В средней и старшей школе актуально приобретение навыков написания сочинений разных жанров, в том числе рецензии на просмотренные художественные фильмы. Эти навыки, в соответствии с ФГОС, помогут не только развить речь, логику, умение сравнивать разные произведения, но и разовьют творческие способности учащихся. Кроме этого, умение писать сочинения разных жанров поможет лучше подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку и экзаменационному сочинению в 11 классе, участвовать в литературных конкурсах и подготовиться к поступлению в вуз на творческие специальности.
Сочинение-рецензия может быть использовано в качестве домашнего задания после просмотра художественных фильмов, снятых по литературным произведениям. Оно поможет увидеть учителю, насколько учащиеся поняли основную мысль, проблематику, сюжет произведения.
На начальной стадии обучения написанию рецензии стоит на уроке вместе с учениками просмотреть и прокомментировать если не весь фильм целиком, то хотя бы какие-то важные эпизоды и объяснить, чем отличается видение режиссёра от позиции автора текста (если есть существенные различия), какие существуют кинематографические приёмы и как они помогают понять режиссёрский замысел. Уровень сложности комментариев учителя зависит от возраста и уровня знаний учащихся. В дальнейшем, когда необходимые навыки рецензирования у учеников будут сформированы в той или иной степени, можно будет давать задание самостоятельно просмотреть фильм и написать рецензию.
Мы использовали на уроках примерный план рецензии (порядок пунктов плана можно менять в зависимости от того, как выстраивается логика рассуждения), который может подойти также для работы над спектаклем.
Примерный план рецензии:
1. Описание произведения: название, режиссер-постановщик, в каком году был снят фильм, на какой киностудии.
2. Кратко об авторе, режиссере.
3. Сюжет произведения (кратко), самые яркие, запомнившиеся эпизоды (почему именно они?).
4. Творческий замысел автора и его осуществление (тема, идея, проблемы, поднимаемые автором; в чем особенности режиссерского замысла и отличие от книги).
5. Особенности жанра и композиции.
6. Оценка мастерства изображения героев, игры актеров.
7. Проблематика произведения, его актуальность и значение.
8. Писательские приемы, режиссерские находки (творческие интерпретации, впечатления от оформления сцены, музыкального сопровождения, спецэффектов).
9. Средства выражения авторского, режиссерского замысла.
10. Личные впечатления (должны прослеживаться на протяжении всей работы; совпали ли ваши ожидания с прочитанным, увиденным).
Опыт проведения подобных работ показал, что больше всего затруднений возникает у учащихся при ответах на пункты 4-5 и 8-9. Именно здесь требуется помощь учителя, разъяснения, на начальной стадии можно дать ученикам шаблоны, речевые обороты, с помощью которых выстраивается ответ. Кроме этого, учитель должен показать интернет-ресурсы, которые можно использовать при подготовке к работе, и объяснить правила использования полученной информации в сочинении, чтобы это не было плагиатом.
В качестве примера приведу работы учеников 6 класса, которые были написаны после изучения пьесы Е. Шварца «Обыкновенное чудо» и совместного с классом просмотра одноимённого художественного фильма Марка Захарова. Надо отметить, что перед просмотром этого фильма (очень непростого для детского восприятия) мы ознакомились с первым советским фильмом, снятым по этой пьесе Э. Гариным. Сравнение с этим фильмом помогло многим ученикам не только развить умение сравнивать разные произведения, но и понимать разницу в режиссёрском видении и понимании текста, а также увидеть, какую большую роль играют режиссёрские находки и интерпретации, как они расширяют и углубляют понимание исходного текста произведения.
Любовь творит чудеса
Рецензия на фильм «Обыкновенное чудо»
Я посмотрел фильм «Обыкновенное чудо», снятый киностудией «Мосфильм» в 1978 году. Это двухсерийный художественный музыкальный телефильм по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной в 1954 году. Это вторая экранизация пьесы, а первая была снята в 1964 году Эрастом Павловичем Гариным.
Режиссером просмотренного мной фильма является Марк Анатольевич Захаров, выдающийся режиссёр театра и кино, актер, сценарист, педагог, художественный руководитель Московского театра «Ленком» (до самой своей смерти в 2019 году). К наиболее известным его режиссерским работам в кино относятся фильмы «12 стульев» (1976), «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхаузен» (1979), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Среди театральных постановок можно отметить «Доходное место» (1967) в Театре Сатиры, «Тиль» (1974), «Юнона и Авось» (1981), «Королевские игры» (1995), «Мистификация» (1999) в «Ленкоме». С 1965 года Захаров был режиссером Московского театра Сатиры, а с 1973 года до 2019 года – главным режиссером Московского имени Ленинского комсомола («Ленком»). В 1970-е и 1980-е годы активно снимал кино по пьесам Е.Шварца и Г.Горина в жанре фантастической притчи.
Главный герой фильма «Обыкновенное чудо» – Волшебник в исполнении Олега Янковского. Он, развлекая себя и свою жену, придумывает сказки, герои которых оживают и приходят в его дом.
Семь лет назад Волшебник превратил в человека медведя, который может стать прежним, только если в него влюбится принцесса и поцелует его.
Этот юноша в доме Волшебника встретил девушку и, не зная, что она принцесса, влюбился в неё. Когда Принцесса захотела поцеловать Медведя, он в испуге убежал, так как не хотел стать зверем на её глазах. Растерянная Принцесса решила выйти замуж за «первого встречного», и её женихом стал Министр-Администратор.
Через несколько лет страной уже управляет Министр-Администратор, Король устранился от дел, а Принцесса умирает от тоски по Медведю. В день смерти Принцессы в доме Волшебника появляется Медведь и целует её, но не превращается в зверя. Волшебник называет это «обыкновенным чудом», подразумевая, что любовь творит чудеса.
Всё действие фильма происходит в помещении, напоминающем театральные декорации, и кажется, будто ты находишься в зрительном зале. Этот эффект усиливается частыми музыкальными номерами всех действующих лиц под музыку композитора Геннадия Гладкова. Особенно ярко это ощущается в последней сцене фильма, когда Волшебник поджигает обычные театральные декорации после ухода героев сказки и оказывается один посреди поля. Это очень необычная режиссерская находка. Фильм выглядит как театральная постановка с элементами мюзикла.
В отличие от пьесы Шварца, Волшебник в фильме является не просто действующим лицом, а создателем сказки и вершителем судеб всех героев. Выдуманная им сказка совсем не веселая, сам Волшебник тоже по-своему несчастен. Его пугает перспектива остаться без любимой жены, смертной женщины, ведь сам он бессмертен.
Несмотря на мастерство Волшебника, действия героев сказки вышли из-под его контроля. Персонажи руководствуются, в первую очередь, своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Отдельно хочется отметить актерскую игру. Насколько точно режиссер подобрал актёров для каждой роли! Каждый жест, каждый взгляд, каждое движение исполнителей главных ролей очень ярко передают эмоции и усиливают их реплики, наполненные тонким юмором и иронией. Благодаря прекрасным актёрам, все сказочные герои выглядят очень современно. Сложно выделить кого-то одного, так как симпатизируешь каждому по-своему.
