Как составить репродуктивный вопрос

Репродуктивные и продуктивные вопросы

Репродуктивные вопросы[8]

• Какие события описываются (в статье, рассказе, документе)?

• Что называют…? (при условии, что в тексте было определение слова).

• Перечислите основных участников событий.

• Назовите этапы события.

• Назовите действия участников.

Продуктивные вопросы

Вопросы на анализ: В чем причины? Каковы последствия? Что послужило толчком к событиям?

Вопросы на обобщение: Каковы итоги? Какой вывод можно сделать? Какова общая оценка?

Проектные вопросы (вопросы на синтез информации): Что можно было бы сделать, чтобы ситуация не стала столь запутанной? Каковы пути выхода из кризиса?

Вопросы на прогнозирование: Как вы думаете, что будет, если.?

Вопросы на выделение сущности: Что составляет основу? В чем смысл ситуации? Какова главная идея (мысль)?

Вопросы на обоснование позиции, идеи: Почему вы считаете, что.? Чем вы можете доказать?

В педагогике вы­деляют три вида вопросов:

1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы наибо­лее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начи­наются они вопросительными местоимениями: кто? кто это? что? что это? что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, одно­словные:

Кто это?    —   Девочка.

Что это?    —   Стул.

Что делает кот?   —  Спит.

Репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествова­ния и способствуют развитию памяти.

2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают ис­пользование в ответах распространенные предложе­ния.

Составной частью поисковых вопросов являются вопро­сительные местоимения или наречия, с которых начинает­ся вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?

Например: Где спит кот?    —    Кот спит на диване.

Поисковые вопросы развивают наблю­дательность и внимание;

3.Проблемные вопросы начинаются с вопросительных на­речий: почему? зачем?

Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой слож­ноподчиненные предложения.

Проблемные вопросы помогают устанавливать причинно-след­ственные связи и смысловые ассоциации, развивают логи­ческое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.

Проблемные и, в некоторой степени, поисковые вопросы относят к развивающим вопросам.

Я писала о проблемных и поисковых вопросах в этой статье.

Как формулировать развивающие вопросы?

Возьмем, для примера,  тему «Транспорт».

Алгоритм развивающего диалога такой:

Сначала задаются вопросы на восстановление опыта: «На чем вы сегодня приехали в детский сад или вы пришли или приехали?». Этот вопрос требует воспоминания.

Затем вопросы на осмысление: «Почему приехали, а не пришли пешком?». Или: «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?».  Это вопросы, требующие анализа ситуации.

Далее задается обобщающий вопрос, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям в городе нужен транспорт?».

О том, кто должен больше говорить в процессе НОД, воспитатель или дети, я написала в группе нашего сайта в ВКонтакте

Становитесь участником этой группы! Пишите свои предложения и педагогические находки!

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,

доцент, кандидат педагогических наук.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Можно задать вопрос!

«Часто и по-разному спрашивать – значит приобретать точные знания». Платон

«Умный вопрос — уже половина знаний».  Ф.Бэкон

Можно задать вопрос? Да! Казалось бы, что проще, прочитай текст и сформулируй вопрос. Проблема! Ученики не знают, как правильно и грамотно составлять вопросы.  Для многих детей такое задание оказалось очень сложным.  А составить  несколько вопросов к одному предложению вообще невыполнимым. К сожалению, для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Вот такое противоречие. Недавно прочитала, что в финских школах используют новую методику – учителя не задают вопросы, ученики должны придумать их сами. Так учитель помогает детям прийти к собственным выводам. Решила, почему бы не попробовать такой прием работы на уроке физики, конечно со своими изменениями и дополнениями. Я думаю, ученикам такое умение составлять вопросы не помешает.  Им следует знать о различных методиках постановки вопросов, так как это необходимо для участия в дискуссиях, выступлениях и просто в общении с окружающими людьми.

Посмотрим, какую классификацию вопросов предлагает в своей статье учитель литературы, заведующая кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска Наталья Ванюшева.

1.Знание: вопросы, требующие запомнить информацию.

2.Понимание: вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.

3.Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему.

4.Анализ: ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы “почему” и “зачем”, то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

5.Синтез: ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другое решение проблемы) или предсказать развитие событий.

6.Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения, как вы считаете?

7. Проблемный вопрос.

