Меня зовут Катя, и я спикер. До сих пор волнительно так про себя говорить, но я посчитала, сколько публичных выступлений у меня было за последний год, и решила, что это будет правильным названием.
Я говорила на семи площадках в четырех городах, записала онлайн-курс, 16 выпусков подкаста и провела 12 мероприятий в качестве куратора. Выступала в онлайне и офлайне, в институтах, на фестивалях и конференциях, курировала других спикеров для сообщества Ladies, Wine & Design, Moscow, которым я занимаюсь.
Я хочу поделиться теми знаниями, которые у меня накопились за это время. Я часто работаю с новичками публичных выступлений и знаю, как это может быть волнительно на всех этапах подготовки. В этой статье речь пойдет о том, как выбрать тему, составить план, сделать презентацию, побороть тревогу, собирать и использовать обратную связь.
Типы выступлений и их особенности
Разберем, какие бывают выступления. Их можно разделить на онлайн и офлайн и по форматам: лекции, мастер-классы и подкасты-интервью. У каждого типа есть свои нюансы. Я постаралась сделать рекомендации максимально универсальными, выделив несколько особенностей для каждого типа.
По типу проведения. Первое крупное деление — онлайн и офлайн. С офлайном все понятно: вы будете выступать в месте, где на вас будут смотреть люди, и сразу сможете оценить их реакцию. Кому-то это помогает, кого-то пугает еще больше. Кажется, что на начальном этапе проще проводить мероприятия онлайн: можно хотя бы выключить камеру. Но в офлайне вы получаете эмоциональную обратную связь.
Онлайн бывает двух типов: живая трансляция, то есть лайв, и запись, как во время создания онлайн-курсов. Предзаписанные выступления пугают меньше: можно вырезать неловкие моменты и повторить фразу несколько раз с разной интонацией, пока не получится хорошо.
Для лайва нужно тщательнее готовить свою речь, как и для офлайн-выступления: следить за словами-паразитами, мыслями, мимикой и языком тела. Плюс чаще всего на лайве у вас будут более жесткие ограничения по времени.
По форматам. Лекции — максимально знакомый формат: выбираете тему и рассказываете про нее. Чаще всего, чтобы добавить выступлению структуру и проиллюстрировать свои мысли, необходимо подготовить слайды. Дальше вы работаете «говорящей головой», а в конце отвечаете на вопросы по теме.
Мастер-классы и семинары — логичное продолжение лекций и выступлений. Сначала вы даете теорию, потом практику. Чаще всего для мастер-класса нужны готовые для работы материалы. Если вы записываете онлайн-курс, то это файлы, на примере которых вы показываете, что и как делаете. Если это онлайн-трансляция, то вам нужно будет записывать экран в формате скринкаста и показывать работу в программе. Если это офлайн — то в зависимости от темы это могут быть маркеры, стикеры, блокноты, чарты, кисти, краски и даже пресс и гильотина для блокнотов. Материалов должно хватать на всех участников.
И последнее — живые интервью, записи подкаста. Мне нравится этот формат, потому что он непредсказуем. Тут есть две основные роли: модератор-ведущий и спикер, иногда не один. Задача модератора — построить разговор так, чтобы у слушателя создалась иллюзия непринужденной беседы, а не просто ответов на вопросы. Тут важно заранее продумать связки между вопросами и уметь увести спикера в нужную тему. Хорошо, если вы легко импровизируете, хотя иногда можно остановить запись и спросить спикера: «А как тебя лучше подвести к следующей теме?»
Спикеру чуть проще — он должен заранее получить список основных вопросов и подготовить ответы так, как ему удобнее: мысленно или письменно. Если я выступаю спикером на подкасте, то просто пробегаю вопросы глазами, вспоминаю истории, которые можно было бы рассказать, но особенно не готовлюсь.
Выбор и подготовка темы
Понятно, в каких форматах говорить, но не всегда понятно о чем. Часто я нахожу интересных людей для выступлений, но слышу: «Мне же не о чем рассказать». Можно найти много причин, почему так происходит, но я уяснила один факт: каждому есть о чем рассказать, надо только найти свою тему.
Для этого представьте себя на кухне с друзьями и подумайте, о чем бы вы могли увлеченно рассказывать полчаса-час подряд. У всех есть эта тема: кто-то говорит про работу, кто-то про отношения, кто-то про недавно завершенный проект, кто-то про лайфхаки.
Если переживаете, что тема может оказаться неинтересной, слишком общей или узкой, ее можно протестировать. Пока был актуален «Клабхаус», я собирала слушателей там. Объясняла, что готовлю выступление и мне надо проверить тему — в результате сразу получала вопросы и обратную связь, понимала, как много у меня материала, какие темы еще нужно осветить, а какие не очень интересны. Такие тестовые прогоны можно делать и в «Зуме», и в «Инстаграме», и в «Телеграме» с голосовыми чатами. Если еще и сделать запись, то у вас будет готова подробная основа выступления, из которой будет проще составить план.
Если некомфортно говорить публично без подготовки — запишите мысли на диктофон. Не думайте о структуре — просто наговорите мысли, которые приходят в голову по вашей теме. Переслушивая, можно выстроить логику, добавить какие-то вещи и поменять блоки местами. Первые пять-десять минут процесс записи может смущать, но потом станет легче.
Подумайте, о чем вы говорили на записи или на кухне, и попробуйте охарактеризовать это несколькими словами — так сложится название темы. Оно должно быть максимально четким и цепляющим. Например, то самое выступление, которое я репетировала в «Клабхаусе», получило название «Дизайн и деньги». Не сильно оригинально, но коротко и ясно.
Дальше теме нужно небольшое описание — лид. Я писала, что хочу рассказать о том, как дизайн-фрилансеру рассчитать стоимость проекта, как выставлять счет, как обосновывать цену, работать с друзьями и тому подобное. У вас есть примерно 10 секунд, чтобы заинтересовать потенциального гостя, пока он просматривает списки спикеров и их темы. За это время вам нужно донести свою мысль коротко и ясно.
План выступления
После того как вы определились с темой, нужно составить план. Обычно я начинаю с того, что выписываю все мысли, которые есть. Если вы делали тестовый прогон или диктофонную запись — выпишите ключевые мысли оттуда. Я могу даже несколько дней ходить и записывать все, что приходит в голову. Параллельно я собираю ссылки, которые могут оказаться важны для моей темы.
Следующим шагом я разбиваю этот поток сознания на этапы. Здесь помогает представить выступление как диалог. Вы рассказываете, а аудитория задает наводящие вопросы, по которым вы продолжаете рассказ:
- Вот я вышла и представилась.
- Окей, ты Катя, а зачем нам тебя слушать?
- А вот мои регалии.
- Окей, а что ты будешь рассказывать?
- Про принт.
- А зачем нам об этом знать?
- Потому что он как бы умер, а как бы нет, и все современные технологии пришли из принта. Ну и так далее.
Когда я понимаю, что не могу придумать ничего нового, начинаю сужать тему и искать дополнительную информацию. Например, кто первый сказал, что принт мертв? Погуглила и добавила трех человек, которые про это говорили. А почему раньше все использовали печатные карты, книги и рекламу? Потому что это был единственный информационный медиум, и так далее.
Не забудьте продумать связки между блоками информации: как вы переходите из первой темы ко второй. Чем мягче будет этот переход, тем больше ваша лекция будет затягивать слушателя, тем больше это будет напоминать художественный рассказ, а не сухое перечисление фактов.
Важно, что фрагментарный план работает только для тех, кто легко импровизирует. Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать.
Презентация и обучающие материалы
Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд.
Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя. Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас. Помещайте на слайд основные тезисы, иллюстрацию или то, что можно неправильно услышать, например адрес сайта или чье-то имя.
Представьте, что вашу лекцию будут не конспектировать, а фотографировать на телефон. Презентация должна быть такой, чтобы слушатель смог вспомнить, о чем вы говорили на выступлении, но при этом это не было бы транскриптом вашей лекции.
Если я веду мастер-класс или записываю скринкасты, то вместо презентации готовлю другие материалы. Когда я записывала уроки для онлайн-курса по программе Adobe inDesign, я готовила конспект мастер-класса, ключевые пункты, которые мне нужно рассказать, и файл для начала работы в программе. Дома я всегда выполняла урок в программе, которую собиралась показывать ученикам, чтобы понять, где есть затык, где что-то не получается, какими словами описывать те или иные вещи, чтобы не тратить время перед камерой. И для работы я сдавала студентам два файла: тот, с которого я начинаю, и финальный, который у меня получился в конце занятия. Я подсмотрела это в официальных книгах Adobe, и это хорошо работает.
В Британской школе дизайна я учу студентов готовить и собирать печатные книги с их проектами — это называется букбайндингом. Я всегда делаю дома тестовый образец, на котором могу понять, какие материалы нужны, где есть недочеты и как их исправить. Нет ничего более грустного, чем педагог, который не знает, что делать дальше, поэтому поймите слабые места своего урока дома.
Драматургия и работа с аудиторией
Я использую несколько типов повествования во время выступлений в зависимости от задачи, которая стоит передо мной и моей лекцией. Вероятно, все помнят из школы про завязку — кульминацию — развязку. Вот тут все примерно то же.
Если вы читаете экспертную лекцию, то хорошо подходит последовательность боль — опыт — решение. Например, вы приезжаете с лекцией про софт-скиллы — то есть умение общаться в команде, вести переговоры и адаптироваться к изменениям. Боль в этом случае будет про то, что мало кто этими навыками обладает — и многие лишаются проектов. Ваш опыт — как лично вам недостаток навыков мешал в жизни, клиенты, которые от вас уходили, или ваши поиски решения. Решение — выжимка из вашего опыта, чему вы научились и что практикуете для развития этих скиллов. Также отлично подойдет для продающих презентаций — расскажите, как ваш продукт решает боли целевой аудитории.
Для рассказа о своем сообществе Ladies, Wine & Design, Moscow на фестивале креативных индустрий G8 в 2020 году я взяла другую схему: введение — ценности — просьба — заключение. Мне нужно было рассказать о тех крутых вещах, что мы делаем, и пригласить девушек к нам в сообщество. Я сначала рассказала про корни, откуда все началось, почему это важно основательнице и мне — введение. Рассказала, что именно мы делаем и почему — ценности. Пригласила девушек в группу, объяснив, что это им дает и чем мы можем быть им полезны — просьба. И в конце объяснила, почему так важно то, что мы делаем — заключение.
Если вас позвали рассказать именно про ваш опыт, я бы посоветовала такую схему: вступление — подводка — самый интересный случай — пожелание/заключение. Каждый из кусочков может повторяться, если вы поднимаете больше чем одну тему:
Привет, я Катя-дизайнер, много выступала в школьном кружке — подводка.
Потом решила дать свою первую лекцию — интересный случай.
Начала заниматься дизайном — еще одна подводка.
И начала презентовать свою работу клиентам — снова интересный случай.
Кстати, у вас тоже все получится — позитивное заключение.
Важно заканчивать на позитивной ноте. Я подсмотрела это у своего психолога, он никогда не отпускает меня расстроенной. Если же рассказ не предполагает умиротворяющего финала, дайте чек-лист с действиями.
Важный момент, который может расположить к себе в процессе выступления, — общий опыт. Очень хорошо работает связка «я был там, где вы сейчас, но я справился и сейчас вам расскажу». Люди глобально любят истории, а истории вокруг их болей и переживаний им нравятся еще больше.
Проверяйте свои пункты на «а зачем я слушаю это», крючки с аудиторией. Если ваша лекция может ответить на этот вопрос — это хорошая лекция.
Как подготовиться перед выступлением
До сих пор у меня все внутри трясется перед выходом на сцену или на камеру. Но волноваться нормально, все волнуются. Даже спикеры с годами опыта за плечами переживают и нервничают. Просто они не бегают в истерике по площадке, а находят способ справиться с тревогой. Кому-то помогает личный ритуал, кто-то пьет валерианку, кто-то повторяет материал. Есть множество способов снять волнение, но вам нужно найти тот, который подойдет именно вам. Можно тщательно репетировать свое выступление, расписывать полный сценарий или придумать себе ритуал, который будет вас успокаивать, стоять перед зеркалом и говорить себе, что вы красавчик.
Когда я выступала на фестивале креативных индустрий G8, для меня это было первым выступлением на широкую публику за последние много лет. Оно проходило в зале на 600 человек, но за пару недель мероприятие перенесли в онлайн и зрителей не было. Это было жутко. Пустой зал, камеры и понимание, что прямо сейчас в прямом эфире меня смотрит примерно 100 000 человек. Что я сделала? Рядом с камерами я рассадила своих друзей, чтобы у меня был зрительный контакт с людьми и поддержка близких.
Обратная связь
Как бы ни прошло ваше выступление — необходимо собрать обратную связь — как лично, так и в социальных сетях. Так вы сможете понять, насколько ваше выступление было понятно, какие точки запомнились хорошо, что, наоборот, было скучно и непонятно. Делайте скриншоты всего, что о вас пишут, просматривайте записи выступлений, читайте комментарии и анализируйте — какие шутки не зашли, где вы волновались, где все прошло хорошо, какие слайды больше всего понравились, где громче всего смеялись. Вы отрепетируете эти моменты перед следующими мероприятиями, и каждое ваше выступление будет лучше предыдущего.
Обязательно пообщайтесь с другими спикерами и гостями сразу после выступления, чтобы получить обратную связь не отходя от сцены. Если вы выступили хорошо — вас это замотивирует. Если плохо — вы сразу запомните свои косяки. Тут работает тот же принцип, что и везде: чем больше вы выходите на сцену, тем лучше у вас будет получаться.
Чек-лист для спикера
Всегда есть вещи, которые могут пойти не так. С частью вам нужно будет просто смириться, но проверить некоторые — в вашей власти. Вот что нужно не забыть до, после и во время выступления.
До выступления:
- Проверить презентацию и прогнать по времени.
- Проверить орфографию.
- Проверить, как презентация открывается в зале.
- Проверить дополнительные материалы (раздатка, конспекты, рабочие инструменты).
- Проверить микрофон, камеру, акустику.
- Записать ваши контакты в презентацию.
- Повторить материал.
- Продумать внешний вид.
- Собраться заранее, чтобы была возможность про что-то вспомнить внезапно.
- Написать о выступлении в социальных сетях за месяц, неделю и день до выступления.
Во время выступления:
- Сказать «привет» и представиться.
- Дышать.
- Делать паузы в речи.
После выступления:
- Сказать спасибо себе и организаторам.
- Собрать обратную связь.
- Сделать выводы.
- Выложить материалы в блог или социальные сети.
- Поделиться впечатлениями с собой, психологом или читателями.
- Учесть ошибки.
- Начать готовиться к следующему выступлению.
Время на прочтение
5 мин
Количество просмотров 35K
Дисклеймер
Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.
1. Структура доклада
Парадоксально, но многие докладчики даже на крутых конференциях зачастую не делят своё выступление на три основные части – формулировка проблемы, предпринятые шаги, выводы. Структура может быть сложнее, но базовая она почти всегда такая, даже если вывод – «у нас ничего не получилось».
Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.
2. Тайминг
Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.
Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление
В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))
3. С кем он говорит?
Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.
Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.
Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.
Да, да, из этого вытекает следующий пункт…
4. Не читать с экрана
Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.
Первое – докладчик теряет контакт с аудиторией. Если вы рассказываете людям без деменции, они про себя читают быстрее, чем вы вслух, и они вас не ждут. Вы читаете второй пункт из пяти и пытаетесь его комментировать, а они читают четвёртый и вас не слушают – просто не могут делать два дела одновременно. Выход – замените текст образами, они воспринимаются быстро, и слушатель весь ваш. «Я нарисовал тут бобра, потому что наш новый компонент точит также быстро».
Второе – доклад становится безликим. Нечего запомнить, не за что зацепиться глазом. «Помнишь доклад про лёгочный тромб?» — «А, это который с картинками из «Доктора Хауса»?» — «Ага!». Вот это работает! «Тот, который с синими буквами на сером фоне?». Камооон…
5. Подсказки
Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.
Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:
- Доклад, распечатанный на А4 – слишком большие листы, мелкий шрифт (или куча листов), сбивает на чтение (а цель всё же научиться говорить вживую, со своими настоящими интонациями, то есть стать оратором, а не актёром озвучки)
- Зубрить – для одного доклада выход, но долгосрочно тупик. Сам процесс неприятен, а главное – не приближает к цели, вы не качаете скилл публичных выступлений. Но выглядит и звучит это лучше, чем частое обращение к большой смятой бумажке
- Короткие подсказки в телефоне – доступ к информации не в одно действие (телефон блокируется, приложение сворачивается), нельзя тактильно управлять подсказками, глядя в зал
- Карточки размером с треть А4, по одной на слайд – близко к идеалу. На карточке можно разместить миниатюру слайда (чтоб понимать, к чему подсказка) и несколько ключевых слов – хлебных крошек, которые позволят вам вспомнить мысль
- Дублирующий монитор для докладчика — идеально. Но не всегда он есть
Для докладчиков, использующих подсказки (кроме дублирующего монитора), микрофон должен быть hands free. Если его по какой-то причине нет, возможно, стоит за оставшееся до выступления время подучить доклад, чтобы не суетиться и не портить его.
6. Качество картинок на слайдах
Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.
7. Демонстрация вживую и вообще про «я сам всё сделаю»
Докладчик + оператор демонстрации софта вживую = дохлый номер. «Тааааак, щас мы нажмём сюда…» — плохо. Запрашивайте помощь друга, едва ли ваша команда откажется помочь.
Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.
8. Качество речи
Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.
Если вы не уверены, что сможете обойтись без «ээээ», «нууу» и пауз по 16 секунд для подбора слова – идите дальше. Если нет – напишите доклад на бумажке. У всех письменная речь лучше, чем устная, ведь написанное можно перечитать и поправить, а слово не воробей.
Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.
9. Кто моя аудитория?
Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.
Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.
Стоит ли в докладе об основах инвестирования для неподготовленной аудитории использовать слова «эмитент», «зашортить» и рассказывать про позиции кандидатов в президенты США в отношении нефтедобычи? Нет это выглядит самопиаром, а пользы несёт ноль.
10. Контакт с аудиторией
Возможно, в эту сторону стоит ползти не сразу, но доклады уровня «выше среднего» должны сопровождаться диалогом с аудиторией. Провоцируйте смешки и вздохи, задавайте риторические и вполне конкретные вопросы, не бойтесь в ответ получить тишину – недоумение тоже реакция. Так ваш доклад лучше уляжется в головах, а вы получите гораздо больше кайфа. Диалог всегда приятней монолога, а получить подпитку невербального одобрения от десятков глаз в середине рассказа – бесценно, это впрыск дофамина напрямую в иссыхающий мозг.
11. Авторский стиль
Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.
Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.
И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).
Давайте не заканчивать
Го в комменты рассказывать, почему моя подборка не очень, а я с удовольствием буду оппонировать.
Защита диплома, презентация проекта, выступление перед инвесторами: умение говорить о своей работе на публике станет важным навыком, который пригодится в жизни не раз. Академия Яндекса поговорила о том, как овладеть этим умением, с Романом Назаровым, который за 8 лет провёл более 450 тренингов «Навыки публичных выступлений» для сотрудников Яндекса, HeadHunter, Badoo, Lamoda и других компаний. Роман рассказал о том, как доносить свои мысли до малознакомых людей, на что обратить внимание при подготовке и почему волноваться перед докладом — это нормально и даже полезно.
