В каждом классе в начале учебного года принято проводить родительское собрание, но это не просто заведенная школьная традиция. У этого мероприятия есть свои цели и задачи, от успешности выполнения которых зависит успешность дальнейшего учебного процесса.
Особенно важно проводить родительское собрание в начальной школе. Ведь младшие школьники и их родители находятся в самом начале своего жизненного пути, для них все новое. Именно им в первую очередь необходима помощь учителя, так как отсутствие знаний по педагогике и психологии может привести к трагическим ошибкам в воспитании детей.
Для чего нужны родительские собрания
Чтобы точно знать, о чем говорить, необходимо вспомнить о задачах родительского собрания.
- Познакомить родителей учеников начальной школы с первым учителем, предоставить информацию о педагогическом опыте и подходе
- Познакомить родителей друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в коллективе
- Рассказать о требованиях школы в учебно-воспитательном процессе
- Провести анкетирование, чтобы затем лучше познакомиться с ребенком и его семьей
- Сформировать родительский комитет класса
Также важно совместно с родителями обсудить актуальные вопросы: проблему взаимопонимания между родителями и детьми, влияние семьи на развитие личности ребенка, важность формирования культуры общения в семье. При этом учитель должен не диктовать родителям, что делать, а делиться накопленным опытом.
Правила успешного проведения родительского собрания
Чтобы успешно проводить родительское собрание в начальных классах, к необходимо тщательно и заранее подготовиться.
Для начала нужно определить главную тему и основные задачи собрания. Именно на собрании соединяются цели школы и возможности семьи для достижения наилучшего результата.
Учитель должен изучить научно-методическую литературу по вопросу, то есть опираться не только на свой личный опыт, но и на авторитетные публикации об обучении в начальном классе.
Важно придерживаться нетрадиционного, интересного стиля проведения родительского собрания. Использовать методы, которые привлекут внимание уставших родителей, и так загруженных повседневными заботами, сформируют доверительную атмосферу и позволят проводить откровенный и деловой разговор. Можно использовать групповые формы работы с родителями и игровые элементы.
У учителя обязательно должен быть заготовлен регламент, регулирующий ход собрания. Так получится затронуть все актуальные темы и не упустить ничего важного. И при этом не отнимать слишком много времени у родителей. Общая длительность собрания не должна превышать 1-1,5 часа.
Важно и то, как вести родительское собрание: ответ – непременно в хорошем настроении. Для родителей учеников начального класса начинается новый жизненный этап, они волнуются и переживают, их нужно поддерживать и вдохновлять.
Итогом любого собрания должно быть принятие решения. Это может быть перечень планируемых действий, назначение ответственных за их выполнение. Учитель может дать рекомендации и памятки родителям.
Режим родительского собрания
Режим собрания – это в сущности и есть ответ на вопрос “что сказать родителям на родительском собрании”.
1. Приветствие родителей, рассказ о школе и самопредставление учителя
Здесь можно рассказать о профессии учителя и отношении педагога к детям, подчеркнуть опыт работы с предыдущим первым классом, а также провести презентацию “Я учитель”. А именно рассказать о том, какое образовательное учреждение было окончено, о стаже работы, квалификационной категории и количестве выпусков.
2. Знакомство с родителями
Родители должны сказать, сколько человек будет учиться в классе, количество мальчиков и девочек. Далее начинается самопредставление родителей. Для этого учитель называет фамилию, имя и отчество ученика.
3. Знакомство с требованиями школы в учебно-воспитательном процессе
Родители сами давно учились в школе, требования и организация учебного процесса с тех пор могли измениться. Поэтому необходимо ввести их в курс дела. А именно познакомить с учебной программой и комплектом учебника, рассказать о количестве учебных дней, объеме домашних заданий, расписании уроков и звонков.
Отдельно нужно сказать от оценках – в первом классе они не ставятся но важна словесная оценка учителя. Будут ли применяться специальные печати и наклейки как аналог оценок.
Как будет организовано питание?
Будут ли дополнительные кружки и секции, как записать ребенка – это тоже нужно озвучить.
Заботливый учитель также подскажет схему безопасного пути в школу.
4. Беседа об адаптации к школе
Адаптационный период обычно занимает от 3 недель до месяца. В эти дни дети находятся в школе не целый день: достаточно трех основных уроков, ведь в данный момент важны не знания как таковые, а именно привыкание ребенка к новой обстановке, к правилам, к учителю и одноклассникам.
Нужно подчеркнуть, что переход в школу для ребенка – это стресс. И только совместная работа учителя и родителя поможет маленькому первокласснику преодолеть этот непростой период, полюбить школу, учиться интересно и удовольствием.
5. Выбор родительского комитета
Необходимо сразу сформировать активную группу родителей.
Выступление педагога-психолога
на родительском собрании
Дата
____________
Тема: «Общение
родителей и детей»
Цели:
- Расширить
знания родительского коллектива об общении. - Познакомить
со стилями общения. - Раскрыть
значение невербального общения. - Стимулировать
полноценное общение родителей и детей.
Ход
родительского собрания
1.
Вступительное слово
Здравствуйте уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные
характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это
наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее,
правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это
наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом
зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы,
доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я
предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
2. Работа
над понятием — общение.
“Что же такое
общение? Как вы думаете?”
Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, который направлен на
взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений. Роль общения в
жизни человека велика. Для этого достаточно вспомнить примеры из жизни, лишения
общения. Это когда девочка росла в волчье стае и не смогла в дальнейшем иметь
нормальное развитие.
Итак,
общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите
общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности?
Не
всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное
время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на
хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными.
Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным
социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18
минут.
Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь
открытых в данном возрасте.
3.
Знакомство со стилями общения
Психологи подразделяют несколько стилей общения.
Авторитарный
стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и
прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и
неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В
общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их
исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие
требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в
незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты,
боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении
подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать
неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный
стиль общения. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными
его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям.
Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье
ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен
избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается
никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях
ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых
случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный
стиль общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными,
поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.