Лично мне нравится другая классификация, более простая и понятная ученикам. При работе с текстом можно составить репродуктивные или продуктивные специальные и разделительные вопросы. Чем они отличаются?  

Репродуктивные вопросы дают определенную информацию или знания. Продуктивные вопросы активизируют процесс познания, другими словами побуждают нас мыслить.

Как составить такие вопросы?

Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда?

Продуктивные вопросы (специальные):

1. можно ли считать … верным?

2. какие выводы можно сделать из…?

3.каковы  причины  данного явления, процесса…?

4.вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные):

1.если известно…, то …?

2.если …, то почему …?

3.… или ….?

Когда можно использовать данный прием работы? Для самостоятельного изучения материала или его закрепления. Как назвать такой урок? Урок – самостоятельная работа, урок – вопрос,  урок моделирования вопроса.

Этапы такого урока:

1. Мотивационный. Обязательный этап, пренебрегать им нельзя. Ученику необходимо объяснить, а может быть даже убедить, зачем ему необходимо выполнять такую работу.

2. Изучение нового материала или закрепление на основе моделирования вопросов. Предложите ученикам прочитать параграф или определенный текст и составить по нему 20-30 вопросов.

3. Проверка. К сожалению, проверка занимает много времени.  Можно предложить ученикам взаимопроверку, можно обсудить вопросы одного ученика в классе, а у других собрать тетради и проверить. Обязательно оцените работу каждого ученика.

4. Рефлексия.

Учителя физики могут возразить мне. Стоит ли тратить время на такой вид деятельности. Умение составлять вопросы – это задача учителей литературы, русского языка, обществознания. Я думаю, стоит! Итог такой работы очевиден. Ученики обретут уверенность в себе, они не станут бояться спрашивать, их самооценка повысится, а самое главное они будут читать, мыслить и говорить.

Источники.

lit.1september.ru/article.php?ID=200902120

Содержание

  1. Что значит репродуктивные вопросы
  2. конструкция развивающих вопросов консультация на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  6. Статья «Можно задать вопрос!»

Что значит репродуктивные вопросы

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок).

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы нацеливают на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно-следственных связей. Методика использования вопросов в беседе разработана Е. И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями применяется и в настоящее время.

В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов.

Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.

Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?

Другая группа вопросов – поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинноследственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).

Источник

конструкция развивающих вопросов
консультация на тему

Использование активных форм и методов обучения

в работе с дошкольниками

Скачать:

Вложение Размер
konstruktsiya_voprosov.docx 19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкция развивающих вопросов и заданий:

1 группа – репродуктивные вопросы и задания опираются на восприятие, памяти. Целесообразно их давать тогда, когда требуется точное воспроизведение учебного материала. Доля этих вопросов не д/ж превышать 1/3.

Кто, где, когда, что?

Повторите, вспомните, опишите, перескажите.

2 группа – продуктивные вопросы . Они опираются на мышление и воображение. Среди продуктивных:

Какова главная идея?

В чем суть явления?

Чем можно объяснить что…

Что объединяет рассматриваемое явление?

Какой вывод вы предлагаете сделать?

На каком основании делаем такой вывод?

Как понимаете что такое… (например: окружающий мир)?

Чем отличается? Какая разница?

Как это знание применить?

Какое сделано преобразование?

К какому выводу мы с вами пришли?

Как относитесь к высказыванию…?

Почему ты так думаешь?

Систематизируйте, обобщите, классифицируйте.

3 группа – проблемно-поисковые

Как по другому сделать?

Почему именно этим способом?

В чем недостатки? Объясните в связи с чем?

Докажите. Выскажите предположения. Оцени. Сравни.

4 группа – творческие:

Придумайте как сделать так, чтобы…

Как использовать эти знания?

Что изменится если…(исчезнет солнце)

Использование активных форм и методов обучения

в работе с дошкольниками

Использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

Предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность

Стимулирование самостоятельной деятельности. Развитие творческих способностей и нестандартности мышления.

Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Речь развивается только тогда, когда мы ставим ребенка в речевую ситуацию. Ассоциативные загадки: На что похожа? Чем отличается?

  • Синквейн — это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Поставить себя в ситуацию и описать свои ощущения (представь себя фиалкой на жарком солнышке…, а сейчас полили водичкой…)

Развитие навыков самостоятельного умственного труда.

  • Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена определённая информация.

Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных рассказов.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств: подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

В основе создания мини-музея лежит метод систематического подхода.

Важно уметь договариваться (договориться, распределить обязанности)

Члены микрогруппы сидят вместе, находят вместе ответы на вопросы, обсуждают решение задачи.

  • Введение в воображаемую ситуацию

Работа с репродукциями картин, фотографиями («Давайте заглянем в этот уголок»), где должны быть активизированы все органы чувств.

Учит наблюдать, видеть, вспоминать и сопоставлять явления. Находить причинно-следственные связи.

В ходе организации проведения сюжетно-ролевой игры идет расширение жизненного пространства ребенка.

Фиксация степени соответствия поставленных целей и результатов деятельности.

  • Самооценка и самоконтороль

Дети должны учиться оценивать свою деятельность. Используется прием не законченной фразы: «Сегодня я молодец…»

«Сегодня я поняла, что…», «Меня волнует то ….», «Сегодня у меня не получилось …, но я буду стараться и у меня все получиться».

  • Развивающие вопросы и задания

Это вопросы и задания опираются на мышление и воображение: продуктивные, эвристические, проблемно-поисковые, творческие.

  • ТРИЗ — Каждого человека можно научить творчеству.

Принести любимую игру и рассказать правила этой игры. Обменяться игрой с другом, который расскажет родителям правила игры (создание речевой ситуации).

Шесть разных способов мышления: констатация, эмоции и прогнозирование, критика, достоинства, конструктив, рефлексия.

Повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия (физкультминутка, подвижная игра).

Побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание предметно-развивающей среды для работы по вопросам трудового воспитания»

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говор.

Развивающая викторина для детей «Счастливый случай» содержит вопросы и ответы.

Игра «Счастливый случай»Здравствуйте дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас у нас в детском доме! Можно не сомневаться, что мы с вами проведём сегодня немало приятных минут на нашей игре «Счастливы.

Консультация «Вопросы планирования и организации предметно-развивающей среды»

Использование предметно- развивающей среды для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении.

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе.

Тематический семинар «Актуальные вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО»

На семинаре выступили воспитатели Акимова М. В. и Усачевская Ж. Г., медицинская сестра Яшина С. В. Зам. директора по УВР Еремичева М. В. и старший воспитатель Родионова Л. А. предложили педагогам пр.

«Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией».

На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку.

Доклад на тему «Формулировка и использование развивающих вопросов при организации занятий с дошкольниками».

laquo;Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ»Таджикская пословица, а так же высказывания Эммануила Канта «Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности&raqu.

Источник

Статья «Можно задать вопрос!»

Можно задать вопрос!

«Часто и по-разному спрашивать – значит приобретать точные знания». Платон

«Умный вопрос — уже половина знаний». Ф.Бэкон

Можно задать вопрос? Да! Казалось бы, что проще, прочитай текст и сформулируй вопрос. Проблема! Ученики не знают, как правильно и грамотно составлять вопросы. Для многих детей такое задание оказалось очень сложным. А составить несколько вопросов к одному предложению вообще невыполнимым. К сожалению, для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Вот такое противоречие. Недавно прочитала, что в финских школах используют новую методику — учителя не задают вопросы, ученики должны придумать их сами. Так учитель помогает детям прийти к собственным выводам. Решила, почему бы не попробовать такой прием работы на уроке физики, конечно со своими изменениями и дополнениями. Я думаю, ученикам такое умение составлять вопросы не помешает. Им следует знать о различных методиках постановки вопросов, так как это необходимо для участия в дискуссиях, выступлениях и просто в общении с окружающими людьми.

Посмотрим, какую классификацию вопросов предлагает в своей статье учитель литературы, заведующая кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска Наталья Ванюшева.

1.Знание: вопросы, требующие запомнить информацию.

2.Понимание: вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.

3.Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему.

4.Анализ: ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы “почему” и “зачем”, то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

5.Синтез: ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другое решение проблемы) или предсказать развитие событий.

6.Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения, как вы считаете?

7. Проблемный вопрос.

Лично мне нравится другая классификация, более простая и понятная ученикам. При работе с текстом можно составить репродуктивные или продуктивные специальные и разделительные вопросы. Чем они отличаются?

