Инструкция: как писать истории о людях
Какие истории запоминаются, каково главное требование к герою, почему глагол важнее прилагательного, а первый абзац надо писать последним — главное из мастер-класса Оксаны Силантьевой «Истории о людях человеческим языком».
«Нам нужны хорошие истории, потому что их легко запомнить и пересказать. Эмоциональные истории увлекают, удерживают внимание. И важно, что истории задают модель поведения. Лучше написать одну историю в неделю, которая вас драйвит, чем восемь пресс-релизов», — считает мультимедийный продюсер, руководитель Лаборатории мультимедийного опыта Silamedia Оксана Силантьева.
-
Рассказывайте о том, что вас драйвит
-
Выбирайте героя, который преодолел препятствия и изменился
-
Вам поможет хронология
-
Заголовок и первый абзац делайте в конце
Рассказывайте о том, что вас драйвит
Запоминаются истории, в которых есть сильная эмоция, именно она цепляет людей. А чтобы эта сильная эмоция была, рассказчик должен гореть темой. Обдумайте, о каком герое вы хотите рассказать, в чем смысл истории, почему она важна, почему может быть интересна людям. Помните, что конкуренция огромная, и если вы сами не испытываете эмоций к герою, к теме, ваша история не взлетит.
Чтобы написать хорошую эмоционально цепляющую историю, нужно общаться с человеком лично, а не в переписке, не в зуме.
Важно находиться в атмосфере человека, заражаться его эмоциями, чтобы потом их передать. Без личной встречи получаются только сухие, неэмоциональные истории.
И важно: если сам рассказчик чувствует себя выгоревшим, у него тоже не получится история. Сначала нужно «починить» себя, потом рассказывать истории.
Выбирайте героя, который преодолел препятствия и изменился
Без изменения героя нет истории. У героя должна быть проблема, задача, цель, мечта. Он должен преодолевать внутренние и внешние препятствия, пробовать много раз, сталкиваться с разными реакциями людей на него и, наконец, достигать гештальта — получать свою цель.
То есть еще год назад невозможно было что-то представить, были внешние и внутренние трудности, человек пробовал раз, пробовал еще раз, наконец находил выход и получал желаемое. Например, в 19 лет героиня получила травму позвоночника и села в инвалидную коляску, пять лет не выходила из дома, потому что некому было вынести ее с пятого этажа. А потом переехала, познакомилась с активными людьми, у которых когда-то были похожие проблемы, и сейчас она руководит организацией и танцует на коляске.
Вам поможет хронология
Прописать хронологию нужно, чтобы разобраться что к чему: как история развивалась в реальности, что и в каком порядке с героем случилось. На основании хронологии вы построите скелет истории.
Начните с того, что напишите на стикерах действия, которые происходили с героем. Один стикер — один глагол.
В режиссерских и писательских мастерских часто делают такое упражнение: несколько месяцев не употребляют в речи прилагательные, чтобы перестроить мозг на понимание того, что все в мире — это действие. И вам нужно научиться видеть историю через действие.
После того как соберете слой действий, нужно добавить эмоции: что чувствовал герой в момент каждого действия. Эмоции связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий. Дальше на каждое действие с эмоцией допишите реакцию среды: что говорили близкие, соседи, коллеги, кто и как поддерживал, кто и почему осуждал.
И вот теперь можно выстраивать логику истории. Интересно и важно, что когда вы уже рассказываете историю, не нужно соблюдать хронологию, можете начинать в любом порядке — хоть с середины, хоть с завязки, хоть с финала.
Заголовок и первый абзац делайте в конце
Первый абзац или первый кадр имеют большое значение. Люди по первому абзацу принимают решение, будут они читать дальше или не будут. И принимают такое решение не на уровне логики, а исключительно на уровне эмоций. У вас есть три секунды, чтобы зацепить читателя.
Заголовок и первый абзац делайте в конце. Посмотрите на всю восстановленную историю, проанализируйте эмоции и задайте себе вопрос: что из этого самое заразительное, удивительное, самое цепляющее, самое вытаскивающее эмоции. С этого и нужно начинать историю.