Очень мне понравился Король в исполнении Евгения Леонова. Актёр смог создать образ очень обаятельного тирана, трогательного и ироничного, который постоянно хочет совершить что-то подлое, ссылаясь на гены «плохих» родственников, но при этом Короля невозможно не любить, и в этом заслуга прекрасной игры Леонова. Образ этого Короля нельзя перепутать ни с кем, такой он простой, близкий к обычным людям!
Многие цитаты из уст Короля стали «крылатыми», и я слышал их раньше, но не знал, откуда они. Например, следующая цитата: «Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки, я буду всё это бить…»
Даже отрицательный персонаж Министр-Администратор в исполнении Андрея Миронова необыкновенно обаятельный.
Каждый герой фильма появляется под свою музыкальную тему. Музыка является неотъемлемой частью создания образов персонажей.
Этот фильм актуален и сегодня из-за своего интересного сюжета, ярких образов, прекрасной музыки, наполненного юмором текста. Ведь людям в любую эпоху хочется верить в сказку, в любовь, в чудо!
В сравнении с фильмом Марка Захарова первая экранизация Гарина выглядит простым детским фильмом, классической версией пьесы. Захарову удалось создать фильм для взрослых, заставляющий задуматься о серьёзных вещах, несмотря на такой, казалось бы, детский сюжет.
Здесь нет абсолютно положительных героев, каждый испытывает всю гамму чувств, эмоций: непонимание, злость, гнев, ревность, обиду. Поэтому персонажи так близки и понятны каждому.
Сначала я прочитал пьесу Шварца, а потом посмотрел фильм. Сюжет пьесы после прочтения не сильно затронул меня, а после просмотра фильма я испытал новые эмоции благодаря прекрасной режиссерской работе и игре актёров.
Фильм получился и грустный, и весёлый. Человек, несмотря на свою силу, бывает очень слаб. Но наступает момент, когда понимаешь, что чудеса возможны и без присутствия волшебников.
Хочется закончить словами Волшебника: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны…»
Сказка для взрослых
Рецензия на фильм «Обыкновенное чудо»
Пьеса Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» — настоящий литературный шедевр. В этой сказке для взрослых гармонично сосуществуют искрометный юмор и тонкий сарказм, волшебство и суровая действительность, а вымышленные персонажи кажутся читателю реальнее реальных.
Великий советский кинорежиссёр Марк Захаров в 1978 году сам сыграл роль «доброго волшебника», сделав «из живого ещё более живое». Он сумел очеловечить написанное на бумаге, умело извлекая самое важное и реконструируя, изменяя остальное Марк Захаров создал свой мир необыкновенных чудес. Казалось бы, уже знакомые нам из пьесы персонажи: влюблённые Принцесса и Медведь, заботливая Хозяйка, хитрый Министр-Администратор… Но их образы кардинально изменились, стали понятнее и ближе людям. Талантливый художник в лице режиссёра отобразил реальность какая она есть, правда, через призму сказочности.
Просто посмотрев вокруг себя, можно заметить, например, что сосед дядя Ваня (абстрактное лицо) — вылитый Король. Поэтому, наверное, Шварц и оставил своих персонажей без имён: на их место может встать практически любой человек из нашего мира.
В этом огромная заслуга не только «волшебника», но и яркого созвездия выдающихся советских актеров. Абдулов, Леонов, Соломин… Такое количество звёзд редко можно встретить в одном фильме.
Министр-Администратор — изворотливый, жадный, но (благодаря актеру Андрею Миронову) обаятельный скептик, расположивший к себе «Королька», а заодно и его власть. В королевской свите «наглеца» боятся и безропотно слушаются. Ему не составляет никакого труда обворовывать как придворных, так и самого государя.
Человек он, мягко говоря, не слишком высокоморальный. Администратор сосредоточен исключительно на собственной материальной выгоде. Считает, что ради денег можно пойти на что угодно, хотя этого он бы никогда не сказал про любовь. Он уверен в том, что ее попросту не существует.
Знаменитая цитата персонажа — «Я настолько нормален, что сам удивляюсь». Жаль, что в современном мире такая вот «нормальность» стала общепринятым стандартом.
Кстати, большинство широко используемых и любимых народом крылатых выражений и фраз из фильма мы услышали именно из уст Министра-Администратора.
Сам персонаж, несомненно, настоящий бриллиант в этой истории. Он наделён харизмой (свойственной, если честно, многим отрицательным персонажам), и, несмотря на его нетактичность и однозначную принадлежность к классу антигероев, Администратору я симпатизировала на протяжение всей истории.
А песенка про бабочку, которая «крылышками бяк-бяк-бяк» в его исполнении «упорхала» далеко за пределы фильма.
Король — мой, наверное, самый любимый персонаж, сыгранный Евгением Леоновым. Во время прочтения пьесы особо сильных эмоций он не вызывал, да и представляла я его совершенно по-другому, не так, как в фильме.
Но фантазия режиссёра на пару с замечательной актерской игрой превратила деспотичного самодура в по-детски веселого и непосредственного, но очень сильно любящего свою дочь отца с голосом Винни-Пуха и бутылкой отравленного вина под рукой (но в этом, конечно, виноваты предки!).
Медведь в исполнении Абдулова — прекрасен. В новоиспеченном юноше самообладание воюет со звериной яростью, любовь — с ненавистью. Чувства разрывают и вновь воскрешают его, готовые и без волшебства превратить влюблённого в медведя. Это то, от чего он вряд ли страдал, будучи животным: «Быть настоящим человеком очень непросто».
Он мечется среди зеркал, тщетно пытаясь убежать от образа принцессы.
Но любовь — мучение, от которого ему не убежать, потому что, сам того не сознавая, он этого не хочет. Он боится остаться в одиночестве, боится впустить в свою жизнь любовь.
К слову, у фильма удивительная стилистика: комнаты — декорации с подвешенными к потолку воздушными кораблями, зеркальные коридоры, в комнатах – порталы-переходы, соединяющие истории… Даже самые обычные колокольчики или дверь в стене передают особый смысл, обнажают любое действие персонажа.
Принцесса — юная, наивная, непорочная, простая девушка. Она — прекрасный нежный цветок, выращенный в теплице. С каким наслаждением Хозяин рисует ее портрет! Нежные черты лица, легкие кудряшки… Сильный ветер и холод мира вне «теплицы» страшат ее вплоть до обморока.
Также в фильме присутствует ещё одна влюблённая пара— хозяин трактира Эмиль, живущий грезами прошлого, и первая придворная дама Эмилия, чьим именем и назван трактир.
Именно там клубок событий раскручивается, и оба узнают, что потеряли друг друга из-за ерунды:
— Вы целовались с ним на балконе!
— А вы танцевали с дочкой генерала.
— Танцевать прилично!
—Черт побери! Вы что-то шептали ей на ухо все время!
— Я шептал ей: раз, два, три! Раз, два, три! Она все время сбивалась с такта.
— Смешно!
