Как составить рассказы поиск

пособие для начинающих авторов

Как написать рассказ:

Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.

Как научиться писать рассказы

Костяк любого хорошего рассказа — это:

  • четко выраженная сюжетная линия;
  • наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
  • максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
  • персонажей должно быть не много.

Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.

Как найти идеи для рассказа

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.

  • Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..

  • Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.

  • Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.

  • СМИ, историческая литература, дневники

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.

Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

  • Книги по писательскому мастерству

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

Стоит прочитать:

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.

Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:

  • главный герой;
  • время действия;
  • сюжет;
  • конфликт;
  • тема.

Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.

И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:

  • Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);

  • Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)

  • Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);

  • Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).

  • Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).

  • Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).

Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.

Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:

  • Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).

  • Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).

  • Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).

  • Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).

Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.

Четыре главных графы:

  • Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.

  • Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.

  • Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?

  • Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.

Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.

Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:

  • против другого персонажа;
  • против Бога (богов);
  • против самого себя;
  • против природы;
  • против общества;
  • против техники или технопрогресса.

Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.

Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.

Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.

Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.

Как составить план рассказа

Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.

Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:

  • От чьего лица будет вестись повествование.

  • Какой будет первая сцена.

  • Каким будет переход от введения к основной проблеме.

  • Какой окажется кульминация.

  • Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.

На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.

Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.

План:

  • Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.

  • Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.

  • Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.

  • Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.

  • Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.

  • Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.

  • Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.

  • Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.

  • Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.

С чего начать писать рассказ

К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.

Но для начала определите тип повествования:

  • Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).

  • Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.

  • Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.

  • Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.

  • Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».

  • Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.

  • Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.

Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:

  • длинных описаний природы и погоды;
  • знакомства со всеми персонажами разом;
  • безымянных диалогов;
  • отсутствия главного героя;
  • слишком подробного описания главного героя;
  • начала по будильнику;
  • вычурности и клише.

Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:

«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».

С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.

Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.

Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.

  • Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.

Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.

Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.

Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.

А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.

Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).

Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.

  • Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.

  • Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.

  • Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.

Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Текстовая нейросеть пишет рассказы, придумывает идеи и сюжеты онлайн

С помощью текстовой нейросети можно легко создавать рассказы на любую тему. Технология ИИ позволяет ускорить поиск идей для написания рассказа и значительно сократить время на создание текста. Для генерации новой истории, нужно всего лишь написать тему и запустить алгоритм. Нейросеть для рассказов пишет уникальные тексты для каждой истории, может продолжить ваш рассказ или предложить альтернативные варианты.

Попробовать нейросеть в деле онлайн бесплатно:

Нейросети стали невероятно популярными в различных сферах деятельности, в том числе и в создании уникальных текстов. Текстовые нейросети открывают новые возможности для авторов и писателей, которые теперь могут создавать увлекательные рассказы и генерировать идеи для сюжетов, используя технологии искусственного интеллекта.

Как можно использовать текстовую нейросеть?

С помощью текстовой нейросети можно онлайн создать любой текст, начиная от небольшого рассказа и заканчивая научной статьей. Нейросеть может генерировать тематические идеи для сюжетов, помогать написать описания для продуктов или создать уникальные тексты для рекламы.

Одной из самых интересных областей применения текстовой нейросети является создание увлекательных рассказов. Теперь авторы и писатели могут вдохновиться предложенными нейросетью идеями для сюжетов, которые могут стать основой для новых романов и рассказов.

В результате онлайн работы текстовой нейросети можно получить уникальные и качественные тексты, которые в некоторых случаях будут невозможно отличить от рассказов, написанных человеком.

Преимущества использования текстовой нейросети онлайн

Использование текстовой нейросети имеет ряд преимуществ. Она позволяет существенно сократить время, затрачиваемое на создание текстов, облегчает процесс поиска идей для сюжетов и позволяет создавать уникальный и качественный контент.

Текстовая нейросеть также может быть использована для автоматизации процесса написания текстов. Это особенно актуально для владельцев сайтов и компаний, которые регулярно выпускают текстовый контент на русском языке. Также нейросеть может использоваться для создания книг, рекламы и маркетинговых материалов.

Текстовая нейросеть – это практичный пример применения технологий искусственного интеллекта в сфере литературы и создания контента на русском языке. Она может генерировать уникальные идеи для сюжетов, помочь авторам и писателям создавать высококачественные тексты и автоматизировать процесс написания контента. Конечно, важно понимать, что нейросеть не является идеальной и может допустить ошибки в своей работе. Однако при правильном использовании, она может стать незаменимым инструментом для тех, кто занимается созданием текстового контента.

