Как составить репертуарный план коллектива

Золотухина Алиса Викторовна

Санкт-Петербург,

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга,

методист

Методические рекомендации

«Формирование репертуара в детском творческом коллективе»

Введение

Репертуар имеет огромное значение в эстетическом воспитании творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно.

Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, созданный педагогом и концертмейстером, тем шире возможности для раскрытия творческих способностей учащихся.

Подбор репертуара требует от педагогов четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Общие принципы формирования репертуара детского коллектива

Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства обучающихся творческих коллективов и одновременно способствует развитию художественного вкуса публики.

Следует тщательно отбирать произведения, имеющие художественную ценность, сочетающие интересное содержание с совершенством формы, с оригинальными и разнообразными выразительными средствами, способными по-настоящему увлечь учащихся и раскрыть их артистические дарования. Также очень важна возможность участия в конкурсно-фестивальном движении и массовых мероприятиях, включая концертную деятельность.

Правильный подбор репертуара является одним из наиболее ответственных моментов в творческой жизни детского коллектива. Репертуар воспитывает художественный вкус учащихся, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон.

Только правильно подобранный репертуар, как в художественном, так и в техническом отношении, способствует творческому росту коллектива, повышению его исполнительского мастерства.

Репертуар должен быть тесно связан с нравственным содержанием деятельности детского художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно- эстетической жизни общества.

При подборе репертуара для детских коллективов следует учитывать, что каждый коллектив индивидуален в своём развитии, разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает присущими только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выстраивать творческую деятельность.

Каждый руководитель формирует репертуар исходя из профильной направленности коллектива, возрастного состава учащихся, уровня их подготовки и материальных возможностей.

Существуют общие принципы формирования репертуара:

– идейно-художественная значимость;

– актуальность темы;

– интерес учащихся к произведению;

– личная профессиональная возможность;

– разнообразие видов и жанров.

При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии:

– соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Произведение должно не только соответствовать возрасту исполнителей, участников коллектива, но важно, чтобы руководитель учитывал и предвидел, что даст это произведение как коллективу, так и каждому из учащихся, как формирующемуся исполнителю;

– доступность для понимания и исполнения.

Репертуар определяется поставленной целью и задачами, планом воспитательной работы в коллективе, он должен быть связан с ближними и дальними перспективами развития коллектива.

Принципы формирования репертуара детских коллективов

различных творческих направлений

Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле

В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли, занимают значительное место в концертной практике. Воспитание детей на основе вокальных традиций является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Работа с творческим коллективом – вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.

Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, педагог должен помнить о задачах, поставленных перед ансамблем и выбранное произведение, так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков.

Репертуар должен отвечать таким требованиям:

– носить воспитательный характер;

– быть высокохудожественным;

– соответствовать возрасту и пониманию детей;

– соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;

– быть разнообразным по характеру, содержанию;

– содержать определённые трудности освоения, т.е. каждое произведение должно двигать коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь, исполнение данного произведения может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым они занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще (зависит от характера ребёнка). Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы.

В то же время большое количество легких произведений должно быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. Также репертуар должен быть интересен участникам ансамбля, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться работать как можно лучше и прислушиваться к каждому слову руководителя.

Успешный концертирующий вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ, отличающихся по стилистической и жанровой направленности. Основу репертуара могут составлять сочинения русских и зарубежных классиков, народные песни, произведения современных авторов и т.д. Главное, чтобы эти произведения были высокохудожественными в музыке и тексте.

Следует учитывать вокально-технические возможности поющих и «концертность» репертуара, в который должно входить не менее 20 произведений.

Желательно чтобы не менее половины его составляли хоры a’cappella (хорошо развивает слух, и частоту интонирования).

Полноценными и эффективными по своей воспитательной роли можно считать такой репертуар, в котором представлены следующие стилистические пласты:

– сочинения композиторов русской классической школы;

– сочинения зарубежных композиторов-классиков;

– народные песни разных стран;

– произведения современных композиторов – российских и зарубежных.

Принципы подбора репертуара в детском народно-хоровом коллективе

Практика показывает, что наибольшие затруднения у начинающих педагогов детской народно-хоровой группы вызывает подбор репертуара.

Детскому коллективу нужен полноценный в идейно-художественном отношении репертуар, соответствующий возрастным и вокальным возможностям юных певцов.

Основой деятельности народно-хоровых коллективов, источником их творческой силы, безусловно, является репертуар, представленный в первую очередь подлинной народной песней. Именно «Песня, – писал П.И. Чайковский, – есть драгоценный образец народного творчества».

Её самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам не искажая ее смысла и духа».

