Администрация Сысертского Городского Округа
Официальный сайт
Требования к режиму дня в дошкольном образовательном учреждении
Здоровье человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в дошкольном периоде.
В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”, режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет не менее 3 часов в день. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Прогулки необходимо организовывать 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов – организуется однократный прием пищи.
Общая продолжительность дневного сна для детей 1-3 лет отводится не менее 3 часов, для детей 4-7 лет отводится не менее 2,5 часов. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста 1,5-3 лет не более 20 минут; от 3 до 4 лет не более 30 минут; от 4 до 5 лет не более 40 минут; от 5 до 6 лет 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Очень важно в дошкольном учреждении правильно организовать образовательную деятельность.
Нормативная база: СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”.
-
Дата публикации:
9.09.2021
-
Дата последнего изменения:
9.09.2021
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальные гарантии
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
|
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика |
7.00 – 8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.00 – 8.30 |
Совместная и самостоятельная |
8.30 – 9.00 9.08 – 9.18 9.26 -10.00 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе по подгруппам |
9.00 – 9.08 9.18 – 9.26 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) |
10.10 – 11.30 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность |
11.30- 11.40 |
Подготовка к обеду, обед |
11.40– 12.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 – 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.15 – 15.25 |
Игры, досуги, общение, деятельность по интересам, чтение |
15.25 – 15.40 16.10 – 17.00 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе (по подгруппам) |
15.40 – 15.50 16.00 – 16.10 |
Подготовка |
17.00 – 17.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (индивидуальная работа, общение, труд, игры) |
17.20 – 19.00 |
Уход |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00 – 20.30 |
Ночной сон |
20.30 – 6.30 (7.30) |
Примерный режим
дня в первой младшей группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, |
7.00 – 8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.00 – 8.20 |
Игры, экспериментирование, труд, подготовка к образовательной деятельности на прогулке |
8.20 – 9.00 |
Непосредственная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе по подгруппам (физкультурно-оздоровительная, художественное творчество, игры, наблюдения, музыка, воздушные и солнечные ванны) на участке во время прогулки |
9.00 – 9.08 9.18 – 9.26 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Прогулка: игры, наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, воздушные и солнечные процедуры |
9.08 – 9.18 9.26 – 10.00 10.10 – 11.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, самостоятельная игровая деятельность |
11.10- 11.40 |
Подготовка к обеду, обед |
11.40– 12.20 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.20 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 – 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.15 – 15.25 |
Игры, досуги, общение, деятельность по интересам, подготовка к прогулке и |
15.25 – 15.40 |
Непосредственная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе по подгруппам (физкультурно-оздоровительная, художественное творчество, игры, наблюдения, музыка, воздушные и солнечные ванны) на участке во время прогулки |
15.40 – 15.50 16.00 – 16.10 |
Совместная и самостоятельная |
15.50 – 16.00 16.10 – 17.00 |
Подготовка |
17.00 – 17.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, воздушные и солнечные процедуры) |
17.30 – 19.00 |
Уход |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00 – 20.30 |
Ночной сон |
20.30 – 6.30 (7.30) |
Примерный режим
дня во второй младшей группе
(холодный период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, утренняя гимнастика |
7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 – 8.50 |
Игры, |
8.50 – 9.20 9.35 – 9.45 |
Непосредственная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе |
9.20 – 9.35 9.45 – 10.00 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд), возвращение с прогулки |
10.10 – 12.00 |
Подготовка |
12.00 – 12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.45 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 – 15.20 |
Подготовка |
15.20 – 15.40 |
Дополнительное образование (совместная образовательная деятельность) 1 раз в неделю |
15.40 – 15.55 |
Игры, досуги, общение и деятельность по интересам, чтение, индивидуальная работа |
15.55 – 17.00 |
Подготовка |
17.00 – 17.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка (самостоятельная |
