Как составить разговор с учителем загнобившем ребенка

Полная инструкция от мамы, сумевшей решить конфликт с учительницей.

Журналист и психолог Ольга Золоткова, столкнувшаяся с некомпетентным и агрессивным учителем, рассказала, как ей удалось разрешить ситуацию, и составила подробный план действий.

Когда сын учился в первом классе, учительница несколько раз инициировала травлю учеников. Я вмешивалась и протестовала, а учитель и администрация школы удивлялись: не вашего же, вам-то что. Я тоже удивлялась: педагогам в 21 веке странно не знать, что такое травма свидетеля.

Мы сменили школу. Во втором классе я попросила учительницу отпускать класс на перемены — в ответ она стала настраивать детей против моего сына. Я среагировала быстро и до настоящей травли дело не дошло, зато дошло до служебного расследования и прокурорской проверки. Прокуратура нашла нарушения.

Я проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла ошибки и написала эту инструкцию.

Не бойтесь, хуже не будет

Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.

К моему ребенку учительница после этой неприятной истории стала относиться нейтрально.

Фиксируйте все

Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день.

Важно: на встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

В уставе школы написано, что пользоваться телефоном в школе запрещено? — такой устав нарушает законодательство.

Если официальные лица отказываются разговаривать при включенном диктофоне, вставайте и уходите, не тратьте время. Идите на следующий уровень.

Я сделала ошибку — не писала на диктофон встречу с директором и сильно пожалела об этом. При служебной проверке директор отказалась от того, что говорила на встрече, а у меня не оказалось доказательств.

Сформулируйте цель

Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом? Работу с психологом?

Кстати. Если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.

Мне четко сформулированная цель помогала не тратить время на пустую болтовню с администрацией школы и не верить пустым обещаниям.

Назначайте встречи

Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию.

Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.

Почему не с завучем? Я не знаю ни одного случая, когда завуч помогла решить конфликт — поэтому сделала вывод, что лучше сразу к директору. Возможно, решение конфликтов это вообще не функция завуча.

Сохраняйте ясную голову

Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.

Когда сын учился в первом классе, меня пригласили на комиссию по поводу жестокого поступка учителя. Я страшно волновалась и сделала ошибку — за час выпила новопассит и в разговоре потом тормозила. На будущее решила: ДО переговоров ничего успокоительного.

Не реагируйте на психологическое давление

Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.

Интерес администрации — не выносить сор из избы и тихонько замести его под ковер. А ваш интерес — защитить ребенка.

Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу

«Не нравится — переводитесь в другую школу или на семейное обучение» — совершенно непрофессиональное заявление педагога. Перевестись в другую школу просто технически, но непросто морально: это адаптация, другая логистика, у ребенка тут приятели и привычные другие учителя. И не факт, что в другой школе не будет других сложностей, — система образования везде одна и та же. Я перевела сына из обычной школы в элитную — насилие со стороны системы есть везде. Семейное обучение вообще отдельная тема и не все к нему готовы.

Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.

Напишите заявление

Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.

В заявлении сухим канцелярским языком опишите события в хронологическом порядке, укажите на имеющиеся у вас доказательства, перечислите номера нарушенных статей закона.

Пригодятся:

 ст. 21 Конституции РФ^;

 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;

 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;

 цитаты из Устава школы про уважение к личности обучающегося.

Оставить заявление в прокуратуру, управление образования, департамент образования, государственную службу по контролю и надзору в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка можно на их официальных сайтах. Подтверждение о приеме придет на вашу электронную почту. Ответить должны в течение 30 рабочих дней.

Из школы, управления образования и администрации города мне пришли лживые наглые отписки с одинаковым текстом. Будьте готовы к такому, возможно, писать заявления придется несколько раз.

Не рассчитывайте на поддержку других родителей

Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс – дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.

Огласка — сила

Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.

В Фейсбуке меня очень поддержали друзья и незнакомые люди, я очень им благодарна. Когда становилось психологически совсем трудно — плакалась в подзамочных постах в Фейсбуке, и мне всегда помогали.

Можно остановиться на любом этапе

Вы живой человек, поэтому можете устать, передумать, отказаться, изменить мнение.

Я не стала оспаривать отписки из управления образования, уже не было сил, если честно.

Осторожно, зоновская этика

Возможно, вам придется услышать в свой адрес слова из активного лексикона насильников: «лох», «терпила», «стукач», «истеричка», «жалобщица», «скандальная мамаша», «родительский экстремизм». Фразу про родительский экстремизм использовала в разговоре со мной директор элитной гимназии.

Это принципы из-за колючей проволоки: молчи, терпи, не высовывайся, хуже будет, тебе что, больше всех надо, ты что, самая умная, ишь, неженка. Я постоянно старалась помнить об этом и не уподобляться.

Рассказывайте ребенку, что происходит

Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.

