Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).
Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.
В статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.
Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.
Этапы обучения.
1 этап – (младший возраст) – ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.
2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.
3 этап – (старший возраст) – дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.
4 этап – (подготовительная группа) –
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.
Выделяют также следующие приемы обучения:
– совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);
– образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);
– план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам – командами);
– рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
“Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов”;
– модели для составления рассказа
(пиктограммы – условное обозначение);
– вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);
– указания (например, “говори
выразительно”)
В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.
Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.
Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.
Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети
перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на
этой картине?” – называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом “Что это?” – требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.
В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация речевой деятельности.
Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…”. В
старших группах это социальные мотивы
(“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые
интересные сказки и составим книгу).
В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.
На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:
- учить ребенка описывать изображение на картине;
- активизировать словарь, используя разные
предложения с однородными членами; - закреплять грамматический строй речи (название
детенышей животных); - учить ребенка описывать внешний вид животного.
В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.
“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.
Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.
Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится”.
На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.
Программное содержание:
– учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;
– закрепить словарь;
– формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.
В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:
“В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими”.
По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).
Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.
При обучении в школе многие дети сталкиваются с проблемой — после прочтения им сложно передать смысл текста, запомнить детали прочитанного. Для того, чтобы исправить ситуацию, развить фантазию и разнообразить речь придуманы «тренажеры». Это сюжетные картинки. Они представляют собой несколько рисунков, имеющих логическую связь.
Как составлять рассказ
Не предлагайте ребенку сразу же составлять подробный рассказ. Начинайте с простого. Например, разрежьте сюжетную картинку на части и просто попросите разложить их в хронологическом порядке. Скорее всего уже в этот момент в голове ребенка оформится схема рассказа.
Если ребенок теряется, попробуйте задать ему наводящие вопросы — кто изображен на картинке, что он или они делают, зачем по его мнению они это делают. И обязательно выясните — а правильно ли действуют герои будущего рассказа.
Совет: можно выписать несколько колонок слов — существительное, прилагательное и глагол. Это название героев сюжета, их признаки и действия. В ходе составления рассказа подскажите ребенку какие слова вы вместе выписали. Так ему будет проще создавать свою собственную сказку.
Что еще нужно будет сделать? Конечно, придумать емкое и короткое название, отражающее смысл рассказа. Составьте несколько вариантов с ребенком, а потом выберите самый подходящий.
Как долго нужно учиться
Тренируйтесь как можно больше и уже очень скоро ребенок будет составлять детальные рассказы с массой интересных моментов.
Кстати, нужно сказать, что сюжетные картинки могут и не состоять из нескольких частей. Они могут быть целиковыми и тогда ребенку нужно самому выделить этапы и составить рассказ по предложенному сюжету.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных картин: рассказ-описание и рассказ-повествование.
А.А. Алексеева отмечает, что обучение составлению рассказа-описания по последовательной сюжетной серии картин начинается в средней группе. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии (не более трех), связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец (21, с. 320).
В старшем дошкольном возрасте дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование – большая самостоятельность в рассказах по картинам, составление рассказов повествовательного характера (21, с. 323).
В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы обучения: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания. (ОК 2)
Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.
Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии:
- на доске (экране, мольберте) выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
- вся серия картинок находится на доске (экране, мольберте), первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
- дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа) (32, с. 46).
А.А. Алексеева считает, что методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец и другие (21, с. 324).
В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
В этой группе проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы: словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).
Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании (21, с. 325).
С. Лелюх, Т. Сидорчук разработана методика обучения дошкольников работе с серией картинок. Авторы считают, что обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам — 3—4. Картинки должны отражать реальный опыт детей — хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.).
В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4—6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес).
События и действия, которые дети наблюдают как бы со стороны и в их собственном опыте пока не присутствующие (оказание помощи каким-либо ребенком какому-либо зверю или птице, спасение кого-либо кем-либо в лесу или на воде и т.д.), вводятся постепенно, начиная с двух картинок, а потом, со временем, дополняются до четырех.
В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями: например, ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей.
В возрасте 5—7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6—8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами. Желательно, чтобы воспитатель самостоятельно разрабатывал серии таких картинок. При этом истинная последовательность картинок не должна быть заранее известна детям (22, с. 5).
