Как составить рассказ по картинке старшая группа

Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.

В  статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.

Этапы обучения.

1 этап – (младший возраст) – ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.

2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.

3 этап – (старший возраст) – дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.

4 этап – (подготовительная группа) –
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);

образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам – командами);

рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
“Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов”;

модели для составления рассказа
(пиктограммы – условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, “говори
выразительно”)

В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.

Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети
перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на
этой картине?” – называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом “Что это?” – требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация
речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…”. В
старших группах это социальные мотивы
(“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые
интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.

На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные
    предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название
    детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.

“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится”.

На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.

Программное содержание:

– учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;

– закрепить словарь;

– формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:

“В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими”.

По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ
по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта
; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.

Общие требования к
организации работы с картиной:

1. Работы по
обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й
младшей группы детского сада.

2.При подборе
сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети,
тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой
игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и
постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут
проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все
дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап
работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.Результат этапа:
рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно
считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с
помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания
по картине

1. Описание
предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на
картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание
сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей
за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии
картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии,
связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине:
ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему
требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью
воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной
картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода»
ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а
на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

1. Часть – вводная
(1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых
выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная
(10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог
занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические
приемы:

Вопросы
(проблемные вопросы)

Частичный образец
педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное
обсуждение плана будущего рассказа

Составление
рассказа подгруппами

Составление
рассказа подгруппами

Оценка детских
монологов

Этапы обучения
рассказыванию по картине.

Старший дошкольный
возраст.

В старшем дошкольном
возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их
речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным
картинам.

Содержание,
тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют
предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во
вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и
творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени
года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что
настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей,
участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические
упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников,
побуждают их к инициативности.

В старшем
дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее
первичной или поиска более удачной,точного названия: «Картина называется
«Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что
означает слово «забава»?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого
рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому?
Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом,
чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в
подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в
том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание
картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и
последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста
используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной
и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной
картине и натюрморту.

В старшей группе
дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они
придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так
покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с
котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить
его.

Очень важно учить
детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить
предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной
группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое
существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение
приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ
рассказов детей.

В младшем
дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте
воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на
положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества
рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное
слово,составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как
Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего
дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и
рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для
совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую
замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики
образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То
есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов
высказывания.

Методика обучения
рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими
находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой
деятельностью детей.

Эффективным
дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика
восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная
русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная
методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших
дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только
разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования
связной речи детей.

Важно, чтобы за
подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что
картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок,
развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»

Составление рассказа, развитие речи…

Составление рассказа по картине «Белочка»(подготовительная группа)

Обучающие задачи:закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;формировать понятия причинно-следственных связей и за­кономерностей в явлениях природы;упражнять детей в умении составлять свя…

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Конспект НОД по составлению рассказа по картине в старшей логопедической группе “Медведица с медвежатами”

Программные задачи: Образовательные:- формировать у детей умение составлять  рассказ  по картине;- уточнение  слов  по теме  «Дикие животные»;- обогащение словаря лексикой;Раз…

Конспект организованной образовательной деятельности Составление рассказа по картине в старшей группе детского сада «Лошадь с жеребенком»

Конспект занятия…

НОД по речевому развитию на тему: «Составление описательного рассказа по картине в старшей группе».

Весьма сложным и трудоемким процессом в развитии связной речи детей является умение давать полные развернутые ответы на вопросы и составление связного предложения, рассказа. Методика Мурашковской Н., …

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при …

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия «Составление рассказа по картине «Зайцы» Старшая группа

Педагогический замысел: – формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать …

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов по серии картинок»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов по серии картинок»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «детский сад №47»

Выполнила: воспитатель Николаева А.С. 1КК Северск 2022

Цель: составление рассказа с детьми старшего дошкольного возраста, используя серию сюжетных картинок «Страшный зверь».

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать умение составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
  2. продолжать учить детей составлять сложноподчиненные предложения, отвечая на вопросы.

Развивающие:

  1. развивать зрительное внимание и восприятие.
  2. развивать умение выслушивать ответы товарищей.

Воспитывающие:

  1. формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности и инициативности.
  2. воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: наборы картинок для составления рассказа, картинки к игре «Прогулка на автобусе», листы с заданиями для математического центра.

Методические приемы: дидактическая игра, игровая мотивация, вопросы, рассматривание картинок, словесное упражнение, рассказывание рассказа по частям, придумывание названия рассказа.

Ход занятия:

– Дети, давайте все встанем в кружок и немного поиграем, поздороваемся друг с другом:

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть — приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет.

-А теперь давайте ласково поздороваемся со своим соседом, который стоит по правую руку. (ребята ласково называют имя друг друга)

-Утром нам пришло письмо от Весны, но его заколдовала Зима и чтобы нам узнать что в нем прислала Весна, нужно рассказать о ней.

-Расскажите мне, какое сейчас время года? Как зовут весенние месяца? Какой сейчас месяц? Какие признаки весны вы знаете?

-Молодцы, на все вопросы знаете ответ. А теперь давайте поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?»

-Я буду каждому передавать игрушку и задавать вопрос: -весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)

-Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне.

-Предлагаю совершить прогулку на автобусе по весеннему городу и поиграть!

Игра на развитие мимики:

«Ребята, давайте представим, что мы с вами сейчас едем на автобусе. Мы едем, а нам прямо в лицо светит яркое солнышко. Его лучи очень яркие, слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте их зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открывают глаза). Едем дальше. Наш автобус повернул налево (дети разворачиваются), и солнышко снова ярко светит в правый глаз. Давайте его зажмурим (дети зажмуривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети разворачиваются), и солнышко стало светить в левый глаз. Давайте зажмурим левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по тенистой аллее, и солнышко нам не мешает. Посмотрите, в песочнице играют маленькие девочки, а один мальчик хочет обсыпать девочку песком. Девочка плачет (педагог показывает соответствующую сюжетную картинку). Как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты. Нахмурьте брови (дети нахмуривают). А теперь посмотрите — собака убегает от кошки (демонстрируется картинка). Часто так бывает? Давайте с вами удивимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Наберем в рот воды и подержим (дети надувают щеки). Проглотим воду (дети плавно сдувают воздух и делают глотательное движение). Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку), за другую (надувают другую щеку), проглотим. Вот мы отдохнули, утолили жажду, теперь поехали домой»

Пальчиковая игра «Птичка»

Ищет птичка и в траве, и на ветках, и в листве,

И среди больших лугов: мух, червей, слепней, жуков.

Физминутка

Подвижная игра «Перелетные птицы» (Когда дети слышат название перелётной птицы — машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы, они обнимают себя руками (согревают).

-Хорошо вы знаете перелетных и зимующих птиц, молодцы.

Далее воспитатель рассаживает детей за стол стоящий перед мольбертом и открывает конверт и достает от туда картинки. Дети рассматривают серии сюжетных картинок, располагают их в нужной последовательности.

– Сегодня мы составим рассказ по картинкам. (Педагог в произвольном порядке располагает на мольберте картинки).

-Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку. (Детям дается время рассмотреть картинки, после чего вызванный ребенок подходит к мольберту, выставляет их по порядку).

Далее рассматривание каждой картинки по отдельности, беседа по содержанию. Работа над уточнением, активизацией и расширением словаря.

1картинка

-Какое время года изображено на картинках?

-Как вы догадались об этом?

-Расскажите, кого вы видите на первой картинке?

-Давайте придумаем им имена.

-Что делают Маша и Ваня?

-Для кого они собираются строить домики?

-Из какого материала они строят домик?

-Как мы поняли, что домик предназначен для скворца?

-Как называются такие домики для птиц?

2картинка

-Рассмотрим вторую картинку.

-Кто изображено на ней?

-Что они делают?

-Куда они пошли и какие инструменты используют?

3 картинка

-Что изображено на третьей картине?

-Куда повесили дети скворечник?

-Что им понадобилось, чтобы прикрепить скворечник на дереве?

-Что делал Ваня?

-Что делала Маша?

-Кто будет жить в скворечнике?

4картинка

-Что вы видите на этой картинке?

-Придумайте последнее предложение к нашему рассказу.

Итог занятия.

О чём мы сегодня говорили? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать? В какие игры вам хотелось бы поиграть ещё?

< Предыдущая   Следующая >

Конспект НОД в старшей группе.

по теме: «Составление рассказа по сюжетной картине».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель: Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

Обучающие задачи:

  1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

  2. совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);

  3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) Развивающие задачи:

  1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

  2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

  3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

  4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;

  2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

—словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, составление рассказов.

– метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

– наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

– игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Скажи правильно», «Подбери слова»,

Оборудование: карточки подсказки «Весна» ,электронное письмо, картина «Дети на прогулке» из серии «Весна», мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:

• экскурсии и наблюдения в природе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения стихотворений о месяцах весны.

• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход проведения:

– Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, – нам шепчут цветы,

Доброе утро, – журчат ручейки,

Доброе утро, – шумят тополя,

Доброе утро, – родная земля.

Доброе утро, – солнцу и птицам,

Доброе утро, – улыбчивым лицам!

– Улыбнемся, друг другу и подарим улыбки нашим гостям.

(1) -Ребята, посмотрите, на нашу электронную почту пришло письмо,

Хотите узнать, что в нём написано? – Давайте прочитаем.

(2)«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите, пожалуйста? »

Пингвинёнок. (3)

– Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)

– Молодцы, правильно!

– А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Проблемная ситуация.

– Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?

– Правильно, и в этом нам поможет весенняя картина.(4)

Итак, давайте поговорим о весне.

– Что же такое «весна»? (Это время года).

– После, какого времени года приходит весна?

– Какое время года вы ещё знаете?

-А теперь поиграем со словом весна.

1. Игра « Добавь словечко» (на стульчиках)

• Пришла….

• Мы ждали….

• Мы рады…

• Мы встречали …

• Мы будем гулять….

• Мы поём песни о ….

(у стола)

– А сейчас я предлагаю вам вспомнить все приметы весны

В этом нам помогут карточки, подойдит, пожалуйста к столу и возьмите только те карточки которые подходят к нашему времени года .

Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тёплых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка и первые весенние цветы. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую.

2.Игра. «Подбери слова» (на пенечках)

– Солнце весной какое? +Яркое, высокое, теплое.

– Почки (какие?) – +Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.

-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)

-Скажите, солнце весной что делает? + Греет, припекает, светит.

-А ручьи? + Бегут, журчат, шумят.

-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают, свистят)

-Молодцы, вы все назвали верно.

Игра «Скажи на оборот»

(5)

Посмотрите внимательно на картину, какое название вы бы придумали («Весна», «Дети на прогулке», «Весенная прогулка», «Дети пускают кораблики».

Какое время изображено на картине (весна)

Давайте внимательно рассмотрим ее. Что изображено на переднем плане, посередине? (дети пускают кораблик в ручеек). Давайте придумаем детям имена.

Как и во что одеты дети?

Какой ручеек? (широкий или узкий, быстрый или медленный, глубокий или мелкий, звонкий, журчащий)

Из чего сделаны кораблики?

Нравится ли детям их занятие?

Молодцы, все точно подметили.

Как выдумаете когда и с кем дети сделали кораблики?

Куда дети пошли на прогулку?

Что они там увидели, какая была погода, какие изменения произошли в природе?

Как вы думаете, понравилась ли детям прогулка?

Что больше всего понравилось в этой картине?

Физкультурная минутка. (6)

Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Протяни ему ты руку!

(6) Ребята теперь еще раз внимательно посмотрите на картину и попробуйте составить рассказ.

План составления рассказа.

В начале, расскажите, когда и с кем дети сделали кораблики и зачем они их сделали.

Потом расскажите о том, как дети собирались на прогулку, во что они оделись.

Далее расскажите, куда они пришли, какой был день, какие изменения произошли в природе.

Расскажите. Что делали дети на прогулке, и понравилась ли им прогулка.

В конце скажите, что вам понравилось в этой картине, любите ли вы весну и почему.

Примерный рассказ.

Валя и Миша сделали в детском саду бумажные кораблики. Они принесли их домой, чтобы взять их на прогулку.

В субботу с бабушкой дети собрались на прогулку. Они надели весенние куртки и штаны, легкие вязаные шапочки, перчатки, резиновые сапоги, потому что на улице было сыро, таял снег. Валя и Миша взяли свои кораблики.

Дети пришли в березовую рощу. Там росли стройные, высокие, белоствольные березы. День был солнечным и теплым. Небо было голубым, чистым, ясным, облачным. Появились проталины. На проталинах показалась молодая, нежная трава и первые весенние цветы. Между берез бежал быстрый, чистый, журчащий ручей. Дети стали пускать свои кораблики в ручей. Они бежали за корабликами и радовались.

-А теперь вы попробуйте рассказать сами. (если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)

-Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли узнать нашим друзьям, что такое весна.

– Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы и отошлём пингвинятам. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне,

Итог занятия: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто вам письмо прислал?) 3-4 предложения.

А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими гостями, отдыхайте.

Добавить комментарий