Как составить разговор с родителями


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Как правило, детям и родителям непросто наладить открытый диалог. Родители часто полагают, что они нарушают границы, а дети считают, что родителям просто не интересно их слушать. Если вам кажется, что родители настроены слишком критически, либо вам очень неловко даже начинать разговор с ними, то на помощь придут план беседы и некоторые правила общения.

  1. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 1

    1

    Наберитесь смелости. О чем бы вы ни собирались говорить, важно понять одну вещь: как только вы поговорите с родителями, вам сразу же станет легче. Не нужно волноваться, тревожиться или стесняться, так как родители всегда готовы прийти на помощь. Возможно, они даже знают больше, чем вы думаете.[1]

  2. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 2

    2

    Не волнуйтесь о том, что родители расстроятся или плохо отреагируют. Если вы подготовитесь и все сделаете правильно, то разговор сложится должным образом. Родители переживают за детей, поскольку волнуются за них и желают только лучшего. Следовательно, они очень обрадуются, что вы обратились за советом именно к ним.[2]

  3. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 3

    3

    Не уходите от разговора. Проблема или неловкость не исчезнет, если просто уйти от разговора с родителями. Важно выговориться, чтобы снять напряжение. Подумайте о том, что ваши родители постараются понять и решить проблему. Такие мысли позволят вам избавиться от стресса и тревожности.[3]

  4. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 4

    4

    Определитесь, с кем следует говорить. Вы хотите поговорить с обоими родителями или в данной ситуации вам лучше поможет мама? Отношения с обоими родителями складываются по-разному, поэтому задумайтесь, как следует поступить.[4]

    • Некоторые темы проще обсуждать с кем-то одним из родителей. Например, мама реагирует более спокойно, а папа может вспылить. В этом случае лучше сначала поговорить с мамой, а потом вместе обсудить ситуацию с папой.
    • Следует понимать, что родители, скорее всего, скажут друг другу о вашем разговоре, даже если поговорите только с одним из них. Лучше всего сразу говорить с обоими, но при этом не помешает заручиться поддержкой одного из них, если так вам будет проще. Например, не нужно отдаляться от папы, рассказав о школьных хулиганах одной только маме. Спросите маму, как лучше сказать об этом папе, если вы переживаете, что он рассердится, так как вы не постояли за себя.
  5. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 5

    5

    Выберите время и место для разговора. Узнайте, когда родители будут свободны, чтобы выбрать подходящее время. Не нужно, чтобы родителей отвлекали мысли о грядущем совещании или необходимости приготовить ужин. Не менее важно правильно выбрать подходящее место, чтобы вас не отвлекали коллеги родителей или работающий телевизор.[5]

  6. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 6

    6

    Обдумайте последствия. Что бы вы ни хотели получить от разговора, родители могут дать вам несколько различных ответов. Подготовьтесь ко всему. В идеале беседа должна развиваться по вашему сценарию, но не переживайте, если этого не произошло. Вы не одиноки, так как на помощь всегда придут учителя и взрослые родственники.

    • Если результат вас не устроил, то попробуйте следующее:
      • Поговорите с родителями еще раз. Возможно, вы просто выбрали неудачный момент. Если они расстроены, то вряд ли смогут открыто и спокойно поговорить с вами. Например, не спрашивайте разрешения пойти на танцевальный вечер, если из-за вас они опоздали на репетицию сестры.
      • Оставьте попытки. Нет смысла злить родителей и лишать себя шансов получить желаемое в ближайшем будущем. Если между вами состоялся вежливый и открытый разговор, после которого обе стороны остались при своем мнении, то примите точку зрения родителей. Покажите зрелость, проявив уважение к чужому мнению, чтобы в будущем родители лучше воспринимали ваши слова и понимали, что вы способны контролировать эмоции.
      • Заручитесь поддержкой со стороны. Обратитесь к бабушке с дедушкой, родителям друзей или учителям, чтобы отстоять свою точку зрения. Родители всегда стараются защитить вас, поэтому, обращаясь за сторонней помощью, вы убедите их, что способы разрешить ситуацию. Например, можно попросить старшего брата сказать родителям, что вы хотите попасть в то место, куда они скоро поедут, поэтому они могут подвести вас и убедиться, что с вами все в порядке.

    Реклама

  1. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 7

    1

    Запишите свои мысли. Не нужно составлять пословный сценарий, но хотя бы запишите основные моменты. Так вам будет проще упорядочить свои мысли, чтобы понять, куда может зайти ваша беседа.[6]

    • Начните примерно так: “Папа, мне нужно обсудить с тобой одно важное дело”, “Мама, можно мне поговорить с тобой?”, “Мама, папа, я совершила большую ошибку и мне нужна ваша помощь”.
  2. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 8

    2

    Учитесь разговаривать с родителями каждый день. Если вы еще не обсуждаете с родителями свои повседневные дела, то начните с мелочей. Заведите привычку разговаривать с родителями обо всем на свете, чтобы они привыкли общаться с вами. Также это позволит укрепить отношения между вами.[7]

    • Никогда не поздно поговорить с родителями. Даже если вы не разговаривали уже больше года, для начала можно хотя бы просто поздороваться. Скажите: “Я просто хочу рассказать, как у меня дела, и немного поболтать с вами. Мы уже давно не разговаривали, поэтому хочу рассказать вам о том, что происходит в моей жизни”. Родители оценят такой шаг и, возможно, будут более открыты.
  3. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 9

    3

    Разведайте обстановку. Если вы хотите поговорить на деликатную тему или знаете, что реакция родителей будет резкой, то подготовьте почву для разговора. Оцените ситуацию вопросами, чтобы предположить, как они могут отреагировать, или намекнуть на тему будущего разговора.[8]