Репродуктивные вопросы дают определенную информацию или знания. Продуктивные вопросы активизируют процесс познания, другими словами побуждают нас мыслить.

Как составить такие вопросы?

Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда?

Продуктивные вопросы (специальные):

1. можно ли считать … верным?

2. какие выводы можно сделать из…?

3.каковы причины данного явления, процесса…?

4.вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные):

1.если известно. то …?

2.если …, то почему …?

Когда можно использовать данный прием работы? Для самостоятельного изучения материала или его закрепления. Как назвать такой урок? Урок — самостоятельная работа, урок — вопрос, урок моделирования вопроса.

Этапы такого урока:

1. Мотивационный. Обязательный этап, пренебрегать им нельзя. Ученику необходимо объяснить, а может быть даже убедить, зачем ему необходимо выполнять такую работу.

2. Изучение нового материала или закрепление на основе моделирования вопросов. Предложите ученикам прочитать параграф или определенный текст и составить по нему 20-30 вопросов.

3. Проверка. К сожалению, проверка занимает много времени. Можно предложить ученикам взаимопроверку, можно обсудить вопросы одного ученика в классе, а у других собрать тетради и проверить. Обязательно оцените работу каждого ученика.

Учителя физики могут возразить мне. Стоит ли тратить время на такой вид деятельности. Умение составлять вопросы — это задача учителей литературы, русского языка, обществознания. Я думаю, стоит! Итог такой работы очевиден. Ученики обретут уверенность в себе, они не станут бояться спрашивать, их самооценка повысится, а самое главное они будут читать, мыслить и говорить.

Источник

Кто не взвешивает вопроса, того
покоробит ответ.
Таджикская пословица.

Умение ставить разумные вопросы есть
признак ума и проницательности.
Эммануил Кант

Уважаемые коллеги!

Предлагаю начать нашу консультацию с
комплиментов друг другу.

Приветствие “Комплимент” (коллеги говорят
соседу справа/слева какой-либо комплимент)

Ранее на наших встречах мы говорили о развитии
связной речи у детей дошкольного возраста. В ходе
посещения занятий в группах я определила, что
многие воспитатели затрудняются в постановке
вопросов при обучении детей связному
высказыванию.

Приведу некоторые примеры: “Морковь какая?”,
“Что тут нарисовано?”, “Что девочка делает?”
Корректные ли эти вопросы? Почему? Как спросить
ПРАВИЛЬНО? (высказывания коллег)

Презентация.

СЛАЙД 2. Любой педагог должен уметь задавать
вопросы. Чтобы понять, как помочь формированию
этой важной составляющей речевой деятельности,
рассмотрим теоретические аспекты и методику
работы с вопросами.

Очень большое значение имеет логическая
структура вопроса
. Можно сказать, что познание
начинается с вопроса, который направляет
мышление человека на поиск ответа, побуждая
потребность в познании и приобщая к умственному
труду. Очень важный фактор эффективного общения
– это умение спрашивать.

С помощью вопросов мы можем создать нужную
нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции
собеседника.

Вопросы
задают все, но мало кто знает, как делать это
правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении.
Если на свои вопросы вы получаете односложные
ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип
вопросов и не тем тоном.

СЛАЙД 3. С психологической точки зрения
существуют шесть типов вопросов:

  • Простые
  • Уточняющие
  • Практические
  • Оценочные
  • Творческие
  • Вопросы-интерпретации

С точки зрения философии типов вопросов ещё
больше!

СЛАЙД 4. Вопрос – это эффективное средство
обучения, которое вызывает желание учиться.
Педагоги должны создавать атмосферу, которая
побуждает детей задавать вопросы и давать на них
ответы. В процессе познания вопросы должны
предварять ответы. Следовательно, очень важно
развивать умение задавать вопросы.

Какова же иерархия уровней постановки
вопросов? Рассмотрим методику обучения умению
отвечать детей на вопросы.

Что такое иерархия?

СЛАЙД 5. Иера?рхия (от древне-греческого
“священный” и “правление”) — порядок
подчинённости низших звеньев высшим,
организация их в структуру типа дерево;
принцип управления в централизованных
структурах. Ситуативная подчинённость может
возникать по горизонтальному принципу, это
качество гибкости системы управления.

