Как составить рассказ загадку

В
своей работе я использую  технология  ТРИЗ.

Придумать загадку – это творческое задание для
развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают,
противопоставляют  свойства, особенности, признаки различных предметов,
явлений, животных и т.д.

Сочинять загадки самостоятельно очень
увлекательный процесс, который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие
домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-4 классе
начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки  про
животных, про времена года, про птиц и растения.

Простые модели
сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и
А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более
4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который
обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на
таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

zag01

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Модель 2

Аналогично можно составлять простые
загадки, опираясь на действия,
которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно
выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами,
запахами.

У меня снова про котенка.

zag02

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа
наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

zag03

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно!
Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной
загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире,
то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания
научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе
сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит
эффективнее.

Способ сочинять загадку
для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л.
Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на  уже описанные, но
их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых,
постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по
ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим
впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные
описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную
лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не
записывала слово в слово, а  просто обозначала шаги значками. Вот как это
происходило.

zag08

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение!
Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное,
побуждают к речевому творчеству.

Приведем ниже загадки придуманные учениками к
одному из таких уроков

Ночью летает, а не самолёт,

В темноте глаза горят, а не кошка,

Мышей пугает, а не лиса.    (Сова)

Белая, но не бумага,

Черная, но не буква

О многом говорит, но не книга.

Новости в лес приносит, но не газета.    (Сорока)

Во дворе я королева

Вон мой дом на ветке слева

Птица в перьях серо-чёрных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

Непоседа птица эта, одного с берёзой цвета

Всё ворует, что блестит, глаз за всем следит.

Птица говорливая, самая болтливая.  (Сорока)

Маленький а не мышка

Коричневый, а не собака.

Летает, а не змей.   (Воробей)

Серый маленький комочек.

Он драчливый очень, очень.

По асфальту прыг да скок.

Хлеба собирает много крох.  (Воробей)

Белый, а не сахар.

Мягкий, а не вата.

На руку упадет.

Очень быстро пропадёт.   (Снег)

Я сладкая, а не сахар,

Оранжевая, а не солнце,

В земле сижу, а не крот. (Морковь)

Ты ведёшь меня домой,

По тебе идём тайгой,

Мы в болото не пойдём,

Обойдём всё стороной. (Дорожка)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Это не овощ, и даже не фрукт

На хвойных деревьях красиво растут,

 И даже бывают на лбах у детишек. (Шишки)

Красивая толстуха.

Берут её за ухо,

Она гостей встречает

И  чаем угощает. (Чашка)

Главная привлекательность
использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для
ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления,
все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения
проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать
творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.

сочинение портрет загадка про одноклассника

сочинение портрет-загадка 7 класс

сочинение портрет-загадка про друга

сочинение портрет загадка про одноклассницу

сочинение портрет-загадка по русскому языку 7 класс

сочинение портрет загадка про своего друга

сочинение портрет загадка про одноклассника 7 класс

сочинение портрет загадка друга

сочинение портрет загадка про подругу

Портрет одноклассница.

Это худенькая девочка среднего роста. Она немного сутулится, совсем чуть-чуть. Походка у нее лёгкая и быстрая. Волосы светлые длинные и прямые. Чаще всего она их убирает в хвост. Но, иногда ходит с распущенными волосами.

Лицо у этой девочки не круглое , а немного вытянутое. Кожа светлая, родинок на лице нет. Брови тонкие и густые.

Девочка веселая и улыбчивая , у нее серые смеющиеся глаза. Чуть вздернутый небольшой нос. Губы не пухлые, но и не тонкие, красивой формы.

Характер девочки общительный и весёлый. Она дружелюбная, но бойкая и умеет за себя постоять.

Одевается в школу девочка обычно. Чаще это юбка и блузка, иногда брюки и блузка.

Портрет одноклассника

Это невысокий худощавый мальчик. Он не самый маленький в классе, но и до самых высоких ему далеко.

Он кареглазый брюнет. Стрижка короткая, как у большинства одноклассников.

Он хоть и не высок ростом, но уверен в себе и задиристый. Вежливость и послушание не его конек.

Глаза у мальчика большие, ресницы длинные , лицо смуглое, летом загорает ещё больше.

Брови у мальчика широкие и густые. Нос прямой и не длинный. Лицо скорее круглое. Губы тонкие,подбородок слегка выступает. Мальчик упрям и своенравен.

В школу ходит в джинсах и футболках , зимой в свитере или толстовке.