Подытожим. О чем нужно помнить, когда пишете историю:
- нужен герой, который обязательно должен измениться в процессе — без поворота сюжета истории не бывает. Можно рассказать историю о себе, другом человеке и даже о коте. Если вы продвинутый рассказчик, можете попробовать рассказать историю от имени дома;
- сюжет, где герой сталкивается с внутренними или внешними препятствиями, где есть переломный момент;
- поддерживающие и противостоящие реакции людей. Если мы не покажем, как реагирует окружающая среда, история будет непонятной. Бывает так, что чья-то реакция может стать первым абзацем, первым кадром.
Какой бы роман, рекламный ролик вы не взяли, везде есть эти составляющие. История, где все это есть, будет зажигательной и зацепит самые разные аудитории.
Мастер-класс Оксаны Силантьевой прошел 27 октября на конференции «Медиа/НКО}профи». Конференцию организовали Агентство социальной информации и центр «Благосфера» в партнерстве с Лабораторией мультимедийной коммуникации Silamedia при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.
Событие проходит с 2017 года, в предыдущие годы — под названием «ЗаЧем будущее социальной журналистики?».
Если жизнь привела вас в эту статью, значит, вам есть, что рассказать о себе, но вы не знаете, как написать книгу о своей жизни, с чего хотя бы начать?
Хочу вас успокоить – с этим может справиться любой человек, важно лишь подсказать ему верное направление, задать ход мыслей и последовательность действий. На самом деле написание мемуаров может быть не только кропотливой и нудной работой, как представляется поначалу, но весьма интересным и увлекательным занятием. О его важности и пользе и говорить не приходится!
В этой статье я постараюсь дать вам основные принципы, по которым нужно ориентироваться при самостоятельной работе с воспоминаниями. Они помогут вам сэкономить массу усилий и времени, поскольку я предлагаю вам чёткую структуру и определённый режим работы, который будет занимать от силы несколько часов в неделю, но принесёт очень весомые результаты: например, вы сможете самостоятельно оформить мемуары в книгу с последовательным и интересным изложением событий вашей жизни.
Содержание:
- Хотите попасть в историю и оставить память потомкам – напишите книгу о своей жизни!
- 4 последовательных шага в работе с мемуарами
- Создание картотеки воспоминаний
- Определение категорий картотеки
- Частотность и порядок записей
- Сортировка, систематизация и оформление материалов
- Курс- поток «Родовая книга/Я пишу мемуары» — идеальный способ начать
Хотите попасть в историю и оставить память потомкам – напишите книгу о своей жизни!
Многим людям, независимо от возраста, социального статуса, убеждений и мировоззрения, хочется оставить какие-то письменные свидетельства о своей жизни и о членах семьи. В этом желании нет ничего плохого, наоборот, каждый человек может оставить неоценимую память о себе и своих родных для последующих поколений Рода.
Если бы мои дедушки-бабушки, родители в своё время оставили после себя такие записи, я была бы безмерно благодарна им. Для меня такие архивы стали бы семейной реликвией и передавались бы по наследству, каждое последующее поколение вносило бы в них свои страницы. Таким образом сохранялась бы связь и преемственность поколений нашего Рода.
Но, увы, у меня таких материалов нет. Но я хочу, чтобы они появились: поэтому я отважилась положить новое начало старой традиции и собрать первые материалы для своей Родовой книги. Тем более, мы с мужем основали Родовое поместье, высадили Родовые деревья, нам, как говорится, сам Бог велел заниматься и семейной летописью.
Такие материалы потом могут стать даже историческими документами, ведь они правдивы и написаны живым свидетелем времени, которое в будущем станет лишь смутной тенью прошлых эпох. Поэтому не подавляйте в себе такой ценный импульс и попробуйте начать хотя бы первичную работу с собственными воспоминаниями.
И помните – не бывает неинтересных судеб. Каждому найдётся, что сказать о себе, своих деяниях и родных. Если у вас, как вам кажется, нет особых писательских данных, могу вас утешить: когда человек искренне и правдиво рассказывает о себе, его всегда интересно слушать. А если вам хочется немножко улучшить текст, выправить его, вы всегда сможете обратиться к профессионалам, корректорам и редакторам, в том числе и в нашу школу писательского мастерства «Живое Слово».
4 последовательных шага в работе с мемуарами
Перед началом работы прежде всего нужно понять, что наша жизнь – это своеобразный слоёный пирог из великого множества событий, людей, памятных дат, родственных и дружеских связей, профессиональной деятельности, хобби и интересов, мировоззрения и религиозных убеждений и всего ещё по мелочи.