17.35 – 19.00 |
Уход |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00 – 20.30 |
Ночной сон |
20.30 – 6.30 (7.30) |
Примерный режим
дня во второй младшей группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, утренняя гимнастика |
7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 – 8.50 |
Игры, |
8.50 – 9.20 |
Музыкальные и спортивные праздники, досуги, экскурсии, совместная и самостоятельная игровая деятельность |
9.20 – 10.00 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд), воздушные и солнечные процедуры |
10.10 – 11.50 |
Возвращение |
11.50 – 12.05 |
Подготовка |
12.05 – 12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.45 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 – 15.20 |
Подготовка |
15.20 – 15.40 |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность, досуги, общение, индивидуальная работа, |
15.40 – 17.00 |
Подготовка |
17.00 – 17.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка (самостоятельная |
17.35 – 19.00 |
Уход |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00 – 20.30 |
Ночной сон |
20.30 – 6.30 (7.30) |
Примерный режим
дня в средней группе
(холодный период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 – 8.55 |
Игры по выбору детей, самостоятельная деятельность, подготовка к непосредственной образовательной деятельности |
8.55 – 9.00 9.20 9.50 – 10.00 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: образовательные |
9.00 – 9.20 9.30 – 9.50 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, экспериментирование, труд) |
10.10 |
Возвращение с прогулки, игры |
11.50 – 12.10 |
Подготовка к обеду, обед |
12.10 –12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.45 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры |
15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 – 15.40 |
Дополнительное образование (совместная образовательная деятельность) 2 раза в неделю |
15.40 – 16.00 |
Игры, досуги, общение по интересам, |
16.00-17.00 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.00 – 17.30 |
Прогулка: самостоятельная |
17.30 – |
Игры, уход детей домой |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.10 – 20.40 |
Ночной сон |
20.40 – 6.30 (7.30) |
Примерный режим
дня в средней группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 – 8.55 |
Игры, общение, самостоятельная деятельность |
8.55 – 9.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, музыкальные и спортивные праздники, досуги, экскурсии, экспериментирование, самостоятельная деятельность |
9.00 – 10.00 10.10 – 11.50 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры |
11.50-12.10 |
Подготовка к обеду, обед |
12.10 –12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.45 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 – 15.40 |
Игры, досуги, общение по интересам, творческая деятельность, индивидуальная работа, |
15.40 – 17.00 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.00 – 17.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка (самостоятельная |
17.30 – |
Игры, уход детей домой |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.10 – 20.40 |
Примерный режим
дня в старшей группе
(холодный период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 – 8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.25 – 8.50 |
Игры, свободное общение, самостоятельная деятельность |
8.50 – 9.00 9.25 – 9.35 9.55 – 10.00 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации |
9.00 – 9.25 9.35 – 9.55 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам) |
10.10 – 12.15 |
Возвращение |
12.15 – 12.30 |
Подготовка к обеду, обед |
12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры |
15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 – 15.40 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: образовательные |
15.40 – 16.05 |
Дополнительное образование (совместная образовательная деятельность) 2 раза в неделю |
16.15 – 16.40 |
Совместная игровая деятельность, игры, досуги, самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа, общение по интересам и выбору детей |
16.05 – 16.15 16.40 – 17.05 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.05 – 17.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, труд, игры, |
17.30 – |
Игры, уход детей домой |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.15 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.15 – 20.45 |
Ночной сон |
20.45 – 6.30 (7.30) |
Примерный режим
дня в старшей группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 – 8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.25 – 8.50 |
Игры, свободное общение, самостоятельная деятельность |
8.50 – 9.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, музыкальные и спортивные праздники, досуги, экскурсии, экспериментирование, воздушные и солнечные процедуры, самостоятельная деятельность |
9.00 – 10.00 10.10 – 12.05 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры |
12.05-12.25 |
Подготовка к обеду, обед |
12.25 –13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры |
15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 – 15.40 |
Игры, досуги, общение по интересам и выбору детей, творческая деятельность, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности |
15.40 – 17.05 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.05 – 17.30 |
Самостоятельная |
17.30 – |
Игры, уход детей домой |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.10 – 20.40 |
Примерный режим
дня в подготовительной группе
(холодный период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30 – 8.50 |
Игры по выбору детей |
8.50 – 9.00 9.30 – 9.40 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации |
9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.20 – 10.50 |
Второй завтрак |
10.10 – 10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам) |
10.50 – 12.10 |
Возвращение с прогулки, игры |
12.10- 12.30 |
Подготовка к обеду, обед |
12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные |
15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 – 15.40 |
Дополнительное образование (совместная образовательная деятельность) 2 раза в неделю |
15.40 – 16.10 |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность, досуги, |
16.10 –17.15 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.15 – 17.40 |
Подготовка |
17.40 – 19.00 |
Игры, уход детей домой |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.15 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.15 – 20.45 |
Ночной сон |
20.45 – 6.30 (7.30) |
Примерный режим
дня в подготовительной группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30 – 8.50 |
Игры, свободное общение, самостоятельная деятельность |
8.50 – 10.00 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке. Прогулка: музыкальные и спортивные праздники, досуги, экскурсии, экспериментирование, воздушные и солнечные процедуры, самостоятельная деятельность |
10.10 – 12.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры |
12.10-12.30 |
Подготовка к обеду, обед |
12.30 –13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры |
15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 – 15.40 |
Игры, досуги, общение по интересам, творческая деятельность, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности, чтение, |
15.40 – 17.15 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.15 – 17.40 |
Подготовка |
17.40 – 19.00 |
Игры, уход детей домой |
18.45 – 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 – 20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.10 – 20.40 |
Организация жизни и воспитание детей в адаптационный период
Режим дня детского сада максимально приближен к домашнему режиму. Необходимо в течение недели, а иногда и месяца считаться со всеми имеющимися у ребенка привычками, даже если они и не соответствуют режиму детского сада.
Не следует запрещать приносить из дома игрушки. Переводить ребенка на режим детского сада нужно постепенно, с учетом его индивидуальных особенностей.
Прием новых детей в группы – не более 2 -3 человек в неделю, чтобы воспитатели могли уделить максимум внимания детям и выполнить назначенный индивидуальный режим.
В целях профилактики переутомления и перевозбуждения нервной системы необходимо в первый период посещения ребенком детского сада сократить время его пребывания на несколько часов и постепенно его удлинять дневной сон в этот период лучше проводить дома. Нельзя переводить ребенка из одной группы в другую, привлекать ребенка к играм – занятиям, если он не хочет. Лучше дать ему возможность постепенно привыкнуть к детскому коллективу путем «наблюдения со стороны». Признаками завершения адаптации ребенка являются адекватное поведение, положительные эмоции, хороший сон, аппетит, прибавка веса по возрасту.
Контроль выполнения режимов дня в ДОУ осуществляют: медицинские работники, административно-управленческий аппарат, педагоги, родители.
. Профилактическая и оздоровительная работа в ДОУ
Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим основные биологические характеристики ребенка.
Профилактическая и оздоровительная работа в дошкольном учреждении представляет собой комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на раннее выявление отклонений в состоянии физического и психического развития ребенка, коррекцию выявленной патологии, а так же на предупреждение рецидивов хронического заболевания.
Работа в этом направлении включает: наблюдение и оздоровление детей 1 и 2 групп здоровья, профилактику травматизма, организацию коррегирующих мероприятий в отношении плоскостопия, осмотр узкими специалистами и т.д.
Под руководством педагогического и медицинского персонала осуществляются разнообразные формы работы с детьми направленные на реализацию оздоровительных задач в течение дня.
В ДОУ разработан план профилактически – оздоровительных мероприятий, который включает в себя:
План улучшения здоровья детей в ДОУ
№ |
Содержание |
Периодичность выполнения |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Оптимизация режима |
|||
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима |
ежедневно |
Воспитатели Педагог – психолог Соц. педагог Мед.сестра Педиатр |
В течение года |
|
Определение и обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей |
ежедневно |
Педагог – психолог Воспитатели |
В течение года |
|
2 |
Организация двигательного режима |
|||
Физкультурные занятия |
3 раза в неделю |
Инструктор по физ. воспитанию |
В течение года |
|
Утренняя гимнастика |
ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
|
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений |
ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
|
Гимнастика после дневного сна |
ежедневно |
Воспитатели (контроль медработника) |
В течение года |
|
Музыкально – ритмические занятия |
2 раза в неделю |
Муз. работник воспитатели |
В течение года |
|
Спортивный досуг |
1 раз в месяц |
Инструктор по физ.воспитанию |
В течение года |
|
Гимнастика для глаз |
Во время занятий (физкультминутки) |
Воспитатели медработник |
В течение года |
|
Пальчиковая гимнастика |
3-4 раза в день |
Воспитатели |
В течение года |
|
3 |
Охрана психического здоровья |
|||
Использование приемов релаксации (минуты тишины, музыкальные паузы) |
ежедневно |
Воспитатели Специалисты |
В течение года |
|
4 |
Профилактика заболеваемости |
|||
Дыхательная гимнастика (в игровой форме) |
3 раза в день (во время утренней зарядки, прогулки, после сна) |
Воспитатели (контроль медработника) |
В течение года |
|
Профилактика ОРЗ (оксалиновая мазь) |
Ежедневно (2 раза в день перед прогулкой) |
Медработник Воспитатели |
Ноябрь-декабрь Март-апрель |
|
5 |
Оздоровление фитонцидами |
|||
Чесночно – луковые закуски |
Добавление в блюда |
Медсестра Шеф – повар |
В течение года |
|
Ароматизация помещений (чесночные букетики) |
ежедневно |
Младшие воспитатели (контроль медработника) |
Октябрь Апрель |
|
6 |
Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка |
|||
Воздушные ванны |
ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
|
Прогулки (одежда соответствует сезону) |
ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
|
Хождение босиком по «дорожке здоровья» |
Ежедневно (после дневного сна) |
воспитатели |
В течение года |
|
Полоскание рта кипяченой водой |
Ежедневно (после каждого приема пищи) |
Воспитатели Младшие воспитатели |
В течение года |
|
7 |
Лечебно – оздоровительная работа |
|||
Витаминотерапия |
После сна |
Медработники |
Октябрь – апрель |
|
Настойка шиповника |
3 раза в неделю (1 раз в день) в 10.00 |
медработники |
Октябрь-ноябрь Март-апрель |
|
Витаминизация третьего блюда |
ежедневно |
медработники |
В течение года |
|
Наблюдение педиатра |
По плану |
Педиатр медработники |
В течение года |
|
Осмотр специалистов (медосмотр) |
2 раза в год |
специалисты |
Сентябрь Апрель |
|
Профилактические прививки |
По плану |
Медработники |
В течение года |
Обязательным элементом физического воспитания в ДОУ, имеющим большое значение для укрепления здоровья и повышения устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды, является закаливание.
Система закаливания в ДОУ (в виде комплексных мероприятий) учитывает следующее:
– последовательность закаливающих процедур (от щадящих к более интенсивным);
– постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры;
– состояние ребенка с учетом его индивидуальных потребностей, при выборе метода закаливания;
– систематичность закаливания;
– факторы внешней среды (воздух, вода, солнце);
– настроение ребенка во время закаливающей процедуры (оно должно быть спокойным и радостным).
Для повышения эффективности закаливающих мероприятий их следует проводить при исходном состоянии теплового комфорта организма детей, который достигается рациональным сочетанием теплозащитных свойств одежды с температурой воздуха в помещении и на открытом воздухе.