Первый и основополагающий принцип в выборе репертуара – художественная ценность того или иного произведения, предназначенного для хорового исполнения. Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходит через осмысление репертуара. Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народным юмором – всё это служит интересным воспитательным материалом для работы в коллективе.

Удачным выбором является исполнение народных песен «в подлинном виде» т.е. без обработки. Именно в детском исполнении наиболее естественно будут переданы так присущие народной песне простота и искренность высказывания.

Руководитель народного коллектива сам должен владеть навыками записи и расшифровки песен, уметь находить интересных исполнителей, знатоков народного быта, местных обычаев.

Работа по созданию репертуара сложная и кропотливая, ее результаты скажутся в дальнейшем, и коллектив приобретет свой индивидуальный творческий облик.

Рассмотрим, какие народные песни наиболее приемлемы для исполнения детьми.

Это песни различных жанров: хороводные, плясовые, шуточные, свадебные, лирические, календарные, почти все они подходят детям (доступность для детского мышления, дает возможность «обыграть» их). Это влияет на качество хорового звучания, способствует развитию вокально-хоровых навыков.

Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамбля, умение красиво двигаться.

Песни с движением, игрой охотно исполняют дети разных возрастов и представляет педагогическую ценность. Такие песни следует вводить в репертуар уже на первых занятиях.

Примером такой песни может служить традиционный хоровод – игра «А мы просо сеяли».

Для ее исполнения участники делятся на две партии, выстраиваются рядами друг против друга и, поочередно двигаясь «стенка на стенку», передают содержание песни: сеют просо, выпускают коней и т. д.

Работа над игровыми песнями способствует активному проявлению индивидуальных творческих задатков, развивает воображение. Каждый ребенок вносит в игру что-то свое.

Хорошо иметь в репертуаре хороводные песни, различающиеся по типу, характеру и темпу исполнения.

Детям нравятся песни с интересным хореографическим рисунком, с движением хоровода не только по кругу, рядами, но и «змей-кой», с «подводкой» и т. д. Например песни «Заплетися, плетень», «Вейся, капустка» где участники, взявшись за руки, двигаются то «сплетаясь», то «расплетаясь». Подобные песни служат украшением программы.

При знакомстве с календарными народными песнями участникам коллектива можно рассказать, каким большим праздником был для деревенских ребятишек день прилета жаворонков – первых весенних птиц. Ребята собирались гурьбой, привязывали «жаворонков», выпеченных из теста к шестам, поднимали высоко вверх или бегали по улице, держа птиц в руках, иногда подбрасывали их в воздух. При этом исполняли песенки – заклички, веснянки. В них закликали, звали весну. Мелодии этих песен невелики по звуковому объему, построены обычно на чередование секундовых, торцовых и квартовых попевок.

Удачны для детского репертуара шуточные песни, скоморошины, в которых рассказываются веселые, необычные истории, высмеива-ются человеческие недостатки: «Комара женить мы будем», «Пряла Дуня лен», «Во зеленом во бору», «Ай, чу-чу» и др.

Мальчики с удовольствием поют строевые, походные песни, на-пример «А как наши вот крестьяне», сопровождая свое пение марши-ровкой и игрой на барабане.

Существует мнение, что для детского исполнения подходят толь-ко веселые, скорые произведения. Это не так. Эмоциональный отклик вызывают у детей и спокойные, распевные песни, отличающиеся мягким задушевным характером и протяжные с драматическим содержанием. Например: «Ой, да ты Калинушка», «Вянули цветики», «Уж ты, степь». Картинки природы в таких песнях созвучны настроению и чувствам человека.

По мере занятий в народно-хоровом коллективе, его участники осваивают более сложный репертуар. В дальнейшем материал усложняется и в музыкальном и в вокально-техническом отношении. Но музыкально-исполнительские трудности должны возрастать постепенно. Иногда бывает полезно оставить на время работу над новым произведением, дать ему «отлежаться», после чего освоение нового идет значительно быстрее.

Песни, составляющие репертуар детского народного коллектива, исполняются как без музыкального сопровождения, так и в сопровождении народных инструментов. Пение, a’cappella, должно стать ведущим способом исполнения. Это особенность русской народно-хоровой культуры.

Некоторые жанры, например частушки, плясовые, требуют инструментального сопровождения. Оно вносит в звучание музыкального произведения дополнительные краски.

Практика показывает, что дети могут успешно освоить приемы игры на гуслях, ударных шумовых инструментах (деревянные ложки, бубен, барабанка).

Большое значение для творческого роста народно-хорового коллектива имеют концертные выступления. Качественный репертуар воспитывает и самих исполнителей и слушателей. Как же составить концертную программу?