А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей
стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к
собственным детям, закрыты для общения. Если безразличие родителей сочетается с
враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым
разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от
нормы.
Авторитетный
стиль общения. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним
признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать,
а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают
изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы,
уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой
самооценкой.
Давайте
посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье, какие чаще всего
используются вами фразы, попробуем определить стиль общения.
Фразы
родителей:
Указание. Убери игрушки, вымой
посуду, сходи в магазин.
Поощрение. В твоём рисунке хорошо
виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!
Психологическая
поддержка.
Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.
Угроза. Сейчас же наведи порядок
в комнате, приду, проверю!
Вывод: среди фраз, обращённых к
детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен
информацией, ещё реже поощрения и хвалу.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он
учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится
быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится
жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он
учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть
благородным.
Ребенок растет в безопасности — он
учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится
ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть
замкнутым.
Ребенок живет в понимании и
дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
4.
Доверительность общения
Каким
образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения
становились доверительными?
Самое главное, никогда не
воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте
видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир,
лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте
напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до
пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это
закончится?
Перед
вами несколько советов от Д. Карнеги, которые возможно помогут преодолеть
возникшие проблемы в общении.
ü Начинайте с похвалы и искреннего
признания достоинств ребёнка.
ü Прежде, чем критиковать, скажите о
своих собственных ошибках.
ü Задавайте вопросы, вместо того,
чтобы отдавать приказания.
ü Хвалите ребёнка за каждый, даже
скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в
похвалах.
ü Пользуйтесь поощрением, сделайте
так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым,
а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
ü Делайте так, чтобы ребёнку было
приятно исполнить то, что вы хотите.
5.
Невербальное общение
Сейчас
мы с вами много говорили
об общении все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.)
Но в общении огромную роль играет невербальное общение.
Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему
относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение — это похлопывание
по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто доброе прикосновения. Ведь
такое общение развивает в ребёнке все положительные качества:
доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.
Я прошу вас
ответить на вопросы (про себя):
- С каким
лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком? - С каким
лицом чаще всего общается ваш ребёнок? - Каким,
по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Ответили?
Вывод.
Чаще
улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную
обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.
Теплота и
мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию
привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И в сегодняшнем разговоре мне
не хотелось бы ставить точку. Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по
этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы,
значит, разговор состоялся.
Один мудрец
сказал: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».
Спасибо
за внимание!
___________________________________________________
СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ
К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ
и не реагировать на провокации
Осмоловская Надежда Владимировна
педагог дополнительного образования
государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 578
Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация
В этой статье вниманию начинающих и более опытных педагогов предлагается обобщенная информация по подготовке и проведению родительских собраний с практическими примерами и советами. Отдельное внимание уделено эмоциональной и психологической составляющей в подготовке педагога к встрече с родителями. Материал основан на опыте педагогов разных направлений педагогической деятельности и не претендует на открытие принципиально нового в области работы с родителями. Но возможно, позволит педагогу переосмыслить свою работу в этом направлении и полноценно подготовиться к очередному родительскому собранию.
Ключевые слова
родительское собрание; алгоритим действий педагога; план родительского собрания; правила проведения родительских собраний; структура родительского собрания; документация родительского собрания; эмоциональная подготовка; памятка педагогам
Коротко о главном: Основной алгоритм
действий педагога по подготовке и ведения родительского собрания.
- Составьте четкий план с кратким содержанием каждой части и расчетом необходимого времени.
- Структуру собрания и краткое содержание каждой части пропишите на бумаге.
- Перечитайте написанное. Проверьте, укладываетесь ли в отведенное время, внесите коррективы.
- В структуре выделите: вступление, основную часть, этап «вопросы и ответы», заключительную часть, оформление документации собрания.
Вступление:
Сначала представьтесь, скажите фамилию, имя, отчество, должность.
Выступление сопроводите краткой презентацией. На слайдах разместите минимум текста крупным шрифтом, чтобы во время вашего выступления родители смогли записать основную информацию. Далее озвучьте цель и регламент собрания: «Я расскажу об основных требованиях и режиме, раздам вам некоторые материалы и отвечу на ваши вопросы. Я планирую уложиться в 1,5 часа».
Уже на этапе знакомства родители могут задать вопросы. Отвечайте четко и по возможности коротко. ПРИМЕР: «А можно ваш домашний телефон на всякий случай?». Хороший ответ: «Нет, звоните на мобильный. Если я могу ответить, я обязательно отвечу или перезвоню». «Вы замужем? А замуж собираетесь? А если вы в середине года в декрет уйдете?» – в этом случае важно сказать правду, например: «Я не замужем», «Я замужем, но в ближайший год в декрет не собираюсь». «А где вы учились?» – «Я окончила такой-то вуз, кафедра…». «Не рано вам дали управлять детским садом, вы слишком молодая! Справитесь?» – «Зато не усталая. Я справлюсь». Не используйте игривых интонаций, если общаетесь с отцами (дядями, дедушками, братьями) детей. Со всеми родителями используйте деловую интонацию. Избегайте шутливого тона, кроме ситуаций, когда шутка может сгладить напряжение или неловкость. Помните о правиле для молодых педагогов «не улыбайтесь до Рождества»: начинайте работу с новым коллективом строго, собранно, не пытайтесь понравиться или заслужить одобрение, оставайтесь в профессиональной позиции, не допускайте панибратских отношений.
Основная часть
Обратите внимание:….
Мини-лекцию, дискуссию, обмен опытом, деловую игру, тренинг и другие формы работы используйте составной частью собрания
Представьте режим работы детского сада и состав педагогов: Ф. И. О. педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника. Всю эту информацию также отразите в презентации или заранее подготовьте раздаточные материалы на каждого родителя.
Общая структура основного сообщения родителям на собрании: постановка проблемы; ключевая информация о ней (ее компоненты, причины, типичные проявления, необходимые действия участников образовательных отношений); детсадовские и семейные ресурсы преодоления проблемы; обсуждение, предложения.
Этап «вопросы и ответы». Заранее продумайте вопросы, ответы на которые вам необходимо получить на первом родительском собрании. На вопросы родителей отвечайте четко, по делу, непротиворечиво. Придерживайтесь своих профессиональных убеждений и политики детского сада. Не пытайтесь понравиться или избежать недовольства. Если вы не знаете, как ответить на какой-то вопрос, скажите, что не располагаете достаточными данными или должны уточнить у коллег. Договоритесь с родителями в ближайшее время дать ответ. Уточните, как вы сможете это сделать – по телефону, при личной встрече.
Заключительная часть
Это важно: следите за тем, как вы выглядите и ведете себя в социальных сетях, в нерабочих ситуациях. Вы находитесь под пристальным вниманием Обобщите коротко содержание собрания: «новый учебный год начался, учителей и предметов стало больше, режим сложнее, но это посильная задача», «правильная подготовка к экзаменам снимает многие трудности». Поблагодарите родителей за работу. Если кто-то из родителей захочет поговорить с вами наедине, сразу сообщите, сколько времени сможете уделить каждому. Постарайтесь поговорить со всеми, кто попросит вас об этом, но говорите лаконично и только по делу.
Оформление документации собрания.
На родительском собрании обязательно надо вести протокол. Первичный протокол родительского собрания составьте заранее. Укажите в нем все, что уже известно. Распечатайте список, в котором родители смогут отметить свое присутствие на собрании. В протоколе укажите дату и время собрания, тему, участников (с указанием Ф.И.О. и конт. телефона для связи). Перечислите основные обсуждаемые вопросы, пожелания от родителей. Запишите решение по итогам родительского собрания, например: предоставление родителям памяток или других материалов, решение об экскурсиях.
Организуйте пространство, продумайте имидж
Организационная подготовка к родительскому собранию включает в себя несколько этапов. Информируйте родителей о дате, времени и месте проведения собрания. Это можно сделать через электронный журнал, дневники, сообщение в группе в социальной сети или мессенджере, повесить объявление на стенде. Продумайте собственный имидж: костюм, прическу, макияж, маникюр, украшения. Избегайте небрежности в одежде, неухоженности, неформального или соблазнительного стиля, деталей облика не по сезону, не по ситуации.
Эмоциональная подготовка
К сведению: если выступаете перед аудиторией, держите рядом воду. Когда заволнуетесь, просто выпейте немного воды.
Чтобы минимизировать эмоциональные трудности, сделайте все, чтобы быть в ресурсном состоянии. Это такое психологическое состояние, когда вы чувствуете себя привлекательным, компетентным, – человеком, который легко справляется со всеми трудностями. Вспомните, что вас наполняет силой и дает положительные эмоции. Уделите время своей внешности. Поговорите с кем-то из близких и друзей, кто позитивно вас воспринимает. Посмотрите любимый фильм, доведите какое-то дело до конца, сделайте покупку. Неважно, насколько «серьезны» средства повышения собственной ресурсности, важно, чтобы эти средства дали вам психологическую поддержку.
Не бойтесь заволноваться и не запрещайте себе это. Отсутствие волнения перед первым серьезным мероприятием с родителями говорит, скорее, о самонадеянности, чем о профессионализме.
Если на собрании вы почувствуете, что от волнения вам трудно говорить, используйте экспресс-приемы:
1) Назовите свое волнение вслух («прошу прощения, я разволновалась»).
2) Резко поверните голову направо (так вы активизируете левое полушарие мозга – логичное, рассудочное, неэмоциональное). На минуту переключите внимание на любой предмет в классе и мысленно назовите пять его признаков и функцию (это перенаправит психику с испуга на поиск).
3) Медленно подышите, максимально крепко сожмите, а затем разожмите кулаки.
4) Чередуйте быстрое и медленное моргание.
Подготовьте ответы на психологически сложные вопросы и комментарии. Некоторые родители осознанно или нет, могут вести себя так, чтобы снизить уровень психологического комфорта. Это могут быть вопросы и комментарии о вашем уровне профессионализма, личной жизни, зарплате, эмоциональном состоянии. Отвечайте на них в том случае, если они относятся к делу. Реагируйте на суть, а не на форму высказывания. Будьте немногословны. Не позволяйте нарушать ваши личные границы непрошеными советами, заботой, оценками, критикой. Варианты высказываний и ответов на них смотрите в таблице 1.
Таблица 1. Как реагировать на провокационные высказывания родителей
Провокационные высказывания родителей |
Пример ответа (со спокойной интонацией) |
Уж очень вы молоденькая. У вас нет опыта, вы не сможете. Мне прям страшно вам ребенка доверять. |
Не беспокойтесь об этом. Я квалифицированный специалист. |
Да мы все это и так знали. Спасибо, хотя ничего нового-то и нет. Можно было это все просто в группу в контакте скинуть. |
Я обязана информировать вас о том, о чем мы говорили. Для меня собрание важно, я благодарна всем, кто смог присутствовать. |
А можно не ходить на родительские собрания? Я не могу ходить на родительские собрания. На следующее собрание придет его старший брат, ладно? |
Присутствие очень желательно, но я понимаю, что бывают разные обстоятельства. Давайте обсудим после собрания, каким образом вы будете узнавать важную информацию, если не будете ходить на собрания. |
Мне вас прямо жалко, замучают они вас. Тяжело вам? Вам хоть кто-то помогает? У вас хоть жених есть, кому поплакаться если что? |
Спасибо за заботу. Вы преувеличиваете. Я справляюсь. |
Как вы на эту зарплату жить будете? А сейчас заведующим хорошо платят? Какая у вас зарплата? |
Это я не обсуждаю. |
Вы волнуетесь? Вы не волнуйтесь! Вы прямо побледнели (покраснели). |
Да, я волнуюсь. Спасибо за поддержку. |
Коллектив у нас немолодой, вам нелегко придется. Тут такие учителя есть, ух, вы аккуратнее. |
Я справлюсь. |
А как вам Марь Ивановна, воспитатель 3-й группы? Это вы еще Дарью Петровну не видели! |
Не могу ничего сказать вам об этом. |
Когда собрание закончится, самой себе произнесите: «Дело сделано! Я провела родительское собрание». Похвалите себя. Не фиксируйтесь на недостатках своего выступления.
Во внутреннем диалоге о собрании (диалоге с собой): не критиковать себя – «ну как можно так волноваться!», «глупости наговорила!»; не игнорировать то, что это была тяжелая работа – «устала, ну и ладно, ну и ничего». Поддержите себя – «да, я боялась, но все сделала!», «я устала, сейчас я приду домой, и хотя бы час буду делать только то, что захочу».
Памятка педагогам: 10 коротких правил
по подготовке и проведению родительского собрания.
- Перед каждым собранием четко определить тему и основные задачи собрания.
- Заранее продумать регламент, постараться уложить собрание в час, по возможности не более 1,5 часов.
- Заранее решить, каких учителей-предметников или представителей администрации необходимо пригласить на собрание.
- Тему, повестку и регламент довести до сведения родителей еще перед собранием.
- Во время собрания избегать персональных комментариев о детях, их успеваемости и поведении. Все комментарии такого рода озвучивать родителям в разговоре наедине.
- Вести собрание с основным посылом: «У школы и семьи – общие проблемы, общие задачи, общие дети».
- Разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно.
- Обращаться к родителям по имени-отечеству, избегая форм «мама Пети» и «папа Кати».
- Дать возможность родителям обсудить вопросы работы родительского комитета, на это время выйти из кабинета.
- Заканчивать собрание на позитивной ноте, чтобы родители выходили из школы с верой в своего ребенка и в то, что все проблемы решаемы совместными усилиями.
Список использованной литературы и источников
- Васильева Е.В. Родительские собрания. 5-9 классы. ФГОС/ Волгоград: «Учитель», 2017.
- Лозовая С.Н. Родительские собрания. 9-11 классы. Просвещение родителей: о новом стандарте образования./ Волгоград: «Учитель», 2017.
- Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Лекции и материалы к родительским собраниям./ Волгоград: «Учитель», 2006.Петлякова Е.Н. Инновационные родительские собрания./ М.: «Феникс», 2012.
-
Советова Е.В. Родительские собрания в начальной школе/ М.: «Феникс», 2014.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Справочная система «Образование»]. – URL:
https://vip.1obraz.ru/#/document/189/665087/d721d8f6-8558-4d0c-978d9f296fb586e7/?of=copy-6ecd5b94f6 Режим доступа: – свободный. Дата обращения: 30.04.2021.
Все, что происходит в первый раз, всегда
надолго остается в памяти.
Так и свое выступление на первом родительском
собрании я помню очень отчетливо. Общее
состояние на грани обморока. Дрожь в коленках.
Сухость во рту. Пристальный взгляд в листочки с
текстом, за которые пытаешься спрятаться от
родителей. Навязчивый страх, что сейчас начнут
задавать вопросы… Наверное, подобное испытывал
каждый молодой, только начинающий педагог.
А если проанализировать методы и приемы того
первого взаимодействия с родителями – банальная
лекция, информирование. В итоге, я ушла с собрания
неудовлетворенная, а родители – сомневающиеся в
возможностях науки психологии.
Прошли годы, и, только получив некоторый опыт
работы по психологическому просвещению
родителей, я начала понимать, насколько
малоэффективен лекционный (информационный)
метод работы на родительском собрании. Он то и
заставлял волноваться, переживать – а будут ли
слушать меня родители, поверят ли в то, что я им
буду рассказывать на родительском собрании,
надолго ли запомнят рекомендации?
Сейчас, изучив множество теоретической и
практической литературы по данному направлению,
ознакомившись с имеющимися наработками моих
коллег (психологов и педагогов), сформировав свою
«копилку» методических приемов по
взаимодействию с родителями на собрании, я могу
поделиться опытом с начинающими педагогами.
Работая над статьей, я не определяла перед
собой цель представить вниманию читателей
целостные разработки родительских собраний (от
начала до конца, с целями, задачами, конкретными
теоретическими выкладками и практическими
упражнениями). Каждую такую разработку
родительского собрания других авторов (пусть
даже очень качественно составленную) мне всегда
приходилось переделывать, «подгонять» под себя.
Как показывает опыт, каждая аудитория слушателей
(родителей) индивидуальна, и что подойдет для
одних, может совершенно не пригодиться в работе с
другими.
Мною же в статье рассматриваются отдельные
методические приемы, позволяющие повысить
эффективность проведения родительского
собрания за счет:
– создания ситуации открытого общения между
педагогом и родителями, что, в свою очередь,
приводит к снижению напряженности родителей и
педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение
затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям
поделиться собственным опытом.
Все методические приемы сгруппированы в
статье для использования на определенном этапе
родительского собрания (мотивационном,
диагностическом, основном – при изучении
теоретической информации и отработке
практических навыков, а также заключительном –
рефлексивном). В основе описываемых приемов
лежат активные методы работы с родителями,
которые позволяют превратить их из пассивных
слушателей в активных участников происходящего.
- Использование метафор (мотивационный
этап родительского собрания).
В начале занятия необходимо замотивировать
родителей на активное участие в обсуждении
затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для
этого педагог может с успехом применять
метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение
информации в виде поучительной истории или
образного выражения. Этот прием позволяет не
напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов,
достучаться до сознания человека. Метафора лежит
в основе мудрых изречений философов и писателей,
древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию
этого приема, особенно на мотивационном этапе
родительского собрания.
Одним из вариантов использования метафоры
является методический прием обсуждения
рисунков – метафор, предложенный
педагогом-психологом Цветковой С. в статье
«Вопросы воспитания в картинках» газеты
«Школьный психолог». В основе описываемого
приема лежит обсуждение рисунка, на первый
взгляд, не связанного с темой родительского
собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям,
отвечающим на наводящие вопросы педагога,
постепенно приходит понимание, что предмет (или
явление) на рисунке, как ни что другое,
олицетворяет затрагиваемую на собрании тему,
проблему.
Вот, один из примеров использования на
родительском собрании рисунка – метафоры,
взятый из вышеупомянутой статьи:
Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая
проблема – воспитание ребенка)
Данный рисунок можно предложить для обсуждения
на родительском собрании, посвященном основным
принципам воспитания, а в данном случае –
принципу воспитания на основе личного примера
взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке
«Вопросы воспитания в картинках», родителям,
отвечая на наводящие вопросы педагога,
необходимо составить достаточно подробный
рассказ по предъявленной им картинке. И только
потом им объявляется, с каким воспитательным
моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием
несколько по-иному – с самого начала стараюсь
активизировать рассуждения родителей с помощью
прямых, заранее подготовленных вопросов к
рисунку – метафоре. Это связано с тем, что
зачастую родители, придя на собрание, стараются
избежать всякой активности (высказать
собственное мнение, подать реплику, задать
вопрос, показать собственные знания по теме), не
желая показаться некомпетентными в вопросах
воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и
т.д.
Ниже представлены вопросы педагога и примерные
ответы родителей (те, к которым желательно
подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные
характеристики этого предмета. Какое характерно
для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с
губкой, если она впитает жидкость синего цвета?
Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости
разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного
цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что
особенностью губки является способность к
впитыванию. А как вы думаете, от какого слова
происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные
предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов
«питание», «впитывание». Я не зря обратила
внимание на общность корней этих слов, потому что
ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в
себя все то, что «вливают» в него родители. Можно
долго убеждать ребенка, что курить вредно,
наказывать его за вредную привычку. Это
бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением
курит его отец или мать, старший брат или другие
окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в
себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших
принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание
собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и
подобрав другие рисунки-метафоры, я часто
прибегаю к нему в своей практике – и не только
при проведении родительских собраний, а также
осуществляя психологическое просвещение
педагогов.
Так, в моей «копилке» появились следующие
рисунки – метафоры (Приложение
1):
– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая
проблема – необходимость в индивидуальном
подходе к ребенку, в знаниях психологических
закономерностей детского развития; методы
воспитания).
– Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая
проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х
лет).
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и
«Тройка лошадей» (затрагиваемая
проблема – отсутствие последовательности в
воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая
проблема – подготовка ребенка к школе).
Другим возможным вариантом применения метафоры
является обсуждение с родителями древней
или современной притчи, подобранной
педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о
последствиях грубого, непедагогичного обращения
с ребенком, я использую текст известной
восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный
молодой человек. И вот однажды ему отец дал
мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он
не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в
столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков
гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать
свой гнев. И с каждым днем число забиваемых
гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой
темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец, пришел день, когда он ни разу не
потерял самообладания. Он рассказал об этом
своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда
сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по
одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог
сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного
гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
«Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в
столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как
прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое,
у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не
важно, сколько раз ты после этого извинился,
шрамы останутся».
Не мене эффективна демонстрация
мультипликационных фильмов, снятых по мотивам
притч, с последующим их обсуждением (Приложение
2).
Мудрые изречения философов, цитаты
писателей можно применять для оформления
тематического стенда или памятки к
родительскому собранию – как главную мысль всей
представленной информации (Приложение
3).
- Анкета в работе с родителями (диагностический
этап родительского собрания).
Ведя разговор с родителями о той или иной
проблеме (детской агрессивности, тревожности,
психологической готовности к школе и т.д.),
хочется, чтобы разговор этот был предметным,
чтобы родители, хотя бы ориентировочно,
представляли себе, имеются ли описываемые
трудности у их ребенка. Ведь, не все родители
критичны сами к себе и своему чаду, не всегда
способны увидеть имеющуюся у них проблему в
семье, в процессе построения взаимоотношений с
ребенком. У других родителей просто может не
хватать специальных знаний для объективной
оценки ситуации.
В связи с чем появляется необходимость
использования на родительских собраниях
экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не
могут дать глубокого анализа имеющихся
трудностей, однако, позволяют произвести первую
общую оценку имеющейся ситуации.
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для
восприятия и обработки самими родителями на
собрании. Среди подобных анкет можно выделить
следующие: анкеты «Признаки агрессивности»,
«Признаки импульсивности», «Признаки
тревожности», «Готовность ребенка к школе»,
«Стили воспитания в семье» и др. (Приложение
4)
Для того, чтобы родители были искренни в ответах
на вопросы анкеты, перед проведением
анкетирования им необходимо дать установку о
том, что полученные в ходе диагностики данные
будут известны только им, и озвучивать их для
всей аудитории нет необходимости.
Получив конкретную информацию о себе и своем
ребенке по итогам анкетирования, родители,
скорее всего, быстрее прислушаются к словам
педагога и с большим желанием примут во внимание
его рекомендации.
- Как интересно подать теоретическую
информацию (основной этап родительского
собрания – изучение теоретической информации).
Изучение любой темы предполагает обращение к
теоретическим знаниям. Без раскрытия основных
теоретических положений по той или иной проблеме
невозможно ее правильное понимание. На
родительском собрании педагогу необходимо
знакомить родителей с основными понятиями,
раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы
знакомство родителей с теорией не было скучным и
неинтересным, педагогу необходимо подойти к
вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи
теоретической информации.
Подобным методическим приемом является упражнение
«Ассоциации» (заимствованное мной из
технологии обучения школьников критическому
мышлению, в оригинале этот прием называется
«Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей
ключевое понятие темы и предлагает им называть
как можно больше слов или выражений, связанных,
по их мнению, с предложенным понятием. Основное
условие – не повторять то, что уже было сказано
другими. Все высказывания фиксируются на доске.
Когда поток родительских ассоциаций иссякнет,
педагог обобщает знания родителей и дает новую,
неизвестную слушателям теоретическую
информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения
«Ассоциации» на родительском собрании по теме
«Психологические особенности подросткового
возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст».
Родители свободно называют свои ассоциации,
связанные с понятием, в результате чего
образуется кластер (пучок):
Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый
возраст является переходным, переломным
возрастом (т.к. в течение этого периода
происходит своеобразный переход от детского
состояния к взрослому). Считается, что этот
период труднее для обучения, воспитания, чем
младший и старший возрасты, т.к. связан с
перестройкой всех психических процессов,
деятельности и личности школьника».
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в
обобщенном выводе, используются как опора для
объяснения нового теоретического материала.
Другим, не менее интересным упражнением для
изучения теоретической информации родителями
является упражнение «Портрет «особого»
ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К.
и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей,
имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение
«особого» ребенка, например, агрессивного (тема
родительского собрания – «Влияние семейного
воспитания на формирование у ребенка
агрессивного поведения»).
Родителям, еще до предоставления педагогом
теоретической информации по теме, предлагается
самим попробовать составить портрет такого
ребенка – описать его внутренний мир, а также
внешние проявления поведения. Полученное
описание при необходимости корректируется
педагогом и дополняется неизвестной родителям
информацией.
- Вредные и полезные советы (основной этап
родительского собрания – отработка
практических навыков).
Очень часто у работающего с родителями
педагога возникает вопрос, как правильно дать им
рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли
во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом
рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть
даже самых содержательных и эффективных) не
оставит и следа в сознании взрослых. Это знание
не будет их личным, пока не будет прочувствовано
на собственном опыте. Только вовлекшись в
непосредственное обсуждение, «примерив»
воспитательную ситуацию на себя, родитель может
понять положительные и отрицательные моменты
тех или иных педагогических воздействий.
Стандартным упражнением для выработки и
обсуждения оптимальной педагогической
стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение
«Обсуждение проблемных ситуаций». При
обсуждении типичных и нетипичных педагогических
ситуаций ненавязчиво педагог дает понять
родителям, как необходимо поступать в той или
иной ситуации. Каждому педагогу необходимо
накапливать «копилку» подобных воспитательных
задач для родителей, которые он в дальнейшем
будет применять на собраниях (Приложение
5).
Более интересным и нестандартным методическим
приемом знакомства родителей с
психолого-педагогическими рекомендациями
является прием «Вредные советы».
Однажды на глаза мне попалась памятка для
учителей – «Бесполезные советы», следование
которым может существенно ухудшить отношение
младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.).
В этой памятке по типу «Вредных советов» Г.
Остера давались рекомендации (вернее –
антирекомендации), как необходимо педагогу
общаться с ребенком. Данная памятка и легла в
основу разработанного мной методического приема
«Вредные советы или Как нельзя общаться с
«особым» ребенком».
Родителям на собрании предлагаются «Вредные
советы» по общению, например, с ребенком 3-х лет, в
ходе обсуждения которых необходимо понять, как
подобное отношение к ребенку отразится на его
развитии, а также совместно разработать
правильные стратегии поведения с «особым»
ребенком.
Вредные советы или Как нельзя вести себя с ребенком трех лет |
Негативные последствия подобного воспитания |
Полезные советы или Как надо вести себя с ребенком трех лет |
Постоянно ограничивайте самостоятельность ребенка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него. |
||
Во время закатываемых истерик уступайте ребенку, идите у него на поводу. |
||
Наказывайте ребенка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации. |
Такое изложение теоретического и
практического материала позволяет родителям
увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми
или иными трудностями; взамен имеющейся
стратегии общения с ним продумать новую, более
оптимальную стратегию, основанную на
психолого-педагогических законах.
Так в моей «копилке» появились «Вредные советы»
для родителей агрессивных, тревожных,
гиперактивных детей (Приложение
6).
Множество интересных методических приемов для
обсуждения оптимальных стратегий для построения
взаимоотношения родителей с детьми предлагаются
Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. Это такие приемы, как:
– «Скорая помощь» (родители, работая в
группах, разрабатывают всевозможные приемы
профилактики и коррекционного воздействия на
ребенка с той или иной проблемой),
– «Письмо от имени ребенка» с проблемой
в развитии (родители, работая в группах,
составляют обращение родителям от имени
«проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы
с ним взаимодействовали взрослые) и др.
Каждый из представленных приемов по-своему
интересен и может быть взят на вооружение
педагогом для работы с родителями.
- Подведение итогов (рефлексивный этап
родительского собрания).
В конце родительского собрания необходимо
подвести итог встречи. Делая обобщение
затронутых во время беседы вопросов, педагог
вновь может обратиться к метафоре – прочитать
притчу или произнести цитату, философское
высказывание.
Я же в свой практике часто использую упражнение
«Портфельчик с полезностями». Перед своим
выступлением раздаю каждому пришедшему на
родительское собрание, так называемый,
«Портфельчик» (Приложение 7),
и предлагаю заполнить его в течение нашей
встречи разнообразными советами,
рекомендациями, памятками, интересными приемами
работы с детьми и т.д.
По окончании родительского собрания акцентирую
внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в
ходе нашей встречи, а также призываю не
останавливаться на достигнутом и продолжать
пополнять его дальше.
Практически каждое родительское собрание я
завершаю раздачей памяток родителям, в
которых отражены главные теоретические аспекты,
а также отдельные практические рекомендации (Приложение 8).
Понятно, что в рамках статьи невозможно
описать все имеющиеся методические приемы для
повышения эффективности родительского собрания.
Уверена, что их множество не ограничивается
представленными мною вниманию читателей.
Педагог же, работая с родителями, должен
постоянно вести поиск подобных приемов для
использования их в своей практике.
Список использованной литературы:
- Галактионова Т.Г. От самопознания к
самореализации: Персонал-технология
образовательной деятельности. СПб., Институт
специальной педагогики и психологии, 1999. - Климакова Ю. Не бойся страшного / Школьный
психолог, 2004, №8. - Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг
эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь,
2005. - Хухлаева О. Активные формы групповой
работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19. - Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках
// Школьный психолог, 2006, №5.
Примерные разработки
родительских собраний в начальной школе
(1–4 классы)
1 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников
Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.
Задачи собрания:
-
Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.
-
Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.
Вопросы для обсуждения*:
-
Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?
-
По каким законам должно идти воспитание в семье?
-
Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?
План проведения собрания (примерный)
-
Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
-
Представление педагога, который будет работать с классом.
-
Экскурсия по школьному зданию.
-
Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».
-
Анкетирование родителей по теме собрания.
-
Самопредставление – визитная карточка семьи.
-
Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».
Ход собрания-встречи
Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.
-
Вступительное слово директора школы (вариант).
– Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!
Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе. -
Выступление заместителя директора по начальной школе.
Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом. -
Самопредставление учителя.
Учитель проводит самопредставление (вариант):-
Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
-
Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.
-
-
Самопредставление семей.
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи-
Фамилия, имя, отчество родителей.
-
Возраст родителей, день рождения семьи.
-
Интересы, увлечения семьи.
-
Традиции и обычаи семьи.
-
Девиз семьи.
-
Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.
-
Экскурсия по школьному зданию.
После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы. -
Советы родителям.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю. -
Анкетирование родителей.
Проводится в конце собрания по обозначенной теме.
Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.
Второе собрание
Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе
Форма проведения: круглый стол.
Задачи собрания:
-
Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.
-
Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.
Вопросы для обсуждения:
-
Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.
-
Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
-
Система взаимоотношений детей в классе.
Ход собрания
-
Обсуждение первого школьного дня ребенка.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки. -
Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
Это может выглядеть примерно так.
Слово педагога. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.
Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Обсуждение вопроса.
Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.
Психологические трудности адаптации ребенка к школе.
При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Взаимоотношения одноклассников.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
-
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
-
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
-
Не дерись без причины.
-
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
-
Играй честно, не подводи своих товарищей.
-
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
-
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
-
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
-
Старайся быть аккуратным.
-
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
-
П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
Третье собрание
Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника
Задачи собрания:
-
Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.
-
Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для обсуждения:
-
Роль телевидения в жизни ребенка.
-
Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для дискуссии:
-
Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
-
Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
-
как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.
Ход собрания
-
Вступительное слово учителя (вариант).
– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.
немного статистики:
· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
· Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
· 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим в о п р о с а м:-
Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
-
Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
-
Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
-
Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
-
-
Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.
-
Дискуссия.
Далее возможна дискуссия по в о п р о с а м:-
Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?
-
Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?
-
Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
К о м м е н т а р и й учителя, о б с у ж д е н и е.
К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».
-
Рекомендации родителям:
1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.
3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.
4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами. -
Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:
-
Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?
-
Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
-
Какие передачи предпочитает?
-
В какой передаче хотел бы сам принять участие?
-
Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.
-
Родителям на заметку:
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.
Четвертое собрание
Тема: Эмоции положительные и отрицательные
Форма проведения: семейный совет.
Задачи собрания:
-
Ознакомиться с самооценкой учеников класса.
-
Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Ход собрания
-
Вступительное слово педагога (вариант).
– Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по объявленной проблеме, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись ответов детей на вопрос: какой я? (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)
После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Происходит о б м е н м н е н и я м и.
– Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра. -
Родительский тренинг.
В о п р о с ы:-
Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
-
Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?
-
Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.
-
В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чем ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.
-
Рекомендации родителям:
1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день. -
Домашнее задание родителям: напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?
2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10–15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.
Пятое собрание
Тема: Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
Форма проведения: устный журнал.
Устный журнал – это листы ватмана, сложенные в виде большой книги, перевитой лентой. Каждый лист – страница жизни класса за год.
На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.
Ход собрания
-
Обзор страниц устного журнала.
Страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).
Страница вторая. «Наши переменки» (физкультпауза, игры и т. д.).
Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе за год).
Страница четвертая. «Наше творчество» (смотр творчества учащихся: чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе).
Медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
Страница шестая. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса). -
Итоги работы родителей, учащихся за год.
Выступает с сообщением классный руководитель, представитель от родительского комитета.
В конце собрания учащиеся вместе с родителями и учителями фотографируются. Вручаются фотографии, сделанные ранее на других собраниях и мероприятиях класса.
2 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Физическое развитие младшего школьника
в школе и дома
Задачи собрания:
-
Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.
-
Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.
Вопросы для обсуждения:
-
Значение физической культуры для полноценного развития личности.
-
Урок физкультуры и его требования к ученику.
План проведения собрания
-
Анкетирование родителей (в начале собрания проводит педагог).
-
Сообщение данных о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицинских работников).
-
Оперативный анализ результатов анкетирования (дается в конце собрания).
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры?
2. Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культурой дома?
3. Каким вы хотели бы видеть урок физической культуры?
К собранию можно подготовить выставку рисунков «Я на уроке физической культуры».
Второе собрание
Тема: Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии
Задачи собрания:
-
Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.
-
Помочь родителям понять причины агрессии у детей и найти способы их преодоления.
Вопросы для обсуждения:
-
Причины детской агрессии.
-
Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
-
пути преодоления детской агрессивности. Рекомендации по преодолению детской агрессии.
План проведения собрания
-
Анкетирование родителей.
-
Сообщение результатов анализа причин детской агрессии (выступление педагога, рекомендации родителям).
-
Оперативный анализ ответов родителей.
-
Обмен мнениями по теме собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3. Против кого он проявляет агрессию?
4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Третье собрание
Тема: Наказание и поощрение в семье
Задачи собрания:
-
Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.
-
Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.
Вопросы для обсуждения:
-
Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
-
Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций и результатов анкетирования).
План проведения собрания
-
Выступление классного руководителя по результатам анкетирования.
-
Обмен опытом родителей.
Используя материалы специальной литературы и результаты анкетирования родителей по теме собрания, проведенного заранее, учитель организует активный родительский обмен опытом и дает рекомендации на основе своего педагогического опыта.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Какие меры наказания и поощрения используются в семье?
2. За что вы наказываете и поощряете ребенка?
3. Как реагирует ребенок на поощрения и наказания?
Четвертое собрание
Тема: Итоги прошедшего учебного года
Проводится традиционно.
3 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
Задачи собрания:
-
Определить значение общения для детей и взрослых.
-
Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.
Вопросы для обсуждения:
-
Общение и его роль в жизни человека.
-
Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.
План проведения собрания
-
Выступление учителя, подготовленное по данным специальной литературы.
-
Оперативное анкетирование и анализ ответов родителей и учеников, если и они отвечали на аналогичные вопросы.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?
2. известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа или соседку по парте?
3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка?
Второе собрание
Тема: Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
Его роль в развитии работоспособности
и личностных качеств
Задачи собрания:
-
Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.
-
Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.
Вопросы для обсуждения:
-
Труд и его значение в жизни ребенка.
-
Интеллектуальный труд и работоспособность.
-
Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.
План проведения собрания
-
Разбор ситуаций (выступление педагога).
Используя результаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учитель останавливается на конкретных педагогических ситуациях. -
Ознакомление с выставкой.
Родители знакомятся с подготовленной учениками к собранию фотовыставкой «Труд в нашей семье». -
Рекомендации родителям.
Педагог дает рекомендации по физиологическим аспектам детского труда, а также советы по развитию работоспособности и воспитанию трудолюбия.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
2. Что он любит делать?
3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?
4. Как долго может трудиться ваш ребенок?
5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?
Третье собрание
Тема: Воображение и его роль
в жизни ребенка
Задачи собрания:
-
Подчеркнуть важность воображения в общем и эстетическом развитии ребенка.
-
Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.
Вопросы для обсуждения:
-
Роль воображения в жизни человека.
-
Роль воображения в развитии эстетической культуры ребенка. Встреча родителей с учителем музыки, педагогами музыкальной школы, учителем рисования и специалистами, работающими в области других видов искусств.
План проведения собрания
-
Анкетирование родителей.
-
Выступление классного руководителя по проблеме.
Педагог рассматривает проблемы воображения в жизни ребенка, сообщает данные анализа анкет, заполненных родителями к собранию. Результаты анкетирования педагог использует в дальнейшей работе в классе. -
Выступления представителей творческих профессий.
Консультации с ними желательно организовать для родителей после собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Умеет ли ваш ребенок фантазировать и мечтать?
2. Любит ли ваш ребенок перевоплощаться?
3. Стимулируется ли в семье желание ребенка проявить фантазию, выдумку (сочинение стихов, поздравлений к празднику, ведение дневников, украшение дома и т. д.)?
Четвертое собрание
Тема: Итоги прошедшего учебного года –
музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
Подобное собрание проводится традиционно.
4 КЛАСС
Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных
и личностных качеств ребенка
Задачи собрания:
-
Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.
-
Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.
Вопросы для обсуждения:
-
Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребенка.
-
Педагогические ситуации по теме собрания.
План проведения собрания
-
Анкетирование родителей.
-
Выступление классного руководителя по проблеме.
Педагог знакомит родителей с общими проблемами физиологического взросления. -
Выступления школьного врача и психолога.
-
Сообщение учителя по результатам анализа анкет, которые родители заполнили в ходе собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Что изменилось в вашем ребенке за последнее время?
2. Как он стал вести себя дома?
3. Проявляет ли он свою самостоятельность? (Как и в чем?)
4. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?
Второе собрание
Тема: Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности
Собрание проходит совместно с учениками.
Форма проведения: познавательные «Олимпийские» игры для определения лучшего (в письме, счете, чтении, декламации, пении ит. д.).
Задачи собрания:
Главная задача игр – дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость.
Вопросы для обсуждения:
-
Способности, их виды и значение в жизни человека.
-
Способности учащихся нашего класса и их реализация в учебной деятельности.
План проведения собрания (игр)
-
Вступительное слово классного руководителя.
-
«Олимпийские» соревнования.
Сделав небольшое вступление о способностях человека и их развитии, педагог организует «олимпийские» соревнования с учетом конкретных способностей детей. В судейскую коллегию входят члены администрации, учителя-предметники и родители, они награждают «олимпийцев».
Третье собрание
Тема: Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников
Задачи собрания:
-
Оценить речевые навыки и умения учащихся.
-
Дать рекомендации родителям по результатам анализа итогов обучения за 4 года.
Вопросы для обсуждения:
-
Актуальность проблемы. Влияние речевых навыков на умственный труд школьников.
-
Роль родителей в развитии речевых навыков. Особенности разговорной речи в домашней обстановке.
План проведения собрания
-
Вступительное слово учителя по результатам анализа речевых умений учащихся (сочинения, буриме и т. д.).
-
Выступление учителей-специалистов по результатам анализа психолого-педагогического консилиума (по итогам четырех лет обучения) и формулирование рекомендаций по развитию речевых умений детей в семье.
-
Знакомство с классным руководителем и учителями, которые будут учить детей в пятом классе.
Четвертое собрание
Тема: Итоги четырех лет обучения
Подготовительная работа к собранию.
За неделю до собрания необходимо провести анкетирование учащихся и родителей.
Проанализированные результаты анкетирования используются классным руководителем при подготовке итогового собрания, которое проводится с участием учащихся.
Собрание должно быть праздничным и запоминающимся и для детей, и для родителей.
Вопросы для обсуждения:
-
подведение итогов четырёхлетнего обучения.
-
особенности (психологические и физиологические) предстоящей адаптации выпускников начальной школы к обучению в средней школе.
А н к е т а д л я у ч а щ и х с я
-
Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?
-
Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?
-
Хочется ли тебе учиться дальше?
-
Что запомнилось больше всего?
-
Какими ты представляешь учителей в пятом классе?
-
Каким ты хочешь стать, обучаясь дальше?
-
Каким ты представляешь своего классного руководителя?
-
Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?
-
Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?
-
Что бы ты хотел пожелать своей первой учительнице?
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
-
Какими вы видите будущих учителей своего сына или дочери? Какими качествами характера они должны обладать?
-
Какими профессиональными качествами они должны обладать?
-
Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут работать в пятом классе?
-
Какие качества вы хотели бы изменить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут с ним работать?
-
В чем мог бы проявить себя ваш ребенок помимо учебной работы?
-
Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать с вашим ребенком?
-
Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в этом классе была интересной?