Как составить рецензию на сочинение

Как работать над
сочинением-рецензией

Рецензия – один из жанров школьного
сочинения. Жанр непростой, обладающий своей
спецификой, но уже прочно вошедший в школьную
практику. Сочинение-рецензия позволяет не только
развивать творческие способности ученика,
логическое и образное мышление, но и помогает
овладеть навыками выражения оценочных суждений
и их аргументации.

На протяжении долгого времени
«школьное сочинение рассматривалось как
самостоятельный жанр со своими законами и
требованиями»*. По своим жанровым особенностям
оно приближалось к литературно-критической
статье или соответствовало типу текста:
сочинение-описание, сочинение-повествование,
сочинение-рассуждение. (Такие типы сочинений и
сейчас выделяются некоторыми методистами.) Хотя
предлагались и другие подходы к классификации
сочинений, они не прижились, и на выпускном
экзамене по литературе до 1989 года господствовало
жанровое однообразие.

Сегодня школьное сочинение
многообразно по тематике, стилистике и
предполагает наличие у учащихся знаний и умений
по созданию различных речевых жанров, в том числе
и рецензий.

Высокого результата в обучении
рецензированию как способу выражения
аргументированной оценки можно достичь только
при условии системности проводимой работы,
тесной взаимосвязи уроков русского языка и
литературы. Работу над рецензиями можно начинать
в 5-м классе с рецензий на устные ответы и
сочинения товарищей и, постепенно усложняя,
завершить к концу 11-го класса рецензиями на
самостоятельно прочитанные произведения
современной литературы.

В обучении рецензированию важно не
забывать и о других речевых жанрах. Близкими
к рецензии жанрами являются:

1) библиографическая заметка – краткая
информация о произведении;

2) аннотация – краткая характеристика
произведения печати с точки зрения его
содержания, оформления, направленности и т.д.;

3) отзыв – выражение
эмоционально-оценочного отношения к
прочитанному;

4) обозрение – анализ-характеристика
нескольких произведений, объединенных
хронологически, тематически и т.п.;

5) литературно-критическая статья –
рассмотрение актуальных общественных,
политических, нравственных и других
проблем на основе анализа одного или нескольких
произведений искусства.

Работая над рецензией в 8–9-х классах,
мы привлекали знания об аннотации и отзыве. С
обозрением и литературно-критической статьей
учащиеся познакомятся в старших классах.

Что же представляет собой рецензия?

Рецензия – это речевой жанр, в
котором даются общая характеристика и оценка
произведения искусства, науки на основе его
анализа.

Характеристика жанра

Рецензия – это жанр:

• полифункциональный
(совмещает функции информации, воздействия,
убеждения, анализа);
• аргументированный
(обязательны обоснованность, объективность
авторской оценки);
• эмоциональный
(допустимы субъективность, личные вкусы и
пристрастия критика);
• полиадресный
(предназначен для широкого круга читателей);
• преимущественно
письменный;
• индивидуальный
(автор – конкретный человек);
• стилистически
гибридный (совмещает элементы публицистического
стиля как основного и научного).

Обязательными структурными
элементами
рецензии являются:

• сообщение о
произведении искусства (автор, название, место и
время создания и публикации);
• общая
характеристика-оценка произведения (с
привлечением пересказа и комментария сюжета,
описания кульминационного момента, цитирования
и других приемов);
• анализ содержания и
формы произведения;
• определение места
произведения в творчестве автора или
литературном процессе в целом;
• привлечение
внимания читателя (зрителя, слушателя) к
рецензируемому произведению.

Этот материал предназначен учителю, а
что и как сообщить ученикам, он решит сам.

Эффективность обучения
рецензированию во многом зависит от
последовательности и системности проводимой
работы. Но именно последовательность и
системность труднее всего обеспечить. Рецензии
на устные ответы и на сочинения товарищей широко
используются в школьной практике и даже вошли в
современные учебники (например, учебник «Русская
речь» Е.И. Никитиной). Рецензиям на литературные
произведения тоже уделяется сейчас много
внимания, но такую работу рекомендуют проводить
только в старших классах. А что же рецензировать
ученикам 8–9-х классов? Сочинения – уже слишком
просто, да и скучно, литературные произведения –
рано и сложно. Мы предлагаем научить детей
рецензировать творческие работы одноклассников.
Необходимо пояснить, что мы называем творческими
работами. Несомненно, любую учебную работу
школьника можно назвать творческой. Но среди
разнообразных сочинений, основанных и на
литературном материале, и на жизненном опыте,
резко выделяются работы с самостоятельно
придуманным сюжетом, оригинальным жанровым
решением, индивидуальным стилем. Это могут быть
эссе, дневниковые записи, путевые заметки,
стихотворения, поэмы, пьесы и т.п., разнообразные
по теме, а главное – непредсказуемые по
содержанию. К таким работам нельзя подходить с
позиций традиционного сочинения. Мы называем их
творческими работами и предлагаем условно
рассматривать как литературное произведение.
Этот материал удобен для рецензирования, так как
очень интересен, но достаточно прост. В то же
время это учебный материал, который может
использоваться более свободно, чем литературное
произведение. Это способствует большей
самостоятельности учащихся. Кроме того, детские
работы, как правило, не очень сложны для анализа,
и практика показывает, что ученики во время
анализа гораздо глубже проникают в текст, чем сам
автор. Взаиморецензирование помогает учащимся
еще и по-другому посмотреть на себя и товарищей,
учит доброжелательному отношению друг к другу,
терпимости к чужому мнению.

