Как составить развернутое высказывание

Формирование развернутого речевого высказывания

Перейдем
к последнему этапу интересующего нас
пути пре­вращения
мысли в развернутое речевое высказывание.

Несмотря
на всю важность этого процесса, следует
отметить, что
как в лингвистике, так и в психологии
этот этап был гораздо менее
изучен, чем те, на которых мы останавливались
выше.

Особенностью
развернутого речевого высказывания
является то, что, с одной стороны, оно
включено в процесс живого обще­ния
и передачи информации от одного лица
другому, а с дру­гой
— в его состав входит не одно предложение,
а целая цепь

взаимно
связанных предложений. Высказывание
составляет еди­ную целостную систему
и обладает качеством единой замкнутой
структуры
(coherence).

Сложнейший
характер порождения целого последовательного
высказывания,
отличающий его от формирования
изолирован­ной
фразы, подчеркивался многими авторами
начиная от В. Гум­больдта (1921-1923),
который указывал на то, что язык,
применя­емый
в общении, есть не «ergon»
(средство формирования знаков, относящихся
к отдельным вещам и их отношениям), a
«energeia»,
иначе говоря, что язык, включенный в акт
общения, представляет собой
сложный, развертывающийся во времени
процесс.

Эту
же мысль можно встретить и у многих
других авторов (Ос­тин,
1969; Виттгенштейн, 1968; Лакофф, 1971, 1972;
Грайс, 1971; Ромметвейт,
1968, 1970; Халлидей, 1967, 1968, 1973; Уертч, 1974,
1975; и др.).

Все
эти авторы указывают на то, что фразы,
включенные в состав
развернутого речевого высказывания,
всегда даются в оп­ределенном
практическом или речевом контексте,
который
дол­жен
соответствовать не только замыслу
говорящего, но и отно­шению к этому
высказыванию слушающего; что эти фразы,
яв­ляющиеся
частями целого высказывания, нельзя
изучать вне контекста
и что независимых от контекста
(context-free)
фраз во­обще
не существует.

Следовательно,
фразы, включенные в целое развернутое
выс­казывание, имеют не только
референтную природу (referential
meaning),
указывая на определенное событие, но и
социально-контекстное
значение (social-context
meaning),
которое формиру­ется
в конкретном общении и может быть понято
только на ос­нове
процесса общения.

Именно
в силу этого, как указывают упомянутые
авторы, один лишь
лингвистический анализ процесса
формирования высказы­вания недостаточен
и должен быть включен как частное звено
в более
широкий психологический

может быть, и социально-пси­хологический)
анализ (Ромметвейт, 1968, 1972; Халлидей,
1973; Уертч, 1974, 1975), учитывающий ситуацию
общения, мотивы говорящего,
содержание передаваемой информации,
отношение к ней слушающего и т.д.

Как
мы указывали, процессы превращения
симультанной схе­мы
первичного замысла в сукцессивную
последовательность по-

строенной
фразы, т.е. превращение «глубинной
синтаксической структуры»
в развернутую «поверхностную синтаксическую
струк­туру»,
далеко не исчерпывает всей системы
развернутого речево­го
высказывания. Она обладает и другими
дополнительными ха­рактеристиками.

В
процессе высказывания как «тема» (то,
о чем будет идти речь),
так и «рема» (что именно это высказывание
будет сооб­щать)
должны быть существенно расширены,
т.е.
должны быть разделены
на целую
цепь звеньев определенной программы
целост­ного
высказывания. Для этого необходимо,
чтобы как «тема» высказывания,
так и ее «рема» сохранялись на длительный
срок и
чтобы установка,
созданная
задачей передать соответствующую
информацию,
могла в течение длительного времени
противосто­ять
побочным, отвлекающим влияниям. В
противном случае связ­ное
развернутое высказывание теряло бы
характер «замкнутой смысловой
системы» и превращалось бы в систему,
доступную различным
посторонним влияниям. Ниже мы еще будем
иметь случай
остановиться на тех этапах развития
ребенка и на тех па­тологических
состояниях, при которых это условие не
выдержи­вается
и развернутое речевое высказывание
перестает подчинять­ся
исходной задаче, заменяясь отдельными,
не связанными друг с
другом фрагментами.

Все
это дает основание рассматривать речевое
высказывание как
сложную форму
речевой деятельности,
которая
имеет прин­ципиально
ту же психологическую структуру, как и
всякая иная форма
психической деятельности,
детально
изученная в советской психологии
(А.Н. Леонтьев, 1959, 1975; и др.).