    • Например, если вы хотите обсудить с родителями вашу половую жизнь, то скажите, к примеру, следующее: “Наташа уже год встречается со своим парнем и похоже, что у них все серьезно. Как вы считаете, насколько все серьезно может быть в 11 классе?” Представьте ситуацию посредством друзей и посмотрите на возможную реакцию родителей. Старайтесь понять их мысли, но будьте осторожны и не говорите слишком очевидно, иначе они сразу поймут, к чему вы клоните.
  4. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 10

    4

    Определите желаемый результат. Планировать ход беседы невозможно, если не знать конечного результата, который вы желаете получить. Решите, чего вы хотите достичь разговором, чтобы не ошибиться при выборе нужного подхода.[9]

    Реклама

  1. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 11

    1

    Ваша мысль должна быть четкой и понятной. Прямо скажите о том, что думаете, чувствуете или хотите получить. В такой ситуации легко разнервничаться и говорить бессвязно. Подготовьтесь к разговору, чтобы расслабиться. Приводите конкретные примеры, чтобы родители все правильно истолковали.[10]

  2. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 12

    2

    Говорите искренне. Не преувеличивайте и не лгите. Сложно скрыть эмоции, если тема важна для вас. Говорите искренне и следите за тем, чтобы родители не пропускали ваши слова мимо ушей. Если ранее вы обманывали родителей или приукрашивали ситуацию, то им будет непросто поверить вам. Проявите упорство.[11]

  3. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 13

    3

    Поймите точку зрения родителей. Предположите возможную реакцию. Вы уже разговаривали на схожие темы? Если знаете, что родители откажут вам или не согласятся, то скажите, что понимаете причины такого решения. Покажите, что понимаете их мотивы, и тогда родители лучше воспримут ваши слова.[12]

    • Например, если родители против того, чтобы у вас был мобильный телефон, то скажите: “Мама, папа, я знаю, вы не хотите покупать мне телефон. Он стоит много денег и требует ответственного отношения, поэтому вы считаете, что он не нужен детям моего возраста. Вы в курсе, что у моих одноклассниц есть телефоны, и считаете это излишеством, так как они только играют и смотрят фото в Instagram. А что, если я накопила нужную сумму и могу купить телефон за свои деньги? Вы сможете проверять все загруженные игры и приложения, а я буду использовать телефон для того, чтобы предупредить вас, что задерживаюсь на тренировке, или когда вы говорите по домашнему телефону с бабушкой”.
  4. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 14

    4

    Не спорьте и не плачьте. Будьте вежливы и покажите свою зрелость. Лучше обойтись без колких замечаний, если вы не согласны с родителями. Говорите с родителями так, как вы хотите, чтобы они разговаривали с вами.[13]

  5. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 15

    5

    Поговорите с одним из родителей. В некоторых случаях лучше поговорить только с мамой или только с папой. Например, иногда с папой проще обсуждать учебу, а с мамой – романтические отношения. Выбирайте наиболее подходящего человека.[14]

  6. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 16

    6

    Время и место. Во время беседы важно получить полное и безраздельное внимание родителей. Не начинайте разговор в людных местах или во время короткого перерыва. Позвольте им понять все услышанное и не начинайте важный разговор в неподходящий момент.[15]

  7. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 17

    7

    Внимательно слушайте родителей. Не отвлекайтесь на мысли о том, что лучше ответить. Важно вслушиваться в слова родителей и правильно реагировать на них. Люди часто отвлекаются на сторонние мысли, если сразу не получают желаемый ответ.[16]

    • Можно даже повторить слова родителей, чтобы удостовериться, что вы все поняли правильно, и показать собственную внимательность.
  8. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 18

    8

    Высказывайте мнения поочередно. Разговор не должен превращаться в монолог, поэтому нужно задавать вопросы и находить правильные слова, если вас не могут понять. Не перебивайте и не повышайте голос. Если родители расстроились, то скажите примерно следующее: “Я понимаю, что вы расстроены. Давайте продолжим разговор позже, когда вам станет легче, чтобы конструктивно решить проблему”.[17]

    Реклама

  1. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 19

    1

    Старайтесь предвидеть результат. Вероятнее всего, от разговора вы ждете одного или нескольких из следующих результатов:[18]

    • хотите, чтобы родители выслушали и поняли вашу точку зрения без советов или замечаний;
    • желаете получить поддержку или разрешение;
    • хотите получить совет или помощь;
    • испытываете необходимость определиться с дальнейшими действиями в случае проблемы;
    • хотите справедливого отношения к себе.
  2. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 20

    2

    Поймите свои чувства и расскажите о них. Вам может быть сложно, особенно при необходимости поговорить про половую жизнь или открыть тайну. Во время обсуждения щекотливой темы с родителями вполне нормально ощущать неловкость или тревогу. Определите свои чувства и расскажите о них родителями, чтобы облегчить душу.[19]

    • Например, если вы переживаете, что родители расстроятся, то сразу скажите об этом: “Мама, я знаю, что ты предупреждала меня об этом и тебя расстроят мои слова, но мне очень важно, чтобы ты выслушала меня и помогла”.
    • Если ваши родители очень впечатлительны и можно ожидать резкого ответа или отказа, то скажите, что вы предполагали такое развитие событий, но все равно собрались с духом, чтобы поговорить с ними. Действуйте предусмотрительно и разрядите обстановку позитивом: “Папа, я знаю, насколько ты разозлишься, но мне нужно сказать это, ведь я понимаю, что ты любишь и уважаешь меня, а сердишься только потому, что желаешь мне самого лучшего”.
  3. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 21

    3

    Выберите подходящее время. Если родители уже чем-то расстроены, то вероятность негативного ответа лишь возрастет. Если беседу можно отложить, то подождите более благоприятный момент. Поговорите, когда родители будут в хорошем настроении и способны открыто выслушать вас.[20]

    • Например, спросите: “Мы можем поговорить или сейчас не лучший момент?” Продолжительная поездка или прогулка отлично подходят для разговора, но если такие возможности все никак не предоставляются, то просто выберите удачный момент.
    • Заранее решите, что вы хотите сказать, или запишите ключевые аспекты, чтобы ничего не забыть. Нет ничего хуже, чем позволить родителям застать вас врасплох и начать разговор, к которому вы не готовы.

