 1-3 месяца общее время бодрствования составляет примерно 6-7 часов (продолжительность единичного периода 1-1,5 часа). С 3-6 месяцев это время удлиняется до 8,5 часов, при этом ребёнок находится в активном состоянии уже до 2 часов. Во втором полугодии суточное время бодрствования увеличивается до 10 часов по 2,5-3,5 часа в перерывах между сном.

Примерный режим сна у ребенка до года: в первом полугодии с возраста 1-2 месяца спать ребёнок в идеале может до 3-4 раз в сутки по 1,5 -2 часа, во втором кратность сна составляет 2 раза  по 2,5- 3 часа.

Режим пребывания на свежем воздухе у малышей первых месяцев жизни заменяет сон на улице.

Режим дня ребёнка в 1 год

«Годовички», несмотря на то что они успешно преодолели возрастной рубеж в 1 год, продолжают следовать режиму 9-10-месячных грудничков:

  • ночной сон — 10-11 часов;
  • дневной сон — 2 раза по 2,5 часа;

Обычно к году у родителей складывается представление к какому типу принадлежит их любимое чадо: к «совам» или к «жаворонкам». Так вот, «совята», т. е. те дети, которые любят вставать ближе к полудню и ложиться к полуночи, могут спать 1 раз в день.

  • 5-разовое кормление;
  • период общего суточного бодрствования составляет 10-11 часов;
  • период пребывания на свежем воздухе может составлять до 5-6 часов в сутки в зависимости от времени года и погодных условий, но не менее 2 часов за день.

При организации прогулок нужно обязательно предусматривать физическую двигательную активность ребёнка, как важное звено в развитии физического и психического здоровья.

Дети ясельного возраста

Для малышей ясельного возраста (1 г 6 месяцев — 3 года) выстраивают режим таким образом, чтобы он способствовал правильному развитию мышечной и костной системы, становлению речевой функции, укреплению иммунитета, усовершенствованию имеющихся основных двигательных навыков. Необходимо 4-разовое питание, активные прогулки на свежем воздухе минимум два раза в день по 2-3 часа.

Появляются занятия, уделённые развитию речи, навыков самообслуживания, мелкой моторики. Их проводят в игровой форме. Внимание деток в данном возрасте может удерживаться до 10 минут. Данные игры лучше проводить в первой половине дня, минимум за 30-40 минут до отдыха. Днём дети в возрасте от полутора лет спят, как правило, уже 1 раз по 2-2,5 часа. Суточное количество сна составляет  12-12,5 часов. Периоды бодрствования составляют примерно 4,5-5 часов.

Если родители планируют своего ребёнка отдавать в детский садик, то режим дня должен быть максимально приближен к режиму яслей. Следует заранее помочь ребёнку перестроиться на раннее пробуждение и такое же укладывание спать вечером, если малыш придерживался противоположного распорядка. Такое мероприятие будет способствовать более быстрой и успешной адаптации к жизни детского коллектива.

Дети дошкольного возраста

Режимы детей дошкольного возраста различаются по возрастам. В детском саду их делят на группы.

Группы Возраст Питание Занятия Сон Игры Прогулки
младшая 3-4 года 4 раза 2 занятия по 10 мин. утром и после полдника 12-12,5 часов. 1 раз днём по 2 часа До завтрака, после сна и после полдника 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
средняя 4-5 года 4 раза 2 занятия в первой половине дня по 10 минут с перерывом 10 минут 11,5-12 часов в сутки . 1 раз днём 2 часа Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
Старшая 5-6 лет 4 раза 3 занятия в день в первой половине дня по 20 минут с перерывами 10-12 минут 11,5-12 часов в сутки. 1 раз днём 1,5-2 часа Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
Подготовительная 6-7 лет 4 раза 3 занятия по 25 -30 минут в день до обеда с перерывами 10-12 минут 11,5 часов ночной сон, дневной сон 1,5 часа. Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки

Таким образом, с возрастом увеличивается время занятий для развития высшей нервной деятельности, уменьшается потребность в дневном сне.

