Как составить развернутый план по обществознанию для егэ

Несмотря на популярность, ЕГЭ по обществознанию считается одним из самых сложных. Чтобы сдать его на высокий балл, необходимо владеть огромным количеством знаний в абсолютно разных областях. При этом наибольшее количество ошибок приходится на вторую часть, а конкретно 28 задание ЕГЭ: обществознание как предмет включает пять больших блоков, все знания в рамках которых необходимо показать в плане.

28 задание: как решать ЕГЭ по обществознанию

Что из себя представляет 28 задание?

28 задание ЕГЭ (обществознание) — это задание на составление плана, в котором нужно будет по пунктам разносторонне и глубоко раскрыть предложенную тему. В отличие от эссе, здесь не получится проиллюстрировать свои мысли и тем самым убедить эксперта.

В плане все зависит от владения теорией. Она подается поэтапно, логично и структурировано в виде пронумерованного списка. Так, ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен состоять минимум из трех конкретных пунктов плана с подпунктами (три и более, если понятие позволяет). При этом они должны быть корректно сформулированы.

Критерии оценки ответа на задание 28

Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.

Чтобы получить три балла за содержание нужно:

  • написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
  • расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).

Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.

Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.

Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно

При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:

  1. Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
  2. Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
  3. При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
  4. Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.

Примеры планов

План лучше всего строить с помощью детализированных пунктов.

Так выглядит пункт, для которого предусмотрены только два-четыре элемента:

  1. Критерии стратификации:
    1. Престиж.
    2. Доход.
    3. Образование.
    4. Власть.

А так должны быть записаны пункты, в которых предполагается большее количество элементов:

  1. Социальная мобильность:
    1. Вертикальная и горизонтальная.
    2. Диктуемая и добровольная.
    3. Межпоколенная и внутрипоколенная и др.

В целом, идеальный ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен быть составлен из 5-6 таких детализированных пунктов. Образцы планов, написанных на максимальный балл, можно найти здесь.

28 задание: все секреты ЕГЭ по обществознанию

Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию

При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:

  • в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
  • исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
  • привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.

Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.

Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например:
– Теории происхождения…
– Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме “Биологическое и социальное в человеке”. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему “Межличностные конфликты и способы их разрешения”. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему “Многовариантность и движущие силы развития общества”. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Более 600 планов для задания С8 →

Правильное выполнение заданий 24 и 25 по обществознанию может принести выпускнику 10 баллов. Поэтому на эти вопросы следует обратить особое внимание. Рассказываем, как получить максимальную оценку при решении данных заданий👇

Подробный разбор заданий 24 и 25 ЕГЭ по обществознанию-2023

⚡ Вопрос № 24 на составление развернутого плана по заданной теме

В рамках данного задания выпускник, базируясь на имеющихся знаниях дисциплины, должен составить план ответа по заданной теме. Он должен включать не менее 3 пунктов с подробной детализацией 2 из них.

👁‍🗨 Порядок выполнения

Выполнять задание следует в следующем порядке:

  • вспомнить содержание предложенной темы и разделить его на смысловые части;
  • озаглавить каждую часть, выделив главную мысль (слова-подсказки: понятие, сущность, основные принципы, формы, виды, особенности, структура, значение…);
  • в частях, где это возможно, выделить подпункты, раскрывающие данный пункт;
  • проверить логику изложения (связан ли следующий пункт плана с предыдущим);
  • проверить формулировки (нежелательно повторять похожие формулировки в рамках одного плана).

При работе над заданием важно представить содержательный материал, отражающий суть тематики, и выстроить логику его изложения.

💯 Баллы и критерии оценивания

Правильный ответ на вопрос может принести выпускнику 4 балла:

  • 3 балла дается за полное раскрытие темы;
  • 1 балл — за правильность формулировок.

Оценка за правильность формулировок дается только в том случае, если по первому пункту школьник получил максимальный балл.

Чтобы получить максимальный балл по первому критерию, необходимо составить план как минимум из 3 пунктов, 2 из которых дают возможность раскрыть основной смысл темы, и они включают не менее 3 подпунктов (если это возможно).

На один балл меньше получат те, кто сможет детализировать только один из двух основных пунктов плана не менее чем 3-мя подпунктами.

И на один балл смогут рассчитывать выпускники, которые составят план, включающий только один пункт, максимально отражающий предложенную тему.

