РечИтатив
По материалам Работа в нотном редакторе MuseScore. Часть 1
Речитатив: “Большинство нотных редакторов, сходно по внутреннему устройству, но имеет свои (пропущена цезура) частные особенности.” Одной запятой не хватает. Нужно добавить!
Размер (такт) 4/4 – четырехдольный метр. Белый стих.
Строфа начинается со слабого безударного метра – “большинст.” Ударный слог – “во.” Силлабо-тоническая строка, в стопе ямба.
Безударный слог, дает затакт при четной метрической разметке.
Цезура, смысловая пауза здесь, на первой запятой с строке.
Ритмический рисунок строки “Большинство нотных редакторов, сходно по внутреннему устройству, но имеет свои (пропущена цезура) частные особенности.”, в нотной записи в исполнении набора ударных инструментов. Интонационные изменения в строке, отмечены сменой регистра ударных инструментов.
Ноты малых длительностей на безударные доли, и доли долей, поддерживают эмоциональный фон, биение. Это и есть бит. Информация, которая не относится к основной структуре музыкальной фразы
Секвенция в этом тексте начинается с третьего предложения.
“Большинство нотных редакторов, сходно по внутреннему устройству, но имеет свои частные особенности. Оригинальных программ, нотных редакторов в мире, существует не очень много. (Секвенция по ритмической структуре). Есть несколько он-лайн облачных редакторов и четыре известных сложных платформы с большим функционалом (Sonicscores, Sibelius, Finale, Musescore ).”
Силлабическое стихосложение – предполагает деление строки, по числу слогов. Если слоги не совпадают, то используют либо приемы введения безударных слогов, либо смысловых пауз. Тоническая строка – это синкопы. Акценты, и равное количество акцентов в строке для рифмованных строк.
В данном случае, строки не содержат рифм.
2PS
1.Физическая (термодинамическая) энтропия – всегда увеличивается, растет.
Информация – степень упорядоченности элементов системы. Мера информации, формульно записывается, в виде отрицательного выражения.
По аналогии – математическая мера информации – “модуль” энтропии. Мера Шеннона – разница между всей транслируемой информацией и той информацией, которая точно известна. Негэнтропии не существует. Это нарушение законов термодинамики.
2.Это был триллер, а не мелодрама. Цитируя себя, повторюсь: “У триллера, основная жанровая составляющая – неразрешимая для зрителя интрига, которая заканчивается в финале фильма. Исключительно сюжетная основа, зрелищная составляющая в триллерах, может полностью отсутствовать.”
Я думаю продолжить статьи об интерфейсе, в части нотной записи. Это может быть полезно многим музыкантам.
16 ноя 2022 в 23:37
1. Многие после первой не получившейся попытки написания текста ставят на карьере рэпа жирную точку
2. Кто-то вообще не осознает, что написал плохой текст, и сразу понял что он рэпер с большой буквы, такие персонажи и производят “говно рэп” иногда у них дело может дойти до записи альбома или съемок клипа.
3. Не многим фанатам влюбленных в рэп хватает терпения продолжать творить, несмотря на неудачи трудности, без которых на начальном этапе обойтись невозможно.
Кстати, если вы думаете, что прочитав пару статей на тему «как писать рэп», сразу сможете родить сильный, конкурентоспособный текст – вы глубоко заблуждаетесь. В этом деле, как и в любом другом, чтобы добиться успеха – необходимо трудиться.
Ключевые составляющие рэп текста
Любой рэп текст в общем виде состоит из 2-х «компонентов» (составляющих): СМЫСЛ и РИФМЫ. От того, как вы поработаете над каждым из этих компонентов и будет зависеть конечный результат, а именно то, как ваш рэпчик будет восприниматься слушателями, понравится он им или нет.
Чтобы текст получился хорошим нельзя делать упор на каком-то одном компоненте, полностью забыв про второй. Будете ли вы слушать песню, текст которой состоит из зарифмованных, но совершенно не связанных по смыслу слов и фраз? Думаю вряд ли. Так же как не будете слушать положенные на бит мудрые и глубокие изречения, начисто лишенные рифм!
Ярким примером того, какой положительный результат достигается при правильном подходе и к СМЫСЛУ, и к РИФМАМ – является ГУФ, а вернее его теста. Каждый его куплет представляет собой отдельную захватывающую историю (СМЫСЛ), идеально ложащуюся на бит с помощью грамотно подобранных и расставленных РИФМ. Песни Гуфа просты и понятны всем без исключения, но в то же время каждая из них наполнена глубоким смыслом. Его речитативы переполнены ненормативным дворовым сленгом, и при этом совершенно «не режут» слух. При всем при этом Гуф не отличается какими-то вокальными данными, техникой читки, а наоборот, имеет явный дефект речи (легкая картавость). Те, кто был на его концертах подтвердят, что после двух-трех песен у Гуфа исчезает голос и он начинает буквально кричать в микрофон, что, безусловно характеризует его, как слабого вокалиста. Несмотря на это, благодаря своим текстам Гуф остается одним из самых востребованных отечественных рэп-исполнителей.
Но далеко не все успешные русскоязычные рэперы способны так складно и осмысленно рифмовать, как это делает Гуф. Взять того же Карандаша, который использует простейший метод стихосложения (об этом будет написано ниже), рифмы в его текстах просты и предсказуемы. Типа: “погода – природа”, “упал – напал”, “любовь – морковь” и т.п. Несмотря на это, нельзя сказать, что Карандаш пишет плохие текста. Просто он делает упор не на рифмы, а на СМЫСЛ, подкупая слушателя интересными сюжетами и хорошей подачей (техникой читки).
По такому же принципу пишут текста Птаха (Зануда), 9 грамм, Ант (25/17), Витя АК, Noize MC, Витек (Def Joint) и др. (преобладающее большинство наших рэперов).
Построение (структура) текста
Куплет в рэпе состоит из четного количества строк. Как правило, в стандартном куплете их не менее 16 (но может быть и больше). Писать куплет удобней всего в виде четверостиший, чаще называемых квадратами. Таким образом, стандартный куплет в 16 строк состоит из 4-х квадратов (четверостиший).
Что касаемо припева – тут каких-либо жестких правил нет, т.к. он в большой степени «завязан» на минусе. Он может состоять хоть из одного слова, а может и вовсе отсутствовать. Однако в большинстве случаев, если припев есть, то состоит он либо из 4-х, либо из 8-ми строк.
Схемы рифмовок
Схема рифмовки – это порядок расположения рифм в тексте.
Основные схемы рифмовок в рэпе:
(1) Смежная – «ААBB»
Самая простая схема: рифмуются последние слова двух соседних строк. Им пользуются все рэперы без исключения (некоторые пользуются только им).
Пробую на зуб каждый день, каждый момент (А)
Не смотря на то, что мир прочнее, верю в хэппи-энд (А)
Верю в то, что добро является высшей силой (В)
Верю, что когда умру, не зарастет травой могила. (В)
(Ант)
(2) Перекрестная – «АBАB»
Использование перекрестных рифм улучшает восприятие текста (читки), делает его ярче и ритмичнее.