система выбрала этот ответ лучшим

Y7
[219K]

более года назад 

Да, у меня у ребенка на днях было такое задание – это 7-й класс. Но правда по родному языку. Надо было письменно составить портрет одноклассника или одноклассницы, не называя его. На следующем уроке дети должны будут догадаться о ком шла речь. Самое сложное в этом задании было то, что требовалось составить текст примерно на страницу – лучше больше, но не меньше.

Так как это было задание для 7-го класса, то оно было более сложным: надо было сосредоточиться исключительно на внешности, без описания оценок и других особенностей. То есть текст должен был содержать описание фигуры, прически, осанки, лица, жестикуляции, речи и т.д.

Для тех, кто тоже столкнулся с подобным заданием, вот некоторая информация в помощь:

Телосложение бывает: пропорциональное, стройное, приземистое, худощавое, плотное, крупное, хрупкое, атлетическое, коренастое и т.д.

Лицо бывает: круглое, овальное, “сердчеком” (сердцевидное), вытянутое, квадратное.

Волосы бывают: густые, жиденькие, длинные (длиннющие), короткие, растрепанные, с завитушками, аккуратно убранные в хвостик, свободно спускающиеся до плеч, буйные, белокурые, каштановые, иссиня-черные, взъерошенные и т.д.

Вот еще словосочетания, которые можно использовать: тонкие запястья, прозрачная белая кожа, узкие (широкие, массивные) плечи, удлиненные конечности, ямочки на щечках, широкие плечи как у атлета, угловатые контуры тела, узкая грудная клетка, широкая талия, широкие скулы, округлый (острый) подбородок, высокий развитый (узкий) лоб, прямой (курносый, с горбинкой) нос, европейский тип лица, ромбовидное, прямоугольное, стремительная походка, неторопливые плавные движения.


Ну а сочинение-портрет можно составить вот так:

Это мальчик. Он выглядит немного старше своего возраста. На вид ему 14-15 лет, хотя на самом деле летом он отметил свое 13-летие. Он гораздо выше своих одноклассников. Худощавого телосложения, с длинными руками и ногами. Лицо у него вытянутое, резко очерченные скулы, глаза черные и глубоко посаженные, брови густые и тоже черные. Он брюнет. Предпочитает короткие стрижки. Внешность у него южанина, вот только нос курносый, как у Иванушки из русских сказок.

У моего товарища отличное чувство юмора, и он всегда готов повеселиться, так что с его лица практически не сходит улыбка. Когда же он сосредоточен, то между бровей у него появляется глубокая морщинка.

Он очень активный – быстрая легкая походка, оживленная жестикуляция, громкий уверенный голос. Если где-то в классе собралась веселая компания, то там среди ребят обязательно будет он – мой улыбчивый и жизнерадостный одноклассник.

Божья коров­ка
[160K]

5 лет назад 

В сочинении “Портрет-загадка” нужно описать своего друга или одноклассника, не называя его, так, чтобы в описании можно было разгадать, о ком речь.

Пример сочинения

Среди моих друзей есть один, которого я и хочу описать. Он учится со мной в одном классе. Он высокого роста (выше меня) с голубыми глазами, волосы у него светлые, стрижка короткая. Любит одеваться в одежду светлых тонов и классического стиля.

По математике и физике у него всегда хорошие оценки, а по литературе немного отстает, хотя любит читать зарубежных писателей.

Никогда не опаздывает на занятия, посещает математический кружок после уроков.

Кто это, отгадали?

Росин­ка Роса
[478K]

более года назад 

Портрет-загадка.

Девочка из нашего класса.

На вид девочке 13 лет. Она высокая и стройная. Даже немножко худенькая.

Волосы у нее густые, темно-каштанового цвета. Девочка заплетает их в две косы и подвязывает ленточкой в виде крендельков. Спереди на лбу у нее густая чёлка.

Глаза у девочки серые, иногда кажутся зелеными.

Девочка носит очки от близорукости, но они ничуть не портят ее внешность, а наоборот придают ей серьёзности.

В школу девочка одевается строго, но со вкусом. Никогда не пользуется макияжем, даже ногти не красит.

Самый любимый предмет у нее – история. Она всегда отвечает урок на отлично.

Портрет моего друга.

Мой друг – обычный мальчик седьмого класса. Волосы у него светлые, прямые, а на макушке завинчиваются в смешной вихор. У друга рост средний. Телосложение коренастое, немного полноватое. Ходит он слегка вперевалочку. На лице есть веснушки и родимое пятнышко на левой щеке.

