10 февраля 2021 г. всем девятиклассникам придётся пройти через волнительное испытание – Итоговое собеседование. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам.
Как успешно сдать Итоговое собеседование? В этой статье мы подробно ответим на этот вопрос. Чтобы информацию было легче воспринять, мы по возможности представили её в форме «вопрос-ответ». Перед разбором каждого задания по отдельности приведём несколько ответов на общие вопросы.
КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?
Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Итоговое собеседование 2020 состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (5 баллов);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).
Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4.
Всего 20 баллов.
КАКИЕ КРИТЕРИИ?
Краткая сводка по критериям приведена ниже:
СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-9 баллов из 20), либо зачёт (10-20 баллов из 20). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум. Главное –
спокойно перейти порог в 10 баллов
. Желательно с запасом в несколько баллов.
СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?
Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет
ещё две попытки
. Пересдачи назначены на
10 марта 2021 г.
и
17 мая 2021 г.
. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как
дополнительные попытки
сдать экзамен.
МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?
Нет. Пересдать можно либо в случае получения
незачёта
, либо в случае
неявки по уважительной причине
. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен.
КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ДЕФЕКТ РЕЧИ?
Итоговое собеседование создано НЕ для того, чтобы «отсеять» тех, у кого дефект речи. Оно создано, чтобы развить навыки чтения, пересказа и спонтанной речи.
Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа.
К тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять задания Итогового собеседования.
Если дефекты речи
абсолютно
не позволяют выполнять задания, то должна быть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ?
Нет, при использовании неформальной лексики («классно», «крутой», «фоткать» и т.п.) будут сниматься баллы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?
Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет.
ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: ТЕМП ЧТЕНИЯ и ИНТОНАЦИЯ.
КАКОГО РАЗМЕРА БУДЕТ ТЕКСТ?
В тексте будет 160-200 слов. Для сравнения: в демоварианте размер текста составляет 177 слов.
ЧТО ДЕЛАТЬ 2 МИНУТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ?
● Прочитать про себя текст (лучше дважды).
● Продумать, как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии, имена, отчества.
● Начать готовиться к пересказу, запоминая главные мысли.
МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧТЕНИЮ ВЫПИСЫВАТЬ СЛОВА В ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК?
Нет, поле для заметок выдаётся, когда ученик приступает к заданию №2.
МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В ТЕКСТЕ?
Да, можно.
МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ?
Да, можно.
НАСКОЛЬКО БЫСТРО ЧИТАТЬ ТЕКСТ?
Если Вы уложитесь в 2 минуты, то получите +1 балл за темп речи, поэтому не следует читать слова слишком медленно (по слогам). Также нежелательно читать текст очень быстро (многие ученики слишком торопятся).
Не торопитесь!
КАК ДЕЛАТЬ МЕНЬШЕ ОШИБОК?
Во время чтения ведите пальцем по тексту. Этот приём многим помогает.
КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ?
Апробация показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать» знак ударения в словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто неправильно ставит ударение в слове, где уже указано, на какую букву падает ударение
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ?
В ЛЮБОМ тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто произнести правильно. Самое сложное – это склонение числительных. Например, очень часто встречается ошибка, когда говорят «более пятиста (шестиста и т.д.)» вместо «более пятисот (шестисот и т.д.)».
Поэтому советуем изучить табличку:
Склонение числительных (таблица)
МОГУТ ЛИ ПОПАСТЬСЯ СЛОВА СО СЛОЖНЫМ УДАРЕНИЕМ?
Да, могут попасться, но могут и НЕ попасться. Советуем изучить ударения в сложных словах, ведь всё равно через 2 года при подготовке к ЕГЭ придётся учить ударения. Однако не стоит бросать ВСЕ силы на изучение ударений, тем более что разрешается допустить одну орфоэпическую ошибку (ошибку, связанную с ударениями).
Ударения
НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ?
Нет. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).
КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТОНАЦИЯ?
Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста (так звучит критерий). Поэтому следует обращать внимание на знаки препинания. Подробности мы привели в табличке:
Совет: не следует бросать все силы на правильную интонацию. Она оценивается всего 1 баллом. 1 балл дадут, даже если в единичных случаях интонация была неверной. 0 поставят лишь при условии, что текст в целом был прочитан монотонно. Следующие задания куда важнее, они принесут намного больше баллов.
ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: не упустить микротемы; не сделать фактических ошибок; включить цитату в пересказ.
КАКАЯ СТРУКТУРА У ТЕКСТА?
Большинство текстов имеют одну и ту же структуру. Во введении автор подводит читателя к основной части. В основной части раскрывается тема. В заключении автор делает вывод.
Именно от этой структуры следует отталкиваться при работе с текстом:
КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА?