— До слез…
Их история трагична, но в этой сказке — счастливый конец.
И, наконец, виновник начала цепочки событий —Хозяин, он же Волшебник, он же Сказочник.
В прошлом он совершил героический поступок — «осмелился любить, зная, что всему придёт конец».
Обременённый бессмертием Волшебник безумно любит свою жену — смертную женщину, и их чувства взаимны. Им не нужны слова, чтобы понимать друг друга. Он создаёт для неё персонажей, чтобы она «плакала и смеялась».
К несчастью (или счастью), ситуация вышла из-под контроля: персонажи взбунтовались, направляя бурный поток сюжета в каменистое русло.
Хозяйка окончательно перерезает нити-связи с драконом-фантазией, пойманной ее мужем.
Но любовь творит чудо: после поцелуя Медведь остаётся Медведем с большой буквы.
В финальной сцене мы видим глубоко несчастного Волшебника: его огорчает перспектива одинокой вечности. Почему же его сказка такая грустная? Потому что он понимает, что переживет Ее, и никогда уже не сможет быть по-настоящему счастливым. Он уже не оправится от раны.
Но любовь бессмертна, как и сам Волшебник. Любовь живет и без людей. Родившись однажды, она уже не погибнет. Любовь живет в строках стихотворений, в музыкальных аккордах, в шуме листвы под ногами… Мы ей живем. Она бывает разной. Любовь к Родине, к Богу, к деньгам, к человеку… Без любви жизнь немыслима.
Я бы порекомендовала смотреть этот фильм всем, вне зависимости от возраста. Пересматривать, каждый раз открывать для себя что-то новое.
Только лучше совершать первое знакомство с фильмом уже в сознательном возрасте (где-то с семи-восьми лет), потому что иначе все сольётся в непонятные картинки, странные декорации и бабочку, которая «крылышками бяк-бяк-бяк»…
А по-настоящему в восхищении от фильма взрослые, и это неудивительно. Сама пьеса изначально была создана для взрослых, не говоря уже о фильме.
Такие картины можно и нужно смотреть всем.
Как написать рецензию на фильм (настоящую, глубокую, профессиональную) и не ограничиться фразой “какой классный фильм!”? В этой статье вы найдете ответы на все ваши вопросы:
- что такое рецензия на фильм;
- какие функции она выполняет;
- как подготовиться к написанию рецензии;
- 10 вопросов, на которые вам нужно ответить перед тем, как начать писать;
- как написать рецензию на фильм: последовательные шаги по написанию;
- примеры рецензий.
Что такое рецензия на фильм
Рецензия на фильм – это критический отзыв, который информирует о выходе нового фильма, содержит в себе его анализ, оценку, краткое содержание, а также личные впечатления и переживания после просмотра.
В среднем, объем рецензии составляет около 1000 слов.
Рецензия выполняет сразу несколько функций: информирует, анализирует, убеждает и развлекает. Если вы сможете включить в свою рецензию все эти пункты, то на выходе вас будет ждать отличный результат.
Статья “Как написать рецензию на книгу. Типы и примеры рецензий”.
Статья “Как написать синопсис книги, фильма или сценария”.
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Как написать рецензию на фильм: подготовительный этап
Написание рецензии – это, безусловно, творческий процесс, но про аналитический подход к созданию убедительного и качественного текста забывать не стоит. К работе следует отнестись ответственно, что мы с вами и сделаем.
Чтобы написать профессиональную рецензию на фильм, вам для начала необходимо пройти следующие подготовительные этапы:
1. Конечно, первым шагом будет поиск подходящего фильма, если таковой ранее не был выбран руководителем/заказчиком/боссом. Больше шансов написать хорошую рецензию будет в том случае, если фильм понравился, как кинокритикам, так и лично вам.
2. Посмотрите фильм не менее двух-трех раз. При первом просмотре у вас сложится общее впечатление от картины, постарайтесь полностью погрузиться в атмосферу фильма. При следующем просмотре обратите внимание на детали: звук, актерская игра, монтаж, сюжет. Если возникли трудности с понимаем затрагиваемых в фильме событий (например, исторических), обязательно найдите дополнительную информацию и изучите тему.
3. Если после двух просмотров у вас все еще не сформировалась окончательная оценка кинокартины в виде краткого тезиса, пересмотрите фильм еще раз. Можете посмотреть другие работы режиссера, работавшего над этим фильмом, это поможет вам определить его характерный стиль. Еще, как вариант, можно посмотреть на игру актеров в других кинофильмах (для сравнения).
4. При просмотре фильма делайте заметки: ключевые сцены, интересные повороты в сюжете, несостыковки, детали, цитаты. Потом на их основании сможете построить текст рецензии, а хорошая цитата может стать отличным эпиграфом.
5. Найдите информацию о проведении съемок: место, продолжительность, время года, подробности о съемочном процессе, трудности, с которыми столкнулась производственная группа, актерские пробы и т. д. Такая информация сделает рецензию более привлекательной для читателей.
6. Если фильм претендует на награды и премии, включите эту информацию в рецензию. Для потенциального зрителя такая оценка фильма станет весомым аргументов в сторону -> обязательного просмотра.
10 вопросов, на которые нужно ответить прежде, чем начать писать рецензию на фильм
- Фильм односерийный или многосерийный? Сиквел, приквел или часть киносериала?
- Каков жанр фильма (боевик, комедия, исторический фильм, драма, сказка, фантастический фильм, вестерн, политический фильм, триллер, гангстерский фильм, фильм-ужасы, трагикомедия, мелодрама, фильм-катастрофа)? Фильм основан на реальных или вымышленных событиях?
- Автору сценария удалось создать увлекательный сюжет?
- Ритм фильма вялый, растянутый, непрерывный, динамичный, плавный?
- Какой у фильма рейтинг по рейтинговой системе MPAA (G – нет возрастных ограничений, PG -рекомендуется присутствие родителей, PG-13 – детям до 13 лет просмотр нежелателен, R – лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого, NC-17 – лицам до 18 лет просмотр запрещен)?
- Существует ли фильмы с похожей/такой же тематикой, о которых стоит упомянуть в качестве сравнения?
- Как можете охарактеризовать работу оператора-постановщика? Насколько точно отобраны и воплощены наиболее выразительные композиционные, светотональные решения, а также точки и ракурсы съемки?
- Фильм носит развлекательный характер или затрагивает серьезные темы?
- Кастинг прошел успешно? Все актеры справились со своей ролью?
- Атмосфера фильма напряженная, загадочная, зловещая, романтичная, легкая?
Ответы на все вышеперечисленные вопросы помогут вам понять, как написать рецензию на фильм, и прежде всего создать черновой вариант своей будущей рецензии. Но, конечно, этого еще недостаточно для окончательного результата.
Как написать рецензию на фильм: руководство
Работа над созданием рецензии на фильм – процесс достаточно сложный и долгий. Поэтому лучше разбить его на этапы, и двигаться шаг за шагом, это поможет не растеряться и не запутаться в деталях.