Вопросы, которые нужно задать себе перед выступлением
Многие люди выступали на публике хотя бы раз в жизни, и у них уже есть базовые представления о том, что стоит включать в доклад, а чего лучше избежать. Однако когда дело доходит до подготовки, мы часто не знаем, за что хвататься. Составить список тезисов? Подготовить презентацию? Вспомнить все скороговорки, которые мы когда-либо слышали, чтобы точно не запнуться? Я предлагаю начать с ответов на четыре вопроса: зачем нужно ваше выступление, что вы хотите рассказать, как вы планируете это делать и на какую аудиторию вы ориентируетесь.
Вопрос №1. Зачем?
Задайтесь вопросом о том, зачем эта речь нужна вам, вашей команде или тем, кто будет её слушать. Дать информацию? Мотивировать к чему-то? Чётко сформулируйте цель своего выступления: например, побудить людей профинансировать ваш проект или поставить вам хорошую оценку за дипломную работу. Возможно, вы хотите выстроить личный бренд или заявить о себе в сообществе специалистов.
Ответьте себе на вопрос, зачем выступление нужно лично вам. Тут идёт речь о страсти человека, желании помочь, защитить кого-то или сделать жизнь лучше, стремлении рассказать о том, что вам важно.
Вопрос №2. Что рассказывать?
На этом этапе нужно понять, из чего будет состоять ваше выступление, что вы хотите рассказать за это время. Тут важно учесть тайминг и ориентироваться на стандартную структуру:
1. Небольшое вступление. В этой части вы представляетесь, обозначаете тему, говорите о том, сколько времени будете выступать. Важно привлечь внимание аудитории. Уместной может быть короткая история, которая подчеркнет опыт и связь спикера с тематикой выступления и привлекает внимание слушателей к теме. Это произойдет, если слушатели во время вступления ответили себе на вопрос: «зачем они будут слушать это выступление».
2. Основная часть. Нужно более подробно рассказать о самом проекте или о работе и сделать это в меру эмоционально. Для подготовки могу посоветовать хорошую книгу Барбары Минто «Принцип пирамиды Минто».
3. Финал. Выступление лучше всего заканчивать мотивирующей историей. В случае с дипломом это могут быть ответы на главные вопросы вашего проекта, пара тезисов о его научной новизне или о прорыве, к которому он может привести. В других случаях вы можете описать конкретный пример того, как ваш проект способен изменить мир, если развивать его в нужном направлении.
Вопрос №3. Как рассказывать?
Или точнее: как будет выглядеть выступление? Этот вопрос относится к тем самым невербальным проявлениям – тому, как звучит голос, как вы жестикулируете и двигаетесь. Если у вас мало опыта, то разобраться с вопросом излишней (или наоборот недостаточной) жестикуляции можно на репетициях, на которые пригласить своих коллег или однокурсников и попросить их обратить внимание на конкретный навык, рассказать вам, какие жесты в вашем выступлении уместны, а какие – избыточные.
Многие переживают из-за того, что начнут заикаться или будут с трудом говорить. Довольно часто дрожь своего голоса слышит только спикер, но не его аудитория. Если на эту особенность вашего голоса обращают внимание слушатели и зрители, то голос нужно тренировать, выполняя голосовые упражнения.
Вопрос №4. Кому рассказывать?
В зависимости от уровня знаний и мотивации аудиторию можно поделить на четыре типа:
— Высокий уровень знаний и мотивации. Это может быть ваше непосредственное начальство, которое оценивает вашу работу, или приёмная комиссия — опытные, знающие люди, которые специально собрались, чтобы послушать ваш доклад. Идеальный формат для этого случая — диалог. Вы говорите о своей работе, ставите перед аудиторией определённые вопросы (не буквально, а риторически), они задают свои вопросы, а вы на них отвечаете.
— Низкий уровень знаний, высокий уровень мотивации. Например, студенты, которые идут на лекцию или тренинг по интересующей их теме. Они могут пока что мало разбираться в теме выступления, но хотят узнать новое. Такие слушатели могут задавать много вопросов.
— Высокий уровень знаний, низкий уровень мотивации. Так бывает в случае презентаций перед инвесторами, где вам нужно заинтересовать их своим проектов. Здесь работающий формат – мотивационное выступление, которое объясняет преимущества вашего решения и то, какую выгоду оно может им принести.
— Нет ни мотивации, ни высокого уровня знаний. К примеру, публика, которая пришла посмотреть шоу просто для того, чтобы развлечь себя. Однако даже их можно вовлечь в выступление благодаря интерактиву.
Как успокоиться перед выступлением
Итак, вы подготовились: выстроили структуру, исследовали аудиторию и чётко понимаете задачу, которую хотите решить своим выступлением. И всё равно волнуетесь. Что же делать? Самый частый совет, который вы услышите: «Да успокойся ты уже!» Но он, как ни странно, работает. Вы должны понять, как вам себя ввести в спокойное состояние, а не репетировать доклад в тридцатый раз. В этом вам могут помочь определённые техники:
1. Перед выступлением
Бывает так, что осталось 10-15 минут до выступления, вы нервничаете, и это сильно проявляется физически: сердце колотится, дыхание сбивается, ладони становятся влажными, а мысли предательски путаются в голове. Так наш организм реагирует на волнение. Всё это нормально. Даже очень опытные спикеры волнуются, хотя часто рассказывают один и тот же материал и на 100% уверены в своём авторитете. Объясните себе, что волноваться — это нормально, и это уже поможет вам прийти в себя. Дальше используйте те методы, которые обычно помогают вам справиться с волнением, или попробуйте эти:
— Попробуйте дыхательные практики. Их можно найти в разных приложениях: например можно скачать «Антипанику» или Headspace.
— Позаниматься физической активностью. Например, подтянуться или несколько раз отжаться. Только вам понадобится ещё несколько минут на восстановление дыхания.
— Пейте воду (негазированную). Пить можно и перед выступлением, и во время него.
Очень важно подобрать техники, которые помогают именно вам. В этом можно убедиться, если использовать их на репетициях своего выступления.
2. Во время выступления
Есть такая хитрость: представить волнение как жгучее желание рассказать о своём проекте. К примеру, дипломная работа — это целое событие, результат большого труда. Притворитесь, что ваше волнение — это на самом деле возбуждение от того, что работа наконец-то сделана. Зритель не заметит подмены.
Иногда случаются непредвиденные проблемы: упал флипчарт, кто-то сбил вас с мысли вопросом или шуткой, вы вдруг увидели в помещении того, кого не готовы были увидеть. Не пытайтесь это моментально проанализировать, продолжайте говорить.
3. Когда вам задают вопросы
Обычно слушатели не приходят на выступление с конкретной целью «завалить» спикера. Чаще вопросы — это приглашение к диалогу, способ узнать, точно ли вы понимаете, о чём говорите в докладе. Вы можете столкнуться со следующими типами вопросов:
— Вопрос по теме доклада, на который вы знаете ответ. Учтите, что перед вами, скорее всего, сидят эксперты, они могут много лет заниматься этой областью. Отвечайте с опорой на свои знания. Если вы уверены, что хорошо «раскопали» тему, можно даже подискутировать, но в пределах разумного.
— Вопрос по теме доклада, на который вы не знаете ответа. В этом случае не стоит притворяться, что ответ вам известен. Вы можете честно признаться в том, что чего-то не знаете, но попробовать поразмышлять и привлечь ваши знания из смежных областей. Слушатели, скорее всего, оценят вашу честность и ход мысли.
— Вопрос не по теме доклада. В этой ситуации корректно поинтересуйтесь, как этот вопрос применим к вашему проекту.
Уровни владения навыком публичных выступлений
Я выделяю четыре этапа овладения навыком публичных выступлений:
1. Докладчик ориентируется исключительно на распечатанный текст, заучил его наизусть или читает с листа. Для многих людей просто решиться выступить — это уже прорыв.
2. Говорящий хорошо проработал содержательную часть и начинает фокусироваться на мелочах, думает: «У меня какие-то закрытые жесты. Наверное, моя презентация выглядит скучно и сухо». Однако он может постепенно «закапывать» своё выступление, потому что замечает только негативные моменты и начинает волноваться.
3. Выступающий сам замечает, если что-то не так, и сразу исправляет недочёты. Например, он осознает, что долго стоял неподвижно, и переходит к открытым жестам, начинает активнее общаться с аудиторией.
4. Опытный оратор ориентируется уже не на себя, а на аудиторию. Когда видит, что люди заинтересовались, продолжает рассказывать содержательные вещи; если все отвлеклись на телефоны, устраивает интерактив, задаёт вопросы и включает слушателей в свое выступление. Например, можно попросить зрителей проголосовать за что-нибудь: поднять руку или быстро заполнить короткий опрос, перейдя по ссылке в чате онлайн-конференции. Для этих целей я часто пользуюсь бесплатным инструментом Mentimeter.
Чтобы продвигаться от уровня к уровню, можно руководствоваться таким порядком действий:
1. Сначала напишите текст своего выступления и прочитайте его несколько раз вслух, сидя в удобном кресле. После этого запишите свой рассказ на диктофон и переслушайте его: обратите внимание, как дела со скоростью, укладываетесь ли вы в тайминг. Пока слушаете, отметьте в тексте те места, где лучше сделать паузу, выделить важную мысль интонацией или медленнее повторить сложную для понимания фразу.
2. После того как вы прочитали текст пять-шесть раз, уберите записи с полным текстом и возьмите в руки только лист с основными тезисами выступления. Ориентируясь на них, снова запишите свою речь на диктофон. Отметьте, где вы замешкались, и повторите этот материал.
3. На этом шаге пора включить камеру, запустить презентацию со слайдами и выступить так, словно перед вами сидит инвестор или приёмная комиссия. Пересмотрите видео: где вы сбились? Как часто подсматривали в тезисы? Поработайте над неудачными моментами.
4. Ещё несколько прогонов, и листок с тезисами вам уже не понадобится. Хватит нескольких опорных фраз или даже слов, которые помогут держать в голове структуру. Их тоже можно записать на листок и взять его с собой на реальное выступление. Возможно, вы даже ни разу не посмотрите на эти записи, но они будут придавать вам уверенность.
5. Отрепетировать выступление на своих знакомых – очень хорошая идея. Но важно, чтобы обратная связь от них была честной. Родители после любого вашего выступления устроят бурную овацию, а друзья отвлекутся на чаты и продолжат участливо кивать головой. Найдите людей, которые не будут лукавить, и попросите их о конкретных вещах: подсчитать слова-паразиты, посмотреть внимательно на то, как вы двигаетесь, задать уточняющие вопросы и так далее.
Никто не рождается с умением выступать на публику, оно приобретается только благодаря практике. Кому-то проще освоить этот навык, кому-то сложнее, но таких людей, которые не смогут успешно выступать, потому что им это «не дано», — нет. Если тренироваться, то у вас обязательно всё получится — даже если у вас нет ораторских способностей.
В этой статье поговорим об основных правилах выступлений, а также о том, как снизить страх перед выходом на публику.
Вы узнаете:
- Какие приёмы помогут сделать публичное выступление успешным.
- Почему выступлению мешает синдром самозванца и как обнаружить его симптомы.
- Как повысить уверенность в себе и снизить страхи перед публичным выступлением.
Публичные выступления – это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность.
Публичные выступления могут носить разную форму:
- доклады на отраслевых встречах или деловых форумах;
- выступления на пресс-конференциях, клиентских днях и презентациях;
- защиты проектов перед инвесторами;
- презентации результатов деятельности подразделения за отчетной период и т.п.
Цель выступления – побудить людей сделать что-либо (например, совершить покупку), стимулировать интерес, уточнить и прояснить информацию (например, при выступлениях перед СМИ) и другое. Практически все спикеры испытывают страх, новичков иногда он буквально парализует. И это неудивительно, ведь публичность предполагает выражение своих мыслей и идей, которые могут быть не приняты или неверно поняты слушателями, а это неизбежно скажется на репутации оратора.
Именно поэтому, готовясь к выступлению, важно соблюдать базовые правила, которые могут снизить уровень страха и быть убедительным.
БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Правило 1. Подготовка – это основа успеха
Любое выступление, даже если предполагается импровизация, требует подготовки. Выход на публику без понимания спикера того, о чем он будет говорить, практически обречен на провал.
Вот несколько этапов подготовки:
- Сформулируйте тему своего выступления или уточните, что именно вкладывают в формулировку предлагаемой темы организаторы.
- Определите 3-5 ключевых идей, которые вы хотите донести до аудитории. Как правило, организаторы запрашивают тезисы для размещения анонсов мероприятия, именно с них и нужно начать подготовку текста выступления.
- Сформируйте план своего доклада. Он может быть представлен в виде текста или, ментальной карты, позволяющей визуально представить наполнение доклада (рис. 1).