Чики-пау, мне не нужна расческа
Щетина, короткая прическа
(Jamal, Триагрутрика)
(3) Холостая – «АВ СВ»
Первый и третий стих – не рифмуются. Частный случай перекрестной схемы.
Вытер с лица слезы (А)
Рукой насухо (В)
Подошел, окликнул (С)
На тебе, на сука (В)
(Нигатив)
(4) Кольцевая – «АB BА»
Эта схема рифмовки является более сложной по сравнению с двумя предыдущими, вследствие чего рэперы применяют ее крайне редко. А зря. Ведь использование кольцевой схемы придает тексту особую выразительность, подчеркивая при этом высокий уровень мастерства исполнителя (МС).
Клин надо вышибать клином… вендетта
Дело к рассвету, палец на курке карабина
(придумал сам только что)
(5) Сплетенная (смешанная)
Это самая сложная схема рифмовки, успешно реализовать которую могут только настоящие мастера, каких в отечественном рэпе можно пересчитать по пальцам. Такая схема может иметь множество форм и вариаций, рифмуемые пары могут повторяться в стихе по два или даже по три раза. Определенных правил здесь нет – все на усмотрение автора.
Вот наглядный пример использования сплетенных рифм:
Вот со смугленькой Жанной Фриске
Я бы сожрал бы по кругленькой и догнался бы виски с колой,
И подошел бы к ней близко, к полуголой,
На маленькой яхте? В каком-нибудь море Карибском…
(Guf – Сплетни)
Схема рифмовки данного четверостишия выглядит следующим образом:
…рифма С… рифма А
…рифма С… рифма А… Рифма В
…рифма А… рифма В
…рифма А
Как видите, четкой последовательности нет, но, согласитесь, звучат такие рифмы круто.
Текста, наполненные грамотными сплетенными рифмами, обладают каким-то магическим действием и надолго запоминаются слушателем.
Вот в принципе и все! Надеюсь данная статья поможет вам сделать старт в практике стихосложения и освоении мастерства МС.
Урок №2 (выбор темы для рэпа)
Продолжаю серию публикаций по теме “как научиться писать рэп текста”. В первом уроке мы поговорили о принципах стихосложения и схемах рифмовки, используемых в рэпе. Второй урок написан для тех, у кого возникли трудности с выбором темы для написания очередного текста (или куплета).
Часто ведь бывает так, что натыкаешься на охрененный минус, который как будто создан специально для тебя, а мозг, как на зло, в этот момент не может выдать ни одной достойной строчки.
Для тех, кто столкнулся с такой проблемой и написана данная статья, где я попытался привести список наиболее употребляемых в рэп текстах тем.
1-я тема: стеб в стиле «Я крутой, а ты – чмо»
Это основная тема, используемая рэперами в так называемых «батловых» речитативах (в словесных поединках двух МС). Никакой смысловой нагрузки. Главная цель – это стеб оппонента с помощью остроумно зарифмованных фраз.С этого начинали свой путь многие известные рэперы, такие как Noize MC, St1m и др.
Данная тема может использоваться не только в батловых треках. Довольно часто «остроумный стеб» ложится в основу текстов уже полностью состоявшихся рэп-исполнителей. Ярким примером тому является Ноггано (Баста) и АК-47. Ведь опытному МС, имеющего в багаже огромный запас звучных рифм, эта тема позволяет действительно широко развернуться.
п р и м е р :Запомни я проворнее разрывной пули в патроне Тебе от катастрофы не спасет даже парктроник Ты в метро на перроне слетишь под колеса вагона Я на голых руках один готов против кодла… (Ноггано)
2-я тема: улица (как среда обитания)
Изначально рэп – это музыка улиц, дворовые сюжеты и зарисовки, рассказанные ее обитателями. Так уж повелось, что основной акцент в текстах рэперов делается именно на негативной стороне уличной жизни.
Здесь можно описать окружающую обстановку, рассказать о том, как нелегка жизнь на окраине в спальном райончике, поведать о трудностях, которые приходится преодолевать простому дворовому пацанчику: отсутствие денег и перспектив, опасные дворовые расклады, проблемы с копами и т.д.
Не обязательно настроение текста про улицу должно быть грустным и серьезным. Можно сделать прикольный легкий тречок, с юмором описав будни и быт рэпера-бездельника. Типа «вокруг все плохо, но у тебя нет никаких проблем, тебя ничто не парит».
п р и м е р :Это об улицах, где до сих пор нет асфальта,О пацанах с района, живущих фартом,Это о ненависти к серой форме и кокардам,Это о тех, для кого нет пути обратно … (Витек)
3-я тема: наркотики
Неотъемлемой и наверно самой трагичной стороной уличной жизни во все времена были и остаются наркотики. Именно поэтому данная тема занимает особое место в текстах рэперов.
К этой вечно актуально проблеме так или иначе, обращаются абсолютно все рэперы. Кто-то меньше, кто-то больше. Одни высказывают в текстах ярое недовольство, другие, напротив, охотно делятся собственным опытом в части употребления или торговли. Большая половина рэперов в принципе культивируют в своих песнях курение ганжи и искренне считают, что их рэп не имеет ничего общего с темой наркотиков.
Для определенной категории рэп-исполнителей «драгсы» становятся ключевой темой отдельного творческого периода или всего творчества в целом. Яркий пример: Кровосток, Гуф, Баста (Ноггано), Красное дерево и др.
На мой взгляд читать о подобных вещах стоит только, если ты действительно что-то знаешь об этом, в противном случае – звучит это очень коряво.
4-я тема: криминал (gangsta)
В нашей стране люди всегда с особым интересом относились ко всему, что связано с криминалом и преступным миром. Именно поэтому рэпчик в стиле «gangsta» имеет особый успех среди отечественного слушателя. Его популярность сродни популярности шансону: блатная воровская романтика
«Стволы», «заточки», «ссученные мусора», «разборки», «кидалово» и т.д. и т.п. Такие текста должны быть максимально жесткими, наличие ненормативной лексики – приветствуется. Одна из оптимальных форм для текстов данной тематики – это история или повествование, желательно с трагичным концом.
Те, кто думают, что писать текста про криминал просто – ошибаются. Одного мата и жесткая здесь недостаточно. Перед тем, как садиться «за перо» рекомендую провести небольшую подготовительную работу, а именно – пополнить свой лексикон достаточным количеством эффектных и красивых фраз в рамках данной тематики (лучше всего – составить список фраз).
п р и м е р :Отпиздил участкового пьяный Переехал к тёлке в Курьяново Стали потрошить кооператоров С друзьями на рижском убили цыганку так вышло Оказался в федеральном взял первый мерин …(Кровосток)
Взяли малёха с этого пидора здоровьем Тот, мол, отдам, не бейте, понял всё Пацаны поднавалили на него проценты Воскресенье, стрела в центре, этот с деньгами Друг на другу, на встречу – передача Ну удачно, нормально – лавешечка в трёх пачках …(Ноггано)
5-я тема: лирика
Лирика так или иначе встречается в творчестве каждого рэпера. Она может тесно переплетаться с любыми другими темами. Лирика может быть городской, любовной, философской и даже блатной. «Осень», «дождь», «добрая грусть» – и все в таком духе.