1. Цепляющее вступление. Вступительная часть рецензии должна содержать важную информацию о фильме: название, режиссер, дата выхода, жанр. Можно упомянуть о номинациях и наградах, а также указать кассовые сборы (если цифры впечатляющие) и актерский состав. Помимо “технических” моментов и простого изложения сюжета, необходимо выразить свое впечатление от фильма в виде тезиса, например, рассказать:
- о связи центральной идеи фильма с текущими событиями и общественными проблемам;
- о схожести сюжета фильма с личной жизненной ситуацией, своим опытом и переживаниями;
- о связи технических элементов (освещение, звук, монтаж) с тематикой кино.
2. Вынесите приговор. Не томите читателя и выскажите свое мнение о фильме в первых абзацах рецензии. Не следует оставлять все самое интересное “на потом”. Если вы решили дать окончательную оценку фильму в конце рецензии, каковы шансы, что читатель до этого конца дойдет?
3. Напишите краткое содержание сюжета. Выберите 4-5 основных событий, избегайте концовки фильма и спойлеров. Сохраните интригу. Если хотите поспойлерить и поделиться необычным развитием сюжета, предупредите об этом читателя.
4. Добавьте чувств. Кроме изложения сюжета, когда вы рассказываете читателю, что вы видели, следует добавить в текст рецензии эмоции, и показать, что вы чувствовали. Передайте свое впечатление от фильма. Какие моменты в сюжете были особенно трогательными, незабываемыми и волнующими? Постарайтесь сделать рецензию менее формальной и более личной.
5. Определите основную цель фильма. Возможно, эта цель скрыта в самом сюжете, а быть может фильм и вовсе не претендует на решение глобальных проблем. Быть может фильм развлекательного характера, и в этом его преимущество – он легкий и простой. Иногда основную задумку серьезного и глубокого фильма можно найти в интервью со съемочной группой, сценаристом или режиссером.
6. Добавьте некоторые детали и подробности процесса кинопроизводства. Здесь важно знать меру и не переусердствовать с терминологией. Вот, о чем вы можете написать:
- Операторское искусство: формат экрана, выбор плана (передний, общий план, первый и второй средний план, точка съемки и т.д.).
- Звук. Основная задача – создать необходимую амосферу в фильме. Делится на диегетический звук (звук, который могут услышать персонажи экранного произведения: музыка, пение птиц, лай, гром и т. д., то есть внутрикадровые звуки) и не диегетический (закадровые звуки – саундтрек без слов или песенные вставки, например).
- Монтаж – создание единой картины из множества снятых сцен. Бывает перекрестный, последовательный, параллельный, ассоциативный монтаж.
- Мизансцена (от франц. mise en scene – размещение на сцене) – взаимное расположение актёров и окружающей их среды на съёмочной площадке, натурной или павильонной. Сюда относятся пейзажи, визуальные эффекты, психологическое состояние героев и др.
7. Глубокий смысл. Возможно, вам удастся заметить особые символические предметы, повторяющиеся моменты или ключевые фразы, которые придают фильму глубины.
8. Приводите примеры. Недостаточно сказать фразу “игра актеров на высоте”. Объясните, что именно вам показалось достойным внимания (внешность, мимика, образ, движения актера).
9. Убедительное заключение. Напомните о тех моментах фильма, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Поделитесь рекомендацией, кому и почему вы советуете посмотреть этот кинофильм.
10. Перечитайте текст рецензии несколько раз. Отредактируйте, исправьте ошибки, которые могут испортить впечатление даже от профессионально написанной рецензии.
Примеры рецензий на фильм
Чтобы закрепить полученную информацию о том, как написать рецензию на фильм, давайте перейдем с вами от теории к практике. Далее представлены два примера кинорецензий.
Рецензия на фильм “451 градус по Фаренгейту”
Рукописи не горят?
“О новой версии классического произведения Рея Брэдбери
“Иногда оковы лучше свободы”. (Франц Кафка)
Начальные титры: огонь уничтожает страницы книг и картины. Слова искажаются под действием пламени. Недаром говорят, что огонь – одна из трёх вещей, на которые можно смотреть вечно. Зрелище завораживает и предвещает нечто мрачное, смелое, некий вызов. Что же на деле получилось из очередной экранизации антиутопии Рея Брэдбери?
На киносервисе «Амедиатека» стал доступен телефильм Рамина Бахрани «451 градус по Фаренгейту» (США). Как человек, любящий сравнивать экранизации с любимыми книжными оригиналами, я не могла пройти мимо этой картины.
Итак, Америка, недалёкое будущее, в котором переписывается история, а книги безжалостно сжигаются, ибо они – источник заразы. Тот, кто читает книги, начинает думать, а тревожные мысли лишают человека счастья и спокойствия. Как и в оригинале, сожжением книг занимаются пожарные, которые когда-то «тушили, а не сжигали».
Один из пожарных, Гай Монтэг, во время очередного рейда оставляет себе книгу, после прочтения которой начинает сомневаться в правильности своей жизни. Он встаёт на путь предательства всех своих прошлых интересов и становится бесправным гражданином, «углём», как называют в фильме тех, кто идёт против общества и пытается спасти книжное наследие.
Сюжет нам всем знаком. Но, на мой взгляд, фильм абсолютно лишён всех черт романа Брэдбери. Он получился пресным, «невкусным», он, в отличие от книги, не ужасает и не очаровывает своей идеей антиутопии. Фильм будто слеплен из многих кинокартин, выходивших раньше. Можно найти отголоски, например, «Эквилибриума» 2002 года, где гражданам нужно было принимать препарат, глушащий эмоции (у Бахрани это специальные капли, которые стирают воспоминания о прошлом) или «Превосходства» с Джонни Деппом (идея сохранить ДНК, в «Превосходстве» – в компьютере, а в «451 градусе» – в птице, как носителе некой коллективной памяти). Изображение будущего же и вовсе не удивляет, урбанистические пейзажи выглядят так же, как в «Гаттаке», том же «Эквилибриуме» и каждом втором современном фильме о будущем.
Если говорить о самих героях, то личность Монтэга (Майкл Б. Джордан) осталась нераскрытой. Экранного времени явно не хватило, чтобы передать все его душевные метания и сомнения. А Клариссу (София Бутелла) вовсе из светлого, воздушного и неземного существа превратили в нечто маргинальное и повидавшее все тяготы жизни.
Как говорит сам Бахрани: «Это очень сложно – адаптировать книги и фильмы, потому что они не всегда адаптируемые. Ты должен что-то менять. И конечно, ты не хочешь менять что-то, потому что это, собственно, книга. Поэтому я не знал, как подступиться. И тогда я посмотрел на опыт самого Брэдбери: он одобрил версию Трюффо, которая меняла достаточно многое. Он позволил Клариссе МакЛеллан жить – это очень большая перемена, уступка. Поэтому я подумал, что я могу на каком-то уровне поменять историю и что-то в жизни героев, но при этом ни при каких обстоятельствах не менять саму идею и тему романа».
Может, это и так, и не всегда стоит делать слепую экранизацию без адаптации под современный мир, но к заявке на воплощение великих литературных произведений следует относиться более ответственно, потому что ни хорошие актёры, ни визуальная составляющая не могут скрыть неуклюжего сценария и неудачного воплощения идеи.”
Ксения Шкарупа lgz.ru
Рецензия на кинофильм “Тайная жизнь”
“Альпийская трагедия
Этот фильм Терренса Малика стоит особняком в череде других made in USA. Как, впрочем, и все ленты режиссёра. Как и он сам. Малик на голливудском олимпе особенный – по происхождению этнический ассириец (его родители выходцы из Ирана), по воспитанию и убеждениям верующий христианин, католик (их в Голливуде не так уж и много), и как режиссёр, сильно отличающийся от своих американских коллег.
Последний фильм Малика произвёл такое сильное впечатление, что захотелось пересмотреть другие ленты этого мастера. Он скорее европейский режиссёр, чем американский. Иногда очень напоминает Антониони, Феллини, Иоселиани, а ещё больше Тарковского. У него было много номинаций на «Оскар», но – ни одной победы, за исключением статуэтки, полученной оператором «Дней жатвы» (все фильмы Малика потрясающе красивы!). Зато жюри Канн неизменно отмечает этого мастера. «Золотую пальмовую ветвь» получил самый спорный и самый «тарковский» из его фильмов «Древо жизни», напоминающий одновременно «Сталкера» и «Зеркало». Обращение к миру и феллиниевское погружение в себя вплоть до самоистязания замечательно в «Рыцаре кубков» с Кристианом Бэйлом, Кейт Бланшетт и Натали Портман.
Уже первый его фильм «Пустоши» был необычен, а «Дни жатвы» с Ричардом Гиром – ещё больше. Эти истории вроде относятся к криминальному жанру, но в них неожиданно звучит религиозная тема, вопросы жизни, смерти, смысла существования человека на Земле, она у Малика всегда прекрасна, а вот человек… Большой и заслуженный успех был у единственной военной (а на самом деле антивоенной) ленты Малика «Тонкая красная линия» (1998). Она получила «Золотого медведя» в Берлине и семь номинаций на «Оскар»! Но ни в одной не победила, потому, наверное, что отличается от всех американских лент про Вторую мировую войну отсутствием державного патриотизма. Фильм – о сражении между японцами и американцами за тихоокеанские Соломоновы острова, он поражает сходством с советской лентой «Солдаты» по некрасовским «Окопам Сталинграда». Американский полковник, как и советский командир-карьерист, чтобы выслужиться, посылает бойцов на верную смерть, но и здесь есть американский «лейтенант Фарбер», который бережёт своих солдат и не подчиняется приказу.
В фильме Малика, в отличие от нашего, в котором советские солдаты сражаются за свою землю, добавляется мотив преступности войны вообще. Японцы показаны не, как обычно в Голливуде, картинно гибнущими манекенами, а живыми людьми, которых тоже жалко. На контрапункте с кровью и грязью войны потрясающе снят океан, сказочный остров, в высокой траве холмы, река, тропический лес, населяющая его диковинная живность и туземцы, жители этого Эдема, которые дрожат от ужаса, творимого на их земле чужестранцами.
И наконец, о «Тайной жизни», которая как бы продолжает «Красную линию». Если её сравнивать с чем-то сделанным в последнее время, то только с фильмом Романа Полански «Офицер и шпион». Главный герой в обеих лентах не может отступиться от своих принципов и в одиночку противостоит властному мейнстриму. У Малика тоже фильм на основе реальной истории – трагедии австрийского фермера Франца Егерштеттера, отказавшегося присягать нацистам.
Режиссёр удивительно достоверно воссоздаёт сельский быт Франца (Аугуст Диль), его жены Франциски (Валери Пахнер) и их троих детей, большое хозяйство, покосы, урожай – всё очень похоже на жизнь наших крестьян Алтая или Кубани. Немецкий нацизм, заразивший Австрию, нарушил райскую жизнь семейства. Оно оказалось единственным, которое не отказалось принять нацизм и аншлюс по религиозным соображениям. Хотя австрийская католическая церковь одобрила присоединение Австрии к Рейху, Франц против этого. Ни соседи, ни местный священник, ни власти не могут его переубедить.
Когда Франца в 1943-м призывают в армию, он отказывается присягать. Жаль, что в фильме не приведены его слова с мотивами отказа: «Грустно снова и снова слышать от католиков, что Германия просто вынуждена воевать и что, возможно, это не так плохо, ибо уничтожит безбожный большевизм. Но вопрос в том: против кого они на самом деле идут на войну? Против большевизма или русского народа? Когда христиане шли проповедовать в языческие страны, разве они шли войной? Война – это всегда желание что-то получить, а не дать. Если бы хоть на малую долю речь шла о борьбе с безбожием, то не упоминались бы так часто нефть и плодородные земли».
Постепенно из сельской идиллии действие перемещается в камеры тюрем. Домашний скот, который пасся на альпийских лугах, сменяется тюремными насекомыми, буколические пейзажи приходят только в думах о жене и детях. До последнего адвокат и все (кроме жены, которая убеждена в правоте мужа!) уговаривают Франца присягнуть Рейху, но он непреклонен. И принимает смерть как христианский мученик. Снято всё документально точно, забываешь, что смотришь кино с актёрами. И это производит громадное впечатление.
Малик восстановил в правах отменённый постмодернизмом катарсис. Огорчило только то, что сокамерники Франца, которым тоже предстояла гильотина, показаны какими-то фриками. На самом деле среди казнённых большая часть – антифашисты, тоже не желавшие присягать Гитлеру, тоже верующие – но не в Бога, а в марксизм.
Тем не менее воссоздание образа человека, не подчинившегося дьявольской мирской власти восхищает, особенно в наше время, когда в одних странах возрождается нацизм, а в других законодательно отменяются библейские заветы.”
Александр Кондрашов lgz.ru
Мир кино волнующе-волшебный, загадочный и манящий, заставляющий думать, переживать и многое переосмысливать. Если вы давно мечтали приблизиться к нему и узнать больше, то написание рецензий – отличная возможность это сделать.
P. S.: Понравилась статья? Делитесь ссылкой в социальных сетях! Хорошего дня!
Используемые материалы:
- https://www.kinopoisk.ru/mpaa/
- https://answershark.com/writing/creating-review/how-to-write-movie-review.html
- Кадры из кинофильмов- kinopoisk.ru
- Фото для обложки статьи – shutterstock.com
Особых правил нет, сам пользователь решает, о чем ему писать или не писать. Но если хочется создать развернутый отзыв, то стоит придерживаться приблизительного плана.