Так
же, как и во всех иных формах психической
деятельности, мы
должны выделять в речевой деятельности
мотив, который ее порождает, цель, которой
она подчиняется, и задачу, которая
возникает, если эта цель дается в
определенных условиях. Мы должны
выделять в этой развернутой речевой
деятельности и от дельные этапы или
действия,
и
выполняющие эти действия one
рации.
Все
эти моменты должны учитываться при
психологическом
анализе речевого высказывания, составляя
его «психолинг­вистические единицы»
(А.А. Леонтьев, 1969, 1974).

Существенной
особенностью порождения речевого
высказы­вания как специальной формы
речевой деятельности помимо ус­тойчивой
формулировки цели
высказывания
и той конкретной

задачи,
которая
стоит перед говорящим (эта задача может
ме­няться в зависимости от того, какая
ситуация порождает выска­зывание,
какую именно информацию должен передать
говоря­щий
и к кому именно адресовано сообщение),
является также достаточно
широкий объем оперативной
памяти
и
сложная сис­тема «стратегий»,
применение
которой позволяет выделять су­щественный
смысл высказывания, тормозить побочные
ассоциа­ции
и выбирать речевые формулировки,
соответствующие постав­ленной
задаче.

Все
это предполагает, что порождение
развернутого речевого высказывания
необходимо должно включать в свой состав
не толь­ко
создание исходной схемы, определяющей
последовательность звеньев
этого высказывания, но и постоянный
контроль
за
про­теканием
всплывающих компонентов высказывания,
а в наибо­лее
сложных случаях и сознательный выбор
нужных
речевых ком­понентов
из многих альтернатив. Этот выбор может
принимать форму
развернутых проб, требующих специальных
усилий, или форму
плавного «умственного действия»,
подчиняющегося ранее выработанной
внутренней схеме, этапы которого были
детально прослежены
в советской психологии П.Я. Гальпериным
и его сотрудниками
(1959,1975).

Все
это дает основание выделять в качестве
основных единиц речевого
высказывания не отдельные слова или
даже фразы, а целые
смысловые группы. Эти смысловые единицы
разделяют весь
текст высказывания на цепь последовательных
смысловых компонентов
или «кусков» (chunks),
обеспечивая адекватный пе­реход
от одной смысловой группы к другой
(Миллер, 1967).

Психологическая
структура развернутого речевого
высказыва­ния
различна при разных формах высказывания
(устной и пись­менной
речи) и связана как со сложностью задачи,
так и со сте­пенью
автоматизации речевых процессов. Однако
во всех случаях ее
важнейшей характеристикой является
сохранение смыслового единства
высказывания.

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО
ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Формирование
речевого высказывания в детском возрасте
про­ходит
длинный драматический путь, который
стал достаточно известным
лишь в последние десятилетия в результате
работ ряда

психологов
(Леопольд, 1952; Брэйн, 1971; Слобин, 1970; Р.
Бра­ун,
1973; Халлидей, 1975; и др.).

Факты
показывают, что формирование речевого
высказыва­ния
у ребенка проходит несколько этапов от
появления изолиро­ванных
слов, а затем изолированных самостоятельных
фраз до сложного развернутого высказывания.

Как
это справедливо отмечает Халлидей
(1975), даже первона­чальные
формы голосовых реакций ребенка,
включенных в извест­ную
симпраксическую ситуацию, всегда
направлены на взросло­го
и являются наиболее примитивной формой
речевой коммуни­кации. Так, по
наблюдениям Халлидея, на ранней
до-языковой стадии
развития английской речи у ребенка звук
«э-э», включен­ный
в определенную ситуацию и произнесенный
в ровном тоне, может
обозначать «дай мне», «сделай это»; тот
же звук, произне­сенный
с напряжением и в высоком тоне, — «сделай
это сейчас же»;
аналогичный звук, произнесенный тихо,
с падающим то­ном,
— «хочу спать» или «это хорошо» и т.д.

Таким
образом, даже на этой до-языковой стадии
развития речи
лепет ребенка служит простейшей формой
коммуникации, основанной
на интонационных компонентах и понятной
лишь при знании практической ситуации.

Коммуникативную
функцию выполняют интонационные
ком­поненты в речи ребенка и на
последующих стадиях «однословно­го
предложения», а затем и «двусловного
предложения» (Браун, 1973).
Несмотря на то что на этих этапах в
высказывание ребенка включаются
уже отдельные лексические единицы,
носящие сна­чала диффузный, а затем
грамматически оформленный характер,
«контекстность» этой речи остается
ярко выраженной, и содер­жание
речи ребенка может быть понято лишь с
учетом ситуаци­онного
(симпраксического) и интонационного
контекста.

Нет,
однако, никаких оснований думать, что
развитие комму­никативной
функции детской речи заканчивается к
тому перио­ду,
когда ребенок начинает владеть простейшими
грамматичес­кими
формами речи и когда он достаточно
развернуто отвечает на
поставленные ему вопросы.