Итак, целесообразно предложить такую
последовательность работы:

5-й класс – устные рецензии на ответ
товарища;

6–7-й классы – рецензии на сочинение
товарища;

8–9-й классы – рецензии на творческие
работы одноклассников;

10–11-й классы – рецензии на
произведения современной литературы.

Покажем, как можно построить работу в
8-м классе. К 8-му классу учащиеся знакомы с
понятием «рецензия». Предваряя специальный
разговор о рецензировании, мы предложили
восьмиклассникам написать рецензию на
творческую работу товарища самостоятельно.
Выполнение этого задания заставило учащихся
понять, что к творческой работе нельзя подходить
как к обычному сочинению. Это побудило их к
поиску других подходов и подготовило к
серьезному разговору.

Задача первого занятия – показать
различия между рецензией на сочинение и
рецензией на творческую работу. В хорошо
подготовленном классе с этой задачей могут
справиться и сами ученики. Основные отличия
определяются изменившимся предметом анализа:
теперь перед учениками работа, которую можно
рассматривать как литературное произведение, а
значит, ее надо анализировать с позиций
литературоведения: определить тему, идею, жанр,
рассмотреть сюжет, композицию, систему образов,
обратить внимание на особенности языка и стиля
произведения (эта терминология уже хорошо
известна восьмиклассникам). Меняется
представление об адресанте: это уже не просто
одноклассник, это автор-писатель, следовательно,
и адресат не только товарищ, а и читатель, критик.
В этом есть элемент игры, но игры серьезной, и ее
правила учащиеся с удовольствием принимают.

Помимо постановки задачи и уточнения
коммуникативного намерения, на этом же занятии
необходимо выделить обязательные структурные
компоненты рецензии, которые в том или ином
объеме должны быть представлены в ученической
рецензии. Некоторые компоненты можно уточнить,
предлагая самим школьникам выбрать, на чем лучше
остановить свое внимание.

1. Представление произведения. Общая
характеристика-оценка.

2. Анализ содержания:

• тема и основная идея;
• сюжет;
• система образов (в том числе
образ автора, рассказчика);
• роль заглавия и эпиграфа;
• особенности жанра.

3. Анализ формы:

• композиция (в том числе
роль пейзажей, портретов, вставных эпизодов);
• особенности языка и стиля.

4. Общая оценка произведения.

5. Пожелания другим читателям
(возможно, и автору).

В качестве домашнего задания
предлагается написать рецензию на творческую
работу ученика (работы должны быть просмотрены
учителем, но оценки лучше не ставить, тогда
суждения учеников будут более самостоятельными).
В зависимости от особенностей класса работы
можно раздать по желанию, попарно или
произвольно.

Написанные рецензии стали полнее,
серьезнее. Ученики внимательнее относятся к
анализируемому тексту, чаще используют
литературоведческие темы, уменьшился объем
пересказа. Но существенным недостатком
оказалась бедность языка, однообразие
синтаксических конструкций, ошибочное
использование литературоведческих понятий. Это
определило содержание следующего занятия.

На втором занятии после анализа
рецензий учителем предлагаем ученикам
познакомиться с типичными речевыми
конструкциями, наиболее часто встречающимися в
рецензиях. Речевые конструкции, написанные на
доске или на плакатах, сгруппированы по
смысловому единству и представляют собой
речевые модели различных структурных
компонентов рецензии. Напомним, что мы учимся
писать «настоящие» рецензии, поэтому будем
называть одноклассника автором, себя считать
критиком. Можно немного пофантазировать,
представить себе, что произведение опубликовано
и доступно широкому кругу читателей. (Заглавия
пока не показываем.)

Об авторе

Первый рассказ, написанный (кем?), был
напечатан (принят, опубликован…)

Автор не только великолепный (хороший,
замечательный) психолог (рассказчик, поэт…), но
и…

Его книги (рассказы, произведения)
вызывают… (чувства, мысли, поступки).

О сюжете

Это рассказ о…

Сюжет построен так, что…

Центральной сюжетной линией стала…

В центре внимания автора…

О героях

Герой-рассказчик пытается объяснить…

Автор населил свои книги героями
(людьми…)

Мир, в котором живут герои…

Главный герой есть…

Его герой…

О впечатлениях от произведения

Первое впечатление…

На первый взгляд кажется, что…

Атмосфера рассказа…

Книга поражает (удивляет…)

О тематике и проблематике

Круг тем, которых касается автор,
чрезвычайно широк.

Заложена стержневая тема о…

Автор пишет о…

Много места уделено проблеме…

Проблематику можно было бы определить
как…

Об авторской позиции

Автор не определился (с чем?)

Писатель предпочел (что? чему?)

Он (автор) скрупулезно анализирует…

Автор приоткрывает…

Вывод неожидан.

Интересно для нас предложение автора
о…

Автор полагает (убежден, считает,
убедительно доказывает) (что?)

Введение литературоведческой
терминологии

Учитывая стиль произведения…

Удачна композиция.

Автор предпочел обычному рассказу
жанр…

Рассказ написан поэтическим
(красочным, запоминающимся) языком.

Интересны речевые характеристики
героев.

Критические замечания

Однако не со всеми высказываниями
можно согласиться.

Позволю себе с ним не согласиться.

Нельзя исключать (не учитывать) и…

В отличие от автора, я считаю, что…

Возможно, не все верно (правильно,
безупречно…)

Неравнодушного читателя не может не
удивить отсутствие (чего?)