Вы не проиграете в любом случае

Даже если формально ничего не добьетесь, результат есть все равно. Вы демонстрируете цивилизованную реакцию на нарушение прав. Вы учите ребенка, что можно не терпеть насилие и не молчать. Вы делом показываете, что вы на стороне ребенка — это ценнейший опыт детства. Вы вдохновите других родителей, не согласных, чтобы их ребенок каждый день отправлялся в школьный ад.

Считаю, что я сделала все правильно, потому что у моего восьмилетнего сына есть гражданская позиция.

Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?

06.09.2021

Со слов ребенка, учитель к нему придирается и занижает оценки или ставит отметки за поведение, а не за знания. Рассказываем о том, как действовать родителям, если учитель недолюбливает ребенка.

Если ребенок жалуется на учителя, родителям стоит успокоиться и разобраться в ситуации. Возможно, учитель травит ребенка и отыгрывается на нем. Но бывает и так, что дети срывают уроки, учитель просто не справляется с классом, а ваш ребенок заводила и получает по заслугам. Как понять, что происходит, и справиться с ситуацией?

Учитель наставил двоек

К сожалению, многие учителя по-прежнему смотрят на оценку как на инструмент давления на ребенка. Школьные отметки часто работают как оружие в войне, а не как повод обсудить работу и повысить его знания по предмету. Как понять, что оценки ставят не за знания, а по причине личной неприязни?

  • Ребенок может выполнить работу по предмету на удовлетворительную оценку, если его знания проверить независимо.
  • Учитель очень много задает. Если на домашнее задание с одного дня на другой уходит более часа – это чрезмерные нагрузки, которые не по силам среднему ученику.
  • Учитель много требует. Когда двойки у всего класса или почти у всего, система оценивания не соответствует реальному уровню детей. Да, у детей могут быть пробелы в знаниях, но такой подход снижает их мотивацию к учебе. Поэтому хороший учитель не станет прибегать к этому методу, когда хочет научить.

Все это признаки того, что претензии ребенка не беспочвенны. Стоит присмотреться к учителю. Возможно, у него репутация сильного учителя, который добивается высоких результатов. Вопрос в том, какой ценой и будет ли вообще ваш ребенок успешен на негативной мотивации и куче двоек.

Учитель травит ребенка

Далеко не всегда негативное отношение учителя выражается в оценках. Есть дети, которые отлично учатся, но все же испытывают постоянное давление учителя. Такие претензии сложнее выразить словами, поэтому обратите внимание на следующее.

  • Ребенок стал более подозрительным, когда речь заходит об этом уроке или предмете. Он как будто ожидает подвоха или насмешки.
  • Ребенок закрывается, когда вы спрашиваете про этого учителя или его уроки, хотя об остальном рассказывает довольно четко и понятно.
  • Ребенок боится ошибиться и слишком много времени и сил уделяет подготовке к этому уроку.
  • У ребенка возникают нервные тики и другие непонятные реакции, когда речь идет об учителе или предмете.

В этой ситуации вполне возможно, что учитель нанес ребенку психологическую травму. Возможно, он это сделал не намеренно и даже не понял, что произошло. Но какой-то его комментарий или особенность поведения попали в болевую точку ребенку, и он не может справиться со своими эмоциями.

Что делать, если учитель придирается к ребенку?

Когда мы говорим о придирках, мы имеем в виду несправедливость и тот факт, что учитель делает акцент на мелких недоработках ученика, когда дает ему обратную связь по контрольной или самостоятельной работе. Учитель действительно придирается к ребенку, если:

У ребенка нет ошибок, которые влияют на ответ в задаче, но учитель не хвалит его за это, а обращает внимание на мелкий недочет, типа двоеточия после слова “ответ”.

Ребенок постоянно получает оценки “с минусом”. Не может учитель поставить просто пять или просто четыре.

Учитель постоянно говорит ребенку, что тот не дотянул до более высокого балла.

Такое отношение негативно влияет на мотивацию ребенка. Особенно если он видит, что за такую же работу однокласснику поставили более высокий балл.

Имеет смысл поговорить с учителем, чтобы прояснить критерии оценивания работ и цель такого подхода к оцениванию. Есть шанс, что учитель просто не очень четко пояснил свои приоритеты и критерии. А если вопрос в личной неприязни, то нужно проговорить эту ситуацию, чтобы учитель начал себя контролировать.

Учитель занижает оценки ребенку

Многих родителей беспокоит несправедливое оценивание работ ребенка. Возникает предположение, что учитель намеренно занижает оценки из личной неприязни к ребенку. Вот на что обычно обращают внимание родители.

  • Ребенок очень много времени тратит на предмет, а отметки в школе низкие.
  • Ребенок выполняет все домашние задания, но за них не ставят оценки в журнал.
  • Ребенок аккуратно пишет, у него хорошо оформлена тетрадь по предмету, но это не отражается на успеваемости.
  • У ребенка по остальным предметам хорошие оценки.

В данной ситуации проблема может быть как в неадекватном отношении учителя, так и в требованиях по предмету, которые отличаются от тех, к которым ребенок привык. Для того, чтобы решить проблему, необходимо.