Наблюдения
показывают, что и на этом этапе прочная
«замк­нутая
смысловая система» высказывания еще
не сформирована и речь
ребенка еще не может подчиняться стойкой
программе или замыслу, соответствующему
намерению ребенка.

Особенности
связного речевого высказывания этого
периода можно легко проследить, если
дать ребенку 2,5-3 лет определен­ную
семантическую задачу, например предложить
ему рассказать о
том, что он только что видел в зоопарке.

Обычно
ребенок правильно начинает выполнять
эту задачу, перечисляя
все, что он видел в зоопарке, но установка
на замкну­тую схему высказывания
оказывается у него еще непрочной и он
быстро соскальзывает на побочные,
бесконтрольно всплывающие ассоциации.
«Вот я там видел медведя, а он большой,
его боят­ся…
А вот у Коли есть маленькая собачка, она
лает. Он ее кормит мясом…»
и т.д.

Лишь
к школьному возрасту как мотив, так и
программа выс­казывания постепенно
приобретают прочный характер и
выска­зывание
начинает превращаться в замкнутую
систему сложного, ограниченного
определенной задачей, повествования.
Можно думать,
что переход к этой фазе речевого
высказывания, как зам­кнутой
смысловой системе, тесно связан с
формированием внут­ренней
речи ребенка.

Известно,
что внутренняя речь ребенка формируется
значи­тельно позже, чем его внешняя
речь. Ребенок, уже обладающий внешней
речью в ситуации диалога, оказывается
еще неспособ­ным
к развернутой монологической речи. Это
в значительной мере
связано с тем, что внутренняя речь
ребенка со всеми ее предикативными
функциями еще недостаточно сформирована.
Переход
к монологической речи у ребенка остается
невозмож­ным
даже тогда, когда ребенок полностью
владеет диалогической речью.
Только после того, как происходит процесс
сокращения, свертывания
внешней речи и превращения ее во
внутреннюю, становится
доступным и обратный процесс —
развертывание этой внутренней
речи во внешнюю, т.е. в связное речевое
высказыва­ние
с характерным для него стойким «смысловым
единством». Однако только после овладения
морфологическими, лексичес­кими
и синтаксическими формами, которые
являются операци­онными
компонентами
развернутой речи, ребенок может перей­ти
к подлинной речевой
деятельности,
направляемой
известным мотивом,
подчиненной определенной задаче и
носящей харак­тер
постоянно контролируемой и стойкой
«замкнутой смысло­вой
системы».

Онтогенез
сложной, развернутой речевой коммуникации,
под­чиненной
известной программе и прочно сохраняющей
свое смыс­ловое
единство, остается еще малоизученным
процессом. Можно надеяться, что этот
пробел будет заполнен следующими
поколе­ниями
психологов.

Мы
посвятили ряд страниц относительно
малоизученной про­блеме
психологии и психолингвистики, и этим
объясняется не­полнота
представленного материала. Однако
надеемся, что нам удалось показать, что
процесс порождения речевого высказыва­ния
не является простым актом воплощения
готовой мысли в столь
же готовую систему речевых формулировок
и далее — в схему
развернутого речевого высказывания.
Как сказал Л.С. Вы­готский,
мысль не воплощается, а совершается или
формируется в
речи и процесс перехода мысли в речь
включает в свой состав целый
ряд этапов. Речевое высказывание — это
определенный вид
деятельности (со своим мотивом, исходной
задачей или за­мыслом и контролем),
психологическая структура которой
оста­ется
еще во многом загадочной. Безусловно,
что внутренний за­мысел, в котором
преобладают смыслы, понятные для самого
субъекта,
превращается в операционные компоненты
сложной речевой
деятельности, выполняющей задачу речевой
коммуника­ции
через механизмы внутренней речи,
предикативной по своей функции.

Психология
до сих пор еще не располагает достаточно
точны­ми знаниями о том, чем
характеризуются отдельные этапы
слож­нейшего
процесса порождения речевого высказывания.
Дальнейшее изучение основных этапов и
является основной задачей этого
важного раздела психологической науки.

Лекция
XI

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В третьем задании тебе нужно выбрать одну из предложенных тем и составить монологическое высказывание.

Монолог — это развёрнутое высказывание одного человека. 

Объём высказывания на собеседовании — не менее (10) фраз, но нужно всё рассказать не дольше, чем за (3) минуты. 

Для обдумывания будущего высказывания у тебя будет (1) минута.

Разновидности высказываний

Общее направление монолога предлагается на выбор.

Тема (тип текста)

Описание

Повествование

Рассуждение

Главная особенность Высказывание по предложенному изображению Рассказ на основе жизненного опыта Ответ на поставленный вопрос
Вопросы, которые помогают составить высказывание

Что изображено?

Какой это предмет?

Как выглядит?

Что произошло? Что было вначале, потом?