К сожалению, автор не подтверждает
своего мнения примерами.

Писатель упускает из виду
(пренебрегает).

Конечно, эти модели далеко не полны.
Учитель может расширить их, изменить, упростить
или усложнить, но они очень важны для обучения
речевым жанрам. Типичные речевые конструкции
позволяют ученикам выбрать подходящее слово,
синтаксическую модель, облегчают
конструирование текста и подталкивают к
самостоятельному творчеству.

На этом этапе работы целесообразны
следующие упражнения:

1) определить, какому структурному
компоненту соответствуют группы речевых
конструкций (т.е. озаглавить их);

2) продолжить или составить
предложения с 5–6 речевыми конструкциями;

3) составить микротекст по одному из
структурных компонентов рецензии, используя
типичные речевые конструкции, на основе
рецензируемой творческой работы;

4) отредактировать свою рецензию.

Результаты, полученные нами,
свидетельствуют о том, что предложенный подход
позволил учащимся освоить конкретные навыки
рецензирования: анализировать незнакомый и
несложный текст с литературоведческих позиций,
использовать средства оценки, употреблять
разнообразные речевые конструкции. Приведем
примеры из работ восьмиклассников.

Мне кажется, основная идея рассказа
– «каждый век хорош», но надо ценить свое прошлое
и дорожить им.

(Оля К.)

Это рассказ о человеке, который,
всячески обманывая своего начальника,
материально обогащался. (Сережа Ч.)

В целом в произведении интересен лишь
сюжет.
(Сережа Ч.)

Сюжет развивается очень динамично,
быстро, поэтому рассказ читается очень легко.
(Юля Ш.)

Я думаю, этот рассказ стоит прочитать и
подумать, не похож ли ты на Петра Ивановича
Болзникова.
(Юля Ш.)

Заглавие, которое дал Сергей, прямо
отражает содержание рассказа. (Александр Б.)

Сергей не использовал выразительные
средства, которые сделали бы его рассказ более
интересным и красочным. (Александр Б.)

Рассказ заслуживает высокой оценки.
(Денис Ч.)

Автор рисует образ простодушного
Крюкова и противопоставляет ему всех
подозревающего Статского. (Наташа В.)

Круг тем, которых касается автор,
чрезвычайно широк. (Катя П.)

Не со всем здесь можно согласиться.
(Паша В.)

Большим плюсом я считаю использование
эпиграфа, причем очень уместного для этого
произведения. (Маша Г.)

В этом рассказе говорится о пожилом
человеке, который вспоминает свою жизнь,
просматривая старые дневниковые записи. (Аня К.)

Особенно мне понравилось то, что автор
на протяжении всего повествования сохраняет
интригу. (Аня К.)

После того как результаты работы над
такими рецензиями, по мнению учителя, станут
удовлетворительными, задания можно постепенно
усложнять. Для первых опытов рецензирования
литературных произведений лучше использовать
рассказы А.С. Грина. Они интересны для подростков,
невелики по объему и достаточно просты для
анализа. Начать лучше с общего для всего класса
задания. На одном из уроков развития речи можно
проанализировать рассказ А.С. Грина «Победитель»
(он напечатан в учебнике Е.И. Никитиной) и
предложить написать рецензию. После анализа и
редактирования работ (а это будет работа
коллективная) интересно дать следующее задание:
написать аннотацию, отзыв и рецензию на рассказ
А.С. Грина «Голос и глаз». Это поможет еще раз
уточнить особенности каждого жанра, сопоставить
их с рецензией, а также усовершенствовать умение
выбирать стиль в зависимости от речевой задачи.
Покажем, как одна из учениц справилась с
заданием. (Нами сохранен авторский стиль,
отредактировать эти работы можно предложить
ученикам.)

Аннотация

Грин А.С. Голос и глаз. М.:
Просвещение, 1998.


В этом рассказе, как и в других,
поднимаются вечные проблемы любви, надежды, веры
в лучшее, победы чувства над действительностью.
Рассказ будет интересен широкому кругу
читателей.


Отзыв

Мне понравился рассказ А.С. Грина
«Голос и глаз». Хотя сюжет очень простой, но
нежность, с которой герои относятся друг к другу,
поражает. В произведении есть моменты, когда
начинаешь сомневаться, хорошо ли все кончится. Но
в том, что Рабид не разлюбит Дези, увидев ее, я
была уверена с самого начала. Ведь он человек с
добрым сердцем, судящий о людях по душе, а не по
внешности. Я не сказала бы, что это оригинальный
рассказ, но вечные темы любви, веры в лучшее,
победы чувства над действительностью,
поднимающиеся в нем, не утратят актуальности
никогда.

Рецензия

В прочитанном мною рассказе «Голос и
глаз» А.С. Грина говорится о слепом человеке
Рабиде, лежащем в клинике после операции на
глазах с надеждами на выздоровление, и медсестре
Дези, ухаживающей за ним. Мне кажется, основная
идея заключается в том, что чувство может и
должно побеждать действительность. Сюжет
развивается довольно быстро, динамично, нет ни
затянутости, ни занудности. Главный герой, Рабид,
очень добрый, чувствительный молодой человек,
судящий о людях по их душам, а не по внешности.
Дези, служащая в клинике, некрасивая, по ее
мнению, одинокая, нежная девушка. Мир, в котором
живут герои, как и люди в нем, наполнен добротой,
отзывчивостью, надеждами, верой в лучшее. Но там
есть чуть-чуть тревоги, сомнений, хотя хорошие
чувства отодвигают их на второй план.