  • Выяснить требования учителя. Поставьте этот вопрос классному руководителю и попросите в письменном виде сформулировать за что и по каким критериям выставляются оценки по предмету.
  • Проверьте знания ребенка по программе и выясните, справедливо ли ему выставляют оценки.
  • Пройдите пробный ЕГЭ, если ребенок в 10м или 11м классе. Это поможет ребенку поднять уверенность в себе.

Ребенок и его одноклассники провоцируют конфликт

Но может быть и так, что ребенок на самом деле вовсе не невинная жертва. Некоторые дети сами травят учителей. Учитель может срываться вовсе не без причины. Конечно, это в любом случае непрофессионализм, но нужно иметь в виду, что подростки не ангелы. И не стоит как говорить, что взрослые всегда правы, так и защищать ребенка, не разобравшись в ситуации. Обратите внимание на следующее:

  • Вы слышали, как ребенок с друзьями пренебрежительно отзывается об учителе. Или даже по-хамски и оскорбительно.
  • До вас дошла информация о какой-то издевке, которая вывела учителя из себя.
  • Ваш ребенок вообще склонен к манипуляциям и часто обвиняет других, чтобы снять с себя вину.

Не нужно стыдить и обвинять ребенка. Лучше спокойно поговорить о том, что происходит на уроке. Если ребенок ненавидит учителя, спокойно спросить почему. Ваша задача – не распустить ребенка и не дать ему чувство вседозволенности. Это не пойдет ему на пользу в будущем.

Даже вы лично убедились, что учитель действительно плохо учит и позволяет себе непрофессиональное поведение, не позволяйте детям добиваться того, чтобы учитель отказался от класса. Травля учителя ничем не лучше, чем травля ученика. Все участники и соучастники события получают психологическую травму от насилия над личностью. 

Помните, что участники любой травли – это люди с низкой самооценкой. Имеет смысл поговорить с ребенком о нем самом и научить его достойно, из позиции сильного отвечать учителю.

Как ответить на оскорбление учителю

Если ребенок просит вас не вмешиваться, а вы не можете разобраться, что происходит, обратите внимание на локальные ситуации, о которых ребенок говорит. Обращайте его внимание на то, что конфликт можно погасить, если не удалось предотвратить. Если учитель оскорбляет ребенка, но тот запрещает вам вмешиваться, научите его отвечать правильно.

  • Поставить границы. Всегда полезно сказать, что ты услышал мнение другого человека, но у тебя есть свое.
  • Пресекать манипуляции, основанные на чувстве вины и стыда. Если ребенку постоянно ставят в вину его неуспешность, поведение и т.п. Нужно научить его говорить “стоп” и повторять как минимум про себя, что это эмоции другого человека, его мнение, а не истина.
  • Заявлять о границах. Научите ребенка говорить о своих границах при помощи я-сообщений. То есть не обвинять учителя в ответ, а заявлять о себе. Мне неприятно, когда говорят плохое о моих родителях. Я злюсь, когда критикуют мою внешность. 

Когда у ребенка конфликт со взрослым все же лучше, чтобы его решал другой взрослый. Поэтому не забывайте ребенку об этом напоминать, даже если он говорит, что все в порядке.

Как разговаривать с учителем, который обидел или унизил ребенка?

Не всегда ребенок может сам поговорить с учителем, который причиняет ему боль. Родителям в этой ситуации стоит успокоиться, а потом вступить в диалог с учителем. Не обвиняйте его, а постарайтесь добиться осознания проблемы. Даже если учитель обидел ребенка не нарочно, ситуацию надо прояснить, чтобы все успокоились.

  • Обращайтесь к учителю уважительно.
  • Заявите, что вы понимаете, что нужно прояснить ситуацию.
  • Спросите учителя о том, как в его глазах происходили события.
  • Поясните, как ребенок видит эту ситуацию, если он сам не решается присутствовать при разговоре.
  • Перескажите учителю восприятие ребенка, называйте его эмоции своими словами.
  • Не требуйте от учителя признать неправоту. Предложите поискать способы поговорить с ребенком так, чтобы он понял точку зрения учителя и его мотивы.

В этой ситуации ребенку важны не столько формальные извинения, сколько сам факт того, что его эмоции имеют цену, что их замечают. Поэтому рекомендуем провести такую беседу, если вы можете сохранять спокойствие. Если нет, стоит обратиться в конфликтную комиссию школы или к классному руководителю.

Как заменить учителя

Если претензии к учителю есть у всего класса, то проблема, скорее всего, в нем. Сменить учителя иногда бывает сложно, но обычно администрация школа идет на уступки, чтобы не было скандала.

  • Вначале поговорите с классным руководителем. Если он не хочет вникать или отправляет вас к директору – запишитесь на прием.Это демонстрация вашей доброй воли и нежелания идти на конфликт.
  • Приведите конкретные примеры, по которым вы бы хотели заменить учителя.
  • Если вам предлагают конфликтную комиссию, соглашайтесь. Директор не может снимать учителей по первой просьбе родителей – так вся школа сойдет с рельсов.
  • Постарайтесь уладить конфликт на переговорах в комиссии. Если вы уверены в том, что все бесполезно, скажите директору, что вы будете вынуждены действовать официально.
  • Напишите директору письмо на официальную почту. Обязательно перечислите претензии и выразите просьбу сменить учителя. В идеале это сделать на бумаге, подписать у других родителей класса, отсканировать и отправить.

Упомяните в этом письме п.6 ст.28 Закона об образовании (обязанности учителя) и ст.34 – обязанность родителя обучающихся в т.ч. защищать ребенка от психологического насилия.

Если вам ответят неудовлетворительно, вы можете обратиться в МРСД (межрайонный совет директоров по телефону в “подвале” школьного сайта) или напрямую в Департамент.

Если ситуация дошла до крайности, то смена учителя может защитить вашего ребенка и других детей от психологического насилия. Но если у учителя и ребенка конфликт, хотя обе стороны в целом адекватны, лучше поучить ребенка разрешать конфликтные ситуации, чем просто убирать учителя. Это будет хорошим уроком и поможет более осознанно относится к окружающим людям.

Листайте также

Как уладить конфликт с классным руководителем

Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе или коллективе. Стресс при смене школы

Как действовать родителям, узнавшим о том, что их любимый ребенок попал в беду – стал объектом насмешек и издевательств?

Ребенка травят в школе. Каким должен быть разговор с учителем?

Как обычно действуют в такой ситуации? Кто-то советует чаду “дать сдачи” обидчикам, кто-то решает перевести ребенка в другую школу. Но есть еще один вариант: разговор с классным руководителем с целью выяснения подробностей и разработки стратегии выхода из ситуации. Предлагаем вашему вниманию несколько рекомендаций для построения эффективной беседы.

  • Еще до разговора с педагогом займите “взрослую” позицию, не допускающую споры до хрипоты или заискивание. Важно установить нормальные партнерские отношения, при которых два взрослых человека решают общую проблему.
  • Заранее определитесь с желаемым результатом встречи, например, итогом может быть поэтапная схема решения проблемы.
  • В ходе разговора опишите ситуацию из нейтральной позиции, приведите факты буллинга, о которых вам известно, изложите свое видение проблемы, возможные ее причины. При этом обсуждайте конкретную ситуацию, избегайте общих вопросов, касающихся сферы образования.
  • Можно сообщить о своих эмоциях, подчеркивая при этом, что вы таким образом относитесь к ситуации, а не к учителю. Высказать же всё, “что накипело”, имеет смысл только в том случае, если вы решили в ближайшее время перевести ребенка в другую школу.
  • Попросите учителя вмешаться в ситуацию. Скорее всего, педагог предложит свой вариант решения проблемы.
  • Избегайте упреков и обвинений, не диктуйте учителю, как он должен поступить. Даже если вы уверены в том, что учитель абсолютно не прав. Избегайте резкой критики, аккуратно говорите об ошибках учителя. Виноватый прежде всего старается оправдать себя, забывая о потребностях окружающих.

Поэтому вместо того, чтобы кричать: “Вы допустили ситуацию, при которой моего ребенка унижают, Вам не следует работать в школе!”, лучше задать вопросы: “Что вы можете нам посоветовать с высоты вашего опыта?”

  • Далее обсудите, что со своей стороны будете делать вы, и какие действия будет предпринимать учитель. В конце встречи озвучьте выводы, чтобы убедиться в том, что правильно друг друга поняли.
  • Уважайте себя, будьте готовы отреагировать на заявления вроде “Ваш ребенок сам виноват, вы плохо его воспитали” и т. д. Также учитель может отказаться от вмешательства в ситуацию, аргументируя свое решение тем, что его задача – учить, а не воспитывать. Поэтому полезно будет помнить о том, что Закон об образовании возлагает ответственность за “жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса” на школу (статья 32, п. 3, пп. 3).

Если после общения с классным руководителем ситуация не изменится, то нужно сделать следующий шаг – поговорить с директором.

Есть и альтернативная точка зрения. Так, психолог Регина Беседа в интервью “Комсомольской правде” высказала мнение о том, что беседа с учителем в случае буллинга бессмысленна: “Ведь если такая ситуация, когда ребенка в классе травят, уже возникла, значит, одним из провокаторов был именно учитель”. После беседы с родителями учитель обратится к школьникам с призывом не обижать одноклассника и тем самым только ухудшит ситуацию. Регина Беседа рекомендует встретиться с родителями детей-агрессоров.

Как лучше поступить: поговорить с учителем или родителями детей, нанять тренера по боксу или перевести ребенка в другую школу, решать вам. Мы же можем только призвать вас в любой ситуации оставаться на стороне ребенка, быть его защитой и опорой.

Учебный год только начался, а во многих классах конфликты уже в разгаре — между одноклассниками, между родителями и учителем… Психолог Анна Быкова рассказывает о вреде установки “нельзя жаловаться” — так вы вовремя узнаете, если вашего ребенка обижают. И предлагает освоить способы разрешения конфликтов — вдруг пригодится.

Как разрешать конфликты в школе

Ты защитишь меня? Разрешите детям жаловаться!

Я не знаю, когда и кто это придумал, но подобное убеждение прочно прижилось в детской субкультуре, и дошкольной, и школьной. Вариации убеждения: “ябедничать некрасиво”, “стукач”, “ябеда-корябеда”. Причем транслируют эту мысль не только дети друг другу, но и некоторые родители: “Не надо мне жаловаться! Учись сам решать свои проблемы!”.

Сколько психологических травм бывает из-за этого “нехорошо жаловаться”. Ребенка обижают. Он сам не может себя защитить. И пожаловаться не может, потому что есть запрет на жалобу. Некоторые дети годами терпят издевательства одноклассников, но не жалуются. Пожалуйста, разрешите детям жаловаться!

Поскольку я являюсь хозяйкой маленькой собачки чихуахуа, я имею возможность наблюдать разные способы ее взаимодействия с миром во время прогулки. Она с громким лаем гоняет голубей, ликуя, что хоть кто-то ее боится. Она с любопытством обнюхивает йорка, потом виляет хвостом и скачет, приглашая его поиграть.

Настораживается и замирает, когда приближается ребенок, так как не понимает, чего от него ожидать: он просто пройдет мимо или полезет гладить? Поднимает на меня голову, как будто спрашивая взглядом: “Ты ведь защитишь меня?”. Но если моя чихуахуа увидит крупную собаку, стремительно от нее убегает и просит защиты у меня на руках. То есть она демонстрирует разные модели реагирования: нападать, замирать, убегать, искать защиту — и все это про “защити себя”.

Убежать и спрятаться — это тоже не дать себя в обиду. Мне бы в голову не пришло учить крохотную чихуахуа нападать на крупную собаку. Это кажется очевидным. Но почему тогда при воспитании детей мы так часто игнорируем факт того, что дети разные, в том числе и по росту, и по силе, и учим их универсальной модели поведения: “Не жалуйся. Умей за себя постоять. Дай сдачи”.

Вы видели, как выглядит тот мальчик (обидчик), кому вы советуете дать сдачи? Инстинкт самосохранения подсказывает ребенку не давать сдачи. На уровне инстинктов у него тоже заложены разные модели реагирования. Идти за инстинктом или слушать родителей? Еще раз подойти к родителям со своей проблемой? Но он опять услышит: “Я же тебе уже сказал, дать ему как следует и больше не жаловаться”.

Ребенок жаловаться перестает. Родитель убежден, что проблема решена. Но ребенок просто перестал жаловаться. Хотя по-прежнему не может дать сдачи. Терпит.

Ребенок пожаловался. Что дальше?

А бывает так, что эту мысль — нельзя жаловаться — ребенок усваивает не от родителей. Он слышит ее от сверстников или других взрослых. Имея это в виду, скажите своему ребенку, что вам он всегда может пожаловаться.

Это не значит, что ребенок вырастет безвольным и не умеющим постоять за себя. Это значит, что вы сохраните контакт с ребенком, будете в курсе того, что происходит в его жизни, сможете вовремя помочь, если не делом, то советом. Только помогать надо так, чтобы ваша помощь не оборачивалась для ребенка еще большей неприятностью.

Девочка-первоклашка. Одноклассник ее обижал. То пнет, то за косичку дернет, то портфель в грязь кинет. Учитель как-то сказала, что жаловаться нельзя. Девочка полгода терпела, потом не выдержала и пожаловалась родителям.

Папа пришел в ярость, что дочь так долго молчала. На следующий день как раз было родительское собрание. Папа вместе с дочкой пришел на родительское собрание, наорал на учительницу при всех родителях, заставил дочь перед всем классом подтвердить, что она терпела издевательства так долго, потому что учительница сказала: “Жаловаться нельзя”.

Учитель в слезы: “Как вы можете! Почему вы так со мной обращаетесь?”. Обиделась на других родителей, что за нее никто не вступился, никто не сделал замечания агрессивному родителю.

Девочка рыдала дома: “Я больше в школу не пойду, мне стыдно, я боюсь, что учительница будет теперь на меня злиться”.

Мама в панике обращается за консультацией: “Неужели теперь придется переходить в другую школу?!”.

Как разрешать конфликты в школе

Прежде всего, важно было выяснить у ребенка подробности. Без эмоций. Сильные эмоции родителя могут напугать ребенка, и он закроется. Проявите эмпатию, выразите ребенку свое сочувствие, но не показывайте своих эмоций.

Потом так же спокойно, без свидетелей, выясните подробности у учителя. Если бы папа, вместо того чтобы устраивать скандал на родительском собрании, выяснил подробности, он бы узнал, что учитель говорила “жаловаться нехорошо” другому мальчику, который достал ее своим ябедничеством: “А он мою парту двигает. А он мою резинку взял”, — подразумевая, что ребята вполне способны сами разобраться.

Она не подумала, что ее слова, случайно услышав, так буквально воспримет другой ребенок и перестанет жаловаться вообще кому-либо. В случае с девочкой она не знала, что происходило, так как все эти задирания были вне школы, а девочка ей, как и родителям, ничего не говорила. То есть учителю действительно было непонятно, почему у папы такая агрессивная реакция.

Папе, конечно же, не стоило начинать разговор с учителем до выяснения всех подробностей. И уж тем более не стоило вытаскивать подробности у ребенка (уже на следующий день) при учителе и директоре. Это дополнительный стресс для ребенка. Особенно с непроработанной установкой “жаловаться нехорошо”.

Ребенка обижают. Как действовать правильно?

Ребенка обижают. Как действовать правильно?

Итак, в подобной ситуации родителям нужно было:

  1. Высказать одобрение ребенку за то, что он рассказал о случившемся. Укрепить новое убеждение: “Родителям всегда можно все рассказывать и тем более жаловаться. Это нормально. Взрослые люди тоже обращаются за помощью, если не могут справиться сами”.
  2. Научить ребенка, как действовать в таких ситуациях. Дать некий речевой алгоритм, что говорить обидчику. Например, предупредить его, что последствия будут неизбежно: “Еще раз, и я скажу своей маме! Она позвонит твоей!”. (Обидчик ведь был убежден, что на него не будут жаловаться, а значит, никакого наказания не последует.)
  3. Сообщить учителю факт, о котором вам стало известно. Можно сказать о своих чувствах по отношению к ситуации (к ситуации, а не к учителю!). Без обвинений. Попросить взять ситуацию под свой контроль. Общий посыл такой: “Я хочу, чтобы мы были союзниками в решении этого вопроса”. Спросить: “Как мы можем предупредить подобные инциденты?”.

Не надо диктовать учителю, что она должна делать, но важно выслушать ее. Скорее всего, учительница сама скажет: “Я поговорю с мальчиком. Я поговорю со всем классом. Я поговорю с родителями этого мальчика”.

  1. Далее надо держать руку на пульсе. Ситуация должна измениться. Если ситуация не изменится, тогда уже следующий шаг — разговор с администрацией. Но опять-таки на конструктиве, без крика. Сообщаем факты, без эмоциональной окраски: “Мы предприняли это и вот это. К сожалению, ситуация не изменилась. Что вы можете нам посоветовать с высоты вашего опыта? Как нам поступить?”.

Давать волю эмоциям и идти на открытый конфликт можно, если вы точно решили забрать ребенка из этой школы. Даже если вы недовольны работой педагога, даже если вы считаете, что он допускает явные педагогические ошибки, все же лучше избегать прямых указаний на то, что, по вашему мнению, должен или не должен делать учитель. Это воспринимается как нападение. (Если, конечно, ваша цель не ссора, а удовлетворение потребности.)

Как разговаривать с учителем: алгоритм для родителей

Вести диалог можно по такому алгоритму:

  1. Оцените ситуацию из нейтральной позиции. Сухо, без эмоций изложите суть проблемы, как ее видите вы. Выскажите свою гипотезу относительно возможной причины проблемы.
  2. Расскажите о своей потребности. Предложите варианты удовлетворения потребности. Спросите, что учитель может предложить.
  3. Далее переходите к договору. Проговорите, что со своей стороны будете делать вы, родители, а что — учитель.

Сравните две стратегии ведения разговора:

  1. Обвинения и указания: “У всех, кроме двух человек, в классе двойка за контрольную! Да вы, получается, детей вообще ничему не научили! Испортили класс! К вам такой сильный класс пришел из начальной школы! Объясняйте материал лучше!”.
  2. Поиск причин и сотрудничество: “Вам не кажется странным такое резкое падение успеваемости? Как вы думаете, в чем причина? Они ведь не могли настолько испортиться за одну четверть. Может быть, вы нам что-то посоветуете? Можем мы чем-то помочь со своей стороны? Очень хочется, чтобы успеваемость была на прежнем уровне”.

Еще пример:

  1. “Предыдущий учитель всегда записывала домашнее задание в электронный журнал! Сейчас же, как ни зайдешь, нет задания! Это ваша обязанность — заполнять журнал!”
  2. “Знаете, мы уже привыкли, и дети привыкли, что задание всегда можно посмотреть в электронном журнале. Очень сейчас не хватает такой возможности. Что-то можно сделать, чтобы задание там регулярно появлялось?”

Если вы обратили внимание, во втором варианте фигурируют вопросы. Вопросы создают пространство диалога. Мы общаемся, мы сотрудничаем, мы проясняем ситуацию, мы вместе ищем решение. Конечно, не все вопросы обладают таким эффектом. Бывают вопросы, которые только усугубляют конфликт, приводят в тупик. Почувствуйте разницу.

Вопросы, которые выводят к решению:

  • “Интересно, почему вдруг так много двоек за эту контрольную?”
  • “Как мы можем сейчас исправить ситуацию?”
  • “Может быть, существует какое-нибудь упражнение для отработки этого навыка?”
  • “А можно еще пару примеров для прояснения?”
  • “Какой учебник вы можете порекомендовать?”