Как, где и с кем происходили события?

Что я думаю по этому поводу?

Почему у меня такое мнение?

Как я могу доказать свою точку зрения?

Как начать?

На фотографии мы видим…

На картинке изображён…

Что говорить?

Если изображены люди: Если людей нет:
  • внешний вид, занятие;
  • настроение;
  • время, место;
  • оценка: правильно/неправильно так делать, полезно/вредно;
    весело/скучно и т. д.;
  • отношение к фотографии, какие эмоции вызывает. 
  • обстановка, что в центре внимания; место;
  • время года, время суток;
  • какие мысли и эмоции возникают при просмотре изображения.

Языковые особенности монолога

Подойдут формы глаголов настоящего времени (видим, находится, идёт, делают и т. д.).

Для описания характерно использование большого количества существительных и прилагательных — для создания образности и детализации.

Пример

wade-lambert-_PyDYwQwu9U-unsplash.jpg

На фотографии изображён ретро-автомобиль, который едет по дороге. Судя по свету, сейчас вторая половина дня и, скорее всего, осень. Деревья вдоль дороги не сочно-зелёные, а скорее жёлтые. Автомобиль едет по левой полосе, я думаю, фотография сделана не в России, потому что у нас правостороннее движение. Машина мне очень нравится: красивый зелёный цвет, вся блестит! Видно, что за ней ухаживали. Хотя она и не современная, но выглядит как новая. Если приглядеться, то в машине можно увидеть молодых парня и девушку. Куда они едут, из фотографии мы понять не можем, но думаю, что эта поездка — очень приятная.

Как начать?

Я хочу рассказать о…

Однажды со мной случилось…

Что говорить?

Расскажи:

  • где и когда произошло событие;
  • кто был с тобой;
  • как начиналось, продолжалось и закончилось это событие или этот день;
  • что тебе больше всего запомнилось и понравилось.

Языковые особенности монолога

Для повествования больше подходят глаголы прошедшего времени (был, ходил, видели, посмотрели).

Чтобы не нарушать логику рассказа, используй наречия сначала, потом, затем, позднее, в конце концов и т. д.

Пример

Тема «Мой любимый праздник».

Мой любимый праздник — это Новый год! В эти дни вся семья собирается дома, никому не надо ни на работу, ни на учёбу. Мы готовим наши любимые блюда, вместе смотрим фильмы, играем, поём песни. Мы часто ходим с семьёй на горку или кататься на коньках или лыжах, когда наступают новогодние каникулы. Но самая волшебная ночь, конечно же, новогодняя. Мы говорим друг другу добрые слова, загадываем желания во время боя курантов. И они обязательно сбываются.

Новый год для меня — это подарки, нарядная ёлка, яркие гирлянды, увешанные по всему дому. Я очень жду этого праздника каждый год.

Как начать?

Я считаю, что…

Мне кажется, что…

Что говорить?

Три части:
1) тезис (та мысль, которую будешь доказывать; твой ответ на вопрос);
2) аргументы (доказательства; те факты и та информация, которая подтверждает твою точку зрения);
3) вывод (заключение из вышесказанного).

Языковые особенности высказывания

Построить рассуждение помогают вводные слова, передающие уверенность/неуверенность (конечно, разумеется, наверное и т. д.), указывающие на источник информации (мне кажется, по мнению кого-либо и т. д.), участвующие в построении размышления (во-первых, во-вторых; итак, таким образом и т. д.).

Пример

Тема «Почему важно читать книги?»

Я считаю, что читать книги — одно из самых интересных занятий человека. Читать книги очень важно!

Во-первых, из книг мы узнаём много нового, они хранят все знания, которые доступны человеку. Без книг мы бы никогда не построили машины, не полетели бы в космос и не сделали массу других открытий.

Во-вторых, благодаря книгам мы знакомимся с несуществующими мирами, погружаемся в сказку. Писатели придумывают другую реальность, но проблемы и заботы их героев так похожи на наши и поэтому интересны.

В-третьих, книги учат нас жизни. Они рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Они воспитывают, дают советы.

Человек, который не читает, очень скучно живёт, а также он беден духовно.

  1. Монолог из (10) фраз (минимум) состоялся, фактических ошибок нет.
  2. Речевая ситуация учтена.
    Не забывай, что ты находишься на экзамене, избегай употребления разговорных и грубых слов; формулируй полные и понятные предложения, следи за интонацией.
  3. Логичность.
    Высказывание должно иметь начало и окончание. Не перескакивай с темы на тему, не обрывай мысль на полуслове.
  4. Правильное речевое оформление.
    Проверяется соблюдение орфоэпических, грамматических и речевых норм. Учитывается богатый словарный запас, точное употребление слов и разнообразие синтаксических конструкций в твоём высказывании.

Содержание монолога оценивается (3) баллами (по критериям (1)–(3), перечисленным выше). Правильность речи оценивается вместе с четвёртым заданием (максимум (4) балла).

Общее количество баллов за выполнение всей работы — (20).

Ты получишь «зачёт» в случае, если за выполнение всей работы наберёшь (10) или более баллов.

Продолжительность итогового собеседования — примерно (15) минут. 

Обрати внимание!

Для повторения темы посмотри дополнительно видео.

Источники:

Ретро-автомобиль; https://unsplash.com/photos/_PyDYwQwu9U.

Лекция X. Развернутое речевое сообщение и его порождение


Формирование развернутого речевого высказывания

Перейдем к последнему этапу интересующего нас пути превращения мысли в развернутое речевое высказывание.

Несмотря на всю важность этого процесса, следует отметить, что как в лингвистике, так и в психологии этот этап был гораздо менее изучен, чем те, на которых мы останавливались выше.

Особенностью развернутого речевого высказывания является то, что, с одной стороны, оно включено в процесс живого общения и передачи информации от одного лица другому, а с другой — в его состав входит не одно предложение, а целая цепь взаимно связанных предложений. Высказывание составляет единую целостную систему и обладает качеством единой замкнутой структуры (coherence).

Сложнейший характер порождения целого последовательного высказывания, отличающий его от формирования изолированной фразы, подчеркивался многими авторами начиная от В. Гумбольдта (1921–1923), который указывал на то, что язык, применяемый в общении, есть не «ergon» (средство формирования знаков, относящихся к отдельным вещам и их отношениям), a «energeia», иначе говоря, что язык, включенный в акт общения, представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Эту же мысль можно встретить и у многих других авторов (Остин, 1969; Виттгенштейн, 1968; Лакофф, 1971, 1972; Грайс, 1971; Ромметвейт, 1968, 1970; Халлидей, 1967, 1968, 1973; Уертч, 1974, 1975; и др.).

Все эти авторы указывают на то, что фразы, включенные в состав развернутого речевого высказывания, всегда даются-в определенном практическом или речевом контексте, который должен соответствовать не только замыслу говорящего, но и отношению к этому высказыванию слушающего; что эти фразы, являющиеся частями целого высказывания, нельзя изучать вне контекста и что независимых от контекста (context-free) фраз вообще не существует.

Следовательно, фразы, включенные в целое развернутое высказывание, имеют не только референтную природу (referential meaning), указывая на определенное событие, но и социально-контекстное значение (social-context meaning), которое формируется в конкретном общении и может быть понято только на основе процесса общения.

Именно в силу этого, как указывают упомянутые авторы, один лишь лингвистический анализ процесса формирования высказывания недостаточен и должен быть включен как частное звено в более широкий психологический (а может быть, в социально-психологический) анализ (Ромметвейт, 1968, 1972; Халлидей, 1973; Уертч, 1974, 1975), учитывающий ситуацию общения, мотивы говорящего, содержание передаваемой информации, отношение к ней слушающего и т. д.

Как мы указывали, процессы превращения симультанной схемы первичного замысла в сукцессивную последовательность построенной фразы, т. е. превращение «глубинной синтаксической структуры» в развернутую «поверхностную синтаксическую структуру», далеко не исчерпывает всей системы развернутого речевого высказывания. Она обладает и другими дополнительными характеристиками.

В процессе высказывания как «тема» (то, о чем будет идти речь), так и «рема» (что именно это высказывание будет сообщать) должны быть существенно расширены, т. е. должны быть разделены на целую цепь звеньев определенной программы целостного высказывания. Для этого необходимо, чтобы как «тема» высказывания, так и ее «рема» сохранялись на длительный срок и чтобы установка, созданная задачей передать соответствующую информацию, могла в течение длительного времени противостоять побочным, отвлекающим влияниям. В противном случае связное развернутое высказывание теряло бы характер «замкнутой смысловой системы» и превращалось бы в систему, доступную различным посторонним влияниям. Ниже мы еще будем иметь случай остановиться на тех этапах развития ребенка и на тех патологических состояниях, при которых это условие не выдерживается и развернутое речевое высказывание перестает подчиняться исходной задаче, заменяясь отдельными, не связанными друг с другом фрагментами.

Все это дает основание рассматривать речевое высказывание как сложную форму речевой деятельности, которая имеет принципиально ту же психологическую структуру, как и всякая иная форма психической деятельности, детально изученная в советской психологии (А. Н. Леонтьев, 1959, 1975; и др.).

Так же, как и во всех иных формах психической деятельности, мы должны выделять в речевой деятельности мотив, который ее порождает, цель, которой она подчиняется, и задачу, которая возникает, если эта цель дается в определенных условиях. Мы должны выделять в этой развернутой речевой деятельности и отдельные этапы или действия, и выполняющие эти действия операции. Все эти моменты должны учитываться при психологическом анализе речевого высказывания, составляя его «психолингвистические единицы» (А. А. Леонтьев, 1969, 1974).

Существенной особенностью порождения речевого высказывания как специальной формы речевой деятельности помимо устойчивой формулировки цели высказывания и той конкретной задачи, которая стоит перед говорящим (эта задача может меняться в зависимости от того, какая ситуация порождает высказывание, какую именно информацию должен передать говорящий и к кому именно адресовано сообщение), является также достаточно широкий объем оперативной памяти и сложная система «стратегий», применение которой позволяет выделять существенный смысл высказывания, тормозить побочные ассоциации и выбирать речевые формулировки, соответствующие поставленной задаче.

Все это предполагает, что порождение развернутого речевого высказывания необходимо должно включать в свой состав не только создание исходной схемы, определяющей последовательность звеньев этого высказывания, но и постоянный контроль за протеканием всплывающих компонентов высказывания, а в наиболее сложных случаях и сознательный — выбор нужных речевых компонентов из многих альтернатив. Этот выбор может принимать форму развернутых проб, требующих специальных усилий, или форму плавного «умственного действия», подчиняющегося ранее выработанной внутренней схеме, этапы которого были детально прослежены в советской психологии П. Я. Гальпериным и его сотрудниками (1959, 1975).

Все это дает основание выделять в качестве основных единиц речевого высказывания не отдельные слова или даже фразы, а целые смысловые группы. Эти смысловые единицы разделяют весь текст высказывания на цепь последовательных смысловых компонентов или «кусков» (chunks), обеспечивая адекватный переход от одной смысловой группы к другой (Миллер, 1967).

Психологическая структура развернутого речевого высказывания различна при разных формах высказывания (устной и письменной речи) и связана как со сложностью задачи, так и со степенью автоматизации речевых процессов. Однако во всех случаях ее важнейшей характеристикой является сохранение смыслового единства высказывания.

Задание 38 в письменной части ЕГЭ занудно называется “развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы” и является заданием повышенного уровня сложности (B2). Но я его дальше буду именовать просто “проект”. Не таблицы и не графики, и с Writing task 1 на IELTS это задание почти не имеет общего. Period

Вот как эта тварь будет выглядеть на экзамене:

или

Да, или-или. Потому что ученику нужно будет выбрать, какое задание он захочет делать, и написать перед описанием проекта соответствующую цифру в бланке – 38.1 или 38.2.

Проект – задание вкусное, потому что может принести 14 баллов на экзамене. И если письмо (задание 37) рекомендую писать сразу на чистовик, чтобы сэкономить время, то проект лучше распланировать и написать сначала на черновик, а потом перенести в бланк ответов.

Рекомендуемое время написания задания 38 на экзамене – 60 минут.

Если хотите научиться писать это задание на максимум, или чтобы ваши ученики смогли это сделать, – покупайте книгу по графикам, где подробны расписаны все этапы правильного написания этого задания!

Критерии оценивания

Чтобы понять, как писать нужно, ознакомимся с критериями оценивания задания 38 с сайта ФИПИ.

Разберем подробнее.

Решение коммуникативной задачи

По критерию “решение коммуникативной задачи” можно максимум получить 3 балла. Расшифрую, за что их дают:

  • Проект написано в соответствии с темой
  • Проект написан по плану
  • Все пункты из таблицы указаны в работе
  • В нём достаточно слов
  • Стиль нейтральный

Количество слов, необходимое для получения максимального балла, указано в самом задании – “Write 200-250 words”. Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов. Если напишите меньше 180 слов, задание проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание 38. И довольный учитель проверяет на 1 сочинение меньше. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.

Про критерии подсчета слов. При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом:
 числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные словами, считаются как слова;
 сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
 сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово.

Нейтральный стиль соблюден, если в задании 38 нет сокращений (I’m sure/ doesn’t matter/ wasn’t stated) и разговорной лексики (it is stupid to think so/ this opinion sucks/ the people wearing such clothes are mad). Нельзя писать риторические вопросы и фразы типа “Let’s consider … “, потому что ФИПИ относит их к разговорному стилю.

Организация текста

Максимум по этому критерию – также 3 балла. Их можно получить если:

  • проект правильно разделен на абзацы
  • написано логично и присутствуют средства логической связи

Понятно, что нужно писать столько абзацев, сколько есть в плане (пять!) и каждый должен передавать мыслю, соответствующую пункту плана.

Ниже подробнее о том, что нужно писать в этих пяти абзацах и какие клише там использовать.

Вступление (параграф №1)

“Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с проблемой, указанной в самом задании. Например, в примере нашего задания написано “what book genres are popular among teenagers”. Значит, нам нужно или вставить эту фразу в наш проект, или заменить там что-то на синонимы. Так же нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас про это будете рассказывать. Вот, какое вступление получилось у меня:

It is hard to deny the importance of having a good rest. I have decided to do a project on how teenagers in Zetland relax after a busy day and found the results of opinion polls which you can find in the table

Жирным выделены фразы, которые можно таскать из сочинения в сочинение.

Еще клише для этого абзаца:

  • It is well known that (topic)
  • Nowadays more and more people (action connected with the topic)
  • Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do something connected with the topic).
  • (Topic) plays an important role in our life
  • Undoubtedly, all people (action connected with the topic)
  • Nowadays it is impossible to imagine … without …

Основные фичи графика (параграф №2)

В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать указать 2-3 главных факта из таблицы/графика или что там нам нужно проанализировать. Я бы остановилась на двух фактах, потому что когда пробовала написать это письменное задание, у меня с двумя фактами вышло 260 слов. Третий бы мог меня вывезти за лимит возможных слов. Но вы можете упомянуть и 3 главных факта, главное – уложиться в необходимое количество слов.

На самом деле, этот абзац написать совсем не сложно – выбираете что угодно, что вам нравится в таблице и записываете английскими словами. Ничего сравнивать здесь не надо.

Вот то, что у меня получилось:

As we can see from the table, 38% of respondents prefer doing a hobby after a busy day, while eating tasty food is the least popular way of spending teenagers’ free time with only 6 % of teenagers doing it. Also, adolescents can spend time with their friends, sleep and walk in the open air to have a rest after a tiring day.

Клише:

  • the main features of this table/graph/pie chart …
  • one can see from the poll that …
  • the most popular … the least popular …
  • if we look at the graph/table/pie chart, we can see …
  • looking at the main features …
  • what stands out from the table/graph/ pie chart …
  • another striking feature is …

Сравнения (параграф №3)

В 3 абзаце нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения и свои комментарии к ним. Можно и 1, можно и 2 – все зависит от ваших идей и количества написанных слов.

НЕТ СВЯЗИ между тем, сколько вы фактов выделяли во 2-м абзаце и количеством сравнений в 3-м. Можно делать по-разному, главное – вписаться в план и лимит слов.

Сравниваем ЛЮБЫЕ черты, которые вам понравились в графике. Вот что получилось у меня:

Looking at the figures in the table, we can see that spending time with friends (noted by 31% of respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%, and almost three times more popular than walking in the open air (noted by 10 % of respondents). It is not surprising as teenagers need communication to develop their personality.

Тут, как и во втором параграфе, нет единственно правильного ответа. Пишите про то, что вам кажется логичным.

Сюда отлично впишутся разные сравнительные структуры: 

  • in comparison/ in contrast, …
  • on the other hand …/ However, … / Likewise, …
  • not as … as
  • more popular … than
  • while/ whereas / although / but

И фразы для комментариев:

  • , which is not surprising as …
  • This can be explained by the fact that …
  • The main reason for that might be the fact that …

Проблема + решение (параграф №4)

Эта часть письменного задания будет самой объемной, потому что нужно указать проблему, связанную с темой проекта, и предложить её решение. Это может быть ЛЮБАЯ проблема по теме задания. В нашем примере она не обязательна связана именно с подростками, главное – она должна быть про чтение.

Кстати, об этом говорит сама Вербицкая вот здесь (около 26 минуты в видео).

Еще раз подчеркну, что нужно указать и ПРОБЛЕМУ, И РЕШЕНИЕ. На всякий случай.

Мой вариант:

Although we see that there are several ways to relax for teenagers, there is a problem connected with having a rest. Sometimes it is difficult to switch off from your studies and work, and instead of relaxing you spend time thinking about what else you have to do later. I believe that the best solution to this problem would be going out as fresh air and change of scenery can help to forget about things that keep bothering you at home.

Клише для абзаца:

  • the main problem with … is …
  • the main problem faced by … is …
  • the foremost problem here is …
  • general solutions centre around …
  • one effective solution to deal with … is …
  • a solution that can prove successful is …

Заключение + мнение (параграф №5)

В конце выстраданного письменного задания нужно написать свое мнение по теме проекта.

I would like to conclude by saying that relaxing is of primary importance for every person as it helps one to have a calmer and clearer mind which aids memory, positive thinking and concentration.