Заглавие подобрано очень удачно и
отражает основную идею, потому что, я считаю,
голос сравнивается с чувством, а глаз – с
действительностью. И именно такая
последовательность слов свидетельствует о
победе чувства.

Композиция рассказа линейная. Я думаю,
автор, описывая своих героев, использовал не
столько словесное рисование, сколько
психологический портрет. Это у него хорошо
получилось.

По моему мнению, рассказ будет
интересен многим читателям, так как читается
очень легко, а сюжет увлекательный.

(Юля Ш.)

Как видим, ученица справилась с
заданием. Главное – сохранены обязательные
структурные компоненты в каждом жанре. В работах
можно определить коммуникативное намерение
автора, которое диктует и отбор стилистических
средств. Во всех работах по-разному выражена одна
и та же главная мысль: рассказ Грина о том, как
чувство побеждает действительность. Если в
аннотации и отзыве эта мысль только названа, то в
рецензии она обоснована анализом сюжета и
заглавия.

Таким образом, рецензии на творческие
работы могут стать важным звеном в обучении
рецензированию. Если в 8–9-х классах провести
такую работу, то можно быть уверенным, что в 10–11-х
классах учащиеся справятся с более сложным
материалом и будут хорошо подготовлены к
выпускным и вступительным испытаниям по
русскому языку и литературе.

Познакомьтесь с планом выборочной
рецензии, запишите его и пользуйтесь им при
оценке ответов товарищей.

ПЛАН ВЫБОРОЧНОЙ РЕЦЕНЗИИ

1. Была ли удачной вступительная фраза?

2. Были ли связующие элементы между
вступлением и основной частью?

3. Есть ли в ответе обобщение-концовка?
Удачна ли она в языковом отношении?

4. Были ли нарушения
последовательности?

5. Удовлетворены ли вы количеством и
качеством примеров?

6. Был ли ответ развернутым?
Использованы ли сравнения?

7. Были ли приведены основания
сравнения?

Такой вид работы, как сочинение-рецензия школьники пишут в 7,8,9,10,11 классах.
До 7 класса школьники выполняют схожий вид творческой работы – отзыв.

Отличие рецензии от отзыва.

Рецензия — это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению.
Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка.

В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения. 

Чтобы написать рецензию, нужно:

  • Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
  • Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
  • Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;
  • Аргументировать свою точку зрения;
  • Сделать выводы и обобщения.

Если речь идет о рецензии на театральную постановку, кино­ фильм, телефильм или телеспектакль, рецензент должен знать специфику театрального, кинематографического или телевизион­ного искусства. 
В школе нередко предлагается написать рецензию на свое сочинение (или ответ на замечания товарища о нем) или рецензию на работу одноклассника. 
И отзыв, и рецензия могут включать частичный пересказ содержания, но не должны ограничиваться им.

Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции.
Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.

Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.

Как писать сочинение-рецензию: план рецензии, содержание.

1) Вступление:

предварительное мнение о книге; 
первоначальная оценка;
формулировка основной темы произведения;
краткие сведения об авторе или истории создания; 
подготовка читателя к восприятию рецензии. 

Клише для вступления в сочинении рецензии:
Во вступлении можно использовать следующие фразы:
Многим знакомы книги… 
Кто не знает героев книг..? 
Поводом для создания повести послужила история… 
Автор ставит перед нами сложные вопросы, связанные с… 

 2) Основная часть:

Аргументированный анализ содержания произведения и авторской позиции.
Подкрепление своих выводов примерами из произведения(портрет героя, описание места действия, воспроизведение внутреннего мира героев, их  переживаний)
Анализ языковых средств. 

Клише для основной части в сочинении рецензии:
Автор полагает (убеждён, считает, уверяет)… 
Автор одобряет (воехищается, разделяет точку зрения)… 
Книга поражает обилием… 
Попробуем разобраться… 
Подробнее стоит остановиться на эпизоде… 
Широко используются оценочные слова, риторические вопросы, восклицания, эпитеты, сравнения… 

3) Заключение:

общий вывод о проблематике, идейно-эмоциональном содержании, художественных особенностях  произведения, об отношении автора рецензии к прочитанному произведению. 
Итак, схема:
Основная тема книги «…» 
Действие происходит в 
Главные герои 
Об истории создания 
Автор хотел заинтересовать читателя 
Использует эпитеты/сравнения/метафоры/… 
Основная мысль произведения отражена/раскрывается Закончить хочется словами одного из героев книги  

 Клише для заключения в сочинении-рецензии:

Обобщим сказанное… 
Анализ произведения позволяет утверждать… 
Книга эта очень понравится тем, кто… 
Автор призывает своих читателей… 
Закончить хочется словами одного из героев книги…

Обновлено: 23.05.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение – рецензия

Образец плана сочинения-рецензии

1. Вступительная часть

Общее впечатление от работы (удовлетворила ваши ожидания или нет; что особенно интересно, а что огорчает и т. п.). Замечания о существе темы и её реализации в сочинении.

2. Главная часть

Соответствует ли содержание сочинения выбранной теме, не вышло ли за её пределы, или, может быть, отступило от неё. Повлияло ли это на выражение идеи сочинения; достаточно ли ясно она выражена.

Композиция сочинения; логика движения мыслей, последовательность в передаче материала. (Если есть нарушения в логике, то чем вызваны).

