Как составить речевой портрет пример

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «РУССКАЯ ШКОЛА»

Речевой портрет телеведущего

(на примере Ирады  Зейналовой и Алексея Пушкова)

 исследовательская работа по лингвистике

Глушкова Анастасия  Валерьевна,

ученица  10 «А» класса МОБУ «СОШ №6 «Русская школа»

г. Минусинска Красноярского края

Учитель-консультант:

Макеева Лариса Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы

 МОБУ СОШ №6 «Русская школа»

Минусинск , 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА.

1.1. Понятие речевого портрета………………………………………………..5

1.2. Особенности языковых единиц разных уровней…………………………7

ГЛАВА II.РЕЧЕВЫЕ ПОРТРЕТЫ ТЕЛЕВЕДУЩИХ ИРАДЫ ЗЕЙНАЛОВОЙ И АЛЕКСЕЯ ПУШКОВА.

2.1. Речевой портрет Ирады Зейналовой………………………………………8

2.2. Речевой портрет Алексея Пушкова……………………………………….12

2.3.Сравнительная таблица речевых портретов телеведущих……………….15

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТА  АНКЕТИРОВАНИЯ…………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Средства массовой информации  оказывают огромное влияние на аудиторию.  Мы уже не можем себя представить без радио, телевидения, прессы, ведь они выполняют для нас важные функции: информативную, культурную, образовательную, развлекательную.  на российском телевидении множество каналов, каждый выбирает себе то, что ему интересно, выбирает для просмотра отдельные  программы, но и вслед за этим – телеведущих. В 20 веке к телеведущим были особые требования. Они  были не только ведущими различных  программ, но и носители культуры. Зрителей они привлекали своим профессионализмом, внешним образом, манерами, речью, которая отличалось грамотностью,  богатством, выразительностью. Сегодня мы знаем множество популярных  ведущих разных каналов, имеющих свою аудиторию и поклонников, но не всегда отличающихся грамотной речью и внутренней культурой.  Какие они, современные телеведущие?  Попробуем разобраться с особенностями   их речевого портрета. Для этого мы взяли для наблюдения ведущих аналитических программ на разных каналах телевидения Ираду Зейналову и Алексея Пушкова, так как  их труд высоко оценен как на государственном уровне, так и на профессиональном, они узнаваемы и популярны.

Проблема исследования связана с установлением специфики речевого портрета телеведущего.

Цель исследования –  изучение  речевого портрета телеведущих Ирады Зейналовой и Алексея Пушкова на материале  телевизионных программ «Итоги недели» на «НТВ» и «Постскриптум» на  «ТВ Центр».

Задачи:  

1.Изучить литературу по данной теме;

2.Определить понятие «речевой портрет», изучить методику создания и анализа речевого портрета.

3.Описать речевой портрет телеведущих  Ирады Зейналовой и Алексея Пушкова.

 4.Составить сравнительную таблицу.

5.Провести анкетирование по данной теме.

Объект исследования – это речевой портрет как один из способов создания образа современного телеведущего.

Предмет исследования – особенности языковых, речевых структур,  использующиеся для создания речевых портретов телеведущих

Гипотеза

Мы предполагаем, что речевой портрет телеведущего индивидуализирован и способствует созданию целостного,  неповторимого, узнаваемого образа.

Методы: поисковый, наблюдения, сравнительный, анкетирование. 

Материалом исследования служат видеофрагменты и аудиофрагменты  телепередач « Постскриптум»  « Итоги недели на НТВ» за  октябрь 2018 – февраль  2019 года

Практическая значимость

Данная работа будет интересна  широкому кругу людей. Результаты работы могут быть использованы в исследованиях речевого портрета как собственного, так и  окружающих.