Именно поэтому человек, который хочет написать мемуары, просто не знает, как во всём этом разобраться и перенести на бумагу, теряется и откладывает эту грандиозную задачу на потом, обычно на неопределённое «в старости, когда время будет».
Вот только в старости, если до неё удаётся дожить, почему-то уже нет ни сил, ни желания хоть как-то свою жизнь записать, тем более, что память уже не та, и события уже покрылись патиной времени, и любимые родные лица изгладились из памяти. Так и уходит человек, унося с собой бесценный груз воспоминаний, который мог бы стать настоящим даром для тех, кто остался…
Первое, что нужно сделать – расслоить этот «пирог» и каждому слою отвести своё отдельное место. У вас должно появиться что-то вроде картотеки, где будет происходить первоначальное накопление материала. Не надо сразу пытаться написать единую связную книгу – это даже для мастеров непростая задача!
Но зато каждый человек может постепенно создать очень качественный архив записей. Даже не факт, что именно он соберёт потом материалы в книгу, это можно сделать и с помощью специалистов или усилиями всех заинтересованных членов семьи.
Итак, задача №1 — создание картотеки воспоминаний
Вам понадобится либо завести несколько отдельных тетрадей, каждая за своим названием, либо создать на компьютере папку «Мемуары», а в ней – несколько отдельных папок со своими названиями. В цифровые папки можно складывать не только текстовые документы, но и аудиозаписи с диктофона. Многим людям гораздо проще наговаривать текст, а не записывать его.
В обоих этих вариантах есть свои нюансы. Если вы пишете от руки – помните, что ваши записи сложно будет читать кому-то, кроме вас. И если вы соберётесь со временем сверстать книгу мемуаров, вам в любом случае придётся как-то оцифровывать информацию. Так что лучше всего тем, кто пишет от руки, сразу же переносить готовую запись и в соответствующую компьютерную папку.
Тем же, кто привык работать на компьютере, стоит позаботиться в первую очередь, о сохранности столь ценной информации. Никто не застрахован от падений систем и потери информации, так что мой вам совет – старайтесь сохранять информацию на нескольких источниках. Используйте флешки, внешние жёсткие диски и хранилища информаций в интернете, в частности, хорошо бы освоить работу в «Гугл-документах» или на «Яндекс-диске».
Задача №2 – определение категорий воспоминаний
А теперь нам предстоит наши папки или тетрадки подписать. Тут всё достаточно просто: нам надо выделить главные, самые ценные «слои» из нашей жизни. Каждая папка будет олицетворять такой слой. Здесь можно применить самую простую классификацию, которая подходит всем:
- Родственники (близкие люди);
- Основные события жизни;
- Детство;
- Профессиональная деятельность (дело/работа)
- Моё время (исторические события)
- Места и путешествия
- Философские размышления
В эти основные категории укладывается практически вся человеческая жизнь. Но, конечно, у каждого могут появиться и свои, важные именно для него, категории, например «Дети/семья», «Родовое поместье», «Отношения и чувства», «Работа на заводе с такого-то по такой-то год», «Второй брак», «Интересы и увлечения» и т. п. Только вам решать, какие и сколько папок будет у вас.
Задача №3 – определить частотность и порядок записей
Здесь вы ставите перед собой определённую цель, состоящую из двух частей.
Первая часть цели:
вам нужно решить, сколько времени, скажем, в неделю, вы сможете посвятить работе с воспоминаниями.
Лучше всего, если вы сделаете из этой подцели определённый ритуал: например, в воскресенье вечером вы готовите себе травяной чай, садитесь в любимое кресло, выбираете одну из категорий и вносите туда запись. Размер и качество записей вы определяете тоже сами. Советую на этом этапе особенно не заморачиваться с редактурой и писать, как Бог на душу положит. Ваша главная задача – войти в поток и писать. И делать это регулярно, не реже раза в неделю.
Вот вы решили написать о своей свадьбе, например. Вы садитесь, цепляете в памяти первое же связанное со свадьбой воспоминание, пишете несколько предложений, а потом «проваливаетесь» в поток. И это замечательно – пишите всё, что вспоминается, не заботясь о логике и качестве. Сейчас нужно просто выдать текст.