В концерте можно объединить песни разных жанров по принципу сюжетности, контраста, по музыкально-стилевым признакам. В концертах не всегда объявляется каждая песня. По разным признакам песни можно объединить в группы, представить их в виде «веночка», песен одной области, близких или контрастных по жанру.

Концертную программу украшают разнообразные прибаутки, образцы выразительной народной речи.

Выступление перед мало подготовленной к восприятию народной музыки аудиторией пройдут успешнее, если перед исполнением песен дать небольшие пояснения. Их могут сделать и сами участники коллектива. Важно продумать, каким будет выход коллектива на сцену. А программе должна быть кульминация, обычно к концу выступления.

Принципы подбора репертуара в детском хореографическом коллективе

Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов. Решение этой задачи связано во многом с репертуаром, с теми художественными произведениями, вокруг которых строится работа хореографического коллектива. От их качества, идейно-художественного уровня, социально-педагогического потенциала зависит во многом эффективность выполняемых хореографическим коллективом функций.

Подлинное творчество не признаѐт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода.

Подбор репертуара требует от педагога четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Принципы формирования репертуара находятся в неразрывной связи с общими принципами и формами учебно-творческого процесса в коллективе, а именно:

– художественной ценностью произведения;

– широтой и многообразием эстетической информации;

– соответствием учебным задачам (формирование теоретических знаний, исполнительских навыков);

– взаимосвязью с планом мероприятий образовательной организации и основными культурно-досуговыми мероприятиями;

– соответствием интересам участников и запросам аудитории (населения или зрителей).

Работа над концертным репертуаром предоставляет большие возможности эмоционального воспитания, творческого развития. Концертное выступление и подготовка к нему – творческий итог для самодеятельного коллектива. Для педагога же это только этап, одно из направлений учебно-воспитательной работы.

Соответствие репертуара детского коллектива учебным задачам должно быть заложено в самом принципе построения учебно-творческой работы.

Проблему репертуара приходится решать в основном в первый период работы, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции.

Хореографические номера должны быть интересны участникам и не представлять, особенно на первом этапе, больших технических и эстетических трудностей.

Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Репертуар – это лицо творческого коллектива, его визитная карточка. При создании репертуара необходимо придерживаться определѐнных требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, требующий от педагога несомненных творческих способностей, невозможно.

Эти требования можно свести к следующим:

– необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймѐт и примет зритель;

– для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного;

– при решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом;

– необходимо помнить о возрастной психологии детей и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев;

– создавать танцевальные произведения в расчѐте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять – шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как важно занимать всех участников коллектива.

В работе каждого детского танцевального коллектива складываются свои репертуарные традиции, обусловленные рядом факторов (педагогический состав, контингент учащихся, наличие той или иной площадки для выступления), однако в целом можно выделить ряд направлений в работе над детским репертуаром, которые представля-ются наиболее плодотворными.

Как правило, основой концертного детского репертуара является народно-сценический танец, так как он доступен большинству учащихся, дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени сложности для каждой возрастной группы. Неисчерпаемые богатства народного танца раскрывают перед учащимися широкую перспективу развития их теоретических и исполнительских задатков.

Это могут быть и отдельные номера, и сюжеты, и хореографические миниатюры, построенные на народном материале, и номера, имеющие развернутый сюжет, и целые концертные отделения, состоящие из нескольких номеров, связанных единым режиссерским замыслом.

Огромное воспитательное значение имеют произведения патриотической тематики. Они формируют верность традициям нашего прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, вы-ражая идейную направленность.

В каждом регионе сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные особенности. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач самодеятельного творчества.

Сегодня получила широкое распространение стилизованная хореография в основе которой – современные эстрадные обработки народных песен. У балетмейстеров проявляется интерес к новым формам и выразительным средствам народного танца.

Необходимо аккуратнее подходить к стилизации народного танца при постановке хореографических номеров, не превращать его в эстрадно-спортивное шоу с большим количеством акробатических элементов. Стилизация народного танца – это его популяризация, возможность вызвать интерес у молодого поколения к истокам народного танца. Необходимо появление композиций, где народная лексика аккуратно и грамотно обогащается современной пластикой.

Классический танец должен использоваться с осторожностью при формировании детского репертуара.

Педагогам ансамблей необходимо проявлять здесь особый такт и чувство меры.