Однако, в хорошем обзоре не должно быть:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Про100 й более года назад Отзывы о фильмах всегда пользуются просмотрами, так как люди хотят сначала узнать на сколько он интересен был другим и как его они оценили, стоит ли пойти и смотреть его вообще. В отзыве можно рассказать немного о самом режиссере, чем он знаменит и в каких фильмах прославился. Далее о героях кто они, кто играет их, сам фильм какой (комедия, фэнтези, ужас или триллер и так далее). как играют артисты, все ли в сюжетах закономерно, легко ли к восприятию просмотр. Захватил ли вас фильм, заинтриговано ли все, хотелось бы продолжения или финал разочаровал вообще. На сколько фильм соответствовал жанру, времени. Нельзя пересказывать сюжет, нельзя раскрывать чем закончился, в чем суть фильма, такие отзывы не пропускают обычно. Читателя надо заинтересовать, посоветовать, рекомендовать просмотр, либо наоборот отговорить и назвать причину. 88SkyWalker88 более года назад Отзывы о фильмах можно написат по следующему плану:
Есть специальные сайты отзывов, на которых можно заработать деньги за свой оставленный отзыв. Важно, чтобы он был написан правильно, без ошибок. Кроме того, чтобы он был логично построен, содержал полную и достоверную информацию. Текст отзыва должен быть уникальным, написанный именно Вами. Только в этом случае он пройдет модерацию. Natsha более года назад У каждого автора свой стиль написания отзывов о фильмах. Давно этим занимаюсь. Огромное значение имеет общее впечатление, чтобы читатель обратил внимание именно на вашу работу. Дальше начало, зацепить и заинтересовать. Создать интригу, загадку. Ни в коем случае не допускается пересказ сюжета. Можно рассказать о актерах, исполняющих главные роли. Не допускать бесконечное повторение слова “фильм”. Применять синонимы – “кино”, “кинопроект”, “кинопроизведение” и т.д. Разделять текст на абзацы. Сплошной огромной объем плохо воспринимается читателем. И главное, писать с душой. Cappuchinka 6 лет назад Точно ответить на данный вопрос сложно. Наверное, каждый из нас делает это по своему. Расскажу как пишу Я. 1.Для начала пишу какое нибудь вступление. К примеру, “на днях решила посмотреть….” или “мне порекомендовали фильм….”. Но возможно это излишне и не очень красиво со стороны. 2.Далее очень краткая информация о фильме. Допустим, какого года, жанр и тд. Но очень кратко. 3.Могу в двух словах рассказать о сюжете. А могу сразу перейти о моём мнении о нём (сюжете). 4.Дальше, могу описать некоторые моменты< которые мне понравились больше или меньше всего. 5.Затем, общие впечатления о фильме.
Как то так. Хотела бы добавить то, что о фильмах, признаюсь, писать не очень люблю. Так как я в данной тематике отзывов не сильно красноречива. Длинный отзыв получается лишь тогда, когда впечатления от фильма сильные. СнежнаяЗима 4 года назад Главный секрет – оригинальность и неповторимость стиля. Можно конечно следовать правилам построения сочинения:
А можно наплевать почти на все правила и написать сочный и вкусный остроумный отзыв, не похожий на все, что были до него. Это непросто (я, например, так не умею, стандартно мыслю, стандартно выражаю свои мысли), но некоторым удается это мастерски. Их отзывы оригинальны, их хочется читать, а иногда даже перечитывать. Так вот. Чтобы хорошо писать о фильмах, нужно найти свою “фишку”. Возможно, кто-то может оценивать все с долей иронии, или острить через предложение. Кто-то любит искать точные факты и в своем отзыве сможет их интересно преподнести. Есть натуры чувствительные и дюже впечатлительные, они смогут написать эмоциональный обзор и передать читателям всю гамму чувств, которую они испытали при просмотре. Попадаются и жесткие и суровые критики, которые по полочкам разложат все нюансы, вычленят все ляпы и несостыковки. В общем, оригинальность важна, оригинальность. Ее тоже вырабатывать нужно. Постепенно с практикой будет получаться все лучше. Главное писать и не бояться. Смелее выражать свои мысли. Вполне помочь могут уроки литературного мастерства, если уж серьезно озадачиться целью улучшить качество отзывов. Отзывы маститых авторов помогут учиться выражать свои мысли (главное не перенимать их стиль). И конечно читать надо больше. Читать и писать, писать и читать. И да, самое главное, о чем не стоит никогда забывать. Залог успеха – это вкусное, оригинальное, интригующее название отзыва. Какой бы ни был отзыв, в него никогда не заглянут, прочитав скупое и банальное название: “смотреть можно”, “хороший фильм”, “нормально”. Ну, “нормально”, так “нормально”, зачем читать дальше, из “нормального” отзыва о фильме вряд ли удастся узнать что-нибудь по-настоящему интересное. -Irinka- более года назад В отзыве о фильме важно указать основную информацию о нём, такую, чтобы читатель по вашему отзыву смог составить своё мнение о кинокартине, понять стоит ли его смотреть или нет. Прежде всего, нужно указать название фильма и год его выпуска. Так же указываем в отзыве жанр киноленты, режиссёра, который работал над кинокартиной. Пишем кратко сюжет и ваше впечатление после его просмотра. В конце отзыва пишем рекомендуем ли мы фильм к просмотру. Примерный план по которому можно составить отзыв о фильме.
Алекс98 5 лет назад Собственно считаю четкого плана по написанию отзыва о фильме у меня нет. Считаю нужно следовать правилам классического написания отзыва. Написать вступление, желательно что-то оригинальное и интригующее. Рассказать в двух словах о жанре фильма, в каком году снят, актерский состав и т.п. Немного о сюжете. Свои впечатления, понравился или нет, что не понравилось… И заключение, рекомендации или свои эмоции от просмотре фильма. Думаю если следовать такому принципу получится не плохой отзыв на любой фильм. KateTesla 6 лет назад Сама пишу отзывы, на данный момент уже есть в набросках 5-6 отзывов . Конкретных правил или планов по написанию отзыва нет. Но вот что я могу вам сказать: Не писать спойлеры: ” Он пошел туда-то, там встетил того-то, он оказался предателем и сделал с ним то-то. Вобщем нельзя пересказывать фильм/мультфильм. Пишите лишь немного раскрывая сюжет, оставляйте интригу, лучший вариант- обобщенное описание фильма, ведь какой смысл если вы перескажите весь сюжет? А в конце советую вам написать что-то интригующее. Типо “И там он встретил…” или ” Это не все, ему (Главному Герою) ну пути повстречаются еще множество препятствий, и кто знает, дойдет ли он до конца…” А фотографии особенно в отзыв не вклеишь, поэтому можно использовать скриншоты из фильма (если он уже есть в сети) или скриншоты из трейлира, также если вы ходили на этот фильм в кинотеатр, можно приложить фотографии билетов. владсандрович более года назад В вводной части отзыва напишите об актерском составе фильма и о том, какой режиссер его снимал и укажите то, к какому жанру он относится. Затем опишите суть которую в себе несет этот фильм и его сюжетную линию. В завершении выскажите свое мнение об этом фильме и почему вам он понравился или напротив, чем он вас возможно разочаровал. Знаете ответ? |
План написания рецензии на фильм.
Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение» ) — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения.
- Описание произведения. О чем идет речь? (это полнометражный фильм, сериал, ролик или мультфильм) Указать режиссера, страну, год выпуска, жанр*.