Работа состоит из введения, трех  глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА

 1.1. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА

В языкознании появилось особое направление, занимающееся изучением языковой личности через описание ее речевого портрета. Началом изучения понятия «речевой портрет» принято считать исследования, проводимые в 60  годах ХХ века М.В. Пановым для описания фонетического портрета. Именно он выделил фундаментальные отличия русской «разговорной речи» от «кодифицированного литературного языка. Делая записи устной речи и занимаясь изучением фонетических особенностей этого типа текстов, изучая русское просторечие, речевые ошибки и другие проявления вариативности языковой системы, ему удалось дать характеристику литературной норме в диахроническом аспекте и создать ряд фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых. До 60-х годов понятие «речевой портрет» носило лишь литературоведческий характер и обозначало один из способов создания художественного образа. На сегодняшний день существует несколько определений речевого портрета, и мы рассмотрим некоторые из них. По мнению Светланы Владимировны Леорды, «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность» [1] 

Галина Григорьевна Матвеева понимает под речевым портретом «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего». Также  она отмечает, что речевой портрет способствует фиксированному речевому поведению, которое «автоматизируется в случае типичной повторяющейся ситуации общения»[2]

Татьяна Петровна Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик личности или определённого социума в отдельно взятый период существования» В речевом портрете он выделяет возрастные, гендерные, социальные, психологические, этнокультурные и лингвистические характеристики личности.[3]. Большую роль речевого портрета как составляющую облика говорящего в формировании целостного образа личности выделяет Елена Валерьевна Осетрова .[4]

Проанализировав большинство источников на тему речевого портрета, мы выделили основное определение, помогающие раскрыть тему данной работы. Мы опираемся на определение Марины Николаевны Гордеевой «Речевой портрет  это речевые предпочтения личности, совокупность особенностей, которые делают ее узнаваемой» [5]

1.2 . РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

В последнее время  интерес ученых привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой принадлежности, выделяемых по общности профессии, уровню и характеру образования, по принадлежности к одному поколению, а также по совокупности прочих характеристик. Изучение речевого портрета телеведущего является на сегодняшний день достаточно актуальной темой в условиях развития жанровых форм телекоммуникационных программ. Сегодня в России множество каналов и большое количество телепрограмм. По мнению социологов, на экраны выходят программы, похожего друг на друга содержания, которые становятся неинтересны аудитории. Это доказывает, что по-настоящему успешных программ на телевидении — единицы.  И во многом рейтинг программы зависит от ее ведущего. Они  доносят до общества информацию, задают своим экранным собеседникам вопросы, выступая представителями зрителей на экране. В то же время телеведущие  оказывают регулярное воздействие на общественное мнение, на умы и сердца своих зрителей. Личность, выступающая по телевидению, проявляет свое отношение к той или иной проблеме. Совпадение позиций личности информатора и источника информации не обедняет, а обогащает информацию, так как аудитория знает: мнение, высказанное телеведущим, выражает нечто большее, чем мнение одного человека. Любая речь является текстом, в котором смысл происходящего раскрывается через восприятие картинки, то есть образа телеведущего, его вербального и  невербального языка. В своей работе при описании речевого портрета  мы будем опираться  на схему Марины Николаевны Гордеевой, в которой представлены  следующие параметры : особенности языковых уровней (лексика, морфология, синтаксис),стиль, техника речи, невербальный язык ( мимика, жесты, поза), речевой поведение[5]

ГЛАВА II.

РЕЧЕВЫЕ ПОРТРЕТЫ ТЕЛЕВЕДУЩИХ ИРАДЫ ЗЕЙНАЛОВОЙ И АЛЕКСЕЯ ПУШКОВА.

2.1. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ИРАДЫ ЗЕЙНАЛОВОЙ

Ирада Зейналова – успешный телеведущая, журналист, много лет она проработала на телевидении. Внимание зрителей привлекают её яркие репортажи, авторский стиль подачи материала. Ирада Автандиловна родилась 20 февраля 1972 года, её родной город – Москва.В 1997 году Зейналова пришла на телевидение,где заняла место помощника редактора передачи «Время» (РТР).В 2000 году Зейналова стала корреспондентом «Вестей»,  освещала множество событий, происходящих в стране и за рубежом.В 2007 году Зейналову назначили заведующей бюро Первого канала в Англии, в 2011 стала заведовать бюро канала в Израиле. В 2012 году Ирада получила должность ведущей программы «Время» .В 2016 году  Ирада Зейналова стала вести авторскую программу «Итоги недели» на НТВ. У Ирады Автандиловны множество наград: «ТЭФИ», орден «За заслуги перед Отечеством» и другие. [6]

Ирада Зейналова – ведущая  аналитической программы « Итоги недели», на канале НТВ, которая выходит по воскресениям в 19.00. Создадим речевой портрет известной телеведущей.

1.Морфологическая структура телевизионной речи Ирады Зейналовой  – это  активное использование глаголов, существительных, наречий, числительных. Прилагательные, причастия, деепричастия в текстах новостей почти не используются (случаи единичны; как правило, они используются в наречной функции): «Согреемся дрожавши.» «Это уже слишком» (программа от 20 января 2019г.), «Хрупкий, временный и зависящий мир» (программа от 28 октября 2018г.).

2.Лексический состав характеризуется наличием аббревиатур, сокращений, заимствованных слов. («ОБСЕ», «Совбез ООН», «временный спикер») «Договор РСМД», «Или мы должны объединиться с ЕС?», «Выполняя условия МВФ», «Российский МИД сделал ответный ход», «НАТО начал крупнейшие учения» (программа от 20 октября 2018г.). Так как Ирада Зейналова- ведущая аналитической программы, то  в ее речи много политической и экономической  терминологии, речевых клише, большое количество профессионализмов.  «Еще одно ключевое событие недели», остаются речевые стандарты, носящие номинативную функцию (правоохранительные  органы, вооруженный конфликт, депутатский корпус, министерства и ведомства). Характерная примета зейналовских материалов — предельная контрастность: «Шампанское вперемежку со слезами. Обстановка накалилась до предела» (программа от 20 января 2019 «С новым годом появились новые вопросы»(программа от 27 января 2019г.), «Между пушками и маслом…» (программа от 11 ноября 2018г.), «Не войну, но большую группу вооружений…» (программа от 23 декабря 2018г.).

3.Синтаксическая организация речи телеведущей характеризуется тем, что простые распространенные  предложения превышают количество сложных предложений. В  ее речи   наблюдается тенденция на усложнение проговариваемых синтаксических конструкций. В речи используется много риторических вопросов и риторических восклицаний. А что же происходит на самом деле? Разберемся!»(программа от 20 января 2019г.). «Может быть, причина в том, что мировая экономика стремительно набирает обороты?» (программа от 10 февраля 2019г.), «Можно ли удержать от развала этот приличный мир?» (программа от 2 декабря 2018г.)

4. Стиль  ее речи соответствует общему речевому стилю, находящемуся на границе публицистического и официально-делового, характеризуется строгостью, но в то же время доступностью язык.

5. Техника речи Голос ведущей – низкий. Тембр – специфический,  торопливость создают ощущение постоянной напряженности. Темп речи -быстрый, (100-120 слов в минуту),  что способствует возникновению довольно частых оговорок, речевых погрешностей, нечеткое произнесение конца слов и фраз.

6.Речевое исполнение Зейналовой характеризуется неровным интонированием, большим количеством восклицаний и вопросов, сильной эмоциональной окрашенностью при выделении важной информации. Логические ударения ставятся на числах, на обстоятельствах места и действия. Неровность интонации объясняется сбивчивой ритмикой при предельной вовлеченности в материал.

7.Особенности речевого поведения. Каждый выпуск программы начинается с традиционной фразы: «Я- Ирада Зейналова….».  Почти каждый ее анонс-комментарий видеосюжетов  начинает и  завершает вопросно-ответная реплика. Основные темы анонсируются в начале программы, создавая эффект напряжения и привлекая внимание к просмотру выпуска, а кроме того — позволяя зрителю составить представление об основных событиях недели за предельно короткое время. Ирада Зейналова приветливо обращается к зрителю, располагая его к себе. Выражение собственной позиции « Серьезно…» и это связка в речи. Второй немаловажной особенностью является частое использование личного местоимения первого лица, что свидетельствует о постоянном  включении себя в новостные события:  «И с вами я — Ирада Зейналова», «а я с вами прощаюсь», «я снова с вами, мы продолжаем» Поддерживает контакт со зрителями « «Давайте быстро прервемся на рекламу…, посмотрим рекламу и дальше» Заканчивает программу Ирада Автандиловна такими словами:  
«Это были итоги недели, у которой как всегда свои герои и свои события ,какими их увидели репортеры НТВ. Мы встретимся уже снова на грядущей недели, я желаю вам всего доброго и удачи. Оставайтесь с нами».

8.Невербальные средства общения  Ирады Зейналовой.

Для Ирады Зейналовой характерно большое использование эмоциональных и указательных  жестов(движение руками в  разные стороны, всплеск руками, покачивание головой и  другие). Также телеведущая  имеет выразительную мимику. В сосредоточенном состоянии брови напряжены. Зубы сведены вместе, как и губы. Когда задает риторические вопросы, брови взмывают вверх, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму и тд.)

Ирада Зейналова в передаче не только телеведущая, но и репортер, в программе представлены ее репортажи из разных стран. Стиль и манеру
«репортажа»: скорость, информационность, насыщенность – все это есть в ее программе.. Она — лицо воскресной аналитической программы. Эмоциональная насыщенность создает иллюзию «своего» материала, добытого лично и прожитого ей ,профессионально ориентируясь в новостных темах, углубляясь в тонкости различных тем, анализируя их, что очень импонирует современному телезрителю. Ее образ определяет формат передачи : минимум косметики, строгий костюм. Ирада Зейналова- свременный телеведущий, имеет особый образ ведущего информационной программы. Она узнаваема, профессионал в своем деле.
К тому же, по замечанию самой ведущей, зритель уже «не хочет тяжелых текстов, не хочет длинных сюжетов. Мы привыкли к клиповому монтажу, мыслим короткими предложениями, и все должно быть более наглядным и бытовым. Мы просто рассказываем о том, что видим» [7].

2.2.РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ АЛЕКСЕЯ ПУШКОВА.

Алексей Пушков – известный телеведущий и яркий представитель российской большой политики, который внес огромный вклад в развитие отечественного телевидения. Родился Пушков Алексей Константинович 10 августа 1954 года в столице Китая в семье советского дипломата После успешного окончания школы Алексей Пушков стал студентом МГИМО на факультете «Международные отношения». В 1976 году после окончания вуза он уехал в Женеву, где работал при представительстве ООН. Пушкова стал работать на российском телевидении с 1995 года, был заместителем гендиректора «Первого канала». В 1998 году  журналист становится руководителем и ведущим программы «Постскриптум» с Алексеем Пушковым. Он является депутатом  Государственной Думы,  председателем  комитета по международным делам, имеет  государственные награды. Лауреат премий многих российских и международных телефорумов как автор, руководитель и ведущий программы «Постскриптум». [8]

Аналитическая программа « Постскриптум» выходит каждую субботу  на канале ТНТ в 21.00 и ведет блестяще один из самых грамотных, профессиональных телеведущих современного российского телевидения Алексей Пушков. Итак, рассмотрим речевой портрет Алексей Пушкова

Морфологическая структура  речи. Ведущий в речи используются  глаголы, существительные, наречия, числительные. «Это исключительно тревожно»( программа от 9 февраля 2019г.). «Агрессивные заявления запада» (программа от 17 февраля 2019 г.), «Да, для нашей страны этот случай уникальный…» (программа от 17 ноября 2018г.), «адская переделка» (программа от 20 октября 2018г.).

Лексический строй речи. Это политическая, парламентская, книжная, экономическая лексика, очень редко разговорная.

Синтаксическая структура речи

Предложения строятся  по принципу антитезы. Преобладают вопросительные предложения. Частое использование вводных слов: несомненно, разумеется, действительно, должно быть. Большое количество простых полных предложений. Преобладание предложений с прямым порядком слов. Повествовательный характер изложения. Преобладание двусоставных предложений, односоставные почти не используются. «Власов: предатель или освободитель?» (программа от 26 января 2019г.).  «При чем, обратите внимание, объявлено о полном выходе из договора».  (программа от 2 февраля 2019г. «Существует ли угроза для нашей страны?»(программа от 26 января 2019г.), «Многие задаются вопросом: В чем же состоят причины произошедшего?» (24 ноября 2018г.).

Стиль  его речи соответствует общему речевому стилю, находящемуся на границе публицистического и официально-делового, характеризуется строгостью и понятностью.

Особенности речевого поведения

Начало передачи: «Здравствуйте, как всегда по субботам  в эфире телеканала ТВЦ аналитическая программа « Постскриптум» и я Алексей Пушков».

Сегодня в программе…Подробно в материале нашего корреспондента

Конец программы: «Ну что ж, на этом у нас сегодня все. Теперь мы ждем новые встречи с вами в следующую субботу, когда предложим вам постскриптум о самых важных и острых событиях следующей недели. А пока всего вам самого хорошего, и конечно же, берегите себя.»

Невербальные средства общения.

Руки всегда на столе. Мимика расслаблена. Нет жестикуляции.

Речевое исполнение характеризуется ровным, сосредоточенным, спокойным интонированием, большим количеством повествовательного изложения и вопросов, которые не отличаются сильной эмоциональной окрашенностью Невербальные средства общения.

Руки всегда на столе. Мимика расслаблена.

Техника речи

Стоит отметить четкость подачи материала, интонационное выделение ключевых слов, особый тембр голоса. Уместные паузы, тон не торопливый, спокойный, темп речи -100-110 слов в минуту. Логические ударения ставятся на числах и  местах действия.

На основе анализа речевого портрета  Алексея Пушкова можно сделать вывод,  что этот человек уверен в себе и своих мыслях, его материалы очень интересны людям, актуальны в современное время. Его телепередачи отличаются остротой и откровенностью, он совершенно не боится затрагивать  щекотливые темы. Алексей Пушков – настоящий
профессионал своего дела.

2.3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ПОРТРЕТОВ ТЕЛЕВЕДУЩИХ ИРАДЫ ЗЕЙНАЛОВОЙ И АЛЕКСЕЯ ПУШКОВА

В ходе выполненного нами исследования мы создали сравнительную таблицу речевых портретов телеведущих и Алексея Пушкова.

Таблица 1

Параметры

Алексей Пушков

Ирада Зейналова

1

 Морфология

Использует активно все части речи

Преобладают существительные, глаголы, наречия

2

Лексика

Политическая,

экономическая.

Политическая, экономическая заимствованная, наличие аббревиатур, сокращений,

3

Синтаксис

1.Использует сложные предложения

2.Принцип антитезы в предложениях.

3.Частое использование вводных слов: несомненно, разумеется,

действительно, должно быть.

1.Простые распространенные предложения

2.Использует сложноподчиненные предложения

3.Преобладают вопросительные предложения  с проблемными вопросами. 

4

Стиль

Публицистический и официально- деловой.

Стиль находится на границе публицистического и официально-делового, характеризуется строгостью, но в то же время доступностью языка.

5

Техника речи

Уместные паузы,  тон не торопливый, темп речи -100-110 слов в минуту.

Быстрый темп речи,  голос низкий , (110-120 слов в минуту),   Тембр специфический. Торопливость создают ощущение постоянной напряженности.

6

Речевое исполнение

Спокойны, уверенный  тон

Очень эмоциональная речь. Есть динамика и четкость. Постоянное включение себя в дискуссию.

7

Речевое поведение

Наличие узнаваемых, повторяющихся из программы в программу речевых клише.

Наличие речевых клише, выражение собственной позиции. Ее особенность —соучастие, вовлеченность в материал

Поддерживает контакт со зрителями

8

Невербальный язык

Руки всегда на столе. Мимика расслаблена.

Деловой стиль: белая рубашка, деловой брючный костюм, галстук.

Движение руками. Выразительная мимика лица. Меняющаяся поза.

Деловой стиль : белая рубашка, черный брючный костюм, строгие туфли

ГЛАВА III .

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

 В анкетировании приняло участие   100 респондентов.

На первый вопрос:  «Каким вы себе представляете идеального ведущего?» Большинство респондентов 80 % представляют ведущего грамотным образованным, артистичным, умеющим заинтересовать аудиторию, с чувством юмора.

На второй вопрос: «Должен ли он (она) использовать невербальный язык?» 76 респондентов ответили  положительно, 24% считают , что это  «мешает воспринимать основную информацию».

На третий вопрос: «Должен ли он(она ) выражать собственную позицию по проблемам ,которые обсуждаются в СМИ или только доносить информацию до зрителя?»  мнения разделились 50 на 50.

На четвертый вопрос: «Назовите, на ваш взгляд ,самых ярких телеведущих современного телевидения» многие ответили: Андрей Малахов, Дмитрий Губерниев, Иван Ургант, Дмитрий Нагиев, Регина Тодоренко, Ирада Зейналова, Азамат  Мусагалиев, Павел Воля.

Таким образом, современный зритель желает видеть с экрана грамотного, образованного телеведущего, использующего невербальный язык, с чувством юмора, имеющего  собственную позицию и неповторимый образ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.В ходе данной работы нами было рассмотрено понятие «речевого портрета» в работах российских лингвистов. Мы опираемся на определение Марины Николаевны Гордеевой «Речевой портрет – это речевые предпочтения личности, совокупность особенностей, которые делают ее узнаваемой»

2. Познакомились с фактами  биографии известных российских телеведущих, просмотрели видеоматериалы передач и проанализировали речи Ирады Зейналовой и Алексея Пушкова.

3.Описали и сравнили  речевые портреты телеведущих как средства создания неповторимых образов. В речевых портретах есть как сходства, так и различия. Они являются ведущими аналитических программ, так что их речи наполнены политической, экономической лексикой, различными аббревиатурами, стиль публицистический и официально- деловой, имеют речевые и этикетные клише, но отличаются речевым исполнением,  невербальным языком, техникой речи.

4.Было проведено анкетирование с целью оценивания  современных телеведущих. Мы  выяснили, что большинство наших респондентов  80 % хотят видеть с экранов телевизора  грамотных образованных, артистичных ведущих. 76% считаю, что  ведущий может  использовать невербальный язык и 50 % считают, что  должен выражать  свою позицию. Также наши респонденты назвали самый ярких представителей этой профессии и отметили  их запоминающийся,  неповторимый образ.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Действительно,  речевой портрет телеведущего индивидуализирован и способствует созданию целостного,  неповторимого, узнаваемого образа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леорда, С.В.Речевой портрет современного студента: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук (10.02.01) / Леорда Светлана Владимировна Кафедра русского языка и речевой коммуникации Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского», 2001. – 19 с.

2. Матвеева Г.Г. Речевая деятельность и речевое поведение как составляющие речи. Пятигорск, 1998. -14 с.

3. Тарасенко, Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. канд. филол. наук // Краснодар, 2007. – 26 с.

4. Осетрова, Е. В. Речевой портрет политического деятеля: содержательные и коммуникативные основания [Текст] / Е. В. Осетрова // Лингвистический ежегодник Сибири / Под ред. Т.М. Григорьевой. – Красноярск, 1999. Вып.1. С.58–67.

5. Гордеева Н.М. Речевой портрет и способы его описания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hqlib.ru/st.php?n=101.

6. Биография Ирады Зейналовой. -[Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-960629–irada-avtandilovna-zeynalova-biografiya-karera-i-lichnaya-zhizn#ixzz5YQrRfg7Y

7. Ирада Зейналова ломает стереотипы // Дни.ру. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.dni.ru/showbiz/2012/12/26/245818.html

8.Биография Алексея Пушкова.- [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/1133-aleksei-pushkov.html

   Приложение 1

Анкета.

1.Каким вы себе представляете идеального ведущего?

2.Должен ли он (она) использовать невербальный язык?

3.Должен ли он (она) выражать собственную позицию по проблемам ,которые обсуждаются в СМИ или только доносить информацию до зрителя?

4.Назовите ,на ваш взгляд, самых ярких телеведущих современного телевидения.

Мой речевой портрет — сочинение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Мой речевой портрет. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.

Сочинение 1

Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.

Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! Слушатели особенно запомнят именно ошибку.

Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом? Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.

