Как составить рассказ по картинке для первоклассника

Умение составлять рассказ по картинке развивает не только языковые способности, но и способности к анализу, логическому мышлению и креативности. В этой статье мы рассмотрим, как в подготовку к школе включать тренировку этого умения и как это влияет на развитие мышления ребёнка.

Во-первых, умение составлять рассказ по картинке развивает языковые навыки. Когда ученик рассказывает историю по картинке, он учится использовать разнообразную лексику, правильно структурировать предложения и описывать детали. Это развивает речь и улучшает способность выражать свои мысли.

Во-вторых, составление рассказа по картинке требует аналитических и логических навыков. Чтобы создать логичный и последовательный рассказ, ребёнок должен анализировать картинку, выявлять детали, связывать их вместе и создавать связный сюжет. Это развивает способности к анализу и логическому мышлению, что важно для успешной адаптации к школьной жизни.

В-третьих, составление рассказа по картинке стимулирует креативное мышление. Когда ребёнок создает свой рассказ, он использует фантазию и воображение, чтобы придумать историю, которая будет интересной и увлекательной. Это развивает креативное мышление и помогает быть более изобретательным и оригинальным.

Более того, составление рассказа по картинке развивает социальные навыки. Когда дети делятся своими историями с другими, они учатся вести коммуникацию, то есть: слушать, выражать свои мысли и эмоции и работать в группе.

Умение составлять рассказ по картинке должен быть включен в программу подготовки к школе, чтобы помочь ребёнку развить языковые, аналитические, логические и креативные и социальные навыки. Для этого важно проводить занятия, где ребёнок будет этому учиться.

Для проведения таких занятий можно использовать книжки с картинками, фотографии или даже игрушки. Ребёнок будет рассматривать их и давать им свои имена, описывать детали и придумывать истории. Также можно просить ребёнка нарисовать свой рассказ.

Для улучшения навыка составления рассказов по картинкам эффективно использовать различные игры и упражнения. Например, можно предложить ребёнку выбрать несколько картинок и составить рассказ, который объединяет их в единую историю; или попросить ребёнка выбрать картинку и придумать, что произойдёт после того, как изображенная на картинке сцена закончилась.

Как научить ребёнка составлять рассказ по картинке и для чего это нужно?

Чтобы больше узнать об особенностях восприятия, мышления и памяти у младших школьников и получить инструменты, которые нужно использовать каждому педагогу, преподавателю и репетитору, регистрируйтесь на бесплатный вебинар для педагогов https://clck.ru/348KiF

Стоит отметить, что для составления качественного рассказа необходим хороший словарный запас. Чем разнообразнее словарный запас, тем легче ребёнку описывать детали, создавать яркие образы и рассказывать интересные истории.

Существует несколько способов расширения словарного запаса. Во-первых, это чтение книг: оно помогает детям узнавать новые слова и понимать их значение в контексте. Также важно обсуждать прочитанные книги с ребенком и объяснять незнакомые слова.

Во-вторых, можно использовать слова дня. Каждый день нужно выбирать новое слово, объяснять его значение и использовать в разных контекстах. Это поможет ребёнку запомнить новые слова и применять их в речи.

В-третьих, можно играть в слова-ассоциации. Это игра, в которой ребёнок должен назвать слово, связанное с предыдущим. Например, если ребенок назвал слово «дерево», следующее слово может быть «листья». Эта игра помогает развивать ассоциативное мышление и расширять словарный запас.

Наконец, можно использовать онлайн-ресурсы для расширения словарного запаса: словари и тезаурусы. Они помогут ребёнку узнавать новые слова, их значения и синонимы.

Расширение словарного запаса – важный компонент развития навыка составления рассказов по картинкам. Педагоги могут использовать различные игровые методики для расширения словарного запаса у детей. Подробнее о том, как подобные методы помогут педагогу стать востребованным, увеличить доход и повысить результаты его учеников, рассказываем на бесплатном вебинаре для педагогов «ПриклюЧтение для младших школьников. Быстрочтение. Память. Пересказ» https://clck.ru/348KiF

Подготовительное занятие для будущих
первоклассников по развитию речи

Тема: Составление
рассказов по опорным картинкам.

