Как составить реквием

Реквием (лат. Missa pro defunctis или лат. Missa defunctorum) – траурная месса в римско-католической церкви, а также музыкальный жанр, написанный в форме и на тексты заупокойной мессы, посвященная памяти усопших, исполняется на сороковой день после смерти. Молитва о душе ушедшего человека, горе оплакивающих его – все это выражается в скорбной, лирической, сдержанно-благородной музыке. Стиль реквиемов, как и всех богослужебных песнопений в христианской церкви, развивался от одноголосной монодии – к пышному многоголосию, с привлечением инструментального (ансамблевого, органного, оркестрового) сопровождения.
Поскольку традиционно в католической церкви богослужение велось на латинском языке, текст реквиема, за исключением Kyrie eleison также составлен на латыни.
Само слово «Реквием» дословно означает «спокойствие» и происходит от начальных слов вступления (Introit) – Requiem aeternam dona eis («Вечный покой даруй им, Господи»), происходящего из апокрифической 4-й книги Ездры. В православных церквях подобной по значению является панихида, однако последняя значительно отличается от реквиема по форме.
Начиная с эпохи барокко реквием – многочастное хоровое произведение, нередко с участием солистов и в сопровождении оркестра. Источник авторского реквиема – заупокойная месса католиков (лат. missa pro defunctis), из которой композиторы брали только распеваемые тексты (в оригинальной заупокойной католической службе используются также декламирумые нараспев, а также просто читаемые молитвы).
Структура григорианской заупокойной мессы окончательно сложилась к XVI в. (была утверждена папой Пием V) и была зафиксирована решениями Тридентского собора. Ординарные молитвы соответствовали ординарию обычной католической мессы, за исключением Credo и Gloria. В проприй вместо аллилуйи был введён обязательный тракт и несколько других молитв, в том числе (ставшая позже чрезвычайно распространённой) секвенция Dies irae.

Согласно латинского обряда, реквием включает 9 частей. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей («Gloria» – «Слава», «Сredo» – «Верую», вместо которых вводятся другие (вначале «Requiem», далее «Dies irae» – День гнева, «Tuba mirum» – «Чудесная труба», «Lacrimosa» – слёзная, «Offertorium» – «Приношение даров», «Lux aeternam» – «Вечный свет» и другие. Само назначение и содержание реквиема обуславливает его скорбно-трагический характер.
Как и месса, первоначально реквием складывался из мелодий григорианского хорала, исполнявшихся в унисон; при этом в выборе мелодий существовали различные местные традиции. Уже в XV веке стали появляться многоголосные обработки этих мелодий.
Первоначально, как и обычная (или торжественная) месса, реквием складывался из мелодий григорианского хорала, был одноголосным хоровым сочинением и не предусматривал инструментальное сопровождение.
Начиная с эпохи позднего Возрождения параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы. Со временем они всё меньше предназначались для церемониального погребения, а были по существу публичными концертными сочинениями «высокого штиля», приуроченными не только к смерти человека (как это было изначально), но и ко всякому другому траурному событию (например, реквием памяти жертв войны, природной катастрофы и т.п.). В композиторских реквиемах почти не использовались оригинальные григорианские хоралы, но лишь канонические тексты в оригинале (т.е. по–латыни) и в переводах (на английский, немецкий и другие языки).
Автором первого композиторского реквиема считается Й. Окегем (1410-1497). С XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру (по вполне понятным причинам, реквиемы не писали протестанты И.С.Бах и Г.Ф.Гендель; нет реквиемов и у венских классиков Й. Гайдна и Людвиг ван Бетховена).
На немецкие тексты в XVII в. писали, например, лютеране Михаэль Преториус и Генрих Шютц.
В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу – как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини – памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как например Реквием Дж. Верди и «Немецкий реквием» Й. Брамса (на произвольный немецкий текст). Антонио Сальери свой «Маленький реквием» и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя. Среди других сочинителей реквиемов в XIX в. Ф. Лист, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, А. Брукнер, Г. Форе, А. Дворжак.

В эпоху зарождения и развития оперы реквием превратился в крупное циклическое произведение для хора, солистов и оркестра. Канонизированные григорианские мелодии перестали быть его интонационной основой, полифония, при господстве в целом гомофонно-гармонического склада, сохранила свое значение, но в новом качестве, органично взаимодействуя с гармонической функциональностью. Связанный функционально с католической церковью, реквием в своих наиболее выдающихся образцах приобрел внекультовое значение. Для музыки таких сочинений, как реквиемы Моцарта, Керубини или Дворжака, гораздо уместнее звучать не в церквях, а в концертных залах. Драматизмом и экспрессией отличаются написанные в романтической манере реквиемы Берлиоза и Верди.
Грандиозное, насыщенное революционным пафосом произведение Берлиоза посвящено памяти жертв Июльской революции 1830 года. Реквием Верди, отличающийся красотой и богатством мелодики, близок по стилю поздним операм композитора. В русле идей архаизации жанра и отказа от романтических атрибутов написан реквием Листа, исполнительский состав которого ограничен мужским хором и органом. Подобная трактовка жанра реквиема присуща и сочинению А. Брукнера. Многие композиторы, отдавая дань жанру реквиема, в ряде случаев отказывались от традиционного литургического текста. Особое жанровое ответвление в этом смысле представляет так называемый «немецкий реквием», в котором использовались не латинские, а немецкие тексты из лютеранской Библии.
Подобного рода реквиемы принадлежат композиторам разных эпох и направлений: Шютцу, Преториусу, Михаэлю Гайдну, Брамсу. Немецкий реквием Брамса особо выделяется в этом ряду. Не придерживаясь обычного состава реквиема, композитор отобрал из Священного писания тексты, в которых ставится проблема жизни и смерти. Философская лирика, свойственная Брамсу, пронизывает и это его сочинение. Реквием как траурное ораториально-симфоническое произведение имеет настолько устойчивые жанровые признаки, что сохраняет их даже при частичном или полном отсутствии канонического текста. В «Военном реквиеме» Б. Бриттена (1962 г.) традиционный латинский текст сочетается со стихотворениями английского поэта У. Оуэна, имеющими антивоенную направленность.
В дореволюционной России известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, – он принадлежит Осипу Козловскому.
К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты. Так, в «Военном реквиеме» Бенджамина Бриттена каноническая латынь сочетается с антивоенными стихами английского поэта У. Оуэна.
Реквиемы композиторов советского периода совершенно не содержат никаких элементов богослужебного текста, они тесно связаны с революционной тематикой и темой Великой Отечественной войны. Среди этих сочинений особую известность приобрел «Реквием» Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского (1963 г.), посвященный тем, кто погиб в борьбе с фашизмом. Традиционный реквием, то есть реквием с использованием традиционного латинского текста, в XX веке стал, с одной стороны, областью проявления неоклассицистских тенденций, с другой – объектом авангардистских экспериментов в русле новейших музыкальных течений.

Среди наиболее примечательных сочинений этого жанра, написанных в XX веке, можно назвать реквиемы: И. Стравинского «Threni» для хора и духовых инструментов, А. Шнитке (полистилистика вместе с использованием канонического текста); С. Танеева (кантата «Иоанн Дамаскин», названная «русским» реквиемом»); Ю. Левитина «Реквием памяти павших героев». Интересным экспериментом с традицией является также «Реквием» Э. Л. Уэббера. Композитор, известный как автор рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и бродвейских мюзиклов, положил в основу своего произведения интонации джаза и рок-музыки.
Как было сказано ранее, реквием – это заупокойная месса. C течением времени этот вид мессы эволюционировал, достигнув вершин в современности.