При подборе серий картинок воспитатель должен сначала четко ответить себе на все вопросы и сам выполнить все задания. Не рекомендуется использовать серии картинок, в которых так или иначе нарушается логическая цепочка (25, с. 7).
Предлагаемая авторами система занятий призвана развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, как отмечают исследователи, нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок, которая должна носить характер технологии.
Выделяют следующие этапы работы воспитателя:
- Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.
- Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок. Представленная методика носит обобщенный характер. Задача воспитателя — адаптировать каждый шаг к конкретному возрасту детей, с которыми он работает. При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.
- Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок (22, с. 3).
На первом этапе проводится предварительная работа: с реальными ситуациями и с литературными произведениями. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Например, дети намыливают руки в ванной комнате. Воспитатель спрашивает: Что вы делали до этого? Что вы будете делать после того, когда намылите руки?
Зачем мы все это делали? Цель таких бесед — научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий и их результат.
В качестве подготовки может служить работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях. Работа с литературными произведениями проводится с целью упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей текста и сформировать умение определять цель героя по его изображаемому действию. После чтения какого-либо литературного произведения воспитатель на глазах у детей производит «раскадровку» текста. Обсуждение последовательности действий идет по картинках, раскрывающим содержание текста и с помощью вопросов: Кто изображен на этой картинке? Что он делает? Какая цель этого действия?
Картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений, рекомендуется использовать только на первом, подготовительном этапе (22, с. 5).
Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Названия игр разные, но цель одна: установление логической цепочки в действиях, изображенных на картинках.
Авторы методики отмечают, что нецелесообразно говорить ребенку, например, такие фразы: «Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности», «Мы вместе разложим картинки правильно». Установлено, что такие фразы мало стимулируют интерес детей к данному виду деятельности. (25, с. 6).
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе. Игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребенок освоил предыдущие задания (25, с. 8). В процессе работы важно не допускать переутомления дошкольников, проводить физкультурные паузы и минутки. (ОК 10)
На втором этапе детям предлагается система игровых упражнений для обучения детей работе с серией картинок. Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им: освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок; осознать последовательность этапов работы.
Цель используемых игр: научить ребенка раскладыванию серии картинок слева направо в одну линию; развивать умение видеть серию картинок в целом; находить основных героев и общие объекты на всех картинках; научить ребенка находить, перечислять и обобщать места, в которых происходит действие на картинках. (ОК 7)
Организация работы на втором этапе должна осуществляться с учетом уровня развития детей определенного возраста и носить на первых порах индивидуальный или подгрупповой характер. (ОК 3) Группы составляются с учетом уровня развития детей. Чем выше уровень детей, тем больше их может быть в группе (22, с. 7).
На третьем этапе дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок. С этой целью детям предлагают игровые упражнения: «Играем в учителя», «Помощники», «Загадочные истории в подарок друзьям» и другие.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей в сфере обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картинок. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео повышает интерес детей, позволяет предъявить различный наглядный материал (картинки, репродукции картин, схемы, модели для составления рассказов и др.). (ОК 5)
Кроме того, в условиях вариативности образования воспитателю необходимо обладать критичным мышлением для выбора оптимальных технологий реализации программного содержания по развитию связной речи дошкольников, ориентироваться в постоянно изменяющемся потоке научной информации, уметь организовывать психологически обоснованный образовательный процесс, осознавать и преодолевать встречающиеся трудности в реализации подходов вариативных программ по речевому развитию дошкольников, успешно взаимодействовать с коллегами и родителями дошкольников. (ОК 6)
Таким образом, в результате работы с серией картинок ребенок должен научиться: раскладывать отдельно взятые картинки (кадры) в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета; составлять связный краткий рассказ сюжета; осознавать и озвучивать правила составления серии картинок (т.е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности). Педагог должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.
Рассказывать истории – всегда интересно и захватывающе. Однако, иногда возникает сложность в поиске правильных иллюстраций, которые помогут вашему слушателю понять суть истории. Как вариант, вы можете использовать сюжетные картинки. В статье мы предлагаем 75 картинок для ваших рассказов, которые отразят события и придадут им лицо.
Сюжетные картинки для детей
Для дошкольников
Серии сюжетных картинок
Для развития речи
Для 6-7 лет
Для 1-2-3 классов
Сочинение по картинкам
Для старшей группы
Для подготовительной группы
Рекомендуем также
Рисунок карандашом для детей поезд (34 фото)
Аниме рисунки карандашом для начинающих поэтапно (28 фото)
Картинки медали для детей в детском саду (37 фото)
Аппликации из цветной бумаги: 135 шаблонов для детей
190 красивых картинок для презентации
Самые легкие рисунки для срисовки для детей 5 лет (30 фото)
На чтение 3 мин Просмотров 1.6к. Опубликовано 19.02.2023 Обновлено 06.02.2023
Содержание
- Рассказ по серии сюжетных картинок из популярных пособий
- Как составлять рассказ по серии сюжетных картинок
- Польза рассказа по серии сюжетных картинок
- Логическое мышление
- Образное мышление
- Связная грамотная речь
Рассказ по серии сюжетных картинок для детей. Тематические сюжетные картинки для дошкольников.
Рассказ по серии сюжетных картинок из популярных пособий
Предлагаю сюжетные картинки из различных пособий по развитию речи. Они тренируют связную речь, внимание, логику, учат правильно формулировать и высказывать свою мысль, запоминать истории.
Иллюстрации из игры “Читаем истории в картинках. 4-7 лет“:
👉 Смотрите также Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Иллюстрации из пособия “Учимся рассказывать по картинке. 3-4 года“:
Сканы из пособия “Составляем рассказы по серии картинок. 5-6 лет” из серии “Готовимся к школе”:
Как составлять рассказ по серии сюжетных картинок
Чтобы процесс обучения повествованию по сюжетным картинкам был и полезным, и интересным, следует придерживаться некоторых правил:
- Следите за чёткостью и полнотой предложений в рассказе вашего малыша.
- Задавайте больше вопросов, покажите вашу заинтересованность.
- Постарайтесь быть активными и живо реагировать на ответы ребёнка.
- Записывайте получившиеся предложения, так рассказ малыша станет наглядным.
- Не следует поправлять ребёнка, если он рассказывает по теме картинок. Но если малыш увлёкся и просто попусту болтает, необходимо его направить к предмету рассказа.
- Если вы только начали заниматься с сюжетными картинками, то начните с короткого рассказа.
- Чтобы сразу заинтересовать ребёнка подобными занятиями, попробуйте начать с весёлых картинок. Дети любят юмор не меньше взрослых и с удовольствием расскажут вам смешную историю.
Будьте терпеливы. Со временем малыш всему научится, даже если ему, возможно, потребуется чуть больше времени, чем его сверстникам.
Патология речевого развития, как правило, не существует отдельно. Неполноценное речевое общение оставляет свой след на формировании и развитии у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.
У детей с речевыми проблемами наблюдается неустойчивое внимание, сниженный объем памяти, повышенная эмоциональная возбудимость, а также, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточное развитие моторики пальцев рук.
Поэтому обязательным и важным условием при коррекции речи должно быть комплексное воздействие. В частности, конечно, уделяйте время на развитие мелкой моторики.
Польза рассказа по серии сюжетных картинок
Серия сюжетных картинок даёт универсальный эффект, развивая связную грамотную речь, образное и логическое мышление.
Логическое мышление
Рассматривая именно серию картинок, дошкольник учится в них определять обобщающее звено и на этом основании делать вывод о том, что картинки объединены сюжетной линией. Таким образом формируется аналитическое мышление, а также логическое построение, с помощью которых дети и составляют связный рассказ.
Образное мышление
Без фантазии составить рассказ по картинке в принципе невозможно. Предположим, серия картинок посвящена ёжику, который нашёл воздушный шарик. Ребёнок задастся вопросом: откуда в лесу появился этот самый шарик? Вот тут на помощь приходит фантазия с воображением: друзья шли на день рождения через лес и один из шариков упустили.
Связная грамотная речь
Формируется с возраста 4–6 лет, когда ребёнок может ответить на вопрос полным развёрнутым предложением с однородными членами. Для её успешного формирования и тренировки серии сюжетных картин будут очень кстати. Практика составления рассказов, когда перед глазами есть подсказки в виде картинок, поможет ребёнку грамотно и связно отвечать на вопросы, уделяя внимание деталям происходящего.