Как составить ребусы по геометрии

Учиться ребятам будет гораздо веселее, если хотя бы иногда объяснения учителя будут разбавлять познавательные игры. Например, в 7 классе полезно решать ребусы геометрические. Они активизируют мыслительную деятельность, развивают жажду знаний — и дети, сами того не замечая, начинают лучше усваивать информацию.

На этой странице представлена подборка ребусов по геометрии, охватывающая основные понятия. Решая головоломки, ребята усвоят различия между прямой, отрезком и лучом, запомнят названия и внешний вид фигур — уже хорошая база, с которой можно погружаться в дебри науки. Интересной и продуктивной учебы!

ребусы по геометрии

Узнать ответИзмерение углов

ребусы по геометрии 7 класс

ребусы геометрические фигуры

Узнать ответПрямая, отрезок

отгадай геометрический ребус

геометрические ребусы с ответами

геометрический ребус 4 класс

геометрический ребус 3 класс

отгадай геометрический ребус 4 класс

ребусы по геометрии с ответами

В этом генераторе ребусов можно автоматически создать ребус, зашифровав там слово или фразу на русском языке. В текстовое поле можно вводить только русские буквы, пробелы и тире. При генерации ребуса вы можете изменять его сложность. С увеличением сложности добавляется новые изображения и новые способы составления ребуса (все возможные способы присутствуют уже на 3-ем уровне, и дальше, при увеличении сложности, добавляются только изображения). По умолчанию ребус составляется без учёта пробелов, то есть фраза шифруется как единое целое. Вы можете это изменить и шифровать слова по отдельности. В этом случае каждое новое слово в ребусе будет начинаться с новой строки. При необходимости вы также можете увеличить или уменьшить максимальную ширину ребуса (холста, на котором он будет нарисован). После создания ребуса вы можете скачать его как картинку.

Что бы разгадать ребус, нужно знать правила разгадывания ребусов.

Слово (фраза) для шифровки:

Сложность: – +

Макс. ширина ребуса: px

Всем нам нравится разгадывать ребусы. Разгадать ребус — это значит суметь верно прочитать зашифрованное слово. Ребус — это головоломка, которая способна увлечь как взрослых, так и детей! Ребусы являются неотъемлемой частью и образовательного процесса, ведь они тренируют память, логическое мышление, внимание. Для школьника разгадывание ребусов превращается в захватывающую игру, которая к тому же способствует интеллектуальному развитию, делает его более внимательным и усидчивым.

Каждый учитель стремится заинтересовать своих учеников и удержать их интерес к изучению своего предмета, повысить мотивацию каждого ученика. Для этого в процесс обучения полезно включать, например, ребусы.

Ребусы будут интересны каждому ученику. Ведь разгадать ребус — это маленький успех. Процесс разгадывания ребусов обязательно принесёт положительные эмоции ученикам.

Ребусы просты в использовании. При работе с ними каждый учащийся проявит навык умения работать самостоятельно. А самостоятельная работа учит применять полученные знания и умения, воспитывает трудолюбие и уверенность в своих силах.

Ребусы «Геометрия 7 класс» позволят проверить и систематизировать знания учащихся 7 класса, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. Их можно использовать в качестве раздаточного материала на уроках математики и на внеклассных занятиях. Это позволит сделать учебный процесс разнообразнее и интереснее.

Вам предлагаются ребусы:

И ответы к ним:

9

Ребусы по геометрии

Ресурс «Ребусы» состоит из 8 картинок с ребусами. Данная работа сделана в программах Ворд и Повер пойнт. Эти ребусы можно использовать на уроках геометрии в 7 классе при изучении темы «Начальные геометрические сведения». По ФГОС дети должны формулировать сами тему урока. Чтобы сделать этот процесс занимательным я подобрала ребусы ко всем урокам для этой главы, всего 8 тем.

Цель: создать условия для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся через решение ребусов.

Задача: раскрыть возможности ребусов для формирования универсальных учебных действий.

Ответ: «Прямая. Отрезок»

Ответ: «Луч. Угол»

Ответ: «Сравнение отрезков».

Ответ: «Сравнение углов».

Ответ: «Вертикальные углы».

Ответ. «Смежные углы».

Ответ. «Измерение углов».

Ответ. «Решение задач».

Ребусы по геометрии.
PPTX / 8.32 Мб

Опубликовано 13.12.17 в 07:45 в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»



Введение

«Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упускать случаев

делать его немного занимательным».

Блез Паскаль

Изучение любой науки – тяжелый труд,
требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Геометрия – один из самых трудных
школьных предметов, но развивающий эффект геометрии для человека является
уникальным. Большинство привыкли считать, что геометрия скучная наука. А я
считаю, что геометрия – это интересно, красиво и весело. А еще в геометрию
можно играть!

В 8 классе я был участником предметной
недели по математике и участвовал в конкурсе «Математические подсказки». Мы
занимались составлением математических кроссвордов. Работа по составлению
кроссвордов была мне интересна, и я решил, что мой индивидуальный проект также
будет связан с геометрическими кроссвордами и ребусами.

Я считаю, что тема моего проекта –
«Геометрия в ребусах и кроссвордах» актуальна, так как включение в урок работы
с кроссвордами, разгадывание ребусов позволяет сделать обучение интересным и занимательным,
создает у обучающихся рабочее настроение. Даже самые пассивные включаются в
работу с огромным желанием.

Так я определил цель моей проектной
работы – создание «копилки» материалов для определения темы урока и
актуализации знаний посредством кроссвордов и ребусов.

Объект исследования
– геометрические кроссворды, ребусы.

Предмет исследования
– приемы и способы составления и решения геометрических кроссвордов и ребусов.

Для достижения цели поставил следующие задачи:

1.    
Изучить литературу по теме проекта

2.    
Систематизировать все собранные материалы

3.    
Оформить информационный альбом с
кроссвордами и ребусами для работы на уроках геометрии

Тип проекта: информационный

Этапы работы над проектом: 1-й
этап аналитический, 2-й этап обобщения (практический). Определил и временные
этапы (Приложение1).

Методы исследования:

Ø аналитический
сбор материала

Ø работа
с источниками информации

Ø Систематизация
данных

Продукт:
информационный
альбом с кроссвордами и ребусами для определения темы урока и актуализации
знаний, на уроках геометрии.

Практическая значимость моего проекта
заключается в том, что созданный материал в ходе проекта можно использовать не
только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

1. Теоретическая часть

1.1   История
кроссвордов

Кроссворд (с англ. «cross» —
пересечение и «word» — слово) — одна из самых распространенных головоломок. В
настоящее время их существует несколько видов. Но какой же был самый первый?

Считается, что первые кроссворды
составляли еще в древности в виде разнообразных буквенных головоломок. Один из
них нашли во время археологической экспедиции в Помпеи в 1963 г. на колонне в
виде «магического квадрата», якобы приносящего удачу. Сетка головоломки
заполнена буквами так, что в разных направлениях можно прочитать одинаковые
слова. Находка отнесена учеными к 79 году н.э.

Еще один предок привычного нам
кроссворда найден в 1968 г. в Великобритании на стене сооружения в городе
Сайренсестер.  Представлял он из себя акростих из 25 букв древнеримского
происхождения, то есть первая и последняя буквы каждой строчки составляют
высказывание или слово. Данная находка отнесена к III – IV веку н.э.

Популярность кроссворд обрел в начале
ХХ в. США, Великобритания и ЮАР конкурируют в праве быть родиной словесной
головоломки.

Англичане считают, что родиной
кроссворда является «Туманный Альбион», автором кроссвордов — Майкл Девис,
публиковавший их в газете «Тайм» в конце 19 века. Сетку головоломки необходимо
было заполнять так, чтоб по горизонтали и вертикали можно было прочитать одни и
те же слова.

Американцы, естественно, не согласны
с версией англичан и полагают, что первый кроссворд был опубликован 21 декабря
1913 года в приложении «FUN» к нью-йоркской газете «New York Word»», автором
которого был журналист Артур Уинн, назвавший его «wordcross». Официальный день
рождения первого кроссворда 21 декабря 1913 г. В симметричное поле головоломки
вместо идентичных слов со всех сторон вносились непохожие слова.