Дать какие-то рекомендации по написанию лиричных текстов я не могу, т.к. каждый понимает ее по-своему. В моем понимании рэп лирика не должна нести какую-то смысловую нагрузку. Главная цель – это передать определенное, как правило, тоскливое настроение.
п р и м е р :Я жду когда смех станет теплее,Когда глаза не будут врать нам,Когда корабли поднимутся до морей,Я жду когда мы будем больше знать.Почему мне никто не дарит шанс,Мое право, стать птицей ….(Krec)
6-я тема: любовь
К этой теме время от времени обращаются в своих текстах даже матерые гангстеры. Более я думаю пояснять ничего не нужно.
Лично мне не очень нравится рэп про любовь, особенно когда эта тема является в творчестве рэпера ключевой. Как мне кажется, идеальные текста о любви пишет Триада и Ассаи.
п р и м е р :Ветер моей надежды не станет прежним,Осколки чувств храню, твое имя бережно,Твой закат прибрежный, твою нежность Освободи меня, мне легче будет без тебя Я не могу собирать тебя из капель дождя…(Ассаи)
7-я тема: дружба
Тоже одна из самых распространенных тем. Как правило, текста про дружбу пишутся в виде истории по стандартному сценарию: «жили-были два друга не разлей вода, потом их развела судьба…» и все в таком духе.
8-я тема: «мой город»
«Мой город» – это одна из списка обязательных тем. По традиции рэпер просто обязан посвятить родному городу одну из своих песен.
Если сесть и хорошенько повспоминать можно убедиться, что абсолютно у каждого русскоязычного рэп исполнителя есть в архиве хотя бы одна песня, посвященная любимому городу: у Касты и Басты – про Ростов, у Гуфа – про Москву, у АК-47 – про г. Березовский, у ТГК – про Челябинск и т.д.
п р и м е р :Очертания, пыль, скрытные здания Как всегда современный, по античному надменный Перекрёсток начал воровства Он стоит у колыбели кавказского братства Здесь, где звёзды видят мысли людей Где неоновые лампы смотрят танцы теней Напевая шорох мостов, обрывки снов Свои тёмные воды катит Дон через годы …(Хамиль – Каста)
9-я тема: про родню и близких
Вспомним начало куплета Гуфа из песни «Original БА»:
По-моему у любого рэпера на одном из его дисков
Должен быть трек, посвященный одному из его близких…
И эти все сказано!
В заключении хочется отметить, что я ни в коем случае не призываю вас писать только о темах, приведенных в данной статье. Напротив, рекомендую экспериментировать с различными темами дабы выработать свой оригинальный фирменный стиль.
Урок №3 (полезные советы и приемы)
Продолжаем осваивать «науку» написания хороших рэп текстов.
В данной статье я дам несколько полезных советов (приемов), следуя которым вы значительно повысите качество своего рэпа.
Совет 1-й: избегаем простые и «очевидные» рифмы
Напомню, что преследуемая нами цель – это не просто научиться писать рэп текста, а научиться писать ХОРОШИЕ текста. Что из себя должен представлять хороший текст я писал в первой статье.
Короче, когда вы рифмуете последние слова двух соседних строк старайтесь избегать «точные» рифмы, или хотя бы не ставьте их в каждой паре рифмуемых строк.
Примеры «точных» рифм:
– существительные: «боль – соль – роль», «ваза – маза», «любовь – кровь» и т.д.;
– глаголы: «украл – соврал», «купил – добил – любил», «ушел – нашел» и т.д.;
– прилагательные: «маленький – удаленький», «белый – умелый»и т.д.
Совет 2-й: используем метафоры
Метафоры являются одним из самых эффективных приемов в рэпе (как и в любом другом литературном жанре), овладев которым, вы на порядок повысите уровень своих текстов, сделаете их интересными и запоминающимися.
Метафора – это речевой оборот, основанный на подобии, сходстве или сравнении двух ситуаций или явлений. Или, другими словами, это сравнение «чего-то» с «чем-то» в переносном смысле. Метафоры бывают простыми и сложными. Естественно, чем сложнее – тем лучше.
Вот пара примеров простых метафор:
Ты толстый, как слон …
Льет как из ведра …
А вот пара метафор из текстов рэперов:
И сколько стоит доза радости, если печаль не стоит ничего … (Смоки Мо – Антон)
Как плот, по реке луна плывёт … (Триада – Белый танец)
Хорошие метафоры всегда оказывают сильнейшее влияние на слушателя. Придумать удачную метафору – значит подобрать интересный образ. Чем неожиданней развязка – тем лучше эффект!
Совет 3-й: «пишем рэп по слогам» (контролируем количество слогов)
Рэп – это не какое-то там словоблудие (как многие считают), а вполне определенный тип стихосложения – «акцентный стих», написание которого требует соблюдения некоторых правил, одним из которых является равенство слогов в строках текста.
Попробую объяснить, что это значит.
Речитатив должен звучать ровно и ритмично (желательно без длинных пауз между словами и строками), в соответствии с ритмом, который задает бит. Т.е. читка и бит (минус) неразрывно связаны друг с другом. Хип-хоп биты состоят из циклически повторяющейся последовательности ударов барабана (петлей), размер которых обычно составляет 4/4. С точки зрения музыки 4 удара – это 1 такт (bar). С точки зрения текста 4 удара – это 1 строка. Таким образом, стандартный куплет в 16 строчек имеет длину 16 тактов.
Настрой крепкий как костюм Тони Старка
Так-то, игра в 16 тактов только факты … (Ант)
Считается, что 1 строка рэп текста должна состоять из 10-16 слогов (в зависимости от скорости речитатива). Стремитесь к тому, чтобы количество слогов в 2-х рифмуемых строках было примерно одинаковым. Тогда читка будет звучать ровно и красиво. Если число слогов в строке будет больше или меньше – текст не “ляжет” на бит, следовательно вам придется либо ускорять произношение, либо замедлять, что в большинстве случаев звучит не очень красиво.
Обращаю ваше внимание, что это правило соблюдают все известные вам рэперы. Для того, чтобы вы в этом убедились – приведу наглядный пример. Рассмотрим четверостишие из известной всем песни Касты – «Сказка»:
В сером королевстве, во мраке и холоде
В надменном, сплетнями цветами городе
Погрязшем навеки в болезнях и голоде
Дрожащем свете молнии, ночного грома грохоте …
Согласитесь – звучит круто. Теперь давайте подсчитаем количество слогов в каждой строчке:
В се-ром ко-ро-левс-тве, во мра-ке и хо-ло-де – 14 слогов
В над-мен-ном, с-пле-тня-ми цве-та-ми го-ро-де – 14 слогов
По-гряз-шем на-ве-ки в бо-лез-нях и го-ло-де – 14 слогов
Дро-жа-щем све-те мол-нии, ноч-но-го гро-ма гро-хо-те – 15 слогов
Как видите, число слогов в рифмуемых строках примерно одинаковое. Как думаете – случайно ли это?
Совет 4-й: используем прием «Аллитерации»
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (определение Википедии).
На приеме «аллитерации» построено большинство русских поговорок, пословиц и скороговорок. Прием этот очень полюбился и рэперами. Многие маститые МС часто прибегают к его помощи.
Для того, чтобы реализовать в тексте прием аллитерации требуется потратить определенное количество времени, но результат этого стоит!
Примеры аллитерации:
Лет до ста расти нам без старости.
Год от года расти нашей бодрости.
Славьте, молот и стих, землю молодости … (В.В. Маяковский)
Вытер с лица слезы рукой насухо
Подошел, окликнул – на тебе, на сука …(Нигатив)
Совет 5-й: «игра слов»
Тоже весьма распространенный прием, используемый рэперами при написании текстов. Основан на выстраивании фраз из коротких (в 2-3 слога) созвучных слов. Образуемый в результате этого рифмованный массив звучит очень круто.
П р и м е р :
Вы ждали гоДЫ – мы раДЫ
Мы ряДОМ – три гАДА
Змей и три-АДА, так нАДО
Командуем парАДОм … (Триада и Змей)
Совет 6-й: не забываем о динамике
Этот совет относится не столько к написанию отдельного куплета, сколько ко всей песне в целом.
Что имеется в виду под словом «динамика»? На самом деле, это довольно сложное понятие, но я попытаюсь объяснить как можно проще, не прибегая к языку терминов.
В двух словах динамика – это развитие событий (сюжета), попеременная смена настроения песни (текста и музыки). Она необходима, чтобы ваш трек не воспринимался слушателем, как «однообразный, монотонный поток слов».
Добиться динамичного звучания можно несколькими способами:
– развитие сюжета в тексте;
– разделение куплетов и припева (как с помощью вокала, бэков, так с помощью музыки и различных эффектов);
– качественная, эмоциональная читка и т.д.
В заключении хочется отметить следующее: для того, чтобы добиться успеха в рэпе, как и в любом другом виде искусства, необходимо, прежде всего, быть оригинальным, т.е. иметь свой неповторимый стиль. Каждый сумевший прославиться рэп-исполнитель имеет свою индивидуальную, годами отточенную, манеру исполнения и технику написания текстов. Но вместе с тем каждый состоявшийся рэпер (каким бы он не был оригинальным) пользуется вышеуказанными приемами.
Урок №4 (метафоры, как средство повышения качества текстов)
В 3-м уроке из серии статей по теме «как научиться писать рэп текста» я упомянул в двух словах о метафорах, как об одном из приемов, используемых рэперами при сочинении текстов. В данной статье мы поговорим о метафорах подробнее, т.к. они действительно заслуживают внимания.
Метафора является незаменимым средством выражения мыслей в прозе и поэзии. Невозможно представить ни одно художественное произведение, в котором не было бы метафор.
В рэпе, как и в любом другом словесном жанре, – так же никак без них не обойтись. Метафоры являются одним из самых эффективных приемов, овладев которым, вы на порядок повысите уровень своих текстов, сделаете их интересными и запоминающимися.
Метафора – это речевой оборот, основанный на подобии, сходстве или сравнении двух ситуаций или явлений. Или, другими словами, это сравнение «чего-то» с «чем-то» в переносном смысле. Метафоры позволяют с особой выразительностью описать человека, обстановку, ситуацию или какое-либо явление, и привлечь тем самым внимание слушателя. Без них рэп, как и любой другой стих, будет восприниматься как набор зарифмованных слов.
Метафоры бывают простыми и сложными. Естественно, чем сложнее – тем лучше.
Вот несколько примеров простых метафор:
– Надежный, как швейцарский банк …
– Легкий, как перышко …
– Толстый, как слон …
– Льет как из ведра …
– Простой, как пять копеек …
В рэпе простые метафоры обычно выглядят следующим образом: «я опасен как гангстер» или «мои рифмы режут как бритвы» – ну все в таком духе. Ничего плохого в таких простеньких сравнениях нет, но все же стремитесь, чтобы проводимая аналогия была не такой прямой и конкретной. Старайтесь выстраивать боле сложные и интересные метафоры, комбинируя их с другими приемами: внутренние рифмы, игра слов, аллитерация (см. урок 3).
Например, попробуем усложнить (усовершенствовать) простую и заезженную метафору:
– я опасен как гангстер
Я бы сделал это как-то так (первое, что пришло на ум):
– я опасен Вася как филадельфийский гангстер
Ну а что можно сделать со второй не менее заезженной метафорой:
– мои рифмы режут как бритвы
Опять же, первое, что пришло на ум:
– мои рифмы остры будто мачете и топоры
Конечно, я привел не самые лучшие примеры, но основной принцип, думаю, вам понятен.
Для того, чтобы закрепить материал привожу примеры хороших метафор из текстов некоторых русских рэперов:
И сколько стоит доза радости, если печаль не стоит ничего … (Смоки Мо – Антон)
Как плот, по реке луна плывёт … (Триада – Белый танец)
Прошлое не отрезать, как собаке хвост
Оно стучится в сердце, как нежданный гость … (Бледный – Плюшевая)
Капли по стеклу как пальцы старого тапёра … (Ант – Жду чуда)
Сугробы как вата, границы как пустые кратеры … (Slim – Пазл)
Алё, мурка я как Маугли в этих каменных джунглях … (Триагрутрика – Осень весной)
Как трудно дышать когда вместо легких жабры … (Баста – Один)
Наша жизнь как клавиши старого рояля
Черные белые живём играя … (Баста – Старый пианист)
А нормальные два ствола бьют как в колокола,
Мука белее молока уходит как с молотка … (Словетский – Бег)
И до ушей улыбка, мы едем тихо, как улитка,
Улик не видно … (Константа – Каждую зиму)
В брутале всё на самом деле, всё как в страшном кошмаре …(Принцип – Темп московский)Помните, что хорошие метафоры всегда оказывают сильнейшее влияние на слушателя (в хорошем смысле). Придумать удачную метафору – значит подобрать интересный образ. Чем неожиданней развязка – тем лучше эффект.
Урок №5. «Охота за рифмами»
Предыдущие статьи из рубрики «Как писать рэп текста» были посвящены общим принципам и правилам написания (построения) рэп текстов, которыми пользуются все известные вам рэперы (и западные, и наши). Изложенную в них информацию следует рассматривать как базовый теоретический фундамент, необходимый для начала поэтической работы.
Однако знание одних лишь правил недостаточно. Даже если вы в совершенстве овладеете методикой подбора качественных рифм, разберетесь с размерами стиха, «тактами», «барами», выработаете свой оригинальный FLOW, отшлифуете технику читки, научитесь делать крутые минуса – все равно вряд ли добьетесь успеха на поприще МС, т.к. весь набор вышеперечисленных навыков хоть и необходим рэперу, но без наличия еще одного компонента он не сможет быть достойно реализован.
Таким компонентом, безусловно, является МАТЕРИАЛ, т.е. то, из чего рэперы складывают свои текста. Непонятно? Хорошо, попробую объяснить.
Под МАТЕРИАЛОМ понимается не что иное, как запоминающиеся слова, «крепкие» и выразительные фразы, фирменные рифмы, красивые речевые обороты, разного рода жаргонизмы – в общем, ЗАГОТОВКИ, формирующие ваш текстовый или поэтический стиль.
Если вы хотите серьезно заниматься делом (рэпом) вы должны непрерывно вести поэтическую работу (по крайней мере, первое время – это уж точно). Запомните: «Писать действительно крутые и запоминающиеся текста невозможно без наличия предварительных поэтических заготовок!». Для этого необходимо запастись блокнотом и постоянно носить его с собой, фиксируя в нем каждую перспективную фразу или рифму, родившуюся в вашем сознании. Так делает каждый рэпер – каждый без исключения!
Следует отметить, что необязательно фраза должна быть придумана вами. Вы можете услышать или увидеть ее случайно – при просмотре какого-нибудь фильма, при чтении книги или даже журнала. В общем, источник не важен, главное, чтобы им не стал текст другого рэпера. Также рекомендую никогда не надеяться на свою память, а сразу записывайте интересную мысль или рифму в блокнот, даже если она пришла в голову перед сном, когда вы уже лежите под одеялом.
На всякий случай повторюсь: процесс накопления материала для ваших будущих речитативов должен быть непрерывным! А что же делать, если прямо сейчас хочется написать пару строчек, благо попался хороший минусовка, а мозг, как назло, отказывается думать, а заготовок никаких у вас пока еще нет? В такие моменты кажется, что помочь может буквально одна хорошая фраза, но где же ее взять? Дам пару проверенных советов, как писать рэп текста при неожиданных тупняках.
Во-первых, вы можете взять какую-нибудь первую попавшуюся книгу и вскользь пробежаться по ее страницам. Это реально довольно эффективный способ.
Во-вторых, отличным способом является поиск нужный вам рифмы или фразы среди поговорок, пословиц, мудрых мыслей, разного рода крылатых изречений. Для этого вам нужен интернет. Просто вводите в поисковике «поговорки и пословицы» и серфите по предложенным сайтам. Уверяю вас – вы по любому найдете что-нибудь интересное.
Вот несколько примеров пословиц из интернета, которые могут быть использованы в рэп тексте:
– «на что спрос – на то и цена»
– «когда много рулевых – корабль налетает на риф»
– «плохая примета приметна за сотню метров»
– «утренние газеты мудрее вечерних»
– ……
Урок №6. «Сложные рифмы»
Сложные рифмы относятся к числу тех поэтических приемов, которые свидетельствует о высоком профессиональном уровне их автора. Если вы освоите технику подбора сложных рифм, и при этом не будете обделять свои тексты смысловой составляющей – ваш рэп превратится в оружие массового поражения.
Сразу хочется отметить, что сложные рифмы используют далеко не все рэперы, т.к. они требуют гораздо больше времени, нежели чем обычные (прямые) рифмы. Но результат стоит свеч: текст, наполненный грамотно подобранными сложными рифмами, всегда оказывает сильное влияние на слушателя.
Итак, грубо говоря, «сложными» или «многосложными» рифмами являются фразы, в которых рифмуется группы слов, состоящих из двух или более слогов. Соответственно, в зависимости от количества рифмуемых слогов сложные рифмы бывают «двойными», «тройными», «четверными» и т.д. (чем больше – тем лучше).
Понять, что собой представляют сложные рифмы и чем они отличаются от простых (точных рифм) – легче всего на конкретном примере.
Примеры простых (точных) рифм:
лучом / мячом
талия / баталия
день / тень
рука / мука
Примеры сложных рифм:
лучом / ни о чем
талия / та ли я
виселицу / мне к лицу
банановая / заново я
рваная вата / два карата
не поверил бы / бьют о двери лбы
больше веков / меньше оков
впятером / пейте ром
Итак, надеюсь, вы уловили разницу между простыми и сложными рифмами. Согласитесь, последние звучат гораздо интереснее.
Как я уже упоминал выше, создание сложных (многосложных) рифм – это довольно непростое занятие. Каких-то определенных алгоритмов составления таких рифм я вам посоветовать не могу, т.к. по моему мнению, сложная рифма в рэпе – это чисто авторская находка. Другими словами, это оригинальная составная рифма, образуемая из нестандартных сочетаний отдельных слов или их частей.
В общем, поверьте на слово, если вы хотите научиться писать действительно хорошие рэп текста – без сложных рифм вам не обойтись!
В заключении привожу несколько примеров сложных рифм из текстов известных отечественных рэперов:
Три года в госпитале гости были
С болями острыми мои кости ныли… (Змей)
Вытер с лица слезы рукой насухо
Подошел, окликнул – на тебе, на сука… (Нигатив)
Кто то купил ее, кто то забил ее
А я на районе пропадал и дала билл ее… (Триагрутрика)
Кто-то обречен, тает, подобно свече
И к концу остаться ни с чем… (Баста)
В клубе сквозь клубы табака
Ищи того кому ты потакал… (Fike)
Речитативное пение встречается в любом крупном музыкальном произведении, таком как опера, оперетта, мюзикл. Часто без него не обходятся и небольшие музыкальные формы. А бывает, что он полностью вытесняет привычное понимание музыки, становясь во главу музыкального произведения. Что такое речитатив и какую роль он играет в музыке, выясняем в этой статье.
Понятие
Речитатив – это вокальная форма в музыке, не подчинённая ритму и мелодии. Он может звучать с присутствием аккомпанемента или а капелла. По сути, он звучит как разговорная речь среди общего музыкального обрамления. Чтобы понять, что такое речитатив в музыке, необходимо более подробно разобрать музыкальные произведения, в которых присутствует этот элемент.
Речитатив нельзя отнести к обычной декламации стиха, поскольку в этом отрывке далеко не всегда присутствует рифма. Если рассматривать речитатив как средство выразительности, то именно он зачастую отражает эмоциональное состояние героя и основные переживания, которые невозможно выразить мелодическими приёмами.
Как зарождалась новая форма
Если говорить об истоках, то они уходят глубоко в древность. Эпические и обрядовые песни, народные попевки и потешки зачастую представляли собой не что иное, как речитатив. Профессиональная музыка древности также была богата разговорными моментами. Прежде всего, это относилось к духовной музыке: псалмы, литургии.
Однако само понятие о том, что такое речитатив, родилось с появлением оперного жанра. Первые его проявления представляли собой напевную декламацию. Собственно, ранний речитатив и был призван возродить античную трагедию с её манерой напевной декламации.
Со временем мелодичность утратила своё значение, и к концу 17 века речитатив приобрёл чёткие очертания, прочно укрепившись в вокальной музыке как самостоятельный жанр.
Какими бывают речитативы
Несмотря на то что речитатив не подчиняется общепринятым законам музыки, ритму и мелодии, всё же есть правила, которые позволяют гармонично включать этот жанр в музыкальное произведение.
Если речитативный кусок не имеет рифмы и чёткого ритма, то он считается сухим secco. Он произносится в скудном сопровождении отрывистых аккордов. Аккомпанемент в данном случае служит для усиления драматического эффекта.
Когда речитатив наделяется рифмой или просто чётким ритмом, тогда его называют размеренным a tempo и исполняют в сопровождении оркестра.
Бывает и так, что этот жанр обрамляется мелодической линией. Для того чтобы понять, что такое речитатив в данном случае, следует обратиться к определению музыкальной формы. Речитативное пение попросту может её не иметь. Свободная форма и манера исполнения будут свидетельствовать о наличии певучего речитатива или ариозо.
Где живут речитативы
Наиболее частое применение разговорная форма нашла в классической оперной музыке. Именно драматургия этого вокального жанра открыла неограниченные возможности для развития речитатива. Основным его назначением в опере стало противопоставление общему музыкальному содержанию и создание драматических акцентов. На сцене его может исполнять один вокалист, ансамбль или даже хор.
Большое применение этот жанр нашёл в произведениях И.С.Баха. Особенно ярко он проявился в «Страстях по Иоанну». Надо сказать, в этом смысле И.С.Бах превзошёл всех своих современников. Излюбленным драматургическим приёмом стал речитатив для К.В.Глюка и В.А.Моцарта.
В русской оперной музыке речитатив появился несколько позднее. Наиболее ярко он проявлялся в музыке А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова. П.И.Чайковский особо виртуозно использовал форму ариозо. Что касается советских классиков, то особую лепту в развитие речитатива внесли С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович.
Речитатив: примеры в современной музыке
Помните, в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» главные герои исполняют «Балладу о прокуренном вагоне» А.С.Кочеткова:
Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Если вы думаете, что песни речитативом – это явление, свойственное исключительно классической музыке, попробуйте отыскать их в современности. Для этого достаточно представить себе декламацию стихов или прозы в сопровождении музыки.
Представленный выше речитатив считается сухим, поскольку он не подчиняется инструментальному сопровождению.
Самым ярким примером размеренного речитатива в современности можно считать рэп и хип-хоп. Именно эти направления современной музыки открыли новые грани и возможности речитатива.
Невозможно представить себе без речитативного пения и такой жанр современной музыки, как рок-опера. Как и в классическом оперном варианте, пение время от времени переходит на разговорную речь.
В многообразии музыкальных жанров и форм может запутаться даже опытный музыкант. Но теперь вы знаете, что такое речитатив, и уж его-то не спутаете ни с чем.
Современная эстрада способна удовлетворить любой вкус. Обширный репертуар в самых разных жанрах пополняется, обновляется постоянно. Но это не значит, что нет места для творчества, реализации оригинальных идей. У многих людей, обладающих музыкальными, поэтическими способностями возникает желание написать песню. Не нужно думать, что это привилегия профессионалов. У любительских авторских шедевров тоже есть право на жизнь. Необязательно удовлетворять великие амбиции, мечтать о славе, большой сцене. Можно написать текст, музыку для произведения, которое будет звучать в узких кругах, радовать друзей, близких.
Из чего может состоять песня
Если вы хотите в итоге получить достойный результат, перед тем, как написать песню, уделите время изучению информации о структуре таких произведений. Соблюдение существующего регламента поможет создать качественный вариант, отвечающий общепринятым требованиям. Структура песни делится на несколько составляющих, у каждой из них свои особенности.
Название
Не думайте, что название не играет особой роли, его может и не быть. Это важная часть структуры. Броское, цепляющее название вызовет интерес, желание послушать песню. Кроме того нередко именно по нему запоминается произведение.
Обычно название подбирается после написания песни, так как оно должно в краткой форме точно отразить ее содержание, настроение. В нем не должно быть слишком много слов, лаконичность является обязательным условием. Считается, что максимальным размером для названия является пять слов. Это может быть строчка из текста или самостоятельная фраза.
Куплет
Основную информацию содержит куплет. В нем полноценно отражается смысл, вкладываемый в текст песни. В нескольких куплетах постепенно раскрывается сюжет, эмоциональная составляющая. Это может быть конкретная история, размышления, рассказ о каком-либо переживании и др.
В написании куплетов важно правильно рассчитывать слоги для строчек. Их содержание отличается, но сохраняется мотив. Куплеты должны исполняться в одном ритме, следовательно, число слогов должно соответствовать длине музыкальной фразы.
Пред-припев
Обязательным элементом пред-припев не является. Но эта составляющая может включаться в текст песни. Одна-две строчки, заканчивающие куплет, подготавливают к припеву. Специалисты называют его pre-chorus. Пред-припевы могут быть одинаковыми во всех куплетах или имеют определенные отличия по настроению, смыслу, но исполняются в одном мотиве.
Припев
Припеву принадлежит важная роль. Смысловая нагрузка у него может быть невысокой. Но именно припев обычно первым запоминается после прослушивания новой песни. Ему нужно уделить особое внимание. Припев может «спасти» не слишком удачное произведение и окончательно испортить шедевр.
Убедиться в его важности несложно. Все слова популярных шлягеров знают единицы, его припев с удовольствием напевают все. Припев должен быть ярким, более динамичным, чем куплет.
Бридж
В классической структуре чередуются куплеты и припевы. Но иногда требуется придать особую выразительность финальной части композиции. Для этого между припевом предпоследнего куплета и заключительной частью вставляется своеобразный мостик, который музыканты называют бридж. Его мелодия отличается от той, что используется для куплета. Бридж может быть текстовым, иногда в этом качестве уместно использовать инструментальный проигрыш.
Как сочинить текст песни
Если вы решили сочинить песню, определитесь, что именно вы хотите донести до слушателей. Смысл текста должен точно передать настроение, эмоции, раскрыть тему. Также нужно выбрать направление для построения песни. Это может быть стихотворная форма, речитатив. У этих вариантов есть существенные различия. Выбор зависит от жанра, стиля, в котором создается произведение.
Можно считать песню литературным произведением, так как в ней раскрывается определенная тема. Нужно понимать, что содержание текста является инструментом, позволяющим выразить определенную идею.
Стихотворная форма
Стихотворная форма используется в нескольких музыкальных жанрах. В такой песне музыка и слова тесно переплетаются, дополняют друг друга. Этот подход используется в написании фольклора, шансона, поп-музыки.
Перед тем как написать песню в таком формате, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями стихотворных текстов. В создании шедевра потребуются поэтические способности, умение соблюдать определенный стихотворный размер, подбирать удачные рифмы. Нужно внимательно подходить к рифмовке. Нельзя просто подбирать слова, чтобы обеспечить звучные сочетания. Это может испортить песню, разрушить смысловую составляющую. Строки в куплете, припеве рифмуются парами.
Если обозначить строчку с одной рифмой А, а с другой Б, рифмующиеся фразы в куплете можно расположить в нескольких вариантах:
- АБАБ – рифмы расположены через строчку;
- ААББ – строчки рифмуются по две;
- АААА – все строчки рифмуются;
- АББА – рифмы в первой и последней, во второй и третьей строках.
В песнях не такие строгие требования, как в стихотворениях. Рифмы могут быть неидеальными. Сочетаться между собой им поможет мелодия. Она исправит небольшие нестыковки.
Не у каждого человека есть способности к стихосложению. Можно пойти более простым путем, выбрать для своей песни готовые стихи известных поэтов или произведения друзей, обладающих такими талантами.
Речитатив
Написание шедевра в формате речитатива отличается от стихотворного варианта. В таких песнях музыка является вспомогательным элементом, обеспечивающим оформление композиции. Это направление используется в жанрах ритм-энд-блюз, хип-хоп. Главным элементом мелодической составляющей является ритм. На него нужно опираться при создании текста.
Речитатив симметрическому ряду не подчиняется. Это своего рода разговор, только он певучий. В тексте используется естественная речь. В зависимости от стиля, жанра можно использовать размеренный, певучий или сухой речитатив.
Рэп
Ритм будет важным ориентиром, если вы решили сочинить песню в стиле рэп. Обычно ее написание начинается с хука. Это своеобразный припев, который является лейтмотивом, несколько раз повторяется. Если самостоятельно сочинить его сложно, можно заимствовать строчку из любимой песни. Только не нужно его копировать точно, иначе могут возникнуть претензии в нарушении авторских прав.
Рэп может рассказывать конкретную историю, включать философские размышления, метафоры. Но идея не должна выражаться в сложной форме. Для этого жанра характерны простые слова, четкие образы. В написании слов можно утрировать, раздувать тему, если хочется не просто донести идею, а повеселить зрителя.
Как написать песню к понравившейся мелодии
Можно сочинить песню, начав с создания текста. Но большинство профессиональных музыкантов предпочитают сначала написать музыку. Она формирует настроение, задает ритм. Иногда именно мелодия наводит на определенную тему, подсказывает, о чем нужно рассказать в песне.
Необязательно сочинять мелодию самостоятельно. Такие таланты даются не каждому. Можно написать песню на готовую мелодию. Прослушать ее нужно много раз. Это поможет выбрать подходящий размер стиха или создавать текст песни в формате речитатива, ориентируясь на особенности ритма.
Тематика будущего произведения может определиться автоматически. Музыка вызывает определенные чувства, эмоции, воспоминания, которые можно отразить в стихах. При прослушивании произведения выбираются мелодии для куплета, припева, бриджа. Куплет сопровождает более спокойная, размеренная музыка. Для припева нужны более динамичные, выразительные фрагменты. Бридж отличается от них, является самостоятельной частью.
При выборе тематики для своего произведения можно ориентироваться на безошибочные «вечные» варианты, которые всегда являются для людей самыми важными. Это может быть песня о любви, местах, вере, свободе, отношениях, жестокости окружающих и др. В тексте может содержаться реальная или придуманная история, воспоминания и др. Нужно учесть, что в песне не должно быть идей, способных оскорбить, обидеть людей, нельзя призывать к суициду, навязывать негативные решения.
Настоящий шедевр должен быть уникальным. Следует избегать клише, фраз, которые часто звучат в песнях или используются в разговоре.
Написать красивый, эксклюзивный текст песни можно, обладая обширным словарным запасом. Если он ограниченный, стоит уделить время расширению кругозора. Изучение философии, психологии, истории, чтение литературы окажет существенную помощь в написании песен.
Текстовая составляющая песни должна иметь логическое построение, быть последовательной. Важно соблюдать лаконичность, сделать стихотворение максимально информативным. Есть определенные ограничения в длительности песни, которые следует учитывать. Произведение, длящееся более 4-5 минут, утомит слушателей, снизит внимание, что недопустимо.
После определения жанра, тематики можно приступать к написанию самой песни. Необязательно садиться за стол, приступать к стихосложению, мучительно подбирая слова, рифмы. Многие авторы пользуются спонтанным вдохновением. Оно может придти в любом месте: в дороге, на работе, на отдыхе. Стоит всегда иметь при себе блокнот, карандаш, фиксировать пришедшие идеи. Потом в спокойной обстановке их можно будет скомпоновать, корректировать, сделать качественный текст.
Практические советы профессионалов
Если вы решили не просто сочинить песню, а сделать этот процесс своим главным увлечением, стоит познакомиться с советами профессиональных музыкантов.
- Не оставляйте процесс в стадии мечты. Если вы считаете написание песен своим делом, нужно приступить к действиям. Возьмите пример с писателей, определяющих количество слов для ежедневной работы. Для начала можно пообещать себе, создавать по одной песне в неделю.
- Уделяйте время прослушиванию музыки в разных жанрах. Не нужно ограничиваться на любимых стилях, возможно, вы просто недооценивали достоинства других вариантов. Внимательно проанализируйте все стили, выберите положительные и отрицательные качества. Определите, какой жанр вам ближе.
- Быть профессиональным музыкантом необязательно. Но теоретические основы знать необходимо. Нужно иметь базовое понятие о мелодии, ритме, гармонии. Стоит затратить время на изучение аккордов, минорной, мажорной тональности, научиться определять их особенности.
- Руководить вдохновением невозможно. У автора-песенника всегда должны быть под рукой бумага и ручка для записи внезапно пришедших идей. Они окажут замечательную помощь в написании текста. Еще лучше, если у вас с собой всегда будет мобильный гаджет с функцией диктофона. Он поможет записать не только слова, но и мелодии.
- Наибольшей выразительностью отличаются песни, в которых отражены сильные личные переживания. Нужно тренироваться в стихосложении, учиться отражать таким способом свои эмоции, чувства. Хорошо, если вы играете на каком-либо инструменте. Он поможет сразу положить слова на музыку.
- Не нужно спешить с окончанием работы. Готовую песню стоит внимательно прослушать несколько раз. Это поможет найти недоработки, корректировать материал, перед тем, как выносить его на суд зрителей.
- При написании музыки на готовый текст нужно убедиться, что настроение, эмоции в стихах и мелодичность соответствуют друг другу.
- Красивая музыка важна, но и слова заслуживают внимания. Не нужно подражать поп-шлягерам, в которых зачастую отсутствует серьезный смысл, ставка делается на ритмичную мелодию и простой припев. Долгая жизнь может быть только у песни, которая несет определенную информацию.
- В написании песен используйте различные музыкальные приемы, которые могут идеально украсить произведение, сделать его максимально выразительным, запоминающимся.
Что такое речитатив? Понятие это вызывает массу вопросов. Вот лишь некоторые из них. Насколько часто мы слышим его? Устарел ли он или, наоборот, переживает пик популярности? Рэп – речитатив или нет? Бывает ли проза речитативом?
Речитатив: определение
“Речитатив” – это оперный термин. Так называют речь в музыке. Признанная итальянская оперная школа проводит его от слова recitare, что значит “читать вслух” или “декламировать”. Конечно, декламация в музыке не та, что в лекционной аудитории. Идущая фоном или, скорее, канвой, музыка диктует свои законы.
Ритм, паузы, ускорение или замедление темпа – все это держит исполнителя в своих рамках. Поэтому речитатив, для зрителя кажущийся очень легким в исполнении, может быть трудным на сцене.
Известные оперные мастера, виртуозно владеющие искусством речитатива, очень уважительно к нему относятся. Именно он может передать чувства там, где пение не даст нужного накала страстей.
Певец не властен над свободным интонированием речи, как, например, драматический актер. Речитатив определен нотами, как ария. Его не пропевают, но это не дает права считать его обычной речью. Это вокальная музыка.
Музыкальные справочники характеризуют речитатив как вокальную музыкальную форму, в которой отсутствует тематическая повторность.
Возникновение речитатива
В античной трагедии широко применялось искусство напевной декламации. И в первых операх речитатив занимал основное место, чередуясь с мелодичными хоровыми или сольными участками либретто, и нередко достигал немалой драматической выразительности, пример тому творения К. Монтеверди.
Музыкальный термин для обозначения певучего речитатива – recitare cantando – Марко да Гальяно вводит в своей опере “Дафна”. Это доказывает, что декламирование в музыке отличается от классического, в риторике.
