Описание фотографии.
На фотографии мы видим школьников примерно 6 класса, которые с учителем пришли в картинную галерею (а точнее – в художественный музей) на экскурсию.
Наш учитель истории Олег Дмитриевич (на фотографии он слева от группы учеников) давно обещал нам провести экскурсию в Государственную Третьяковскую галерею ради одной единственной картины. Картину эту написал в 19 веке великий русский художник Александр Иванов (годы жизни 1806 – 1858).
Называется картина “Явление Христа народу”. Эту картину Александр Иванов писал очень долго, целых двадцать лет, с 1837года — по 1857 год.
Материал – Холст, масло. Размер картины практически гигантский: 540 ? 750 см, как площадь однокомнатной квартиры.
Олег Дмитриевич обещал нам удивительные сведения о картине и о библейском сюжете, на который картина написана.
Когда наша группа вошла в Третьяковку, Олег Дмитриевич попросил услугу экскурсовода.
Экскурсовод по имени Елена предложила нам пройти в соответствующий зал. Затем она сказала, что картину надо смотреть с расстояния, чтобы охватить всю композицию в целом. А потом можно будет подойти поближе и рассмотреть детали, а также полюбоваться живописной техникой мастера.
Чтобы мы не устали, Елена предложила нам сесть прямо на полу перед картиной. Пол паркетный был очень чистый и мы все приняли предложение Елены и уселись на полу. Потому что рассказ Елены длился долго.
Кто-то присел на корточки, кто-то присел на колени. Все взгляды были направлены на картину, на те места, о которых говорила экскурсовод Елена.
Говорила она очень интересно, даже наш учитель истори Олег Дмитриевич заслушался. И некоторые другие посетители музея приостанавливались, чтобы послушать, как интересно говорит о картине и ее авторе экскурсовод Елена.
А Петю Чернышова привлекли этюды к картине, которые развешены на стене справа. Он подошел к ним поближе. Петю вы видите: он в синей курточке стоит впереди справа.
Перед картиной мы видим небольшое ограждение. Ближе подходить к картине нельзя. Таково правило Третьяковской галереи. Да и не нужно. Большую картину надо смотреть с большого расстояния.
В конце мы все поблагодарили Елену за ее интересный рассказ. Она ответила, что очень любит эту картину и всегда с удовольствием рассказывает о ней посетителям музея.
Как давно вы были в музее, ездили на экскурсию? А сможете ли вы подробно описать то место, которое посетили недавно? Задумались? Вот и дети начинают сперва теряться, когда видят перед собой фотокарточку с названием “В музее”.
Думаю, для учащихся, описание фотографий, посвященных искусству или каким-либо поездкам, является делом весьма непростым. Чтобы помочь ученикам, которые могут сделать выбор в пользу описания на устном собеседовании, я сделала шаблоны – помощники и примеры ответов по снимкам, которые “разбила” на тематические блоки. В очередной раз, изучив просторы интернета и убедившись, что шаблон на разных сайтах один тот же, решила засучив рукава взяться за это дело самостоятельно.
В своей прошлой статье я давала рекомендации по описанию фотографии, поэтому не буду вести об этом разговор в данной публикации. Посоветую только этот небольшой словарик синонимов, которые можно использовать, чтобы избежать речевых повторов.
Сфотографировать – сделать снимок, снять, запечатлеть, запечатлеть на плёнке.
Изобразить – показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
Увидеть – заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
Фотография – снимок, изображение, фото, фотокарточка, фотоснимок.
В конце статьи привожу пример описания снимка “В музее”
1) Посещение музея – прекрасная возможность узнать что-то новое, полезное, познакомиться с интересными экспонатами.
2) На фотографии мы видим изображение музея-усадьбы.
3) На переднем плане запечатлена группа ребят, которые расположились на полу.
4) Они смотрят телевизор, по которому идет экранизация романа “Война и мир”.
5) Школьникам очень интересно смотреть эту кинокартину, так как их взгляды прикованы к экрану.
6) На заднем фоне видны исторические экспонаты – старинные военные мундиры на манекенах времен Отечественной войны 1812 года.
7) Это мы понимаем, так как над телевизором возвышается плакат-обложка с названием великого произведения Л. Толстого «Война и мир».
8) Я думаю, что музей действительно имеет огромные преимущества как источник знаний.
9) Придя в него, каждый может ознакомиться с предметами старины.
10) Глядя на эту фотографию, вспоминаю о том, как я в прошлом году посетила исторический музей, и о тех впечатлениях, которые остались после этой поездки.
Дорогие подписчики, если Вам интересны примеры ответов, то жду ваших отзывов, пожеланий, лайков.
Описание фотографии “В музее” (пример монолога по фото с реального экзамена)
Монолог по фотографии “В музее” — задание устного собеседования 2019 г.
Посещение музея — это всегда новые открытия, которые хочется запечатлеть, чтобы поделиться ими с родственниками и друзьями.
Передо мной фотография, сделанная в музее палеонтологии. В центре изображен мальчик в белом свитере и темных джинсах, стоящий перед витриной с экспонатами. Он внимательно читает табличку с описанием экспозиции. В верхней части витрины находится реконструированная картина — макет природы палеогенового и мелового периода. Животные и растения выглядят очень реалистично. Слева — в воде расположилась черепаха, справа — между высокими деревьями находятся массивные фигуры динозавров. В нижней части витрины размещены окаменелые раковины — ископаемые останки морских обитателей.
Макет и экспонаты помогают погрузиться в атмосферу эпохи огромных и загадочных существ — динозавров, получить новые знания, вживую увидеть редкие экспонаты и расширить кругозор.
Глядя на фотографию, вспоминается посещение краеведческого музея с классом, яркие впечатления, оставшиеся после экскурсии.
Полезные материалы:
Алгоритм описания фотографии
Ответ:
Передо мной интересная фотография. Ее тема “В музее”. Давайте рассмотрим изображение поближе.
Перед нами большой музейный зал. В центре фотографии – дети. Они увлечённо слушают женщину-экскурсовода. Ближе к нам стоит девушка, которая, вероятнее всего, сопровождает ребят. На детях надеты разноцветные плащи, похожие на те, что на картинах позади. Туники, так называемые платья, часто носили мужчины Рима. Женщина-экскурсовод одета в синюю кофту и белые брюки, она держит девочку за руку, рассказывая о выдающихся людях на картинах.
Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства присутствующих на ней. Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставит равнодушным. Мне даже самому(ой) захотелось сходить в наш музей на новую выставку восковых фигур!
1.
Задание 3.1
Описание
фотографии
2. Формулировка задания 3.1 (Пример из демонстрационного варианта)
Тема 1. Праздник
Опишите фотографию.
Не забудьте описать
• место и время проведения
праздника;
• событие, которому, по
Вашему мнению,
посвящён праздник;
• присутствующих на
празднике;
• общую атмосферу
Время на подготовку — 1 минута
праздника и настроение
участников.
Время на высказывание — не более 3 минут
3. Что оценивают эксперты (При объёме монолога не менее 10 фраз по теме высказывания)
Монологическое
высказывание
Выполнение
коммуникативной задачи
Учёт условий речевой
ситуации
Речевое оформление
монологического
высказывания
Правильность
речи
Соблюдение
грамматических норм
Соблюдение
орфоэпических норм
Соблюдение речевых
норм
Речевое оформление
4.
№
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
М1
Выполнение коммуникативной задачи
* Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10
фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют
* Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной
задачей,
но
допустил фактические ошибки,
и/или
привёл менее 10 фраз по теме высказывания
М2
М3
Учёт условий речевой ситуации
* Учтены условия речевой ситуации
* Условия речевой ситуации не учтены
Баллы
1
0
1
0
Речевое оформление монологического высказывания (МР)
* Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой
связностью и последовательностью изложения: логические ошибки
отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
* Высказывание нелогично, изложение непоследовательно.
Присутствуют логические ошибки (одна или более)
Максимальное количество баллов
1
0
3
5.
№
Г
О
Р
РО
Критерии оценивания правильности речи
за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
Соблюдение грамматических норм
* Грамматических ошибок нет
* Допущены грамматические ошибки (одна и более)
Соблюдение орфоэпических норм
* Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более двух орфоэпических ошибок
* Допущены орфоэпические ошибки (три и более)
Соблюдение речевых норм
* Речевых ошибок нет,
или
допущено не более трёх речевых ошибок
* Допущены речевые ошибки (четыре и более)
Речевое оформление
* Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются
разнообразные синтаксические конструкции
* Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря,
и/или используются однотипные синтаксические конструкции
Максимальное количество баллов
Баллы
1
0
1
0
1
0
1
0
4
6. Немного теории
Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная
и не подготовленная речь.
Монолог-описание предполагает характеристику
предмета или явления путём перечисления их качеств,
признаков, особенностей.
Цель описания состоит в том, чтобы слушатель увидел,
представил предмет описания.
Основная задача – указать признаки описываемого
предмета, лица, места, явления.
7.
Жанровая фотография – это остановленное мгновение жизни,
какая-то сценка, история, но не постановочная, а естественная.
8. Предлагаемые темы
мероприятие
школьный праздник
экскурсия
посещение музея
посещение урока
посещение зрелищного
мероприятия (концерта,
спектакля, оперы, балета)
спортивные соревнования
школьная научная
практика (проект)
поход
летний отдых
увлечение
современный город
школьный кабинет
домашние дела
и др.
9. Что предлагается описать
время действия;
место действия;
занятие ребят;
их внешний вид
(лицо, одежда);
присутствующих;
пейзаж;
интерьер;
общую атмосферу
события;
настроение
участников
и др.
10. Композиция фотографии — это построение и последовательность изобразительных приёмов, реализующих художественную идею.
На переднем плане
(в центре)
На заднем плане
Слева
Справа
Внизу
11. Речевые стандарты
На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
В объектив фотографа попали …
В центре фотографии мы видим …
На заднем плане находится …
Вдалеке мы можем разглядеть …
Можно предположить, что …
Кажется, что …
Смотришь на фотографию и представляешь…
Фотография передаёт ощущение …
Фотографу удалось показать …
12.
Подберите синонимы к словам
Фотография – фотокарточка, фото, снимок, кадр
Фотографировать – снимать, делать снимок
Фотограф – автор снимка (кадра)
Увидеть – рассмотреть, заметить, увидать, различить,
уловить, разглядеть
Изобразить – показать, представить, описать, выразить,
воспроизвести, воссоздать, отобразить,
передать, запечатлеть, зафиксировать
Ученики – учащиеся, школьники, ребята, дети, подростки,
старшеклассники
13. Предупреждаем ошибки
Фотограф сфотографировал ребят во время отдыха.
Ребята … На ребятах … (надеты, одеты)
Для восприятия фотографии большое значение играют детали.
Мы видим ребят, стоящих на сцене и которые поют песню.
Школьники фотографируют и любуются памятниками архитектуры.
Глядя на фотографию, у меня возникло желание тоже отправиться
в поход.
Все, кто интересуются историей страны, должны посещать музеи.
Фотограф показал то, как ученицы готовят школьный проект.
Благодаря этого снимка мы узнали, кто победил в соревновании.
По эмоциям зрителей видно, что они довольны игрой актёров
в спектакле «Ревизоре».
14. Алгоритм выполнения задания 3.1
Тема 1. Экскурсия
Презентация Беспаловой Т.В.
г. Мыски Кемеровской обл.
Опишите фотографию
Не забудьте описать
• время и место
действия;
• занятие ребят;
• их внешний вид;
• общую атмосферу
события и настроение
участников.
1.
2.
3.
Внимательно рассмотрите фотографию.
Подберите опорные слова и словосочетания для описания
фотографии.
Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания, чтобы
получилось монологическое высказывание.
15. Примерный план монологического высказывания-описания
Примерный план
монологического
высказыванияописания
Время на высказывание — не более 3 минут
1. Вводные фразы по теме фотографии.
