Как составить рекомендации по теме писатели детям

Тема выставки «Писатели — детям». Какие книги соответствуют этой теме?

Я думаю, что главным критерием, который будет соответствовать этой тематике можно считать поучительный смысл в произведении.

Именно детям так важно донести эту мысль и идею.

Зачастую это наставление вести себя хорошо и делать добрые дела.

Как лучше организовать эту выставку? Составь рекомендации. Предложи список книг.

Выставку нужно сделать в библиотеке.

Я считаю, что это место с особой атмосферой, которая идеально подходит для подобного события.

Тем более, детям можно будет наглядно показать, в каких разделах библиотеки обычно находятся те или иные книги и как их быстро найти.

На стены нужно развесить стенгазеты, которые заранее сделает каждый класс школы.

Необходимо всем раздать темы стенгазет, чтоб они отличались друг от друга.

Чтоб было освещено и писателей, и героев, и отдельные произведения.

Книги, что отобраны для выставки расположить на видные места стеллажей и на стол.

Чтоб каждый школьник мог взять книгу в руки, рассмотреть обложку и ознакомиться с содержанием.

Список книг для выставки «Писатели — детям» для 2 класса

1. Ш. Перо «Кот в сапогах».

Эту книгу нужно включить, так как её главная мысль очень важна.

Не стоит судить по первому впечатлению и внешнему виду.

2. Ш. Перо «Мальчик-с-пальчик» научит быть смелым и смышлёным.

3. Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» учит не сдаваться и не опускать руки в самой сложной ситуации.

4. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» будет интересна и поучительна каждому.

5. Два жадных медвежонка (народная сказка) говорит, что от жадности нужно избавляться.

6. Братья Гримм «Золотой гусь» о заботе и милосердии.

7. Гайдар А. П. «Чук и Гек» расскажет о важности семьи.

8. Гаршин В. «Лягушка-путешественница» научит не быть хвастливым по жизни.

9. Гераскина Л. «В стране Невыученных уроков» будет очень полезна всем школьникам.

10. Милн А. «Винни-Пух и все-все-все» описывает разные, но такие важные и жизненные ситуации.

Не все произведения есть в школьной программе.

Однако их прочтение будет очень полезно в любом возрасте.

Они очень интересные.

После того как прочитаешь, хочется непременно советовать всем друзьям и знакомым.

Краткие биографии писателей для презентации:

  • Ганса Христиана Андерсена
  • Аркадия Гайдара
  • Павла Бажова
  • Всеволода Гаршина
  • Ганса Христиана Андерсена
  • Братьев Гримм 
  • Шарля Перро

_______

  • 23
    Янв 17

Писатели – детям

Ответы к стр. 58

Тема выставки “Писатели – детям”. Какие книги соответствуют этой теме?

Н. Носов. Живая шляпа.
К. Чуковский. Тараканище.
С. Михалков. Дядя Стёпа – милиционер.
А. Барто. Вовка – добрая душа.

  • Как лучше организовать эту выставку? Составь рекомендации. Предложи список книг.

Выставку лучше организовать в школьной библиотеке на неделе детской книги. Нужно правильно оформить библиотеку, чтобы она в этот день стала красочной и обновлённой для глаз детей. На стеллажи нужно расставить книги, написанные писателями для детей, на стены развесить портреты детских авторов и картины-иллюстрации учеников к любимым произведениям. Темой для разговора может стать творчество детских писателей. Желательно провести интересные конкурсы для знатоков книг. Также можно организовать встречу с писателем, героями книг или просто пригласить интересного человека, который расскажет о своём отношении к книгам, литературе, чтению, читательских пристрастиях.

Список книг для выставки:

1. Т. Александрова. Домовёнок Кузька.
2. А. Волков. Волшебник Изумрудного города.
3. В. Медведев. Баранкин, будь человеком!
4. А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
5. В. Осеева. Рассказы.
6. Дж. Родари. Приключения Чиполлино.
7. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
8. В. Губарев. Королевство кривых зеркал.

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Писатели – детям

3.6 (71.67%) от 12 голосующих

«Организация работы с детьми и родителями по ознакомлению с
творчеством детских писателей»

     Современное образование находится на новом этапе
развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение
ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания
дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.

      В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом
было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке
приоритетных духовных ценностей.

Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь,
на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.

    Ознакомление ребенка с книжной культурой, приобщение к
чтению как процессу, способности ярко, эмоционально откликаться на прочитанное,
видеть изображенные события, страстно переживать их, сегодня актуально, как
никогда. Дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко
«входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Книга
дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией,
развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, учит
анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.

                                           
Актуальность темы:

       Книга остается тем видом искусства,
который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в
духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не
могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы,
аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые
ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

     Через книгу ребёнок познаёт
окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости.
Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и
сопереживать, удивляться и радоваться.

     Книга вводит ребёнка в мир
человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей и  характеров. Задача
взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга.

       Прививая любовь к произведениям
детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем,
формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного
слова.

      Именно в дошкольном возрасте начинает
складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих
отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко
знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с
русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей – с теми
первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не
возвращается позже.

       Читатель в ребёнке начинается раньше,
чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы
привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои
чувства и переживания детям. Именно поэтому нам, педагогам, необходимо работать
в двух направлениях, как  с детьми, так и с их родителями,  у которых, к сожалению,
у самих утрачена культура  к постоянному, регулярному ежедневному общению с
книгой.

     
Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как
семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит
воспитание личности ребёнка. Сегодня некоторые дети небрежно
относятся к книгам, потому что они привыкли к их изобилию. В настоящее время
книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому воспитать у каждого
ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — это одна из
задач, которую должно решать дошкольное образовательное учреждение и конечно
родители.

       Задача взрослых – приобщить детей к
чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш
будет подражать образу жизни своей семьи.

       Дети, полюбившие чтение, намного лучше
успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в
письменной.

     Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без
которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее
время это очень важно, так как общество переживает кризис нравственности.

     В Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной
культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой
является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих
читателей.

Выявлено, что
сейчас

·       
дети
не проявляют интерес к художественной и познавательной литературе;

·       
недостаточный
объем знаний детей русских и зарубежных авторов детских произведений;

·       
дети
не проявляют желания беседовать по содержанию произведений;

·       
 дети не использует полученные знания в самостоятельной
деятельности.

·       
не в полной мере планируется работа с книгой;

·       
нет системы в работе по ознакомлению детей с творчеством детских
писателей  в семье.

·       
недостаточное
оснащение группы пособиями и материалами (детской литературой разных жанров,
портретами детских писателей, иллюстрациями к детским книгам);

·       
нехватка
технических средств обучения (ноутбук, CD-проигрыватель, CD-диски с записью
литературных произведений);

  Анализируя недостатки, можно сделать вывод, что существуют
определённые
 противоречия:

·        
формирование любознательности и интереса к книге требуют четкой
системы работы: совместного участия детей, педагогов и родителей в НОД.

·        
формирование
эстетического вкуса и художественного восприятия детей требует использования в
НОД большого количества пособий, игр, наглядного материала, книг, однако
недостаточность методического обеспечения делают этот процесс затруднительным;

·        
гармоничное
развитие личности ребенка возможно при активном участии родителей в
ознакомлении детей с книжной культурой, однако позиция современного родителя, в
большей части, демонстрирует негативное или равнодушное отношение к данной
проблеме, что не позволяет полностью реализовать поставленные задачи.

 В
результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного
образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в
образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня
дошкольного образования:

·       
овладевает
основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не
рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.;
 

·       
знаком
с произведениями детской литературы;

·       
проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и
общении;

·       
достаточно
хорошо владеет устной речью;

·       
использует речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний
                                       

                                            
Предмет исследования:

       Организация  работы с детьми  и родителями
по ознакомлению  с творчеством детских писателей.

      Современные дети мало читают, не
интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени, по
примеру родителей, проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться
со сверстниками и взрослыми.

                                                       
Цели работы:

     1. Развивать устойчивый интерес к
творчеству  детских писателей у детей и их родителей.

      2. Способствовать становлению личности
ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных
качеств и развитие творческих способностей.

                                               
        Задачи работы:

      1. Развивать интерес к художественной
литературе, формировать навыки устной речи.

      2. Воспитывать языковое чутье, желание
говорить правильно и красиво.

      3. Совершенствовать умение
декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и
инсценировать.

      4. Создавать условия для совместной
деятельности детей, их родителей и педагогов.

      5. Внедрять новые образовательные
технологии в педагогическую практику;

      6. Организовывать различные виды
деятельности, воздействующие на формирование у детей и их родителей интереса к
творчеству детских писателей;

      7.  Создавать условия для совместной
деятельности детей, их родителей и педагогов.

                                           Организация
работы
:

      1. Деятельность педагогов:

1.     Подготовка
методических и дидактических материалов,  рекомендуемого  списка  литературы
для чтения детям ( годовой и  еженедельный тематический);

2.     Проведение
занятий
;

3.     Организация
выставок;

4.     Доведение
 до родителей     значения  воспитания в дошкольниках интереса и любви к
книге;

5.     Выставка
рисунков детей.

      2. Деятельность детей:

1.     Участие
в различных конкурсах, беседах, литературных  чтениях;

2.     Заучивание
стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных педагогами;

3.     Ремонт
книг;

4.     Рисование
понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;

5.     Инсценировки
произведений;

6.     Сюжетно-ролевые
игры  «Семья», «Театр», «Библиотека», « Школа».

      3. Деятельность родителей:

1.     Участие
во всех мероприятиях, организуемых в группе;

2.     Оказание
помощи в пополнении групповой библиотеки;

3.    
Обмен опытом на тему “Роль художественной литературы в деле
воспитания дошкольников”;

4.     Организация и проведение:  «Недели детской книги»

5.    
Досуг-конкурс «Самая читающая семья»,

6.    
 Интеллектуальные игры,

7.     Выставки совместно
с родителями детских работ по прочитанным произведениям;

                              
Результаты данной деятельности:

1.     Пробуждение
интереса к общению с книгой и творчеством детских писателей;

2.     Пополнение
домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной литературой;

3.     Позитивные
изменения в речи детей;

4.     Повышение
читательской компетентности членов семьи в вопросах чтения и  речевого развития
ребенка.

 Основные методы, используемые для 
ознакомления  с творчеством детских писателей,

·       
чтение
(рассказывание) взрослого

·       
прослушивание
записей (постановка)

·       
рассматривание
иллюстраций

·       
беседа после
чтения

·       
моделирование
– схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного
текста

·       
театрализованные
игры: игры – драматизации  и инсценировки, кукольные и настольные театры

·       
разные виды
художественно – речевой и театрально – игровой деятельности по текстам знакомых
произведений

·       
чтение с
продолжением – предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет
дальше

·       
беседы о
книгах – обсуждение внешнего  вида, деятельности писателя, художника
иллюстратора, художника – оформителя, процесс изготовления и печатания книги, ,
правила обращения с книгами

·       
вечера
литературных развлечений, викторины, литературные праздники

·       
тематические
выставки.

·       
поддержание
стремлений детей к постоянному общению с книгой.

·       
создание
проблемных и игровых ситуаций для углубления интереса детей к рассказыванию,
чтению наизусть художественных текстов, придумыванию творческих постановок, к
самостоятельной театрализованной деятельности (куклы Би – ба – бо , пальчиковый
и настольный театр).

·       
донесение
до детей  характера и идеи произведения, вопросы по прочитанному,  разговор об
авторе, о других его произведениях.

·       
 «Недели детской книги»,

·       
 организация «Книжкиной больницы» – совместная с детьми работа по
ремонту книг;

·       
режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Библиотека»;

·       
тематические
выставки «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель»

·       
использование
проектной деятельности по ознакомлению с биографией и творчеством детских
писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов детских книг;

·       
включение
в тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с
воспитанниками такие темы: «История возникновения бумаги», «Как появилась
книга?», «Что мы знаем о книге», «Книга — лучший друг» и пр.;

·       
разработка
цикла познавательных занятий «Литературный калейдоскоп», «Как рождается книга»;

         К старшему дошкольному возрасту у
ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по
ознакомлению с книгой я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю
внимание детей на автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали
раньше. Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к
личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру
ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно. Делаем выставку книг
данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям.

        Как итог – провожу творчество
детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть
кинофильм, организовать вечер развлечений.

         В организации литературного
центра в группе, стараюсь придерживаться следующих принципов:

– литературные произведения, подбираемые в
уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию (способные
удовлетворить разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, басни,
стихи, энциклопедии).

       При подборе литературных текстов
важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о
принцессах).

– кроме книг в групповой библиотеке должны
быть детские журналы, что способствует общению детей, обсуждению содержания
журналов.

       Мы учим правила обращения с книгой,
правила поведения в библиотеке (районной и групповой).

       Для умения ориентироваться в
огромном мире книг я использую такие игры:

– «Ищем героя» – определяем основного
героя в произведении, оцениваем его поступки с позиции «хорошо – плохо» и
делаем вывод, что герой является носителем важных ценностей

– «Путаница» – дети выбирают два объекта
из одного произведения (рыбка и море, ёжик и палка…)

– «Сказочные слова» – вспомнить все
заклинания: «Сим-сим, откройся», «Сивка бурка»

– «Волшебная фраза» – используя фрагменты
из текста «однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги, и наслаждалась
тёплым мелким дождичком… » (Как называется произведение, кто его автор, какие
произведения писателя вы знаете, назовите слова сказки, рассказы, где главная
героиня лягушка, в каких произведениях есть утки, гуси, лебеди?)

– «Продолжи строчку»

– «Угадай рифму»

– «Озвучиваем диафильм»

Планируя работу, таким образом, я
стремлюсь к :

– развитию содержательности и связной речи

– развитию речевого творчества и
выразительности

– развитию способностей в речевой
деятельности

– подготовке к обучению грамоте

       Особую роль в осознании текста
играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не
включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, я постоянно обращаю
внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мы рассматриваем рисунки
художника В. Рачева, Е. Лосина, Чижова, Чарушина, Юрия Васнецова, В. Сутеева.
Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние
времена: русский быт (Лосин, Васнецов), знакомятся с художниками-аниматорами
(Е.Лосиным, В.Рачевым, В.Сутеевым), которые изображают животных в разных
жизненных ситуациях.

      По картинкам мы учимся пересказывать
текст, воспроизводить его в нужной последовательности.

       Беря в руки книгу, дети по
картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учимся описывать картинки в
книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки?

       Постоянное общение дошкольников с
литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и
осознание важности книг в жизни человека.

 В
результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного
образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в
образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня
дошкольного образования:

·       
овладевает
основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не
рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.;
 

·       
знаком
с произведениями детской литературы;

·       
проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и
общении;

·       
достаточно
хорошо владеет устной речью;

·       
использует речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний
;

·       
у
ребенка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе:
высказывает свое мнение о книге, обменивается мнением о содержании
произведения, рассматривает иллюстрации к книге; инсценирует знакомые стихи и
сказки, оценивает поступки героев литературного произведения;

·       
ребенок
понимает, что книги надо беречь — это труд многих людей;

·       
ребенок
имеет представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную
ценность они имеют для познания мира;

·       
расширено
представление ребенка о значении библиотеки в жизни человека;

·       
определяет
жанры детской литературы (сказка, стихотворения, басни);

·       
может
назвать имена детских писателей и поэтов;

·       
способен
пересказать текст, сочинить свой рассказ, эмоционально рассказать
стихотворение;

·       
проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности,
присваивает переданный опыт, переносит в самостоятельную деятельность  — организует
сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».

   Для достижения планируемых результатов, необходимы
определенные
организационные условия:

·             
взаимодействие
всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;

·             
 повышение педагогической культуры
родителей по приобщению детей к книге, используя нетрадиционные формы общения:
тематические консультации: «Читаем дома», «Как правильно читать книгу детям»
(организуются с целью ответить на вопросы родителей);

·             
 групповых  родительских собраний (форма организованного
ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей
определенного возраста в условиях детского сада и семьи);

·             
 проведение «Круглых столов» совместно взрослых и детей; выпуск
буклетов «Мы читаем, не скучаем!», «Литературная копилка»;

·             
  в нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные
проблемы;

·             
 открытые занятия с детьми для родителей

·             
 дни
добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе) и пр.

·             
интеграция
процесса приобщения к книжной культуре с разными видами детской деятельности:
игровой, художественным трудом, изобразительной, театрализованной деятельностью
и др.

«Организация работы с детьми и родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей»

     Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.

      В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.

Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.

    Ознакомление ребенка с книжной культурой, приобщение к чтению как процессу, способности ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их, сегодня актуально, как никогда. Дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Книга дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.

                                            Актуальность темы:

       Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

     Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

     Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей и  характеров. Задача взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга.

       Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

      Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей – с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

       Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Именно поэтому нам, педагогам, необходимо работать в двух направлениях, как  с детьми, так и с их родителями,  у которых, к сожалению, у самих утрачена культура  к постоянному, регулярному ежедневному общению с книгой.

      Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Сегодня некоторые дети небрежно относятся к книгам, потому что они привыкли к их изобилию. В настоящее время книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — это одна из задач, которую должно решать дошкольное образовательное учреждение и конечно родители.

       Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

       Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

     Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает кризис нравственности.

     В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей.

Выявлено, что сейчас

  • дети не проявляют интерес к художественной и познавательной литературе;
  • недостаточный объем знаний детей русских и зарубежных авторов детских произведений;
  • дети не проявляют желания беседовать по содержанию произведений;
  •  дети не использует полученные знания в самостоятельной деятельности.
  • не в полной мере планируется работа с книгой;
  • нет системы в работе по ознакомлению детей с творчеством детских писателей  в семье.
  • недостаточное оснащение группы пособиями и материалами (детской литературой разных жанров, портретами детских писателей, иллюстрациями к детским книгам);
  • нехватка технических средств обучения (ноутбук, CD-проигрыватель, CD-диски с записью литературных произведений);

  Анализируя недостатки, можно сделать вывод, что существуют определённые противоречия:

  • формирование любознательности и интереса к книге требуют четкой системы работы: совместного участия детей, педагогов и родителей в НОД.
  • формирование эстетического вкуса и художественного восприятия детей требует использования в НОД большого количества пособий, игр, наглядного материала, книг, однако недостаточность методического обеспечения делают этот процесс затруднительным;
  • гармоничное развитие личности ребенка возможно при активном участии родителей в ознакомлении детей с книжной культурой, однако позиция современного родителя, в большей части, демонстрирует негативное или равнодушное отношение к данной проблеме, что не позволяет полностью реализовать поставленные задачи.

 В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.; 
  • знаком с произведениями детской литературы;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний                                       

                                             Предмет исследования:

       Организация  работы с детьми  и родителями по ознакомлению  с творчеством детских писателей.

      Современные дети мало читают, не интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени, по примеру родителей, проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

                                                        Цели работы:

     1. Развивать устойчивый интерес к творчеству  детских писателей у детей и их родителей.

      2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

                                                        Задачи работы:

      1. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи.

      2. Воспитывать языковое чутье, желание говорить правильно и красиво.

      3. Совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать.

      4. Создавать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

      5. Внедрять новые образовательные технологии в педагогическую практику;

      6. Организовывать различные виды деятельности, воздействующие на формирование у детей и их родителей интереса к творчеству детских писателей;

      7.  Создавать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

                                           Организация работы:

      1. Деятельность педагогов:

  1. Подготовка методических и дидактических материалов,  рекомендуемого  списка  литературы для чтения детям ( годовой и  еженедельный тематический);
  2. Проведение занятий;
  3. Организация выставок;
  4. Доведение  до родителей     значения  воспитания в дошкольниках интереса и любви к книге;
  5. Выставка рисунков детей.

      2. Деятельность детей:

  1. Участие в различных конкурсах, беседах, литературных  чтениях;
  2. Заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных педагогами;
  3. Ремонт книг;
  4. Рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;
  5. Инсценировки произведений;
  6. Сюжетно-ролевые игры  «Семья», «Театр», «Библиотека», « Школа».

      3. Деятельность родителей:

  1. Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
  2. Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;
  3. Обмен опытом на тему “Роль художественной литературы в деле воспитания дошкольников”;
  4. Организация и проведение:  «Недели детской книги»
  5. Досуг-конкурс «Самая читающая семья»,
  6.  Интеллектуальные игры,
  7. Выставки совместно с родителями детских работ по прочитанным произведениям;

                               Результаты данной деятельности:

  1. Пробуждение интереса к общению с книгой и творчеством детских писателей;
  2. Пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной литературой;
  3. Позитивные изменения в речи детей;
  4. Повышение читательской компетентности членов семьи в вопросах чтения и  речевого развития ребенка.

 Основные методы, используемые для  ознакомления  с творчеством детских писателей,

  • чтение (рассказывание) взрослого
  • прослушивание записей (постановка)
  • рассматривание иллюстраций
  • беседа после чтения
  • моделирование – схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста
  • театрализованные игры: игры – драматизации  и инсценировки, кукольные и настольные театры
  • разные виды художественно – речевой и театрально – игровой деятельности по текстам знакомых произведений
  • чтение с продолжением – предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше
  • беседы о книгах – обсуждение внешнего  вида, деятельности писателя, художника иллюстратора, художника – оформителя, процесс изготовления и печатания книги, , правила обращения с книгами
  • вечера литературных развлечений, викторины, литературные праздники
  • тематические выставки.
  • поддержание стремлений детей к постоянному общению с книгой.
  • создание проблемных и игровых ситуаций для углубления интереса детей к рассказыванию, чтению наизусть художественных текстов, придумыванию творческих постановок, к самостоятельной театрализованной деятельности (куклы Би – ба – бо , пальчиковый и настольный театр).
  • донесение до детей  характера и идеи произведения, вопросы по прочитанному,  разговор об авторе, о других его произведениях.
  •  «Недели детской книги»,
  •  организация «Книжкиной больницы» – совместная с детьми работа по ремонту книг;
  • режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Библиотека»;
  • тематические выставки «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель»
  • использование проектной деятельности по ознакомлению с биографией и творчеством детских писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов детских книг;
  • включение в тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками такие темы: «История возникновения бумаги», «Как появилась книга?», «Что мы знаем о книге», «Книга — лучший друг» и пр.;
  • разработка цикла познавательных занятий «Литературный калейдоскоп», «Как рождается книга»;

         К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю внимание детей на автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали раньше. Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно. Делаем выставку книг данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям.

        Как итог – провожу творчество детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть кинофильм, организовать вечер развлечений.

         В организации литературного центра в группе, стараюсь придерживаться следующих принципов:

– литературные произведения, подбираемые в уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию (способные удовлетворить разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, басни, стихи, энциклопедии).

       При подборе литературных текстов важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о принцессах).

– кроме книг в групповой библиотеке должны быть детские журналы, что способствует общению детей, обсуждению содержания журналов.

       Мы учим правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке (районной и групповой).

       Для умения ориентироваться в огромном мире книг я использую такие игры:

– «Ищем героя» – определяем основного героя в произведении, оцениваем его поступки с позиции «хорошо – плохо» и делаем вывод, что герой является носителем важных ценностей

– «Путаница» – дети выбирают два объекта из одного произведения (рыбка и море, ёжик и палка…)

– «Сказочные слова» – вспомнить все заклинания: «Сим-сим, откройся», «Сивка бурка»

– «Волшебная фраза» – используя фрагменты из текста «однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги, и наслаждалась тёплым мелким дождичком… » (Как называется произведение, кто его автор, какие произведения писателя вы знаете, назовите слова сказки, рассказы, где главная героиня лягушка, в каких произведениях есть утки, гуси, лебеди?)

– «Продолжи строчку»

– «Угадай рифму»

– «Озвучиваем диафильм»

Планируя работу, таким образом, я стремлюсь к :

– развитию содержательности и связной речи

– развитию речевого творчества и выразительности

– развитию способностей в речевой деятельности

– подготовке к обучению грамоте

       Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, я постоянно обращаю внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мы рассматриваем рисунки художника В. Рачева, Е. Лосина, Чижова, Чарушина, Юрия Васнецова, В. Сутеева. Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние времена: русский быт (Лосин, Васнецов), знакомятся с художниками-аниматорами (Е.Лосиным, В.Рачевым, В.Сутеевым), которые изображают животных в разных жизненных ситуациях.

      По картинкам мы учимся пересказывать текст, воспроизводить его в нужной последовательности.

       Беря в руки книгу, дети по картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учимся описывать картинки в книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки?

       Постоянное общение дошкольников с литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и осознание важности книг в жизни человека.

 В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.; 
  • знаком с произведениями детской литературы;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний ;
  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе: высказывает свое мнение о книге, обменивается мнением о содержании произведения, рассматривает иллюстрации к книге; инсценирует знакомые стихи и сказки, оценивает поступки героев литературного произведения;
  • ребенок понимает, что книги надо беречь — это труд многих людей;
  • ребенок имеет представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
  • расширено представление ребенка о значении библиотеки в жизни человека;
  • определяет жанры детской литературы (сказка, стихотворения, басни);
  • может назвать имена детских писателей и поэтов;
  • способен пересказать текст, сочинить свой рассказ, эмоционально рассказать стихотворение;
  • проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности, присваивает переданный опыт, переносит в самостоятельную деятельность  — организует сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».

   Для достижения планируемых результатов, необходимы определенные организационные условия:

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;
  •  повышение педагогической культуры родителей по приобщению детей к книге, используя нетрадиционные формы общения: тематические консультации: «Читаем дома», «Как правильно читать книгу детям» (организуются с целью ответить на вопросы родителей);
  •  групповых  родительских собраний (форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи);
  •  проведение «Круглых столов» совместно взрослых и детей; выпуск буклетов «Мы читаем, не скучаем!», «Литературная копилка»;
  •   в нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы;
  •  открытые занятия с детьми для родителей
  •  дни добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе) и пр.
  • интеграция процесса приобщения к книжной культуре с разными видами детской деятельности: игровой, художественным трудом, изобразительной, театрализованной деятельностью и др.

Тема выставки «Писатели — детям». Какие книги соответствует этой теме?

Н. Носов. Живая шляпа.

К. Чуковский. Тараканище.

С. Михалков. Дядя Стёпа — милиционер.

А. Барто. Вовка — добрая душа.

Как лучше организовать эту выставку? Составь рекомендации. Предложи список книг.

Выставку лучше организовать в школьной библиотеке на неделе детской книги. Нужно правильно оформить библиотеку, чтобы она в этот день стала красочной и обновлённой для глаз детей. На стеллажи нужно расставить книги, написанные писателями для детей, на стены развесить портреты детских авторов и картины-иллюстрации учеников к любимым произведениям. Темой для разговора может стать творчество детских писателей. Желательно провести интересные конкурсы для знатоков книг. Также можно организовать встречу с писателем, героями книг или просто пригласить интересного человека, который расскажет о своём отношении к книгам, литературе, чтению, читательских пристрастиях.

Список книг для выставки:

1. Т. Александрова. Домовёнок Кузька.

2. А. Волков. Волшебник Изумрудного города.

3. В. Медведев. Баранкин, будь человеком!

4. А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

5. В. Осеева. Рассказы.

6. Дж. Родари. Приключения Чиполлино.

7. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

8. В. Губарев. Королевство кривых зеркал.

Стр. 59


Докажи, что это стихотворный текст.

Данное произведение является стихотворением, потому что текст написан в столбик, четверостишьями, двустишьями, есть рифма: берёзы-розы, осины-апельсины, град-виноград, полями-соловьями, земли-потекли, павами-кудрявыми, та- (с) моста, мною-рекою, луга-дуга, облаках-коньках.

Придумай пары слов с повторяющимися звуками на конце.

Радуга-дуга-нога-рога-заслуга-подруга-округа-книга-бега-дорога.

Розы-берёзы-грёзы-мимозы-метаморфозы-морозы-грозы-стрекозы-слёзы.

Апельсины-мандарины-картины-именины-магазины-причины-мужчины.

Стр. 60


Определи, какой из заголовков соответствует теме стихотворения (о чём в стихотворении рассказывается), главной мысли, героям произведения.

Пропажа щенка ← тема

Щенок и девочка ← герои

Как я люблю своего щенка! ← главная мысль

Выпиши из текста стихотворения, какие проказы совершил щенок на прогулке.

Стал по комнатам ходить, прыгать, лаять, всех будить; стащил одеяло, с мёдом жбан перевернул, порвал стихи у папы, на пол с лестницы упал, в клей залез передней лапой, пропал куда-то.

Определи характер щенка. Подчеркни слова, которые помогают его представить.

Любопытный, озорной, проказник, шалун

Составь рассказ о пропаже щенка. Начни рассказывать так:

Однажды у нас случилось большое горе: пропал наш любимец — щенок Бобик. Где его искать?

Однажды у нас случилось большое горе: пропал наш любимец — щенок Бобик. Где его искать? Мы начали с нашего дачного домика и облазили его с подвала до чердака. Потом осмотрели огород. Бобика нигде не было. Зато в пыли за калиткой мы увидели отпечатки его маленьких лапок. Он пробежал по улице и повернул к речке. Следы привели нас к воде. Мы призадумались: неужели щенок переплыл на другую сторону реки? Вдруг куча водорослей около нас зашевелилась и с шипением поползла вперёд. Мы испугались и попятились назад. Но шипение перешло в повизгивание и радостный лай. Это был наш Бобик!

Стр. 61


Придумай объявление о пропавшем щенке.

Пропал щенок. Рыжий, с белыми пятнами на спине и на ушах. Любопытный, добрый. Любит маленьких детей. Отзывается на кличку Собáуси. Нашедшего просим вернуть в школу № 29, 1 этаж, кабинет 1-07.

Какого человека мы называем доброй душой? Подчеркни нужные слова.

Подчеркнуть: всегда готового прийти на помощь, добросовестного, самоотверженного, мужественного.

Напишите, какие поступки Вовки говорят о том, что у него добрая душа.

Вовка приветливо здоровался с прохожими и каждому дарил улыбку и хорошее настроение.

Книга А. Барто «Вовка — добрая душа» — это сборник. Найди книгу в библиотеке. Прочитай понравившиеся стихотворения.

Устное задание, прочитай стихотворение.

Запиши, как ты искал книгу в библиотеке, каким каталогом пользовался.

В библиотеке можно найти книгу в алфавитном каталоге или на тематической полке. Нужно найти в алфавитном каталоге букву, с которой начинается фамилия автора книги, затем найти книги данного автора и нужную книгу среди них. Можно попросить помощи у библиотекаря.

Стр. 62


Расскажи о книге А. Барто «Вовка — добрая душа». Составь рассказ о книге, используя опорные слова.

Книга Агнии Барто «Вовка — добрая душа» — это добрые, поучительные стихи под одной обложкой. Они читаются весело и легко, потому что Агния Барто писала о детях и для детей. Сборник «Вовка — добрая душа» — один из самых зачитанных в библиотеке, потому что его читают и взрослые, и дети; читают, смеются и учатся жизни по книге.

Какие произведения написал Н. Носов? Проверь свой ответ, используя содержание учебника, каталоги библиотеки, Интернет.

«Приключения Незнайки и его друзей», «Ступеньки», «Витя Малеев в школе и дома», «Дневник Коли Синицына», «Телефон», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Затейники», «Мишкина каша», «Заплатка», «Дружок», «На горке», «Огородники».

Стр. 63


Составь список произведений Н. Носова.

«Приключения Незнайки и его друзей», «Ступеньки», «Витя Малеев в школе и дома», «Дневник Коли Синицына», «Телефон», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Затейники», «Мишкина каша», «Заплатка», «Дружок», «На горке», «Огородники».

Какое произведение Н. Носова тебе больше всего понравилось?

«Дневник Коли Синицына»

Кто его главный герой? Опиши его внешность, поведение, поступки.

Главный герой повести — пионер и отличник Коля Синицын, член кружка юных натуралистов. Коля считает себя красивым мальчиком («нос задирается кверху, вроде запятой», «уши торчат, как самоварные ручки»). Коля старательный, ответственный, совестливый, наблюдательный, доводит начатое дело до конца.

Напиши отзыв об этом произведении. Объясни, почему оно тебе понравилось.

Повесть представляет собою дневник школьника Коли Синицына. На летних каникулах он делает записи о «разных интересных случаях» из своей жизни. На собрании ребята решают придумать на лето какую-нибудь работу и делать её всем звеном, потому что пионеры «даже на лето не прекращают своей работы». Тогда Гриша Якушкин предлагает сделать улей и разводить пчёл. И вот перед ребятами встаёт вопрос: «Где достать пчёл?» Для этого юннаты отправляются на дачу к Серёже, и тут начинаются настоящие приключения, которые не заканчиваются с возвращением ребят домой. Обязательно прочитайте эту книгу.

Стр. 64


Восстанови последовательность событий рассказа Н. Носова «На горке».

1) Дружная работа ребят.

2) Ох, и скользко!

3) А с горки-то кататься нельзя!

4) Положение надо спасать.

Подумай, нужно ли дополнить этот план. Запиши свои предложения.

Перескажи текст по плану.

1) Дружная работа ребят.

2) Котька вышел кататься.

3) Ох, и скользко!

4) Котька горку песком посыпает.

5) Прибежали ребята.

6) А с горки-то кататься нельзя!

7) Положение надо спасать.

8) Котька делает ступеньки.

Добавить комментарий