Нос прямой, глаза светлые с хитрым выражением. Уши немного оттопырены.

Говорит очень быстро, смеется очень громко. Он всегда весёлый и подвижный. У него очень хорошая и быстрая реакция.

Нам всегда весело и интересно вдвоём.

Портрет моего одноклассника.

Мой одноклассник высокого роста, он самый высокий в классе. Из-за своего роста он слегка сутулится. Руки и ноги у него очень большие, размер обуви 42-ой.

Волосы подстрижены в скобочку, на висках выбриты три полоски. Парень следит за своей внешностью, очень красиво одевается в спортивном стиле.

Лицо у него продолговатое, нос длинноватый, глаза маленькие голубые. Над верхней губой пробивается пушок. Скоро там будут расти усы.

Ninaa­rc
[481K]

более года назад 

Предлагаю вам опознать по моему описанию девочку, которая является нашей одноклассницей.

Эта активная и энергичная девочка выглядит хрупкой, но она имеет женственную внешность и достаточно сильный характер. Двигается она стремительно, и ей очень трудно долго усидеть на одном месте. Она уделяет много времени спорту и хорошо танцует.

У девочки длинные волосы рыжевато-золотистого оттенка, которые она заплетает в косу или собирает в высокий хвостик. У неё приветливое нежное лицо, на котором выделяются огромные зеленые глаза, обрамленные густыми ресницами. Маленький аккуратный носик и ямочки на щеках делают её лицо невероятно милым, а когда девочка улыбается, то кажется, что в её глазах прыгают искорки-смешинки. А смеется она звонко и заразительно, что напоминает звук маленького колокольчика.

Девочка всегда аккуратно одета, она любит модные наряды, но в школу предпочитает одеваться скромно. Она обладает удивительным свойством – умеет носить даже простенькую одежду так, чтобы она её украшала. Многие девчонки ей завидуют, поскольку не умеют так красиво и элегантно одеваться.

На уроках наша одноклассница всегда серьезна и собрана, она не отвлекается на посторонние дела и четко выполняет все, что велит учитель. Учится она хорошо, поскольку имеет крепкую память и отличается сообразительностью. Ей ничего не стоит помочь в учебе любому, кто нуждается в поддержке. Она терпеливо объясняет материал и никогда не отказывает в помощи.

Эта девочка отличается доброжелательным миролюбивым характером, за что её любят одноклассники. А еще она обожает животных, а дома у неё есть собака и морская свинка. Зимой она всегда мастерит кормушки и подкармливает птичек, а летом бегает к озеру кормить уток.

Думаю, что уже все догадались, о ком идет речь. Как зовут нашу одноклассницу?

Знаете ответ?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Люди загадывают загадки на протяжении многих тысяч лет. Конечно, загадки интересно загадывать, но многие согласятся, что отгадывание загадок более увлекательный процесс! Вы можете составлять свои собственные загадки, чтобы поделиться с друзьями и близкими.

  1. Изображение с названием Make up a Riddle Step 1

    1

    Читайте много загадок. Чтение загадок поможет вам написать свою загадку. Вы можете найти много разных загадок в Интернете или в книгах.

    • Во многих культурах есть свои правила составления загадок. Скандинавские и англо-саксонские загадки все еще очень популярны, несмотря на то, что они были написаны тысячи лет назад! Как правило, эти загадки имеют очень простые ответы, например, “ключ” или “лук”. Вы можете найти много загадок в Интернете. [1]
    • Загадки также встречаются в современной литературе. Кроме того, очень часто можно услышать загадки в фильмах и телепередачах. Например, в книге всемирно известного английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит» целая глава посвящена загадкам. Это – пятая глава этой книги «Загадки в темноте».
  2. Изображение с названием Make up a Riddle Step 2

    2

    Определите тему загадки. Темой загадки может стать что угодно. Выбирайте любой предмет, который знаком человеку и составляйте загадку о нем.

    • Темами загадок могут быть природные явления, такие как шторм или снег, животные, или действия.
    • Избегайте тем, которые описывают абстрактные понятия или требуют специальных знаний. [2]
  3. Изображение с названием Make up a Riddle Step 3

    3

    Определитесь с размером вашей загадки. Некоторые загадки очень короткие, всего пару фраз, в то время как другие напоминают небольшой рассказ. Ваша загадка может быть любой длины. Однако помните, все хорошо в меру, поэтому не составляйте слишком длинные загадки. В противном случае вашей аудитории будет неинтересно отгадывать такие загадки.

    • Вот пример очень короткой англо-саксонской загадки, написанной в 900 году нашей эры (“Экстонская книга Страшного суда”): “Чудо на волне / вода стала крепкой как кость.” (Ответ: лед на озере).
    • Вот пример длинной загадки из той же книги: “Когда я жив, я не говорю. / Любой может взять меня и отрезать мне голову. / Они грызут мое голое тело. / Я не причиняю вред, пока другие не начинают резать меня. / Потом я заставляю их плакать”. (Ответ: Лук).

    Реклама

  1. Изображение с названием Make up a Riddle Step 4

    1

    Начните с ответа. Если вы определитесь с ответом, вам будет легче составить саму загадку. Составляя загадку, используйте прием олицетворение. Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

    • Например, вы можете выбрать слово “карандаш” в качестве ответа, потому что большинство людей знакомы с этим предметом.
  2. Изображение с названием Make up a Riddle Step 5

    2

    Подумайте, на что похож ответ вашей загадки, и из чего он состоит. Составьте список возможных вариантов. Подберите глаголы и прилагательные к заданному слову – ответу. Запишите несколько синонимов к этому слову.

    • Если вы выбрали слово “карандаш”, в вашем списке возможных вариантов может быть следующее: “ТМ” (тип карандаша) [3]
      ), “деревянный”, “резиновый”, “желтый”, “розовая шляпка” (ластик), “похож на цифру 1” (описание формы карандаша).
    • Вы также можете включить и другие моменты: например, он должен быть заточен, благодаря чему, он будет хорошо писать, со временем он станет короче, если часто им пользоваться (парадокс).
    • Кроме того опишите, что можно сделать заданной вещью: например, карандаш – небольшой, но умеет все(карандашом можно написать “все”).
  3. Изображение с названием Make up a Riddle Step 6

    3

    Напишите загадку на черновик. Используйте метафоры, чтобы описать знакомые вещи необычными способами. Подумайте о списке идей, который вы составили в предыдущем шаге. Если ваш ответ “карандаш”, подумайте какую метафору можно использовать в этом случае. “Ручная палка” или “желтый меч” являются хорошими метафорами к выбранному слову, при этом они дают четкое представление о загаданном предмете.

    • Обратите внимание на пример загадки, в которой используется метафора для описания карандаша: “Золотой меч, с розовой шляпкой, это два дерева “ТМ” и “М”.
    • Карандаш – это “меч”, потому что он заточен с одной стороны. Это описание также согласуется с поговорками: “перо сильнее меча”, и может помочь найти отгадку. “Розовая шляпка” – это резинка.
    • “Два дерева” – это кедр (наиболее распространенный тип древесины, используемый для изготовления карандашей) [4]
      , и резина (каучук – это вещество, получаемое из дерева, из которого производят материал для изготовления ластика).
    • Карандаш выглядит как цифра “1”. Поэтому уместно использовать эту цифру при составлении загадки.
  4. Изображение с названием Make up a Riddle Step 7

    4

    Используйте простые слова. Загадки первоначально были формой устной литературы и очень редко записывались. Поэтому думайте о том, как звучит ваша загадка, когда вы произносите ее. Не используйте сложные слова и абстрактные понятия.

    • Например, ваша загадка о карандаше может звучать следующим образом: “Это – небольшой предмет, но может все, чем дольше он служит, тем меньше становится”.
    • Вот пример загадки из книги всемирно известного английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит»: “Без замка, без крышки сделан сундучок, а внутри хранится золота кусок ” (Ответ:яйцо).
  5. Изображение с названием Make up a Riddle Step 8

    5

    Персонализируйте свою загадку. Еще один способ сделать загадку интересной, это позволить загадываемому предмету говорить от первого лица. Начните загадку с “я”, после чего используйте глагол.