Все ли суждения аргументированы; какие аргументы использованы: отрывки из произведения, цитаты, высказывания критиков и т.п.

Какие мысли, по вашему мнению, пропущены; есть ли фактические ошибки, ошибочные положения?

Как выражено отношения автора сочинения к тому, о чём он пишет? Какие образные средства использованы для этого?

Есть ли стилистические ошибки? Какие? Характер орфографических и пунктуационных ошибок.

Внешнее оформление работы.

3. Заключительная часть

Обобщение оформление работы.

Наш герой рос мальчиком впечатлительным, книжным, был увлечен древней культурой и литературой Японии и Тибета. Увлечение своеобразной восточной культурой говорит о том, что Валя был необычным человеком.

Родители его, образованные, сведущие, казались людьми достойными, но, если верить тексту дневника, не было в доме Тряпичниковых душевного тепла и правды, и Вале многие важные жизненные проблемы приходилось решать в одиночку.

Не раз он получал удары за лучшее, что в нем было. И тогда Валя решил защищать это лучшее в себе и наносить удары сам. Он надевает маску шута и изобретает систему исследования самых уязвимых и чувствительных мест у людей, окружавших его.

Важно понять философию шутовства. Ее суть заключается в том, что жизнь жестока. Надень маску, и ты защитишь лучшее в себе.

Маска постепенно становится лицом. Он наносит удары, уже не разбирая, пока после сильного душевного потрясения шут не погибает.

Повесть кончается моральным очищением и духовным торжеством героя. В жизни может случиться и по-другому. Человек, полагающийся лишь на силу маски, становится ее рабом. Начинают сами собой отмирать основы души: искренность, бескорыстие, доброта, — на которых держались истинно человеческие отношения.

Повесть ставит вопрос: что опаснее — добро в маске зла или зло в маске добра?

Используйте в рецензии:

5. риторически вопросы, восклицания;

Отзыв о сочинении “Как я сделал кегли” : Я прочел сочинение ученика под названием “Как я сделал кегли”.

В этой замечательной работе школьник раскрыл тему сочинения, детально рассказав о создании кеглей.

Автор поэтапно рассказал обо всех трудностях создания этого предмета для игры, сообщил о конечном результате.

Мне понравилось, что ученик в выводах высказал собственное мнение об изготовлении кеглей, привел доводы, которые сделали сочинение более целостным.

Домино кегли много игр узнали дети?

Домино кегли много игр узнали дети.

План к сочинению “Отзывы про книгу о войне”?

План к сочинению “Отзывы про книгу о войне”.

Вступительные и заключительные части отзыва об одном из стихотворений А?

Вступительные и заключительные части отзыва об одном из стихотворений А.

Отзывы о книге “Четвёртая высота ” не меньше страницы?

Отзывы о книге “Четвёртая высота ” не меньше страницы.

Побири модель к словам (газета, зерно, юнги, елки, земля, мелки, кегли, ямки)?

Побири модель к словам (газета, зерно, юнги, елки, земля, мелки, кегли, ямки).

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, СПРОЧНО?

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, СПРОЧНО!

НАПИСАЛ ОТЗЫВ ПО СОЧИНЕНИЮ “КАК Я СДЕЛАЛ КЕГЛИ”.

ПРОВЕРТИ ОШИБКИ, ПУНКТУАЦИЮ И , КАК СОСТАВЛЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Напишите отзыв о сочинение Как яНапишите отзыв о сочинение Как я сделал кегли?

Напишите отзыв о сочинение Как яНапишите отзыв о сочинение Как я сделал кегли.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление кеглей.

Игра простая, а в изготовлении сложная.

Надо юыло выточить сложную фигуру.

Сначала у меня кегли получались неодинаковыми : то толще, то тоньше, то резная часть такая, то другая.

Но потом я стал изготавливать кегли по шаблону.

Самым трудным в вытачивании кеглей было вытачивание шара.

Он должен был быть абсолютно симметричным.

Дпже с помощью шаблона мне это долго не удавалось.

В конце концов, переделав добрый десяток шаров, я выточил самый удачный.

Другие ребята тоже сделали хороше кегли.

После отделки о окраски они стали иметь красивый вид.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игр малышам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К1. Выпускница размышляет в сочинении над предложенной проблемой. В работе прослеживается коммуникативный замысел, т. е. автор высказывания понимает, в чем суть заданного вопроса, и пытается дать на него свой собственный ответ.

Таким образом, перед выпускницей стояла задача использовать литературный материал либо на уровне элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.), либо в формате интерпретации выбранного произведения в русле выбранной темы, но автор сочинения не использует литературный материал ни в одном из указанных в критериях аспектов. Названные произведения лишь упоминаются или становятся поводом для эмоций, а к их содержанию, проблематике, системе образов, авторской позиции выпускница даже не обращается.

К3. Автор сочинения пытается логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, и хотя в работе можно формально выделить вступление, основную часть и заключение, выпускница допускает целый ряд логических недочетов:

во вступлении к сочинению не поставлена основная проблема, заключающаяся в том, что именно читательский опыт может добавить к опыту жизненному, а содержатся рассуждения о роли некоторых книг в жизни автора сочинения;

свои размышления выпускница усиленно старается облечь в форму яркого публицистического высказывания, сделать их нестандартными и оригинальными, но в начале работы они очень многословны и занимают целых три абзаца (почти половину сочинения), прежде чем ученица приступает к рассуждениям о произведениях В. В. Набокова, о которых в основной части работы следовало бы написать более подробно;

Таким образом, тезисно-доказательная часть работы является слабой и недостаточно аргументированной, хотя в сочинении и нет грубых логических нарушений, которые мешают пониманию смысла сказанного.

К4. Выпускница использует в сочинении разнообразную лексику и сложные синтаксические конструкции, что говорит о ее достаточно высоком владении русской письменной речью. Однако в работе допущено много речевых ошибок, снижающих ее качество:

Но, несмотря на допущенные выпускницей речевые ошибки, они не затрудняют понимания смысла сочинения, кроме последнего предложения, смысл которого затемнен.

К5. В работе допущены следующие ошибки:

Оценка по вузовским критериям:

К1. Выпускница поверхностно рассуждает на предложенную тему, достаточно часто уходя от заданного вопроса в рассуждения о собственных эмоциях при прочтении книг, а не о читательском и жизненном опыте. Коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Оценка: 1 балл.

К2. В сочинении литературные произведения лишь упоминаются, не становясь опорой для рассуждения.

Оценка: 0 баллов.

К3. В сочинении прослеживается композиционный замысел, но допущены нарушения композиционной связи между смысловыми частями, особенно между вступлением и заключением, не везде присутствует убедительная аргументация, необходимая для доказательства выдвинутых тезисов.

Оценка: 1 балл.

К4. Выпускница выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, но практически не употребляет литературоведческих терминов, ведя рассуждение на бытовом уровне, допускает отдельные речевые штампы.

Оценка: 2 балла.

К5. Выпускница демонстрирует творческий подход к речевому оформлению работы, стремясь к нестандартности и яркости стиля.

Оценка: 1 балл.

К6. В сочинении допущено более 5 речевых ошибок.

Оценка: 0 баллов.

К7. В сочинении допущена одна негрубая орфографическая ошибка.

Оценка: 3 балла.

К8. В сочинении допущены 3 пунктуационные ошибки.

Оценка: 2 балла.

К9. В сочинении допущено 5 грамматических ошибок.

Оценка: 0 баллов.

К10. Фактические ошибки в фоновом материале в сочинении отсутствуют.

Оценка: 1 балл.

Итого: 11 первичных баллов.

Общая оценка при переводе в 10-балльную шкалу – 4 балла, однако по К2 поставлено 0 баллов, что требует постановки 0 баллов за всю работу.

Рекомендации по выполнению итогового сочинения:

Постоянно помнить про тему сочинения и не отступать от нее на протяжении всей работы, не уходя в общие рассуждения и излишние эмоции, так как итоговое сочинение – это квалификационная работа, дающая допуск к ЕГЭ.

Выбрать одну-две из прочитанных книг для аргументации своих тезисов, но не перечислять понравившиеся книги и не писать только о собственных чувствах, а обязательно обращаться к тематике, проблематике, сюжету, характерам героев и т.п., обращаясь к выборочному комментированному пересказу содержания прочитанных книг и анализу их внутренних смыслов, иллюстрируя выдвинутые в сочинении тезисы.

Обязательно аргументировать сформулированные тезисы и подкреплять их примерами из литературы.

Во вступлении к сочинению сформулировать проблему, которую вы будете доказывать в основной части. Не забыть про обязательную связь вступления и заключения.

Избегать в сочинении речевых и грамматических ошибок, редактируя собственный текст.

Не забывать, кому вы адресуете свое высказывание (как правило, учителю-эксперту), поэтому воздержаться от излишнего эпатажа и иронического скептицизма, который уместен в молодежной среде.

Желаю Вам успехов в написании итогового сочинения 7 декабря!

Материал может быть полезен учителям, столкнувшимся с необходимостью написать рецензию на проектную работу или сочинение.

О рецензии на сочинение

  1. Соответствие темы и основной проблемы.
  2. Полнота раскрытия темы.
  3. Последовательность изложения.
  4. Отсутствие повторов, логических и стилистических ошибок.
  5. Ясность и понятность изложения.
  6. Как выражено отношение автора к тому, что он пишет.
  7. Какие мысли, нужные для темы, пропущены.
  8. Каково внешнее оформление работы.
  9. Правильность фактического материала.

Пример рецензии

Проектная работа заслуживает оценки 5 (пять) баллов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

0

6 alena-sat • 19:34, 19.02.2015

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также:

      

  • Сочинение путешествие во времени в дебрях гигантских папоротников
  •   

  • Идеальное общество сочинение на английском
  •   

  • Сочинение про гарри поттера и узник азкабана
  •   

  • Итоговое сочинение республика крым
  •   

  • По мнению львова сочинение творческая работа оно требует наивысшей

Вы наверняка сталкивались со словом «рецензия» на уроках литературы, когда говорили о критиках. Их писали Белинский, Гончаров, Добролюбов — и рано или поздно настанет ваш черед 😊 Как написать рецензию, от которой учитель будет в восторге?

В этой статье:

Что такое рецензия?Зачем школьнику уметь писать рецензию?Структура рецензииКак написать рецензию? 12 советов

как написать рецензию

Как написать рецензию? Учимся лучше понимать литературу

Что такое рецензия?

Рецензия — это разновидность сочинения, которое предполагает:

  • анализ художественного произведения (книги, фильма и проч.),
  • указывает на его сильные и слабые стороны,
  • дает оценку,
  • раскрывает идею и неочевидные моменты.