При оценивании данного вопроса, эксперты будут сверяться с образцовыми вариантами плана, в которых отмечены пункты, позволяющие максимально раскрыть предложенную тему. Их больше двух, но выпускник должен отразить хотя бы 2 из них.

Приведем пример. В демоверсии госэкзамена школьникам предлагается поразмышлять над темой «политические партии». В этом случае данную тему максимально отражают следующие положения:

  • классификация политических партий;
  • функции партий;
  • особенности партий как общественных организаций.

При этом не обязательно слово в слово попасть в формулировку. Однако она должна иметь одинаковый смысл.

Как же сделать так, чтобы угадать эти основные пункты? Рекомендация здесь одна — максимально изучить материал и составить план, который состоит из как можно большего перечня пунктов.

✅ Пример выполнения задания

Разработчики заданий к госэкзаменам приводят следующий пример составление плана по теме «Политические партии»:

Подробный разбор заданий 24 и 25 ЕГЭ по обществознанию-2023

При этом основными пунктами, которые отражают суть рассматриваемой темы считаются пункты №2, 3 и 4.

Выполнив задание подобным образом и даже указав только 2 из 3 основных пунктов, выпускник получит максимальную оценку за свой ответ.

❌ Ошибки, которые чаще всего допускают школьники

Неправильное дробление на пункты. Часто школьники представляют в виде пунктов разделы, которые можно объединить вместе.

Пример:

1. Стимулирующая фискальная политика

1.1 Рост заказов

1.2 Снижение налогов

1.3 Увеличение количества трансфертов

2. Сдерживающая фискальная политика

2.1 Сокращение госзакупок

2.2 Повышение налогов

2.3 Снижение трансфертов

В данном случае эксперты объединят эти два пункта в один: «Разновидности фискальной политики».

Абстрактные формулировки. Здесь имеется ввиду использование обобщенных понятий, которые не дают представление о тематике. Например,

  1. Понятие
  2. Разновидности
  3. Функции

Ответ представлен в виде однородного текста или таблицы.План должен быть оформлен соответствующим образом.

‍⚡ Задание № 25 на обоснование явления

Задание 25 предполагает применение имеющихся обществоведческих знаний в определенном контексте, иллюстрацию какого-либо аспекта темы наглядными примерами. При этом ответы должны быть представлены в развернутой форме.

👁‍🗨 Порядок выполнения

Алгоритм выполнения вопроса выглядит следующим образом:

  • Определить, к какой области общественной жизни относится рассматриваемое понятие.
  • Сформулировать значение понятия, используя знания и имеющийся опыт.
  • Составить 2 предложения, которые позволяют охарактеризовать данное понятие.
  • Ответить на второй вопрос, приведя столько позиций, сколько требуется в задании.
  • Привести наглядные примеры, иллюстрирующие заданный аспект темы. Примеры должны иметь обоснование.

💯 Баллы и критерии оценивания

За правильное выполнение всех пунктов данного задания выпускник может получить 6 баллов: 2 – за первый вопрос, 1 – за второй вопрос и 3 – за третий вопрос.

Чтобы получить максимальное количество баллов, нужно соответствовать определенным критериям:

  • Обоснование при ответе на первый вопрос должно включать несколько предложений, раскрывающих суть явления. Рекомендуется писать не менее 3 предложений, первое из которых включает значение рассматриваемого понятия.
  • При ответе на первый вопрос, необходимо использовать обществоведческие знания, общие фразы без научного обоснования не засчитываются.
  • Предложения должны иллюстрировать имеющиеся причинно-следственные связи.
  • Ответ на второй вопрос должен быть конкретным и содержать определенное количество позиций.
  • Приводя примеры при ответе на третий вопрос, следует давать развернутое обоснование.

25 вопрос является творческим, который направлен не только на проверку знаний, но и на умение применять их в определенных условиях.

✅ Пример выполнения задания

Рассмотрим на примере, как следует выполнять 25 вопрос госэкзамена. В демоверсии он сформулирован следующим образом:

Подробный разбор заданий 24 и 25 ЕГЭ по обществознанию-2023

Ответ:

  1. Политическое многообразие, многопартийность — политическая система, при которой действует несколько партий. Это — важнейший принцип демократического общества. Он создает конкуренцию на политической арене и предоставляет гражданам право выбора. Многопартийность обеспечивает большее количество идей и мнений, дает возможность учитывать разные потребности избирателей.
  2. Единая Россия, Патриоты России, Коммунисты России
  3. Представительская функция партии «Единая Россия» выражается в представлении интересов граждан страны путем внесения законодательных актов.