Ночной сон остаётся длительностью 10-11 часов вплоть до окончания начальной школы.

Время прогулок и игр остаётся неизменным, в которые по мере взросления (с возраста 5 лет) начинает входить, затем и усложняться основная трудовая деятельность (подметание дорожек, уборка помещения, поливание и др.) длительностью от 10 до 15 минут в день.

Режим дня малыша – работа родителей

Если с кормлением всё более менее понятно (кормить надо, перекармливать нельзя), с развивающими играми тоже полный порядок (в центры раннего развития малолетний народ начинает ходить лет с полутора), то нередко опускаются такие важные компоненты, как полноценный сон и физическая активность на свежем воздухе. А именно эти два аспекта обеспечивают прочный фундамент для развития и здоровья ребёнка.

Для обеспечения ребёнка адекватной физической нагрузкой родителю необходимо:

  • запланировать время;
  • преодолеть страх перед погодой и простудными заболеваниями и стараться гулять с ребёнком при любых климатических условиях (исключение — мороз минус 15 (минус 20 для детей старше 5 лет) и ветер свыше 15 м/с);
  • подобрать одежду, которая будет одновременно защищать от погодных явлений и обеспечивать возможность активно двигаться ребёнку.

Для обеспечения полноценного отдыха нервной системе ребёнка (заодно и родительской) нужно:

  • не дожидаться пока ребёнок самостоятельно ляжет в постель (усталость у детей нередко проявляется перевозбуждением, что приводит к двигательной и эмоциональной расторможенности), а мягко подготовить ребёнка к отдыху, учитывая необходимое по возрасту время для бодрствования. Для этого можно вводить так называемые ритуалы (определённые последовательные действия, спокойные игры, чтение книг, купание, пение);
  • исключить активные виды игр, гаджеты перед сном;
  • обеспечивать адекватную физическую активность в течение дня, чтобы ребёнок и не переутомился, и устал;
  • стараться, чтобы отход ко сну и подъём утром не слишком отличались в входные и будние дни;
  • стараться не пропускать дневной сон;
  • избегать фонового включения телевизора в течение дня
  • ограничение времени пользования компьютером и телевизором до 15 минут в день детям от 3 лет.

Заключение

Режим дня ребёнка –  нередко предмет споров. Чтобы найти золотую середину, нужно помнить, что стабильность жизненного уклада необходима для ребёнка. Чем младше младенец, тем большим стрессом для него являются изменения привычного образа жизни, питания.

Но для развития высшей нервной деятельности также очень необходимы положительные эмоции. Поэтому при установлении режима дня надо учитывать условия, возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности характера ребёнка, душевное и физическое состояние родителей, руководствоваться принципом постепенности изменений. Тогда установленный распорядок будет приносить радость и здоровье всей семье.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

15.04.2019 Автор: Психолог Павел Хорошутин

Утром сложно разбудить ребенка в школу, а вечером он с трудом засыпает? Малыш устраивает «бойкот» дневному отдыху и обеду по расписанию? Эти проблемы знакомы многим родителям. Причина большинства из них кроется не в «плохом воспитании» и непослушании, а в отсутствии четкого распорядка дня. Рано или поздно встает острая необходимость в организации жизни ребенка, в установке дневного режима. Как график сна и бодрствования, питания и обучения поможет малышу развиваться? Как приучить ребенка к распорядку дня и грамотно выстроить его график?

Содержание:

  • Почему так важен четкий режим дня?
  • Когда вводить режим?
  • Особенности режима сна
  • Особенности режима бодрствования
  • Особенности режима питания
  • В помощь родителям: режим школьника на целый день
  • Как приучить ребенка к распорядку дня?
  • Если не получается ввести комфортный режим дня

Почему так важен четкий режим дня?

режим дня ребенка

Правильный режим дня ребенка — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. [1] Четкий график позволяет сбалансировать периоды обучения и отдыха, сна и приемов пищи, гигиенических процедур.

