Как составить региональный бюджет

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О бюджете субъекта РФ см. также Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации”, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Этап 1. Составление проектов бюджета

Составление проектов бюджетов – исключительное право органов власти.

Основы составления проектов бюджетов установлены Главой 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Составление проектов бюджетов основывается на:

  • положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;
  • основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики;
  • основных направлениях таможенно-тарифной политики Российской Федерации;
  • прогнозе социально-экономического развития;
  • бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
  • государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

Конкретные сроки начала составления проекта бюджета, последовательность необходимых действий всех участников и их длительность утверждается в отдельном документе на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования (как правило, это – Порядок составления проекта бюджета, план-график составления бюджета и т.п.).

Проект бюджета составляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Основные характеристики процесса составления проектов бюджета

УРОВЕНЬ БЮДЖЕТА ПЕРИОД СОСТАВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ

 Федеральный

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период

  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Органы управления государственными внебюджетными фондами
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации (Глава 20. «Основы составления проектов бюджетов»)
  • Порядок, установленный Правительством Российской Федерации 

Областной

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проект территориального государственного внебюджетного фонда составляется и утверждается сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период 

  • Финансовые органы субъектов Российской Федерации
  • Органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации
  • Законы субъекта Российской Федерации «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве»
  • Порядок составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации и проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, установленный Правительством/администрацией субъекта РФ

Муниципальный

Проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа, проект бюджета городского округа с внутригородским делением, проект бюджета внутригородского района составляется и утверждается:

1) сроком на один год (на очередной финансовый год)

или

2) сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Период составления местного бюджета устанавливается муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (Законодательно собрание, Собрание депутатов).

Кроме того, период составления проектов бюджетов вышеприведенных муниципальных образований может быть установлен законом субъекта Российской Федерации.

Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается:

1) сроком на один год (на очередной финансовый год)

или

2) сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения.

  •  Финансовые органы муниципальных образований
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации
  • Решение представительного органа муниципального образования «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве»
  • Порядок, установленный местной администрацией муниципального образования.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации”, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

В ускоренном темпе

Первое, о чем теперь говорят в законодательных собраниях областей Черноземья, – это об оперативности. Принимать решения о субсидиях и дотациях теперь приходится не только взвешенно – из-за сокращения собственных доходов, – но и очень быстро. В части регионов на законодательном уровне были закреплены нормы о том, что областные парламенты могут созывать сессию вне плана.

Липецкий облсовет, к слову, так работает с прошедшей весны: нужно принять поправки в бюджет – внеочередная сессия народных избранников созывается в заочном режиме. Так, совсем недавно в главный финансовый документ нынешнего года внесли поправки, для того чтобы закупить лекарства против коронавируса для амбулаторных больных. До конца года на эти цели выделят 9,3 миллиона рублей, а в главном финансовом документе на будущий год запланирована сумма свыше 56 миллионов.

В Тамбовской области заксобрание тоже внесло поправки в законодательство с той же самой целью – только там перераспределение бюджетных ассигнований может происходить уже по решению исполнительных властей. Как отметил председатель профильного комитета облдумы Юрий Плужников, такой принцип работы экономит не только деньги, но и время. В непростой ситуации распространения коронавируса перебрасывать средства на важные статьи расходов нужно быстро.

На федеральном уровне этот тренд поддерживают. Сенатор Анатолий Артамонов, возглавляющий комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам, сообщил, что в Совете одобрили закон об особом порядке исполнения бюджетной системы в 2021 году.

– В нем расширены возможности регионов и муниципалитетов по более оперативному использованию своих финансовых ресурсов, – пояснил Анатолий Артамонов. – Например, увеличено количество направлений расходования регионами средств, высвобождаемых от реструктуризации бюджетной задолженности. Теперь они смогут их направлять на привлечение инвестиций и реализацию федеральных и региональных проектов. Я считаю такой подход абсолютно правильным. По мере преодоления последствий пандемии регионы должны получить больше возможностей для самостоятельного социально-экономического развития.

Не без помощи центра

Сенаторы высказали пожелание – не снижать расходы на ключевые национальные проекты, от которых зависит не только текущее состояние социальной сферы в субъектах, но и приток потенциальных инвестиций. “Безопасные и качественные автомобильные дороги” и “Развитие АПК”, по мнению членов СФ, необходимо финансировать активнее, предоставляя средства регионам, где эти направления – приоритет.

Выступавший на публичных слушаниях глава Курской области Роман Старовойт отметил, что, несмотря на жесткое сокращение второстепенных расходов, баланс главного финансового документа находится “буквально на грани”. К слову, в регионе и так второй год усиленно экономят средства. К примеру, после назначения на пост врио главы области отказался от охраны и сэкономил тем самым девять миллионов рублей. Еще свыше 230 миллионов было сэкономлено на реструктуризации администрации региона. На что пошли освободившиеся средства? На ремонт кровли больницы скорой медицинской помощи, инженерных сетей в самом Доме советов, где периодически отключалось электричество и протекала канализация. Отдельная тема – экономия на закупках. Их централизация позволила сэкономить в нынешнем году уже свыше 600 миллионов рублей.

Неопределенность с поступлениями собственных средств в казну заставляет регионы просить федеральный центр не только о дополнительной поддержке, но и о льготном кредитовании

При этом базовые потребности региона по-прежнему требуют серьезных вложений из казны. Роман Старовойт отметил, что регион намерен реализовать свыше 10 новых проектов по развитию сельских территорий. В селах нужны ФАП, новые инженерные сети, в том числе газопровод, и, конечно, дороги. А на их строительство и ремонт, по предварительным подсчетам, в общей сложности уже необходимо 30 миллиардов рублей.

На публичных слушаниях губернатор попросил помощи от федерального центра. Он отметил, что поддержка отраслевого министерства в сумме 286 миллионов рублей позволила бы ощутимо улучшить ситуацию с обустройством сел. Ведь курские аграрии, собравшие в нынешнем году около шести миллионов тонн зерна, достойны жить в лучших условиях.

Предсказание нестабильности

Пока из всех регионов Черноземья только в Орловской области представили прогнозные параметры регионального бюджета на будущий год. Руководитель Департамента финансов Орловской области Елена Сапожникова отметила, что казна формировалась исходя из приоритета социально значимых расходов и реализации нацпроектов. При этом доля собственных доходов в общем объеме в 38,3 миллиарда рублей составляет почти 20,8 миллиарда. На социальную сферу нужно выделить почти 25 миллиардов рублей: на социальную политику – 12,5, на образование – почти восемь миллиардов, на здравоохранение – свыше 3,3 .

Пандемия продолжает влиять на финансовую ситуацию в регионах, и поэтому прогнозировать доходы казны очень сложно. Так, в Воронежской области отметили, что основные показатели облбюджета на предстоящий год останутся на уровне года нынешнего, однако уже понятно, что они будут корректироваться.

Усугубляет ситуацию с доходами бюджетов еще и пакет принятых весной и летом законопроектов о льготах для бизнеса: они были приняты в каждом субъекте, причем в некоторых отраслях послабления позволили спасти от разорения как крупные предприятия, так и небольшие компании. Однако когда они вновь станут приносить в бюджет докризисные суммы – пока сказать сложно.

Неопределенность с поступлениями собственных средств в казну и заставляет регионы просить федеральный центр не только о дополнительной поддержке, но и о льготном кредитовании. Роман Старовойт на слушаниях обратил внимание на наложенные на регионы ограничения по бюджетному и коммерческому кредитованию.

– Я не сторонник наращивать государственный долг, – подчеркнул он. – Но если мы не получим возможность привлечь финансовые ресурсы, то не сможем нарастить бюджет и построить социальные объекты.

По его словам, дополнительные кредиты – по приемлемой ставке – позволили бы спроектировать новые дороги, школы, детсады и многое другое, а уже развитая социальная сфера сделала бы регион привлекательнее для инвесторов.

Прямая речь

Анатолий Артамонов, председатель комитета СФ РФ:

– Ситуация в субъектах по-прежнему отличается высокой степенью неопределенности и меняется очень быстро. Соответственно меняются их доходы, долговая нагрузка, расходные обязательства. Требуются значительные финансовые вложения на борьбу с коронавирусной инфекцией. Мы только что приняли большой “налоговый пакет”, направленный в большей степени на пополнение доходной части федерального бюджета. Важно при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности максимально актуализировать статистические данные о финансовом состоянии регионов, чтобы это распределение соответствовало реальным потребностям территорий.

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Добавить комментарий