Начиная с XV века стали появляться циклы реквиема, содержащие многоголосные обработки григорианских мелодий. Первый такой реквием, принадлежащий перу Г. Дюфаи – композитору так называемой франко-фламандской школы (1-я половина XV века) – не сохранился. До нашего времени дошел реквием подобного типа, написанный композитором 2-й франко-фламандской школы И. Окегемом. Реквием Окегема не соответствует в целом установившейся традиции. Написанный для хора a’cappella в традициях строгого полифонического стиля, он еще содержит «Credo» – часть, принадлежащую обычной мессе. В XVII-XVIII веках реквием претерпел эволюцию, аналогичную мессе и другим церковным жанрам. В эпоху зарождения и развития оперы реквием превратился в крупное циклическое произведение для хора, солистов и оркестра. Канонизированные григорианские мелодии перестали быть его интонационной основой, полифония, при господстве в целом гомофонно-гармонического склада, сохранила свое значение, но в новом качестве, органично взаимодействуя с гармонической функциональностью. Связанный функционально с католической церковью, реквием в своих наиболее выдающихся образцах приобрел внекультовое значение.
Форма (набор текстов и их последование) как в григорианской мессе разных эпох и разных локальных традиций, так и подавно в композиторских реквиемах, изменчива. В структуру реквиема обычно входили следующие песнопения ординария и проприя:

Базовая структура реквиема:

  • Introitus «Requiem aeternam» (Вечный покой даруй им, Господи)
  • Kyrie (Господи, помилуй; простой распев шестого тона)
  • Graduale «Requiem aeternam» (Покой вечный)
  • Tracrus «Absolve Domine» (Избави, Господи, души всех усопших верных)
  • Sequentia «Dies irae» (День гнева)
  • Offertorium «Domine Jesu Christe» (Господи Иисусе Христе)
  • Sanctus (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф)
  • Agnus Dei (Агнец Божий, принявший на себя грехи мира)
  • Communio «Lux aeterna» (Да воссияет им вечный свет, Господи)

В состав реквиема могли входить также:

  • Tractus «Pie Jesu» (повторяющий последние строки Dies irae);
  • Offertorium «Hostias et preces tibi, Domine» (Жертвы и мольбы Тебе, Господи);
  • Antifona «In paradisum» (В рай да сопроводят тебя ангелы);
  • Responsorium «Libera me» (Избави мя, Господи, от вечной смерти)

Pages: 1 2

27 января – большая дата для всех ценителей классической музыки. В этот день в 1756 году родился Вольфганг Амадей Моцарт. По иронии судьбы, спустя ровно 110 лет в результате инсульта мир покинул другой великий классик Джузеппе Верди. Наследие обоих творцов переоценить очень трудно. А “Реквиемы”, принадлежащие австрийскому и итальянскому гениям, по праву считаются величайшими среди немалого числа других произведений, написанных по мотивам католической заупокойной мессы. Сегодня мы вспоминаем историю написания двух этих шедевров.

“Реквием” Моцарта

Заказ на написание “Реквиема” Моцарт получил в год своей смерти, и так и не успел его закончить самостоятельно. Испытывавший крайнюю нехватку денег и работавший одновременно над рядом других произведений (в том числе над “Волшебной флейтой”) композитор согласился писать работу на правах анонимности. Заказчиком выступил граф, как выяснилось, бывший композитором-любителем и нередко присваивавший чужие работы себе.

История создания “Реквиема” настолько увлекательна, что стала поводом для ряда красивых художественных домыслов. В замечательном фильме Милоша Формана “Амадей”, обыгрывающем сочиненную Александром Сергеевичем Пушкиным легенду об убийстве Моцарта якобы завидовавшим ему Антонио Сальери (в 1997 году в Милане даже состоялся суд над Сальери по этому делу, который признал его невиновным), итальянец инкогнито заказывает “Реквием” Моцарту для него же самого, что тяжело больной гений постепенно осознает.

В картине блестяще изображены последние минуты великого австрийца, в полусознательном состоянии диктующего ноты своему ошеломленному происходящим на его глазах таинством истязателю (вскоре после этого Моцарта хоронят под звуки одной из самых мощных частей произведения – душераздирающей Lacrimosa). На самом же деле над “Реквиемом” Моцарта после его смерти заканчивал его друг и ученик Франц Ксавер Зюсмайер. Ему и принадлежит “каноническая” редакция произведения, хотя вслед за ней были предложены другие. Сохранилось два автографа “Реквиема”, один из которых принадлежит Моцарту, а второй – более полный – Моцарту и Зюсмайеру. Музыковеды до сих пор выясняют степень вовлеченности ученика Вольфганга Амадея в написание шедевра – и даже пытаются реконструировать оригинальные идеи мастера, пытаясь избавить его от музыкальных решений Зюсмайера. Однако очевидно, что ему человечество во многом обязано тем, что мы сегодня знаем как “Реквием” Моцарта.

“Реквием” Верди

История написания “Реквиема” Джузеппе Верди не менее интересна, хотя и не так хорошо известна. В 1868 году скончался другой великий итальянец – Джоакино Россини. Глубоко уважавший и любивший современника Верди решил отдать ему дань памяти в виде реквиема. Для этого он обратился к двенадцати своим коллегам. Все они были весьма уважаемы и любимы соотечественниками, но сегодня их имена почти забыты. “Месса для Россини” была написана, но судьба ее ждала несчастливая – и запланированное исполнение в годовщину смерти Россини так и не состоялось (хотя сегодня ее исполняют – в частности, распространена запись замечательного концерта под руководством Гельмута Риллинга). Распределение частей “Мессы”, написанной по каноническому либретто, проходило по жребию, и Верди досталась считавшаяся “незначительной” заключительная. Неудача с “Мессой” подтолкнула Верди к написанию собственного “Реквиема”, который был закончен в 1874 году и был приурочен к смерти почитаемого композитором писателя Алессандро Мандзони.

По признанию самого Верди, он при написании своего шедевра ориентировался на другую великую музыкальную мессу – “Реквием” Керубини, которому в любви признавались многие авторы знаменитых реквиемов – Брамс, Берлиоз, Шуман. Как и у Керубини, в “Реквиеме” Верди важна оперная составляющая. Написанные для “Мессы для Россини” отрывки Верди переработал, доведя до подлинного совершенства. В итоге именно написанная для “Мессы” и заметно измененная тема Dies Irae стала центральной и наиболее впечатляющей в “Реквиеме”, сквозь который она проходит лейтмотивом. Впечатление, которое она производит, служит и современным деятелям искусства – вплоть до Квентина Тарантино.

Реквием
Первая страница партитуры, рукопись Моцарта
Первая страница партитуры, рукопись Моцарта
Композитор Вольфганг Амадей Моцарт
Форма месса
Тональность Ре минор
Продолжительность 60 минут
Дата создания 1791—1792
Место создания Вена
Язык латынь
Номер по каталогу K 626
Дата первой публикации 1800 (партитура), 1812 (партии)
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Реквием» Ре минор, K.626 (лат. Requiem — заупокойная месса) — последнее, незавершённое прижизненное музыкальное произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой кончины — с 22 ноября до роковой ночи с 4 на 5 декабря 1791 года — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. После смерти сочинение завершили Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер. Тем не менее «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.

История создания[править | править код]

В июле 1791 года Моцарт получил необычный заказ: к нему в дом пришёл неизвестный посланник в чёрном и на условиях секретности сделал заказ на заупокойную мессу — «Реквием». Моцарт согласился на работу и получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов. Столько же Моцарт должен был получить по окончании работы[1].

Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер

Как выяснилось позже, Реквием был заказан графом Францем фон Вальзеггом  (англ.) (рус. для исполнения в память о своей супруге, Анне фон Фламберг, умершей в феврале 1791 года. Выяснилось и имя посредника, непосредственно сделавшего заказ Моцарту: им был управляющий графа Лойтгеб. Граф фон Вальзегг был любителем музыки, и сам играл на флейте и на виолончели[1]. Граф часто исполнял у себя дома различные сочинения и театральные представления разных авторов, однако ему хотелось, чтобы его тоже считали композитором, и поэтому он неоднократно выдавал заказанные у разных композиторов сочинения за собственные: граф переписывал собственной рукой партитуры, полученные от автора, и уже потом отдавал их расписывать на партии. При первом исполнении «Реквиема» Вальзеггом 14 декабря 1793 года на партитуре было указано: «Реквием сочинения графа фон Вальзегга» («Requiem composito del conte Walsegg»)[2].

Начав работу над Реквиемом, Моцарт в дальнейшем неоднократно её прерывал ради других сочинений: в августе, то есть тогда, когда Моцарт не успел серьёзно продвинуться в работе над Реквиемом, он получил срочный заказ на оперу «Милосердие Тита», представление которой приурочивалось к коронации Леопольда II в качестве короля Богемии[2]. По возвращении из Праги Моцарту сначала пришлось работать над «Волшебной флейтой»[3], а потом над кларнетовым концертом (K.622) для Штадлера и Масонской кантатой (K.623). После премьеры «Волшебной флейты» 30 сентября 1791 года, Моцарт основательно занялся работой над Реквиемом. Его рвение было настолько сильно, что он собирался даже до того, пока не закончит Реквием, не брать учеников[4]. По утверждению Констанцы, в это время Моцарт часто жаловался на здоровье, и она даже вынуждена была забрать у него партитуру Реквиема, так как работа над ним пагубно влияет на его здоровье. Констанца рассказывала, что во время одной из прогулок в Пратере Моцарт со слезами на глазах сказал, что пишет Реквием для себя. Кроме того, он говорил: «Я слишком хорошо чувствую, что долго не протяну; конечно, мне дали яд — не могу отделаться от этой мысли»[К 1]. Впрочем, современные исследователи с большой осторожностью относятся к информации, распространяемой вдовой Моцарта, особенно если это касается последних месяцев жизни композитора. Во всяком случае, ни в одном из писем Моцарта, написанных незадолго до смерти, нет никаких упоминаний ни о депрессии, ни о плохом самочувствии. 18 ноября, за 3 недели до смерти, Моцарт даже дирижировал своей Масонской Кантатой, и лишь через двое суток, 20 ноября он слёг в постель. По свидетельству окружающих, Моцарт продолжал работу над Реквиемом лёжа, вплоть до своей смерти 5 декабря.

«Последние часы жизни Моцарта». Художник Генри Нельсон О’Нил, 1860-е годы

Известна история о том, будто бы днём накануне смерти, 4 декабря, лежащий Моцарт, а также его друзья Шак, Хофер и Герль пропели Реквием, при этом, когда они дошли до первых тактов «Lacrimosa», Моцарт якобы заплакал и сказал, что не закончит эту часть[6]. Этот факт пришёл из так называемого «сообщения Шака» и закрепился во многих биографиях композитора. Многие музыковеды сходятся во мнении, что это сообщение не соответствует действительности, ведь само по себе такое исполнение при участии умирающего Моцарта могло пройти только при улучшении его состояния, однако, согласно воспоминаниям свояченицы Моцарта Софи Хайбль, в этот день Моцарт был уже при смерти. Тем не менее, данный сюжет стал популярен среди художников — почти на всех картинах, отражающих последние часы жизни Моцарта, изображается исполнение Реквиема[7].

Вопрос авторства[править | править код]

Этот раздел во многом или полностью опирается на устаревшие источники, которые обычно рассматриваются в Википедии как первичные или документы эпохи

Вместо этого следует использовать современные вторичные научные источники, рассматривающие данную тему. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на вторичные научные источники.

Из-за частых перерывов в работе Моцарт успел написать целиком только первый раздел Introitus — «Requiem aeternam». В свойственной ему манере он полностью выписал все вокальные партии и бас, а также в особо важных местах наметил оркестровку в фуге «Kyrie» и в шести частях Секвенции «Dies iræ», за исключением «Lacrimosa», автограф которой обрывается после 8 такта, вплоть до «Hostias». Сохранился также набросок двойной фуги Amen, которая должна была следовать за «Lacrimosa». В ней присутствуют только хоровые голоса[8].

Опасаясь, что заказчик произведения не только не заплатит гонорар, но и потребует обратно задаток за так и не законченное произведение, после смерти мужа Констанция обратилась к Йозефу Эйблеру с просьбой завершить сочинение[9]. Эйблер наметил свой вариант оркестровки разделов вплоть до Lacrimosa, пытался продолжать Lacrimosa, выписав партию сопрано в 9-м такте и отказался от работы. После этого Констанция, вероятно, обращалась к другим венским композиторам с аналогичной просьбой, но все они отказывали ей, и в итоге рукопись попала к ученику и другу Моцарта Францу Ксаверу Зюсмайеру.

Последний сначала начал вписывать в моцартовскую партитуру свой вариант оркестровки, добавляя все новые детали к уже порядком подправленному Эйблером тексту. Подобную работу он проделал в частях секвенции начиная с Dies irae и заканчивая Confutatis. Lacrimosa и Offertorium, к счастью, остались нетронутыми. После этого он начал создавать собственную версию сочинения, начиная с секвенции. Когда работа была завершена, он просто отделил от моцартовского оригинала Introitus и соединил со своей рукописью. Эту партитуру он передал Констанции в 1792 году, а она в свою очередь отдала её заказчику.

Долгое время считалось, что в этой партитуре всё было записано Моцартом. Эта информация исходила от самой Констанции, в интересах которой было, чтобы Реквием считался подлинным полностью. Однако в 1838 году были найдены остальные части моцартовского оригинала. Этот автограф являлся продолжением оригинальной части переданной заказчику партитуры и включал в себя Sequenz вплоть до 9 такта Lacrimosa, а также Offertorium. Несмотря на наличие в нём большого количества чужих правок и комментариев, варварски вписанных в партитуру в разное время и разными людьми (как минимум тремя: Эйблером, Зюсмайром и аббатом Штадлером), беглый анализ почерка и чернил даёт возможность с практически стопроцентной точностью судить о том, какая часть работы была проделана самим Моцартом. В 1839 году участие Зюсмайера в написании Реквиема было признано Констанцией публично.

Оставался открытым вопрос, на основании каких материалов были написаны Зюсмайером Sanctus, Agnus Dei, а также продолжение Lacrimosa, которые отсутствуют в моцартовской рукописи. По сообщению Констанции, после смерти мужа она передала Зюсмайеру некоторые листки с пюпитра, на которых предположительно были наброски недостающих частей. Эта информация, а также явные связи между Sanctus, Benedictus и Agnus Dei и достоверно моцартовскими частями, позволяет утверждать, что Зюсмайер при написании своей версии имел моцартовские наброски этих разделов, аналогичные сохранившимся наброскам Секвенции и Оффертория. Эти наброски были утрачены — вероятно, они так и остались у Зюсмайера, либо были им уничтожены. Об их содержании можно лишь догадываться, исходя из анализа работы Зюсмайера. Кроме того, в 1962 году был найден крайне схематичный эскиз Моцарта, содержащий эскиз 16 тактов фуги Amen, которая должна была следовать за Lacrimosa и завершать Sequenz, эскиз 4 тактов к Rex tremendae, сильно отличающийся от окончательной версии, а также неидентифицированный отрывок, возможно, имеющий отношение к Recordare.

Существует также распространённое мнение, что Моцарт перед смертью давал Зюсмайеру указания, как именно следует завершить Реквием. Слабая сторона этой версии в том, что после смерти Моцарта Констанца сначала обратилась к Эйблеру и другим венским композиторам, и лишь после этого предложила Зюсмайеру завершить сочинение.

Несмотря на отсутствие каких-либо моцартовских эскизов частей Sanctus, Benedictus и Agnus Dei, стилистический анализ письма позволяет в большинстве случаев с достаточной точностью судить о том, какая часть работы была выполнена Моцартом, а какая — Зюсмайром. Так, первая половина Sanctus (до слов Domine Deus Sabaoth) скорее всего была записана Моцартом в хоровой партитуре (сравнить первые такты с началом Dies Irae, цепь нисходящих секстаккордов на словах Domine Deus с началом Масонской кантаты KV 623, ход в сопрано на слове Sabaoth — с темами Recordare и фуги Quam olim), однако начиная со слов Pleni sunt соeli тональный план становится довольно нехарактерным для Моцарта, что заставляет подвергнуть сомнению его авторство. Относительно фуги Osanna можно лишь заметить, что Моцарт скорее всего оставил несохранившийся набросок экспозиции фуги наподобие того, что был написан для фуги Amen. Совпадение темы этой фуги с темами фуги Quam olim Abrahae и темой Recordare укрепляет уверенность в авторстве Моцарта. Однако после экспозиционного раздела фуга попросту оборвана — тема больше ни разу не проводится (!), не написано ни одной стретты (хотя тема располагает для стретт). Очевидно, что человек, завершивший Osanna, попросту не умел писать хоровые фуги. Даже в юношеских мессах Моцарта фуги гораздо более интересны и продолжительны. Качество работы и здесь выдаёт Зюсмайера.

Относительно Benedictus и Agnus Dei музыковеды сходятся к мнению, что Моцарт оставил крайне неполный набросок обоих разделов, в котором наличествовали даже не все вокальные партии, а оркестровка была намечена крайне скупо. Вызывает сомнения прежде всего краткость оркестрового вступления Benedictus, после которого сразу вступает альт. Таким же «скомканным» предстаёт перед нами весь разработочный раздел, создаётся впечатление, что от него остался лишь предыкт к репризе, а весь предыдущий материал был уничтожен или же просто не написан. Одним из ярких подтверждений того, что у Зюсмайера были Моцартовские наброски, является начало этого разработочного раздела. В предполагаемом наброске Моцарт, вероятно, схематично наметил торжественные аккорды духовых с унисонным ответом струнной группы (фигура с группетто), цитируя эпизод Et lux perpetua из Introitus. Однако Зюсмайер, видимо, попросту не знал музыку Introitus, и поэтому не понял, как именно расшифровать схематическую запись Моцарта. В результате, в его версии цитата была искажена и потеряла первоначальный смысл.

Аналогичная ситуация прослеживается и в Lacrimosa, начиная с 9 такта. Несмотря на отдельные следы моцартовского письма, в целом даже голосоведение хоровых партий выполнено в гораздо более грубой манере, чем даже в юношеских сочинениях Моцарта. С другой стороны, в тех разделах, где большая часть текста была завершена Моцартом и оставалось лишь дописать заполняющие и дублирующие голоса оркестра, более тонкая и прозрачная оркестровка Зюсмайера выгодно отличается от совсем уже примитивной работы Эйблера.

Точная степень участия Зюсмайера в завершении реквиема является предметом дискуссий до настоящего времени[10][устаревший источик].

Структура[править | править код]

Каноническая редакция Реквиема, составленная Зюсмайером и являющаяся наиболее распространённой, имеет следующую структуру:

  • Introitus.
    • «Requiem aeternam» — хор с партией солирующего сопрано. Полностью завершён Моцартом
    • Kyrie eleison — хоровая фуга. Оркестровка, а также заключительное Adagio написаны Эйблером
  • Sequenz — в первых пяти частях оркестровка завершена Зюсмайером.
    • Dies irae — хор
    • Tuba mirum — квартет для сопрано, альта, тенора и баса
    • Rex tremendae majestatis — хор
    • Recordare, Jesu pie — квартет
    • Confutatis maledictis — хор
    • Lacrimosa dies illa — хор, первые 8 тактов — Моцарт, далее Зюсмайер; хоровая фуга Amen (аминь), набросанная Моцартом, у Зюсмайера отсутствует.
  • Offertorium — оркестровка завершена Зюсмайером
    • Domine Jesu Christe — хор и квартет с фугой Quam olim Abrahae
    • Versus: Hostias et preces — хор, далее следует повторение Quam olim Abrahae
  • Sanctus — предположительно написаны Зюсмайером по эскизам Моцарта
    • Sanctus — хор, заключается фугой Osanna
    • Benedictus — квартет, затем повторяется фуга Osanna, у Зюсмайера она значительно изменена по сравнению с её же вариантом в Sanctus
  • Agnus Dei — хор, предположительно написан Зюсмайером по эскизам Моцарта
  • Communio: — незначительно изменённая версия раздела Introitus на другой текст, включающая Requiem aeternam (начиная со слов Te decet) и Kyrie
    • Lux aeterna — хор с партией солирующего сопрано
    • Сum sanctis tuis — хоровая фуга

Общая характеристика[править | править код]

Несмотря на то, что в юношестве Моцарт написал порядка 20 месс, не считая более мелких сочинений, написанных для церкви, за последние 10 лет своей жизни он обращался к этому жанру лишь единожды, принявшись за создание Большой Мессы c-moll. Объяснялось это тем, что в Вене, где Моцарт прожил большую часть этого периода, подобные сочинения просто не были востребованы, в отличие от Зальцбурга, где он регулярно получал заказы на церковную музыку. Поводом для создания Большой Мессы, как сообщает сам Моцарт в письме к отцу от 4 января 1783 года, стал также неофициальный заказ — композитор дал обет написать мессу, приурочив это к предстоящей женитьбе. Обет этот он не выполнил — месса так и осталась незавершённой.

Таким образом, когда Моцарт летом 1791 года получил заказ на написание Реквиема, ему пришлось вернуться к фактически давно оставленному им жанру. Естественно, за многие годы индивидуальный стиль композитора претерпел значительные изменения, что не могло не сказаться на содержании нового сочинения. Как показывает анализ сохранившихся частей Реквиема, Моцарт очень далеко отошёл от традиций и идеалов, используемых им в более ранних церковных сочинениях.

Необычным в Реквиеме кажется многое. Это и полное отсутствие виртуозных арий и дуэтов, столь характерных для юношеских месс Моцарта. В составе оркестра отсутствуют флейты, гобои, кларнеты и валторны, зато добавлены бассетгорны, прочно связанные в творчестве Моцарта с масонской тематикой и придающие звучанию оркестра мрачный, мистический колорит.

Современные попытки реконструкции[править | править код]

В конце XIX — начале XX веков с развитием моцартоведения все недостатки частей, дописанных Зюсмайером, стали очевидны. Как следствие, возникла идея попытаться очистить музыку «Реквиема» от того, что было внесено Зюсмайером. Главная проблема заключалась в том, что черновики Моцарта, существование которых было очевидно, оказались безвозвратно утрачены, скорее всего, уничтожены самим Зюсмайером. Тем не менее во второй половине XX века была создана реконструкция Ричарда Мондера, попытавшегося воссоздать недостающий материал в соответствии с Моцартовским стилем письма. В частности, совершенно иное звучание приобрела Lacrimosa. Сильным изменениям подверглись также Sanctus, Hostias и Agnus Dei. Кроме того, Мондер включил в состав Реквиема Amen, не использованный Зюсмайером (этим фрагментом завершается Lacrimosa).

Эта версия, конечно, не может считаться полностью аутентичной задумкам Моцарта, которые так и остались неизвестными. Тем не менее в целом она гораздо ближе по стилю к письму самого Моцарта, чем написанное Зюсмайром. Благодаря этому, реконструкция Мондера, иногда отдельные её фрагменты, приобретает в последнее время все большее распространение. Она была записана, в частности, Кристофером Хогвудом, а также Клаудио Аббадо (фрагментарно).

Состав оркестра и хора[править | править код]

Партитура Реквиема включает:

  • Духовые: 2 бассетгорна (in F), 2 фагота, 2 трубы (in D), 3 тромбона (альтовый, теноровый и басовый)
  • Ударные: 2 литавры (in D, A)
  • Струнные: I, II скрипки, альты, виолончели, контрабасы
  • Орган

Вокальные партии представлены четырьмя солистами (сопрано, альт, тенор и бас), а также четырёхголосным хором.

Текст Реквиема с переводом[11]
Литургический раздел Часть Тональность Текст Перевод
1 I. Introitus Introitus: Requiem æternam Ре минор Requiem æternam dona eis, Domine,
Et lux perpetua luceat eis.
Te decet hymnus, Deus, in Sion,
Et tibi reddetur votum in Jerusalem;
Exaudi orationem meam,
Ad te omnis caro veniet.

Requiem æternam dona eis, Domine,
Et lux perpetua luceat eis.

Покой вечный даруй им, Господи,
И свет вечный да светит им.
Тебе поётся гимн, Боже, в Сионе,
И Тебе возносятся молитвы в Иерусалиме.
Услышь моление моё,
К Тебе возвращается всякая плоть.

Покой вечный даруй им, Господи,
И свет вечный да светит им.

2 II. Kyrie Kyrie eleison Ре минор Kyrie eleison. Christe eleison,
Kyrie eleison.
Господи, помилуй. Христос, помилуй,
Господи, помилуй.
3 III. Sequenz Dies Iræ Ре минор Dies iræ, dies illa
Solvet saeclum in favilla,
Teste David cum Sibylla.

Quantus tremor est futurus,
Quando judex est venturus,
Cuncta stricte discussurus.

День гнева, тот день
Превратит мир в прах,
По свидетельству Давида и Сивиллы.

Сколь великий трепет настанет,
Когда придёт Судия,
Который строго всё рассудит.

4 Tuba mirum Си-бемоль мажор Tuba mirum spargens sonum
Per sepulcra regionum,
Coget omnes ante thronum.

Mors stupebit et natura,
Cum resurget creatura,
Judicanti responsura.

Liber scriptus proferetur,
In quo totum continetur,
Unde mundus judicetur.

Judex ergo cum sedebit,
Quidquid latet apparebit,
Nil inultum remanebit.

Quid sum miser tunc dicturus?
quem patronum rogaturus,
cum vix justus sit securus?

Трубы удивительный звук пронесётся
Над кладбищенскими странами,
Созывая всех к престолу.

Смерть и природа замрут,
Когда творение воскреснет, чтобы
Судящему дать ответ.

Откроется книга,
Содержащая в себе всё,
По чему судим будет мир.

И вот, когда Судия воссядет,
Все тайное станет явным,
Ничто не останется безнаказанным.

Что тогда, несчастный, я скажу?
Кого призову в защитники,
если и праведник едва будет в безопасности?

5 Rex tremendæ Соль минор → Ре минор Rex tremendæ majestatis,
Qui salvandos salvas gratis,
Salva me, fons pietatis.
Царь ужасающего величия,
Благосклонно спасающий ищущих спасения,
Спаси меня, источник милосердия.
6 Recordare Фа мажор Recordare, Jesu pie,
Quod sum causa tuae viae,
Ne me perdas illa die.

Quaerens me sedisti lassus,
Redemisti crucem passus;
Tantus labor non sit cassus.

Juste judex ultionis,
Donum fac remissionis
Ante diem rationis.

Ingemisco tanquam reus,
Culpa rubet vultus meus;
Supplicanti parce, Deus.

Qui Mariam absolvisti,
Et latronem exaudisti,
Mihi quoque spem dedisti.

Preces meae non sum dignae,
Sed tu, bonus, fac benigne,
Ne perenni cremer igne.

Inter oves locum praesta,
Et ab haedis me sequestra,
Statuens in parte dextra.

Вспомни, Иисусе милосердный,
Что я был причиной Твоего пути,
Не погуби меня в тот день.

Меня, сидящего в унынии,
Искупил, приняв муку на кресте;
Да не будет жертва бесплодной.

Праведный Судия отмщения,
Даруй прощение
Перед днём Суда

Виновный, со стоном взываю,
С пылающим от стыда лицом;
Пощади умоляющего, Боже.

Оправдавший Марию
И разбойника услышавший,
Мне тоже дай надежду.

Мольбы мои недостойны,
Но Ты, Благой, сделай милость,
Не дай мне вечно гореть в огне.

Среди агнцев дай место,
И от козлищ меня отдели,
Поставив на правую сторону.

7 Confutatis Ля минор → Ре минор Confutatis maledictis,
Flammis acribus addictis,
Voca me cum benedictis.

Oro supplex et acclinis,

Cor contritum quasi cinis,
Gere curam mei finis.

Посрамив нечестивых,
Пламени предав их адскому,
Призови меня с благословенными.
Молю смиренный и преклоненный,
Сердце истертое словно пепел.
Позаботься о моей кончине.
8 Lacrimosa Ре минор Lacrimosa dies illa,
Qua resurget ex favilla
Judicandus homo reus.

Huic ergo parce, Deus,
Pie Jesu Domine,
Dona eis requiem. Amen.

Полон слёз тот день,
Когда восстанет из праха
Чтобы быть осуждённым, человек.

Так пощади его, Боже,
Милостивый Господи Иисусе,
Даруй им покой. Аминь.

9 IV. Offertorium Domine Jesu Соль минор Domine Jesu Christe, Rex gloriae,
Libera animas omnium fidelium defunctorum
De poenis inferni et de profundo lacu.
Libera eas de ore leonis,
Ne absorbeat eas tartarus,
Ne cadant in obscurum:
Sed signifer sanctus Michael
Repraesentet eas in lucem sanctam,
Quam olim Abrahae promisisti,
Et semini ejus.
Господи Иисус Христос, Царь славы,
Освободи души всех верных усопших
От мук ада и бездонного озера.
Освободи их от пасти льва,
Дабы не поглотил их тартар,
И не пропали они во мгле:
Но предводитель святой Михаил
Да введёт их в священный свет,
Который Ты некогда Аврааму обещал
И потомству его.
10 Hostias Ми-бемоль мажор Hostias et preces tibi, Domine,
Laudis offerimus.
Tu suscipe pro animabus illis,
Quarum hodie memoriam facimus:
Fac eas, Domine,
De morte transire ad vitam,
Quam olim Abrahae promisisti,
Et semini ejus.
Жертвы и мольбы Тебе, Господи,
С хвалою возносим.
Прими их ради душ тех,
О ком мы сегодня вспоминаем:
Позволь им, Господи,
От смерти перейти к жизни,
Которую Ты некогда Аврааму обещал
И потомству его.
11 V. Sanctus Sanctus Ре мажор Sanctus, Sanctus, Sanctus,
Dominus Deus Sabaoth!
Pleni sunt caeli et terra gloria tua.
Hosanna in excelsis.
Свят, Свят, Свят,
Господь Бог Саваоф!
Полны небеса и земля славой Твоей.
Осанна в вышних.
12 Benedictus Си-бемоль мажор Benedictus, qui venit in nomine Domini.
Hosanna in excelsis.
Благословен, грядый во имя Господня.
Осанна в вышних.
13 VI. Agnus Dei Agnus Dei Ре минор → Си-бемоль мажор Agnus Dei, qui tollis peccata mundi,
Dona eis requiem.
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi,
Dona eis requiem sempiternam.
Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира.
Даруй им покой.
Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира.
Даруй им вечный покой.
14 VII. Communio Lux aeterna Си-бемоль мажор → Ре минор Lux aeterna luceat eis, Domine,
Cum sanctis tuis in aeternum, quia pius es.
Requiem aeternam dona eis, Domine,
Et lux perpetua luceat eis.
Да светит им вечный свет, Господи,
Со святыми Твоими вечно, ибо Ты многомилостив.
Покой вечный даруй им, Господи,
И вечный свет да светит им.

Использование музыки в качестве саундтрека к фильму[править | править код]

  • Люси (фильм)[12]
  • Люди Икс 2 (фильм, 2003)
  • Росомаха: Бессмертный
  • Овод (фильм, 1980)
  • Елизавета (фильм, 1998)
  • Большой Лебовски
  • Иди и смотри
  • Револьвер
  • К чему-то прекрасному (фильм, 2010)
  • Ключ без права передачи (1976)
  • Древо жизни (фильм, 2011)
  • Амадей (фильм, 1984)
  • Hunter × Hunter (2012 год, 51 эпизод)
  • Корона (сериал, 2016 год, 1 сезон, 4 эпизод)
  • В её глазах (сериал, 2021 год, 1 сезон, 4 эпизод)
  • Веном 2(фильм, 2021[13])
  • Винченцо

Ноты[править | править код]

  • Wolfgang Amadeus Mozart. Geistliche Gesangswerke. Requiem, Mozarts Fragment Нотная запись принадлежащих Моцарту фрагментов «Реквиема» с критическим комментарием (на нем. языке) на сайте Neue Mozart-Ausgabe, воспроизведение издания Internationale Stiftung Mozart 1965 года
  • Requiem, K.626 Бесплатные файлы нотных записей на проекте International Music Score Library Project
  • Requiem, KV 626 Бесплатные файлы нотных записей на проекте ChoralWiki

См. также[править | править код]

  • Реквием

Примечания[править | править код]

Комментарии[править | править код]

  1. Сообщение Констанции многие моцартоведы ставят под сомнение, поскольку её свидетельства часто недостоверны. В частности, известный биограф композитора Эгон Коморжински в статье «Смерть Моцарта» в 1957 году писал: «Если Моцарт никому другому, кроме неё, не выражал своего подозрения об отравлении, то сообщение Констанцы стоит немногого»[5]

Сноски[править | править код]

  1. 1 2 Аберт, 1990, с. 248.
  2. 1 2 Аберт, 1990, с. 249.
  3. Аберт, 1990, с. 287.
  4. Аберт, 1990, с. 370.
  5. Штейнпресс, 1976, с. 61.
  6. Аберт, 1990, с. 374.
  7. Аберт, 1990, комментарии К. К. Саквы, с. 501.
  8. Эйнштейн, 1977, с. 332.
  9. Аберт, 1990, с. 379.
  10. Штейнпресс, 1976.
  11. musclass.ru Архивная копия от 16 января 2010 на Wayback Machine — текст Реквиема Моцарта с переводом
  12. Саундтрек к фильму “Люси”. Дата обращения: 11 февраля 2015. Архивировано 11 февраля 2015 года.
  13. Таймкод в фильме 1:07:30

Литература[править | править код]

  • Аберт Г. В. А. Моцарт / Пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — 2-е изд.. — М.: «Музыка», 1990. — Т. 4. — 560 с. — ISBN 5-7140-0215-6.
  • Штейнпресс Б. С. Моцарт В. А. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3.
  • Эйнштейн А. Моцарт: Личность. Творчество = Mozart. Sein Character. Sein Werk. / Научн. ред. перевода Е. С. Черная. — М.: «Музыка», 1977. — 455 с. — 12 000 экз.
  • Чёрная Е. С. Моцарт. Жизнь и творчество. — 2-е изд. — М.: «Музыка», 1966. — 376 с. — 55 000 экз.

Ссылки[править | править код]

  • О Реквиеме Моцарта
  • Реквием Моцарта — на сайте Мариинского театра
  • Козырев, В. С. Реквием Моцарта // Издательство: СПб: Пик; 150 страниц; 2003 г.; ISBN 5-86161-116-5
  • Реквием Моцарта (К.626) как символ идеоанализа
  • Моцарт и Сальери. Марио Корти — транскрипт радиопередачи программы «Культура» (радио «Свобода»)
  • Майкл Лоренц: «Предполагаемое копирование Фрейштедтлера в автографе К. 626: Случай ошибочного опознания», Вена, 2013

Одна из самых
эмоционально заряженных музыкальных произведений любого периода классической музыки
включает Реквием. Его истоки восходят к многосотлетнему периоду существования христианской
церкви в Европе и ее практики. Обстановка священной латинской мессы сначала должна
была быть исполнена как «plachant» или григорианское пение в одной музыкальной строке.
Обстановка должна была соответствовать строгому кодексу практики, чтобы священные
слова не были затемнены музыкой. По мере развития музыки рост полифонии позволил
таким композиторам, как Оккегем, использовать имеющиеся в его распоряжении вокальные
силы и проложить путь вперед для всех будущих Реквиемов.

Лучшие
реквиемы

1. Реквиемная месса К. 626 В. А. Моцарта (1791)

Эта Реквиемная месса, пожалуй, самая
известная из всех латинских месс из-за заговора, который окружает ее композицию,
а также из-за ее выдающейся красоты как музыкального произведения.
Считается, что Реквием был заказан графом Францем фон Вальзегг-Штуппахом, вероятно,
с целью объявить произведение своим собственным, которым граф имел репутацию. Чего
граф хотел добиться, так это произвести на жену впечатление, что он более талантлив,
чем был на самом деле.

Реквием остался незавершенным Моцартом, здоровье которого в предыдущие
месяцы становилось все хуже. Были попытки завершить Реквием, но сам Моцарт оставил
только «Introit», «Kyrie», «Sequence» и «Offertorium», а остальные части не были
сочинены.

Как поздняя композиция Моцарта,
она содержит многие из его характерных черт, а также уверенный голос искусного композитора
в его полной творческой силе.

2. Реквиемная месса Гектора Берлиоза Op.5 (1837)

Если вы тот, кто наслаждается музыкой
Берлиоза, возможно, через «Фантастическую симфонию», то вы можете удивиться, узнав,
что он также написал то, что назвал «Великая месса по умершим». Сюрприз возникает
из-за откровенно агностической позиции Берлиоза, которую можно рассматривать как
не вызывающую у такого композитора особого интереса к Реквиему. То, что последовало
за публикацией и исполнением Реквиема Берлиоза, было тирадой критики со стороны
людей, которые считали, что Берлиоз просто использует форму Реквиема, на которую
навешиваются его экстравагантные композиционные идеи, без какой-либо религии.

С другой стороны, некоторые считали
Реквием провидческим. Вместо пьесы, которая придерживалась общепринятых концепций
реквиемной мессы, Берлиоз проецировал форму на логику своего времени. Таким образом,
его можно рассматривать как «романтический» взгляд на Реквием, в основе которого
лежат страдания человечества, поиск смысла и обнадеживающая возможность искупления.

Реквием длится 85 минут и состоит
из десяти частей. Как и следовало ожидать от Берлиоза, оркестровое письмо мощное,
хотя временами и немного подавляющее, но призвано вызвать тьму и свет, присущие
человеку. Это и мелодически, и гармонически авантюрно, во многом благодаря Реквиемной
мессе Керубини 1816 года. Вокальное сочинение искусно, а шестичастный припев а капелла
«Quaerens me» из «Tuba Mirum» опровергает идею о том, что Берлиоз слишком сильно
полагался на экспансивную мессу. одни оркестровки.

3. Реквиемная месса Антона фон Брукнера; WAB.39 (1849 г.)

В отличие от Берлиоза, Брукнер был
искренне религиозным человеком, сочинявшим во славу Божию. Его музыка излучает его
безмерную веру, и среди девяти сочиненных им симфоний он также написал семь месс
и два полных реквиема. Реквиемная месса ре минор была написана Брукнером в 1849
году и написана для смешанного хора, солистов-вокалистов и ряда аккомпанирующих
инструментов, включая струнные, три тромбона и орган, на которых он прекрасно играл.

Реквием Брукнера длится около
сорока минут и разделен на шесть знакомых частей; Introit, Sequence, Offertorium,
Sanctus, Benedictus, Agnus Dei и Communion. Влияние Баха и Моцарта очевидно в этом
великолепном реквиеме, но это не умаляет музыкальной значимости или композиционного
мастерства, с которыми было написано это произведение. Предполагается, что в более
позднем возрасте Брукнер заметил, что он считает Реквием «неплохим», что является
свидетельством непритязательной скромности композитора.

4.  Реквиемная месса Джузеппе Верди

Не включить эту титаническую композицию
в список реквиемных месс было бы невозможно. Верди написал произведение к годовщине
смерти поэта, драматурга, романиста и всестороннего итальянского героя Алессандро
Манцони. Это произведение является одним из самых трогательных, но интимных произведений
Верди. От тонкой полифонии вступительной части Верди переходит к знаменитой «Dies
Irae», которая вселяет страх Божий в сердце любого слушателя. Напротив, пятая часть
представляет спокойную сторону Верди в детской колыбельной для сопрано и меццо-сопрано.
Последняя часть («Lux Aeterna») движется к вечному в мирном разрешении.

5.  «Военный реквием» Бенджамина
Бриттена; Op.66 (1961-62)

Этот Реквием, возможно, не входит в
число избранных многими людей, но для меня это одно из самых важных музыкальных
произведений, написанных в 20
веке.
Бриттен всю жизнь был пацифистом. В его «Военном реквиеме» традиционный латинский
текст красноречиво сочетается с поэзией Уилфреда Оуэна. Это само по себе мастерский
ход, если изобретательность, но то, как Бриттен использует поэзию, чтобы «комментировать»
традиционный текст мессы, блестяще. Бриттену удалось публично заявить о своем пацифизме
в этом Реквиеме, подчеркнув тщетность и ужасы войны.

Работа была заказана в 1940 году
в разгар страшных бомбардировок немецкой авиации, приведших к разрушению собора
Ковентри. В восстановленном соборе состоялось первое исполнение Военной панихиды.
Бриттен пишет «Военный реквием» для большого оркестра, включая 6 валторн и батарею перкуссии. Есть солист-сопрано,
солист-баритон и тенор. Бриттен также включает хор мальчиков. Структурно Бриттен
составил произведение в шести частях, последняя часть («Libera me»), включая стихотворение
Уилфреда Оуэна под названием «Странная встреча», которое представляет собой одну
из самых запоминающихся и запоминающихся частей всего реквиема.

Рекомендации редактора:

 октор Джастин Уайлдридж

Оцените статью:

person
group
filter_1

Блог платформа BeText.ru

ВНИМАНИЕ: факты и мнения, высказанные в этой статье, являются личным мнением автора. BeText.ru не несет никакой ответственности за точность, полноту, пригодность или достоверность любой информации в этой статье.

“Реквием” Моцарта и история создания окутаны тайной, а споры по поводу авторства не утихают по сей день. Обстоятельства работы над этим знаменитым произведением настолько трагичны и загадочны, что до сих пор не дают покоя исследователям и поклонникам творчества гениального композитора. Противоречивые факты косвенно подтверждают, что “Реквием” – это результат труда нескольких авторов.

Что такое реквием

С латыни слово “реквием” переводится как “покой”. Это торжественное, печальное и возвышенное произведение относится к жанру концертной религиозной музыки и сначала являлось частью заупокойной католической мессы. Однако начиная с 15-го века, как правило, реквием исполнялся в память об усопших, но не имел прямого отношения к богослужению. Он являлся лишь данью памяти людям, покинувшим этот мир, а также напоминанием о гневе и милости божьих. Произведение имело строгую структуру, включало в себя музыкальную часть и текст, разделенные на 9-12 отдельных песнопений.

Вестминстерский Кафедральный Собор

В 18-м столетии реквием стал одним из наиболее популярных жанров духовной музыки, так что почти все композиторы того времени создавали собственные версии произведения. Михаэль Гайдн, Антонио Сальери, Иоганнес Брамс, Джузеппе Верди и многие другие написали свои вариации заупокойной мессы. Со временем реквиемы утратили свою церемониальную составляющую и превратились в концертное произведение, посвященное трагическим событиям: смерти человека, жертвам войны или стихийного бедствия. Традиционная структура почти не соблюдалась.

Краткая биография автора

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге в семье придворного скрипача Леопольда Моцарта. Уже в трехлетнем возрасте он начал делать первые шаги в музыке: слушал, как отец играет на клавесине, а затем на слух подбирал созвучия. Отец вместе с ним начал разучивать пьесы и менуэты, а в 5 лет будущий композитор проявил стремление к самостоятельному творчеству и написал свои первые маленькие произведения. Моцарт никогда не ходил в школу, но Леопольд сумел дать сыну прекрасное домашнее образование. Он мечтал, что мальчик станет великим композитором и посвящал обучению ребенка почти все свое время. Вольфганг виртуозно овладел клавесином, так что в 12 лет играл лучше взрослых музыкантов того периода.

Это портрет Моцарта

Он обладал феноменальной памятью и потрясающей работоспособностью, на протяжении всей жизни создал множество маршей, менуэтов, пьес и прочих небольших произведений по заказу аристократов. К сожалению, большая часть этих сочинений в настоящее время утеряна. За создание музыкальных произведений Вольфганг Амадей Моцарт получал огромные гонорары и жил в роскошных квартирах. Однако затем количество заказов резко снизилось, и его финансовое положение серьезно ухудшилось. Заработанных денег едва хватало на жизнь, и в 1791 году композитор скончался в возрасте 35 лет от неизвестной болезни.

Кто заказал Моцарту “Реквием”

Летом 1791 года к Моцарту пришел загадочный незнакомец, с ног до головы закутанный в черный плащ. Он не представился, однако заплатил значительную сумму за создание заупокойной мессы – реквиема. Заказчик не ограничивал по времени, но потребовал сохранить в тайне имя автора. Измученный бедностью Вольфганг Амадей принял это предложение, унизительное для великого композитора. Спустя несколько лет после гибели Моцарта стало известно, что таинственным заказчиком оказался граф Франц фон Вальсег, имевший привычку анонимно покупать сочинения талантливых авторов и выдавать их за свои. Он заказал музыку, чтобы почтить память жены, и когда произведение в 1793 году исполнялось впервые, на партитуре было написано “Реквием сочинения графа фон Вальсега”.

Моцарт, создание Реквиема

История создания “Реквиема” Моцартом

Автор взялся за написание сочинения. Незадолго до этого композитор почувствовал недомогания, его начали мучить боли неизвестного происхождения, странная слабость. Он понял, что умирает. Работа над заказом началась сразу же, но автор не мог отделаться от мысли, что пишет заупокойную мессу для самого себя.

Между тем поступали и новые заказы на музыкальные произведения Вольфгангу Амадею Моцарту. В перерывах между работой над “Реквиемом” он успел написать “Волшебную флейту” – веселую и жизнерадостную пьесу, которая была более привычна его таланту. Композитор умер 5 декабря 1791 года, так и не успев закончить произведение. Однако история создания “Реквиема” Моцарта на этом не окончилась.

Последние дни жизни Моцарта

Незавершенная мелодия

Констанца, супруга Моцарта, беспокоилась, что после смерти мужа загадочный заказчик потребует вернуть аванс за “Реквием” и не выплатит остаток гонорара. Она обратилась за помощью к другому композитору, Йозефу Эйблеру, с просьбой закончить произведение. Считается, что именно он написал инструментальную часть в нескольких разделах, вплоть до Lacrimosa “Реквиема” Моцарта, а затем по неизвестным причинам оставил работу. Впоследствии Констанца обращалась к другим авторам, но получила отказ. В результате рукопись оказалась у Франца Ксавера Зюсмайера, ученика Вольфганга Амадея. Исследователи, которые занимаются изучением вопроса, кто дописал “Реквием” Моцарта, склоняются к мнению, что именно этот автор завершил сочинение.

Йозеф Эйблер

Этот знаменитый австрийский композитор, который принял участие в написании великого произведения, родился в 1765 году. Вольфганг Амадей высоко ценил его талант и, по некоторым сведениям, музыкантов связывали дружеские отношения. Примечательно, что в 1833 году с Эйблером произошел апоплексический удар. Это случилось во время исполнения музыки Моцарта “Реквием”.

Франц Ксавер Зюсмайер

Франц Ксавер Зюсмайер родился в 1766. В 21 год он стал учеником Антонио Сальери, главного соперника Моцарта, но затем перешел к Вольфгангу Амадею. Целый год он прожил в его доме как член семьи, помогал композитору в работе и ассистировал при написании многих произведений.

Интересные факты

Исследователи творчества обнаружили сходство музыки “Реквиема” Моцарта с аналогичными произведениями Баха, Гайдна, Чимарозы и Госсека. Однако наличие общих черт объясняется требованиями традиционной структуры сочинения и общими принципами религиозной музыки 18-го века.

Исполнение Реквиема Моцарта

Образ загадочного заказчика, одетого в черное, потряс воображение композитора, восприимчивого к мистике. Пушкин обыграл эту историю с демоническим посланником смерти в “Маленьких трагедиях”, а позже этот же персонаж фигурирует и в творчестве Есенина в стихотворении “Черный человек”.

Есть мнение, что основа “Реквиема” была написана Моцартом задолго до заказа, однако произведение не было опубликовано. После того как композитор получил заказ, ему оставалось лишь внести некоторые изменения и адаптировать уже готовое сочинение к требованиям покупателя. Однако эта версия не имеет веских доказательств.

Благодаря Францу фон Вальсегу музыка была издана через 2 года после кончины Моцарта и впервые прозвучала 14 декабря 1793 года на заупокойной службе по жене графа. Фон Вальсег пытался приписать авторство себе, но ни у кого из слушателей не возникло сомнений, что это подлинное произведение Моцарта.

Исследователи обнаружили письмо Констанцы, датированное 1827 годом и адресованное неизвестному получателю, в котором женщина писала: “Даже если предположить, что Зюсмайер все полностью написал по указаниям Моцарта, все равно “Реквием” остается произведением Моцарта”. Эти слова вызывают множество домыслов и справедливых сомнений, но теперь, когда в живых не осталось ни одного участника тех событий, выяснить истину практически невозможно.

Реквием - заупокойная месса

11 сентября 2002 года, в первую годовщину трагедии, произошедшей в США, на всей планете звучал “Реквием” Моцарта. В 8 часов 46 минут, ровно в то же время, когда началась атака на башни-близнецы, исполнение начал оркестр из первого часового пояса, расположенного в Японии. Через час музыку подхватил следующий коллектив в следующем часовом поясе, а затем – следующий. Траурный реквием в этот день звучал непрерывно по всей планете. Выбор именно этой печальной музыки не был случаен: жизнь молодого композитора оборвалась так же трагично и преждевременно, как и сотни жизней жертв теракта. История создания “Реквиема” Моцарта исполнена страданий, произведение осталось незавершенным, так же, как мечты о будущем погибших в этой катастрофе.

Значение “Реквиема” для слушателей

“Реквием”, написанный Моцартом на пороге его смерти, – одно из величайших творений музыкального гения, который вдохновлял многих композиторов. Глубокая, возвышенная и трогательная музыка не оставляет слушателей равнодушными, проникая в самые отдаленные уголки души и задевая за живое. “Реквием” – истинный гимн скорби и печали, ярко и чисто отражающий чувства человека, тоскующего по ушедшим.

Реквием Моцарта в наши дни

Датой создания “Реквиема” Моцарта считается 1791 год. Хотя с момента издания произведения прошло более 200 лет, эта музыка все еще звучит на поминальных церемониях и классических концертах. Версия, написанная Зюсмайером, получила высшее признание, однако многие композиторы неоднократно пытаются переписать произведение, чтобы улучшить его и адаптировать к современным традициям.

Современное исполнение Реквиема Моцарта

Смерть Вольфганга Амадея Моцарта не позволила ему завершить знаменитое произведение. Несмотря на споры и противоречия, никто не в силах оспорить величайший талант молодого автора. Даже спустя столетия его гениальная музыка продолжает звучать.

Добавить комментарий