ОО ФГОС ДО «Речевое развитие»
Конспект НОД «Составление описательного рассказа об овощах»
для детей средней группы детского сада (4-5 лет)
Цель: учить детей составлять описательные рассказы об овощах
Задачи:
– учить детей определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели;
– закреплять навыки связной монологической и диалогической речи;
– обогащать активный словарь детей словами «урожай», «овощи», «огород», «картофель», «капуста», «огурец», «помидор», «лук», «свёкла», «чеснок».
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Познавательное развитие, задачи:
– уточнить и закрепить представления детей об овощах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
– развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
– воспитывать умение слушать друг друга
Физическое развитие, задачи:
– развивать координацию движений
Предварительная совместная деятельность: рассматривание овощей, просмотр иллюстраций, чтение стихов об овощах, рисование овощей
Материалы и оборудование: кукла Буратино, корзина с овощами, модель рассказа об овощах, иллюстрации с изображением овощей, мешочек с овощами
Раздаточный материал:
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1.Организационная часть
Дети сидят полукругом на стульчиках. Раздается стук в дверь. Появляется Буратино с корзиной овощей.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я вам принес!
Воспитатель: Дети! Да это же целая корзина с овощами! Какой богатый урожай собрал Буратино с огорода. Вы помните, что такое «урожай» (ответы детей). Послушайте отрывок из стихотворения Евгении Трутневой про урожай:
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор,
На гряде сорвать неплохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом.
Урожай! Урожай! Наше лето провожай!
Воспитатель: Буратино! Какие овощи ты принёс? Покажи ребятам, пожалуйста!
Буратино: Я принес вот такую морковь! (показывает огурец). А это картофель – я отдам его своей бабушке, она приготовит мне картофельное пюре (показывает помидор). А это помидор! Какой он тяжелый! (показывает капусту)
Воспитатель: Буратино! Ты же всё перепутал! Ребята, давайте поможем Буратино и расскажем ему об овощах, которые он нам принёс.
2. Основная часть
Воспитатель обсуждает с детьми с помощью моделей последовательность рассказа об овоще (форма, цвет, величина, какой на вкус, где растёт, как едят и заготавливают на зиму).
Буратино вызывается рассказать о луке и путается. Воспитатель предлагает ему послушать, как будут рассказывать дети. Каждый ребёнок выбирает из корзины овощ, о котором он хочет рассказать Буратино (Рассказ 3-4 детей).
Проводится физкультминутка «Овощи
Осенью с мамой на рынок идем, (шагают по кругу друг за другом)
Корзинку и сумки с собою несем.
Овощи разные надо купить, (подскоки с ноги на ногу)
В корзинку и в сумки потом положить.
Свеклу купили и сладкий горох, (останавливаются, «пружинка»)
И чесночек оказался не плох!
– Огурчик зеленый, а ну не зевай, (наклоны вниз, руки отводят назад)
С морковкой в корзинку скорей полезай!
Корзинку и сумки домой мы несем – (приседания)
Все овощи на зиму мы запасем!
Овощи солим и сушим, и крошим. (движения руками вверх-вниз)
Овощи в банки храниться положим.
С мамой вас в гости зимой пригласим, (повороты вправо-влево)
Вкусным обедом мы вас угостим!
С капустой мы пирогов напечем! («пекут»)
Гостей мы накормим горячим борщом! (хлопают в ладоши)
Проводится игра «Угадай на ощупь».
3. Заключительная часть.
Воспитатель уточняет у детей, что нового они узнали. Буратино благодарит детей за их рассказы, обещает прийти в гости с корзиной фруктов и прощается.
Методическая разработка по
образовательной деятельности для детей среднего возраста (4-5 лет)
«Составление описательного рассказа на тему «Овощи»
Интеграция
образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная
область «Речевое развитие»:
1) Учить
составлять короткий описательный рассказ об овощах по плану, предложенному
воспитателем.
2)
Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки
предмета (формы, величины, цветовых оттенков).
3)
Активизация словаря детей существительными, названиями овощей
4)
Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
5)
Поощрять попытки детей рассказывать как можно подробнее.
6)
Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание.
Образовательная
область «Познавательное развитие»:
1)
Продолжать учить различать овощи.
2)
Учить классифицировать овощи.
3)
Продолжать развивать память детей.
4)
Формировать умение узнавать овощи по словесному описанию, без опоры на
наглядность.
Образовательная
область « Художественно-эстетическое развитие»
1)
Формировать умение вести неотрывную линию по контору, закрашивать рисунок
карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или
слева направо), подбирая нужный цвет для изображения.
Образовательная
область «Физическое развитие»:
1)Развивать
двигательную активность детей, умение сочетать движение со словами.
Методы
и приемы:
Практические:
игры, рисование, пальчиковая гимнастика.
Наглядные:
сюрпризный момент, рассматривание.
Словесные:
беседы, вопросы, чтение стихотворения, составление описательных рассказов,
словесные игры.
Материал
и оборудование:
Демонстрационный:
игрушка заяц Степашка, овощи, поднос, картинки с изображением овощей и
нескольких фруктов, текст стихотворения Токмаковой «Посадка овощей».
Раздаточный: картинки
с изображением овощей для каждого ребенка, листы с пунктирным изображением
овощей, цветные карандаши, простые карандаши
Детская деятельность |
Формы и методы |
Двигательная |
1. Физкультминутка. Цель: Активизировать умение сочетать |
Игровая |
1. Цель: Вызвать интерес 2. Игровая ситуация Цель: получение |
Познавательно-исследовательская |
1. Цель: Упражнять в |
Коммуникативная |
1. Цель: Закреплять 2. Составление Цель: Учить составлять 3.Словесная игра Цель: Формировать 4. Словесная игра Цель: Обогащать |
Изобразительная |
1. Цель: Развивать умение |
Восприятие (художественной |
1. Цель: Формировать |
Логика
образовательной деятельности
Этап занятия |
Задачи |
Деятельность |
Деятельность |
Ожидаемые |
Мотивационно-организа- ционный |
Сюрпризный |
Есть |
||
Воспитатель |
Слушают, |
|||
Деятельност- ный |
Продолжать учить слушать стихотворение, Продолжать развивать память |
Чтение |
Слушают |
|
Читает « Посадила баба Фекла А любимый внук Антошка И морковку, и капусту, Не забыл про помидоры: Огурцы, укроп, Витаминный огород Баба Фекла в борщ После чтения |
Слушают стихотво- рение, запоминают его |
|||
Учить Уточнить и закрепить знания детей |
Беседа |
Отвечают Называют овощи и место |
||
Воспитатель 1. Как называется это 2. Кто его написал? 3. О чем это 4. Что сажала баба 5. Где сажала бабка 6. Какие овощи выросли 7. Кто помогал ей 8. Что она готовит из Сейчас я хочу, чтобы |
Отвечают |
|||
Учить |
Игра |
Выделяют |
||
Предлагает Воспитатель хвалит |
Определяют |
|||
Учить составлять рассказ по плану, Поощрять попытки детей подробнее. |
Составление |
Составляют |
||
Предлагает 1. Про какой овощ вы 2. Какого он цвета, 3. Какой на вкус? 4. Каким его можно Дает образец рассказа: Если ребенок воспитатель помогает с Степашка благодарит Воспитатель предлагает |
Дети Слушают рассказ |
|||
Развивать двигательную со словами. |
Физкультминутка. |
Активизирована |
||
Предлагает Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем, жмем. Попробуем как вкусно! Ведь это же капуста. «Молодцы! Хорошо |
Выполняют |
|||
Обогащать словарный запас детей Формировать умение описанию, без опоры на |
Словесная |
Используют Называют овощи по |
||
Предлагает «Трудно было отгадать |
Рассказывают |
|||
Формировать умение цвет для изображения. |
Рисование |
Обрисовывают |
||
Предлагает После того, как дети |
Обрисо- вывают рисунок по |
|||
Обогащать словарный запас детей |
Словесная |
Используют |
||
Предлагает Если сок из капусты, Сок из моркови |
Называют |
|||
Заключи- тельный |
Игровая |
Могут |
||
Воспитатель Какое задание было Какое задание было Какое задание было Воспитатель следит, |
Отвечают на вопросы нием. |
Подборка
сказок, рассказов об овощах для детей
Однажды щенок шел по огороду и повстречал его
обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про
жителей чудесного огорода.
Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто
это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец.
Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый,
сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор!
А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни
капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться.
А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а
лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок.
Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были
сладкие перцы разных цветов: красного, оранжевого, желтого и зеленого.
Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а
сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперь щенок
знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.
Сказка про овощи
Посадил дед репку. И ждал, что она вырастет
большая-пребольшая. Пришло время. Стал дед репку копать. Тянет-потянет… А тут
слышит, что овощ с ним разговаривает. – Дедуля, ну какая же я тебе репка, я же
красная морковка с зелеными кудрявыми волосами! – Вот чудеса, – говорит дед, –
а где же я репку посадил? Не помню. Полезай ко мне в корзину, на суп
пригодишься, а пока вместе будем искать. Идет он дальше по огороду.
Тянет-потянет… – Ой, осторожней со мной, я же не репка, а свекла, – ответила
деловито бордовая дама. – Как же так, – говорит дед, – опять перепутал. Ну пойдем
и ты со мной, на борщ понадобишься. Идет он дальше. – Ты, наверно, репка, –
обратился дед к очередному овощу. – Кто, я? Нет, что ты. Я картошка. – Вот
дела, – пробормотал дедушка, – ох, старость – не радость. Слеповат, да с
памятью проблемы. Как же мне репку отыскать? – Да вот же я, – воскликнула
репка, – сколько вас всех можно ждать? Сижу тут, скучаю одна. – Наконец-то, –
обрадовался дед. Хотел было вытянуть, да уж и правда большая-пребольшая репка
уродилась. Наверное, надо звать бабку, внучку и других. А как дед репку тянул?
Ну а это уже другая история.
Спор овощей
Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел
телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили
обзавестись огородом. Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что
время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена.
Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил.
Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена
рассыпались по огороду. Пришел дед домой угрюмый. И говорит: “Как же
теперь отыскать, где морковка, а где свекла!” “Не беспокойся, дед, –
сказала бабка, – придет пора, сами догадаемся”. Вот и осень наступила,
пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие
красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и
полезней. – Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех. – А я
всех полезней. Я – лук, спасаю от всех недуг. – А вот и нет. Я тоже витаминами
богата. Я – тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая. – Не
одна ты красотой блещешь. Я – морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и
вкусная, всем очень нравлюсь. Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не
сказали: “Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на
грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые
съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали”.
Сказка о
полезных овощах.
Катя, как обычно, гостила у бабушки в период летних
каникул. Ей очень нравилось в этой деревне. Яркое и теплое солнышко всегда
поднимало настроение, а в чистой речке всегда можно было вдоволь искупаться.
Только вот Катя очень часто капризничала и не слушалась бабушку. Она не хотела
кушать приготовленные блюда из овощей и фруктов. Девочка отказывалась их есть и
говорила: “Это я не хочу, это не буду. Вот это зелененькое я не ем, а вот
это красненькое убери”. И все в таком духе. Конечно, это сильно
растраивало бабушку, ведь она так старалась для любимой внучки. Но Катенька
ничего не могла с собой поделать.
Однажды девочка вышла на улицу и услышала, что на огороде
кто-то разговаривает. Она подошла поближе к грядкам и была очень удивлена.
Овощи спорили между собой. – Я главнее всех на свете, – выступил картофель, – я
способен насытить весь организм и дать силы на целый день. Благодаря моим
полезным свойствам каждый ребенок будет долго бегать, прыгать, скакать, и
ничуть не устанет. – Неправда, я самая важная! – заявила красивая оранжевая
морковь. Вы даже не представляете, сколько во мне бета-каротина –
супервитамина. Он полезен для зрения. – Хм, – подумала Катя, – наверное,
бабушка очень любит морковку, раз до сих пор вяжет и читает без очков. А в это
время овощи продолжали спорить: – Дорогая подружка, – подключилась к разговору
тыква, – не думай, что ты одна богата бета-каротином. Во мне его тоже
предостаточно. Я помогаю людям справляться с осенними недугами. А еще во мне
витамин C содержится. – Я тоже имею такой витамин, – игриво ответил красный
перец, – во мне его гораздо больше, чем в цитрусовых. – Нет, ребята, вы,
конечно, важны, но я все-таки самая главная! – сказала капуста брокколи. – Меня
можно есть не только вареной, жареной или тушеной, но и сырой. Во мне содержатся
самые полезные витамины. А суп из меня получается превосходный. – Друзья, все
вы конечно правы, но без меня блюда получаются не такие вкусные. – сказал лук
басом, – и я могу вылечить человека от разных болезней. И тут овощи заметили,
что кто-то за ними наблюдает, и тотчас прекратили свой спор, как будто и не
разговаривали вовсе. – Вот это чудеса! – тихонько сказала Катенька. – И тут
бабушка позвала внучку кушать. Катя поняла, что очень проголодалась, и побежала
мыть руки. Когда девочка увидела, что на завтрак ее ожидала тыквенная каша, то
очень обрадовалась. Ей захотелось самой перепробовать все овощи и выбрать, кто
из них главнее и вкуснее. Катя решила, что теперь будет с удовольствием кушать
бабушкины салатики и кашки и станет красивой и здоровой
“Овощи на грядке”
Летом посадили овощи в огороде: свеклу,
морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи
быстро на грядке. Птички собирали вредных жуков, кошки ловили
кротов-землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и
рассказывали друг другу сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не
могут они друг до друга дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках.
Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и
дождливо в огороде, все сказки были рассказаны, все загадки загаданы –
загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди выкопали и собрали
овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной
суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе!
Стали они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать.
Весело кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.
“Сказочное
путешествие овощей”
Жили – были огурец, помидор и морковь. Однажды помидор
говорит: «Мне дедушка рассказывал, что где – то далеко, за морями, океанами
живут существа, похожие на нас». «Ой, как интересно!» – воскликнула морковь. «А
давайте отправимся в путешествие, заодно с ними и познакомимся», – предложил
огурец. Так они начали собираться в долгий путь. Прошло два дня, друзья
сколотили лодку, надули матрас, натянули парус и отправились в путь.
Плывут они день, другой, вдруг пошел сильный
дождь, подул ветер, начался шторм. От ветра порвало парус, лодку чуть не
опрокинуло. Когда море успокоилось, оглянулись они, а вокруг кроме воды ничего
нет. Испугались огурец, помидор и морковка стали кричать, махать руками. Вдруг
из воды показалась чья – то мордочка. Это дельфин Стёпа проплыл мимо и
услышал крики. Друзья наперебой стали рассказывать, что поплыли искать похожих
на себя существ. А Стёпа им отвечает: «Да, я знаю, здесь недалеко на
острове живут такие же, как и вы. Я вас провожу!».
Прыгнули огурец, помидор и морковка
на спину дельфина, и поплыли на остров. Быстро домчал их Стёпа до песчаного
берега. Вышли они на берег, а морковка, как закричит: «Смотрите, смотрите –
какой оранжевый помидор и желтый огурец!» Засмеялся дельфин: «Да это же
апельсин и банан. Пойдемте, я вас с ними познакомлю!» Так и подружились огурец,
морковка, помидор, банан и апельсин! Стали они ездить друг к другу в гости, да
и про Стёпу не забывают!
Сказка про Морковку
Жила – была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее
внучка Иринка и спрашивает:
– Ты кто?
– Я – Морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.
Побежала Иринка к бабе Варе и все ей рассказала.
– В моркови содержится большое количество витамина А,
который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно
действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней
содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка.
– Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? –
спросила она.
– Хочу, хочу! – обрадованно закричала Иринка.
– Тогда за дело!
Мы морковку чистим-
чистим,
Мы морковку трем- трем.
Сахарком ее посыпим
И сметанкою польем.
Вот какой у нас салат,
Витаминами богат!
Иринке очень понравился салат из морковки. С тех пор они
стали подружками.
Хрустик –
Путешественник
Жил – был на огороде огурец Хрустик. Он был очень
любопытным мальчуганом. Хрустика интересовало все вокруг. Почему Солнышко
светит только днем? Куда бегут облака? Мама Хрустика часто терялась, когда
слышала подобные вопросы.
Однажды Хрустик решил покинуть заросли огуречной ботвы и
отправиться путешествовать. Ему так хотелось узнать, что же происходит дальше
его дома.
Когда солнышко стало припекать, и мама заснула в тени под
листиком, Хрустик отправился в путешествие.
Первым ему встретился на пути Помидор, большой и красный.
– Ты кто? – спросил его Хрустик.
– Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
– Давай лучше с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу
вон на той грядке.
– Давай, приходи почаще в гости! – ответил Помидор.
И Хрустик пошагал дальше. На пути ему встретилась морковка.
– Ты кто? – спросил его Хрустик.
– Я – Морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
– Давай с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на
той грядке.
– Давай, у меня много друзей! – ответила Морковка.
Тут Хрустик заметил, что Солнышко стало прятаться за
горизонт. Значит скоро наступит ночь, и мама будет волноваться.
– До свидания, я завтра обязательно приду в гости. А сейчас
мне пора домой! – сказал Хрустик и заспешил к своей грядке.
Приключения
Помидорки
На одном маленьком огороде, на грядке жила семья
Помидорчика. Помидорчик рос очень жадным. Самыми любимыми его словами были
слова: «Мои! », «Моя! », «Мое! ».
Шел однажды Помидорчик по огороду. Навстречу ему Чеснок
бежит, урожай несет. «Мой! » – закричал Помидорка и отнял у Чеснока урожай. Тот
обиделся и заплакал.
Пошел Помидорка дальше. Видит: Лук идет, полную корзину
зелени несет. «Мое! » – закричал Помидорка и отобрал корзину у Лука.
Идет дальше Помидорка, а на грядке горький Перчик
нанизывает перчики на веревку. «Моя! » – закричал Помидорка и отнял веревку с
перчиками.
Собрались обиженные овощи и решили проучить жадину.
– Заставлю плакать всех вокруг,
Хоть я и не драчун, а лук – сказал обиженный Лук.
– Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе;
И к пище я приправа,
И на жадину управа – сказал обиженный Чеснок.
– Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий,
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово,
Ешьте меня всяким
Излечу от злобы
Будете здоровы – сказал обиженный Перчик.
Собрались они вместе и подловили жадину, да так поддали
ему, что взмолился Помидорка о пощаде. Поверили ему овощи и дали шанс
исправится.
С тех пор Помидорка изменился на радость маме и папе.
«Овощная сказка»
Автор: Костоусова Ольга Николаевна
Описание: Авторская сказка познакомит детей с приключения
в городе овощей. Данный литературный материал можно использовать для развития
воображения и фантазии, а также как сюжет для создания творческих работ
В зеленом царстве-государстве жил да был синьор
Кабачок. Он был очень важный, упитанный и немного неуклюжий.
Он очень любил свое царство-государство, но
больше всего на свете он любил греться на солнышке и толстеть.
У него дочь – прекрасная принцесса Патиссон. Она
любила гулять на зеленой полянке, петь песенки и танцевать. Слышите, она поет:
ля-ля-ля-ля.
А еще во дворце жил охранник – синьор Картофель.
Он очень хорошо делал свое дело, охранял царство – зеленое государство, чтобы
никто чужой не пробрался, не вырос на чужой территории.
Синьор картофель был угрюмый и немного суровый.
Еще он присматривал за принцессой Патиссон,
чтобы она не ходила далеко, в ямку не упала, ножку не сломала.
Все было тихо и спокойно в царстве – зеленом
государстве.
Недалеко, за поляной, на простом огороде жили
простые овощи: свекла – «Бардо», которая каждый день из своей косы делала самые
забавные прически, малышка – морковка, перец зеленый, старичок-баклажан, да
лучок – зеленый стручок.
Лучок очень любил играть, но все, с кем он
заводил дружбу, вдруг начинали плакать, тереть глаза, зажимать нос и убегали.
– Какой я несчастный» – говорил лучок, – со мной
никто не играет, от меня идет горький луковый запах, и все начинают лить слезы.
Я приношу несчастье.
И лучок гулял один в полном одиночестве. Гуляя
один, он думал о друге. И вдруг на поляне он увидел незнакомку. Это была
принцесса Патиссон, она вышла погулять перед сном.
– Кто ты? Спросила она, – как тебя зовут?
– Я Лучок, а ты кто?
– А я принцесса Патиссон. А почему ты такой
грустный?
– Со мной никто не хочет дружить, потому что я
горький. Вот и ты сейчас заплачешь.
– Нет, я не буду плакать, я буду петь песенки.
Они взялись за руки и закружились под веселую
песенку Патиссон.
Все это увидел охранник Картофель и доложил
синьору Кабачку.
– Глубокоуважаемый синьор Кабачок! Ваша дочь
принцесса гуляет неизвестно с кем, с простым овощем.
– Как? Я не позволю, немедленно привести ее в
царство, зеленое государство и запереть.
Патиссон стояла одна у раскрытого окна и думала
о добром новом друге. Она загрустила, ничего не ела, похудела и заболела.
– Апчхи! Апчхи!