Со временем происходит обособление мелодии и декламации, объединённых прежде в первых оперных начинаниях. Основной музыкальный момент теперь сосредоточивается в ариях, которые в драматическом отношении статичны. А функцией речитатива становятся действия в диалоге, активное сценическое движение героя или повествование.
Виды речитатива
Различные виды этого искусства декламации используются в опере, оратории и кантате. С 17-го века, с легкой руки композиторов неаполитанской школы, он делится на два направления: secco (сухой) и accompagnato (аккомпанированный):
- Первый, его еще называют говорком, исполнялся под аккорды клавесина, или, по-итальянски, чембало. Свободный ритм его обозначался равными тактами в коротком диапазоне. Итальянская исполнительная манера свидетельствует о том, что говорок мог обретать на сцене живую выразительность речи. Как пример, опера-буфф сохраняет его до 19 века.
- Второй вид речитатива – с жестко фиксированным ритмом, более широким диапазоном интонаций и в исполнении оркестра. Он часто идет перед арией, дополняя ее и выполняя функцию монолога в драме, поскольку статичность арии не позволяет передать палитру чувств героя.
Дальнейшее развитие этого оригинального вида вокала определили великие композиторы Глюк и Моцарт. Глюк сглаживает различия между вышеназванными видами. Более того, secco теперь идет в сопровождении оркестра, иногда превращаясь в ариозо.
Существует и третий вид речитатива, который назван размеренным (atempo).
В 19-м веке опера постепенно вырастает в музыкальную драму, а отдельные арии приобретают характеристику сквозного развития. Встречается уже не моноречетатив, его исполняет ансамбль.
Что такое речитатив в музыке: определение
Обретя целых три разновидности, речитатив усложняет задачу классификации. Еще предстоит решить нотацию, то есть запись его на нотном стане. Венская школа вводит обозначение интонаций речитатива крестиками, обозначающими длительность и высоту.
Выдающиеся умы определили, что такое речитатив в музыке:
- Сухой secco имеет размер 4/4 и сопровождение в виде стаккато. Этим выделяются смысловые акценты речи. Преимущество взятия аккордов в партитуре отдается там, где возникает естественная пауза в либретто. Тут имеет место и маленькое музыкальное украшение, фигура, фраза. В основном, содержание маломелодическое. Правило secco: 1 слог – 1 нота.
- Другое дело accompagnato, где 1 слог равен нескольким нотам. Аккомпанемент содержит фигуру, эмоционален и мелодичен. Тоже не стеснен формой. Допускается его уход в другую тональность.
- Ариозо имеет округленность и законченность, но лишено коленного склада.
Практикуется и смешивание всех трех видов, когда один переходит в другой. Допустима и проза, но совершеннее выглядит белый стих.
Опера
Итальянцы считают оперу национальным искусством. Тито Гобби, знаменитый баритон, так объяснял, что такое речитатив: «Это не пауза между двумя ариями, не передышка певца. Если произносить его размеренно, получится эффект мысли, рождающей слова». Он большое значение он придавал именно драматическому оттенку речитатива: «Важны не слова, а смысл, идущий от подсознания».
Луиджи Лаблаш, великий бас, называет речитатив драматическим разговором, выраженным музыкой. Даже характер лица важен, считал он: «Иначе придается противоположный смысл. Нельзя одно и то же слово произносить одинаково и Отелло, и Фигаро».
Мюзикл
Все виды классических вокальных приемов сублимировал мюзикл. Он показал, что такое речитатив как выразительное средство. Особенно это видно по культовому мюзиклу «Иисус Христос – суперзвезда», где драматические эпизоды просто отсутствуют. Все либретто – вокал и речитатив.
Это даже превзошло моцартовские зингшпили, такие как «Волшебная флейта». В то время оперой считалось произведение лишь итальянского языка. Моцарт писал на немецком, и это было новаторством. К тому же он заменил говорок под клавесин разговорными речами, занимающими половину спектакля. За это не сразу его произведения вошли к классику оперы, а поначалу назывались музыкальными спектаклями.
Не потому ли появился термин «рок-опера»? Как будто не совсем классика, просто похоже. Но время ставит все на свои места. Все реже употребляется эта приставка. Это и естественно – жанры развиваются, удачные решения становятся классическими.
История
С древности, с возникновения языка, читать речитативом было естественно для людей. Многие обрядовые мантры имеют этот рисунок речи. Игровые песнопения, былинные сказания, печальные песни плакальщиц – все это укладывается в современное понятие речитатива.
До изобретения музыкальных инструментов, которые могли дать сильные мелодичные звуки, в аккомпанементе присутствуют ритмичные звуки примитивных ударных. Шаманское песнопение эскимоса в этом отношении схоже с победными песнями африканского континента.
Интересно, что языковые и интонационные особенности отложили свой отпечаток на стиль исполнения. Протяжность более характерна для тех языков, где больше гласных. А языки, использующие широкий звуковой диапазон, привнесли в народные традиции тремоло и синкопу.
Античная драма и допесенное вокальное исполнение, видимо, и составили речитатив. Особое внимание заслуживает его поэтика.
Подтверждает это и быстро завоевавший мир, стиль рэп. Возникнув в древности как искусство, он перешел в язык общения, спора, языкового соревнования оппонентов. Современность добавила ему музыкальное сопровождение, и сейчас этот стиль уверенно развивается, показывая, что такое речитатив в музыке.
Рэп
Коротко говоря, рэп (от английского rap, или «бить словом») – это чтение песни речитативом. Позже сформировалось понятие “открытой манеры разговора”.Русский рэп сокращает это определение, называя лаконично «читка». Она требует умения виртуозного владения техникой декламации, чтобы на такты ложился ритмический рисунок. Это тем более сложнее, чем беднее музыкальное сопровождение, ведь ритмика речитатива должна совпадать с музыкальными фразами.
Кто может исполнить речитатив
Известная пародия А. Пушного о московском метро дает представление о том, кто может исполнить речитатив. Достаточно хорошая артикуляция и чувство ритма – вот необходимые навыки.
Думать, что можно прочитать любой текст стилем рэп, неверно. Это все-таки музыкальный стиль, он требует от текста ритмичности, ударение должно быть там, где музыкальная фраза имеет свой акцент.
Есть одаренные люди, которые могут чувствовать ритм декламационный и музыкальный и обладают хорошей природной артикуляцией. Такие самоцветы, даже не имея поначалу музыкального образования, способны завоевать внимание слушателей. Примером служит известный подростковый рэпер MC Bentley, больной ДЦП мальчик. Его тексты не содержат ненормативной лексики, позитивны и легко запоминаются. Мальчишеский еще голос придает им ранимость. Неподвластность таланта болезни вызывает уважение.
Еще один русский рэпер, DJ Elf Shaki, создает профессиональные композиции о добром и вечном. Его песня «Бог небес и земли» не имеет ничего общего с грязными песнями еще пока, увы, большинства музыкантов этого стиля.
Стиль рэп развивается у нас на глазах. В отличие от речитатива классического, который шел к своему современному виду в течение двухсот лет, его прогресс стремителен. Будем ждать его появления на академической сцене в составе мюзиклов.