Классический танец предъявляет ряд жестких требований к исполнению, без соблюдения которых он теряет свою художественную ценность и перестает быть средством эстетического воспитания. Это относится, в первую очередь, к физическим данным исполнителя, а также к качеству его обучения. При этом важны не только правильность выполнения отдельных па и технических приемов, но, главное, точность манеры и стиля исполнения. Поэтому поручать такой репертуар можно лишь учащимся, имеющим соответствующие данные. Поскольку возможности учащихся детского возраста, в большинстве случаев, ограничены, основной путь создания репертуара на основе классики – постановка оригинальных произведений, рассчитанных именно на данных исполнителей и не ставящих перед ними непосильных задач, а также не претендующих на сравнение с классикой на сцене профессионального театра. Вряд ли допустимо, поэтому исполнение шедевров хореографии, труднодоступных даже профессионалам.

Однако при соблюдении художественного такта и при условии тщательного отбора, как показала практика работы некоторых хореографов, могут быть использованы следующие произведения: фрагмент «Голубого вальса» из балета П.Чайковского «Спящая Красавица», хоровод из балета Р.Глизра «Медный всадник», танец девушек из балета «Конек-Горбунок» Р.Щедрина, танец пастушков из балета «Щелкунчик» П.Чайковского в постановке В.Вайнонена, «Вальс цветов» и другие.

Постановки на основе классического танца обогатят и расширят круг тем и образов, создаваемых на сцене детскими коллективами, помогут полнее раскрыть способности отдельных учеников, а также освоить такую сложную форму, как детский балетный спектакль. При этом нельзя забывать, что опыт, исполнительская культура, традиции, репертуар накапливаются, как правило, в течение длительного периода, а не в первые годы работы с детским коллективом.

Большой интерес для детского хореографического коллектива представляет репертуар, созданный на основе историко-бытового танца. Работа над этим материалом ставит перед исполнителями интересные творческие задачи – необходимость постичь особенности, стиль и манеры танца, добиться тонкой проработки инсценировки, создать образ определенной эпохи, филигранно отточить технику, а также предполагает углубленное проникновение в музыкальный материал различных эпох и стилей. Все это много дает как для развития исполнительских способностей, так и для общего культурного развития учащихся. Хотя работа над таким репертуаром ведется в очень немногих детских коллективах и студиях, она уже раскрыла богатейшие репертуарные возможности историко-бытового танца: от создания отдельных номеров и до спектакля-обозрения, имеющего единую сюжетную канву и режиссерское решение.

Главное условие, которое должно соблюдаться при подборе и формировании материала для детской возрастной группы, это соответствие уровня художественного и психологического развития учащихся тем творческим задачам, которые ставит перед ними конкретная постановка.

Вопрос о таком соответствии должен решаться с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. То, что доступно одному исполнителю, может оказаться непосильным для другого именно в творческом плане, при равенстве технических и физических данных. Этого принципа необходимо придерживаться, создавая обстановку в любом жанре, на любом лексическом материале.

Если не следовать этому принципу, то художественные постановки наносят огромный вред не только зрителям, но и самим исполнителям. Они развивают у учащихся излишнее самомнение, претензии на «взрослый» репертуар профессионального ансамбля танца, из-вращение художественного вкуса. Переоценка своих возможностей толкает многих подростков на бесплодные попытки стать профессиональным исполнителем, не имея на то соответствующих данных и технической подготовки, что приводит нежелательным конфликтам и разочарованиям.

Из этого следует, что главная воспитательная цель работы над детским репертуаром – максимальное расширение кругозора учащихся, развитие правильных представлений о подлинных художественных ценностях в искусстве.

Принципы подбора репертуара в детской театральной студии

Вопрос формирования репертуара является актуальным для всех педагогов детских театральных коллективов. Пьес, специально написанных для актеров-детей очень мало, но есть пьесы, которые созданы профессиональными драматургами для театров юных зрителей и существует золотой фонд мировой классической драматургии. Сценическое воплощение пьесы в условиях детского театрального коллектива является средством духовного обогащения самих участников творческого процесса. Чтение и анализ пьесы, подробный разбор предлагаемых обстоятельств и персонажей зачастую влияют на формирование тех или иных личностных качеств юных исполнителей. Поэтому выбор репертуара должен рассматриваться как ответственный момент в деятельности руководителя театрального коллектива. Педагогу необходимо учитывать художественную значимость материала и степень интереса к нему учащихся данного конкретного возраста. С последним требованием напрямую связаны доступность и понятность выбираемого текста определенному возрасту и определенному коллективу.

Говоря о доступности, следует иметь в виду возможности ребенка-актера, позволяющие ему подробно разобраться во взаимоотношениях персонажей, понимать, посильна ли дли для него психическая и физическая нагрузка, которая требуется в процессе сценического воплощения пьесы. Исполнителю должна быть ясна каждая фраза, она должна вызывать определенные конкретные представления, чувства, ассоциации. Наиболее спорным вопросом в работе режиссеров-педагогов был и остается вопрос о критериях доступности классики для сценической работы с детьми. Понимание классических произведений, в которых отражены жизнь и образы, очень далекие от знаний и опыта современных школьников, и при чтении, и при постановке представляет для них определенные трудности. Но нередко, работая над знакомым художественным произведением, юные актеры открывают в нем много нового для себя, более полно проявляют собственную творческую инициативу, осознанно добиваются решения сложных сценических задач.

Наиболее популярными, при выборе детской театральной постановки, являются комедии, водевили и разнообразные сказки, что совершенно объяснимо с точки зрения возрастных предпочтений. Учащиеся всех возрастов, а особенно подростки, очень отзывчивы на комическое, на эксцентрику.

Жанр пьесы-сказки (народно-бытовые, героико-романтические, волшебные, сатирические, сказки-иносказания) может в значительной степени удовлетворять интерес подростков к произведениям, сочетающим страшное и смешное, возвышенное и комическое.

Сценическая работа над пьесой, в которой сложные социальные конфликты рассматриваются в драмах личных, семейных, связанных с глубокими душевными потрясениями, сложна даже для школьников юношеского возраста. Стоит помнить, что для настоящего понимания отношений героев в таких произведениях у юных актеров нет достаточно прочной жизненной основы, следовательно, нет необходимой почвы для верного развития их воображения и эмоций при создании сценических характеров.

Выбор репертуара для детских и юношеских театральных коллективов – дело трудное, ответственное, творческое. При формировании репертуарного плана детской театральной студии педагог, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, выбирает наиболее актуальное для его воспитания драматическое произведение.

Программа театральной студии ориентирована на усреднённые показатели соответствия тех или иных произведений уровню обучения учеников. В ней не могут быть указаны критерии выбора конкретных произведений в зависимости от характера дарования, специфики способностей и конкретного состояния актерских способностей ученика в данный момент. В этом педагог может полагаться только на свою интуицию и опыт.

Нужно постоянно иметь в виду самый общий принцип, на котором базируются все остальные. Этот принцип гласит, что работа над репертуаром должна содействовать развитию необходимых актерских исполнительских способностей и навыков, обеспечивать разно-стороннее художественное воспитание учеников, способствовать становлению его мышления и творческого мировоззрения, пробуждению эстетического вкуса.

Каждый ученик развивается по-своему, и, включая в репертуар то или иное произведение, не всегда можно быть заранее уверенным, что он сыграет его полноценно как с технической, так и с музыкально-художественной стороны. Поэтому нередко приходится искать нужную пьесу, концерт или этюд, учитывая при этом целый ряд обстоятельств и факторов в развитии именно данного ученика.

Если попытаться определить и сформулировать принципы подбора учебного материала, то одним из первых следует назвать прогрессивность репертуара. То есть ориентацию на эффективность, с которой выбранная пьеса будет способствовать разностороннему развитию учеников.

Если давать ученикам драматические произведения только «по силам», то вряд ли это будет способствовать развитию всех элементов его актерской индивидуальности. В то же время, если давать неокрепшему еще ученику произведение заведомо трудное, значительно превышающее степень сложности ранее поставленных произведений, то, хотя это и отвечает принципу прогрессивности, ученик может сыграть роль некачественно, а тогда пользы не будет – скорее вред. Выбирая то или иное произведение с учетом принципа прогрессивности, следует считаться с тем, насколько оно превышает сегодняшние возможности ученика и чего он сможет достичь в процессе работы над ним.

Важно заранее прогнозировать, сможет ли он накопить нужные навыки в ходе работы над ролью и достаточно ли их будет для того, чтобы исполнить ее вполне свободно, без излишних умственных и физических усилий и донося до зрителя авторский замысел, стиль и характер произведения, его содержание.

Педагог должен, с одной стороны, уметь предварительно определить необходимый объём художественного и технического потенциала, а с другой – прогнозировать, сумеет и успеет ли данный ученик выработать недостающие качества и навыки в процессе непосредственной работы над ролью.

Педагог должен уметь определять степень подготовленности ученика к работе над данным драматическим произведением, учитывая возможность преодоления встречающихся в нём трудностей, целесообразность соответствующих усилий с точки зрения технического и актерского развития ученика, особенности его дарования и фактического состояния игры. При выборе репертуара важно обращать внимание не только на индивидуальность ученика, этап его исполнительского развития, уровень актерской и общей культуры, но и доступность драматического произведения в смысле постижения его содержания и формы. Чтобы понять, способен ли ученик охватить масштаб произведения, особенно если речь идет о масштабном, разумеется, нужно учитывать и реальный возраст ребенка, и степень его интеллектуального развития.

Индивидуальные особенности развития ученика определяют педагогическую стратегию: либо движение его вперед, освоение более трудной в содержательном или в техническом отношении пьесы, либо – «остановка в пути», специальная работа над улучшением каких-либо актерских качеств ученика, совершенствование нужных навыков, преодоление недостатков и, в конечном итоге, повышение качественной стороны актерской игры.

Принципы подбора репертуара в детском оркестре (ансамбле) народных инструментов

От умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как играть. Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходят через осмысление репертуара, поэтому высокая художественность и духовность того или иного произведения, предназначенного для коллективного исполнения, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара. Особенно осторожно надо подходить к выбору репертуара в детском оркестре (ансамбле) русских народных инструментов. В репертуар, прежде всего, включается русская народная музыка. Народная песня, являющаяся источником классической музыкальной культуры – незаменимое средство развития основных музыкальных способностей учащихся.

Без нее невозможно направленное музыкальное воспитание. Такие качества народной песни, как четкость ритмического рисунка, повторность небольших по размерам мотивов, куплетность и вариационность форм делают ее исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихся различных возрастов. Являясь по преимуществу искусством, так называемых малых жанров, русская народная музыка, с ее, не отличающимися большой психологической сложностью музыкальными образами, доходчива и проста для восприятия.

В то же время эта музыка не страдает примитивизмом: ей чужды элементы упрощенчества, лишенные содержательности внешние эффекты, простая иллюстрация. Задача репертуара – неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников коллектива, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память».

Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Огромнейшие фонды классической музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара. Отличаясь глубиной содержания, произведения русской и зарубежной классики значительно обогащают художественный вкус, повышают интерес и потребности учащихся. Классика – это проверенная временем, лучшая школа воспитания участников коллектива и слушателей. В выборе таких пьес нужно особенно внимательно изучить характер и качество инструментовки.

Случается, к сожалению, что после небрежной или неудовлетворительной инструментовки пьесы теряют свои художественные достоинства, музыка с трудом узнается на слух. Необходимость тщательного отбора инструментовок вызвана и тем, что эти произведения хорошо известны широкой слушательской аудитории.

С ними слушатели знакомы в самой разнообразной трактовке, в исполнении разных коллективов и музыкантов. Естественно, что каждое новое их исполнение вызывает не только повышенный интерес у слушателей, но и строгую взыскательность, «придирчивость». Выносить такие пьесы на суд слушателей можно поэтому лишь тогда, когда они не только технически хорошо отработаны, но и свидетельствуют об оригинальной творческой трактовке. Произведения, включаемые в репертуар коллектива, должны отличаться интонационной конкретностью музыкального языка, особой наглядностью художественных образов, выразительностью. В значительной мере этим требованиям отвечают сочинения, созданные композиторами специально для коллективов русских народных инструментов.

Для работы лучше всего брать легкие пьесы, мелодичные народные песни и танцы в легкой обработке, а также популярные пьесы, написанные для детей. Эти пьесы с интересом играются учащимися и не представляют, как правило, больших технических и художественных трудностей.

На практике проблему репертуара приходится решать в основном в первый период работы, когда участники овладевают инструментом, вырабатывают навыки коллективной игры, когда устанавливается тесное взаимопонимание между участниками и руководителем. В дальнейшем репетиции, самостоятельные занятия, учебный процесс строятся на разучивании таких пьес, которые составят концертный репертуар коллектива. Однако нельзя считать, что учебный репертуар играется только в классе, на репетиции: многие из учебных пьес включаются концертный репертуар и звучат со сцены.

Основным требованием к подбору музыкальных произведений в коллективе, как уже отмечалось, является их художественная и эстетическая ценность. Это обусловлено тем, что творческая деятельность вообще и воспитательная функция музыкального исполнительства, в частности, могут быть успешно осуществлены лишь в процессе репродукции высокохудожественных произведений. Подлинно художественные произведения значительно сильнее пробуждают эмоции учащихся: содержание музыки вызывает интерес, обостряет восприятие детей, пробуждает их творческие способности. Музыкальные произведения с ярко выраженной мелодией способствуют успешному формированию и развитию музыкальных задатков обучающихся, дают большую возможность воспитывать их музыкально грамотными. Другое и тоже весьма существенное требование, предъявляемое к исполняемому репертуару, – его доступность. Степень посильности репертуара для коллектива и каждого из его участников – один из основных факторов плодотворного функционирования детского ансамбля (оркестра), его роста и эффективности художественно-творческого развития учащихся.