Взрослые, как правило, весьма легкомысленно относятся к собственному графику жизни. Ритм современной жизни диктует свои правила — обеды «на бегу», сон по принципу «сколько получится», пассивный отдых. И естественно, по устоявшимся в семье правилам со временем начинает жить и ребенок. Ему не остается ничего другого, только подстраиваться под режим родителей — именно этот пример у него перед глазами.

Грамотно выстроенный распорядок дня ребенка — это не строгий «тюремный» режим и не принуждение. Он служит эффективным средством для удовлетворения всех детских потребностей.

Научим ребенка соблюдать режим дня

Научим ребенка соблюдать режим дня

Почему важно вводить режим дня?

  1. Основа физического и психического здоровья

Соблюдение дневного режима не просто вырабатывает у ребенка пунктуальность. Это прочный фундамент для его гармоничного физического и психоэмоционального развития.

Если малыш достаточно спит, он активен и любознателен, готов к «великим свершениям». Ежедневные прогулки укрепляют иммунитет и расширяют кругозор малыша. Играя со сверстниками, ребенок познает мир и учится общаться. Сбалансированное питание по четко выстроенному меню — залог здоровья и хорошего самочувствия малыша. А обучающие занятия, включенные в режим дня, развивают культурно и интеллектуально.

  1. Ребенок растет уверенным в себе

Детская нервная система очень пластична. Малыши довольно быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. И тем не менее, привычный режим дня — это тот якорь, который помогает ребенку быть уверенным в себе и в будущем. Когда малыш знает, что будет завтра или хотя бы после выполнения домашних заданий, он чувствует себя более расслабленно и комфортно.

  1. Формирование у ребенка ответственности и дисциплины

Дисциплина, ответственность и самоорганизация — важные личностные качества, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Распорядок дня заложит основы их формирования. Ребенок учится контролировать свою жизнь и отвечать за совершенные поступки.

  1. Установка жизненных ценностей

Совместные приемы пищи, прогулки и игры — те важные семейные ценности, которые поможет воспитать у ребенка именно режим дня. Ритуалы, прописанные в дневном графике, сплачивают родителей и ребенка.

  1. Легкий путь к формированию полезных привычек

С установленным распорядком дня ребенок без серьезных проблем привыкает к новой для себя обстановке и быстрее формирует полезные привычки. Малыши, которые следуют определенному режиму, успешнее адаптируются в школе.

Когда вводить режим?

По мнению американского педиатра Марка Вайсблута, многие дети готовы к установке режима дня уже в возрасте 3-4 мес. [2] В этот период малыш перестает спать основную часть дня, он начинает играть, ест практически в одно и то же время.

Режим дня грудного ребенка — это планирование сна, питания и прогулок. После года, когда он практически полностью переведен на «взрослый» стол, можно вырабатывать четкий режим питания — завтрак, обед, полдник, ужин, полезные перекусы. К 2-3 годам в расписание дня вводятся развивающие занятия и игры.

Если как можно раньше удастся научить ребенка следовать распорядку дня, можно ожидать, что к 7-8 годам он сам будет отвечать за соблюдение режима. Маме и папе не придется каждый раз уговаривать ребенка лечь спать, доесть обед и доделать уроки, долго будить по утрам. В идеале он сам должен быть ответственен за распределение личного времени — когда есть, спать и играть, делать уроки. В обязанностях родителей остается только контроль за соблюдением режима.

Если же вовремя режим дня ввести не удалось, то можно предложить ребенку пройти программу изменения поведения по технологии 7Spsy. Главное — объяснить, что по итогам курса ему станет проще соблюдать график, а значит, будет больше свободного времени для прогулок и других любимых дел.

Особенности режима сна

как приучить ребенка к режиму сна

Режим сна ребенка крайне важен для его нормального роста и развития. Дети активны и «переваривают» огромный объем информации ежедневно. Когда малыш спит, его тело и нервная система отдыхают, он переживает в новом качестве положительные и негативные эмоции, которые он получил днем (разочарования, страхи, восторг), избегая таким образом психоэмоционального перенапряжения.

Норма сна

Педиатр Е. О. Комаровский приводит следующие нормы средней суточной потребности сна у детей: [3]

  • до 3 месяцев — 16-20 ч;
  • 6 месяцев — 14,5 ч;
  • 1 год — 13,5 ч;
  • 2-3 года — 13 ч;
  • 4-5 лет — 11,5 ч;
  • 6-12 лет — 9,5-10 ч;
  • старше 12 лет — 8,5-9,5 ч.

У каждого ребенка потребность в отдыхе индивидуальна. Как и сколько он будет спать, зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, активности, насыщенности дня, качества питания, эмоционального фона в семье и окружении. Детский режим должен выстраиваться таким образом, чтобы сон ребенка был глубоким, а сам он просыпался отдохнувшим и спокойным.

Причины нарушений сна

Целый ряд причин может приводить к расстройствам сна ребенка: [4]

  • эмоциональные перегрузки и стресс (проблемы в школе, конфликты в семье, большая физическая и психическая нагрузка);
  • несформированный режим дня с грамотным распределением времени на бодрствование и отдых;
  • проблемы со здоровьем (астма, гиперактивность, бруксизм — скрежет зубами, синдром беспокойных ног, энурез);
  • частые вздрагивания в фазе глубокого сна;
  • частые пробуждения с проблемой дальнейшего засыпания;
  • ночные кошмары;
  • хождение и говорение во сне.

В большинстве случаев нарушения сна у детей разного возраста не являются серьезными заболеваниями и быстро корректируются введением четкого распорядка дня. Капризы и плач перед сном, нежелание спать отдельно от родителей, периодические пробуждения ночью — все это норма для детей младшего и среднего возраста.

Но если нарушения сна развиваются при соблюдении режима дня и продолжаются длительное время, это повод обратиться к специалисту.

Около 25 % детей имеют те или иные проблемы со сном — начиная трудностями засыпания и заканчивая снохождением. Эти нарушения приводят к ухудшению когнитивных функций и изменению поведения (депрессия, тревожность, дефицит внимания и памяти, повышенная возбудимость). Кроме того, может наблюдаться задержка роста. [4]

Рекомендации психолога

Как приучить ребенка к режиму сна? Качество его ночного отдыха значительно улучшается при соблюдении определенных правил:

  • Отход ко сну в одно и то же время.
  • Правильный микроклимат в комнате — 20-22 °С при влажности воздуха 60-70 %.
  • Отмена активных игр как минимум за час перед сном.
  • Если ребенок после 6 лет спит днем, желательно, чтобы продолжительность сна не превышала часа.
  • Отмена кофеинсодержащих продуктов после 16.00 (включая шоколад, какао и газировку).

Особенности режима бодрствования

режим бодрствования ребенка

Режим бодрствования ребенка напрямую влияет на то, как он спит и как усваивает новую информацию, какие полезные привычки приобретает.

Норма активных часов

По мере роста и развития малыш будет бодрствовать гораздо больше: [3]

  • до 3 месяцев — 1-1,5 ч;
  • 3-6 месяцев — 1,5-2 ч;
  • 6-9 месяцев — 2,5 ч;
  • 1 год — 3,5 ч;
  • 1-1,5 года — 3,5-4 ч;
  • 1,5-2 года — 4,5-5,5 ч;
  • 2-3 года — 5,5-6 ч;
  • 4-6 лет — 6-6,5 ч;
  • 7-10 лет — 12-14 ч;
  • 11-14 лет — 14,5-15 ч.

Родителям при составлении режима дня важно найти ту самую «золотую середину». Если во время бодрствования ребенок малоактивен, то и засыпать он будет неохотно. Но и его сверхактивность не поспособствует качественному сну. Вот почему время бодрствования детей должно быть продуктивным, но не перегруженным.

Рекомендации психолога

Чтобы в период бодрствования ребенок активно изучал мир и проводил время с пользой, важно создать для него благоприятную среду. Какие правила соблюдать?

  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе — обязательное условие.
  • Для ребенка любого возраста важно общение со сверстниками.
  • Ближе к отходу ко сну в расписании должны присутствовать только спокойные развлечения.
  • У ребенка должно быть свое рабочее место, где ему комфортно выполнять домашние задания.
  • Ребенку в расписании дня должно хватать время не только на качественное выполнение школьных заданий, но и на игры.
  • Детей не рекомендуется перегружать развивающими занятиями, секциями, кружками.
  • Если ребенок переутомляется, в режим дня можно включить дневной сон (не более часа).
  • Важно сократить время, проведенное перед телевизором или за компьютером, с гаджетом в руках.

Особенности режима питания

организация режима дня

Питание — один из основных факторов, который определяет полноценное развитие ребенка любого возраста. Рацион должен быть организован таким образом, чтобы малыш получал все необходимые нутриенты, витамины и минералы. Тогда все системы его организма будут готовы к росту и различным нагрузкам, которые ждут в школе.

Когда человек принимает пищу примерно в одни и те же часы, у него скоро устанавливается своеобразный рефлекс. К «привычному» времени усиливается отделение пищеварительных соков, а значит аппетит будет гораздо сильнее.

При составлении рациона ребенка можно отталкиваться от основных принципов сбалансированного питания. При этом режим питания будет напрямую зависеть от расписания школьных уроков и наличия спортивных тренировок.

Базовые правила здорового питания для детей дошкольного и школьного возраста:

  • Одно из важных условий — с 7 лет режим питания ребенка должен предусматривать не менее 4 приемов пищи. В идеале это: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин.
  • В рационе обязательно должны присутствовать мясо, рыба, фрукты, овощи, молочные продукты. Это обеспечит поступление в организм белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.
  • Из меню следует сразу исключить продукты, которые вызывают у ребенка аллергические реакции.
  • Перекусы между основными приемами пищи должны быть легкими: фрукт, горсть орехов и т. п.
  • Важно минимизировать употребление рафинированных сладостей, жареных, слишком соленых и острых блюд, газированных напитков.
  • Порции должны быть небольшими.
  • Калорийность блюд должна «покрывать» энергозатраты ребенка в течение дня.
  • Важно формировать у ребенка полезные пищевые привычки, не создавая при этом «культа еды».
  • Не рекомендуется использовать еду в качестве поощрения или, наоборот, наказания.

Любые отклонения в процессе питания ребенка могут повлечь за собой нежелательные физические и психологические последствия. К негативным физиологическим последствиям относят дефицит питательных веществ (важных нутриентов, макро- и микроэлементов), что приводит к различным заболеваниям: недостаточная масса тела, анемия, расстройства пищеварения. Серьезной проблемой при «неконтролируемом» питании может стать ожирение. В психологическом аспекте нарушения пищевого поведения (избирательный аппетит, нежелание пробовать новые продукты, полный отказ от какой-либо категории продуктов) могут приводить к снижению когнитивных функций из-за дефицита веществ, необходимых для нормального развития нервной системы. [1]

Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медикопсихологическое воздействие на здоровье ребенка. Объективные выводы о недостаточности питания могут быть сделаны врачом-педиатром.

В МКБ-10 (международная классификация болезней) присутствует внушительный список заболеваний, связанных с расстройством приема пищи (F50):

  • нервная анорексия;
  • атипичная нервная анорексия;
  • нервная булимия;
  • атипичная нервная булимия;
  • переедание, связанное с другими психологическими расстройствами;
  • рвота, связанная с другими психологическими расстройствами.

При этом некоторые расстройства пищевого поведения у детей, которые обычно очень беспокоят родителей, в 10-й версии МКБ перемещены в другие разделы. Например, трудности вскармливания и введения пищи, различные расстройства аппетита. А ожирение вынесено в отдельный раздел.

В помощь родителям: режим ребенка на целый день

папа с детьми

У школьника появляется масса новых обязанностей – учебные занятия, секции, домашние дела в помощь родителям. Все это требует не только знаний, ответственности и дисциплины, но и достаточного количества времени. Режим дня поможет поддерживать отличную работоспособность на протяжении всего учебного года.

В ежедневное расписание должны непременно входить следующие пункты:[6]

  • учебные занятия в школе,
  • выполнение домашних заданий дома,
  • свободное время на собственные увлечения,
  • полноценный сон,
  • регулярное питание,
  • пребывание на свежем воздухе,
  • личная гигиена.

Режим ребенка строится на основании его учебного расписания. На занятиях в школе ученик начальных классов тратит 4-5 ч. в день. Распорядок дня в учебное время организовывается администрацией школы и классным руководителем. Дома же за соблюдение режима отвечают родители и сам ребенок.

Для составления четкого распорядка дня за ориентир можно взять следующее расписание: [6]

Деятельность Время
Пробуждение и подъем 7.00
Зарядка, гигиенические процедуры, завтрак 7.00 − 8.00
Учебные занятия 8.30 – 13.00
Возвращение домой 13.30
Обед 13.30 – 14.00
Послеобеденный отдых 14.00 — 15.00
Прогулка, активный отдых 15.00 − 16.00
Выполнение школьных заданий 16.00 – 18.00
Свободное время 18.00 – 19.00
Ужин, свободное время 19.00 – 20.00
Подготовка ко сну, сон 20.00 – 21.00

Как приучить ребенка к распорядку дня?

Некоторые родители с большим предубеждением относятся к необходимости введения распорядка дня для своих детей. Есть мнение, что жизнь «по графику» приучает ребенка делать то, что НАДО, а это обрекает его на безволие и слабость характера.

Но на самом деле, грамотный распорядок дня — это не желание уничтожить в ребенке творческое начало, а стремление упорядочить его жизнь. Если подойти ответственно к составлению режима, он станет основой для гармоничного развития ребенка.

Психолог Дженнифер В. Малатрас провела интересное исследование, основанное на опросе около 300 респондентов. Его цель — установить важность дневного распорядка дня в детском возрасте. Оказалось, что взрослые, которые росли в семьях с установленным режимом, имеют меньше проблем с концентрацией внимания и умением распоряжаться своим временем. А школьники демонстрируют лучшее поведение, если до поступления в учебное заведение следовали дневному режиму. [7]

Итак, как приучить ребенка к режиму дня? При составлении дневного графика для детей раннего возраста психологи советуют соблюдать следующие принципы: [8]

  • установить правильную последовательность и обеспечить необходимое суточное количество сна и приемов пищи;
  • обеспечить своевременную смену различных видов деятельности на протяжении периода бодрствования ребенка;
  • установить длительность отрезков бодрствования, не превышающую предела работоспособности нервной системы ребенка.

Если режим дня составлен правильно и выполняется точно, ребенок активен в течение всего времени бодрствования. Он сравнительно быстро и спокойно засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. У него хороший аппетит.

Как безболезненно приучить ребенка к режиму? Родителям важно быть последовательными и соблюдать ряд правил:

Во главе угла — базовые потребности

Сон, питание, гигиенические процедуры — базовые физиологические потребности ребенка. Именно вокруг них следует выстраивать режим дня. Прогулки, игры и обучающие занятия планируют, исходя из того, когда именно ребенок бодрствует и спит.

Постепенное приучение к графику

Если родители решили ввести в распорядок дня ребенка строгий график только после 5-6 лет, им придется запастись терпением. Скорее всего, будущий школьник устроит протест четкому режиму. Важно не давить на малыша, все изменения вводя плавно.

Правило постепенного «погружения» в новый график работает всегда. И неважно, что это — приучение к горшку или поступление в первый класс.

Индивидуальный подход к составлению распорядка дня

Организация режима дня ребенка должна учитывать особенности его здоровья, физического развития и психотипа, какие у него увлечения. У каждого малыша свои потребности. Один съедает все и просит добавки, а другого приходится долго уговаривать «осилить» хотя бы половину порции. Важен индивидуальный подход. Простой пример — не нужно кормить малыша тогда, когда он не голоден. А думая над тем, как заставить ребенка лечь спать вовремя, стоит понимать, что, возможно, он просто не устал.

Родителям не помешает понаблюдать за естественным распорядком дня ребенка — когда он обычно засыпает, сколько бодрствует, в какое время голоден.

График должен быть гибким

Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ребенок растет и развивается. Естественно, что режим дня грудничка будет сильно отличаться от распорядка жизни трехлетнего ребенка и тем более школьника. Родителям важно постоянно менять расписание, подстраивая его под потребности и привычки малыша. Со временем в дневном графике ребенка появляются все новые и новые «дела» — обучающие занятия, секции, уроки.

Разумный компромисс

Даже незначительные отклонения от распорядка дня могут привести к нарушению сна и питания ребенка. Если установлены определенные правила, им нужно следовать.

Но ребенок — не робот. Во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Могут возникать ситуации, когда дневной распорядок придется поменять. Это нормально. Родителям не стоит паниковать, если сборы на прогулку затянулись или ребенок захотел есть на полчаса позже. Также режим меняется на период болезни малыша.

Если не получается ввести комфортный режим дня

Правильный режим дня — это, во многом, формирование полезных привычек и поведения ребенка. На изменение модели поведения ориентирована поведенческая психология.

Научим ребенка соблюдать режим дня

Научим ребенка соблюдать режим дня

Новая поведенческая методика технология изменения поведения 7Spsy — это запатентованный, подтвержденный научно метод, показывающий хорошие результаты. Курс 7Spsy поможет вашему ребёнку наладить режим дня и стать организованным. Программа курса — от 2 до 6 недель. Заменив негативные установки на позитивные, вы сможете выстроить установками наиболее подходящий вам и ребенку режим дня, комфортный для каждого. Так, программа поможет разобраться, как приучить ребенка ложиться спать вовремя без слез и истерик.  Это крайне важно для воспитания гармоничной личности, развития дисциплины и ответственности, формирования полезных привычек.

Курс можно проходить, не выходя из дома в удобное время. При этом рассказывать приятелям и учителям в школе — необязательно, так как занимается ребенок самостоятельно и дистанционно. Психолог поможет разобраться с инструкцией к курсу и ответит на все вопросы онлайн в чате, по e-mail, по телефону.

Источники:

  1. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа» (3-е издание), 2012 г., Т.С. Комарова, М.А. Васильева
  2. «Здоровый сон — счастливый ребенок», 2018 г., М. Вайсблут
  3. «10 правил здорового детского сна», Е. О. Комаровский (http://articles.komarovskiy.net/10-pravil-zdorovogo-detskogo-sna.html)
  4. «Нарушение сна у детей», Научный центр здоровья детей РАМН, Абашидзе Е. А. (https://cyberleninka.ru/article/v/narushenie-sna-u-detey)
  5. «Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской федерации», 2015 г., Союз педиатров России
  6. «Правила успеваемости и режим дня школьника», 2013 г., В. Крутецкая
  7. «Исследование: распорядок дня влияет на развитие ребенка», Университет Олбани.
  8. «Воспитание детей раннего возраста», 1977 г., Н. М. Аксарина

    Вам может быть интересно

  • 26.09.2019 Устали на работе? Нужен перерыв? Только не смотрите в телефон!
  • 24.09.2019 Как избавиться от алкогольной зависимости: мифы и проверенные способы
  • 23.09.2019 Алкогольный психоз — приговор или есть надежда?
  • 09.01.2020 Психосоматика лишнего веса: почему не удается похудеть?
  • 11.11.2019 Разрушающая лень. Что за ней скрывается?
  • 21.06.2019 Учимся быть добрее: 12 работающих советов
  • 26.08.2019 «Расплата» за веселую вечеринку: как избавиться от похмелья
  • 23.08.2019 7 историй о ревности: взгляд психолога
  • 09.01.2020 Пустые слова: как избавиться от паразитов в речи
  • 30.05.2019 Как стать харизматичным и научиться привлекать людей: 5 шагов
  • 25.09.2019 Работники сферы услуг рискуют стать алкоголиками
  • 26.02.2019 Алкоголизм: любовь, которая убивает

Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookie-файлы.

Добавить комментарий