Как выбирать категории – тоже зависит от вас. Можно по чувствам: например, сегодня хочется написать о бабушке. Это категория «Родственники». А в следующий раз вам захочется написать про путешествие на Ямайку – вот и пишите про это.
Но некоторым людям проще, если они работают по графику – в этот день такая-то категория, в следующий – следующая, пока в каждой не будет по одной записи. А потом снова сверху вниз. Так что в этом вопросе ориентируйтесь исключительно на свою натуру и склонности.
Вторая часть цели:
определитесь, будете ли вы на этом этапе работы заниматься редактурой и структурированием записей. С одной стороны – чем чище и логичнее материал, тем легче потом из него выстроить качественную книгу. Если вы хотите ещё при жизни такую книгу создать, лучше тогда заниматься правкой и структурой сразу.
С другой стороны, редактирование и выстраивание структуры книги – это отдельная работа, требующая отдельного времени и другого настроя. Лучше не смешивать собственно писательство и редактуру, а чередовать их. Можно сначала накопить определённое количество записей, а потом уже начать работу по их чистке и сведению воедино.
Здесь снова стоит внимательно прислушаться к себе и понять, какой порядок работы лучше соответствует вашим привычкам, особенностям и наклонностям. Редактирование и структурирование записей можно делегировать специалистам, но на это нужно планировать отдельную статью расходов, либо привлечь на помощь кого-то из родных с нужными навыками.
Для тех, кто вовсе не имеет представления о том, как работать с сырыми текстами, превращая их в чистые и красивые, легко читаемые и запоминающиеся, рекомендую приобрести мой курс «Чистописание» с подробными видеоуроками, в которых разбираются главные принципы создания качественных живых текстов.
Если вы примените эти простые шаги на практике, уже через несколько месяцев работы у вас накопится много рабочего материала. В какое-то время вы, возможно, почувствуете, что пора начинать его как-то систематизировать. И мы переходим к следующему этапу –
Задача №4 – систематизация материала
Писатели-профессионалы знают, что половина умения писать держится на умении вычёркивать. И в самом деле, если вы планируете сверстать то, что собрали, в единую книгу, вам следует позаботиться о том, чтобы она была интересной для читателя.
То есть вам придётся переключить фокус с себя на читателя. Это не всегда просто и легко даётся, особенно людям, которые не очень разбираются в писательстве. Поэтому на данном этапе главный мой совет – призвать на помощь кого-то со стороны. Это может быть и родственник, и просто знакомый или вообще сторонний человек.
Ваша главная задача – получить взгляд со стороны. Поэтому, чем беспристрастнее будет ваш слушатель или первый читатель, тем лучше. Он подскажет вам, что действительно стоит оставить в мемуарах, а что недостойно внимания. Со своими текстами расставаться ой, как жалко, но, поверьте, если вы хотите не просто собрать коллекцию воспоминаний, а выстроить из них логичное и связное воспоминание, будьте готовы от многого избавляться.
Нужно будет оставить только самое ценное, самое важное и интересное, то, что действительно оказывало влияние на вас и вашу семью, формировало ваш характер, ценности. То, что содержит ценную информацию о других родственниках, представляет историческую ценность (например, вам довелось пообщаться с известной личностью или стать свидетелем какого-либо исторического события). Научиться видеть свои тексты «рентгеновским» зрением и трезво оценивать их логику и весомость вам поможет мой курс «Чистописание», в котором изложены основные принципы редактуры.
Как выстраивать материал, какого принципа придерживаться?
Самый простой и эффективный способ – хронологический. Подавляющее большинство мемуаров выстроено именно так, лишь самые матёрые профессионалы иногда позволяют себе вольность и перемешивают воспоминания, подчиняя их иному замыслу, но я вам не советую так делать, если только вами не руководит внутреннее чутьё и понимание, как вы хотите свои материалы организовать.
Структурирование и окончательное оформление материалов – самая непростая задача из всех. Иногда гораздо больше времени уходит на вёрстку и подгонку, состыковку записей и их сортировку, отшлифовку, чем на собственно написание. И здесь человеку неподготовленному тоже лучше обратиться за помощью к профессионалам: редакторам, корректорам и верстальщикам.
Зато и результат вас приятно порадует – в итоге вы возьмёте в руки приятно оформленную книгу ваших воспоминаний, с красивыми фотографиями, качественным текстом и печатью, которую не стыдно будет поставить на полку, подарить родным. Такая книга станет передаваться из поколения в поколение и, возможно, вдохновит и других членов Рода взяться за написание подобных книг. Вы только представьте, как это здорово!
Группа «Родовая книга/ Я пишу мемуары» — идеальный способ начать
И всё же сесть за мемуары непросто. Прежде всего, потому что это слишком необычная задача, требующая концентрации, настроя, определённого расписания.
Вы, наверное, и сами знаете, что самое трудное в любой новой задаче – преодолеть своеобразный психологический барьер. Поезд тратит максимальное количество энергии при первоначальном толчке, а потом лишь поддерживает скорость. Так и мы, чтобы взяться за что-то новое, должны совершить рывок.
И очень часто так и не решаемся его совершить.
Но написание мемуаров, семейных летописей и Родовых книг – слишком нужная и важная задача, чтобы позволить себе махнуть рукой, надеясь, что кто-то другой из ваших родственников возьмёт её на себя. Я, например, на такое рассчитывать точно не могу.
Более того, помогать себе и другим заниматься мемуарами – часть моей жизненной миссии, потому что я хочу, чтобы наши потомки имели возможность прикоснуться не только к памяти Рода, к жизни предков, но и к реальной исторической эпохе, правдиво описанной неподкупными источниками.
Как сказала Анастасия, героиня книг Владимира Мегре:
…Совсем немного дней пройдёт, и будут родовую книгу создавать, своей рукой писать, страницы заполняя, миллионы отцов и матерей. Их будет множество великое – книг родовых. И в каждой – истина, идущая от сердца, для детей своих. Лукавству места в книгах тех не будет. Пред ними историческая ложь падёт.
Для того, чтобы облегчить начинающему столь необычную и ответственную работу (и для себя в том числе), я создала на базе своей литературной школы «Живое Слово» специальную закрытую группу «Родовая книга/Я пишу мемуары».
Попасть в неё очень просто: в главной группе «Живое Слово» в самом верху есть кнопочка «Поддержать». Это платная подписка (донат) группы. Всего за 290 рублей в месяц вы станете доном группы и попадёте не только в группу по мемуарам, но и в группу по созданию сказок, и ещё в группу по созданию нехудожественных книг (нон-фикшн), а также получите возможность общаться и получать обратную связь от меня и других участников.
Если вам сложно работать в одиночестве и вам нужна постоянная поддержка кураторов и сокурсников – это отличная возможность снять все внутренние зажимы и блоки и «расписаться», войти в поток.
Вместе всегда легче преодолевать барьеры и страхи, решиться писать о наболевшем или просто понять, что любая жизнь интересна и представляет ценность для других. Мы постарались создать такую атмосферу, в которой души людей начинают постепенно оттаивать, раскрываться, говорить о том, что давно тяготило или, наоборот, просилось наружу радостью или восторгом.
Большинство из моих учеников, преодолевших страх и взявшихся всё-таки за работу над своими мемуарами и Родовыми книгами, признают, что теперь ведение записей о себе, своих родных и событиях жизни стало для них привычной и важной частью жизни. Вот несколько отзывов о группе:
«Родовая книга» — это закрытая группа, так что все материалы авторов остаются только в узком кругу кураторов и сокурсников. А ещё внутри группы есть раздел со специальными статьями, посвящёнными тому, как описывать отдельные аспекты жизни, например, «Родные и близкие» — как работать с воспоминаниями родных, «Детство», «Правда сердца» — это о том, как выразить то, что давно всем хочется сказать, «Вехи жизни» — о самых главных и значительных событиях, и другие.
Поэтому, если вам действительно непонятно, как приступить к мемуарам, как решить эту задачу – написать книгу о своей жизни — приходите в донат «Живого Слова»! Там вы сможете понять, как это делают другие, проникнуться тёплой, душевной атмосферой группы, избавитесь от страхов и сможете начать. А ещё очень велика вероятность, что вы подружитесь с другими авторами, интеллигентными и творческими людьми. Ваша жизнь станет неизмеримо богаче и приятнее.
Добро пожаловать!