Рис. 1. Пример mind map выступления
- Продумайте, с помощью какой информации вы будете раскрывать каждую ключевую идею (экспертные мнения, расчеты, прогнозы, факты, исследования и др.).
- Соблюдайте классическую схему подачи материала: введение (о чем выступление, чем определяется важность и актуальность выбранной темы, представление спикера), основная часть (ключевые идеи, аргументы и факты) и заключение (подведение итогов, побуждение аудитории к действию и благодарность).
- Подготовьте презентационные материалы, если они необходимы. Презентация – это всегда «лицо» спикера, поэтому используйте качественные шаблоны или привлеките к подготовке дизайнера. Постарайтесь избежать ключевой ошибки спикеров – на презентации должны быть иллюстративные материалы, а не текст выступления.
- Обязательно учитывайте при подготовке тайминг выступления, чтобы модераторам не пришлось прерывать вас во время мероприятия на полуслове.
- При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях.
Правило 2. Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории
Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия. Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты. Также рекомендую изучить список спикеров и заявленные ими темы, чтобы сделать мероприятие в целом наиболее интересным для аудитории.
Правило 3. Заранее изучите место выступления
Если есть возможность, посетите место проведения мероприятия, чтобы своими глазами увидеть помещение, рассадку зала, оборудование и т.п. Если мероприятие проводится в другом городе, попросите у организаторов фотографии, найдите их в интернете, запросите перечень оборудования и обозначьте свои пожелания (например, флипчарт и разноцветные маркеры). Понимание обстановки, в которой будет проходить выступление, позволит вам подготовиться и избежать неприятных сюрпризов. Если есть возможность, отрепетируйте свое выступление в помещении, где оно будет проходить.
Правило 4. Нельзя два раза произвести первое впечатление
Первые пару минут участники мероприятия будут оценивать вас по внешнему виду, поэтому тщательно продумайте свой внешний образ. Обязательно учитывайте формат мероприятия – ваша уверенность может пошатнуться, если предполагается casual-формат, а вы придете в строгом деловом костюме. Также уделите внимание фразам, с которых вы начнете выступление. Помимо приветствия это может быть хорошая шутка или пара интересных фактов.
Правило 5. Обратная связь (реакция слушателей)
В процессе выступления пытайтесь не только увидеть, но и почувствовать обратную связь от слушателей. Интересно ли им? Не слишком ли быстрый темп доклада вы взяли? Уходят ли участники из зала? Записывают ли за вами тезисы? Фотографируют ли слайды? Оперативно подстраивайтесь, чтобы удержать внимание людей и не дать им заскучать. Используйте паузы, задавайте залу вопросы, уместно шутите, включайте видеоролики и другое.
Правило 6. Помните про цель выступления
Как правило, слушатели запоминают наиболее яркие моменты выступления или его финал. Поэтому заранее подготовьте фразы, которыми закончите выступление. Всегда помните о том, для чего вы вышли к аудитории. Если целью является получение новых клиентов, включите в текст доклада информацию о конкурентных преимуществах компании, а в финале пригласите к сотрудничеству и оставьте свои контактные данные на последнем слайде. Если вы презентуете проект, попросите участников мероприятия высказать свое мнение о нем и указать зоны развития. Если хотите привлечь внимание к своей экспертной позиции, пригласите людей стать друзьями в социальных сетях или подписаться на рассылку на сайте.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ
Обобщая мой 17-летний опыт публичных выступлений, хочу дать несколько рекомендаций, которые позволят вам перебороть свой страх и повысить уверенность перед выступлениями. Именно уверенность в себе опытные спикеры считают ключевым элементом успешных публичных выступлений.
- Не бойтесь ошибиться
Страх что-то сказать или сделать не так сковывает вас. Но идеальных людей, которые выступают без помарок, не бывает. Презентация может не включиться, на слайде найдётся ошибка или вы случайно оговорились — если это произошло, остановитесь, извинитесь перед участниками, пошутите и спокойно продолжайте дальше. - Просите обратную связь
Ваши слушатели могут помочь вам стать лучше и эффективнее. Рассматривайте рекомендации не как критику и принижение ваших достоинств, а как зону роста. - Анализируйте свои выступления
Делайте видеозаписи ваших выступлений. Так вы увидите, используете ли слова-паразиты, нет ли излишней жестикуляции, в какие моменты вы «проваливаетесь», а что вам удается лучше всего. - Постоянное тренируйтесь
Используйте любую возможность для повышения уровня ораторского мастерства, не бойтесь заявляться спикером на мероприятия, принимайте приглашения выступить бесплатно. Чем больше выступлений будет и чем разнообразнее будет аудитория слушателей, тем быстрее вы обретете уверенность. - Помните о главном
Если вы знаете, для чего вы будете выступать, и эта цель действительно для вас важна, страх выступления отступит. Например, 10-минутная защита диплома – это новые профессиональные перспективы, презентация проекта перед инвесторами – получение денег на развитие бизнеса, доклад на деловом мероприятии – усиление вашей экспертности, привлечение партнеров или клиентов. - Получайте удовольствие
Первые шаги в публичных выступлениях – это стресс, о драйве речи не идет. Однако трясущиеся колени и потные ладони – это не навсегда. Постарайтесь находить позитивные моменты в каждом выходе на публику, тогда по мере роста уровня ораторского мастерства вы начнете видеть больше преимуществ от публичности. - Избавьтесь от синдрома самозванца
В какой-то мере он есть у всех людей, стремящихся к профессиональным высотам. Чтобы оценить свой уровень сомнений, воспользуйтесь чек-листом.
Если вы выявили у себя два и более регулярно проявляющихся симптома, вам необходимо проработать синдром самозванца, чтобы повысить эффективность выступлений. Для этого можно воспользоваться рекомендациями из статьи.
- Будьте экспертом в теме выступления
Недостаточно сохранять достигнутый уровень профессионализма. Чтобы побеждать в конкурентной борьбе с другими, важно постоянно расти «вглубь и вширь». Повышение квалификации, наращивание экспертности, развитие в нескольких смежных профессиональных сферах – залог интересных, ярких и полезных для слушателей выступлений. - Готовьтесь к вопросам
Начинающие спикеры боятся вопросов, но их отсутствие – еще страшнее. В большинстве случаев это значит, что вы не смогли зацепить аудиторию. Поэтому рассматривайте любые вопросы как признак неравнодушия людей к сказанному вами. Чаще всего встречается пять типов вопросов:- Уточняющие – человек хочет получить больше информации по конкретному моменту выступления. Если вы сами готовили презентацию и владеете материалом, проблем с ответами на эти вопросы не должно быть.
- Применительные – вопрос нужен, чтобы человек мог понять, как основные идеи вашего выступления могут быть применены к его сфере деятельности, компании, задаче и т.п. В этом случае можно ограничиться общими рекомендациями, т.к. за пару минут сложно вникнуть в специфику деятельности оппонента, а также предложить продолжить общение в кулуарах.
- Несогласные – эти вопросы задаются при несогласии человека с вашей точкой зрения. Важно рассматривать их не как жесткую критику, а как желание оппонента донести до вас и участников мероприятия свое мнение. Чтобы перевести общение в конструктивную плоскость, сохраняя спокойствие, попросите обосновать точку зрения и приведите несколько аргументов в пользу своих идей.
- Дежурные – такие вопросы бывают редко, они встречаются на мероприятиях, формат которых предполагает обязательное обсуждения. Например, защита диплома, совещание, на котором ведется протокол.
- Провокационные – человек пытается вывести вас из равновесия и даже «утопить», подставив под вопрос ваш профессионализм. Если никто из модераторов не может вам помочь, важно не отмалчиваться и не игнорировать выпад. Сохраняйте спокойствие и в идеале отвечайте шуткой.
Все вопросы, кроме провокационных – это ваша зона роста, они позволяют увидеть ваши недоработки и наметить пути развития в предметной области.
- Выступайте без предварительно полученных вопросов
Часто организаторы, особенно при проведении круглых столов, заранее предлагают участникам вопросы, которые будут озвучиваться на мероприятии. Если вопросы не требуют подготовки презентации и предполагают формат блица, попробуйте не готовиться заранее или продумайте только общую канву ответа. Такие экспромты в начале – серьезный выход из зоны комфорта. Чем больше вы будете выступать, тем лучше будут работать импровизации. Они очень пригодятся вам, если однажды придется выступать на дебатах, на серьезной пресс-конференции или вести сложные переговоры.
Источник
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов возможно только с письменного разрешения редакции.
При цитировании материалов прямая активная ссылка на hubspeakers.ru обязательна.
Глава I
Алгоритм работы над публичным выступлением
Цитата в тему
«Всякая речь должна быть словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому»
Итак, мы поставлены перед фактом необходимости выступить публично. Нам отведено время для выступления на юбилее предприятия… презентации фирмы… собрании совета директоров корпорации… торжественном вечере, или просто — на дружеской вечеринке. «С чего начать?» — этот вопрос волнует каждого, кому предстоит выступление. Какой составить текст, чтобы сказать то, что надо и произвести на слушателей приятное впечатление. И даже заслужить их аплодисменты? Как добиться своей цели через публичное выступление? Ответы на эти вопросы есть в этой главе, где представлен авторский метод создания текста, много раз опробованный на практике.
Во-первых, не паниковать, а настроиться на работу. Телевизионные журналисты знают, что нет темы, которую невозможно изложить за 40 секунд. Если этому научились они, значит, научится каждый. Во-вторых, понимать, что все ныне уверенные в себе, преуспевающие ораторы, когда-то тоже задавали себе вопрос: «С чего начать?».
Начать нужно с чистого листа. Даже если мы привыкли набирать тексты на компьютере, начать все-таки нужно с чистого листа обыкновенной белой бумаги. Выбрать время, освободить стол для этой работы, которую сначала лучше делать обыкновенной ручкой с очень хорошей жирной пастой. До тех пор, пока не научишься составлять тексты публичных выступлений быстро, что называется «на автопилоте», нужно делать тщательную предварительную проработку по приведенному ниже алгоритму. Желательно — от руки. И только после того, как проработка будет сделана — набирать текст на компьютере. Почему так? При наборе на компьютере виден только один фрагмент, а начиная работу, нужно видеть все, и это все: тема, идея, задача, композиция, объем содержания и пр. лучше держать перед глазами, положив их написанными справа на столе, рядом с компьютером. Если писать от руки не комфортно, нужно набрать, распечатать и положить перед глазами. Это поможет удержаться в русле темы, задач и структурировать материал в соответствии с композицией.
Со временем, когда в составлении текста выступления будет наработан большой опыт, а алгоритм станет «автопилотом», предварительную проработку выступления можно будет не распечатывать, а держать ее в уме.
Алгоритм таков:
а) Определяем тему и идею выступления
б) Выясняем целевую аудиторию
в) Выясняем, где и когда состоится выступление
г) Определяем регламент выступления
д) Определяем задачи выступления
е) Определяем тип и функцию речи
ж) Кристаллизуем идею выступления
з) Определяем личную задачу
и) Определяем объем содержания выступления к) Собираем материал
л) Составляем план выступления (план композиции) м) Выбираем средства лексической выразительности н) Пишем текст выступления
о) Даем тексту «отлежаться»
р) Редактируем текст
с) Репетируем речь
т) Составляем тезисы выступления
у) Выступаем перед слушателями
ф) Анализируем
Покажем этот алгоритм в действии на конкретном примере
а) Определяем тему и идею выступления
Обычно тему оратору называют, когда заказывают выступление. Или мы ее выбираем сами, если выступаем по своему желанию. И в том, и в другом случаях тему нужно написать как заголовок, очень конкретно. Ведь от этого зависит, куда мы направим свою мысль и внимание слушателя.
В нашем примере тему выберем сами и давайте — современную, актуальную и понятную большинству: «Бренд города, как инструмент экономического роста территории». Предположим, что мы — это руководитель общественной организации «Регион» на добровольных началах занимающейся разработкой бренда города. И мы хотим выступить на депутатских слушаниях по бюджету, призвав сделать вложения в создание бренда, в частности, финансировать городской конкурс бренд — проектов.
Идея — это главная мысль, и она соответствует выбранной теме. Даже по одной теме можно выразить разные идеи, и это зависит от того, какие задачи ставит выступающий. В нашем примере акцентироваться будем на мысли: «Бренд привлечет в город туристов, с туристами придут инвестиции, значит, от создания бренда выиграют все!».
б) Выясняем целевую аудиторию
Целевая аудитория — это те, кому мы адресуем свое выступление. Обычно она известна изначально, еще планируя выступление, мы знаем, перед кем оно будет произноситься. Но здесь важно знать — при подготовке выступления нужно учитывать особенности восприятия данной целевой аудитории. На восприятие влияет много факторов: возраст, пол, социальный статус, уровень грамотности и пр. Например, сельский и городской житель могут по-разному воспринять одну и ту же информацию. А тему бренда можно развить перед большим количеством аудиторий: школьники, студенты, предприниматели, домохозяйки, спортсмены, работники культуры, туроператоры и пр., но каждый раз ее нужно будет адаптировать к целевой аудитории. Для того, чтобы наше выступление попадало в яблочко, нужно изучать психологические особенности восприятия различных социальных групп, и делать это придется постоянно. Ведь к каждой аудитории должен быть свой подход, своя подача материала, свои слова и средства языковой выразительности. То есть, каждому слушателю тему необходимо подавать в соответствии с его установками, пониманием, восприятием, проще говоря — менталитетом.
В нашем примере мы планируем выступить на депутатских слушаниях по бюджету города, значит, состав аудитории будет разнородный — депутаты, представители исполнительной власти, бизнеса, общественных организаций и просто — люди с улицы. На кого из них будем ориентироваться? Чтобы выбрать, нужно опереться на стандарт мероприятия — депутатские слушания, если коротко — это мероприятие, на котором власть информирует о том, какие доходы в бюджет планируется получить на будущий год, и как она намерена его распределить на различные бюджетные сферы и нужды города. И каждый, кто считает нужным, может обратиться на этих слушаниях с просьбой о выделении денег на удовлетворение тех нужд или реализацию тех идей, которые он считает важными для города.
И вот здесь нужно понять, кто из всей аудитории слушателей станет нашей адресной аудиторией. Конечно же, не все, а только те, от кого зависит решение вопроса о выделении денег — главные фигуры — это депутаты и представители исполнительной власти — это наша прямая адресная аудитория. Именно на нее будет направлено наше выступление. Все остальные слушатели — это косвенная адресная аудитория, на них мы будем воздействовать только в случае, если прямая адресная аудитория останется глуха к нашей идее. В этом случае можно привлекать косвенную адресную аудиторию.
в) Выясняем, где и когда состоится выступление
Это нужно для того, чтобы знать в каких условиях придется выступать, и где находится место оратора, здесь важны нюансы: стоя на сцене (за трибуной, перед микрофоном), сидя или из зала и без микрофона. Желательно подготовиться заранее, например, если произносить речь с трибуны, то можно воспользоваться текстом или тезисами, положив их перед собой. Также и сидя за столом. А если придется выступать без трибуны, стоя на всеобщем обозрении, то лучше текст выучить или подготовить его тезисы на карточках. В этом случае читать текст, держа листы в руках, неэстетично. Еще ранее, едва только назначат публичные слушания, необходимо выяснить, будет ли на них задействована мультимедийная установка. Если да, то свой доклад можно сопроводить показом слайдов, фотографий, схем, диаграмм… Если нет, то можно сделать красочный раздаточный материал и заранее передать его тем, кто входит в прямую целевую аудиторию.
В день выступления лучше прибыть на место чуть раньше, чтобы привыкнуть к помещению.
Выполнение всех этих нюансов поможет выступающему максимально добиться своей цели.
В нашем примере определимся, что выступать придется в актовом зале администрации города, где будет примерно сто человек. Стоять за трибуной, говорить в микрофон и можно использовать мультимедийную установку. Это означает, что нам нужно еще узнать о приемах подачи текста через микрофон и подготовить электронную презентацию, которую заранее передать оператору.
г) Определяем регламент выступления
Здесь важно знать, что на большинстве мероприятий регламент определяется заранее, и его доводят до выступающих. Регламенту нужно соответствовать, если на выступление дается пять минут, то в пять и укладываться. Но, если вы абсолютно уверены в том, что не вложитесь со своей темой в определенный регламент, об этом нужно заранее переговорить с организаторами и попросить сделать вам исключение — дать больше времени на выступление.
Всегда нужно быть готовым к тому, что регламент могут неожиданно изменить прямо по ходу мероприятия. И если от предложения сократить выступление оно может потерять значимость, то нужно настаивать на том, чтобы в отношении вашего выступления регламент остался прежний. Или вообще не выступать, чтобы не навредить своему делу и не испортить впечатление о себе.
Относительно регламента важно знать, что вы вправе требовать от других ораторов его соблюдения — правила для всех одинаковы.
Если на мероприятии регламент не ограничивают, а дают поговорить, то время выступления определяем сами. При этом учитываем, что краткость — сестра таланта и помним о том, что особенность восприятия человека такова, что активно он может слушать выступление три минуты, дальше, его внимание ослабляется или вообще выключается
В нашем примере определимся, что регламент речи — не более 10 минут, это примерно три листа текста, напечатанного шрифтом 12 с полуторным интервалом. Один лист читается примерно 3 минуты — это стандарт.
д) Определяем задачи выступления
Чего мы хотим добиться своим выступлением — какой результат получить.
Задача у выступления может быть одна, а может — несколько. Без четко сформулированных задач выступление не будет успешным. Поэтому задачи выступления заранее пишем на отдельном листе и держим их перед глазами, и при написании текста, сверяем с ними содержание.
Акцент: если мы не сформулировали четких, конкретных задач, то не беремся выступать, может быть провал.
Если выступление заказное, то задачи нам может поставить заказчик.
Применительно к нашему примеру ставим одну, конкретную задачу: добиться, чтобы из бюджета города выделили деньги на проведение общественного конкурса на лучший проект бренда города. Такую одну задачу еще можно назвать целью выступления.
е) Определяем тип и функцию речи
Тип и функция речи выбираются оратором исходя из поставленных задач. Здесь обращаем внимание, что согласно жанрово-тематической классификации выделяются следующие основные виды красноречия: социально — политическое, академическое, деловое, судебное, дипломатическое, военное, социально — бытовое и церковное. В каждом жанре есть своя специфика и четкие каноны речей. Внутри жанров выделяются разные виды речей. В социально — политическом: политическая речь, политический доклад, агитационная речь, политический обзор, митинговая речь. В академическом — лекция, доклад на научной конференции или симпозиуме, научное сообщение. В социально — бытовом: юбилейная, поздравительная, тост (застольная) и надгробная речь.
С точки зрения задач оратора речь может быть: информационная, декларативная, разъясняющая, побуждающая, агитационная, убеждающая, благодарственная, развлекающая и торжественная. Заметим, что деление это условное, так как в чистом виде речи бывают редко, а в основном в одной речи присутствуют элементы разных видов речи.
Функции речи: объяснить, рассказать, призвать к действию, поблагодарить, создать хорошее настроение.
В нашем примере правильнее выбрать тип речи «убеждающая», но с элементами информационной и агитационной. А главную функцию — «призвать к действию».
Конец ознакомительного фрагмента.