Сочинение 2 (кратко)

В моём понимании, речевой портрет — это то, что помогает людям лучше понять характер собеседника и узнать круг его общения. Фразы и термины, которые употребляет человек в разговоре, могут сказать нам о многом. Например, о его работе или увлечениях. Мой речевой портрет сформировался под влиянием манеры общения людей, с которыми я чаще всего разговариваю. Обычно это неформально общение с друзьями с помощью разговорного стиля речи. Допустим, я могу сказать «дебил» или «баран», но это не потому, что я считаю своих друзей необразованными людьми и стараюсь говорить на их «языке», просто так намного проще изъясняться. В незнакомой мне компании или среди взрослых людей я использую научный и художественный стили речи, ведь первое впечатление о человеке очень важно и повлияет на дальнейшее отношение окружающих.

Я очень стараюсь каждый день улучшать свой речевой портрет, то есть употребляю меньше слов-паразитов и излагаю свои мысли как можно красноречивее. На мой взгляд, культура речи поможет мне сформировать о себе приятное впечатление при знакомстве с новыми людьми. Но не стоит забывать, что «встречают по одёжке, провожают по уму» поэтому за красивыми словами всегда должны стоять умные мысли.

Сочинение 3

Когда говорится о портрете, сразу представляется чей-то образ. Чтобы составить речевой портрет, нужно обратить внимание, как я общаюсь и с кем я общаюсь. Фразы, словечки, которые я употребляю в общении с другими, могут составить красноречивый портрет моей речи. Например, если я буду рассказывать о своих увлечениях, собеседник поймет, что я люблю, чему уделяю свое время. Моя речь формируется под влиянием того, с кем я общаюсь, что читаю и смотрю. Если я буду называть своих друзей глупыми или другими бранными словами, то человек со стороны поймет, что с моим портретом речи что-то не так. В обществе моих друзей мы можем употреблять слова, которые посторонние люди не поймут. Их я использую только для своих друзей.

Со всеми людьми я стараюсь использовать вежливые слова. Пытаюсь избегать слов-паразитов, чтобы казаться культурным и воспитанным. Свой речевой портрет нужно улучшать с каждым днем. В этом помогает чтение. Не зря говорят, что людей провожают по уму. Поэтому я хочу, чтобы мой речевой портрет был красивым, на который приятно смотреть.

Все сочинения

помогите пожалуйта



Профи

(551),
закрыт



9 лет назад

Наталия Тузина

Просветленный

(49644)


9 лет назад

Ответ
1. Ваши обычные речевые роли (лидер общения, участник общения, пассивный слушатель) – в зависимости от того, с кем надо общаться. Естественно, что на лекциях – пассивный слушатель,
2. Коммуникативные качества вашей речи (правильность, точность, чистота, логичность, богатство и выразительность) – думаю, что все есть, но судить слушателям.
3. Какие правила речевого этикета вы соблюдаете (этикетные формулы общения: модель приветствия, модель прощания, модель сопереживания и др. ) – все соблюдаю.
4. Считаете ли вы свою речь грамотной (обоснуйте) – в речи правильно ставлю ударения (начАть, а не нАчать, кУхонный, а не кухОнный, договОр, а не дОговор) , использую слова в соответствии с их значением (не путаю слова скальп и скальпель) , не вставляю слов-паразитов (типа, Толстой (он) был писателем (сейчас часто в речи даже дикторы допускаю это) , правильно строю предложения, используя и сложносочиненые и сложноподчиненные предложения (сейчас речь очень упростилась) . А судить о правильности речи может человек, который не менее грамотен, чем я. Несколько раз свою правоту доказывала с учебником или словарем.
Удачи!

истинный ариец

Профи

(608)


9 лет назад

монстр общения, богато и выразительно умею ругатсо матом, потом сопереживаю тем, ково оскорбил, знаю много матерков и очень точно и грамотно их использую, когда надо

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность понятия «речевой портрет»

Речевой портрет – это относительно новый феномен в языкознании, изучение которого началось только во второй половине XX века. Первые исследования в этой области принадлежали В.М. Панову, который, опираясь на диахроническое рассмотрение языковой нормы, описал особенности речевой манеры некоторых людей с учетом внеязыковым факторов (возраст, происхождение, профессия).

В дальнейшем интерес лингвистики к исследованию речевого портера возрастал. В частности, ученые занимались определением данного понятия, его соотношение с феноменом языковой личности, а также составляющими речевого портрета.

Определение 1

Под речевым портретом следует понимать конкретную реализацию в речевой практики возможностей, заложенных в языковой личности.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Определение 2

Языковая же личность выступает как совокупность языковых знаний и речевых навыков индивида, формируемых прижизненно и помогающих ему реализовывать речевую деятельность в разных коммуникативных ситуациях.

Речевой портрет – явление, изучаемое социолингвистикой, поскольку он находится на стыке собственно языковых и экстралингвистических категорий.

К собственно языковым составляющим речевого портрета можно отнести фонетические особенности, в том числе интонационно-ритмические и артикуляционные, лексикон, которым владеет индивид, особенности грамматического строя его речи, индивидуальный стиль, а также почерк как индивидуальную манеру письма.

Внеязыковые факторы, определяющие облик носителя языка, включают его возраст, пол, социальный статус, уровень образования, профессиональную ориентацию.

Некоторые исследователи выделяют в речевом портрете два уровня:

  • Первый соответствует языковому и включает лексикон, грамматику и стилистику речи.
  • Второй соотносится с речевым уровнем и демонстрирует использование языкового потенциала в конкретной речевой деятельности.

«Понятие речевого портрета» 👇

Очевидно, что речевой портрет как сложная характеристика личности говорящего (пишущего) должен включать как минимум три аспекта:

  1. Речевой уровень, связанный с практикой использования языковых средств.
  2. Концептуальный уровень, отражающий языковую картину мира индивида.
  3. Коммуникативный уровень, который предполагает использование определённых коммуникативных тактик, стратегий в речевом поведении.

Основные аспекты изучения речевого портрета

Изучение речевого портрета предполагает его дифференциацию от других сходных, не совпадающих с ним феноменов, в частности от понятия «языковая личность».

Языковая личность рассматривается в лингвистике в двух аспектах:

  • Как модель описания «человека говорящего (пишущего)», включающая уровни владения языком, его использования, а также аспекты речевой деятельности.
  • Как понятие, характеризующее свойство личности в целом: языковая личность – совокупность сложно организованных механизмов, обеспечивающих реализацию языковой способности каждого конкретного индивида.

Языковая личность проявляется через речевую деятельность и может быть реконструирована (изучена) посредством обращения к её высказываниям – речевым произведениям (устным и письменным).

Языковая личность индивидуальна, имеет уровневую организацию, относительно устойчива и способна к развитию. Как модель изучения речевой деятельности языковая личность характеризуется большим временным и ситуативным охватом.

Речевой портрет позволяет изучать отдельные стороны языковой личности в статике на определённом срезе – временном или жанрово-ситуативном. Речевой портрет связан не столько с коммуникативными способностями индивида, сколько с его речевым поведением – имиджем, который создаётся благодаря определённым коммуникативным ситуациям. В этом отношении можно говорить о речевом портрете телеведущих, педагогов, политиков, чиновников и даже литературных персонажей.

Речевые портреты героев художественных произведений являются ёмким приёмом характеристики, одним из средств создания образа. Например, запоминающийся речевой портрет есть у деда Щукаря – героя романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». Не менее выразителен речевой портрет героев произведений М.М. Зощенко – людей новой советской эпохи, малообразованных, изъясняющихся на примитивном языке, чрезвычайно косноязычных, но при этом уснащающих свою речь канцелярскими оборотами и новой политической лексикой.

В современной лингвистике нет единого принципа, положенного в основу описания модели речевого портрета, поэтому исследователь опирается на все уровни языка, реализующиеся в речи – от фонетического до синтаксического. При этом специфика такой характеристики состоит в том, что исследователя интересует не общее, а специфическое в речевой манере исследуемого лица. Важны не конкретные лексические единицы, употребляемые в речи, а их значение и ситуации, в которых они используются. Например, особенностью речи индивида может быть использование сочетания «такие дела» в конце высказываний для резюмирования его содержания.

Составляющими исследования также являются те аспекты речевого поведения, которые связаны с лингвокультурологическими особенностями речи (использование этикетных формул, языковой игры, фольклорной паремии, прецедентных текстов, специфических национальных концептов).

Таким образом, речевой портрет индивида является значимым аспектом исследования личности носителя языка и позволяет выявить его индивидуальный стиль и манеру речевой деятельности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий