Как составить речевого клише

Клише для  курсовой работы.png

Чтобы курсовую работу зачли и приняли, студент должен соблюдать требуемый объем текста. Иногда в процессе написания не хватает всего нескольких страниц, чтобы закончить исследование. На этот случай существуют клише для курсовой работы. В нашей статье рассказываем, что это такое, и как правильно применять в своем тексте.

Что такое клише для курсовой работы

При написании курсовых работ часто используются речевые клише. Это фразы и конструкции, которые известны и понятны всем. Они уместны в научной и деловой речи, имеют постоянную структуру и порядок слов.

Клише выполняют сразу несколько функций:

  1. Помогают быстро и точно составить документ, что экономит мыслительную энергию.
  2. Упрощают общение, делая его более понятным и ясным.
  3. Способствуют оперативной передаче информации, что особенно важно в научных и деловых сферах.
Важно!

Однако стоит помнить, что чрезмерное использование речевых клише может привести к недостатку оригинальности и выразительности текста. Поэтому необходимо использовать их умеренно и сочетать с индивидуальным подходом к написанию курсовой работы.

Виды клише

  • простые – это конструкции, которые состоят из 2-ух слов;
  • осложненные – конструкции, которые состоят более чем из двух слов;
  • сложные – это клише, которые объединяют в себе сразу несколько конструкций.

Список сокращений для курсовой

В случае, если определенный термин или обозначение встречается в курсовой работе более трех раз, то целесообразно использовать сокращения. При первом использовании их следует написать полностью, с указанием сокращенной формы в скобках. В дальнейшем в тексте следует использовать только сокращенную форму. Также необходимо отметить это правило в отдельном листе, который следует разместить после содержания и перед введением. Все сокращения нужно располагать в столбик: слева указывается символ, а справа – его расшифровка.
Однако, не следует злоупотреблять сокращениями. Избыточная лаконичность ухудшает качество материала и затрудняет его восприятие. Необходимо придерживаться требований ГОСТ 7.12-93.

При использовании сокращений любых частей речи, необходимо оставлять как минимум две буквы от исходного слова. Исключения составляют следующие слова:

  • город – г.;
  • год – г.;
  • век – в.;
  • час – ч.;
  • страница – с.;
  • дом – д.;
  • физические величины.

Глоссарий для курсовой

Как правило, при написании курсовой работы не требуется создавать глоссарий. Однако в некоторых случаях это является обязательным требованием.

Глоссарий

Это своего рода словарь, содержащий термины и понятия, связанные с общей тематикой работы. Его основное назначение – помочь читателю понять значения употребляемых, но незнакомых ему слов. Обычно список располагается в конце работы, после перечисления литературы.

Для составления глоссария необходимо предварительно изучить литературу по теме и выделить часто встречающиеся термины. Слова в списке должны быть упорядочены в алфавитном порядке. Затем для каждого термина необходимо составить отдельную статью, которая будет состоять из двух частей: точной формулировки термина в именительном падеже и содержательной части, содержащей исчерпывающую информацию о термине.
image.png

Клише для курсовой работы

Мы приведем примеры клише для каждой части курсовой работы. Эти конструкции можно использовать в вашей работе, чтобы набрать необходимое количество печатных знаков в тексте.

Введение

Актуальность курсовой

  • Актуальность исследования обусловлена тем, что…;
  • Актуальность курсовой обусловлена важностью проблемы…;
  • Актуальность объясняется следующими моментами:…

Проблема

  • В последние годы проблема … становится все более значимой…;
  • Наука проявляет интерес к проблеме…;
  • Данная проблема актуальна, так как…;
  • Исследование данной проблемы занимает важное место…

Цели

  • Главной целью исследования является…;
  • Главная цель курсовой работы заключается в…;
  • Цель курсовой работы – это…

Задачи

  • Задачи, поставленные в исследовании, обусловлены…;
  • Для исследования были выбраны следующие задачи:…;
  • Для соответствия цели исследования, были поставлены задачи:…

Объект исследования

  • Объектом исследования является…;
  • Объект исследования в курсовой работе – это…;
  • В качестве объекта исследования выступает…;

Предмет исследования

  • Предмет исследования – это…;
  • В качестве предмета исследования в курсовой выступают…

Теоретическая база

  • Теоретической базой для исследования послужили следующие материалы:…;
  • Материалы курсовой работы –…;
  • Существует ряд работ, в которых рассматривается подобная тема:…;
  • Для более полного раскрытия характеристики исследования, были рассмотрены следующие научные труды:…;
  • Проблема … нашла отражение в работах …

Методологическая база

  • Для проведения исследования были выбраны следующие методы:…;
  • Направленность работы предопределила выбор методов исследования:…
  • Практическая значимость
  • Практическая значимость работы определяется следующими факторами:…;
  • Практическая значимость заключается в…

Основная часть

Теоретическая часть

  • Основные понятия для данного исследования – это…;
  • В учебном пособии «…» приведены следующие определения термина…;
  • Теоретик … в своей работе определяет приведенное понятие как…;
  • Официальный сайт … дает следующую информацию:…;
  • История данной проблемы освещается на страницах журналакниги «…»;
  • Очень важно отметить, что…;
  • В современном мире распространено мнение о том, что…

Практическая часть

  • Чтобы подробнее разобраться в вопросе, мы решили провести следующий эксперимент…;
  • Для уточнения сведений для исследования, было решено провести опрос среди…;
  • Работа выполнялась следующими методами:…;
  • Результаты проведённых опросов представлены в приложении…;
  • В данном случае мы замечаем/видим/понимаем…;
  • Нельзя не упомянуть, что…

Заключение

  • В курсовой работе был изучен вопрос…;
  • Если подытожить результаты, которые были получены в ходе исследования, можно заявить, что…;
  • Основываясь на полученных сведениях, были сделаны следующие выводы…;
  • Исследование может быть продолжено в качестве…;
  • Результаты и отчеты показывают нам, что…

Скоро сдавать работу преподавателю на проверку, а текст еще не готов? Вы можете заказать курсовую работу на сервисе Студворк! Наши авторы быстро выполнят задачу любой сложности по всем вашим требованиям.

 Работая в школе для детей с нарушением слуха, мы часто сталкиваемся с ограниченным словарным запасом наших учеников, и как бы мы не старались его увеличить, не всегда ребенок с ОВЗ может самостоятельно грамотно сформулировать свои мысли, особенно в напряженной обстановке экзамена. Именно эти речевые клише помогают нам выйти из затруднительного положения

Это готовые образцы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также модели речевого поведения в конкретных ситуациях.

Элементы структуры

Клише

ВСТУПЛЕНИЕ

1.Ключевое слово темы

Природа… Война… Дружба и т.п.

2.Общие рассуждения

по теме

С давних времен человек размышлял о …

Каждый из нас сталкивался с …

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

Как часто мы слышим о …

Мы знаем о … из книг и фильмов, рассказов близких.

(Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

3.Вопросы по теме

Зададимся вопросом: почему….?

В чем же причина …?

Задумаемся: должны ли мы…?

Невольно задаешься вопросом: зачем….?

Почему же нужно …?

Что же самое главное …?

Как мы должны относиться к …?

Для перехода к

основной части

В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает

художественная литература.

Предлагаю вспомним литературные произведения, в которых

раскрывается тема …

Замечательным примером, иллюстрирующим …

Правильность высказанной точки зрения могу доказать,

обратившись к …

Обратимся к произведениям художественной литературы,

затрагивающим…

За примерами давайте обратимся к произведениям

художественной литературы

Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать)

произведение ФИО, в котором…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕЗИС

Сегодня мы понимаем, что…(ответ на вопрос, заданный во

вступлении)

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На

мой взгляд, …(ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я

считаю, что… (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:

…(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

АРГУМЕНТ

Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в

произведении… (автор, название).

Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала

многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя)

в…(название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в

стихотворении…(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в

романе… (автор, название).

Вспомним героя повести… (автор, название).

Обратимся к роману… (автор, название).

Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже

размышляет об этом

-Интерпретация

произведения или его

фрагмента

Автор повествует о…

Автор описывает…

Поэт показывает…

Писатель размышляет о…

Писатель обращает наше внимание…

Писатель заостряет наше внимание на …

Он акцентирует внимание читателя на…

Он осуждает…

Он ставит нам в пример…

Автор подчеркивает…

Пушкин утверждает…

-Промежуточный вывод

Писатель считает, что…

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод, выражение

надежды на лучшее,

призыв

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Невольно напрашивается вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

В заключение хочется призвать людей к…

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что…

Хочется верить, что…

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Мне

думается, следует…

И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что…

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте,

убеждают нас в том, что…

Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод…

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том,

что…

Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть,

предположить), что…

Одной из задач педагога является научить детей логически правильно передавать свое мнение. Для этого можно дать обучающимся следующие речевые клише.

Речевые клише для вступления:

Попробуем представить, что 

Разве это возможно?

Конечно, …

Всем известно, что …

Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому …

Эти вопросы всегда волновали человечество.

Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми.

Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … .

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … .

Кто-то считает, что … . Кто-то … .

Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

 Для аргументации собственной позиции с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …

Для заключения:

В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну:

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: 

Хочется верить, что…

В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну:

Клише в письменной и устной речи

Термин «клише» прочно вошел в нашу жизнь.

Так, ученик 11 класса заучивает клише для эссе на ЕГЭ. Студент готовит рефераты и доклады, и затем пишет дипломную работу, ориентируясь на определенные клише. А копирайтер часто видит в ТЗ формулировку «текст без воды, клише и канцеляризмов».

Давай же разберемся, о чем идет речь.

Содержание статьи:

  • 1 Что такое «клише» и где его можно встретить
  • 2 Как это связано с языком
    • 2.1 Помимо речевого клише, еще выделяют
  • 3 Штамп, канцеляризм, клише
  • 4 Клише это хорошо или плохо?
  • 5 В помощь копирайтеру

Что такое «клише» и где его можно встретить

Слово «клише» многозначно. В русский язык оно попало из французского, во времена зарождения типографий. Первое историческое значение слова «клише» – форма из резины, дерева или металла с рельефным изображением на ней. Она окунается в краситель, надавливается на бумагу или другую поверхность и получается оттиск.

Как это связано с языком

В переносном значении под «клише» понимается стандартные словосочетания или предложения, речевые шаблоны, смысл которых понятен абсолютно всем. Это готовые речевые комбинации, которые помогают кратко и емко выразить мысль, поэтому клише особенно часто встречаются в официальных документах, научных работах, в публицистике и в СМИ.

Точно такую же роль выполняют и клише для сочинений, рассказов, романов.

клише в сми

Помимо речевого клише, еще выделяют

Политическое (идеологическое, пропагандистское)

Речевые шаблоны, часто употребляемые журналистами, публицистами или общественными и государственными деятелями в своих выступлениях. Например, в советские времена среди особо любимых были такие клише: «тлетворное влияние Запада», «генеральная линия партии», «культ личности».

Психологическое

Готовая модель восприятия происходящего, шаблон поведения в определенной ситуации, часто мешающий её адекватной оценке. Психологическое клише часто называют стереотипом.

Литературное

Набор устоявшихся тем и мотивов. Чаше клишированность характерна для фольклора: дурачок и недотепа побеждает благодаря смекалке и мужеству, богач всегда скуп до безобразия и глуп. Самые известные примеры здесь: «жили-были», «стали жить-поживать, да добра наживать».

Художественное (в искусстве)

Традиционная форма, тема или мотив. В искусствоведческой среде клише воспринимается отрицательно, считается, что искусство основано на творческой фантазии и должно создавать что-то новое. Иногда стандартные сюжеты используются для создания нужного зрителю или читателю эффекта: добрые беззащитные герои побеждают, а главный злодей погибает.

Штамп, канцеляризм, клише

У этих терминов много общего: все они, по сути, речевой мусор. Они утяжеляют текст, затрудняют его восприятие, не несут смысловой нагрузки, и поисковые алгоритмы их не учитывают.

В чем же разница между канцеляризмом, штампом и клише?

Канцеляризмы чаще всего звучат в речи юристов, чиновников, директоров и других должностных лиц. Создается ощущение, что текст написал или произнес робот, а не живой человек. Они уместны в деловом или научном стиле, в других случаях их лучше избегать.

Наиболее распространенные канцеляризмы:

  • цепочка из нескольких существительных: издержки профессии врача, алгоритм увеличения объема продаж;
  • шаблон: на данный момент, имеет место быть;
  • пассивные конструкции: необходимо выполнить, нами было отмечено;
  • расщепление сказуемого: производить деятельность, заострить вопрос;
  • обилие отглагольных существительных: выполнение, повышение;
  • производные предлоги: по причине, с целью, во избежание.

Штампы – наиболее широкое понятие. Это выражение настолько часто используемое, что оно уже стало стандартным, избитым и надоевшим. Такие фразы лишены образности, их часто вставляют без учета ситуации. Штампы делают речь скудной, убивают живое изложение. Часто их можно встретить в рекламных текстах, газетных заголовках. Примеры штампов:

  • индивидуальный подход;
  • широкий ассортимент;
  • нацеленность на результат.

Клише, в отличие от канцеляризма, может присутствовать в разных стилях речи. Это речевые стереотипы, стандартные фразы и предложения. В отличие от штампа, который потерял образность и экспрессивность, оно сохраняет свою семантику, а в некоторых случаях и выразительность.

Клише это хорошо или плохо?

клише это хорошо или плохо

Известный лингвист В.В.Виноградов говорил, что «большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише». Так ли плохо их использование?

На первый взгляд, у фраз клише много плюсов:

  • сознание проще воспринимает часто повторяющиеся явления и соотносит с ними нужные словосочетания, так в повседневной жизни человек использует этикетные фразы;
  • устоявшиеся речевые формулы легче произнести;
  • процесс воспроизведения речи автоматизируется;
  • коммуникация идет легче и быстрее;
  • экономятся усилия, время и мыслительная энергия как говорящего (пишущего), так и слушателя (читающего).

Без сомнения, с готовыми, стандартными шаблонами работать проще: быстренько пишешь по определенному плану, и все хорошо. Вот только не нужно забывать, что обилие клише лишает текст уникальности и оригинальности. Такие слова и словосочетания делают его скучным, безликим, полностью убивают авторский стиль.

Клише не несут смысловой нагрузки, лишь утяжеляют текст и делают его нечитаемым. Значит, чтобы статью читали до конца, от клише нужно избавляться.

Уйти от стандартных фраз просто: нужно всегда писать (или говорить) по существу, избегать заезженных метафор и неуместных фразеологизмов. Штампы и клише – это пустота, а пустоту надо заполнить смыслом.

Кстати, не всегда клише – это плохо. Очевидно, что в публицистике, в художественном тексте, в обычной жизни они неуместны. Но, например, в официальном документе без них никуда: чем более клиширован документ, тем удобнее им пользоваться. И написание сочинений или научных работ не обходится без них: есть стандартные формулировки при написании введения, заключения, приведения аргументов.

В помощь копирайтеру

Можно ли научиться замечать слова-клише и убирать их из своего текста? Конечно! И начать следует с внимательной вычитки текста перед его отправкой или публикацией. Лучше свежим глазом просмотреть, насколько легко его читать, нет ли лишних слов и бессмысленных оборотов.

Помочь в проверке может сервис Главред.ру. Это бесплатный проект, где можно проверить текст на соответствие информационному стилю. Все ошибки, штампы и тяжелые конструкции подсвечиваются. Текст оценивается, нормой считается 8 баллов и выше.

Легких и оригинальных текстов!

Комментарии (0)

Что такое клише?

Чтобы было от чего отталкиваться, начнём с исходного значения этого термина. Изначально клише – это типографский шаблон для печати, изготовленный из дерева, резины или металла. На его объёмный узор наносится слой краски, после чего он с силой прижимается к бумаге или другой поверхности. Современное название было позаимствовано из французского языка, в котором глагол clicher означает «делать оттиск».

В повседневном общении словом «клише» обычно называют речевые шаблоны, паттерны поведения или типичные ситуации, которые всегда развиваются по похожему сценарию. В современном понимании под словом клише имеется ввиду, как правило, речевые клише – шаблонные выражения, смысл которых часто отличается от исходного смысла составляющих их слов. Лингвисты считают, что речевые клише позволяют нам ускорить обмен информацией, затрачивая меньше сил на поиск подходящих формулировок и понимание чужих высказываний.

Примеры клише

Характерная особенность речевых клише заключается в том, что их произносят дословно и практически не задумываясь об их истинном смысле. То есть, для носителя языка это, по сути, самостоятельное понятие, не всегда сохраняющее связь с исходным смыслом слов. Филологи могут относить эти выражения к речевым стереотипам, фразеологизмам, групповым шаблонам, афоризмам и т.п.

Примеры речевых клише:

  • «гибкая система скидок»;
  • «лояльная ценовая политика»;
  • «динамично развивающаяся компания»;
  • «оставил неизгладимый след».

Применение клише может быть уместно в деловых или технических документах, но негативно воспринимается в художественной литературе или в повседневном общении. Шаблонные фразы звучат «механически», поэтому лишают речь индивидуальности и эмоциональной насыщенности.

И всё же в художественной литературе можно встретить значительное количество шаблонов. Наверняка вы неоднократно встречали такие литературные клише как:

  • «ни живой, ни мёртвый»;
  • «упала в объятия»;
  • «кошачья походка»;
  • «шаги гулко отдавались»;
  • «струился лунный (или солнечный) свет»;
  • «бездонные глаза»;
  • «волевой подбородок».

Без подобных фраз иногда сложно обойтись, и для большинства читателей они выглядят естественно. И всё же литературные критики отмечают, что способность убедительно формировать атмосферу, не пользуясь речевыми клише, говорит о наличии у автора таланта. И наоборот, если текст изобилует подобными оборотами, это выглядит как попытка компенсировать отсутствие таланта за счёт использования «проверенных» фраз.

Ещё один распространённый тип клише встречается в поэзии – это повторяющиеся рифмы. И речь даже не о шуточной рифме «любовь-морковь». Практически каждый поэт хотя бы однажды рифмовал слово «любовь» с такими словами как «вновь», «кровь» или «готовь». Другая популярная пара хорошо рифмующихся слов – «ты» и «цветы»(эта рифма с завидной регулярностью встречается в современных песнях).

Плюсы клише

В повседневной жизни мы употребляем шаблонные фразы гораздо чаще, чем обращаем на это внимание. Обычное приветствие подразумевает определённое сочетание слов, на которое собеседник, как правило, также отвечает подходящим клише. Поэтому повседневная речь не лишена шаблонных фраз, и при уместном их использовании человек выглядит эрудированным, воспитанным и хорошо образованным.

А ещё очень полезно запоминать клише при изучении иностранных языков. Не зная их, человек может обладать обширным словарным запасом, но всё равно не понимать значительной части сказанного.

Клише делают повседневное общение простым, удобным и понятным. Они позволяют нам экономить мыслительную энергию, формулируя собственные мысли и понимая чужие. Также они практически незаменимы в деловой речи. Благодаря им нам не приходится ломать голову над тем, является ли фраза корректной и достаточно вежливой – мы и так знаем, что она уместна в данном контексте. Клише помогают структурировать письменную речь, связывая предложения за счёт шаблонных переходов.

Когда клише неуместны?

Гораздо хуже речевые клише воспринимаются в художественной литературе. И если рядовой читатель придираться не станет, то для критика их использование является индикатором нехватки таланта у автора. Если же тот чётко формулирует свои мысли, задаёт эмоции и создаёт атмосферу, обходясь без клише, ценность такого произведения, с точки зрения критиков, значительно выше.

Избегать клише желательно и в повседневном общении. Конечно, совсем обойтись без них невозможно. И всё же канцелярит и прочие шаблонные высказывания будут лишними. Даже если вы употребляете их ради шутки, злоупотреблять всё же не следует. Человек, который может избегать шаблонных фраз, особенно там, где они сами напрашиваются, выглядит умнее для окружающих.

Отличие клише от штампа

Речевой штамп и речевое клише – близкие понятия, и разница между ними не всегда очевидна. Иногда эти термины используют как синонимы (и многие авторы настаивают, что они должны считаться таковыми), и всё же их смысловая окраска несколько отличается.

  • Клише – это закрепившиеся шаблоны, делающие речь «механической», излишне формальной и неестественной. В то же время они привычны и понятны большинству людей.
  • Штампы – это «затасканные» обороты, которые уже утратили исходный смысл, но их продолжают упорно использовать как самостоятельные термины там, где более уместны обычные слова. Например, штамп «люди в белых халатах» часто используется вместо слова «врачи», а «чёрное золото» – вместо слова «нефть».

Если судить по определениям, смысл этих понятий не сильно отличается. Они могут быть синонимами, но штампом обычно называют «избитый» шаблонный оборот, неуместность которого отчётливо ощущается всеми, кто его слышит. То есть, слово «штамп» обычно употребляют, когда нужно подчеркнуть «бездумность»высказывания.

Можно выделить 3 часто встречающихся вида штампов:

  • Слова со стёршимся смыслом. Это универсальные фразы, смысл которых размылся и стёрся. Ими заменяют многие слова, игнорируя то, что при этом может теряться смысл исходного высказывания. Иногда их используют именно для того, чтобы не конкретизировать мысль. Например, «у него есть отдельные недостатки». Очевидно, что можно было бы прямо указать на конкретные проблемы, но вместо этого смысл высказывания намеренно размывают словосочетанием «отдельные недостатки».
  • Парные слова. Это избыточные эпитеты или просто словосочетания, которые практически «срослись» и почти всегда в определённом контексте встречаются вместе. При этом они не несут дополнительного смысла и только раздражают слушателя или читателя (например, «бурные аплодисменты» или «неизгладимое впечатление»). Любой, кто слышит или читает такие фразы, прекрасно понимает, что впечатление отнюдь не неизгладимое, да и аплодисменты, скорее всего, обычные.
  • Модные выражения. Удачные высказывания и красивые метафоры могут становиться популярными на некоторое время. И только по этой причине их начинают употреблять постоянно, независимо от уместности. Особенно сильно этому подвержены люди, которые не наделены способностью красиво говорить, но пытаются изображать красивую речь, используя для этого «проверенные» фразы.

Добавить комментарий