Электоральная функция партии «Патриоты России» выражается участием в выборах в Государственную Думу.

Партия «Коммунисты России» провели встречи с избирателями, на которых представили свою программу и ответили на интересующие вопросы. Так проявляется идеологическая функция.

Приведя подобный ответ, можно рассчитывать на максимальное количество баллов, поскольку ответ соответствует всем требованиям: имеет развернутые ответы, нужное количество позиций, подробное обоснование явления.

❌ Ошибки, которые чаще всего допускают школьники

Самыми распространенными ошибками выпускников являются:

  • При обосновании явления школьники используют отдельные словосочетания, хотя необходимо давать ответ взаимосвязанными предложениями.
  • При обосновании выпускники составляют мало предложений. Их должно быть не менее трех.
  • При ответе на второй вопрос школьники приводят большее количество позиций, которые содержат неверные.
  • Приводя развернутый ответ, выпускники опираются на бытовые навыки, не используя обществоведческие знания.
  • Отвечая на последний вопрос, школьники приводят однотипные примеры.

Таким образом, задания повышенного уровня №24 и 25 требуют внимательности и хорошего знания материала. При ответе на них, не нужно спешить, лучше позаботиться о логике повествования и наличии причинно-следственных связей.

Методические рекомендации по составлению сложного плана по обществознанию.

• Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему. • Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. • Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

• Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

• В случае необходимости внесите корректировки.

• Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

• В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

1. Понятие, сущность…

2. Характерные черты, основные принципы…

3. Специфические признаки…

4. Важнейшие задачи, основные функции…

5. Формы, типы, виды, классификации…

6. Структура…

7. Основные этапы, стадии развития…

8. Особенности развития…

9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…

10. Значение … в развитии общества, личности.

Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

2) полноту отражения основного содержания в плане;

3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;

б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему; 2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;

3) озаглавьте каждую часть;

4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

6) в случае необходимости внесите корректировки;

7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…

2) Понятие…

3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например: – Теории происхождения… – Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Источник: http://4ege.ru/obshestvoznanie/3187-algoritm-raboty-s-zadaniem-b8-po-obschestvoznaniyu.html

Алгоритм работы с заданием 28

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Помните , что сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4. Формулировки плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме.

5. Пункты плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане.

 
Примеры составленных планов:

Написание развернутого плана по
обществознанию.

Существуют несколько форм написания плана,
и вот некоторые из них:

Назывная форма

1.Понятие…….

2.Форма………

А)

Б)

В)

3.
Виды……

А)

Б)

В)

4.Признаки
….

А)

Б)

В)

5.
Функции….

А)
интеграционная

Б)
информационная

В)
гуманистическая

Г)
транслирующая

6.
Роль (значение)……..

Данный
список универсальный и подходит для любой отрасли

Вопросная форма

1.Что
такое…..?

2.Какие
бывают формы….?

А)….

Б)…

В)….

3.Какие
существуют виды…..?

А)….

Б)…

В)…..

4.Какими
признаками обладает ……?

А)….

Б)….

В)…..

5.Какие
существуют функции….?

А)
интеграционная

Б)
информационная

В)
гуманистическая

Г)
транслирующая

6.Какова
роль (значение)…… ?

Также существует тезисная форма, при
которой  каждый пункт плана подробно расписывается, но я его не рекомендую
использовать, т.к. это занимает много времени, при условии что у вас на ЕГЭ
время ограниченно.

Используя образцы, составьте в
соответствии с ними развернутый план.

1.Понятие 
«мировая торговля»

2.Формы
мировой торговли

А)оптовая

Б)
частная

3.
Виды мировой торговли

А)
межгосударственные

Б)
в рамках объединений ( СНГ, ЕС)

4.
Признаки мировой торговли

       
А) носит мировой характер

      
Б) осуществляется в интересах государства

5.Функции
мировой торговли

А)
интеграционная

Б)
информационная

В)
гуманистическая

Г)
транслирующая

6.
Значение мировой торговли в экономике

Добавить комментарий