Рассказ может быть смешным и грустным, о дружбе или о любви, о ночных кошмарах, живущих под вашей кроватью, и просто о светлых воспоминаниях. Но начинается он всегда одинаково – с чистого листа. И далеко не сразу в нем появляются первые строки. Как же отыскать в себе вдохновение и написать отличный рассказ?

Как написать рассказ: руководство для начинающего автора

Как написать рассказ методом фрирайтинга

Практически каждый начинающий автор сталкивается с дилеммой – как писать? А главное, о чем? Один из самых продуктивных писателей всех времен Стивен Кинг рекомендует не заморачиваться на этот счет: просто взять бумагу, карандаш и начать писать. Это называется фрирайтинг. И этот способ весьма хорош:

  • Вам не приходится тратить время на подготовку и ломать голову над тем, как написать рассказ – вы просто ставите своих героев в сложную ситуацию и смотрите, как они себя поведут. На ходу легко раскрываются основные черты характера персонажей, раскручивается сюжет и придумывается концовка.
  • Фрирайтинг – отличный ответ на вопрос о том, как написать первый рассказ всего за сутки. Ведь значительная проблема многих авторов заключается именно в растягивании процесса: если вы будете действовать по всем правилам, то на небольшое произведение в пару страниц вы потратите не менее месяца. Если же будете писать по совету Стивена Кинга – управитесь и в пару дней вместе с редактурой.
  • Если вы новичок, то особенно важно получить быстрый отклик публики. И фрирайтинг дарит вам такую возможность.

Но все же, Король Ужасов кое в чем слукавил. Метод фрирайтинга подходит далеко не для всех типов работ. Так, если вы думаете, как написать рассказ про исторические события или в контексте определенной эпохи, вам в любом случае придется потратить время на сбор информации. Сам Стивен Кинг сознается, что при создании романа «22/11/63» он несколько лет потратил на изучение истории убийства Кеннеди. Поэтому далее мы поговорим о том, как написать рассказ, используя классическую литературную формулу.

Как написать рассказ: руководство для начинающего автора

Три этапа работы над рассказом

Все мы выросли на произведениях классиков. Поэтому легко можем отличить особенности их письма от современной беллетристики. И прежде всего, это смысловая нагрузка. Антон Павлович Чехов, Николай Островский и Александр Куприн в своих произведениях всегда стремились донести до читателя какую-то ценную мысль, мораль, свое суждение по поводу добра и зла. Разумеется, подобная работа требует тщательного продумывания сюжетной линии и характеров персонажей.

Второй нюанс, который нас прельщает у классиков – это безупречная грамотность. Как орфографическая, так и стилистическая. В те времена никто не полагался на редакторов, поэтому каждый писатель трепетно изучал все правила русского языка, предельно внимательно вычитывал свою работу и обнародовал только спустя месяцы после написания.

Из этих нюансов мы можем вывести основные концепции того, как правильно написать рассказ:

  • Нужно потратить, как минимум, несколько часов на подготовку – придумать тему, подробно прописать основные черты персонажей и сюжетную линию.
  • По собственному плану написать рассказ и дать ему отлежаться, как минимум, неделю.
  • Несколько раз перечитать вслух и исправить все ошибки, шероховатости, удалить моменты, не имеющие отношения к основному сюжету. Помните слова А.П. Чехова: «Кратко. Писать нужно кратко, господа.»

Если же у вас нет времени на ожидание – например, ваш преподаватель в универе требует сдать рассказ уже завтра, или вы ведете публикации в соцсетях ежедневно, то нужно постараться уместить все эти этапы в сжатый срок.

Как написать рассказ: руководство для начинающего автора

Этап первый: подготовка к написанию рассказа

Даже если вы задумываетесь над тем, как написать краткий рассказ на тему «Каникулы в деревне» или «Однажды у нас дома», вам не обойтись без предварительной подготовки:

  • Нужно подумать, о чем конкретно вы будете писать. Ведь характерная черта рассказа – наличие кульминационного момента и развязки. Именно это отличает его от эссе, очерка и других жанров.
  • Перед тем как написать рассказ про что-либо, важно продумать и типажи героев, наделить их определенными чертами. Их краткую характеристику нужно прописать на бумаге, чтобы она постоянно была у вас перед глазами во время работы.
  • Но самый сложный момент вас поджидает в выборе темы. Хорошо, если идея опередила ваше желание попытать счастья в писательстве, и вы взялись за работу на волне вдохновения. В противном случае вам придется долго думать, как выбрать тему рассказа и описать его суть, основной посыл читателю.