1. Читаем текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и идеи).
2. Определяем окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев.
3. Думаем, в какое место поставить цитату.
4. Пытаемся запомнить главные мысли.
5. По истечении времени не торопясь пересказываем, плавно переходя от одной мысли к другой.
НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО?
Как думаете, за что дадут больше баллов – за 2
подробно пересказанных абзаца или за 4 кратко пересказанных абазаца?
Эксперты советуют пересказывать текст подробно, однако критерии не требуют подробного пересказа. Куда важнее запомнить все микротемы.
Вычлените из каждого абзаца по одной мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините мысли воедино. Если Вы будете пытаться запомнить текст подробно, то можете не успеть запомнить все микротемы.
КАК СЖИМАТЬ ТЕКСТ?
Для сжатия текста нужно время, которого у Вас практически не будет. Поэтому основная задача – это запомнить основные мысли, опорные слова. При желании можете ознакомиться с приёмами сжатия текста, которые пригодятся на изложении ОГЭ. Так Вы поймёте, какую информацию можно сразу отбросить.
СКОЛЬКО МИКРОТЕМ В ТЕКСТЕ?
Как правило, 1 абзац = 1 микротема. Будет полезно подсчитать количество абзацев и держать это число в уме при пересказе, чтобы не упустить микротемы. Для облегчения задачи можете загибать пальцы на каждой микротеме.
СНИЗЯТ ЛИ БАЛЛЫ, ЕСЛИ Я ПЕРЕПУТАЮ ПОРЯДОК МИКРОТЕМ?
Нет, не снизят. Главное – озвучить все микротемы. Поэтому если Вы по ходу пересказа вспомнили, что пропустили микротему, то добавьте её. За отсутствие микротемы балл снизят, за изменённый порядок микротем – не снизят.
МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ПОДЧЁРКИВАТЬ С ТЕКСТЕ?
Да, можно. Для успешного пересказа даже нужно. Обязательно подчёркивайте в тексте ключевые слова и старайтесь их запомнить. Ключевые слова облегчат пересказ.
СЛЕДУЕТ ЛИ В ПЕРЕСКАЗЕ ОЗВУЧИВАТЬ ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ И НАЗВАНИЯ?
Не советуем. Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то будет засчитана фактическая ошибка. А это минус 1 балл. Поэтому озвучивайте цифры и названия, только если на 100% уверены, что они верны.
НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ЦИТАТУ?
Нет, цитата будет у Вас перед глазами во время пересказа (как и поле для заметок).
В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?
Всё зависит от текста. В каком-то тексте уместно добавить цитату в начале (сначала вводное предложение, а потом цитата). В каком-то – в середине текста. Чаще всего (но не всегда) цитату лучше поставить ближе к концу текста.
КАК ВКЛЮЧИТЬ ЦИТАТУ В ТЕКСТ?
Чтобы цитата была логична, нужно слово-связка («недаром» / «неслучайно» / «не зря»).
Советуем использовать
прямое
цитирование, потому что при косвенном можно ошибиться.
Пример:
«Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)
ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед наших дней».
КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал, что Кулибин – Архимед времени, в котором он жил.
(При косвенном цитировании нельзя сказать «наших дней», потому что Кулибин жил более 200 лет назад, а мы должны перевести цитату в косвенную речь. В этом можно запутаться).
ВЫВОД:
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ
, А НЕ КОСВЕННОЕ!
КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким образом», то текст с большинстве случаев (но не всегда) будет звучать цельно и логично.
ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ
Время на подготовку: 1 минута
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы.
ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?
НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!! Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в рассуждении
нужно думать на ходу. Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно!
Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то берите описание.
МОЖНО ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА?
Да, можно.
МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?
Нет, выбрать тему можно только один раз.
ОПИСАНИЕ
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ?
Монолог должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно, чтобы эти предложения были связаны друг с другом, чтобы получился цельный рассказ.
ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ?
Чёрно-белой.
ЕСТЬ ЛИ В ЗАДАНИИ ПОДСКАЗКИ?
Да, перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не обязаны следовать этим пунктам.
ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.
НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это отдельная фраза.
Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка затягивается» – это 2 фразы.
КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● Как событие планировалось?
● Как велась подготовка?
● Как событие начиналось?
● Когда произошло событие?
● Где произошло событие?
● Кто были участниками события?
● Чем завершилось событие?
● Каковы были эмоции у участников события (понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)?
● Почему именно это событие стало для Вас запоминающимся?
СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии – …
2. Туда я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями).
3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (читали об этом / изучали материалы / собирали вещи).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в / на)…
7. Кроме того, мы увидели …
8. Самым интересным оказалось …, так как … (получили много впечатлений / получили полезный опыт)
9. Мне (понравилась эта / понравился этот / понравилось это) …, потому что … (мы хорошо провели время / мы узнали много нового)
10. Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.
РАССУЖДЕНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ?
1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать).
2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).
3. Сделайте вывод.
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● В чём причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?
КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?
Структура такая же, как и в сочинении ОГЭ:
тезис → доказательства → вывод
СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Я думаю…
● Возможно…
● Вероятно…
● По-видимому…
● Таким образом…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что … (ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
ЗАДАНИЕ 4. ДИАЛОГ
Время на подготовку: 0 минут
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: давать ПОЛНЫЕ ответы (желательно от 2 предложений).
ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.
ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно.
ИТОГ: Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение.
КЛИШЕ:
● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …
Примеры ответов на вопросы в задании №4
ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.
● Видеоуроки
● Примеры ответов на вопросы в задании №4
Пишите внизу свои вопросы, мы постараемся ответить
Удачи на Итоговом собеседовании!
До итогового собеседования девятиклассникам остался месяц с хвостиком. Оставшееся время надо посвятить усиленной подготовке. Самый сложный вид задания на ИС – пересказ. Поговорим о нем.
О том, как готовится к заданию № 1 (чтению вслух), я рассказывала статье “Месяц до итогового собеседования. Готовимся к чтению текста”. Сегодня предлагаю материалы для подготовки к пересказу. Их может использовать как сам девятиклассник, так и учителя-словесники на своих уроках и факультативах.
Номер задания в итоговом собеседовании — 2.
Вид работы — пересказ с привлечением дополнительной информации.
Текст — научно-публицистический, рассказ о выдающемся деятеле науки, техники, культуры, искусства, спорта и др.
Объём текста — 160 – 200 слов.
Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания
- Сохранение при пересказе микротем текста (П1):
- 2 балла — все основные микротемы исходного текста сохранены;
- 1 балл — упущена или добавлена одна микротема;
- 0 баллов — упущены или добавлены две и более микротем.
2. Соблюдение фактологической точности при пересказе (П2):
- 1 балл — фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет;
- 0 баллов — допущены фактические ошибки (одна или более).
3. Работа с высказыванием (П3):
- 1 балл — приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично;
- 0 баллов — приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.
4. Способы цитирования (П4):
- 1 балл —ошибок нет;
- 0 баллов — допущены ошибки при цитировании (одна или более).
Максимальное количество баллов — 5.
Примечание
Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл.
Критерии оценивания правильности речи
- Соблюдение грамматических норм (Г):
- 1 балл — грамматических ошибок нет;
- 0 баллов — допущены грамматические ошибки (одна или более).
2. Соблюдение орфоэпических норм (О):
- 1 балл — орфоэпических ошибок нет, или допущена 1 орфоэпическая ошибка (исключая слово в тексте с поставленным ударением);
- 0 баллов — допущены 2 и более орфоэпических ошибок.
3. Соблюдение речевых норм (Р):
- 1 балл — речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок;
- 0 баллов — допущены речевые ошибки (четыре или более).
4. Искажение слов (ИСК):
- 1 балл — искажений нет;
- 0 баллов — допущены искажения слов (одно и более).
Максимальное количество баллов (за задания 1 и 2) — 4.
Порядок процедуры пересказа
- Учитель-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом.
- Ученик работает с текстом (читает его про себя). В это время ученик готовится не только к чтению, но и к пересказу: запоминает основные мысли, ключевые слова. Время — до 2-х минут.
- По истечении времени учитель-собеседник спрашивает ученика
о готовности читать вслух.
4. Ученик читает текст вслух. Время чтения — до 2-х минут.
5. Учитель-собеседник переключает ученика на подготовку к пересказу.
6. Ученик готовится к пересказу: делает выписки из текста, читает цитату и определяет её место в тексте, продумывает способ включения цитаты в пересказ. Время — до 2-х минут.
7. Учитель-собеседник забирает у ученика текст. Цитатой пользоваться можно.
8. Ученик пересказывает текст. Время — до 3-х минут.
Важно! Во время пересказа никто из присутствующих педагогов НЕ делает замечаний, НЕ даёт подсказок, НЕ исправляет ошибок, допущенных учеником. Баллы за пересказ сразу НЕ озвучиваются.
Чек-лист. Подготовка к пересказу
- При подготовке к первому заданию ИС (чтению вслух) прочитайте текст про себя.
- Запомните главные мысли, подчеркните ключевые слова.
- При подготовке ко второму заданию (пересказу) прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте на специальный бланк, выданный учителем-собеседником, подчёркнутые ранее ключевые слова. (См. памятку 1).
- Запомните структуру текста (расположение микротем, главных мыслей). Имейте в виду, что структура всех текстов на итоговом собеседовании примерно одинаковая. (См. памятку 2). Держите это в голове при пересказе.
5. Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию.
6. Подумайте, в какую часть текста это высказывание подходит
по смыслу и логике. Сделайте об этом пометку в своих записях.
7. Подумайте, каким из способов вы включите цитату в пересказ. (См. памятку 3).
8. Перескажите текст с опорой на записи. Не спешите. Старайтесь правильно строить предложения и произносить слова. Если что-то забыли, не останавливайтесь, пропустите и рассказывайте дальше. Не забудьте про цитату.
Памятка 1. Как делать записи во время подготовки к пересказу?
- Во время подготовки к чтению вы уже подчеркнули ключевые слова, поэтому сразу, как только учитель-собеседник засёк время, начинайте выписывать их на бланк.
- Будет лучше, если одной рукой вы будете указывать себе в тексте на подчёркнутые слова, а второй их записывать. Так вам не придётся искать слова глазами и тратить на это время.
- Используйте сокращения, но учтите, что они должны быть понятны вам.
- Не надо выписывать вводные слова, союзы, частицы. Не обязательно ставить знаки препинания (это ЧЕРНОВИК, который никто, кроме вас, не увидит).
- Числительные записывайте цифрами, без вспомогательных слов. (Например, 1993 вместо 1993 год).
- Не тратьте время и не выписывайте фамилию, имя и отчество самого героя текста: их можно прочитать в пояснении к цитате.
- Лучше каждую запись начинать с новой строчки, чтобы при пересказе вы не терялись в словах, написанных сплошным текстом.
- Постарайтесь выписать ключевые слова из каждого абзаца, не зацикливайтесь на начале текста, иначе у вас не хватит времени на последнюю часть и при пересказе вы можете не вспомнить, о чём там шла речь.
- Обязательно в записях сделайте пометку, где будете вставлять цитату.
Памятка 2. Примерная структура текста
Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).
- Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга). Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях.
- Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры.
- Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)
- Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.
Памятка 3. Способы включения цитаты в пересказ
1. Прямое цитирование (дословная передача слов)
Клише (самый простой вариант, который вы точно не забудете):
- ФИО говорил: «Цитата».
Варианты посложнее:
- Недаром ФИО утверждал: «Цитата».
- Заслуги (ФИО героя текста в родительном падеже) подтверждают слова ФИО (того, кому принадлежит высказывание): «Цитата».
- «Цитата», — так говорил об этом человеке ФИО.
- Сам ФИО (героя текста) говорил следующее: «Цитата».
2. Косвенное цитирование (при помощи сложноподчинённых предложений)
Клише
- ФИО говорил, что…
- ФИО утверждал, что…
Важно!
При косвенном цитировании личные местоимения 1 лица следует заменять на 3 лицо или на существительное.
Сравните:
Граф Александр Фёдорович Орлов говорил: «Я не мог не ценить в нём высокие нравственные качества».
Граф Александр Фёдорович Орлов говорил, что он не мог не ценить
в Аврааме Сергеевиче Норове высокие нравственные качества.
3. Цитирование при помощи вводных слов
Клише
- По словам ФИО, цитата.
- Как говорил ФИО, цитата.
Важно!
В этом случае также следует заменять местоимения 1 лица на 3-е лицо.
Сравните:
Константин Алексеевич Коровин говорил: «Мои картины — это я, моё пение жизни, моя радость».
По словам Константина Алексеевича Коровина, его картины — это он, его пение жизни, его радость.
Советы
Совет 1
Лучше использовать прямое цитирование, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок!
Совет 2
Если вы забыли включить высказывание во время пересказа (а такое нередко случается от волнения) и вспомнили о нём только тогда, когда пересказали текст полностью, не расстраивайтесь и произнесите цитату в конце. Вам могут не дать балл по критерию П3 («Работа с высказыванием»), зато вы не потеряете балл по критерию П4 («Способы цитирования»).
Другие материалы для подготовки к итоговому собеседованию читайте здесь:
Месяц до итогового собеседования. Готовимся к чтению текста
Продолжаем готовиться к итоговому собеседованию. Монологическое высказывание (описание)
Итоговое собеседование. Готовимся к монологу (повествование, рассуждение)
Итоговое собеседование не за горами. Готовимся к диалогу
Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.
28 марта 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Шаблон к монологу в устном собеседовании
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
Описание фотографии
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
5. На переднем плане мы видим….
6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Рассказ на заданную тему
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии – ….
2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
7. Кроме того, мы увидели ….
8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.
Рассуждение на заданную тему
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
8 февраля девятиклассников ждёт первое экзаменационное испытание — итоговое собеседование по русскому языку. Обычно оно не вызывает особых трудностей, но качественная подготовка всё равно необходима, потому что от результата зависит допуск к основному этапу ОГЭ. В нашей статье — простые и полезные советы.
Процедура собеседования: как проходит и из чего состоит
Собеседование — одно из самых простых испытаний, ожидающих девятиклассников в новом году. Читать и пересказывать текст своими словами, описывать фотографию, размышлять на отвлечённые темы или выстраивать рассказ о конкретном событии — вот те умения и навыки, которые вам пригодятся. Экзамен состоит из 4 КИМов:
- чтение текста;
- пересказ текста;
- монологическое высказывание;
- диалог с экзаменатором.
На всю процедуру отводится около 15 минут (по 2 минуты на 1 и 2 задание, по 1 минуте — на 3 и 4 задание и время на ответы).
За все четыре задания можно получить 20 баллов, а проходной минимум, за который выставляется зачёт, — 10 баллов. Как видите, для успешной сдачи собеседования достаточно набрать хотя бы половину от максимального количества баллов. В случае недобора возможна пересдача с первой или второй попытки. Только после успешного прохождения собеседования учащийся получает допуск к основному государственному экзамену по русскому языку.
1 этап (чтение): на что обратить внимание
Первое задание предполагает умение чётко, внятно, в хорошем (не слишком быстром и не слишком медленном) темпе читать текст, не допуская орфоэпических ошибок. Обратите внимание на «зоны риска» — эти слова и выражения следует несколько раз произнести про себя во время подготовки к ответу:
- имена собственные (не перепутайте имя и отчество, постарайтесь не пропустить буквы или слоги в иностранных онимах);
- названия художественных произведений (незнакомые заглавия читайте внимательно, не торопитесь);
- даты (если вы не умеете читать числа, записанные римскими цифрами, научитесь этому прямо сейчас);
- термины (во время подготовки тихо произнесите их по буквам, не заменяйте слово «индивид» словом «индивидуум», если не на сто процентов уверены, что это синонимы);
- редко употребляемые слова (диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы) (над ними, как правило, проставлены знаки ударения — не пропустите подсказки).
За 2 минуты, отведённые на подготовку, вы успеете увидеть сложные места и прочитать их про себя. При ответе не спешите. Экзаменаторы высоко ценят размеренное чтение, когда в голосе чувствуются спокойствие и уверенность.
2 этап (пересказ): лайфхаки для запоминания текста
Пока читаете текст, мысленно готовьтесь к его пересказу. Для этого сформулируйте на специально отведённых полях микротемы каждого абзаца. Обычно их три. Если перед вами биография, план будет стандартным:
- детство и юность героя;
- достижения и подвиги описываемой личности;
- значение этих достижений в истории и современности.
Текст-описание или текст-рассуждение тоже легко делятся на микротемы. Примерно так же мы работаем при написании изложения. Когда план намечен, выделите опорные слова. Не забывайте о конкретных деталях: какими открытиями прославился Михаил Ломоносов или сколько часов провёл Юрий Гагарин на орбите. Постарайтесь запомнить важные даты, имена, топонимы. Дословный пересказ не нужен, выбирайте главное, но не сводите ответ к поверхностным фразам вроде: «Язык — великое достояние человечества» или «Без Пушкина не было бы русской культуры».
Важный момент при подготовке пересказа — цитата, которую предлагается органично встроить в свой ответ. Её можно использовать в начале, середине или конце текста. Лучше упомянуть цитату сразу, чтобы не забыть о ней и не потерять на этом балл. Помните, что цитирование должно быть уместным. Например, слова Пушкина о том, что Ломоносов «сам был нашим первым университетом», можно сразу обосновать тем, что ломоносовский гений был разносторонним, а открытия учёного оставили след в физике, химии, геологии, географии, металлургии, астрономии, литературе.
3 этап (монолог): как составить хороший рассказ
Каждому из пунктов третьего задания соответствует один из трёх типов речи:
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
В процессе подготовки стоит заранее определить, что получается у вас лучше: описывать фотографии, вспоминать истории из жизни или размышлять на абстрактные темы.
Определившись с типом речи, учтите, что описание опирается прежде всего на факты, а не на домыслы. Не следует применять дедуктивный метод Шерлока Холмса и рассказывать, что алые блики на окнах здания, изображённого на заднем плане, свидетельствуют о бушующем пожаре, а «испещрённое морщинами» лицо третьего в первом ряду спортсмена говорит о том, что его здоровье подорвано на соревнованиях. Если хотите пофантазировать, выбирайте рассуждение. Описание больше подойдёт внимательным спокойным созерцателям.
Если не знаете, как нарастить объём текста, пользуйтесь такими понятиями, как «передний план», «центр композиции», «цветовые акценты», «свет» и «тень». Описывая людей, упоминайте о выражении лиц, позах, одежде, расположении по отношению к другим персонажам и объектам.
Текст типа повествование предполагает последовательное развитие сюжета от начала к середине, а затем — к концу. Соблюдайте принцип единства места и времени (если вы сказали, что пошли в кино на новогодние праздники, в рассказе не должно быть упоминания о запахе сирени, который кружил вам голову по дороге домой). Используйте такие слова, как «однажды», «сначала», «потом», «затем», «в итоге». Избегайте междометий и слов-паразитов «ну», «вот», «как бы», «как сказать», «типа того» и им подобных. Если используете слова или термины, которые могут быть непонятны более взрослому собеседнику, поясните их значение.
Рассуждение — это устный фрагмент, идентичный тому, что будет в сочинении формата ОГЭ. Вам тоже будет предложено вслед за автором текста поразмышлять о дружбе, вражде, добре, зле, предательстве или ответственности. Примерный план может быть таким:
- начните с определения понятия;
- приведите конкретные примеры;
- противопоставьте выбранному явлению что-нибудь близкое, но не идентичное, чтобы лучше выявить нюансы (например, размышляя о силе духа, опишите ситуации, в которых проявляется это качество, объясните, чем сила духа отличается от физической мощи).
Такое рассуждение похоже на вводную часть итогового сочинения, так что устный ответ можно воспринимать как репетицию перед июньским испытанием.
Примерный объём — 10 предложений. Время, отведённое на высказывание, — 3 минуты.
4 этап (диалог): что важно учитывать
Диалог — это продолжение монолога. Учитель задаст вопросы по теме вашего рассказа, опираясь на вопросы, предложенные в бланке. Вопрос может быть уточняющим, например, если вы рассказывали о праздновании Рождества, экзаменатор может спросить, каким было самое запоминающееся Рождество в вашей жизни. Если вопрос покажется слишком личным и ответ на него будет связан с болезненными воспоминаниями, можно прямо сказать об этом учителю и предложить поговорить о другом аспекте темы.
В целом разговор должен быть непринуждённым и естественным. Постарайтесь расслабиться, не относитесь к завершающему этапу собеседования слишком формально. Постарайтесь получить удовольствие от беседы — это поможет чувствовать себя свободно.
Функционал «ЯКласс» для подготовки
Подготовиться к экзамену помогут тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку от «ЯКласс». На странице «Предметы» выбираем раздел «ОГЭ. Русский язык» — в нём есть примеры текстов для изложения и сочинения. Варианты рассчитаны на летнее испытание, но тексты для изложения подойдут и для подготовки к чтению и пересказу.
Также полезно повторить стилистические особенности текстов разных типов речи — здесь вы найдёте как теорию, так и тестовые задания для отработки.
Также вам будет полезен вебинар «Итоговое собеседование в 9-м классе: секреты успеха», где мы подробно обсудили, как подготовиться к испытанию, и памятка от методистов «ЯКласс».
Готовьтесь к собеседованию с удовольствием, ведь экзамен, как говорится, всегда праздник!
Учитель
русского языка и литературы первой категории, методист Вуколова А.С.
«Подготовка
учащихся к составлению монолога-рассуждения для итогового собеседования»
Для того чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декарт.
Один
из советов, которые я увидела в интернете: «НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!!» Однако
я в своей работе как раз-таки нацеливаю ребят на подготовку к монологу этого
типа речи.
Почему
именно рассуждение?
Темы монолога-рассуждения направлены на освещение вопросов
морали и нравственности.
•
9-классники примеряют на себя разные роли и
выбирают жизненные цели.
•
Учащиеся в этом возрасте стремятся к выражению
собственного мнения, поэтому
такие ответы наиболее интересно слушать.
•
Все это способствует раскрытию личности
учащегося.
Рассуждение — это тип речи,
при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль;
говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том,
что нельзя сфотографировать)
Критерии
оценивания монологического высказывания
Выполнение |
Приведено 10 и более фраз по теме |
|
Учёт |
Учтены |
|
Речевое |
Характеризуется |
Выполнение коммуникативной задачи
•
Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение
коммуникативной задачи», следует исходить из того, что учащийся должен создать
монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при
ответе рекомендовано ответить на 4 вопроса, сформулированные в задании. Однако
учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от
коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить
лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время
итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.
•
Не допускает фактических ошибок.
Фраза или предложение?
Фра́за – самая крупная фонетическая единица;
отрезок речи с законченной интонацией.
Фраза может являться синонимом «предложения», в
других случаях предложением называют грамматическую единицу, в отличие от
фонетической.
Фразы отделяются друг от друга не менее чем двумя
паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью.
Интонационно предложение состоит
из одной или нескольких фраз.
Например: Было
ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от
мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя// (Л. Толстой) .
•
В приведённом тексте два предложения и три фразы.
Итак, под фразой
понимается минимальная интонационно-смысловая коммуникативная единица
«высказывания», связной речи.
Учёт условий речевой
ситуации
Вторым критерием
М2 оценивания задания 3 является учет учеником речевой ситуации. Речевая
ситуация — одна из основных единиц речевого общения. Понятие речевой
ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия,
обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и
личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых
поступков. Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи
речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются
средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля. Речевая
ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения
разговора и определяет формы его выражения.
Иными словами, речевая
ситуация задаётся тремя вопросами: где? с кем? с какой целью? происходит
общение. Отвечая на эти вопросы, охарактеризуем речевую ситуацию итогового
собеседования: официальная обстановка, беседа со взрослым – учителем, контроль
умений ученика. Данная речевая ситуация требует от учащегося соблюдений
определённых правил официального общения, адекватного отбора фактического
материала для монолога, использование публицистического стиля.
По третьему критерию
М3 оценивается речевое оформление монологического высказывания. Полное
завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться
смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Оценивание грамотности
речи задания 3 ведётся по отдельным критериям совместно с заданием 4. Отдельно
остановимся на их анализе ниже.
Рассмотрим
типичные ошибки, допускаемые 9-классниками при составлении монологического
высказывания:
• Логические
ошибки,
• Объем
высказывания,
• Фактические
ошибки,
• Грамматические
ошибки,
• Речевые
ошибки,
• Орфоэпические
ошибки.
Логические ошибки:
• Дают
ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
• Составляют
маленькое по объёму монологическое высказывание (3-5 фраз);
• Не
формулируют вступительную и заключительную фразу высказывания,
• Используют
большое количество неоправданных пауз в речи;
Советы:
1.
Внимательно прочитать опорные вопросы в карточке.
• 2.
Подумать над понятием, которое нужно раскрыть.
• 3.
Опираться при ответе на опорные вопросы, чтобы избежать непоследовательного
рассуждения.
• Использовать
речевые клише.
Речевые
ошибки
Современная разговорная речь молодых людей изобилует
англицизмами, словарный запас детей уменьшается, а устное общение плавно
перемещается в интернет. Умение правильно и красиво выражать свои мысли
по-прежнему остаётся важным, но в современном мире, где грамматические ошибки
исправляет компьютер, оно исчезает из арсенала людей.
• Бедность
словарного запаса
• Употребление
слова в несвойственном ему значении
• Ошибки при
употреблении паронимов
• Употребление
слов иной стилевой окраски
• Нарушение
лексической сочетаемости
• Употребление
лишних и однокоренных слов (плеоназм и тавтология)
• Частое
употребление в речи слов-паразитов
• Бедность и
однообразие синтаксических конструкций
Советы
• 1.
Словарный диктант: честность, сбывается, опасность, ответственность,
прибегать к помощи, милосердие.
• 2. Работа
со словарем: милосердие – это…
• 3. «Конструктор»:
с новым словом составить предложение; с несколькими словами из диктанта
составить предложение.
Фактические
ошибки:
При
оформлении монологического высказывания учащийся справился с коммуникативной
задачей, но допустил фактические ошибки.
Больше
читать, пересказывать прочитанное, давать точные ответы на поставленные
вопросы, не искажая фактов.
Грамматические ошибки,
Орфоэпические ошибки.
Один из самых трудных и объемных разделов,
часто требующий механического заучивания.
Систематически заучивать материал,
многократно его повторяя. Анализировать допущенные ошибки.
Трудности при выполнении задания №3:
1.Недостаточное
количество времени для подготовки
2.Неумение
составлять тексы разных типов речи
3.Бедный
словарный запас
4.Наличие в
монологе грамматических и речевых ошибок
Из опыта
работы:
Модель написания сочинения-рассуждения
Вспомним
структуру текста-рассуждения:
Тезис
– аргумент -вывод
Выбрав
монолог-рассуждение, можно начать с объяснения ключевых слов
в названии темы. Допустим, вы рассуждаете о том, нужно ли
следовать моде в наше время. Дайте своё определение слову «мода»,
задумайтесь о плюсах и минусах этого явления, об отличии понятий
«модный» и «стильный».
Не забывайте
о примерном плане вашего ответа. Попробуйте привести примеры
из жизни, из кино или книг в подтверждение своих мыслей.
Возможно,
вы вспомните афоризмы и высказывания известных людей на эту
тему. Всё это способно украсить ваше рассуждение, сделать его более
аргументированным.
Придумайте
финальную фразу со словом «итак» или «таким образом», чтобы достойно
завершить свой монолог.
Составьте
монологическое высказывание:
Что
такое подвиг?
Кого
можно назвать героем?
Какими
качествами должен обладать человек, совершающий подвиг?
Приведите
пример подвига.
Пункт |
Действие |
Пример |
Вступление |
Используйте |
Мне |
ТЕЗИС |
1)Дайте 2)Прокомментируйте |
1)Что же 2)Я |
АРГУМЕНТ |
1)Подберите 2)Используйте |
Итак, …. Думаю, |
ВЫВОД: |
Сделайте |
Таким образом, (сделать |
1. Мне
предложили порассуждать на интересную тему.
- Попробую
изложить свою точку зрения. - Что
же такое подвиг? - Подвиг
– это героический поступок, проявление самоотверженности. - Я
считаю, что совершить подвиг возможно и в наше мирное время. - Но,
по моему мнению, на это способен не каждый. - Только
в меру сильный, смелый и добрый человек может совершить подвиг. - Я
считаю, что героем можно назвать человека, совершившего отважный поступок,
спасшего жизнь другому, того, кто рискует своим здоровьем и благополучием,
он бескорыстно помогает нуждающемуся в помощи. - Напримр,
работники МЧС ежедневно совершают подвиги, спасая простых людей от пожаров
и прочих чрезвычайных ситуаций. - Таким
образом, мы видим, что и в современном мире есть герои, способные на
подвиги.
Методы и приемы обучения
рассуждению.
Мнемотехника .
Мнемотехника – это система методов и
приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания
– этому способствует мнемотехника.
Слово «мнемотехника» переводится с греческого как искусство
запоминания.
Для школьников приемы мнемотехники – настоящая
палочка-выручалочка. Они помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от
долгого сидения без движений.
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды
памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять
своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Упражнение
Посмотрите на картинку в этом упражнении, здесь изображены разные
предметы и силуэты. По этим предметам можно составить интересное маленькое
стихотворение. Сначала читайте под каждой картинкой, что написано и получится
стихотворение, при этом не забывайте смотреть на картинку и запоминать, что
нарисовано для каждого слова. Потом попробуйте закрыть слова и прочитать
стихотворение по картинкам.
Это очень простое упражнение его можно запомнить с первого раза.
Самое главное не учить стихотворение, а уметь прочитать его по картинкам.
Приём
«Суперзвезда»
Рассказать
о себе, ответив на 4 вопроса.
–
Как тебя зовут?
–
Чем ты увлекаешься?
–
Назови свои положительные качества или сильные стороны.
–
Назови свои отрицательные качества или слабые стороны.
Задание
по выбору.
1.Составление
монолога по картинке
2.
Составление монолога по опорным вопросам
На
эту работу отводится 1 минута.
Пример
монолога (по опорным вопросам)
Чего
нельзя купить за деньги ?
1.
Насколько значимы в нашей жизни деньги?
2.
Всё ли можно купить за деньги?
3.
Богатый человек — это обязательно счастливый человек?
Деньги
в нашей жизни играют большую роль. Несмотря на это, я считаю, что не все
возможно за них купить.
Одно
из самых важных чувств – это счастье. Сколько бы денег ни было у человека, его
он купить не сможет. То, насколько ты счастлив, не зависит от размера твоего
кошелька.
Богатый
человек не значит счастливый. Самый счастливый человек на земле может быть
самым бедным.
Пример
монолога(по картинке )
Что
такое воспитание детей? Это обучение, подготовка ко взрослой жизни.
Я
считаю, очень важно научить ребенка соблюдать чистоту и наводить порядок в
доме. Он должен с самого детства делать уборку в своей комнате, помогать
родителям в домашних делах.
Это
развивает в ребенке самодисциплину, которая поможет ему во взрослой жизни
достичь успеха.
Монолог
учащегося 7 класса.
Почему
люди ссорятся?
1.
На каких принципах должны строиться отношения между людьми?
2.
Когда возникают ссоры?
3.
Кого можно считать конфликтным человеком?
4.
Как можно избежать ссоры?
Отношения
между людьми должны строиться на двух опорах – взаимной поддержке и любви.
Ссоры обычно возникают, когда структура отношений нарушена, когда затронуты
интересы и желания одного из пары.
Иногда
бывает так, что человек не хочет признавать вины, не понимает своей ошибки и
настаивает на своей правоте. Такого человека можно назвать конфликтным.
Чтобы
ссора не переросла в конфликт, каждому в паре нужно подумать о том, что он
сделал неправильно. Людям всегда нужно находить общий язык.
Необходимо
настроить школьников на то, что опыт, полученный в ходе подготовки
к данной итоговой аттестации очень важен, поскольку это первое, но, скорее
всего, далеко не последнее устное собеседование в их жизни.