– Беда! Беда! Заболела дочь – принцесса
Патиссон! Кто вылечит мою дочь, кто спасет ее? – кричал в отчаянье синьор
Кабачок.
– Я вылечу принцессу – сказал Лучок. Она
поправится.
Он пришел к принцессе – принцесса чихала, из
глаз ее текли слезы.
Лучок стал снимать со своей головы чешуйчатые
шляпки – и вся комната наполнилась горьким луковым запахом.
– Потерпи еще немного, и ты будешь здорова.
– Я уже здорова – сказала принцесса. А слезы –
это слезы радости. Спасибо тебе, что ты вылечил меня.
Синьор Кабачок смутился и на свадьбу согласился.
Всех на свадьбу пригласил, никого не позабыл.
А Лучка назначил главным лекарем в царстве,
зеленом государстве.
Тут и сказочке конец.
Авто |
Одна Однажды Коро он, н – Я са Я самый – Поч Это почему – Пот Потому что |
– Нет, я самая главная! – не соглашалась с картофелем и
огурцом оранжевая морковка. – Знаете, как много во мне особого витаминчика –
бета-каротина? Он полезен для хорошего зрения. Кто меня, морковку, кушает, тот
до самой старости хорошо видеть будет. Только кушать меня надо со сметанкой,
так мои витаминки правильно работают и становятся намного полезнее.
Слушает Ваня морковку и головой кивает. Вот почему
оказывается, бабушка хорошо видит, и не надевает очки даже когда вяжет и шьет.
Она, наверное, морковку любит.
– Подружка, не только ты, богата бета-каротином, — ответила
тыква. – Во мне его тоже много, так же как других полезных витаминов! Я помогаю
человеку бороться с осенними и весенними болезнями, когда на улице сыро,
холодно и дует ветер. Во мне и витамин С есть!
– О, если хотите получить витамин С, то это ко мне вы обращайтесь!
– рассмеялся сладкий мясистый красный перец. – Во мне его ооочень много! Даже
больше чем в жёлтых лимонах и оранжевых апельсинах! Я при простудах помогаю,
организм укрепляю.
– Я красный помидор, я поднимаю настроение! Если скушал
помидор, то будешь много улыбаться.
– А я тоже один из самых полезных овощей! – улыбнулась
брокколи — кудрявая капуста, поправив свои зелёные листочки. – И чего во мне
только нет! Хоть вари меня, хоть сырой кушай – сплошные витамины! А мой вкус!
Знаете, какой из меня супчик получается?
– Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Вы же
слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня так
говорят. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить и защитить. И
меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.
Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и сразу
затихли, как будто только что не спорили друг с другом.
– Вот чудеса! – прошептал Ваня, и тут сон закончился. Это
мама разбудила его, позвав кушать.
Мальчик понял, что сильно проголодался и побежал мыть руки.
По пути он вспоминал, что сегодня приготовила мама на завтрак. А когда
вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда
будет кушать мамины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и
здоровым. С тех пор Ваня больше никогда не капризничал, хорошо кушал и стал
меньше болеть. А другим деткам, когда видел, что те балуются едой, всегда
рассказывал о своём чудесном сне.
У бабушки Нюры в огороде росли разные овощи. На небольших
грядках радовались солнечным лучам морковь, свекла, лук, петрушка и укроп.
Отдельное место отводилось картофелю, занимавшему большую часть земли.
Морковь приветливо махала нежно-зелёной ботвой растущей по
соседству свекле, листья которой были тёмно-зелёного цвета, а лук играл и переплетался
свежими ростками с пахучим укропом. Петрушка не обращала внимания на игривость
лука, предоставляя своим красивым, резным листьям полную свободу. Морковь и
свекла частенько поглядывали в сторону горделивого картофеля: у него были
высокие стебли, и листьев у него было намного больше, чем у других. На вершине
картофельных стеблей распускались белые цветы.
– Почему так много земли у картофеля? – обидчиво спросила
морковь у свеклы. – Его стебли и листья поэтому так хорошо растут! А меня
прореживают постоянно, ограничивают мой рост, оставляя только избранные
морковки, которые потом вырастают большие-пребольшие!
– Да, не справедливо это, – деловито ответила свекла.
– За моим ростом баба Нюра тоже внимательно следит и оставляет расти зачастую
только самые красивые круглые плоды, а из остальных варит то борщ, то
ботвинник.
– Не хорошо это, – отметил и лук. – Мои ростки всё время
срывают и крошат в салат, а картофель растёт: ему всё нипочём.
Укроп с петрушкой только тяжело вздохнули, а картофель
только ещё выше поднял свои стебли к солнцу.
Так пролетело лето. Лук с укропом и петрушкой баба Нюра
давно убрала с грядок. Часть урожая она заботливо засушила на зиму. На земле
оставались только морковь и свекла, да картофель, ветви которого
опустились к земле и пожелтели.
К бабе Нюре приехали внуки и стали выкапывать картофель,
гремя вёдрами и лопатами. Морковь со свеклой внимательно следили за тем, как
люди собирают урожай с этого горделивого и молчаливого растения. У картофеля
под землёй, оказывается, выросли большие плоды. Когда их выкапывали, столько
радости было на лицах людей. Баба Нюра не переставала повторять: «Хороший нынче
урожай!» А внуки ей отвечали: «Картошка – второй хлеб! Будет теперь, что кушать
зимой!»
Морковь и свекла задумались. Так вот почему так много земли
выделяется бабой Нюрой под картофель! Люди считают его одним из важнейших
растений, которое даёт им плоды, необходимые для приготовления основной пищи,
вторым хлебом.
Когда урожай картофеля был собран, наступил черёд свеклы с
морковью. Их аккуратно собрали и разложили в разные ящики, затем – спустили в
погреб. Когда морковь со свеклой оказались в прохладном погребе, они удивились,
что рядом с ними в ящиках лежали плоды недавно собранного людьми картофеля.
Только картофеля было гораздо больше, чем моркови и свеклы. Так, овощи с
грядок, расположенных по соседству, оказались вместе опять.
Сказка о полезных
овощах (сказкотерапия
для детей) Автор: Мария Шкурина
Как-то
летом гостил Серёжа у бабушки в деревне. Хорошо в дерене — солнышко, речка,
чистый воздух. На улице можно играть с ребятами с утра и до самой темноты!
Только вот часто Серёжа с бабушкой ссорился. А всё почему? Бабушка для внука
готовила вкусные обеды из фруктов и овощей, а мальчик их есть не хотел. «Это я
не люблю. Это я не буду. Вот это красненькое я не ем! Вон то зелёненькое
убери!» — вот что слышала бабушка каждый раз, когда уговаривала мальчика сесть
за стол. Бабушка расстраивалась, да и самому Серёже было неприятно её обижать,
но вот ничего поделать с собой он не мог.
Одним утром, перед завтраком, вышел мальчик во двор, с солнышком поздороваться.
Вдруг услышал Серёжа со стороны бабушкиных грядок с овощами чьи-то голоса.
Огляделся он, нет никого. Подошёл поближе к грядкам и рот разинул от удивления.
Это разговаривали друг с другом овощи на грядках. Да не просто разговаривали, а
спорили.
— Я самый главный! – заявлял картофель. – Я лучше всех овощей насыщаю, даю силы
на целый день!
— Нет, я самая главная! – не соглашалась оранжевая морковка. – Знаете, сколько
во мне витамина – бета-каротина? Он очень для глаз полезен. Кто будет его много
кушать, тот до самой старости будет видеть хорошо.
Слушает Серёжа морковку, а сам головой кивает. Вот оказывается, почему бабушка
так хорошо видит, и не надевает очки даже когда шьёт или вяжет. Она, наверно,
морковку любит.
— Не только ты, подружка, богата бета-каротином, — ответила тыква. – И во мне
его много. Как и других полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с
осенними болезнями, когда на улице сыро и ветер. Во мне и витамин С есть!
— О, если зашла речь о витамине С, то это вы ко мне обращайтесь! – рассмеялся
мясистый сладкий красный перец. – Во мне его огого сколько! Больше чем в
лимонах и апельсинах! При простудах помогает, организм укрепляет.
— А я вообще один из самых полезных овощей! – улыбнулась кудрявая капуста
брокколи, поправляя свои зелёные листочки. – И чего во мне только нет! Хоть
вари меня, хоть сыро кушай – сплошные витамины! А вкус! Знаете, какой из меня
супчик получается?
— Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Разве вы не слышали
поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня. Значит, что я от многих болезней
человека могу вылечить. Да и вообще меня во все блюда добавляют. Без меня они
не такие вкусные.
Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и разом затихли, как будто
только что не спорили друг с другом.
— Вот чудеса! – прошептал Серёжа, и тут бабушка позвала его завтракать.
Мальчик понял, что ужасно проголодался и побежал мыть руки. По пути он
вспоминал, что сегодня приготовила бабушка на завтрак. А когда вспомнил, что
она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать
бабушкины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым.
Овощная сказка.
Жили-были на одном огороде Овощи. Жили они дружно, пока не
задумались над тем, кто из них важнее всех. А задумавшись, поссорились. Каждый
считал, что он лучше, полезнее и вкуснее других.
И вот Лук заявляет:
– Я самый главный! Я вчера слышал, как хозяйка говорила:
лук – от семи недуг!
– Да от тебя одни только слезы! – вмешалась Капуста. –
Недаром есть загадка про тебя: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает,
тот слезы проливает».
– Меня в каждое блюдо кладут! – не унимался Лук.
– Ха-ха-ха! – рассмеялись Яблоки. – А в варенье не кладут!
А из нас отличное варенье варят! А пироги с яблоками – просто объеденье!
– Зато я самый сочный, – сказал Помидор.
– Нет, я! – обиделся Огурец. – Я сочный, а еще хрустящий.
– Вода водой! – фыркнула Капуста. – А во мне столько
витаминов!
– И мы очень полезны! – выглянули из-под ботвы Морковь и
Свёкла.
Шум и гам поднялся такой, что прилетел соседский Воробей
посмотреть, что же случилось. Он сел на ветку вишневого куста и стал слушать, о
чем спорят Овощи.
– Послушайте! – сказал он. – Я, конечно, не такой мудрый,
как мой старый дед-воробей, но хочу вам дать совет: перестаньте ссориться,
сейчас в огород зайдет Хозяйка – кого из вас она возьмет на обед, тот и есть
самый главный.
Так и случилось. Хозяйка, добрая старушка, ждала в гости
своих любимых внуков. Она решила угостить их на славу: приготовить вкусный,
наваристый борщ, испечь пирог с яблоками, нарезать салат из свежих овощей и
зелени, сварить смородиновый кисель. А на сладкое она хотела сделать душистое
клубничное варенье. Хозяйка зашла в огород с большой плетёной корзиной, сорвала
и положила в неё капусту, морковь и свеклу, лук, помидоры и огурцы. Не забыла
про яблоки и клубнику.
И только тут Овощи поняли, что нет среди них главных, все
они по-своему хороши, вкусны и полезны. Главное – чтобы блюда, приготовленные
из них, были сделаны с любовью
Сказочная
история «Земляные
яблоки» про картофель для детей
Автор: Ирис Ревю
Сказочный
картофель растёт в сказочной стране. Там всем управляет фея. Однажды она
рассказала маленькой девочке, как растёт картофель…
Смотрю в
огород и вижу, как растёт сказочный картофель. Почему сказочный? Потому что
сказочная фея помогает ему расти. Она делает так, что из маленькой семенной
картошечки вырастает красивый зелёный куст, потом у него появляются цветки,
которые будут весело шептаться с ветром и другими цветками.
А знаете,
какое волшебство происходит дальше? Цветочки растут вверху, тянутся к солнцу, а
клубни картофеля формируются внизу, в земле. Их не видно.
Картофелина
растёт не одна, её окружают братцы-картофелины.
Так растёт
знакомый всем нам любимый овощ.
А однажды с
картофелем произошла смешная история. Одна маленькая девочка поведала нам, что
картошка растёт на дереве. Якобы ей сказала мама, что картошка – это яблоки. А
девочка сама уже додумала, что яблоки растут на деревьях.
Сказочная
фея растолковала девочке, что картошка – это, действительно, яблоки, но
земляные яблоки, а не сладкие. И растут земляные яблоки в земле.
Спасибо
тебе, сказочная фея, за то, что ты помогаешь расти картофелю, я его очень
люблю!
Сказка «Свекольная история» Автор: Ирис Ревю
В незапамятные времена, когда патиссонов и баклажанов ещё не было,
свёкла уже была известна людям: яркая, крепкая, сочная. Люди использовали её в пищу.
А как вы думаете, что они ели? Вершки, то есть листья. А корнеплоды только в
лечебных целях использовали.
Но однажды случилась такая история. В маленькое поселение повадился
злой зверь бегать. И никакого сладу с ним не было. То еду у людей утащит, то
посадки испортит. Терпели-терпели люди, да и пошли на другие территории. А в
поселении дед один остался.
Запасы еды у него были небольшие, только свёклы было в достатке. Вот
он и начал есть и вершки, и корешки, то есть и листья, и корнеплоды. Вкусной
оказалась свёколка. И варил дед её и парил, и даже сок свекольный делал.
А вскоре почувствовал дед, как сил у него прибавилось. И ноги бойчей
стали бегать, и уставать меньше стал. Вкусными и полезными оказались
корнеплоды.
Стал дед выращивать свёклу сам. А потихоньку и люди в поселение
вернулись. Зверь давно ушёл, то ли убежал куда подальше, то ли смирным стал.
А дед научил людей со свёклой обращаться. Полюбили люди этот овощ. С
тех пор ни один овощной сезон без свеклы не обходился.
Вопросы к сказке «Свекольная история»
Какую часть свёклы поначалу использовали люди в пищу?
Почему люди ушли из поселения?
Чем питался дед, когда остался в одиночестве?
Какими оказались корнеплоды свеклы?
В каком виде дед ел свеклу?
Любишь ли ты свеклу?
«Барыня Капуста» Автор сказки: Ирис Ревю
Однажды малыши Морковка и Свёколка спросили у своих мам, почему
Капусту называют «барыней»? А надо сказать, что Капуста и впрямь в огороде
была, как барыня. На грядке она занимала много места, да и сама гряда,
выделенная под капусту, была больше других. Полив ей был обеспечен самый обильный;
да и сорняки её побаивались. К росткам моркови и свёклы они пристраивались
легко, а вот от Капусты предпочитали держаться подальше. Она такая крупная,
задавит ещё ненароком.
Мамы малышей Морковки и Свёколки толком не знали, почему Капусту
величают барыней. Они решили расспросить об этом царя Гороха.
— Капуста – барыня потому, что она всегда наряжается, ходит в ста
одеждах. А кто ходит в богатых одеяниях, тот и барыня. Да и к тому же она –
такая крупная, здоровая. Настоящая русская барыня, — сказал царь Горох.
Морковь и Свёкла весело закивали. Им так нравилось, как растёт
Капуста. У неё такой красивый зелёный цвет. Цвет надежды.
Вопросы и задания к сказке «Барыня Капуста»
Какой овощ в огороде называют «барыней»?
Какое отношение в огороде было к Капусте?
Почему сорняки боялись Капусты?
Какие овощи захотели узнать о Капусте побольше?
Как объяснил царь Горох, почему капуста – барыня?
Опиши капусту. Какая она: большая или маленькая, круглая или плоская,
зелёная или желтая? Любишь ли ты капусту?
Сказка «Заморский Баклажан» Автор: Ирис Ревю
Жан Баклажан в наш огород из заморских краёв пожаловал. Одежда у него
иностранная, наши овощи в такой не ходят. Сам наряд – фиолетовый, ещё есть
зелёный воротничок. Держится Жан Баклажан в нашем огороде особняком. Но очень
достойно!
Братьев и сестёр у Жана Баклажана мы не видели и не знали о
них. Но оказывается, что братья у Жана в нашем огороде всё-таки есть.
Вышло так, что смышленый мальчик Витя прочитал в энциклопедии, что баклажан –
это армянский огурец, и рассказал об этом бабушке, а овощи всё слышали. Значит,
огурец – брат Баклажана! А огурцов в наших садах-огородах немало!
И ещё мальчик прочитал о том, что овощ баклажан очень полезен. На
загадочном Востоке баклажаны именуют «овощами долголетия».
Огородные овощи были рады за Жана Баклажана. Они радовались тому, что
Баклажан такой полезный, да и тому, что братья у него нашлись. С братьями
всё-таки лучше!
А как был доволен сам Жан Баклажан! Теперь он издали смотрит на своих
зелёных собратьев, и при порывах ветра весело помахивает им.
Вопросы к сказке «Заморский Баклажан»
Откуда пожаловал к нам Жан Баклажан?
В каких нарядах ходит Жан Баклажан?
Каким образом Баклажан узнал, что у него есть братья?
Кто такие братья Баклажана?
Любишь ли ты баклажан?
Полезен ли баклажан?
Пересказ
рассказа “Богатый урожай” с использованием сюжетных картин
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и
Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя – в огороде. Решил Ваня
вырастить урожай груш и винограда, а Костя – урожай гороха и огурцов. Овощи и
фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные
гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и
виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на
помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали
богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.
Беседа.
– О ком этот рассказ?
– Где любил работать Ваня? Как его можно
назвать?
– Где любил работать Костя? Как его можно
назвать?
– Что выращивал в саду Ваня?
– А что в огороде Костя?
– Кто мешал Ване? А кто Косте?
– Как можно назвать гусениц и галок?
– Кто помог Ване избавиться от гусениц?
– А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
– Чему радовались трудолюбивые гусята в конце
лета?
Пересказ рассказа.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
1) Учить составлять короткий описательный рассказ об овощах по плану, предложенному воспитателем.
2) Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков).
3) Активизация словаря детей существительными, названиями овощей
4) Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
5) Поощрять попытки детей рассказывать как можно подробнее.
6) Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1) Продолжать учить различать овощи.
2) Учить классифицировать овощи.
3) Продолжать развивать память детей.
4) Формировать умение узнавать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность.
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»
1) Формировать умение вести неотрывную линию по контору, закрашивать рисунок карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо), подбирая нужный цвет для изображения.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1)Развивать двигательную активность детей, умение сочетать движение со словами.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)
Методическая разработка для воспитателей по образовательной детской деятельности для детей среднего возраста (4-5 лет) «Составление описательного рассказа на тему «Овощи»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
1) Учить составлять короткий описательный рассказ об овощах по плану, предложенному воспитателем.
2) Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков).
3) Активизация словаря детей существительными, названиями овощей
4) Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
5) Поощрять попытки детей рассказывать как можно подробнее.
6) Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1) Продолжать учить различать овощи.
2) Учить классифицировать овощи.
3) Продолжать развивать память детей.
4) Формировать умение узнавать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность.
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»
1) Формировать умение вести неотрывную линию по контору, закрашивать рисунок карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо), подбирая нужный цвет для изображения.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1)Развивать двигательную активность детей, умение сочетать движение со словами.
Методы и приемы:
Практические: игры, рисование, пальчиковая гимнастика.
Наглядные: сюрпризный момент, рассматривание.
Словесные: беседы, вопросы, чтение стихотворения, составление описательных рассказов, словесные игры.
Материал и оборудование:
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
1. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Капуста» Цель: Активизировать двигательную активность детей, умение сочетать движения с речь. |
Игровая |
1. Сюрпризный момент «Приход зайца Степашки к детям» Цель: Вызвать интерес к предстоящей деятельности. 2. Игровая ситуация «Благодарность от Степашки» Цель: получение чувства удовлетворенности от деятельности. |
Познавательно-исследовательская |
1. Игра Что лишнее?» Цель: Упражнять в умении классифицировать овощи. |
Коммуникативная |
1. Беседа по содержанию стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» Цель: Закреплять умение запоминать содержание стихотворения и отвечать на поставленные вопросы полным предложением . 2. Составление описательных рассказов на тему «Овощи» Цель: Учить составлять короткий описательный рассказ об овощах по плану, предложенному воспитателем. 3.Словесная игра «Отгадай-ка» Цель: Формировать умение рассказывать об овощах по картинке и отгадывать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность. 4. Словесная игра «Назови сок» Цель: Обогащать словарный запас детей прилагательными, образованными от существительных, названий овощей. |
Изобразительная |
1. Рисование овощей. Цель: Развивать умение вести неотрывную линию по контуру, подбирать нужный цвет и закрашивать не выходя за пределы изображения в одном направлении. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) |
1. Чтение стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» Цель: Формировать умение быть внимательными слушателями. |
Демонстрационный: игрушка заяц Степашка, овощи, поднос, картинки с изображением овощей и нескольких фруктов, текст стихотворения Токмаковой «Посадка овощей».
Раздаточный: картинки с изображением овощей для каждого ребенка, листы с пунктирным изображением овощей, цветные карандаши, простые карандаши
Этап занятия |
Задачи |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный |
Сюрпризный момент «Приход в гости зайца Степашки |
Есть мотивация на предстоящую деятельность |
||
Воспитатель разговаривает от имени Степашки, который рассказывает детям, что ему нужно помочь друзьям заготовить овощи на зиму, но он не знает, что это такое овощи и просит детей познакомить с ними. Воспитатель предлагает помочь Степашке, а для этого нужно познакомиться со стихотворением Токмаковой «Посадка овощей» Перед чтением стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» дает установку детям на запоминание овощей, о которых говорится в этом стихотворении. |
Слушают, предлагают помощь. |
|||
Деятельностный |
Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание. Продолжать развивать память детей. |
Чтение стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» |
Слушают и запоминают содержание стихотворения. |
|
Читает стихотворение Токмаковой «Посадка овощей» : « Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу, А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой, И морковку, и капусту, чтобы борщ был очень вкусный. Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора, Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку. Витаминный огород требует больших хлопот. Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет». После чтения стихотворения Степашка просит, чтобы дети еще раз ему рассказали, что где росло у бабушки Феклы, а то он не совсем понял. |
Слушают стихотворение, запоминают его содержание. |
|||
Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Уточнить и закрепить знания детей об овощах и месте их выращивания |
Беседа по содержанию стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» |
Отвечают на вопросы полным предложением. Называют овощи и место где они растут. |
||
Воспитатель задает детям вопросы по содержанию стихотворения Токмаковой «Посадка овощей»: 1. Как называется это стихотворение? 2. Кто его написал? 3. О чем это стихотворение? 4. Что сажала баба Фекла на огороде? 5. Где сажала бабка Фекла овощи? 6. Какие овощи выросли у нее на огороде? 7. Кто помогал ей сажать овощи? 8. Что она готовит из овощей? Сейчас я хочу, чтобы вы помогли Степашки еще лучше запомнить овощи. Мы с вами поиграем в игру «Что лишнее?» |
Отвечают на вопросы. |
|||
Учить классифицировать овощи. |
Игра «Что лишнее?» |
Выделяют и классифицируют овощи среди других предметов. |
||
Предлагает детям найти лишний предмет при рассматривании ряда картинок. Воспитатель хвалит детей и просит, чтобы они рассказали Степашки про разные овощи, которые лежат на подносе. |
Определяют и называют лишний предмет. |
|||
Учить составлять короткий описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем. Поощрять попытки детей рассказывать как можно подробнее. |
Составление описательного рассказа на тему «Овощи» |
Составляют описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем. |
||
Предлагает детям план рассказа: 1. Про какой овощ вы хотите рассказать Степашки? 2. Какого он цвета, формы? 3. Какой на вкус? 4. Каким его можно кушать? Дает образец рассказа: «Степашка, я расскажу тебе про морковь. Она оранжевая, длинная и вкусная. Морковь можно кушать сырой. Когда ее грызешь, она хрустит на зубах. Морковь кладут в суп, борщ, щи и салаты. В ней много витаминов. Она очень полезная» Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает с помощью наводящих вопросов продолжить рассказ. Степашка благодарит детей за такие интересные рассказы об овощах. С их помощью он узнал много овощей. Воспитатель предлагает Степашки вместе с детьми заготовить капусту на зиму, засолив ее. |
Дети рассказывают, отвечают на вопросы. Слушают рассказ воспитателя. |
|||
Развивать двигательную активность и умение сочетать движение со словами. |
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Капуста» |
Активизирована двигательная активность детей, развито умение сочетать движения с речью. |
||
Предлагает детям выполнить движения в сочетании со словами: Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем. Попробуем как вкусно! Ведь это же капуста. «Молодцы! Хорошо потрудились. Предлагаю поиграть в интересную игру «Отгадай-ка» – говорит воспитатель. |
Выполняют движения в сочетании со словами. |
|||
Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков). Формировать умение отгадывать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность. |
Словесная игра «Отгадай-ка» |
Используют в речи прилагательные, обозначающие признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков). Называют овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность. |
||
Предлагает каждому ребенку одну карточку с изображением какого-то овоща. Напоминает правила игры: «Нужно описать овощ, который у вас на карточке, не называя его и не показывая карточку другим детям. Остальные дети отгадывают овощ только по словесному описанию» «Трудно было отгадать овощи только по словесному описанию, но вы справились. Молодцы! Сейчас у нас будет необычное, но очень интересное рисование. Я вам раздам листочки с пунктирным изображением какого-то овоща. Чтобы узнать овощ нужно провести неотрывную линию по контуру простым карандашом, затем вспомнить какого цвета этот овощ нужно закрасить его в этот цвет. Закрашивать рисунок надо проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо). |
Рассказывают и отгадывают овощи. |
|||
Формировать умение вести неотрывную линию по контору, закрашивать рисунок карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо), подбирая нужный цвет для изображения. |
Рисование овощей. |
Обрисовывают по контуру и закрашивают. |
||
Предлагает листы с пунктирными контурами овощей. После того, как дети нарисуют Степашка говорит, что теперь он узнал много разных овощей и сможет помочь своим друзьям заготовить овощи на зиму. Воспитатель предлагает детям назвать какие соки можно приготовить из овощей. |
Обрисовывают рисунок по контуру и закрашивают. |
|||
Обогащать словарный запас детей прилагательными, образованными от существительных, названий овощей. |
Словесная игра «Назови сок». |
Используют в речи прилагательные, образованные от существительных, названий овощей. |
||
Предлагает назвать соки из определенного овоща: Если сок из капусты, то это какой сок? (Капустный.) Сок из моркови (какой?)…и т.д. |
Называют соки. |
|||
Заключительный |
Игровая ситуация «Благодарность от Степашки» |
Могут поделиться впечатлениями о прошедшей деятельности. |
||
Воспитатель разговаривает от имени Степашки, который благодарит детей за помощь и спрашивает «Какое упражнение, задание было самым лёгким? Какое задание было самым сложным? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым веселым? Воспитатель следит, чтобы ответы детей были полным предложением. |
Отвечают на вопросы полным предложением. |
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
1) Учить составлять короткий описательный рассказ об овощах по плану, предложенному воспитателем.
2) Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков).
3) Активизация словаря детей существительными, названиями овощей
4) Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
5) Поощрять попытки детей рассказывать как можно подробнее.
6) Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1) Продолжать учить различать овощи.
2) Учить классифицировать овощи.
3) Продолжать развивать память детей.
4) Формировать умение узнавать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность.
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»
1) Формировать умение вести неотрывную линию по контору, закрашивать рисунок карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо), подбирая нужный цвет для изображения.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1)Развивать двигательную активность детей, умение сочетать движение со словами.
Методы и приемы:
Практические: игры, рисование, пальчиковая гимнастика.
Наглядные: сюрпризный момент, рассматривание.
Словесные: беседы, вопросы, чтение стихотворения, составление описательных рассказов, словесные игры.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: игрушка заяц Степашка, овощи, поднос, картинки с изображением овощей и нескольких фруктов, текст стихотворения Токмаковой «Посадка овощей».
Раздаточный: картинки с изображением овощей для каждого ребенка, листы с пунктирным изображением овощей, цветные карандаши, простые карандаши
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | 1. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Цель: Активизировать двигательную активность детей, умение сочетать движения с речь. |
Игровая | 1. Сюрпризный момент «Приход зайца Степашки к детям»
Цель: Вызвать интерес к предстоящей деятельности. 2. Игровая ситуация «Благодарность от Степашки» Цель: получение чувства удовлетворенности от деятельности. |
Познавательно-исследовательская | 1. Игра Что лишнее?»
Цель: Упражнять в умении классифицировать овощи. |
Коммуникативная | 1. Беседа по содержанию стихотворения Токмаковой «Посадка овощей»
Цель: Закреплять умение запоминать содержание стихотворения и отвечать на поставленные вопросы полным предложением . 2. Составление описательных рассказов на тему «Овощи» Цель: Учить составлять короткий описательный рассказ об овощах по плану, предложенному воспитателем. 3.Словесная игра «Отгадай-ка» Цель: Формировать умение рассказывать об овощах по картинке и отгадывать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность. 4. Словесная игра «Назови сок» Цель: Обогащать словарный запас детей прилагательными, образованными от существительных, названий овощей. |
Изобразительная | 1. Рисование овощей.
Цель: Развивать умение вести неотрывную линию по контуру, подбирать нужный цвет и закрашивать не выходя за пределы изображения в одном направлении. |
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) |
1. Чтение стихотворения Токмаковой «Посадка овощей»
Цель: Формировать умение быть внимательными слушателями. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организа- ционный |
Сюрпризный момент «Приход в гости зайца Степашки | Есть мотивация на предстоящую деятельность | ||
Воспитатель разговаривает от имени Степашки, который рассказывает детям, что ему нужно помочь друзьям заготовить овощи на зиму, но он не знает, что это такое овощи и просит детей познакомить с ними. Воспитатель предлагает помочь Степашке, а для этого нужно познакомиться со стихотворением Токмаковой «Посадка овощей» Перед чтением стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» дает установку детям на запоминание овощей, о которых говорится в этом стихотворении. | Слушают, предлагают помощь. | |||
Деятельност- ный |
Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание. Продолжать развивать память детей. |
Чтение стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» | Слушают и запоминают содержание стихотворения. | |
Читает стихотворение Токмаковой «Посадка овощей» :
« Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу, А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой, И морковку, и капусту, чтобы борщ был очень вкусный. Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора, Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку. Витаминный огород требует больших хлопот. Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет». После чтения стихотворения Степашка просит, чтобы дети еще раз ему рассказали, что где росло у бабушки Феклы, а то он не совсем понял. |
Слушают стихотво- рение, запоминают его содержание. |
|||
Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Уточнить и закрепить знания детей об овощах и месте их выращивания |
Беседа по содержанию стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» | Отвечают на вопросы полным предложением.
Называют овощи и место где они растут. |
||
Воспитатель задает детям вопросы по содержанию стихотворения Токмаковой «Посадка овощей»:
1. Как называется это стихотворение? 2. Кто его написал? 3. О чем это стихотворение? 4. Что сажала баба Фекла на огороде? 5. Где сажала бабка Фекла овощи? 6. Какие овощи выросли у нее на огороде? 7. Кто помогал ей сажать овощи? 8. Что она готовит из овощей? Сейчас я хочу, чтобы вы помогли Степашки еще лучше запомнить овощи. Мы с вами поиграем в игру «Что лишнее?» |
Отвечают на вопросы. | |||
Учить классифицировать овощи. | Игра «Что лишнее?» | Выделяют и классифицируют овощи среди других предметов. | ||
Предлагает детям найти лишний предмет при рассматривании ряда картинок.
Воспитатель хвалит детей и просит, чтобы они рассказали Степашки про разные овощи, которые лежат на подносе. |
Определяют и называют лишний предмет. | |||
Учить составлять короткий описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем. Поощрять попытки детей рассказывать как можно подробнее. |
Составление описательного рассказа на тему «Овощи» | Составляют описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем. | ||
Предлагает детям план рассказа:
1. Про какой овощ вы хотите рассказать Степашки? 2. Какого он цвета, формы? 3. Какой на вкус? 4. Каким его можно кушать? Дает образец рассказа: «Степашка, я расскажу тебе про морковь. Она оранжевая, длинная и вкусная. Морковь можно кушать сырой. Когда ее грызешь, она хрустит на зубах. Морковь кладут в суп, борщ, щи и салаты. В ней много витаминов. Она очень полезная» Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает с помощью наводящих вопросов продолжить рассказ. Степашка благодарит детей за такие интересные рассказы об овощах. С их помощью он узнал много овощей. Воспитатель предлагает Степашки вместе с детьми заготовить капусту на зиму, засолив ее. |
Дети рассказывают, отвечают на вопросы.
Слушают рассказ воспитателя. |
|||
Развивать двигательную активность и умение сочетать движение со словами. |
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Активизирована двигательная активность детей, развито умение сочетать движения с речью. | ||
Предлагает детям выполнить движения в сочетании со словами:
Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем. Попробуем как вкусно! Ведь это же капуста. «Молодцы! Хорошо потрудились. Предлагаю поиграть в интересную игру «Отгадай-ка» – говорит воспитатель. |
Выполняют движения в сочетании со словами. | |||
Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков). Формировать умение отгадывать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность. |
Словесная игра «Отгадай-ка» | Используют в речи прилагательные, обозначающие признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков).
Называют овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность. |
||
Предлагает каждому ребенку одну карточку с изображением какого-то овоща. Напоминает правила игры: «Нужно описать овощ, который у вас на карточке, не называя его и не показывая карточку другим детям. Остальные дети отгадывают овощ только по словесному описанию»
«Трудно было отгадать овощи только по словесному описанию, но вы справились. Молодцы! Сейчас у нас будет необычное, но очень интересное рисование. Я вам раздам листочки с пунктирным изображением какого-то овоща. Чтобы узнать овощ нужно провести неотрывную линию по контуру простым карандашом, затем вспомнить какого цвета этот овощ нужно закрасить его в этот цвет. Закрашивать рисунок надо проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо). |
Рассказывают и отгадывают овощи. | |||
Формировать умение вести неотрывную линию по контору, закрашивать рисунок карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо), подбирая нужный цвет для изображения. |
Рисование овощей. | Обрисовывают по контуру и закрашивают. | ||
Предлагает листы с пунктирными контурами овощей.
После того, как дети нарисуют Степашка говорит, что теперь он узнал много разных овощей и сможет помочь своим друзьям заготовить овощи на зиму. Воспитатель предлагает детям назвать какие соки можно приготовить из овощей. |
Обрисо- вывают рисунок по контуру и закрашивают. |
|||
Обогащать словарный запас детей прилагательными, образованными от существительных, названий овощей. |
Словесная игра «Назови сок». | Используют в речи прилагательные, образованные от существительных, названий овощей. | ||
Предлагает назвать соки из определенного овоща:
Если сок из капусты, то это какой сок? (Капустный.) Сок из моркови (какой?)…и т.д. |
Называют соки. | |||
Заключи- тельный |
Игровая ситуация «Благодарность от Степашки» | Могут поделиться впечатлениями о прошедшей деятельности. | ||
Воспитатель разговаривает от имени Степашки, который благодарит детей за помощь и спрашивает «Какое упражнение, задание было самым лёгким?
Какое задание было самым сложным? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым веселым? Воспитатель следит, чтобы ответы детей были полным предложением. |
Отвечают на вопросы полным предложе- нием. |