Вопросы, которые заводят в тупик:

  • “А вам не кажется, что здесь ваша вина?”
  • “И вы считаете, что вы умеете работать с детьми?”

Вопросы, которые заводят в тупик, не подразумевают поиска решения. Они подразумевают поиск виноватого. Виноватый старается защитить себя (инстинкт самосохранения), и в этот момент о другом человеке и его потребностях он думать не может. От виноватого обычно мало пользы.

Что делать, если учитель гнобит ребенка: советы психолога

Не оставляйте маленького человека наедине с проблемой.

3 405

учитель гнобит ребенка

Дети – самая уязвимая и незащищенная категория граждан. Задача взрослых – сделать среду комфортной и дружелюбной для них. Но как быть, если некоторые взрослые, наоборот, являются источником стрессов и расстройств? Особенно те, которые каждый день рядом и сильно влияют на жизнь ребенка. В статье я расскажу, что делать, если учитель гнобит ребенка. Ситуация непростая, но выход найти можно.

Не оставляйте ребенка один на один с проблемой

Ситуация, когда ребенок подвергается травле со стороны взрослого человека, очень травматична для психики. Столкнувшись с ней, ребенок оказывается абсолютно беззащитным. Поэтому грамотное вмешательство родителей необходимо.

Подробно расспросите сына или дочь, о том, что происходит в школе. Пусть опишет во всех подробностях поведение учителя. Не перекладывайте ответственность на ребенка, не говорите фраз типа «ты сам виноват». Окажите ему моральную поддержку и дайте понять, что вы на его стороне.

Разберитесь в ситуации

Может быть так, что ребенок неадекватно оценивает ситуацию. Все дети разные. Простое замечание учителя один ребенок может пропустить мимо ушей, другой – принять за травлю и начать переживать. Ваша задача оценить реакцию и помочь сделать правильные выводы. Замечания за невыполненные задания и плохое поведение нельзя считать травлей. Говорить о травле можно, только если учитель систематически:

  • оскорбляет ребенка, унижая его честь и достоинство;
  • высмеивает перед всем классом;
  • нарушает физическую неприкосновенность (бьет линейкой по рукам, дает “подзатыльники”);
  • выражает личную неприязнь.

И всегда делайте скидку на поведение самого ребенка. Бывают дети, которые сами ведут себя неподобающе: оскорбляют учителей, срывают уроки. Учитель не робот, у него могут сдать нервы.

Не бойтесь навредить

Если вы поговорили с ребенком и выяснили, что травля имеет место быть, не бойтесь переходить к решительным действиям. Многие родители боятся сделать хуже. А вдруг учитель еще сильнее обозлится на ребенка? Или его начнут высмеивать одноклассники? Такие опасения очень часто посещают умы родителей, столкнувшихся с этой проблемой.

Однако, как показывает практика, бояться подобных вещей не стоит. Поверьте, вашему ребенку будет гораздо хуже от осознания того, что вы знаете о проблеме и ничего не делаете. Это подорвет его веру в справедливость и сформирует враждебное отношение к миру.

В конце концов, всегда можно перевестись в другую школу. Но сделать это, не попытавшись решить проблему, – значит, заранее признать поражение. Поэтому начните действовать – продуманно, аккуратно и дипломатично. Старайтесь не думать о плохом до тех пор, пока не столкнетесь с ним.

Фиксируйте все инциденты

Фиксируйте все проявления агрессии по отношению к вашему ребенку, чтобы иметь возможность предъявить конкретные обвинения. Записывайте все, что рассказывает ребенок в отдельный блокнот. Если имеет место физическое насилие, в тот же день зафиксируйте телесные повреждения в травмпункте.

Следующие шаги, а именно: разговоры с учителем, классным руководителем, директором, записывайте на диктофон. Не надейтесь на свою память и на добросовестность указанных лиц. Вполне вероятно, что эти записи вам не пригодятся, но лучше проявить излишнюю щепетильность, чем потом кусать локти.

Диктофон – вообще очень полезная вещь. О том, как мой отец с помощью диктофона смог поставить на место обнаглевшего босса, читайте в статье “Что делать, если гнобит начальник”.

Поговорите с учителем

Попробуйте связаться с учителем и спокойно обсудить проблему. Не начинайте разговор с претензий и обвинений. Скажите, что знаете о проблеме и хотели бы разобраться с ней.

Часто такого спокойного доверительного разговора бывает достаточно. Учитель становится более корректным по отношению к ребенку. Но будьте готовы к тому, что он предъявит встречные требования. Например, чтобы ребенок не отвлекался на уроке, не мешал другим ученикам, не опаздывал и т. п. Со своей стороны вы должны принять все требования и пообещать учителю, что поговорите с сыном или дочерью.

Очень редко встречаются учителя, с которыми невозможно найти общий язык. Если даже после разговора ситуация не меняется, стоит предпринять дальнейшие шаги.