По своему характеру и по степени сложности
ответов выделяют 3 вида вопросов.

СЛАЙД 6. И мы с вами уже говорили про эти 3 вида.
Давайте вспомним их:

  • Репродуктивные,
  • Поисковые,
  • Проблемные.

СЛАЙД 7. Репродуктивные – наиболее лёгкие,
доступные вопросы, требующие простых ответов.
Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что
делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило,
однословные. Поэтому очень важно помогать детям
начинать ответ с последнего слова вопроса,
своеобразной подсказки (говорящие дети с этим
справятся уже в раннем возрасте, если будут
слышать образец ответа)

Кто это?

Что это?

Это мальчик.

Это мячик.

Что делает кот? Кот спит.

Вариант вопросов: Это кто? Это что? Что кот
делает? – будут некорректными (неправильными), так
как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы
детей.

Предлагаю выполнить упражнение “Вопрос –
ответ”

(педагоги в парах по предметным картинкам
задают друг другу вопросы)

СЛАЙД 8. Поисковые вопросы более сложные и
предполагают использование в ответах полных
распространённых предложений.

Составной частью поисковых вопросов являются
вопросительные местоимения или наречия, с
которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда?
Как? Когда? Сколько? Какой?

Продолжается отработка модели ответа,
начинающегося с последнего слова
(словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку
уже несколько усложнённый ответ и является
своего рода подсказкой, но и требует от взрослого
грамотной, чёткой, заранее продуманной
формулировки вопросов.

Как вы думаете, какой вариант вопроса
правильный: Где спит кот? Где кот спит? (конечно –
первый вариант, подсказывающий ответ: Кот спит на
диване.)

Сейчас поупражняемся.

(По любой сюжетной картине педагоги
упражняются в составлении правильных поисковых
вопросов)

СЛАЙД 9. Проблемные вопросы начинаются
вопросительными наречиями Почему? Зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической
конструкции, а главное по содержанию, так как
требуют определённой мотивации ответов,
осмысливания причинно-следственных связей,
установления смысловых ассоциаций – и,
следовательно, непосредственно связаны с
развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют
собой сложноподчинённые предложения и более
расширенный словарь.

В обучении ответам на проблемные вопросы ещё
большую роль играет помощь педагога, как в форме
образца ответа, так и в использовании такого
приёма, как подсказывающее начало ответа на
поставленный вопрос.

Сейчас предлагаю разделиться на подгруппы и
составить проблемные вопросы по сложенной
сюжетной картине.

(Педагоги берут по 1 фрагменту разрезных
картинок, объединяются в подгруппы, собрав целую
картинку и в подгруппах выполняют задание)

Итак, подведём итоги.

Что же такое вопросы? Вопросы – это способ
получения информации и в то же время способ
переключения мыслей человека, с которым ведете
беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы,
тот управляет беседой).

Важной составляющей коммуникативного
общения является умение задавать вопросы. С
помощью вопросов мы прокладываем себе мост в
неизвестное и неопределенное. А поскольку
неопределенность и неизвестность это
характерная черта современного, стремительно
меняющегося мира, развитие умения задавать
вопросы является очень актуальным.

Вопросы должны быть продуманными:

  • Первый раз задали вопрос, последующие повторы
    должны быть такими же.
  • Непродуманные вопросы каждый раз звучат
    по-новому, тем самым затрудняют ответы.

Мы, взрослые, учимся задавать вопросы, и очень
важно учить этому детей.

Для обучения детей умению задавать вопросы
можно использовать методику “Вопрошайка”
(автор М.Б. Шумакова), с которой вы можете
ознакомиться самостоятельно.

СЛАЙД 10. А сейчас предлагаю поделиться своими
впечатлениями о нашей практической
консультации. (Рефлексия)

Литература.

  1. Практикум по профессиональной коммуникации
    педагогов: рекомендации, игры, тренинги./
    Автор-составитель О.М. Ельцова. – Волгоград:
    Учитель, 2010 г.
  2. Волков А.А. Основы риторики. – М: Академический
    проспект, 2003г.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у
    дошкольников.- М.:Просвещение, 1985г.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование
    связной речи и развитие логического мышления у
    детей старшего дошкольного возраста с ОНР. –
    Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.

Добавить комментарий