В ЮАР изначально кроссворды
напоминали чем-то пасьянсы. Легенда гласит, что в начале ХХ в. осужденный
житель Кейптауна Вилли Орвилл придумал себе интересное занятие. Будучи
виновником автокатастрофы и отбывая три года за решеткой по данному поводу, он
скрашивал свой досуг, вписывая буквы в квадраты каменных плит на полу так,
чтобы получались слова без повторений. Затем полученное творение было
перенесено на бумагу и отправлено в местную газету. После освобождения это
принесло ему известность и деньги.

В Ленинграде 18 августа1925 г. вышла
газета с первым кроссвордом в нашей стране, автором стал П. Мелентьев. В том же
году П. Мелентьев выпустил целый сборник из двадцати кроссвордов.

Однако, «родоначальником» русских
кроссвордов считается В. Набоков. Первый  кроссворд, названный «Крестословица»,
был издан 11 мая 1924 г. в берлинской газете «Руль» (на русском языке). В
России был создан клуб «Крестословица». Его члены внесли значительный взнос в
исследование истории зарождения кроссворда.

В настоящее время их очень много. Они
различаются формой ответов и строением поля.

Американский или крисс-кросс
вид кроссворда, в котором слова-задания написаны возле сетки. Внутри поля в
роли подсказки обычно указано несколько слов или букв.

Венгерский или филворд
кроссворд с уже заполненной сеткой словами, их необходимо найти и вычеркнуть.
При этом расположение слов возможно и по горизонтали, и по вертикали, а также
изгибаться под прямым углом. В итоге не должны оставаться лишние ячейки.

Диворд
— простое поле, ячейки которого уже заняты двумя буквами. Из них только одна
верна. Иногда вписывают одно слово-подсказку.

Кейворд
— кроссворд, сетка которого заполнена числами. Определенному числу
соответствует определенная буква. Слово-подсказку вписывают в поле или в отдельную
табличку с числами.

Сканворд
— более всего распространенная форма, в которой задания расположены в самой
сетке, а ответы необходимо заносить согласно стрелок. Также в заданиях
используются картинки, ребусы, фотографии.

Чайнворд
— головоломка представляет собой цепочки клеточек, которые могут быть
расположены в различной геометрической форме. Последняя буква (две, три)
отгаданного слова и есть первая буква (вторая, третья) следующего слова и
обязательно нумеруется.

Эстонский
— разделение слов происходит с помощью более толстых стенок клеток, в которые
вписываются буквы.

Правила составления кроссвордов.

Кроссворд, как и многие игры, не
имеет строгих правил и жёстких ограничений, но есть традиции, которых
придерживается большинство «кроссвордных» изданий. Обычно, когда упоминаются
«правила кроссворда», имеется в виду именно этот негласный стандарт, и
уточняются только отклонения от него.

Правил же составления кроссвордов не
так уж много:

Ø
не используются слова, пишущиеся через тире
и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.

Ø
в каждую белую клетку кроссворда
вписывается одна буква.

каждое
слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и
заканчивается черной клеткой или краем фигуры.

Ø
можно включать не более трех однородных понятий
и не включать однокоренные слова.

Ø
имен собственных в кроссворде может быть
не более 1/3 от всех слов. – слов с правильным чередованием согласных и гласных
букв может быть не более половины.

Ø
начальные буквы загаданных слов должны
полнее представлять алфавит, то есть не стоит загадывать слова на одну букву.

Ø
слова должны быть в именительном падеже и
единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

Ø
слова-ответы должны быть существительными
в именительном падеже и единственном числе, множественное число допускается
только тогда, когда оно обозначает единственный предмет.

Ø
не следует применять при составлении
кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, слова, связанные с
болезнью, жаргонные и нецензурные, если только именно это и не является целью
составления кроссворда.

Ø
не желательно при создании кроссвордов
употреблять малоизвестные географические названия, специализированные термины,
фамилии малоизвестных героев кинофильмов и других произведений, устаревших и
вышедших из обихода слов. В тематических кроссвордах, особенно узкоспециальных,
некоторыми из этих правил можно пренебречь.

При составлении определений к словам
тоже существуют определенные правила, поскольку именно продуманные определения
к словам делают кроссворд интересным и оригинальным, выгодно отличающемся от
большого количества кроссвордов, составляемых при помощи специальных программ
по составлению кроссвордов. Обычно приветствуется легкий тон определений,
наличие юмора сделает кроссворд более интересным.

