§ 33. Реакция обмена
Познакомимся с последним типом реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции».
В демонстрационную пробирку нальём раствор щёлочи — гидроксида натрия, а затем добавим к нему раствор соли — сульфата меди (II). Выпадет густой синий осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II) (рис. 108). Если небольшую часть содержимого из пробирки, в которой образовался осадок, профильтровать и выпарить несколько капель полученного раствора на часовом стекле, то нетрудно будет заметить появление белых кристалликов соли, образовавшейся в ходе реакции:
Рис. 108. Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди (II)
Чтобы подчеркнуть, что в результате реакции образуется осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II), рядом с его формулой в уравнении реакции записывают стрелку, направленную вниз.
Бесспорно, полученная соль может быть только сульфатом натрия Na2SО4:
В результате проведённой реакции два сложных вещества ионного строения — гидроксид натрия и сульфат меди (II) — обменялись своими ионами, т. е. произошла реакция обмена, уравнение которой:
Реакции обмена — это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
Аналогично обмениваются ионами в результате реакции обмена иодид натрия и нитрат свинца (II) в растворе. В итоге выпадает жёлтый осадок иодида свинца (II) (рис. 109):
Рис. 109. Взаимодействие иодида натрия с нитратом свинца (II)
В демонстрационную пробирку нальём раствор щёлочи и добавим к нему несколько капель фенолфталеина. Содержимое пробирки окрасится в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции (рис. 110).
Рис. 110.
Взаимодействие растворов щёлочи и кислоты
Если несколько капель жидкости, полученной в результате реакции, выпарить на часовом стекле, то на нём образуются кристаллики соли. Ещё одним продуктом проведённой реакции является вода:
щёлочь + кислота → соль + вода.
Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щёлочь, состоящая из ионов металла и гидроксид-ионов, и кислота — молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение — соль и молекулярное — вода.
В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому реакцию обмена между кислотами и щелочами называют реакцией нейтрализации.
В демонстрационную пробирку нальём прозрачный бесцветный раствор карбоната натрия и добавим к нему немного раствора азотной кислоты. Признаком химической реакции послужит «вскипание» раствора из-за выделившегося в результате её углекислого газа (рис. 111):
Рис. 111.
Взаимодействие карбоната натрия с азотной кислотой
А откуда взялся углекислый газ? Вероятно, вы вспомните, что угольная кислота — непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду:
поэтому уравнение реакции следует записать так:
Сформулируем правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода.
Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции нельзя будет заметить — реакция не идёт, так как в результате её не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:
Ключевые слова и словосочетания
- Реакции обмена.
- Реакции нейтрализации.
- Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Работа с компьютером
- Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
- Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
Вопросы и задания
- Какие реакции называют реакциями обмена? Чем они отличаются от реакций соединения, разложения и замещения?
- Можно ли утверждать, что взаимодействие раствора карбоната какого-либо металла и кислоты является только реакцией обмена? Почему?
- Запишите уравнения реакций обмена между растворами: а) хлорида кальция и фосфата калия; б) серной кислоты и гидроксида железа (III).
- Какие из реакций обмена, схемы которых:
будут протекать до конца? Для ответа воспользуйтесь таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде.
Урок химии в 8-м классе “Реакции обмена”
Разделы: Химия
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Основная цель урока: Развитие знаний учащихся о химических реакциях при формировании представлений о реакции обмена.
Задачи урока
- Образовательная: ввести основное понятие-реакция обмена, сформировать понятие реакции нейтрализации, как частного случая реакции обмена. Продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена. Научить сравнивать конкретные уравнения реакций и узнавать тот или иной тип реакций. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами (правило Бертолле). Продолжить отработку навыков и умений в составлении формул веществ, схем химических реакций.
- Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения, при проведении лабораторных опытов, соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими веществами.
- Развивающая: развивать химический язык, культуру речи, взаимоотношения. Способствовать развитию умений анализировать и обобщать, делать выводы в процессе беседы, демонстрации эксперимента, лабораторного опыта, развивать умения работать с таблицей растворимости, работать в парах, развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений.
Оборудование и реактивы: держатель для пробирок, CuO, растворы HCl, H2SO4, CuSO4, NaOH, Na2SO4, BaCl2, KCl, фенолфталеин, компьютер, проектор, ПСХЭ, таблица растворимости; на партах учеников инструктаж по технике безопасности и р-ры HNO3 и Na2CO3.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
2.1. Проверка домашнего задания: (3 ученика у доски)
Закончите уравнения реакций, укажите тип реакции.
А) Li + O2 → ? Б) HgO →? В) Zn + CuSO4 →
2.2. Фронтальный опрос:
- Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков?
- Что такое химическая реакция?
- По каким признакам можно судить, что происходит химическая реакция?
- Назовите условия, необходимые для возникновения химических реакций.
- Какие типы химических реакций вы знаете?
- Какая реакция называется реакцией соединения? Разложения? Замещения?
Далее слушаем ответы учеников у доски.
Затем учитель предлагает определить типы химической реакции (на слайде записаны):
Идет обсуждение.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?
Ученики затрудняются определить тип 4 реакции.
Учитель: Это-наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о которой мы сегодня узнаем.
Ученики в тетрадях записывают тему урока:»Реакции обмена».
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь: Реакции обмена-это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.
3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).
Беседа с классом:
- Какая химическая связь в NaOH?
- Какие частицы образуются в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты?
(В р-ре гидроксида натрия Na + и OH – , а в растворе соляной кислоты H + и Cl – ). - Какие это ионы по составу? По заряду?
(Na + , Cl – и H + -простые, а ОН – -сложный; Na + и H + -катионы, а ОН – и Cl – -анионы).
Запись уравнения реакции
Na + OH – + H + Cl – = Na + Cl – + H + OH –
(Н2О)
Вопрос классу:
1)Какая среда в растворе гидроксида натрия? (Ответ:щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).
щелочная +кислотная =нейтральная
среда среда среда
( ОН – + Н + = Н2О )
Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?
Вывод: Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).
Вид реакции-реакция нейтрализации.
(Ученики сами формулируют понятия).
3.2. б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
Учитель перед учениками выставляет проблему:
Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?
1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2
Запись уравнения реакции учеником:
СuSO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓
2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
На доске ученик записывает уравнение реакции
Cu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O
Ученики рассуждают и приходят к выводу, что реакция между нерастворимым основанием и кислотой не является реакцией нейтрализации, но нейтрализовать кислотой нерастворимое основание можно.
3.3.Учитель: Назовите в каких классах соединений мы встречаем ионную связь?
(Ответ: ионная связь в солях и основаниях).
Учитель перед учениками выставляет новую проблему.
Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями?
б) солью и кислотой?
Демонстрация:
А) Na2SO4 и BaCl2 Б) Н2SO4 и BaCl2
Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.
3.4. Лабораторный опыт.
Инструктаж по ТБ
Ученики проводят реакцию между Na2CO3 и HNO3
Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, рассуждают.
Подводится итог этой части урока. Ученики делают вывод: реакции обмена протекают между сложными веществами, т.е. между основаниями и кислотами, солями и щелочами, солями и кислотами, между солями.
3.5. Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами?
Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании.
Ученик на доске записывает уравнение реакции:
CuO + Н2SO4 = CuSO4 + H2O
3.6. Условия течения реакций между растворами до конца.
Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца.
Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?
Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.
3.7. Демонстрация опыта: NaOH и KCl
NaOH + KCl ≠ NaCl + KOH
Ученики фиксируют, что нет признаков реакции, записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.
4. Закрепление и применение полученных знаний.
5. Рефлексия.
Учитель задает вопрос: Что нового вы узнали на уроке?
6. Подведение итогов занятия.
Подведем итоги нашего урока-точно сформулируем понятия:
- Реакция обмена
- Реакция нейтрализации
- Условия течения реакции между растворами до конца
7. Домашнее задание:
Учебник: О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Дрофа 2007.
§32, № 3 (а), № 4(в,г,д), №6(задача).
Уравнение обмена химия 8 класс примеры
Ключевые слова конспекта: свойства ионов, определение ионов, реакции ионного обмена, ионное уравнение, реакции в растворах электролитов.
Свойства ионов
Число электронов в атоме равно числу протонов. Протоны и нейтроны прочно связаны друг с другом и образуют ядро атома. Ион – атом или часть молекулы, где есть неравное количество электронов и протонов. Если электронов больше, чем протонов, то ион называют отрицательным. Иначе ион называют положительным.
Ионы отличаются от атомов строением и свойствами. Некоторые ионы бесцветны, а другие имеют определенный цвет. Для каждого из ионов характерны специфические химические свойства.
Таблица 1. Определение ионов
Определяемый ион
Реактив, содержащий ион
Результат реакции
Н +
Индикаторы
Изменение окраски
Ag +
Cl –
Белый осадок
Cu 2+
OH –
Синий осадок
S 2–
Черный осадок Окрашивание пламени в сине-зеленый цвет
Fe 2 +
OH –
Зеленоватый осадок, который с течением времени буреет
Fe 3+
OH –
Осадок бурого цвета
Zn 2+
OH –
Белый осадок, при избытке ОН – растворяется
S 2 –
Белый осадок
Аl 3+
OH –
Белый желеобразный осадок, который при избытке ОН – растворяется
NH4 +
OH –
Запах аммиака
Ba 2+
SO4 2 –
Белый осадок Окрашивание пламени в желто-зеленый цвет
Ca 2 +
CO3 2 –
Белый осадок Окрашивание пламени в кирпично-красный цвет
Na +
Цвет пламени желтый
K +
Цвет пламени фиолетовый (через кобальтовое стекло)
Cl –
Ag +
Белый осадок
H2SO4*
Выделение бесцветного газа с резким запахом (НСl)
Br –
Ag +
Желтоватый осадок
H2SO4*
Выделение SO2 и Вг2 (бурый цвет)
I –
Ag +
Желтый осадок
H2SO4*
Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет)
SO3 2 –
H +
Выделение SO2 — газа с резким запахом, обесцвечивающего раствор фуксина и фиолетовых чернил
CO3 2 –
H +
Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой воды
СН3СОО –
H2SO4
Появление запаха уксусной кислоты
NO3 –
H2SO4(конц.) и Cu
Выделение бурого газа
SO4 2 –
Ba 2+
Белый осадок
PO4 3 –
Ag +
Желтый осадок
OH –
Индикаторы
Изменение окраски индикаторов
* При определении галогенид-ионов с помощью серной кислоты используют твердую соль.
Ионное уравнение
В водных растворах все электролиты в той или иной степени распадаются на ионы и реакции происходят между ионами.
Сущность реакций в растворах электролитов отражается ионным уравнением. В ионном уравнении учитывается то, что сильный электролит в растворе находится в диссоциированном виде. Формулы слабых электролитов и нерастворимых в воде веществ в ионных уравнениях принято записывать в недиссоциированной на ионы форме. Растворимость электролита в воде нельзя считать критерием его силы. Многие нерастворимые в воде соли являются сильными электролитами, однако концентрация ионов в растворе оказывается низкой вследствие низкой растворимости. Именно поэтому в уравнениях их формулы записывают в недиссоциированной форме.
При составлении ионных уравнений реакций с участием сильных кислот часто для упрощения записывают формулу иона Н + , а не H3O + .
Реакции в растворах электролитов происходят в направлении связывания ионов. Существует несколько форм связывания ионов: образование осадков, выделение газообразных веществ, образование слабых электролитов. Рассмотрим конкретные примеры:
- Образование осадков.
Уравнение в молекулярном виде: Ca(NO3)2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaNO3
Полное ионное уравнение:
Сокращенное ионное уравнение:
- Образование слабых электролитов (например, воды, слабых кислот):
а) КОН + НCl = КCl + H2O
К + + OH – + Н + + Cl – = К + + Cl – + H2O
OH – + Н + = H2O
б) HNO2 – азотистая кислота (слабая):
NaNO2 + НCl = NaCl + HNO2
Na + + NO2 + Н + + Cl – = Na + + Cl – + HNO2
NO2 – + Н + = HNO2
Иногда реакции в растворах электролитов осуществляются с участием нерастворимых веществ или слабых электролитов в направлении более полного связывания ионов. Например, мрамор растворяется в соляной кислоте с образованием углекислого газа:
Таблица 2. Уравнения ионных реакций
Реакции ионного обмена
Для ионных реакций выражение «в молекулярном виде», как и сама запись, является условным. При анализе приведенных в Таблице 2 уравнений реакций выясняется, что реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:
- если выпадает осадок;
- если выделяется газ;
- если образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.
Если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакция обмена не протекает до конца, т. е. является обратимой. При составлении уравнений таких реакций, как и при составлении уравнений диссоциации слабых электролитов, ставится знак обратимости.
Чтобы сделать вывод о протекании реакции ионного обмена до конца, надо использовать данные таблицы растворимости солей, оснований и кислот в воде.
Чтобы составить уравнения всех возможных реакций, в которых участвуют хлорид магния и другие растворимые в воде вещества, рассуждают так:
- Убеждаются, растворимо ли в воде взятое вещество, в данном случае хлорид магния MgCl2.
- Приходят к выводу, что хлорид магния MgCl2 будет реагировать только с такими растворимыми в воде веществами, которые способны осадить либо ионы Mg 2+ , либо хлорид-ионы Сl – .
- Ионы Mg 2+ можно осадить: а) ионами ОН – , т. е. нужно подействовать любой щелочью, что приведет к образованию малорастворимого гидроксида магния Mg(OH)2; б) при действии растворимыми в воде солями, содержащими один из следующих анионов: . Для этого можно воспользоваться солями натрия, калия и аммония, содержащими указанные анионы, так как эти соли растворимы в воде.
- Хлорид-ионы Сl – можно осадить катионами Ag + + и Pb 2+ . Поэтому для проведения реакции нужно выбрать растворимые соли, содержащие эти катионы.
При составлении уравнений реакций ионного обмена, в которых образуются газообразные вещества, следует учесть, что анионы способны реагировать с кислотами с образованием соответствующего газа, например:
В свете представлений об электролитической диссоциации кислот, оснований и солей общие свойства этих веществ определяются наличием общих ионов, которые входят в их состав
Конспект урока «Реакции ионного обмена. Ионное уравнение». Выберите дальнейшее действие:
[spoiler title=”источники:”]
http://urok.1sept.ru/articles/559575
[/spoiler]
Реакции
обмена – это реакции, в результате которых, два сложных
вещества обмениваются своими составными частями.
Запишем
реакцию взаимодействия двух сложных веществ: гидроксида натрия и сульфата
меди (II).
Они должны обменяться своими составными частями, т.е. у натрия вместо
гидроксид-иона будет сульфат-ион, а у меди вместо сульфат-иона будет
гидроксид-ион. Осталось правильно составить формулы продуктов реакции согласно
зарядам. Т.е. образуется сульфат натрия – Na2SO4 и
гидроксид меди (II) – Cu(OH)2.
Запишем правило: щелочь +
соль = основание + соль
Признаком
этой реакции является образование осадка голубого цвета. Этот
осадок – гидроксид меди (II),
поэтому
мы ставим после него стрелку, направленную вниз. Еще образуется соль – сульфат
натрия. В этом легко убедится, если отфильтровать садок, а на предметное стекло
поместить несколько капель раствора и выпарить. После чего на стекле появятся
белые кристаллы соли.
Аналогично
обмениваются ионами йодид натрия с нитратом свинца (II).
В результате реакции выпадает осадок йодида свинца (II).
Запишем
правило: соль1 + соль2 = соль3 + соль4
Проведем
эксперимент. Для этого в пробирку с раствором
щелочи добавим несколько капель фенолфталеина. Раствор окрасится в малиновый
цвет. Если же к содержимому пробирки добавить кислоты, то малиновая
окраска исчезает. Выпарим содержимое полученного раствора. На
предметном стекле появляются кристаллы соли. В реакцию у нас вступает
щелочь – гидроксид натрия и серная кислота. У гидроксида натрия –
гидроксид-ионы, у серной кислоты – сульфат-ионы. Обменяем их ионами, у натрия
теперь будут сульфат-ионы, у водорода – гидроксид-ионы. В результате
образуется соль – сульфат натрия и вода.
Запишем правило: щелочь +
кислота = соль + вода
В
каждом из этих растворов была своя седа: у щелочи – щелочная, у кислоты –
кислая, а стала нейтральная. Поэтому реакцию обмена между щелочью и
кислотой называют реакцией нейтрализации.
Реакция
обмена наблюдается и при взаимодействии известковой воды и углекислого газа.
При этом наблюдается помутнение известковой воды вследствие образования
осадка – карбоната кальция.
Если
в пробирку с карбонатом натрия прилить соляной кислоты, то начинается «вскипание»
раствора, вследствие образования углекислого газа. Откуда же углекислый
газ, ведь по правилам должна образоваться угольная кислота. Но так как это соединение
непрочное, то она распадается на углекислый газ и воду.
Правило:
соль + кислота = новая соль + новая кислота
Реакции
обмена идут до конца, если в результате их образуется осадок, газ или вода.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Основная цель урока: Развитие знаний учащихся о химических реакциях при формировании представлений о реакции обмена.
Задачи урока
- Образовательная: ввести основное понятие-реакция обмена, сформировать понятие реакции нейтрализации, как частного случая реакции обмена. Продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена. Научить сравнивать конкретные уравнения реакций и узнавать тот или иной тип реакций. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами (правило Бертолле). Продолжить отработку навыков и умений в составлении формул веществ, схем химических реакций.
- Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения, при проведении лабораторных опытов, соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими веществами.
- Развивающая: развивать химический язык, культуру речи, взаимоотношения. Способствовать развитию умений анализировать и обобщать, делать выводы в процессе беседы, демонстрации эксперимента, лабораторного опыта, развивать умения работать с таблицей растворимости, работать в парах, развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений.
Оборудование и реактивы: держатель для пробирок, CuO, растворы HCl, H2SO4, CuSO4, NaOH, Na2SO4, BaCl2, KCl, фенолфталеин, компьютер, проектор, ПСХЭ, таблица растворимости; на партах учеников инструктаж по технике безопасности и р-ры HNO3 и Na2CO3.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
2.1. Проверка домашнего задания: (3 ученика у доски)
Закончите уравнения реакций, укажите тип реакции.
А) Li + O2 → ? Б) HgO →? В) Zn + CuSO4 →
2.2. Фронтальный опрос:
- Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков?
- Что такое химическая реакция?
- По каким признакам можно судить, что происходит химическая реакция?
- Назовите условия, необходимые для возникновения химических реакций.
- Какие типы химических реакций вы знаете?
- Какая реакция называется реакцией соединения? Разложения? Замещения?
Далее слушаем ответы учеников у доски.
Затем учитель предлагает определить типы химической реакции (на слайде записаны):
- 2Cu+O2=2CuO
- Zn(OH)2=ZnO+H2O
- Mg+H2SO4=MgSO4+H2
- 2NaOH+H2SO4=Na2 SO4+2H2O
Идет обсуждение.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?
Ученики затрудняются определить тип 4 реакции.
Учитель: Это-наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о которой мы сегодня узнаем.
Ученики в тетрадях записывают тему урока:»Реакции обмена».
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь: Реакции обмена-это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.
3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).
Беседа с классом:
- Какая химическая связь в NaOH?
- Какие частицы образуются в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты?
(В р-ре гидроксида натрия Na+ и OH– , а в растворе соляной кислоты H+ и Cl–). - Какие это ионы по составу? По заряду?
(Na+, Cl– и H+ -простые, а ОН– -сложный; Na+ и H+ -катионы, а ОН– и Cl– -анионы).
Запись уравнения реакции
Na+OH– + H+Cl– = Na+Cl– + H+OH–
(Н2О)
Вопрос классу:
1)Какая среда в растворе гидроксида натрия? (Ответ:щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).
щелочная +кислотная =нейтральная
среда среда среда
( ОН– + Н+ = Н2О )
Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?
Вывод: Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).
Вид реакции-реакция нейтрализации.
(Ученики сами формулируют понятия).
3.2. б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
Учитель перед учениками выставляет проблему:
Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?
1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2
Запись уравнения реакции учеником:
СuSO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓
2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
На доске ученик записывает уравнение реакции
Cu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O
Ученики рассуждают и приходят к выводу, что реакция между нерастворимым основанием и кислотой не является реакцией нейтрализации, но нейтрализовать кислотой нерастворимое основание можно.
3.3.Учитель: Назовите в каких классах соединений мы встречаем ионную связь?
(Ответ: ионная связь в солях и основаниях).
Учитель перед учениками выставляет новую проблему.
Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями?
б) солью и кислотой?
Демонстрация:
А) Na2SO4 и BaCl2 Б) Н2SO4 и BaCl2
Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + ↓BaSO4
Н2SO4 + BaCl2 = 2HCl + ↓BaSO4
3.4. Лабораторный опыт.
Инструктаж по ТБ
Ученики проводят реакцию между Na2CO3 и HNO3
Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, рассуждают.
Подводится итог этой части урока. Ученики делают вывод: реакции обмена протекают между сложными веществами, т.е. между основаниями и кислотами, солями и щелочами, солями и кислотами, между солями.
3.5. Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами?
Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании.
Ученик на доске записывает уравнение реакции:
CuO + Н2SO4 = CuSO4 + H2O
3.6. Условия течения реакций между растворами до конца.
Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца.
Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?
Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.
3.7. Демонстрация опыта: NaOH и KCl
NaOH + KCl ≠ NaCl + KOH
Ученики фиксируют, что нет признаков реакции, записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.
4. Закрепление и применение полученных знаний.
Игра «Что лишнее?» (На слайдах).
1. 2Н2 + О2 = 2Н2О 3. NaOH + HCl = NaCl + H2O
СаО + СО2 = СаСО3 Zn(OH)2 = ZnO +H2O
СuО + Н2 = Cu + Н2О 2H2O = 2H2 + O2
2. MgCO3 = MgO + CO2 4. CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 NaOH + HCl = NaCl + H2O
5. Рефлексия.
Учитель задает вопрос: Что нового вы узнали на уроке?
6. Подведение итогов занятия.
Подведем итоги нашего урока-точно сформулируем понятия:
- Реакция обмена
- Реакция нейтрализации
- Условия течения реакции между растворами до конца
7. Домашнее задание:
Учебник: О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Дрофа 2007.
§32, № 3 (а), № 4(в,г,д), №6(задача).
Реакции ионного обмена – это химические взаимодействия, в которых участвуют вещества, находящиеся в состоянии водных растворов. При этом степень окисления элементов, из которых они состоят, никогда не изменяется. Такие реакции проходят только с веществами, являющимися электролитами.
Это химические соединения, обладающие свойством проводить электрический ток.
В данных процессах реагирующие вещества обмениваются ионами друг с другом. Эти ионы образуют новые устойчивые связи.
Правило Бертолле
В соответствии с этим правилом можно определить, будет ли реакция ионного обмена протекать до конца. Такая реакция будет идти, если:
- образуется твердое вещество, являющееся практически нерастворимым (его легко обнаружить по выпавшему на дне пробирки осадку):
Ba(OH)2+H2SO4→BaSO4↓+2H2O;
- происходит образование летучего газообразного вещества (пузырьки газа всплывают из раствора на поверхность):
CaCO3+2HNO3→Ca(NO3)2+CO2↑+H2O;
- образуется хорошо растворяющееся в воде вещество, являющееся слабым малодиссоциирующим электролитом (также может образовываться вода, которая тоже относится к слабым электролитам):
3NaOH+H3PO4→Na3PO4+3H2O;
- происходит формирование комплексного иона (образуется комплексная соль):
2KOH+ZnO+H2O→K2[Zn(OH)4].
Для протекания реакции достаточно выполнения хотя бы одного из приведенных здесь условий. Если же не соблюдается ни одно условие, реакция в водном растворе так и не начнется.
Как составить ионное уравнение реакции
При составлении ионных уравнений необходимо учитывать, что:
- вещества, которые не растворяются в воде, не могут диссоциировать, т.е. в таком случае реакция ионного обмена начаться не может;
- вещества, относящиеся к малорастворимым, также присутствуют в растворах, находясь в них в виде ионов;
- если в процессе реакции образуется малорастворимое соединение, при записи уравнения в ионном виде оно условно считается нерастворимым;
- суммарные значения зарядов в левой и правой частях уравнения должны иметь одинаковую величину.
Составляя ионное уравнение, нужно всегда придерживаться следующей последовательности действий:
- Записать уравнение реакции в обычном, молекулярном виде. Чтобы правильно составить формулы образующихся соединений, необходимо к положительно заряженному иону одного реагирующего вещества (это начальный элемент его формулы) присоединить отрицательный ион другого вещества. Для оставшихся ионов следует проделать аналогичную операцию.
MgCl2+2AgNO3→2AgCl+Mg(NO3)2
- Используя таблицу растворимости, определить степень растворимости каждого соединения. Эти данные нужно получить для веществ из обеих частей уравнения.
MgCl2+2AgNO3→2AgCl+Mg(NO3)2
- Составить уравнение, которое отображает процесс диссоциации соединений, считающихся растворимыми. Это нужно сделать как для исходных компонентов, так и для конечных продуктов реакции.
MgCl2↔Mg2++2Cl–
AgNO3↔Ag++NO3–
AgCl – эта соль не диссоциирует, поскольку согласно данным, полученным из таблицы растворимости, она является нерастворимой:
Mg(NO3)2↔Mg2++2NO3–
- В соответствии с данными, полученными при выполнении предыдущего шага, составить полное ионное уравнение.
Mg2++2Cl–+2Ag++2NO3–→2AgCl↓+Mg2++2NO3–
- Записать ионное уравнение в сокращенном виде. Для этого достаточно просто убрать из левой и правой частей полного ионного уравнения совпадающие и одинаковые ионы.
Mg2++ 2Cl–+ 2Ag++2NO3– → 2AgCl↓+Mg2++2NO3–
Удалив все парные ионы, получим:
Ag++Cl–→AgCl↓
Ионное уравнение наглядно отображает сущность протекания реакции. В нем содержится информация, из которой можно узнать, что же на самом деле происходит в растворе. Что касается сокращенной записи ионного уравнения, то тут стоит отметить, что в виде одного и того же ионного уравнения может быть записано несколько реакций с разными веществами. Проиллюстрируем этот факт двумя примерами.
Примеры реакций ионного обмена
Пример 1 | Пример 2 |
---|---|
HNO3+KOH→KNO3+H2O | 2HCl+Ba(OH)2→BaCl2+2H2O |
H++NO3–+K++OH–→K++NO3–+H2O | 2H++2Cl–+Ba2++2OH–→Ba2++2Cl–+2H2O |
H++OH–→H2O | H++OH–→H2O |
Данные примеры свидетельствуют, что химические процессы, наблюдающиеся в обеих случаях, схожи по своей сути.
Следует иметь в виду, что некоторые вещества при их растворении в воде начинают активно разлагаться. В частности, к ним относятся такие соли, как сульфид алюминия (Al2S3) и трехвалентный ацетат хрома (Cr(CH3COO)3). Это значит, что такие соединения в результате проведения реакций ионного обмена получить не удастся.
Тест по теме «Реакции ионного обмена»
Реакции ионного обмена – это реакции между сложными веществами в растворах, в результате которых реагирующие вещества обмениваются своими составными частями. Так как в этих реакциях происходит обмен ионами – они называются ионными.
Правило Бертолле: Реакции обмена в растворах электролитов протекают до конца (возможны) только тогда, когда в результате реакции образуется либо твердое малорастворимое вещество (осадок), либо газ, либо вода или любой другой слабый электролит.
Например, нитрат серебра взаимодействует с бромидом калия
AgNО3 + КВr = АgВr↓ + КNО3
Правила составления уравнений реакций ионного обмена
1. Записываем молекулярное уравнение реакции, не забывая расставить коэффициенты:
3KOH +FeCl3 = Fe(OH)3 + 3KCl
2. С помощью таблицы растворимости определяем растворимость каждого вещества. Подчеркнем вещества, которые мы не будем представлять в виде ионов.
р р н р
3KOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3KCl
3. Составляем полное ионное уравнение. Сильные электролиты записываем в виде ионов, а слабые электролиты, малорастворимые вещества и газообразные вещества записываем в виде молекул.
3K+ + 3OH— + Fe3+ + 3Cl— = Fe(OH)3 + 3K+ + 3Cl—
4. Находим одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сокращаем их слева и справа.
3K+ + 3OH— + Fe3+ + 3Cl— = Fe(OH)3 + 3K+ + 3Cl—
5. Составляем итоговое сокращенное ионное уравнение (выписываем формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции).
Fe3+ + 3OH— = Fe(OH)3
На ионы мы не разбиваем:
- Оксиды; осадки; газы; воду; слабые электролиты (кислоты и основания)
- Анионы кислотных остатков кислых солей слабых кислот (НСО3—, Н2РО4— и т.п.) и катионы основных солей слабых оснований Al(OH)2+
- Комплексные катионы и анионы: [Al(OH)4]—
Например, взаимодействие сульфида цинка и серной кислоты
Составляем уравнение реакции и проверяем растворимость всех веществ. Сульфид цинка нерастворим.
н р р р
ZnS + H2SO4 = ZnSO4 + H2S
Реакция протекает до конца, т.к. выделяется газ сероводород, который является слабым электролитом. Полное ионно-молекулярное уравнение:
ZnS + 2H+ + SO42— = Zn2+ + SO42— + H2S
Сокращаем ионы, которые не изменились в процессе реакции – в данном случае это только сульфат-ионы, получаем сокращенное ионное уравнение:
ZnS + 2H+ = Zn2+ + H2S
Например, взаимодействие гидрокарбоната натрия и гидроксида натрия
Составляем уравнение реакции и проверяем растворимость всех веществ:
р р р
NaHCO3 + NaOH = Na2CO3 + H2O
Кислые анионы слабых кислот являются слабыми электролитами и на ионы не разбиваются:
Na+ + НСО3— + Na+ + ОН— = 2Na+ + CO32- + H2O
Сокращаем одинаковые ионы, получаем сокращенное ионное уравнение:
НСО3—+ ОН— = CO32- + H2O
Например, взаимодействие тетрагидроксоалюмината натрия и соляной кислоты
Составляем уравнение реакции и проверяем растворимость всех веществ:
р р р р
Na[Al(OH)4] + 4HCl = NaCl + AlCl3 + H2O
Комплексные ионы являются слабыми электролитами и на ионы не разбиваются:
Na+ + [Al(OH)4]— + 4H+ + 4Cl— = Na+ + Cl— + Al3+ + 3Cl— + H2O
Сокращаем одинаковые ионы, получаем сокращенное ионное уравнение:
[Al(OH)4]— + 4H+ = Al3+ + 4H2O