- Смысловая часть отзыва:
-Почему ты пишешь именно об этом?
– В чем смысл названия?
-Кто главный герой(герои)? Он тебе нравится? Почему? Неужели ты одобряешь и разделяешь абсолютно все его поступки?
-Тебе понравился кто-нибудь из второстепенных персонажей? Какие? Почему? И если нет, тоже обосновать.
-Какой у фильма сюжет? Какое начало? Где кульминация? А где развязка?
-Отражает ли фильм современные события и проблемы? Возможно, таким образом режиссер хочет сказать о чем-то значительном… Постарайся «перенести» события фильма в жизнь (в историческое прошлое в том числе. Возможно такие события или ситуации случались. Вспомни их! Обязательно!) и сделай из этого выводы.
– Какова на твой взгляд главная мысль этого произведения? Несет ли фильм в себе какой-либо послание? Чему он учит? Порассуждай. Если нет, то почему не учит?
-Если фильм снят по книге, то возможно ты ее читал? Это было оригинальное издание автора или книга написанная по фильму? Если ли отличия между фильмом и книгой? Что тебе больше понравилось: фильм или книга? Почему?
- Техническая часть отзыва:
-Работа режиссера. Подумай о том, как режиссер изобразил и пояснил события сюжета. Если фильм был затянут, или лишен важных по вашему мнению эпизодов, это можно отнести на счет режиссера. Сравните просматриваемый фильм с другими работами (если ты их смотрели) этого же автора или похожего содержания или того же жанра.
-Сложность/предсказуемость сюжета? Оцени сценарий. Как бы ты описал сюжет — оригинальный и непредсказуемый, или как скучный и слабый? Ты «веришь» героям фильма? Логичны ли поступки героев?
-Понравилась ли тебе актерская игра?
– Какова операторская работа? Какими приемами пользовался оператор для съемки? Какие декорации и элементы второго плана позволили добиться нужного эффекта?
-Монтаж. Фильм смотрелся гладко, или же переходы были грубыми?
-Костюмы. Подходит ли выбор одежды героев к общему стилю фильма? Не возникает ли диссонанс в этом смысле?
-Декорации. Подумай, как места действия фильма повлияли на другие его элементы. Усилили они общее впечатление или ослабили? Если кино снимали в реальных местах, были ли они хорошо выбраны?
-Музыкальное сопровождение или саундтреки. Была ли музыка подходящей? Не было ли ее слишком много или слишком мало? Была ли она тревожной? Удивительной? Раздражающей? Саундтрек может как «сделать» фильм, так и уничтожить его, особенно, если песни имеют особое значение в фильме.
-Была ли у фильма какая-то особенна атмосфера отличающая его от других?
- Заключение.
В заключении нужно сделать выводы и резюмировать свою оценку фильму. Разочаровал он тебя или нет? Дать рекомендации, стоит ли смотреть этот фильм, и для какой аудитории он больше подходит.
*Строго говоря, в кино нет единого общепринятого набора жанров (как, например, в живописи) , по которому можно было бы точно классифицировать все кинофильмы. Кроме того, большинство художественных кинофильмов можно смело отнести к более чем одному жанру. Однако…
Боевик — этот жанр иллюстрирует известный тезис «добро должно быть с кулаками» . Фильмы этого жанра зачастую не обладают сложным сюжетом. Главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: преступление, коррупция, терроризм, убийство. Не находя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению подвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев. «Хэппи энд» (англ. happy end — счастливый конец) — непременный атрибут боевика, зло должно быть наказано.
Вестерн — в классических фильмах этого жанра действие происходит на Диком Западе Америки в XIX веке. Конфликт обычно разворачивается между бандой преступников, представителями властей и охотниками за наградой (англ. bounty hunter). Как и в обычном боевике, конфликт разрешается насилием со стрельбой. Вестерны пропитаны атмосферой свободы и независимости, характерной для запада Соединённых Штатов.
Гангстерский фильм — действие фильмов этого поджанра зачастую происходит в США в 1930-е годы — во время расцвета гангстерских группировок. «Разборки» между гангстерами и являются основой сюжета таких фильмов.
Детективный фильм — жанр, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний, следующего за ними расследования и определения виновных. У зрителя, как правило, возникает желание провести собственное расследование и выдвинуть собственную версию преступления.
Драма — специфику жанра составляют сюжетность, конфликтность действия, обилие диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных героев фильма.
Трагедия — наверняка театральную трагедию не следует рассматривать как отдельный случай драмы, но в кинематографе это в принципе верно. Основу трагедии также составляет столкновение личности с миром, обществом, судьбой, выраженные в борьбе сильных характеров и страстей. Но, в отличие от обычной драмы, трагическая коллизия обычно завершается гибелью главного героя.
Исторический фильм — фильмы этого жанра реконструируют реально происходившие исторические события.
Военный фильм — название говорит само за себя, это фильмы о войне.
Кинокомедия — к этому жанру относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение.
Пародия — вид комедии, основанный на пародировании чего-либо (например, на пародировании других фильмов) .
Мелодрама — произведения этого жанра раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных ситуациях, часто на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.
Музыкальный фильм — мюзикл или оперетт
Три́ллер (от англ. thrill — трепет, волнение) — жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха.
И т.д…
Как написать рецензию на фильм — структура, советы, приёмы
- Рецензия
- нон-фикшн текст, в котором автор оценивает фильм. В отличие от многих жанров публицистики, этот формат даёт полное право высказать собственное мнение. Более того, без субъективной оценки текст попросту не будет интересным. Однако ограничиться только мнением нельзя, иначе получится банальный комментарий с киноотзовиков из разряда «мне понравилось».
–
Существуют критерии оценки, которые помогут наполнить рецензию смыслом и полезностью. В статье мы рассмотрим некоторые методы, как писать рецензию на фильм, составить пошаговый план текста, поделимся примерами статей, расскажем, чем вдохновляться и кого взять за образец, если хотите конкурировать с профессиональными критиками, такими как Егор Москвитин, Зинаида Пронченко, Станислав Зельвенский, Ксения Рождественская или даже Антон Долин.
С чего начать писать кинорецензию: советы и пошаговый план
1. Смотрите фильм как профессиональный кинокритик
Чтобы написать рецензию на фильм, нужно посмотреть его и подготовиться.
Не спешите упрекать нас в банальном совете: критики смотрят кино иначе, чем простые зрители. Во время просмотра «вооружитесь карандашом»:
- сразу записывайте интересные моменты и примеры визуальных находок режиссёра;
- отмечайте моменты, которые покажутся нелогичными;
- если смотрите фильм с компьютера, правильней сделать скрины понравившихся или возмутивших вас кадров.
Задавайте произведению как можно больше вопросов. Почему дрожит камера? Какое настроение подчёркивают те или иные тона? Насколько визуальный ряд соответствует идее?
2. Изучите историю как увлеченный фанат
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
До написания рецензии важно подобрать фактологический материал. Это не обязательно должны быть именно работы критиков, обратите внимание на интервью участников кинопроцесса, истории со съемок, информацию о других фильмах режиссёра и даже на небольшие посты в соцсетях. Кстати, правильней привести интересный исторический факт или цитату в начале текста — они могут зацепить читателя.
Примерно так делает кинокритик журнала «Сеанс» Илья Верхоглядов в статье про «Внутреннюю империю» Дэвида Линча. Он освещает дискуссии, которые шли вокруг картины, приводит цитаты участников кинопроцесса. И с самого начала ставит перед читателем небольшой вызов, ловит «на слабо» — сможет ли тот понять про Линча нечто особенное?
3. Составьте план как стратег
При долгом изучении чужих текстов есть опасность: чужие тексты могут стать не образцом, но сбить с толку. Важно не потерять собственный уникальный взгляд: кинорецензия ценна именно им. Поэтому нет правильного совета, писать ли план будущего текста после фактчекинга или до него. Делайте, как удобно. Всегда успеете дополнить замысел при изучении дополнительных ресурсов.
На чем основывается план? Прежде всего, на тех заметках, что вы написали во время просмотра. Их важно ранжировать в порядке значимости: правильней сказать о логических проблемах сюжета раньше, чем о мелких придирках к костюмам.
Кроме того, есть некоторые устоявшиеся моменты, о которых пишут постоянно. Чтобы понять, что это за критерии, составим чек-лист вопросов. Вы сможете обратиться к нему, когда будете писать рецензию.
Курс «Как писать нон-фикшн» научит переводить личный опыт и экспертные знания в текст. После него вы сможете:
– писать легко, с интересом, чувством, драйвом;
– создавать личный бренд в социальных сетях и медиа;
– писать и редактировать тексты, которые будут влиять на людей.
Пишем текст: чек-лист вопросов, с которыми можно работать
Все перечисленные правила и советы подходят, как для игрового (художественного) кино, так и для документального. Но в первом случае мы делаем акцент на визуальной составляющей, а во втором – на сюжетной, разбираемся, какими историческими источниками автор пользовался при создании документальной хроники.
Мы составили шаблон, который поможет написать рецензию на фильм, но его правильней использовать не как универсальный образец, а как основу будущего текста. Вы можете писать, опираясь на следующие критерии и вопросы, а также добавлять к этому списку дополнительные детали, к примеру, отметить музыкальное сопровождение или костюмы.
Авторская концепция, или почему режиссёр снял фильм именно так?
Многие режиссёры подходят к фильму в рамках обозначенных концептуальных приёмов. Так, датчане Ларс фон Триер и Томас Виттенберг в 1995 г. сформулировали манифест нового движения «Догма 95», целью которого была оппозиция современному кино, и этот факт прямо влиял на художественные особенности кинокартин.
Режиссеры, разделяющие правила «Догмы», запрещали бутафорию и фильтры, но при этом были уверены, что трясущаяся камера и съёмка с руки, от которой у многих читателей буквально сходил с ума вестибулярный аппарат – это норма. Без знания этого факта вся рецензия пойдет под откос: можно посчитать режиссёров попросту школьниками, впервые взявшими в руки камеру.
Но если вы в курсе изначальной задумки, то сможете подходить к художественным приемам с точки зрения концепций. И аргументированно доказать, почему постоянно трясущийся кадр – это прорыв.
Содержание, или что происходит в фильме?
Обязательно напишите, что происходит с сюжетом. Но не грешите спойлерами: как бы вы ни были впечатлены развязкой, не стоит делиться с читателем именем убийцы или главным сюжетным поворотом.
Если не выходит сформулировать содержание без болезненных откровений, обратите внимание на аннотацию. Этот короткий текст о фильме может дать вам пример сюжетных линий, которые нужно обозначить.
Визуальные решения, или как выглядят кадры?
Обратите внимание на цветопередачу: кадры «желтят», «синят» или кажутся чересчур мрачными не просто так. Выдвигайте гипотезы, по какой причине режиссер задумал именно это визуальное решение. Останавливайтесь на необычных особенностях, кадрах и ярких цветовых решениях.
К примеру, чтобы описать популярный сериал «Игра в кальмара», недостаточно говорить только о захватывающем сюжете. Именно яркие, подчас кислотные цвета повлияли на реакцию на сериал публики, на последующее распространение фильма в мемах и узнаваемость эстетики с первых кадров. Но не слишком углубляйтесь в многочисленные детали – читать бесконечные каталоги не интересно никому.
Личные впечатления, или какие эмоции вызывает этот фильм?
Рецензия вполне может включать в себя личную историю автора. Вы можете вспомнить, что происходило в году, когда был снят фильм, рассказать о первом своем столкновении с автором или актером, заметить, какой триггер срабатывает при просмотре кинокартины. Но такие впечатления нужно дозировать: читатель здесь не для того, чтобы читать про вашу пусть даже самую интересную жизнь.
К примеру, оригинальную рецензию пишет кинокритик Роман Волобуев на свою же собственную работу «Холодный фронт». Автор вспоминает, как 10 лет назад один разгневанный режиссер «по-стариковски ругался» на плохой отзыв и пытался заставить Волобуева представить, как «кто-то смешивает с грязью то, на что он потратил два года жизни». Смешная, но в то же время трогательная история становится зачином для текста.
Высказать точку зрения, или что в итоге?
Не давайте предвзятых или оскорбительных оценок. Ответьте на главный вопрос: стоит ли тратить время на фильм? И если все-таки стоит, примерно обрисуйте, какой аудитории кинокартина может понравиться.
Не обязательно писать шаблонно-школьные «я считаю, что каждый должен посмотреть это, потому что», но можно осветить достоинства и недостатки киноработы, отметить их соотношение. Редко бывает, что автору полностью и совершенно нравится фильм или, наоборот – лента снята, настолько плохо, что о ней нельзя сказать ничего хорошего.
К примеру, критик журнала «Сеанс» Павел Пугачев в рецензии на «Тихое место-2» указывает на психологическую недостоверность поведения героев. Делает он это достаточно резко, что, наверняка, не понравится многим читателям. Но при этом критик аргументированно приводит примеры и выдвигает претендующую на достоверность гипотезу о том, что помешало автору справиться с задачей.
И не забудьте отредактировать рецензию и тщательно проверить текст. Так как вы критикуете чужое произведение, читатели будут остро реагировать на ваши ошибки, например, грамматические или пунктуационные. И ставить под сомнение экспертизу, если эти ошибки есть.
Чем вдохновиться: примеры хороших рецензий
Важный совет, чтобы научиться писать рецензии — смотрите больше фильмов и читайте больше рецензий. Выделяйте приемы, которые вам нравятся и пытайтесь интегрировать их в свой текст.
И главное: чаще пишите. Размещайте рецензии в соцсетях и на специальных площадках, типа Кинопоиска, Афиши или IMDb (для англоязычных пользователей). Так вы будете не только набивать руку, но и видеть реакцию на свои тексты, и как дополнительное преимущество — всегда сможете научиться новому у читателей и коллег.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Так вы не пропустите полезные материалы, специальные предложения и акции!
Радомира
Менеджер по работе с клиентами