    • Например, в случае с загадкой о карандаше, вы можете сказать: “Я ношу розовую шляпку, но головы у меня нет; я острый, но ума у меня нет; я могу сказать что-то, но не могу сказать и слова”.
  6. Изображение с названием Make up a Riddle Step 9

    6

    Подумайте о том, как звучит ваша загадка. Поскольку загадки, как правило, передаются в устной форме, обратите внимание на то, какие вы используете звуки при составлении загадки. Используйте такой прием, как аллитерация. Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Кроме того попробуйте написать рифмованную загадку. [5]

    • Пример загадки, где используется аллитерация: «Мать Софья день и ночь сохнет, утро настанет, прочь отстанет» (Заслонка).
    • Это пример рифмованной загадки: “В снежном поле,/На дороге,/ Мчится конь мой одноногий./ И на много, много лет/ Оставляет черный след” (Ответ: карандаш). [6]
    • Кроме того, в загадках очень часто можно встретить разновидность метафоры – кеннинги. Кеннинг представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее как минимум из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Например: «пламя моря» — золото. [7]
      Этот прием часто использовался в скандинавских загадках.
  7. Изображение с названием Make up a Riddle Step 10

    7

    Поделитесь своей загадкой с друзьями. Лучший способ узнать о результате своего творческого труда, это поделиться им с друзьями и семьей, и попросить их, отгадать вашу загадку. Ваши творческие начинания могут побудить ваших близких попробовать себя в написании загадок.

  8. Изображение с названием Make up a Riddle Step 11

    8

    Измените загадку, если это необходимо. Если ваши друзья и близкие сразу отгадали загадку, вы можете немного усложнить ее. Если им не удается отгадать вашу загадку, возможно, вам придется изменить формулировку таким образом, чтобы ответ стал более очевидным.

    Реклама

Советы

  • Не стоит слишком переживать, если у вас не получается написать загадку, используя разные стилистические приемы. Помните, загадки должны развлекать и приносить удовольствие! Не торопитесь и наслаждайтесь процессом.
  • Попросите друга о помощи. Если вы не можете подобрать тему или составить загадку, попросите друга помочь вам. Это может стать приятным времяпрепровождением!

Реклама

Что вам понадобится

  • Лист бумаги
  • Словарь рифм (по желанию)
  • Тезаурус
  • Ручка

Об этой статье

Эту страницу просматривали 90 786 раз.

Была ли эта статья полезной?

Загадки про животных представляют собой предложения, описывающие признаки того или животного. Такие признаки становятся исходной информацией о загаданном животном. Используя ее, необходимо сопоставить признаки с конкретным животным и отгадать загадку. При этом загадки могут представлять собой небольшие рассказы.

Пример рассказа-загадки про животного

Рассказ-загадка является повествованием о жизни того или иного животного. Там описываются не только основные признаки животного. В рассказе может содержаться информация об образе его жизни, питании и условиях обитания. Информация там представляется в повествовательной форме.

В качестве примера можно представить следующий рассказ-загадку.

Это животное живет далеко-далеко на Севере. Там всегда холодно и дуют сильные морозные ветры. Поэтому, животное имеет густой мех, который защищает его от холода.

Это животное живет рядом с людьми. Люди ценят его и берегут. Животное является центром традиционной жизни народов севера – якутов, ханты, манси и других. Раньше люди поклонялись этим животным и просили богов увеличить их число.

Мясо животного очень питательно, оно богато полезными веществами. А из его шкур люди делают себе одежду и жилища. Поэтому, стада этих животных делают людей богатыми и счастливыми.

Указанная загадка дает четкое представление о загаданном животном. Это северный олень. Ведь северные олени являются основой жизни кочевых народов Крайнего Севера. 

Как составить загадку-рассказ про животного

Составление рассказа-загадки про животного происходит по определенному алгоритму. В таком рассказе необходимо выделить и подчеркнуть главные особенности животного. Следует указать на основные правила составления таких рассказов-загадок:

  • необходимо указать, к какому виду относится животное. Следует дать сведения о его размерах, особенностях питания;
  • важной будет информация о месте проживания животного. Это могут быть леса, тропики, джунгли, тундра, пустыня и так далее;
  • хорошей подсказкой будет описание внешних признаков животного. К примеру, наличие у него шерсти, острых зубов и других характерных признаков.

помогите пожалуста придумать рассказ-загадку о животных!очень надо.



Знаток

(377),
закрыт



13 лет назад

Просто ЛАНА

Высший разум

(431864)


13 лет назад

Это животное живет на Севере, там холодно и много снега.
Питается рыбой, леммингами, яйцами птиц, летом – растениями, ягодами. Тело покрыто пушистым белым мехом (зимой) .
Если еды хватает, то может принести потомство до пятнадцати детёнышей. На голове маленькие полукруглые ушки.
Это- хищник, в основном питается мелкими животными.
У него черный нос, есть усы, очень чуткое животное. Слово начинается с буквы “П”.(Песец)

Добавить комментарий