Проще говоря, это критический отзыв на какую-либо работу. Однако рецензия не должна быть похожа на эссе (сочинение свободной формы). Она строится по четким критериям и предполагает своего рода научное исследование, а не просто развернутое высказывание своего мнения. 

Хотите грамотно и убедительно аргументировать свою точку зрения и не делать ошибок в текстах? Записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и вы научитесь писать сочинения, к которым не придерется ни один эксперт. Мы объясним все критерии оценивания и покажем, как составлять планы и правильно оформлять работу. Кстати, вы знали, что эти навыки пригодятся вам и для написания выпускного сочинения в 11 классе?

Зачем школьнику уметь писать рецензию?

Помимо того, что этот жанр включен в школьную программу (то есть является обязательным), с ней точно столкнуться те, кто будет поступать в гуманитарные вузы, и тем более сдавать литературу. Ведь рецензия предполагает анализ текста, то есть те навыки, которые необходимы для разных заданий из ЕГЭ по литературе: 5, 10, 6 и 11, 12.

Навык писать рецензии — хорошая тренировка для других предметов и заданий, в которых нужно уметь рассмотреть проблему с разных сторон и аргументировать свою точку зрения (русский язык, обществознание, МХК).

Структура рецензии

Как написать рецензию? Собрать ее из четырех разделов:

1. Аннотация

Краткий пересказ основных моментов произведения, раскрытие композиции. Здесь важно не переусердствовать: нет смысла давать развернутое изложение, ведь суть рецензии не в пересказе, а собственных аргументированных впечатлениях, поэтому достаточно упоминания нескольких основных моментов, на которые вы сможете опираться в дальнейшем.

2. Авторская позиция

Какую проблему поднимает автор данным произведением, какую мысль он хочет передать читателю? Чаще здесь возникают так называемые вечные темы: дружба, любовь, судьба, предательство и проч. Однако важно также указать и видение/мнение автора относительно данного вопроса.

3. Рассуждения ученика

Здесь указываются особенности произведения, может даваться оценка — обязательно с аргументами и логическими выводами, без эмоциональной окраски. В качестве пунктов для рассмотрения можно взять: персонажей, методы, стиль, особенности композиции — словом, все, что вас удивило/показалось важным и способствовало раскрытию темы.

4. Заключение:

Чаще всего содержит общие выводы или рекомендации учащегося — стоит или не стоит читать/смотреть данное произведение.

Как написать рецензию? 12 советов

1. Работайте с произведением

Так как рецензия — исследовательская работа, важно не просто «пробежаться» по произведению или прочитать в сжатом варианте, а действительно углубиться в детали, чтобы рецензия получалась максимально глубокой и содержательной, с логическими выводами и опорой на теоретический материл. Желательно, чтобы текст был прочитан несколько раз, иначе вы рискуете упустить важный аспект.

2. Составляйте план рецензии

Рецензия не должна быть похожа на поток сознания, сочинения, следует придерживаться структуры и соблюдать логику повествования, о которой я писала выше. Помните: структура и четкость — то, что отличает научный текст (к которому относятся даже сочинения ЕГЭ и ОГЭ), а вам нужно добиться именно его.

3. Анализируйте и достоинства, и недостатки

Не бывает только хорошо или только плохо. Поэтому вам нужно проанализировать все нюансы, которые и позволят сделать логические выводы и добавят вашему исследованию глубины и информативности/смысла. 

4. Высказывайте собственное мнение

Рецензия предполагает ваш взгляд, в этом суть жанра. Поэтому не забывайте делиться своим видением, прописывать рекомендации в заключении и даже строить гипотезы, которые позволят читателям лучше понять идею или особенности произведения (тем более если оно сложное и неоднозначное). 

5. Аргументируйте выводы

Любое ваше высказывание (будь то собственное мнение или разбор идеи, персонажей, упоминание плюсов и минусов) должно быть аргументировано. Без этого работа опять же скатывается в эссе и не имеет отношения к исследованию. Помните, в рецензии — как на суде: нельзя ничего говорить без доказательств! 😊

6. Придерживайтесь научного стиля

Так как рецензия — это больше научная работа, стиль и язык написания должны быть соответствующими. Избегайте использования разговорных и эмоционально окрашенных слов/фраз, это возведет вашу работу в разряд любительских сочинений, которые не подходят ни для школы, ни для экзаменов.

Не стоит также приукрашать текст средствами художественной выразительности (например, эпитетами «прекрасная», «чудесная» и проч.). Это не имеет смысловой нагрузки и выглядит субъективно и даже наивно.

7. Проверяйте текст на отсутствие ошибок

Это касается всех типов ошибок — логических, грамматически, фактических, речевых. Ничто так не снижает уровень вашей работы, как ошибки. И вы точно рискуете потерять за них балл, если речь идет об экзамене.

8. Относитесь критически

Вам нужно только критиковать — нужно смотреть на произведение с разных сторон. Это добавляет вашей работе глубины. Во многих экзаменах, где есть критерии оценки, именно глубина — важнейшее требование.

9. Расширяйте кругозор

Без читательского опыта и навыков анализа невозможно написать достойную рецензию, поэтому тренируйтесь, вырабатывайте насмотренность. Это поможет построить аргументированные выводы и разбираться в предмете исследования.

10. Помните об идее произведения

Идея — это то, что хотел сказать автор своим произведением, его суть. Согласитесь, странно, если вы обойдете данный аспект стороной? К тому же, зачастую идея лежит не на поверхности произведения, и именно ваша рецензия может помочь лучше понять ее, раскрыть правильно. 

11. Опирайтесь на другие критические работы, теоретический материал

Это не только добавит вашему языку научности, но и позволит выстроить логические аргументы, добавит веса и убедительности.

12. Не пишите рецензию, если вам нечего сказать

Рецензия должна быть информативной для читателя, иначе в ней нет смысла. Вода и абстрактные суждения здесь точно не к месту.

Записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, чтобы научится писать грамотные сочинения в соответствии со всеми требованиями экспертов. На занятиях вы узнаете все критерии оценивания работ, поймете, как составлять планы и правильно оформлять работу, и наконец-то освоите все сложные правила пунктуации и синтаксиса. И все эти навыки пригодятся вам и для написания выпускного сочинения в 11 классе!

Рецензия на сочинение

В
журнале «Литература» (приложение к
газете «1 сентября») есть статья Елены
Ерохиной «Умеем ли мы проверять
сочинение?» Статья полезная. В ней
говорится о педагогической рецензии.
Думаем, уместно взять на вооружение
каждому учителю русского языка и
литературы. Не секрет, что многие из
учителей попросту не умеют проверять
сочинение, а рецензия часто сводится к
одной фразе «тема не раскрыта». Елена
Ерохина предлагает вспомнить структуру
педагогической рецензии. Ознакомиться
со статьёй Вы можете в № 39 2003 г. Нас же
прежде всего интересует обучающая
рецензия, ведь мы хотим научить школьников
писать сочинение.

Итак,
начнём.

Алгоритм создания обучающей рецензии

1.
Прочесть сочинение
и оценить его по всем критериям.

2.
В текст рецензии включить оценку только тех
критериев, которые являются важными
для данного сочинения и данного
ученика;
3. Вынести необходимые
комментарии и замечания по тексту
сочинения на
поля;
4. Помнить, что
рецензия адресована конкретному
ученику;
5.  Учитывать этический аспект
оценочного суждения;
6.
 Отметить положительные стороны
сочинения.

Как писать рецензию?

I. Общая оценка, общее впечатление:

— обязательно обращение к
ученику;
— выражение эмоциональной
оценки, преобладание словосочетаний
“сочинение” + качественное
прилагательное: сочинение
хорошее, толковое, интересное, сумбурное,
продуманное, непродуманное

II. Основная часть рецензии:

— глаголы
2-го лица: раскрываешь;
сравниваешь; допускаешь; не задумываешься;
не учитываешь
;
— глаголы
3-го лица, единственного числа, прошедшего
времени: (не)
раскрыл; опустил; нарушила; (не)
использовала
;
— вводные
слова, выражающие чувства говорящего: к
сожалению; к счастью; к радости
;
выражающие оценку говорящим степени
реальности происходящего: конечно;
несомненно; возможно; очевидно;
по-видимому; безусловно
;
указывающие на источник сообщаемого: по
мнению критика
; по-моему;
указывающие на последовательность
мыслей: во-первых;
во-вторых; наконец; прежде всего; в
частности; кроме того; например
;
представляющие собой призыв к
собеседнику:понимаешь;
пойми; пожалуйста; скажем;
предположим
;
— краткие
страдательные причастия: ошибки
допущены; логика нарушена; сделан
вывод
;
— качественные
наречия: хорошо;
плохо; глубоко; небрежно; невнимательно;
серьёзно
 и
так далее; наречия, смягчающие
категоричность суждений: не
совсем; не всегда; иногда
.

III. Рекомендации ученику:

— глаголы
повелительного наклонения: устрани;
исправь; раскрой; закончи; углуби;
продумай
;
— риторические
вопросы: Почему
не работаешь над стилем? Почему не
реагируешь на мои замечания?

Рецензия
– дело привычки. Овладев навыками
написания рецензии, учитель немного
будет тратить времени на её создание,
но польза будет огромной. Ученик поймёт,
что его творчество интересно учителю.

Из опыта работы. Сочиняем басню с пятиклассниками

Возникает
вопрос: когда начинать школьника обучать
сочинению? Вопрос далеко не простой.
Начинать надо с начальной школы. К нам
дети приходят в 5 классе. Вот с 5 класса
и начнём. В данной статье я не буду давать
никаких методических разработок. Хочу
привести пример обучения сочинению на
уроках литературы в 5 классе.

После
изучения басен И.А.Крылова даю учащимся
задание: напишите в левый столбик
человеческие пороки (жадность, хвастовство
и т.д.). А теперь напротив отметьте
животных и птиц, которые ассоциируются
с этими пороками. Подумайте, какое
качество вы бы хотели высмеять в басне?

И
тут предлагаю: сочините басню. Дети
испугались. Я, если честно, тоже: задание
неподъёмное для пятиклассников. Решила
подстраховаться, домашнее задание даю
на выбор:

-сочинить
басню (в стихах или прозе);

-выучить
наизусть любую басню И.А.Крылова;


сочинение «О чём заставляют задуматься
басни И.А.Крылова?»

И
вот долгожданный день: дети сдают
сочинения (не все, но у некоторых даже
в стихах). Обязательно читаю всему классу
понравившиеся работы. Сколько восторгов!
Сколько эмоций. И, наверное, лучшая
награда – слова учителя: «Дети, спасибо
вам. Я получила огромное удовольствие
от ваших работ! Вы молодцы!» На следующий
день остальные ребята принесли свои
басни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий