Слова для рассказа: Суббота, класс, троллейбус, музей, касса, коллекция. Попробуйте представить в деталях подобное мероприятие и пофантазировать. Например, можно составить тезисный план, опираясь на него вы легко составите рассказ:
Вот, ориентировочная черновая наработка: В осеннюю солнечную субботу наш дружный класс-5 “Б” собрался на экскурсию в музей изобразительных искусств. Мы ожидали увидеть грандиозную коллекцию известного художника-Шишкина Ивана Ивановича. Маршрут был долгим, так как добираться до места пришлось на трамвае с пересадкой на троллейбус. Это ни чуть не огорчило нас, поскольку всю дорогу мы распевали весёлые песни. Билеты мы покупали заранее, через классного руководителя, поскольку в день мероприятия касса была переполнена… модератор выбрал этот ответ лучшим Полина Наполеоновна 3 года назад Прошлая суббота выдалась серой и промозглой. Моросил мелкий дождик, шёл мокрый снег. Вполне обычная погода для начала декабря. Но нам скучать не пришлось. Наш класс отправился на киностудию «Мосфильм». Добирались мы туда сначала на метро, потом пересели на троллейбус. При киностудии работает музей. Билеты приобрели заранее и не в кассе, а через Интернет. В музее в качестве экспонатов представлены костюмы и декорации знаменитых кинокартин, снятых в разное время. У мальчишек загорелись глаза, когда они увидели коллекцию старинных автомобилей. Девчонки с восторгом разглядывали кареты, представляя принцев и принцесс. Многих из нас впечатлила говорящая голова из сказки «Руслан и Людмила», хотя она в этот раз не проронила ни слова. Одно из самых интересных мест киностудии – это улочки Москвы и Петербурга. Трудно поверить, что дома там не настоящие, а сделанные из чего-то хрупкого, вроде пенопласта. Повсюду нас сопровождала молодая девушка-экскурсовод, которая рассказывала обо всём, что нас интересовало. Несколько часов пролетело незаметно. Всем очень понравилось. Я так полагаю, что подобный рассказ требуется в начальной школе. Так что, особо сложные предложения лучше не употреблять. Мой вариант следующий: В субботу мы с классом ходили в музей народного творчества. От школы до него ехать на троллейбусе всего три остановки. Встречу назначили возле кассы музея в девять утра. Мы с подругами очень хотели посетить музей, так как там можно было увидеть коллекцию тряпичных кукол. И действительно, в музее нам очень понравилось. С нами был экскурсовод. Он очень интересно рассказывал о каждом экспонате. Я узнала много нового из истории нашего народа и очень рада, что посетила этот музей. Марина Вологда 8 месяцев назад Нам даны слова, которые надо включить в свое сочинение: Мой рассказ на тему “Интересная экскурсия”. В первую субботу октября мы с классом собрались на экскурсию в музей космонавтики. Весь класс собрался у входа в школу ровно в 10 часов, никто не опоздал. На экскурсию мы поехали на троллейбусе. Организованно зашли, учитель нас предварительно предупредил, чтобы мы вели себя хорошо. Добрались в музей мы быстро. Перед входом стояла касса, где надо было покупать билеты, она была оформлена в виде ракеты. Внутри нас ждали разные экспонаты, коллекция камней и метеоритов из космоса. Нам рассказывали интересные факты, связанные с космосом. А в конце нам разрешили одеть шлем, в котором космонавты выходят в открытый космос. Это была очень интересная экскурсия, я узнала много нового. -Irinka- 8 месяцев назад Рассказ на заданную тему с перечисленными словами из вопроса может быть таким. Наступила долгожданная суббота. Мы ждали этого дня долго, так как именно в этот день у нас была намечена экскурсия классом. Наш класс отправился на экскурсию на троллейбусе. Троллейбус ехал долго, так как музей находится далеко, на другом конце города. По приезду учитель отправился в кассу за покупкой билетов. На экскурсии в музее народного творчества была представлена коллекция костюмов разных народов, а так же их утвари и предметов быта. Мне очень понравилась данная поездка. После экскурсии мы долгое время гуляли по парку. СнежнаяЗима 8 месяцев назад Пример истории: Наш класс очень дружный. Наша любимая учительница добрая и понимающая. Она всегда старается, чтобы нам было интереснее учиться. Поэтому она часто устраивает различные праздники для нас, а также увлекательные поездки. И вот однажды учительница сказала, что в первую субботу октября мы поедем в краеведческий музей нашего города. Все мы очень обрадовались. Рано утром наш класс собрался на остановке. Подошел троллейбус, и мы всем классом сели в него. Как же весело мы ехали. Мы играли в веселую игру, и даже другие пассажиры присоединились к нам. Вскоре мы подъехали к музею. Здание было старинным и величественным. Мы всей гурьбой зашли внутрь и направились к кассе, чтобы купить билеты. Какая же интересная была выставка. Мы посмотрели приспособления древних людей, а также коллекцию предметов быта, которые использовали наши предки. Увидели красивые золотые и серебряные изделия, а также чудесные бальные платья. Экскурсия получилась очень увлекательная. Мы было довольны и счастливы. На троллейбусе мы поехали обратно, на остановке нас встречали родители. lady v 4 года назад Рассказ на тему “Интересная экскурсия” можно написать так: Наш класс считается самым дружным в школе, потому что мы часто все вместе ходим куда-то в свободное от уроков время. Вот и в эту субботу мы решили сходить на экскурсию в художественный музей. Многие ребята там еще не были, а те кто был рассказывали такие удивительные вещи, что всем остальным тоже захотелось на них посмотреть. И вот в субботу мы собрались всем классом на остановке троллейбуса и поехали в музей. Там мы организовали небольшую шумную очередь в кассу, но оказалось, что для экскурсий в музее действуют особые скидки и всех это обрадовало. Так что мы сходили в музей, а еще сэкономили на мороженое. Коллекция в музее всех впечатлила. Там были представлены пейзажи как известных авторов, так и работы молодых художников нашего края. Было здорово узнавать на некоторых полотнах знакомые нам места – берег реки, парк, сквер возле памятника Пушкину. Все остались довольны проведенной экскурсией и решили в следующий раз сходить в научно-технический музей. Говорят, там тоже очень интересно. Илта 8 месяцев назад Предлагаю рассмотреть такой вариант сочинения. Однажды в субботу мы с классом и нашим учителем по биологии отправились в зоологический музей. Пётр Александрович нам давно говорил, что открылась в музее интересная выставка. День был погожий, на дворе золотая и очень красивая осень. Мы ехали в музей сначала две остановки на троллейбусе, а потом одну на метро. Немного дошли пешком и оказались на месте. Касса была совсем недалеко от входа в здание музея. Мы выстроились в очередь, и каждый купил себе билет. Дальше пошли смотреть выставку. Мне особо запомнились коллекция с бабочками и жуками. Про каждый экспонат нам рассказывала экскурсовод небольшую историю. Я рада, что смогла побывать в таком интересном месте. Время пролетело быстро. Дома я родителям рассказывала, что запомнила и даже показала несколько фото, которые смогла сделать на выставке. Росинка Роса 8 месяцев назад Еще раз выпишем заданные слова для рассказа: Суббота, класс, троллейбус, музей, касса, коллекция. Интересная экскурсия. Мы с Мишкой учимся во втором классе. Анна Ивановна, наша учительница, в конце урока объявила нам всем, что в следующую субботу весь наш класс отправится на интересную экскурсию. А вот куда мы пойдем, – не сказала. А толькко хитренько так улыбнулась. Утром в субботу я зашел за Мишкой домой и мы вместе направились к воротам школы. Там уже собрались почти все наши одноклассники. Анна Ивановна велела нам построиться в пары. Я взял Мишку за руку. Он теперь всегда моя пара. Мы направились к остановке общественного транспорта. -Наверное поедем на автобусе, – предположил Мишка. -Или на троллейбусе, – добавил я. И тут к остановке подкатил совершенно пустой троллейбус, по бокам которого красовалась надпись крупными буквами: “Экскурсия”. Он остановился, двери раскрылись и оттуда выглянула девушка-экскурсовод. -Добро пожаловать в передвижной музей электротранспорта нашего города! – Весело произнесла она и мы все вошли в троллейбус и расселись по местам. Как раз всем хватило мест, Анна Ивановна заняла место кондуктора. И мы поехали, а девушка-экскурсовод стала рассказывать нам всякие интересные истории, например, когда в городе впервые появились троллейбусы. Потом она показала, какие были билетики и талончики. А стоящий в углу ящичек оказался кассой. Туда пассажиры бросали монетки и сами потом отрывали себе билетики. Мы проехали по первому городскому троллейбусному маршруту. Он был очень короткий. Потом по второму, – он был уже чуть подлиннее. На стенках троллейбуса и на потолке, где можно было, разместилась целая коллекция плакатов на тему электрического транспорта. А потом нам рассказали, что современные троллейбусы могут даже сворачивать с привычных маршрутов. У них есть накопители электричества, называются аккумуляторы. Так что им не обязательно быть вечно привязанными к проводам. Проехав по центру города наш троллейбус прокатил нас еще по набережной Волги. Из окон троллейбуса открывались очень красивые виды на нашу большую реку. Еще немного и мы вернулись на нашу остановку возле школы. Здесь мы поблагодарили и девушку-экскурсоводе и водителя в красивой форме. Все вышли и наш экскурсионный троллейбус, а по сути передвижной музей, уехал. Наверное за новыми посетителями-пассажирами. Это была очень интересная и необычная экскурсия. Бархатные лапки 8 месяцев назад Составим рассказ по заданной теме: В одну из суббот вместе со всем классом мы отправились на экскурсию в музей. Сначала мы поехали на троллейбусе, а потом пересели на метро. Музей находился недалеко от станции метро. Сразу, как только мы зашли нужно было обратиться в кассу, чтобы приобрести билеты. После этого можно было ходить залами и рассматривать различные экспонаты. Мое внимание привлекла коллекция народных костюмов. Эти костюмы были очень красивыми, прямо глаз не оторвать. Также мне понравились некоторые картины. Возле одной я простояла очень долго, так как хотелось ее подробно рассмотреть. Мои одноклассники вели себя тихо, так как каждому было интересно. После этой экскурсии мы еще погуляли в парке. Время пролетело незаметно, всем было весело и интересно. Знаете ответ? |
Скукота — главный враг экскурсий. Если туристам скучно на экскурсии, то это для них зря потраченное время, а для экскурсовода — плохие отзывы. В этой статье разберем, как сделать экскурсию интересной с самого начала ее разработки. Простым языком я расскажу легкий способ, как составить и написать экскурсию, чтобы она была насыщена полезной, достоверной и эмоциональной информацией. Подскажу где брать мощные идеи, как работать с историческим материалом, зачем нужен портфель экскурсовода и нужно ли придумывать вымышленные истории, чтобы «добавить огоньку».
В ходе моего 8-ми летнего опыта экскурсовода, я замечал, что туристы мало что запоминают из экскурсии и порой жалуются на скукоту (особенно дети). Я много раз перерабатывал мои экскурсии и искал способ сделать их увлекательными, яркими и запоминающимися для любой категории экскурсантов (детей в том числе). Постепенно я разработал способ, который помогает мне составлять и писать новые экскурсии, которые вызывают максимальный положительный отклик у моих туристов. В этой статье поделюсь своими наблюдениями и методом.
Тема экскурсии или Что лучше приготовить туристам: винегрет или мясо по-французски?
Если вы думаете, что и так понятно про тему экскурсии, и зачем вообще об этом говорить, то вы ошибаетесь! Я был поражен, когда сделал для себя открытие, что многие гиды (даже с опытом) не имеют четкой темы своей экскурсии. Сейчас объясню, что я имею ввиду.
Красная нить или зачем вообще нужна тема экскурсии?
Тема экскурсии нужна, чтобы информация была структурирована в определенной логической последовательности. Четкая структура легко укладывается в голове самого экскурсовода, а также легче усваивается и запоминается туристами.
Начинать составлять новую экскурсию нужно с темы экскурсии. Важно, чтобы сам экскурсовод в первую очередь осознавал какую главную тему он собирается раскрыть в процессе экскурсии. Ведь тем может быть множество, и темы могут быть совершенно разные даже на одном и том же маршруте. Например: про искусство и литературу; про архитектуру, про быт, про кушанья, про заводы и фабрики, легенды и еще великое множество.
Но экскурсовод должен выбрать одну главную тему и сосредоточиться на этой выбранной теме, которая будет максимально интересна его туристам.
Почему это важно?
Я не раз замечал, как гиды способны рассказывать об одном и том же объекте совершенно разные вещи! Экскурсовод часто говорит о том, о чем ему самому рассказывать интереснее. Один углубляется в стили архитектуры, другой в любопытные истории, третий в легенды, четвертый в исторические реалии и т.д.
А поскольку на каждый памятник время ограничено, то туристы узнают только одну какую-то сторону “данной медали”. То есть, чтобы туристу увидеть “слона” в объеме, ему нужно взять три или четыре разных экскурсовода и пройти с каждым отдельно один и тот же маршрут!
Теперь понимаете, почему очень важно, чтобы сам экскурсовод осознавал какую тему (еще ее можно условно назвать идеей) он будет раскрывать на маршруте и освещать объекты в нужном ракурсе. Это настоящее мастерство! У гидов-любителей обычно конкретной темы или идеи нет. И в этом их ошибка.
Приведу конкретный пример. В моем старинном городе Коломне есть Кремль. Там много храмов, крепостные стены, башни, памятники известным людям, тематические музеи, старинные домики и др. Все эти достопримечательности разных веков, по разным причинам построены. Какую тему выбрать?
Обычно экскурсию условно называют: «Древний град Коломна» или «Жемчужина Подмосковья» и т.п. Красивые названия, но абстрактные. Тут можно любой город подставить: «Жемчужина России», «Древний град Суздаль (Кострома, Рязань и др.)».
Многие гиды просто идут по кругу и, что видят, о том и “поют”. Получается куча-мала, винегрет. Внимание слушателей прыгает в разные эпохи, связи никакой, и в голове остается полный хаос после такой экскурсии. Вроде экскурсия была, но туристы ничего не помнят!
Другой пример. Тот же маршрут, те же памятники. Тема экскурсии: «Коломна — вторая столица Подмосковья». У туристов сразу вопрос: «Почему?» Ходим, смотрим, изучаем, думаем вместе. Разбираемся. Сравниваем. В конце туристы осознают тему, их глаза разума открываются. Все памятники встают в стройный ряд под нужным углом зрения. «Спасибо, дорогой экскурсовод, вы перевернули наше представление о вашем скромном городишке!» — примерно такая реакция происходит.
Наша память работает по определенным законам:
А теперь сами подумайте, какая экскурсия будет интереснее и запомнится лучше? При написании экскурсии обязательно держите перед собой эти «Законы памяти» и проверяйте ваш текст. Это типа чек-листа для проверки качества вашей экскурсии (да и вообще любого выступления).
Тема экскурсии — это связь, это “красная нить”, которая проходит через все объекты маршрута. Она объединяет все воедино и строит красивую экскурсию. Когда идея доходит до слушателей, осознается ими, то у экскурсантов возникает будто бы озарение! Все встает на свои места, они видят картину целиком. Значит тема раскрыта.
Теперь понятно, почему экскурсовод должен иметь и постоянно держать во внимании свою главную тему и методично ее раскрывать при написании текста экскурсии на всем ее протяжении?
Власть идей или Как найти тему для экскурсии
В основе выбора темы всегда лежит история. И здесь экскурсоводу нужно не просто почитать и “зазубрить” историю родного края. Нужно углубиться, подумать и суметь выделить из истории особенно сильные моменты, яркие отличия, важные идеи. А потом составлять маршрут в нужной логической последовательности. Если на маршруте каких-то памятников уже давно нет, то нужно распечатать старинные фотографии, схемы, карты, рисунки и т.д., чтобы дополнить недостающие звенья цепи.
Как только вы осознаете какую-то сильную идею в истории вашего города, то тема появится сама собой.
Тот же пример. Мой город — Коломна (Московская обл.). Обычно местные гиды называют свои экскурсии: “Древний град Коломна”, или “Жемчужина Подмосковья”. Согласитесь, очень расплывчатые названия. Неясно о чем будет речь. Так и происходит то, что я описал выше — исторический винегрет.
Я же написал экскурсию на тему: “Коломна — вторая столица Подмосковья”. Это моя генеральная тема, так как на протяжении нескольких веков Коломна действительно была второй столицей в княжестве Московском. И здесь были все атрибуты столичного города: дворцы князей и епископов, каменные соборы, мощная крепость и т.д. Важнейшая историческая роль города и его памятники связываются воедино и представляются туристам.
На всем протяжении маршрута я доказываю, что название экскурсии — это не просто “для красного словца”. Все истории, легенды и памятники, которые я рассказываю и показываю, так или иначе подчеркивают мою генеральную тему. Через них я постоянно напоминаю туристам о главной теме, и до туристов (постепенно) доходит моя идея. В конце экскурсанты должны осознать важность, величие вашего города также, как и сам гид.
Вместо рецепта «винегрет», я кормлю моих туристов экскурсиями по рецепту «мясо по-французски», за что они мне очень благодарны, так как уходят более сытыми!
Тогда вы справились с задачей. Поздравляю!
Как найти много экскурсионных тем и зачем их так много нужно
Обычно у экскурсоводов на вооружении два, три стандартных маршрута. Соответственно две, три темы (если они вообще есть).
Далеко не всегда туристы могут заранее выбрать экскурсовода, который бы раскрыл им ту тему, которая им самим ближе или сумел бы вовремя переключиться, подстраиваясь под интересы туристов.
Именно поэтому есть мнение (особенно у детей или молодежи), что экскурсии — это что-то очень скучное. На самом же деле: просто тема не совпала с уровнем восприятия туристов.
Для детей должны быть свои экскурсионные темы, для молодежи другие, для обывателей третьи, для ученых четвертые. Может быть и одна тема на всех, но тогда экскурсовод должен уметь “говорить на разных языках”, учитывая уровень восприятия слушателей.
Но в идеале, у хорошего экскурсовода должно быть на вооружении несколько тем даже для одного маршрута!
Множество разнообразных экскурсионных тем позволит гиду:
1) Создавать новые интересные экскурсии даже по старым избитым маршрутам.
2) Заходить с разных неожиданных сторон.
3) Создавать совершенно новые маршруты.
4) Привлекать на свои экскурсии максимальное количество туристов.
В государственных музеях обычно подход серьезный, научный, академический. Темы выбирает и разрабатывает по ним экскурсии научный совет. Потом текст дают экскурсоводу, и он не имеет права далеко уклоняться от него. Такие музейные экскурсии конечно заслуживают всяческого уважения.
Но туристы в большинстве не слишком образованы. У них много пробелов в знании истории и серьезные научные экскурсии для них часто скучны и непонятны.
Частные экскурсоводы более свободны в выборе экскурсионных тем. Если музейным экскурсоводам платит зарплату государство, то индивидуальным гидам платят туристы. Поэтому нам жизненно важно выбирать такие темы экскурсий, которые вызовут максимальный интерес, любопытство у туристов. Тогда они не только заплатят с удовольствием, но и друзьям порекомендуют.
Итак, как находить сильные, яркие темы:
- Нужно найти в истории родного края яркие, мощные, уникальные явления.
- Выделить эти явления в отдельный список. Озаглавить их. Это и будут ТЕМЫ экскурсий.
- Отобрать все памятники, объекты, которые относятся к каждой конкретной теме.
- Описать, как конкретно, именно к этой теме, данный памятник относится.
Такая структуризация позволит вам самим ярко и четко увидеть все сильные стороны вашего края, поможет быстрее составить и написать экскурсию наполненную глубоким смыслом. О сильных сторонах вашего края и нужно будет говорить. Обыденность и серость никого не интересует.
Если вы все правильно сделаете, то у вас получится набор остро заточенных инструментов. Вы точно будете знать для какого случая нужно достать тот или иной инструмент. Вы сами и ваши экскурсанты сразу поймут, что вы настоящий мастер рассказывать истории и факты.
Как правильно применять темы в экскурсиях, чтобы не провалить «миссию»
Здесь бывает обычно два варианта.
- Вы представляете список ваших экскурсий на разные темы, а экскурсанты сами выбирают, что им больше нравится.
- Экскурсанты хотят что-нибудь интересненькое, но точно не знают, чего именно.
В первом варианте проще. Сразу понятно, что экскурсанты более осознанны, знают, чего хотят.
Во втором варианте гиду нужно понять уровень знаний, интересы и т.д. Я обычно немного знакомлюсь с туристами, спрашиваю откуда они приехали и выбираю тему, которая им будет ближе и понятней. Обязательно учитываем, если есть дети.
Например, для обычных экскурсантов лучше всего подходит тема «Москва и Коломна – две столицы княжества Московского», для детей – «Тайны и легенды Коломенского Кремля», для технарей-ученых – «Уникальные памятники архитектуры Коломны», для верующих и мистиков – «Чудотворные святыни» или «Места Силы».
Еще раз обращу ваше внимание на важность обозначения и раскрытия конкретной темы! Экскурсанты видят ваш город через вас! Сфокусировав внимание на важной и понятной их разумению теме, экскурсовод вдохновит своих туристов на нечто великое и прекрасное, удовлетворит их любопытство, приятно шокирует, а, возможно, вообще перевернет их представление об истории.
Где брать материалы для составления экскурсии и как с ними работать, чтобы быстрее составить и написать экскурсию
Я думаю, что в наше время проблем с количеством информации нет. Есть очень много проблем с качеством информации. Понятно всем, что для экскурсии можно брать материалы в библиотеках, архивах, интернете. А вот, как правильно работать с этой информацией – это очень важно!
У экскурсоводов-любителей возникает сильное искушение почитать всякие интересные захватывающие статьи и истории в интернете. А вот научные серьезные исследования и работы изучать хочется далеко не всем. Скучновато там копаться и под экскурсию адаптировать.
Я тоже так сначала делал. Но потом меня стали ловить на ошибках мои экскурсанты, задавая вопросы и споря со мной. И вот тогда я стал обращаться к авторитетным научным источникам, чтобы убедиться в своей правоте. И мне часто становилось стыдно. Оказывается, в интернете очень много исторического бреда. Разные статьи даже противоречат друг другу. Много фантазеров на YouTube просто выдумывают исторические факты на ходу.
Да, никто не может знать всё! Но по своей узкой конкретной теме экскурсовод должен знать больше всех. Он должен знать наиболее точную информацию из реальных источников или от адекватных исследователей. Нужно также проверять информацию, чтобы в случае спора, экскурсовод мог легко сослаться на источник его знаний, а не на байку фантазера-блогера.
Но начинать все-таки надо с интернета!
Так намного быстрее. Там блогеры, журналисты уже наверняка нашли массу шокирующих идей для экскурсий. Это их работа. Берем эти идеи, проверяем их в качественных источниках, отбираем самые яркие и достоверные и пишем экскурсию. А ложные и полностью выдуманные идеи нам тоже пригодятся. Ведь теперь после проверки, вы легко сможете их опровергнуть и будете выглядеть еще более выгодно как специалист.
«Все наоборот» или Лучший подход к составлению экскурсии
по моему мнению, он такой:
1) Найти в интернете интересные, захватывающие истории, факты о вашем крае.
2) Проверить темы и идеи в источниках. (После отбора вы уже будете читать не все подряд, а источники именно по этим темам)
3) Написать простым (или литературным) языком по каждой интересной теме отдельную статью или экскурсию, опираясь на источники, а не на блогеров.
4) Спланировать маршрут по теме.
5) Напечатать необходимые фотографии, иллюстрации, карты, схемы и т.д.
Как выбрать удачную тему и маршрут, если вы начинающий экскурсовод
Если вы частный гид (особенно начинающий), которому нужно зарабатывать деньги и кормить семью, то сначала всегда начинайте с маршрутов, по которым уже путешествуют туристы. Подбирайте популярные темы, которые уже известны. Не нужно изобретать велосипед. Наверняка, самые лучшие маршруты уже разработаны до вас. Просто посмотрите какими дорогами водят туристов ваши коллеги.
Вас пока никто не знает. У вас нет личного бренда. Но зато ваш город или край завлекает путешественников своими красотами, загадками, памятниками. Пользуйтесь этим.
Однако, с помощью данного метода, о котором я в этой статье и рассказываю, вы можете значительно улучшить чужую готовую экскурсию. Я сам так и делал в начале. Мне давали готовый текст экскурсии. Я смотрел его, проверял, выделял новую яркую генеральную тему. Структурировал, добавлял эмоциональных историй. И у меня получалась моя личная оригинальная экскурсия! Причем с минимальными усилиями.
Это вообще, стал мой некий навык обработки информации. Данную статью я пишу по этому же методу. Заметили? Это гремучая смесь того, что было в интернете и моего опыта «из головы». С чистого листа очень тяжело писать, даже если вы великий эксперт в данной теме. Легче сначала посмотреть, что другие написали, потом найти их ошибки и пробелы. И потом уже писать в полной уверенности, что ваша информация будет актуальна и оригинальна (как в дипломной работе гуманитарных ВУЗов, если вы там учились).
Потом, когда накопите много благодарных отзывов и вас будут рекомендовать друзьям, вы построите ваш личный бренд экскурсовода. Ваше имя станет известным и люди будут заказывать экскурсии только у вас. Тогда вы сможете разрабатывать более редкие, эксклюзивные темы и маршруты. И их будут покупать! И будут покупать дорого!
Вам также будет полезна моя статья: «Как продавать экскурсии туристам каждый день — личный опыт», в которой я рассказываю о самых лучших способах продаж экскурсий и нахождения клиентов в наше время.
Почему надо обязательно ПИСАТЬ текст экскурсии своими словами
Чтобы составить качественную и интересную экскурсию её надо… написать!
Да, да, именно написать! Своими словами.
Если экскурсовод никогда еще не писал текст экскурсий для себя, а только запоминал и рассказывал то, что писали другие, то его экскурсии никогда не будут зажигательными. И неважно сколько лет он уже работает. Может быть его экскурсии будут правильными, достоверными, но зажигать не будут. Ведь для того, чтобы зажечь других нужно иметь огонь в себе. И зажигается этот огонь экскурсовода тогда, когда вы пропускаете информацию через себя и пишите текст своей экскурсии.
Я много раз проводил этот эксперимент. Читал, запоминал, рассказывал. Вроде все очень даже не плохо получалось. После сотен повторений наступает усталость, потом выгорание. Идеи экскурсии больше не кажутся выдающимися, понимаешь, что продаешь воздух. Смысл и желание работать пропадают.
И тогда я начинаю писать. Снова поднимаю источники, перечитываю. Нахожу новые факты, проверяю. По мере написания отдельных экскурсионных статей приходит Видение новой глубины. История оживает и снова начинает вдохновлять. Переписываю свою экскурсию, исходя из новой глубины своего видения.
И вот я как новенький! Мне снова хочется в бой! Мне не терпится поделиться с миром моими открытиями, идеями, великими историческими событиями.
Писать нужно своими словами, делать выводы, вдумываться, анализировать, задавать вопросы самому себе. Почему именно так произошло в той истории? Как объяснить поступок известной личности, который изменил многие судьбы? Какие реалии времени оказывали влияние на психику людей, заставляя их поступать так, а не иначе? И так далее. Когда начинаешь отвечать на эти вопросы, тогда и приходит видение разума.
Например, были времена, когда соль и сахар стоили на вес золота, за них велись войны. Представьте себя в это время. И вам многое станет понятно.
Экскурсовод-мастер должен видеть историю. Тогда он легко сможет буквально погрузить своих слушателей в другую реальность и зажечь их своими идеями.
Можно, конечно, так не заморачиваться, как я сейчас написал. Это совет только для тех гидов, которые хотят, чтобы их экскурсии были по-настоящему интересными, зажигательными (а не просто были). И это очень классная практика борьбы с выгоранием экскурсовода. А вы уж сами решайте, надо вам это или нет.
Процесс самостоятельного написания экскурсии раскроет ваш внутренний творческий потенциал и усилит вашу энергию многократно. Это будут чувствовать и ваши туристы.
«Кошмар экскурсовода» или как составить и провести экскурсию для детей, чтобы им не было скучно
Вы знаете, чего больше всего боятся экскурсоводы? Детей! Да, да, детей, я не опечатался.
Дети не будут делать вид, что им интересно, если это не так. Они не будут терпеть нудную экскурсию. Они будут шуметь, отвлекаться и т.д. И чем больше детей в группе, тем сложнее удерживать их внимание.
Работать с детьми действительно трудно. У меня на экскурсии были группы детей более 40 человек, и я знаю, о чем говорю. Чтобы составить интересную экскурсию для детей нужен особый подход.
Вот правила, которые я лично использую, составляя и проводя экскурсию с детьми:
1) Детям нужно задавать много вопросов. Их нужно вовлекать в экскурсию. Естественно, учитывая их уровень разумения.
2) Детям нужно давать задания-поиски. Для этого им можно дать карту, схемы древнего города. Описать, как выглядит важный объект экскурсии и попросить его найти.
3) Нужно рассказывать простым языком, ритмично, с паузами. Дети должны успевать следить за мыслью экскурсовода. Можно даже переспрашивать их. Понятно ли я рассказал? Обратная связь с детьми – это важно.
4) Дети очень тонко и быстро считывают отношение экскурсовода, его чувства. Гид должен рассказывать эмоционально, искренне переживая за то, о чем он говорит. Если экскурсоводу наплевать на своих героев и памятники, то также и детям будет наплевать на всю экскурсию и самого гида.
5) Детям нужно рассказывать больше историй, пробуждая их воображение. Через истории их надо знакомить с достопримечательностями на маршруте.
С моей точки зрения, экскурсии для детей могут проводить только самые настоящие мастера своего дела. Экскурсия – это не лекция в институте. Это максимально близко к выступлению актера или журналиста. И здесь не только нужно иметь исторические знания, но также очень важно уметь общаться и убеждать своих слушателей.
Ведь экскурсовод выступает в роли лидера, ведущего и должен соответствовать этой роли. И чем большее количество человек (особенно детей) идет за гидом, тем больше энергии он должен уметь отдать этим людям.
Создание портфеля экскурсовода. Шпаргалка для гида или визуализация для туриста?
Портфель экскурсовода – это комплект фотографий, карт, схем и т.п.. Психологи давно доказали, что информация усваивается намного лучше, если задействовать максимальное количество органов чувств.
А через зрение мы воспринимаем 80% информации.
Я часто вижу экскурсоводов без «портфеля». Однако, считаю, что портфель действительно очень важен.
Во-первых, для самого экскурсовода. Фотографии в портфеле расположены в строгой логической последовательности и помогают не сбиться, не запутаться самому гиду. Особенно начинающему экскурсоводу такой комплект помогает как шпаргалка.
Во-вторых, туристам намного легче представлять и сравнивать, что было раньше, и как выглядят памятники сейчас. Экскурсанты, видя старинные фотографии, карты и схемы, проникаются ощущением истинности слов экскурсовода. Все это вызывает больше доверия, уважения и благодарности к гиду-специалисту.
Для детей особенно необходимо использовать такие наглядные пособия. И чем их будет больше, тем лучше.
Резюме
Итак подведем итоги.
Чтобы составить и написать интересную экскурсию, за которую туристы будут вас благодарить и писать восторженные отзывы нужно:
- найти главную тему экскурсии, исходя из истории и памятников вашего региона
- эта тема должна выделять сильные, яркие стороны вашего региона
- тема должна затрагивать сильные идеи, наводить на размышления, удивлять
- вы должны писать текст экскурсии учитывая уровень образования ваших туристов
- вы должны написать разные варианты экскурсий на одном маршруте для разных туристов
- нужно использовать интернет для ускорения поиска, но обязательно проверять информацию в источниках
- сначала выбирайте популярные маршруты и темы
- пишите экскурсии своими словами, простым легким языком, даже на специальные темы
- для детей пишите экскурсию отдельно с элементами игры, поиска, вопросов-ответов, но не забывая о теме, которая будет им тоже понятна
- используйте фото, карты, схемы
- включайте истории, эмоционально окрашивайте текст
Итак, друзья, в этой статье я не только рассказал, как составить и написать экскурсию, но и как сделать её максимально интересной для любых категорий ваших экскурсантов. Пишите ваши экскурсии легко, быстро, увлекательно, и мой метод, надеюсь, вам в этом поможет. Если возникнут какие-то вопросы, то пишите их в комментариях, я постараюсь ответить.
Внимание НОВИНКА, этот урок здесь!!! Если вы частный гид или планируете им стать в 2022 г, то обязательно скачайте БЕСПЛАТНО мини-книгу «Создание Системы продаж экскурсий через личный сайт с нуля. Пошаговое руководство». В ней я показываю самую современную технологию, как можно получать стабильный поток туристов через личный сайт. Раскрываю, как можно создать этот сайт самостоятельно (без программистов и дизайнеров). Даю методику, позволяющую частному экскурсоводу построить личную систему продаж экскурсий через интернет.
»Забирайте, пока ваши конкуренты еще не внедрили эту технологию в вашем городе!
Людмила Вячеславовна Ераскина
Эксперт по предмету «Туризм»
Задать вопрос автору статьи
Требования, предъявляемые к контрольному тексту
После формирования маршрута творческая группа приступает к созданию контрольного текста экскурсии. Данный текст состоит из основных положений, фактического материала для максимального раскрытия всех подтем, которые входят в экскурсию.
Определение 1
Экскурсионный текст – это информационный материал, подготовленный для освещения всех подтем, их которых состоит экскурсия. Его основное назначение – обеспечение тематической направленности рассказа экскурсовода и формулировка определенной точки зрения на события, которым посвящена экскурсия, и объективная оценка достопримечательностей.
Замечание 1
Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является:
- лаконичность,
- четкость формулировок,
- достаточное количество информационного материала,
- полное освещение темы,
- литературный язык.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.
При разработке контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы информация излагалась с учетом темы и цели мероприятия. Контрольный текст – это основа всех экскурсий, которые будут проводится по данной теме. Этот момент обуславливает достаточно серьезный подход при составлении этого документа. Контрольный текст состоит из хронологического изложения материала, в его задачу не входит отражение структуры экскурсии и не выстраивается в последовательности маршрута с распределением излагаемого материала по остановкам околодостопримечательностей.
Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный по источникам материалом, который излагается в соответствии с критериями научности и партийности.
Контрольный текст содержит информацию, связанную с объектами, которые могут быть не включены в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст – это развернутый рассказ в помощь экскурсоводам, которые готовятся проводить или уже проводящие экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста разрабатываются несколько вариантов экскурсий одну и ту же тему, в том числе рассчитанных на детей и взрослых, для различных групп населения.
«Особенности создания текста для экскурсии» 👇
В некоторых ситуациях, когда информацию нельзя оформить в хронологическом порядке, например, при организации обзорной городской экскурсии, контрольный текст выступает основой подтем экскурсионных мероприятий.
Требования, предъявляемые к индивидуальному тексту
Контрольный текст – это директивный документ для всех экскурсоводов, которые составляют свои индивидуальные тексты. Главные положения экскурсий на эту тему излагаются и трактуются согласно содержанию контрольного текста.
Другим видом экскурсионного текста является индивидуальный. Данный текст экскурсовод, готовящийся проводить экскурсию, оформляет самостоятельно.
Главным отличием индивидуального текста является отражение структуры экскурсии и построение соответственно с маршрутом. Информация в индивидуальном тексте оформляется исключительно в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст подразделяется на отдельные части, каждая из которых посвящена одной подтеме.
Определение 2
Индивидуальный текст – это законченный документ, содержащий полное и четкое изложение экскурсионного рассказа. Он не содержит неоправданных сокращений при изложении исторических фактов, их анализа и выводов по подтемам.
Замечание 2
Также является недопустимым изложение фактов без дат, ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.
Основные части экскурсионного текста
Вступление делится на две части – организационную и информационную. Первая часть содержит фамилию, имя, отчество гида-экскурсовода, ознакомление группы с водителем экскурсионного транспортного средства (ФИО, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщение времени и места ее окончания, называния учреждения, разработавшего экскурсию. Далее проводится инструктаж о правилах поведения и безопасности участников на маршруте.
Вторая часть вступления также называется информационной. Здесь содержится краткое изложение предстоящей экскурсии, ее основные задачи. Здесь указываются отдельные подтемы, сообщаются названия двух-трех наиболее интересных объекта. Не стоит в материалах вступительной части кратко излагать текст экскурсии, давать подробную характеристику объектам показа.
Вступление содержит информацию по организационным вопросам. Задача экскурсовода – обратить внимание аудитории на достопримечательности, которые будут показаны, и к самой теме. Основными требованиями к вводному слову являются лаконичность и динамичность. Оно не должно вызывать чувство утомления. Продолжительность вступления по времени должно быть не более 5-7 мин.
Замечание 3
Отличительной чертой вступительной части является то, что рассказ экскурсовода не должен сопровождаться демонстрацией экскурсионных объектов. Вступление проводится сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы здания и объекты природы за окном не отвлекали экскурсантов. От степени их внимания к информации, которую сообщает экскурсовод, зависит успех всей экскурсии.
Далее излагается основная часть, то есть основа экскурсионного мероприятия, – демонстрация и рассказ, раскрывающие тему. Данная часть обладает более сложной структурой и состоит из нескольких подтем, каждая из которых раскрывается на одном или нескольких объектах.
Также у экскурсии есть заключительная часть, подводящая итоги того, что увидел и услышал экскурсант. Заключительная часть содержит краткое изложение выводов по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Индивидуальный
текст является
основой рассказа экскурсовода или
представляет собой готовый для исполнения
рассказ. Индивидуальный текст содержит
полное и четкое изложение того, что
следует рассказать на экскурсии. Материал
размещается в той же последовательности,
в которой показываются объекты, и имеет
четкое деление на части. Каждая из них
посвящена одной из подтем экскурсии.
Все части индивидуального текста
строятся по следующей схеме: характеристика
объекта; общий материал, посвященный
определенному периоду истории, в целом
по городу, району, краю; локальный
материал, характеризующий конкретные
события, связанные с данным объектом
или местом; обобщения и выводы по
раскрываемой подтеме; логический переход
к следующей подтеме.
Основное отличие
индивидуального текста от контрольного
состоит в том, что он отражает структуру
экскурсии и строится в полном соответствии
с маршрутом экскурсии. Индивидуальный
и контрольный тексты совпадают по
содержанию, в оценках исторических
событий и фактов, в выводах, которые
делаются по отдельным подтемам и по
теме экскурсии в целом.
Ведь, находясь у
одного и того же зрительного объекта,
экскурсоводы показывают и рассказывают
одно и то же, но делают это по-разному.
Поэтому идентичное содержание в разных
индивидуальных текстах может передаваться
разными оборотами речи, то есть иметь
разное словесное наполнение, может
излагаться с различной последовательностью
одинакового материал в рассказе и,
наконец, может подтверждаться разными
фактами. Кроме этого, у экскурсоводов,
ведущих экскурсию на одну и ту же тему,
может быть разная степень эмоциональности
и они могут, находясь у одного и того же
объекта, использовать различные приемы
показа и рассказа.
Таким образом,
имея один контрольный текст в качестве
эталона содержания, можно построить
несколько индивидуальных текстов, в
которых найдут отражение особенности
речи экскурсовода и его манера ведения
экскурсии.
Индивидуальный
текст следует писать от 1 лица, тем самым
выражая свою индивидуальность.
Для удобства
пользования индивидуальный текст
рекомендуется перенести на карточки,
где полностью или в краткой форме
записываются данные от объекта, основные
мысли рассказа, цитаты, исторические
даты. По каждой подтеме заполняются
несколько карточек (обычно по числу
основных вопросов).
Наличие индивидуального
текста не означает, что он весь должен
заучиваться наизусть и доноситься до
экскурсантов дословно.
1.21. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии
Для приема (сдачи)
экскурсии и ее утверждения обязательна
следующая документация по теме экскурсии:
1) список литературы
по теме (перечисляются все книги, брошюры,
статьи, которые были использованы при
разработке данной темы);
2) карточки (паспорта)
объектов, включенных в маршрут (содержат
сведения, характеризующие экскурсионный
объект: вид памятника, его название,
событие, с которым он связан, местонахождение,
краткое описание, авторы и время создания
памятника, источники информации о нем);
3) контрольный
текст экскурсии (содержит подобранный
и выверенный по источникам материал,
раскрывающий тему; содержание текста
раскрывает подтемы и основные вопросы,
служит основой вступления, заключения,
логических переходов);
4) индивидуальный
текст экскурсовода (содержит материал,
изложенный конкретным экскурсоводом
в соответствии с методической разработкой,
структурой экскурсии, ее маршрутом;
содержит характеристику объектов и
событий);
5) схема (карта)
маршрута (показывается путь следования
группы, обозначаются начало и конец
маршрута, объекты показа, места для их
наблюдения, остановки для выхода группы
к объектам);
6) «портфель
экскурсовода» (содержит фотографии,
схемы, чертежи, копии документов, образцы
продукции предприятий и другие наглядные
пособия);
7) материалы по
теме экскурсии (рефераты, справки,
таблицы, цифровой материал, цитаты из
литературных произведений и т. п.);
8) методическая
разработка экскурсии (содержит
рекомендации по проведению экскурсии:
называются методические приемы показа
и рассказа, определяется последовательность
демонстрации объектов, наглядных
пособий, техника ведения экскурсии с
учетом дифференцированного подхода к
экскурсантам).
Таким образом,
подготовка новой экскурсии – процесс
длительный, сложный и трудоемкий. После
того как экскурсоводом пройдены все
перечисленные выше этапы подготовки
экскурсии, а экскурсия принята и
утверждена руководителем учреждения,
проводящего экскурсию, целесообразно
рассмотреть и освоить особенности и
методику про
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В экскурсионной практике выделяют шесть особенностей рассказа:
– Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.
Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с детьми, нельзя без изменения использовать на экскурсиях для взрослых из-за различной скорости передвижения этих групп. Также неодинаков рассказ на пешеходной и автобусной экскурсиях на одну и ту же тему.
– Подчиненность рассказа показу.
Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины, которая по замыслу авторов экскурсии должна возникнуть перед мысленным взором экскурсантов. Содержание рассказа определяется объектом изучения (природа, экспозиция музея, исторический памятник, места знаменательных событий).
– Использование в рассказе зрительных доказательств.
Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Экскурсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных материалов из «портфеля экскурсовода». Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишние подробности в рассказе ведут к такому недостатку, как лекционность.
– Адресность рассказа, т.е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод имеет в виду конкретный объект – здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы и т.д. Особенность методики состоит в том, чтобы сформулировать указания экскурсантам: на что обратить внимание; чему адресует рассказ экскурсовод; какую часть здания, сооружения (этаж, окно, балкон, пролет моста) он имеет в виду; какие растения показываются. Такое понимание достигается при помощи конкретных указаний, где именно происходило это событие, где проживал тот человек, о котором рассказывает экскурсовод, чью деятельность он характеризует. Если показ происходит на улице, застроенной несколькими домами, рядом расположенными и порой схожими между собой, экскурсовод называет цвет (белый, бежевый, красный), в который окрашено нужное здание, его внешние признаки – этажность, особенности конструкции. Убедившись, что экскурсанты поняли, о каком здании пойдет речь (узнали адрес рассказа), экскурсовод продолжает ведение экскурсии.
– Конкретность экскурсионного рассказа.
Конкретность – это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их толкование. Конкретность требует, чтобы на экскурсии преподносился материал, раскрывающий конкретную тему. Неправильно рассматривать конкретность в рассказе экскурсовода как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий действующих лиц). Конкретизация материала в экскурсии – это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
– Утверждающий характер рассказа.
Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной. Экскурсовод, характеризуя конкретное событие, относит его к настоящему (прошлому или будущему) времени, преподносит его как объективный факт и указывает на конкретное лицо, которое совершает (совершало или будет совершать) это действие.
Помимо основных особенностей экскурсионного рассказа, необходимо иметь в виду и такую особенность рассказа, как наличие в нем подтекста. Подтекст –это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи.
Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия позволяет экскурсанту увидеть мысленным взглядом нечто большее, что перед ним находится в данный момент в качестве объекта или группы объектов наблюдения.
Рассказ по отношению к показу звучит в разное время: до показа, в ходе показа и после показа. Так, в тематической экскурсии мы имеем дело с тремя вариантами рассказа на одну тему.
В первом случае рассказ предваряет наблюдение объекта экскурсантами. Обычно – это краткая справка об объекте, задача которой направить внимание экскурсантов на какие-либо особенности объекта, заинтересовать их с помощью любопытной подробности.
Во втором случае в ходе показа рассказ дополняет зрительный ряд, имеет форму справки, характеристики, комментария, репортажа, объяснения, реже – описания или литературного монтажа.
В третьем случае после показа рассказ более лаконичен – это краткие выводы по поводу увиденного, краткий рассказ иногда две-три фразы на тему экскурсии. Как правило, какие-либо методические приемы в заключение не используются.
Из трех приведенных вариантов взаимодействие рассказа и показа имеет место только во втором – слово непосредственно взаимодействует с объектом и с наибольшей полнотой раскрывает тему. В первом варианте слово предваряет показ, в третьем – заключает показ.
Таким образом, словесное начало в экскурсии получило условное название «экскурсионный рассказ». Экскурсовод в рассказе сообщает, поясняет, характеризует, дает представление о зрительном облике объекта показа, картине события. В экскурсионном рассказе используют различные формы, которые с давних пор экскурсионные работники относят к методическим приемам рассказа – справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования и т.д.
Особенности рассказа на экскурсии состоят в том, что он, как правило, основан на зрительных восприятиях. Рассказ экскурсовода не может быть автономным, т.е. его речь не может абстрагироваться от объекта показа. Выводы экскурсантов строятся на основе не только услышанного, но и увиденного.
Источник – http://lektsiopedia.org/lek-3341.html