    Реклама

  1. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 22

    1

    Правильно расставляйте приоритеты. Мы не всегда получаем то, что хотим, поэтому не следует упрямиться, если ответ родителей вас не устраивает. Проявите вежливость и выслушайте мнение со стороны. Возможно, в следующий раз они охотнее прислушаются к вашим словам.[21]

  2. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 23

    2

    Поговорите с другими взрослыми. Иногда родителям приходится решать собственные проблемы. Если один из родителей страдает от зависимости или психического заболевания, то поговорите с другим взрослым человеком, которому вы доверяете. Это может быть учитель, родственник или школьный психолог.[22]

    • Прежде чем разговаривать с малознакомым человеком, постарайтесь навести справки и узнать, могут ли вам помочь сверстники.
  3. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 24

    3

    Ведите себя зрело. Если вы решили не обсуждать проблему с родителями, то важно поступать зрело. Не обходите стороной проблемы, особенно касающиеся здоровья или безопасности. Если вы хотели поговорить с родителями о другом человеке, то говорите прямо и уважительно.[23]

    Реклама

Советы

  • Утро – не самый подходящий момент, так как родители могут спешить на автобус или собираться на работу. Именно поэтому утром лучше не разговаривать на серьезные темы.
  • Мелочи тоже важны. Простое “Спасибо” или “Привет, как прошел день?” помогают общаться.
  • Вполне нормально не соглашаться, но уважать чужую точку зрения.
  • Помогите родителям приготовить ужин и поговорите, пока каждый занят своим делом. В такой момент все будут находиться в одном помещении и смогут непринужденно высказываться.
  • Не бойтесь и сохраняйте уверенность.
  • Читайте тематические книги, блоги или форумы, чтобы научиться открыто разговаривать с родителями.

Реклама

Предупреждения

  • Чем дольше откладывать обсуждение сложного вопроса, тем выше риск стресса. Если родители узнают, что вы скрываете важные факты, то последующий разговор едва ли принесет желаемый результат.
  • Если ранее вам было сложно общаться с родителями, то может потребоваться время, чтобы наладить конструктивный диалог.
  • Запаситесь терпением, особенно при разговорах на деликатные темы. Нельзя допускать, чтобы эмоции взяли верх над здравым смыслом.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 32 365 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как обсудить плохое поведение ученика с его родителем?

Будьте дружелюбны.

Улыбайтесь, будьте доброжелательны и поддерживайте дружественные отношения во время всей беседы. Негативный настрой может привести к тому, что вы упретесь в стену непонимания еще до того, как приблизитесь к цели вашей встречи. Будьте спокойны с самого начала.

Проинформируйте  родителей.

Вашей единственной целью при разговоре с родителями должно быть информирование. Вот и все. Держите свои критические замечания, мнения и советы при себе. Несмотря на то, что вы можете думать, нельзя сразу же озвучивать критические замечания. Однако если родители попросят вас озвучить критические замечания, можно высказать их, но осторожно.

Придерживайтесь фактов.

Скажите родителям именно то, что произошло или то, что происходит, что побудило вас провести с ними беседу. Озвучивайте только то, что вы знаете, не нужно каких-либо слухов, сплетен или домыслов.

Следите за тоном.

Распространенной ошибкой учителя может быть следующее. При разговоре с родителями вы говорите: «Ну и что вы собираетесь с этим делать». Это выглядит почти также, как если бы вы ждали от родителей, чтобы они пообещали вам, что такого не повторится. Вы не должны так делать. Предмет разговора – плохое поведение.

 Не стесняйтесь говорить прямо.

Можно и нужно говорить: «Это поведение, которое демонстрирует ваш ребенок, и любое поведение, как это, которое мешает обучению не допускаются в моем классе». В данном случае не нужно лукавить.

Объясните, как вы разрешаете конфликтную  ситуацию.

После предоставления фактов инцидента или поведения, расскажите родителям, какие меры принимаете лично вы для предотвращения подобного поведения, расскажите какая ответственность и наказание грозит за это.

Будьте кратки.

Ваша беседа с родителями не должна длиться долго. Как только вы закончите объяснять проблему, скажите, “Спасибо за вашу поддержку. Позвоните мне или приходите ко мне, если у вас появятся вопросы».

Основная цель общения учителя с родителями ребёнка состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях, не в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции успеваемости и поведения школьника, а в том, чтобы, объединившись с ребёнком, помочь этому ребёнку выправиться.

На первом этапе разговора с родителем, необходимо уметь сопротивляться его эмоциональному воздействию. Для этого не стоит эмоционально включаться в ситуацию разговора, следует поддерживать в себе спокойный и охлаждённый нейтралитет. 

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

Не перебивайте. 

Постарайтесь молча вслушиваться и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности, можно вставлять некоторые нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю». Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.

Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.

Почувствовав нейтральную позицию и эмоциональную отстранённость учителя, родитель постепенно «остынет». В конце концов, он успокоится, начнёт формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору.

Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Объединение усилий педагога и членов семьи школьника возможно только при взаимном и равноуважительном признании ими позиционного равенства друг друга.

Ишите новые, содержательные и неформальные формы участия родителей в совместном с вами воспитании детей. Помимо участия родителей в работе школьного родительского комитета и ведении секций и кружков, вы можете предложить одному из родителей самому провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка, каким образом пытается их разрешить или  организовать неформальную встречу родителей, на которой обсудят взаимный поиск  взаимопонимания со своим ребёнком.

Первый шаг должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции и свидетельствует о его профессионализме.

СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ

С  РОДИТЕЛЯМИ

Рекомендации педагогам.

Как учителю говорить с родителями учеников, чтобы избежать конфликта. Восемь эффективных приемов

Чаще всего учителя обращаются к родителям, когда у детей возникают проблемы с обучением и поведением. У родителей в этот момент возникает естественная реакция — защитить своего ребенка. Если учитель и родители не смогут найти общий язык, это может привести к конфликту. В такой ситуации больше всего пострадает ученик.

Что же делать, как правильно построить разговор? Советует учительница и писатель Аманда Морин.

1. Поставьте себя на место родителей ученика

Представьте, что чувствуют родители, узнав, что их кудрявый ангелок дерется с одноклассниками. Скорее всего, это буря эмоций: гнев на ребенка, вина за то, что он никудышный родитель, страх перед тем, что будет дальше.

Если ребенок менял школу, есть вероятность, что там у родителей был неприятный опыт общения с учителями и администрацией. Может случиться так, что один из родителей сам был трудным учеником, поэтому болезненно реагирует на неудачи ребенка. Помните об этом, и вам будет легче найти общий язык с родителями.

2. Начните с похвалы и с хороших новостей

Общаясь с родителями, начните разговор с приятных моментов. Любого, даже самого нерадивого, ученика есть за что похвалить. Это может быть что-то незначительное. Например, он всегда здоровается с вами, когда входит в класс. Или он поделился с одноклассником запасной ручкой. Или быстро бегал на уроке физкультуры.

После позитивных новостей постепенно переходите к трудностям. Так родителям будет легче воспринимать негативную информацию.

3. Выберите способ коммуникации с родителями

Не все родители любят обсуждать важные вопросы по телефону. Некоторым трудно отпроситься с работы, что встретиться с вами лично. Обсудите, какие способы общения подходят и вам, и родителям. Если вы выбрали встречи, назначьте подходящее время. Если вам подходит переписка в чате, установите границы общения. Например, не отвечайте на сообщения после восьми вечера — это ваше личное время. Так общение с родителями не будет в тягость.

4. Подготовьтесь к разговору

Заранее подумайте о том, что вы хотите сказать. Если вы хотите обсудить несколько тем, составьте список вопросов и расставьте их по приоритетности. Подготовку к экзаменам поставьте в начало, а организацию праздника — в конец. Список поможет не забыть что-то важное, если вы отвлечетесь или родители будут отвечать не так, как вы ожидали.

5. Используйте местоимение «Я»

Начните разговор со слов «Я заметила», «Я беспокоюсь», «Я чувствую». Это лучший способ поделиться своими мыслями с родителями и сделать это так, чтобы они не восприняли ваши слова на свой счет.

Например, вместо слов «Ваш ребенок хуже всех выполняет домашнее задание», скажите —  «Я заметила, что ваш ребенок стал хуже делать домашнее задания. Это на него непохоже. Может вы знаете причину такого поведения?». Так вы не обвиняете родителей в том, что они не справляются со своими обязанностями, а высказываете озабоченность и желание найти решение проблемы совместными усилиями.

6. Установите правила общения

Постарайтесь убедить родителей, что общение должно быть двусторонним. Не только вы рассказываете о достижениях и трудностях ученика, но и родители делятся информацией.

Обе стороны должны не бояться высказывать свое мнение, ведь у вас общая цель — успех ребенка.

Заранее договоритесь с родителями, как будет проходить ваше общение. Например, предложите свои правила:

— не опаздывать, соблюдать отведенное время звонков и встреч;

— пока кто-то говорит, слушать внимательно и не перебивать;

— благодарить друг друга и уважать чужое мнение;

— приходить на встречу в хорошем настроении и с правильными целями.

Спросите у родителей, какие предложения есть у них.

7. Говорите прямо и открыто

Прямо скажите родителям, о чем вы хотите поговорить и каковы ваши ожидания от встречи. Если есть проблема, попросите помощи. Если рассказываете важную информацию, убедитесь, что родители поняли вас правильно. Выскажите свое мнение и попросите родителей сделать так же. Например, вы решили использовать на уроках перевернутый класс и хотите заручиться их поддержкой. Спросите, готовы ли они первое время помогать детям и контролировать процесс обучения дома.

8. Отправьте родителям e-mail с итогами разговора

Если у вас есть время, после встречи или телефонного разговора отправьте родителям письмо в чат или на электронную почту. В письме поблагодарите родителей за их участие.

Повторите важную организационную информацию, например, сроки проведения экзаменов или даты олимпиад. Подведите итоги обсуждения. Так родители ничего не забудут и смогут в любой момент посмотреть содержание разговора.

Возможно, родители захотят задать вам уточняющие вопросы в ответном письме.

Больше по теме

О правах и обязанностях школьного учителя читайте здесь

Как учителю сберечь личное пространство — здесь

Как учителю выстроить отношения с «трудными» родителями учеников — рассказываем здесь

Как быть учителю, если его провоцирует ученик? Советы юриста, нейропсихолога и преподавателя — здесь

Как учителю сберечь свое личное пространство — здесь

#школа #школьное обучение #родители ученика #общение с родителями #школьники #учитель

Немецкое издательство учебной литературы Cornelsen разместило на своем сайте актуальную подборку материалов, посвященных образовательному партнерству: взаимодействию между семьей и образовательными организациями[1]. «Воспитание и образование ребенка могут быть успешно продвинуты только через хорошо налаженное сотрудничество между обоими партнерами», – подчеркивается во вступлении к ней.

Кроме анонсов книг, которые рекомендуются для изучения вопросов образовательного партнерства, в тематическую подборку входят чек-листы в помощь работникам дошкольного и школьного образования. Этот формат хорош своей практической направленностью и краткостью. Он позволяет не забывать о самом важном, в данном случае – о том, что правильно организованное общение педагогов и родителей как двух равноправных партнеров образовательного процесса укрепляет конструктивное взаимодействие между ними в интересах ребенка и создает необходимую уверенность в успешном преодолении любых кризисов, которые, возможно, возникнут в будущем.

За небольшую плату на сайте издательства Cornelsen можно скачать чек-листы по нескольким темам: как организовать первое родительское собрание, как добиться сплоченности педагогов и родителей, какие шаблоны можно использовать для письменного информирования родителей о различных событиях в жизни образовательной организации, а также о тех или иных проблемах в учебе и поведении ребенка и т. д. Например, по теме проведения родительских собраний предлагаются следующие чек-листы: «Подготовка к родительскому собранию», «Порядок проведения собрания», «Шаблон приглашения на родительское собрание», «Список посещаемости родительских собраний».

Впрочем, каждый педагог может и самостоятельно составить чек-листы, наиболее полно отражающие ситуацию в конкретных условиях образовательного партнерства.

Ниже представлены практические рекомендации, которые должны быть учтены при составлении чек-листа для конструктивного взаимодействия в сложной ситуации. К примеру, ребенок плохо занимается, у него проблемы с поведением, он конфликтует с другими детьми. Как сказать об этом родителям? И как вместе с ними прийти к хорошему результату?

2.jpeg

Подготовка к беседе

То, что важно для эффективных занятий, успешных экзаменов или незабываемого праздничного мероприятия, оправдывает себя и при проведении беседы педагога с родителями – это не что иное, как хорошая подготовка.

  • Сформулируйте для себя точный повод разговора. Он не должен оставаться расплывчатым, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы иметь наготове аргументы и доказательства каждого своего утверждения. Например, если хотите поговорить о дисциплине, заранее запишите точные даты опозданий и пропусков занятий.
  • Представьте себе личность своего собеседника: с кем вы будете иметь дело, какие желания, страхи и ожидания могут быть у этого человека как у родителя?
  • Определите конкретно, какую мысль вы хотите донести до родителя, какого результата добиться, какую цель ставите перед беседой.
  • Заранее структурируйте ход разговора, составьте план встречи, который может выглядеть так:

– приветствие и завязывание контактов,

– причина разговора,

– фактологическая информация и оценка ситуации,

– поиск возможных решений обсуждаемой проблемы,

– план действий и график,

– окончание разговора и прощание.

  • Обязательно согласуйте повестку дня с родителем и совместно внесите в нее изменения, если это будет необходимо. Такой подход с самого начала поможет создать атмосферу равенства между собеседниками и положительно повлияет на ход беседы. Установите временные рамки, которые ограничат продолжительность разговора и будут соразмерны его поводу. Благодаря этому вам не придется сворачивать и комкать разговор, не завершив его, а с другой стороны, вы избежите его ненужного затягивания. 

Начало разговора

Дружелюбное приветствие (желательно с небольшим отвлечением на общие темы) и комфортная обстановка значительно способствуют приятной беседе и, следовательно, успеху встречи. Конечно, не стоит замалчивать важные проблемы. Однако их можно и нужно представить в форме, ориентированной на поиск решения.

Педагог не должен позволять себе формулировки типа: «От вашего сына на занятиях вечно одно беспокойство, так дальше продолжаться не может». Гораздо лучше это звучит так: «Что мы можем сделать, чтобы вызвать у вашего сына интерес к занятиям?»

Кроме того, постарайтесь описывать проблемы, а не оценивать их, и не забывайте указывать на сильные положительные стороны ребенка. Ни один ребенок не бывает всё время ленивым, незаинтересованным или агрессивным.

Реакция на критику со стороны родителей

Педагоги тоже не безгрешны. Так что будьте открыты для критики со стороны родителей. Возможно, вы все-таки неверно оценили действия ребенка в определенных ситуациях. Может быть, вам стоит скорректировать свое мнение, если родители предоставят веские аргументы или расскажут о личном опыте, который объяснит причины поведения ребенка.

Если родители не уверены в себе, разгневаны или вообще не хотят прислушиваться к вашим аргументам, разговор может быстро выйти за рамки делового общения. Лучше всего дать родителям возможность с самого начала избавиться от раздражения, и тогда во многих случаях ситуация быстро улучшается. Не воспринимайте нападки на свой счет, старайтесь вести себя профессионально и спокойно. Если вам это удается, вы на правильном пути.

Дипломатия

Иногда в ходе беседы становится понято, что она не дает никаких конструктивных результатов, потому что родители не желают менять свою точку зрения и не проявляют заинтересованности в решении обозначенной вами проблемы. В таком случае вежливо, но твердо прервите разговор и предложите продолжить его позже. Рассматривайте эту отсрочку не как свою неудачу, а как возможность подумать, каким образом можно продолжить начатое и к кому вы можете обратиться для разрешения конфликта: к коллегам, руководству образовательной организации, психологам или даже к представителям родительской общественности.

И помните: категоричные заявления или обвинения не помогают. Скорее, они ведут к ожесточению и совершенно ненужной конфронтации. Объясните четко, что в ваших высказываниях речь идет лишь о вашей точке зрения и что вполне возможны другие интерпретации: «Я вижу это таким образом…», «У меня такое впечатление, что…», «Как вы это видите?» Преимуществом такого стиля ведения беседы является то, что вы поддерживаете собеседника и, в лучшем случае, предлагаете ему какой-то вариант, давая возможность выработать свое собственное решение.

Даже если у вас уже есть совершенно четкое представление о том, как надо подойти к проблеме, немного дипломатии не помешает. Сформулируйте свои предложения в виде вопроса: «Как вы думаете, может ли помочь, если…», «Что вы думаете о…?» Если у собеседника сложится впечатление, что решение принято совместно, то можно считать, первый важный шаг на пути к сотрудничеству уже сделан.

01.jpg

Шесть фраз, которые никогда нельзя употреблять в беседе с родителями

Родители ваших учеников и воспитанников могут оказаться людьми, которые относятся к вашей работе еще более критически, чем аудитор к бухгалтерским счетам. А возможно, они просто стремятся участвовать в жизни своих детей так же страстно, как заядлый спорщик – отстаивать свою позицию. И в том и в другом случае периодически возникают ситуации, которые могут вывести из себя самого рассудительного педагога. Вы, наверное, уже попадали в подобные обстоятельства и знаете, что порой лучше сделать глубокий вдох вместо того, чтобы выплескивать свое раздражение. Это верно, потому что перечисленные ниже фразы, которые порой так и просятся сорваться с губ, приносят немало вреда.

1. «Я просто хочу делать свою работу!»

Когда кажется, что родители знают всё лучше всех, подвергают сомнению каждый ваш шаг, и вы тратите больше времени на оправдания, чем на подготовку к занятиям, вам, вероятно, хочется в отчаянии биться головой о стол. Гораздо правильнее в таких ситуациях сделать вот что: осознайте, что родители, как «неспециалисты», просто не обладают вашими знаниями – ни педагогическими ноу-хау, ни инсайдерской информацией о жизни образовательной организации. Многие вопросы возникают из-за незнания. И чем прозрачнее вы сделаете свою работу для родителей, чем свободнее и нагляднее объясните им все обстоятельства, вызывающие у них сомнения, тем быстрее родители заметят, что у вас и правда всё под контролем и что вы действуете профессионально. И, соответственно, тем больше времени у вас останется на выполнение своих обязанностей.

2. «Иногда я спрашиваю себя: что вы внушаете дома своему ребенку?»

Не всегда удается избежать противоречий между вашими взглядами на воспитание ребенка и традициями семьи. Очень важно в этой ситуации не реагировать оценочно, осуждающе. Вместо того, чтобы судить родителей и тем самым провоцировать фундаментальные дискуссии, просто проявите деловой подход. Объясните те ценности, которым привержен ваш педагогический коллектив, и подчеркните их положительное воздействие на детей. Какими бы разными ни были пути воспитания, в конечном итоге для всех родителей важно, чтобы у их ребенка всё было хорошо.

3. «У меня просто нет времени постоянно держать вашего ребенка за руку»

Тот факт, что вам часто не хватает времени для идеальной поддержки учеников или воспитанников с особыми образовательными потребностями, действительно может очень расстраивать. Вместо того, чтобы выражать свое разочарование, которое подспудно может звучать как обвинение, попробуйте искать решения вместе с родителями ребенка. Например, скажите: «Ваш сын в некоторых ситуациях нуждается в еще большей поддержке. Я охотно подумала бы вместе с вами, как мы можем ему помочь». Это гораздо более конструктивное начало. Затем обсудите, какие варианты у вас есть. Возможно, вы решите привлечь «более сильных» сверстников в качестве наставников ребенка, а может быть, его родители найдут время для дополнительных занятий с ним дома. Следите за тем, чтобы ваши высказывания были сформулированы положительно: вместо того, чтобы сосредоточиваться на нехватке времени, нацеливайтесь прямиком на поиск решения.

4. «Вы меня не слушаете!» / «Вы меня неправильно поняли!»

Постарайтесь вовремя вспомнить, что так называемые я-сообщения или мы-сообщения гораздо более конструктивны, чем обвинение собеседника. «Мы как-то не очень удачно сегодня поговорили» или: «Тут мы друг друга не поняли». Это звучит гораздо менее агрессивно и наступательно.

Чтобы избежать недоразумений в будущем, всегда резюмируйте важные вещи и не забывайте удостовериться в том, что вашему собеседнику всё ясно и что он согласен. Непременно смотрите на жесты и мимику: если родитель уверяет, что всё понял, но на лице у него написан вопрос, лучше сформулировать сказанное еще раз, более точно. Самые важные выводы и договоренности лучше всё же кратко записать, чтобы вы могли при необходимости отправить их по электронной почте в качестве напоминания.

5. «Ваш ребенок почти всегда не подготовлен к занятиям»

Если ребенок регулярно появляется без того, что его просили сделать или принести с собой из дома, то педагог в конце концов теряет терпение. Вместо попытки пристыдить родителей и воззвать к их совести лучше спросить открыто: «Как вы думаете, почему так получается? И что мы можем сделать?» Независимо от того, что вы решите, важно работать вместе, как одна команда, а не перекладывать ответственность на другого.

6. «Мне кажется, что вы совершенно измучены и не справляетесь»

Если у вас складывается впечатление, что родители перегружены работой, воспитанием ребенка или домашними делами, то вам зачастую не терпится сказать им об этом. Однако не спешите читать нотации или предпринимать какие-то действия за их спиной. Поговорите с мамой или папой ребенка прямо, задавая открытые, но деликатные и доброжелательные вопросы. Старайтесь постепенно укреплять доверие между вами. Согласитесь, что вопрос «Не может ли быть так, что сейчас у вас дома сложилась ситуация, которая немного чересчур для вас?» звучит совсем иначе, чем фраза: «Когда вы в последний раз стирали одежду сына?»

Аккуратно составьте себе представление о ситуации в семье, внимательно выслушайте и проявите понимание – и только после этого можно подсказать, что помогло бы справиться со сложившимися обстоятельствами. Важно: не перегружайте родителей различными предложениями. Сделайте их и дайте время разобраться с ними, прежде чем проявлять дальнейшую активность.

В заключение эксперты издательства Cornelsen подчеркивают: «Теория – это одно, но на практике одного уважения и доверия зачастую недостаточно, чтобы избежать проблем в образовательном партнерстве. Встреча педагога и родителей воспитанника должна происходить на равных. Если ставится под сомнение компетентность родителей, это быстро приводит к негативному отношению к педагогу. Верно и обратное. И еще: если родителей поощрять к совместной работе с самого начала, а не только тогда, когда проблемы уже возникли, это обеспечивает гармоничное сотрудничество».


[1] https://www.cornelsen.de/empfehlungen/paedagogik/schulpaedagogik/elternarbeit

Доктор психологии Виктория Шиманская уверена, что искусство коммуникации делает обычного человека выдающимся, и что хорошим коммуникатором может стать каждый. В ее новой книге «Коммуникация: Найди общий язык с кем угодно» (издательство «Альпина. Дети») собраны советы и упражнения для подростков, как научиться находить общий язык с кем угодно, отстаивать свои позиции и ясно доносить информацию. Публикуем несколько техник из книги с разрешения издательства.

Виктория Шиманская — доктор психологии, педагог, автор первой в России запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Кричит — значит любит

Проблемы в отношениях подростка и его взрослых появляются как раз потому, что они близкие люди и все их общение связано с эмоциями. При этом намерения у родителей действительно всегда добрые — защитить, подстраховать, научить, обеспечить твое будущее. То есть, если родители не пускают с друзьями в поход с ночевкой, это означает, что они за тебя волнуются. И жизненный опыт вполне четко подсказывает им, чего опасаться. Учись отделять эмоции, считывать намерение и понимать, чего на самом деле хотят близкие тебе взрослые. Не было бы 90% конфликтов, если бы люди знали и держали в голове вот эту формулу:

Намерение (+) — действие (+/-) — значение (+/-)

Намерение всегда позитивно! А вот действие и значение этого действия для нас могут быть негативными. Например, ты задержался и не позвонил, потому что телефон разрядился. Из-за этого дома был скандал (действие), и ты тоже разозлился (значение). Но реагировать надо было на намерение: мама боялась, что с тобой случилось что-то плохое, а она не может помочь, ведь даже не знает, где ты. Чтобы погасить конфликт и избежать его повторения в будущем, стоило сказать так: «Мам, я понимаю, что ты переживала. И тоже тебя люблю. Да, с мобильным получилось глупо. Это больше не повторится, я обязательно буду звонить, в крайнем случае с чьего-нибудь телефона».

То есть вслух проговори позитивное намерение и способ решения проблемы:

  1. Понимаю, что вам это важно, потому что…
  2. Я собираюсь сделать…

Вспомни недавний любой и неприятный разговор с родителями и подумай, а что они на самом деле пытались сказать? Реагируй не на действие и слова, а на намерение. Если получится, обсуди с ними ту ситуацию, проверь, правильно ли ты понял. Вообще, понимать истинное намерение — меганавык. Его надо отрабатывать.

Скажи по-другому

Наблюдая за людьми, я удивляюсь: они хотят получить разный результат, совершая одно и то же действие. Например, человек что-то сказал, но не получил желаемой реакции. Он повторяет то же самое, но уже громче. Опять не работает. В третий раз он уже кричит. Как будто чем громче, тем понятнее. Возможно, если в первый раз эффекта не было, стоит переформулировать послание? Нарисовать схему, показать видео, найти готовый пример?

Как научиться переформулировать: А ты уже умеешь. Давай убедимся в этом.

Представь, что нужно рассказать группе детей в детском саду сказку «Репка», причем так, чтобы она запомнилась на всю жизнь. Что для этого необходимо? Сто раз повторить текст? Боюсь, дети сказку возненавидят. Так бывает с некоторыми знаниями, которые дают в школе, — педагог просто повторяет просто раз одно и то же, а эффекта нет.

Давай попробуем по-другому.

  1. Сказку можно прочитать.
  2. Нарисовать комикс.
  3. Поставить спектакль.
  4. Сделать макет из пластилина.
  5. Снять мультик.
  6. Посмотреть мультик.
  7. Поставить оперу.
  8. Провести эксперимент, реально посадив репку.

Как думаешь, в таком случае дети запомнили бы сказку? 100%!

Скажи без «не»

Иллюстрации: Е. Смешливая

Теперь немного магии. Слышал что-нибудь о том, что наше сознание не воспринимает частицу «не»? Это работает так: если сказать человеку «не забудь взять ключи», с большой вероятностью мозг это «не» проигнорирует и — та-да-дам! — ключи будут оставлены дома.

Если хочешь результата, — формулируй запрос без «не».

Попробуй неделю формулировать свои просьбы, не используя частицу «не». За это время ты, во-первых, привыкнешь ее избегать, во-вторых, успеешь оценить, меняется ли что-нибудь.

Пример: вместо «Сделай это не позднее воскресенья» говорите «Сделай это до субботы включительно».

От первого лица

Конфликтных и обидных ситуаций помогает избегать «Я-формула». Это простой алгоритм выражения эмоций, который помогает тебе и твоему оппоненту понять, что происходит и как быть дальше. Состоит она из трех частей:

Я чувствую… Потому что… Я хотел бы…

Например, «Когда ты говоришь так, я чувствую обиду (злость, гнев) и меня это очень ранит. Потому что ты близкий мне человек и твое мнение важно для меня. Я хотел бы, чтобы ты сказал то же самое, но другими словами».

Кстати, если неприятное говорит случайный человек, формулу тоже можно применять: «Когда ты говоришь так, я чувствую только скуку и безразличие. Потому что у меня есть свое мнение и мне не важно твое. Я хотел бы, чтобы ты попробовал повысить свою самооценку за счет кого-то другого».

А теперь поставь эксперимент: в разговорах с родителями 2–3 раза в день проговаривай, что понимаешь их добрые намерения и осознаешь, что о тебе заботятся: «Мам, спасибо, что приготовила мои любимые плюшки», «Хорошо, что ты меня выслушала — мне стало легче и теперь понятнее, что делать». Было бы прекрасно, если бы и родители начали делать то же самое. Если тебе удастся им все объяснить и ввести «Я-формулу» в привычку — обстановка дома заметно улучшится.

Перепиши воспоминания

Есть такой афоризм: «Никогда не поздно иметь счастливое детство». Если учитывать все, что ты теперь знаешь о позитивных намерениях, он перестает быть парадоксом. Прошлое — это всего лишь воспоминания. Наверняка у тебя бывало так: кто-то из родителей рассказывает прикольную историю про вас, и в какой-то момент ты понимаешь, что все было по-другому:

— Подожди, я же не так сказал?

— Именно так! И все потом еще полчаса смеялись!

И вот ты уже начинаешь слегка сомневаться и менять свои воспоминания. Или убеждаешь родителей, и они меняют свои. Так и неприятные ситуации из прошлого мы можем переделать, чтобы больше не возвращаться к старым обидам. Поверь, это стоит сделать — прошлое уже не существует, но может отравить настоящее и будущее. Поэтому следующее задание такое: вспомни любую неприятную ситуацию, покопайся в том, какие позитивные намерения были неправильно поняты ее участниками, и перепиши историю так, чтобы получился счастливый конец.

Хочу или должен

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный и даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен.

Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Например, у нас всегда есть выбор. Делать или не делать и как именно делать. Ты недавно научился выделять позитивное намерение и не реагировать истерикой на неудачные формулировки взрослых. Поэтому вполне можешь разобраться и с тем, что ты обязан делать. Давай расшифруем несколько привычных реплик родителей.

  1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
  2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
  3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».
  4. «Ты должен слушать, что тебе говорят» = «почему ты упираешься, когда я пытаюсь о тебе заботиться?».

Согласись, в виде намерений эти слова воспринимаются совсем по-другому и выглядят более справедливыми. Кое с чем даже можно согласиться. То есть за каждым «должен» через позитивное намерение родителей вырастает твое «я хочу». Например «должен хорошо учиться» вполне согласуется с нормальным человеческим желанием заниматься интересным делом, зарабатывать выше среднего, иметь друзей, с которыми интересно. Все эти бонусы, а по большому счету возможность выбирать свою жизнь, дает хорошее образование. Звучит пафосно, конечно, но это правда.

Кстати, родители на обращенные к ним «должны» и «обязаны» реагируют точно так же, как ты. Научись просить, не используя эти слова. И оцени результат.

Критикуй правильно

Никто не любит, когда их критикуют. Наш мозг воспринимает критику как угрозу и начинает обороняться — это естественный процесс. Но критика полезна. Конечно, она бывает разная. Есть деструктивная критика, когда человек пытается поднять свою самооценку за счет других. Но есть и конструктивная обратная связь. С ее помощью можно указать на ошибки и недочеты, подсказать, что нужно исправить и улучшить.

Есть техника обратной связи «Бутерброд». С ее помощью можно обмануть мозг и донести до него неприятную информацию, не получая негативную реакцию.

Разберемся, как действует эта формула. Если надо сообщить человеку, что он делает что-то не так:

  1. Начни с того, что он уже умеет и делает хорошо;
  2. Сообщи о том, что было бы неплохо улучшить, исправить;
  3. Закончи на позитиве.

Пример: У Егора есть приятель Влад. Он прилично играет на гитаре и с успехом осваивает клавиши. Но есть проблема — Влад видит себя вокалистом. Слушать это невозможно. Кроме того, при выступлении на сцене такое пение портит впечатление и от его игры на инструментах. Поэтому на вопрос «Ну, как я сегодня смотрелся?» Егору стоит ответить примерно так: «Играл круто, никакой лажи и с техникой тоже все ок. Но над вокалом надо работать, мажешь пока очень заметно. Кстати, у микрофона уже гораздо лучше выглядишь: не зажимаешься, но и не суетишься».

Метод работает отлично — на такую обратную связь никто не ответит раздражением или злость, напротив, люди прислушаются.

Дыши глубоко и ровно

По дыханию можно определить состояние человека: когда мы взволнованны и напряжены — дыхание поверхностное и частое, когда расслаблены и спокойны — дышим глубоко и медленно. То, как мы себя чувствуем, влияет на наше дыхание. Но в обратную сторону принцип тоже работает: через дыхание мы можем изменить свое состояние.

Отличная техника, чтобы успокоиться и перезарядиться, —«квадратное дыхание». Все просто. Мы вдыхаем, выдыхаем и задерживаем дыхание на равные промежутки времени. Например, на четыре счета вдох, на четыре счета задержка, на четыре счета выдох и на четыре счета задержка. И так снова. Можно начинать с двух счетов и постепенно увеличивать интервал.

Так дышать полезно в качестве профилактики несколько раз в день по 3–5 минут. Итогда тебя будет очень сложно вывести из себя. В стрессовой ситуации или перед каким-то важным событием тоже используй эту технику. Попробуй — мне помогает.

Добавить комментарий