Для внешнего вида (сетки) кроссворда
тоже существуют некоторые правила. Что касается сеток кроссвордов, то
существует разные их виды: от нерегулярных крестословиц до правильных,
максимально заполненных фигур. Причем, такие фигуры не обязательно должны быть
квадратными. Хорошим тоном считается максимальная плотность кроссворда,
определяемая отношением числа белых клеток кроссворда к их общему количеству.
Чем выше плотность, тем труднее составлять и легче разгадывать кроссворд. Сетки
могут быть как регулярными (симметричными), так в виде различных фигур. Хорошим
тоном (но не правилом) считается симметрия сетки кроссворда относительно
вертикальной, горизонтальной или диагональных осей. Возможна также симметрия
относительно центральной точки, при которой сетка не изменяется при повороте на
180°.

Традиционно ячейка для буквы
обозначается белым цветом, а пустое пространство, со всех сторон окруженное
белыми ячейками, заливается чёрным или серым цветом. Обычно рамка белой ячейки
тоньше на границе двух ячеек, что визуально подчеркивает их объединение.
Составление кроссворда начинают с самых длинных слов.

Существуют и программы по составлению
кроссвордов. Это значительно облегчает работу составителя, но для тематических
кроссвордов для этих программы нужно составлять отдельный словарь.

При составлении кроссвордов
установлено немало забавных рекордов. Так, итальянец Далмас нарисовал
кроссворд, в котором насчитывается 52 тысячи клеточек. Его размеры 2,6х2 метра,
общая площадь более 5 квадратных метров, из 12 тысяч слов самое длинное
содержит 21 букву. У шедевра, созданного французами Луизе и Брути, 50 тысяч
квадратов, образующих гигантскую геометрическую фигуру, и 18 тысяч слов.
Кроссворд Букаэрта, над которым тот работал в течение четырех лет, состоит из
25 283 слов и заполняет ленту длиною 12 метров. И наконец, самый большой
кроссворд был составлен канадцем Робером Тюрко в 1982 году, в нем, в общей
сложности, 82 951 квадратов и 25 614 слов. По количеству составленных
кроссвордов лидирует англичанин Роджер Сквайрз, который придумывает и публикует
каждую неделю в среднем 42 кроссворда (без помощников — людей и компьютеров). К
настоящему времени общее число его произведений перевалило за 50 тысяч.

1.2 История ребусов

Слово «ребус» происходит от
латинского res (вещь) и обозначает представление имен, слов и фраз
изображениями, фигурами, композициями из букв и т.п. Само слово появилось из
латинской фразы “Non verbis sed rebus”, что значит “Не словами,
а при помощи вещей”. Иногда термин rebus ассоциируют с латинским словом
rebis: res (вещь, предмет), rebis (обращение).

Каждый из нас непременно встречался с
ребусами в повседневной жизни. Бесспорно, самый известный и распространённый
ребус выглядит так: i♥u (произноситься на английском языке “I Love
You” – “Я тебя люблю”). Таким образом, в современном понимании,
ребус представляет собой загадку, состоящую из изображений предметов (рисунков
в сочетании с буквенными композициями и другими знаками), созвучных со словами
или частями слов разгадки. Несколько ребусов могут быть объединены в одном
рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или
предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются
буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова.

Ребусы могут передавать прямое
значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать
неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать
только посвящённых. Однако чаще всего ребусы используют в качестве загадки и
развлечения.

Использование примитивных изображений
для передачи информации легло в основу ранних письменных систем
древнеегипетской культуры (рубеж IV и III тысячелетий до нашей эры). Ранняя
форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова,
трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия
которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов
использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах.
Ребусы оставались популярными в Средние века – их изображали на зданиях или
объектах владения, для обозначения родовых фамилий.

Практика использовать ребусы в
качестве загадок или шуток зародилась в XV веке во Франции. Первоначально
ребусом называли особого рода балаганные выступления, содержащие пасквили,
которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. В
иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира
сего. Своим выступлениям авторы дали латинское название “De rebus quae
geruntur”, т.е. “на злобу дня” (дословно “о делах, которые
творятся”). В ХVI в., когда забавы эти были запрещены администрацией,
характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре
слов. Зачастую это была загадка, состоящая из изображений разных предметов
(часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых
не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с
ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию).

Первые известные рукописные сборники
ребусов относятся к концу XV – началу XVI века. В 1582 году появился первый
печатный сборник под названием “Les Bigarurres du Seigneur des
Accords”, имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором
его был Этьенн Табуро (Etienne Tabourot, 1548-90) – французский поэт, известный
под именем seigneur des Accords, превосходный “рифмоплёт”, более
отличавшийся стихотворными фокусами (акростихами, анаграммами и т. п.), чем
действительно поэтическими произведениями.

Его книжка представляет собой целый
трактат о ребусах. Однако рисунков в ней всего с десяток. Большинство ребусов
Табуро передает в форме шутливых рассказов. Так, например, некий аббат на
приказание оставить аббатство ответил: “Я употребил 30 лет на изучение первых
двух букв азбуки (А.В.) и желаю иметь столько же времени на ознакомление с
двумя следующими буквами” (С.D.). Под А.В. он подразумевал аббатство
(abbaye), a под С.D. – глагол “c e der” (уступить). Из литературной
сферы ребус распространился во Франции на дворянские гербы, вывески торговых
заведений и даже появился на могильных памятниках и в молитвенниках. Из Франции
мода на ребусы перешла в Италию, Англию и Германию. Несколько сотен ребусов
мастеров XVII – XIX веков хранятся в Лондонском Музее . К примеру, 1639 годом
датируется работа флорентийского гравера и художника Стефано делла Белла
(Stefano della Bella), выполненная в форме овального картуша под названием
“Ребус на удачу”. В 1783 году английский художник и гравёр Томас
Бьюик (Thomas Bewick) в лондонской типографии Т.Ходжсона (T.Hodgson) печатает
необычную Библию для детей, в которой события Святого Писания пересказываются в
форме ребусов. Выполненная таким образом Библии стала именоваться
“иероглифической”. В ней некоторые слова из текста заменены картинками
с целью пересказать историю в прямой, простой и интересный способ. Через
несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас (Isaiah Thomas)
издаёт иероглифическую Библию за океаном. В предисловии к своему изданию Томас
представляет первую американскую иероглифическую Библии как более
иллюстрируемую, нежели его английский прототип. Такие необычные иероглифические
Библии стали очень популярной в конце XVIII века, поскольку облегчали
преподавания Святого Писания детям.

Английский писатель и математик
Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из
самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок “Алиса в Стране
чудес” и “Алиса в Зазеркалье”, часто использовал ребусы в
многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих
письмах, а их не много ни мало около 100 тысяч!, он зачастую заменял часть слов
картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких
загадочных писем нужна была смекалка, что не могло не понравиться детям.

Во второй половине XIX века ребусы
стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет
и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице
мод – Франции, выпустили целую серию фаянсовых тарелок на лицевой стороне
которых был изображён ребус, а на обороте – разгадка.

В России первые ребусы появились на
страницах журнала “Иллюстрация” в 1845 году. Позднее, в 1881 году
начинает издаваться специализированный “Еженедельный загадочный журнал
“Ребус”, в котором, кроме увлекательных головоломок, публиковались
интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего
света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели
получали небольшую денежную премию и призы. В одном из номеров
“Ребуса” был опубликован “премированный” ребус-каламбур выдающегося
русского поэта А.С. Пушкина. На самом ребусе изображались играющие на полу дети
возле которых на диване сидел мужчина обозначенный словом “умный”. А
предыстория ребуса была следующей: “Явившись как-то к высокопоставленному
лицу, А.С. Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При виде
поэта, лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин хотел
удалиться, то получил приказ произнести экспромт. “Дети На Полу, Умный На
Диване”, – сквозь зубы сказал раздосадованный поэт. “Ну что же тут
остроумного”, – возразила особа, – “Ждал от тебя большего”.
Пушкин промолчал, а особа повторяя фразу поэта несколько раз и перемещая слоги,
наконец, дошла до результата: “ДетиНа ПолуУмный На Диване”. За решение
этого ребуса-каламбура было обещано вознаграждение в виде нот к одной из опер.
Журнал “Ребус” был очень популярным и просуществовал до 1918 года. В
середине 1930-х годов подшивки “Ребуса” изымались из библиотек и
уничтожались. На рубеже XIX и XX веков большой популярностью пользовались
ребусы, нарисованные художником И.Волковым в журнале “Нива” – самом
массовом печатном издании Российской Империи.

Первое упоминание о печатных ребусах
во времена советской власти датируется 1937 годом. Ленинградская
полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого
формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название “Как читать
ребусы” (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками)
и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания.
Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью:
“Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и
проверьте свой ответ”. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году
московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник
ребусов А.А. Рязанова “В часы досуга: ребусы” (иллюстрации И.
Телятникова). В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра
художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева “Ребусы”.

В послевоенное время ребусы, в
большинстве своём, переориентируются на детскую и юношескую аудиторию. В 1947
году в серии “Час досуга” выходи сборник “Занимательные задачи в
рисунках” И.Чканикова (художники А. Баженов, Ф. Завалов). Двумя года
позже, мытищенская полиграфическая фабрика выпускает тиражом 200 тысяч
экземпляров сборник “Подумай, отгадай! Ребусы-книги” Ал. Хаскина, в
которую вошло 22 ребуса с зашифрованными фамилиями русских писателей и
известных литературных произведений. В 1960-х годах огромной популярностью
пользуются книги В.В. Акентьева: “Когда идёт дождь.
Головоломки-самоделки” (1959 год), “Смекалка” (1961 год),
“Прочти и отгадай. Ребусы – загадки” (1962 год),
“Ребусы-пословицы” (1963 год) “Веселые тайны” (1964 год),
“Остров тайн” (1968 год), “Со второго взгляда” (1969 год).
Эти книги не только предлагали хитрые и шутливые шарады, задачи, ребусы и
кроссворды, но и рассказывали как их разгадывать и составлять самому. Книги
Акентьева вобрали в себя наиболее интересные задачи и игры, которые с 1948 года
хитроумный Капитан Мореходов (талантливый ленинградский журналист Николай
Александрович Садовый) предлагал “Клубу смекалистых ребят” на
страницах газеты “Ленинские искры”, а позднее журнала
“Искорка”.

С началом телевизионной эры на
Западе, ребусы попадают на голубые экраны. 29 марта 1965 года американский
телеканал “ABC” запускается 30-ти минутное телешоу “The Rebus
Game” с Джеком Линклеттером (Jack Linkletter). Участникам предлагается
разгадать зашифрованные при помощи ребусов слова. За каждый угаданный ребус
предусматривалось денежное вознаграждение. Главным призом для победителя
телешоу был автомобиль стоимостью 5000 американских долларов.

В Советском Союзе 1970-80 годов
ребусы по-прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их
печатают в детских газетах и журналах. Отдельные сборники ребусов, за небольшим
исключением, практически не выпускаются. Одним из таких исключений становится
небольшая брошюрка детского писателя В. Павлинова “Ребусы-загадки”,
выпущенная Лениздатом в 1985 году. В аннотации издатель указал следующее: для среднего
школьного возраста, 12 ребусов-загадок.

Распад СССР и последовавший за ним
переворот в мышлении людей породил всплеск в развитии альтернативных
направлений культуры и искусства на постсоветском пространстве. Ребус перестаёт
быть исключительно детским развлечением. В 1994 году ленинградский художник и
музыкант Сергей “Африка” Бугаев, более известный широкому кругу, как
исполнитель роли мальчика Бананана в знаковом фильме Сергея Соловьёва
“Асса”, выпускает серию работ, а затем и книгу “Ребус”.
Ребусы в одноимённых работах выполнены методом химического травления хлором
кусочков стеклотекстолита. Во многом благодаря это серии, Сергей
“Африка” Бугаев становится самым известным на Западе современным российским
художником-авангардистом.

Тридцатилетнее фундаментальное
исследование истории ребусов легло в основу выпущенной в 2005 году книги
польского писателя и учёного Крыштофа Олешчыка (Krzysztof Oleszczyk). Годами
автор изучал материалы тысяч старинных журналов, книг и рукописей. Книга
прекрасно иллюстрирована и содержит множество ранее нигде не опубликованного
материала. Прежде всего это касается истории развития и роли ребусов в
европейской культуре, в том числе польского государства.

Бурное развитие вычислительной
техники, информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под
влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи
сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала
краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков –
тем лучше. Именно поэтому “язык SMS” обзавёлся всяческими
аббревиатурами и сокращениями. С ростом популярности Интернета и социальных
сетей это направление всячески преобразовывалось и обрастало новыми словами.
Вот лишь несколько примеров современного компьютерного сленга:
“cul8r” (see you later), “b4” (before), “gr8”
(great). Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и
выражения. Отдельно стоит также упомянуть о “смайликах”, как простом
и эффективном средстве выражения эмоций, без которого сетевое общение просто
невозможно представить.

Правила составления ребусов (Приложение
2).

2.
Практическая часть

    
2.1 Оформление информационного альбома «Ребусы и кроссворды»

Мне нравится, когда на уроках мы сами
формулируем тему и цели урока. Особенно, когда этому способствует разгадывание
ребуса или кроссворда. Мне стало интересно узнать, только ли мне это нравится?

Этот вопрос я задал учителю математики
Широковой Елене Владимировне, которая предложила мне самому провести опрос
среди обучающихся 7-11 классов и выяснить (Приложение 3).

В опросе участвовало 32 человека. Перед
опросом ребятам был предложен раздаточный материал, в котором были описаны
некоторые приёмы, с которыми я ознакомился (Приложение4).

       
Вопрос: после каких приёмов на уроке вам удобнее и понятнее сформулировать тему
урока?

1.    
Кроссворд и ребус отметили (26 человек,
что составило 81,3%)

2.    
Ключевые термины отметил (1 человек, что
составило 3,1%)

3.    
Пазлы или рассыпанная открытка отметили (5
человек, что составило 16%)

Вывод:
обучающие предпочитают ребусы и кроссворды.

Этими выводами я поделился с
учителем, которая мне предложила собрать информацию и оформить информационный
альбом ей в помощь.

Следующим шагом я изучил источники
информации, а именно: историю о кроссвордах и ребусах, правила их составления,
виды и правила разгадывания. Об этом я рассказал в теоретической части своего
проекта.

Затем, из выбранного материала,
собрал тот, который больше всего подходит к программе по геометрии в 7-11
классах. И после этого оформил альбом.

Заключение

Еще древние римляне говорили, что
корень учения горек. Геометрия

всегда
считается трудным к восприятию предметом. Отдельным обучающимся с трудом
удается запомнить определения, теоремы и формулы. Составление и разгадывание
кроссвордов, ребусов при изучении геометрии позволяет учащимся развивать внимание,
наблюдательность, логическое и творческое мышление, делает процесс обучения
более интересным.

Я думаю, что моя работа будет
использована учителем математики в своей работе.

Таким
образом, в результате выполнения проекта поставленная цель достигнута, задачи
выполнены. Я доволен своей работой, так как лично для себя я узнал много нового
и интересного по теме проекта.

Список источников и литературы

1.     Мантуленко
В.Г., Гетманенко О.Г. Кроссворды для школьников. Математика. – Ярославль:
«Академия развития», 1998. (электронная версия)

2.     Удальцова
Н.В. Математические шарады и ребусы. – М.: Чистые пруды, 2010 – 32с.: ил. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып. 35).

3.     https://stackoverflow.com/questions/6240113/what-are-the-mathematical-computational-principles-behind-this-game

4.     https://www.i-igrushki.ru/archive/dobbl-ili-spot-it.html.

5.     https://habr.com/ru/post/437140/

6.     https://github.com/Skybladev2/DobbleMathModel/blob/master/images/Dobble%20incidence%20matrix.png

7.     https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-na-temu-matematicheskie-rebusi-klass-2278699.html

8.     https://infourok.ru/razrabotka-uroka-vneurochnoy-deyatelnosti-matematicheskie-rebusi-ih-sostavlenie-i-razgadivanie-935637.html

9.     https://multiurok.ru/files/matiematichieskiie-riebusy-18.html

Добавить комментарий