Цель занятия: учить определять
и воспроизводить логику описательного рассказа; сочинять сюжетные рассказы по
картинкам  в соответствии со структурой содержания.

Ход
занятия:

I. Организационный
момент.

Повторение правил поведения:

а) вспомнить приветствие взрослых,
товарищей; по звонку приветствовать учителя вставанием; при ответе поднимать
руку, отвечать стоя, не выкрикивать ответы; слушать внимательно учителя;

б) поведение на перемене: нельзя бегать,
толкать друг друга.

II. Актуализация
опорных знаний.

1)    Работа с
ребусами (слайд видеоряда или карточка)

приложприложприложприлож

(Аист, бабочка,
усы, вода).

По мере
отгадывания учитель печатает на доске слова-отгадки.

– Напечатать слова
в индивидуальной карточке (задание 1). Кто не умеет печатать, спишите с доски
первую букву каждого слова.

– Красным
карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом –
буквы, обозначающие согласные звуки.

– Назовите слова,
которые начинаются с буквы, обозначающей гласный звук.

      – Назовите слова, которые начинаются
со звука, обозначающего согласный звук.  

– Что можете
сказать про аиста? Бабочку? Усы? Воду?

– Назовите слова,
которые могут быть каким-то образом связаны по смыслу (аист – вода, бабочка –
усы).

2) «Назовите
свой звук».

(на столе
вперемешку лежат предметы или картинки. Разделившись на команды, дети подходят
к столу).

 Задание: отобрать
предметы, названия которых начинаются на одну букву.

В карточке
раскрасить квадратики под картинками с предметами, можно напечатать букву м.

(Мячик, машина,
кукла, мишка, сапоги)

– Есть ли среди
оставшихся предметов сказочный предмет? (сапоги)

– В каких сказках
встречаются сапоги?

– Чем сказка
отличается от рассказа?

Физминутка.

Вверх рука
и вниз рука.

     Потянули их
слегка.

     Быстро
поменяли руки!

     Нам сегодня
не до скуки.

(Одна прямая рука
вверх, другая вниз, рывком поменять руки)

     Приседание с
хлопками:

     Вниз – хлопок
и вверх – хлопок.

     Ноги, руки
разминаем,

     Точно знаем –
будет прок.

(Приседания,
хлопки в ладоши)

     Крутим-вертим
головой,

     Разминаем
шею. Стой!

(Вращение головой
вправо и влево)

     И на месте мы
шагаем,

     Ноги выше
поднимаем.

(Ходьба на месте,
высоко поднимая колени)

     Потянулись,
растянулись

     Вверх и в
стороны, вперёд.

(Потягивания –
руки вверх, в стороны, вперёд)

     И за парты
все вернулись –

     Вновь урок у
нас идёт.

(Дети садятся за
парты).

III.
Формирование новых понятий.

– Сегодня мы
научимся правильно составлять рассказ. Посмотрите на картинку. О чём будет этот
рассказ? (о кукле)

– Итак, главная
героиня – кукла. .

I картинка. (девочка
играет с игрушками, из них несколько кукол).

– Чтобы рассказ
был интереснее и понятнее, давайте дадим девочке имя.

– В любом рассказе
есть начало, в котором описывается, где происходят события, с кем, кто главный
герой.

– Придумайте
начало по первой картинке.

прилож

II картинка.
 (Мама
дарит новую красивую куклу).

– Что произошло
дальше?

– Как девочка
отнеслась к подарку? (про всех кукол забыла, стала играть только с новой
куклой).

прилож

III картинка (девочка
играет с новой куклой, а старые бросила)

прилож

IV картинка. (новая
кукла лежит в стороне, девочка находит старую куклу под столом).

– Почему девочка
новую куклу оставила в стороне?

– Что произошло со
старыми игрушками?

– Зачем девочка
ищет старую куклу? (более близкая, дорогая).

прилож

V картинка.
 (девочка
моет куклу и стирает одежду).

– Чем закончилась
эта история?

– Кто сможет
рассказать полностью всю историю?

– Понравился ли
вам рассказ?

прилож

         IV.
Формирование практических навыков.

Работа с текстом.
Слушание.

а) Задание
перед чтением текста.

– Я прочитаю вам
рассказ, который называется «Волшебное слово». Подумайте, почему его так
назвали?

         б) Чтение учителем
рассказа.

Осеева Валентина Александровна «Волшебное
слово»

Можно послушать аудиозапись.

         https://www.youtube.com/watch?v=nF6WdBq4T9E

в) Беседа по
содержанию.

– Все ли слова вам были понятны? (если
нужно пояснить лексическое значение непонятных слов).

– Почему рассказ назвали «Волшебное
слово»?

– Почему Павлик хотел убежать из дома?

– Почему Лена не давала краску? Бабушка –
морковку? Брат не взял покататься на лодке?

– Какой совет дал ему старик?

– Как Павлик воспользовался советом?

– Помог ли ему совет старика? Каким
образом?

– Зачем Павлик снова побежал в сквер?

– Какие ещё волшебные слова вы знаете?
Почему их называют волшебными?

– В каких ситуациях вы пользуетесь этими
словами?

III. Итог
занятия.

– Что нового
узнали на занятии?

_________________________________                         
ПРИЛОЖЕНИЕ

1.

аист            
Б
аБочка             

усы       
вода        

2.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6513/139440740.2e/0_7d54c_efd0ba7_XL 
http://www.wikihow.com/images/c/cf/Designs-Step-8.jpg  http://dbclipart.com/wp-content/uploads/2016/02/Clip-art-of-a-car-clipart.png  http://crosti.ru/patterns/00/08/09/f97e4e193c/preview.jpg      https://static6.depositphotos.com/1000875/578/v/950/depositphotos_5786221-stock-illustration-cowboy-boots-vector-graphic-image.jpg

3.

прилож  
прилож   прилож приложприлож

Содержание

  1. Обучение детей рассказыванию по картинке
  2. Составление рассказа по картинке (1 класс)
  3. Оставьте свой комментарий
  4. Подарочные сертификаты
  5. Как научить ребенка составлять рассказы по картинкам
  6. Комментарии пользователей

Обучение детей рассказыванию по картинке

Классическое наследие западной и русской педагогики подчеркивает большое значение картины, как для общего развития детей, так и для развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А. Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.

В статье рассмотено, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей. );

образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);

рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»;

Image1516

вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, «говори выразительно»)

В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).

Image1517

В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.

В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный. Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины.

Image1518

В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ.

«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравится».

На втором занятии составляем повествовательный рассказ.

— учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий;

— формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ. Например:

«В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими».

По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи. Например, сделать пересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта; придумать свой рассказ на эту тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

Источник

Составление рассказа по картинке (1 класс)

Выбранный для просмотра документ день рождения.ppt

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

У, СЕГОДНЯ, НАСТРОЕНИЕ, ДЕВОЧКИ, ПРАЗДНИЧНОЕ. СЕГОДНЯ У ДЕВОЧКИ ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ. ДРУЗЬЯ, ЕЁ, ПОЗДРАВИТЬ, ХОРОШИЕ, ПРИШЛИ. ЕЁ ПРИШЛИ ПОЗДРАВИТЬ ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ. ВЕСЁЛЫМ, ПОЛУЧИЛСЯ, И, ПРАЗДНИК, НЕЗАБЫВАЕМЫМ ПРАЗДНИК ПОЛУЧИЛСЯ ВЕСЁЛЫМ И НЕЗАБЫВАЕМЫМ.

План 1.Вступление Какой праздник отмечает девочка? 2.Основная часть. Кто пришёл поздравить девочку? Что было приготовлено к празднику? Как ребята повеселились? 3.Заключение. Каким получился праздник?

Выбранный для просмотра документ добрый поступок.ppt

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Добрый поступок» «Помогли старушке» «Добро делать спешить надобно» Мальчики помогли пожилой женщине. Ребята торопились в школу. Вдруг женщина поскользнулась и упала. Ребята торопились в школу. Вдруг женщина поскользнулась и упала. Мальчики помогли пожилой женщине. Хороший, должен быть, у человека, сердце, у дерева, доброе, корень. Хороший должен быть у дерева корень, у человека – доброе сердце.

Выбранный для просмотра документ запасливый ёжик.ppt

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Запасливый ёжик» «Как ёж унёс урожай яблок» «Ёжик и яблоки»

«Запасливый ёжик» Зверёк залез на дерево. Довольный хитрец побежал домой домой. Все яблоки накололись на иголки. Ёжик собрал урожай яблок. Он спрыгнул с ветки иголками вниз.

«Запасливый ёжик» Зверёк залез на дерево. Он спрыгнул с ветки иголками вниз. Все яблоки накололись на иголки. Ёжик собрал урожай яблок. Довольный хитрец побежал домой.

«Запасливый ёжик» План. 1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение. Опорные слова и словосочетания. Созреть, плоды, собрать, большой урожай яблок, замечательная идея залезть на ветку, спрыгнуть с дерева, наколоться, лакомиться.

Выбранный для просмотра документ летняя гроза.ppt

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Летняя гроза Вступление Ничто не предвещало ненастья. 2.Основная часть Ожидание грозы. Гроза набирает силу. 3.Заключение После грозы.

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Номер материала: ДБ-094970

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Как научить ребенка составлять рассказы по картинкам

При обучении, необходимо научить малыша внимательно рассмотреть картинку и попробовать описать увиденное изображение. Конечно, не без помощи вас, родители. Поправляйте ребенка, называйте предметы и персонажей правильно, учите правильному склонению слов и помогайте составлять простые предложения. Но не стоит говорить много слов. Например, картинка: «Курочка Ряба высиживает яйцо. Вам необходимо рассказать так: Курочка Ряба сидит. Она ждет птенца. Скоро появится птенчик. Курочка будет рада». И т. п. Простая формулировка, будет более понятна., чем более длинное описание:» Курочка Ряба сидит и ждет появления птенчика, который должен вот – вот проклюнутся». Ребенок просто устанет и ему станет не интересно обучение.

Для более успешного исхода занятий, предлагайте ребенку составление рассказа по известным ему картинкам. Но не торопите его. Дайте время на изучение рисунка, если возникнут трудности – помогите с составлением. Задайте наводящие вопросы.

ЕСЛИ НАРИСОВАН ОДИН ПЕРСОНАЖ:

РИСУНОК С НЕСКОЛЬКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ:

Для проверки результатов проведите несложный тест:

Варианты ответов ребенка:

5 баллов – уровень познания высок. Хорошо развита речь ребенка. Необходимо по больше творческих заданий давать малышу.

4 балла – хороший уровень, хорошо развита речь. Но следует расширить словарный запас

2-3 балла – уровень средний. Речь удовлетворительна.

0-1 балл – очень низкий уровень, плохо речь развита, по больше читайте ребенку и просите его пересказывать.

0040548b78b9eeb6fa99a34ff8444b03e0c.vb

00781d2727151eb36156600fdc0c9baec5b.vb

0077299ed6d593dd1eca7a4cdd9c1f920ec.vb

0078b2718d4af6dacd7bbd75af5425bf046.vb

Комментарии пользователей

004650689cbf1caf15ff36dcfce1a0f5daf.vb

00439d53dc3cbf5293dad87b195b46ae4c1.vb

004e210e21efda4b55a43f46882183c6c05.vb

girl 3

Всем добрый вечер. Девочки дочке задали составить рассказ о море. 5-6 предложений.Я ей пообещала сама написать, т.к. она вечером плохо стала себя чувствовать, спать ушла… А сейчас сижу и туплю и даже гугл не в помощь… хотя бы начните, а мысль разовью… просто реально котелок не варит… Спасибо

210535160.vb

boy 3

girl 1

392247332.vb

00467bccb76d6808de02862c6a8e4e2b2ee.vb

121234094.vb

0057d5e55af9d0662f20d4fb8d0cae6a5d9.vb

004650689cbf1caf15ff36dcfce1a0f5daf.vb

00439d53dc3cbf5293dad87b195b46ae4c1.vb

004e210e21efda4b55a43f46882183c6c05.vb

girl 3

121234094.vb

0057d5e55af9d0662f20d4fb8d0cae6a5d9.vb

Рассказ о красоте моря

http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/rasskaz_o_krasote_morya/Человека всегда манило море. Он мог бесконечно наслаждаться видом моря, той песней, которую поют волны. Море живёт своей жизнью. Жизнью движения, волнения, красоты.

Видим ли мы, замечаем ли красоту моря?

Живя в больших городах, далеко от морских просторов, мы не задумываемся о том, что море – это прекрасное творение природы, целая вселенная, живущая по своим законам, правилам.

Море – это символ свободы, простора, красоты. Плеск моря, его свежее, влажное, солёное дыхание, неукротимый характер, пленяет.

Море бывает теплое и манящее, рассерженное и грозное, светлое и тихое, суровое и холодное. Море — это богатство. Оно накормит, доставит в нужную точку, оздоровит, подарит заряд положительных эмоций, успокоит душу. Но, как и у медали, у моря две стороны. Лицевая, когда соблюдаются его законы, и оборотная, когда беспечность выходит на первый план. На море надо соблюдать осторожность!

Есть моря с красивыми названиями – Белое, Желтое, Красное, Коралловое, Мраморное. Есть моря, которые омывают множество стран. К таким морям относятся Балтийское, Средиземное, Карибское, Северное.

Особенно прекрасен морской воздух. Он совсем не содержит пыли, в нём много кислорода и озона. Ионы натрия, калия, йода присутствуют в морском воздухе в достаточном количестве. Тот, кто принимает воздушные ванны вблизи моря, поступает абсолютно правильно. Они оказывают положительное влияние на весь организм.

С младенческого возраста детей увлекает всё самое-самое. К такому «самому-самому» относится и море. Но одного простого восхищения и любования недостаточно. Важно запомнить это ощущение моря, сохранить его.

Однажды ребенок решил нарисовать море. Сначала он подошел к нему, погладил рукой маленькую волну, поплескался у берега, затем долго прислушивался к шепоту волн, наклонив ухо к самой воде. Затем что-то крикнул чайке, помахал ей рукой, внимательно посмотрел на проходящее мимо судно, и только после этого начал рисовать.

Ощущение моря у этого ребенка останется надолго. Он всё сделал для того, чтобы не забыть море.

С тех пор морские путешествия – это важная часть нашей жизни. Мы движемся вперёд, а море помогает нам в этом.

Источник

Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.

В  статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.

Этапы обучения.

1 этап – (младший возраст) – ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.

2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.

3 этап – (старший возраст) – дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.

4 этап – (подготовительная группа) –
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);

образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам – командами);

рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
“Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов”;

модели для составления рассказа
(пиктограммы – условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, “говори
выразительно”)

В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.

Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети
перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на
этой картине?” – называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом “Что это?” – требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация
речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…”. В
старших группах это социальные мотивы
(“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые
интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.

На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные
    предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название
    детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.

“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится”.

На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.

Программное содержание:

– учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;

– закрепить словарь;

– формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:

“В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими”.

По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ
по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта
; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.

1. ДВЕ ЛЯГУШКИ.

841899 1

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Кто отправился в путь?

— Куда они шли?

— Что они несли?

— Что увидели лягушки?

— Что они решили?

— Что случилось с камнем?

— Кто кого испугался? Почему?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай, что было дальше (Как черепаха и лягушки подружились, кто чем потом занимался).

2. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

841899 2

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— У кого день рождения? Кого он ждёт?

— Что он приготовил гостям?

— Кто спешит к медведю? Что они несут?

841899 3

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Расскажи, какой домик у медведя, что в нём есть?

3. ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИГРУШЕК.

841899 4

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Какие игрушки были у детей?

— Что увидели дети после дождя?

— Как они решили поиграть?

— Кого они посадили в зонтик?

— Что случилось с зонтиком?

— Что случилось с игрушками?

— Что сделали дети?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Расскажи, как можно играть с игрушками.

4. НЕРАЗЛУЧНЫЕ ПОДРУЖКИ.

841899 5

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Куда собралась девочка?

— Кого она оставила дома?

— Что увидела девочка, когда оглянулась?

— Что она сделала?

— Куда посадила девочка куклу в детском саду?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Расскажи, чем занималась девочка в детском саду, куда она ходила с ребятами, как играла с куклой, когда пошла домой?

5. НА ГОРКЕ.

841899 6

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— На чём Вова катался с горки?

— Кто с ним был? Как его зовут?

— Чего не заметил Вова?

— Как он обнаружил пропажу?

— Кто помог найти варежку?

— Как он её нашёл?

— Как Вова похвалил друга?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Подбери слова: щенок какой? (маленький, смешной,

глупый, умный, весёлый, резвый, быстрый, добрый,

любопытный, верный, преданный, внимательный и т.д.)

  1. Придумай, какие ещё истории могли произойти со

щенком зимой? (первая встреча со снегом, катание с

Вовой на санках, как Вова дрессировал щенка и т.п.)

6. ДОБРЫЙ ЗАЯЦ.

841899 7

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Куда отправился зайчик?

— Кого он увидел на ёлочке?

— Как зайчик помог белочке?

— Кого он встретил на поляне?

— Что он подарил ёжику?

— Кто ждал зайчика дома?

— Как встретили зайчика зайчата?

— Что зайчик принёс зайчатам?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай, какие сказки зайчик рассказывал своим зайчатам. Начни так:

— Жила-была маленькая белочка…

— Жил-был колючий ёжик…

7. ВСТРЕЧА В ЛЕСУ.

841899 8

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Куда отправилась девочка?

— Кого она встретила в лесу?

— О чем они разговаривали?

— Как ёжик помог девочке?

— Как они попрощались?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай сказку про то, как девочка пошла в лес за малиной. Кого она встретила? Кто ей помог набрать малины?

8. ВОТ ТАК ПОЖАР!

841899 9

Задания для детей.

1. Ответь на вопросы:

— Кто шёл по лугу?

— Что он увидел в окне избушки?

— Что подумал утёнок?

— Что он сделал?

— Куда он вылил воду?

— Кто показался из окна?

— Что оказалось на самом деле?

2. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

Используемые слова: схватил, помчался, вдруг, выглянул (или показался)

9. ПОРОСЁНОК И САПОГИ.

841899 10

Задания для детей.

1. Ответь на вопросы:

— Где гулял поросёнок?

— Кого он встретил?

— Что понравилось поросёнку?

— О чём он попросил кота?

— Что ответил кот?

— Что сделал поросёнок?

— Где он ходил в сапогах?

— Какие сапоги он вернул коту?

— Что кот сказал поросёнку?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

Используемые слова: новые, блестящие, грязные,

топал по лужам, брызги во все стороны.

  1. Подбери слова:

Кот какой? (аккуратный, добрый, вежливый)

Поросёнок какой? (неряшливый, грязный, грязнуля)

10. ЦЫПЛЁНОК И ШАРИК.

841899 11

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Где шёл цыплёнок?

— Что он нёс в клюве?

— Кто спрятался за забором?

— Что он сделал?

— Что случилось с шариком?

— Что сделал цыплёнок? А петух?

— Кто это увидел?

— Что он сделал?

— Как радовался цыплёнок?

— Что ещё сделал поросёнок?

— Что было потом?

— Почему петух убежал?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай продолжение истории (Что предложил

цыплёнок поросёнку, как они играли вместе, что делали потом).

11. ГРИБНОЙ ДОЖДИК.

841899 12

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Где жили ежата? Кто с ними жил?

— Как ежата любили играть?

— Куда они пошли? Что нашли на поляне?

— Почему они стали спорить?

— Что помешало ежатам? Куда они побежали?

— Что увидели ежата, когда вернулись на поляну?

— Что сделали ежата с грибом?

— Почему гриб вырос?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай, что было дальше (Кто встретил ежат, о чём

они говорили, что сделали с грибом).

12. СТИРКА.

841899 13

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— В чём девочка стирала бельё?

— Куда она стала вешать бельё?

— Кто бегал во дворе?

— Что он сделал?

— Что попыталась сделать девочка?

— Почему она заплакала?

— Кто помог девочке?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай, какие ещё истории могли произойти со

щенком (встреча щенка с котом, с птичками, с пчёлами

и т. п.)

13. ЦВЕТЫ И ГРИБЫ.

841899 14

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Куда пошла девочка?

— Что она искала в лесу?

— А что увидела?

— О чем подумала девочка?

— Что она сделала?

— Что произошло дальше?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

Используемые слова: поникшие цветы, садовая лейка,

удивилась, обрадовалась, полная корзинка грибов.

Добавить комментарий