А здесь, в рамках моего курса «Чистописание» вы сможете скачать БЕСПЛАТНЫЙ видеоурок по выбору тем для писательства и методу свободного письма — фрирайтингу (откроется в новой вкладке). С помощью этого урока вы навсегда избавитесь от пресловутого «страха чистого листа»!
Если вы нашли этот материал нужным и полезным, не забудьте поделиться им с другими!
пособие для начинающих авторов
Как написать рассказ:
Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.
Как научиться писать рассказы
Костяк любого хорошего рассказа — это:
- четко выраженная сюжетная линия;
- наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
- максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
- персонажей должно быть не много.
Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.
Как найти идеи для рассказа
Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.
Заведите несколько полезных привычек:
- Записывайте все, что приходит вам в голову.
- Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
- Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
- Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.
Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.
Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.
-
Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..
-
Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.
-
Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.
-
Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.
-
СМИ, историческая литература, дневники
От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.
Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.
Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.
Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.
Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.
Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».
-
Книги по писательскому мастерству
Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.
Стоит прочитать:
- «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
- «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
- «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
- «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
- «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
- «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
- «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.
Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:
- главный герой;
- время действия;
- сюжет;
- конфликт;
- тема.
Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.
И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:
-
Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);
-
Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)
-
Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);
-
Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).
-
Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).
-
Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).
Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.
Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:
-
Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).
-
Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).
-
Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).
-
Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).
Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.
Четыре главных графы:
-
Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.
-
Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.
-
Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?
-
Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.
Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.
Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:
- против другого персонажа;
- против Бога (богов);
- против самого себя;
- против природы;
- против общества;
- против техники или технопрогресса.
Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.
Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.
Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.
Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.
Как составить план рассказа
Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.
Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:
-
От чьего лица будет вестись повествование.
-
Какой будет первая сцена.
-
Каким будет переход от введения к основной проблеме.
-
Какой окажется кульминация.
-
Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.
На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.
Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.
План:
-
Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.
-
Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.
-
Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.
-
Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.
-
Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.
-
Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.
-
Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.
-
Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.
-
Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.
С чего начать писать рассказ
К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.
Но для начала определите тип повествования:
-
Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).
-
Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.
-
Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.
-
Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.
-
Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».
-
Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.
-
Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.
Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:
- длинных описаний природы и погоды;
- знакомства со всеми персонажами разом;
- безымянных диалогов;
- отсутствия главного героя;
- слишком подробного описания главного героя;
- начала по будильнику;
- вычурности и клише.
Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:
«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».
С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.
Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.
“
Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.
-
Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.
Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.
Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.
Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.
А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.
Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).
Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.
-
Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.
-
Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.
-
Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.
Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Как написать очерк о человеке
По мнению Горького, «осью очерка… всегда должны быть живые люди». Есть еще одно важное уточнение писателя: очерк стоит где-то между исследованием и рассказом. Этот нелегкий жанр действительно вбирает в себя и рациональность фактов, и эмоционально-образное их отражение. В хорошем портретном очерке документализм, публицистика и художественное творчество гармонично взаимодополняют друг друга, и рассказ о человеке становится правдивым, интересным и живым повествованием.
Инструкция
Очерк – один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного очерка – личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый – это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй – его внутренняя жизнь.
Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и интервью с теми, кто его хорошо знает – основные источники информации. Главное – понять человека, о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он живет, чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.
Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь – не подменить интересный рассказ изложением анкетных данных. Читателю интересна человеческая натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.
Описывая тот или иной поступок героя вашего очерка, покажите его мотивацию. При этом важно образно прокомментировать индивидуальные и типические черты характера, психологические особенности личности. И вам, и читателю должны быть интересны оригинальные мысли выбранного вами лица.
Каждый человек неминуемо связан и с общественно-политическими, и с экономическими, и с социально-нравственными процессами, происходящими в обществе (как неакадемически это звучит). Важно уметь в том или ином событии индивидуальной жизни показать связь с этими процессами, отношение к ним. Попытайтесь соотнести социальный опыт вашего героя с опытом его поколения. Возможно, у вас получится сделать некую реконструкцию исторического события через факт, яркую деталь его биографии.
Если ваш выбор – персона с большими общественными заслугами, подчеркните примерами значимость всех достижений. Публицистическая составляющая в таком очерке будет значительной, а тема духовных исканий, творчества – одной из основных. У хорошего очерка есть одно примечательное качество. Он дает читателю не только познание чужой жизни, иного жизненного опыта, ошибок и мечтаний, но и подталкивает к осмыслению своих.
Обратите внимание
Начинающих очеркистов часто волнует вопрос: допустим ли авторский вымысел в очерке? Фантазия, никак и ничем не связанная с реальными событиями из жизни человека, неприемлема. А вот домысел как художественный прием уместен, если нет искажения самого факта. Классический пример – описание настроения человека в той или иной ситуации. Достоверно это может знать только сам человек. Но предположить и образно описать эмоции героя в конкретных обстоятельствах можно.
Полезный совет
Будьте внимательны к деталям и любой уникальности в жизнеустройстве героя вашего очерка. Постарайтесь открыть в выбранном индивидууме особые черты характера, «изюминку» в профессии или хобби, своеобразие в отношениях с родными и друзьями. Попробуйте описать его необычный взгляд на привычные вещи. Любой «говорящий» штрих может сделать образ живым и привлекательным.
Источники:
- портретный очерк пример
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Здравствуйте, друзья.
Сегодня я хочу продолжить разговор о том, как писать сочинения повествовательного жанра, а именно — рассказ биографического типа.
В прошлой статье я писала о том, как написать сочинение-рассказ на свободную тему . Предложила несколько тем такого сочинения.
Мы говорили о том, что цель автора повествовательного текста – рассказать о событиях, которые происходят с действующими лицами. Действие развивается, одно сменяет другое, поэтому в рассказе мы употребляем много глаголов совершенного вида в прошедшем времени.
В рассказе обязательно есть вступление (кто герой или герои рассказа, место, время действия, завязка основного события), основная часть и заключение (развязка). Действующие лица в рассказе ведут диалоги, разговаривают. Их речь естественна (мы используем просторечные слова и выражения).
Сегодня я хочу рассказать,
как писать сочинение-рассказ биографического типа.
Биография – означает жизнеописание. Такое сочинение является описанием событий жизни. Можно рассказать о судьбе какого-то человека, писателя, артиста, музыканта или описать жизнь города или даже страны.
В сочинении такого типа так же, как и в обычном рассказе, происходят события. Действие развивается во времени. Но нет завязки. Нет сюжета. События, о которых ты будешь рассказывать, просто перечисляются в хронологической последовательности.
В рассказе о человеке ты повествуешь, когда и где человек родился, когда, где и как учился, где провел детство, получил признание и т. п. Конечно, выбираются самые главные события. Рассказ идет из прошлого в настоящее и ..в будущее.
Целью сочинений биографического типа является не просто рассказ о человеке, городе, книге, а привлечение внимания читающей публики к какой-либо общественно–значимой проблеме.
Следовательно, твое сочинение будет написано, скорее, в публицистическом стиле. Активно используй все средства этого стиля! (Посмотри о стилях текста здесь.)
Вот примерный план сочинения-рассказа о городе Санкт-Петербург.
I. Вступление. Дата основания города и его месторасположение.
II. Основная часть.
1) Самые сильные наводнения.
2) Когда город стал столицей.
3) Достижения.
4) Названия города:а) официальные;
б) неофициальные;
в) поэтические.5) Символы города
III. Заключение. Жители города гордятся, что живут здесь.
Примерный план сочинения-рассказа о выдающемся человеке В. Дале, авторе Толкового словаря.
I.(Вступление) Факты из биографии.
Годы жизни В. Даля.
Образование.
Служба.II.
(Основная часть) Достижения.
Участие в войне.
Поездки по России.
Разносторонние интересы.
Знание языков.
Литературные труды.
Главное дело всей жизни.
В. Даль о себе.
Самая главная награда – Ломоносовская премияIII.
(Заключение) . Признание потомков.
Разумеется, это приблизительные планы-наброски сочинений биографического характера.
Но мы видим, что в сочинениях-рассказах биографического типа так же, как и в обычном рассказе, ТРИ ЧАСТИ. Но в отличие от простого рассказа здесь указываются точные даты, прослеживается точная хронология событий жизни, указываются достижения, т.е. почему человек или город столь значителен, известен, знаменит.
На сегодня все. Если у вас есть вопросы по этой теме, не стесняйтесь, спрашивайте.
Оставляйте, пожалуйста, комментарии.
Можно получить ответ от меня сразу, если в данный момент я на сайте. Для этого просто нажмите кнопочку справа.
Удачи!