Поговорите с завучем и директором

Лучше записаться на прием и посетить школу лично. Желательно, чтобы на встрече присутствовали оба родителя – это укрепит вашу позицию. Объясните ситуацию, скажите, что беседа с учителем не принесла результата. Как правило, руководство школы старается не идти на конфликт с родителями, но и педагогов своих защищать.

Поэтому стоит разговаривать очень корректно, избегать обвинений и резких формулировок. Эффективный психологический прием – попросить у человека совета. Вместо того, чтобы требовать покарать обидчика, спросите у директора, как вам быть в этой ситуации.

Посмотрите это видео, в нем описаны действенные методы убеждения. У вас будет отличный шанс применить их на практике.

К сожалению, в системе образования встречаются и не очень адекватные люди. Если вам не повезло и ваш директор – из их числа, приготовьтесь к более серьезной борьбе.

Обратитесь в надзорные органы

Если разговоры с директором не принесли результата, нужно обращаться в вышестоящие инстанции. Среди них:

  • департамент образования;
  • прокуратура;
  • государственная служба по контролю и надзору в сфере образования;
  • уполномоченный по правам несовершеннолетних в вашем регионе.

Нейтральным канцелярским языком опишите ситуацию и изложите факты. Если есть возможность, приложите доказательства. Обязательно упомяните о том, что обращения к учителю и директору школы не помогли.

Направить заявление можно на электронную почту ведомства или на фактический адрес заказным письмом с уведомлением о вручении. В течение 30 дней вам обязаны дать ответ по существу вопроса. Приготовьтесь к тому, что, возможно, писать придется по несколько раз. В первый раз вам могут прийти бесполезные отписки.

Перед тем как начать писать жалобы, советуем уведомить директора о своем намерении. Возможно, этого будет достаточно, и никуда писать не придется. Должностные лица, как правило, не любят выносить сор из избы.

Объединитесь с другими родителями

Если ваш ребенок не единственная жертва травли, свяжитесь с другими родителями и вместе подумайте, что можно сделать. Коллектив намного сильнее отдельной личности. Если действия в одиночку не принесли результата, повторите все с самого начала, но уже в компании с другими родителями.

Сначала поговорите с учителем, потом с директором. Если эффекта не будет, можете писать коллективные жалобы в департамент образования и другие инстанции. Но скорее всего это не понадобится. Учитель вряд ли захочет конфликтовать сразу с несколькими родителями.

Будьте готовы к тому, что найдутся родители, которые осудят вас. Пока травля не коснется их ребенка, они могут защищать учителя и вставлять вам палки в колеса. Ничего не доказывайте этим людям и не посвящайте их в ход дела. Создайте отдельный чат для родителей, которые с вами солидарны, и обсуждайте все важные вопросы там.

Помогите ребенку с предметом

У вашего сына или дочери могут начаться проблемы с предметом, который преподает ненавистный учитель. Это и понятно – не хочется даже думать о том, что связано с травмирующей ситуацией. Это может усугубить проблему и добавить дополнительный стресс.

Возьмите под контроль успеваемость ребенка по данной дисциплине. Только не властным командным тоном, а заботливо и участливо. Скажите, что понимаете, как ему сейчас тяжело, поэтому хотите помочь. Помогайте ему делать домашние задания, находите какую-нибудь необычную полезную информацию по теме.

В общем, постарайтесь сделать все, чтобы неприятие к учителю не перенеслось на его предмет. Иначе у ребенка до окончания школы могут быть проблемы с успеваемостью.

Отвлеките ребенка от переживаний

Дети еще с трудом управляют фокусом внимания. Травмирующая ситуация будет постоянно занимать мысли маленького человека и повергать его в уныние. Ваша задача – отвлечь его от неприятных переживаний.

Лишний раз не напоминайте ему о ситуации, задавайте вопросы только по делу. В неурочное время старайтесь как можно меньше времени говорить о школе. Выходные заполняйте полезной активностью, не позволяйте ребенку целыми днями сидеть в телефоне или смотреть телевизор.

Вот несколько интересных вариантов, куда можно сходить:

  • зоопарк,
  • парк аттракционов,
  • кинотеатр,
  • музей,
  • планетарий,
  • картинг-центр,
  • поход с палатками и т. д.

Заключение

Травля ребенка учителем – неприятная и болезненная ситуация. Ваш долг – защитить его и показать пример отстаивания своих прав. Даже если вам не удастся решить проблему так, как вам хотелось бы, и придется поменять школу – не воспринимайте это как поражение. У вас останется опыт борьбы за свои интересы, к тому же это сплотит вас с сыном или дочерью.

Действуйте и ничего не бойтесь. Никто не защитит вашего ребенка, кроме вас. Читайте также нашу статью “Как стать сильным и уверенным в себе” – она поможет вам на этом нелегком пути.

15 лет назад жажда самопознания привела меня на факультет психологии Казанского университета, и все завертелось. Теперь я занимаюсь поиском себя на профессиональной основе. Ну и заодно оказываю помощь другим. С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций. Оставайтесь – порефлексируем вместе!

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Добавить комментарий