Хорошим вариантом в выборе темы рассказа становится «художественное воровство». Так, вы можете подсмотреть идею у любимого автора, в сериале или даже обычном реалити-шоу. Но при этом не стоит ее копировать полностью – наверняка, кто-то из ваших читателей уже смотрел что-то подобное. Поэтому можно взять только саму суть, идею и раскрыть ее по-своему. Типичный пример такой «кражи» – фильм «Малефисента», который с иной стороны раскрывает историю «Спящей красавицы».

Как написать рассказ: руководство для начинающего автора

Второй этап: как правильно написать рассказ

Именно на этом этапе новичками совершается больше всего ошибок, вызывающих у читателя искренний хохот, а иногда и гнев. Так, при написании рассказа не стоит:

  • Использовать штампы и клише. «Свинцовые тучи сгустились над городом и мир погрузился во тьму» – подобные фразы допустимы только для произведений Лавкрафта, который писал в жанре готических ужасов. Современный читатель наверняка не оценит такого «экспромта».
  • Проявите осторожность и в использовании метафор, гипербол и других средств «выразительности» текста. Вспомните, с каким «удовольствием» вы читали описание дуба на две страницы в романе «Война и мир». Не уводите читателя от сути, используйте метафоры только там, где это действительно уместно.
  • Не стоит и помещать героя в страну, о традициях и обычаях которой вы ничего не знаете. Конечно, Россия – это скучно. Куда привлекательнее Мексика, Испания или Япония, по которым мы «путешествуем» вместе с современниками – Коэльо, Кастанедой или Мураками. Но примите во внимание: они там действительно живут. Поэтому и нам целесообразнее выбирать ту страну, с которой мы лучше всего знакомы. Исключением из правила может стать фантастический рассказ, страну для которого вы придумываете по своим правилам.
  • Развязка из разряда «все это был сон» (а также герой был в коме или мертв с самого начала 😀 ). Такая «неожиданность» может обескуражить и расстроить читателя. Да и говорит она только о том, что автор перемудрил настолько, что и сам не может выпутаться из своей истории.
  • Перенасыщенность событиями. Рассказ – малая литературная форма. Поэтому крутые повороты судьбы, многократные интриги в нем не уместны. Придерживайтесь одной сюжетной линии и одной идеи.

Итак, вы уже знаете, как написать первый рассказ, и можете смело приступать к делу. При этом не столь важно, требуется ли вам долгая подготовка или вы пойдете по пути Стивена Кинга – главное, чтобы произведение получилось интересным и далеким от «штамповки».

Как написать рассказ: руководство для начинающего автора

Этап третий: редактура рассказа

Опытные авторы уверяют, что рассказу нужно «отлежаться» не менее недели, чтобы вы могли взглянуть на него беспристрастно и по-новому. Но, если дело не терпит отлагательств, то за редактуру можно браться уже на следующий день после написания. При этом принципиально важно убрать из текста:

  • Орфографические и речевые ошибки. Если с первым типом удается справиться с помощью сервисов проверки, таких как «Орфограммка.ру», то вторые требуют внимательности, а иногда и вычитки другими людьми. Ведь мы нередко допускаем стилистические ошибки даже в повседневных разговорах, а некоторые из них и вовсе носят «географический» характер.
  • Лишние детали и обороты. Штампы, ненужные метафоры, чрезмерно длинные описания – все это без зазрения совести можно убирать – текст от этого только выиграет.
  • Логические «нестыковки». В пылу страстей у молодых авторов нередко случаются казусы из ранга «стой на месте и иди сюда» – не ломайте мозг читателю, удалите их на этапе редактирования.

Чтобы избежать всех этих ошибок, рекомендуется вычитать текст вслух не менее 3 раз и дать его прочесть паре знакомых. Только после этого можно смело опубликовать свое произведение и ждать отклика аудитории.

Зная, как написать небольшой рассказ, вы сможете испытать свои силы в писательском мастерстве без внушительных временных затрат, которые требуются на повести и романы. Именно с рассказов начинали величайшие авторы современности – Рей Брэдбери, Генри Каттнер, Чехов, Горький, Хемингуэй, Марк Твен, О. Генри, Джек Лондон и многие, многие другие. Рискуйте, и возможно, ваше имя тоже когда-нибудь окажется в этом списке почета.

Еще больше полезного и интересного в моей книге “Гайд для начинающих по копирайтингу и не только”.

Мало кто из авторов берётся сразу за повесть или роман, потому что осилить большой объём текста физически трудно. А вот малые литературные формы, такие как рассказы, повести, зарисовки, очерки, помогут расписаться и научиться работать с текстом без надрыва. В нашей статье рассказываем, как написать рассказ без страданий и боли.

Поиск жанра

Рассказ — это многогранная форма, которая может быть представлена практически во всех жанрах: детектив, любовная лирика, путешествия, исторические события – всего не перечесть.


Современный рассказ, каким мы его знаем сегодня, возник во второй четверти XIX века в США. Его литературным отцом был Эдгар Аллан По, прославившийся публикацией в 1833 году «Рукописи, найденной в бутылке».


При выборе сюжета желательно исходить из собственного жизненного, профессионального опыта. Если вы, скажем, медик, то и пробовать себя нужно в медицинской художественной прозе. Увлекаетесь рыбной ловлей — вот импульс и для литературного творчества, тем более что «рыбацкие байки» можно назвать отдельным устным, разговорным жанром. Когда вы пишете рассказ с позиции простого наблюдателя, то тоже транслируете своё восприятие действительности или свои предположения, какой она могла бы быть, как в случае с фантастикой.

Зачем нужно писать рассказы?

  • Тренировка

Написание рассказов — хороший тренинг в писательском мастерстве. Занимаясь этим практически в ежедневном режиме, можно достичь высот, позволяющих замахнуться на нечто большее: повесть, роман, пьесу, сценарий.

  • Быстрее и легче познакомить публику с вашим творчеством

Рассказ — своего рода визитная карточка начинающего и даже опытного писателя, ведь в силу малой формы с таким произведением читательская аудитория знакомится быстрее.

  • Вырастить из рассказа роман

Многие повести, романы создавались на основе рассказов. Таким образом, рассказы ещё и своего рода «кирпичики» — строительный материал художественной литературы.

Как написать рассказ в технике фрирайтинга

Фрирайтинг – это техника, когда вы просто записываете всё, что придёт в голову. Все мысли. Да, вообще всё. Это напоминает мозговой штурм, но в результате может получиться рыхлый черновик будущего рассказа. Затем необходимо отделить зёрна от плевел и упорядочить наброски. Как стартовая позиция, этот способ довольно неплох.

К слову, его даже рекомендует Стивен Кинг: взять карандаш, бумагу и начать творить. Применительно к реалиям нашего времени сесть за клавиатуру.

Как написать рассказ по этапам

  • Этап 1. Выбор темы, сюжета, предмета

Тема может созреть внезапно — сродни озарению. Допустим, вы наблюдали какую-то сценку в транспорте, магазине, на рынке, отдыхе. И вот возникла идея что-то приукрасить, домыслить, развить сюжет — в общем, дать волю фантазии.

Иногда тема может вызревать месяцами в процессе наблюдения над реалиями жизни. Это долгий, и может быть, даже мучительный процесс.

Если вы нацелились на произведение фантастического жанра, то идею можно почерпнуть также из реальной жизни, но «опрокинуть» её в воображаемый мир.

Идею рассказа исторической тематики может навеять прочтение соответствующей художественной или научно-популярной, учебной литературы. Даже сдача экзамена по какой-либо исторической дисциплине, курсу лекций может сподвигнуть на создание рассказа, особенно если вы прониклись духом эпохи. Однако желательно прибегнуть к консультациям экспертов и обратиться к источникам.

Толчком к созданию рассказа может послужить яркий личный опыт: путешествие, какое-либо событие в жизни, история, рассказанная интересным собеседником и многое другое.

  • Этап 2. Работа над рассказом

  • Работа с текстом

Сразу надо отказаться от использования штампов и клише. «Свинцовые тучи нависли…», «Грозно сдвинул брови…», «волевой подбородок», «серые будни» – всё это может моментально оттолкнуть читателя, поскольку со всем этим он уже сталкивался и не раз. Конечно, начинающему писателю ещё далековато до создания собственного стиля и даже языка, но к этому надо стремиться.

При этом не стоит вдаваться в другую крайность – чрезмерную вычурность в погоне за оригинальностью – можно так углубиться в неё, что читателю повествование будет малопонятно. Особенно этим могут грешить исторические рассказы – в погоне за передачей духа времени автор может увлечься «старыми словесами», например, как в «Слово о полку Игореве».

Из личного опыта автора статьи: приходилось сталкиваться с тем, что современный читатель не понимал таких выражений как «ничтоже сумняшеся»* и «с младых ногтей»*.

Ещё одна рекомендация — краткость. Предложения из нагромождения фраз и сложноподчинённых конструкций сложны для восприятия, как и злоупотребление гиперболами и метафорами.

  • Планирование — работа со структурой

Когда замысел рассказа чётко обозначился, можно приступать к более детальной работе — составить план. Отдельные пункты дополнить, хотя бы тезисно раскрыть их. Нужно понимать, что составляем мы именно план рассказа, а не повести или романа. Сразу нужно думать о необходимости тех или иных деталей, хронологии событий. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия, которая может дополняться воспоминаниями персонажа.

  • Работа с персонажами

Необходимо вдумчиво нарисовать образ главного героя и героев второстепенных, исходя также из критериев краткости, присущих рассказу. Нужно продумать их бэкграунд, но сделать это лаконично. Например, если вы пишете о людях из глубинки, то они должны разговаривать как люди из глубинки, а не как москвичи.

Кстати, упор на диалоги — хороший способ раскрыть действующих лиц, показать их характеры.

  • Работа с окружающим миром и сеттингом

Важна и местность, география, где персонажи действуют и живут. Если вы плохо ориентируетесь в реалиях страны, региона, куда хотите их поместить, лучше этого не делать. Ведь ваш рассказ могут прочитать те, кто знаком с местностью, пространством не понаслышке или вовсе является специалистом, страноведом. Не стоит и чрезмерно увлекаться подробными описаниями: рассказ — это прежде всего действия в их динамике, а не «лирические отступления».

  • Этап 3. Чек-лист по редактуре рассказа

Лучше всего дать произведению (и себе) «отдохнуть» несколько дней, а то и неделю, после чего со свежими силами приняться за редактуру. Она включает грамматику, стилистику, орфографию и фактчекинг.

  • В работе над грамматикой большим подспорьем являются различные сервисы проверки. Например:
  1. Главред
  2. Тургенев
  3. Простым языком
  • Стилистика — это уже исключительно роль человеческого фактора. Полезно дать рассказ на прочтение кому-то, кто знает толк в русском языке. Но перед этим вычитать самому. Как говорится, одна голова хорошо, а две — лучше. Самому же следует обратить пристальное внимание на лишние детали и обороты, ненужные метафоры, чрезмерно длинные описания — всё это без сожаления вычищается либо подвергается жёсткой саморедактуре. Нужно учесть, что штампы иногда бывают и полезны, если мы описываем какой-то феномен или передаём речь человека, который ими говорит, общается в повседневной жизни.
  • Хороший способ – чтение рассказа вслух, чтобы почувствовать ритм. Ещё вариант: позвать друзей, близких и зачитать им свой рассказ. Вы должны быть готовы к критике с их стороны, что может пойти только на пользу.

Совет по написанию рассказов от Дмитрия Быкова* (признан иностранным агентом на территории РФ)

По его мнению, рассказ обязан быть интересным, хотя задача добиться этого чрезвычайно сложна. Самым интересным для читателя является он сам. Он читает как бы про самого себя.

Человек является героем. Герой должен быть одержим теми же проблемами, которыми одержимы вы. Решить эту задачу очень непросто, но если удастся это сделать, на выходе получается идеальный рассказ.

Уроки от Антона Чехова

Писатель считал себя беллетристом, то есть человеком, который пишет для широких масс. Чехов рекомендовал писать по 100–200 рассказов в год. При таком режиме вы достигаете двух целей: получаете постоянную практику и показываете умение держать планку качества независимо от условий работы.

Умение создавать хорошие добротные произведения на протяжении всей жизни — вот, по мнению Чехова, настоящее доказательство таланта. Вот его рекомендации.

  1. Написав рассказ, следует вычёркивать его начало и конец. «Тут мы беллетристы, больше всего врём. Мы разгоняемся, и плавный текст начинается примерно с 50–200 слов».
  2. Надо выбрасывать лишнее, очищать текст от фраз «помимо того», «при помощи». Стоит заботиться о музыкальности своего произведения.
  3. Талант познаётся не только по качеству, но и по количеству им сделанного.

Уроки Джерри Дженкинса

Дженкинс написал более 200 книг в различных жанрах, таких как биографии, самопомощь, любовные романы, детективы и художественная литература для молодёжи. Американский писатель даёт следующие рекомендации.

1. Прочитать как можно больше рассказов. Читать и писать. Вы читаете рассказы и помечаете наиболее удачные приёмы авторов для того, чтобы научиться писать и выработать собственный стиль.

2. Художественный текст — это, прежде всего, история, где главенствует идея. Её нужно отыскать. Формула идеи может выглядеть так:

«Человек — Проблема — Напряжение — Конфликт — Страхи и фобии».

Далее вопрос, а что если? Что, если бы у персонажа получилось всё по-другому? Если бы у него не было алиби? Такие вопросы и рождают истории из людей, которые вас окружают — друзья, родственники. Возьмите их характеристики, смешайте, что-то добавьте, что-то уберите и создайте уникальные образы.

3.  Масштабируйте вашу историю до короткой формы. В романе у нас есть несколько сюжетных линий, большие промежутки времени, десятки персонажей. В рассказе основной акцент нам нужно сделать на эмоциональном потрясении, для чего оптимизируйте описание. Всё что надо читатель додумает сам.

Например, уберите сцены, как один персонаж едет к другому. Можно начать сразу со встречи, а как персонаж добрался это никому не интересно.

Наша цель: добраться до финала через конфликты, которые и раскрывают историю.

4. Говоря о структуре истории, Дженкинс предлагает воспользоваться рекомендациями американского писателя-фантаста Дина Рэя Кунца.

Как можно быстрее поместите персонажа в сложную ситуацию, создайте ему проблему → Все попытки персонажа исправить ситуацию только усугубляют её → Потому что положение кажется безнадёжным → Приобретённый опыт и навыки помогают персонажу победить.

Сама ситуация может быть разной и зависеть от жанра. В триллере это вопрос жизни и смерти, в любовном рассказе — эмоциональное потрясение.

Вы должны поместить персонажа в самую скверную ситуацию, которую только можете придумать.

  1. Проработайте сильный финал. Он должен вызвать удовлетворение у читателя после всего, что произошло с персонажем. Стоит избегать концовки, которая создаёт ощущение, будто история закончилась слишком рано.
  2. Нужно стать дотошным редактором. Работа над рассказом только началась. Обращаем внимание на корректность текста на клише, избыточность, нарушение логики и последовательности. Не забываем уделять внимание диалогам. Подумайте, где вы можете усилить историю, вызвав более эмоциональный отклик у читателя. Ваша задача — не переделать полностью историю, как это часто бывает, а сделать её интересней.

Такова методология и алгоритмы работы над рассказом. Следует выбрать собственную золотую середину и, главное, практиковаться и ещё раз практиковаться.


*«Ничтоже сумняшеся». В переводе с церковнославянского «ничтоже сумняшеся» означает «ничуть не сомневаясь». Так иронично говорят, когда кто-то совершает действия решительно, с уверенностью в своей правоте.

*«С младых ногтей». Встречается в памятнике литературы XII в. «Послание Никифора, митрополита Киевского, великому князю Володимиру» («из млад ногтий очисти») и в «Повести от Ульянии Муромской» («от младых ногтей Бога возлюби»). Так говорят, когда человек уже с детства или юности стал предпринимать какие-то действия, которые оказали влияние на его дальнейший жизненный путь.

*«На круги своя». Крылатая фраза, означающая возвращение чего-либо или кого-либо на обычное место, к исходному положению, а также то, что ничего принципиально нового нет.

*«Аредовы веки». Довольно редкий фразеологизм, значение которого нашим современникам понять трудно. Он обязан своим происхождением библейской легенде о патриархе Иареде (Ареде), который, по преданию, прожил 962 года. Поэтому и означает это крылатое выражение очень долгую жизнь.


Хотите издать книгу? Заполните форму, наши специалисты проведут вам бесплатную консультацию

    Полезные советы начинающим новеллистам от Даниила Волкова . Если кому-то есть что добавить к ним, то, пожалуйста, предлагайте – разные мнения тоже важны.

http://soyuz-pisatelei.ru/forum/102-7391-1

Даниил Волков  

Знаю, что многие отнесутся к этой статье скептически. Мол, разве можно научиться? Талант, вдохновение есть – напишешь. Но не все так просто.
Когда я попал на сайт СП, мне легче было написать повесть или роман, чем рассказ. Как можно уложиться в 10000-15000 знаков, когда столько хочется выразить?! Но оказалось, что читать повести и романы мало, кто способен. Все требовали рассказов, миниатюр, очерков, а еще лучше – афоризмов. Мол, читать большие объемы некогда. Пришлось быстро осваивать сложную науку написания малой прозы. Признаюсь, я долго искал в сети советы вроде: как написать рассказ, как написать интересный рассказ и прочее. Были статьи серьезные и не очень, кое-какие выводы я для себя сделал, но все же многое осталось неясным. Методом проб и ошибок, используя полученные знания, я постепенно освоил новый жанр и теперь хотел бы поделиться опытом. Думаю, молодым авторам эти сведения будут полезны.

Во-первых, я понял, что нельзя ждать вдохновения. Коварная штука это вдохновение. Подстроиться под него очень сложно. Почти невозможно, если параллельно ты работаешь или учишься. Вдохновения ждать не нужно. Отнеситесь к написанию рассказа, как к школьному сочинению – хочешь, не хочешь, а работать надо. Никто ведь не говорил учительнице: Марь Иванна, про Машу и Дубровского сочинения не сдал, вдохновения не было.

Во-вторых, я понял, что для рассказа важны три вещи: смысл, стиль и объем. Проще говоря, должно получиться ясно, красиво и кратко.
Узнав две эти главные вещи, приступаем, к рассказу, соблюдая семь правил.

Первое. Сначала определите, о чем будет рассказ, изложив содержание одной фразой. Фразы: «о любви» или «о дружбе» не подходят. Нужна конкретика. Например: о том, как Золушку уволили с работы из-за козней начальника; о том, почему Мальчику-с-пальчик грустно, когда идет дождь.

Второе. Второй шаг – создание персонажей. Вы тщательно обдумываете образ главного героя (далее – ГГ). Какой он? Пол-возраст, цвет глаз-волос-кожи, характер, привычки, биография, с кем живет, что любит, на кого похож и т.д.
Потом берете лист бумаги и записываете на нем все, что придумали. Очень подробно и обстоятельно. А потом пришпиливаете лист булавкой к столешнице, чтобы было легче подглядывать, и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! не вносите это описание в рассказ. По-крайней мере, в этом объеме.
Обычная ошибка начинающих авторов в том, что они пытаются втиснуть все сведения о ГГ в текст рассказа. Несчастные читатели на протяжении двух страниц узнают, что у ГГ «были черные веселые глаза, черные кудрявые волосы, у него была белоснежная улыбка, пухлые губы и широковатый рот. Он был высокого роста, с сильными, мускулистыми руками и ногами. Ему было тридцать лет, восемнадцать из которых он провел в сиротском приюте, потому что его родители, когда ему было пять лет…». Заканчивается подобный опус обычно так: «у него была черная кожа, он был негр».
Гораздо проще, четче и выразительнее написать: «Это был негр средних лет, одинокий, но неунывающий ни при каких обстоятельствах».
Сразу оговорюсь, что я не пропагандирую краткость изложения. Сам не люблю, когда кратко. Рассказы из 55-ти слов кажутся мне особенно страшными. Так мы скоро дойдем до рассказов в 55 букв.
Но сейчас мы говорим о рассказе, в котором (см. выше) важен объем. Значит, надо избавиться от всего лишнего, поэтому витиеватость текста отсекаем безжалостно.

Третье. Придумываем сюжет. Главное условие – занимательность и динамичность. Приоритет диалогам. Постарайтесь выразить чувства героев ИХ словами, а не своими.
Например, для рассказа лучше:
«-Ты меня бесишь, Чупакабра! – прошипел Кот-в-сапогах, играя эфесом шпаги».
Чем:
«Кот-в-сапогах почувствовал, как в глубине его существа закипает, подобно воде в чайнике, дикое, первобытное бешенство. Он прищурил глаза, воинственно распушил хвост, сдвинул на затылок широкополую шляпу, увенчанную плюмажем из алых перьев страуса, и принялся поглаживать лапкой, мгновенно обнажившей стальные когти и переставшей быть бархатной, эфес шпаги, доставшейся ему при следующих обстоятельствах…»
Как построить сюжет?
Формула обычного рассказа проста. Вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал – весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его (читателя) обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения. Даже если, прочитав ваш рассказ, человек замрет на три секунды, таращась в пространство, и подумает: «Вон оно как!..» – считайте, это – победа. Ваш рассказ состоялся.
Не начинайте вступление «издалека». Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит через это самое море стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше? Ну-ка, посмотрим…
Если со вступлением и финалом более-менее понятно, перейдем к приключениям. Можете назвать их конфликтами, событиями – суть не изменится. Для динамики рассказа хорошо бы не менее трех конфликтов-приключений. Например, встреча Кота-в-сапогах с младшим сыном мельника и их преступный сговор с целью захвата королевства и прилегающих территорий; набег указанных персонажей на королевский дворец, во время которого они крадут алмаз «Санси» и принцессу; спасение сбежавшей принцессы от оборотня с последующей влюбленностью принцессы в своего спасителя – Кота-в-сапогах. Как вступление можно представить похищение Котом дизайнерских сапожек от «Армани», а финалом – бегство Кота от влюбленной принцессы с извинениями, что он не в силах составить ее счастье.

Четвертое. Определившись с героем и сюжетом, приступаем непосредственно к написанию. Пишем так, как получится, стараясь, все-таки, помнить о трех китах рассказа – ясности, красоте и краткости.
Помните о ярких образах, старайтесь избегать банальностей. Лучше описать ночь, как блеск бутылочного осколка на земле (см. Чехов А.П.), а не как «серебряный свет призрачной луны на темно-синем небе, усыпанном звездами».
В результате четвертого шага у вас, скорее всего, получится рассказ на 15-ти листах 14-ым шрифтом. Это, примерно, 20000-30000 знаков. То есть, вдвое больше нормы. Смело приступаем к следующему этапу.

Пятое. Корректировка рассказа. Запасаемся дюжиной носовых платков, чтобы вытирать невольные слезы, перечитываем текст и удаляем (с сохранением смысла) лишние прилагательные («черный негр», «холодный, искрящийся снег») и притяжательные местоимения – моя, мое, свое, твое и проч. («он ударил меня СВОЕЙ рукой», «очнувшись, я понял, что МОЯ шея до сих пор болит»). После правки, текст уменьшится, примерно, на две страницы. Но, уверяю, читатель все равно поймет, что негр был черным, снег – холодным, а после того, как вас ударили, болела именно ваша шея.
Потом начинается самое неприятное и трудное. Надо сократить не просто лишние слова, а лишний текст. В идеале должно остаться не больше 10 страниц, значит, безжалостному вымарыванию надо подвергнуть три страницы. Перестаем плакать, и снова перечитываем рассказ. Читаем очень внимательно, время от времени удаляя целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа (см. пункт первый). Все, что выходит за рамки увольнения бедной Золушки с работы – шикарные деловые костюмы и хрустальные кроссовки; воспоминания о том, как мачеха в прошлом году облила ее апельсиновым соком прямо на автобусной стоянке; завтрак, во время которого Золушка скушала кусочек торта «Анна Павлова» и загрустила о нелепой смерти великой артистки – удаляем.
Почувствуйте себя пластическими хирургами, отсекающими с милого, но несколько обрюзгшего лица известной певицы, лишнее. Певица должна покинуть операционный стол с личиком упругим, как резиновый мячик. Ничего лишнего! Никаких: «вот эта родинка так мило смотрится…»!
Думайте не о своих желаниях, а о желаниях певицы. Ей не нужны сентиментальные старческие родинки, она хочет натяжку по полной. Так дайте ей то, что она хочет! Срежьте, что только можно и натяните до предела!
Над родинкой поплачете дома, пересчитывая гонорар.

Шестое. Неопытные авторы зачастую считают, что шестой этап в создании рассказа лишний. И с гордостью торопятся выложить рассказ (а по сути, не рассказ, а сырой полуфабрикат) для прочтения или отправляют в издательство, а потом обижаются, когда их подвергают разгромной критике.
А ведь этого так легко избежать, если соблюсти простое правило: прежде чем выносить рассказ на публику, дайте ему вылежаться. Дня два-три, неделю, если хватит терпения. А если выдержите месяц – снимаю шляпу!
Вопрос: зачем так поступать?
Ответ: затем, что по истечении времени вы перечитаете то, что написали, свежим взглядом. И заметите ошибки, которых раньше не видели. Помните, что чем чаще вы будете производить подобную манипуляцию, тем чище будет текст. Выполнив шестое правило, вы заставите ваш рассказ сиять бриллиантом, а иначе он рискует так и остаться неограненным алмазом – тусклым, корявым камешком, о ценности которого никто не догадывается.
Прочтите рассказ вслух, с выражением. Это поможет выявить неблагозвучные слово- и буквосочетания, и случайные повторы. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ стал песней, читался, как стихотворение в прозе.

И, наконец, седьмое. Потратьте еще полчаса, чтобы прочитать рассказ и исправить допущенные ошибки в орфографии и пунктуации. Не хватает знаний или трудолюбия? Отдайте умному другу. Пусть он проставит запятые, напишет «не» отдельно с глаголами, и разберется с суффиксами «бер-бир», «дер-дир». И не надо про то, что есть редакторы и корректоры, и что им за это деньги платят. Им платят не за это. А за то, чтобы находили СЛУЧАЙНЫЕ ошибки.
Если же рассказ начинается «гиниальными славами», 99% тут же бросят его читать. Конечно, кто-нибудь прочитает, но только чтобы посмеяться над двоечником или прокомментировать: «Супирски! Пешите исчо!»
Поверьте, грамматические ошибки противны так же, как волосок в ресторанном блюде.
А если серьезно, то пишите от души, пишите так, как подсказывает сердце. Ведь талант и вдохновение – великая сила. И если они у вас есть, то все обязательно получится.

Добавить комментарий