Выражения для подведения итогов:

  • To conclude/ sum up/ summarise
  • Overall …
  • In conclusion …

Клише для выражения своего мнения:

  • I believe that … because …
  • I am convinced that … as …
  • I strongly believe that …
  • Personally, I think that …
  • In my opnion, …
  • In my view, …

Лексические ошибки

Давайте разберем, какие ошибки носят гордое название “Лексические”. Это:

  • неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so)
  • ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework)
  • пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (My parents are very well familiar (пропущен предлог with) the topic)
  • ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible)
  • ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)
  • орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Но нужно не только не допустить ошибки, нужно помнить, что лексика должна соответствовать поставленной задаче. То есть, если проект про еду – должны употребляются всякие синонимы и выражения по теме “еда”.

Грамматические ошибки

Эксперт при проверке задания 38 присваивает вашей ошибке статус “грамматической”, если она:

  • в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора
  • в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they thinking about. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)
  • есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, These people wrong. – Отсутствует глагол-связка “are”)
  • в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический)

В сочинении приветствуются сложные структуры, модальные глаголы, обороты с пассивом/ инфинитивом/ причастиями, условные предложения, главное – не перестараться и ‘не писать все красивое сразу”, в ущерб смыслу.

Орфографические и пунктуационные ошибки

В сочинении орфографическими ошибками считаются:

  • Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege)
    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)
  • Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой
  • Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color, drugstore/ pharmacy, crisps/ chips. И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour, а в другом – favorite, такая вариативность будет записана в число ошибок.

Теперь про пунктуацию. Забудьте про сокращения  (don’t/wouldn’t/mustn’t) – они отнимут у вас баллы. Их можно и нужно писать в электронном письме другу (задание 39), но не в сочинении.

Если ученик напишет какие-то слова в работе неразборчиво, и эксперт не сможет понять, что же там написано –  поставят ошибку в написании слова.

Образец

План написания проекта представлен в самом задании:

– make an opening statement on the subject of the project work;
– select and report 2-3 main features;
– make 1-2 comparisons where relevant and give comments;
– outline a problem that can arise with having a rest and suggest the way of solving it;
– draw a conclusion giving your personal opinion on the importance of relaxing well in our lives.

Приведу пример ответа на задание 38.1 из демоверсии:

It is hard to deny the importance of having a good rest. I have decided to do a project on how teenagers in Zetland relax after a busy day and found the results of opinion polls which you can find in the table

As we can see from the table, 38% of respondents prefer doing a hobby after a busy day, while eating tasty food is the least popular way of relaxing with only 6 % of teenagers doing it. Also, adolescents spend time with their friends, sleep and walk in the open air to have a rest after a tiring day.

Looking at the figures in the table, we can see that spending time with friends (noted by 31% of respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%, and almost three times more popular than walking in the open air (noted by 10 % of respondents). It is not surprising as teenagers need communication to develop their personality.

Although we see that there are several ways to relax for teenagers, there is a problem connected with having a rest. Sometimes it is difficult to switch off from studies and work and instead of relaxing you spend time thinking about what else you have to do. I believe that the best solution to this problem would be going out as fresh air and change of scenery can help to forget about things that keep bothering you at home.

I would like to conclude by saying that relaxing is of primary importance for every person as it helps one to have a calmer and clearer mind which aids memory, positive thinking and concentration.

(275 слов)

Жирным в тексте выделены фразы, которые можно запомнить и таскать из проекта в проект.

Алгоритм написания

  1. Отводите 60 минут на это задание.
  2. Просмотрите оба проекта и решите, какой из них понятнее и легче описать.
  3. Читайте тему проекта и набрасываете в двух словах, что вы скажете на каждый пункт плана. После того, как набросали, проверяете всё и убеждаетесь, что все написанное СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ ПРОЕКТА.
  4. Напишите проект на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите сразу на чистовик.
  5. Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них.
  6. Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали номер задания (38.1 или 38.2) в начале.

P.S. – Если вы читаете задание на экзамене и понимаете, что не знаете какое-то слово в теме, не паникуйте! Успокойтесь и попробуйте угадать, как это слово может переводиться.

Готовиться к заданию 38 я бы советовала, когда уровень ученика соответствует хотя бы B1 (идеально – B2, потому что он заявлен как ключ к успеху на ЕГЭ).

И ещё

Оставлю здесь схему оценивания проекта, которой пользуется эксперт при проверке.

Её полезно показать ученику при подготовке и вместе заполнять, оценивая по ней сначала написанные вами (или другими учениками) проекты, а потом проект самого учащегося.

При написании статьи использовались материалы с сайта fipi.ru – самого достоверного источника для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Все, что вы будете читать на других сайтах, может содержать неправильную информацию – будьте аккуратны!

Если хотите научиться писать это задание на максимум, или чтобы ваши ученики смогли это сделать, – покупайте книгу по графикам, где подробны расписаны все этапы правильного написания этого задания!

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать статьи:

Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Проект или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть, Задание 2
Устная часть, Задание 3
Устная часть, Задание 4

ELTgram от Ирины Кузнецовой

Добавить комментарий