Перечень закаливающих мероприятий в ДОУ
Форма закаливания |
Закаливающее воздействие |
Длительность (минут в день) |
|||||
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||||
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) |
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями |
5-6 |
6-8 |
8-10 |
10 – 12 |
||
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении |
Воздушная ванна |
Индивидуально |
|||||
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) |
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п. |
до 20 |
до 25 |
до 35 |
до 40 |
||
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) |
Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями |
до 20 |
до 25 |
до 35 |
до 40 |
||
Прогулка в первой и второй половине дня |
Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями |
2 раза в день по 2 часа |
2 раза в день по 1ч 50 мин – 2 часа |
2 раза в день по 1ч 40 мин – 2 часа |
|||
с учетом погодных условий |
|||||||
Полоскание горла (рта) после обеда (используется кипяченая вода комнатной температуры) |
Закаливание водой в повседневной жизни |
3-7 |
3-7 |
3-5 |
3-5 |
||
Подготовка и сама процедура |
|||||||
Дневной сон без маек |
Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка |
В соответствии с действующими СанПиН |
|||||
Физические упражнения после дневного сна |
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) |
5-7 |
5-10 |
7-10 |
7-10 |
||
Закаливание после дневного сна |
Воздушная ванна и водные процедуры («расширенное» умывание, обтирание) |
5-15 |
|||||
Система закаливания в ДОУ также включает:
– утренний прием на воздухе в теплое время года;
– облегченная форма одежды;
– одностороннее проветривание во время сна (+17, +19);
– хождение босиком по «дорожке здоровья».
При проведении закаливающих процедур обеспечивается санитарно – гигиенические условия и имеется одежда для занятий утренней гимнастикой, физическими упражнениями в зале.
Правильно организованная система закаливания в ДОУ:
– поддержит температурный баланс тела (гомеостаз);
– нормализует поведенческие реакции ребенка;
– снизит инфекционно- воспалительные заболевания;
– улучшит показатели физического развития;
– повысит уровень физической подготовленности.
«Распорядок дня дошкольников
в условиях дошкольного учреждения и дома»
(консультация для родителей)
Режим дня – это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а, так же, рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
У ребёнка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
Известно, что в каждом учреждении дошкольного образования есть распорядок дня. Сон, игры, прием пищи и занятия проводятся в строго определенные часы. Перед тем, как отдавать малыша, родителям следует устроить распорядок дня дома таким образом, чтобы время сна и еды приходилось на те же часы, что и в детском саду. Для этого папам и мамам необходимо знать, какой распорядок в учреждении дошкольного образования.
Организация распорядка дня в учреждении дошкольного образования производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Распорядок дня ребенка может быть различным, но каждое учреждения дошкольного образования придерживается единых общих правил.
Время свободной деятельности предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе.
Огромное значение в распорядке дня играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном учреждении.
Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 2,5 часов.
Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома в выходные дни. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий очень важно для дошкольника.
Одним из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего является режим жизни. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает ребёнка к аккуратности, точности, порядку. Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима детского сада. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй и третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Уважаемые родители, помните, что правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием является залогом нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т. д. Вам, родителям остается следить лишь за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным. Если сын или дочь воспитываются дома, также надо выработать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и вставать, ходить гулять – это важно для нормального, гармоничного развития вашего ребёнка.
Если ваш ребёнок не ходит в детский садик и остается дома, то вариаций дня может быть множество. Так или иначе, график дня ребенка делится на две части: «до обеда» и «после обеда». В дообеденное время ребенку полезно поиграть в активные развивающие игры, а после обеда мы рекомендуем вам почитать книги, посмотреть мультфильмы или детские передачи. Вечернее время лучше всего отвести для общения ребёнка с родителями: в этом возрасте потребность ребёнка в общении с мамой и папой очень велика. Истории, не всегда правдивые, но поучительные, заинтересуют вашего ребенка и, при помощи ярких образов, которые так впечатляют детей, отложатся на всю жизнь как правила и стереотипы поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Удачи вам в воспитании вашего ребёнка!!!
Мы предлагаем вашему вниманию примерный режим дня дома:
Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры 7.00-8.00
Завтрак 8.00-9.10
Игры и занятия дома 9.10 -10.00
Прогулка и игры на свежем воздухе 10.00-12.30
Обед 12.30-13.20
Дневной сон 13.20-15.30
Свободное время для спокойных игр 15.30 -16.00
Полдник 16.00-16.30
Прогулка и игры на свежем воздухе 16.30-18.30
Ужин 18.30-19.00
Свободное время, спокойные игры 19.00 -21.00
Ночной сон
Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Всем известно, что здоровье человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в дошкольном периоде. В процессе контрольно-надзорной деятельности специалисты службы Роспотребнадзора уделяют огромное значение вопросам соблюдения в ДДУ и других образовательных учреждениях требований к режиму дня, его соответствию возрастным нормам детей, разъяснительной работе с родителями и педагогами.
За 9 месяцев текущего года специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области проверена организация воспитательно-образовательного процесса в 101 учреждении дошкольного образования, в 19 из них выявлены те или иные замечания по организации работы с детьми.
В основном отмечаются нарушения длительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности в первую и во вторую половину дня, продолжительности сна, прогулок.
Следует помнить, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Прогулки необходимо организовывать 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов – организуется однократный прием пищи.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часа, из которых 2 – 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Очень важно в дошкольном учреждении правильно организовать образовательную деятельность.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Не стоит недооценивать данных рекомендаций. Действующие нормативы разработаны и базируются строго на научном подходе, с учетом возрастных особенностей детского организма, и их соблюдение имеет огромное значение для формирования здорового в физическом и психологическом плане человека, с другой стороны – игнорирование рекомендованных норм не проходит бесследно и может иметь нежелательные последствия со стороны организма ребенка, в том числе отдаленные, которые заявят о себе в будущем.
Примерный режим дня для детей раннего возраста в ДОУ
Для того, чтобы ребёнок легче адаптировался в детском саду, родителям необходимо максимально приблизить режим ребёнка дома к режиму детского сада. С этой целью мы представляем Вашему вниманию примерный режим группы раннего возраста.
Режим дня (2-3 года)
Дома
Подъём, утренний туалет |
6.30 -7.30 |
В дошкольном учреждении
Приём детей, осмотр, общение, индивидуальная работа, игры |
7.00 – 8.00 |
Утренняя гимнастика |
8.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 – 8.45 |
Самостоятельная деятельность в центрах развития |
8.45 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) |
9.00 – 9.10 9.20 – 9.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка |
9.20 – 11.10 |
Возвращение с прогулки, общение. |
10.50 – 11.30 |
Подготовка к обеду. Обед. |
11.30 – 12.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.10 – 15.00 |
Постепенное пробуждение, гигиенические процедуры |
15.00 – 15.30 |
Подготовка к полднику. Полдник. |
15.30 – 15.50 |
Игровая и самостоятельная деятельность в развивающих центрах, чтение художественной литературы |
15.50 – 16.20 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) |
15.50-16.00 16.10 -16.20 |
Игры, чтение художественной литературы |
16.20 – 17.00 |
Подготовка к ужину. Ужин. |
17.00 – 17.30 |
Подготовка к прогулке |
17.30 – 17.50 |
Прогулка, беседы с родителями, уход детей домой |
17.50 – 19.00 |
Дома
Прогулка с родителями |
19.00 – 20.00 |
Лёгкий ужин |
20.00 – 20.15 |
Спокойные игры, общение |
20.15 – 21.00 |
Подготовка ко сну, ночной сон |
21.00 – 6.30(7.30) |