Отбираемые произведения должны отвечать в первую очередь требованиям доступности для восприятия. То есть, при выборе репертуара учитывается: возраст, общее развитие участников, круг знаний и представлений об окружающей действительности, уровень навыков восприятия музыки, степень отзывчивости на нее, понимание средств музыкальной выразительности. Репертуар должен быть доступен для исполнения. Музыкальные произведения подбираются с учетом технической продвинутости учащихся, приобретенных ими исполнительских и оркестровых навыков на данном этапе обучения и воспитания. Каждый исполнитель обязан в совершенстве овладеть порученной ему партией и исполнять ее так, чтобы самому получить удовольствие. Включаемые в исполнительские программы произведения должны быть доступными по объему (количеству музыкального материала), а также по фактурным трудностям. Однако важно подбирать, прежде всего, такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. То есть, художественная форма музыкального произведения (в широком ее понимании) не должна быть сложной. Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара – его педагогическая целесообразность, т.е. он должен способствовать решению конкретных учебно-воспитательных задач, соответствовать методическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки учащихся. Исполняемый репертуар должен вырабатывать исполнительские навыки и навыки коллективной игры, которые тесно взаимосвязаны между собой. И поскольку приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаются разнохарактерные произведения. Таким образом, действует принцип многоплановости. Это очень важно и для музыкально-эстетического воспитания коллектива, так как художественные произведения, различные по жанрам, содержанию, стилевым особенностям делают возможным разностороннее музыкальное развитие учащихся. Также в основе формирования репертуара не последнее место занимает принцип заинтересованности. При подборе музыкальных произведений важно учитывать желания учащихся: решение воспитательных и учебных задач значительно облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей. Очевидно, содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью музыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим. Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя перед участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские и познавательные задачи. Не менее важное значение при подборе репертуара имеет постепенность его усложнения в соответствии с творческим развитием учащихся. Неумелый, бессистемный подбор музыкальных произведений отрицательно сказывается на музыкальном развитии детей, расхолаживает их, притупляет интерес к занятиям. Путь от простого к сложному – главный принцип приобщения учащихся к музыкальному искусству.

Сложность разучиваемых произведений наращивается постепенно, последовательно и непрерывно, что, в конечном итоге, приводит к заметному росту исполнительского уровня коллектива.

Заключение

Проблема репертуара всегда была основополагающей в художественном творчестве. С репертуаром связана не только художественная направленность искусства, но и сам стиль исполнения. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным творческим коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непрерывной связи с различными формами и этапами работы, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, нарабатываются навыки коллективной работы, складывается художественно-исполнительское направление ансамбля. В целом у каждого коллектива со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующих составу учеников, исполнительской манере, творческим задачам. Достигнув определенных вершин, накопив достаточный потенциал для нового роста мастерства, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/473611-metodicheskie-rekomendacii-formirovanie-reper

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр эстетического воспитания детей «Отрада»

Репертуарный план хореографической студии «Магия» на 2021 – 2022 г.

Разработал и реализовал: педагог – Чекурина Е.Н.

Наименование конкурса (мероприятия)

Название номера

Жанр

Возрастная группа

Количество исполнителей

1

Открытый Международный конкурс балетмейстерских работ «Игры воображения»

1. «Вариация редисочки из балета Чиполлино»

2. «Испанский танец»

Классический танец

Народный танец (стилизация)

7 – 9 лет

12 – 15 лет

1 (соло)

1 (соло)

2

Региональный конкурс эстрадной песни и танца «Тайна. Талант. Виктория.»

1. «Город.Фонари.»

2. Русская плясовая «Ромашковый букет»

Современная хореография

Народно – сценический танец

12 – 15 лет

Смешанная

12

16

3

Городской фестиваль – конкурс «Амурские зори»

«В отражении»

Современная хореография

12 – 15 лет

2

4

Городской конкурс «Энергия жизни»

«Фантазии Алисы»

Детская хореография

7 – 9 лет

21

5

Городской концерт ко Дню защиты детей

«Маков цвет»

Народный танец (стилизация)

Дошкольники

(5 – 6 лет)

14

*Все представленные номера реализованы на площадках города, в рамках конкурсной и концертной деятельности коллектива.

Заместитель по УВР (подпись)

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр эстетического воспитания детей «Отрада»

Репертуарный план хореографической студии «Магия» на 2020 – 2021 г.

Разработал и реализовал: педагог – Чекурина Е.Н.

Наименование конкурса (мероприятия)

Название номера

Жанр

Возрастная группа

Количество исполнителей

1

Городской фестиваль – конкурс «Амурские зори»

«В небе»

модерн

12 – 14 лет

14

2

Региональный конкурс хореографического искусства «Танцы KHV»

«Ирландский танец»

Народный, стилизованный

12 – 14 лет

14

3

Краевой конкурс хореографического мастерства «Ритмы Амура»

«Одна история Оле-лукойе»

Детский танец

7-9 лет

25

*Все представленные номера реализованы на площадках города, в рамках конкурсной и концертной деятельности коллектива.

Заместитель по УВР (подпись)

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр эстетического воспитания детей «Отрада»

Репертуарный план хореографической студии «Магия» на 2018 – 2019 г.

Разработал и реализовал: педагог – Чекурина Е.Н.

Наименование конкурса (мероприятия)

Название номера

Жанр

Возрастная группа

Количество исполнителей

1

Отчетный концерт МАУ ДО ЦЭВД «Отрада»

«Солома»

Народный танец

6 – 8 лет (смешанная) интеграция с вокальным коллективом

15

2

Отчетный концерт студии (коллектива)

«Пролог»

классический танец

10 – 12 лет

14

3

Открытый фестиваль конкурс «Хабарики»

«Музыкальная шкатулка»

Классический танец

5-7 лет

19

4

Всероссийский конкурс «Слухоречевая реабилитация» (выступление в качестве приглашенных гостей)

«Фантазии Алисы»

Детский танец

7 – 9 лет

10

5

Городской фестиваль – конкурс «Амурские зори»

«Течение»

Современный танец

11-13 лет

8

6

Встреча гостей из КНР, г. Хеган

«Адажио»

Классический танец

12 лет

1

*Все представленные номера реализованы на площадках города, в рамках конкурсной и концертной деятельности коллектива.

Заместитель по УВР (подпись)

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр эстетического воспитания детей «Отрада»

Репертуарный план хореографической студии «Магия» на 2017 – 2018 г.

Разработал и реализовал: педагог – Чекурина Е.Н.

Наименование конкурса (мероприятия)

Название номера

Жанр

Возрастная группа

Количество исполнителей

1

Отчетный концерт МАУ ДО ЦЭВД «Отрада», посвященный 20-летию учреждения

«Маковки»

Народный стилизованный танец

5-6 лет (дошкольники)

24 человека (ансамбль)

2

«Повара большие и маленькие»

Детский танец

6 – 12 лет (смешанная)

52 человека (ансамбль)

3

Открытие концертной программы

«Часы»

Современный танец

11-13 лет

12 человек (ансамбль)

*Номера были представлены на сцене КСК «Арсеналец», в последующих уч. гг. и на других городских площадках. Сохраняются в репертуаре коллектива до текущего учебного года.

Заместитель по УВР

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Репертуарный план работы по вокальному кружку на учебный год

Автор: Долинина Дарья Сергеевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Учебный материал

Репертуарный план работы по вокальному кружку на учебный год

Краткое описание работы: В данном материале представлен годовой план для занятий по вокалу, с репертуаром.

Перспективный план  работы вокально-хоровой студии «Звоночек»

на 2022-2023 учебный год

Октябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

 Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе  и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песни а капелла.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

«Паровоз» – Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

  1. «Говорил попугай попугаю».
  2. «Тигры».
  3. «Вёз корабль карамель».
  4. «Кит-рыба».

1. «Жила была мама,звали её гамма»

2. «Птичка и Лиса»

3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой

«Капризка-дождик»Л.Некрасова

Количество занятий – 4

Ноябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения:

1. «В гости».

2. «Здравствуйте».

 М. Картушина.

Упражнения:

  1. «Обезьянки».
  2. «Весёлый язычок».

Пропевание гласных

Ква-Квэ-кву» в разной последовательности.

  1. Няня мылом мыла Милу…»
  2. «Сорок сорок ели сырок…»
  3. Знакомый материал.
  1. «Фокус-покус».
  2.  «Чудо-лесенка».
  3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

«Песня сладкоежек»

А.Ермолов

Количество занятий – 4

Декабрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5 Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

 Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

«Лошадка» – прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» – Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности

 «По волнам», «Качели», «По кочкам».

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Храбрый портняжка»,

«Золушка и сестры» А.Евтодьевой,

«Гроза»

Знакомый репертуар.

«Эх,русская метель» р.н.п.

Количество занятий – 4

Январь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4. Скороговорки.

    Стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала

 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».

«Крик ослика» (Й – а…)

«Крик в лесу»  (А – у).

«Крик чайки»  (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.

1. «Волк и красная шапочка»

2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой

Повторение знакомых песен

«Моя семья» Макаров

Количество занятий – 4

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У –  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей  во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

5.Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Паровоз» – Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

1. «Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

1. «Папа и дочь»Саманта

Количество занятий – 4

Март

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой  Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Упражнение:  «В гости».

                         «Здравствуйте».

                         Картушина.

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка»

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

1. «Теремок» Л.Олифировой

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

«Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих»Ж.Колмагорова

«Любимая мама»Сл.Балахоненковой

Количество занятий – 4

Добавить комментарий