2. Описание фотографии с учётом задания:
— время действия (когда? в какое время?)
— место действия (где? в каком месте?)
— внешний вид участников (кто? как выглядят?)
— занятие участников (что делают? чем заняты? как?)
— настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)
3. Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли
фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)
16. Обучающая работа
Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания
для описания фотографии (их можно записать в черновике).
1. Определите тему фотографии
экскурсия
2. Назовите время действия
весна / осень
Не забудьте описать
• время и место действия;
• занятие ребят;
• их внешний вид;
• общую атмосферу события и
настроение участников.
3. Опишите место действия
площадь, храмы, соборы,
памятники архитектуры,
старинные здания
4. Чем заняты ребята?
знакомятся, осматривают,
слушают, фотографируют
17. Обучающая работа
Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания
для описания фотографии (их можно записать в черновике).
5. Опишите внешний вид ребят
куртки, джинсы, шапочки,
кепки
6. Определите общую атмосферу
и настроение участников
увлечены, заинтересованы
Не забудьте описать
• время и место действия;
• занятие ребят;
• их внешний вид;
• общую атмосферу события и
настроение участников.
7. Понравилась ли Вам
фотография? Чем?
удачная
18. Обучающая работа Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание
Вводная фраза
Перед нами фотография, тема которой «Экскурсия».
Место действия
Автор снимка запечатлел школьников на площади, окружённой старинными
зданиями. Даже в пасмурный день ярко золотятся купола храмов.
Время действия
Хмурое небо и одежда людей позволяют думать, что это осень или весна. Можно
предположить, что во время каникул ребята решили познакомиться с
достопримечательностями города.
Внешний вид участников
Вероятно, на улице прохладно, поэтому ученики тепло одеты. На них куртки
и джинсы, на головах шапочки и кепки.
Занятие и настроение участников
Фотограф показал зрителям заинтересованность ребят. Они увлечённо слушают
рассказ экскурсовода. Некоторые из них фотографируют памятники архитектуры.
Завершающие фразы
Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным, потому что передаёт интерес
школьников к истории нашей страны.
(12 фраз)
19. Практическая работа
Тема 1. Поход
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
• время и место
действия;
• занятие ребят;
• их внешний вид;
• общую атмосферу
события
• настроение
участников.
Время на подготовку –
1 минута
1.
2.
3.
Прочитайте задание.
Внимательно рассмотрите фотографию.
Подберите опорные слова и словосочетания для её описания.
20. 4. Продолжите предложения, которые можно использовать для описания фотографии.
Перед нами фотография …
(на какую тему?).
Пейзаж и одежда людей
позволяют думать, что это …
(какое время года? укажите
детали). Можно предположить,
что … (что предшествовало
запечатлённому моменту?).
Автор снимка запечатлел ребят
… (в какой момент?). В центре фотографии мы видим, как … (что
делают руководитель группы и один из туристов?). Подростки
на берегу … (что делают ?). Туристы … (как?) одеты. На них …
(что надето?). С собой у них … (что?). Чувствуется, что
настроение у ребят … (какое?). Они готовы … (какова их цель?).
Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным … (почему?).
(13 фраз)
21. Самостоятельная работа 1 вариант
Время на подготовку — 1 минута
Школьный проект
Опишите фотографию.
Не забудьте описать
• время и место
действия;
• занятие ребят;
• их внешний вид;
• общую атмосферу
события
• настроение
участников.
22. Самостоятельная работа 2 вариант
Время на подготовку — 1 минута
Посещение спектакля
Опишите фотографию.
Не забудьте описать
• время и место
действия;
• что делают актёры;
• костюмы и
декорации;
• общую атмосферу
события
• настроение
участников.
Задание 3 итогового собеседования – тематическое монологическое высказывание.
Предлагаем фотографии к итоговому собеседованию для подготовки к устному экзамену в 9 классе.
→ скачать фотографии
КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то
описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции
присутствующих (присутствующего) на ней.
→ варианты итогового собеседования
Связанные страницы: